Размеры поршневых колец таблица взаимозаменяемость - Automotoworld.ru

Размеры поршневых колец таблица взаимозаменяемость

Размеры поршневых колец таблица взаимозаменяемость

Подгонка и восстановление поршневых колец

По данному способу можно сделать нужные вам кольца из колец от других марок машин, мотоциклов и т.д., которые имеются в наличии или которые легче приобрести. Работоспособность таких колец равна заводским.

Для переделки хороши и изношенные кольца больших диаметральных размеров, что дает им вторую жизнь. Так как длина окружности равна Д х 3,14, то при износе кольца на 0,2 мм (то есть 0,1 мм на сторону) зазор в замке уже 0,628, износ цилиндра на 0,02 — 0,03 мм прибавляет еще 0,07 — 0,1 мм зазора, в сумме это заметно и часто такие кольца меняют.

Что необходимо для работы: токарный станок, плоскошлифовальный станок (если необходима доработка по высоте) и желательно круглошлифовальный станок, а также микрометры, но квалифицированный токарь может обойтись штангенциркулем.

Как известно, иногда вставляют ремонтные увеличенные, обрезав излишек в стыке, но в этом случае кольцо в цилиндр ложится с искажением и чем больше увеличение, тем оно больше. Таким образом, еще можно поставить кольца с увеличением до 0,5 мм (излишек в стыке более 1,5 мм). Если увеличение больше 1-2 мм, то нужно следуя дальнейшему описанию, обработать наружный диаметр под размер цилиндра. А если кольцо не родное и толще, то следует и прошлифовать до нужной толщины или доработать канавку на поршне.

Технологии подгонки и восстановления поршневых колец

И так: вытачиваем втулку (см. рис. 1), внутренний диаметр которой определяется формулой:

Например, для ВАЗ-2101 после капремонта нужны кольца 76,4, а имеются изношенные от мотоцикла «Урал» 78 тогда

Затем кольца вставляем вовнутрь втулки и совместив концы внахлест, отчеркиваем чертилкой излишек. Удаляем излишек с одного конца кольца точно до черты, это удобно делать зажав полкольца в тиски (но губки должны быть параллельны) строго по риске (см. рис. 2). Прижимая полотно ножовки к губкам тисков, аккуратно обрезаем выступ и доводим торец напильником, вставляем кольцо для контроля в разметочную втулку и проверяем зазор в замке, доводя его до необходимого теплового. При наличии круглошлифовального станка точим оправку (см. рис. 3). Диаметр посадочного пояска «А» делаем по внутреннему диаметру поршневого кольца, вставленного в разметочную втулку. Затем базируем кольцо на оправку с помощью разметочной втулки и сжимаем по торцам прижимной шайбой, затягивая гайку, после чего снимаем разметочную втулку. Шлифуем наружный диаметр кольца по микрометру в размер цилиндра. Если при отрезки излишка, зазор в замке окажется чуть больше нужного, то при наружной шлифовке следует добавить необходимое количество сотых мм на диаметр, т.к. умножаясь на «П»-3,14, они уменьшают зазор. При зажиме все торцевые поверхности должны быть чистыми и сухими. Если нет шлифовального станка, эту операцию можно выполнять и на токарном станке (см. рис. 4), если разметку делаем по штангенциркулю, то точим в «плюс», так как возможна припиловка стыка. В маслосъемных кольцах после наружной обработки необходимо занизить соответственно и канавку в середине кольца. Вообще в этом случае, несколько уменьшается сечение кольца, но за счет его большого скручивания, упругость кольца не уменьшается и оно работает как новое.

Если высота кольца больше, то можно расширить канавку резцом в размер колец или прошлифовать кольца до нужного размера на плоскошлифовальном станке, закрепив их на магнитной плите (плита должна иметь частое расположение магнитных элементов). Для этого шлифуем магнитную плиту, алмазим круг, располагаем кольца (зачистив базу на шкурке или прошаржировав см. рис. 5) и фиксируем их, обложив снаружи и внутри. Шлифуем в малом режиме с подачей на проход 0,03 — 0,04 мм. Маслосъемные кольца шлифуем с переворотом, получая одинаковой толщины скребущие пояски.

Если плоская шлифовка колец необходима, то лучше начать с нее, потом разметка и все остальное.

