Плотность тормозной жидкости

НЕ СГУБИ, БУТЫЛОЧКА

Тормозные жидкости

В магазинах сегодня – целые россыпи разномастных флаконов с надписью «Тормозная жидкость», один другого краше. Но насколько заявленные качества их содержимого соответствуют реальным требованиям безопасности? Чтобы узнать это, мы купили десять различных образцов тормозной жидкости (ТЖ) и отправились с ними в лабораторию.

Что проверяли?

Требования к тормозным жидкостям вытекают из условий их работы. При экстренном торможении температура ТЖ может повышаться до 200°С. Поэтому стандартами в первую очередь нормируется температура кипения, при которой растворенные в тормозной жидкости газы резко увеличивают свой объем и, естественно, снижают эффективность торможения. Чтобы этого не случилось, контролируют «сухие» жидкости, которые должны обладать высокой (230–270°С) температурой кипения.

Большинство используемых в настоящее время ТЖ гигроскопичны. Установлено, что за год эксплуатации жидкость в тормозной системе автомобиля может накопить 2–3% воды, в результате чего существенно снижается температура ее кипения. Стандартом нормируется температура кипения «мокрой» тормозной жидкости (в 100 граммов жидкости искусственно вводится 3,6 грамма воды). Для DOT4 эта температура находится в пределах 155–170°С.

При эксплуатации автомобилей в холодных климатических зонах ТЖ обеспечивает нормальное функционирование тормозной системы при температуре до -50°С. Для этого нормируется температура застывания.

Нормируются также высокотемпературная вязкость (при +100°С), характеризующая смазывающую способность жидкости, и низкотемпературная вязкость (при -40°С), оценивающая прокачиваемость жидкости по тормозной системе.

Содержание противокоррозионных и противоокислительных присадок в жидкости оценивается по водородному показателю рН. В среднем он должен укладываться в интервал 7.5–9,0.

Обязательно контролируется плотность тормозной жидкости, которая указывает на принад-лежность жидкости к семейству гликолевых (1,04–1,07) или минеральных (менее 1,02).

В наших исследованиях также определялись коэффициент преломления (на рефрактометре) для оценки состава жидкости и содержание влаги экспресс-методом (с применением прибора с тремя светодиодными индикаторами: зеленый – влаги до 1,5%, желтый – влаги 1,5 – 3,0 и красный – свыше 3%).

Кого проверяли?

Для испытаний были приобретены десять образцов тормозных жидкостей, пять произведенных в России и столько же иностранных. Все образцы – приблизительно одного стандарта DOT4. Почему приблизительно? Некоторые производители на этикетке ставят цифру 4 без обозначения DOT, а кто-то и стандарт DOT4 указывает, хотя на самом деле жидкость этому классу не соответствует.

Наши образцы сначала прошли испытания на температуры кипения «сухой» и «увлажненной» жидкости. В результате выяснилось, что по этим показателям только одна из отечественных жидкостей соответствует классу DOT4 – РосDOT4. Из иностранных высокий класс подтвердили три образца: Mannol, TCL и Neste. Остальные можно отнести только к классу DOT3. Это означает, что тормозная система современного автомобиля не будет иметь заложенную производителем надежность.

Опасная тенденция

Многие СТО имеют приборы для определения влажности ТЖ. Внешне он похож на авторучку, с тремя светодиодами: зеленый, желтый и красный. Зеленый говорит, что все нормально, воды в тормозной жидкости не более 1,5%. Желтый предостерегает – воды от 1,5 до 3,0%. Красный предупреждает о необходимости замены жидкости: воды в ней более 3,0%.

Мы воспользовались подобным прибором для определения влажности и получили неожиданные результаты. На одном образце («Роса 4») сразу загорелся красный светодиод, то есть тормозная жидкость от производителя не пригодна к эксплуатации. Еще два образца, долго работать не готовы («Томь 4» и Sintec). Закономерно, что у этих трех образцов должна быть низкая температура кипения, что и подтвердили исследования. Elf и Castrol подмигивали зеленым, хотя температуру кипения давали низкую.

Можно, конечно, усомниться в точности показаний этого прибора, хотя на заведомо качественных жидкостях прибор не дал повода усомниться в своей компетентности.

Следующее испытание – температура застывания. Очевидно, что жидкость, служащая для передачи давления, должна сохранять приемлемую текучесть даже при сильном морозе. Иначе возрастает ее вязкость и, соответственно, время срабатывания тормозной системы. Наиболее чувствительны к изменению вязкости жидкости тормозные системы с ABS. Вязкость нормируется не только при отрицательной температуре, но и при +100°С. В нашем случае в «положительный» норматив не уложились два образца: «Томь4» и Sintec.

Все тормозные жидкости по химическому составу можно разделить на три типа:

1. На основе касторового масла и бутанола (минеральные)

2. На гликолевой основе (двухатомные спирты)

3. На нефтяной основе (углеводородные)

Первый тип жидкостей используется в старых автомобилях, и в современных скоростных не применяется. В первую очередь — из-за низкой температуры кипения и высокой температуры застывания.

