Тормозная жидкость дот 5

Различия тормозных жидкостей DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 и прочих

Сегодня видел в магазине тормозную жидкость Motul DOT 5.1 и не понял, чем она лучше DOT 4? Может кто-нибудь сможет подсказать, в чём вообще различаются тормозные жидкости?

Mark Icons

DD — Dрифтер в DУше
  1. Skoda
  • 1 Дек 2018
  • #2

Тема интересная, и её следует разобрать подробно, поэтому начнём с самого начала.

Сокращение DOT обозначает United States Department of Transportation. Именно Департамент транспорта США, ввёл впервые классификацию тормозных жидкостей для транспорта. В своём документе FMVSS №116 они разбили жидкости на классы и установили минимальные требования к тормозным жидкостям. Поскольку документ получился удобным, то эти классы быстро подхватили производители жидкостей и другие сертификационные органы по всему миру.

Американцы обозначили классы тормозных жидкостей, как DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1, однако встречаются ещё маркировки DOT 4.5 и DOT 4+, но ни та, другая маркировка не классифицируется американским стандартом. Кстати, тормозные жидкости DOT 5.1 не имеют ничего общего с DOT 5, поэтому почему их промаркировали именно так, известно только американцам.

1ba1b2es-1920.jpg

Состав: в качестве основы, во всех тормозных жидкостях кроме DOT 5, используется полиэтиленгликоль в сочетании с полиэфирами борной кислоты, а для DOT 5 в качестве основы применяется силикон.

Тормозные жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 имеют одну основу и могут взаимозаменять друг друга без каких либо проблем, по крайней мере в пределах одного производителя.

Иногда производители маркируют тормозные жидкости значком "ABS", отмечая тем самым, что эта жидкость совместима с этой системой. Но сейчас это уже не так актуально, как раньше, так как почти все жидкости поддерживают работу систем ABS, ESP и прочих. На сегодняшний день подавляющее большинство автомобилей имеют систему АБС уже в базовой комплектации. Но всё же, перед тем, как залить тут или иную жидкости, советую прочитать аннотацию, что она поддерживает работу систем АБС и ЕСП.

Не стоит смешивать тормозные жидкости даже одного класса, если одна из них расчитана на работу АБС, а вторая нет, т.е. мешать например DOT 5.1 с DOT 5.1/ABS. Дело в том, что жидкости рассчитаные на работу с системами АБС имеют определённый набор химических присадок для снижения аэрации внутри жидкости, предотвращая тем самым образование пузырьков воздуха в тормозной системе во время срабатывания АБС. Смешивание жидкостей с разным химическим составом недопустимо.

Силиконовая жидкость DOT 5 в свою очередь слабогигроскопична, но она имеет другую проблему — склонность к аэрации (образованию пузырьков воздуха внутри жидкости), вследствии того, что воздух легко растворяется а силиконовой тормозной жидкости, её запрещено использовать автомобилях, оснащённых системой ABS.

Смешивать DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1 c силиконовой жидкостью DOT 5 нельзя! Если так сделать, то в результате химической реакции между разными веществами, тормозная жидкость потеряет свои свойства, а полученная жидкость будет крайне агрессивной к резиновым уплотнителям и прочим элементам тормозной системы. Поэтому, если в тормозной системе использовалась силиконовая жидкость DOT 5, то она так и должна там использоваться. Аналогично, если в тормозной системе использовались жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 на гликолевой основе, то они не должны меняться на DOT 5. Плюс, в подобного рода переходах нет никакого смысла, и очистить полностью тормозную систему от той или иной жидкости попросту невозможно.

Температура кипения тормозных жидкостей

Самым основным показателем для тормозных жидкостей является температура их кипения. При этом надо понимать, что тормозные жидкости крайне гигроскопичны и с увеличением процентного содержания влаги, их температура кипения сильно падает. Зависимость можно увидеть на графиках изменения температуры кипения тормозных жидкостей ниже:

DOT_3_4_5_5.jpg

Хочу обратить внимание, что температура кипения тормозных жидкостей от разных производителей может быть выше указанных значений, так как то, что показано на графике является стандартом, ниже которого не должна падать температура кипения, иначе жидкость уже не будет соответствовать указанному стандарту DOT.

Как правило производители рекомендуют менять тормозную жидкость раз в 2-3 года. По опыту эксплуатации, тормозная жидкость не успевает за это время дойти до критических значений по содержанию влаги. Но для более точного понимания можно использовать тестеры, которые работают по принципу электропроводности жидкости и тем самым определяют процентное содержание влаги. Стоят эти штуки не дорого и продаются в любых автомобильных магазинах. По сути это обычный гигрометр.

900799934_w640_h640_gigrometr.jpg

Когда тормозные колодки останавливают автомобиль, они трутся об тормозной диск (он же ротор). В результате этого трения механическая энергия превращается в тепловую, а весь механизм нагревается, в том числе и тормозная жидкость. Если температура жидкости доходит до точки кипения, то в тормозной жидкости начинают образовываться пузырьки пара, то есть газы. А как известно, газы имеют свойство сжиматься, в отличии от жидкости. То есть, в системе будет происходить сжатие газа, а не передача усилия от педали тормоза на тормозные колодки. Это приводит к тому, что эффективность работы тормозов резко падает, иногда практически до нулевого эффекта. Никогда нельзя доводить тормозную жидкость до состояния кипения и важно всегда следить за процентным содержанием влаги в системе. Это ваша безопасность!

В качестве заключения нужно отметить, что для гражданского использования автомобилям достаточно использования тормозной жидкости DOT 4, которая входит в заводскую комплектацию новых авто. Весь концерн VAG использует одну и ту же жидкость с оригинальной маркировкой:

VAG DOT 4 (VW 501.14) — каталожный номер B 000 750 M3 — 1 литр
VAG DOT 4 (VW 501.14) — каталожный номер B 000 750 M1 — 0,25 литра

DSC_0974_big.jpg

Оригинальная тормозная жидкость VAG DOT 4 (допуск VW 501.14) предназначена для применения в гидравлических тормозных системах современных автомобилей Фольксваген, производитель которых рекомендует использовать жидкости, соответствующие допуску VW 501.14. Данное средство гарантирует стабильную работу тормозной системы даже в условиях больших физических и термальных нагрузок. Сохраняет свои свойства на протяжении всего эксплуатационного срока.

Тормозные жидкости и тестеры для них: экспертиза «За рулем»

Кто нынче помнит, что в автомобиле вообще есть тормозная жидкость? Повод взглянуть в бачок появляется разве что когда машина перестает нормально тормозить или вообще остается «без тормозов». Но и при этом бачок может быть полон, а его содержимое — выглядеть вполне пристойно. Только о состоянии тормозной жидкости это ничего не говорит.

Как отличить хорошую жидкость?

Общие рекомендации известны — менять «тормозуху» полагается раз в пару лет или при пробеге примерно в 40 тыс. км. Но если машина обслуживается не у официалов, то зачастую об этом забывают. А если еще находится «бывалый», который уверяет, что вообще никогда не менял жидкость — и ничего…

Поначалу мы приобрели восемь таких приборов по цене от 1000 до 6000 рублей. Но быстро вспомнили прошлую подобную проверку — тогда выяснилось, что такие тестеры почти бесполезны, поскольку они оценивают «влажность» тормозной жидкости по ее электропроводности, а она у разных жидкостей может быть разной изначально! Поэтому для чистоты эксперимента мы скупили в ближайшем автомагазине еще и все тормозные жидкости, какие там были — их также набралось восемь образцов. И стали проверять каждый тестер во всех жидкостях — как в «сухих», так и в разбавленных водой.

Куда пропадают тормоза?

При нажатии на педаль тормоза усилие ноги водителя передается через гидравлический привод к тормозам, останавливающим автомобиль за счет трения. При этом выделяется значительное тепло, нагревающее тормозную жидкость так, что она пытается закипеть. Если это произойдет, смесь жидкости и пара тут же станет сжимаемой, а потому педаль просто «провалится в пол».

Читайте также  Главный тормозной цилиндр газ

Для предотвращения этого явления используют специальные тормозные жидкости с высокой температурой кипения. Обычно их параметры привязывают к требованиям американского министерства транспорта (Department Оf Transportation) — так называемым нормам DOT. Отечественные производители, как правило, работают по различным техническим условиям.

К сожалению, тормозные жидкости являются гигроскопичными, то есть они постоянно поглощают влагу из воздуха. Это резко снижает температуру кипения и ограничивает срок службы жидкости.

Программа испытаний

  • Проверка тестеров в водопроводной воде — 8 замеров. Цель — убедиться, что все приборы немедленно забракуют такую жидкость.
  • Проверка тестеров в свежих тормозных жидкостях — 64 замера.
  • Проверка тестеров в жидкостях с 3%-ным содержанием воды — 64 замера.
  • Проверка тестеров в жидкостях с 5%-ным содержанием воды — 64 замера.
  • Измерение температуры закипания свежих тормозных жидкостей — 8 замеров.
  • Измерение температуры закипания тормозных жидкостей с 5%-ным содержанием воды — 8 замеров.
  • Экспертная оценка эргономичности ­каждого из приборов.

Все испытания мы проводили при атмосферном давлении 745 мм рт. ст. и температуре окружающего воздуха 25˚ С. Температуру кипения мерили в лабораторной посуде из жаропрочного стекла с помощью колбонагревателя Superheat с предельной рабочей температурой 380˚С, показания снимали цифровым ­термометром ТР‑101.

ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ

Жидкости, изготовленные по стандартам DOT‑3, 4 и 5.1, совместимы и позволяют доливку средства с более высоким индексом в остальные. DOT‑3 применяют в основном для устаревших, тихоходных автомобилей, часто с барабанными тормозами. Жидкость DOT‑4 используют в большинстве современных машин, а DOT‑5.1 нужна для дорожных спортивных автомобилей.

Особняком стоит состав DOT‑5 (не путать с 5.1!) для спорткаров и агрессивной езды с резкими торможениями. Его нельзя доливать ни в какую другую жидкость — он изготавливается на основе силикона, а остальные — с применением гликолей и полиэфиров, поэтому совместимости не будет. Недаром производители окрашивают DOT‑5 в темно-красный цвет.


Зависимость температуры кипения тормозных жидкостей DOT‑3, 4 и 5 от содержания влаги.

Лучшие тормозные жидкости по отзывам

О безопасности езды заботится каждый водитель транспортного средства. А одним из наиважнейших параметров, отвечающих за этот фактор, является хорошая работа тормозной системы. Для того, чтобы торможение автомобиля было оперативным, в транспорте используется тормозная жидкость, благодаря которой вождение не заставляет сильно волноваться.

ТОП 19 тормозных жидкостей. Рейтинг 2021

1. MOBIL BRAKE FLUID UNIVERSAL DOT 4

Известная в кругах автомобилистов тормозная жидкость он финляндского производства не только входит в перечень лидирующих составов, но и относится к категории демократичных по стоимости и невероятных по качеству товаров. Она изготовлена на гликолевой основе и подходит для использования во многих моделях легковых автомобилей. Неплохо данная жидкость проявляет себя в местностях с повышенным уровнем влажности. В целом, она долговечна, имеет стабильную температуру кипения и способна предотвратить коррозию. Единственный нюанс – владельцы иногда указывают в своих отзывах на течи в случае длительного использования, хотя появляются они довольно редко.

2. Sintec EURO DOT 6

Качественный заводской продукт имеет массу достоинств, которые и отличают его от конкурентов. К основным положительным моментам относятся: превосходная вязкость при морозной погоде, высокие смазочные свойства, кипение при максимально высокой температуре, способность перекрыть нормативы ДОТ 4. Кроме того, сами владельцы с восторгом отзываются о данной тормозной жидкости, так как она дает просто идеальный результат, даже превосходящий показатели иных товаров, считающихся лидером. При этом у состава имеется один небольшой минус – он мало распространен, из-за чего продается не во всех специализированных магазинах.

3. VAG DOT-4

Выгодная по стоимости тормозная жидкость славится своими стойкими свойствами и способностью выполнять свои задачи на отлично даже в случае сильного мороза. Она прекрасно подходит для использования в средствах передвижения, которые ездят в северных регионах. Такой товар доступен каждому человеку, так как его легко можно приобрести в любом специализированном магазине или же заказать в интернете.

4. British Petroleum

Лондонский продукт имеет одну привлекательную особенность – высокая температура кипения. За это он нравится большинству современных автолюбителей, ведь благодаря данному параметру тормоза отлично справляются со своей рабой даже при постоянном движении в пробках. При этом у этой тормозной жидкости был обнаружен недостаток, который заключается в вероятности появления коррозии в тормозной системе транспорта, из-за чего владельцу придется регулярно проверять узел на «разрастание» ржавчины.

5. TRW PFB405 DOT 4

Дешевая тормозная жидкость продается во многих магазинах автомобильных запчастей. Она поставляется в удобной канистре, поэтому выливать состав всегда комфортно. Этот товар превосходит своих конкурентов не только по этим особенностям, но и благодаря высокому качеству, а также наличию в составе компонентов, которые защищают от коррозии.

6. LIQUI MOLY SL6 DOT-4

Продукт от немецкого бренда доступен многим покупателям по цене, так как находится в среднем сегменте. Жидкость не только улучшает общую работу тормозной системы, но и выступает в качестве неплохой смазки, способствующей стабильной работе каждого отдельного механизма в узле. Кроме того, достоинством выступает нейтральность относительно резиновых деталей. Из отрицательных качеств можно выделить только низкую температуру кипения, составляющую всего 230 градусов.

7. LADA SUPER DOT-4

Весьма интересный вариант для владельцев автомобилей отечественной марки славится соответствием международным требованиям и американским тестированием. В составе присутствуют запатентованные присадки, благодаря которым увеличивается срок эксплуатации уплотнителей и шлангов. Также в нем имеются компоненты, не допускающие коррозии на металлических поверхностях. А главным минусом при этом выступает невозможность смешивания этой тормозной жидкости с другими, так как это снизит эффективность.

8. TRW PFB750 DOT-5.1 ESP

Эффективная тормозная жидкость на базе гликоля продается в бутылках объемом 0,5 л, чего хватает большинству покупателей на долгое время. К тому же, данный состав является весьма эффективным, поэтому его современные водители покупают активно и даже не предъявляют никаких претензий производителю.

9. MOTUL DOT 5.1 BRAKE FLUID

Французский флюид считается практически самым идеальным вариантом для средств передвижения с антиблокировочной системой. Здесь имеется гликолевая основа, за счет которой у владельца есть возможность соединять этот состав в ДОТ-3 и ДОТ-4. Единственное, что не совсем устраивает автолюбителей – не слишком большой эксплуатационный срок, потому как менять жидкость приходится ежегодно.

10.TOYOTA DOT 4 BRAKE FLUID

Достоинств у данного продукта вполне достаточно для того, чтобы поместить его в данный рейтинг. Как правило, покупатели положительно отзываются конкретно о следующих моментах: антикоррозионные свойства, высокая температура кипения, щадящее воздействие на резиновые детали, хорошие параметры гигроскопичности, возможность совмещать с иными тормозными составами. Минус тут только один – высокая стоимость.

11. ЛУКОЙЛ DOT-4

Популярный и дешевый товар отлично подходит для многих марок автомобилей. В его состав включены присадки, с высокой износостойкостью и антикоррозионными свойствами. Отрицательной стороной является большая вязкость, на что нередко жалуются автомобилисты.

12. GM 93746642 DOT-4

Весьма неплохая гликолевая тормозная жидкость от популярного и уважаемого производителя продается по средней цене, чем приятно удивляет покупателей. Она содержит в составе элементы, которые смазывают поверхность и защищают ее от коррозии. Кроме того, как утверждают сами владельцы, этот вариант является долговечным.

13. Hi-Gear DOT 4

Жидкость, полностью соответствующая заявленным параметрам, производится в Америке, поэтому лишний раз доказывать свое качество и эффективность ей не приходится. Но при этом здесь отмечается высокая гигроскопичность.

14. Castrol React DOT 4 Low Temp

Вариант с лучшими показателями вязкости и долговечности представляет собой синтетическую жидкость высокой эффективности. Она содержит в основе гликолевые и боросодержащие эфиры, подходит для разных марок автомобилей и значительно улучшает работу всех элементов тормозной системы. Как утверждают опытные водители, данный состав даже способен спасти жизнь в отдельных экстренных ситуациях, когда требуется внезапное торможение. Что касается отрицательных моментов, в этом случае есть только один нюанс – высокая цена.

Читайте также  Вакуумный усилитель тормозов как работает

15. ROSDOT 4

Жидкость такого типа совместима с любой тормозной системой, что нередко удивляет автомобилистов. Этот товар создается отечественным брендом и составляет действительно серьезную конкуренцию зарубежным аналогам. Состав разрешается использовать в системах тормозов и сцеплений как дорогих, так и дешевых авто. Кроме того, он прекрасно проявляет все свои качества при любом климате, поэтому для путешествий по территории РФ вполне подойдет.

16. Аляска DОТ-4

Товар сочетает в себе высокое качество и демократичную стоимость. Жидкость этого бренда предназначается для дисковых и барабанных систем. Она способна выдерживать перепады температур, не переставая выполнять свою работу. Из минусов можно отметить лишь отсутствие присадок, увеличивающих эксплуатационный период.

17. Liqui Moly Bremsenflussigkeit DOT4

Данный продукт отличается от конкурентов бережным отношением к резиновым элементам, а также тормозным шлангам. Кроме того, в числе его преимуществ отмечаются высокие антикоррозийные свойства. Но при этом здесь имеются и не совсем положительные моменты – повышение вязкости на морозе и несовместимость с другими жидкостями.

18. Sintec Super DOT-4

Одна из наиболее дешевых тормозных жидкостей полностью соответствует требованиям автолюбителей и мировым стандартам качества. Этот вариант будет идеален для равномерной езды и экстренных торможений, о чем говорят отклики владельцев. Продукт не уступает своим конкурентам во многих параметрах, хотя и имеет один отрицательный момент – далеко не самая лучшая стабильность.

19. OIL RIGHT «И-М»

Завершает перечень тормозная жидкость, которая получает в свой адрес немало положительных комментариев от покупателей. Именно они указывают на то, что обещания производителя здесь действительно соблюдены. Данный состав используется в качестве противоводокристаллизованной добавки к бензину или дизелю и проявляет себя в этом довольно хорошо.

Критерии выбора

Температура кипения. Данный параметр является самым важным. Он актуален как при резком торможении, так и при обычном использовании тормозов.

Показатель температуры застывания. Она важна для автомобилей, эксплуатируемых в северных местностях.

Гигроскопичность. Чем ниже будет данный показатель, тем долговечнее будет жидкость.

Состав. В нем должны присутствовать смазывающие и антикоррозионные вещества, за счет которых жидкость прослужит гораздо дольше.

DOT 6: особенности тормозной жидкости

DOT 6: особенности тормозной жидкости

Требования к составу и параметрам тормозных жидкостей сформулированы в национальных технических стандартах. Большинство из них разработано на основе американских отраслевых норм SAE J-1703 и требований федерального стандарта США по безопасности автомобилей (FMVSS 116).

Все тормозные жидкости классифицируются по категориям DOT (Department of Transportation).

DOT 1 и DOT 2 – устаревшие классы, сегодня они уже не выпускаются.

Жидкости DOT 3 предназначены для ненагруженных тормозных систем с дисковыми и/или барабанными исполнительными механизмами. Таких продуктов на современном рынке уже немного.

К категории DOT 4 относятся жидкости с улучшенными характеристиками, которые рассчитаны на работу в автомобилях с дисковыми тормозами. В состав этих продуктов входят гликоль и борная кислота. Последняя помогает удалять излишки влаги из жидкости, что увеличивает срок ее службы. Основной недостаток DOT 4 – повышенная вязкость.

Тормозные жидкости разных классов DOT

Жидкости класса DOT 5 отличаются от двух предыдущих составом – они изготавливаются на основе силикона. Такие материалы могут использоваться в условиях очень высоких нагрузок и низких температур. Они не гигроскопичны (не впитывают влагу) и имеют очень широкий температурный диапазон (температура кипения «сухой» жидкости составляет +260 °С, «влажной» – +180 °С).

Использование жидкостей DOT 5 допустимо только по рекомендации автопроизводителя. Чаще всего они применяются в военных транспортных средствах.

DOT 5.1 являются технологическим продолжением класса DOT 4. Эти жидкости производятся на основе гликолей и обладают усовершенствованными техническими параметрами. Их существенный недостаток – гигроскопичность. А учитывая их относительно высокую цену, по этой причине они не нашли широкой популярности.

Жидкости DOT 6 (как и DOT 4.5, DOT 4+, DOT 4 SUPER) являются подклассом DOT 4. Такие обозначения – не что иное как маркетинговый ход. Они имеют такую же основу, но содержат дополнительные пакеты присадок для улучшения характеристик.

Жидкости DOT 6: особенности, примеры

Жидкости категории DOT 6 подходят для электронных тормозных систем, оборудованных ABS, TSC, ESP, ASC.

Они обладают отличными вязкостно-температурными характеристиками и устойчивостью к окислению, предотвращают образование отложений и могут смешиваться с жидкостями более низких классов.

Назовем два самых популярных продукта DOT 6.

Sintec Euro DOT 6

Sintec Euro DOT 6

В обозначении Sintec Euro DOT 6 последние символы – это упомянутый выше маркетинговый ход, поскольку так на территории Российской Федерации обозначают класс DOT 4+ (DOT 4 с улучшенными характеристиками).

При этом реальные испытания жидкости показали, что она действительно обладает достаточно впечатляющими показателями. Температура ее кипения в «сухом» виде составляет +274 °С, а во «влажном» – +182°С. Кинематическая вязкость продукта при -40 °С – 647,5 мм 2 /с.

Благодаря таким параметрам жидкость Sintec Euro DOT 6 может быть рекомендована для использования в любых северных широтах на разнообразных видах техники, в том числе оборудованной системой ABS.

ROSDOT 6

ROSDOT 6

Тормозная жидкость ROSDOT 6 относится к классу 6, поскольку превосходит требования к DOT 4. Температура ее кипения в «сухом» состоянии составляет +260 °С, в «увлажненном» – +168 °С. Кинематическая вязкость жидкости на морозе – 697,5 мм 2 /с.

Запатентованная технология изготовления позволяет ROSDOT 6 сохранять стабильность при любых перепадах температур и экстремальных нагрузках.

Жидкость производится по уникальной технологии – ADVANCED ABS FORMULA. Она идеально подходит для применения в современных транспортных средствах, оборудованных системами ABS и ESP.

Кроме температурных и вязкостных показателей, преимуществом этого продукта является невысокая цена.

Лучшие тормозные жидкости и различие DOT 3, 4, 5.

Тормозная жидкость — это жидкость, которая применяется в тормозной и системе сцепления. Функции тормозной жидкости: корректная передача усилия. Основные свойства тормозной жидкости: низкая сжимаемость, высокая температура кипения, устойчивая вязкость, тормозная жидкость должна хорошо предотвращать разрушение, иметь незначительную степень абсорбции влаги (накопление жидкости), не оказывать разрушительное действие на резиновые детали тормозной системы.
Разработаны и приняты международные стандарты тормозной жидкости.
Тормозная жидкость, соответствующая принятым нормативным документам (а значит безопасная в использовании), должна иметь на упаковке соответствующую информацию.
Основные свойства тормозной жидкости и их значение: тормозная жидкость в процессе эксплуатации транспортного средства должна сохранять незначительное значение уровня сжимаемости.
Важный показатель – температура кипения. В процессе торможения тормозные колодки из-за взаимодействия с другими деталями тормозной системы нагреваются. Приобретенная тепловая энергия транлируется тормозной жидкости и его зачастую может быть достаточно для закипания тормозной жидкости. При закипании образуются пузырьки воздуха, они могут стать причиной отказа всей тормозной системы. Вывод: чем выше температура закипания тормозной жидкости, тем более безопасна она для тормозной системы.
Уровень вязкость тормозной жидкости не должен изменяться с наименьшей зависимостью от температуры.
Поддержание при низких температурах минимально возможной величины вязкости особенно важно учитывать при использовании антиблокировочной тормозной системы (ABS).

Тормозная жидкость не должна способствовать коррозии металлических деталей тормозной системы поэтому тормозная жидкость содержит соответствующие антикоррозийные присадки.
Т.к. при торможении тормозная жидкость нагревается, а впоследствии охлаждается, в ней образуется конденсат, который накапливается в тормозной системе и может вывести ее из строя.

Рекомендуется раз в 2 года менять тормозную жидкость.

Различия тормозной жидкости класса DOT

Главное отличие жидкостей класса DOT в составе жидкости, температуре кипения и способности к абсорбации. Стоимость тормозной жидкости прямо пропорционально зависит от температуры кипения, чем больше температура, тем стоимость тормозной жидкости выше.

Читайте также  Тормозные диски из чего делают

Тормозная жидкость DOT 3 – основой DOT 3 являются различные соединения гликолей (двухатомных спиртов). Использование гликоля удешевляет стоимость жидкости, но при этом такая жидкость имеет большую гигроскопичность (способность накапливать влагу) что приводит к снижению температуры кипения тормозной жидкости.

Тормозная жидкость DOT 4 – основой DOT 4 являются соединения сложных эфиров с борной кислотой. Борная кислота, входящая в состав жидкости при контакте с влагой полностью нейтрализует её. Это приводит к образованию меньшего количества влаги по сравнению с жидкостью DOT 3, а также более долгому поддержанию заданного уровня температуры кипения и увеличивает срок службы тормозной жидкости. Тормозная жидкость класса DOT 4 относится к высококачественным тормозным жидкостям.

Тормозная жидкость DOT 5.1 – имеет сходный состав с жидкостью DOT 4 но имеет большую температуру кипения. Что позволяет её использовать в тормозных механизмах гоночных автомобилей, автомобилях которые развивают большую скорость, а также в мототехнике.

Все жидкости класса DOT смешиваются между собой, но необходимо придерживаться правила, что более высокий класс жидкости можно добавлять в более низки, а наоборот нельзя.

Это значит, что если в автомобиле была залита жидкость DOT 3, вы можете долить жидкость класса DOT 4 или DOT 5.1, это приведет к улучшению свойств жидкости DOT 3. И наоборот если в автомобиле была залита жидкость класса DOT 5.1, ни в коем случае нельзя доливать DOT 3 или DOT 4, это может привести к заклиниванию и выходу из строя тормозной системы автомобиля.

Каждый автомобилист знает, что самое главное в машине – это тормоза. Ну а надежность и безотказность тормозной системы напрямую зависит от свойств применяемой тормозной жидкости.

Специалисты столичного Института потребительских экспертиз решили проверить основные показатели 17 марок тормозных жидкостей, по которым можно судить о надежности жидкости в эксплуатации, и узнать, что же нам продают в автомагазинах под видом «качественной» тормозной жидкости.

Участники

Участие в тесте приняли практически все марки тормозных жидкостей, представленных в торговых сетях. Эксперты закупили в специализированных магазинах и на рынках 17 марок тормозных жидкостей, из них восемь украинского производства (ТСХ — Химреактив, Велвана, Тектрон (Аляска и Ойлрайт), Океан, ВАМП Гост, ВАМП Соболь, ВАМП Рось, ВАМП Полюс, ВАМП Премиум, МФК), два — российского производства (Тосол-Синтез, Дельфин индастри), один белорусский образец (Ваксойл) и три представителя «дальнего» зарубежья (Castrol, Mobil, Liqui Moly).

Все они по утверждению производителей, кроме ВАМП Премиум (DOT 5.1), принадлежат к классу DOT 4. Образцы были опечатаны и доставлены сразу в две независимые друг от друга лаборатории, сертифицированные на подобного рода работы. Таким образом, при дальнейшем сравнении, гарантировался объективный результат.

По каким показателям оценивали жидкость

Тормозная жидкость — это вещество, предназначенное для работы в сложных условиях, поэтому в лабораториях образцы тормозных жидкостей проверялись по шести основным показателям — температуре кипения сухой и увлажненной жидкости, уровню рН, плотности, содержанию воды, вязкости при разных температурных режимах. Но обо всем по порядку.

Как известно, в процессе торможения автомобиля выделяется много тепловой энергии, которая частично уводится набегающим потоком воздуха, а частично поглощается гидроприводом, причем роль теплоносителя выполняет и тормозная жидкость. Если жидкость, не дай Бог, закипит, то образовавшиеся паровые пробки могут привести к отказу тормозов. Поэтому одним из самых главных показателей качества тормозной жидкости является температура кипения.

Различают две температуры кипения тормозной жидкости: температуру кипения «сухой», ненасыщенной влагой жидкости, и «увлажненной», содержащей до 3,5 % влаги (температура кипения «увлажненной» косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет "закипать" через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля).

Весьма важны и низкотемпературные свойства жидкости, особенно в условиях наших зим. Эти свойства нормируются кинематической вязкостью жидкости при минус 40 °С. Вязкость должна быть не выше нормируемых значений. Иначе нарушится текучесть жидкости через каналы и отверстия тормозной системы, что приведет к снижению быстродействия или даже отказу тормозов. При этом отказ может произойти при любой отрицательной температуре.

Антикоррозионные свойства жидкостей оценивали косвенно — по водородному показателю рН. В спецификациях изготовителей обычно нормируется диапазон значений 7,0 — 11,5 ед. При значении рН ниже 7,0 возможна коррозия черных металлов, а при рН выше 11,5 — возможна коррозия алюминиевых сплавов. Оба вида коррозии недопустимы в тормозной системе.

Анализ результатов испытаний

По итогам тестирования, эксперты разбили результаты на несколько групп.

Категория «Рекомендуемые» — лидеры по проверенным показателям. В этой категории 5 образцов из 17. Все они соответствуют международным требованиям к тормозным жидкостям класса DOT-4.

Это три импортных образца Castrol, Mobil и Liqui Moly, и два «наших» — российский и украинский бренды: РосДот-4 (Тосол-Синтез) и Velvana Дот-4 (СП «Велвана»).

Категория «Условно рекомендуемые». Здесь оказалось три образца Sintec Дот-4 (ТОВ «ТСХ-Химреактив»), VAMP Premium 5.1 и Аляска Дот-4 (ООО «Тектрон»). Образцы не соответствуют требованиям класса DOT-4 по температуре кипения. Но эти же значения с запасом соответствуют классу DOT-3. Образец Аляска Дот-4 имеет небольшое отклонение по вязкости при — 40 °С, но поскольку это значение не выходит за пределы требований DOT-4, его можно считать приемлемым. Образец VAMP Premium 5.1 стоит особняком. При отличных показателях для класса DOT-4, он не дотягивает до своих заявленных характеристик — жидкости класса 5.1 по классификации ISO — 4925. Кстати, жидкостей этого класса даже среди импортных пока немного. Новые, более жесткие, требования (класс 5.1 и класс 6) по классификации ISO — 4925 обусловлены применением в тормозах систем ABS, ESP нового поколения.

Категория «Под вопросом». В этой категории оказалось 5 образцов. У двух образцов Ойлрайт Дот-4 (ООО «Тектрон») и Аляска Дот-4 (ЗАО «Делфин Индастри») имеются отклонения по температуре кипения увлажненной жидкости даже для класса DOT-3, не говоря о заявленном для этих марок DOT-4. То же можно сказать о трех образцах производителя ПП «Люмо» (торговая марка «ВАМП») — Гост, Рось, Соболь, Полюс. У этих образцов имеются отклонения от требований DOT-3 и DOT-4 и по вязкости при — 40 °С: значения на 10 — 15 % выше допустимой нормы.

Категория «Не рекомендуемые». Здесь из исследованных 17 оказалось 4 образца. У образцов Океан Дот-4 и МФК Дот-4 вязкость при — 40 °С выше нормы на 60 — 90 %, но по крайней мере соответствуют температуре кипения. У образцов Super DOT — 4 (ТОВ «Экспохим»), и Vaxoil Дот — 4 (ООО «Ваксойл») полностью неприемлемая картина: вязкость при — 40 °С выше нормы на 400 — 600 % (!) и не соответствует температура кипения увлажненной жидкости. Образец Super DOT — 4 (ТОВ «Экспохим») может также вызвать коррозию стали и чугуна деталей системе торможения.

К сожалению, из исследованных 17 образцов тормозных жидкостей заявленному классу DOT-4 полностью соответствуют только 6.

Это три импортных образца (Castrol, Liqui Moly, Mobil), один российский: РосДот-4 (Тосол-Синтез); и два украинских образца: Velvana Дот-4 (СП «Велвана») и VAMP Premium 5.1 (ТОВ «Вамп»). Классу DOT-3 (но при заявленном DOT — 4) соответствует Sintec Дот — 4 (ТОВ «ТСХ-Химреактив») и с небольшим допущением Аляска Дот — 4 (ООО «Тектрон»).

Потребителям же эксперты Института потребительских экспертиз рекомендуют покупать жидкости крупных производителей, которые не только показали лучшие результаты в тесте, но и имеют одобрения, допуски автопроизводителей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: