Тип тормозной системы
Тип тормозной системы
Назначение и виды вспомогательной тормозной системы
Если говорить о безопасности в автомобиле, сложно представить что-то более важное, чем хорошие тормоза. Всё остальное тоже важно, никто не спорит:на плохом двигателе далеко не уедешь, на плохих амортизаторах особо не расслабишься, но нормальная, исправная тормозная система автомобиля – это то, с чего вообще нужно начинать разговор о вождении.
Учитывая, что от тормозов буквально зависит человеческая жизнь, инженеры постарались сделать эту систему как можно более надежной. Что же там, под средней педалью?
Тормозная система автомобиля
Классификация тормозных систем автомобиля по назначению, устройство
Когда-то можно было обойтись одним видом тормозов. Но автоконструкторы постоянно искали возможности улучшить их конструкцию, и на сегодняшний день мы имеем различные виды тормозных систем, отличающиеся по назначению, принципу работы и техническому исполнению.
Рабочая (основная)
Рабочая тормозная система
Да, учитывая, что именно ей мы обязаны жизнью и безопасностью, рабочая тормозная система по праву стоит на первом месте. Это те тормоза, которыми водитель управляет во время движения: они позволяют замедлить или остановить транспортное средство. Рабочая тормозная система соединена с системой ABS (антиблокировочной), которая помогает маневрировать в критической дорожной ситуации.
Стояночная
Стояночная тормозная система: (1 — регулятор давления; 2 — тормозной механизм заднего колеса; 3 — кожух полуоси заднего моста с кронштейном регулятора давления; 4 — индикатор стояночного тормоза; 5 — рычаг стояночного тормоза; 6 — выключатель индикатора; 7 — уравниватель; 8 — тросы.)
Назначение стояночного тормоза понятно из названия: фиксировать автомобиль на долгое время, чтобы он не покатился с горочки в отсутствие хозяина. В отличие от основной системы, стояночная предназначена для длительного включения без последствий для работоспособности. Стояночный тормоз может выручить и в том случае, когда основные тормоза по какой-то причине не работают (такое бывает редко, но бывает). Как минимум, она поможет остановиться не в ближайшем столбе.
Запасная
Резервная, она же запасная, она же аварийная – специальная тормозная система, которая предназначена для страховки в случае отказа основных тормозов. Она может устанавливаться отдельно, может быть конструктивным элементом основных тормозов, а может и вообще отсутствовать в автомобиле. Если запасного тормоза нет, в случае чего придется спасаться стояночным, он поможет.
Классификация тормозных систем автомобиля по типу привода, устройство
Один человек, даже очень сильный, не может приложить достаточное усилие на тормоза, чтобы остановить машину. Для умножения и передачи усилия используется привод тормозной системы. Типы приводов бывают разные:
Механический
Типичный пример – стояночный тормоз, у которого в качестве привода трос и рычаги. Этой системе столько лет, сколько самому автомобилю, но ничего более простого и безотказного пока что инженеры не придумали.
Гидравлический
Тормоза с гидравликой есть у любого легкового автомобиля, это самая привычная нам система. Можно сказать, гидравлика сочетает в себе эффективность и доступность: работает отлично, обслуживать достаточно легко, комплектующие есть в любом магазине автотоваров. Гидравлические тормоза делятся по типу тормозных элементов на дисковые и барабанные.
-
Дисковый тормоз. Эффективно? Да. Надежно? Да. Дисковые тормоза в свое время стали фурором в автоспорте, а затем и в повседневной жизни. По эффективности она сразу же превзошли привычные тогда тормозные барабаны.
Устройство дисковых тормозов
Принцип работы дискового тормоза знает любой водитель: фрикционные накладки расположены по обе стороны стального диска, который надет на ступицу колеса и вращается вместе с ней. Нажатие на педаль тормоза приводит в действие привод, накладки зажимают диск и останавливают его, а вместе с ним и автомобиль.
Устройство барабанных тормозов
По эффективности барабанные тормоза стоят далеко позади дисковых, и в прямом, и в переносном смысле. Поскольку для остановки автомобиля торможение передних колес важнее, чем задних, то барабанные тормоза иногда ставят на задние колеса в недорогих моделях автомобилей.
Пневматический
Пневматика в качестве привода тормозной системы не используется в легковых автомобилях, ее ставят на тяжелую коммерческую технику. Принцип действия немного похож на гидравлический, но рабочей средой является не жидкость, а сжатый воздух, который накачивается в систему компрессором. Когда водитель нажимает педаль тормоза, воздух под давлением проходит к тормозным элементам и приводит их в действие.
Комбинированный
Комбинированную тормозную систему можно встретить на тяжелой спецтехнике. Он состоит из различных типов привода, что дает громоздкий, но надежный результат. Электромеханический или гидромеханический привод нужны для тяжелого транспорта в тяжелых условиях.
Контуры подключения
Отказ тормозов всегда был самым большим кошмаром любого водителя. Поэтому инженеры давно придумали, как сделать, чтобы можно было остановить машину даже с поврежденной тормозной системой (а повредить гидравлическую систему проще, чем любую другую. Потек уплотнитель – и привет горячий).
Одним из вариантов страховки на случай отказа стало разнесение системы на два контура. Оказалось, двухконтурные тормоза это не так сложно, как могло быть, зато надежно и безопасно. Даже если один из контуров откажет, система продолжит работать, позволив избежать аварии.
Есть 5 вариантов компоновки контуров гидравлической системы:
-
4+2, параллельная со страховкой передней оси. Один контур запитывает все четыре колеса, второй – только два передних.
Контуры параллельные, схема 4+2
Контуры параллельные, схема 2+2
Контуры диагональные, схема 2+2
Контур комбинированный, схема 3+3
Контур параллельный, схема 4+4
В большинстве случаев владелец автомобиля даже не задумывается, какая там у него схема разнесения контуров. Тормоза работают – и отлично.
11.3. Экстренное торможение
Экстренным называется режим торможения, при котором тормозные силы на колесах автомобиля достигают максимально возможного значения по сцеплению.
При этом колесо находится на грани юза (полного скольжения), но еще катится с некоторым проскальзыванием. Как показали исследования, максимальное значение тормозной силы на колесе достигается при его 15…30%-ном проскальзывании.
Экстренное торможение применяется сравнительно редко и обычно составляет 3…5% общего числа торможений. При экстренном торможении замедление достигает наибольшего значения и на сухом асфальтобетоне составляет 7,5… 8 м/с2. Экстренное торможение очень неприятно для сидящих пассажиров и опасно для стоящих. Оно вызывает повышенный износ шин и тормозных механизмов. При экстренном торможении для увеличения замедления необходимо уменьшить влияние вращающихся масс, поэтому двигатель отключается от трансмиссии при помощи сцепления. Процесс торможения осуществляется только тормозной системой.
При экстренном торможении скорость автомобиля резко падает, поэтому влияние силы сопротивления воздуха незначительно. Уравнение движения автомобиля при экстренном торможении принимает следующий вид:
Так как при экстренном торможении касательные реакции дороги на передних и задних колесах имеют максимально возможные значения по сцеплению, то
С учетом этого выражения для горизонтальной дороги и современных автомобильных дорог, имеющих небольшие уклоны, при экстренном торможении замедление
где φx — коэффициент сцепления колес с дорогой.
Если во время торможения значение коэффициента сцепления колес с дорогой не изменяется, то замедление не зависит от скорости в течение всего периода торможения (рис. 11.2).
Рис. 11.2. Зависимости замедления jз
времени торможения
t
тор,
тормозного Smop
остановочного
S0
путей автомобиля от скорости движения
v
Принцип работы тормозной системы
Самая распространенная гидравлическая тормозная система работает достаточно просто, ниже, на видео-уроке детально показан принцип работы в 3Д анимации.
- Первой в цепочке элементов стоит педаль тормоза. Когда водитель нажимает на нее, давление передается на вакуумный усилитель тормозов;
- Вакуумный усилитель увеличивает давление и передает его на главный тормозной цилиндр, вдавливая поршень;
- От ГТЦ по трубопроводам гидравлическая жидкость поступает к цилиндрам суппортов. За счет несжимаемости жидкости, она почти мгновенно передает усилие от главного цилиндра на тормозные механизмы, и они приходят в действие;
- Рабочие цилиндры суппортов прижимают тормозные колодки к дискам или барабанам; Чем сильней водитель давит на педаль, тем больше и резче будет усилие на тормозах. Это дает возможность управлять автомобилем, чувствуя и рассчитывая силу торможения;
- Когда водитель отпускает педаль, система возвращается в нейтральное положение. Педаль становится на место благодаря возвратной пружине, давление в гидросистеме падает.
11.1. Измерители тормозных свойств
Измерителями тормозных свойств автомобиля являются замедление при торможении jз
м/с2, время торможения
t
тор, с, и тормозной путь
Smp,
м. Наиболее важное значение из указанных измерителей имеют замедление и тормозной путь.
Нагрузка на автомобиль оказывает существенное влияние на его тормозные свойства. Поэтому в процессе эксплуатации для проверки эффективности тормозных механизмов в качестве измерителей используют максимально допустимый тормозной путь и минимально допустимое замедление автомобиля без нагрузки и с полной нагрузкой.
Нормативные значения измерителей тормозных свойств автомобиля без нагрузки при торможении на сухой асфальтовой горизонтальной дороге регламентированы правилами дорожного движения.
Неисправности тормозной системы автомобиля
Есть несколько основных неполадок, которые могут произойти с тормозами:
- Износ тормозных колодок, дисков, их неисправность, деформация и т.д. Все мы знаем, что тормозные колодки и диски не вечные, но периодически забываем об их существовании. Зато они сами напоминают нам, когда начинают скрипеть, свистеть, скрежетать и издавать другие ненормальные звуки. Если диагностика показала, что колодки вышли из строя, нужно менять и их, и диски;
- Проблема с гидросистемой. Это может быть и утечка через поврежденные шланги, и воздушная пробка, и изношенные прокладки главного цилиндра. О таких неполадках говорит увеличенный ход педали тормоза. Ремонт заключается в поиске протечки, устранении неисправности, замене изношенных деталей, прокачке системы;
- Вышел из строя вакуумный усилитель. В этом случае при нажатии на педаль будет чувствоваться большее сопротивление, чем обычно. При осмотре нужно обратить внимание на состояние усилителя;
- Клин поршня ГТЦ. Когда такое случается, в гидросистеме создается постоянное давление, которое действует, в том числе, и на тормозные суппорта. То есть колёса будут тяжелыми, замедленными. Нужен демонтаж, проверка и ремонт главного тормозного цилиндра, после чего можно ездить дальше.
