Тормоза

Какое давление в тормозной системе автомобиля

Какое давление в тормозной системе автомобиля

Тормоза — смертельный разрыв

Автор: Валерий Моторин Раздел: СБОРНИК

Тормозная система современного легкового автомобиля представляет собой замкнутый гидравлический контур. Водитель, нажав на педаль тормоза, увеличивает давление в системе до 100 атмосфер, что собственно и вызывает движение поршней в суппортах. Новые компоненты тормозной системы без проблем переносят трехкратное превышение указанного давления, но с течением времени запас прочности снижается.

Больной вопрос

Самое слабое звено в тормозной системе – шланги и магистрали, которые не защищены от воздействия внешней среды. Так, например, шланги теряют свои свойства и могут потрескаться уже через пару лет. Тормозные трубки чаще всего изготовлены из стали, которая со временем начинает коррозировать. В обоих случаях износ линий никак не дает о себе знать, и водитель начинает подвергаться опасному риску.

И он огромный! Прогрессирующая коррозия значительно ослабляет прочность места поражения. Пока водитель не сильно нажимает на педаль тормоза, ничего не происходит. Однако попытка резкого торможения может закончиться трагедией. В момент разрыва магистрали давление в системе резко падает, что существенно ухудшает эффективность торможения. Дополнительной проблемой является тот факт, что зачастую тормозные линии проложены так, что трудно оценить их состояние, даже приподняв автомобиль с помощью домкрата.

Многие водители во время повседневных поездок не давят на педаль тормоза с большой силой, поэтому неисправность можно обнаружить лишь при техническом обследовании. Диагносты регулярно выявляют дефекты. Они утверждают, что потрескавшиеся тормозные шланги – реальная проблема, которая присутствует в массовом масштабе. Поэтому, учитывая огромный риск, не следует недооценивать комментарии специалистов, касающиеся тормозных магистралей. Если есть подозрения относительно их состояния, то следует как можно скорей заменить сомнительные элементы.

Что происходит?

Принципиальная схема тормозной системы.

1 – главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем.

2 – регулятор давления в задних тормозных механизмах.

3,4 – рабочие контуры.

На протяжении многих лет тормозные системы автомобилей оборудовались двумя контурами, каждый из которых отвечает за два колеса. Такая схема в случае разрыва канала позволяет остановить автомобиль с помощью оставшегося контура.

Многочисленные заезды, проведенные с целью замерить эффективность торможения с одним исправным контуром, дали шокирующий результат. Оказалось, что средний тормозной путь автомобиля при торможении со 100 км/ч увеличивается в два раза – с 40 до 86 метров!

ВЫВОД. Неисправная тормозная система защищает от полной «потери тормозов», однако эффективность торможения значительно снижается.

Как защитить себя от неожиданности

Разрыву тормозных линий не предшествуют никакие признаки, которые могли бы подсказать о проблеме. Эффективность тормозов не падает вплоть до «трагедии». Поэтому единственный выход – регулярный контроль специалистами, особенно во время ТО. Никогда нельзя недооценивать полученных от механиков рекомендаций, касающихся тормозной системы.

Цена безопасности

Затраты на замену тормозных линий отличаются в зависимости от типа и длины. В большинстве случаев новый элемент с работой потребует около 20-50 долларов. Многие сервисы меняют жесткие стальные трубки на более удобные в доработке медные. Следует взять за правило периодически проверять состояние тормозных шлангов и трубок, даже если автомобилю всего пара лет.

Заключение

Принимая во внимание то, как часто обнаруживаются дефекты тормозных магистралей, представьте — сколько водителей передвигается на смертельно опасных автомобилях. Количество просто ошеломляет. И главное – проблема касается не только старых машин. «Отказу тормозов» подвержены и сравнительно молодые автомобили, особенно эксплуатируемые во влажном климате или на зимних дорогах, обильно политых реагентами.

Какое давление в тормозной системе машины?

Пока тормозная система исправно функционирует, редкий водитель задумывается, какие процессы происходят в ней, и какими параметрами обусловлена её работа. Давайте разберёмся, какое давление в тормозной системе автомобиля, и насколько эта величина различается у гидравлического и пневматического исполнения.

Какое давление в гидравлических тормозах легковых авто?

Изначально есть смысл разобраться в таких понятиях, как давление в гидравлической системе и давление, оказываемое суппортами или штоками цилиндров непосредственно на тормозные колодки.

Давление в самой гидравлической системе авто во всех её участках примерно одинаковое и составляет на своём пике у наиболее современных авто около 180 бар (если считать в атмосферах, то это приблизительно 177 атм). В спортивных или гражданских заряженных авто это давление может доходить до 200 бар.

Какое давление в тормозной системе машины?

Разумеется, что только усилием мускульной силы человека напрямую создать подобное давление невозможно. Поэтому в тормозной системе авто есть два усиливающих фактора.

  1. Рычаг педали. За счет рычага, который обеспечивается конструкцией педального узла, изначально прилагаемое водителем давление на педаль увеличивается в 4-8 раз в зависимости от марки авто.
  2. Вакуумный усилитель. Этот узел также усиливает давление на главный тормозной цилиндр приблизительно в 2 раза. Хотя разные конструкции этого узла предусматривают довольно большую разбежку по дополнительному усилию в системе.

Какое давление в тормозной системе машины?

Фактически рабочее давление в тормозной системе при штатном режиме эксплуатации авто редко превышает 100 атмосфер. И только при экстренном торможении хорошо физически развитый человек способен давлением ноги на педаль создать давление в системе выше 100 атмосфер, но происходит это только в исключительных случаях.

Давление поршня суппорта или рабочих цилиндров на колодки отличается от гидравлического давления в тормозной системе. Здесь работает принцип, сходный с принципом действия ручного гидравлического пресса, где насосный цилиндр маленького сечения перекачивает жидкость в цилиндр значительно большего сечения. Повышение усилия рассчитывается как отношение диаметров цилиндров. Если обратить внимание на поршень тормозного суппорта легкового авто, то он будет в несколько раз больше по диаметру, чем поршень главного тормозного цилиндра. Поэтому и давление на сами колодки будет увеличиваться за счёт разницы диаметров цилиндров.

Какое давление в тормозной системе машины?

Давление пневматических тормозов

Принцип работы пневматической системы несколько отличается от гидравлической. Во-первых, давящее на колодки усилие создаётся напором воздуха, а не давлением жидкости. Во-вторых, водитель не создаёт давление мускульной силой ноги. Воздух в ресивер накачивается компрессором, который получает энергию от двигателя. А водитель нажатием на педаль тормоза только открывает кран, который распределяет воздушные потоки по магистралям.

Распределительный кран в пневматической системе контролирует давление, которое посылается в тормозные камеры. За счёт этого регулируется усилие прижатия колодок к барабанам.

Какое давление в тормозной системе машины?

Максимальное давление в магистралях пневматической системы обычно не превышает 10-12 атмосфер. Это то давление, на которое рассчитан ресивер. Однако сила прижатия колодок к барабанам значительно выше. Усиление происходит в мембранных (реже – поршневых) пневматических камерах, которые и давят на колодки.

Пневматическая тормозная система на легковом автомобиле встречается редко. Пневматика начинает массово появляться на грузопассажирских авто или небольших грузовиках. Иногда пневматические тормоза дублируют гидравлические, то есть система имеет два отдельных контура, что усложняет конструкцию, но увеличивает надёжность работы тормозов.

Какие могут быть неисправности в тормозной системе автомобиля

Назначение, виды и устройство тормозных систем автомобилей

Регулирование скорости движения машины, остановка и удержание её в неподвижном состоянии выполняется при помощи тормозной системы – в этом её назначение. На транспорте применяются приводы тормозных систем трёх видов: гидравлический, пневматический и механический.

Гидравлическим приводом оборудованы легковые автомобили. В роли рабочего агента применяется жидкость. На коммерческом транспорте – автобусах, грузовиках, полуприцепах, используется пневматическая система. Усилие на исполнительные механизмы передаётся сжатым воздухом. Механический привод морально устарел, в основной системе не применяется. Сохранился элемент этого привода в качестве ручного стояночного тормоза.

В современных автомобилях применяется резервирование. В двухконтурной системе, при разгерметизации одного из контуров, второй работает в качестве аварийного, а в одноконтурной – аварийное торможение осуществляется ручным тормозом.

Основные узлы гидравлического привода перечислены ниже:

  • Педаль тормоза с толкателем.
  • Вакуумный усилитель, сообщающийся трубкой с всасывающим коллектором двигателя.
  • Главный тормозной цилиндр.
  • Бачок, оборудованный поплавковым реле уровня.
  • Металлические трубки, соединяющие главный цилиндр с тормозными механизмами колёс и регулятором давления.

Поршень главного цилиндра приводится в движение толкателем педали, создавая давление в трубках. Жидкость передаёт давление на поршни цилиндров тормозных механизмов колёс.

