Тормоза

Гидравлическая тормозная система

Гидравлическая тормозная система

Тема «Гидравлическая система тормозов»

Цель работы: 1. Закрепить знания об устройстве и функционировании гидравлической системы тормозов и ее элементов.

2. Сформировать умение в проведении диагностики тормозной системы.

Краткие теоретические сведения.

Рис.1 Общая схема тормозной системы.

1 – тормозной механизм переднего колеса; 2 — педаль тормоза; 3 — вакуумный усилитель тормозного усилия; 4 — главный цилиндр гидропривода тормозов; 5 — трубопровод контура привода тормозных механизмов передних колес; 6 — защитный кожух тормозных механизмов передних колес; 7 — суппорт переднего тормоза; 8 — вакуумный трубопровод (вакуумный усилитель – впускной коллектор двигателя); 9 — бачок главного тормозного цилиндра; 10 — концевой выключатель рычага привода стояночного тормоза; 11 — рычаг привода стояночного тормоза; 12 — тяга фиксатора рычага; 13 — фиксатор рычага; 14 — кронштейн рычага привода стояночного тормоза; 15 — возвратный рычаг; 16 — трубопровод контура привода задних тормозов; 17 — фланец наконечника оболочки тормозного троса; 18 – тормозной механизм заднего колеса; 19 — регулятор давления тормозной жидкости в рабочих цилиндрах тормозных механизмов задних колес; 20 — рычаг привода регулятора давления тормозной жидкости; 21 — колодки тормозных механизмов задних колес; 22 — рычаг привода тормозных колодок стояночного тормоза; 23 — тяга рычага привода регулятора тормозных сил; 24 — кронштейн крепления наконечника оболочки троса; 25 — тормозной трос стояночного тормоза; 26 – контргайка механизма регулировки стояночного тормоза; 27 — регулировочная гайка механизма стояночного тормоза; 28 – втулка механизма стояночного тормоза; 29 — направляющая тормозного троса; 30 — направляющий ролик центрального тормозного троса; 31 – центральный тормозной трос; 32 – упор концевого выключателя контрольной лампы стояночного тормоза; 33 – концевой выключатель ламп стоп-сигналов.

Управление рабочей тормозной системой водителем осуществляется нажатием на педаль тормоза, расположенной в салоне автомобиля. Усилие ноги водителя передается на главный цилиндр тормозной системы, далее распределяется по рабочим контурам и на рабочие цилиндры тормозных механизмов всех четырех колес.

Стояночная тормозная система используется не только при стоянке автомобиля, но также необходима для предотвращения отката автомобиля назад при старте на подъеме. С помощью рычага (либо педали, рукоятки или кнопки (в случае электрического управления)) стояночного тормоза, также расположенного в салоне автомобиля, водитель может управлять тормозными механизмами стояночного тормоза задних колес.

Рис. 2 Схема гидропривода тормозов.

1 — тормозные цилиндры передних колес; 2 — трубопровод передних тормозов; 3 — трубопровод задних тормозов; 4 — тормозные цилиндры задних колес; 5 — бачок главного тормозного цилиндра; 6 — главный тормозной цилиндр; 7 — поршень главного тормозного цилиндра; 8 — шток; 9 — педаль тормоза.

Основными функциональными узлами гидравлической тормозной системы являются:

— тормозные механизмы колес.

Привод тормозов предназначен для передачи усилия ноги водителя от педали тормоза к исполнительным тормозным механизмам колес автомобиля.

Привод гидравлической системы (рис. 2) состоит из:

— главного тормозного цилиндра,

— рабочих тормозных цилиндров,

— регулятора тормозного усилия задних колес,

— рабочий контур (трубопровод диаметром 4-8мм),

Главный тормозной цилиндр (ГТЦ) предназначен для преобразования усилия, прилагаемого к педали тормоза, в избыточное давление тормозной жидкости и распределения его по рабочим контурам (рис.3). Бачок с запасом тормозной жидкости может крепиться на ГТЦ или же вне него.

Поскольку автомобиль, как правило, обладает значительной массой, то для торможения, особенно экстренного торможения, от ноги водителя требуется значительное мускульное усилие. Для повышения эффективности тормозной системы, а также для более комфортной ее эксплуатации, в схему системы введен усилитель тормозного усилия. Усилитель явно облегчает работу водителя, так как использование педали тормоза при движении в городской цикле носит постоянный характер и довольно быстро приводит к физическому утомлению водителя автомобиля. На автомобилях нашли применение два типа усилителей тормозного усилия:

— вакуумный усилитель тормозов,

— электрический усилитель тормозов.

Мы подробно остановимся на рассмотрении вакуумного усилителя, как получившего наиболее массовое распространение.

Рис. 3 Схема главного тормозного цилиндра с вакуумным усилителем.

1 — главный тормозной цилиндр; 2 — корпус вакуумного усилителя; 3 — диафрагма; 4 — пружина; 5 — педаль тормоза.

При нажатии водителем педали тормоза, ее усилие, через шток передается на поршень главного тормозного цилиндра, что создает избыточное давление тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре. Тормозная жидкость, под давлением поршня, от главного цилиндра подается в рабочий контур (трубопровод диаметром 4-8мм), соединяющий между собой устройства гидропривода и рабочие цилиндры тормозных механизмов. Поршни рабочих цилиндров тормозных механизмов под избыточным давлением тормозной жидкости, передают тормозное усилие, созданное мускульной силой водителя, на тормозные колодки, которые в свою очередь прикладывают его к тормозным дискам и (или) барабанам, выполняя тем самым основную функцию тормозной системы – снижение скорости вращения колес автомобиля.

Вакуумный усилитель (рис. 3) конструктивно связан с главным тормозным цилиндром. Основным элементом усилителя является камера, разделенная эластичной резиновой перегородкой (диафрагмой) на два объема. Один объем связан с впускным коллектором карбюраторного либо инжекторного двигателя, где при работе двигателя создается разряжение около 0,8 кгс/см 2 , а другой с атмосферой (1 кгс/см 2 ). Из-за перепада давлений в 0,2 кгс/см 2 , благодаря большой площади диафрагмы, «вспомогательное» усилие при работе с педалью тормоза может достигать 30 — 40 кг и более, что значительно облегчает работу водителя при торможении и позволяет сохранять его работоспособность существенно более длительное время. На автомобилях оснащенных дизельным двигателем, разряжение к вакуумному усилителю тормозов подается от специального вакуумного насоса, привод которого, в свою очередь, осуществляется либо от коленвала двигателя, посредством клиноременной передачи, либо от распредвала, посредством кулачкового механизма.

В конструкции же электрического усилителя используется гидравлический насос с приводом от электродвигателя, создающий давление в тормозной системе, и управляемый педалью тормоза, дроссель, регулирующий давление тормозной жидкости, подаваемой к тормозным механизмам колес.

В электрических же тормозных системах, в усилителе тормозного усилия попросту нет необходимости, так как мускульное усилие ноги водителя, воздействующее на педаль тормоза, здесь преобразуется в электрический сигнал, поступающий в электронный блок управления тормозной системой. В электронном блоке управления, согласно заложенной программе, по сигналу от датчика тормозной педали, т.е. интенсивности и степени давления на педаль, рассчитывается сигнал управления электроприводом тормозных механизмов колес автомобиля.

Рабочий тормозной цилиндр –гидравлический цилиндр, осуществляющий привод тормозного механизма, под воздействием избыточного давления тормозной жидкости, подаваемой через рабочий контур из главного тормозного цилиндра.

Рабочий контур, согласно требованиям ЕЭС, должен делиться на основной и вспомогательный. Если вся система исправна, то работают оба, но при разгерметизации одного (потеря тормозной жидкости) — другой продолжает работать, становясь вспомогательным (аварийным). В этом случае в бачке с тормозной жидкостью, разделенном на два независимых объема, уровень понижается до критической отметки. Далее он продолжает понижаться только в объеме неисправного контура, а объем исправного сохраняет критический уровень тормозной жидкости. Для сигнализации аварийного уровня тормозной жидкости в системе тормозов имеется специальный датчик.

Датчик аварийного уровня тормозной жидкости механического типа. Корпус 2 (рис. 4) датчика с уплотнителем 4 поджимается к основанию 3 зажимным кольцом 5, которое навертывается на горловину бачка. Одновременно к торцу горловины поджимается фланец отражателя 6. В этом положении зажимное кольцо удерживается двумя фиксаторами, выполненными на основании 3. Рис. 4 Схема компоновки гидропривода. Наиболее распространены три компоновки разделения рабочих контуров (рис.5):

— 2 + 2 тормозных механизма, подключенных параллельно (передние + задние);

— 2 + 2 тормозных механизма, подключенных диагонально (правый передний+левый задний и т. д.);
— 4 + 2 тормозных механизма (в один контур подключены тормозные механизмы всех колес, а в другой только два передних).

Рис. 5 Схема компоновки гидропривода.
1 – главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем; 2 –регулятор

давления жидкости (регулятор тормозного усилия) в задних тормозных механизмах; 3-4 – рабочие контуры.

Регулятор тормозного усилияконструктивно состоит из двух основных функциональных узлов: – регулятор давления тормозной жидкости и его привода. Это устройство регулирует давление тормозной жидкости в гидравлическом приводе тормозных механизмов задних колес в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля.

При торможении сила инерции движущегося автомобиля и противодействующая ей сила трения (точка приложения которой ниже центра тяжести автомобиля) создают продольный опрокидывающий момент. Мягкая передняя подвеска, реагируя на него, "проседает", а задние колеса "разгружаются". Поэтому даже при не экстренном интенсивном торможении задние колеса могут блокироваться, что часто приводит к срыву в юз и заносу автомобиля. В зависимости от изменения расстояния между элементами задней подвески и кузовом автомобиля (его продольного наклона) давление в приводе задних тормозов (по сравнению с передними) ограничивается. В результате блокировки задних колес (в зависимости от замедления и загруженности автомобиля) не происходит или она возникает значительно позже.

Необходимо отметить, что на большинстве моделей автомобилей иностранных марок в тормозной привод встраивают антиблокировочные системы «колесных» тормозных механизмов, которые в обозримом будущем станут обязательным атрибутом автомобиля.

В тормозной системе автомобилей ВАЗ 2101 – ВАЗ 2107, один контур объединяет тормозные механизмы передних колес, а другой – задних, а, к примеру, на автомобилях переднеприводного семейства автомобилей ВАЗ, тормозные контура связывают между собой: переднее левое колесо с задним правым, и переднее правое с задним левым.

Читайте также  Как подобрать колодки тормозные

Кроме того, такое разделение рабочих тормозных контуров, позволяет преднамеренно уменьшать давление в тормозном контуре задних колес, относительно давления в контуре передних, для уменьшения вероятности срыва в юз и последующего заноса задней оси автомобиля при резком торможении.

При раздельном рабочем контуре привода тормозных механизмов передних и задних колес, регулятор устанавливается в контуре привода тормозных механизмов задних тормозов. При диагональной схеме рабочих контуров тормозной системы регулятор давления включается в оба рабочих контура привода тормозных механизмов.

Тормозной механизм предназначен для снижения скорости вращения колеса, за счет сил трения возникающих между накладками тормозных колодок и тормозным диском или барабаном. Тормозные механизмы делятся на дисковые и барабанные. В основном на передних колесах легковых автомобилей применяются дисковые тормозные механизмы, а на задних колесах барабанные. На более дорогих, либо спортивных моделях автомобилей, применяются дисковые тормоза на всех четырех колесах, причем передние тормозные диски, как правило, выполняются «вентилируемыми».

Вентилируемые тормозные диски – вентилируемые тормоза. Для лучшего отвода тепла из рабочей зоны часто используют вентилируемые диски. Увеличенная толщина вентилируемого диска позволяет разместить между поверхностями трения ребра жесткости, которые обеспечивают принудительную циркуляцию воздуха. При вращении создается центробежная сила, она заставляет поступающий воздух устремляться от центра к краям диска и нагретый воздух выбрасывается в окружающую среду, а вентилируемый диск охлаждается. Для того чтобы тормозная жидкость в цилиндре не закипела, используют пустотелые поршни, а накладки тормозных колодок делают термоизолирующими.

Порядок выполнения работы

1. Проверка трубопроводов и соединений.

2. Проверка работоспособности, изучение функционирования гидравлической системы тормозов

Гидравлические тормоза на велосипед: устройство, виды, обслуживание и ремонт

Современные велосипеды могут быть оснащены различными тормозными системами. Каждая имеет свои преимущества и недостатки. Поклонникам велосипедной езды приходится делать выбор, который зависит от множества факторов.

Гидравлический тормоз на велосипед

Из существующих видов, гидравлические тормозные системы стали очень популярными в последнее время. Велосипеды с «гидрой» сейчас в тренде и пользуются спросом у любителей прокатиться с ветерком.

Гидравлический тормоз на велосипед — устройство

Гидравлический тормоз на велосипед

Цель любого тормозного механизма одна – приостановить транспортное средство.

Основные составляющие:

  • гидролиния;
  • тормозной ротор;
  • калипер;
  • тормозной рычаг.

Принцип работы

Гонщик, надавливая на рукоять тормоза, нагнетает в гидролинии давление, которое вытесняет тормозную жидкость из ведущего цилиндра. Затем она попадает в рабочий цилиндр.

Под воздействием напора, поршни сводят тормозные колодки вместе, а их трение о вращающийся вал приводит к моментальному блокированию колес.

Достоинства и недостатки

Основные преимущества:

  • надежность системы при правильной настройке;
  • точность торможения;
  • высокая скорость реагирования механизма при нажатии ручки тормоза;
  • минимальный риск разрыва тросиков;
  • выносливость при перемещении;
  • возможность манипулировать тормозами с высокой точностью.

Недостатки:

  • высокая стоимость гидросистемы;
  • тонкости обслуживания;
  • вес;
  • уязвимость деталей;
  • возможность протечки;
  • невозможность установки стандартного багажника;
  • неудобства при снятии и одевании колес.

Чем гидравлика лучше механики?

Следует отметить разницу между дисковой механикой и гидравликой. Механическая система работает от стального троса. В гидравлике сила от нажатия ручки передается жидкостью, которая почти не сжимается, поэтому продуктивность таких тормозов значительно выше.

Различия наблюдаются в настройке и обслуживании, где гидравлика имеет ощутимые преимущества:

  • не нуждается в частой настройке;
  • меньший тормозной путь;
  • возможность использовать на спусках бездорожья;
  • обладает хорошей мощностью.

Выбирая устройство для выполнения остановки движения транспорта, следует исходить из собственных предпочтений, стиля езды, бюджета. Если обычному туристу подойдут надежные механические тормоза, то гонщику специалисты всегда порекомендуют гидравлику.

Хоть она и стоит дороже, чем «механика» того же уровня, но экономить на личной безопасности и защищенности на трассе не стоит.

Виды дисковых гидравлических тормозов

Виды дисковых гидравлических тормозов

Однопоршневые:

  • в движении принимает участие только 1 колодка;
  • расцениваются, как дешёвые, но легко настраиваемые;
  • из-за многочисленных недочетов, поэтому мало где используются.

Двупоршневые:

  • движутся 2 колодки;
  • бывают с плавающими или оппозитными поршнями;
  • устанавливаются наиболее часто, т. к. показывают хорошую отзывчивость и надёжность.

Многопоршневые (4 и более):

  • достаточно объемные;
  • мощные и крепкие;
  • устанавливаются в основном на модели для «даунхилла», «фрирайда».

Лучшие гидравлические тормоза на велосипед

Компании-производители велосипедов постепенно переходят на дисковые тормоза. По мнению экспертов, они отлично себя проявляют, работают даже при сырой погоде, прочные, надежные, и по прогнозам, в ближайшем будущем могут вытеснить другие разновидности тормозных систем.

Shimano Deore

Shimano Deore

Всемирно известная японская компания, предлагает новую модель гидравлической тормозной системы «Shimano Deore», которая заслуженно лидирует в мировых рейтингах:

  • зубчатое или резьбовое крепление ротора;
  • комплект из двух видов колодок;
  • приятные на ощупь ручки;
  • стойкое функционирование главного тормозного цилиндра;
  • послушность системы.

CLIM 8 CLARK`S

CLIM 8 CLARK`S

Надежная, бюджетная модель, приспособлена к различным погодным условиям.

Плюсы:

  • гидрашланги упрочнены пара-арамидным волокном и металлом;
  • шести цилиндровая конструкция калипера;

Минусы:

  • увеличенный вес;
  • сложность в установке системы (требуют дополнительной подгонки);
  • дизайн ручек.

Признаки неисправности гидравлического тормоза

За время, находящееся в эксплуатации, гидравлическая система подвергается воздействию различных факторов, что неизбежно приводит к её неисправности.

Самостоятельное невольное торможение транспортного средства свидетельствует о наличии конкретной проблемы.

Распространенными причинами можно назвать:

  • попадание воды в систему гидравлики;
  • завоздушивание;
  • падение и удар байка;
  • низкий уровень «тормозухи»;
  • разъединение гидравлической цепи;
  • заклинивание рабочего поршня;
  • снижение упругости тормозной ручки.

Обслуживание и ремонт

Ремонтные работы байка нужно начинать с проведения диагностики, с последующими действиями:

  • демонтаж проблемного колеса;
  • чистка тормозной машинки;
  • открыть рабочие поршни;
  • устранить неисправности;
  • осмотреть поршневую систему на предмет протеканий;
  • заменить поршни и уплотнительные кольца (в случае потребности);
  • провести осмотр всей гидравлической линии, исключив наличие повреждений.

При ремонте гидравлической системы, нужно помнить о мерах предосторожности:

  • избегать попадания жидкости на кожу и в область глаз, т.к. токсичность вещества, вызывает сильное отравление и может причинить вред здоровью.

Прокачка гидравлической системы

Причины «продувания» тормозов:

  • большой ход ручки тормоза при нажиме;
  • проваливание тормозного рычага;
  • плавное движение ручки, после срабатывания тормоза.

Подготовительные работы:

  • позаботиться о защите дисков и колодок от попадания масла;
  • ослабить хомут тормозного рычага.

Последовательность действий:

  1. Набрать в шприц жидкость.
  2. Выгнать имеющиеся пузырьки воздуха.
  3. Ввести раствор.
  4. Во избежание выскакивания клапана из корпуса — воспользоваться специальной уплотняющей подкладкой.
  5. Открутить входной ниппель и выполнить подачу жидкости, не допуская подтекания.
  6. Простучать трубки, чтобы «выгнать» лишний воздух из корпуса основного цилиндра.
  7. Закрыть входной ниппель и снять трубочку.
  8. Закрутить пробку.
  9. Поставить тормозную ручку в удобное положение.
  10. Очистить рулевую систему от остатков масла специальным раствором или технической салфеткой без ворса.

Безопасность езды на велосипеде напрямую зависит от качества тормозов. Выбирая велосипеды с гидравлическими тормозами, пользователь не только наслаждается легким и быстрым торможением во время езды. Он так же заботиться о себе и окружающих, находящихся по-близости.

Гидравлический тормоз

Тормозная система предназначена для того, чтобы контролировать скорость и при необходимости осуществлять полную остановку автомобиля. Гидравлические тормоза — это один из наиболее современных и эффективных видов систем торможения. Сегодня мы выясним, по какому принципу работает гидравлическая тормозная система и из каких функциональных элементов она состоит.

Немного теории

Задние тормоза с гидравлическим приводом появились достаточно давно. Тем не менее дисковые гидравлические тормоза являются не единственным вариантом, на данный момент поставляемым на автомобили. Другими словами, прежде чем выяснять, какое устройство имеет задний дисковый тормоз, стоит выяснить, каков принцип работы простейшей тормозной системы. Это позволит лучше понять физику, по которой функционирует тормоз на авто, и осознать, для чего нужна каждая из составляющих.

Гидравлический барабанный тормоз

Очевидно, что единственным элементом системы торможения, который виден глазу водителя автомобиля, является педаль. При ее нажатии осуществляется полная или же частичная остановка машины. Причем от интенсивности нажатия зависит, насколько быстро произойдет остановка, и не заблокируются ли колеса, отправив машину в юз.

Однако основной узел, из которого состоит тормозная система с гидравлическим или механическим приводом, располагается непосредственно на ступице колеса. Обычно это устройство состоит из двух составляющих. Первая из них закрепляется непосредственно на ступице.

В зависимости от разновидности системы торможения, эта составляющая называется диском или барабаном. Ее задача — перенимать трение, которое передается колодкой, и сдерживать вращение колеса, тем самым уменьшая количество оборотов.

Привод является еще одной частью тормозной системы передней и задней оси и может быть механическим или гидравлическим. Принцип работы механического привода основывается на том, что сам привод колодки связан с педалью при помощи гибкого торса. Таким образом, при воздействии на педаль трос сжимает механизм, и колодка прижимается к диску, осуществляя торможение.

Если же привод задних тормозов является гидравлическим, вместо троса применяются патрубки с жидкостью. При нажатии на педаль давление жидкости уменьшается, и колодка прижимается к диску или барабану.

Читайте также  Что такое колдун в тормозной системе

Основные составляющие

Рассмотрим более детально гидравлический тормоз. В отличие от описания общей классификации тормозных систем, устройства с гидравлическим приводом имеют несколько функциональных особенностей, обуславливающих принцип работы задних или передних тормозов.

Как уже было сказано, основной составляющей системы с гидравлическим приводом является тормозная педаль.

Как правило, она имеет механизм, но в некоторых случаях ее функционирование производится при помощи электронных помощников, применяемых на автомобилях премиум-сегмента.

Следующим звеном, которое соединяет педаль с механизмом торможения задних колес, является главный тормозной цилиндр. Его задача — равномерное распределение потока тормозной жидкости между передними и задними колесами, обеспечивая тем самым более эффективное торможение. Главный цилиндр изготавливается из металла и имеет толстые стенки, позволяя жидкости иметь достаточно высокое давление.

Еще одним элементом систем с гидравлическим приводом является вакуумный или электрический усилитель тормозов, рассчитанный на работу и с передней, и с задней осью. Его задача — многократное усиление воздействия педали торможения и, таким образом, достижение более эффективной работы гидравлических тормозов. В зависимости от разновидности, к которой относится гидравлический тормоз, усилитель может иметь как механический, так и электрический подвижный элемент, который позволяет более точно вымерять необходимое тормозное усилие.

Также имеется система шлангов, по которым циркулирует тормозная жидкость. Находясь под давлением, она способна необходимым образом воздействовать на механизм торможения автомобиля, приводя его в нужный момент в движение. При этом часть шлангов подходит к передним колесам, когда как отдельные трубки рассчитаны на работу с задней осью.

Гидравлические тормоза работают за счет дисков или барабанов, установленных на ступице колеса. Напротив них устанавливаются тормозные колодки, изготовленные из специального, особо стойкого материала. Колодки вкладываются в суппорт, в суппорте находится рабочий цилиндр, который оказывает давление на колодки колеса, где он установлен.

Гидравлический тормоз

Под капотом автомобиля располагается расширительный бачок. Основная задача этого бачка – снабдить главный тормозной цилиндр необходимым количеством жидкости и разделить всю систему на несколько контуров – задний и передний.

Принцип работы

Несмотря на кажущуюся внешнюю сложность устройства тормозов, на деле все оказывается намного проще.

Представим, что происходит, когда водитель автомобиля производит очередное нажатие педали тормоза, ожидая немедленного уменьшения скорости качения. В первую очередь срабатывает механизм педали, который жестко привязан к главному тормозному цилиндру, наполненному жидкостью.

Давление в системе немедленно возрастает, и от цилиндра по трубкам начинает поступать жидкость под достаточно высоким давлением. В итоге жидкость поступает и к суппортам автомобиля, работающим за счет усилий гидравлики.

При повышении давления жидкость пытается расшириться и толкает поршень внутри суппорта. Суппорт начинает двигаться, а вместе с ним в движение приводится и сама колодка. В итоге колодка постепенно прижимается к тормозному диску или барабану и трется об него. За счет трения вырабатывается тепло. Вместе с тем колеса начинают крутиться медленнее, и в итоге машина полностью останавливается.

Гидравлические тормоза на велосипеде

Подводя итоги

Гидравлическая система тормозов на сегодняшний день является наиболее совершенной и эффективной в сравнении с любыми другими известными разновидностями. Зная устройство гидравлических систем, можно понять не только логику поведения тормозов автомобиля, но и с легкостью диагностировать неисправности, тем самым освобождая себя от материальных затрат на диагностику в сервисе.

Гидравлические тормоза на велосипед – принцип работы и рекомендации

Гидравлические тормоза на велосипед – принцип работы и рекомендации

Гидравлические тормоза используются чаще всего там, где важна высокая точность, безотказность механизма, скорость реакции и его надежность. Это касается, прежде всего, массивных великов, покоряющих горные вершины и крутые холмы. Гидравлические тормоза обосновались также и в конструкции скоростных велосипедов, так как позволяют точно и быстро сбросить скорость, когда это нужно.

Сегодня мы расскажем более подробно о механизме и принципе действия гидравлических тормозов, узнаем их сильные и слабые стороны, а также обозначим лучшие модели механизмов и их разновидности.

Принцип работы гидравлических тормозов

Принцип работы гидравлических тормозов

Механизм действия гидравлики во многом схож с механикой. Назначение одно и то же – остановить велосипед. Однако между ними есть существенные отличия. В частности, для передачи усилия тормозным колодкам в гидравлике вместо тросиков используется гидролиния – она соединяет тормозные ручки с останавливающим велосипед механизмом. Последний может быть дисковым, ободным или гидравлическим. К основным компонентам относятся:

  • Тормозная ручка, которая располагается на руле. В свою очередь, она состоит из рычага для передачи усилия, поршня, на который передается это усилие и цилиндра, который толкает жидкость по гидравлической линии.
  • Гидравлическая линия или гидролиния представлена трубкой, тянущейся от ручки к калиперу. – устройство, принимающее переданное по гидролинии усилие и передающее его на цилиндры с поршнями.

Гидравлическая линия заполнена специальной жидкостью или маслом – вещество находится под давлением в постоянном агрегатном состоянии. Как только происходит нажатие тормозного рычага, тормозной цилиндр вытесняет жидкость из системы, которая, в свою очередь, приводит в действие рабочий цилиндр, установленный на раме или вилке велосипеда. Рабочий цилиндр приводит в действие поршень и тормозные колодки, которые блокируют колесо с помощью диска.

Гидравлические тормоза представляют собой герметичный контур. В противном случае они просто не будут выполнять свою функцию. Жидкость, заполняющая гидролинию, не сжимается и не растягивается, то есть остается в инертном состоянии, благодаря чему и работает гидравлика.

Вот и весь механизм. При обслуживании и во время проведения ремонта тормозов нужно учитывать, что жидкость, которой заполнена гидравлическая линия, токсична и может спровоцировать серьезное отравление. Более того, даже при попадании на пластиковые элементы или лакокрасочное покрытие возможны повреждения.

Плюсы и минусы

Высокая точность и скорость реакции – два очевидных преимущества гидравлических тормозов. Именно благодаря этим качествам данный механизм остановки транспортного средства получил столь широкое распространение. На этом достоинства гидравлики не заканчиваются. К плюсам можно отнести следующие качества:

  • Надежность и выносливость. Последнее качество сыграло далеко не последнюю роль в переносе гидравлики на байк. Что касается надежности, то гидравлическая система торможения показала себя во всей красе за годы ее эксплуатации на автомобилях. При должном уходе гидравлические тормоза на практике оказываются в разы надежнее механики. Отточенное чувство меры позволяет управлять системой торможения с ювелирной точностью, что крайне важно при экстремальном катании.
  • Сила торможения и отзывчивость. Особенности гидравлики обусловливают высокий уровень силы торможения, который достигается за счет прикладывания незначительных усилий. Для остановки достаточно 1-2 пальцев, при этом сила торможения может быть настолько сильной, что ее можно сравнить со стоп-краном.
  • Модуляция или умеренная прогрессия тормозного усилия. Можно резко и сильно нажать ручку тормоза до упора, стерев все покрышки. А можно мягко и плавно притормаживать, контролируя силу остановки.

Помимо прочего, к достоинствам гидравлики можно отнести износостойкость, обусловленную минимальной вероятностью разрыва тросиков. Система гидравлических тормозов максимально закрыта от внешней среды, что обеспечивает ее долговечность и исправность.

По поводу недостатков – они есть, и порой минусы оказываются существенным фактором, играющим в противовес. В первую очередь, нужно отметить стоимость: если сравнить два абсолютно одинаковых велосипеда, но с разными тормозами (механика и гидравлика), то последний будет ощутимо дороже.

Сложность обслуживания – еще один нюанс, который негативно сказывается на репутации эффективной системы торможения. Механизм требует четкого знания всех его узлов и составляющих. Не каждый велосипедист сможет самостоятельно перебрать тормоза и выполнить их ремонт.

Тормозные трубки и шланги – достаточно уязвимые элементы системы, поломка которых в полевых условиях может радикально скорректировать планы райдера. Гидравлика – крайне привередливый механизм. Некачественная тормозная жидкость может привести в неисправность абсолютно все механизмы тормозов. Что касается остальных недостатков, то они представлены следующими моментами:

  • значительный вес конструкции;
  • неудобство при выполнении монтажа колес;
  • вероятность протечки.

Традиционно гидравлические тормоза применяют в тандеме с дисковыми устройствами, поэтому стоит обозначить некоторые нюансы.

Разновидности дисковых гидравлических тормозов

Дисковые тормоза отличаются от ободных тем, что остановка велосипеда происходит за счет зажатия тормозного диска, который жестко закреплен в ступице тормозными колодками, зафиксированными сзади на раме и спереди на перьях вилки.

Конструкция тормозного цилиндра может отличаться, поэтому гидравлические тормоза разделяют на следующие типы:

  • однопоршневые (задействована только 1 колодка, бюджетные устройства, редко применяются на практике);
  • двухпоршневые (с оппозитными или плавающими поршнями);
  • многопоршневые (достаточно объемные и крепкие конструкции, которые чаще всего ставятся на байки для фрирайда и даунхилла).

Наиболее распространенными являются двухпоршневые с оппозитными поршнями системы. Встречаются и однопоршневые, но они уступают по своей эффективности двухпоршневым механизмам. Сложные многопоршневые устройства встречаются в велосипедах для даунхилла, где важна мощность, а простота конструкции отходит на второстепенный план.

Дисковый гидравлический тормоз – это апофеоз надежности. Но сложность его ремонта (особенно в полевых условиях) часто является отталкивающим фактором. В то же время нельзя не отметить износостойкость системы торможения – придется изрядно попотеть, чтобы довести ее до состояния комы.

Читайте также  Система распределения тормозного усилия ebd

Есть ли различия между гидравликой и механикой

различия между гидравликой и механикой

Конечно же есть, и заключаются они не только в названии. В механической системе усилие передается посредством тросика, в гидравлике – через трубки, заполненные тормозной жидкостью или маслом. Опытные райдеры отмечают и другие параметры гидравлики, которые дают ей преимущественное превосходство над механикой:

  • нет необходимости в частой настройке тормозов;
  • ощутимое сокращение тормозного пути;
  • гидравлика гораздо лучше справляется с бездорожьем;
  • высокая мощность.

Выбирая ту или иную систему торможения, нужно учитывать специфику езды, стиль катания и личные предпочтения. Если обычному велосипедисту с головой хватит надежной механики, то любителям экстрима желательно отдавать предпочтение гидравлической системе торможения.

Лучшие гидравлические тормоза на велосипед

На сегодняшний день производители систем торможения для велосипедов могут полностью удовлетворить запросы даже самых взыскательных потребителей. Дешево и сердито? Берите механику! Нужно что-то более эффективное и надежное, как автомат Калашникова? Обратите внимание на гидравлику. Кстати, в последнее время она все чаще стала появляться в средней ценовой категории, поэтому истинные поклонники велоспорта могут найти подходящее оборудование для своего железного коня.

Clim 8 Clark’S

Понятно, что в этом многообразии неопытному велосипедисту разобраться будет сложно, поэтому мы подготовили краткий гайд по лучшим фирмам-производителям:

  • Shimano. Бренд уже давно четко ассоциируется с велосипедами и их комплектующими. Компания выпускает надежные тормоза, в том числе и гидравлические. Недавно фирма обновила линейку Deore, улучшив и без того четкую работу цилиндра. Если позволяют средства (полная комплектация обойдется примерно в 5-7 тысяч рублей), можно приобрести Shimano Deore – гидравлическая тормозная система, отличающаяся превосходной отзывчивостью и надежностью.
  • Clim 8 Clark’S. Бюджетный вариант, приспособленный к работе в различных погодных условиях. Это полноценный многоцилиндровый тормоз. Немного может смутить дизайн ручек, но этот нюанс с лихвой компенсируется красотой армированных кевларом гидрошлангов.

Дешевая гидравлика – это сомнительная сделка. Так уж устроена наша жизнь, что достойное качество требует соответствующей оплаты.

Рекомендации по уходу

уход за гидравлическими тормозами

Тормоза велосипеда нуждаются в регулярном осмотре и техническом обслуживании. Особенно если байк часто эксплуатируется в неблагоприятных условиях. Самостоятельно чинить гидравлику при отсутствии опыта и навыков точно не стоит – лучше это дело доверить специалисту. Кроме того, нужно учитывать, что тормозная жидкость обсуждаемой системы крайне токсична – ее попадание на кожу может вызвать ожог.

Опытные владельцы и мастера по ремонту дают несколько важных советов, позволяющих продлить срок службы тормозного механизма:

  1. Следите за состоянием тормозов. Грязь – это враг №1. Поэтому после катания по лесным тропам или под дождем нужно тщательно очищать систему и высушивать ее.
  2. Ротор нужно чистить специальным средством.
  3. Регулярно проверяйте степень затяжки болтов и креплений.
  4. Следите за состоянием гидравлических линий и механизмов на предмет наличия подтеканий.

В любом случае, своевременная диагностика позволяет избежать ряда куда более серьезных проблем. Если вы не можете оценить состояние тормозов, отвезите велосипед в ближайшую мастерскую. Достаточно проводить комплексное ТО 1 раз в 6 месяцев. Если вы будете делать диагностику в начале сезона и по его окончанию, ваш байк будет служить вам долго.

Заключение

Гидравлические тормоза на сегодняшний день являются наиболее эффективными и надежными устройствами, обеспечивающими должную безопасность. Механизмы нельзя отнести к бюджетной категории деталей, но их функциональность находится на высоком уровне.

Юлия Салтрукович

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.

Гидравлические или механические тормоза

Гидравлические или механические тормоза

Многие сомневаются при покупке нового велосипеда, приобретать модель с дисковой механической тормозной системой или гидравлической. Данные виды тормозов сильно отличаются по денежной стоимости, надежности и другими характеристикам.

Следует принять во внимание особенности тормозных систем, чтобы определиться с выбором.

Особенности конструкции

Принцип работы обеих тормозных систем идентичен. При помощи сжатия ручки тормоза двигаются колодки, которые фиксируют положение колеса и не позволяют ему вращаться. Процесс торможения объясняется силой трения.

Ключевое отличие – методика передачи усилия сжатия ручки. На дисковой системе с этой целью используется тросик. При нажатии на рукоятку происходит натяжение, что обеспечивает смещение тормозных колодок.

Гидравлические или механические тормоза

Вместо тросиков в гидравлической тормозной системе – поршни вместе со специальной гидравлической жидкостью. При сжатии рукояти активизируется поршень, который осуществляет передвижение гидравлической жидкости. Под её действием двигаются калиперы, тем самым осуществляется фиксация колеса.

Гидравлические или механические тормоза

Эффективность

КПД тормозных систем практически идентичны. И дисковый и гидравлический тормоз справляются с поставленными задачами. Эффективность процесса торможения определяется размером и материалом, из которого изготовлены сами колодки. КПД зависит также от размера ротора. При большей площади соприкосновения соответственно увеличивается качество торможения.

Тормозные колодки создаются из двух материалов. Металлизированные профессиональные райдеры советуют для поездок по бездорожью. Органические же подойдут для сухого асфальта. Отличительная черта последнего материала – снижается вероятность перегрева калипера.

Гидравлические или механические тормоза

Разница между гидравлическими и механическими тормозами определяется больше комфортностью эксплуатации. Ход ручки на гидравлической системе проще, что объясняется отсутствием силы трения троса о рубашку.

Ещё одна сильная сторона гидравлики – больший контроль над процессом торможения. Райдеру проще понять, с какой силой требуется давить тормозную ручку. Последний параметр определяется количеством поршней в системе.

Особенности использования

Разница между гидравликой и дисками в обслуживании заметна сразу. Механическая тормозная система значительно уступает в данном параметре.

У гидравлики нет потребности частой настройки. Данный процесс необходим только при монтировании новых колодок. Однако гидравлические системы с одним поршнем также требуют периодической настройки.

Механический тормоз требуется настраивать после каждой замены колеса, а также при растяжении троса или при износе колодок. Негативным пунктом в механике считается потребность обслуживания тросика, райдеру требуется следить за его чистотой.

Что проще ремонтировать

Дисковый механизм, в сравнении с гидравликой, значительно проще отремонтировать на дороге. При выходе тросика из строя можно без труда заменить его, при условии запасного в комплекте.

Ремонтопригодность гидравлической системы хуже. Если была повреждена гидравлическая линия, потребуется специальное оборудование, что восстановить работу тормозной системы. На гидравлику запчасти стоят дороже, в сравнении с механикой.

Гидравлические или механические тормоза

Плюсы и минусы

У гидравлической системы можно отметить следующие сильные стороны.

  1. Диск фиксируется с обеих сторон даже в самых бюджетных моделях.
  2. Калипер в гидравлических дисковых тормозах центрируется автоматически, при условии качественного обслуживания системы. В процессе настройки тормозов, калипер самостоятельно зажимает диск при сжатии ручки. Райдеру остается лишь зафиксировать текущее положение элемента.
  3. Высокая степень модуляции. Гидравлические тормоза исключают влияние таких факторов, как грязная рубашка, испорченный тросик. Подобная система всегда работает одинаково, тормозная рукоять передает каждое усиление.

К недостаткам следует отнести следующее.

  1. Гидравлическая жидкость постепенно впитывает влагу. Тормозные системы, созданные на основе масла или DOT, со временем набирают влагу, что уменьшает точку закипания жидкости.
  2. Гидравлическая жидкость, как понятно из недостатка выше, может кипеть. По мере понижения точки кипения вероятность подобного возрастает. При закипании кроме жидкости в тормозной системе образуется газ. В данной ситуации при торможении возможен провал до самой грипсы без фиксации колеса. Подобное встречается крайне редко, однако исключать такое нельзя.
  3. Сложность обслуживания, тормозная система нуждается в прокачке. Для этого требуется специальное оборудование, навыки. При перетяжке гидролинии придется менять весь элемент системы.
  4. Причина нераспространенности гидравлики – её высокая денежная стоимость. Желающему приобрести гидравлическую тормозную систему придется сильно потратиться.

Механические тормоза являются простыми и эффективными. Принцип работы подобной системы понятен изначально. Следует выделить следующие сильные стороны механики.

  1. В дисковых механических тормозах нет жидкости, она не «кипит». Процесс торможения будет эффективен до момента перегрева колодок или ротора.
  2. Простота обслуживания, в сравнении с гидравликой. В полевых условиях без труда удастся восстановить работу тормозной системы без специального инструмента. Запасная рубашка с тросиком занимают мало места.
  3. Механические тормозные системы реже ломаются при падении. Тросик обладает большей надежностью, в сравнении с гидролинией.
  4. Небольшая денежная стоимость делает механические тормоза доступными для всех райдеров.

У механики велосипедисты выделяют следующие недостатки.

  1. Эффективность торможения определяется качеством рубашки и тросов, а также их чистотой. При большом скоплении грязи затрудняется процесс сжатия ручки, определить точку контакта станет труднее, что негативным образом сказывается на модуляции.
  2. Периодически требуется настраивать колодки, чтобы положение ротора с колодками относительно дискового тормоза не изменялось. Небольшим плюсом является малый набор инструментов, необходимых для процедуры. Можно обойтись простым шестигранником.

В заключение

У каждой разновидности тормозной системы имеются как свои плюсы, так и недостатки. При выборе тормозов следует исходить от финансовых возможностей.

При ограниченном бюджете лучше приобрести механические тормоза. Если велосипедист не планирует заниматься профессиональным спортом, механики будет вполне достаточно.

Приобретать гидравлику следует при наличии необходимого оборудования и навыков для обслуживания, или заранее рассчитывать расходы на услуги мастерских.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button