Стояночный тормоз как работает
Стояночный тормоз как работает
Устройство и регулировка стояночного тормоза барабанного типа, как избежать ошибок
Периодически встречаю на автомобильных форумах фразы типа "отрегулировал ручник, подтянув трос". Возможно, для некоторых конструкций стояночного тормоза так и делается, но часто это указывает на то, что человек не очень хорошо представляет себе устройство механизма стояночного тормоза.
Рассмотрим классический стояночный тормозной механизм барабанного типа. В качестве иллюстрации я использую фото тормозного механизма автомобиля Chery Tiggo 5. Он совмещает в себе дисковый рабочий (основной) тормозной механизм и барабанный стояночный механизм. Аналогичная конструкция встречается и на многих других автомобилях. Например, я встречал такую же конструкцию на KIA Sorento 1-го поколения, а также на Nissan Qashqai. Иногда рабочий и стояночный тормоз объединены в единую конструкцию, как, например, на автомобилях ВАЗ или на Suzuki Grand Vitara. Стояночный тормозной механизм дискового типа (пример — Ford Focus) в данной статье не рассматривается.
Прежде чем перейти к иллюстрациям, хочу отметить, что в рассмотренной здесь конструкции стояночного тормоза используется два вида регулировок.
Первая регулировка — натяжение троса и количество щелчков рычага "ручника" в салоне. Основная цель данной регулировки — обеспечить, чтобы трос не был перетянут, и при отпущенном рычаге тормозные механизмы колес были приведены в исходное (свободное) состояние, а при определенном количестве щелчков трос обеспечивал работу тормозного механизма (обычно 5-6 щелчков до полной блокировки колес). При отпущенном рычаге, трос не должен тянуть за привод тормозных колодок, а при начале подъема рычага, трос должен натягиваться, чтобы приводить в движение колодки. Если трос отрегулирован правильно, то при отпущенном рычаге в салоне, он будет иметь легкую слабину, и поэтому долго не вытянется, а эта регулировка будет требоваться очень редко. Пример регулировки натяжения троса можно посмотреть по ссылке Регулировка троса ручника на Chery Tiggo 5.
Вторая регулировка — положение колодок, т.е. регулировка зазора между колодками и барабаном. Она необходима для обеспечения эффективной работы тормоза. Если зазор слишком велик, то хода рычага в салоне будет недостаточно для блокировки колес, потому что хода колодок не хватит, чтобы с достаточным усилием прижиматься к тормозному барабану. Если зазор слишком мал или отсутствует, колодки будут задевать барабан или будут "схватывать" слишком рано, отсюда будет риск не полного растормаживания механизма при полностью отпущенном рычаге, колодки будут тереться о барабан на ходу. По мере износа колодок, зазор будет увеличиваться, и регулировку необходимо повторить. В конце записи, после фотографий, я приведу свои рекомендации по процедуре регулировки положения колодок. Иногда встречаются конструкции с автоматической регулировкой зазора, тогда эта регулировка не требуется (пример — задние барабанные тормоза ВАЗ).
Именно второй регулировкой часто пренебрегают неопытные автовладельцы, пытаясь регулировать положение колодок с помощью натяжения троса. В итоге имеем постоянно задействованный на ходу тормозной механизм, перегрев барабанов, вытягивание троса, необходимость повторных регулировок и пр.
Ниже на фото изображена конструкция стояночного тормозного механизма барабанного типа автомобиля Chery Tiggo 5. Работает механизм очень просто. Когда поднимаем рычаг в салоне, натягиваются тросы привода тормозных механизмов колес, они тянут за рычаги тормозных механизмов, а те разводят тормозные колодки, прижимая их к барабану. Чем меньше был исходный зазор между колодками и барабаном, тем сильнее затормаживается колесо при меньшем количестве щелчков рычага в салоне. При отпускании рычага, колодки под действием возвратных стягивающих пружин возвращаются в исходное положение. Из этого становится понятно, почему не следует регулировать зазор тросом, так как тормозной механизм на ходу всегда будет находиться в промежуточном, полурабочем состоянии.
Далее привожу иллюстрации с моими комментариями. В конце записи — рекомендации по регулировке колодок тормозного механизма.
Парковочный тормоз (ручник): принцип работы, устройство и особенности эксплуатации
Как простой магнит на 100-200 тысяч километров удлиняет срок службы авто? Метод, о котором мало кто знал
Инспектор ГИБДД заполнил протокол с ошибками: почему на них нельзя указывать?
Китайцы жестко раскритиковали новый Peugeot 2008, но покупать его все равно будут. Почему
Популярное за неделю
Новый кроссовер ИЖ «Ода» 2021-2022 раскрывается незадолго до презентации. Первые фото
Новый пикап ГАЗ М20 «Победа» 2021-2022 раскрывается незадолго до дебюта. Опубликованы первые фото
Русский умелец сделал из старого ГАЗ-66 «Шишига» настоящий Hummer и даже лучше. Он прославился
Пять лет по «убитым» дорогам России и ни одного ремонта: ТОП самых надежных авто до 650 тыс. рублей
Новая ГАЗ-3102 «Волга» 2021-2022 анонсирована за несколько дней до презентации. Первые фото
Основная задача, которую решает ручной тормоз — это удержание транспортного средства на месте после остановки, в том числе и под уклоном. Данный агрегат применяется в качестве вспомогательного средства для торможения в случае поломки основных механизмов. Однако в подобных ситуациях «ручник» уменьшает скорость движения автомобиля, но не обеспечивает полную остановку. Также парковочный тормоз (точнее, его механическая разновидность) применяется в некоторых спортивных соревнованиях для осуществления резких поворотов (дрифта).
Как работает «ручник»
Конструктивно данный агрегат состоит из двух элементов: рычага и тросов. В некоторых современных автомобилях конфигурация «ручника» может меняться. Тросы воздействуют на тормозные колодки, тем самым уменьшая скорость машины либо удерживая ее на месте, если она стоит под уклоном. В большей части современных автомобилей применяются три таких троса: 2 располагаются сзади, а один — спереди. Помимо этого, в состав «ручника» входят:
- наконечники, которые соединяют между собой тросы и элементы стояночного тормоза;
- гайки, расположенные на концах тросов и меняющие их длину;
- возвратная пружина, закрепленная на переднем тросе и обеспечивающая возвратное движение рычага ручного тормоза.
Работает данный механизм по достаточно простому принципу. После поднятия рычага, расположенного в салоне машины, происходит натяжение указанных тросов. Затем они прижимают тормозные колодки к барабанам, что ведет к блокировке колес.
Разновидности
В зависимости от типа привода этот агрегат бывает механическим либо гидравлическим. При этом современные автомобили все чаще комплектуются электромеханическим устройством (EPB). Первый вариант считается более распространенным, так как такой агрегат отличается простой конструкцией, что делает его прочнее, а себестоимость — ниже. Механический стояночный тормоз реализован через ручник, при поднятии которого активируются 2 троса, останавливающие движение колес. Гидравлическая разновидность агрегата применяется на автомобилях реже.
Также применяется другая классификация ручного тормоза, основанная на местоположении рычага. Для автомобилей с автоматической трансмиссией характерно размещение этой детали вместо педали сцепления (так называемый ножной ручной тормоз). В машинах с механической КПП в основном используется рычаг, если транспортное средство комплектуется механическим либо гидравлическим «ручником». Существует также градация в зависимости от принципа взаимодействия данного агрегата с тормозными механизмами. В основном в автомобилях применяются дисковые или барабанные агрегаты. Реже встречаются трансмиссионные, отличающиеся тем, что для остановки машины блокируются не колеса, а карданный вал.
В автомобилях с дисковыми тормозными механизмами используются следующие разновидности «ручника»:
- винтовой. Этот вариант используется вместе с дисковыми тормозами, которые дополняются одним поршнем. В последний на стадии производства вкручивается винт, который начинает вращение при натяжении троса и придавливает колодки к дискам;
- кулачковый. Этот вариант также используется с дисковыми тормозами, дополненными поршнем. Однако в данном случае последний приводится в движение после натяжения троса;
- барабанный. Данный механизм используется вместе с дисковыми тормозами, дополненными несколькими поршнями.
Вне зависимости от типа ручного тормоза принцип его работы в каждом случае основан на одном алгоритме.
Устройство электронного стояночного тормоза
Электромеханический «ручник» состоит из трех компонентов: тормозной механизм, электронный блок управления и привод. Первый представлен в виде дисковых тормозов, размещаемых преимущественно на задних колесах. На их суппортах закреплен привод, в корпусе которого находятся электродвигатель, ременная передача, винт и планетарный редуктор. Электронный блок управления «ручником» содержит входные датчики, исполнительные механизмы и микросхема, которая «принимает» решения. Первые получают сигналы как минимум с трех компонентов. К их числу относится кнопка запуска «ручника», которая находится на центральной консоли либо трансмиссионном тоннеле в салоне машины. Также информация поступает с датчиков, которые определяют угол наклона автомобиля и степень нажатия на педаль сцепления. Электронный блок управления стояночным тормозом обычно взаимодействуют с оборудованием, которое регулируют работу двигателя, и системой стабилизации кузова.
Принцип работы электронного стояночного тормоза
Принцип работы EPB сводится к следующему: после нажатия на соответствующую кнопку запускается электродвигатель, который с помощью ременной передачи приводит в движение планетарный редуктор. Последний после этого запускает винтовой привод, который изменяет положение поршня в тормозных механизмах, плотно прижимая колодки к диску. Важная особенность EPB заключается в том, что он автоматически отключается сразу после начала движения. Механический «ручник» для этого нужно опустить. Кроме того, встроенные датчики учитывают несколько параметров, влияющих на характер работы EPB. В частности, они учитывать угол, под которым стоит автомобиль, положение педали газа и сцепления.
Благодаря указанной особенности автомобиль, стоящий на холме, начинает движения без отката назад. Происходит это потому, что датчики сигнализируют электродвигателю в EPB о том, что стояночный тормоз нужно отключить с незначительной задержкой. Многие современные машины дополняются функцией Auto Hold. Для ее запуска нужно нажать на кнопку, которая располагается рядом с клавишей включения EPB. После этого парковочный тормоз автоматически запускается, удерживая автомобиль на месте, и водителю не приходится удерживать педаль тормоза. Данная опция наиболее востребована в автомобилях, оснащенных АКПП. EPB также включается в случаях, когда машина долгое время стоит на одном месте либо водитель остановил двигатель, открыл дверь либо отстегнул ремень безопасности.
Несмотря на явные достоинства электромеханического стояночного тормоза, он имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, EPB нельзя отключить в случаях полной разрядки аккумулятора. Во-вторых, механический «ручник» позволяет менять усилие торможения, что невозможно сделать в машинах с электромеханическим.
Особенности эксплуатации
При эксплуатации автомобиля с механическим тормозом рекомендуется соблюдать следующие правила:
- опускать «ручник» до начала движения, иначе ускорится износ тормозных колодок и дисков;
- не ставить машину на «ручник» зимой, так как в этом время года возможно примерзание колодок к дискам;
- всегда поднимать «ручник» в автомобилях с АКПП и функцией «Паркинг», так как это убережет от отката машины назад.
В автомобилях с EPB необходимо регулярно проверять состояние электромеханического стояночного тормоза. Механизм нельзя оставлять включенным в течение продолжительного отрезка времени. Из-за этого быстро разряжается аккумулятор, вследствие чего станет нельзя тронуться с места. Кроме того, при проведении ремонтных работ в машине электронику EPB нужно перевести в сервисный режим. Это поможет избежать дополнительных поломок. Автор: Федор Аверьев
Как работает электромеханический стояночный тормоз (EPB)
Электрический стояночный тормоз имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной полностью механической конструкцией. Давайте рассмотрим принцип работы электромеханического ручника, плюсы и минусы. В качестве иллюстраций устройства использованы материалы автоконцерна VAG, описывающие устройство ручного тормоза модели Passat B6.
В механической системе стояночного тормоза усилие на тормозные колодки передается от рычага через тросиковый привод. В конструкции электромеханического ручника рычаг заменен на кнопку, а усилие на колодках по команде ЭБУ создается с помощью электропривода и многоступенчатого редуктора.
Устройство электронного стояночного тормоза
Электрический стояночный ручной тормоз состоит из нескольких узлов.
- Кнопка включения функции Auto Hold. Позволяет задействовать автоматическое включение стояночного тормоза при остановке автомобиля на уклоне.
- Клавиша, включающая и выключающая электронный стояночный ручной тормоз.
- Датчик положения педали сцепления. На автомобилях с МКПП предназначен для автоматического отключения круиз контроля и выбора момента отключения ручника при старте автомобиля с включенной функцией Auto Hold.
- Задние тормозные механизмы.
- Блок управления электронным ручником.
- Блок управления ABS.
Особенности задних тормозных механизмов
Основная особенность тормозных механизмов в наличии электродвигателя и многоступенчатой редукторной передачи. Мотор представляет собой обычный электродвигатель постоянного тока. Редуктор позволяет регулировать тормозное усилие и в то же время усиливать крутящий момент с вала электродвигателя. Редуктор состоит из 3-х частей.
1. Винтовая передача — винтовое соединение, при котором вращение вала провоцирует продольное смещение нажимной гайки. Особая форма корпуса нажимной гайки и внутренней части тормозного поршня делает невозможным их поворот относительно друг друга. При этом сохраняется возможность продольного перемещения. Самотормозящая резьба шпинделя не даёт колодкам самопроизвольно разжиматься после отключения актюатора. Поэтому снять и поставить автомобиль на электронный ручник можно только при наличии питания на выводах электродвигателя.
2. Зубчато-ременная передача. Состоит из двух шкивов, соединенных зубчатым ремнем. Соотношение диаметра малой и большой шестерен определяет редуцируемое передаточное число.
3. Редуктор с подвижной шестерней. Посредством зубчатого ремня крутящий момент от электродвигателя передается на большой зубчатый шкив. Поводки подвижной шестерни препятствуют ее повороту относительно корпуса, поэтому она лишь может качаться на оси ступицы большого зубчатого шкива. Ведомая шестерня и ведомый вал жестко связаны между собой. Ведущая шестерня на валу размещена на подшипнике.
Качающаяся шестерня перемещается на ступице большого зубчатого шкива. Благодаря перекосу и особой конструкции каждый поворот большого зубчатого шкива ведет к изменению положения плавающей шестерни. Благодаря тому что на ведомой шестерне 51 зуб, а на плавающей всего 50, один из зубов качающейся шестерни всегда давит на зуб ведомой. При каждом перемещении качающейся шестерни ведомая проворачивается на небольшой угол. Такая конструкция позволяет в 50 раз усилить крутящий момент электродвигателя, чтобы плотно зажать диск тормозными колодками.
Принцип работы электронного ручника
При нажатии клавиши стояночного тормоза блок управления ручником подает питающее напряжение на электродвигатель. Крутящий момент от вала электродвигателя, ременную передачу и плавающую шестерню передается на шпиндель червячного редуктора. Нажимная гайка давит на поршень, поджимая колодки.
При деактивации ручного тормоза нажатием клавиши либо в автоматическом режиме ЭБУ меняет полярность питающего напряжения на выводах обмотки электродвигателя. Вал вращается в обратную сторону, отводя колодки от дисков.
Блок управления постоянно мониторит напряжение на обмотках электродвигателя. По достижению силы тока определенной величины блок понимает, что колодки сжали диск и выключает актюатор.
Видео:Стояночный Тормоз, Ручник, Ножник, Электро Ручник
Чего больше: преимуществ или недостатков?
Электронные ручники (EPB) сделали автомобили комфортней в управлении благодаря сразу нескольким пунктам:
- удешевление производства. При сборке автомобиля не нужно монтировать трос ручника от ручки к задним колодкам через специальный туннель в кузове;
- улучшение эргономики салона. Скрадываемое ручкой, кожухом и тросовым механизмом место, теперь можно эффективней использовать для размещения других органов управления, ниши для вещей, подлокотника;
- больше функциональных возможностей. Благодаря электронному управлению ручника появилась возможность реализовать помощь при старте на дороге с уклоном. Автомобиль больше не откатывается, нет необходимости играться с педалью сцепления, газом и рычагом ручника. ЭБУ по датчикам регистрирует начало движения и автоматически растормаживает задние колодки;
- наличие самодиагностики, позволяющее зажечь контрольную лампу на приборной панели, если электронный ручник работает неправильно.
Главный недостаток электромеханической системы – удорожание стоимости обслуживания. Из-за усложнения конструкции упала и надежность узла. Провода и сам электропривод находятся в крайне неблагоприятных условиях. Нередко пластиковый корпус аткюатора трескается, из-за чего внутрь просачивается влага, реагенты. Со временем коррозия блокирует работу электродвигателя. Диагностика причины неисправности электронного ручника обходится дороже.
Что означает режим Auto Hold?
При включении режима Auto Hold система электронного ручного тормоза будет удерживать автомобиль на склоне до начала движения. В расчет блоком управления при этом принимаются следующие параметры:
- угол наклона (считывается датчиком продольного ускорения);
- нагрузка на двигатель (определяется по сигналу датчика положения дроссельной заслонки);
- желаемый крутящий момент, определяемый по сигналу датчика положения педали акселератора;
- степень смыкания сцепления (только на авто с МКПП). Определяется по сигналу с датчика положения педали сцепления. На машинах с АКПП учитывается направление движения, определяемое по сигналу датчика положения селектора, наличию питания на фонарях заднего хода.
Учтите, что электронный ручник активирует режим Auto Hold лишь в том случае, если мотор запущен, пристегнут ремень безопасности водителя, а все двери заперты.
Как пользоваться – частые вопросы
Что нужно делать, чтобы задействовать ручной тормоз на время стоянки?
Достаточно выжать педаль тормоза, после нажать клавишу включения ручника. При этом зажигание необязательно должно быть включенным.
Как отключить электронный ручник?
Снять автомобиль с ручного тормоза можно только при включенном зажигании и нажатой педали тормоза. При выполнении этих условий нажмите на клавишу включения электромеханического ручника.
Каков алгоритм работ автоматического отключения электронного стояночного тормоза?
Если вы запустите двигатель, переведете АКПП в режим D/R и нажмете на педаль акселератора, стояночный тормоз отключится автоматически. На автомобилях с МКПП блок управления определяет начало движения по выжиму сцепления, включению передачи и возрастанию нагрузки на двигатель. При этом учитывается наклон автомобиля.
Что будет, если использовать современный электронный ручник в движении?
Если скорость авто меньше 7 км/час, ЭБУ заблокирует колодки с помощью сервоприводов. Если скорость будет больше, будет задействован гидравлический привод тормозной системы. При этом удержание клавиши приведет к активации всех 4 тормозных механизмов.
После постановки на ручник автомобиль иногда спустя некоторое время пытается откатиться, после чего опять останавливается – это штатная работа или признак неисправности?
Система работает в штатном режиме. При остановке автомобиля с помощью служебного тормоза ЭБУ системы ABS перекрывает клапаны в гидроблоке, поддерживая тормозное усилие на колодках с помощью гидравлического привода. Спустя некоторое время система сбрасывает давление в тормозных магистралях и задействует электромеханический привод. В некоторых случаях из-за рассинхрона в расчетах тормозных усилий этот переход можно ощутить, но беспокоиться по этому поводу не стоит.
Стоит ли игра свеч?
Электромеханический стояночный тормоз однозначно облегчает управление автомобилем, делает его приятней в использовании. Владельцу б/у машины с пробегом более 100 тыс. км стоит быть готовым к дополнительным тратам на обслуживание. Устанавливается узел преимущественно на автомобили D-класса и выше. Модели в бюджетном сегменте по-прежнему оборудуются механическим ручником.
Стояночный тормоз — как устроен и как работает
Автомобиль, по сути, это колёса, которые везут водителя и пассажиров, для управления этими колёсами есть руль, для привода в движение – двигатель, для остановки – тормоз, который является главным элементов в плане безопасности. Различают рабочую тормозную систему и вспомогательную, которой является стояночный тормоз. Он также известен как ручной тормоз или попросту «ручник». С современными автомобилями слово ручной становится уже анахронизмом, поскольку привод «ручника» ведущие автопроизводители переводят на электронный.
Стояночный тормоз предназначен, как видно из названия, удерживать автомобиль в неподвижном состоянии во время стоянки (остановки), особенно, если дорожное полотно или поверхность парковки имеет уклон. Однако этот тормоз ещё используется в роли аварийной тормозной системы, если отказала основная рабочая. Попробуем разобраться в устройстве системы стояночного тормоза. узнаем, как он работает.
Для чего: главная функция
Как уже отмечалось выше, основным предназначением ручника является удержание машины на месте при парковкедлительной остановке. Он используется как дополнительный элемент управления при экстремальной езде, как аварийный, как притормаживающее устройство в экстренных ситуациях.
Конструкция «ручника» стандартная – это тормозной привод (в большинстве случаев механический), и тормозной механизм.
Какие бывают виды тормоза
Стояночный тормоз различается по типу привода, из основных типов отметим:
- механический привод (наиболее распространённый);
- гидравлический (наиболее редко встречающийся;
- электромеханический EPB (вместо рычага кнопка).
Распространённость механического варианта обусловлено простотой конструкции и высокой надёжностью. Чтобы активировать стояночный тормоз, достаточно вытянуть рычаг наверх (на себя). В этот момент тросы натягиваются, механизмы блокируют колёса, что приводит к остановке или снижению скорости. В новых автомобилях с богатой комплектацией всё чаще используется третий вариант, гидравлический мало распространён и нравится в основном любителям экстремального вождения.
Также есть условное разделение на способы включения:
- Есть педальный (он же ножной);
- Есть рычажный (с рычагом).
Как правило, педальный «ручник» используется на машинах, оснащённых автоматической коробкой. Устанавливается третьей педалью вместо исчезнувшей педали сцепления.
Тормозные механизмы также различаются, и бывают следующими:
- барабанный тормоз;
- кулачковый;
- винтовой;
- трансмиссионный ( он же центральный).
В первом случае тросы, натягиваясь, воздействуют на колодки, которые в свою очередь прижимаются плотно к барабану, таким образом, происходит торможение. Центральный стояночный тормоз блокирует не колёса, а карданный вал. Кроме того, существует электрический привод с дисковым механизмом, который приводится в движение электродвигателем.
Как устроен ручник
Конструкция стояночного тормоза состоит из трёх компонентов:
- Собственно, тормозной механизм, который взаимодействует с колёсами или двигателем;
- Приводной механизм, который приводит в действие тормозной механизм (рычаг, кнопка, педаль);
- Тросы или гидравлические магистрали.
В системе ручника, как правило, используется один или три троса, трёхтросовый вариант наиболее популярен и надёжен. В системе два троса задних, один передний. При этом два троса задних идут к тормозному механизму, передний взаимодействует с рычагом.
Скрепление или соединение тросов осуществляется с элементами ручника с помощью специальных регулируемых наконечников. В свою очередь на тросах имеются регулировочные гайки, с помощью которых можно изменять длину самого троса. Также в системе есть возвратная пружина, которая возвращает механизм в изначальное положение после того, как ручной тормоз снят. Возвратную пружину устанавливают либо на самом тормозном механизме, на уравнителе или на тросе, связанном с рычагом.
Принцип работы
Активируется тормоз (автомобиль ставится на «ручник») путём перевода рычага в максимально вертикальное положение до характерного щелчка фиксатора. При этом тросы, натягиваясь, прижимают колодки, установленные на задних колёсах плотно к барабанам. Блокированные таким образом колёса приводят к торможению.
Для снятия машины с ручного тормоза, необходимо нажать на кнопку, удерживающую фиксатор, опустить рычаг в начальное положение вниз (лёжа).
Дисковый тормоз
Автомобили, у которых дисковые тормоза по кругу, имеют ручной тормоз с небольшими отличиями. Выделяют следующие разновидности:
- винтовой тормоз;
- кулачковый;
- барабанный тормоз.
Первый вариант используется в однопоршневых тормозных системах. Поршень управляется специальным винтом, вкрученным в него. Он вращается, приводимый в движение тросом и рычагом. Поршень движется по резьбе, вдвигаясь прижимает колодки к тормозному диску.
Кулачковый механизм проще, в нём работает толкатель, который воздействует на поршень. Кулачок при этом имеет жёсткое соединение с рычагом (тоже тросовое). Толкатель вместе с поршнем перемещаются во время поворота кулачка. Барабанный механизм используется в многопоршневых системах.
Как правильно эксплуатировать
Сразу после посадки в автомобиль, необходимо проверить положение рычага ручного тормоза. Также следует проверять его перед любым стартом, на ручнике ездить нельзя, поскольку это приводит к перегрузкам двигателя и быстрому износу элементов тормозной системы (диски, колодки).
Что касается постановки на ручник автомобиля в зимнее время года, то эксперты делать этого не рекомендуют, поскольку это может привести к блокировке колёс и невозможности движения. Растопленный снег, грязь, налипшие на колёса ночью может приморозить, колодки примерзают к дискам или барабану. Если применять силу, то можно повредить систему, требуется прогрев колёс паром, кипятком или осторожно паяльной лампой.
В автомобилях, оснащённых автоматом, стояночный тормоз также следует использовать, несмотря на наличие режима «паркинг» у коробки. Это позволит снизить нагрузки на механизм блокировки вала, также обеспечит жёсткое удержание авто на месте, иногда в ограниченном месте можно случайно наехать на соседний автомобиль.
Резюме
Тормозная система и, в частности, стояночный тормоз играет важную роль и является одним из важных компонентов автомобиля. Необходимо, содержать всё в исправности, это повысит безопасность эксплуатации вашего автомобиля, снизит риск аварии. Диагностику система стояночного тормоза, и обслуживание должна проходить регулярно, как и остальные важные системы.
«Ручник» не как у всех: на переднюю ось, на карданный вал. Зачем?!
Если говорить о современных серийных машинах, то все производители пришли к более или менее похожим решениям, отработанным десятилетиями. Из свежих новшеств разве что электромеханические «ручники», вошедшие в моду в последние годы: стояночный тормоз управляется кнопкой в салоне. Традиционная конструкция предполагает либо тросовый привод (он механическим путем прижимает колодки к дискам или барабанам), либо гидравлический — который воздействует на задний контур основной тормозной системы. Тут же все иначе: специальные электродвигатели, установленные внутри задних суппортов, получив соответствующий сигнал от блока управления, через планетарный редуктор воздействуют на винтовые механизмы, которые, в свою очередь, прижимают колодки к диску.
Так или иначе, стояночный тормоз в понимании обычного автомобилиста — это «задний тормоз». Другое дело, например, дрэг-рэйсинг, где передний «ручник» — обычное дело. Им удерживают автомобиль на месте, в то время как задние колеса жгут резину перед стартом. Интересно, что подобная конструкция стояночного тормоза встречалась раньше и на совершенно серийных автомобилях…
На каких машинах «ручник» на передние колеса?
Citroen
Пожалуй, самым известным апологетом установки «ручника» на переднюю ось была французская фирма Citroen, которая использовала эту «фишку» вплоть до модели С5 второго поколения, которая появилась в 2007 году. В чем причина столь странного технического решения? Когда-то давно у этого был смысл: на старых «Ситро» гидропневматическая подвеска, тормоза и усилитель рулевого управления были объединены в единый гидравлический контур. Давление в нем создавал насос с приводом от мотора. Поэтому, если не работает двигатель или появилась «дырка» в подвеске — нет и тормозов, и руль не повернешь. Привод механизма стояночного тормоза решено было подвести к передним колесам, чтобы в случае отказа основной тормозной системы можно было бы эффективно замедлиться «ручником»: передние колеса больше нагружены при торможении, плюс к этому нет риска заноса, который возникает, если тормозить только задними колесами. Линейка французских моделей, получивших такое решение, широка — DS, CX, SM, BX, XM, C5 и другие.
Впрочем, стоит заметить, что передний «ручник» на относительно современном Citroen C5 — это уже не более чем дань традициям: гидравлические системы на С5, рожденном в XXI веке, естественно, раздельные.
Saab
Еще одна компания вплоть до конца 80-х годов «баловалась» с установкой «ручников» на переднюю ось. Это шведская SAAB, всегда славившаяся своей оригинальностью. Скандинавы известны своими «странностями» вроде двухтактного двигателя на ранних моделях, сдвижного капота на «900», замка зажигания под «ручником» и массового применения турбонаддува до того, как это стало модным.
Последней моделью со стояночным тормозом на передние колеса стал SAAB 900 1987 года выпуска. Говорят, что от такого решения отказались в силу того, что многие скандинавские гонщики участвовали в ралли, а раллийная машина с «ручником» на «передок» — это моветон.
Subaru
Subaru тоже известна своими «тараканами» в голове. Она прославилась на весь мир приверженностью к оппозитным моторам и специфическим системам полного привода. Но очень немногие знают, что у Субару прошлых лет был целый ряд моделей с… «ручником» на переднюю ось. Помните этих симпатяг из 60-70-х годов? Leone, FF-1, 1000? Подав запрос в японский офис Subaru, мы выяснили, что подобная компоновка, вероятно, связана с тем, что по нормативным документам США того времени стояночный тормоз должен был действовать на «driving wheels», то есть ведущие колеса. А вышеуказанные модели были переднеприводными и экспортировались в США.
Alfa Romeo
Теперь — привет из Италии. Alfa Romeo — компания-уникум, компания-новатор. Было бы странно, если бы ее не оказалось в этом списке. Стояночный тормоз на переднюю ось инженеры из Милана применили на модели Alfasud, которая выпускалась с 1972 по 1983 годы. Для своего времени автомобиль был довольно «продвинутым»: МакФерсон спереди, механизм Уатта сзади, передний привод, дисковые тормоза по кругу. На последней иллюстрации хорошо видны тросики «ручника», идущие на передние колеса.
Центральный или трансмиссионный тормоз
Для многих будет сюрпризом, что такой вид стояночного тормоза весьма распространен. На иллюстрациях хорошо видно, как он работает на примере механизмов «Волги» ГАЗ-21 или УАЗа Патриот до 2015 года выпуска. На Хантере эта конструкция применяется по сей день. На задний карданный вал устанавливается специальный тормозной барабан с фрикционными накладками. Когда вы тянете за рычаг, устройство работает как обычный «ручник» — при помощи тросиков разводит в стороны колодки. Вот только они не тормозят непосредственно задние колеса, а блокируют вращение карданного вала.
Подобного типа центральный тормоз устанавливали также на Nissan Patrol до версии Y60. Более того, почитав профильные форумы, я узнал, что некоторые владельцы более «свежих» Patrol имплантируют эту систему на свои автомобили. Говорят, что работает она более надежно, чем традиционный «ручник», приводы которого постоянно забиваются грязью на бездорожье.
«Ручники» для дрифта и дрэга
Любой уважающий себя профессиональный дрифтер должен установить в салон своего «корча» мощнейший гидравлический «ручник» с огромным рычагом. Тут привод ручного тормоза, конечно, на задние колеса. Этот инструмент гонщики используют для быстрого срыва задней оси в скольжение. Посмотрите, как демонстрирует этот процесс на видео одна симпатичная дрифтерша:
Пожалуй, единственный пример установки «ручника» с приводом на переднюю ось в современном спорте — это уже упомянутые в начале соревнования по дрэг-рэйсингу. На заднеприводном автомобиле имеет смысл заблокировать передние колеса и пустить заднюю ось в пробуксовку, чтобы быстро и эффективно прогреть шины на ведущей оси для лучшего старта.
Трансмиссионный, или индукционный тормоз-ретардер на грузовиках
Система, которая не имеет отношения к стояночному тормозу, но мы все же решили о ней упомянуть в этом материале, коль скоро мы говорим о тормозных системах, непривычных для обычного водителя. Включение ретардера позволяет не перегружать рабочую тормозную систему на длинных спусках и уклонах во избежание перегрева. Трансмиссионный тормоз может быть гидравлическим или электромагнитным, но суть работы одна — замедление вращения выходного вала коробки передач и, как следствие, карданного вала и задних колес.
«Умный» «ручник»
Это полезное новшество появилось в машинах примерно на рубеже веков — автоматическое предотвращение скатывания при старте на уклоне (подобные системы носят названия Hill Start Assist, Hill Hold Control, Uphill Start Support и др.). Опытные водители издавна использовали такой прием при начале движения в крутую горку: старт с «ручника», который надо отпустить ровно в то мгновение, когда машина начинает подаваться вперед. Теперь то же самое может имитировать электроника. Суть в том, что тормозная система остается активной некоторое время после того, как вы отпустили педаль или рычаг, что не дает машине откатываться назад. Это встречается на очень многих современных моделях. Если «ручник» электромеханический, то система сработает и при его деактивации, так как функционирует через электронику и датчики АБС. В автомобилях с механическим устройством стояночного тормоза система работает только при использовании рабочих тормозов (например, на Весте она несколько секунд удерживает давление в тормозной системе).
В наши дни уже сложно разобраться во всех причинах, почему в прежние годы многие марки экспериментировали с «передним» «ручником». Информация о моделях с подобным техническим решением очень скудна. У многих марок не все так однозначно понятно, как в случае с Citroen. Мы постарались собрать в этой статье все известные нам модели с приводом стояночного тормоза на переднюю ось, но будем благодарны, если вы в комментариях приведете еще примеры, о которых не было сказано в этом материале.