№ образца 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Страна-производитель Россия Россия Россия Россия Россия Германия Германия Франция Япония Финляндия
Вес, г (объем упаковки, л) 455 445 455 455 455 (0,5) (0,25) (0,25) 355 (0,5)
Стоимость, руб. 63,3 50,4 65 50 65 170 150 150 113,7 160
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА
Температура кипения «сухой» жидкости Норма для класса DOT3 не менее 230°С, для класса DOT4 — не менее 250°С, для класса DOT5.1 — не менее 275°С
260 220 239 229 243 260 230 248 262 261
Температура кипения «увлажнённой» жидкости Норма для класса DOT3 не менее 130°С, для класса DOT4 — не менее155°С, для класса DOT5.1 — не менее 165°С
155 135 140 142 145 151 138 141 150 165
Температура застывания (потеря подвижности) Норма не выше -50°С
-50 -43 -42 -38 -43 -40 -41 -40 -45 -50
Вязкость кинематическая при 100°C, сСт Норма не менее 2,0 сСт
2,38 2,13 1,91 1,83 2,23 2,21 2,39 2,30 2,16 2,22
Водородный показатель Норма не менее 7,5
7,50 8,31 9,5 9,3 8,35 7,80 6,60 6,72 9,40 7,77
Коэффициент преломления 1,468 1,465 1,468 1,468 1,465 1,465 1,465 1,465 1,452 1,451
Плотность при 20°С, г/куб. см Не нормируется, но определяется 1,04-1,07
1,076 1,077 1,071 1,061 1,073 1,069 1,071 1,07 1,045 1,037
Содержание влаги (по экспресс-методу) Зелёный светодиод — норма, жёлтый — предупреждение, красный — замена
зел. красн. жёлт. жёлт. зел. зел. зел. зел. зел. зел.

Второй тип жидкостей в настоящее время самый распространенный. В его основе присутствуют боросодержащие полиэфиры (гликоли) и антикоррозионные присадки. Простейший представитель семейства гликолей – хорошо известный моноэтиленгликоль, применяемый для приготовления антифризов.

Третий тип — негигроскопичные (не впитывают влагу), не провоцируют коррозию и служат дольше гликолевых. В то же время такие жидкости, вследствие многократного возрастания вязкости при низких температурах, не всегда могут обеспечить надежную работу тормозной системы. Однако современные синтетические загустители позволяют получить маловязкие (загущенные) жидкости, дающие хорошие результаты. Но при этом возникают вопросы совместимости с резиновыми уплотнениями, тогда как по остальным показателям углеводородные жидкости значительно превосходят гликолевые.

Антикоррозионные и антифрикционные свойства жидкостей улучшаются добавлением присадок и оцениваются по водородному показателю рН, по нему до нормы не дотянули Elf и Castrol.

Два следующих показателя, плотность при 20°С и коэффициент преломления, не нормируются. Но по этим показателям можно увидеть, одинакова или нет основа жидкостей. И результаты дают право сделать заключение, что, по крайней мере, две жидкости (финская Neste и японская TCL) изготовлены по другому «рецепту» и предназначены для очень нагруженных тормозных систем. К слову, они же имеют лучшие свойства из 10 исследуемых образцов.

Далее последовала проверка на совместимость жидкостей, в ходе которой все десять образцов оказались лояльны друг к другу. Следовательно, в случае крайней необходимости любую из этих жидкостей можно доливать в систему, где работает DOT4. Но только временно, чтобы доехать до ближайшей СТО и полностью заменить ТЖ.

Если же говорить об испытаниях в целом, то, взяв за основу школьную систему оценок, максимальные 5 баллов можно выставить только двум образцам: РосDOT4 и Neste. Один образец заслуживает оценки «хорошо» — японская TCL. 3 балла можно поставить германской Mannol. Остальным «неуд», больше чем на 2 балла они не тянут. А ведь это почти две трети от всех исследованных жидкостей! Тенденция? Опасная, однако!

DOT 3: особенности жидкости

DOT 3: особенности жидкости

Среди относительно недорогих тормозных жидкостей сегодня наиболее распространены два типа: DOT 3 и DOT 4. Они отвечают требованиям большинства автомобилей, эксплуатируемых по дорогам России.

В этой статье мы рассмотрим, какие виды жидкостей DOT существуют и остановимся подробнее на классе DOT 3. Назовем основные характеристики таких жидкостей и ответим на вопрос, можно ли смешивать их с другими.

Виды тормозных жидкостей класса DOT

Аббревиатура DOT произошла от сокращенного наименования Департамента транспорта США – USDOT (United States Department of Transportation). Именно в этом учреждении были обозначены основные требования к тормозным жидкостям, а также создано несколько стандартов FMVSS №116, ставших международными и получивших название DOT.

На сегодняшний день наиболее актуальны стандарты DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1.

Характеристики ДОТ 3

Тормозная жидкость DOT 3

Тормозная жидкость ДОТ 3 представляет собой композицию на основе полиэтиленгликоля и полиэфиров. Она совместима с другими гликолевыми составами, работоспособна при температуре окружающего воздуха от -50 °С до + 50 °С.

Читайте также  Регулятор давления тормозной системы

DOT 3 подходит для использования в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобилей как отечественного, так и зарубежного производства (исключая самые современные и спортивные модификации).

Благодаря невысокой стоимости эта жидкость очень популярна среди российских автолюбителей. ДОТ 3 используется, в основном для машин с барабанными тормозами, а также для дисковых тормозов, расположенных на передних колесах.

Как и все гликолевые составы, ДОТ 3 быстро поглощают влагу, в связи с чем температура кипения жидкости со временем понижается. Из-за этого она не отличается долгим сроком службы и требует замены каждые 2 года.

Важно знать, что жидкости DOT 3 несовместимы с натуральной резиной, из которой довольно часто изготавливаются тормозные прокладки. Кроме этого, составы агрессивны к лакокрасочным покрытиям.

Чтобы понять, чем отличается ДОТ 3 от других жидкостей, кратко рассмотрим их состав и особенности.

Свойства и особенности других жидкостей

DOT 4

Жидкости DOT 4 обладают более высокими характеристиками, чем DOT 3. Кроме гликолей, в них содержится борная кислота, которая нейтрализует излишки влаги. ДОТ 4 пользуется большим спросом у владельцев автомобилей, оснащенных дисковыми тормозами.

Температура кипения жидкости ДОТ 4 отличается стабильностью и не понижается в процессе эксплуатации автомобиля. Однако вязкость этого состава выше, чем у других «дотов», поэтому сказать, что он является лучшим, нельзя.

К тому же срок годности тормозной жидкости ДОТ 4 также не превышает 2 лет.

DOT 5

Тормозная жидкость DOT 5

Самыми долговечными считаются жидкости DOT 5. Они изготавливаются на основе силикона, который отличается слабой гигроскопичностью. Благодаря этому срок службы ДОТ 5 составляет 4-5 лет.

Среди других преимуществ жидкости стоит упомянуть стабильную вязкость и высокую температуру кипения. Состав ведет себя нейтрально по отношению к резиновым элементам и лакокрасочным покрытиям.

Способность ДОТ 5 отталкивать воду является одновременно и преимуществом, и недостатком материала. Излишки влаги, которые не смешиваются с жидкостью, постепенно накапливаются в нижних отделах тормозной системы. Образовавшийся водяной «аппединкс» зимой замерзает и мешает работе.

Еще одна проблема DOT 5 – это недостаточно высокая смазывающая способность (ниже, чем у гликолевых жидкостей). Кроме того, силиконовые составы обладают высокой степенью аэрации, то есть насыщения воздухом. Именно поэтому жидкости ДОТ 5 категорически запрещено использовать в автомобилях с антиблокировочной системой (ABS).

DOT 5.1

Жидкости класса DOT 5.1, изготовленные на основе гликолей, содержат большое количество дополнительных присадок. Благодаря этому они отличается более высокой температурой кипения, чем DOT 3 и DOT 4, стабильно низкой вязкостью и нейтральностью к резиновым прокладкам.

Тормозные жидкости ДОТ 5.1 – единственные совместимые с ABS. Они используются, в основном, для гоночных машин, спорткаров и мотоциклов. Срок службы этих жидкостей составляет 3-4 года.

Отличия DOT 3 от DOT 4

Тормозные жидкости DOT 3 и DOT 4

Тормозные жидкости DOT 3 DOT 4 имеют одинаковую гликолевую основу. Это определяет их способность смешиваться с водой без образования осадка.

Назовем основные различия этих жидкостей.

Температура закипания «сухой» жидкости

Самый весомый показатель в плане безопасности. Некоторые считают, что тормозная жидкость не способна закипеть, так как в системе нет настолько горячих источников, а диски и барабаны находятся на довольно большом удалении от суппортов и цилиндров, поэтому не могут передать температуру в объем жидкости. Однако это заблуждение.

Разогрев жидкости вызывают не только внешние источники. Например, при активном торможении она подвергается сжатию с колоссальным давлением. Это сильно сказывается на ее температуре.

Точка кипения свежей (не увлажненной) жидкости ДОТ 3 составляет +205 °С. У ДОТ-4 она несколько выше: +230 °С. То есть ДОТ 4 более устойчива к разогреву.

Температура кипения увлажненной жидкости

Жидкость DOT 3 после накопления в объеме 3,5 % влаги закипит уже при +140 °С. DOT 4 при такой же степени увлажненности начнет кипеть только после прохождения отметки +155 °С

Отмечается, однако, что благодаря гидрофобным присадкам жидкость ДОТ 4 медленнее впитывает влагу из окружающей среды, то есть служит несколько дольше.

Кинематическая вязкость при -40 °С

Действующим стандартом установлено, что вязкость любой жидкостей при -40 °С не должна превышать 1800 сСт. Кинематическая вязкость влияет на низкотемпературные свойства материала. Чем он гуще, тем сложнее будет перекачиваться при отрицательных температурах.

У ДОТ 3 низкотемпературная вязкость составляет 1500 сСт. Жидкость ДОТ 4 более густая, при -40 °С ее вязкость равна 1800 сСт.

Можно ли смешивать жидкости разных типов?

Заливка тормозной жидкости

Как уже было сказано выше, жидкости ДОТ 3 и ДОТ 4 на 98 % состоят из гликолей. Остальные 2 % – это присадки. Причем из этих 2 % общих компонентов у них как минимум половина. То есть разница в реальном химическом составе двух жидкостей не превышает 1 %.

Исходя из этого можно сделать вывод: смешивать DOT 3 и DOT 4 разрешается – правда, с одной оговоркой. Жидкость ДОТ 3 более агрессивна к резиновым и пластиковым деталям, поэтому в системы, приспособленные к более мягким ДОТ 4, лить ее нежелательно. Лучше наоборот – заменять ДОТ 3 на ДОТ 4, т.е. повышать качество продукта.

Также обращайте внимание на совместимость жидкости с ABS. ДОТ 3 не рассчитана на работу с антиблокировочной системой, поэтому при ее использовании возрастет вероятность сбоев и появления течи через уплотнители блока клапанов.

Состав ДОТ 5.1, подходящий для тормозной системы с АБС, ни при каких обстоятельствах не должен смешиваться с другими «дотами». DOT 5.1 и DOT 3 содержат совершенно разные присадки, которые могут вступать в непредсказуемые реакции.

Смешивать гликолевую жидкость DOT 3 с силиконовой DOT 5 также не рекомендуется. Полученный состав не будет отвечать существующим требованиям.

Характеристики тормозной жидкости

Назначение тормозных жидкостей (ТЖ) — передавать усилие от главного тормозного цилиндра к колесным. Задача хоть и узкая, но чрезвычайно ответственная; у тормозной системы нет права на отказ, ни при каких обстоятельствах. Именно этим условием определяются технические требования к свойствам тормозных жидкостей. Состоят они в следующем:

1. Температура кипения

Рабочая температура тормозной жидкости в наиболее горячих точках системы примерно такова: 60-70оС при движении по шоссе, 80-100°С в городе и 100-120°С на горных дорогах. Но это в среднем, а в напряженных условиях она нередко достигает 150°С и даже больше, поскольку, например, тормозная колодка при нескольких экстренных торможениях нагревается до 600°С. Поэтому жидкость в неблагоприятной ситуации может закипеть, а это грозит катастрофой: объем главного цилиндра невелик (всего 5-15 мл), а как только объем пузырьков пара в системе превысит эту величину, то тормоза полностью откажут. Но и до этого, при малых размерах паровых пробок, эффективность тормозов уже заметно падает.

2. Морозостойкость

Очевидно, что жидкость, служащая для передачи давления, должна сохранять приемлемую текучесть даже при сильном холоде. Ее вязкость не должна превышать 1800 кв.мм/с.

3. Антикоррозионные и смазывающие свойства

Для движущихся деталей тормозной системы (поршеньков) рабочая жидкость призвана служить естественной смазкой, поскольку других антифрикционных продуктов в их зоне трения нет. Важно и то, что конструктивные элементы из стали и цветных металлов не должны испытывать коррозионного воздействия со стороны веществ, входящих в тормозную жидкость. Все эти требования удовлетворяются применением специальных добавок и присадок в товарных продуктах.

Как и в случае с охлаждающими жидкостями, ТЖ представляет собой смесь базовой основы (93-98%) и нескольких компонентов (2-7%). Но, в отличие от ОЖ, тормозные жидкости классифицируются в зависимости от основы.

Существует 3 типа основы

  • смесь бутилового спирта и касторки
  • гликоль и полигликоль (иногда с добавлением бора)
  • силикон

ТЖ на основе бутилового спирта – это «вчерашний день», их применяли на старых автомобилях (одним из последних был ГАЗ-24 Волга до 1985 года). Такая ТЖ имеет температуру кипения 115 — 120°С, и малую температуру застывания (около -20°С), однако она выделяется хорошими смазывающими способностями, к тому же она не агрессивна к резиновым соединениям старых автомобилей. Поэтому если для старого автомобиля рекомендована именно такая ТЖ – то ее и следует применять, иначе современная ТЖ может попросту разъесть «резинки».

ТЖ на основе силикона применяются в основном в спорте. Их отличие – высокая температура кипения (240-260°С, бывают жидкости и на 300°С), полная не-гигросокпичность (т.е. они не впитывают влагу, что позволяет эксплуатировать силиконовые ТЖ до 5 лет), и небольшая сжимаемость. Зачастую ТЖ на силиконовой основе обозначают как DOT 5 SBBF (Silikon Based Brake Fluid), и окрашивают в темно-красный цвет.

ТЖ на гликолевой или поли-гликолевой основе – наиболее популярна. В зависимости от состава, такие тормозные жидкости могут обеспечить и температуру кипения в 230-260°С, хорошую устойчивость к замерзанию (примерно до -40°С), низкую вязкость, достаточные антикоррозионные и смазывающие свойства. Главный минус таких тормозных жидкостей – гигроскопичность, возможность впитывать влагу: за первый год эксплуатации ТЖ набирает около 2% влаги от своего объема, за 2-й год – еще 1-2%. Это приводит к существенному понижению температуры кипения ТЖ (примерно на 70-80°С), поэтому такие жидкости следует менять раз в 1-2 года или около 30-40 тыс. км пробега (что наступит раньше). Их окрашивают в желтый или светло-коричневый цвет, иногда ТЖ на гликолевой основе вообще бесцветны.

Читайте также  Тормозная система автомобиля обеспечивает торможение

Именно ТЖ на гликолевой основе представляют собой основную массу рынка, именно их классифицируют по DOT (с учетом «силиконовой» тормозной жидкости DOT5). Тормозные жидкости на разных основах смешивать запрещено, можно лишь доливать ТЖ на одинаковой основе, желательно одного класса по DOT и одного производителя (ведь пакет присадок у разных производителей может отличаться). При переходе с гликолевой ТЖ на силиконовую, или наоборот, всю тормозную систему необходимо тщательно промыть.

Зачастую все иностранные и большинство российских ТЖ имеют на упаковке обозначение DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. DOT расшифровывается как «Department of Transport», а последующая цифра означает определенный класс допуска.

DOT 3 – «базовая» ТЖ на гликолевой основе с необходимым пакетом смазывающих и антикоррозионных присадок, с температурой закипания 210-220оС для «сухой» ТЖ и 140-150°С для «мокрой» ТЖ (уже набравшей 3,5% воды). Вязкость ТЖ DOT 3 – 1500 кв. мм/с при -40°С. Ее применяют в автомобилях с дисковыми и барабанными тормозами, она требует замены примерно каждые 1-2 года, агрессивна к краске.

  • Преимущества: Это недорогая тормозная жидкость, которую можно купить на большинстве автозаправок, в большинстве универмагов и в любом магазине автозапчастей.
  • Недостатки: DOT 3 повреждает тормозные прокладки из натуральной резины, и не должна использоваться в автомобиле с такими прокладками. Данная ОЖ достаточно быстро поглощает воду. Поэтому, после вскрытия емкости с DOT 3, её следует использовать в течение недели. Так как DOT 3 поглощает воду, любая впитавшаяся вода может вызвать коррозию тормозных магистралей и цилиндров.

DOT 4– ТЖ на гликолевой основе с базовым пакетом присадок и улучшенными качествами: температура кипения «сухой» ТЖ достигает 230-235°С, «мокрой» 155-160°С, вязкость составляет 1800 кв. мм/с. Такая жидкость хорошо подходит для автомобилей с дисковыми (вентилируемыми) тормозами, агрессивна к краске, требует замены примерно раз в 1-2 года. Тормозную жидкость DOT 4 рекомендуется использовать в большинстве серийных автомобилях оснащенных АБС.

  • Преимущества: DOT 4 поглощает воду не так быстро, как DOT 3. У этой жидкости выше точка кипения по сравнению с DOT 3, следовательно, она более пригодна для больших нагрузок на тормозную систему.
  • Недостатки: DOT 4 разъедает краску. Небольшие утечки в основном цилиндре растворят краску на корпусе вблизи места утечки, что может привести к появлению в этом месте ржавчины. DOT 4, как правило, примерно на 50% дороже, чем DOT3. Так как DOT 4 все же поглощает воду, это может вызвать коррозию в тормозных магистралях и цилиндрах.

DOT 5 (SBBF, silikon based brake fluid)– ТЖ на силиконовой основе с высокими рабочими температурами (260/180°С), и низкой вязкостью (900 кв. мм/с, педаль еще более «чистая»). Отлично подходит для спорт-каров, для быстрой спортивной езды с сильными торможениями. Не агрессивна к краске, не впитывает воду, поэтому такую ТЖ можно менять спустя 4-5 лет эксплуатации.

  • Преимущества: Тормозная жидкость DOT 5 не разъедает краску, не поглощает воду и может быть полезна там, где абсорбция является проблемой, совместима с любыми резиновыми частями.
  • Недостатки: DOT 5 нельзя смешивать с DOT 3 или DOT 4. Большинство проблем с DOT 5 возникает, вероятно, по причине смешивания с некоторым количеством других видов тормозной жидкости. Наилучшим способом перейти на DOT 5 является полная переборка гидравлической системы. Так как DOT 5 не поглощает воду, любая влага, находящаяся в гидравлической системе, будет скапливаться в одном месте. Это может вызвать локальную коррозию в гидравлике. Необходима тщательная прокачка для удаления всего воздуха, находящегося в системе. В жидкости могут сформироваться небольшие пузырьки, размер которых со временем увеличивается. Может потребоваться несколько прокачек. Кроме того, купить такую жидкость сложно. Как правило, ее продают только некоторые автомагазины.

DOT 5.1 (NSBBF, non silikon based brake fluid)– ТЖ на гликолевой основе, дальнейшее развитие DOT 4: рабочие температуры для «сухой» ТЖ – 260°С, для «мокрой» — 180°С, вязкость ниже (900 кв. мм/с, педаль более «чистая»), больше антикоррозионных присадок. Более гигроскопична, поэтому требует замены раз в год. Отлично подходит для быстрой напористой езды на мощном автомобиле.

  • Преимущества: DOT 5.1 обеспечивает превосходную работу, по сравнению с другими тормозными жидкостями. У нее более высокая точка кипения, по сравнению с DOT 3 или 4, как начальная, так и конечная. Фактически, конечная точка кипения почти такая же, как у гоночных тормозных жидкостей, а начальная точка кипения тормозной жидкости 5.1 естественно значительно выше, чем у гоночных тормозных жидкостей. DOT 5.1 является совместимой с любыми резиновыми компонентами.
  • Недостатки: DOT 5.1 не силиконовая тормозная жидкость, следовательно, она поглощает воду. DOT 5.1, как DOT 3 и DOT 4, разъедает краску. Стоит такая жидкость значительно дороже, чем DOT 3 или DOT 4, и найти её в магазинах сложнее.

БСК – это общее название для жидкостей на основе бутилового спирта и касторки (сокращение базовых элементов и дает название БСК). Рабочие температуры такой ТЖ низкие (закипание при 115-120°С), БСК плохо противостоит морозу (замерзание при -20°С), в общем – вчерашний день. Поэтому БСК на рынке практически не найти.

Таким образом, из всех тормозных жидкостей для использования наиболее предпочтительна DOT4. Эта жидкость, будучи не намного дороже, обеспечивает меньшую абсорбцию воды, соответственно снижая появление коррозии по сравнению с DOT 3. Имеет более высокую точку кипения, чем DOT 3, что является более предпочтительным для больших нагрузок.

Тормозная жидкость DOT 4 торговой марки TCL – это жидкость высочайшего качества, полностью соответствующая стандартам JIS K 2233 (Япония), BF-4, SAE J 1704 FMVSS No.116 DOT 4 (США). Отлично подходит для гидравлических тормозных систем, в том числе, для тормозных систем новых моделей. Идеальна для дисковых тормозных систем.

Содержит антикоррозионные добавки, предотвращающие коррозию частей тормозной системы. Предохраняет резиновые сальники от преждевременного выхода из строя, обладает оптимальной вязкостью. Обеспечивает надежную и долговременную работу тормозной системы автомобиля.

Тормозная жидкость

Каждый владелец автомобиля знает о том, что для того, чтобы автомобиль мог остановиться, ему нужна специальная жидкость. Некоторые водители даже не задумывались о том, какая бывает тормозная жидкость.

Эксплуатация

Несмотря на то, что тормозная жидкость была правильно выбрана и обладала хорошими качествами, рано или поздно ее нужно заменить по той причине, что она ежедневно меняет свой состав. Делать это нужно для того, чтобы возобновить тормозные качества автомобиля. Чтобы заменить раствор для торможения, нужно знать периодичность. Время, когда ее нужно менять, указывает производитель. Стоит учесть еще тот факт, в каком состоянии находится тормозная система автомобиля. Существуют различные виды жидкостей для использования в тормозных магистралях.

Тормозная жидкость

Главная функция тормозной системы заключается в том, чтобы передавать усилие с педали на тормозные колодки автомобиля, которые окажут сопротивление вращению колеса. Принцип работы схож с принципом передачи электричества в проводах. Чтобы провода передавали ток, они делаются из специального материала, так и здесь. Для того, чтобы по системе передавалось давление, она должна обладать определенными характеристиками.

Тормозная жидкость должна сохранять свои первоначальные качества на протяжении долгого времени эксплуатации. Второй важной характеристикой является то, что тормозная жидкость должна сохранять текучие свойства, а именно: не становиться вязкой при нагревании и не замерзать в холодное время года. Это очень важно, чтобы в момент нажатия на педаль тормоза, автомобиль начал торможение.

Многие водители думают, что если нет подтеков, то и следить за ней не нужно, однако это не так. На самом деле состав раствора меняется каждый день путем добавления в нее воды.

Сегодня большинство автомобилей имеют специальный индикатор, который отображает состояние раствора, залитого в систему. С появлением индикатора, нет потребности в постоянном контролировании состояния всей конструкции. Принцип работы основан на том, что, чтобы отразить показания и характеристики на индикаторе, он берет данные с датчика. Случаются такие ситуации, когда неисправным становится датчик или сам индикатор, в этом случае потребуется замена. Если индикатор показывает недостаточный уровень раствора, а на самом деле он только что был долит, то это главная характеристика неисправного датчика.

Во время торможения раствор в цилиндрах нагревается до высоких температур, и если он начинает закипать, то образуются воздушные пробки. Это чревато тем, что во время нажатия на педаль тормоза она просто проваливается, и сопротивление на тормозные диски не будет оказано. В этот момент может произойти авария. Для того, чтобы предотвратить это, в тормозную систему следует заливать хорошую жидкость и менять ее в нужное время.

Некоторые виды DOT имеют синий оттенок, но не стоит беспокоиться, достаточно прочитать характеристики и удостовериться в том, что он полностью совместим с Вашим авто.

Сегодня большинство жидкостей следует менять раз в два года, этот срок не изменяется от пробега. Дело в том, что за это время в систему попадает воздух, а с ним влага, из-за этого температура кипения падает до 30 градусов. Выше уже описано, чем грозит закипание тормозной жидкости.

Читайте также  Цилиндр тормозной рабочий

Есть и исключения, например, тормозная жидкость DOT. Она более гигроскопична, это означает то, что в отличие от другой, в нее попадает больше воды и срок службы такой жидкости составляет порядка одного года. Определение состояния DOT4 происходит следующим образом: необходимо поместить индикатор внутрь бачка и взять пробу, после чего индикатор покажет отметку, по которой и можно определить состояние жидкости. Индикатор покажет, насколько данная жидкость отработала свой ресурс.

Производители растворов для этой системы часто используют основу и присадки. Основа составляет порядка 95 процентов всего состава, остальное – присадки. Чаще всего используются полигликоли и их эстеры. Нередко используется силикон. Как уже было сказано, в состав входят и дополнительные присадки. Они чаще всего добавляют хороших свойств жидкости. Главными из этих свойств являются устойчивость к окислению во время нагревания и защита металлических труб системы от ржавления и коррозии.

Температура закипания

Как ни странно, но этот показатель является главным, по которому следует выбирать раствор для системы, характеристики DOT4 полностью соответствуют всем нормам и стандартам. Чем выше температура, при которой он закипает, тем дольше он прослужит.

Как уже было сказано, во время остановки автомобиля цилиндры и раствор в них повышают температуру, и если температура тормозной жидкости превысит допустимый порог, то начнет происходить вскипание, станет мягче, что отразится на остановочном пути автомобиля. Главной проблемой того, что происходит вскипание, является то, что водитель не может предугадать этот момент.

Слив старой тормозной жидкости

Рабочая температура тормозной системы колеблется от -50 до +150 градусов. Поэтому раствор нужно выбирать с этим расчетом.

Вскипание

Вскипание системы грозит тем, что в ней отложатся пузырьки пара. Проблема в том, что из системы выйдут именно объемы жидкости, а не эти ненужные пузыри. Когда в системе будет лишний воздух, то перед тем, как начнет сжиматься объем жидкости, сожмутся все пузырьки, а если их много, то до момента торможения может пройти больше времени, чем планирует водитель.

Если в трубы, где течет тормозная жидкость, попадет вода, то температура ее кипения резко снизится не менее чем на 50 градусов. Таким образом, момент торможения отдалится. Существует синтетическая тормозная жидкость марки DOT 4, она имеет отличие своей высокой температурой кипения, из-за чего ее объем не уменьшится.

Выбор

Конечно же, каждый владелец автомобиля выбирает вид раствора под свой стиль езды. Когда будет происходить выбор тормозной жидкости, следует обратить внимания на следующие показатели.

  • Главным показателем для гидросистемы является вязкость тормозной жидкости. Она указывает на то, насколько хорошо будет циркулировать раствор по трубам. Она должна удовлетворять всем погодным условиям окружающей среды, в которой будет использоваться.
  • Второй важный показатель при выборе – температура кипения тормозной жидкости. Этот показатель указывает на то, при какой температуре она может закипеть и образовать воздушную пробку. Его нужно определять по тому же принципу, что и вязкость.
  • Существует еще один показатель, называется он плотность тормозной жидкости. Этот показатель нужно измерять время от времени на своем автомобиле, чтобы определить срок, когда нужно ее менять. Этот показатель следует проверять еще и на антифризе.
  • Нужно еще знать объем, который войдет в трубы. Объем нужно знать, чтобы налить нужное количество жидкости. Если объема хватать не будет, то место где объема не хватит, займет воздух, а это означает то, что произойдет ситуация, аналогичная той, что возникает при кипении.

Замена старой тормозной жидкости

Резюме

Для того, чтобы выбрать нужный вид раствора для своего автомобиля, требуется знать о тех условиях, в которых она должна хорошо себя показать, а еще о том, какой объем требуется для правильной работы тормозов. Каждый водитель имеет свой стиль вождения, в котором есть определенная скорость движения и моменты торможения.

Так вот для того, чтобы обеспечить своевременное срабатывания тормоза, нужно правильно выбрать тормозную жидкость. Уже исходя из этих свойств, выбирать нужный состав жидкости. Стоит обратить внимание на наличие присадок в составе, они помогут уберечь конструкцию от коррозии и быстрого износа.

Плотность тормозной жидкости

Все о тормозной жидкости

Качественная тормозная жидкость для Ауди – одна из главных составляющих, обеспечивающих безопасность движения авто. Она обеспечивает передачу усилия от главного тормозного цилиндра по системе трубопроводов к рабочим тормозным цилиндрам, поэтому отклонение ее технических параметров может привести к отказу тормозной системы. Именно от стабильности тормозной жидкости при разных влияющих негативных факторах зависит эффективность срабатывания тормозной системы.

Общие сведения о тормозной жидкости

Основа (90-98%) современных тормозных жидкостей составляет гликолевые, эфирные или силиконовые соединения, в которые добавляются специальные присадки для повышения защитных свойств от окисления их кислородом и снижения коррозии металла. Изменения химического состава за счет использования разных компонентов дает большой ассортимент тормозных жидкостей, которые классифицируются по основным свойствам:

  1. Температура закипания – значение, показывающее, при какой температуре жидкость преобразуется в пар, т.е. в жидкости образуются пузырьки разряжения. Вследствие возникающего разряжения плотность жидкости снижается, создавая «мягкую» педаль тормоза и падение эффективности торможения. Чем выше температура закипания, тем больший запас возникает при повышении температуры, что очень важно при длительном или интенсивном торможении. Повышение температуры тормозной жидкости неминуемо и особо проявляется при спортивной езде, движении по пересеченной и горной местности, в общем, в случаях частого торможения и недостаточного охлаждения тормозов.
  2. Вязкость – важнейший параметр жидкости, от которого зависит герметичность тормозной системы и эффективность передачи усилия. Тормозная жидкость для Ауди должна быть относительно стабильной при значительных колебаниях температур (от промораживания -40 градусов до разогрева более +100 градусов при разогреве из-за трения торможения). Густая (повышенная вязкость) тормозная жидкость плохо передвигается по магистралям и каналам тормозной системы, поэтому снижается эффективность передачи усилия, а снижение ее вязкости приводит к подтеканиям в местах уплотнения и разгерметизации системы. Поэтому очень важно, чтобы тормозная жидкость сохраняла свою вязкость в заданных параметрах при больших температурных колебаниях.
  3. Химическая активность с металлом и резиной – воздействие на металлические поверхности и резинотехнические изделия, причем тормозные жидкости имеют разный химический состав и по-разному воздействуют. Так отсутствие совместимости тормозной жидкости с применяемыми резиновыми уплотнителями может привести к их усыханию или разбуханию, что создаст либо разгерметизацию системы, либо блокирование колес. Воздействие тормозных жидкостей на металл также не однозначно – некоторые жидкости интенсивно окисляют металл и вызывают на них глубокую коррозию.
  4. Стабильность состояния и смазывающие свойства – свойства, влияющие на создание «масляной» смазывающей пленки на рабочих поверхностях и деталях, причем смазка и отсутствие коррозии должны сохраняться на протяжении всего срока эксплуатации тормозной жидкости. Недопустимо попадание любых смазывающих масляных веществ в гидравлическую систему, поэтому смазка узлов должна обеспечиваться только за счет свойств, которые обеспечивает тормозная жидкость для Ауди.
  5. Гигроскопичность – свойство тормозной жидкости поглощать и накапливать атмосферную влагу. Накопительные бачки тормозной системы соединены с атмосферой компенсационным отверстием, через которое и проникает влага, к тому же влага интенсивно попадает в момент проверки уровня жидкости в бачке. Накопление влаги в тормозной жидкости приводит к снижению ее температуры закипания, и возникают проявления ее химической активности по отношению к металлам. Поэтому хоть и принято считать, что тормозная жидкость не имеет срока эксплуатации, все же рекомендуется проводить ее замену не менее одного раза в год, причем не имеет значения, эксплуатировался автомобиль или нет, т.к. за это время тормозная жидкость накопила много влаги, что снизило ее технические показатели.

Понятие о классах тормозной жидкости

Современные тормозные жидкости для Ауди проходят обязательную сертификацию, которая должна соответствовать общепринятой американской стандартизации FMVSS № 116 – чаще всего кратко называемой DOT. Поэтому в маркировках тормозных жидкостей всегда присутствует аббревиатура DOT с цифровым показателем, который показывает только химический состав жидкости, а никак ни поколение или степень улучшения, как многие считают.

Цифровой показатель обозначает химические и физические особенности тормозной жидкости, поэтому они не взаимозаменяемы и не совместимы, а попытка смешивания разных жидкостей может привести к выходу из строя всей гидравлической системы из-за возникновения суспензии и возникновению химической активности с резиной и металлом. Такие эксперименты могут привести к катастрофическим последствиям.

Замена тормозной жидкости должна проводиться только на однотипную, а в случаях перевода гидравлической системы на современную тормозную жидкость с улучшенными параметрами, должна осуществляться полная замена РТИ с тщательной промывкой магистралей, при этом необходимо учесть химическую совместимость жидкости, металла и резины.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: