Тормоза

Что такое тормоз

Что такое тормоз

ТОРМОЗ это

ТОРМОЗ, -а, мн. -а, -бв и -ы, -ов, м. 1.(мн. -а, -бв). Механизм или устройство для уменьшения скорости или остановки машины, поезда. Автоматический т. Ручной т. Спускаться на тормозах (тормозя). Спустить на тормозах что-н. (также перен.: уладить что-н. неприятное тихо, без шума; разг.). 2. (мн. -ы, -ов), перен. Помеха, препятствие в развитии чего-н. Т. в работе. II прил. тормозной, -ая, -бе (к 1 знач.). Г. рычаг.

Морфология

  • Существительное, неодушевленное, мужской род

Книги

…ой, рабочей и запасной), а также о тормозных жидкостях и фрикционных тормозах . Кроме того, в книге можно найти информацию об основных неисправностях тормозов и информацию по уходу за тормозами и их ре…

…жизнь посвятить помощи другим людям… Ничего, он не тормоз , догонит. В общем, да, иногда и самокатному ангелу надо отдохнуть. Повесть «Я не тормоз » писательницы Нины Дашевской, уже хорошо известной…

…ми четырехтактными двигателями воздушного охлаждения объемом 50 куб. см. с передними дисковыми тормозами . Издание адресуется владельцам скутеров. Производители данных моделей скутеров постоянно вн…

… четырехтактными двигателями воздушного охлаждения объемом 50 куб. см. с передними барабанными тормозами . Издание адресуется владельцам скутеров. Производители данных моделей скутеров постоянно вн…

… свете. Но свое мнение у него есть и по поводу мироздания и самых разных событий. И вот здесь о тормозах он забывает. Именно поэтому его вызывают в суд восемь раз в неделю, а единственный человек, кот…

Слова близкие по значению

  • ТОРМОЗИТЬ , -ожу, -озйшь; -оженный (-ен, -ена); несов., что. 1. Замедлять движение при помощи тормоза. Т. локомотив. Машины.
  • ТОРМОЗИТЬСЯ , -озишься, 1 и 2 л. не употр.), -озится; несов. Задерживаться в своем развитии, движении. Дела тормозится. II .
  • ЗАТОРМОЗИТЬ , -СЯ см. тормозить, -ся.
  • НОЖНОЙ , -ая, -ое. 1. см. нога. 2. Приводимый в действие ногами. Н. тормоз.
  • ТОРМОЗНОЙ , -ая, -бе. 1. см. тормоз и тормозить. 2. Осуществляющий торможение, тормозящий. Тормозное устройство. Т. двигатель.
  • ВИЗГ , -а (-у), м. Высокий и резкий крик, звук. В. поросенка. В. тормозов.
  • АВТОМАТИЧЕСКИЙ , -ая, -ое. 1. Являющийся автоматом или осуществляющийся с помощью автомата (в 1 знач.). А. тормоз. Дверь закрывается.
  • КРАН , -а, м. 1. Запорное устройство в виде трубки для выпуска жидкостей или газа из резервуара или трубопровода.
  • ОСТАНОВИТЬ , -овлю, -овишь; -овле-нный; сов. 1. кого-что. Прекратить движение, ход, развитие кого-чего-н. О. поезд. О. коня. О.
  • ОТКАЗАТЬ ,-ажу, -ажешь; -азанный; сов. 1. кому в чем. Ответить отрицательно на просьбу, требование. О. в просьбе. О. наотрез.

Статьи и публикации

Перейти к: навигация, поиск. То́рмоз (от тюркск. turmaz — подкладка для колёс арбы; по другой версии от греч. τόρμος — то, что вставлено в отверстие; . ru.wikipedia.org/wiki/Тормоз

тормоз: ТО́РМОЗ, -а, мн. ч. -а́, -о́в и -ы, -ов, м. 1. (мн. ч. -а, -ов). Механизм или устройство для уменьшения скорости или остановки машины, поезда.

Что такое тормоз с газом ступенчатое и прерывистое торможение?. Способность своевременно и точно выполнить тот или иной прием при вождении, .

Это тормоз, которым прицеп сам себя тормозит, в случае, если авто с прицепом тормозить начинает. Дышло такого прицепа имеет возможность . forums.germany.ru/forums/auto/3631265.html

Механизм, который служит для замедления движения автомобиля, называют барабанным тормозом. Торможение осуществляется во время, когда . mashintop.ru/term.php?status=see_term_id&id.

Барабанный тормоз — механизм, который прижимает фрикционную накладку , прикрепленную к тормозной колодке, к внутренней поверхности .

17 янв 2011 . Помогите. Я учусь на автомеханика и мне в техникуме задали узнать что такое горный тормоз, как он работает и из чего состоит.trucks.autoreview.ru/forum/forum20/topic12718/

Поиск вопросов и ответов: Расширенный поиск . otvet.mail.ru/question/23062314

Роллерные тормоза высшего уровня оборудованы охлаждающими тормозными дисками большого диаметра. Это актуально при использовании .

Что такое очиститель тормозов, почему он должен быть в машине

alt=» Фото: Istock» />  Фото: Istock

Очиститель тормозов предназначен для обезжиривания и очистки от разного рода загрязнений элементов тормозной системы.

Фото: Istock

Еще относительно недавно, до начала "нулевых", тормоза очищали, как правило, с помощью ацетона, которым пропитывали тряпку или ветошь.

Сегодня применяются спецсредства в аэрозольных баллончиках. С помощью такой автохимии чистят не только тормозные механизмы, но также элементы сцепления и замаслившийся корпус двигателя. Ведь все средства из этой сферы отлично удаляют масло, смолы, реагенты, металлическую пыль, гудрон и прочие загрязнители.

Многие водители убеждены, что серия резких торможений обеспечивает достаточную очистку тормозных дисков, и никакую дополнительную автохимию применять не нужно.

Однако при торможении, и в особенности резком, тормозные диски не очищаются, а как раз наоборот — в них буквально впечатываются, пригорая, микрочастицы пыли и стружки, что приводит к появлению микробороздок и, как следствие, ухудшению торможения и ускорению износа тормозной системы.

Кроме того, просто торможение не способно устранить очаги коррозии на тормозных дисках, которые неизбежно возникают, когда машина простаивает или эксплуатируется во влажном климате. Точно так же, как и грязь, коррозийная пыль при резких торможениях будет активно впечатываться в поверхность диска.

Нередко автолюбители чистят заржавевшие или загрязненные тормозные диски или барабаны обычной щеткой или первым попавшимся под руку очистителем.

Однако тем самым они наносят тормозной системе вред. Ведь при механической чистке выделяется пыль, которая оседает на элементах тормозной системы. Использование же для очистки тормозов бензина, керосина, равно как органических или минеральных растворителей, крайне негативно влияет на уплотнители и пыльники тормозных цилиндров.

Частая сфера применения такой автохимии — очистка новых тормозных дисков перед их установкой на место старых. Дело в том, что эти расходники поставляются в консервационной смазке, которую необходимо удалить.

Широко используется очиститель тормозов также и при ремонте и обслуживании тормозной системы. Ведь, как известно, в результате трения колодок о диск образуется металлическая или керамическая пыль, снижающая эффективность торможения, а также ускоряющая износ пары трения, действуя как абразив и на диски, и на колодки. Именно эти сгустки металлической пыли и стружки и нужно удалять, распыляя очиститель тормозов.

После распыления или нанесения спецсредства следует протереть ветошью тормозной диск или барабан.

Эти элементы в результате станут заметно чище, исчезнет характерный серый налет и пятна ржавчины. После такой обработки с началом движения вы сразу же ощутите, что эффективность торможения возросла. Прирост тормозного усилия, в зависимости от состояния системы, может составить внушительные 20%!

Аэрозольный баллон с чистящим средством должен выдавать мощную струю и иметь правильный угол распыления.

Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости

В этом случае средство будет выпускаться под сильным давлением, за счет чего струя будет фактически заменять тряпку или ветошь, способствуя удалению загрязнений.

Состав средства должен также отвечать экологическим требованиям. Тем не менее, не секрет, что большинство химических очистителей токсичны за счет присутствия в их составе ацетона, арбинола гептана, диоксида углерода и толуола. Соответственно, при работе с такими химикатами необходимо избегать попадания вещества на кожу рук и лица, равно как на пластик и резину. Следует также выбирать для покупке наименее токсичный вариант.

Будет идеально, если вы сделаете правилом проводить чистку тормозной системы каждую весну и осенью, то есть при подготовке машины, соответственно, к летнему и зимнему сезонам.

И, кстати, многие автовладельцы не в курсе, что такую обработку, как правило, проводят на сервисе при проведении плановых ТО или сезонной смене резины.

Торможение условных рефлексов: теории, основные типы, причины возникновения

Торможение — это один из основных активных физиологических процессов центральной нервной системы. Торможение является основным средством упорядочения и совершенствования условных рефлексов. Процесс торможения приводит к остановке или ослаблению состояния деятельности органа.

Торможение обеспечивает концентрацию процессов организма на наиболее важной в конкретный момент деятельности, временно задерживая рефлексы на другие раздражители. Торможение обеспечивает непрерывное уточнение условных рефлексов в зависимости от изменяющихся условий среды, а также защиту механизма условных рефлексов и нервных клеток от травмирующих действий.

Читайте также  Схема ручного тормоза

Условные рефлексы могут образовываться, сохраняться и преобразовываться только при условии взаимодействия процессов возбуждения и торможения.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основные типы, их характеристики

Торможение можно разделить на несколько типов. В первую очередь оно делится на:

  1. Безусловное (внешнее) торможение. Механизм безусловного торможения приостанавливает работу одного условного рефлекса другим условным или безусловным раздражителем. Условное торможение отвечает за прекращение реализации условного рефлекса, если условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным. Внешнее торможение работает по тому же принципу, что и безусловные рефлексы. Оно возникает и развивается при столкновении организма с новым внешним раздражителем, приводящим к возникновению нового очага возбуждения в коре головного мозга. Характеризуется внешнее торможение типичностью для всех особей выделенного вида, отсутствием времени, необходимого для возникновения, и с одинаковой вероятностью развивается в любом отделе центральной нервной системы.
  2. Условное (внутреннее) торможение. Внутреннее торможение работает по тому же принципу, что и условный рефлекс. Если условный сигнал остается без подкрепления, то в коре головного мозга больше не происходит образования рефлекторной связи. Характеризуется внутреннее торможение уникальностью приобретенной реакцией организма, для формирования внутреннего торможения необходимы определенные усилия, может развиваться только в нейронах коры головного мозга.

Безусловное

Безусловное торможение — торможение условного рефлекса, возникающее под действием безусловных рефлексов (например, ориентировочного рефлекса).

Условные рефлексы поддаются торможению по-разному. Чем моложе рефлекс, тем легче будет срабатывать механизм торможения. Причиной этого является развитие процесса индукции в центральной нервной системе.

Примером безусловного торможения будет являться нападение собаки, чью пищу отнимают. В этом случае внешнее безусловное торможение наступает в пищеварительном центре, в то время как в центре агрессии наступает возбуждение.

Внешнее торможение

Внешнее торможение — торможение, возникающее из-за влияния нового раздражителя, который создает доминантный очаг возбуждения и формирует ориентировочный рефлекс. Торможение будет происходить до тех пор, пока новый внешний раздражитель не исчезнет или не исчерпает свою новизну.

Новый раздражитель будет носить название внешнего тормоза, так как он тормозит работу условных рефлексов.

Гаснущим тормозом раздражитель будет называться в случае регулярного повторения. Вследствие чего тормозящая реакция будет выражена все слабее с каждым разом до тех пор, пока раздражитель не перейдет в категорию индифферентных, то есть потерявших характер новизны.

В том случае, если раздражитель несет биологически важную информацию, то будет считаться постоянным тормозом, потому что независимо от количества повторений, раздражитель будет вызывать торможение условных рефлексов.

Внешнее безусловное торможение играет очень важную роль в биологическом смысле — именно оно обеспечивает торможение условно-рефлекторной деятельности, чтобы организм сосредоточился на опасности и свойствах нового раздражителя.

В первую очередь под влиянием безусловного внешнего торможения снижается активность молодых или слабо утонченных условных рефлексов.

Запредельное торможение

Запредельное торможение — торможение, возникшее при чрезмерном возрастании интенсивности раздражителя, благодаря чему нарушается работоспособность нервных клеток: дальнейшее усиление возбуждения оказывается невозможным, и оно сменяется торможением.

Этот вид отличается от внешнего и внутреннего механизмом возникновения и физиологическим значением. Запредельное торможение идет в ход в случае, если сила или продолжительность действия условного раздражителя чрезмерно увеличивается. Триггером также может стать однообразный характер раздражителя. В таком случае под воздействием силы раздражителя повышается работоспособность клеток коры больших полушарий.

Биологическое значение запредельного торможения — охранительное. Этот механизм реагирования предупреждает истощение энергетического ресурса нервного центра. Если раздражитель долго действует на одни и те же элементы коры мозга, может произойти истощение. Оно и спровоцирует возникновение охранительного запредельного торможения.

Крайней степенью запредельного торможения является оцепенение, которое возникает вследствие влияния чрезвычайного сильного раздражителя. Например, причиной такой реакции могут быть физические раздражители (срабатывание взрывного устройства) или моральные — неожиданная потеря близкого человека.

Условное

Условное торможение — процесс торможения условнорефлекторной деятельности, формирующийся во время многократного неподкрепления условного рефлекса безусловным раздражителем.

Оно входит в категорию внутренних, потому что формируется в структурных компонентах условного рефлекса. Этот тип раздражения возникает в тех случаях, когда условный раздражитель больше не подкрепляется безусловным.

Условное торможение подразделяется на следующие виды:

  • угасательное;
  • дифференцировочное;
  • запаздывающее торможения;
  • условный тормоз.

Угасательное торможение

Угасательное торможение — торможение, которое срабатывает в тех случаях, когда прекращается подкрепление положительного сигнала безусловным раздражителем, а условная реакция сходит на нет.

Первое время условный раздражитель вызывает обычную условную реакцию, несмотря на отсутствие последующего подкрепления. Впоследствии условный раздражитель начинает вызывать ориентировочную реакцию, которая со временем исчезает.

Угасанием будет являться потеря навыков с прекращением практики. Однако, условный рефлекс можно восстановить после его угасания. У детей этот вид торможения развивается медленнее, чем у взрослых. Поэтому избавление от вредных привычек дается им тяжелее.

Биологическое значение угасательного торможения заключается в том, что организм больше не реагирует на сигналы, которые утратили значение.

Дифференцировочное торможение

Дифференцировочное торможение — тип торможения, предупреждающий реакцию на фактор, схожий по характеристикам с тем, который вызывает рефлекс, но не является идентичным ему.

Дифференцированное торможение обеспечивает реакцию только на тот сигнал, который является подкреплением, то есть биологически значимым. Это торможение лежит в основе различия раздражителей.

Дифференцировки начинают вырабатываться у человека с раннего возраста. Например, если ребенка всегда кормят с ложки определенной формы и цвета, то постепенно он перестанет реагировать на ложки с другими характеристиками. Несмотря на то, что условные раздражители сходны — все предметы являются ложками, только предмет с определенными качествами подкреплен сигналом.

Именно дифференцировочное торможение лежит в основе способности человека различать звуки, шумы, цвет и форму. Благодаря ему человек выбирает нужный предмет из разнообразия похожих. Это позволяет понимать тонкие различия и частные особенности предметов и впоследствии образовывать новые понятия.

На схожие с биологически важным раздражителем условная реакция будет выражена либо крайне слабо, либо ее не будет вовсе.

Условный тормоз

Условный тормоз — одна из разновидностей дифференцировочного торможения. Данный вид торможения вступает в силу, когда комбинация из условного положительного сигнала и постороннего сигнала не подкреплена.

Изначально комбинация сигналов будет вызывать условный ответ, идентичный положительно прикрепленному сигналу, но впоследствии сигнальное значение комбинации будет утрачено из положительного подкрепления. Это торможение развивается по общим законам условного рефлекса, оно изменчивое и динамичное. В конечном итоге комбинация сигналов приобретет свойства отрицательного сигнала.

Условный рефлекс, который был заторможен, имеет свойство самопроизвольно восстанавливаться. Этот фактор имеет большое значение для воспитания поведенческих навыков в юном возрасте.

Условный тормоз и его проявление зависит от уникальных свойств каждой отдельной нервной системы. Например, возбудимым людям будет сложнее его выработать. Также появление условного тормоза зависит от физиологической силы и прочности безусловного рефлекса, который подкрепляет положительный условный сигнал.