11.5. Тормозной путь
Тормозным называется путь, проходимый автомобилем за время полного торможения, в течение которого замедление имеет максимальное значение.
Используя соотношения , выражение для
представим в виде
Проинтегрировав это выражение, найдем тормозной путь:
где vН
и
vK
измеряются в м/с, или
и
vK
измеряются в км/ч.
При торможении до полной остановки
Из этого выражения видно, что тормозной путь автомобиля характеризуется квадратичной зависимостью от скорости. При возрастании начальной скорости тормозной путь быстро увеличивается (см. рис. 11.2).
Назначение и типы тормозных систем
Тормозная система служит для уменьшения скорости и быстрой остановки автомобиля, а так же для удержания его на месте при стоянке. Наличие надежных тормозов позволяет увеличивать среднюю скорость движения, что повышает эффективность эксплуатации автомобиля. Большинство автомобилей имеют три тормозные системы: рабочую, запасную и стояночную.
Рабочая тормозная система предназначена для уменьшения (регулирования) скорости движения и полной остановки автомобиля.
Стояночная тормозная системаслужит для удержания остановленного автомобиля на месте. Система должна удерживать полностью груженый автомобиль на дороге с уклоном не менее 16%.
Запасная тормозная система предназначена для остановки автомобиля в случае полного или частичного отказа рабочей системы и может быть выполнена как специальная автономная система или может являться частью рабочей системы, т.е. иметь общие с ней элементы.
На грузовых автомобилях могут быть также установлены:
· вспомогательная тормозная система в виде тормоза-замедлителя (на автомобилях большой массы), используемая при длительном торможении автомобиля, например на пологом длинном спуске;
· тормозная система прицепа, работающего в составе автопоезда, служащая как для снижения скорости движения прицепа, так и для его экстренного торможения в случае обрыва сцепки с автомобилем-тягачом.
Каждая тормозная система состоит из тормозных механизмов (тормозов) и тормозного привода.
Тормозные механизмы обеспечивают торможение непосредственно вращающихся колес или одного из валов трансмиссии. По расположению они делятся на колесные и трансмиссионные, по форме вращающихся деталей – на барабанные и дисковые, по форме трущихся поверхностей – на колодочные и ленточные; последние не нашли применения в тормозных системах автомобилей.
Управление тормозными механизмами осуществляется с помощью тормозных приводов, которые могут быть гидравлическими, пневматическими или механическими. У автомобилей большинства моделей в тормозные приводы включают усилители, облегчающие управление тормозами, а также регуляторы тормозных сил и другие устройства, повышающие эффективность торможения автомобиля.
Не вращающиеся рабочие детали барабанных и дисковых тормозов обычно изготавливают в виде колодок, на которые для увеличения силы трения устанавливают фрикционные накладки из материала с высоким коэффициентом трения.
Устройство колодочного тормозного механизма и его привода показано на рис. 1. Колесный тормозной механизм представляет собой пару тормозных колодок 9, смонтированных внутри тормозного барабана 8. Принцип действия тормозных механизмов основан на использовании силы трения, возникающей при торможении между тормозными колодками и тормозным барабаном. Если на автомобиле применяются гидравлический привод (рис. 1, а), то колодочный тормоз имеет рабочий цилиндр 6, поршни 7 которые раздвигают колодки 9. При пневматическом приводе (рис. 1, б) разжатие колодок 9 осуществляется с помощью разжимного кулака 12, соединенного со штоком 13, взаимодействующим с мембраной 14 тормозной камеры 11.
Работа тормозного механизма происходит следующим образом (см. рис. 1, а). При нажатии на тормозную педаль толкатель 1 цилиндра 2 гидропривода перемещает поршень 3, вследствие чего давление жидкости повышается, и выпускной клапан 5 открывается. При этом давление жидкости по трубопроводу предается в рабочий цилиндр 6, поршни 7 которого расходятся и прижимают колодки 9 к тормозному барабану 8. Трение колодок о барабан вызывает торможение колеса. После прекращения нажатия на педаль она возвращается в исходное положение вместе с толкателем 1 и поршнем 3. Одновременно с этим под действием пружины 10 колодки 9 отходят от барабана 8, поршни 7 рабочего цилиндра сближаются и по трубопроводу вытесняют жидкость в главный тормозной цилиндр через впускной клапан 4. Колесо при этом растормаживается и получает возможность свободно вращаться.
Стояночный тормоз.Встояночных тормозах используют барабанные тормозные механизмы.
Неподвижный диск 3 (рис. 2, а) закреплен на корпусе КП. На диске симметрично установлены две тормозные колодки 5, которые размещены внутри барабана. Тормозной барабан 7 закреплен на ведомом (вторичном) валу КП.
К тормозным колодкам снаружи прикреплены фрикционные накладки. Нижние концы колодок через пальцы 9 опираются на коническую головку регулировочного винта 10. Верхняя часть колодок опирается на толкатели 6 разжимного устройства, которое состоит из стержня 4 и двух шариков. Стержень 4 соединен через приводной рычаг и тягу с рычагом 2 центрального (стояночного) тормоза.
Для затормаживания автомобиля рычаг 2 (рис. 2, б) тормоза рукой перемещают назад. В это время нижний конец рычага, перемещаясь вперед, через тягу и приводной рычаг 11 действует на разжимной стержень 4 с шариками 13. Под воздействием шариков 13 и толкателей 6 верхние концы колодок раздвигаются, и их фрикционные накладки прижимаются к тормозному барабану, который затормаживается и препятствует вращению соединенного с ним карданного вала трансмиссии.
