Как это тормозить двигателем
Как это тормозить двигателем
Тормозить двигателем: как правильно и какие последствия
Для некоторых простой и очень трудный способ замедлить автомобиль или другое транспортное средство — это моторный тормоз. Смысл такого торможения — естественное торможение силовым агрегатом без использования тормозной системы.
- Почему при использовании моторного тормоза автомобиль замедляется?
- Плюсы и минусы торможения без тормозов.
- Давайте узнаем, как правильно тормозить двигатель на машине с автоматической коробкой передач и на механике.
- Вывод.
- Видео.
Почему автомобиль замедляется при торможении двигателем
Замедление скорости автомобиля происходит из-за того, что водитель снял ногу с педали акселератора и не переместил ручку переключения передач в нейтральное положение, соответственно, топливо не поступает в двигатель, на элементы коробки и мотор включен, коленчатый вал ДВС испытывает сопротивление со стороны коробки и теряет переворачивание.
Когда топливо подается в двигатель, коленчатый вал передает вращение на вал переключения, а при торможении от двигателя происходит обратный эффект, поскольку вал переключения передач получает скорость от вращения колес, так как переключение находится в активном режиме, и коленчатый вал должен воспринимать нагрузки от коробки передач.
В режиме 1-, 2- и 3-ступенчатой коробки передач максимальная энергия передается на колеса, но автомобиль на таких скоростях не может двигаться быстро. А в режиме 4,5 и 6 ступенчатой коробки передач автомобиль можно разогнать до максимума, но коробка не может передать максимальную энергию на колеса.
Это означает, что на более высоких скоростях автомобилю труднее разгоняться. Поэтому они всегда ускоряются на низких передачах. В результате, если газ будет выпущен на низких скоростях переключения передач, сила инерции будет большой, и автомобиль остановится быстрее.
А если отпустить газ на высоких скоростях переключения передач, машина будет дольше останавливаться из-за того, что сопротивление колес и коробки передач низкое.
Плюсы и минусы торможения двигателем
Основное преимущество моторного тормоза заключается в том, что автомобиль защищен от заноса, а не от блокировки колес. Когда колесо заблокировано, автомобиль на какое-то время становится неуправляемым, и все зависит от сцепления шины с дорожным покрытием. На скользкой дороге даже автомобили с АБС (антиблокировочной тормозной системой) не всегда защищают от заноса.
Поэтому очень важно уметь тормозить двигателем. Я использовал это торможение на крутых спусках, где даже не было асфальта.
Если тормоза слабые, например, колодки на колодках или колодки на дисковых тормозах изношены, необходимо задействовать моторный тормоз, даже если дорога сухая.
Недостатком моторного тормоза является то, что едущие сзади автомобили могут не сразу понять, что вы тормозите двигателем, почему не загораются задние стоп-сигналы и почему они должны загораться, если педаль тормоза не нажата.
Правильное торможение двигателем на АКПП и МКП
У многих гонщиков есть свои методы и нюансы торможения, отработанные на практике. Но каждый, кто водит машину, должен уметь применять основные методы.
Рассмотрим торможение двигателем на «механике» на большой скорости:
-
- убрать ногу с педали газа;
- нажмите педаль сцепления;
- переключаем скорость на более низкую передачу (ориентируемся на скорость по инерции, если машина все еще быстро едет, то переводит ее на третью передачу, если скорость уже достаточно упала, то на вторую);
- при сильной потере скорости проходим ящик на первой скорости.
Даже если вы планируете тормозить двигатель на пятой или шестой передаче, то желательно сразу переключиться на третью, потому что на четвертой замедление не будет значительным. Но учтите, конечно, скорость, если вы летите со скоростью 180 км / ч, поэтому не пытайтесь сразу прыгать на третью.
Тем, у кого есть автомобили УАЗ или аналогичные, желательно долить бензин при переключении передач. Этот щадящий режим сэкономит ресурс коробки. Заправка газа: это означает, что перед каждым переключением рычага переключения передач при нажатии на сцепление необходимо нажимать педаль акселератора. То есть нажали сцепление, нажали на газ, перевели со скорости на нейтраль, затем снова нажали педаль акселератора и переключились на нужную скорость.
Важно! Невозможно переключиться с высоких передач — 4, 5, 6 сразу на первую, если вы не хотите заканчивать передачу.
После перехода на желаемую скорость не опускайте педаль сцепления резко. Двигатель и коробка передач должны плавно соприкасаться.
Что касается торможение двигателем на автомобилях с АКПП, то здесь все зависит от типа конструкции коробки.
- Некоторые автоматические трансмиссии предлагают возможность постепенного переключения передач в ручной режим.
- Некоторые автоматические трансмиссии работают в фиксированных режимах с возможностью выбора низких скоростей.
- Некоторые АКПП не позволяют водителю управлять коробкой, все делается искусственным интеллектом.
Если у вас автомобиль с «автоматической» коробкой передач, перед тем, как использовать моторный тормоз, вы должны выяснить в руководстве для конкретной марки и модели автомобиля, если это возможно.
Вывод
Вы должны уметь тормозить двигателем, потому что на дороге возникают разные ситуации. Следует учитывать следующие моменты:
Тормозить двигателем: как правильно и какие последствия
Почему автомобиль замедляется при торможении двигателем
Замедление скорости движения автомобиля происходит за счет того, что водитель убрал ногу с педали газа и не перевел рукоятку коробки передач в нейтральное положение, соответственно топливо не подается в мотор, элементы коробки и двигателя находятся в зацеплении, коленвал ДВС испытывает сопротивление со стороны коробки и теряются его обороты.
При подаче топлива в двигатель, коленчатый вал передает вращение валу коробки переключения передач, а при торможении мотором, происходит обратное действие, потому что вал коробки получается скорость от вращения колес, так как коробка находится в активном режиме, а коленвалу приходится воспринимать нагрузки от коробки.
В режиме 1, 2 и 3 скоростей коробки, на колеса передается максимум энергии, но транспортное средство на таких скоростях быстро не может ехать. А в режиме 4,5 и 6 скоростей коробки, автомобиль можно разгоняться по максимуму, но коробка не может передавать колесам максимум энергии.
Это значит, что на повышенных скоростях, машина труднее разгоняется. Поэтому разгоняются всегда на пониженных передачах. Соответственно, если на малых скоростях КПП отпустить газ, то сила инерции будет большая и авто быстрее остановится.
А, если на высоких скоростях КПП отпустить газ, то авто будет дольше останавливаться из-за того, что сопротивление колес и коробки низкое.
Бережем колодки
Раньше автомобилисты очень бережно относились к колодкам своих транспортных средств, поэтому они тормозили при помощи мотора. Водители старались использовать колодки настолько редко, насколько это вообще возможно.
Включенная передача была нужна в том случае, если транспортное средство находилось в горных районах. Все-таки 20 минутная езда под уклон при удерживании авто лишь педалью тормоза приводит к тому, что колодки очень быстро перегреваются, а также истираются. Из-за этого автомобилисты были вынуждены ездить на низкой передаче под сброс газа.
Плюсы и минусы торможения двигателем
Основное преимущество торможения двигателем — это то, что автомобиль защищен от заноса, чем нежели, если бы застопорили колеса. При блокировке колеса машина становится на какое-то время неуправляемое и все зависит от сцепления резины с дорожным покрытие. На скользких дорогах даже машины с ABS (АБС — антиблокировочная система) не всегда защищают от заноса.
Поэтому очень важно уметь тормозить двигателем. Я использовал такое торможение при спуске с крутых склонов, где даже не было асфальта.
Если тормоза слабые, например стерлись накладки на колодках или накладки на дисковых тормозах, то торможение двигателем приходится применять даже, если дорога сухая.
Минус торможения двигателем в том, что сзади едущие автомобили могут не сразу сообразить, что вы тормозите мотором, потому что задние стоп сигнальные фонари не горят, а с чего бы им гореть, если не нажимается педаль тормоза.
Собственные мозги
Следует знать, что далеко не каждый автомат способен принудительно переключать передачи транспортного средства. На старых коробках нет возможности принудительно осуществить сброс ступеней.
Что касается современных вариантов, то в них имеется ручное переключение. Однако стоит отметить, что у ступеней есть излишне длинные передаточные числа. Это приводит к тому, что подобное не очень хорошо отражается на замедлении транспортного средства.
Первая передача автомата будет серьезно отличаться от механической коробки. Она способна работать до 30-40 кмч. Вообще, автоматическая коробка не позволит осуществлять принудительное включение первой передачи в том случае, если будет высокая скорость.
Таким образом, езда на машине с автоматом будет очень похожа на езду с полувыжатым сцеплением. Замедление будет осуществляться крайне неэффективно. Машина просто будет набирать скорость, если она катится по склону. В данном случае автомобилист будет вынужден нажимать на педаль тормоза.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что АКПП имеет возможность тормозить двигатель. Кроме этого, у нее есть мозги, которые позволяют защититься от поломок. Все нагрузки, которые будут поступать через колеса в трансмиссию, будут быстро съедаться гидромуфтой.
Нельзя повредить узел, если вы будете ехать на машине под уклон. На самом деле, гидроавтоматом не очень приятно тормозить. Лучше будет приобрести новые колодки с дисками.
Правильное торможение двигателем на АКПП и МКП
У многих водителей свои способы и нюансы торможения наработанные на практике. Но базовые приемы нужно уметь применять всем, кто ездит за рулем.
Рассмотрим торможение двигателем на «механике» на большой скорости:
- убираем ногу с педали газа;
- нажимаем на педаль сцепления;
- переключаем скорость на пониженную передачу (ориентируемся на скорость движения накатом, если авто еще быстро едет, то ставит на третью передачу, если уже скорость достаточно упала, то на вторую);
- при сильной потери скорости переключаем коробку на первую скорость.
Если даже вы задумали тормозить двигателем с пятой или шестой включенной передаче, то желательно сразу переводить на третью, потому как на четвертой замедление будет не существенной. Но учитывайте, конечно, скорость, если вы летите 180 км/час, то не вздумайте переключать сразу на третью.
У кого автомобили УАЗ или похожие, то желательно делать перегазовку при переключении передач коробки. Это щадящий режим сэкономит ресурс работы коробки. Перегазовка — это значит, что перед каждым переводом рукоятки коробки передач, когда сцепление нажато, надо нажимать на педаль газа. То есть, нажали на сцепление, нажали на газ, вывели со скорости в нейтральное положение, затем опять нажали на педаль газа и переключили на нужную скорость.
Важно! Нельзя переключать с высоких скоростей коробки — 4, 5, 6 сразу на первую, если не хотите добить трансмиссию.
После переключения на нужную скорость не следует резко бросать педаль сцепления. Двигатель и коробка должны плавно входить в контакт.
Что касается торможение двигателем на автомобилях с АКПП, то здесь все зависит от типа конструкции коробки.
- Некоторые автоматические коробки дают возможность постепенно переключать скорости в ручном режиме.
- Некоторые АКПП работают в фиксированных режимах с возможностью выбора низких скоростей.
- Некоторые АКПП не позволяют водителю управлять коробкой, все делается искусственным интеллектом.
Если у вас авто с коробкой «автомат», то прежде чем использовать моторное торможение, необходимо узнать в руководстве по эксплуатации для конкретной марки и модели авто, можно ли это делать.
Бережливая гидромуфта
Автоматическая трансмиссия имеет довольно сложную конструкцию. Кстати говоря, данный вид коробки не такой долговечный, как ручной.
Гидротрансформатор имеет вид бублика, у которого есть пара турбин. Этот трансформатор закрыт в специальном резервуаре, в котором находится масло. Не существует прямой связи, однако при вращении колеса происходит прогон масла. Это позволяет раскручивать второе колесо. Это позволяет осуществить передачу момента.
Когда происходит разгон, тогда гидромуфта блокируется, далее у валов происходит синхронизация вращения, а затем передается тяга.
Стоит отметить, что при торможении двигателем блокировка будет выключаться в тот момент, когда машина разгонится до 50-60 кмч. Когда это происходит, то включается депмфер, позволяющий сгладить нагрузки.
Все это приводит к тому, что гидромуфта способствует «съеданию» любой высокой нагрузки. Подобный трансформатор может исключить любой вред, который направлен на него. Вот только важно понимать, что замедление транспортного средства будет осуществляться несколько медленнее, чем у авто, которое имеет механику.
Вывод
Следует уметь тормозить двигателем, потому что разные ситуации бывают на дорогах. Следует учитывать следующие моменты:
- Без необходимости желательно не тормозить двигателем, так как и ДВС и коробка испытывают в таком режиме большие нагрузки.
- Если сзади вас едут автомобили и вы решили тормозить двигателем, то хотя бы чуть-чуть нажмите на педаль тормоза, чтобы задние фонари загорелись.
- Если в авто установлена автоматическая коробка (вариатор, робот), то следует изучить, можно ли тормозить так. Потому что некоторые коробки не позволяют заводить автомобиль буксиром, следовательно и машина при торможении двигателем будет толкать саму себя, а это приведет к поломке.
Как тормозить на автомате, если отказали тормоза
Первым делом пробуем прокачать тормоза, так как система двухконтурная, необходимо резко нажать на педаль тормоза 2-3 раза, должно помочь, но если не помогло тогда переходим к плану Б.
Если простой автомат (без ручного режима), то вариантов не так уж и много.
1. Если скорость небольшая, до 20-30 км/ч можно начать притормаживать ручником, но именно слегка, иначе будет блокировка колёс и машину «занесёт». На большой скорости ручником притормаживать надо осторожно, большой риск поймать блокировку и уйти в занос.
2. Контактное торможение. Если есть отбойники пробуем к ним притереться. Либо ищем кусты, сугробы, поле. Всё зависит от обстановки и скорости, где случилась данная неприятность.
3. И самый крайний способ — выключаем зажигание. Единственное но, трасса впереди должна быть прямая и без поворотов и скорость не большая, так как скорее всего на «адреналине» вы ключ провернёте до конца и руль заблокируется, со всеми вытекающими последствиями. Поэтому данный способ очень рискованный на большой скорости, велик риск полностью потерять управление и опрокидывания машины.
Если автомат с ручным управлением, то тормозим двигателем, как на механике, понижая передачи.
Ни в коем случае не надо ставить коробку автомат в режим P (паркинг), вы тупо сломаете коробку.
Как не попасть в такую ситуацию?
Уделяйте особое внимание тормозной системе, обслуживайте её вовремя, следите за уровнём «тормозухи», колодками, дисками.
Поддержите канал лайком. До новых встреч друзья!
Как тормозить двигателем
Тормозить двигателем можно несколькими способами, однако чаще всего используется всего пара приемов. При этом техники зависят от вида используемой коробки передач, а именно, вариатора, МКПП и АКПП.
На механике
Торможение двигателем владельцу транспортного средства с механической коробкой передач необходимо выполнять в определенной последовательности:
- Отпустить педаль акселератора.
- Выжать сцепление.
- После снижения скорости машины воспользуйтесь рычагом МКПП для перехода на более низкую передачу.
- После дальнейшего снижения скорости требуется включить первую передачу.
Если не соблюдать порядок перехода на более низкие передачи, в таком случае возможна блокировка колес и создание аварийной ситуации на дороге. Также повышается износ мотора автотранспорта.
Важно! Если при торможении неправильно выбрать передачу на механической коробке, мотор может выйти из строя. При неверно выбранной скорости транспортное средство начинает “клевать” носом, в то же время тахометр будет отображать максимально допустимые значения, создавая дискомфорт автовладельцу и повышая риск поломки машины.
Двигаясь на 5-6 передаче механической коробки, переключится необходимо сразу на 3, так как переход на 4 даст очень слабое замедление авто. Если же двигаетесь на 3-4 передаче, тогда при торможении двигателем требуется перейти на 2. Чтобы упростить переход, следует выполнить “перегазовку”.
На автомате
Что же касается того, как тормозить двигателем на автомате, то в данном случае потребуется сделать следующее:
- Включить overdrive, чтобы автомат перешла на третью передачу.
- Когда скорость машины снизится до 90 км/ч, надо переключить автомат на вторую передачу. После этого начнется торможение автомобиля.
- При снижении скорости до 50 км/ч следует переключить автомат на L.
Внимательно следите за процессом торможения, поскольку на низких скоростях система автомата может отключить ABS, блокируя колеса и приводя транспортное средство к заносу.
На вариаторе
В определенных вариаторах разработчиками тоже предусмотрен специальный режим, тормозящий автомобиль с помощью двигателя – режим L, и для его использования достаточно переключить рычаг. В результате начинается автоматическое торможение авто, при этом система самостоятельно переключает передачи, достаточно водителю отпустить педаль газа. Однако из-за того, что во включенном состоянии он приводит к излишнему расходу топлива и уменьшению динамичности, зачастую его отключают на программном уровне.
Как правильно тормозить двигателем
Торможение двигателем — важный прием, помогающий при отказе тормозной системы или в определенных дорожных условиях и обстановке. Его нужно освоить всем автомобилистам. Рассмотрим, как правильно тормозить двигателем, в каких ситуациях это пригодится, а также плюсы и минусы этого режима для автомобиля и водителя.
Что значит тормозить двигателем
Чтобы понять, как это работает, рассмотрим принцип движения машины. Мотор потребляет топливо и воздух, сжигая их в камерах сгорания. Это дает энергию для движения. На старте водитель нажимает на педаль акселератора, что открывает дроссельную заслонку и напускает больше воздуха во впускной коллектор. В ответ топливная система начинает подавать больше бензина. Обороты двигателя возрастают, энергия растет и автомобиль с весом 700-2500 кг начинает двигаться на первой передаче.
Когда машина разогналась до 20 км/ч, скорость позволяет перейти на вторую передачу. Топлива тратится столько же, но чуть меньший диаметр шестерни в коробке, заставляет автомобиль двигаться еще быстрее. Диаметр шестерни 3-й, 4-й, 5-й и 6-й передачи еще меньший, за счет чего увеличивается скорость авто. Основным условием движения является постоянная подача топлива путем нажатия на педаль газа для поддержания оборотов 1500-3500 в минуту, в зависимости от нужной скорости.
Устройство МКПП
При торможении двигателем водитель отпускает педаль акселератора, не выключая передачу в коробке (сцепление остается включенным, т.е. ведущий и ведомый диски соединены), что приводит к обратному действию. Не мотор вращает коленвал и колеса, а движущийся автомобиль через ходовую часть и коробку не дает ДВС заглохнуть, вращая коленвал и двигая поршневую группу. Мотор начинает снижать обороты до 800-1200 в минуту, поскольку топливо в него не поступает в таком количестве как раньше. Колеса сохраняют связь с двигателем через коробку передач и вторичный вал, поэтому тоже начинают замедляться. Это происходит за счет:
- веса автомобиля;
- сопротивления компрессии в цилиндрах;
- сопротивления внешнего потока воздуха;
- трения колес о дорожное покрытие.
Но машина еще продолжает движение по инерции. Вращающиеся колеса не дают мотору заглохнуть, заставляя его принудительно вращаться. Такой режим работы, как система ABS, предотвращает блокировку. Чтобы затормозить до полной остановки, понадобится переключение передач в коробке от высокой к низкой. Осуществлять действие важно последовательно, чтобы не навредить МКПП и ДВС. В случае АКПП у большинства моделей машин торможение происходит автоматически при отпускании педали газа — автоматическая коробка сама подбирает скорость под объем поступающего топлива, снижая передачу.
В чем опасность метода
Владеть таким приемом крайне важно, но стоит помнить, что неправильное исполнение вредно для мотора и может привести к аварийной ситуации. Если двигаться на скорости 80-120 км/ч и сразу с 5-й включить 3 передачу в коробке, то произойдет резкое торможение двигателем. Это приведет к переносу центра тяжести на переднюю ось и задние колеса потеряют сцепление с дорожным полотном. В таком случае возможны заносы, движение юзом и потеря управления автомобилем.
Резкое торможение
Все люди, находящиеся в салоне авто, будут подкинуты по инерции вперед. Если кто-то не был пристегнут ремнем безопасности, возможны повреждения о лобовое стекло или спинку сиденья переднего ряда. Еще в таком случае оказывается повышенная нагрузка на коробку, ведь инерция движения автомобиля с весом 700-2000 кг на скорости 100 км/ч передается на шестерни и они могут разрушиться. Поведение автомобиля зависит от состояния дороги, и кочки, ямы или другие неровности способны кинуть его в непредсказуемую сторону. Если допускать ошибки в режимах торможения двигателем (вовремя не переключить передачу в коробке или не выжать сцепление в конце), то мотор может заглохнуть.
Как правильно тормозить двигателем
Тормозить при помощи мотора можно по-разному в зависимости от ситуации. Если автомобиль несется на скорости 80-120 км/ч, то правильное торможение двигателем до полной остановки подразумевает такие этапы:
- Отпустить педаль газа.
- Дождаться замедления машины до 60 км/ч.
- Выжать сцепление и включить третью передачу.
- Когда скорость снизится до 30 км/ч — установить вторую передачу через выжимание сцепления.
- Если на спидометре достигнута отметка в 15-20 км/ч, допускается переход на первую передачу.
Для полной остановки на этом этапе можно помочь ручным тормозом (когда основные тормоза не работают). Но тормозить им на скорости 40 км/ч и выше нельзя, поскольку задние колеса заблокируются и машина уйдет в занос.
Торможение ручным тормозом
Если гидравлическая тормозная система исправна, то для сокращения тормозного пути можно нажимать педаль тормоза, но делать это нужно импульсно, чтобы предотвратить блокировку. При торможении двигателем важно крепко держать руль, сохраняя контроль над управлением машины.
Когда прием используется во время езды по городу и штатная тормозная система исправна, то торможение ДВС не требует последовательного переключения передач на понижение, а лишь прекращение подачи топлива в мотор. Дождавшись замедления до нужной скорости, включается соответствующая передача и авто продолжает путь.
В каких случаях применяется торможение двигателем
При обычной эксплуатации автомобиля тормозить двигателем водители предпочитают для увеличения ресурса колодок и накладок. Еще это снижает износ покрышек. Например, снизить скорость, применяя торможение двигателем, можно перед светофором. Если отпустить газ заблаговременно, то при подъезде к перекрестку останется лишь слегка нажать на тормоз и мягко остановиться.
В других ситуациях торможение мотором помогает избежать перегрева колодок. Например, при затяжном горном спуске с частыми поворотами. Под собственным весом и уклоном машина начинает разгоняться с горки и ее приходится сдерживать, чтобы безопасно входить в повороты и сохранять дистанцию с впереди идущими автомобилями. Если постоянно жать на тормоза, то колодки перегреются и могут даже разрушиться. Здесь и пригодится торможение мотором — установите 3-ю передачу в коробке и машина не сможет разогнаться до высокой скорости (только будет сильно реветь ДВС).
Торможение на спуске
Зимой при гололеде или на мокрой дороге торможение автомобиля при помощи мотора создает эффект системы ABS, как у современных авто. Подъезжая к повороту, заранее отпустите газ и начинайте давить на тормоз. Связь ходовой системы с двигателем не даст шасси заблокироваться и машина не сорвется в занос.
Торможение на льду
Научиться замедляться и останавливаться, используя только ДВС и коробку передач, пригодится и на экстренный случай, когда откажет штатная тормозная система. Это может произойти ввиду:
- чрезмерного истирания или разрушения фрикционных накладок;
- насыщения DOT-жидкости влагой и ее преждевременное закипание;
- разрушения дисков;
- вытекания DOT-жидкости из негерметичной системы.
Тогда вы сможете остановить автомобиль или даже доехать на нем до места ремонта. Хотя лучше не рисковать и вызвать эвакуатор, ведь эксплуатация транспортного средства в таком случае запрещена.
Плюсы и минусы такого метода
Отметим явные плюсы торможения при помощи мотора:
- экономный расход топлива (не нужно гнать на высокой скорости, а потом останавливаться);
- увеличение ресурса накладок и колодок, а также дисков;
- возможность поддерживать постоянную безопасную скорость на спуске без перегрева фрикционных элементов;
- предотвращение блокировки шасси на мокром покрытии или гололеде.
Но прибегая к торможению мотором с подключенной коробкой стоит помнить и о минусах режима. У машины в таком случае не загораются стоп-сигналы, поэтому другие участники дорожного движения не сразу поймут ваши действия. Это может создать аварийную ситуацию на дороге. При неправильном переключении передач в коробке, где с 5-й переходят сразу на 2-ю, случается резкий толчок и машина теряет управление. Пассажиры и водитель могут получить травмы. Еще это создает повышенную нагрузку на коробку передач, и шестерни способны разрушиться (отломится зуб или деформируется вал, на котором они крепятся).
Злоупотреблять длительным торможением за счет включенной передачи в коробке и отпущенной педали акселератора не стоит тем, у кого есть износ стенок цилиндров и поршневых колец. Когда не двигатель заставляет крутиться колеса, а наоборот, шасси не дают мотору остановиться, в нем избыточное давление меняется на пониженное. Этот процесс содействует натягиванию масла в камеру сгорания с поддона картера через образовавшуюся выработку. Длительная езда машины с активным торможением ДВС значительно снижает уровень масла и, если не уследить, может наступить «масляное голодание».
Проверка уровня масла
Проверять уровень масла следует каждые 3000 км. Если расход 0.5 л и больше за этот пробег, то контролировать отметку на щупе стоит еще чаще, когда водитель регулярно прибегает к торможению мотором со включенной коробкой без выжатого сцепления.
Если они опустятся ниже (а по мере замедления авто такое возможно), мотор заглохнет. Для предотвращения этого требуется вовремя выжать сцепление. После достижения нужной скорости, включайте соответствующую передачу и продолжайте движение.
Освоить торможение двигателем важно еще на этапе обучения в автошколе. Это пригодится при езде по горным дорогам или в экстренной ситуации, когда неожиданно откажут тормоза. В городской эксплуатации, если придерживаться скоростного режима, тормозная система получает незначительный износ и прибегать к торможению ДВС регулярно не требуется.
Как научиться тормозить двигателем — изучаем все тонкости
Для того чтобы выработать настоящее водительское мастерство, необходим не один десяток лет. Помощь в этом обеспечивают различные приемы, одним из которых является торможение двигателем. Именно о нем мы и поговорим.
Некоторые автолюбители считают, что такой метод уменьшения скорости наименее опасный. Другие говорят, что торможение двигателем также способствует экономии горючего. Но есть и те, кто уверен в том, что тормозить таким способом крайне нежелательно, поскольку данный прием негативно влияет на работу трансмиссии и двигателя авто.
Особенности торможения двигателем
Если вы не знаете, как тормозить двигателем, не стоит отчаиваться. Ведь Автопаб детально расскажет вам об этом. Для того чтобы сделать это, необходимо отпустить педаль акселератора при включенном сцеплении. Поскольку мотор не получает топлива, он потребляет энергию от трансмиссии, что приводит к её торможению. В итоге тормозят также колеса автомобиля.
Использование такого метода торможения приводит к дополнительной загрузке колес передней оси, причина чего заключается в инерции транспортного средства на спусках и поворотах. Но риск занос заметно уменьшается, поскольку не происходит блокирования колес тормозными колодками, как в случае использования педали тормоза. Тормозящее усилие распределяется достаточно равномерно между ведущими колесами машины.
По этой причине торможение двигателем применяется для того, чтобы избежать заносов во время прохождения поворотов. Как правило, данное решение используется во время движения по дорогам со скользким покрытием. Если торможение двигателем используется водителем на длинных спусках (в особенности актуально для горных дорог), желательно включать ту скорость, на которой транспортное средство может выехать на аналогичный уклон.
Предупреждение! Ни в коем случае не включайте сразу первую скорость, так как это может привести к заносу авто или другим нежелательным последствиям. Уменьшив скорость с помощью трансмиссии до минимальной отметки, полностью останавливать машину рекомендуется с помощью стояночного тормоза.
В некоторых случаях информация о том, как тормозить двигателем, может пригодиться при появлении неполадок в тормозной системе. Но не стоит забывать, что если тормоза отказали на длинном спуске, торможение двигателем является далеко не лучшим решением проблемы. Так как машина будет набирать скорость дальше. Все же, применять данный метод нужно, однако необходимо брать во внимание, что нельзя очень быстро включать наиболее низкие передачи. Во время увеличения скорости авто на спуске это может привести к выходу из строя шестерней, в результате чего вы остановитесь в кювете.
Совет! Иногда при отказе тормозов на затяжных спусках применяют сочетание контактного торможения и торможения силовым агрегатом. Если вы смогли уменьшить свою скорость до той же отметки, что у впереди идущей машины, необходимо аккуратно затормозить в бампере этого авто. Не забудьте подать водителю транспортного средства соответствующий сигнал об экстренной остановке. Такое решение будет гораздо более безопасным, чем возможная авария с серьезными последствиями.
Торможение двигателем наиболее часто используется в тех случаях, когда покрытие дороги не может обеспечить качественного сцепления покрышки с дорогой. В таких ситуациях использование тормозной системы машины, как правило, вызывает занос транспортного средства. В связи с этим сначала желательно по максимуму использовать торможение двигателем, а уже после этого останавливать машину, используя педаль тормоза.
Как правильно тормозить двигателем — последовательность действий
Необходимо упомянуть о том, что если вы не понимаете, как тормозить двигателем правильно, применение данного варианта снижения скорости авто, может стать причиной серьезной поломки или же чрезмерного изнашивания элементов синхронизаторов. По этой причине мы рассмотрим процедуру торможения двигателем шаг за шагом.
- Отпускаем педаль газа.
- Выжимаем педаль сцепления.
- Устанавливаем рычаг КПП в нейтральное положение.
- Отпускаем педаль сцепления и нажимаем на педаль газа (передача должна быть выключенной).
- Выжимаем педаль сцепления.
- Включаем более низкую передачу.
- Отпускаем педаль сцепления.
Если вы будете делать все в этой последовательности, трансмиссия вашего автомобиля останется целой и невредимой.
Для того чтобы научиться правильно использовать торможение двигателем, нужно обязательно тренироваться. Благодаря этому вы сможете избежать выхода из строя различных механизмов в авто. Кроме этого, лишь таким способом вы будете понимать, как ведет себя машина во время такого торможения, определите остановочный путь и т.п. Только после этого можно пользоваться таким методом в реальных условиях.
Как правильно тормозить двигателем: механика и автомат
Многие автоэксперты рекомендуют научиться тормозить автомобиль двигателем. Желательно довести данную процедуру до автоматизма и использовать её в экстемальным ситуациях, таких как – отказ тормозной системы.
Теоретическая часть
Карикатура на тему — торможение двигателем
Торможение мотором, в первую очередь, это безопасность. Также, по утверждению автоинструкторов и многих бывалых автолюбителей – это снижает износ тормозной системы. На механике осуществить торможение двигателем значительно проще, чем на остальных коробках передач.
Приём торможения двигателем
Пропали тормоза! Не стоит разводить панику, поскольку это первая причина аварии. Стоит отметить, что торможение двигателем – это тонкий процесс, которым стоит уметь пользоваться. Для каждого топа коробки передач, существует своя система торможения.
Механика
Для механики характерно то, что все действия выполняются непосредственно водителем. При этом стоит рассчитать дистанцию торможения и учесть, насколько быстро падают обороты мотора и коленчатого вала.
Рука на ручке переключении передач в момент торможения двигателем
Рассмотрим, последовательность действий при торможении силовым агрегатом с МКПП:
- Отпускаем педаль газа. Это позволит перекрыть подачу топлива в цилиндры (не полностью – холостой ход останется) и снизит обороты коленвала.
- Выжимаем сцепление и включаем передачу ниже. Например, если на коробке включена четвёрта, то следует включить третью.
- Повторяем процедуру, пока не дойдём до первой передачи.
- При минимальной скорости, не выключая первую передачу, выключаем зажигание и глушим мотор. Стоит быть престёгнутым, поскольку коленвал заблокируется, а с ним и ведущие колёса, и транспортное средство резко остановиться, что может по инерции подать тело водителя и пассажиров вперед.
Экстренное торможение может привести к заносу
Не стоит резко выключать зажигание на большой скорости или передаче, поскольку попросту может разорвать коленвал или детали КПП повредятся. К этому всему, ещё и транспортное средство может не тормозить, а дальше продолжать ехать по накатанной.
Автомат
Существуют разные автоматические коробки передач, от разных производителей, а поэтому последовательность и принцип действия может быть разным. Рассмотрим, несколько вариантов торможения двигателем на АКПП.
Торможение двигателем помогает при отказе тормозной системы, и предотвращает ДТП
- Включаем overdrive, коробка переходит на 3 передачу;
- При скорости ниже 90 км/час переключите АКПП на вторую передачу. После этого машина начнет тормозить;
- При скорости ниже 50 км/час переключаете коробку на L.
- Если по горному серпантину едешь — то торомозить желательно двигателем, иначе перегреются тормоза (колодки и диски — может их повести от перегрева ли в самый нужный момент потеряешься эффективность торможения)
- Поэтому, при спуске, ставим рычаг АКПП в положение S или L (зависит от скорости спуска и наклона дороги) и тормозим двигателем (не трогая педаль газа)
- Иногда притормаживаем педалью тормоза — вот и все! Можно также сочитать с кнопкой Hold — тоже эффективность торможения улучшиться!
При движении по горному серпантину необходимо проводить торможение двигателем
Электроторможение двигателем
На многих современных транспортных средствах внедряется система аварийного торможения двигателем, которая сама снижает обороты и глушит силовую установку, вплоть до полной остановки. Случается это в тех случаях, когда электронный блок управления получил информацию о неработоспособности тормозной системы.
Позитивные и негативные стороны торможения двигателем
Как и в любом автомобильном приёме, торможение мотором имеет свои плюсы и минусы.
- При неисправной тормозной системе можно затормозить мотором.
- Устойчивость к заносам и «юзу».
- Проведение профилактической работы тормозной системы.
- Можно уверенно и эффективно маневрировать.
- Неправильная последовательность действий приводит к заносу с которого достаточно тяжело выбраться даже профессиональным гонщикам.
- Сверхнагрузка на силовой агрегат.
- «Жор» масла.
- Стоп-фары не светятся.
Вывод
Торможение двигателем достаточно полезный навык, который необходимо познать и применять всем водителям. Существует достаточно много споров, «за» и «против» применения данной приёма, но он может спасти жизнь водителю и пассажирам в экстремальной ситуации.