Читайте также  Чем лучше дисковые тормоза барабанных

Вакуумный усилитель разделён диафрагмой пополам, одна камера сообщается с атмосферой, а другая со всасывающим коллектором двигателя. Разность давлений в камерах создаёт толчок диафрагмы – это позволяет нажимать на педаль с меньшим усилием. При остановленном двигателе вакуумный усилитель не работает, поэтому движение накатом недопустимо.

Регулятор давления задних колёс задерживает срабатывание задних тормозов – одновременная блокировка всех колёс заносит машину. Дополнительно регулятор задаёт силу прижима колодок к барабану.

Тормозной механизм передних колёс дискового типа. Колодки вставлены в суппорт. При торможении жидкость толкает поршни цилиндра – колодки прижимаются к диску с двух сторон. Трение замедляет скорость вращения колёс. После прекращения воздействия на педаль колодки возвращаются в первоначальное положение от биения диска.

Механизм задних колёс барабанного типа. При возникновении давления в цилиндре поршни давят на колодки, которые прижимаются к внутренней поверхности барабана. В исходное положение колодки возвращаются под воздействием пружин после падения давления.

Неподвижность автомобиля на склоне обеспечивает ручной стояночный тормоз. При подъёме рычага тормоза на 3–4 щелчка натягиваются тросы, прижимая колодки к барабану, задние колёса блокируются.

Признаки неисправности тормозной системы

Регулировка тормозов автомобиля

Тормозной системе может потребовать эксплуатационное регулирование. Для этого:

  1. Поднимают либо ось, либо колесо машины.
  2. Вращают квадраты тормозных рычагов в правую сторону до тех пор, пока колесо не начнет легонько притормаживать.
  3. Затем же поворачивают квадрат обратно.
  4. Устанавливают зазор в 0,3-0,4 мм между барабаном и колодочной накладкой. Чтобы не ошибиться, зазор измеряют специальным щупом, пропустив его в средней зоне накладки — через «окно» в барабане.
  5. Отрегулировав все колеса авто, испытывают систему или на станке, или на ходу.

После того, как проведут ремонт барабана, замену колодок и переклепывание накладок, обращаются к комплексной регулировке при помощи опорных эксцентричных пальцев. Придерживаются алгоритма:

  1. Регулировка колодок квадратом тормозных рычагов по инструкции, приведенной выше.
  2. Высвобождение гаек пальцев-опор, после чего поворачивают их друг к другу, тем самым прижав колодки к барабану до отказа. Именно в этом положении и закручивают гайки пальцев.
  3. Добиваются нормального зазора между барабаном и накладками.
  4. В завершение регулировочной процедуры — тестируют, насколько легко вращается колесо.

Основные неисправности тормозной системы

Движение автомобиля с неисправными тормозами запрещено. Водитель должен следить за техническим состоянием системы и отмечать изменения в работе.

По поведению машины можно определить состояние тормозов. Характерными признаками нарушения в работе являются следующие отклонения от нормы:

  • Жесткая педаль сигнализирует о неисправности вакуумного усилителя, отсутствии разрежения в камере.
  • Посторонний шум или свист при торможении, биение колёс указывают на износ, деформацию, трещины диска или барабана.
  • Увод автомобиля в сторону говорит о неисправности рабочего цилиндра или замасливании тормозной колодки.
  • Увеличенный ход или провал педали тормоза свидетельствует о том, что система не герметична.

Если при нажатии на педаль машина не тормозит для остановки нужно использовать ручной тормоз. Если устранить неисправность на месте остановки невозможно, следует вызвать эвакуатор или использовать буксировку на жёсткой сцепке.

Основная информация

Основной функцией торможения считается управление скоростью машины, ее остановкой, а также удержанием ее в одном положении с помощью силы торможения между дорогой и колесами машины. Сила торможения может образовываться автомобильным двигателем, механизмом торможения колес авто, электронным или гидравлическим замедляющим тормозом, который находится в трансмиссии. Для функционирования всех вышеперечисленных функций на транспортное средство устанавливают различные типы тормозных систем.

Следственно возникает вопрос, сколько же и всего?

  1. Рабочая. Этот тип применяется на любой скорости машины для полной остановки или же снижения скорости. Причем она начинает функционировать сразу же после нажатия на педаль тормоза. Она считается самой эффективной по сравнению с остальными типами.
  2. Запасная. Используется в том случае, если основной блок торможения неисправен. Данный тип тормозного блока может быть двух видов, автономным или же ее функции выполняет часть рабочей системы торможения.
  3. Стояночная. Является необходимой для удержания машины на протяжении определенного времени на месте. То есть благодаря ей полностью исключается вероятность передвижения авто без ведома водителя.
  4. Добавочная. Используется на транспортных средствах, которые имеют повышенную массу, для остановки на спусках. Довольно часто происходит так, что ее функции остановки выполняются двигателем, на котором трубопровод перекрывается при помощи заслонки.