В заторможенном положении рычаг тормоза фиксируется на секторе защелкой. Чтобы выключить стояночный тормоз, необходимо освободить защелку, нажав на кнопку 1, и переместить рычаг тормоза вперед. При этом разжимной стержень 4 тоже переместится вместе с шариками вперед и освободит толкатели 6. Под действием стяжных пружин 8 колодки 5 отойдут в исходное положение. Необходимый зазор между фрикционными накладками колодок и барабаном устанавливают регулировочным винтом 10.
а
Рис. 2. Стояночный тормоз барабанного типа автомобиля ГАЗ:
а — устройство; б — схема работы (тормоз включен); 1 — кнопка фиксатора; 2 — рычаг;
3 — неподвижный диск; 4 — разжимной стержень; 5 — тормозные колодки; 6 — толкатель;
7 — барабан; 8 — стяжная пружина; 9 — палец; 10 — регулировочный винт; 11 — приводной рычаг;
12 — тяга; 13 — шарик
Рабочий тормоз.В рабочей тормозной системе изучаемых грузовых автомобилей установлены тормозные механизмы барабанного типа.
Тормозные механизмы рабочей тормозной системы размещают в колесах. Поэтому их называют «колесными тормозами».
Рис. 3. Барабанный тормозной механизм:
1 — регулировочный эксцентрик; 2 — опорный диск (щит); 3 — колесный цилиндр;
4 — стяжная пружина; 5 — сухарь; 6 — поршень; 7 — разжимная пружина; 8 — корпус;
9 — манжета; 10 — клапан; 11 — опорные пальцы; 12 — эксцентриковые шайбы; 13 — колодки; 14 — направляющие скобы; 15 — контргайки
Колесный тормоз состоит из двух колодок 13 (рис.3), установленных на опорном диске 2, колесного цилиндра 3, опорных пальцев 11 и регулировочных эксцентриков. На наружные поверхности колодок наклеены фрикционные накладки. Передняя накладка длиннее задней. При торможении она прижимается к тормозному барабану колеса с большой силой. Этим обеспечивается их равномерное изнашивание. Между собой колодки стянуты пружиной 4. Нижние концы колодок опираются на эксцентриковые шайбы, надетые на опорные пальцы 11, а верхние — на сухари 5 поршней колесного тормозного цилиндра. Зазор между колодками и тормозным барабаном колеса регулируют с помощью эксцентриков 1, установленных под колодками в опорном диске.
Колесный тормозной цилиндр 3 состоит из корпуса 8, прикрепленного к диску колеса, двух поршней 6, установленных в корпусе, и сухарей 5. Для уплотнения в поршни с помощью пружин 7 упираются резиновые манжеты 9. Чтобы в цилиндр не попадали пыль и грязь, он с обеих сторон закрыт резиновыми защитными колпачками.
В корпусе цилиндра имеются два канала, через нижний канал поступает тормозная жидкость из главного тормозного цилиндра, а через верхний удаляется воздух из тормозной системы. Выпускное отверстие этого канала закрыто клапаном 10 с резиновым колпачком.
Тормозная система мотоциклов
Обычно обучаются на категорию «А» и покупаются мотоциклы ради скорости, ради того, чтобы лететь по пустынным улицам со скоростью под 100 км/ч, а то и 200 км/ч. Однако на дорогах часто возникают аварийные ситуации: выбежавший на дорогу ребёнок или неожиданно повернувшая машина. И удастся ли гонщику избежать аварии зависит от исправности и эффективности его тормозной системы.
От чего зависит тормозной путь и время торможения мотоцикла
- От длины базы. При резком торможении основной удар приходится на переднее колесо мотоцикла, так что заднее колесо норовит оторваться от земли и перевернуть мотоцикл. Длинная база лучше сопротивляется перевороту, поэтому, чем больше длина базы, тем короче тормозной путь.
- От центра тяжести. Низкий центр тяжести прижимает мотоцикл к земле и не даёт ему перевернуться через переднее колесо. Понизить центр тяжести в процессе езды можно сдвинувшись на задний край сиденья мотоцикла, это даст преимущество при торможении. А багаж, особенно тяжёлый, лучше укладывать на дно кофров, чтобы не давать мотоциклу дополнительной силы для переворота.
- От липкости шин. Несмотря на то, что мягкие шины менее износостойкие, чем жёсткие, в условиях аварийного торможения они работают эффективнее. Мотоцикл останавливается благодаря сцеплению шин с дорогой, поэтому липкие шины сокращают тормозной путь и помогают остановиться быстрее.
- От работоспособности тормозной системы. Неисправные или изношенные тормоза приводят к серьёзным авариям на дорогах. Поэтому так важно подобрать наиболее подходящие тормоза для резкой остановки мотоцикла и периодически проверять все элементы на износ.
Типы тормозов на мотоциклах
Главный критерий оценки тормозной системы – это тип тормозного механизма. В магазинах вы найдёте два существующих типа тормоза: дисковый и барабанный. Рассмотрим различия.
Барабанные тормоза
Барабанный тормоз работает следующим образом: при торможении 2 серповидные тормозные колодки раздвигаются и прижимаются фрикционными накладками к внутренней стороне тормозного барабана, представляющего собой полый цилиндр. Когда торможение прекращается стяжные пружины возвращают колодки в исходное положение.
Барабанный механизм тормоза стоит недорого, он защищён от грязи и других внешних физических факторов. Благодаря маленькой рабочей поверхности колодок такие тормоза прослужат дольше. Недостатком барабанного тормоза является неустойчивость к температурам: при торможении механизм сильно нагревается и приходит в негодность. А при отрицательных температурах фрикционные накладки примерзают к колодкам, из-за чего тормозная система становится неисправной. Помимо этого, барабанный тормоз имеет большие габариты и вес и издаёт неприятный скрежет при торможении.
Дисковые тормоза
Механизм работы дискового тормоза такой: к вращающемуся диску крепятся плоские тормозные колодки, на которые действует большой поршень, соединённый шлангом с поршнем поменьше. Маленький поршень крепится к рычагу тормоза или педали, за счёт чего и происходит торможение. Разница в размере поршней позволяет прилагать меньше усилий, чем в случае с барабанным тормозом.
По сравнению с барабанным тормозом дисковый гораздо легче в эксплуатации и замене. Он изнашивается медленнее, а в случае износа заметить проблему легче, чем в барабанном тормозе. Дисковый тормоз устойчив к температурам, не нагревается и не реагирует на влажность. Однако его износостойкость меньше, чем у барабанного тормоза, а стоимость, наоборот, больше.
Классификация тормозов по типам суппортов
Суппорт – это деталь тормоза, отвечающая за исправную работу колодок. Он представляет собой узел, прижимающий колодки к диску, когда водитель мотоцикла нажимает на тормоз. От суппорта и его крепления к диску зависит очень многое.
Моноблочные и составные суппорта
Моноблочные суппорта отливаются или куются в виде одного цельного элемента. Составные суппорта состоят из двух частей, соединяющихся высокопрочными стальными болтами. Весят они одинаково, однако составные суппорта считаются более прочными благодаря стальным болтам между частями. В отличие от моноблочных суппортов они устойчивы к высоким температурам при торможении и дольше сохраняют работоспособность.
Плавающие и неподвижные суппорта
У неподвижного суппорта (рис. А) тормозные цилиндры располагаются с двух сторон диска друг напротив друга, в то время как у плавающего суппорта (рис. В) цилиндры расположены только с одной стороны. Неподвижные суппорта мощнее, так как в них всегда устанавливается цилиндры устанавливаются парами, они стоят дороже, но и ощущаются при нажатии на тормоз лучше. Плавающие суппорта компактнее, легче в установке и замене и дешевле, однако их мощность меньше, а ощущение педали тормоза хуже.
Радиальные и осевые суппорта
Если болты крепежа суппорта расположены параллельно тормозному диску, это радиальный суппорт (слева), если перпендикулярно диску – осевой (осевой). При плавном торможении разница незаметна, однако в условиях аварийного торможения радиальные суппорта дают лучший контакт колодок с диском и, как следствие, сокращают тормозной путь. В эксплуатации радиальные суппорта легче, но и стоят они дороже осевых.
Типы тормозных дисков по материалу изготовления
Как это не удивительно, но материал тормозного диска тоже влияет на тормозной путь мотоцикла. От материала диска зависит износоустойчивость тормозного механизма и скорость аварийного торможения.
Чугунные диски
- высокая теплопроводность, позволяющая тормозному механизму работать бесперебойно даже в условиях резкого торможения и сильного нагрева механизма.
- каждый производитель работает с собственным сплавом чугуна, из-за чего подобрать подходящие колодки сложно;
- при использовании с жёсткими колодками чугунные диски быстро изнашиваются.
Диски из ковкого железа
- повышенная теплопроводность и эффективность работы в условиях резкого торможения;
- прочность и универсальность в выборе колодок;
- устойчивость к поводке.
- низкая износостойкость;
- точный состав материала неизвестен.
Диски из нержавеющей стали
- прочность и износостойкость.
- полная неустойчивость к температурам, из-за чего резкое торможение может привести к стремительному увяданию диска;
- низкая теплопроводность, что приводит к неравномерному прогреванию и разрушению частей диска и, как следствие, к сильным вибрациям, которые вредят всему механизму.
Тормозная жидкость для мотоциклов: классификация и отличия
Ни один тормозной механизм не будет работать без тормозной жидкости. Пополнять бачок с тормозной жидкостью необходимо каждые 1000 км пробега (или два раза в год). Если уровень жидкости превышает отметку «lower», то поводов для беспокойства нет.
Виды тормозной жидкости
Это самая распространённая и недорогая тормозная жидкость, однако у неё есть много недостатков. В состав Dot3 входят вещества, разъедающие краску и натуральную резину (поэтому использование тормозных прокладок из натуральной резины в этом случае строжайше запрещено). А открытая упаковка с Dot3 хранится одну неделю, после чего становится непригодной. К плюсам Dot3 относится её высокая температура кипения, что важно при аварийном торможении.
Dot4 так же токсична, как и предыдущая жидкость, однако её температура кипения выше. То есть в условиях резкого торможения вероятность перегрева и повреждения тормозной системы меньше. В открытом виде Dot4 хранится несколько недель.
Dot4 смешивается с Dot3, однако лучше добавлять тормозную жидкость с высоким классом в жидкость с низким классом, а не наоборот.
Dot5 хранится долго, она не разъедает краску и сочетается со всеми видами резины. Но она не поглощает воду, поэтому влага в гидравлической системе сразу же приводит к коррозии. Перед использованием Dot5 прокачайте тормозную систему 2-3 раза и удалите весь воздух. Эта тормозная жидкость не смешивается с другими.
Dot5.1
Dot5.1 по характеристикам превосходит другие тормозные жидкости: она имеет самую высокую температуру кипения, так что для резкого торможения подходит лучше. Для высоких скоростей Dot5.1 используется чаще, но из-за относительной новизны найти эту жидкость можно не во всех магазинах, и стоит она дороже. Эта тормозная жидкость подходит ко всем типам резины, но так же, как Dot3 и Dot4 она разъедает краску.
Тормозные колодки
Во время резкого торможения колодки подвергаются повышенной нагрузке, и именно они отвечают за износостойкость тормозного механизма. Поэтому к выбору тормозных колодок следует подойти внимательно и выбрать ту модель, которая подходит для ваших целей.
Типы колодок
- Органические. Такие колодки делаются из графита, фенолоальдегидных полимеров и других материалов, повышающих коэффициент трения механизма. Они бесшумные, для человека не вредны, так как имеют безопасный состав. Органические колодки достаточно мягкие, чтобы подходить ко всем типам тормозных дисков, однако при резком торможении они неэффективны и быстро изнашиваются.
- Керамические. Они состоят из керамических волокон цветных металлов с добавлением мягкого металла. Керамические колодки лёгкие, бесшумные, устойчивые к влаге и грязи. Также они отлично переносят высокие температуры, появляющиеся при аварийном торможении. Единственный минус таких колодок – это завышенная по сравнению с другими колодками цена.
- Полуметаллические. Эти колодки изготавливаются из металлической проволоки и порошка графита, меди или железа. Они отличаются высокой износостойкостью и хорошей теплоотдачей, однако плохо работают в условиях отрицательных температур, а из-за их жёсткости тормозные диски изнашиваются быстрее.
- Кевларовые. Это самые технологичные колодки из всех представленных. Они отлично приспособлены к изменениям температур и эффективно работают как в условиях холода (до -180 градусов), так и в условиях жары. В отличие от керамических кевларовые колодки тормозят без предварительного разогрева, то есть их тормозной путь меньше. Такие колодки износостойкие и не повреждают тормозной диск в процессе эксплуатации, но и стоят они гораздо дороже других типов.
Условия эксплуатации
Основной критерий, на который следует опираться при выборе колодок – это область их применения. Существует колодки для ежедневного и спортивного использования мотоцикла, для дальних расстояний, гонок или езды в условиях аномально холодных температур.
Менять колодки необходимо тогда, когда толщина рабочей поверхности становится менее 2 мм. Переднее колесо – ведущее, на него падает вся нагрузка во время торможения, поэтому менять его колодки нужно в 3 раза чаще, чем на заднем колесе. Даже если в колесе не один комплект колодок, во время обслуживания заменяйте каждый из них.
Риск неправильного выбора
Неправильно подобранные колодки увеличивают тормозной путь и повышают скорость износа тормозного механизма. При использовании колодок неправильных размеров педаль газа становится жёсткой и резкой, а время торможения вырастает. Также не следует использовать колодки для спортивных и гоночных мотоциклов на ежедневных байках и наоборот. Это приводит к резкому падению температур и, как следствие, длинному тормозному пути и низкой износостойкости.
Обслуживание тормозной системы
Исправность тормозной системы – это залог безопасной езды на мотоцикле. Изношенный механизм тормозов не будет эффективен и может привести к серьёзным последствиям. Чтобы избежать аварийных ситуаций, периодически проверяйте состояние тормозов. Для этого проверьте состояние и толщину тормозного барабана, толщину колодок и накладок, состояние тросов или шлангов и уровень тормозной жидкости. Помните, что никакая из деталей не должна быть изношена или со следами коррозии. Рабочие тормоза – эффективное торможение.
Виды тормозных систем, устройство и принцип действия
Безопасно эксплуатировать автомобили невозможно без наличия в них тормозных систем. Кроме главной задачи (а именно остановки транспортного средства), тормозная система предназначена для незначительного снижения скорости и удерживания машины на месте. В зависимости от назначения, а также для повышения безопасности современный автомобиль имеет несколько таких систем. Также в разных автомобилях тормоза могут иметь свой тип привода. Рассмотрим основные виды тормозных систем, применяемых в автомобилестроении.
Как классифицируются?
Итак, системы делятся на следующие виды. Это рабочая система, запасная, стояночный тормоз, а также вспомогательный.
Под рабочим следует понимать самые основные средства для торможения. С помощью него можно сбросить скорость или же выполнить полную остановку. Система приводится в работу при помощи нажатия педали. Это самая эффективная система, позволяющая затормозить среди всех установленных в авто. Но давайте посмотрим, какие еще виды тормозных систем существуют.
Некоторые модели оснащены запасным тормозом. Эта система действует в случае, если основной рабочий по каким-либо причинам отказал. В большинстве автомобилей роль запасных тормозов выполняет стояночный.
Он в автомобиле применяется для того, чтобы удерживать авто в его положении после полной остановки. Ручной тормоз необходим, чтобы исключить возможность отката машины во время стоянки. Управляют им при помощи рычага с тросовым приводом. Обычно такая система встречается на старых машинах или новых бюджетного класса. В современных моделях (особенно в дорогих автомобилях) появился электронный ручник.
Вспомогательные тормоза устанавливают чаще всего на грузовиках. Они нужны для того, чтобы снизить износ главной системы в процессе длительного нажатия на педаль. Например, можно выделить некоторые виды тормозных систем тракторов и автомобилей. В тракторах в качестве дополнительного тормоза применяется двойной ленточный механизм.
Прицепы также оснащаются подобными системами. Этот механизм называют тормоз наката. Механизм срабатывает, когда прицеп накатывается на автомобиль.
Устройство и принцип действия системы
Рабочий тормоз устроен следующим образом. Он состоит из главного тормозного цилиндра, вакуумного усилителя привода, тормозных механизмов. Последние есть на передних и на задних колесах. Существует два вида приводов тормозных систем. В случае гидравлической тормозной системы в конструкцию включены трубки, внутри которых находится тормозная жидкость. Пневматические тормоза устроены практически так же. Но вместо жидкости в трубках находится воздух.
ГТЦ необходим для того, чтобы создать необходимое давление в гидравлическом приводе, когда водитель нажимает на педаль тормоза.
Усилитель
Он облегчает водителю процесс нажатия на педаль. Элемент создает дополнительное усилие. В большинстве моделей применяют вакуумный усилитель. Есть и гидравлические элементы, но это сейчас большая редкость. Усилитель чаще всего установлен между педалью тормоза и ГТЦ. Какой-либо дополнительной задачи он не несет – просто увеличивает силу нажатия на педаль.
Вакуумный усилитель
Это устройство работает на принципах перепадов давления в камерах. Камеры разделены гибкой диафрагмой. С одной стороны в камере подведено разряжение от впускного коллектора.
С другой стороны – атмосферное давление. За счет этой разницы давления диафрагма прогибается по направлению камеры, где создано разряжение. Диафрагма воздействует на шток. Чем большей будет площадь этой диафрагмы, чем выше разница давлений в камерах. Соответственно, усилитель сможет создать дополнительное усилие.
Рабочий тормозной цилиндр
Давление от ГТЦ через сеть трубопроводов передается гидравлически на рабочие цилиндры. Эти элементы находятся непосредственно в тормозных механизмах на передних и задних колесах. Жидкость давит на цилиндры, а те оказывают давление на поршни в суппорте. Поршень заставляет двигать колодки.
Тормозной механизм
Различают барабанные и дисковые механизмы. И диск, и барабан установлены на ступице колеса и вращаются непосредственно с колесом. Прочие детали в тормозном механизме являются неподвижными.
Кроме барабанов и дисков, в большинстве видов тормозных систем применяются колодки. Колодка представляет собой фрикционную накладку на металлическом основании. Когда поршень давит неподвижную колодку к диску или барабану, выполняется торможение.
Гидропривод
Гидравлический привод представляет собой два отдельных контура – первичный и вторичный. Это делается для того, чтобы обеспечивалась безопасность. Если откажет один из контуров, то второй позволит все-таки остановить машину.
Расширительный бачок находится под капотом над ГТЦ. Внутри бачка находится датчик, следящий за уровнем тормозной жидкости. Им оборудованы все виды тормозных систем автомобилей. Если уровень падает до минимально допустимого, то на приборной панели загорится соответствующая лампочка.
Стояночный тормоз
Эта конструкция может иметь два типа привода – это ручной и ножной. В случае с ручным приводом механизм активируется рычагом, находящимся справа от водителя. Во втором случае активация производится педалью. Обычно педальный стояночный тормоз можно видеть на моделях с автоматической коробкой передач – там нет педали сцепления, а ее место заняла педаль ручника. Но находится она левее относительно остального педального узла. Ярким примером тому служит автомобиль «Мерседес».
Механизм стояночного тормоза может быть различным. Выделяют два механизма. В первом варианте рычаг непосредственно оказывает воздействие на поршень, и к тормозному диску придавливаются колодки рабочего тормоза. Второй вариант подразумевает использование специальных полукруглых колодок, которые воздействуют на внутреннюю часть диска.
Электромеханический стояночный тормоз
Вот какие виды тормозных систем существуют еще. В данном случае процесс торможения заключается в нажатии на кнопку. В качестве исполнительного устройства применяется электромотор с редуктором. Эти элементы соединены с тормозным механизмом на задней паре колес.
Когда водитель нажимает кнопку, мотор воздействует на поршень рабочего тормоза. Тот поджимает колодки. Когда необходимость в стояночном тормозе отпадает, мотор вращается в другую сторону.
Пневматические системы
Данные виды тормозных систем установлены преимущественно на грузовых автомобилях. В основе лежит принцип применения силы сжатого воздуха. Он находится в специальных емкостях и нагнетается туда при помощи компрессора. В этом и есть все отличие.
Из баллонов в компрессор под определенным давлением подается воздух. Затем после нажатия водителем педали тормоза сила передается на тормозной кран. Его задача — создать давление в тормозных камерах.
Камеры включаются в работу при помощи рычага в тормозном механизме. Он и осуществляет процесс снижения скорости. Когда водитель перестанет давить на педаль, давление на рычаг уменьшится. Процесс торможения прекратится.
Заключение
Мы рассмотрели назначение и виды тормозных систем легковых и грузовых авто. Даже этой базовой информации будет достаточно, чтобы понимать, как это работает. Знать об устройстве тормозов очень важно – от этого зависит безопасность.
Как устроена тормозная система автомобиля
На страницах нашего сайта мы уже рассматривали устройство автомобиля. Сегодня мы изучим одну из важнейших его составляющих: тормозную систему.
Тормозная система автомобиля – это наиболее важный узел, исправность которого обеспечивает безопасность водителя и пассажиров. Для чего предназначена тормозная система? Конечно, для управления скоростью движения, торможения и остановки автомобиля. В каждом автомобиле установлено несколько видов тормозных систем: рабочая, стояночная и резервная.
1. Рабочая тормозная система
Рабочая тормозная система предназначается для управления скоростью автомобиля во время движения (в первую очередь, конечно, ее снижение), а также для остановки автомобиля (на светофорах, при выполнении маневров и т.д.).
2. Стояночная тормозная система
Стояночная система предназначена для удержания автомобиля на месте, например при остановке на подъеме или спуске, на скользкой дороге и в других ситуациях.
3. Резервная тормозная система
Резервная тормозная система предназначена для торможения в случае отказа основной рабочей системы. В автомобиле она может быть представлена как автономная система или как часть рабочей системы.
4. Устройство и работа основной (рабочей) тормозной системы
Тормозная система автомобиля состоит из тормозного механизма и тормозного привода.
5. Устройство тормозного механизма
Тормозной механизм служит для создания тормозного момента, необходимого для замедления и остановки автомобиля. Работа тормозных механизмов осуществляется с использованием сил трения (так называемые фрикционные тормозные механизмы).
Устройство тормозной системы автомобиля
Рабочие тормозные системы устанавливаются непосредственно в колесах автомобиля. Они могут быть двух типов: барабанные или дисковые.Тормозной механизм барабанного типа состоит из тормозного барабана (вращающаяся часть) и тормозных колодок (неподвижная часть). В дисковых тормозных системах вместо барабана установлен тормозной диск.
В современных автомобилях, как правило, используется дисковый тормозной механизм. Неподвижные тормозные колодки в таком механизме устанавливаются внутри суппорта с обеих сторон вращающегося тормозного диска. В пазах суппорта устанавлены рабочие (колесные) цилиндры, которые при торможении прижимают колодки к тормозному диску. Сам суппорт закрепляется на кронштейне. При трении тормозных колодок о диск происходит его нагревание. Поэтому диски делаются вентилируемыми: в них имеются отверстия для ускорения охлаждения. На колодках установлены так называемые фрикционные накладки (истираемая часть тормозов) и датчики износа, которые сигнализируют о необходимости замены тормозных колодок.
6. Устройство тормозного привода
С помощью тормозного привода осуществляется управление тормозными механизмами автомобиля. Различают несколько типов тормозных приводов: механический, гидравлический, пневматический, электрический и др. Большинство современных автомобилей оборудуются гидравлическим тормозным приводом.
Конструкция гидравлического привода включает тормозную педаль, усилитель тормозов, главный тормозной цилиндр, колесные цилиндры и соединяющие все узлы между собой шланги и трубопроводы. Тормозная система приводится в действие тормозной педалью. При нажатии на нее тормозное усилие передается на главный тормозной цилиндр. При помощи усилителя тормозов создается дополнительное усилие от педали тормоза для обеспечения большей надежности торможения. В большинстве автомобилей эту функцию выполняет вакуумный усилитель тормоза.
В главном тормозном цилиндре создается давление тормозной жидкости и нагнетание ее к тормозным цилиндрам. В современных автомобилях устанавливается сдвоенный (тандемный) главный тормозной цилиндр, при помощи которого создается давление для двух контуров. Тормозная жидкость поступает в главный тормозной цилиндр из расширительного бачка, который устанавливается сверху над тормозным цилиндром.
Колесные цилиндры обеспечивают непосредственно процесс торможения, т.е. прижатие тормозных колодок к тормозному диску или барабану.
Работа всех элементов гидропривода обеспечивается, как правило, по двум независимым контурам, которые обеспечивают бесперебойную работу всей тормозной системы. При выходе из строя частично или полностью одного контура, второй контур полностью выполняет работу за него.
7. Устройство и работа стояночной системы
Стояночная тормозная система выполняет также функции резервной тормозной системы. Она полностью дублирует все функции гидравлической рабочей системы. В экстренных случаях стояночная система позволяет быстро остановить автомобиль и удержать его на месте.
Стояночная тормозная система устанавливается справа от сидения водителя за коробкой передач и также состоит из тормозного механизма и привода. В стояночной тормозной системе используется механический привод, который состоит из ручного рычага (ручника), регулируемого наконечника, уравнителя тросов, рычагов привода колодок и набора тросов. Рычаг оснащен храповым механизмом, с помощью которого осуществляется фиксация стояночного тормоза в рабочем положении. В случае срабатывания ручника на приборной панели загорается индикаторная лампочка.
При натяжении рычага усилие к тормозным механизмам передается с помощью тросов. Конструкция тормозного привода состоит из трех тросов. Передний трос соединяется с ручным рычагом, а два задних – с тормозными механизмами. Соединение тросов с элементами стояночного тормоза осуществляется с помощью наконечников. Регулировочные гайки, расположенные на концах тросов, позволяют изменять длину привода. Возвращение стояночной системы в исходное положение происходит с помощью возвратной пружины при переводе рычага в исходное положение. Пружина может располагаться на переднем тросе, уравнителе или непосредственно на тормозном механизме.
На сегодня все. В следующий раз рассмотрим основные рекомендации по обслуживанию тормозных систем.