Тормоза

Виды тормозной жидкости

Виды тормозной жидкости

Тормозная жидкость в автомобиле — назначение, виды, замена

От стабильной работы тормозной системы зависит безопасность всех находящихся в автомобиле. Многие ли автовладельцы знают, как правильно обслуживать данный узел и какую процедуру обязательно следует проводить? Опытные автомобилисты знают, что замена тормозной жидкости должна проводиться периодически. И подходить к такой процедуре нужно ответственно. Следует, как минимум, узнать, какой должна быть тормозная жидкость и как проводить ее замену.

7d427b949c3e9848edb8eb8b74fcbff5_w650.jpg

Не стоит допускать замерзания жидкости, так как в таком состоянии она более вязкая и не может быстро прокачиваться по системе.

Свойства. Главная функция тормозной жидкости — передача усилия от основного тормозного цилиндра к колесным. Для того чтобы в системе было правильно нагнетание давления, важно, чтобы тормозная жидкость в процессе не закипала и не замерзала, а сохраняла изначальные свойства. Параметр, на который стоит обращать внимание при выборе этого расходника, точка кипения. Чем выше этот показатель, тем лучше. Если жидкость начнет закипать, в ней появятся пузыри воздуха, из-за чего тормозное усилие может ослабевать.

Также водителю не стоит допускать замерзания жидкости, так как в таком состоянии она более вязкая и не может быстро прокачиваться по системе. Это тоже отрицательно сказывается на времени срабатывания тормозов. Если автомобиль используется в регионах России, где наблюдаются холодные зимы, следует выбирать жидкость с запасом по температуре замерзания. Есть еще один параметр важный для выбора — агрессивность. Он показывает, насколько средство может негативно влиять на пластиковые, резиновые и металлические детали.

9d79bf8d79f846208661afb4d2bcc53d_w650.jpg

Выбирать жидкость следует по рекомендациям производителя

Как выбрать. Всего можно выделить 3 вида тормозной жидкости:
1) масляно-спиртовые — применяются в старых автомобилях. Главный недостаток такого вида — слишком низкая температура кипения;
2) гликолевые — самые распространенные на рынке. Данный вид разделяется еще на несколько типов — DOT 3/DOT 4/DOT 5.1. Средства вязкие и имеют высокую точку кипения;
3) силиконовые — могут сохранять рабочие свойства при температуре -100. +350 градусов. Имеют недостаток — слишком низкие смазывающие свойства, из-за чего систему нужно постоянно проверять.

Выбирать жидкость следует по рекомендациям производителя. Информацию можно посмотреть в инструкции. Запрещено смешивать средства разных классов.

beccdc0fd7d687ebcc0566b205f5cee1_w650.jpg

Если в тормозной системе появилась течь, нужно устранять ее и проводить замену жидкости

Когда менять. Проводить замену тормозной жидкости следует как минимум раз в 2 года. Если речь идет о спортивных или премиальных автомобилях, то интервал следует сократить до 1 раза в год. Если игнорировать требований по замене, рано или поздно жидкость закипит, что приведет к полной деактивации тормозной системы. Проводить замену следует и в других случаях:

1) если появилась течь — передвигаться с такой проблемой опасно;
2) если в жидкости образовалась влага. Тормозная жидкость со временем накапливает в себе влагу. Чем больше концентрация воды, тем меньше будет точка кипения;
3) если жидкость стала мутной или в ней появился осадок. Рабочее средство должно оставаться прозрачным. Если в составе появились помутнения, это говорит о том, что его пора менять на новый.

116737744c3d08c8b766799fa7f42fca_w650.jpg

В процессе нужно постоянно подливать жидкость в бачок, чтобы в систему не попал воздух

Как менять. Лучше всего проводить замену такого расходника в специализированном центре. На процедуру уйдет не более 30 минут. Если нет возможности обратиться к профессионалам, можно воспользоваться некоторыми советами. Проводить замену следует по этапам:
1. Обеспечить свободный доступ к штуцерам. Если до них можно добраться, то колеса снимать необязательно;
2. Откачать старую жидкость. Для этого нужно открыть капот и открутить крышку тормозного бачка. Старая жидкость выкачивается при помощи шприца;
3. На следующем этапе нужно прокачать тормоза. Если в автомобиле параллельная схема контуров, начинать стоит с задних колес — правое, потом левое. Если схема диагональная — правое заднее, левое переднее, левое заднее, правое переднее. На штуцер колесного цилиндра надевается трубка длиной 40 см, а второй конец помещается в пустую емкость;
4. Для процедуры нужно использовать помощника. На следующем этапе один должен сесть за руль, завести мотор и начать нажимать на тормоз;
5. Пока педаль будет зафиксирована, нужно открутить штуцер на пол оборота, слить 100 мл и закрыть штуцер.

Манипуляции следует повторять до тех пор, пока не уйдут пузыри воздуха, а в емкость не польется свежее средство. По такой же схеме прокачивают все остальные колеса. В процессе нужно постоянно подливать жидкость в бачок, чтобы в систему не попал воздух. Как правило, для легкового авто требуется 1.5 литра жидкости.

Итог. Замену тормозной жидкости нужно проводить для того, чтобы система, отвечающая за остановку транспортного средства, была исправна. Проводить процедуру можно как самостоятельно, так и в сервисе.

Виды тормозной жидкости

разновидности тормозной жидкости

Разнообразие тормозных жидкостей в наше время вызывает логичный вопрос: а в чём между ними разница? Ниже разберём виды тормозных жидкостей и обозначим ключевые различия между ними.

Гликолевые жидкости

Подавляющее большинство используемых в современных автомобилях тормозных жидкостей создано на базе гликолей и полигликолей с добавлением небольшого количества модифицирующих компонентов. Гликоли – это двухатомные спирты, которые обладают необходимым набором характеристик, подходящих для работы в гидравлических тормозных системах.

Так сложилось, что среди нескольких разработанных в разных организациях классификаций прижился вариант от американского департамента транспорта (DOT). Подробно все требования к тормозным жидкостям с маркировкой DOT изложены в стандарте FMVSS №116.

тормозные жидкости какие бывают

В настоящее время на автомобилях, эксплуатируемых в РФ, применяется три основных типа тормозных жидкостей.

  1. DOT-3. На 98% состоит из гликолевой основы, остальные 2% занимают присадки. Эта тормозная жидкость сегодня используется редко и почти полностью вытеснена следующим поколением из линейки ДОТ. В сухом состоянии (без наличия воды в объёме) закипает не раньше, чем до достижения температуры +205°C. При температуре –40°C вязкость не превышает 1500 сСт (достаточно для нормальной работы тормозной системы). В увлажнённом состоянии, при наличии 3,5% воды в объёме, может закипеть уже при достижении температуры +150°C. Для современных тормозных систем это довольно низкий порог. И использовать эту жидкость при активной езде, даже если автопроизводитель допускает это, нежелательно. Обладает довольно ярко выраженной химической агрессией по отношению к краскам и лакам, а также к неприспособленным для работы с гликолевыми основами пластикам и резиновым изделиям.

дот-3

  1. DOT-4. В плане химического состава соотношение базы и присадок примерно такое же, как и для жидкости предыдущего поколения. У жидкости ДОТ-4 существенно повышена температура кипения как в сухом виде (не менее +230°C) так и в увлажнённом (не менее +155°C). Также несколько снижена химическая агрессия за счёт присадок. Из-за этой особенности жидкости более ранних классов не рекомендуется использовать в авто, в которых тормозная система рассчитана на ДОТ-4. Вопреки расхожему мнению, заливка неподходящей жидкости не вызовет резкого отказа системы (это произойдёт только в случае критических или околокритических повреждений), но может значительно снизить срок службы активных элементов тормозной системы, таких как главный и рабочий цилиндры. За счёт более богатого пакета присадок, допустимая вязкость при –40°C у DOT-4 повысилась до 1800 сСт.
Читайте также  Проваливается педаль тормоза при работающем двигателе

dot-4

  1. DOT-5.1. Высокотехнологичная тормозная жидкость, основным отличием которой выступает низкая вязкость. При температуре –40°C кинематическая вязкость составляет всего 900 сСт. Используется жидкость класса ДОТ-5.1 в основном в нагруженных тормозных системах, где требуется максимально быстрое и чёткое срабатывание. Не закипит раньше, чем разогреется до +260°C в сухом состоянии, и сохранит стабильность до +180°C в увлажнённом. Не рекомендуется к заливке в гражданские авто, рассчитанные на другие стандарты тормозных жидкостей.

дот-5.1

Все жидкости на основе гликолей гигроскопичны, то есть аккумулируют в своём объёме влагу из атмосферного воздуха. Поэтому менять эти жидкости, в зависимости от изначального качества и условий эксплуатации, нужно примерно 1 раз в 2-3 года.

Реальные параметры современных тормозных жидкостей в большинстве случаев значительно выше, чем этого требует стандарт. Особенно это касается наиболее распространённых продуктов класса ДОТ-4 из премиумного сегмента.

виды тормозной жидкости

Силиконовая тормозная жидкость DOT-5

Силиконовая основа имеет ряд преимуществ перед традиционной гликолевой.

Во-первых, она более устойчива к отрицательным температурам и имеет малую вязкость при –40°C, всего 900 сСт (такой же показатель, как у DOT-5.1).

Во-вторых, силиконы менее склонны к накоплению воды. Как минимум, вода в силиконовых тормозных жидкостях не так хорошо растворяется и часто выпадает в осадок. А это означает, что вероятность внезапного закипания в целом будет ниже. По этой же причине и срок службы хороших силиконовых жидкостей достигает 5 лет.

В-третьих, высокотемпературные характеристики у жидкости DOT-5 находятся на уровне технологичной DOT-5.1. Температура кипения в сухом состоянии – не ниже +260°C, с содержанием 3,5% воды в объёме – не ниже +180°C.

тормозной цилиндр

Основной недостаток – малая вязкость, что нередко приводит к обильным протечкам даже при небольшом износе или повреждении резиновых уплотнителей.

Некоторые автопроизводители выбрали путь изготовления тормозных систем под силиконовые жидкости. И в этих авто использование других ДОТов запрещено. Однако силиконовые тормозные жидкости можно без серьёзных ограничений использовать и в авто, рассчитанных на ДОТ-4 или ДОТ-5.1. При этом желательно полностью промыть систему и заменить уплотнители (если это возможно) или старые, имеющие существенный износ детали в сборе. Это уменьшит вероятность неаварийных утечек из-за низкой вязкости силиконовой тормозной жидкости.

Виды тормозной жидкости

Дискуссия о том, использовать ли в моделях Triumph тормозную жидкость DOT3, DOT4, DOT5, или новую DOT5.1, является общей темой. Информация, содержащаяся в данной статье, должна помочь вам решить, какой вид тормозной жидкости является лучшим для вас и для вашего автомобиля. Я должен отметить, что я не являюсь экспертом в данной области, но я собрал различные мнения пользователей Triumph, а также советы профессионалов, реставрирующих автомобили. Всю эту информацию я обобщил на основе своего собственного опыта.

Кроме этого, я хотел бы воспользоваться возможностью подчеркнуть, что тормозная жидкость, используемая в автомобиле, имеет гораздо меньшее значение с точки зрения безопасности, чем хорошо функционирующая система тормозов. Если вы работаете над своими тормозами, будьте крайне осторожны. Не используйте детали плохого качества, и сливайте тормозную жидкость очень тщательно и внимательно.

Тормозная жидкость DOT3 является «традиционной», и используется в большинстве транспортных средств. Одна из наиболее известных марок — «Prestone».

DOT3 — недорогая тормозная жидкость, ее можно приобрести на большинстве автозаправок, в большинстве универмагов и в любом магазине автозапчастей.

DOT3 повреждает тормозные прокладки из натуральной резины, и не должна использоваться в автомобиле с такими прокладками (большинство моделей Triumph до 1968 года).

DOT3 разъедает краску!

DOT3 достаточно быстро поглощает воду (часто этот процесс называют гигроскопичным). Поэтому, после вскрытия емкости с DOT3, жидкость следует использовать в течение недели.

Так как DOT3 поглощает воду, любая впитавшаяся вода может вызвать коррозию тормозных магистралей и цилиндров.

Тормозную жидкость DOT4 рекомендуется использовать в Triumph последних моделей. Наиболее известная марка — «Castrol GT-LMA».

DOT4 можно приобрести в большинстве магазинов автозапчастей и на некоторых (но не всех) автозаправках, или в универмагах.

DOT4 поглощает воду не так быстро, как DOT3.

У тормозной жидкости DOT4 выше точка кипения по сравнению с DOT3. Поэтому она более пригодна для больших нагрузок, когда предполагается, что тормозная система будет перегреваться.

DOT4 разъедает краску! Небольшие утечки в основном цилиндре растворят краску на корпусе вблизи места утечки, что приведет к появлению в этом месте ржавчины.

DOT4, как правило, примерно на 50% дороже, чем DOT3. Так как DOT4 все же поглощает воду, любая влага может вызвать коррозию в тормозных магистралях и цилиндрах.

Тормозная жидкость DOT5 также известна, как «силиконовая» тормозная жидкость («silicone»).

DOT5 не разъедает краску.

DOT5 не поглощает воду и может быть полезна там, где абсорбция является проблемой.

DOT5 является совместимой с любыми резиновыми частями. (См. об этом ниже, в недостатках.)

DOT5 нельзя смешивать с DOT3 или DOT4. Большинство проблем с DOT5 возникает, вероятно, по причине смешивания с некоторым количеством других видов тормозной жидкости. Наилучшим способом перейти на DOT5 является полная переборка гидравлической системы.

Жалобы на то, что DOT5 приводит к выходу из строя резиновых частей тормозов, были присущи, как правило, ранним формулам (композициям) DOT5. Считалось, что причиной этого было несоответствующее использование различных добавок. В последних формулах эта проблема была устранена.

Так как DOT5 не поглощает воду, любая влага, находящаяся в гидравлической системе, будет скапливаться в одном месте. Это может вызвать локальную коррозию в гидравлике. Необходима тщательная прокачка для удаления всего воздуха, находящегося в системе. В жидкости могут сформироваться небольшие пузырьки, размер которых со временем увеличивается. Может потребоваться несколько прокачек.

DOT5 является несколько компрессионной (что дает едва заметное ощущение «мягкой педали»). Точка кипения DOT5 ниже, чем у DOT4.

DOT5 примерно в два раза дороже, чем DOT4. Кроме того, купить ее сложно. Как правило, ее продают только некоторые магазины автозапчастей.

Тормозная жидкость DOT5.1 является относительно новой, поэтому она постоянно вводит механиков в заблуждение. Этого заблуждения можно было бы избежать, если бы эту тормозную жидкость назвали бы по-другому. Обозначение «5.1» может навести на мысль, что это модификация тормозной жидкости DOT 5 на силиконовой основе. Более естественно было бы назвать ее 4.1. или 6, так как DOT5.1 имеет гликолевую основу, так же как DOT3 и DOT4, а не силиконовую, как DOT5. (Фактически, Spectro распространяет сейчас подобную новую тормозную жидкость, которую они назвали Supreme DOT 4, что менее вводит в заблуждение.)

Что касается принципиального характера тормозной жидкости 5.1, его можно определить, как «высокотехнологичная» тормозная жидкость DOT4, нежели чем традиционная DOT5.

DOT5.1 обеспечивает превосходную работу, по сравнению с другими тормозными жидкостями, которые рассматриваются в данной статье. У нее более высокая точка кипения, по сравнению с DOT3 или 4, как начальная, так и конечная. Фактически, конечная точка кипения (около 275 градусов С) почти такая же, как у гоночных тормозных жидкостей (около 300 градусов С), а начальная точка кипения тормозной жидкости 5.1 (примерно 175-200 градусов С) естественно значительно выше, чем у гоночных тормозных жидкостей (около 145 градусов).

Читайте также  Стояночный тормоз как работает

Считается, что DOT5.1 является совместимой с любыми резиновыми компонентами.

DOT5.1 (и Spectro Supreme DOT4) — не силиконовые тормозные жидкости, следовательно, они поглощают воду.

DOT5.1, как DOT3 и DOT4, разъедает краску.

DOT5.1 трудно приобрести, как правило, ее можно купить только в нескольких магазинах, обычно ориентирующихся на скоростные транспортные средства («speed shops»).

DOT5.1 будет значительно дороже, чем DOT3 или DOT4, и ее будет сложнее найти.

Если в вашей тормозной системе нет утечек или других показателей неисправностей, но при этом стоят старые прокладки, не меняйте тип жидкости, прочтя эту статью. Если система не сломана, не надо ее «чинить» — вместо этого вы ее можете просто сломать!

Прокачка тормозной системы каждые два года с целью удаления абсорбированной воды является неплохой идеей, так как это предотвращает коррозию, независимо от типа тормозной жидкости, который вы используйте.

Жидкость DOT3 опасно использовать в моделях Triumph с натуральными резиновыми прокладками, следовательно, ее применять не надо, за исключением экстренных ситуаций, когда нужно добраться домой для последующего ремонта. (В таких ситуациях, нужно как можно быстрее прокачать систему и приготовиться к смене всех прокладок.)

DOT3 является приемлемой тормозной жидкостью для использования в последних моделях Triumph, хотя это и не рекомендуется. Я бы порекомендовал просто не использовать ее.

DOT4, будучи не намного дороже, обеспечит меньшую абсорбцию воды, соответственно снижая появление коррозии по сравнению с DOT3.

DOT4 имеет более высокую точку кипения, чем DOT3, что является более предпочтительным для больших нагрузок, каковыми являются, например, гонки, автокросс или частое применение тормозов на горных дорогах. Для еще большей эффективности работы тормозов рассмотрите переход на DOT5.1 или на высокотехнологичную версию DOT4.

DOT5 является хорошим выбором для водителя, который путешествует по выходным, или для красивого автомобиля. Единственное предостережение: так как она не абсорбирует воду, вода, которая попадает в систему, будет стремиться скапливаться в нижних местах. В этом случае, это, конечно же, будет вызывать коррозию!

DOT5, возможно, не то, что нужно использовать в вашем гоночном автомобиле, хотя она выдерживает температуру, нарастающую в гоночных условиях. Причиной такой рекомендации является трудность прокачки, описанная выше.

При замене одного типа тормозной жидкости на другой, как минимум, нужно полностью слить старую тормозную жидкость. Для наилучшего результата, все прокладки в системе должны быть заменены.

Описание и виды тормозной жидкости

Основа тормозной системы автомобиля — объёмный гидропривод, передающий давление в главном цилиндре на рабочие цилиндры тормозных механизмов колёс.

Дополнительные устройства, вакуумные усилители или гидроаккумуляторы, многократно увеличивающие усилие водителя, нажимающего педаль тормоза, регуляторы давления и другие устройства принцип действия гидравлики не изменили.

Поршень главного цилиндра выдавливает жидкость, вынуждающую двигаться поршни исполнительных механизмов и прижимать колодки к поверхностям тормозных дисков или барабанов.

Тормозная система — гидропривод одностороннего действия, в исходное положение её детали перемещаются под действием возвратных пружин.

тормозная жидкость DOT

Назначение тормозной жидкости и требования, предъявляемые к ней

Назначение понятно из названия — служить рабочей жидкостью гидравлического привода тормозов и обеспечивать надёжную их работу в широком диапазоне температур и любых условиях эксплуатации.

По законам физики, любое трение в конечном итоге превращается в тепло.

Тормозные колодки, раскаляясь при трении о поверхность диска (барабана), нагревают окружающие их детали, в том числе рабочие цилиндры и их содержимое. Если тормозная жидкость вскипит — её пары выдавят манжеты и кольца, резко возросшим давлением выбросят жидкость из системы. Педаль под правой ногой провалится до пола, а на второй «качок» времени может не хватить.

Другой вариант — в сильный мороз вязкость может повыситься настолько, что даже вакуумный усилитель не поможет педали продавить загустевшую «тормозуху».

Кроме этого, ТЖ должна отвечать следующим условиям:

  • Иметь высокую температуру закипания.
  • Сохранять способность прокачиваться при низких температурах.
  • Обладать малой гигроскопичностью, т.е. способностью поглощать влагу из воздуха.
  • Иметь смазывающие свойства, для предотвращения механического износа поверхностей поршней и цилиндров системы.

Конструкция трубопроводов современной тормозной системы исключает использование каких-либо прокладок и уплотнений. Тормозные шланги, манжеты и кольца изготавливаются из специальных синтетических материалов, стойких к предусмотренным изготовителем сортам ТЖ.

Внимание! Материалы уплотнений не являются маслобензостойкими, поэтому запрещается использовать для промывки тормозных систем или отдельных их элементов бензин и любые растворители. Применять для этого необходимо только чистую тормозную жидкость.

Состав тормозной жидкости

В автомобилях прошлого столетия применялась минеральная ТЖ (смесь касторового масла и спирта в отношении 1:1).

Использовать такие составы в современных автомобилях недопустимо из-за их высокой кинетической вязкости (густеют при -20°) и низкой температуры кипения (менее 100°).

Основой современных ТЖ является полигликоль (до 98%), реже силикон (до 93%) с добавлением присадок, улучшающих качественные характеристики основы, защищающих поверхности рабочих механизмов от коррозии и предотвращающих окисление самой ТЖ.

Смешивать разные ТЖ можно только в том случае, если они изготовлены на одной основе. В противном случае возможно образование эмульсий, ухудшающих эксплуатационные характеристики.

Классификация

В основе классификации — международные нормы DOT, основанные на температурном стандарте FMVSS и классификации по вязкости SAEJ.

В соответствии с ними, тормозные жидкости характеризуются двумя основными параметрами: кинематической вязкостью и температурой кипения.

Первый отвечает за способность жидкости циркулировать в магистралях при эксплуатационных температурах от -40° до +100 градусов.

Второй – за предотвращение паровых пробок, возникающих при кипении ТЖ и приводящих к отказу тормозов.

Исходя из этого, вязкость любой ТЖ при 100°C должна быть не менее 1,5 мм²/с и при −40°C — не более 1800 мм²/с.

Все составы на основе гликоля и полигликоля очень гигроскопичны, т.е. склонны к поглощению влаги из окружающей среды.

классификация тормозной жидкости

Даже если ваша машина никуда не выезжает со стоянки, влага все равно проникает в систему. Вспомните про «дыхательное» отверстие в крышке бачка.

По стандарту FMVSS, в зависимости от содержания влаги, ТЖ делятся на:

  • «Сухие», находящиеся в заводском состоянии и не содержащие влагу.
  • «Увлажнённые», впитавшие за время службы до 3,5% воды.

По нормам DOT различаются основные типы ТЖ:

  1. DOT 3. Тормозные жидкости на основе простых гликолевых соединений.

томозная жидкость DOT-3

Температура кипения, о С:

  • «сухой» — не менее 205;
  • «увлажнённой» — не менее 140.

Вязкость, мм 2 /с:

  • «увлажненной» при +100 0 С — не менее 1,5;
  • «увлажненной» при -40 0 С — не более 1800.

Быстро поглощают влагу и из-за этого температура закипания через короткое время оказывается низкой.

Жидкости класса DOT 3 используются в автомобилях с барабанными тормозами, либо с дисковыми тормозами на передних колесах.

Читайте также  Накладки на тормозные барабаны

Средний срок службы менее 2-х лет. Жидкости этого класса недороги и потому популярны.

  1. DOT 4. В основе полигликоль с улучшенными характеристиками. В состав присадок включена борная кислота, нейтрализующая лишнюю воду.

томозная жидкость DOT-4

Температура кипения, о С:

  • «сухой» — не менее 230;
  • «увлажнённой» — не менее 150.

Вязкость, мм 2 /с:

  • «увлажненной» при +100 0 С — не менее 1,5;
  • «увлажненной» при -40 0 С — не более 1500.

Наиболее распространенный тип ТЖ на современных автомобилях с дисковыми тормозами «по кругу».

Предупреждение. Все ТЖ на основе гликолей и полигликолей агрессивны по отношению к лакокрасочному покрытию.

  1. DOT 5. Производится на основе силикона. С другими типами не совмещается. Закипает при 260 о С. Не разъедает краску и не поглощает воду.

На серийных автомобилях, как правило, не применяется. ТЖ DOT 5 используют в специальных видах ТС, работающих при экстремальных температурах.

томозная жидкость DOT-5

  1. DOT 5.1. В основе гликоли и полиэфиры. Температура кипения «сухой» жидкости 260 о С, «увлажнённой»180 градусов. Кинематическая вязкость самая низкая, 900 мм2/с при -40 о С.

Используется в спортивных машинах, авто высоких классов и мотоциклах.

  1. DOT 5.1/ABS. Предназначена для автомобилей с антиблокировочной системой тормозов. Изготовлена на смешанной основе, содержащей гликоли и силикон с пакетом антикоррозионных присадок. Имеет хорошие смазывающие свойства, высокую температуру кипения. Гликоль в основе делает этот класс ТЖ гигроскопичным, поэтому срок службы их ограничен двумя-тремя годами.

Иногда можно встретить тормозные жидкости отечественного производства с обозначениями DOT 4.5 и DOT 4+. Характеристики этих жидкостей содержатся в инструкции, но такая маркировка не предусмотрена международной системой.

Выбирая тормозную жидкость, необходимо руководствоваться указаниями изготовителя автомобиля.

Например, в современной продукции АвтоВАЗа для «первой заливки» применяется ТЖ марки DOT4, SAEJ 1703, FMSS 116 бренда РОСДОТ («Тосол-Синтез», г. Дзержинск).

Эксплуатация и замена тормозной жидкости

Уровень тормозной жидкости легко контролировать по отметкам max и min на стенках бачка, расположенного на главном тормозном цилиндре.

При понижении уровня ТЖ, её необходимо доливать.

Многие утверждают, что любые жидкости можно смешивать. Это неверно. В ТЖ класса DOT 3 необходимо доливать такую же, или DOT 4. Любые другие смеси не рекомендуются, а с жидкостями DOT 5 — запрещаются.

Сроки замены ТЖ определены изготовителем и указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля.

заливка тормозной жидкости в бачок

«Живучесть» жидкостей на гликолевой и полигликолевой основе достигает двух-трёх лет, чисто силиконовые служат до пятнадцати.

Изначально любые ТЖ прозрачны и бесцветны. Потемнение жидкости, потеря прозрачности, появление осадка в бачке — верный признак необходимости замены тормозной жидкости.

В хорошо оснащённом автосервисе степень гидратации тормозной жидкости определят специальным прибором.

Заключение

Исправная тормозная система иногда единственное, что может спасти от самых печальных последствий.

По возможности, следите за качеством жидкости в тормозах вашего автомобиля, вовремя проверяйте её и при необходимости заменяйте.

Тестер тормозной жидкости

Тормозная жидкость – это одна из важнейших жидкостей автомобиля. От её качества зависит не только работа автомобильной тормозной системы, но и безопасность водителя и пассажиров. Тормозная жидкость мгновенно передаёт усилие от одного главного тормозного цилиндра к четырём тормозным цилиндрам колёс.

Тормозная жидкость

В тормозной системе задействована жидкость из-за того, что она хорошо проводит давление, так как несжимаема. Казалось бы, нужно взять воду, но физические процессы в автомобиле не позволяют этого сделать. Здесь переходит энергия движения в тепловую энергию. Цилиндры подвергаются сильному нагреву, жидкость закипает и какая-то её часть переходит в пар. Но пар может сжиматься, поэтому такой переход жидкости в газообразное состояние недопустим. Вывод: чем выше температура кипения жидкости в тормозной системе, тем ниже вероятность отказа тормозов.

Вода закипает при 100 градусах, а оптимальная тормозная жидкость при 200-300 градусах Цельсия. Вода со временем абсорбирует молекулы воды, что приводит к снижению температуры её кипения. Поэтому тормозную жидкость надо заменять каждые 2-3 года, а порой и раз в год.

Тормозная жидкость для автомобиля

Основами для тормозной жидкости могут служить:

  • Полигликоли и их эфиры
  • Кислота борная
  • Силиконы
  • Бутиловый спирт и касторка (БСК)

Могут входить в состав тормозной жидкости антикоррозийные добавки и антиоксиданты.

Тормозная жидкость DOT3

Свойства, которыми обладают тормозные жидкости:

  • Теплостойкость
  • Вязкость
  • Гигроскопичность
  • Смазывающее свойство
  • Антикоррозийность металлов

Жидкость не должна быть слишком вязкой, это затруднит её циркуляцию в тормозной системе. А чрезмерно густой тормозную жидкость делает низкая температура, особенно когда жидкость уже впитала в себя много воды. Следовательно, чем ниже гигроскопичность, тем качество тормозной жидкости выше.

Рекомендуемая статья: Перегрев двигателя: как сохранить мотор автомобиля?

Резервуар для тормозной жидкости

Виды тормозной жидкости

Техническая документация любого транспортного средства содержит информацию о требуемых стандартах для жидкостей, которые можно использовать. Не рекомендуется отклоняться от этих требований, чтобы избежать износа и повреждений элементов системы торможения авто. То же самое касается смешивания жидкостей (некоторые все же можно смешивать при необходимости). Ниже приведены основные виды жидкостей для тормозной системы.

Есть разные виды тормозной жидкости

Есть разные виды тормозной жидкости

Таблица. Классификация тормозной жидкости.

Вид ТЖ Описание
DOT 3 Высокотехнологичная гликолевая жидкость, отличающаяся высокой окислительной активностью. Температура кипения составляет 150°С. Жидкость DOT 3 преимущественно используется для автомобилей, оснащенных барабанным типом тормозов.
DOT 4 Одна из наиболее распространенных видов ТЖ. Используется практически на всех быстроходных транспортных средствах с дисковой тормозной системой. Температура кипения начинается с отметки в 160°С, увлажненная жидкость закипает при большей температуре (около 240°С).
DOT 4+ Модифицированная, то есть обновленная DOT 4 с немного лучшими показателями. Главное отличие – это температура кипения (улучшенная DOT 4+ закипает уже при 180°С).
DOT 5 Жидкость на силиконовой основе, используемое преимущественно для спортивных автомобилей, где тормозная система подвергается интенсивным нагрузкам. DOT 5 имеет высокую коррозийную стабильность, за счет чего жидкость закипает при очень высоких температурах (от 1800°С).
DOT 5.1 Еще одна разновидность ТЖ с более продолжительным сроком службы и высокими температурными показателями. Жидкость изготовлена на гликолевой основе.

Обратите внимание! Тормозную жидкость также можно классифицировать на импортные и отечественные образцы. Вторые, безусловно, уступают по качеству, хотя их можно использовать для недорогих моделей авто.

Тормозная жидкость Motul DOT 5.1

Тормозная жидкость Motul DOT 5.1

Что нужно знать о тормозной жидкости?

  • Тормозная жидкость необходима для работы гидравлической тормозной системы, как электричество в электроприборах.
  • Исходя из вида тормозной жидкости, её нужно менять раз в 1-3 года.
  • Высокое качество тормозной жидкости зависит напрямую от её высокой теплостойкости и низкой гигроскопичности.
  • Вид тормозной жидкости зависит от типа машины и года её выпуска.
  • Количество тормозной жидкости в системе необходимо держать под контролем.
  • Чтобы сменить тормозную жидкость самостоятельно на яме или эстакаде, нужно: пара часов времени, медицинский шприц, банка для слива старой жидкости, тормозные шланги для прокачки.

В следующем видео вам ещё раз приведут схему и расскажут о принципе работы тормозной системы автомобиля, изложат основные требования к тормозным жидкостям и приведут полную классификацию по нескольким факторам. Все очень наглядно и интересно, буквально разложено по полочкам. Убедитесь сами:

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button