В чем заключается принцип действия?

Давайте рассмотрим принцип действия торможения на примере гидравлического рабочего блока. В момент нажатия на тормоз нагрузка переходит на усилитель, создающий добавочное усиление на основном цилиндре. Поршень основного цилиндра торможения собирает всю жидкость в цилиндрах автомобильных колес с помощью трубопроводов. Причем в этот же момент происходит увеличение давления жидкости в приводе тормоза. Благодаря поршням цилиндров автомобильных колес происходит перемещение тормозящих колодок к дискам, или как их еще называют барабанам.

После нажатия на тормоз проходит увеличение давления жидкости, вследствие чего проходит активация механизмов торможения, приводящих вращение автомобильных колес в замедление и образование силы торможения в месте контакта шин авто с покрытием дороги. Причем чем больше будет прикладываться сила к педали тормоза, тем эффективнее и быстрее произойдет торможение автомобильных колес. Давление жидкости в момент остановки может достигать от десяти до пятнадцати мегапаскалей.

Части пружин отводятся от барабанов при помощи колодок. Тормозная жидкость переходит в основной цилиндр торможения из цилиндров автомобильных колес благодаря трубопроводам. Таким образом, проходит понижение давления системы торможения. Эффективность торможения сильно увеличивается благодаря использованию систем безопасности транспортного средства.

Основные неисправности

Главной задачей проведения диагностики считается обнаружение неисправности тормозной системы, а также их устранение при минимальном использовании денежных средств. Кроме того, своевременное обнаружение неисправностей торможения позволит вам избежать больших денежных трат, потому как вы сможете предотвратить поломку. В специализированных центрах диагностика тормозной системы проводится на специальном стенде, но вы и сами можете ее провести в домашних условиях. Для определения неисправностей нужно внимательно относиться к своему транспортному средству.

Итак, сколько же существует неисправностей тормозной системы?

  1. Возникновение постороннего шума;
  2. Слышен скрип во время торможения транспортного средства;
  3. Заметно подтекание тормозной жидкости;
  4. Западает педаль тормоза;
  5. Заметно увеличился тормозной путь.

Как правило, все вышеперечисленные поломки системы торможения связаны с такими причинами:

  • Нарушилась герметичность;
  • Низкий уровень жидкости;
  • Нерегулярное проведение замены жидкости;
  • сильно износились тормозные колодки.

Чаще всего причиной неполадок является несвоевременная замена жидкости, а это может привести к полному отказу тормозов. Ее нужно регулярно меть из-за того, что в момент использования она впитывает в себя всю влагу. Также может быть недостаточный уровень жидкости в системе торможения, так как она испаряется при закипании, которое происходит в момент торможения транспортного средства.

Диагностика, техническое обслуживание и ремонт тормозной системы автомобиля

Периодические осмотры помогают своевременно выявлять дефекты. Осмотр проводят на подъёмнике, смотровой яме или эстакаде. Предварительно контролируется уровень и состояние жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Помутнение жидкости свидетельствует о наличии воды и вредных примесей. Такую жидкость требуется заменить. Проверку срабатывания сигнализации о низком уровне проверяют нажатием на поплавок – при исправной работе загорается контрольная лампа стояночного тормоза.

Стояночный тормоз проверяют на ровной площадке. Рычаг снимают с фиксации, поднимают на 3–4 щелчка. Переключатель скоростей устанавливают в нейтральное положение. Толкают машину. Если колёса крутятся, требуется регулирование натяжения тросов или их замена.

Под капотом осматривают главный тормозной цилиндр, вакуумный усилитель, трубки и шланги. Детали тормозных механизмов осматривают после поочерёдного снятия колёс и частичной разборки и замеров. При толщине фрикционных накладок менее 1,5 мм колодки подлежат замене. Дефекты диска и барабана устраняются проточкой или заменой. Потёки, потения на цилиндрах, шлангах, трубках недопустимы. Трубки со следами коррозии и шланги с трещинами заменяются. Тормозные цилиндры восстанавливаются заменой уплотнительных манжет и пыльников, а при наличии механических повреждений узел меняется полностью.

Читайте также  Цилиндры тормозные задние

Достоверность диагностики в автосервисе, оборудованном специальным стендом, на порядок выше визуального осмотра. Мастера гарантированно выявят все неисправности тормозной системы. Во время диагностики замеряется тормозной момент, давление в системе, температура тормозов.

В Санкт-Петербурге «РКСАвто» выполняет диагностику, техническое обслуживание и ремонт тормозов грузовиков, автобусов, легковых автомобилей. Проведение ежегодной диагностики и технического обслуживания автомобиля повысит вашу безопасность.

Виды неисправностей

Тормозная система в автомобилях устроена примерно одинаково. Поэтому с уверенностью можно сказать, что чаще всего подвержены поломкам в тормозной системе:

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРМОЖЕНИЯ И ИХ УСТРАНЕНИЕ

Потеря эффективности торможения — опасная вещь. Водители могут ощутить снижение эффективности торможения по разными причинам: перегрев, постепенное или резкое ухудшение первоначальных свойств тормозов. Такие явления, как «паровая пробка» или «вязкий ход педали тормоза» — это серьезные проблемы, влияющие на эффективность торможения, которые требуют устранения. Давайте поочередно рассмотрим каждое из этих явлений и советы экспертов Champion.

A) Снижение эффективности торможения из-за «паровой пробки»

Опасное явление «паровая пробка» возникает вследствие испарения тормозной жидкости. При торможении генерируется большое количество тепла, поэтому тормозная жидкость имеет высокую точку кипения. Однако тормозная жидкость гигроскопична — это значит, что она поглощает влагу из окружающей среды. В любой гидравлической тормозной системе тормозная жидкость постепенно поглощает влагу и ее точка кипения снижается.

Когда количество поглощенной влаги достигает определенного уровня, то после продолжительного интенсивного торможения (особенно с тяжелым грузом или в жаркую погоду), тормозная жидкость может начать закипать и создавать пузырьки газа. Поскольку газ гораздо больше поддается сжатию, чем жидкость, водитель вообще не чувствует давления на педали тормоза, при этом происходит полная потеря тормозной способности, известная как «паровая пробка».

Как сохранить эффективность торможения и не допустить «паровой пробки»

Начните с выбора правильной тормозной жидкости.

Тормозная жидкость является важнейшим компонентом тормозной системы. Поэтому выбор высокопроизводительной тормозной жидкости имеет решающее значение. Часто производители автомобилей рекомендуют конкретный тип тормозной жидкости для определенного автомобиля.

Хорошая тормозная жидкость должна:

  • быть несжимаемой, чтобы обеспечить жесткость педали при торможении;
  • иметь высокую точку кипения;
  • сохранять эксплуатационные качества при поглощении влаги;
  • иметь вязкость, сохраняющуюся в строго заданных пределах;
  • иметь необходимую смазывающую способность;
  • предотвращать коррозию;
  • иметь контролируемое расширяющее воздействие на резиновые детали во избежание их дальнейшей усадки.

Проверка тормозной жидкости

Принципиально важно регулярно проверять состояние тормозной жидкости. Единственный реальный способ узнать состояние тормозной жидкости — это проверить ее. Иногда такую проверку выполняют с помощью тестера карандашного типа, который оценивает содержание влаги электронным способом.

Мы не рекомендуем выполнять проверку таким способом. Поглощенная тормозной жидкостью влага повышает электропроводность. Данный тип тестеров определяет электропроводность жидкости и на основании этих данных делает вывод о ее пригодности / ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ температуре кипения. Существуют более прогрессивные методы проверки. Например, прибором FFT100A, который кипятит несколько капель жидкости и фиксирует РЕАЛЬНУЮ температуру ее кипения.

Замена тормозной жидкости

Если точка кипения слишком низкая, то пришло время заменить тормозную жидкость. Ниже приведено несколько советов по прокачке системы и замене тормозной жидкости.

DOT 4 Синтетическая ESP DOT 4 Синтетическая DOT 5.1 Синтетическая LHM Минеральная
«Сухая» точка кипения 230° C 260° C 260° C 240° C
«Влажная» точка кипения 155° C 180° C 165° C Не применимо

Важная проверка давления:

Перед прокачкой тормозной системы проверьте главный тормозной цилиндр на утечки, подсоединив манометр к тормозной трубке ближайшего суппорта. После этого создайте в системе давление 50 бар и выдержите ее под давлением в течение 45 секунд. За это время потеря давления должна составить не более 4 бар. Более высокое падение давления указывает на наличие утечки в главном тормозном цилиндре, что требует дальнейшей проверки. Также можно выполнить вторую проверку при более низком давлении 10 бар.

Как прокачивать тормозную жидкость в автомобилях с передними и задними дисковыми тормозами

Всегда прокачивайте тормозную систему в установленном порядке, начиная с тормозного суппорта, наиболее отдаленного от главного тормозного цилиндра (либо левого заднего, либо правого заднего в зависимости от расположения руля — справа или слева).

  • Закрыв все спускные штуцера, прикрепите спускную трубку к первому суппорту и приоткройте штуцер.
  • Медленно и равномерно нажимайте на педаль тормоза до конца ее хода до тех пор, пока тормозная жидкость в спускной трубке не станет чистой, без примеси пузырьков воздуха.
  • При полностью нажатой педали затяните штуцер и снимите спускную трубку.
  • Перейдите к противоположному заднему суппорту и повторите процедуру.
  • По завершении прокачки задних суппортов убедитесь в том, что передние суппорты также работают правильно и в них нет пузырьков воздуха. Выполните прокачку передних суппортов, также начав ее с самого дальнего от главного тормозного цилиндра и завершив прокачку на самом ближнем суппорте.
  • И наконец, убедитесь, что педаль тормоза создает достаточное давление при нажатии.

Как прокачивать тормозную жидкость в автомобилях с барабанным тормозным механизмом

Всегда прокачивайте тормозную систему в установленном порядке, начиная с колесного тормозного цилиндра, наиболее удаленного от главного тормозного цилиндра (либо левого заднего, либо правого заднего в зависимости от расположения руля — справа или слева).

Перед началом прокачки крайне важно выполнить необходимую ручную регулировку (если предусмотрена) барабанных тормозных колодок, чтобы установить их правильный зазор с тормозным барабаном в соответствии со спецификациями производителя.

  • Закрыв все спускные штуцеры, прикрепите спускную трубку к спускному штуцеру колесного цилиндра, наиболее отдаленного от главного тормозного цилиндра, и приоткройте штуцер.
  • Медленно и равномерно нажимайте на педаль тормоза до конца ее хода до тех пор, пока тормозная жидкость в спускной трубке не станет чистой, без примеси пузырьков воздуха.
  • При полностью нажатой педали затяните штуцер и снимите спускную трубку.
  • Перейдите к противоположному заднему колесному цилиндру и повторите процедуру.
  • Завершив прокачку задних колесных цилиндров, убедитесь, что передние суппорты также работают правильно и не содержат пузырьков воздуха, выполнив их прокачку (процедуру также необходимо начать с суппорта, наиболее отдаленного от главного тормозного цилиндра, и закончить ближайшим к главному тормозному цилиндру суппортом).
  • И наконец, убедитесь, что педаль тормоза создает достаточное давление при нажатии.

В) Снижение эффективности торможения при «вязком ходе педали тормоза»

Что вызывает «вязкий ход педали тормоза»?

Снижение эффективности торможения автомобиля вызывают утечки тормозной жидкости. Неисправные тормозные шланги могут привести к утечке тормозной жидкости или к вздутию самого шланга, что, в свою очередь, вызывает плохой отклик педали.

Как не допустить возникновения дефектов тормозных шлангов:

  1. Проверка на старение: регулярно осматривайте шланги на истирание, порезы, износ или утечки.
  2. Правильная установка: убедитесь, что шланги не перекручены и не изогнуты, затянуты с правильным усилием, не соприкасаются с частями подвески (после опускания автомобиля).
  3. Качественные комплектующие: выбирайте тормозные шланги с высокой устойчивостью к механическим воздействиям, хорошей гибкостью, низкой влагопроницаемостью и низким объемным расширением под давлением.

Материалы, содержащиеся в этой статье, предназначены только для ознакомительных целей и не могут быть использованы вместо профессиональных советов от сертифицированных технических специалистов или механиков. По конкретным вопросам или проблемам, относящимся к любой из тем, затронутых в этой статье, рекомендуем консультироваться с сертифицированными техническими специалистами или механиками. Ни при каких обстоятельствах мы не несем ответственности ни за какие потери или повреждения, связанные с вашим пониманием содержания.

Устройство автомобилей

как работает тормозная система КамАЗа

До начала движения автомобиля (или автопоезда), оборудованного пневматическим приводом тормозов необходимо заполнить тормозную систему сжатым воздухом. Заполнение системы осуществляется при работающем двигателе и контролируется по сигнальным лампам и зуммеру на щитке приборов в кабине водителя. Все контрольные лампы должны погаснуть, а зуммер перестать звучать.
Это происходит, когда давление в системе достигнет величины 0,5 МПа (5,0 кг/см2). Дальнейший процесс нагнетания сжатого воздуха в систему контролируется посредством двухстрелочного манометра, показывающего текущее давление в двух контурах рабочей тормозной системы.
При достижении давления воздуха в системе 0,7…0,75 МПа в работу включается регулятор давления, который отключится, когда давление в системе упадет ниже 0,62…0,65 МПа.

После того, как отключились контрольные лампы и сигнал зуммера (давление в системе 0,5 МПа) можно начинать движение автомобиля (автопоезда). Перед началом движения необходимо растормозить стояночный тормоз, при этом контрольная лампа стояночного тормоза тоже должна погаснуть.

Читайте также  Передние тормозные диски

Состояние тормозного привода при движении

При движении без воздействия со стороны водителя на органы управления тормозной системой привод тормозов одиночного автомобиля находится в следующем состоянии:

  • педаль тормоза и рукоятка ручного крана находятся в исходном положении;
  • соединительные головки 32 и 22 закрыты крышками, разобщительные краны находятся в закрытом положении. Их рукоятки должны быть расположены перпендикулярно оси кранов;
  • воздушные баллоны 9, 11, 22 и 23 (рис. 1) заполнены сжатым воздухом до нормального рабочего давления (0,7…0,75 МПа);
  • от баллонов сжатый воздух подводится к секциям тормозного крана 18, ускорительному клапану 27, ручному тормозному крану 15, разобщительным кранам и соединительным головкам 32 и 33 тормозной системы прицепа;
  • сжатый воздух из баллона 22 через кран 15 подведен к ускорительному клапану 27, заполняет тормозные камеры задних колес 28 и растормаживает задние колеса;
  • сжатый воздух постоянно подводится к крану включения вспомогательного тормоза 6 и к другим потребителям.

При работе автомобиля с прицепом или полуприцепом, имеющим однопроводный привод тормозов, соединительная головка типа «А» автомобиля должна быть соединена с головкой типа «Б» прицепа. При этом сжатый воздух под давлением 0,5…0,52 МПа поступает в тормозную систему прицепа.
Разобщительные краны двухпроводного привода тормозов прицепа должны оставаться закрытыми.

При работе автомобиля с прицепом или полуприцепом, имеющим двухпроводный привод, головки типа «Палм» питающей и тормозной магистралей тормозов прицепа должны быть присоединены к аналогичным соединительным головкам тягача. Сжатый воздух подается в пневматическую систему прицепа по питающей магистрали под давлением 0,62…0,75 МПа. Давление в тормозной магистрали должно отсутствовать. Разобщительный кран однопроводного привода должен быть в закрытом состоянии, соединительная головка тип «А» на тягаче закрыта крышкой.

Торможение рабочими тормозами

При нажатии на тормозную педаль усилие от педали передается к двухсекционному тормозному крану 18. Сжатый воздух из воздушного баллона 11 подается к верхней секции тормозного крана 18, поступает через клапан ограничения давления 4 в передние тормозные камеры 2 и одну из управляющих магистралей клапана управления тормозной системы прицепа с двухпроводным приводом 25.
Одновременно из воздушного баллона 9 через нижнюю секцию тормозного крана 18 сжатый воздух поступает через автоматический регулятор тормозных сил 30 к тормозным камерам задних колес тележки 28, а также в другую управляющую магистраль клапана 25.
Таким образом, колеса автомобиля затормаживаются с интенсивностью, выбранной водителем из условий движения.

Если автомобиль работает с прицепом, то и он затормаживается. При срабатывании клапана 25 сжатый воздух из воздушного баллона 22 поступает к клапану 24 управления тормозами прицепа с однопроводным приводом и в тормозную магистраль двухпроводного привода.
Если прицеп имеет однопроводный привод, то клапан тормозов прицепа срабатывает и выпускает воздух из соединительной магистрали прицепа, после чего прицеп затормаживается с требуемой интенсивностью.

управление работой пневматического привода тормозов

Для получения увеличенного изображения рисунка щелкните по нему мышкой.
Новое изображение откроется в отдельном окне браузера.

При растормаживании рабочих тормозов автомобиля-тягача обе секции тормозного крана 18 сообщаются с атмосферой. Сжатый воздух из передних тормозных камер 2 выходит через клапан 4 в атмосферу.
Из задних тормозных камер 28 сжатый воздух уходит в атмосферу через регулятор тормозных сил 30 и нижнюю секцию тормозного крана 18. Из управляющих магистралей клапана 25 сжатый воздух уходит в атмосферу через тормозной кран 18.

Таким образом, при торможении автомобиля рабочим тормозом работают два контура: контур I привода рабочего тормоза передней оси автомобиля и контур II привода рабочего тормоза задних колес. Работает еще часть III контура – привод тормозов прицепа с управлением от I и II контуров.

При выходе из строя одного из контуров другие остаются работоспособными:

  • при повреждении контура I торможение осуществляется тормозом задних колес и тормозами прицепа;
  • при повреждении контура II торможение осуществляется рабочим тормозом передних колес и тормозами прицепа;
  • при повреждении контура III вступают в работу пружинные энергоаккумуляторы аварийного и стояночного тормозов.

Торможение автомобиля стояночным тормозом

Стояночная система удерживает автомобиль в неподвижном состоянии посредством энергии мощных пружин, расположенных в энергоаккумуляторах. При выключенном кране управления стояночным тормозом эти пружины сжимаются давлением воздуха, подаваемого в пневмокамеру энергоаккумулятора.

Торможение осуществляется ручным тормозным краном 15, при этом рукоятку крана необходимо перевести в крайнее заднее положение. Сжатый воздух из управляющей магистрали ускорительного клапана 27 выходит в окружающую среду.
Сжатый воздух из тормозных камер 28, связанных с клапаном 27, выпускается в атмосферу, и пружинные энергоаккумуляторы затормаживают колеса задней тележки автомобиля.

В это время срабатывает привод тормозов прицепа. Одновременно выпускается воздух из магистрали клапана 25. Клапан 25 срабатывает, соединяя питающую магистраль с тормозной магистралью. Происходит затормаживание прицепа.

Для растормаживания стояночной тормозной системы рукоятку тормозного крана 15 переводят в переднее положение. Сжатый воздух из баллона 22 через кран поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана 27 и, кроме того, через двухмагистральный клапан 31 в цилиндры энергоаккумуляторов 28, сжимает пружины и возвращает штоки тормозных камер в расторможенное положение. Таким образом, задние колеса растормаживаются.
Одновременно с растормаживанием задних колес автомобиля происходит растормаживание прицепа.
В это время воздух подводится и в управляющую магистраль клапана 25, который срабатывает, давление в магистрали клапана падает до нуля, и происходит растормаживание прицепа.

Аварийное торможение автомобиля

В случае выхода из строя рабочей тормозной системы торможение в аварийном режиме осуществляется запасным тормозом, который, как и стояночный тормоз, управляется ручным краном 15. Для этого необходимо повернуть рукоятку ручного крана 15 на больший или меньший угол в зависимости от требуемой интенсивности торможения.

Для прекращения аварийного торможения рукоятку крана 15 следует отпустить. Она возвращается в исходное положение, и аварийное торможение прекращается.

Торможение автомобиля вспомогательным тормозом

Для включения вспомогательного тормоза (см. рис. 1) необходимо нажать и удерживать в нажатом положении кнопку крана 6, расположенного на полу под рулевой колонкой. Сжатый воздух начинает поступать в рабочий цилиндр, шток которого соединен с рейкой ТНВД, и в цилиндры 16, связанные с рычагами валов заслонок на выпускных газопроводах двигателя.
В результате одновременно отключается подача топлива в цилиндры двигателя, и перекрываются заслонками выпускные трубы глушителя. Двигатель переводится в режим принудительной работы (компрессорный режим), поглощая при этом кинетическую энергию движущегося автомобиля.

На рисунке 2 приведены основные приборы стояночной и вспомогательной тормозных систем автомобиля КамАЗ, а также схема их соединения в приводе.

устройство стояночной и вспомогательной тормозных систем КамАЗа

Растормаживание стояночного тормоза
в случае неисправности его привода

При повреждении контура III привода стояночного тормоза сжатый воздух из ресивера 22 выходит в атмосферу, и происходит автоматическое затормаживание автомобиля стояночным тормозом задних колес посредством пружинных энергоаккумуляторов.
Если необходимо временно растормозить автомобиль (например, для съезда в сторону от проезжей части дороги), то следует нажать кнопку включения крана аварийного растормаживания и удерживать ее. Сжатый воздух из ресиверов 9 и 11 контуров I и II поступит в цилиндры энергоаккумуляторов, сожмет их пружины, и растормозит колеса.
Следует помнить, что в контуре IV сжатого воздуха хватает только на три растормаживания автомобиля.

Механическое растормаживание автомобиля

В случае отсутствии сжатого воздуха в пневматическом приводе тормозов пружинные энергоаккумуляторы удерживают задние колеса автомобиля в заторможенном состоянии. При необходимости его буксировки или съезда в сторону от дороги можно растормозить автомобиль механическим способом.
Для этого необходимо вывернуть болты механического растормаживания, расположенные сверху на корпусе энергоаккумуляторов. При вывинчивании болтов пружины энергоаккумуляторов сжимаются и задние колеса автомобиля растормаживаются.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button