Тормоза

Стояночная тормозная система

Стояночная тормозная система

Устройство автомобилей

механический тормозной привод автомобилей

Самым первым типом тормозного привода автомобилей был механический привод. Он прост по конструкции и не нуждается в преобразователе энергии, поскольку педаль или рычаг управления являются его частью.
Подбором соответствующих длин промежуточных рычагов можно существенно увеличить усилие на исполнительном органе тормозного механизма, однако при этом возрастает ход тормозной педали (или рычага).

По применяемым передаточным звеньям различают тросовый механический привод и рычажный механический привод, а также их комбинации. Применение вместо жестких тяг гибких тросов, особенно заключенных в эластичную оболочку, существенно упростило конструкцию и позволило исключить ряд недостатков механического привода. Тем не менее, механический привод тормозных систем применяется менее широко, чем гидравлический и пневматический приводы, за исключением стояночной тормозной системы легковых автомобилей.

К недостаткам механического привода следует отнести:

  • сложность дифференцирования усилия между колесами автомобиля в требуемой пропорции;
  • трудность достижения одновременного срабатывания тормозных механизмов каждого колеса;
  • необходимость в частых регулировках и смазке шарнирных сочленений;
  • сложность передачи управляющего усилия на большое расстояние (для автомобилей с большой базой);
  • сложность применения в прицепных транспортных средствах;
  • низкий КПД (не более 0,4…0,6) из-за сил трения в передаточных звеньях привода.

Из-за указанных недостатков в настоящее время механический привод в рабочих, запасных и вспомогательных тормозных системах практически не применяется. Тем не менее, он иногда незаменим в стояночных тормозных системах благодаря неоспоримому преимуществу – способности сохранять заданное усилие неограниченно долго, в отличие, например, от гидравлических и особенно пневматических приводов, в которых давление рабочего тела постепенно снижается из-за его утечек.
Следует отметить, что гидравлические приводы стояночных систем применяют на некоторых моделях легковых автомобилей из-за высокой технологичности и удобства обслуживания.

Механический привод представляет собой систему рычагов, тяг, валиков, тросов, через которые усилие педали или рычага управления передается к тормозным механизмам.

Механические приводы стояночных тормозных систем

Стояночный тормоз легкового автомобиля

На рисунках 1 и 2 в качестве примера изображено устройство механического привода стояночной тормозной системы легковых автомобилей марки ГАЗ-2410, ГАЗ-3102 «Волга». Стояночные тормоза здесь установлены в задних колесах автомобиля, поэтому их называют колесными стояночными тормозами. Поскольку управляющий орган таких тормозов, как правило, имеет ручной привод в виде рычага, водители чаще называют стояночный тормоз ручным тормозом, или просто — "ручником".

устройство стояночного тормоза легкового автомобиля

Тормоз состоит из рычага 6 ручного привода колодок, к которому присоединен наконечник заднего троса 7 (рис. 1). Для разжимания верхних концов колодок между рычагом 6 и передней тормозной колодкой 10 установлена разжимная планка. Рычаг 6 шарнирно закреплен при помощи пальца 5 на верхнем конце задней тормозной колодки.
Для регулировки разжимной планки и действия стояночного тормоза на планке имеются упор колодки 11, регулировочная гайка с храповиком 2 и фиксатором регулировочной гайки 12. В прорезь упора 11 входит ребро передней тормозной колодки, а в прорезь планки – рычаг 6.

Кронштейны 16 (рис. 2) с рычагом 2 крепятся болтами к переходному кронштейну, приваренному к передней панели пола. При перемещении рычага 2 стояночного тормоза вверх тяга 15 поворачивает рычаг 14, на нижнем конце которого шарнирно закреплена тяга 13 уравнителя 12.
Уравнитель при помощи гайки 3 с контргайкой 4 закреплен на резьбовом конце тяги 13. Уравнитель предназначен для равномерного распределения усилия на ветви троса 11, приводящего в работу правый и левый тормозные механизмы колес.
Пластмассовые направляющие 5 служат для фиксации троса 11 и запрещают самопроизвольное притормаживание колес при кренах кузова.

колесный стояночный тормоз легкового автомобиля

Тросы 11 входят внутрь тормозных механизмов и соединяются с приводными рычагами 6 (см. рис. 1) задней колодки. При перемещении этого рычага вперед он через планку и упор 11 действует на переднюю колодку, заставляя ее прижиматься к тормозному барабану, после чего усилие через палец 5 рычага передается на заднюю колодку, заставляя ее прижиматься к тормозному барабану. Происходит полное затормаживание задних колес автомобиля.

Ручка 1 (см. рис. 3) в приподнятом положении включает выключателем 17 сигнальную лампочку красного цвета на щитке приборов, сигнализируя водителю о том, что включен стояночный тормоз.

стояночный тормоз с механическим приводом

В верхнем положении рычаг привода стояночного тормоза удерживается храповым механизмом, состоящим из зубчатого сектора 9 (рис. 3) и собачки 8. Собачка удерживается в любом положении пружиной 4 и тягой 5.

Для растормаживания автомобиля необходимо нажать кнопку 1. При этом тяга 5 повернет собачку 8 и выведет ее из зацепления с зубчатым сектором 9, после чего рычаг 7 можно опустить в нижнее положение.
В конце своего хода рычаг 7 утопит кнопку электрического выключателя, и на щитке приборов погаснет сигнальная лампа включения стояночного тормоза.

Аналогичные конструкции привода стояночной тормозной системы применяются на других легковых автомобилях, а также на некоторых типах автобусов (например, ПАЗ-3205) и грузовых автомобилей малой грузоподъемности.
Грузовые автомобили средней грузоподъемности могут иметь центральный трансмиссионный стояночный тормоз, в котором также применяется механический привод.

Трансмиссионный стояночный тормоз грузового автомобиля

Трансмиссионный стояночный тормоз отличается от колесного тем, что удержание автомобиля осуществляется тормозным механизмом, размещенным на каком-нибудь элементе трансмиссии, а не в колесах. Чаще всего в трансмиссионных стояночных тормозах применяются барабанные тормозные механизмы.
Такие тормоза применяются на некоторых моделях грузовых автомобилей малой и средней грузоподъемности.

Центральный трансмиссионный тормоз автомобиля ГАЗ-3307 относится к барабанному типу.
Тормозной чугунный барабан 23 (рис. 4) закреплен на заднем конце вторичного вала коробки передач. Тормозной щит 19 закреплен на картере коробки передач. На нем закреплен корпус регулировочного механизма 20, внутри корпуса находятся опоры колодок 8 с коническими срезами внутренних концов и прорезями для тормозных колодок снаружи.

трансмиссионный стояночный тормоз грузового автомобиля

Между опорами колодок находится разжимной сухарь 5 плавающего типа конической формы и регулировочный винт 7.
В верхней части тормозного щита закреплен болтами 13 корпус разжимного механизма 24.
Разжимной механизм состоит из двух толкателей 9 колодок. Снаружи толкатели имеют прорези, и в них входят верхние концы тормозных колодок. Внутри толкатели имеют конические срезы, а между ними помещен конус корпуса 10 разжимных шариков 12.

Тормозные колодки 18 и 22 плавающего типа прижимаются к опорам 8 и толкателям 9 пружинами 21. Каждая колодка прижимается отдельными двумя пружинами. Первичная колодка 22 прижимается более слабыми пружинами, а вторичная колодка 18 – более сильными.

На кронштейне картера коробки передач закреплен палец, на котором шарнирно установлен рычаг привода 4. Одно плечо этого рычага пальцем соединено с вилкой 3. Вилка соединяется с тягой привода 1.
Длина тяги и зазор между колодками и тормозным барабаном изменяется вращением гайки на тяге. После окончания регулировки необходимо затянуть контргайку 2.

При вытягивании рукоятки привода стояночного тормоза тяга 1 при помощи вилки 3 поворачивает рычаг 4 на установочном пальце. Второе плечо этого рычага нажимает на стержень корпуса шариков 10, а шарики 12, в свою очередь, скользя по коническим срезам толкателей 9 разжимного механизма, раздвигают толкатели в разные стороны и прижимают тормозные колодки 18 и 22 к барабану 23.
При этом к тормозному барабану прижимается сначала первичная колодка 22, имеющая более слабые пружины. Вследствие трения колодка смещается по направлению вращения и через плавающий разжимной сухарь 23 передает дополнительное усилие на вторичную колодку 18, способствуя ее заклиниванию и более сильному прижатию к тормозному барабану, что усиливает действие тормозов.

От бокового смещения тормозные колодки удерживаются стержнем 17, который проходит через отверстие в ребре колодки. На нем установлена пружина 16 между двумя чашками 14 и 15.

Регулировка трансмиссионного стояночного тормоза

Зазор между тормозным барабаном и колодками регулируют подвертыванием регулировочного винта 7, а положение приводного рычага 4 – гайками на тяге 1 (рис. 4).

Регулировку производят при расторможенном механизме (ручка полностью вдавлена вперед). Для этого необходимо завернуть винт 7 до отказа, чтобы тормозной барабан 23 не вращался от усилия руки. Регулировочную гайку тяги 1 завернуть до соприкосновения внутреннего конца рычага 4 с разжимным стержнем, после чего отпустить эту гайку на 2…3 оборота и закрепить контргайкой 2.
После этого регулировочный винт 7 надо отвернуть до свободного вращения тормозного барабана.

Читайте также  Электрический стояночный тормоз

Устройство трансмиссионных стояночных тормозных механизмов грузовых автомобилей ГАЗ и ЗИЛ можно подробнее изучить по этой ссылке (схема откроется в отдельном окне браузера).

Стояночная тормозная система

Тормозная система — это совокупность агрегатов, обеспечивающих принудительное снижение скорости автомобиля, его остановку и длительное удержание на одном месте во время стоянки. На легковых автомобилях используются системы, создающие тормозную силу между колесом и дорогой путём искусственного замедления вращения колеса. Торможение также может осуществляться с помощью аэродинамического тормоза или тормозного парашюта, но такие методы эффективны только на высоких скоростях и встречаются на гоночных или высокопроизводительных автомобилях.

В зависимости от функций выделяют рабочую, стояночную, запасную и вспомогательную тормозные системы.

Стояночный тормоз обычно имеет механический привод на задние колёса (независимо от привода рабочего тормоза), хотя раньше на автомобили часто устанавливался трансмиссионный ручной тормоз, блокирующий не колёса, а карданный вал. В легковых машинах стояночный тормоз одновременно выполняет и функцию запасного тормоза, если рабочая тормозная система отказывает.

В зависимости от типа тормозного механизма тормозные системы подразделяются на барабанные и дисковые.

Колодочный барабанный тормоз был изобретён Луи Рено в 1902 г. Его конструкция представляет собой вращающийся барабан и расположенные внутри него полукруглые колодки с фрикционными накладками. Колодки прижимаются к барабану при помощи механических тяг (при механическом приводе) или тормозных цилиндров (при гидравлическом приводе). Как правило, тормозные барабаны устанавливаются на опорах колёс, но на ведущей оси они могут находиться и ближе к главной передаче.

В начале XX века барабанные тормоза ставились только на ведущие задние колёса, но после Первой мировой войны большинство автопроизводителей перешли на четырёхколёсные тормозные системы. Ранние тормозные колодки делались из асбеста, пока этот материал не запретили из-за опасности вдыхания асбестовой пыли. Сами барабаны изготавливались из чугуна, позже — из алюминия. С 60-х гг. основная масса легковых автомобилей оснащаются передними дисковыми тормозами, в то время как барабанные ещё долгое время использовались на задних колёсах, и сегодня по-прежнему встречаются на недорогих переднеприводных моделях.

Дисковые тормоза были запатентованы Уильямом Ланчестером в том же 1902 г., но на протяжении следующих 50-ти лет они практически не использовались из-за сильного скрипа и склонности к перегреву. Однако со временем барабанные тормоза перестали удовлетворять требованиям безопасности, и в конце 50-х гг. появились более эффективные дисковые тормоза. По конструкции они проще барабанных, но менее надёжны, подвержены воздействию грязи и нуждаются в особом приводе стояночного тормоза, поэтому вплоть до нашего времени они чаще всего устанавливались только на передние колёса. Исключение составляли спортивные и гоночные автомобили, которые оснащались дисковыми тормозами на всех колёсах.

Дисковый тормозной механизм состоит из вращающегося диска, диаметр которого зависит от диаметра колеса, неподвижного суппорта и расположенных внутри него двух колодок, прижимающих диск с двух сторон. Все легковые автомобили имеют гидравлическую систему привода дисковых тормозов, включающую один или несколько (до 8-ми) гидравлических цилиндров с поршнями внутри суппорта. Тормозные диски могут быть чугунными или легкосплавными, на современных суперкарах — керамическими и композитными. Часто тормозные диски делают вентилируемыми, с отверстиями для отвода тепла.

В зависимости от типа тормозного привода тормоза бывают механические и гидравлические.

Механические тормоза Гидравлические тормоза
До середины 30-х гг. большинство автомобилей оснащались механическими тормозами, окончательно они были вытеснены гидравлическими только в конце 40-х гг. В систему механического привода входят рычаги, тяги, тросы и шарниры, соединяющие педаль тормоза с тормозными механизмами. Тормоза с механическим приводом простые и надёжные в конструкции, но малоэффективны, так как величина тормозной силы напрямую зависит от силы, прилагаемой водителем к педали тормоза. Кроме того, механические тормоза имеют большие потери на трение и требуют постоянной регулировки тросов. Сегодня механический привод применяется только на стояночном тормозе автомобилей с барабанными задними тормозами. В гидравлическом тормозном приводе энергия от педали тормоза к тормозному механизму передаются давлением жидкости. Система состоит из главного тормозного цилиндра, поршень которого связан с педалью, трубопроводов и тормозных цилиндров колодок. До начала 60-х гг. тормоза имели одноконтурную систему гидравлического привода, но уже в конце десятилетия обязательными стали более безопасные двухконтурные системы, в которых главный цилиндр был разделён на две секции. В двухконтурных системах применяются различные схемы: отдельный контур для каждой оси, диагональное разделение или параллельное подключение всех колёс к обоим контурам на случай отказа одного из них. Гидравлический привод требует от водителя меньше усилий, чем механический, но для его работы необходима специальная тормозная жидкость с высокой температурой закипания и низкой температурой замерзания, к тому же всегда существует угроза разгерметизации.

Для снижения усилия, прилагаемого водителем на педаль тормоза, тормозные системы оснащаются усилителями. Усилители тормозов бывают вакуумные, гидравлические, пневматические и электрические. Вакуумный сервопривод тормозов был впервые установлен на Pierce-Arrow в 1928 г., но получил массовое распространение только в послевоенные годы.

В современных тормозных системах используются электронные устройства, разработанные для повышения безопасности вождения. К ним относятся:

  • ABS (Antiblock Braking System) — антиблокировочная система. Обеспечивает максимальную управляемость и устойчивость автомобиля, предотвращая блокировку колёс при торможении. Если одно или несколько колёс начинают проскальзывать, ABS включает прерывистое торможение, снижая и увеличивая тормозное усилие с большой частотой. При этом тормозной путь увеличивается, но траектория автомобиля может корректироваться.
  • EBD (Electronic Brakeforce Distribution) — система распределения тормозных усилий. Распределяет тормозное усилие не равномерно, а индивидуально на каждое колесо в зависимости от действия нагрузок при повороте, сил инерции и массы автомобиля. Предотвращает возникновение избыточного тормозного усилия на задних колёсах и сохраняет курсовую устойчивость автомобиля.
  • ASR (Automatic Slip Regulation, Electronic Traction Control) — противобуксовочная система, трэкшн-контроль. Контролирует пробуксовку ведущих колёс на влажной дороге, в условиях недостаточного сцепления с поверхностью и при разгоне. Осуществляет автоматическое подтормаживание буксирующего колеса или снижает обороты двигателя для уменьшения крутящего момента. Обычно устанавливается на заднеприводные автомобили с возможностью отключения при спортивной езде.
  • EBA (Brake Assist, Dynamic Brake Control) — система экстренного усиления торможения. Автоматически создаёт максимальное давление в тормозной системе, если в экстремальных условиях движения водитель нажимает педаль недостаточно сильно.
  • ESP (Electronic Stability Programme, Dynamic Stability Control) — система динамической стабилизации. Отвечает за поддержание заданной водителем траектории движения. При отклонении от траектории (заносе) снижает крутящий момент или тормозит соответствующие колёса.

Также существуют системы предотвращения опрокидывания (Roll Stability Control), контроля подъёма и спуска с горы, контроля за торможением в поворотах (Cornering Brake Control) и комплексная система интегрированного управления динамикой автомобиля (Vehicle Dynamics Integrated Management).

Bentley 4.25 Litre

Устройство и принцип работы пневмосистемы европейских грузовиков

Принцип действия пневматической тормозной системы

Компрессор 1 подает сжатый воздух через регулятор давления 2 в осушитель воздуха 3. Назначением автоматического регулятора является поддержание давления воздуха в пневмосистеме в заданных пределах, к примеру (7.2 – 8.1 бар). Осушитель удаляет из воздуха содержащаяся в нем влагу, которая выводится из системы через вентиляционный канал. Подготовленный воздух подводится к 4-х контурному защитному пневмоклапану 4, который препятствует снижению рабочего давления в тормозной системе при отказе в одном или нескольких контурах системы тормозов. Ресиверы (6 и 7) обеспечивают работу контуров первой и второй тормозной системы через тормозной кран 15. В контур 3 воздух поступает от ресивера 5 через автоматическую соединительную головку 11, кран управления тормозом прицепа 17, 2-х позиционный клапан (2-х ходовой), обратный клапан 13, кран включения стояночной тормозной системы 16 и ускорительный клапан 20 в камеру пружинного энергоаккумулятора пневмоцилиндра 19. Контур 4 предназначен для питания вспомогательных потребителей сжатого воздуха, например, моторного тормоза. В прицепную тормозную систему воздух подводится через соединительную головку 11 и шланг ресиверу. Затем, через магистральный воздушный фильтр 25 и тормозной кран прицепа 27 он поступает в ресивер 28 и далее к ускорительным клапанам ABS 38.

Читайте также  Starline горит тормоз на брелке

Рабочая тормозная пневмосистема

Принцип действия пневматической тормозной системы

При открытии тормозного крана 15 через магнитный клапан АВ 5 39 воздух поступает в тормозную камеру 14 (передняя ось грузовика) и на автоматический регулятор тормозных усилий 18. Регулятор включается и направляет воздух в рабочую камеру пневмоцилиндров 19 через магнитный клапан 40. Давление в тормозных камерах, соответственно и усилие, необходимое для торможения, зависит от степени нажатия на педаль тормозного крана, а также от его загрузки автомобиля. При этом величина давления, регулируемая нагрузкой на грузовик, регулируется автоматическим регулятором тормозных усилий 18, который соединен с задней осью шарнирным соединением.

При загрузке и разгрузке автомобиля изменяется расстояние между рамой и осью грузовика. Таким же образом осуществляется управление давлением в системе тормозного привода.

Кроме автоматического регулятора тормозных усилий через магистраль управления приводится в действие клапан нулевой-полной нагрузки в тормозном кране грузовика. Так же и давление тормозной системе привода колес передней оси корректируется в зависимости от загрузки грузовика.

Управление краном управления тормозами прицепа 17 осуществляется обоими рабочими контурами системы тормозов. При этом, сам кран осуществляет подачу воздуха через соединительную головку 12 и шланг на тормозной кран прицепа 27. При этом, начинается поступление сжатого воздуха от ресивера 28 через тормозной кран прицепа, кран растормаживания прицепа 32, пневмоклапан соотношения давлений 33 к автоматическому регулятору тормозных сил 34, а также к ускорительному клапану АВ 5 37. Регулятор же тормозных сил 34 управляет Ускорительным клапаном.

Сжатый воздух поступает в тормозные пневматические камеры 29 передней оси автомобиля, а через регулятор тормозных сил 35 и при срабатывании ускорительных клапанов АВ 5 38 – к тормозным камерам 31. Давление в тормозной системе прицепа согласуется с давлением тормозной системы грузового автомобиля при помощи автоматических пневморегуляторов 34 и 35 тормозных сил и устанавливается таким, какое требуется для данной степени загрузки прицепа. Пневмоклапан 33 уменьшает величину давления на тормозных колодках для избегания блокировки колес передней оси в режиме притормаживания.

Ускорительные клапаны АВ 5 в прицепе и магнитные клапаны АВ 5 в грузовом автомобиле управляют (создание, поддержание и сброс) величиной давления в тормозных камерах и включаются с помощью электронных блоков АВ 5 (36 или 41). Это управление осуществляется независимо от давления, создаваемого тормозными кранами грузового автомобиля или прицепа.

В нерабочем состоянии (магниты обесточены) краны выполняют функцию ускорительных клапанов и служат только для быстрой подачи и сброса давления в тормозных камерах.

Стояночная тормозная пневмосистема

При изменении положения рычага тормозного крана с ручным управлением 16 полностью сбрасывается рабочее давление сжатого воздуха в пружинном энергоаккумуляторе пневмоцилиндра 19. В таком состоянии усилие на колесные тормозные механизмы, прилагается за счет сил упругости пружин пневмоцилиндров. Одновременно сбрасывается давление воздуха в магистрали на участке от тормозного крана 16 с ручным управлением до крана управления тормозом прицепа 17. При стоянке автопоезда удержание прицепа осуществляется путем подачи давления в управляющую магистраль. Так как, Директивы Совета Европейского Экономического Сообщества (ККЕС) включают требование, чтобы грузовой автопоезд (грузовой автомобиль и прицеп) мог удерживаться на месте только за счет тормозной системы автомобиля, то в тормозной системе прицепа можно сбросить давление переводом рычага тормозного крана с ручным управлением в «Положение контроля». Это позволяет проверить, отвечает ли стояночная тормозная система автопоезда требованиям ККЕО.

Вспомогательная тормозная система

При отказе рабочих тормозных контуров 1 и 2 автопоезда можно затормозить с помощью пружинных энергоаккумуляторов пневмоцилиндров 19. Усилие на торможение, необходимое для тормозных механизмов колес, создается, как уже указывалось в разделе «Стояночная тормозная система», за счет силы упругости предварительно сжатых пружин энергоаккумуляторов пневмоцилиндров 19. При этом, давление в пневмоцилиндрах сбрасывается не полностью, а только до уровня, необходимого для создания требуемого усилия торможения.

Торможение прицепа в автоматическом режиме (экстренное торможение)

В случае разрыва давление в магистрали мгновенно падает до атмосферного. В результате этого срабатывает тормозной кран 27 и начинается процесс экстренного торможения. При срабатывании рабочей тормозной системы встроенный в клапан управления тормозом прицепа 17, двухходовой двухпозиционный клапан перекрывает проходное сечение в направлении соединительной головки 11 магистрали снабжения сжатым воздухом. Таким образом, разрыв магистрали управления тормозной системы вызовет быстрое падение рабочего давления и в течение законодательно регламентированного времени (не более двух секунд) сработает тормозной кран прицепа 27. Начнется автоматическое торможение. При этом, обратный клапан 13 предотвращает случайное срабатывание стояночной тормозной системы при падении давления в магистрали подачи сжатого воздуха к тормозной системе прицепа.

Компоненты блока АВ 5

Как правило, в оборудование европейского грузовика входит: три контрольными лампы текущего контроля системы, реле, инфомодуль и розетка АВ5 (24В). После включения зажигания загорается контрольная лампа желтого цвета, если автомобиль с прицепом без системы АВ 5 или питающий кабель разорван. Контрольная лампа красного цвета гаснет, если автомобиль набрал скорость более семи кмч и блок АВ5 не обнаружил неисправности в системе.

Стояночная тормозная система УАЗ Патриот / УАЗ 3163 с 2005 года

Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
нет тормозов УАЗ Патриот , прокачка тормозов УАЗ Патриот , схема тормозной системы УАЗ Патриот , ремонт тормозной системы УАЗ Патриот , неисправности тормозной системы УАЗ Патриот , нет тормозов УАЗ 3163 , прокачка тормозов УАЗ 3163 , схема тормозной системы УАЗ 3163 , ремонт тормозной системы УАЗ 3163 , неисправности тормозной системы УАЗ 3163

Стояночная тормозная система

Стояночный тормозной механизм:

  1. регулировочная вилка;
  2. контргайка;
  3. тяга привода;
  4. разжимной сухарь;
  5. заглушка;
  6. рычаг привода;
  7. регулировочный винт;
  8. опора колодки;
  9. толкатель разжимного механизма;
  10. корпус шариков;
  11. корпус разжимного механизма;
  12. тормозной барабан;
  13. колодки,
  14. стяжная пружина колодок;
  15. колпак;
  16. шарик разжимного механизма;
  17. болт;
  18. колодки,
  19. тормозной щит;
  20. корпус регулировочного механизма;
  21. стержень;
  22. пружина;
  23. чашка пружины

а — вид с тормозным барабаном; б — вид без тормозного барабана

Стояночная тормозная система состоит из стояночного тормозного механизма и его привода.

Привод стояночного тормозного механизма:

  1. рычаг привода с сектором;
  2. палец;
  3. шплинты;
  4. выключатель сигнала стояночного тормозного механизма;
  5. гайки;
  6. гайки;
  7. трос привода;
  8. болты;
  9. пружинные шайбы;
  10. регулировочный винт;
  11. оттяжная пружина;
  12. кронштейн пружины;
  13. шплинты;
  14. промежуточный рычаг;
  15. тяга привода;
  16. контргайка;
  17. регулировочная вилка;
  18. рычаг привода;
  19. корпус шариков разжимного механизма

Техническое обслуживание стояночного тормоза

Периодически снимайте тормозной барабан и проверяйте состояние его рабочей поверхности и степень износа тормозных фрикционных накладок.

Колодки очищайте от пыли и грязи, а в случае «засмоления» поверхностей накладок зачищайте их наждачной бумагой. Замасленные накладки замените или опустите на 20-30 мин в чистый бензин и тщательно зачистите наждачной бумагой или металлической щеткой.

В случае большого износа наладок (заклепки утопают менее 0,5 мм) их необходимо заменить. На новых колодках накладки прошлифуйте так, чтобы их диаметр был на 0,2-0,4 мм меньше диаметра тормозного барабана.

Несмотря на герметизацию разжимного и регулировочного механизмов, в них постепенно накапливается грязь, поэтому механизмы (особенно разжимной) периодически разбирайте, очищайте от грязи и закладывайте свежую смазку. При этом смазка не должна попадать на барабан и фрикционные накладки.

Обращайте внимание на правильность зацепления собачки и сектора рычага стояночной тормозной системы и состояние их зубьев.

Регулировка стояночного тормоза

Регулировку производите, когда рабочий ход рычага становится более половины его максимального хода.

Увеличение хода рычага может происходить по двум причинам:

  • из-за больших зазоров между колодками и тормозным барабаном. В этом случае отрегулируйте зазор;
  • из-за вытягивания троса привода. В этом случае отрегулируйте натяжение троса.

Регулировку зазоров между колодками и тормозным барабаном производите в следующем порядке:

1. Поставьте рычаг раздаточной коробки в нейтральное положение.

2. Переместите рычаг стояночного тормоза в крайнее нижнее положение.

3. Поднимите домкратом автомобиль со стороны задних колес.

4. Заверните регулировочный винт так, чтобы тормозной барабан усилием руки не проворачивался.

Читайте также  Распределение тормозных усилий

5. Отверните регулировочный винт на 4-6 щелчков (1/3-1/2 оборота), чтобы барабан свободно вращался.

6. Отрегулируйте натяжение троса привода изменением длины тяги или перестановкой наконечника троса привода в верхнее положение на рычаге, выбрав слабину троса.

Регулировку длины тяги привода производите в следующей последовательности:

1. Отверните контргайку регулировочной вилки, расшплинтуйте и выньте палец, соединяющий вилку и рычаг привода.

2. Вращая вилку совместите отверстия в вилке и рычаге. При этом необходимо выбрать зазоры в разжимном механизме и приводе, переместив конец рычага с отверстием и тягу навстречу друг к другу.

3. Поставьте палец, зашплинтуйте его и затяните контргайку.

При правильной регулировке автомобиль должен затормаживаться при установке собачки рычага в 4…6 впадину сектора, считая от нижней части (4-6 щелчков).

Запрещается проверять работу стоя ночной тормозной системы при трогании с места или при движении. Это следует делать только на уклоне.

Ремонт стояночного тормоза

Ремонт колодок и тормозного барабана стояночной тормозной системы производите, как указано в разделе «Ремонт рабочей тормозной системы”. Максимально допустимый диаметр расточенного тормозного барабана: 199 мм. При ремонте пользуйтесь данными таблицы раздела «Зазоры в сопрягаемых деталях тормозных систем».

Снятие, разборка и сборка стояночного тормозного механизма

Снятие тормозных колодок производите в следующем порядке:

1. Отсоедините задний карданный вал от раздаточной коробки.

2. Отверните два винта крепления тормозного барабана к фланцу и снимите его. Для облегчения снятия барабана полностью выверните регулировочный винт.

3. Снимите верхние чашки отжимных пружин, снимите пружины и выньте стержни.

4. Снимите стяжные пружины и тормозные колодки.

Установку колодок и сборку тормозного механизма производите в обратном порядке, обратив внимание на то, что обод колодки относительно ребра несимметричен, и устанавливать колодки необходимо так, чтобы к тормозному щиту они были обращены стороной с меньшим вылетом.

Снятие и разборку разжимного механизма производите в следующем порядке:

1. Отверните два болта крепления корпуса разжимого механизма.

2. Снимите ограничитель корпуса шариков.

3. Снимите корпус разжимного механизма.

4. Выньте из корпуса разжимного механизма корпус шариков с шариками и толкатели.

При снятии и разборке разжимного механизма соблюдайте осторожность, чтобы не потерять толкатели или шарики. Колпак из корпуса регулировочного механизма выпрессовывать не следует.

Производить полную разборку регулировочного механизма не рекомендуется, так как для этого необходимо выпрессовывать из корпуса заглушку. При частичной разборке для снятия опор колодок не следует снимать со щита регулировочный механизм. Момент затяжки болтов крепления разжимного и регулировочного механизмов 27 — 39 Н·м (2,7 — 3,9 кгс·м).

Снятие и разборка привода стояночной тормозной системы

Снятие привода производите в следующем порядке:

1. Установите рычаг стояночного тормоза в крайнее нижнее положение.

2. Отсоедините наконечники троса от рычагов, отверните гайки.

3. Отверните болты крепления сектора рычага к полу кузова и снимите его в сборе с рычагом.

Установку деталей привода стояночной тормозной системы проводите в последовательности, обратной снятию, с последующей его регулировкой (см. раздел «Регулировка»). Момент затяжки гаек: 22 — 32 Н · м (2,2- 3,2 кгс · м), болтов: 18-25 Н · м (1,8- 2,5 кгс · м).

При установке смажьте смазкой Литол-24 рабочие поверхности опоры промежуточного рычага, переднего и заднего наконечников троса.

Перед сборкой тщательно проверьте состояние деталей привода. Если обнаружите обрыв, перетирание проволок троса, плохое крепление наконечников на нем или повреждение оболочки, трос замените новым. Убедитесь, что зубья сектора и собачки не повреждены и рычаг надежно фиксируется в заданном положении, а также легко перемешается вверх-вниз. Поврежденные и изношенные детали замените.

Тормозная система ГАЗ 3307 : устройство и принцип работы

Тормозная система является важнейшим конструктивным элементов любого транспортного средства. От нее напрямую зависит безопасность управления машиной. Грузовой автомобиль ГАЗ 3307 состоит из 3-х тормозных систем: рабочей (оказывает воздействие на все колеса), запасной (функцию выполняет контур рабочей системы), стояночной (оказывает воздействие на тормозные механизмы колес, расположенных сзади).

Управление самим тормозом происходит за счет основного тормозного цилиндра, который объединяется с усилителями гидравлического привода. Вся тормозная система грузового автомобиля функционирует по отдельным осям. Благодаря этому удается минимизировать нагрузку от кузова на трансмиссию в случае выполнения резкой остановки. В начале тормоз активируется на задней оси, а потом только на передней. Когда подсоединен прицеп, то он будет тормозить первым.

Конструктивные элементы прокладок практически одинаковые. Основные отличия заключаются только в размерах конкретных деталей. Для осмотра колодок с целью определения их уровня износа предусматривается специальное отверстие. С помощью бачка можно визуально определить уровень тормозной жидкости в системе.

Распространенные неисправности тормозной системы

  • Увеличение хода педали тормоза. Происходит в случае низкого уровня тормозной жидкости или деформации тормозных колодок.
  • Нерастормаживание. Увеличение расстояния гидровакуумного усилителя.
  • Занос после нажатия на педаль тормоза. Попадание масла в систему либо протечка тормозной жидкости.
  • Полное отсутствие тормозов. Произошла разгерметизация основного цилиндра. Закончилась либо полностью вытекла тормозная жидкость.

Особенности тормозов автомобилей ГАЗ 3307

Грузовики ГАЗ 3307 оснащаются тормозным приводом с системой, которая оповещает об возникших поломках. Предусматривается отдельное торможение осей. В контурах установлен усилитель гидровакуумного типа и вакуумный баллон с запорным клапаном.

С помощью вакуумных баллонов гарантируется автономное питание каждого имеющегося контура. Специальные датчики с сигнализаторами обеспечивают контроль за величиной вакуума. Если начинает светиться лампочка сигнализаторов, это напрямую указывает о низком уровне вакуума в определенном контуре.

В гидравлическом приводе тормозных механизмов на колесах, расположенных в задней части грузовика, предусматривается регулятор давления тормозных усилий.

Конструктивные элементы тормозного привода

Основной тормозной цилиндр нагнетает давление в 2-х автономных контурах гидравлического типа с помощью поршней. Первичная полость отвечает за функционирование контура заднего тормоза, а вторичная – передних. Поршни основного тормозного цилиндра оснащаются плавающими головками, главная задача которых заключается в выполнении функций перепускного клапана.

В первоначальном положении под воздействием возвратных пружин предусматривается зазор между поршнем и головкой. Полости контуров (переднего/заднего) соединяются с бачком. Уплотнение происходит из-за резиновых колец, расположенных в головках поршней. Клапаны отвечают за поддержку избыточного давления тормозной жидкости.

При поломке одно из контуров наблюдается увеличение хода педали в результате холостого движения поршня неисправного контура. Если контур находится в рабочем состоянии, обеспечивается нужный уровень давления, которое способствует процессу торможения.

Для проведения замены деформировавшихся и износившихся запчастей осуществляется демонтаж узла автомобиля: разъединяется корпус, выворачиваются упорные болты, а затем вынимаются поршни. Перед тем как приступить к сборке все конструктивные части следует промыть тормозной жидкостью. Важно не допустить проникновение в узел грязи, пыли, мелкого мусора, масла и различных частиц. При сборке узла болты упорного типа должны входить в пазы поршней.

Тормозная система ГАЗ питается за счет предусмотренного бачка. Когда датчик снят и в случае наличия новых накладок тормозных механизмов уровень жидкости должен находиться в пределах пометки Max. Если наблюдается снижение количества жидкости и при этом тормозная система в целом находится в исправном техническом состоянии, тогда главная причина этому – естественный износ накладок.

Активация сигнализатора падения уровня жидкости в большинстве случаев происходит из-за снижения герметичности системы.

Гидровакуумный усилитель тормоза

В каждом контуре тормозной системы находится гидровакуумный усилитель. Его поломка приводит к существенному ухудшению торможения. В итоге наблюдается снижение герметичности вакуумной системы. В трубу впускного типа силового агрегата выполняется постоянный подсос воздушной массы, из-за чего происходит снижение первоначальных свойств смеси.

Стояночная тормозная система

Благодаря стояночной тормозной системе ГАЗ 3307 происходит затормаживание машины на стоянках, и удерживание колес от прокручивания на уклонах. При недостаточном удержании или вовсе его отсутствии необходимо незамедлительно провести регулировку тормозного механизма на станции технического обслуживания. Если стояночный тормоз находится в активном состоянии, тогда на приборной панели отображается специальный сигнальный значок.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button