Маслосъемные кольца «Жигулей» имеют на внутренней поверхности выточку под спиральную пружину. Кольцо с дополнительной пружиной быстрее прирабатывается, но при некачественной нашей отечественной смазке быстрее и снашивается (отчего многие «Жигули» и дымят). Поэтому при использовании на «Жигулях» отечественных колец нет смысла делать внутреннюю выточку и ставить пружину, лучше сделать более глубокой наружную проточку, т.е. углубить канавку.

Для ориентации размеров колец наиболее распространенных в России, приведена таблица (см. ниже), следуя которой и исходя из ремонтных увеличений можно подобрать кольца, которые подойдут или которые можно переделать под нужный размер.

Например у мотоцикла «Урал» 78 мм, ремонтные с увеличением 1,0 мм будут 79 мм, то есть подойдут для «Жигулей» или убрав от 78 мм можно получить кольца для ВАЗ-2101. Кроме того, некоторые кольца подойдут напрямую: маслосъемные кольца «Москвич-408» 76 мм и высотой 4 мм, т.е. соответствуют ВАЗ-2101 без всякой переделки, а компрессорные высотой 2,2 мм чуть с доработкой по высоте. Хорошо подходят и от «Запорожца» 76 мм и высотой 1,5 — 2,0 мм. Причем маслосъемное кольцо из стальной ленты очень хорошо снимает масло и долговечно. Кроме того, компрессорные кольца можно использовать и мотоциклетные 78 мм с переделкой. Подходит к «Москвичу» от ГАЗ-51 второе компрессионное и маслосъемное кольца. Поэтому если нет новых колец, то верхнее хромированное (с целым слоем хрома) оставляем, а остальные ставим от ГАЗа. Они могут быть чугунными, либо из стальной ленты. Если верхнее изношено, то подойдет и от ГАЗа, но нужно прошлифовать кольцо до высоты 2 мм или увеличить резцом на токарном станке канавку до Н-2,5 мм, учитывая взаимозаменяемость колец из одной размерной группы, например, 76 мм для «Запорожца» подойдут кольца от «Жигулей», «Москвича-408», «403» и т.д. (см. таблицу). Поэтому для ЗАЗ можно найти изношенные кольца от старых «Москвичей-408 и 403». Грузовые «Москвичи» (чебурашки) используют двигатель М-408 ( 76). У старых «Москвичей» двигатели прошли не один капремонт, поэтому у владельцев остались изношенные кольца ремонтного размера, т.е. 76,5 мм, которые после износа имеют размер 76,4 — 76,3 мм и их, используя данную технологию, достаточно пропилить в размер 76 мм или поставить на ВАЗ первого ремонта ( 76,4 мм). Также имеются изношенные кольца 77 мм и т.д. Двигатели «Москвичей-403 и 408» двух стандартов, т.е. новые кольца первого стандарта 76,0 и второго 76,2 мм.

Такие кольца ( 76,2 мм), как новые так и изношенные можно сразу ставить на ЗАЗ и ВАЗ припилив зазор в стыке замка, (на ЗАЗ применяется маслосъемное кольцо из стальной ленты). Но чугунное, например, от М-408 (чебурашки) или ВАЗ можно использовать любое, оно будет работать не хуже. В качестве компрессорного можно использовать любые из группы колец 76 мм (см. таблицу) или, например, для мотоплуга с двигателем «Электрон» нужны кольца 57, тогда ближайшее увеличенное будет 58 от мотоцикла «Ява-350» или «ЧЗ», взятые у них новые или изношенные кольца квалифицированный токарь по этой технологии подгонит в размер 57.

Или для лодочного мотора «Вихрь» можно использовать кольца от мотоцикла «Иж-Планета» с небольшой доделкой под стопор.

Данная разработка является изобретением (положительное решение по заявке №44888126).

Кольца от 2-х тактных двигателей взаимозаменяемы с 4-х тактными, но имеют стопор. Если на поршне два компрессорных кольца, то верхнее можно поставить хромированное, если три, то допустимо два верхних хромированных, но если зеркало цилиндра хромированное (особо обратить внимание владельцам зарубежных моторов), то использование хромированных и из стальной ленты колец недопустимо.

Предостережение: если 2-х тактный двигатель форсирован (окна увеличены) будьте осторожны!

Так как рабочие газы пропускают поршневое кольцо к низу канавки и попадают в полость за кольцом, поэтому они своим давлением разжимают кольцо изнутри, уплотняя его к диаметру. При износе зазор в замке выпускает газы из полости кольца и оно не держит компрессию, поэтому необходим минимальный тепловой зазор в замке и обработка кольца в размер цилиндра.

О маслосъемном кольце: оно работает в наименее изношенной части цилиндра и покрыто маслом. Верхняя кромка кольца поддерживает компрессию (хотя оно не разжимается газами), его упругость достаточна. В изношенный цилиндр есть смысл поставить увеличенное на 0,5 мм по диаметру кольцо, сделав спецзамок в стыке (см. рис. 6). Разметку чертилкой (совместив концы внахлест) следует произвести в нижней части цилиндра. При припиловке замка необходимы надфили, и желательна тренировка на старом кольце и пользование мерителем, контролируя кольцо по канавке. Поскольку кольцо высокое (4 — 5 мм), то высота шипа (2 — 2,5 мм), что нисколько не уменьшает его прочность. Хотя кольцо полнее по диаметру на 0,5 мм за счет своей жесткости оно хорошо облегает цилиндр (убедитесь на просвет) и полностью прирабатывается за 1-2 тыс. км. Припиливая к разметке нужно добавить минимальный тепловой зазор. Кольцо должно плотно сидеть в канавке (разбитая будет пропускать газы внутрь поршня). Хорошо сделанное кольцо будет долго работать как компрессионное.

Читайте также  Замена цепи грм на ноуте

Виды поршневых колец, из чего изготовлены, подбор и маркировка

Поршень и цилиндр двигателя внутреннего сгорания имеют близкие размеры, однако, с какой бы высокой точностью они не изготавливались, между ними все равно остается зазор, через который в картер могли бы свободно проходить газы, образующиеся в результате сгорания рабочей смеси, а из картера в камеру сгорания попадало бы моторное масло. Для предотвращения этих крайне нежелательных явлений применяются поршневые кольца.

Они представляют собой незамкнутые кольца, посаженные с небольшим зазором в предназначенных для этой цели поршневых канавках. По своему предназначению они делятся на две группы:

  • компрессионные, задача которых состоит в предотвращении прорыва газов из камеры сгорания в картер двигателя;
  • маслосъемные, предназначенные для удаления излишков моторного масла со стенок цилиндров.

Поршневые кольца

Компрессионные поршневые кольца имеют наружный диаметр немного больше диаметра цилиндра. Чтобы деталь могла поместиться внутри, в ней делается вырез, называемый замком. Поверхность компрессионного кольца изготавливается ровной, без каких-либо выемок. Маслосъемные кольца, в отличие от них, имеют сквозные прорези, предназначенные для отвода масла.

Количество колец, устанавливаемых на один поршень, может варьироваться. На заре автомобильной эры, когда двигатели были тихоходными, чтобы как можно лучше справиться с потерями компрессии, их количество доходило до семи. В современных двигателях для каждого поршня, как правило, применяется три: два компрессионных и одно маслосъемное. У спортивных автомобилей с высокооборотистыми форсированными моторами инженеры довольно часто ограничиваются и вовсе двумя.

Какие материалы применяются для изготовления поршневых колец

При изготовлении колец применяются различные материалы, такие, как чугун, нержавеющая сталь, хром и молибден. Чугун сочетает в себе невысокую стоимость и достаточно высокие эксплуатационные характеристики, чем вызвано его широкое распространение.

В состав нержавеющей стали входит большое количество хрома для увеличения жаростойкости и сопротивляемости износу. Благодаря этому кольца из «нержавейки», как и хромированные, лучше сопротивляются высоким температурам, нежели чугунные. Поскольку первое компрессионное кольцо работает в условиях недостатка смазки, необходимо учитывать и этот фактор при выборе материала для него. Как нельзя лучше для покрытия подходит все тот же хром. Хромированные изделия намного лучше сопротивляются истиранию.

Молибден применяется в качестве покрытия рабочей части колец с целью увеличения их ресурса. Помимо этого, молибденовые поршневые кольца быстрее прирабатываются к стенкам цилиндров, что особенно важно в случае их замены при проведении капитального ремонта двигателя.

Анатомия поршневых колец

Не следует думать, что для всех колец из комплекта применяется один и тот же металл. На применяемый материал основное влияние оказывает расположение поршневых колец на поршне. Поскольку все поршневые кольца работают в разных условиях, то и требования, предъявляемые к сплавам, из которых они изготовлены, различны.

Первое компрессионное кольцо

Первое компрессионное

В наиболее тяжелых условиях находятся первые компрессионные кольца, поэтому к ним предъявляются наиболее высокие требования по жаростойкости и сопротивляемости износу. Чаще всего их изготавливают из чугуна с противоизносной вставкой из молибдена.

На первый взгляд все компрессионные кольца выглядят одинаково, однако их конфигурация может существенно различаться. Например, верхнее может быть немного перекручено. В результате с поверхностью цилиндра контактирует только его кромка, а не вся поверхность. Благодаря этому, уменьшаются потери на трение, и сокращается время приработки.

Другой тип – компрессионные кольца с L-образным участком. Их отличительная особенность – способность менять степень уплотнения в зависимости от давления, оказываемого рабочими газами на тыльную часть большого L-образного выступа. Под давлением они расширяются, улучшая компрессию (во время такта сжатия), когда давление уменьшается, диаметр наоборот, уменьшается, при этом уменьшается трение и износ деталей. Какие из колец лучше, каждый решает сам, поскольку у всех имеются свои преимущества.

Второе компрессионное кольцо

Условия его работы менее напряженные, поэтому требования, предъявляемые к материалу, из которого оно изготовлено, менее жесткие. Второе компрессионное кольцо выполняет двойную задачу:

  1. обеспечивает дополнительное уплотнение, задерживая газы, прорвавшиеся через первое;
  2. работает наподобие скребка, препятствуя попаданию моторного масла в камеру сгорания.

Второе компрессионное

Нередко вторые компрессионные кольца имеют форму усеченного конуса, т.е. диаметр верхней части меньше, чем диаметр нижней. Благодаря такой конструкции, при движении поршня вниз со стенок цилиндра удаляется масло.

Оба компрессионных кольца имеют только одно правильное положение для установки, переворачивать их ни в коем случае нельзя, иначе они будут неправильно работать. Для предотвращения ошибок при монтаже на их верхней стороне ставится маркировка, например, «Т» или «TOP».

Маслосъемные кольца

Маслосъемное кольцо

Они устанавливаются под компрессионными. В отличие от последних, их поверхность не сплошная, она имеет окошки, предназначенные для отвода моторного масла. В современных двигателях маслосъемные кольца устанавливаются по одному на каждый поршень, раньше они устанавливались по несколько, особенно в двигателях, предназначенных для стационарного использования.

Подбор запчастей

При выполнении капремонта двигателя необходимо правильно подобрать поршневые кольца, поскольку неправильный подбор приведет либо к отсутствию необходимой компрессии, либо к заклиниванию поршней в цилиндрах с последующим разрушением колец и образованием многочисленных задиров на поршнях и стенках цилиндров. Рассмотрим на примере двигателя ВАЗ-2111, как правильно подобрать нужные детали.

Существует таблица ремонтных размеров поршней и колец, с помощью которой подобрать подходящий диаметр деталей достаточно легко. Базовый диаметр цилиндров мотора ВАЗ-2111 составляет 82 мм, ремонтные поршни имеют увеличенный диаметр: на 0,4 мм для первого ремонта и на 0,8 мм – для второго. Кольца под ремонтные размеры также имеют увеличенный диаметр, и на них проставляется соответствующая маркировка.

В общих чертах процесс капремонта двигателя ВАЗ-2111 выглядит так: цилиндры растачиваются под первый ремонтный размер, при этом оставляется небольшой припуск на хонингование. Затем старые поршни заменяются на новые увеличенного диаметра, и на них монтируются поршневые кольца первого ремонтного размера.

Таблица ремонтных размеров существует для всех двигателей, и подобрать нужный диаметр не составит труда для любого мотора, будь то двигатель ВАЗ или Субару.

Модель двигателя (ВАЗ) Размер колец (мм)
нормальный 1-й ремонтный 2-й ремонтный
2101, 2103, 2108, 21081, 1111 76 76,4 76,8
21011, 2105, 2106, 2121 79 79,4 79,8
21082, 21213, 2110, 11113 82 82,4 82,8

Какие кольца лучше

Вопрос, какие поршневые кольца лучше приобрести для замены, не дает покоя многим автовладельцам. При имеющемся многообразии выбор сделать нелегко. Ответить можно так: если цель замены– восстановление нормальной работоспособности мотора, вполне достаточно штатных, если же владелец хочет улучшить характеристики двигателя, лучше обратить внимание на более «навороченные» изделия, например, хромированные или молибденовые.

Взаимозаменяемость поршневых колец: насколько это реально?

При ремонте двигателей автомобилей различных марок и моделей иногда возникают ситуации, когда нужной детали найти быстро не удается. Как правило, это означает, что нужно делать заказ, — и тогда требуемую деталь можно получить только через 5-12 дней, а то и больше, из-за границы. В некоторых случаях подобный срок может оказаться нежелательным или даже неприемлемым. А есть ли способ найти альтернативные решения?
Оказывается, да, есть. По некоторым моторным деталям прослеживается явная аналогия их основных размеров у двигателей, выпускаемых или выпускавшихся различными фирмами. Например, поршневые кольца различных моделей двигателей в ряде случаев частично или полностью взаимозаменяемы. А это значит, что круг поисков существенно расширяется и вероятность найти нужные кольца значительно увеличивается. Тем более что номенклатура поршневых колец, выпускаемых различными фирмами, если не безгранична, то, по меньшей мере, огромна. Конечно, «крутые» профессионалы, «фыркающие» при одном лишь виде детали, не имеющей «фирменной» упаковки компании-изготовителя автомобиля, могут обвинить автора в непрофессионализме и многих других смертных грехах. Так вот, этот материал — не для них. Лучше пусть займутся своим делом — заменой коленчатых валов, шатунов, блоков или головок цилиндров, которые они боятся ремонтировать, даже если те имеют незначительные дефекты. Для остальных же сообщаем некоторые подробности. Основными размерами, по которым можно подобрать поршневые кольца, являются их высота и, конечно, диаметр цилиндра. Если найден вариант, имеющий такие же размеры, то с вероятностью 90-95 % он подойдет. Но, чтобы быть уверенным на все 100 % , нужно еще учесть следующее.
— Радиальная ширина выбранных колец должна соответствовать канавкам поршня, то есть нужно, чтобы глубина канавок не оказалась слишком малой. В подавляющем большинстве случаев компрессионные кольца у различных двигателей имеют очень близкую радиальную ширину и практически всегда подходят, чего нельзя сказать о маслосъемных кольцах. Для последних вряд ли, например, удастся замена штатного наборного кольца с двухфункциональным расширителем на коробчатое, которое имеет значительно большую ширину. Поэтому помимо размеров при подборе колец необходимо уточнить их конструкцию, а лучше всего — их радиальную ширину по специальным каталогам фирм-производителей колец (Federal Mogul, Goetze, Kolbenschmidt, Perfect Circle и другие).
— Определенное значение имеют материалы и покрытие колец. Так, желательно, чтобы у найденных колец покрытие соответствовало оригиналу. Нарушение этого правила может привести к снижению их ресурса, а в некоторых случаях (например, при установке нехромированных колец в алюминиевые цилиндры, не имеющие твердого покрытия) — вообще к неработоспособности колец. Эти вопросы также можно уточнить по каталогам.
— Очень трудно подобрать кольца для дизелей. У многих моделей верхние кольца имеют молибденовое покрытие и трапецеидальный профиль, причем нередко с различными углами, а маслосъемные кольца, как правило, коробчатые (наборные ставит, пожалуй, только Ford).
Эта информация может быть уточнена в каталогах фирм-производителей колец. Нецелесообразно также устанавливать на дизель кольца от бензиновых моторов, хотя обратная замена допустима. Во всех случаях очень желательно, чтобы двигатель, кольца от которого использовались, имел примерно те же основные параметры, что и двигатель, на который эти кольца установлены. Речь идет в первую очередь об удельной (так называемой литровой) мощности и максимальной частоте вращения, определяющих степень форсирования двигателя. Очевидно, кольца от «тихоходного» мотора выпуска 20-30 летней давности вряд ли подойдут к современному многоклапанному двигателю с наддувом — не те окажутся материалы покрытия, да и требования к геометрии колец могут быть разными. Так что эти факторы следует учитывать при подборе колец, когда нет точных каталожных данных по их материалу и покрытию. Но, в любом случае, кольца от более новых моделей при соответствии размеров подойдут к более старым. Если найденные кольца удовлетворяют всем перечисленным выше условиям, ходить они будут ничуть не меньше штатных. Здесь приводится таблица с некоторыми вариантами возможной замены колец для различных моделей двигателей европейских, японских и американских автомобилей. Иногда подобные способы замены позволяют не только подбирать «дефицитные» кольца, но и заметно сэкономить, используя более дешевые аналоги (разумеется, речь не идет о продукции сомнительного происхождения). Отметим также, что количество вариантов может быть существенно (в несколько раз) увеличено, если есть возможность доработки колец шлифованием их торцев. Но это тема отдельного разговора.

Уважаемый посетитель! Мы физически не можем отвечать на каждый комментарий..
Для того, чтобы Вы могли самостоятельно (или с помощью ближайшего автосервиса) устранить неисправности дизеля, мы разработали ОнлайнДиагностику. Это интерактивное руководство, которое содержит все известные причины неисправностей дизельных двигателей и указывает пути достижения правильной работы конкретного двигателя.

Приглашаем вас воспользоваться ОнлайнДиагностикой прямо сейчас!

Взаимозаименяемость поршневых колец — Энциклопедия японских машин — на Дром

При ремонте двигателей автомобилей различных марок и моделей иногда возникают ситуации, когда нужной детали найти быстро не удается. Как правило, это означает, что нужно делать заказ, — и тогда требуемую деталь можно получить только через 5 — 12 дней из-за границы. В некоторых случаях подобный срок может оказаться нежелательным или даже неприемлемым. А есть ли способ найти альтернативные решения?

Оказывается, да, есть. По некоторым моторным деталям прослеживается явная аналогия их основных размеров у двигателей, выпускаемых или выпускавшихся различными фирмами. Например, поршневые кольца различных моделей двигателей в ряде случаев частично или полностью взаимозаменяемы. А это значит, что круг поисков существенно расширяется и вероятность найти нужные кольца значительно увеличивается. Тем более что номенклатура поршневых колец, выпускаемых различными фирмами, если не безгранична, то, по меньшей мере, огромна.

Конечно, «крутые» профессионалы, «фыркающие» при одном лишь виде детали, не имеющей «фирменной» упаковки компании-изготовителя автомобиля, могут обвинить автора в непрофессионализме и многих других смертных грехах. Так вот, этот материал — не для них. Лучше пусть займутся своим делом — заменой коленчатых валов, шатунов, блоков или головок цилиндров, которые они боятся ремонтировать, даже если те имеют незначительные дефекты. Для остальных же сообщаем некоторые подробности.

Основными размерами, по которым можно подобрать поршневые кольца, являются их высота и, конечно, диаметр цилиндра. Если найден вариант, имеющий такие же размеры, то с вероятностью 90 — 95% он подойдет. Но, чтобы быть уверенным на все 100% , нужно еще учесть следующее.

— Радиальная ширина выбранных колец должна соответствовать канавкам поршня, то есть нужно, чтобы глубина канавок не оказалась слишком малой. В подавляющем большинстве случаев компрессионные кольца у различных двигателей имеют очень близкую радиальную ширину и практически всегда подходят, чего нельзя сказать о маслосъемных кольцах. Для последних вряд ли, например, удастся замена штатного наборного кольца с двухфункциональным расширителем на коробчатое (см. «АБС-авто», июль 1998 г.), которое имеет значительно большую ширину. Поэтому помимо размеров при подборе колец необходимо уточнить их конструкцию, а лучше всего — их радиальную ширину по специальным каталогам фирм-производителей колец (Federal Mogul, Goetze, Kolbensсhmidt, Perfect Circle и другие).

— Определенное значение имеют материалы и покрытие колец. Так, желательно, чтобы у найденных колец покрытие соответствовало оригиналу. Нарушение этого правила может привести к снижению их ресурса, а в некоторых случаях (например, при установке нехромированных колец в алюминиевые цилиндры, не имеющие твердого покрытия) — вообще к неработоспособности колец. Эти вопросы также можно уточнить по каталогам.

— Очень трудно подобрать кольца для дизелей. У многих моделей верхние кольца имеют молибденовое покрытие и трапецеидальный профиль, причем нередко с различными углами, а маслосъемные кольца, как правило, коробчатые (наборные ставит, пожалуй, только Ford). Эта информация может быть уточнена в каталогах фирм-производителей колец. Нецелесообразно также устанавливать на дизель кольца от бензиновых моторов, хотя обратная замена допустима.

Во всех случаях очень желательно, чтобы двигатель, кольца от которого использовались, имел примерно те же основные параметры, что и двигатель, на который эти кольца установлены. Речь идет в первую очередь об удельной (так называемой литровой) мощности и максимальной частоте вращения, определяющих степень форсирования двигателя. Очевидно, кольца от «тихоходного» мотора выпуска 20-30 летней давности вряд ли подойдут к современному многоклапанному двигателю с наддувом — не те окажутся материалы и покрытия, да и требования к геометрии колец могут быть разными. Так что эти факторы следует учитывать при подборе колец, когда нет точных каталожных данных по их материалу и покрытию. Но, в любом случае, кольца от более новых моделей при соответствии размеров подойдут к более старым.

Если найденные кольца удовлетворяют всем перечисленным выше условиям, ходить они будут ничуть не меньше штатных. Здесь приводится таблица с некоторыми вариантами возможной замены колец для различных моделей двигателей европейских, японских и американских автомобилей. Иногда подобные способы замены позволяют не только подобрать «дефицитные» кольца, но и заметно сэкономить, используя более дешевые аналоги (разу- меется, речь не идет о продукции сомнительного происхождения). Отметим также, что количество вариантов может быть существенно (в несколько раз) увеличено, если есть возможность доработки колец шлифованием их торцев. Но это тема отдельного разговора.

Проверка поршневых колец при ремонте двигателя после пробега автомобилем 60 000 — 80 000 км

Хотя срок службы поршневых колец составляет 60000 — 80 000 км пробега автомобиля, рекомендуется во всех случаях разборки двигателя при пробеге более 20 000 км заменять поршневые кольца. Это, с одной стороны, исключит необходимость повторной разборки двигателя после сравнительно небольшого пробега автомобиля, а с другой стороны, будет являться профилактикой для повышения общего срока службы двигателя.

Если зеркала цилиндров имеют незначительные износы и не требуют ремонта, то вместо прежних поршневых колец могут быть использованы ремонтные кольца нормального размера или увеличенные по диаметру на 0,25 мм. Выбор тех или иных колец определяется величиной зазора в замке, измеряемого у кольца, установленного в тот цилиндр, в котором оно будет работать. Поршневые кольца нормального размера допустимо использовать, если зазор в их замке не превышает 0,75 мм. В противном случае нужно воспользоваться кольцами, увеличенными на 0,25 мм, обеспечив зазоры в их замках не менее 0,4 мм. Для этого допускается припиловка стыков замка.

В случаях, когда зеркала цилиндров требуют ремонта, прежние поршневые кольца заменяют ремонтными кольцами, имеющими увеличенные внешние диаметры.

Таблица. Комплекты поршневых колец для ремонта (количество на один двигатель)

Номер комплекта Ремонтный размер кольца Номинальный наружный диаметр кольца, мм Диаметр калибра для наружных операций, D1 + (0,6 — 0,8) мм
407-1000101 -Р Нормальное 75,875 75,875
407-1000101-РЗ Увеличенное на 0,25 мм 76,125 76,125
407-1000101-Р6 Увеличенное на 0,5 мм 76,375 76,375
407-1000101-Р8 Увеличенное на 1,0 мм 76,875 76,875
407-1000101-Р9 Увеличенное на 1,5 мм 77,375 77,375

В таблице даны номера комплектов ремонтных поршневых колец (для запасных частей) как нормального, так и ремонтных размеров. При этом кольца нормального размера и увеличенные на 0,25 мм предназначены для работы в цилиндрах, зеркала которых не требуют ремонта. Соответственно кольца, увеличенные на 0,5; 1,0; 1,5 мм, предназначены для цилиндров, отремонтированных расшлифовкой или расточкой. Эти кольца устанавливают на увеличенные поршни одинаковых с кольцами ремонтных размеров.

Таблица. Ремонтные размеры цилиндров

Ремонтные размеры цилиндров, мм Номера и размеры поршней Технология ремонта цилиндpoв
75,875-75,925 408-1004015 нормального размера Не ремонтируется или только хонингование
76,375—76,425 408-1004016-Р6 увеличенные на 0,5 мм Расточка, шлифование и последующее хонингование
76,875-76,1925 408-1004015-Р8-А увеличенные на 1,0 мм То же
77,375-77,425 408-1004015-P9-А увеличенные на 1,5 мм » »

Таблица. Основные параметры поршневых колец нормального и ремонтных размеров

Параметры Компрессионные кольца Маслосъемные кольца
верхнее и среднее нижнее
Высота, мм 2,173—2,185 2,165—2,185 3,97—3,99
Радиальная толщина, мм 3,2-3,4 3,2-3,4 3,2—3,34
Зазор в замке кольца, установленного в калибр, имеющий внутренний диаметр D, мм 0,41-0,76 0,41—0,76 0,41—0,76
Разность диаметров в направлениях А А и В В при обжатии кольца лентой до получения зазора в замке 0,41—0,76 мм 0,2—0,6 0,2—0,6 0,2-0,6
Упpугость кольца, сжатого лентой до получения зазора в замке 0,41—0,76 мм, кг 1,3-1,8 1,3—1,8 1,4-2,0

Геометрические параметры поршневых колец даны в таблицах выше. Во всех случаях замены поршневых колец необходимо:

Поршневые кольца установка

1 Перед установкой колец необходимо проверить зазор в их замках.

2 Разложите кольца по порядку в соответствии с нумерацией поршней/цилиндров.

3 Установите в первый цилиндр верхнее компрессионное кольцо. Протолкните его поршнем в глубь цилиндра, установив его у нижнего края цилиндра, на пределе хода поршня.

4 Измерьте зазор в замке набором плоских щупов. Лезвие щупа должно входить в замок кольца с небольшим натягом.

Рис. 20.4. Установив поршневое кольцо в цилиндр, замерьте зазор его замка с помощью набора плоских щупов

Сравните результаты с данными Спецификаций. У новых колец замок должен быть не меньше, чем указанный в Спецификациях. Маловероятно, чтобы оригинальные запасные части Toyota поставлялись бракованными; если зазор отличается от предписанного или кольцо в цилиндр «не лезет», проверьте, те ли кольца вы приобрели. Совершенно невероятно, если зазор в замках новых колец окажется слишком большим. Убедитесь в том, что вы взяли кольца нужного размера, именно для двигателя Toyota и именно той модели, а не для какого-нибудь иного.

5 Если зазор в замке кольца слишком маленький (что маловероятно для оригинальных запчастей Toyota), его нужно расширить, иначе в процессе работы двигателя концы кольца сомкнутся, приведя к серьезным повреждениям. В идеальной ситуации новые поршневые кольца должны обеспечивать необходимый зазор в замках и быть готовыми к установке. На худой конец, можно увеличить зазор, сняв немного металла с торца кольца тонким надфилем. Зажмите надфиль в тисках с мягкими губками и водите торцом кольца по надфилю, держа его строго перпендикулярно, снимая необходимое количество металла. Будьте осторожны – кольцо острое и хрупкое.

6 На новых кольцах нежелательно иметь и увеличенный зазор, свыше 1,0 мм. Если зазор слишком велик, проверьте еще раз, того ли размера кольца вы приобрели для конкретного двигателя и конкретного размера цилиндров. Возможно, износ цилиндра слишком велик или его неправильно расточили.

7 Повторите процедуру замера зазора для всех колец первого цилиндра, затем для колец остальных цилиндров. Не забудьте держать кольца и поршни в комплекте, чтобы они подошли при сборке к цилиндрам.

8 Теперь, когда все кольца проверена! и зазоры откорректированы, можно установить их на поршни.

9 При установке колец используется та же технология, что и при их снятии. Установите сначала пружину маслосъемного кольца в третью канавку (см. рис. 20.9,а).

Рис. 20.9,а. Установите пружину-расширитель маслосъемного кольца в третью канавку поршня…

Если пружина-расширитель имеет фиксирующий язычок, зацепите его за маслосгонное отверстие внутри канавки. При установке трехкомпонентного маслосъемного кольца установите тонкие нижнее маслосъемное кольцо, сместив его замок на 120° по отношению к замку расширителя, и верхнее маслосьемное кольцо, сместив его замок на 120° по отношению к замку нижнего кольца. Тонкие кольца («лапшу»! устанавливайте руками (см. рис. 20.9,б) – инструментом их можно сломать.

Рис. 20.9,б…а затем установите тонкие нижнее и верхнее маслосъемные кольца

При установке двукомпонентного маслосъемного кольца сначала установите пружину-расширитель, затем тонкое маслосъемное кольцо, сместив его замок по отношению к замку расширителя на 180°. Следующим устанавливайте второе компрессионное кольцо. Проследите, чтобы второе компрессионное кольцо было правильно установлено надписью «ТОР» или точкой, обращенной вверх, а скребком – вниз. Верхнее компрессионное кольцо устанавливайте последним, также меткой «ТОР» вверх. Расположите замки компрессионных колец таким образом, чтобы они были смещены на 120° по отношению к замкам маслосъемных колец, но при этом не находились над отверстиями поршневых пальцев (см. рис. 21.5,а-в).

image197

Рис. 21.5,а. Расположение замков поршневых колец – двигатели выпуска до 2000 года рабочим объемом 2,0 л

image198

Рис. 21.5,б. Расположение замков поршневых колец – бензиновые двигатели 2000 года выпуска рабочим объемом 1,8 л

image199

Рис. 21.5,в. Расположение замков поршневых колец – бензиновые и дизельные двигатели выпуска с 2001 года рабочим объемом 2,0 л

Примечание. Разные производители поршневых колец могут давать и другие указания по их установке – следуйте их инструкциям. Не перепутайте компрессионные кольца местами – их можно отличить по форме сечений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: