Как работают дисковые тормоза автомобиля

Дисковые тормоза: особенности, устройство

diskovye-tormoza

Автолюбителей, машины которых работают на барабанной тормозной системе, конечно, может заинтересовать, что такое дисковые тормоза. Основная задача, выполняемая дисковым механизмом, связана с переменой скорости в то время, как машина передвигается или когда она останавливается. Значит, когда необходимо, можно остановить авто в единой позиции.

Дисковые тормоза достаточно распространены и проверены временем. Как и у других тормозных механизмов, эта система необходима для того, чтобы переменять скорость во время передвижения автомобиля. Чтобы понять, как выглядят дисковые тормоза и из чего они состоят, следует рассмотреть их составляющие:

  • Суппорт является корпусом (материал изготовления – чугун), состоящим из пары частей. С помощью направляющих втулок происходит скрепление частей. Диск расположен на колесной ступице и прижат к ней посредством болтов с гайками. Чтобы вентилирование было лучше, а во время остановки происходило охлаждение, необходимы специальные отверстия. Одной из функций считается самоочищение и поэтому грязь не накапливается на дисках благодаря колодкам тормозов.
  • Тормозные колодки – металлические пластины с закрепленными фрикционными накладками, сделанными из материала, устойчивого к процессам трения. Колодки размещены внутри корпуса.
  • Цилиндры – специальные корпуса с расположенным внутри подвижным корпусом. Сверху поршня установлена манжета, для изготовления которой используется бензиново-масляный резиновый материал. Кроме манжеты, имеется также штуцер спуска, удаляющий накопившийся воздух при прокачке тормозной системы.

diskovye-tormoza

Особенности тормозной системы

Воздух, накапливаемый между колодками, а также дисками, свободно циркулирует, и поэтому происходит быстрое охлаждение дисковых тормозов (ни в одной другой системе торможения охлаждение невозможно настолько же быстро).

Также имеется самоочищение, благодаря чему удаляется накопленная грязь. Тем не менее, грязь все равно иногда попадает туда, где колодки контактируют с диском, из-за чего он может поцарапаться. Вот почему со временем тормозные диски необходимо будет сменить.

Так как у колодки достаточно маленькие размеры, становится сильнее сопротивление, необходимое для остановки транспорта. Увеличенное давление приводит к скорому износу колодок (все-таки это расходный материал). Диск разогревается, когда машина останавливается, и температура становится настолько высокой, что требования к свойствам тормозной жидкости должны быть весьма серьезными (особенно это касается его составляющих и показателей термоустойчивости). Поэтому дисковые тормоза достаточно дорогостоящие.

Проблемы могут возникнуть, когда на устройство дискового механизма устанавливается стояночный привод.

Признаки неисправности тормозной системы

Признаки неисправности тормозной системы

Для понимания того, как работают дисковые тормоза, необходимо знать, какими бывают нарушения их нормального функционирования. Можно отметить несколько важных признаков неисправностей. При их обнаружении, конечно же, следует сразу же обратиться в технический сервис для ремонта, поскольку плохо работающая тормозная система предполагает аварийную опасность. Некоторые внешние признаки:

  • Наличие странных посторонних шумов, когда автомобиль тормозит.
  • Присутствие отклонений при прямолинейном движении.
  • Необходимость повышенных усилий на педаль.
  • Увеличение хода педали.
  • Необходимость уменьшения усилий на педаль (причем педаль порою даже проваливается).
  • Наличие вибрации.
  • Дефекты механического характера.

Впрочем, далеко не всегда признаки оказываются внешними. Порой дисковые тормоза перестают нормально функционировать вследствие внутренних повреждений:

  • Проблемы с тормозным механизмом;
  • Дефекты привода;
  • Дефекты тормозного усилителя.

Когда говорят о возможных проблемах, случающихся с тормозной механикой, это могут быть изношенные или поврежденные тормозные колодки, а также диски и деформированный суппорт.

Из дефектов привода можно отметить:

  • Поврежденные шланги;
  • Произошедшую утечку жидкости для торможения;
  • Воздушный подсос, вызванный ослабленным креплением;
  • Поршневые заедания.

Наконец, с тормозным усилителем могут быть следующие неисправности:

  • Недостаточное разряжение внутри впускного коллектора;
  • Дефекты клапана;
  • Поврежденный вакуумный шланг.

Почему происходят поломки?

Само собой разумеется, тормоза перестают функционировать нормально и ломаются не просто так, а вследствие определенных причин. Необходимо выделить несколько из них:

  • Несоблюдение эксплуатационных правил при торможении;
  • Воздействие внешних факторов;
  • Комплектующие плохого качества и так далее.

Для избегания подобных поломок хотя бы единожды в неделю необходима проверка тормозной системы. Внутри бачка должна быть тормозная жидкость в определенном количестве, на колесах и комплектующих не должно быть никаких подтеков.

Если говорить о современных транспортных средствах, в них предусматриваются различные датчики, обеспечивающие контроль. Как только тормозные колодки изнашиваются, случаются какие-нибудь неисправности, на специальной панели об этом сообщают сигнальные лампы.

Правила ухода

diskovye-tormoza

Следует перечислить несколько основных правил, связанных с уходом за дисковыми тормозами. Их соблюдение необходимо, чтобы тормозная система не вышла из строя раньше времени, могла бы прослужить долго и не привела к авариям. Итак, правила являются такими:

  1. Необходимость смены тормозной жидкости – через каждые три года. Чтобы прокачать тормоза, пользоваться следует непросроченной жидкостью (желательно прибегать к средству, указанному в автомобильном паспорте). Когда прокачка завершена, нужно долить жидкость для достижения необходимого уровня.
  2. Необходима проверка дисков, а также колодок. Когда проверяются колодки, надо проанализировать показатели толщины накладок, которые должны быть, как минимум, миллиметр. Износ колодок должен происходить равномерно – для проверки этого следует снять колесо с последующим осмотром колодок. Если износ неравномерен, их желательно заменить.
  3. Лучше пользоваться колодками, изготовленными отечественным производителем, поскольку, как показывает практика, они оказываются более долговечными, а их стоимость – привлекательнее. Размеры дисков для тормозов могут быть разными, однако правила безопасности предполагают использование устройств, размер которых должен равняться, как минимум, десяти миллиметрам, иначе их понадобится заменить.
  4. Трубопровод с тормозным приводом необходимо проверять время от времени – герметичны ли они?
  5. Когда заклинивает поршень, понадобится смена жидкости, а также цилиндров. Чтобы цилиндры не повредились, они должны быть обработаны жидкостью под названием WD-40. Монтаж поршня должен происходить с большой аккуратностью посредством монтировки.
  6. Для монтажа поршня в необходимую позицию следует нажать педаль. Для облегчения хода понадобится прокачка тормозов, производимая несколько раз. Когда поршень устанавливается на место, нельзя, чтобы монтировка касалась диска.
  7. Появление воздуха внутри тормозной системы приводит к необходимости избавления от него. С этой целью:
  • внутрь цилиндра заливается тормозная жидкость;
  • отвинчивается пробка клапана второго цилиндра;
  • устанавливается штуцер, имеющий полуметровый резиновый шланг.

Нужен постоянный контроль того:

  • Как закреплен главный цилиндр;
  • Как функционирует тормозная система;
  • В каком состоянии пружины колодок;
  • Какой зазор наблюдается от колодок до диска;
  • Исправлен ли тормозной усилитель;
  • Как работает антиблокировочный механизм.

Советы автовладельцу по эксплуатации тормозной системы

Для того чтобы дисковые тормоза работали дольше и надежнее, можно дать несколько полезных рекомендаций автовладельцу:

  • Время от времени (через каждые три года) менять жидкость;
  • Единожды в неделю смотреть, достаточен ли уровень жидкости;
  • Проверять и доливать жидкость для торможения, когда завершена прокачка;
  • Контролировать наличие подтеков внутри системы, ответственной за торможение;
  • Измерять размеры не только дисков, но и накладок;
  • Не забывать контролировать, насколько трубопроводы и имеющиеся соединения герметичны;
  • Регулировать показатели хода педали, если возникает такая необходимость;
  • Проверять, не появился ли воздух внутри системы.

Необходима максимальная ответственность, когда проверяются дисковые тормоза и их состояние. Регулярный контроль позволит избежать не только необходимости частых дорогостоящих ремонтных работ, но и опасных последствий. Чем лучше заботиться о тормозной системе, тем дольше она сможет проработать.

Незначительные поломки иногда исправляются автовладельцами самостоятельно. В случае значительных дефектов лучше обратиться к специалистам из технического сервиса. Хотя при отсутствии должного практического опыта помощи специалистов необходимо просить даже при незначительных поломках – слишком уж ответственной оказывается работа такого механизма.

Читайте также  Стояночный гидравлический тормоз

Действия при отказе тормоза

diskovye-tormoza

Когда вдруг дисковые тормоза отказывают (всякое ведь может случиться), и тормозная педаль упирается в коврик безо всякой реакции, все равно на нее необходимо давить дальше. У современных авто тормоза имеют двухконтурную систему. Если отказывает один контур, срабатывает другой (он действует несколько хуже, но все равно «работает»).

Когда же эффект оказывается нулевым, несмотря на продолженное давление (то есть, не срабатывает ни один из контуров), педаль надо отпустить, а затем заново нажать (сделав это не единожды). Иногда система давления восстанавливается.

Эти же действия следует повторить, если теряется жидкость, последующий ход замедляется, а педаль начинает проваливаться. Данная процедура производится до полной остановки транспортного средства.

Дисковые тормоза

Дисковые тормозные механизмы – сейчас их установка на автомобили стала привычным явлением, а любой автоконцерн стремится оборудовать такой системой все свои модели, не исключая и бюджетные. При этом всего полвека назад такие тормоза были редкостью и только начинали входить в автомобильный мир.

diskovye-tormoza

Терминология

Дисковые тормозные механизмы предназначены для остановки или снижения скорости движения транспортного средства, а также для предотвращения самопроизвольного движения автомобиля. Это происходит за счет прижимания тормозных колодок к наружным плоскостям диска.

История возникновения и развития

Появление

Технология не нова – изобретена она была примерно в одно время с барабанными механизмами. Некоторое время дисковые тормоза использовались и в XIX веке. Однако запатентовал их в 1902 году британский изобретатель Фредерик Уильям Лачестер. Они показали неплохую эффективность, но их широкому распространению мешало то, что колодки производились из меди.

Это приводило к 2-м неприятным факторам:

  • Быстрый износ – медные колодки очень быстро стирались, а это означало необходимость их частой замены;
  • Скрип – шумность также мешала внедрению разработки. Визг меди о колесные диски был просто невыносим.

Кроме того, важным фактором, который ограничивал применение дисковых тормозов, был состав тормозных жидкостей того времени. Они производились на основе касторового масла (растительное) или спиртов, из-за чего закипали в самом гидроприводе во время сильного нагревания колодок и дисков. Как следствие, образовывались паровые пробки, а педаль тормоза часто «проваливалась», что приводило к авариям.

Итог – в первой половине века такие тормоза не устанавливались, так как малая мощность машин позволяла барабанным механизмам эффективно справляться с задачей остановки автомобиля. Только в 40-х годах дисковыми тормозами начали комплектоваться гоночные модели.

50-е годы

Однако в конце 50-х годов ситуация кардинально изменилась, так как автомобили становились мощнее и тяжелее. Особенно заметна эта тенденция была в США, где началось массовое создание «Мускул каров». Эти модели оснащались двигателями с огромной мощностью – по 300-500 л. с. и обладали ураганной динамикой. Кроме того, резко выросла масса автомобилей, что было спровоцировано, в первую очередь, соображениями безопасности.

diskovye-tormoza-audi-rs

Это привело к тому, что стандартных, барабанных тормозов стало просто «не хватать». При торможении тяжелых машин на высокой скорости они перегревались, что приводило к увеличению тормозного пути.

Кроме того, в эти годы начали выпускаться новые типы тормозных жидкостей, основанные на этиненгликоле. Они обладали гораздо большей температурой кипения и отлично подходили для использования в тормозных системах с дисковыми тормозами.

Развитие

Именно из-за указанных выше факторов внимание снова акцентировалось на дисковых тормозах. Однако поначалу их устанавливали лишь на переднюю ось, оставляя на задней традиционные барабаные тормоза. Но уже во второй половине 60-х начался переход к дисковым тормозам на обоих осях. Пионером стал итальянский концерн Fiat, создавший доступную для большинства модель Fiat 124, оснащенную дисковыми тормозными механизмами.

После этого начался массовый переход на эту технологию, хотя многие компании на бюджетных моделях оставляли барабанные тормоза.

Настоящее время

Сейчас подавляющее большинство моделей (даже бюджетных) оснащаются тормозами дискового типа. Конечно, барабанные не канули в лету – они до сих пор ставятся на некоторые авто, но только в базовых комплектациях.

Типы дисковых тормозов

Материал

diskovye-tormoza-carrera-gt

  • Чугунные – эти диски самые простые и дешевые, а еще чугун обладает хорошими фрикционными свойствами, но при нагреве он быстро коррозирует.
  • Нержавеющая сталь – их стойкость к ржавчине на порядок выше, но фрикционные качества заметно хуже. А это заставляет увеличивать размер.
  • Карбон – такая продукция обладает отменными качествами в отношении тормозной динамики, он вообще не ржавеет, а еще легко переносит перепады температуры.
  • Керамические диски – еще совсем недавно подобные устройства ставились исключительно на гоночные автомобили. Причина тому – высокая цена. Сейчас ими начинают комплектовать и серийные модели бизнес класса.

Керамические диски отличаются отменными показателями стойкости к перегреву, что обеспечивает не только качественную тормозную динамику, но также и огромный ресурс. Некоторые колодки в таких устройствах снабжены специальными электронными датчиками, которое сигнализируют на приборную панель о минимальном остаточном ресурсе колодок.

Вентилируемые – они характеризуются наличием 2-х фрикционных поверхностей, между которыми находятся перемычки, позволяющие воздуху циркулировать между дисками. Кроме того, фрикционную поверхность нередко делают перфорированной, что ускоряет процесс охлаждения.

Еще встречаются дисковые тормоза с электрическим или пневматическим приводом.

Достоинства

В сравнении с барабанными тормозными механизмами, дисковые обладают рядом преимуществ:

diskovye-tormoza-brembo

  • стоимость – такая конструкция дешевле в производстве;
  • габариты – дисковые тормоза компактнее;
  • малый вес – подобные конструкции легче барабанных;
  • эффективность – благодаря плоской поверхности диска, колодки прижимаются к его площади равномерно, даже несмотря на меньшую их площадь, если сравнивать с барабанными;
  • охлаждение – по причине того, что воздух может циркулировать между диском и колодками, они быстрее охлаждаются;
  • самоочищение – во время вращения диска грязь с него просто отлетает, тогда как в барабанных устройствах выработка колодок и пыль скапливаются внутри барабана;
  • стабильность эксплуатационных характеристик.

Таким образом, существенные преимущества дисковых тормозов привели к их широкому распространению.

Устройство дисковых тормозов велосипеда

Устройство дисковых тормозов велосипедаВелосипед, как и значительная часть транспортных средств, оснащен тормозной системой. Требования к тормозам велика стандартные: конструкция должна обеспечить остановку велобайка, при этом желательно, чтобы ее масса не была слишком большой. Односкоростные модели велосипедов, как правило оснащены задними тормозами втулочного типа. Веломашины туристического, шоссейного и гибридного типов снабжены ободными тормозами. Дисковый тормоз отлично выручает, если устройство предназначено для езды по бездорожью. Тема сегодняшней статьи – устройство дисковых тормозов, их положительные и отрицательные моменты.

Дисковые тормоза велосипедов разных видов отличаются по конструкции, поскольку есть различные методы для передачи импульса к тормозному устройству велика.

  • Для устройств механического типа – при помощи троса;
  • Для устройств гидравлического типа – при помощи жидкости в гидросистеме.

Составные элементы конструкции дисковых тормозов

Составные элементы конструкции

Дисковые тормоза велосипеда состоят из таких элементов – комплектующих.

  • Ручка. Посредством ручки тормозной механизм велосипеда приводится в действие;
  • Ротор (его еще называют тормозным диском);
  • Калипер – суппорт, выполняющий торможение;
  • Адаптер – скоба, при помощи которой калипер закреплен на раме;
  • Колодки – это пластины с абразивной поверхностью, стопорящие диск;
  • Тормозная линия – это участок, передающий импульс от ручки к рабочему механизму.

Специфика конструкции дисковых тормозов

Специфика конструкцииРазные виды моделей велобайков оснащены дисками разных габаритов: от 140 до 220 мм. С увеличением размера диска возрастает эффективность торможения. Однако, установка дисковых тормозов наибольшего диаметра целесообразна далеко не всегда. К примеру, для горного велосипеда, предназначенного для поездок по лесу, довольно дисков 160-180 мм. Велик, предназначенный для фрирайда, нуждается в дисках 180-185 мм. Если речь идет о даунхилле (горном спуске), то понадобятся роторы с диаметром 200-220 мм. Если вы хотите установить систему с большим размером ротора, нужно заменить колесо на другое, со спицами покрепче.

Читайте также  Тормоз и газ на автомате

Колодки

КолодкиЧто касается абразивного материала для выполнения тормозных колодок, то они могут быть органические или металлизированные.

Поверхность контакта в колодках металлизированного типа состоит из сплава металлических опилок с углеродом. Главный недостаток металлизированных колодок в том, что, нагреваясь от трения, они нагревают калипер. Гидравлической системе это может навредить. Зато сам материал колодок твердый, долговечный и отлично контактирует даже с мокрыми дисками велика.

Трущаяся поверхность пластин из органического материала представляет собой смесь целлюлозы и резины. Теплопроводность материала этого вида очень плохая, поэтому при торможении устройства нагреваются только диски. Положительные моменты – отсутствие скрипа велосипеда при торможении и быстрая притирка колодок. Однако, устройства из целлюлозно-резинового материала быстро стираются.

Калипер

КалиперПринцип устройства гидравлического калипера велосипеда такой же, как у суппортов на мотоциклах и автомобилях, только габаритами поменьше. Конструктивно, гидравлический калипер состоит из литого металлического корпуса с поршнем с одной стороны и гидравлической колодкой – с другой. Тормозная жидкость перемещает поршень, а тот, в свою очередь, двигает колодку. В результате, происходит захват диска.

Конструкция механического калипера велосипеда несколько иная. В сущности, механический калипер представляет собой кулачковый механизм. С наружной стороны он оснащен рычажком, к которому крепится тросик. Импульс от ручки к поршню передается посредством клина, кулачка или многозаходного винта. При этом, плоскости движения колодок и рычага взаимно перпендикулярны.

Дисковые vs ободные – какие тормоза лучше

Выясним, в чем ободной вариант проигрывают дисковому.

Хорошая модуляция

Дисковые vs ободные

Если на велобайке установлены «диски», то контроль интенсивности торможения велосипеда при этом сильно упрощается. Ви-брейки, клещевые и кантилеверные системы, в этом отношении менее эффективны. Даже при использовании больших колодок не получается добиться такой же чувствительности срабатывания.

Роторы меньше загрязняются

Естественно, колесный обод загрязняется сильнее ротора. При этом, попадание жидкости или, наоборот, абразива на контактные поверхности приводит к нарушению работы системы. Особенно это чувствуется при езде на велобайке с ободным вариантом по намокшей трассе. Модуляция при этом ухудшается, поскольку колодкам приходится, для начала, контактировать не с ободом, а со слоем грязи на нем.

«Диски» против «восьмерок»

«Диски» против «восьмерок»Если рассматривать ободную систему торможения велосипеда, то качество торможения зависит от состояния обода. Если обод оказывается искривленным, то и качество торможения при этом страдает. При искривленном ободе приходится разводить колодки в стороны, отчего торможение становится не таким эффективным. Что же касается дисковой системы торможения, то они стабильно работают даже при «восьмерках».

Обод остается целым

В дисковых системах торможения имеется только две интенсивно изнашивающиеся детали – ротор и колодки. В моделях великов с вибрейками, обода из алюминия со временем просто ломаются.

Продолжительный срок службы устройства

Особенно это касается систем с колодками из металлизированного сплава. Стирание колодок из резиново-целлюлозной смеси происходит быстрее. Поэтому в системах вибрейк надо чаще регулировать тормозное устройство посредством сближения колодок.

Недостатки дисковых тормозов

Недостатки дисковых тормозовКак и любые устройства так и дисковые тормоза имеют свои недостатки, к этим недостаткам можно отнести следующее:

  • Сильное сгибающее усилие на спицы. Поэтому нужно выбирать более толстые и короткие спицы;
  • Вес у дисковых тормозов больше, чем у ободных. Увеличение общей массы конструкции происходит и за счет монтажа втулок с большим диаметром;
  • Сложности с заменой комплектующей, вышедшей из строя. Найти, например, колодки, подходящие по всем параметрам, достаточно сложно;
  • Наличие заднего дискового тормоза мешает закреплению багажника. Этот вопрос возможно решить, установив консольное устройство;
  • Монтировать дисковые тормоза с большим ротором на велосипеде можно, если вы планируете использовать его на горной дороге или для езды по бездорожью;
  • Гидравлика – достаточно дорогое удовольствие, поэтому использовать это устройство надо с максимальной рациональностью.

Итоги

Дисковые тормоза – это инновационное тормозное устройство велосипеда. Эта система является достаточно надежной и имеет свои преимущества, а также недостатки. Теперь велосипеду больше не страшны «восьмерки» колеса, грязь, которая легко прилипает к ободам колеса. Но к существенному недостатку можно отнести начальную стоимость по сравнению с классическими вибрейками. Изучив конструкцию и особенности Вы сможете понять стоит ли устанавливать дисковые тормоза на свой велосипед.

Какие тормоза лучше: дисковые или барабанные

На нынешнем автомобильном рынке имеются авто с разными тормозами: дисковыми или барабанными (бывает, что и с обоими одновременно). В чём же разница между ними и каким стоит отдать предпочтение? У этих тормозных механизмов есть свои преимущества и недостатки.

Дисковые или барабанные тормоза

Барабанные тормоза

Основным элементом этого тормозного механизма, что собственно и дало название, является барабан. Не так давно такие тормозные системы были установлены на все автомобили.

Но вскоре появились их конкуренты: дисковые тормоза. Из-за ряда недостатков, на недорогие модели авто, на задние колёса ставятся барабанные, а на передние — дисковые.

Барабанный тормозной механизм

Минусы барабанных тормозов

  • Основным минусом является невозможность резко затормозить из-за трения, провоцирующего нагрев металла. Выходит, что колодке нужно проделать больший путь для соприкосновения с барабаном. Следовательно, чтобы затормозить, нужно довольно сильно жать на педаль тормоза.
  • Как только колодки начинают тереться об барабан, начинает выделяться газ, который является неким подобием смазки, что также негативно влияет на эффективность торможения.
  • Более того, они имеют свойство «залипать».

Преимущества барабанных тормозов

  • Они все ещё пользуются спросом из-за своей привлекательной цены.
  • В них меньше попадает пыль и вода, что делает их более износостойкими.

Барабан тормозной системы

Дисковые тормоза

Изначально дисковые тормозные механизмы использовались в промышленных машинах и авиации. Хоть они и были придуманы раньше, но барабанные реализовались больше, всё потому, что их было намного проще устанавливать на повозки и автомобили.

Преимущества дисковых тормозов

  • У них нет таких проблем с перегревом, т. к. они открыты для потока воздуха.
  • «Залипания», с которыми сталкиваются автовладельцы, с барабанными системами не характерны для них.
  • Любой мусор запросто удаляется с тормозного диска за счёт вращения.
  • Ныне актуальная автомобильная электроника с ними работает лучше, т. к. те реагируют быстро и мягко.

Задние дисковые тормоза

Охлаждение, охлаждение и ещё раз охлаждение. Оно играет очень важную роль в работе тормозных систем. Помимо обычных дисков, также есть перфорированные (с просверленными в них «дырками»). Эти отверстия служат не только для охлаждения диска, но и для скорейшего удаления загрязнений с их поверхности.

Кроме этого, существуют ещё вентилируемые диски. Они состоят из двух раздельных рабочих поверхностей, что обеспечивает дополнительное охлаждение.

Но всё-же ничто не совершенно.

Недостатки дисковых тормозов

  • Хоть они легко и непринуждённо избавляются от пыли и слякоти с поверхности диска, они не могут также легко избавиться от неё внутри, что зачастую приводит к коррозии.
  • Из-за этой же грязи диски быстрее изнашиваются, приходят в негодность и требуют замены составляющих.
  • Ценовой диапазон, мягко говоря, не радует глаз, в отличие от своих собратьев.
  • Ещё они боятся луж, т. к. при торможении они сильно нагреваются и попадание воды на них чревато плохими последствиями. Диск может попросту лопнуть.
Читайте также  Зеленая тормозная жидкость

Комплект тормозных дисков

Заключение

Для нынешних дорог в России подобрано идеальное сочетание тормозов — на задних колёсах барабанные и дисковые на передних. Из-за того, что дисковые тормозные системы стоят на передних колёсах, они максимально охлаждаются и меньше изнашиваются, если бы стояли на задних, этим экономя деньги владельцу. Именно поэтому сзади ставятся барабанные, т. к. те более устойчивы к загрязнениям. И цена тоже играет роль.

Какие тормоза выбрать?

Какие тормоза выбрать? Ободные или дисковые? А может, достаточно и ножного тормоза? Такой вопрос задавал себе каждый велосипедист сначала при выборе велосипеда, а потом при его замене или модернизации. В принципе, на этот вопрос можно ответить довольно коротко.

Ножной тормоз подойдёт для неторопливых поездок по городу и паркам, когда в приоритете простота велосипеда, а не его мощность. Этот же тип тормозов устанавливается на большинство детских велосипедов , ведь у детей в ногах силы больше, чем в пальчиках рук.

Ободные тормоза выбирают, когда важна простота настройки, маленький вес и, чаще всего, низкая цена. Минусы заключаются в не самом эффективном торможении и большой зависимости от погодных условий.

Дисковые тормоза устанавливаются на спортивные велосипеды, где эффективность торможения имеет решающее значение. Однако и обслуживать такие тормоза немного сложнее, и стоят они дороже.

На самом деле, типов тормозов еще больше, но именно эти три чаще всего устанавливаются на велосипедах, продающихся в России. Ниже приведено более подробное описание каждого из этих трёх видов тормозов и рекомендации по их использованию.

Тормоз ножного типа чаще всего встречается на городских велосипедах и круизёрах . Многие помнят, как тормозили на своих детских велосипедах прокручиванием педалей в обратную сторону. Такой тип тормоза считается самым простым и надёжным, однако тяжёлым и неэффективным. Но если вы выбираете велосипед только для неторопливых поездок, который будет тормозить в любую погоду и не требовать особого ухода, смело берите байк с таким типом тормоза.

Конструкция ободных тормозов претерпела сильные изменения. Начиналось всё с кантилеверных тормозов, но по мере увеличения ширины покрышек потребовалось и изменение формы ободных тормозов. Какое-то время устанавливались U-образные тормоза, но в итоге пришли к тормозам типа V-brake. Сейчас эти тормоза устанавливаются, в основном, на бюджетные горные велосипеды и на гибриды. “Вибрейки” проще всего настроить и обслуживать, ведь весь механизм довольно прост. От ручки тормоза проведён стальной трос к двум рычагам, на которые крепятся тормозные колодки, которые в свою очередь зажимают обод колеса между собой. Но если всё так просто, откуда берётся разница в цене? Во-первых, самые бюджетные модели выполнены из пластика и обладают малым ресурсом. Во-вторых, многое зависит от колодок и типа обода. Обратите внимание, что не все обода предназначены для использования с ободными тормозами. Отличить их можно внешне, ведь у ободов, совместимых с ободными тормозами, боковые стенки плоские и имеют индикатор износа.

У ободных тормозов типа V-brake есть и свои недостатки. В первую очередь они нуждаются в ровных колёсах без “восьмёрок”, вмятин и прочих нарушений геометрии обода. Также такие тормоза гораздо менее эффективны во время дождя или, тем более, в грязи. В плохую погоду обода мокнут мгновенно, а колодки при торможении начинают издавать ужасные звуки.

Однако на дорожных велосипедах, в том числе и на большей части профессиональных шоссейных, до сих пор стоят ободные тормоза. Такие тормоза высокого уровня имеют низкий вес и хорошую эффективность при работе с узкими колёсами.

Дисковые тормоза долгое время использовались в автомобилях и мотоциклах, прежде чем появиться на велосипедах в конце 90-х годов прошлого века. При этом изначально они были только гидравлические и устанавливались на самые дорогие велосипеды профессионального уровня. Сразу было понятно, что дисковые тормоза наиболее эффективны и требуют наименьшей приложенной силы велосипедиста. Особенно это заметно в условиях непогоды. Главным недостатком такого вида тормоза всегда был вес. Ведь кроме ручки и тормозного механизма требуется еще и тормозной диск — ротор . Некоторые производители, например, Shimano, выпускают роторы с креплением Centerlock, но основная часть роторов крепится на шесть болтов к втулке.

Стоит отметить разницу между дисковой механикой и гидравликой. Механическая система работает от стального троса со своими плюсами и минусами. Туристы предпочитают механические тормоза как раз из-за надёжности, тем более в длительном путешествии заменить трос гораздо проще, чем прокачать гидравлическую систему. Однако механические тормоза требуют большего усилия для хорошего торможения, поэтому в гонках повсеместно используется гидравлика. Гидравлические тормоза позволяют тратить меньше сил на торможение, а также четко модулировать торможение на сложные участках.

У многих велосипедистов, которые приобрели велосипед, например, на ободных тормозах, часто возникает вопрос: а можно ли на имеющемся велосипеде поменять тормоза на дисковые? Поскольку далеко не все велосипедные запчасти взаимозаменяемы, перед апгрейдом необходимо чётко понимать, нужна ли вообще эта модернизация и есть ли техническая возможность установки той или иной запчасти. Чтобы установить ножной тормоз, потребуется только соответствующая втулка под одну скорость или с планетарной трансмиссией. Некоторые рамы оборудованы проушиной на нижней части пера для крепления тормозного рычага, но если её нет, можно установить хомут, который обычно поставляется в комплекте с втулкой. Ножной тормоз можно установить на любой велосипед, к которому подходит по размеру оси выбранная задняя втулка.

В случае с ободными тормозами, на раме обязательно должны быть “брейкбоссы” — это крепления для механизма тормоза на раме и вилке. Без таких креплений установить ободной тормоз невозможно. Обратите на это внимание, если решили заменить передний амортизатор. Многие современные вилки не имеют креплений для ободных тормозов.

В случае с дисковыми тормозами крепления должны быть и на раме, и на втулках колёс. На раме крепления бывают двух видов.
IS (51mm International Standard) выглядит как два сквозных отверстия, к которым через переходник крепится тормозная машинка или калипер.

PM (74mm Post Mount) — позволяет установить тормоз без переходника, если подходит размер тормозного диска.

Ротор к втулке может крепиться или на шесть болтов, или по стандарту Center Lock, схема которого приведена выше. Если на раме не предусмотрено крепление для дискового тормоза, но есть крепления для багажника, есть вариант переходника от этих креплений стандарта IS.

Но нужно учитывать, что такая рама не проектировалась с учётом нагрузки со стороны дискового тормоза. С подобным переходником у рамы может нарушиться геометрия вплоть до полной поломки и непригодности использования. Если вы запланировали перейти с ободных тормозов на дисковые, сначала убедитесь в наличии посадочных мест или готовьте еще большую сумму денег.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: