Тормоза

Тормозная жидкость что такое

Тормозная жидкость что такое

Тормозные жидкости и антифризы

Тормозные жидкости и антифризы

Тормозные жидкости и антифризы также относятся к рабочим жидкостям автомобиля. За время их существования неоднократно менялись эксплуатационные требования, что заставляло производителей изменять состав и свойства жидкостей. Вот о том, что сейчас представляют тормозные жидкости и антифризы, мы и поговорим в этой статье.

Тормозные жидкости

В соответствии с техническими условиями, эти жидкости обеспечивают устойчивую и на­дежную работу тормозных систем. Техниче­ские требования к тормозным жидкостям определяются нормативными документами (стандарты SAE J 1703, FMVSS 116, ISO 4925). Эксплуатационные характеристики тормоз­ных жидкостей содержатся в Федеральных требованиях безопасности автомобильного транспорта в США (FMVSS116), а также в дру­гих национальных нормативных документах. Основные свойства тормозных жидкостей, соответствующие требованиям министерства транспорта США (DOT), приведены в табл. «Характеристики тормозных жидкостей».

Характеристики тормозных жидкостей

Технические характеристики тормозных жидкостей

Установившаяся температура кипения

Установившаяся температура кипения определяет величину сопротивления тор­мозной жидкости тепловым нагрузкам. Теплота, образующаяся при работе тормозных гидроцилиндров колес (наибольшая темпе­ратура во всей тормозной системе) является критическим параметром безопасной работы тормозной системы. При температуре, пре­вышающей точку кипения, происходят интен­сивное образование воздушных пузырьков испаряющейся тормозной жидкости, что мо­жет привести к отказам в работе тормозной системы.

Влажностная точка кипения тормозной жидкости

Зависимость температуры кипения тормозной жидкости от влажности

Влажностная точка кипения тормозной жидкости характеризует установившу­юся температуру кипения тормозной жидко­сти в зависимости от абсорбируемой влаги (приблизительно 3,5%). Вследствие попада­ния в тормозную жидкость воды точка кипения снижается. Абсорбция влаги происходит, в основном, за счет диффузии воды через гибкие трубопроводы тормозной системы. Вследствие этого гибкие соединительные трубопроводы заменяются через 1-2 года. На рис. «Зависимость температуры кипения тормозной жидкости от влажности» показана зависимость снижения точки кипения двух типов тормозной жидкости от абсорбируемой в ней воды.

Вязкость тормозной жидкости

Чтобы обеспечить надежную работу тор­мозной системы в диапазоне температур от -40 до +100 °С, вязкость тормозной жидкости должна оставаться по возможности постоянной с минимальной зависимостью от температуры. Поддержание минимально возможной величины вязкости при очень низких температурах особенно актуально при использовании антиблокировочной системы тормозов (ABS), системы регулирования тя­гового усилия на колесах (TCS) и системы электронного управления устойчивостью движения (ESP).

Сжимаемость тормозной жидкости

Тормозная жидкость должна в процессе экс­плуатации сохранять низкий уровень сжима­емости и иметь минимальную чувствитель­ность к колебаниям температуры.

Защита от коррозии тормозной жидкости

Стандарт FMVSS 116 регламентирует требова­ния к тормозной жидкости по защите от кор­розии: она не должна оказывать корродиру­ющего воздействия на металлические детали тормозной системы. Защитные антикорро­зийные свойства обеспечиваются внесением в тормозную жидкость специальных присадок.

Набухание эластомеров

Допускаемая величина набухания эластоме­ров под воздействием тормозной жидкости не должна превышать 10%. При большей вели­чине набухания прочностные свойства эласто­меров существенно снижаются. Даже незна­чительное загрязнение (минеральным маслом, растворителями) тормозной жидкости на гли­колевой основе может привести к разрушению резиновых изделий (таких, как уплотнения) и выходу из строя всей тормозной системы.

Химический состав тормозной жидкости

Гликоли

Большинство тормозных жидкостей основано на различных соединениях гликолей (двух­атомных спиртов). Хотя эти соединения ис­пользуются для получения тормозных жидко­стей, удовлетворяющих требования стандарта DOT3 (табл. «Характеристики тормозных жидкостей с различными химическими свойствами» ), их повышенные гигроскопи­ческие свойства являются причиной относи­тельно быстрой абсорбции влаги, сопровож­дающейся снижением температуры кипения тормозной жидкости.

Характеристики тормозных жидкостей с различными химическими свойствами

При условии, если свободные ОН-группы (гид­роксилы) частично связаны сложными эфирами с борной кислотой, образуется высококачест­венная тормозная жидкость D0T4 (или «D0T4+», «Super D0T4», DOT5.1), которая, при взаимо­действии с влагой, полностью ее нейтрализует. Поскольку снижение температуры кипения тормозной жидкости DOT4 за время ее эксплуатации происходит значительно медленнее по сравнению с жидкостью DOT3, срок ее службы увеличивается.

Стандарт ISO 4925 устанавливает следую­щий класс качества, а именно «класс 6». Ка­чество жидкостей, удовлетворяющих этому классу, немного лучше, чем DOT4, но при этом класс 6 характеризуется меньшей вязкостью на холоде.

Тормозные жидкости на основе минеральных масел (ISO 7308)

Преимуществом тормозных жидкостей, соз­данных на основе минеральных масел, явля­ется отсутствие у них гигроскопичности, поэтому температура кипения (при отсутствии абсорбции влаги) не снижается. Минераль­ные и синтетические масла для тормозных жидкостей отбираются с особой тщательно­стью. Для обеспечения как можно меньшей зависимости вязкости от температуры в тор­мозную жидкость добавляются специальные присадки.

Нефтяная промышленность, помимо топлив, также поставляет для тормозных жидкостей различные присадки, улучшающие их свойства. Следует отметить, что не рекомендуется в тор­мозные системы, в которых в качестве тормоз­ной жидкости применяются гликоли, добавлять тормозные жидкости, созданные на основе ми­неральных масел (или наоборот), чтобы не допустить набухания эластомеров.

Силиконовые жидкости (SAE J 1705)

Поскольку силиконовые жидкости, также, как и минеральные масла, не абсорбируют влагу, они в ряде случаев успешно применяются в ка­честве тормозной жидкости. Недостатками силиконовых жидкостей являются сущест­венно более высокая сжимаемость и худшие смазывающие свойства, что ограничивает их применение в качестве рабочей жидкости во многих гидравлических системах.

К нежелательным последствиям примене­ния силиконовых жидкостей и минеральных масел приводит накопление воды в свобод­ном виде, которая выпаривается при нагреве жидкости свыше 100 °С и замерзает при охлаждении ее ниже 0 °С, с образованием пузырьков, препятствующих нормальной ра­боте системы.

Охлаждающие жидкости

Системы охлаждения предназначены для от­бора части теплоты, выделяемой двигателем при сгорании топлива, которая не преобразу­ется в механическую энергию. Охлаждающая жидкость переносит поглощенное в рубашке цилиндров двигателя тепло в теплообменник (радиатор), где происходит рассеивание те­пловой энергии. Циркулирующая в системе охлаждения жидкость подвергается экстре­мальным тепловым нагрузкам. Кроме того, эта жидкость не должна вызывать коррозию металлических элементов системы.

Благодаря высокой удельной теплоемко­сти и соответствующему теплопоглощению, вода является отличной охлаждающей жид­костью, хотя и имеет определенные недос­татки:

  • Обладает корродирующими свойствами;
  • Имеет высокую температуру замерзания (0°С).

Эти недостатки обусловливают необходи­мость введения в воду соответствующих до­бавок для обеспечения устойчивой работы системы охлаждения.

Антифризы

Характеристики водно-этиленгликолевой охлаждающей жидкости

Антифризы или водные растворы спиртов, гликолей, глицерина и некоторых неоргани­ческих солей, не замерзающие при низких температурах, позволяют понизить темпе­ратуру замерзания охлаждающей жидкости.

При добавлении в воду растворимых в ней этиленгликолей, она, не замерзая при низких температурах, свободно циркулирует в сис­теме охлаждения двигателя, при этом темпе­ратура кипения ее повышается (см. табл. «Характеристики водно-этиленгликолевой охлаждающей жидкости» ).

Изготовители автомобилей в инструкциях по эксплуатации рекомендуют разнообраз­ные дополнительные составы охлаждающих жидкостей, не замерзающих при различных температурах окружающего воздуха.

Присадки для охлаждающей жидкости

Охлаждающие жидкости должны содер­жать эффективные присадки для предохра­нения гликолей от окисления, а также для защиты металлических элементов систем охлаждения от коррозии.

Тормозные жидкости для автомобилей

Роль тормозной жидкости (ТЖ) при эксплуатации автомобиля переоценить очень сложно. Безопасная езда без нее просто невозможна. Соответственно и требования, которые предъявляются к тормозной жидкости, не просто жесткие, а очень жесткие.

тормозной состав DOT4

В целом принцип работы тормозной жидкости не слишком сложен. Водитель нажимает на педаль тормоза, после чего посредством гидравлического привода многократно возросшее усилие передается к тормозным механизмам. Последние за счет непосредственного взаимодействия тормозных колодок и дисков и останавливают автомобиль. Во время торможения, естественно, при трении в тормозной системе выделяется огромное количество теплоты. Часть ее бесследно рассеивается, но достаточно большое количество теплоты идет на нагревание тормозной жидкости. Обычно это никак не сказывается на ее работоспособности, но в отдельных случаях, чаще всего при длительных интенсивных замедлениях, жидкость может нагреться свыше допустимого предела. Результат очевиден – кипение и образование паровых пробок. Чем это грозит при дальнейшей эксплуатации автомобиля? Если сама по себе тормозная жидкость практически несжимаема, то о смеси жидкости и пара этого уже не скажешь. Таким образом, в результате торможения, если в тормозной системе образовались паровые пробки, педаль тормоза может просто «провалиться», а сам автомобиль откажется тормозить с должной интенсивностью. А тут уже и до аварии недалеко.

Требования, предъявляемые к тормозной жидкости

Уже один этот пример наглядно показывает, насколько высока роль тормозной жидкости. Ее температура кипения должна полностью соответствовать тому значению, что заявляет производитель. При этом она должна сохранять свои рабочие свойства не только при температурах, близких к точке кипения, но и при крайне низких отрицательных температурах. Так, например, даже при температуре в минус 40 градусов не допускается выпадение отложений и осадков, а сама она должна противостоять расслаиванию и окислению.

Читайте также  Тормозная система двухконтурная

Кроме этого предъявляется ряд других не менее важных требований. Основное из них – отсутствие отрицательного воздействия на детали из резины. А таких хватает. И все резиновые составляющие должны в процессе эксплуатации не разбухать, не давать усадку, не терять эластичность и прочность.

Видео: Тормозные жидкости Unol Tv

Кроме деталей из резины в тормозной системе любого автомобиля используется немало деталей, изготовленных из различных металлов. Чаще всего эти детали соединены между собой, что приводит к образованию электрохимической коррозии. С ней-то и должна бороться тормозная жидкость, которая служит своеобразным ингибитором коррозии. Для этого в состав жидкости добавляют специальные вещества, которые защищают латунные, медные и алюминиевые изделия. Хватает в тормозной системе и деталей, требующих смазки. И эта задача также возложена на тормозную жидкость. Именно от нее зависит степень износа тормозных цилиндров, манжетных уплотнений и поршней.

Классификация тормозных жидкостей

Любая тормозная жидкость представляет собой сочетание основы, доля которой в общем объеме доходит до 93-98%, и присадок, которые и должны защищать металлические и резиновые элементы тормозной системы автомобиля. На заре автомобилестроения ТЖ представляла собой минеральное вещество, состоящее из бутилового спирта и касторового масла. Несомненным преимуществом данного состава является то, что они обладают отличными защитными свойствами. Кроме этого они абсолютно негигроскопичны и щадящим образом относятся к лакокрасочным покрытиям. Однако в настоящее время такие составы уже не используются в силу того, что они не соответствуют мировым стандартам. И это вполне объяснимо. Составы на минеральной основе имеют не только низкую температуру кипения, но и становятся недопустимо вязкими уже при температуре в минус 15-20 градусов.

Гликолевые составы получают из многоатомных спиртов. Это позволяет им иметь не только хорошие смазывающие свойства, но и отличные показатели по температуре кипения и вязкости. Явный недостаток у гликолевых тормозных составов, пожалуй, только один. Они слишком гигроскопичны. И постепенное смешивание с водой, поглощаемой из атмосферы, приводит к заметному ухудшению характеристик. Понижается температура кипения, увеличивается вязкость, ускоряется процесс коррозии металлических составляющих тормозной системы.

Постепенно начинают завоевывать популярность тормозные жидкости на силиконовой основе. Кроме тех преимуществ, что свойственны для гликолевых жидкостей, жидкости на основе полимерных продуктов хороши еще и тем, что практически не адсорбируют влагу. Да и рабочий диапазон температур для таких жидкостей значительно шире, что позволяет использовать их в автоспорте.

Если же отталкиваться не только от химического состава жидкости, но и от ее физических характеристик, то придется признать, что единого стандарта, который бы регламентировал основные рабочие характеристики тормозной жидкости, в нашей стране пока нет. Однако большинство производителей уже давно и успешно пользуются так называемыми нормами DOT, введенными Министерством транспорта США. Исходя из этих норм, все выпускаемые на данный момент жидкости можно разделить на несколько классов – DOT3, DOT4 и DOT5.1. Жидкость DOT3 в настоящее время уже практически не используется по той причине, что подходит она только для автомобилей с барабанными тормозами. Известная всем автолюбителям тормозная жидкость DOT4 залита в тормозную систему практически всех современных автомобилей. Для эксплуатации автомобиля в гражданских условиях ее характеристик вполне хватает. А вот в спортивных дорожных автомобилях целесообразнее применять жидкость DOT5.1. Температура ее кипения в сравнении с таковой для жидкости DOT4 выше как минимум на тридцать градусов. В отдельную группу можно выделить ТЖ DOT5 (не путать с DOT5.1). Данные составы изготовлены на основе силикона и с жидкостями на гликолевой основе не сочетаются.

Разделение ТЖ по классам

Замена тормозной жидкости

Большинство автолюбителей, даже зная о том, что тормозная жидкость может поглощать воду, не спешат с ее заменой. А ведь по всем правилам делать это необходимо как минимум раз в 1-3 года. Причем тот факт, что автомобиль тормозит вроде бы как обычно, принимать во внимание не стоит. Оценить реальные свойства ТЖ можно разве что в специализированной лаборатории. В домашних условиях автолюбители могут лишь визуально оценить ее состояние. Никакого осадка, а тем более комков, в ней быть не должно. Не стоит полагаться и на специальные приборы, которыми иногда пользуются в мастерских для определения рабочих характеристик жидкости. С их помощью можно проверить состояние жидкости в бачке, но никак не в районе тормозных механизмов. И зачастую отличия могут быть очень большими.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Одним словом – на тормозной жидкости и ее замене лучше не экономить. Благо, что полная замена жидкости стоит не слишком дорого. Последовательность действий при замене может разниться в зависимости от конструкции тормозной системы автомобиля, но в целом все сводится к нескольким простым операциям. Сперва старую жидкость сливают, для чего открывают все клапаны выпуска воздуха. После этого свежая добавляется в бачок и начинается прокачка тормозной системы. Нажимая на педаль тормоза, тормозная жидкость закачивается в систему. Проделывать данную операцию придется до тех пор, пока в клапанах выпуска воздуха не покажется тормозная жидкость. Переходя от одного клапана к другому, остается вывести из тормозной системы весь воздух и заполнить ее тормозной жидкостью. Процедура эта хоть и не сложная, но требующая определенных навыков. Зато теперь тормозная система вашего автомобиля в полном порядке. А это куда важнее потраченного времени и средств.

Как выбрать тормозную жидкость

Безотказность тормозов — важнейшее условие безопасности управления автомобилем, поэтому к тормозным жидкостям предъявляются весьма жесткие требования. Но в процессе эксплуатации их свойства неизбежно ухудшаются, что требует полной замены жидкости с периодичностью, предусмотренной производителем.
Основные условия классификации тормозной жидкости определяется в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation (Министерство транспорта, США)
В них входят:
1.температура кипения
Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» – с содержанием воды 3,5%. Если тормозная жидкость закипит, то образуются паровые пробки в связи с чем, эффективность торможения сведется к минимуму.

2.морозостойкость
Вязкость определяют при двух значениях температуры: +100°C и –40°C.
Значение минимально уровня вязкости особенно актуально при низких температурах в современных автомобилях в которых применяются системы:
системы регулирования тягового усилия на колесах (TSC)
антиблокировочной системы тормозов (ABS)
электронного управления устойчивостью движения (ESP),

3.совместимость с уплотнителями
Антикоррозионные качества любой жидкости определяется активностью ионов водорода (индекс рН) и этот параметр для тормозной жидкости должен находиться в пределах от 7 до 11,5 единиц, и если меньше 7 — воздействует на сталь, если больше 12 — воздействует на цветные металлы.
4.Антикоррозионные и смазывающие свойства
Узлы гидропривода тормозов изготавливаются из различных сплавов металлов, что создает условия для развития электрохимической коррозии. Для её предотвращения в тормозные жидкости добавляют специальные добавки и присадки защищающие детали из стали, чугуна, алюминия, латуни и меди.Так же тормозная жидкость, является естественной смазкой.Её смазывающие свойства определяют износ рабочих поверхностей тормозных цилиндров, поршней и манжетных уплотнений.Тормозные жидкости в интервале температур от минус 40 до плюс 100°C должны сохранять исходные свойства (в определенных пределах), противостоять окислению, расслаиванию, а также образованию осадков и отложений.

Тормозная жидкость подразделяется на классы применения:

— DOT 3 – для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами;
— DOT 4 – на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами на всех колесах;
— DOT 5.1 – на дорожных спортивных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше.
Примечание. Жидкости класса DOT 5 на обычных транспортных средствах практически не применяются.
По своему составу тормозные жидкости делятся на:
✓ минеральные,
✓гликолевые
✓силиконовые.
 Минеральные, представляющие собой различные смеси в пропорции 1:1 касторового масла и спирта(красно-оранжевая жидкость «БСК»). Хорошие защитные и смазывающие свойствами, негигроскопичны(не впитывают влагу), не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Но имеют несоответствие стандартам по основным показателям, а именно:
– имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами)
—становятся слишком вязкими уже при минус 20°С.
Минеральные жидкости нельзя смешивать с гликолевыми, возможно образование сгустков касторового масла, и возможно набухание резиновых манжет узлов гидропривода.
 Гликолевые, имеющие в качестве основы полигликоли и их эфиры – группы химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основным недостатоком гликолевых жидкостей является гигроскопичность – склонность поглощать воду из атмосферы. Отечественные и импортные гликолевые жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, но смешивать их нежелательно, так как основные свойства при этом могут ухудшаться.
 Силиконовые, изготавливаемые на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Их применение в частности ограничивают недостаточные смазывающие свойства. Основанные на силиконе жидкости несовместимы с другими.
Нашел тест тормозных жидкостей, рекомендую онакомиться, все таки есть не родивые изготовители, густеет густеет друзья при низких температурах!Я если честно думал, такого не встречается, но увы.

Читайте также  Клапан вакуумного усилителя тормозов

На современных автомобилях, в силу целого ряда преимуществ, применяются в основном гликолевые тормозные жидкости. К сожалению, за год они могут «впитать» до 2-3% влаги и их нужно периодически заменять. Периодичность замены указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля и обычно составляет от 1 до 3 лет. На практике состояние тормозной жидкости обычно оценивают «профессионалы» визуально – по внешнему виду, «она должна быть прозрачной, однородной, без осадка”.А то что цвета самой тормозной жидкости могут отличаться, никто не учитывает. Доверять или нет, зоркому взгляду профессионального автослесаря, решать только Вам.Я ничего не имею против сервисов, но часто был свидететлем халатного и неопытного выполнения работ, поэтому такие выводы.
Есть толковый пост нашего коллеги, очень рекомендую к прочтению
О выборе тормозной жидкости
Добавление свежей тормозной жидкости при прокачке системы, осуществляемой после ремонтных работ, практически не улучшает ситуацию, поскольку значительная часть ее объема при этом не меняется. Жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью.
Заключение : в принципе сейчас начнут говорить-»ой, да я не менял никогда, оттормаживаюсь каждый день как на треке, все работает отлично », я же никого не принуждаю .В большей степени это заметка для себя, и тех кому это интересно .Если хотите поспорить, напишите офф запрос в любую компанию производящую тормозуху или еще больше производителю автомобилей, и почитайте что вам ответят .РЕСУРС есть у всего, это надо понимать и иметь ввиду.

Про замену напишу отдельный пост. собираюсь у себя сменить, тогда и запилю пост, или если скучно будет пораньше вникну что и как, и подробно распишу.
Друзья критику воспринимаю нормально, пишите комментарии, будет что нибудь полезное, обязательно дополню пост.

Всё о тормозной жидкости

Тормоза в автомобиле являются важнейшим элементом активной безопасности. Тормозная система, как и любая другая в автомобиле, требует своевременной диагностики и технического обслуживания. Тормоза бывают дисковые (наиболее распространены в современном автомобилестроении) и барабанные. По типу привода разделяют на гидравлические, пневматические и пневмо-гидравлические. Данная статья расскажет о гидравлическом приводе, а именно о самом ее важном элементе – тормозной жидкости.

engine-1162953_1280

Для начала стоит понять, как же работает гидропривод тормозов? Жидкость заливается в предназначенный для нее бачок, который установлен на главном тормозном цилиндре, чаще всего располагается в подкапотном пространстве. Водитель при помощи правой ноги воздействует на педаль тормоза. Педаль при помощи штока соединена с поршнем в ГТЦ (главном тормозном цилиндре), который создает давление и выталкивает тормозную жидкость. Далее жидкость идет по трубопроводу в РТЦ (рабочие тормозные цилиндры), расположенные на каждом тормозном диске автомобиля (то есть на каждом колесе, зачастую даже по 2 на одно колесо). Дошедшая до РТЦ тормозная жидкость раздвигает в них поршеньки, которые в свою очередь раздвигают тормозные колодки, давящие на тормозные диски, – за счет трения автомобиль останавливается. Любая соринка или пробой в системе становится препятствием движению тормозной жидкости, а следовательно, и нормальной работе тормозов.

Тормозная жидкость, как и любая другая техническая жидкость, имеет свои свойства. Одним из таких свойств является нагрев при работе. Важнейшим требованием к тормозной жидкости является неизменность ее рабочих свойств при широком диапазоне температур. Температура закипания и степень вязкости и являются этими свойствами. Исходя из этих норм существует классификация тормозных жидкостей по нормам DOT (Department of Transportation), установленным министерством транспорта США. В них учитывается температура кипения жидкости без примесей (сухой) и температура кипения с примесью (примесью считается влага до 3.5% воды), а также 2 показателя вязкости – при отрицательной и положительной температуре. Идеальным диапазоном вязкости для тормозной жидкости является -40 -100°C. В России производство тормозных жидкостей регламентируется своими собственными техническими условиями.

Требования

Во всех трущихся деталях в системе привода тормозов есть уплотняющие манжеты. Задача их ясна – не давать жидкости вытекать через зазоры. При контакте с «тормозухой» манжеты увеличиваются в размерах – набухают. Допустимое расширение до 10%. Набухание сильнее приводит к разуплотнению зазоров и потери эластичности манжетов.

Трущиеся поверхности представляют собой зеркально-гладкие поверхности. При образовании коррозии на этих поверхностях нарушается уплотнение в деталях, и они выходят из строя. Для этого в жидкость добавляют различные антикоррозийные ингибиторы.

Как уже упоминалось выше, в приводе тормозов полно трущихся деталей, следовательно, они нуждаются в смазке. Смазка деталей гидропривода является также задачей тормозной жидкости. Смазка уменьшает износ поршней, а также помогает избежать разрыв манжет.

Какие они бывают

Тормозные жидкости бывают на минеральной, гликолевой и силиконовой основе. Основа составляет 93-98% «тормозухи», все остальное – это примеси и красители.

Минеральная основа – это смесь 1:1 какого-либо спирта, например, бутилового и касторового масла. Такая жидкость имеет ряд достоинств: она негигроскопична (не впитывает влагу), при попадании на ЛКП (лакокрасочное покрытие) автомобиля не повреждает его, хорошо смазывает и защищает систему привода. Но такая жидкость не соответствует международным стандартам. Причины тому просты: низкая температура кипения, довольно высокая вязкость уже при 20°C.

Гликолевая – ее основу составляют полигликоли и их эфиры. Достоинствами являются хорошие смазывающие свойства, высокая температура кипения, хорошая вязкость. Недостатком является высокая гигроскопичность. Такая жидкость активно забирает в себя влагу через клапан в крышке, закрывающей бачок. Такие жидкости хорошо подойдут для автомобилей не старше 20 лет, так как манжеты старых авто не очень хорошо сочетаются с гликолем.

В основе силиконовых жидкостей лежат кремний-органические полимерные продукты. В таких жидкостях вязкость практически не зависит от температуры, не гигроскопична, работает в большом диапазоне температур – от -100 до +350°C. Есть и минусы: такие жидкости имеют плохие смазывающие свойства. С другими жидкостями не смешиваются.

Обслуживание

Для собственной же безопасности стоит всегда проверять уровень жидкости в бачке, трубопроводы и шланги на предмет отсутствия течей. В случае необходимости доливать жидкость, устранять течи и менять неисправные детали. Также важным пунктом является прокачка тормозов. Суть прокачки заключается в вытравливании воздуха из системы гидропривода. При прокачке лучше всего заменить жидкость на новую. Полностью слив старую через открученные штуцера, можно при помощи обыкновенного ручного насоса продуть систему. Далее можно промыть систему. Для этого в бачок заливается спирт, штуцера при этом на всех цилиндрах открыты и повторными нажатиями на педаль прокачивается через всю систему, пока бачок не опустеет. Далее заливаем новую жидкость до уровня на бачке. Важно! На некоторых автомобилях ГТЦ с бачком расположен под некоторым углом, что препятствует полному стравливанию воздуха. В этом случае можно взять обыкновенный шприц, наполнить его «тормозухой» и залить ее непосредственно в ГТЦ до полного его заполнения (естественно, предварительно сняв с него бачок). Итак, бачок заполнен новой жидкостью, можно начинать. Накачивать нужно до тех пор, пока из штуцеров не пойдет жидкость. Когда жидкость появилась, нужно закрутить штуцера, надеть на него шланг, а его противоположный конец окунуть в сосуд с «тормозухой». Накачав педалью, нужно открыть (открутить) штуцер – в сосуд пойдет жидкость с пузырьками. Как пузырьки с жидкостью перестали идти, нужно закрутить штуцер и опять качать педалью. Операцию повторять до тех пор, пока на каждом колесе при открытии штуцера не будет идти ровная струя жидкости без пузырей, при этом не забывая подливать жидкость в бачок до уровня. Порядок прокачки указан в руководстве по эксплуатации авто (на отечественных авто чаще всего от самого дальнего колеса к самому ближнему, то есть от заднего правого к переднему левому, получается как бы буквой Z).

Читайте также  Тормозной механизм дисковый

Дорога ошибок не прощает, так что стоит основательно заботиться о всех системах авто.

Тормозная жидкость состав. Основные свойства, нужная информация

Тормозная жидкость это очень важная составляющая любого автомобиля. Из названия понятно, что она заливается в тормозную систему и напрямую способствует торможению, то есть система работает на гидравлическом принципе. Но лить в систему, не пойми что нельзя! Этому есть очень много причин, здесь используется специальные составы с определенными свойствами. Сегодня я хочу вам рассказать — из чего они состоят и почему их обязательно нужно менять …

Тормозная жидкость состав

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Кстати мне на блог приходили такие вопросы – «подскажите, а можно ли заливать в тормозную систему обычную воду? И что будет?» Видно молодой пытливый ум, как говорится — постигает мир! Читайте дальше и все поймете.

Пару слов о тормозной системе

Просто хочу напомнить, как она работает. В любом автомобиле есть педаль тормоза, если «грубо утрировать» она связана с тормозным рабочим цилиндром. После того как вы нажимаете эту педаль то в тормозной системе создается давление, оно давит на специальные поршни в тормозных суппортах (либо задних цилиндрах) которые сжимают (в случае с передним приводом) или разводят (в случае с задним) тормозные колодки. А уже они в свою очередь сдавливают тормозной диск или останавливают барабан изнутри, советую почитать – дисковые или барабанные тормоза.

Тормозная система

Думаю, принцип работы этой системы все знают, в нашей статье это обязательно, для следующего понимания материала.

Разогрев системы

При торможении диски или барабаны очень сильно разогреваются. Собственно это закон физики, происходит трение — тормозные колодки трутся о металлическую поверхность, происходит большой выброс тепла. Колодки сделаны из специального «термо» и «износостойкого» материала, поэтому ходить могут очень долго, этот материал не так сильно нагревается, если сравнить с дисками или барабанами.

Тормозные колодки

А вот у них разогрев может быть просто катастрофический (особенно у передней оси) в интернете очень много роликов где раскалятся до «красна».

Разогрет до красна

И что получается – части тормозной системы, а именно поршни, цилиндры, да и сами суппорта испытывают огромные температурные нагрузки. При больших скоростях температуры могут доходить до 150 градусов Цельсия. Понимаете о чем я? Собственно сейчас начнем говорить про составы.

Что можно, а что нельзя заливать

Вот теперь хочется ответить читателю – давайте разберем обычную воду. Почему ее КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ ЗАЛИВАТЬ. ДА собственно все просто – даже если не копать глубоко, вода ведь закипает и испаряется при высоких температурах, а при низких уже при -1 градусе замерзает. Приходите вы такой зимой, заводите авто, трогаетесь, а тормозов то и нет! Система замерзла! Также представьте — система кипит при торможении, из бачка системы валит пар, эффективность на нуле. Однако даже если гипотетически победить замерзание и кипение, то у воды есть еще ОДИН БОЛЬШОЙ НЕДОСТАТОК – она окисляет и провоцирует ржавчину, через не длительный промежуток времени, поршни в суппортах просто заржавеют, сальники которые призваны ходить по гладкой и чистой поверхности порвутся и вода вытечет.

Спирты (в чистом виде) также не подойдут, потому как они кипят, да еще и воспламеняются.

Масла трансмиссионные, моторные, ATF жидкости – масла могут подходить, однако опять же не все.

ATF жидкость совершенна

Испарение у них действительно низкое, также они прекрасно противостоят высоким температурам (особенно моторные), но при низких температурах они могут густеть (это негативно сказывается на текучести), а также они могут негативно влиять на резину сальников! То есть суппорта или цилиндры могут течь.

Различные составы тормозной жидкости

Так что же мы поняли — что тормозная жидкость должна обладать высокой текучестью, смазывать, защищать от коррозии, не замерзать, выдерживать температуры в пределах 150 — 170 градусов Цельсия, не кипеть! ТО есть такая – «супер жидкость».

Наверное, никого не удивлю, сказав что «тормозухи» до сих пор эволюционируют — НУ НЕТ СЕЙЧАС ИДЕАЛЬНОГО СОСТАВА, КОТОРЫЙ ОТВЕЧАЛ БЫ ВСЕМ ТРЕБОВАНИЯМ НА 100%.

Минеральные составы – начиналось все именно с них, скажу, что применялись они на старых автомобилях, на которых не было даже передних дисковых тормозов, только барабаны. ДА и скорости в то время редко когда превышали 60 км/ч.

минеральные составы

Их состав уже давно известен – касторовое масло с добавлением бутилового или этилового спирта, это своеобразная основа, но многие производители подмешивали в состав другие минеральные вещества и нефтепродукты различной степени очистки. Идеальным такой состав назвать сложно, однако положительные моменты все же есть:

  • Они отлично смазывают
  • Практически не впитывают влагу, то есть если сказать «по-научному» у них низкая гигроскопичность

Однако минусов куда больше:

  • При температурах в 110 – 130 градусов закипают
  • При -20 градусах начинают густеть
  • Кроме того касторовое масло, отрицательно влияет на детали из латуни, алюминия, меди
  • Также долго не могли найти формулу которая, со временем, не разлагала бы резиновые изделия сальники, манжеты и прочее

Очень долго бились именно над формулой с касторовым маслом, добавляли всевозможные присадки и прочие вещества, но время ее уже прошло.

Гликолевые тормозные жидкости – сейчас применяются достаточно широко, можно знать под аббревиатурами (DOT3, DOT4, DOT 5.1). У них в составах полиэтиленгликоли и полиэфиры борной кислоты, соответствуют всем международным стандартам, а также прошли Российскую сертификацию ГОСТ.

Гликоливые составы

Этот состав почти идеален, кипит при + 150, + 200 градусах, отлично смазывает, защищает от ржавчины, почти нейтрален к резиновым элементам.

Минус здесь один и достаточно большой – высокая гигроскопичность, очень сильно впитывают влагу, поэтому раз в 2 – 3 года менять полностью, ОБЯЗАТЕЛЬНО! Иначе начинают закисать и ржаветь суппорта.

Силиконовые тормозные жидкости (DOT5 и специальная версия DOT-5.1/ABS). Состав здесь совершенно отличается от собратьев, в основе кремниево-органические полимеры. Плюсов достаточно – не впитывает влагу, абсолютно нейтральны к резине и металлам, всегда текучая (не зависит от температуры).

DOT-5.1

Минусы также есть, а куда же без них – смазывающие свойства находятся на низком уровне, поэтому присутствует больший износ сальников (если сравнивать с собратьями). Такие составы редко используют на серийных вариантах автомобилей, как правило они заливаются в спортивные или гоночные авто, где разогрев суппортов намного выше.

Что же если подвести ИТОГ – получается, в ваших авто в 90% случаев будет залита тормозная жидкость на основе гликолей борной кислоты. Меняйте ее через два – три года, причем не смотря на пробег (если машина стоит, она также может поглощать влагу) – И ТОРМОЖЕНИЕ ВСЕГДА БУДЕТ НА 100%. А вот если будете филонить, то суппорта через три года дадут о себе знать.

НА этом все, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

(11 голосов, средний: 4,82 из 5)

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button