Например, у человек условный тормоз может быть вызван следующим образом: человек, согласно инструкции, полученной при помощи речи, должен отвечать на поступающий сигнал только при соблюдении ограниченного спектра условий. Условный тормоз задерживает любые действия человека, не соответствующие спектру условий. Так ученик не будет бегать по коридору, потому что это не отвечает правилам поведения, задающим эти самые условия.

Запаздывающее торможение

Запаздывающее торможение — торможение, характерное тем, что условная реакция срабатывает с запозданием. В таком случае подкрепление условного сигнала безусловным раздражителем не происходит в течение некоторого времени. Так подкрепляется исключительно последний период действия условного сигнала.

Например, десерт на столе может являться значительным пищевым стимулом, однако благодаря запаздывающему торможению человек не принимается за еду сразу, а ребенок, знающий ответ на вопрос учителя, не кричит его до тех пор, пока не поднимет руку и не услышит разрешение ответить.

Биологическим значением запаздывающего торможения является предохранение организма от излишней и преждевременной траты энергии. Детям выработка этого механизма торможения дается с трудом, несмотря на то, что она начинается весьма рано.

Читайте также  Тормоза какие бывают

Если к основному раздражителю присоединяются посторонние, то это может вызвать временную отмену запаздывающего торможения.

Биологические значение торможения условных рефлексов, примеры

Торможение условных рефлексов отвечает за соразмерность условных рефлексов и окружающей действительности, а также ограничивает условные рефлексы, которые не являются актуальными для жизни.

Благодаря торможению условных рефлексов происходит тщательный анализ и обобщение информации. Они отвечают за адаптацию организма к окружающей среде. Нормальная деятельность всех органов и организма в целом также поддерживается частично благодаря торможению. В том числе оно бережет нервную систему от перевозбуждения.

Биологическое значение внешнего торможения условных рефлексов — это концентрация деятельности организма на самых важных раздражителях, а внутреннее торможение — залог того, что в случае неспособности условно-рефлекторных реакций обеспечить адекватное ситуации поведение, то эти сигналы и реакции постепенно отменяются.

Пример условного торможения:

Если человек привык к расположению лампы на письменном столе, которой регулярно пользовался, то в случае ее замены, он еще какое-то время будет рефлекторно пытаться включить лампу там, где она раньше была. Человек отвыкает это делать, потому что положительный сигнал перестанет поступать — свет перестанет включаться как результат его действия.

Пример безусловного торможения:

Прекращение деятельности под влиянием сильной боли. Когда человека беспокоит боль, становится трудно заниматься любой деятельности. В этой ситуации организму необходимо в первую очередь избавиться от боли, то есть выполнить более важную биологическую потребность.

Вихретоковый тормоз — Eddy current brake

Вихретоковый тормоз , также известный как индукционный тормоз , электрический тормоз или электрический замедлитель , это устройство , используемое для замедления или остановки движущегося объекта, рассеивая свою кинетическую энергию в виде тепла. В отличие от фрикционных тормозов , где сила сопротивления, которая останавливает движущийся объект, обеспечивается трением между двумя прижатыми друг к другу поверхностями, сила сопротивления в вихретоковом тормозе представляет собой электромагнитную силу между магнитом и ближайшим проводящим объектом, находящимся в относительном движении, из-за вихревого движения. токи, индуцируемые в проводнике за счет электромагнитной индукции .

Проводящая поверхность, движущаяся мимо неподвижного магнита, создает круговые электрические токи, называемые вихревыми токами, индуцируемые в ней магнитным полем , как это описано в законе индукции Фарадея . По закону Ленца циркулирующие токи создают собственное магнитное поле, противодействующее полю магнита. Таким образом, движущийся проводник испытывает силу сопротивления со стороны магнита, которая препятствует его движению, пропорциональную его скорости. Кинетическая энергия движущегося объекта рассеивается в виде тепла , генерируемого тока , протекающего через электрическое сопротивление проводника.

В вихретоковом тормозе магнитное поле может создаваться постоянным магнитом или электромагнитом . В системе электромагнита тормозное усилие можно включать и выключать (или изменять) путем изменения электрического тока в обмотках электромагнита. Еще одно преимущество заключается в том, что, поскольку тормоз не работает за счет трения , нет поверхностей тормозных колодок, которые могут изнашиваться , что исключает замену, как в случае с фрикционными тормозами. Недостатком является то, что, поскольку тормозная сила пропорциональна относительной скорости тормоза, тормоз не имеет удерживающей силы, когда движущийся объект неподвижен, что обеспечивается статическим трением во фрикционном тормозе, следовательно, в транспортных средствах оно должно быть дополнено тормозом. фрикционный тормоз.

Вихретоковые тормоза используются для медленных высокоскоростных поездов и горок , в качестве дополнения для фрикционных тормозов в полуприцепах , чтобы помочь предотвратить износ тормозов и перегрева, чтобы остановить инструменты приведенных в действии быстро , когда питание выключено, а в электросчетчиках используются коммунальными предприятиями.

СОДЕРЖАНИЕ

Механизм и принцип

Вихретоковый тормоз состоит из проводящего куска металла, будь то прямой стержень или диск, который движется через магнитное поле магнита, постоянного магнита или электромагнита . Когда он движется мимо неподвижного магнита , магнит оказывает на металл силу сопротивления, которая препятствует его движению из-за круговых электрических токов, называемых вихревыми токами, индуцируемыми в металле магнитным полем . Обратите внимание, что токопроводящий лист не сделан из ферромагнитного металла, такого как железо или сталь; обычно используются медь или алюминий, которые не притягиваются к магниту. Тормоз не работает из-за простого притяжения ферромагнитного металла к магниту.

См. Диаграмму справа. На нем показан металлический лист (C), движущийся вправо под магнитом. Магнитное поле ( B, зеленые стрелки ) северного полюса N магнита проходит вниз через лист. Поскольку металл движется, магнитный поток через лист меняется. В части листа под передней кромкой магнита (левая сторона) магнитное поле через лист увеличивается по мере приближения к магниту. Из закона индукции Фарадея , это поле индуцирует против часовой поток электрического тока ( I, красный ) , в листе. Это вихревой ток. Напротив, на задней кромке магнита (правая сторона) магнитное поле через лист уменьшается, вызывая в листе вихревой ток по часовой стрелке.

Другой способ понять действие — это увидеть, что свободные носители заряда ( электроны ) в металлическом листе движутся вправо, поэтому магнитное поле оказывает на них боковую силу из-за силы Лоренца . Поскольку скорость v зарядов направлена ​​вправо, а магнитное поле B направлено вниз, согласно правилу правой руки сила Лоренца на положительных зарядах q v × B направлена ​​назад на диаграмме (влево, если смотреть в сторону). направление движения листа) Это вызывает ток I к задней части под магнитом, который вращается по частям листа за пределами магнитного поля двумя токами, по часовой стрелке вправо и против часовой стрелки влево, к передней части снова магнит. Подвижные носители заряда в металле, электроны , на самом деле имеют отрицательный заряд, поэтому их движение противоположно направлению показанного обычного тока .

В соответствии с законом Ампера , каждый из этих круговых токов создает противодействующее магнитное поле ( синие стрелки ), которое по закону Ленца противодействует изменению магнитного поля, вызывая силу сопротивления на листе, которая является тормозной силой, оказываемой тормозом. На передней кромке магнита (левая сторона) с помощью линейки для правой руки ток против часовой стрелки создает магнитное поле, направленное вверх, противодействуя полю магнита, вызывая силу отталкивания между листом и передней кромкой магнита. Напротив, на задней кромке (правая сторона) ток по часовой стрелке вызывает магнитное поле, направленное вниз в том же направлении, что и поле магнита, создавая силу притяжения между листом и задней кромкой магнита. Обе эти силы противодействуют движению листа. Кинетическая энергия , которая потребляется преодоление этой силы сопротивления рассеивается в виде тепла за счет токов , протекающих через сопротивление металла, так что металл получает тепло под магнитом.

Тормозная сила вихретокового тормоза точно пропорциональна скорости V , поэтому его действие аналогично вязкому трению в жидкости. Тормозное усилие уменьшается по мере уменьшения скорости. Когда токопроводящий лист неподвижен, магнитное поле через каждую его часть постоянно, не меняется со временем, поэтому вихревые токи не индуцируются, и между магнитом и проводником отсутствует сила. Таким образом, вихретоковый тормоз не имеет удерживающей силы.

Тормоза для велосипеда: разновидности и история

Весь мир увлечен эволюцией. Всё течёт и всё постоянно меняется.
Прогресс везде проникает, появляются новые идеи, решения, материалы. Мир полнится открытиями. Велосипедная сфера не является исключением, она постоянно прогрессирует и, порой, это сопряжено с большим количеством споров и рассуждений. Мы в этой статье прольём свет на тормозные системы и расскажем, как они менялись со временем.

А ещё мы проливали свет на МТБ трансмиссии. Потом мы описывали МТБ трансмиссии Shimano и SRAM. После мы принялись за шоссейную тему и там снова вспомнили про Shimano и SRAM, потом подумали немного и написали про Campagnolo. Получилось интересно, почитайте.

История

Ложечные

Тормоза такого типа появлялись на заре велосипедостроения. Из себя конструкция представляет металлический элемент с изогнутой поверхностью, который закрепляется на короне вилки. Ложка прижимается к покрышке, велосипед замедляется. Очень просто.

Читайте также  Распределитель тормозных усилий


Фото: flashbackfab.com

Разновидностью такого тормоза является замена металлической ложки на резиновую колодку. Конечно, износ покрышки будет невероятный, да и эффективность торможения будет сильно зависеть от давления в колесах. Спущенная покрышка может и вовсе сыграть злую шутку.
В любом случае, эти тормоза вышли из употребления очень давно и здесь о них упоминаем ради исторического экскурса.

Стремянные (Rod brake)

Многие о таких тормозах ни сном, ни духом. И это не удивительно, так как в наших широтах они почти не появлялись, но пользовались популярность в восточных странах.
Состоят они из изогнутой скобы (стремянки), которая располагается в районе колеса и соединяется с тормозными колодками из резины, а колодки закрепляются на перьях вилки и подпружинены. От стремянки к рулю идёт жесткая тяга, которая соединяется с тормозной ручкой.
Чтобы велосипед остановился, колодки подводятся снизу вверх к ободу.


Многие видели V-brake системы и знают, что колодки подводятся слева и справа. А тут снизу вверх. Ободья предусмотрительно сконструированы с широкой полкой, чтобы колодкам было где разместиться.

Эффективность таких тормозов невысокая и требует хорошей геометрии колеса, “восьмёрки” и “яйца” могут негативно сказаться на качестве остановки.

Барабанные.

С тормозами такого типа сталкивались многие, чьё детство протекало в 90-е или ранее. или позже.
В действие они приводятся простым вращением педалей назад. Педали при этом оказывают сопротивление воздействуя на тормоз, спрятанный в задней втулке. Внутри втулки разжимаются колодки с фрикционным материалом прижимаясь к стенкам.


Передняя и задняя втулки Sturmey-Archer с барабанным тормозом

Отличительной особенностью конструкции является наличие металлической скобы с левой стороны колеса, которая крепится к перу цепной вилки. Встречаются тормозные барабаны с ручным приводом. В этом случае нет привязки к педалям, на руль выведен рычаг.

Исторический экскурс всё.

Современность

Современные решения для эффективной остановки велосипедиста можно разделить на две больших группы — ободные и дисковые тормоза.
Однако затесался еще один вид, на который стоит обратить внимание, так как применяется по сей день, хоть и не очень распространен.

Роллерные

Представляют из себя барабан с ребрами охлаждения, который крепится на одной стороне колеса. Внутри располагаются ролики, которые прижимают колодки к барабану. А ролики прижимаются к колодкам с помощью диска, похожего на шестеренку. В диске имеются выемки под ролики. Когда система приводится в действие, диск выталкивает ролики наружу, к колодкам.

Работает система в смазке, что повышает срок службы, на эффективности наличие смазки почти не сказывается из-за высокой силы прижатия колодок роликами.

Сложная конструкция и огромный вес фактически вытолкнули эту разновидность тормозов на задворки индустрии. Хотя на городских велосипедах подобные решения встречаются.
Из плюсов — хорошая мощность, защищенность от внешней среды.

Ободные тормоза

В своё время эти тормоза использовались почти повсеместно, на сегодняшний день многие производители их совершенствуют и выпускают в больших количествах. Хотя своё они уже отжили и вытесняются дисковыми тормозами.
Встречаются как на МТБ, так и на шоссейных велосипедах. Обладают средней останавливающей силой.

Конструкция может иметь одно или два крепления на раме велосипеда.
Если сказать о принципе работы в двух словах, то к ободу с двух сторон прижимаются колодки, которые выполняются как из резины, так и из разных компаундов, повышающих останавливающее усилие.

Общими недостатками ободных тормозов являются — зависимость от чистоты и геометрии обода, плохая модуляция, в присутствии воды практически перестают работать.
Кстати, когда говорим о модуляции, то подразумеваем способность системы реагировать на силу нажатия рычага на руле.

Кантилевер

Кантилеверные тормоза были одними из первых, которые покорили мир.
Имеют неоспоримое преимущество — небольшой вес. Пик популярности был во времена массового распространения МТБ велосипедов, благодаря хорошему грязевому зазору, однако их применение в наши дни сходит “нет”. Также были популярны в циклокроссе.


Кантилеверный тормоз Avid

Поворотные рычаги крепятся к перьям вилок, обратные концы между собой соединены тросом. К центральной части соединительного троса подводится трос от рычага на руле. К ободу колодки подводятся, двигаясь по радиусу и настраиваются так, чтобы трущиеся поверхности прижимались параллельно.

V-Brake

Тормоза этого типа являют собой усовершенствование кантилевера за счет удлинения поворотных рычагов и закрепления троса параллельно оси колеса.
Решение позволило увеличить их мощность и модуляцию.


До недавних пор почти на все на бюджетные МТБ устанавливались V-brakе, а лет 20 назад они были топовым оборудованием.

Подросшая длина поворотных рычагов привела к изменению конструкции тормозной ручки на руле. И если кантилеверные тормоза совместимы с шоссейными дуалконтролами, то v-brake нет, так как требуют большего хода. Поэтому встречались они, по большей части, на МТБ технике.
Бывают уменьшенные версии пригодные для циклокросса. Продукт очень нишевый, посему его относим к штучным производствам.
В компании Shimano была модель, которая имела параллельный подвод колодок. То есть, колодка в любом своём положении остается параллельна поверхности обода. Добиться результата удалось при помощи параллелограмма в конструкции рычагов. Выглядят такие тормоза очень эффектно.

В настоящее время v-brake широко применяются в основном на детских и бюджетных велосипедах из-за своей невысокой стоимости и неприхотливости в работе.
Разумеется, вариант с параллельным подводом к бюджетным не относится. И, кстати, из всех видов ободных тормозов наилучшей модуляцией обладают именно v-brake.

Клещевые или U-brake.

Клещевые тормоза не претерпели особых перемен с момента появления и широко применяются на велосипедах всех типов по сей день.
Основное отличие от v-brake — всего один шарнир, которым тормоз крепится к раме.
Встречаются решения с двумя шарнирами, что позволяет повысить эффективность торможения, однако второй шарнир крепится не к раме, а соединяет между собой клещи.
Использование на шоссейных велосипедах обусловило их адаптацию к аэродинамическим формам и появление легковесных конструкций.

Ободная гидравлика.

Да, бывают и такие. Широкого распространения они не находят из-за дороговизны. Встречаются чаще всего на городских велосипедах, были попытки внедрения в МТБ среду, но не прижились они там.


Гидравлический ободной тормоз Magura

В сердцах любителей классики занимают почетное место.
Суть работы такая же, как и у обычных тормозов, разница только в том, что колодки подводятся к ободу с помощью гидравлического цилиндра.

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза наиболее популярны в наши дни и активно развиваются, проникая в велоиндустрию всё глубже и глубже. Распространение своё получили через МТБ технику, прижились очень быстро благодаря массе преимуществ.
Конструктив довольно прост. На втулке колеса закреплён металлический ротор, который сжимается с двух сторон тормозными колодками. Последние расположены в суппорте (калипер) и в действие система приводится при помощи гидравлики (гидравлические дисковые тормоза) или троса (механические дисковые тормоза).

Сравнительно недавно дисковые тормоза стали устанавливаться на шоссейные велосипеды, вокруг чего разгорелась нешуточная дискуссия. Сторонники дисков настаивают на отличной эффективности, противники говорят об опасности при падениях в пилотное.
Так или иначе, а UCI уже одобрила применение дисковых тормозов в шоссейном велоспорте.

Общими достоинствами являются: очень широкая модуляция, высокая мощность, нечувствительность к грязи и воде, надежность, обод не подвержен износу.

Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button