Ремонт

Опережение зажигания на газу

Опережение зажигания на газу

Пропан .Ру

Добрый день! Решил установить себе вариатор УОЗ на двигатель QR25de, а поскольку ставить решил сам, захотелось разобраться в вопросе. Т.к. долгое время имел отношение к науке, стал копать наработки своих бывших коллег в этом вопросе. И, т.к. эта информация на форумах мне нигде не попадалась, решил разместить ее здесь, а заодно и попросить комментарии ГУРУ ГБО и разработчиков вариаторов.
Итак, попалась на глаза докторская диссертация Шишкова Владимира Александровича (да простят меня модераторы приведу ссылку http://www.nntu.ru/sites/default/files/ . ov_v_a.pdf), называется МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧИМ ЦИКЛОМ ДВУХТОПЛИВНЫХ И ОДНОТОПЛИВНЫХ ПОРШНЕВЫХ ГАЗОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ. В статье помимо прочего приведен алгоритм определения УОЗ при переходе с бензина на газ (собственно есть еще его статья на эту тему, для тех кому лень читать саму диссертацию http://www.ssc.smr.ru/media/journals/iz . 35_240.pdf). Так вот, выводы таковы что Угол опережения зажигания для различных частот вращения КВ ДВС определется по формуле: УОЗ газ = УОЗ бензин *Kw , где Kw — коэф, учитывающий разницу скоростей горения газа и бензина. Другими словами Kw величина условно постоянная на различных частотах работы ДВС. Далее приводятся вычисления из которых следует, что для СУГ Kw = 0,996-1,068 с учетом температуры, скорости горения и давления. Например, если угол опережения зажигания на бензине был 25 град , то для СУГ он составит 25-26,7 град, то есть фактическое увеличение составит от 0 до 1,7 град по углу положения КВ двигателя.

Теперь вопросы. Кто что думает по поводу приведенных фактов, а именно:
1. УОЗ для различных частот вращения постоянен
2. Смещение газового (СУГ) УОЗ относительно бензинового составляет согласно расчетам всего от 0% до 6,8% (производители вариаторов рекомендуют порядка 36%(9 град))

P.S. Я конечно понимаю что это теория, и что тут условия приближенные к идеальным, но не может же быть погрешность больше 100%

Re: УОЗ научное обоснование!

Сообщение DimasBig » Ср апр 30, 2014 11:06 am

Re: УОЗ научное обоснование!

Сообщение mechanic » Ср апр 30, 2014 11:59 am

Re: УОЗ научное обоснование!

Сообщение Alex_tom » Ср апр 30, 2014 12:43 pm

Re: УОЗ научное обоснование!

Сообщение DimasBig » Ср апр 30, 2014 1:38 pm

Сравнивается абстрактный оптимальный бензиновый угол с оптимальным газовым. Не увидел в этой работе записанный в блок управления данного двигателя угол, нефакт что он совпадает с указаным на графиках (наоборот на 99 % процентов уверен, что он совершенно другой).
Поэтому практические выводы из данного исследования неочевидны.

Добавлено через 4 минуты 3 секунды:

Re: УОЗ научное обоснование!

Сообщение mihail1 » Ср апр 30, 2014 2:12 pm

Re: УОЗ научное обоснование!

Сообщение mechanic » Ср апр 30, 2014 4:28 pm

Но ведь стехиометрический коэффициент горения бензина 14,7, а газа 15,67 т.е. на одну часть сгораемого топлива нужно 14.7 и 15.67 частей воздуха соответственно (различие в 6%) . Известно, что расход газа в среднем выше расхода бензина на 15%-20%, а значит для создания идеальной смеси необходимо воздуха еще на 15%-20% больше. Опять получается богатая смесь..

Я не претендую на истину, просто начал вникать в процессы и пытаюсь рассуждать. Если что поправляйте

Re: УОЗ научное обоснование!

Сообщение mihail1 » Ср апр 30, 2014 5:20 pm

Re: УОЗ научное обоснование!

Сообщение Vint46 » Ср апр 30, 2014 7:53 pm

Re: УОЗ научное обоснование!

Сообщение michelwer » Ср апр 30, 2014 11:00 pm

mechanic писал(а): Добрый день! Решил установить себе вариатор УОЗ на двигатель QR25de, а поскольку ставить решил сам, захотелось разобраться в вопросе. Т.к. долгое время имел отношение к науке, стал копать наработки своих бывших коллег в этом вопросе. И, т.к. эта информация на форумах мне нигде не попадалась, решил разместить ее здесь, а заодно и попросить комментарии ГУРУ ГБО и разработчиков вариаторов.
Итак, попалась на глаза докторская диссертация Шишкова Владимира Александровича (да простят меня модераторы приведу ссылку http://www.nntu.ru/sites/default/files/ . ov_v_a.pdf), называется МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧИМ ЦИКЛОМ ДВУХТОПЛИВНЫХ И ОДНОТОПЛИВНЫХ ПОРШНЕВЫХ ГАЗОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ. В статье помимо прочего приведен алгоритм определения УОЗ при переходе с бензина на газ (собственно есть еще его статья на эту тему, для тех кому лень читать саму диссертацию http://www.ssc.smr.ru/media/journals/iz . 35_240.pdf). Так вот, выводы таковы что Угол опережения зажигания для различных частот вращения КВ ДВС определется по формуле: УОЗ газ = УОЗ бензин *Kw , где Kw — коэф, учитывающий разницу скоростей горения газа и бензина. Другими словами Kw величина условно постоянная на различных частотах работы ДВС. Далее приводятся вычисления из которых следует, что для СУГ Kw = 0,996-1,068 с учетом температуры, скорости горения и давления. Например, если угол опережения зажигания на бензине был 25 град , то для СУГ он составит 25-26,7 град, то есть фактическое увеличение составит от 0 до 1,7 град по углу положения КВ двигателя. Что касается двигателей у которых угол опережения зашит в ЭБУ, вопрос решается прошивкой с подбором угла опережения зажигания.

Теперь вопросы. Кто что думает по поводу приведенных фактов, а именно:
1. УОЗ для различных частот вращения постоянен
2. Смещение газового (СУГ) УОЗ относительно бензинового составляет согласно расчетам всего от 0% до 6,8% (производители вариаторов рекомендуют порядка 36%(9 град))

Угол опережения зажигания при работе на газе? (У кого сколько?)

надо.
газовый комп к зажиганию не имеет никакого отношения.
он грубоговоря всего навсего сигналы с бензофорсунок транформирует в сигналы газофорсунок. да и всё.

газ горит дольше, октановое 105. ему надо раньше зажигание.
если его поджигать так поздно как бензин то он будет догорать уже на выхлопе, минуя выпускные клапана огнём. соответсвенно прогар клапанов, трещины коллектора, обгорелый кат, и куча всяких новых баек о страшном вреде газа двигателю.
ситуациия идентичная как на бензине поставить позднее, и удивляться с чего это вдруг сгорели клапана.

RomanoProddi

Мастер советчик
  • 28.01.2011
  • #30

Voytik

Профессиональный советчик
  • 28.01.2011
  • #31

если с паяльником дружишь, могу подогнать простенькую схемку и прошивку для самостоятельного изготовления простого вариатора с изменяемым графиком, на Tiny15.
сам на таком езжу.
так как заводские варики стоят около сотни зелёных.
а без него и тяга хуже и двиг спалить не сложно.

Vladimir77

Мастер советчик
  • 02.12.2011
  • #32

вот вопрос-
если детонация на газу не страшна,то ничего вроде бы не мешает выставить уоз ещё немного ранее чем 9 градусов. что бы наверняка. не загубить клапана..или есть какие-то другие минусы супер раннего зажигания? (пальцы шатуны колено??)

потому что чувствуется и по динамике,и по расходу,и по началу повышения ХХ вращая трамблёр вперёд,что просится пораньше. итого навскидку там за 20-25 выйдет где-то!

а вообще детонация иногда и на на газе слегка прослушивается.ну,это так к слову..

Voytik

Профессиональный советчик
  • 02.12.2011
  • #33

другие минуса это тупой мотор и перерасход газа.

я по своему движку, методом проб, понял что даже +6 градусов ему многовато на газу. скисает мотор.
ставлю около +4 — оживает.
если на твоем оживает с ещё бОльшими градусами, то первым делом проверь сторобоскопом или у тебя хотя б бензиновые градусы на месте, а не в позднем.
на глаз крутить трамблер, или даже в статике по метке, большая погрешность получается.
надо только стробоскопом.

manuez

Я здесь живу
  • 02.12.2011
  • #34

вот вопрос-
если детонация на газу не страшна,то ничего вроде бы не мешает выставить уоз ещё немного ранее чем 9 градусов. что бы наверняка. не загубить клапана..или есть какие-то другие минусы супер раннего зажигания? (пальцы шатуны колено??)

потому что чувствуется и по динамике,и по расходу,и по началу повышения ХХ вращая трамблёр вперёд,что просится пораньше. итого навскидку там за 20-25 выйдет где-то!

Читайте также  Пропуски зажигания на холодную

а вообще детонация иногда и на на газе слегка прослушивается.ну,это так к слову..

Не сходи с ума!
Какие 20 градусов опережения?
ЭБУ такие опережения уменьшает по сигналу ДД мгновенно! Так что либо ставить вариатор, либо оставить трамблер в исходном состоянии (+6 град по стробоскопу в режиме базовых настроек).
Есть лямбда, ЭБУ ГБО ее видит, и перелить "лишнего" не даст!
У себя ничего не менял. Все устраивает. Если одолею лень, то соберу себе вариатор по схеме Voytik-а (спасибо ему огромное ).

PS Не забываем, что изменять опережение для езды на газе нужно строго в зависимости от оборотов двигателя. Есть график, его можно посмотреть.

Vladimir77

Мастер советчик
  • 02.12.2011
  • #35

вот спасибо! хоть что-то начинает проясняться в голове.))

раньше по меткам проверял для бензина.всё совпало. но для газа ведь раньше должно быть,вот и кручу,да ещё и слышу что начинает добавлять обороты ХХ(старый дедовский способ установки УОЗ).думал самое оно.но,сегодня заехал к другу на стробоскоп,и по моей"слуховой" настройке оказалось 40 градусов опережения! но едет хорошо! (ДТОЖ снят,обороты 2200-2500). на 95-м вначале побрякивает.
короче тут для меня заморочка с эти датчиком детонации! )) до этого у меня 99-я была.а тут ЭБУ и ДД уменьшают УОЗ.
я вот не врублюсь,ДД только уменьшает УОЗ,но никак ведь не добавляет?? ) верно?

короче,для особо одарённых ещё раз ск-ко вешать граммов? ск-ко должно быть по стробу или по зубам маховика для езды на газе?

вот бы схемку вариатора и график оборотов глянуть..)

manuez

Я здесь живу
  • 03.12.2011
  • #36

вот спасибо! хоть что-то начинает проясняться в голове.))

раньше по меткам проверял для бензина.всё совпало. но для газа ведь раньше должно быть,вот и кручу,да ещё и слышу что начинает добавлять обороты ХХ(старый дедовский способ установки УОЗ).думал самое оно.но,сегодня заехал к другу на стробоскоп,и по моей"слуховой" настройке оказалось 40 градусов опережения! но едет хорошо! (ДТОЖ снят,обороты 2200-2500). на 95-м вначале побрякивает.
короче тут для меня заморочка с эти датчиком детонации! )) до этого у меня 99-я была.а тут ЭБУ и ДД уменьшают УОЗ.
я вот не врублюсь,ДД только уменьшает УОЗ,но никак ведь не добавляет?? ) верно?

короче,для особо одарённых ещё раз ск-ко вешать граммов? ск-ко должно быть по стробу или по зубам маховика для езды на газе?

вот бы схемку вариатора и график оборотов глянуть..)

ЭБУ по сигналу с ДД уменьшает опережение и только.
Методику выставления базового УОЗ смотри в руководстве! На маховике две метки "0" -ВМТ и риска- +6 градусов. Вот по риске и выставляют на прогретом, на 2000 оборотах, со снятым ДТОЖ.
Под газ ничего и никуда крутить не нужно! Это не "жигуль", и ГБО у тебя 4-е поколение!

И еще, самое главное.
УОЗ для газа нужно корректировать в зависимости от оборотов двигателя! (т.е на ХХ + 9, а на 3500 +0) А повернув трамблер, корректировка постоянна!

PS Либо ставить Вариатор, либо ничего не трогать. Все и так достойно едет!

Voytik

Профессиональный советчик
  • 03.12.2011
  • #37

е, уточню.
+6 +9 это плюс столькото градусов к бензиновым установкам!

тоесть если припустим на бензине у нас было +6 при 900об. то при переходе на газ, там должно стать +12-15 градусов при 900 об.

и не важно какое поколение ГБО, или первое или четвёртое. газ то ведь всё тотже.
горит он также дольше чем бензин. соответсвенно поджигать нужно его раньше.

просто что не всем подходит аж с +9 прибавка. кому только +6, кому и меньше. лишь бы только не слижком мало, чтоб газ успевал догорать будучи ещё в цилиндре.

для метана вот надо ещё раньше. +12 к бензиновым.

Vladimir77

Мастер советчик
  • 03.12.2011
  • #38

я сегодня мотался в краснодарский край(туда-обратно 500км).перед выездом выставил попозже того что было.и обнаружил повышение тяги от 3000 об в мин.и график это подтверждает.зато на низах вяленько.

есть мыслишка поставить неск-ко меток на трамблёре-для города (пораньше)
и для трасы (попозже). а лучше всего вариатор. схему надо нарыть! ))

но что самое приятное-на одном торе в 40 литров я проехал аж 485 км!! такого никогда небыло!

спасибо Voytik за разъяснения что слишком раннее не экономично! ))

так значит лямбда всё-таки участвует в газовом смесеобразовании?? интересно! )

KIO1968

Мастер советчик
  • 03.12.2011
  • #39

А как же!
В зависимости от используемого контроллера ГБО прямо или косвенно. Обычно в 4-м поколении косвенно, бензоконтроллер по лямбде изменяет время бензовпрыска, а газоЭБУ пересчитает это для газофорсов.

IMHO выставлять более позднее зажигание не есть гуд, т.к. у вас движок не всё время работает на высоких оборотах (более 3тыр). А при работе на более низких оборотах, клапана вам спасибо не скажут. Ставьте зажигание как и положено для бензина, а как созреете на вариатор, поставите его и ничего крутить не придётся.

Voytik

Профессиональный советчик
  • 04.12.2011
  • #40

возможно что ещё слижком рано. нужно стробоскопом смотреть.

про метки на трамблере забудь. если глянешь на это дело стробоскопом то удивишся сколько это градусов одна только толщина метки (риски).
так что без строба это вилами в небо тыкать. поверь я не умничаю.
купи в автомаге простенький дешевый стробоскоп. пригодится не раз.

ну и как там точно выставлять правильный УОЗ на бензине у Дигифанта я не вкурсе.
например на монике для этого надо вагкомом заходить в ЭБУ, вводить его в режим "базовых настроек" и только тогда можна будет сробоскопом выставить точные +6 градусов для бензина (или сколько там для Диги).
а после этого (если нет вариатора зажигания, а езда воосновном на газу) к тем +6 бензиновым (базовым) накинуть ещё +4-6 газовых.
+4-6 вполне достаточно чтоб не горели клапана и была хорошая тяга на газу, и при этом на 95м ещё не детонировало.

лично я на своем если делаю больше чем +6 к +6 бензиновым то мотор начинает угасать по тяге на газу.

з.ы. простой метод проверки достаточно ли раннее зажигания для газа (не слижком ли позднее) это по температуре выхлопа.
выхлоп не должен обжигать ладошку, так же как и на бензине. это означает что сгорело полностью.
если ощущается повышение температуры (выше когда той на бензине работает мотор) значит смесь догорает в выхлопе. зажигание за позднее для газа, надо чуть раньше. и снова проверять.
ну или у кого есть мультиметр с датчиком температуры. вместо ладошки

з.ы.ы. зря на Дигифант поставил 4-е поколение.
4-е паразитное, работает по управлению бензомозгов. любые выбрыконы Дигифанта автоматом вылезут на газу. а он это умеет.
надо было ставить 2-е поколение. оно хоть само по лямбде следит что там творится, а не по наслышке от Дигифанта как 4-е. да и любые глюки бензомозгов ему до одного места, лишь бы только искра подавалась как надо.

Изменение УОЗ для ГБО

пока ещё ни как не сделал. то есть если делать в плюс то будет раньше. а если в минус то позже. правильно?

Добавлено через 49 минут

Добавлено через 55 минут

поставить ДМРВ Simens
выкинуть катализатор
выкинуть датчик кислорода.
и поправить УОЗ по раньше на пару градусов

вопрос какую прошивку залить
или в какой прошивке что на что поменять что бы это всё заработало.
может кто нибудь подсказать?
ЭБУ уже переделал под плёнку и микруха обработки сигнала датчика детонации тоже поменяна.
весь вопрос в поршивке
ну или где это прочитать.
в мыслях всё это проделать с 629 прошивкой
отключить в ней датчик кислорода и поправить УОЗ
всё это залить в ЭБУ

Читайте также  Профессиональная покраска авто

мишаня74

Башкиров Владимир

мишаня74

VIKON

по этой теме не подскажите?
Вообще собираюсь

поставить ДМРВ Simens
выкинуть катализатор
выкинуть датчик кислорода.
и поправить УОЗ по раньше на пару градусов

вопрос какую прошивку залить
или в какой прошивке что на что поменять что бы это всё заработало.
может кто нибудь подсказать?
ЭБУ уже переделал под плёнку и микруха обработки сигнала датчика детонации тоже поменяна.
весь вопрос в поршивке
ну или где это прочитать.
в мыслях всё это проделать с 629 прошивкой
отключить в ней датчик кислорода и поправить УОЗ
всё это залить в ЭБУ

мишаня74

А как создать двухрежимку, и как и, что редактировать. Есть в хелпе к СТР и к CombiLoader.

VIKON

А у вас скайпа нет?

Добавлено через 1 минуту

Я эти темы видел. с перепайкой проблем не будет. Как написать двух режимную прошивку. Или её всё таки покупать надо?

мишаня74

склеит две прошивки, потом загружаете в СТР и следуя хелпа сделать.
СТР-7 есть, CombiLoader есть?

Добавлено через 2 минуты

Порядок установки и настройки двухрежимного блока управления семейства МИКАС-7.
Обратите внимание:

· необходима доработка некоторых контроллеров семейства МИКАС-7 для беспрепятственного программирования двухрежимных прошивок.
В списке слева выберите требуемый тип ЭБУ.

В меню Инструменты выберите пункт Создать двухрежимную.

Выберите прошивки для сдваивания и нажмите кнопку Создать. Созданная сдвоенная прошивка будет помещена в рабочий буфер программы, для сохранения ее в виде файла выберите в меню Файл — Сохранить.
Для того, чтобы при переключении прошивок не возникала ошибка контрольной суммы, программа удаляет из ПО алгоритм подсчета КС.
Порядок установки:
1. Снять минусовую клемму с аккумулятора автомобиля, демонтировать блок управления.

2. Отщелкнуть разъем от блока управления, разобрать разъем.

3. Вставить в пустое отверстие, выбранное для управления программой контроллера, клемму с проводом необходимой длинны. Подключение провода приведено на рисунке. Возможно подключение на любой из следующих свободных контактов: 40, 50, 51 или 54.

4. Собрать разъем.

5. Произвести электрические подключения согласно схеме.

6. Подключить двухрежимный контроллер МИКАС-7 к разъему, смонтировать контроллер на место.

7. Убедиться в правильности выполненных операций (проверить соединения).

8. Подключить минусовую клемму к аккумулятору.
Порядок настройки:
1. Включить зажигание и завести двигатель.

2. Тумблером выбора режимов проверить функционирование системы переключения.

3. Использовать по назначению.
Расположение контактов на блоке управления (вид со стороны контактов), потенциально используемые контакты отмечены черным цветом.
Схема подключения тумблера и индикатора. В случае использования светодиода, необходимо последовательно с ним включать токоограничивающий резистор сопротивлением 1.0 — 1.5кОм.
Обратите внимание:

· при формировании следует учитывать:

1. калибровки и программа управления должны быть предназначены для одного и того же типа контроллера, тех же норм токсичности.

Что такое вариатор УОЗ и как он работает? Есть ли смысл его устанавливать на авто с ГБО?

Что такое вариатор УОЗ и как он работает? Есть ли смысл его устанавливать на авто с ГБО?

Всем привет. Сегодня, как вы понимаете из оглавления, речь пойдет о вариаторе УОЗ. Я расскажу вам о том, что это, как работает и для чего предназначен вариатор угла опережения зажигания. Для начала о том, что такое УОЗ. УОЗ — это угол опережения зажигания. Что такое вариатор УОЗ? Вариатор УОЗ — устройство, способное корректировать угол опережения зажигания на бензиновых двигателях во время работы двигателя на газе. Теперь обо всем этом более подробно.

Все мы знаем, что газ имеет высокое октановое число, с которым не сможет сравниться даже самый качественный высокооктановый бензин. СНГ — сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан) имеет октановое число равное 100-105 единицам, а если говорить о метане, то и все 120.

Учитывая это, можно сделать вывод, что сгорание газа в цилиндрах двигателя происходит медленнее чем бензина, стало быть у этих двух типов топлива не одинаковый угол опережения зажигания (УОЗ). Поэтому, если УОЗ оставить как есть, то воспламенения газа происходит не вовремя, что серьезно влияет на расход газового топлива и динамику, и тяговитость самого двигателя. Кроме того, температура отработанных газов при работе на газе будет выше, чем во время работы на бензине и в момент, когда открываются выпускные клапана газо-воздушная смесь, по сути, еще воспламеняется, как результат — увеличенная нагрузка на клапана и седла. На этой почве возникает, по сути, оправданный миф о прогаре клапанов при работе на газе.

Вариатор УОЗ в данной ситуации является решением данной проблемы, так как он способен своевременно корректировать угол опережения зажигания в зависимости от ситуации, тем самым избавляя владельцев авто с ГБО от перерасхода топлива, прогара клапанов, а также ухудшения динамики. Причем подходит он как для метановых, так и пропан-бутановых ГБО-установок.

Известный факт, что в четырехтактных ДВС (двигатель внутреннего сгорания), горючая смесь воспламеняется от искры «на пороге» такта сжатия и рабочего хода, не доходя до ВМТ (верхняя мертвая точка) всего несколько градусов. Вариатор УОЗ (Spark Advance Processor, Time Advance Processor) представляет собой электронный модуль, который после перехода с бензина на газ в автоматическом режиме производит сдвиг этой точки вперед, для оптимизации воспламенения газовой смеси, позволяя ей сгорать полностью.

Проведите тест

  1. Заведите мотор автомобиля с ГБО, но без вариатора УОЗ, и дождитесь переключения на газ.
  2. Подставьте руку к выхлопной трубе.
  3. После чего произведите аналогичный тест на автомобиле с вариатором УОЗ.

На последнем давление и температура отработанных газов будет ниже, чем у аналогичного авто без вариатора угла опережения зажигания.

Вариатор УОЗ позволяет оптимизировать работу бензинового двигателя с электронной системой впрыска для работы на газе. И, что немаловажно, в сравнении с популярными в последнее время двухрежимными прошивками бензин/газ или прошивками «заточенными под газ», вариатор угла опережения зажигания имеет собственные настройки и прошивки для конкретных моделей двигателей, которые испытаны и обкатаны на специальных стендах. Более того, производители вариаторов угла опережения зажигания постоянно обновляют списки прошивок, добавляя в них новые модели авто. В случае отсутствия прошивки под конкретный автомобиль, возможен вариант оперативной коррекции УОЗ под конкретные требования того или иного двигателя.

Вопреки ошибочному мнению, «мозги» ГБО 4-го поколения не могут повлиять на работу зажигания или хоть как-то корректировать его настройки, все ограничивается управлением газовыми инжекторами. На деле система впрыска газа устанавливается просто между ЭБУ (электронный блок управления) двигателя и бензиновыми форсунками, а газовый контроллер всего лишь производит перенаправление, корректируя сигнал, поступающий от ЭБУ к газовым форсункам.

Само зажигание регулирует штатная прошивка ЭБУ, которой невдомек, что такое газ и как с ним работать. Поэтому двигатель работает как будто на бензине в штатном режиме, поэтому и происходит падение мощности и увеличение расхода газового топлива во время работы на газе.

Некоторые противники вариатора УОЗ приводят аргументы якобы опровергающие эффективность использования этого приспособления. Однако эти аргументы при разумном подходе и взвешивании не выдерживают никакой критики. Так принято считать, что коррекция зажигания происходит благодаря датчику детонации, однако тут же можно возразить на этот счет. Данный датчик реагирует на детонацию при работе на бензине, а сама корректировка УОЗ происходит после того, как происходит сама детонация. Однако фокус в том, что газ не подвержен детонации, поэтому никакой коррекции не происходит. Более того, как правило датчик детонации реагирует на топливо с более низким октановым числом, например, вы обычно льете АИ-95, а на этот раз залили АИ-92. Но как мы уже знаем, газ имеет более высокое октановое число, и это еще раз подтверждает тот факт, что ничего никто и ничто не корректирует, и угол опережения зажигания остается таким же, как и при работе на бензине.

Читайте также  Как снять свечи зажигания

Неоспоримые преимущества использования вариатора УОЗ

  • Улучшение динамики (по сравнению с ГБО без вариатора УОЗ).
  • Экономия газа. Благодаря тому, что вариатор угла опережения зажигания подключается прямо к контроллеру газовой системы, во время его работы происходит сдвиг УОЗ в более раннюю точку, то сигналы, поступающие от датчиков (ДПКВ, и датчика Холла), не влияют на бензиновую прошивку двигателя.

Наиболее распространенные производители вариаторов УОЗ:

  • Тритон; ;
  • Stag.

Радует также тот факт, что установить вариатор угла опережения можно как во время установки ГБО, так и после нее. Самое главное, чтобы установкой этого приспособления занимались специалисты, которые имеют опыт работы с газовым оборудованием и самим вариатором УОЗ.

На этом у меня все, надеюсь у вас больше не осталось вопросов, и вы без труда сможете рассказать, что такое вариатор УОЗ и в чем заключаются его позитивные стороны. Спасибо за внимание, извините, если что упустил, желающие меня дополнить могут воспользоваться формой для комментариев. До новых встреч на ГБОшнике.

Вариатор угла опережения зажигания для ГБО на авто

Число автовладельцев, переоборудующих свои машины для работы на газовом топливе, неуклонно растёт. Связано это, главным образом, с тем, что в связи с ростом цен на бензин эксплуатация автомобиля становится всё более дорогостоящей. Газ, разумеется, тоже дорожает, но ценовая вилка в два с лишним раза остаётся стабильной и побуждает народ задуматься о переходе на газ.

Если есть уверенность в экономическом эффекте от перехода с бензина на газ – вперёд и с песней. А для того, чтобы этот эффект был максимальным, целесообразно ознакомиться с техническими тонкостями установки газобаллонного оборудования, так как на автосервисе об этом особенно не распространяются. В частности, речь пойдёт о таком приборе, как вариатор УОЗ для ГБО.

Необходимость установки вариатора

Само слово «вариатор» подразумевает, что этот прибор призван изменять определённые параметры какой-либо системы. В данном случае рассматривается электронное устройство, которое регулирует угол опережения зажигания (УОЗ), иными словами, положение точки, где происходит воспламенение топливно-воздушной смеси (ТВС) в цилиндре ДВС.

Топливная смесь поджигается искрой свечи в тот момент, когда поршень ещё не достиг верхней мертвой точки (ВМТ), завершая такт сжатия. Это опережение измеряется углом поворота коленвала и делается для того, чтобы горючая смесь полностью сгорела именно в ВМТ, так как между воспламенением и полным сгоранием проходит несколько миллисекунд. Таким образом, обеспечивается оптимальный режим работы ДВС, максимальный крутящий момент, экономичность и экологичность.

Начальный УОЗ на сошедшем с конвейера авто выставляется заводом-изготовителем в зависимости от типа двигателя и вида топлива, на которое он рассчитан. В процессе движения этот параметр регулируется умной электроникой в определённом диапазоне на основе показаний датчиков, подающих сигналы о частоте оборотов двигателя, температуре ТВС и силе тяги.

При переходе на газ характеристики горючей смеси меняются. В ГБО применяется два вида газового топлива: сжатый природный газ метан (CNG) и сжиженная смесь пропана и бутана (LPG). Газовая аппаратура на метановом топливе в нашей стране используется весьма ограниченно (на, то есть ряд объективных причин), поэтому основной акцент будет сделан на пропан-бутан.

Так вот, бензиновая топливовоздушная и пропанобутановая смесь отличаются друг от друга по ряду параметров, наиболее существенными из которых являются октановое число (у пропановой смеси около 105), температура и скорость сгорания (пропан-бутан горит дольше бензиновой ТВС).

Более того, соотношение пропана и бутана в смеси меняется в зависимости от времени года: летом оно составляет 40:60, а зимой, наоборот – 60:40 (отсюда разница в цене).

По этой причине угол опережения зажигания на газе должен быть больше, чем на бензине. Рассчитанная на бензин штатная электроника с этой задачей в полной мере справиться не сможет, так как не в состоянии распознать, что двигатель перешёл на газ. Поэтому если к газовой аппаратуре будет дополнительно установлен вариатор угла опережения зажигания, то он скорректирует сигналы датчиков, оптимизируя УОЗ для работающего на газовом топливе мотора. То есть, газовая смесь успеет полностью сгореть в нужное время в нужной точке. В противном случае она будет догорать в выхлопной трубе, снижая мощность и ресурс ДВС. К слову сказать, отсюда и возникают вопросы о прогаре клапанов ГРМ, а также выходе из строя катализатора.

Принцип работы, выбор устройства, установка и настройка

Вариатор УОЗ для ГБО корректирует показания электронного блока управления (ЭБУ), смещая их в соответствии с предварительными настройками. В связи с этим установка ГБО одновременно с вариатором — самое рациональное решение (хотя, в принципе, это можно сделать в любой момент).

Выбор модели и модификации вариатора для регулировки зажигания под газ зависит от модели двигателя, типа ГБО и характера генерируемого датчиками сигнала. Различают 3 типа вариаторов:

  • совместимые с датчиками, выдающими индуктивный сигнал;
  • работающие совместно с датчиками, генерирующими цифровой сигнал (датчики Холла);
  • совместимые исключительно с трамблёром (для карбюраторных двигателей).

Чтобы не ошибиться, установку и настройку прибора лучше доверить сертифицированному автосервису, имеющему достаточный опыт работы с газовым оборудованием, так как малейшая неточность в подключении разъёмов может привести к поломке. Для конкретных типов ДВС и ГБО вариатор УОЗ имеет свои настройки, проверяемые на испытательных стендах.

Например, вариатор УОЗ Микролуч (Microlouch) украинского производства подбирается по типу датчиков, установленных на коленчатом и распределительном вале, а для его настройки используется программа Hmel в комплекте с интерфейсным кабелем для ГБО 4-го поколения. Программа позволяет выбрать либо постоянный УОЗ (от 00 до 200), либо выстроить график зависимости УОЗ от числа оборотов. Определение оптимального угла опережения производится экспериментальным путём на основе субъективных ощущений при езде. При этом на разных автомобилях получаются разные результаты. Также имеет значение тип трансмиссии – механическая или автоматическая КПП. При езде на средних оборотах оптимальное значение УОЗ обычно находится в пределах 6-9 градусов для пропана и 12-15 градусов для метана.

С приходом на рынок 4-го поколения ГБО инжекторные системы газораспределения стали вытеснять газовое карбюраторное оборудование второго поколения (их доля составляет примерно 70%). Однако это не значит, что для ГБО 2-го поколения вариатор не нужен, т.к. оно уже давно адаптировано к инжекторным моторам.

Производители и цены

Самыми известными брендами вариаторов угла опережения зажигания (ВУОЗ) являются следующие:

  1. Тритон-618 (Россия) – двухканальный прибор, который совместим как с индуктивными, так и с цифровыми датчиками. Адаптирован к машинам многих марок, поскольку допускает перепрошивку электронного блока управления (ЭБУ). Ценовой диапазон: 1900-2200 рублей.
  2. АЕB (Италия) – прибор интегрируется в ГБО автомашин, оснащенных индуктивными датчиками. В зависимости от модели также поддерживает сигнал с одного или двух распредвалов. Ценовой диапазон: 3500-7000 рублей.
  3. STAG (Польша) – имеет несколько модификаций (ТАР-01, ТАР-02, ТАР-03), по функционалу аналогичен АЕВ. Ценовой диапазон: 3000-6700 руб.

Стоимость установки вариатора невелика и составляет в среднем 400-600 рублей. При этом не важно, предназначен ли прибор для ГБО 2-го или 4-го поколения. Однако если речь идёт о ГБО на метане, то цена будет несколько выше за счёт более сложного монтажа.

Заключение

Резюмируя размещённые на различных форумах отзывы и комментарии, можно сделать вывод, что главным достоинством вариатора УОЗ является улучшение тяги и динамики автомобиля. При грамотной настройке разница между бензином и газом почти не заметна даже при трогании с места. Наблюдаются и такие положительные факторы, как сокращение расхода газа (хотя и незначительное) и меньший нагрев двигателя (это можно заметить летом по частоте включения вентилятора охлаждения при стоянии в пробке).

Для ГБО на метане, октановое число которого на 20 пунктов выше, чем у бензина, вариатор просто необходим.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button