Тормоза

Принцип работы вакуумного усилителя тормозной системы

Принцип работы вакуумного усилителя тормозной системы

Принцип работы вакуумного усилителя тормозов и как его проверить

Для обеспечения требуемого усилия прижатия тормозных колодок или барабанов во время торможения, особенно экстренного, требуется большое усилие. Оно примерно соответствует 80 кг. Применение такого усилия с помощью давления на педаль тормоза одной ногой создает большую физическую нагрузку водителю.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

как работает вакуумный усилитель тормозов в автомобиле

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Поэтому, начиная с 70-х годов двадцатого века, практически на все автомобили начали устанавливать вакуумные усилители тормозов (ВУТ). Они уменьшают требуемое усилие в три-четыре раза.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

В принципе, можно уменьшить усилие еще больше. Но тогда теряется информативность педали тормоза, увеличивается ускорение торможения, значительно уменьшается управляемость автомобилем. От работоспособности ВУТ, соблюдения его штатных параметров напрямую зависит безопасность движения и комфортность езды.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Как работает вакуумный усилитель тормозов (принцип работы)

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

ВУТ обычно представляет собой цилиндрический блок, внутреннее пространство которого разделено на две камеры с диафрагмой, которая может перемещаться. Со стороны главного тормозного цилиндра, конструктивно объединенного с ВУТ, находится вакуумная камера, со стороны педали тормоза – атмосферная.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

принцип работы вакуумного усилителя тормозов

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Диафрагма в вакуумной камере соединена с приводящим штоком тормозного цилиндра. Обратный клапан вакуумной камеры, соединен с помощью шланга с источником разряжения.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

Следящий клапан, находящийся в атмосферной камере, механически соединен толкателем с тормозной педалью. Посредством этого клапана атмосферная камера сообщается с вакуумной камерой через вакуумный канал, либо атмосферой через атмосферный канал.

p, blockquote 10,0,1,0,0 —> adsp-pro-1 —>

В качестве «поставщика» вакуума в бензиновых двигателях используют разряжение, создаваемое после дроссельной заслонки в области впускного коллектора.

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

В дизельных двигателях такого разряжения обычно недостаточно для нормальной работы вакуумного усилителя тормозов. В этом случае устанавливают дополнительный вакуумный насос, механически соединенный с вращающимся коленвалом либо распредвалом. На некоторые автомобили с бензиновыми двигателями также устанавливается вакуумный насос.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

В основе принципа работы вакуумного усилителя лежит разность величин давлений в камерах, которые разделяются диафрагмой. При отжатой педали атмосферная и вакуумная камеры ВУТ связаны вакуумным каналом. Таким образом, в них устанавливается одинаковое давление. Шток главного цилиндра остается на месте.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

Во время торможения следящий клапан перекрывает вакуумный канал и одновременно открывает атмосферный. Диафрагма, испытывая различные давления атмосфера-вакуум, начинает перемещаться в направление главного тормозного цилиндра. Усилие, создаваемое штоком цилиндра, в несколько раз больше усилия, создаваемого водительской ногой на тормозную педаль. В этом заключается эффект вакуумного усиления торможения.

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

Если педаль тормоза прекращает движение, диафрагма также остается на месте, фиксируя текущее усилие. При отпускании педали возвратный клапан вновь открывает вакуумный канал. Возврат штока в главном тормозном цилиндре обеспечивается действием возвратной пружины.

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

что такое ВУТ в автомобиле

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

Вакуумный усилитель тормозов, исходя из своего принципа действия, имеет неприятную особенность эксплуатации: эффективность усиления напрямую зависит от атмосферного давления. Чем ниже атмосферное давление, тем меньше степень его превышения над давлением в вакуумной камере, меньше коэффициент усиления.

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

Теоретически (и практически тоже) на высоте более 3500 метров над уровнем моря ВУТ теряет свою эффективность. В условиях обычной эксплуатации транспортного средства при небольших перепадах атмосферного давления и негористой местности изменение его эффективности незаметно. В условиях высокогорья применяются иные типы усилителей тормозов.

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

Основные признаки неисправности ВУТ

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

В процессе эксплуатации автомобилей с ВУТ особое внимание уделяется вопросам герметичности его конструкции и трубок, идущих к нему. Признаками неисправности являются:

p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

  • необходимость увеличения давления на педаль тормоза для эффективного торможения;
  • уменьшенная величина хода педали тормоза;
  • продолжение торможения после отжатия педали;
  • неровные обороты двигателя вследствие подсоса из вакуумного шланга;
  • наличие дополнительных звуков типа «подсос» в момент торможения;
  • полный отказ работы усилителя.

Если ВУТ по каким-либо причинам выходит из строя, либо глохнет двигатель, тормозная система в целом остается исправной, но требует больших усилий нажатия на педаль тормоза, как при его отсутствии. Это есть одно из основных условий безопасного движения. Однако, эффективность экстренного торможения при этом значительно уменьшается.

p, blockquote 21,1,0,0,0 —>

Поэтому во время аварийного буксирования автомобиля, если исправен двигатель, рекомендуется его завести, чтобы тормозная система работала в штатном режиме.

p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

Основные причины неисправности

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

Основные причины отказа работоспособности вакуумного усилителя тормозов:

  • потеря герметичности вакуумного шланга;
  • неисправность диафрагмы;
  • потеря свойств клапанов;
  • нарушение герметичности камер;
  • поломка возвратной пружины.

Механизм ВУТ технологически давно отработан, поэтому большинство автовладельцев редко встречается с проблемой его неисправности. Учитывая важность эксплуатации исправной системы торможения, периодически, особенно перед дальними поездками, следует тестировать систему торможения.

p, blockquote 25,0,0,0,0 —>

Как проверить вакуумный усилитель тормозов не снимая

p, blockquote 26,0,0,0,0 —>

Способ 1

Наиболее простой способ проверить работу ВУТ заключается в следующем. Необходимо завести и прогреть двигатель. Далее следует заглушить двигатель. После этого неоднократно нажать на педаль тормоза. Во время первого нажатия она должна выжаться до упора. После второго и дальнейших нажатий ход тормозной педали уменьшается. Если разницы между первым и последующими нажатиями не ощущается, значит, разряжение в усилителе не создается.

p, blockquote 27,0,0,0,0 —>

Видео — как проверить вакуумный усилитель тормозов на автомобиле:

p, blockquote 28,0,0,0,0 —>

p, blockquote 29,0,0,0,0 —>

Способ 2

Двигатель заглушен. Нажимается до предела педаль тормоза, лучше несколько раз, и фиксируется в нажатом состоянии. Затем двигатель заводится. Педаль должна немного податься вниз при исправном усилителе.

p, blockquote 30,0,0,0,0 —>

Определить наличие возможных утечек воздуха позволяет следующий простой тест. При заведенном двигателе максимально выжимается педаль тормоза. Глушится двигатель. Если в течение минуты после того, как двигатель остановится, педаль подастся немного вверх, следовательно, в системе есть утечка воздуха.

p, blockquote 31,0,0,0,0 —> adsp-pro-2 —>

Видео — как проверить подсос воздуха через вакуумный усилитель тормозов:

p, blockquote 32,0,0,1,0 —>

p, blockquote 33,0,0,0,0 —>

Его ремонт и замена

p, blockquote 34,0,0,0,0 —>

В случае отказа работоспособности ВУТ необходимо сразу принять меры к восстановлению его работоспособности.

p, blockquote 35,0,0,0,0 —>

Самостоятельно можно произвести замену вакуумного шланга. Также возможна замена вакуумного насоса в автомобилях с дизельными двигателями.

p, blockquote 36,0,0,0,0 —>

Более сложные ремонтные работы, связанные с восстановлением герметичности камер ВУТ, исправности диафрагмы, клапанов, других элементов конструкции, лучше доверить профессионалам на сертифицированной СТО. Следует помнить, что исправные тормоза – основа безопасности, на этом экономить не следует.

p, blockquote 37,0,0,0,0 —>

После ремонта необходимо проверить синхронность торможения колес, диагностировать системы ABS и ESP. Это следует делать на специальных стендах и соответствующем диагностическом оборудовании.

p, blockquote 38,0,0,0,0 —>

новый вакуумник

p, blockquote 39,0,0,0,0 —>

В большинстве случаев ремонт вакуумного усилителя может обойтись гораздо дороже, чем его покупка или замена ВУТ на б/у-шный в хорошем состоянии. Есть резон поискать усилитель на разборках. Тем более, они унифицированы: одна модель может применяться на разных марках автомобилей.

p, blockquote 40,0,0,0,0 —>

Смотрите как определить полярность аккумулятора и почему так важно её не перепутать.

Головное устройство в автомобиле — что это такое и как его выбирать.

Как производится подключение розетки фаркопа https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/sxema-podklyucheniya-rozetki-farkopa.html к автомобилю.

Видео — замена ВУТ на автомобиле ГАЗЕЛЬ:

Читайте также  Дисковые тормозные колодки

p, blockquote 42,0,0,0,0 —> p, blockquote 43,0,0,0,1 —>

Проверил ваши советы 1 и 2 в действии. Действительно второе и третье нажатие на педаль тормоза туже. Не знал.

При буксировке автомобиля на мягкой сцепке, с неработающим двигателем, очень сильно ощущается, что тормозной вакуум не работает. Усилия на педаль надо делать намного больше. Это надо знать.

При длительных, затяжных спусках, особенно когда не наблюдается попутных помех для обгона, возникает желание сэкономить на бензине. Почему бы нет? Вот только двигатель при спуске на нейтральной, рекомендовано все-таки держать включенным. При неработающем двигателе не работает и вакуумный усилитель и чем круче спуск, тем больше усилия прикладывается на педаль тормоза. В определенный момент такого усилия может просто не хватить для того, чтобы удержать машину.

Провел диагностику ВУТ как было рекомендовано выше, все работает — нигде не шипит, но при движении, после 5-7 торможений, ВУТ как будто отключается и приходится сильней давить на педаль. Но вот есть подозрение что подсасывает воздух между ГБЦ и впускным коллектором, как вы думаете, может ли это влиять на работу ВУТ?

На своём опыте проверял целостность мембраны усилителя небольшим нажатием на педаль тормоза при холостых оборотах двигателя. Подавал педаль всего на несколько сантиметров хода и удерживал в таком положении. При повреждённой мембране двигатель работал крайне неустойчиво.

Без вакуумного усилителя тормозов педаль становится дубовой. Как-то встал в жесткую пробку в Лефортовском тоннеле, а поскольку дорога была с уклоном, решил я бензин сэкономить, заглушил двигатель, включил нейтральную передачу и начал скатываться, при первом нажатии на тормоз, все было нормально, но вот при втором, педаль стала настолько жесткой, что я чуть не ударил впереди остановившуюся машину. Больше я так не делаю.

Устройство и принцип работы вакуумного усилителя тормозного привода.

Устройство вакуумного усилителя рассмотрим на примере заднеприводных автомобилей ВАЗ (рис. 1).

Рисунок 1 – Вакуумный усилитель заднеприводных автомобилей ВАЗ.

1. Тормозной механизм переднего колеса; 2. Трубопровод переднего контура; 3. Главный тормозной цилиндр; 4. Бачок для

тормозной жидкости; 5. Вакуумный усилитель; 6. Трубопровод заднего контура; 7. Рычаг привода регулятора; 8. Тормоз заднего колеса; 9. Регулятор давления; 12. Штуцер вакуумного шланга; 13. Наконечник; 14. Запорный клапан; 15. Пружина клапана; 16. Упорная чашка пружины; 20. Шланг к впускному коллектору двигателя; 26. Диафрагма; 27. Корпус клапана; 28. Крышка корпуса усилителя; 29. Поршень; 30. Опорная втулка клапана; 31. Передняя опорная чашка; 32. Задняя опорная чашка; 33. Воздушный фильтр; 34. Толкатель клапана; 38. Возвратная пружина; 39. Защитный колпак; 40. Пружина клапана; 41. Вакуумный клапан; 42. Самоподжимной сальник; 43. Нажимное и стопорное кольца; 44. Упорная пластина; 45. Буфер основания штока; 50. Возвратная пружина; 51. Корпус усилителя; 52. Шток привода поршня; 53. Самоподжимной сальник; 54. Обойма; 55. Дистанционная чашка; 56. Уплотнительное кольцо; 57. Поршень передних тормозов. а — сообщающий канал; б — кольцевая щель; в — впускное воздушное окно; г — кольцевая щель; д- канал. А — вакуумная полость; В — атмосферная полость.

Принцип работы. Исходное положение.

В исходном положении тормозная педаль оттянута пружиной до упора в выключатель сигнала торможения. Толкатель вакуумного усилителя 34, а вместе с ним и корпус клапана 27 со штоком 52 отжаты возвратной пружиной 50 и находятся в крайнем заднем положении. Доступ наружного воздуха в атмосферную полость В перекрыт поршнем 29, который плотно прижат к вакуумному клапану 41, и вакуумная полость А свободно сообщается с полостью В через каналы «а», «б», «г», «д».

При работающем двигателе в обеих полостях создается разрежение, так как вакуумная полость А соединена с впускным коллектором двигателя через шланг 20.

Поршни главного тормозного цилиндра под действием возвратных пружин отжаты в крайнее заднее положение и упираются в стопорные винты. Полости главного цилиндра свободно сообщаются с полостями питательного бачка и с трубопроводами к тормозным механизмам колес. Поршни колесных цилиндров передних тормозных механизмов отжаты от тормозных колодок. Поршни задних тормозных механизмов вдвинуты внутрь колесных цилиндров.

Начало торможения и полное торможение.

При движении автомобиля, укомплектованного вакуумным усилителем, при работающем двигателе в полостях А и В усилителя создается разрежение, передаваемое от впускного коллектора двигателя.

Водитель, нажимая на тормозную педаль, перемещает толкатель клапана усилителя 34. Буртик клапана 41, дойдя до отверстия в корпусе клапана , закроет кольцевую щель «г» и разобщит атмосферную полость В и вакуумную полость А.

Поршень клапана усилителя 29 уходит вперед, между поршнем 29 и буртиком клапана 41 появляется зазор, который соединяет полость В с атмосферой. Заполняя вакуум, наружный воздух поступает через фильтр усилителя 33, проходит между передним концом толкателя 34 и буртиком клапана 41 и далее по каналу «д» попадает в полость В, создавая давление на корпус клапана 27 через диафрагму 26, разделяющую усилитель на полости, и тем самым снижает необходимое усилие на тормозной педали. Развиваемое на корпус клапана давление зависит от степени разрежения во впускной трубе двигателя и от усилия нажатия ногой на тормозную педаль. Вместе с корпусом клапана перемещается и шток 52. Выбрав зазор между наконечником и поршнем 57, шток перемещает поршень вперед, в полости гидропривода передних тормозов передается давление тормозной жидкости.

Если в этот момент водитель прекратит нажим на педаль, но, не снимая ноги, оставит ее нажатой, то корпус клапана 27 вакуумного усилителя пройдет вперед под давлением атмосферного воздуха на величину зазора между упорной пластиной 44 и канавкой поршня клапана 29. При этом освобожденный буртик клапана 41, дойдя до буртика поршня 29, перекроет поступление воздуха в полость В, а избыток давления воздуха в полости В перейдет в вакуумную полость усилителя через вновь открывшуюся кольцевую щель «г», канал в корпусе усилителя «а» и далее во впускной коллектор двигателя. Давление в обеих полостях уравновесится и серводействие усилителя прекратится.

Если возобновить нажим на педаль тормоза, то в главном цилиндре под действием возрастающего давления тормозной жидкости в полости гидропривода передних тормозов начнет перемещаться поршень гидропривода задних тормозов. Возрастающее давление тормозной жидкости в полости гидропривода задних тормозов будет передаваться через регулятор давления в колесные цилиндры задних тормозов.

Освобожденная педаль тормоза тянет за собой толкатель клапана усилителя 34 и поршень 29. Поршень 29, соприкоснувшись с буртиком клапана усилителя 41, закроет доступ наружного воздуха в полость В. Буртик клапана 41 отойдет от краев отверстия и откроет кольцевую щель «г», которая сообщит атмосферную полость В с вакуумной А через каналы. Серводействие усилителя прекратится, и тормозная педаль, корпус клапана 27 вместе со штоком 52 возвратятся в исходное положение. Не испытывая давления, поршни главного цилиндра под действием возвратных пружин отойдут назад, в исходное положение до упора в стопорные винты. Поршни передних и задних колесных цилиндров отводятся в нерабочее положение.

В данном пункте подробно описан принцип действия вакуумного усилителя заднеприводных автомобилей ВАЗ. Принцип действия гидропривода автомобилей оборудованного вакуумным усилителем и не оборудованных усилителем не отличается. (смотреть Лекция 7.2.3 «Тормозные приводы. Назначение, типы. Устройство и работа гидравлического тормозного привода»).

Принцип работы вакуумного усилителя тормозов

Предназначение вакуумного усилителя тормозов (ВУТ) — уменьшать давление ноги на педаль тормоза. Кроме того, вакуумный усилитель улучшает эффективность тормозного устройства в режиме экстренного торможения. Этим достигается большая безопасность для находящихся в автомобиле людей.

Читайте также  Тормозная жидкость для

Неполадки с ВУТ могут поставить под угрозу жизни водителя и пассажиров. Поэтому, обнаружив признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов, следует либо самостоятельно его отремонтировать, либо обратиться в автосервис.

Устройство вакуумного усилителя тормозов

Устройство вакуумного усилителя тормозов ограничивается лишь несколькими составляющими.

Он состоит из следующих элементов:

  • корпуса;
  • рабочей диафрагмы;
  • рабочего клапана;
  • толкателя тормозной педали;
  • штока цилиндра тормоза;
  • возвратной пружины.

Корпус ВУТ герметичен и имеет округлую форму. Место установки — моторный отсек впереди тормозной педали. Установка главного тормозного гидроцилиндра происходит на корпусе усилителя.

Принцип работы вакуумного усилителя тормозов

Диафрагма является основной работающей частью ВУТ. Материал для её изготовления должен быть прочным и эластичным. Центр диафрагмы — место размещения буферного металлического «пятака».

Он служит для упора штока, продолжающего педаль и цилиндр. Благодаря тому, что диафрагма делит корпус напополам, в нём образуются вакуумная и атмосферная камеры. Первая направлена к тормозному цилиндру, вторая — обратно.

Когда диафрагма установлена, корпус подвергается герметизирующей вальцовке. Рабочий клапан, служащий для соединения камер, приводится в действие педалью тормоза. Вакуумная камера обладает технологическим отверстием для шланга от источника, создающего разряжение.

Режим ожидания возникает при открытии рабочего клапана, что необходимо для поддержания низкого давления в обоих камерах. В это состояние диафрагма возвращается с помощью возвратной пружины.

Принцип работы вакуумного усилителя тормозов

Как работает вакуумный усилитель тормозов? Ответ очевиден, если изучить его устройство. Нажатием тормозной педали вызывается переход рабочего клапана в положение, при котором связь между двумя камерами перекрыта.

Дальнейшее нажатие ведёт к открытию специального отверстие, соединяющее содержимое атмосферной камеры с воздухом снаружи.

Давление воздушного столба в атмосфере Земли намного выше такового в камере. Принцип работы вакуумного усилителя тормозов основан на различии в давлении, приводящей шток в действие. Движение штока заставляет тормоза работать.

Именно так работает ВУТ автомобиля, на котором установлен бензиновый двигатель. Роль источника разряжения в нём отведена выпускному коллектору. Дизельный двигатель внутреннего сгорания требует для этих целей установки вакуумного насоса.

По своему устройству вакуумные насосы производства различных компаний сильно отличаются друг от друга. «Фордовский» насос является цилиндром с мембраной для создания разряжения. Усилители производства компании «Рено» представляют собой вращающиеся лопатки. Однако основного принципа работы это не меняет.

Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов

Перечень поломок ВУТ не слишком обширен.

Неполадки возникают, в основном, из-за следующих причин:

  • разгерметизировался трубопровод, обеспечивающий движение воздуха при разряжении или места его стыков;
  • произошла поломка обратного клапана;
  • разгерметизировалась хотя бы одна рабочая камера в усилителе;
  • вышел из строя установленный на некоторых двигателях вакуумный насос.

В последнем случае усилитель сможет продолжать работу, однако усилие на педаль будет ощутимо возрастать.

Чтобы понять, что в вакуумном усилителе тормозов «что-то не так», не нужно быть специалистом в устройстве автомобиля или проявлять чудеса наблюдательности. Тугой выжим педали, скрежет, «троение» на холостом ходу говорит о явных проблемах.

Существует ещё один верный способ распознать неисправность ВУТ. Несколько раз качните тормозную педаль и зафиксируйте её посреди хода. Если она проваливается — усилитель тормозов исправен. Если же педаль не изменила своё положение — требуется ремонтировать ВУТ.

В одних ситуациях с нажатием педали наблюдается падение оборотов, производимых силовой установкой, в других — абсолютно наоборот. Это указывает на конкретную причину неисправности — разгерметизацию.

Из чего состоит вакуумный усилитель тормозов

Она сопровождается подсосом воздуха внутрь коллектора, вызывающим резкое изменение пропорций компонентов, из которых состоит топливно-воздушная смесь. Это и приводит к столь существенным изменениям в режиме работы двигателя. Ещё один явный признак подсоса — шипение, сопровождающее выжим педали.

Плохая работа насосов обычно определяется на слух. Механический вакуумный насос может издавать характерный постоянный стук — признак неисправности приводного штока. Неполадки в электрическом насосе сопровождаются высоким уровнем шума при работе. В этом случае виноват, скорее всего, приводной электродвигатель.

Существуют и другие признаки, помогающие распознать проблемы в вакуумном усилителе тормозов, не залезая при этом под капот вашего автомобиля.

Например, при смене режима работы силовой установке в результате действия тормозов, проверить ВУТ можно, отсоединив выпускной коллектор от трубопровода. При этом для заглушения штуцера используется резиновая заглушка или подходящая по диаметру трубка, которая должна быть пережата.

Импровизированная заглушка прочно фиксируется при помощи хомута. После этого двигатель ненадолго запускается. Если нажатие педали не сопровождается сменой оборотов, это значит, что усилитель подсасывает воздух.

Ремонт вакуумного усилителя тормозов

Если неполадки обнаружены, следует конкретизировать их причину в процессе осмотра усилителя перед ремонтом. Устранение проблем с ВУТ возможно лишь при повреждении трубопровода, а также обратного клапана или его уплотнителя.

В остальных случаях вакуумный усилитель тормозов лучше заменить. Но чтобы выяснить, какой именно элемент ВУТ получил повреждение, требуется тщательная проверка отдельных его деталей,особенно это касается трубок и хомутов.

Необходимо выполнить следующие действия:

  • исследовать хомуты и трубку на наличие трещин;
  • осмотреть резину, уплотняющую обратный клапан ВУТ на предмет расслоения.

Устранение расслоений и трещин — довольно сложный процесс. Гораздо более простым решением проблемы является смена хомутов и трубопровода. Стоят они дёшево и всегда имеются в продаже отдельно от других деталей усилителя.

Если такая замена не помогает — ВУТ придётся менять целиком.

Чтобы поменять вакуумный усилитель тормозов, необходимы:

  1. отсоединение тяги привода усилителя от педали тормоза;
  2. снятие главного тормозного цилиндра, расположенного под капотом автомобиля;
  3. отсоединение вакуумного шланга от обратного клапана;
  4. установка нового вакуумного усилителя в обратном порядке;
  5. проверка работы нажатием педали при движении под уклон.

При наличии шумов в механическом вакуумном насосе иногда помогает изменение расположения штока — переворот на 180 градусов. Электрический насос, как правило, ремонту не подлежит, и ему требуется замена.

Выявить неполадки в работе вакуумного усилителя тормозов не слишком сложно даже для неопытного водителя. Если у вас хватает навыков, вы можете осуществить некоторые виды ремонта собственными силами, однако в ряде случаев требуются услуги автосервиса.

Так или иначе, пренебрегать состоянием ВУТ не следует — от этого порой зависит ваша безопасность на трассе.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов?

Если вы заметили, что для замедления движения или остановки автомобиля приходится прикладывать значительное усилие, а ход педали тормоза при заведенном двигателе уменьшился и стал более жестким – необходимо диагностировать вакуумный усилитель тормозов(ВУТ). Замена ВУТ в случае необходимости может быть легко выполнена своими руками.

Перед проверкой вакуумного усилителя тормозов необходимо убедиться в герметичности шланга, соединяющего его клапан с впускным коллектором. Сделать это можно при помощи визуальной проверки его целостности или же попытки нагнетания воздуха при помощи компрессора с манометром в снятый и заглушенный с одной стороны шланг или же резиновую грушу.

Устройство вакуумного усилителя тормозов

Вакуумный усилитель тормозов предназначен для повышения удобства использования системы торможения. Автомобиль без ВУТ тормозил бы очень тяжело – усилие, передаваемое на педаль, в этом случае было весьма существенным, что отражалось бы на безопасности вождения в худшую сторону.

Расположен ВУТ, как правило, прямо за моторным щитом. Конструктивно этот элемент выполнен в виде неразборного металлического блока, соединенного с главным тормозным цилиндром и бачком тормозной жидкости.

В состав вакуумника входят следующие элементы:

  • Корпус.
  • Разделительная мембрана (производится из гибкого материала).
  • Обратный клапан.
  • Толкатель педали тормоза.
  • Шток гидроцилиндра.
  • Пружина возвратного действия.
  • Следящий клапан.
Читайте также  Стояночная тормозная система

Принципа работы вакуумника основан на разнице атмосферного давления, вследствие чего создается разрежение, обеспечивающее формирование давление (а вместе с тем и передаваемое усилие) в тормозной системе.

Внутри ВУТ расположена диафрагма в виде перегородки. Каждая из разделяемых диафрагмой камер (полостей) герметична. Притом камеры равны друг другу по объему.

Одна из камер свободно сообщается с атмосферой (она так и называется – атмосферная часть), вторая связана со шлангом, ведущим из выпускной трубы двигателя. С этой стороны формируется пониженное, по сравнению с атмосферным, давление. Эта полость называется вакуумной, она расположена со стороны ГТЦ.

Атмосферная камера, находящаяся ближе с тормозной педали, содержит клапан обратного действия. Он призван препятствовать снижению давления во впускном коллекторе мотора. Благодаря этому, топливо не может попадать в механизм ВУТ.

Величина разрежения в этой полости контролируется следящим клапаном. Вакуумная же камера благодаря клапану обратного действия поддерживает давление на одном уровне. Иными словами, мембрана испытывает одинаковые значения давления со стороны обеих камер. Передвижение следящего клапана осуществляется через толкатель, который связан с тормозной педалью. Назначение пружины – обеспечение возврата диафрагмы в обычное состояние после прекращения торможения.

В некоторых ситуациях, когда автомобиль оснащается механизмом экстренного торможения, шток оборудуется специализированным электромагнитным приводом.

Как вы можете видеть, конструкция вакуумника не так сложна – в ряде случаев устранение некоторых неисправностей ВУТ может быть выполнено своими силами.

Проверка мембраны и герметичности камер

Проверить исправность вакуумного усилителя тормозов (ВУТ) можно несколькими способами, но чтобы убедиться в его работоспособности на 100%, лучше использовать их все. Прежде всего, несколько раз нажмите на педаль тормоза при заглушенном двигателе. При первом нажатии педаль опустится от довольно незначительного усилия примерно на 1/3 от полного хода, с каждым последующим нажатием она должна становиться более тугой, а ход уменьшаться. Если этого не происходит – ВУТ, скорее всего, неисправен, и требуется диагностика вакуумного усилителя тормозов. Далее мы расскажем Вам, как проверить вакуумный усилитель тормозов на Калине.

Спасибо за подписку!

Если диагностика ВУТ показала неоднозначные результаты и определить разницу в ходе педали и ее жесткости сложно, можно попробовать другой способ. Два-три раза нажав на педаль тормоза, заведите двигатель, не убирая с нее ногу. Тут есть несколько вариантов развития событий:

  • Если педаль уйдет глубже на несколько сантиметров – вакуумный усилитель тормозов исправен. Окончательно удостовериться в этом можно, заглушив двигатель и не отпуская педали тормоза в течение 30 секунд.
  • Если педаль начнет подниматься – это свидетельствует о нарушении герметичности вакуумной камеры.

Вакуумный усилитель тормозов Калина

Проверка обратного клапана ВУТ

Причиной плохой работы вакуумного усилителя тормозов может быть неисправность обратного клапана, к которому подсоединен шланг от впускного коллектора. Для диагностики последнего необходимо снять шланг, извлечь клапан из корпуса ВУТ и надеть на него с наружной стороны (с которой соединяется шланг) резиновую грушу от спринцовки или ареометра и сжать ее. Если после отпускания груши она останется сжатой – обратный клапан исправен.

Обратный клапан Лада Калина

В противном случае его необходимо заменить. Аналогичным образом можно проверить на герметичность впускной шланг при отсутствии компрессора.

Диагностика вакуумного усилителя тормозов может быть без труда проведена всего за несколько минут путем простейших манипуляций без применения каких-либо измерительных приборов и инструмента. Для более объективной проверки попробуйте различные способы, предложенные в статье. Перед этим не забудьте проверить состояние шланга, ведущего к ВУТ от впускного коллектора.

Устройство и работа: Вакуумный усилитель тормозов

Вакуумный усилитель тормозов

Тормоза автомобиля являются сложноустроенной системой, состоящей из множества компонентов. Значимость бесперебойного функционирования тормозов трудно переоценить – именно они несут главную ответственность за безопасность передвижения транспортного средства. Сегодня мы не станем разбирать принцип действия всего узла, остановимся лишь на одном его элементе – вакуумном усилителе. Как он устроен? Какие функции выполняет? Какие основные симптомы говорят о неисправностях в его работе? Обо всем этом мы поговорим в нашей статье.

Устройство и принцип работы вакуумного усилителя тормозной системы

Основное назначение вакуумного усилителя тормозов заключается в создании дополнительных усилий, способствующих более продуктивной работе гидравлики тормозного контура. Иными словами он помогает водителю, давящему на педаль тормоза.

Устройство вакуумного усилителя тормозов

Внешне вакуумный усилитель представляет собой закрытый металлический контур, по форме напоминающий приплюснутый конус. Он устанавливается в моторном отсеке на щитке, примыкающем к салонной части, прямо напротив педали тормоза. К корпусной части усилителя закрепляется главный цилиндр тормозной системы.

Устройство «вакуумника» достаточно замысловатое. В его состав входят: корпус, рабочий клапан, шток, гидравлический цилиндр, рабочая диафрагма, толкатель, возвратная пружина и педаль, на которую давит водитель.

Эта сложная конструкция обеспечивает единую слаженную работу. Так, нажимая на педаль тормоза, водитель задействует шток, который осуществляет давление на рабочий клапан. Он включается в работу, блокируя взаимодействие гидравлики в отдельных камерах. Открытие клапана атмосферной камеры способствует усилению давления за счет дополнительного притока наружного воздуха. Получается такое соотношение, при котором одна сторона диафрагмы имеет разряженный воздушный фон, а другая получает двойное толкательное усилие – от ноги водителя и атмосферного воздуха. Эта разность давлений позволяет штоку приходить к действию, которое через гидравлическую жидкость передается к исполнительным элементам, останавливающим автомобиль во время движения.

Основные неисправности вакуумного усилителя

Любая поломка вакуумного усилителя считается критической для его работы, если она делает создание безвоздушного пространства внутри корпуса невозможным. Происходит завоздушивание системы, не дающее тормозам качественно выполнять свои функции. Подобные проблемы определить не сложно. Они имеют множество характерных признаков.

  • «Тяжелая» педаль. По ощущениям это схоже с нажатием на педаль тормоза на заглушенной машине. Водителю приходится надавливать значительно сильнее, однако это не слишком способствует более эффективной работе тормозов.
  • В режиме холостых оборотов у двигателя возникают небольшие вибрации, которые полностью пропадают при задействовании педали тормоза.
  • Во время нажатия на тормоз из «вакуумника» доносятся посторонние «пшикающие» звуки. Такой симптом можно обнаружить лишь при заведенном моторе автомобиля.
  • Возникновение подсоса воздуха. Тут, думаем, дополнительных пояснений не требуется.

Как отремонтировать вакуумный усилитель?

Неисправный вакуумный усилитель тормозов необходимо заменять. Этот элемент не является ремонтопригодным. Его стоимость относительно невысокая, а выполнение всех необходимых работ любой мало-мальски подготовленный автолюбитель вполне сможет осуществить самостоятельно. Приведем краткий алгоритм действий, по замене вакуумного усилителя.

  1. Первым делом требуется открутить главный цилиндр тормозной системы от корпуса усилителя. Разъем автомобильной проводки, идущий от него к бачку с тормозной жидкостью, необходимо отключить. Трубки откручивать не следует, их вполне можно оставить прикрученными.
  2. Отворачиваем крепежные шурупы усилителя от металлического щитка, расположенного между моторным отсеком и салонной частью.
  3. Третьим действием станет отсоединение тормозной педали от усилителя, после чего сам усилитель с небольшими усилиями нужно потянуть к себе.
  4. Далее устанавливаем новый «вакуумник», подсоединяя все элементы в обратном порядке. Место соединения главного цилиндра тормозной системы необходимо промазать тонким слоем герметика, чтобы обезопасить стык от проникновения воздуха внутрь контура.

Подведем итоги

Подводя итоги, скажем, что вакуумный усилитель тормозной системы достаточно надежен. Он редко выходит из строя, однако если такое случилось, его требуется безотлагательно заменять. Эксплуатируя этот элемент неисправным, вы рискуете своей безопасностью, ведь качественная работа тормозов во время таких поездок гарантирована не будет. Вследствие этого значительно повышается вероятность возникновения критических дорожных ситуаций.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button