Вождение автомобиля с автоматической коробкой передач
Вождение автомобиля с автоматической коробкой передач
Вождение на автомате для начинающих
Для опытного водителя управлять машиной с автоматической коробкой передач не составляет больших трудностей. Чаще всего, сложности появляются у новичков, не знающих всех нюансов «автомата». Поэтому перед тем, как сесть за руль машины с АКПП начинающему автомобилисту следует изучить ее принцип работы.
Что такое автоматическая коробка передач
АКПП─ агрегат, оснащенный способностью переключать скорости без помощи человека. Основными отличиями автоматической коробки передач от механической альтернативы являются: расположение рычага переключения передач и количество педалей. Автоматические коробки предполагают наличие 2 педалей. Это позволяет водителю начинать движение без заботы о переключении скоростей, что значительно упрощает процесс вождения.
Автоматическая коробка передач сочетает в себе гидротрансформатор и несколько планетарных передач.
Благодаря гидротрансформатору крутящий момент усиливается в 2 раза, обеспечивая его плавную передачу с отсутствием каких-либо колебаний. Гидротрансформатор напрямую не соединяется главной передачей, поэтому автомобиль может совершать движение в натяг на высокой передаче.
Устройство АКПП
Это становится возможным при снижении мощности благодаря разнице оборотов приемной турбины и насосного колеса, а также непрерывной циркуляции масла в гидротрансформаторе. Поэтому связи между двигателем и трансмиссией нет, что дает возможность останавливать автомобиль с включенной передачей.
Основные режимы работы «автомата»:
- «Р»─ парковка. При включении такого режима автомобиль разъединяется с трансмиссией, колеса блокируются. Это положение применяется при запуске двигателя и, при необходимости, можно заменить стояночный тормоз при парковке на небольшом склоне.
- «R» — движение назад. Режим используется при движении задним ходом. Включается после полной остановки авто.
- «N»─ нейтральная передача. В этом положении двигатель отключен от трансмиссии, колеса не заблокированы. Используется при непродолжительной остановке, а также во время буксировки на небольшие расстояния.
- «D»─ движение вперед. Это главное положение при движении в стандартных условиях.
- «М»─ ручное переключение. Такой режим применяется при движении по бездорожью или плохому дорожному покрытию.
Существуют также дополнительные режимы автоматической коробки, используемые значительно реже.
- D или O/D– режим овердрайва. Позволяет во время движения переключаться на более высокую скорость автоматически.
- D3 или O/D OFF─ движение без овердрайва. У автомобилей с четырьмя передачами такой р ежим отключает последнюю, обеспечивая защиту муфты гидротрансформатора от постоянной блокировки. Применяется при торможении двигателем.
- S или «2». В этом положении включаются только низкие передачи. Подходит для движения по скользкой дороге.
- L или «1» — положение только первой передачи.
Вождение автомобиля на автоматической коробке
Машина, оснащенная автоматической коробкой передач, не позволяет водителю резко разгоняться с места и буксовать колесами в грязи или снегу. Подобные ситуации часто приводят к перегреву коробки, и, как следствие, ее недолговечности.
На первых парах новичку рекомендуется изучить всю основы езды на автомате. Выделяют ряд особенностей управления машиной на «автомате»:
- не использовать накат;
- обязательно правильно и по назначению переключать положения коробки;
- при парковке не требуется использование педали газа, достаточно периодического нажатия тормоза;
- обязательный контроль соблюдения скоростного режима, так как передачи переключаются автоматически;
- в зимний период, перед тем как поехать, коробку-автомат нужно прогреть. Температура машинного масла на всех участках должна быть не ниже рабочей нормы.
- На автомобиле с АКПП допускается буксировка при скорости не выше 50 км/ч и на расстояние до 50 км.
Принцип совершения обгона на таких машинах точно такой же, как и на «механике». Для быстрого ускорения необходимо нажать до конца педаль газа, после чего коробка включит пониженную передачу. Это придаст автомобилю значительное ускорение. По завершении маневра ослабить давление на педаль газа, «автомат» перейдет к обычному режиму.
В пробках ездить на АКПП не составляет особо труда. Удержание транспортного средства на месте выполняется нажатием тормоза.
При серьезных заторах держать ногу на тормозе постоянно очень сложно, поэтому опытные водители советуют периодически ставить режим «Р». Если движение начнется, необходимо поменять режим на «D» и зажать педаль тормоза.
Запуск автомобиля с АКПП
Чтобы запустить двигатель на машине с «автоматом», рекомендуется на начальном этапе поставить селектор в положение «Р». Допускается начинать движение и с нейтрального положения рычага. ДВС не удастся запустить из любого другого положения.
После установки необходимого положения рычага следует нажать на тормоз и затем запускать двигатель.
Как трогаться на автомате
Правильно трогаться на автомате для начинающего водителя не очень простая задача. На первом уроке по вождению ученики часто допускают много ошибок в момент начала движения.
Основное правило начала движения на автомате: педаль тормоза отпускается только после появления толчка, осведомляющего о полном включении передачи.
Пошаговая инструкция вождения автомобиля с АКПП:
- Включить режим «Р».
- Нажать на тормоз.
- Запустить двигатель.
- Выставить подходящий режим движения.
- Поставить необходимый указатель поворота.
- Проконтролировать, что автомобиль не мешает другим участникам движения.
- Начинать движение, постепенно отпуская тормоз.
Как тормозить двигателем на автомате
Процесс торможения двигателем на АКПП напрямую зависит от модели транспортного средства.
Ниже представлен один из возможных вариантов алгоритмов торможения двигателем:
- Установка положения «O/D».
- Снизить скорость до 90 км/ч.
- Выбрать вторую передачу.
- Снизить скорость до 50 км/ч.
- Подключить режим «L».
Как пользоваться ручником
Ездить и парковаться на машине автомат можно практически всегда без использования ручного тормоза. Исключение составляет парковка на небольшом склоне. При крутом уклоне появляется большая нагрузка на механизмы автомобиля и надежность блокировки колес снижается. В этом случае для обеспечения безопасности водителю рекомендуется задействовать ручник.
Инструкция по парковке автотранспортного средства с ручным тормозом:
- Нажать на педаль тормоза и потянуть за ручник.
- Отпустить тормоз (убедиться, что авто стоит на месте).
- Надавить на тормоз и выставить режим «Р».
Для снятия автомобиля с ручника водитель должен установить режим движения, и, удерживая тормоз, снять ручной тормоз.
Чего нельзя делать с АКПП
Вождение на автомате для начинающих должно всегда сопровождаться изучением тех действий, которые недопустимо совершать при таком типе коробки.
Для обеспечения длительности эксплуатации АКПП запрещено совершать следующие действия:
- при езде на машине резко включить режим «N», так как двигатель потеряет связь с колесами;
- ставить режим «Р» или «R» до полной остановки машины;
- ехать с низким количеством масла;
- превышать скорость в 50 км/ч при буксировке.
- Постоянно переключать режим с режима «D» на «N» в пробках, это может привести к быстрому износу фрикционов.
Если водить машину по городу и за его пределами, не совершая перечисленных действий, то АКПП прослужит долгие годы.
Переключение скоростей на АКПП
Техника переключения скоростей на автомате имеет свои особенности, поэтому чайнику необходимо изначально разобраться в ее теории.
Для того, чтобы ездить на коробке автомат, необходимо ставить рычаг в определенные положения. Запрещено выставлять режимы «Р» и «R».
Пользоваться режимом «N» можно, однако это не слишком безопасно. Так как крутящий момент переходит с двигателя на колеса, и они могут крутиться в любом направлении. При резкой смене дорожного покрытия или при торможении машина уйдет в занос.
Распространенные ошибки
Обучиться правильно ездить на автомате мечтает каждый новичок, но ошибаются даже опытные автомобилисты.
Частые ошибки при езде на АКПП:
- Ездить на машине в режиме «N». Может привести к заносу.
- Выставление положений «P» или «R» при движении приводит к перегреву гидротрансформатора.
- Одновременное нажатие на педаль тормоза и газа.
- Несоблюдение последовательности действий при парковке (сначала режим «Р», затем стояночный тормоз).
- Превышение предельно допустимой нагрузки при буксировке прицепа.
- Частое обращение к педали газа при нейтральном положении.
Научиться ездить на автомате с нуля может любой желающий, достаточно лишь пройти обучение и выучить все правила. Правильная эксплуатация автоматической коробки передач обеспечит комфортную езду за рулем любимого авто.
Полезное видео
Инструкция для новичков по вождению машины с автоматической коробкой передач
Управление автомобилем, оснащенным автоматической коробкой передач достаточно простое, трудности возникают у новичков, не ознакомившихся с принципом работы АКПП и с её конструктивными особенностями.
Немного теории
Вы управляли автомобилем с МКПП и не относитесь к «чайникам»? Тогда на первых порах вождения АКПП следите за положением левой ноги. Приобретенная привычка нажимать педаль сцепления, которая отсутствует на авто, оснащенных АКПП может помешать во время езды. Очевидно: перед управлением машиной, оборудованной селектором, научитесь пользоваться только одной ногой — быстро перемещать правую ногу с педали «газа» на «тормоз», не вспоминая при этом про сцепление.
Рычаг переключения скоростей в автомобилях, оборудованных АКПП, называется селектором, он дополнительно оснащен кнопкой разблокировки, предотвращающей неправильное переключение передач. Основное достоинство указанного типа коробок — возможность подбора электроникой передаточного числа, соответствующего условиям езды, без участия водителя. Отсутствует необходимость учиться плавно переключать передачи: «умная» коробка справляется с этой задачей самостоятельно.
Вождение машины, оснащенной автоматической коробкой передач, начинается с изучения основных режимов работы агрегата, имеющих соответствующие обозначения:
- «Р» — парковочный, используется для пуска мотора. Селектор переключается в эту позицию при условии полной остановки ТС или при использовании ручника. Некоторые изготовители автомобилей с автоматическими коробками в инструкции по эксплуатации машины указывают необходимость использования ручного тормоза во время применения позиции «Паркинг».
- «D» — движение вперед, позволяет авто двигаться вперед. От степени нажатия педали «газа» и условий движения транспортного средства передачи будут подбираться автоматически. Находясь в указанном режиме, машина, стоящая на наклонной поверхности, не будет скатываться назад, если угол наклона поверхности не слишком крутой.
- «R» — задний ход, позволяет автомобилю двигаться назад. Включается это положение после полной остановки авто, плюс при выжатой педали «тормоза».
- «N» — нейтралка, применяется для прогревания мотора в холодное время года, не рекомендуется переключать селектор в указанное положение во время движения машины. Обеспечивает холостую работу силового агрегата без передачи крутящего момента на колеса.
- «D2» (или S) — понижение передачи, используется на спусках, подъемах. Остановить машину в этом режиме получится более эффективно, чем при положении «D». Коробка будет использовать только две передачи – первую и вторую.
- «D1»(или L) — последующий диапазон уменьшения передачи, используется при обледенении дорог, горном серпантине, в отдельных случаях можно использовать для торможения двигателем. В этом режиме автомобиль всегда будет двигаться на первой передаче.
Переключение селектора из положения «D» в позиции «D3»(D2), «D2»(D1) выполняется при движении машины. Усовершенствованные автоматические коробки переключения передач имеют дополнительные режимы разгона:
- экономный — «Е»;
- нормальный — «N»;
- спортивный — «S».
Рекомендуем «чайникам» посмотреть видео о вождении машины с АКПП для начинающих:
Практические занятия
Установите селектор, в необходимый режим, выполнив следующие действия:
- Запустите двигатель (переключить рычаг получится только при заведенном двигателе).
- Выжмите педаль «тормоза».
- Нажмите нужную кнопку режима, расположенную на селекторе (если в этом есть необходимость).
- Выберите положение, соответствующее необходимому направлению движения машины: «D» — транспортное средство поедет вперед, «N» — нейтраль, машина будет стоять на месте, или покатится под уклон, «R» — поедет назад. При включении выбранной водителем передачи автомобиль не начнет движение, а когда отпустите педаль «тормоза» — машина поедет. Учитывайте этот нюанс, не убирайте ногу с «тормоза» раньше времени во избежание ДТП.
Автоматические коробки распознают команды водителя по нажатию педали «газа»: плавный разгон, постепенное переключение скоростей обеспечивается нажатием с небольшим усилием. Интенсивный разгон, необходимый при обгонах, достигается выжимом педали «газа» в пол, при этом АКПП сначала включит передачу ниже, затем авто начнет разгоняться. Учитывайте: от момента выжима педали «газа» до разгона транспортного средства происходит небольшая задержка, примерно одна секунда, это время неощутимо при неспешной езде, а в условиях обгона может быть фатальным.
Решив остановить движение автомобиля, нажмите педаль «тормоза». При кратковременной остановке, на светофоре, не переводите селектор с положения «D» — продлите ресурс внутренних механизмов АКПП.
Держите педаль тормоза нажатой после остановки машины в ситуациях:
- Длительные остановки (пробки), нажатая педаль тормоза позволит мотору отдохнуть, не будет зря сжигаться горючее, используйте положение «N».
- Машина стоит на уклоне, селектор не переведен в позицию «Р».
Вышеуказанная инструкция для «чайников» позволит управлять автомобилем с коробкой автомат. Учтите: лучше сразу научиться правильному вождению, чтобы не нанести вред АКПП. Исправить вредные привычки управления транспортным средством сложно.
Дополнительные режимы
К дополнительным режимам коробок автомат относят:
- Зимний режим, имеет обозначение «*», «W», «SNOW», «HOLD», «WINTER». Согласно ему исключается пробуксовка во время переключения скоростей и при начале движения транспортного средства. Производится начало движения машины со второй передачи. Переключение на другие передачи происходит при меньших оборотах привода — это позволяет исключить перепады в работе коробки во время ускорений, уменьшает вероятность заноса авто. Эксперты уточняют: не стоит использовать указанный режим летом — можно получить перегрев коробки из-за достижения максимальной нагрузки на агрегат.
- Подрежимы положения «D» ограничивают ускорение больше определенного диапазона передач:
- «S» или «З» — обеспечение включения передачи не выше третьей. Указанные позиции используют на участках дороги, требующих от водителя повышенного внимания. Осуществляя вождение, используют режим «З», при этом следите за показаниями тахометра, его стрелка не должна попадать в красную зону.
- «2» — ограничение включения передач не выше второй, движение автомобиля происходит со скоростью не более 80 км/час. Применяется на крутых уклонах, скользких дорогах.
- «1», «L» — используется для тяжелых условий эксплуатации машины: езда по бездорожью, крутые уклоны. Только передача , скорость не более 40 км/ час.
Дополнительные режимы эксплуатации коробок автомат позволяют производить управление машиной при неблагоприятных условиях. Учитывайте: случайное включение подрежимов «1», «2» при большой скорости приведет резкому замедлению движения авто, спровоцирует занос транспортного средства.
Общие рекомендации
Управлять коробкой автомат может неопытный водитель, нижеуказанные рекомендации позволят продлить ресурс АКПП:
- Нельзя давать большие нагрузки на непрогретую коробку. Трансмиссионное масло прогревается медленнее моторной жидкости. При управлении машиной с указанным типом коробки проезжайте несколько километров на небольшой скорости.
- Избегайте пробуксовки колес: не нажимайте резко на «газ», если покрытие дороги неоднородное.
- Старайтесь не буксировать прицепы, другие авто.
- Откажитесь от включения нейтрали при движении автомобиля.
Правильная эксплуатация автоматической коробки позволяет получать удовольствие от вождения и препятствует преждевременной поломке агрегата, позволяя механизму нормально работать.
Езда на автомобилях с АКПП
Ежегодно на дорогах появляется все большее количество транспортных средств, и среди них большую популярность завоевывают автомобили с автоматической коробкой передач.
И это неспроста. Ведь такая машина более проста в управлении, и не требует постоянного переключения скоростей, что особенно важно в атмосфере городских пробок. Но при выборе для себя авто, большинство автолюбителей задаются вопросом, как правильно ездить на автомате? Какие здесь есть нюансы и тонкости.
Езда на АКПП, что нужно знать?
Казалось бы, без необходимости постоянно выжимать сцепление, езда должна быть проще. Так ли это в реальной жизни?
Управление автомобиля с автоматической коробкой кроет за собой некоторые нюансы, в которых стоит разобраться, прежде чем садиться за руль:
- Стоит отметить важный момент, что при любых погодных условиях, не стоит сразу трогаться. Требуется некоторое время для того, чтобы коробка вышла в рабочий режим. При теплой температуре за бортом достаточно будет всего пару минут, а для холодного времени года, этот период стоит немного увеличить.
- Запускать двигатель можно только когда селектор будет находиться в положении «Р» либо «N». В других случаях его просто невозможно будет завести.
- Прежде чем начать движение, селектор необходимо перевести в какое-то из положений, позволяющих начать движение. Время переключения одного положения в другое составляет примерно секунду. И стоит помнить, что авто в этот момент следует контролировать тормозом.
- Важным моментом является тот факт, что водить автомобиль с автоматикой, нужно только используя одну ногу. Для второй же, существует специальная подставка слева. Использование обеих ног является довольно опасным, к тому же, в этом нет необходимости.
Но прежде чем, погружаться во все тонкости вождения автомобиля, следует разобраться с используемыми в АКПП режимами.
Режимы АКПП
Для того чтобы понимать, как ездить на коробке автомат, нужно лучше разобраться в ее устройстве.
Итак, какие же передачи существуют на селекторе:
- Положение «Р», которое обозначает паркинг. При использовании такого режима, блокируются ведущие колеса. Используют его непосредственно при стоянке, а также, для того, чтобы завести или заглушить мотор. Выступает аналогом ручника.
Во время езды данную позицию выбирать нельзя, в противном случае, это грозит дорогостоящим ремонтом.
- «R», обозначающее реверс, или движение назад. Допустимо переключаться на данную позицию в случае, когда транспортное средство полностью остановлено и не движется вперед.
- «N», что значит нейтраль. Является аналогом нейтральной передаче на механике. При данной позиции колеса не связаны с мотором, и свободно двигаются. Этот вариант подходит для буксировки машины.
- «D», движение. При помощи этой позиции транспортное средство имеет возможность двигаться вперед. А если автомобиль находится на склоне, то он будет защищен от скатывания вниз.
Передачи при таком режиме будут переключаться автоматически в зависимости от нажатия на педаль управления подачи топлива.
- Режим «2», значит то, что для движения доступны первые две передачи. Применяют его на крутых дорогах, по серпантину, либо при буксировке. Во время обычной езды, водить на данной позиции возможно с невысокой скоростью. В противном случае, будет нанесен вред двигателю.
- «L», возможность двигаться лишь на первой передаче. Используется на бездорожье, в трудных условиях передвижения. Но для начинающих, такая езда, скорее всего, будет затруднительна. Тут стоит понимать, как ездить на автомате с данным положением селектора: скорость должна быть минимальной, ниже 15 км/ч, иначе на данный режим невозможно будет переключиться.
Дополнительные возможности
Выполняя вождение автомобиля на АКПП, часто можно использовать дополнительные элементы.
Что к ним относится?
- «O/D», предназначается такая позиция для ускорения и быстрого обгона. Применительно на машинах, имеющих более трех передач. Такой режим можно использовать на затяжных подъемах, тогда мотору будет легче справиться с работой.
- «Кик-Даун», используется для резкого ускорения. Но не желательно использовать ее со старта движения, поскольку коробка получит слишком большую нагрузку. Активировать данную позицию очень просто, достаточно резко выжать педаль газа в пол.
- «PWR/SPORT», также предназначается для быстрой езды. Активируется данная позиция при высоких оборотах. Но стоит помнить и про максимальный расход топлива при этом.
- «Snow», предназначается для езды в зимнее время. Разгон здесь начинается сразу со второй передачи, минуя первую, тем самым снижая вероятность скольжения. Используя выбранную возможность, обеспечивается максимально безопасное движение на снегу. И топливо здесь расходуется по минимуму. Но все же использовать его в летний период нежелательно, дабы избежать перегрева и дальнейшей поломки АКПП.
С чего начинать?
Казалось бы, машина, имеющая АКПП должна все основные функции выполнять за водителя. Но если, автомобилист является новичком, естественно, он задается вопросом, как научиться ездить на автомате?
Инструкция:
- Настройка под себя. Сев в автомобиль, следует, прежде всего, подстроить под себя кресло, чтобы во время езды чувствовать себя комфортно. Проверить, как настроены зеркала, если есть необходимость, отрегулировать их. Поскольку, выполняя различные маневры, необходимо постоянно контролировать ситуацию по зеркалам.
- Запуск. Для того чтобы запустить двигатель в рабочее состояние, необходимо повернуть ключ зажигания, далее выжать педаль тормоза, а затем переключить селектор в необходимый режим. Помнить нужно, что запуск авто производиться, когда выбрано положение паркинг. После этого выбирается позиция драйв, педаль с тормоза убирается и авто начинает медленно двигаться.
- Движение. Чтобы автомобиль разогнать до нужной скорости, уже используют педаль газа. А если необходимо произвести вынужденную остановку, например, в пробке или на светофоре, то требуется постоянно нажимать педаль тормоза, в противном случае, машина будет медленно катиться. В этом заключается особенность автоматической коробки.
Данный фактор является довольно удобным. Поскольку автомобиль не заглохнет при первом старте, а также не будет скатываться вниз по неровной дороге.
Но помимо знаний как завести и остановить машину немаловажным является уверенно чувствовать себя на дорогах и ориентироваться в различных ситуациях. Поэтому, требуется проходить обучение с инструктором, а всему остальному научит опыт.
Хотя многие опытные автомобилисты высказывают много плюсов в сторону механики, новейшие автоматические коробки постепенно начинают вытеснять устоявшиеся КПП. Связано это с тем, что у них появляется все больше преимуществ, например, уменьшенный расход топлива. Но все же, каждый делает свой выбор в пользу того, где ему будет комфортней.
Как управлять автоматической коробкой передач
Сейчас, наверняка, найдется совсем немного противников утверждения, что коробки передач с автоматическим их переключением довольно быстрыми темпами вытесняют с рынка механические КПП. Кстати, а вы знаете в чем разница между АКПП и МКПП? Но, несмотря на то, что подавляющая часть водителей выбирает автомобиль с коробкой автоматом, лишь малая их часть правильно пользуется «автоматом», что может повлечь существенное снижение эффективности или, что гораздо хуже, поломке узла.
Пользоваться коробкой автоматом очень просто и удобно
И, помимо базовых знаний о том, что АКПП автоматически выбирает передаточное число, наиболее подходящее условиям движения, и, тем самым наделяет езду удобством, каждый водитель должен знать основные принципы правильного использования такого агрегата, дабы не сокращать срок его службы.
Коробка автомат – как пользоваться
Прежде всего следует разобраться, как переключаются режимы в автоматической коробке передач
Режимы переключения и управления АКПП
Управление автоматической коробкой передач состоит в следующем.
• Парковочный (буква Р на селекторе) – предназначен для пуска двигателя. Переключение в позицию Р производится после полной остановки и постановки авто на «ручник»;
• Движение вперед (D) – стандартный режим работы АКПП, используемый чаще остальных;
• Реверс (задний ход, позиция R) – автомобиль способен двигаться только назад. Переключение во время остановки с нажатой педалью тормоза;
• «Нейтралка» (N) – режим, когда двигатель и коробка автомат полностью разомкнуты. Чаще всего используется для прогревания мотора на холостых оборотах при холодной погоде;
• D3 (S) — Режимы пониженной передачи: переключается на спусках или подъемах. Автомобиль больше тормозит двигателем;
• D2 – предназначен для тяжелых условий (скользкое покрытие, горная дорога и т.п.). Движение возможно на первой и второй передаче. Движение на третьей и четвертой передаче запрещено.
• D1 на японских автомобилях обозначается как L — движение возможно только на первой передаче. В основном применяется при торможение двигателем на крутых спусках, движение по грязной, заболоченной или заледенелой дороге, где нужно двигаться «внатяг», без перегазовки.
Дополнительные режимы работа АКПП
Кроме того, более современные коробки автоматы оснащаются все большим количеством добавочных алгоритмов работы: нормальный или обычный (N), экономичный (Е), спорт-режим (S) и прочие. Имеется режим овердрайв, этот режим обсуждается в отдельной статье.
Основные правила использования коробки автомата
Прежде всего следует помнить, что автоматические коробки не любят резких ускорений и длительной пробуксовки колес – это приводит к их перегреву «автоматов». В случае невозможности движения ни в одном направлении не стоит лихорадочно перемещать кулису в пазу селектора, а лучше обратиться за посторонней помощью и подтолкнуть или отбуксировать авто. Общий процесс вождения автомобиля и использования коробки автомата состоит в следующем. Чтобы начать пользоваться коробкой автоматом нужно:
- утопить педаль тормоза, селектор из положения Р, N или R переключается в положение D;
- автомобиль снимается с ручного тормоза;
- после плавного отпускания педали тормоза машина понемногу и плавно начнет двигаться вперед;
- для наращивания скорости следует больше задействовать акселератор, что будет сопровождаться повышением передач; — для снижения скорости достаточно ослабить давление или полностью отпустить педаль газа. Передачи будут сменяться уже в сторону понижения;
- при желании более существенного замедления или остановки необходимо задействовать тормоз, а во время возобновления движения достаточно снова прибегнуть к педали газа;
- важно помнить, что при таком ритме езды коробка передач должна постоянно находиться в «драйве» (положение D), сменять который целесообразно лишь во время длительной стоянки.
Добавочные алгоритмы работы автоматической коробки
Зимний режим «автомата» Зависимо от изготовителя он может иметь различную маркировку: Winter, значок *, Snow, W и т.п. Основным предназначением зимнего режима является минимизация пробуксовки, для чего исключается активация первой передачи. Для старта используется вторая ступень, что позволяет более плавно передать колесам крутящий момент, что очень важно на скользком покрытии. Любая смена передачи проходит при пониженных оборотах двигателя, обеспечивая тем самым плавность работы КПП и практически полностью исключая возможность возникновения заноса. При теплой температуре окружающего воздуха активизировать данный алгоритм строго запрещено.
Категорически запрещается переводить рычаг переключения скоростей в положение «Р» и «R» в движение. Чтобы перевести рычаг в это положение нужно остановиться. Иначе можно вывести из строя автоматическую коробку. Не рекомендуется также во время движения переводить рычаг в положение «N», это может вызвать занос, особенно на обледенелой дороге.Во все остальные положения рычаг переключения скоростей во время движения переводить можно. Также рекомендуется переводить рычаг в положение «N» при длительных остановках с работающим двигателем, например, в пробках или светофорах. Особенно это актуально летом, при высоких температурах, так как поможет избежать перегрева «автомата».
Видео : Как пользоваться автоматической коробкой АКПП
Особенности при управление автомобилем с АКПП
Во-первых , следует отчетливо помнить, что ни одна АКПП «не любит» работать непрогретой, особенно с повышенной нагрузкой. Именно по этой причине, даже при теплой температуре окружающего воздуха, первые несколько километров после длительной парковки следует проехать с низкой скоростью и без энергичных ускорений, дабы прогреть масло в трансмиссии. Также важен тот момент, что коробке передач нужно немного больше времени для выхода на рабочую температуру, нежели двигателю. Для быстрейшего прогрева автоматической коробки в холодную погоду можно стоя на месте несколько раз поменять режимы работы, постоять с активированным режимом D (удерживая тормоз) или же в начале движения на непродолжительное время активировать зимний режим.
Вторым моментом следует придерживаться дорог с хорошим покрытием. Поскольку современные коробки передач, даже механические, не отличаются любовью к бездорожью. Исключение – специальные автомобили, приспособленные к подобным условиям. Также автоматические трансмиссии плохо реагируют на буксировку тяжелых прицепов или других автомобилей. В таких ситуациях они подвержены быстрому перегреву, что значительно ускоряет износ. Кроме того, избегайте и буксировки самого «автоматического» авто. Некоторые исключения могут быть отражены в инструкции к машине, но они мало когда выходят за границы расстояния в 50 км и скорости перемещения более 50 км/ч.
Нужен ли автомобилю с коробкой автоматом ручной тормоз?
Абсолютно все автомобили оборудованы стояночным тормозом. Отличаются лишь механизмы его реализации: механический, электромеханический или полностью электронный. Однако, несмотря на это, подавляющее большинство владельцев авто с АКПП пренебрегают его использованием, мотивируя это тем, что достаточно поставить машину на «паркинг», а при короткой остановке и вовсе достаточно и рабочего тормоза. Но, к сожалению, такой подход не верен. Поскольку даже в инструкции производителя предписывается постоянное использование ручного тормоза при длительной стоянке. Вероятнее всего такая предосторожность вызвана банальной перестраховкой автомобильных компаний, которую, справедливо говоря, сложно назвать излишней. Тем более что существует множество ситуаций, в которых невозможно обойтись без «ручника»:
Как научиться водить машину на автомате с нуля женщине
Обучение вождению – сложный процесс, особенно если у новичка полностью отсутствует опыт управления автотранспортом. Многие женщины сомневаются в том, что смогут освоить необходимые навыки. Возможный способ решения проблемы – учиться на машине с автоматической коробкой передач. Автомобилем с такой трансмиссией управлять намного проще, чем с механикой, если разобраться в основных принципах АКПП. Каждая хорошая автошкола в Москве имеет в своем автопарке богатый выбор машин на обеих трансмиссиях и сможет научить успешно пользоваться любой КП.
Порядок переключения автомата
В автоматической системе управления предусмотрены следующие позиции рычага селектора:
Р (паркинг) – устанавливают при запуске двигателя; авто находится в статичном положении, движение невозможно; R (реверс) – включают для перемещения задним ходом; на эту позицию нельзя переводить селектор при передвижении вперед; запуск двигателя не предусмотрен; N (нейтраль) – возможность свободного перемещения машины, с запуском мотора или буксировкой; D (драйв) – основной режим при езде на автомобиле, с автоматическим переключением трансмиссии, учитывая нагрузку.
Обратите внимание! В отдельных АКПП могут присутствовать дополнительные позиции, с разделением режима D на промежуточные положения D2 или D3. Некоторые автоматы предусматривают переключение в нормальный, экономичный и спортивный режим.
Условия обучения вождению
Уроки вождения автомобиля с автоматической коробкой передач для начинающих проходит под руководством опытного инструктора автошколы. Многие девушки полагают, что смогут сэкономить, если проведут несколько тренировок на личном автомобиле, вместе с мужем или другим родственником, имеющим опыт вождения.
Но если допуск к управлению автомобилем на другое лицо не оформлен, это, согласно ст. 12.7 КоАП РФ, может повлечь назначение в виде административного штрафа размером от 5 000 до 15 000 руб.
Учиться вождению разрешено только в специализированной автошколе, с разделением процесса на две составляющих:
освоение начальных навыков на автодроме; выезд в город.
Автомобили, применяемые для обучения вождению, оборудуют дублирующими органами управления, системой зеркал для инструктора, предупреждающими надписями об ученике за рулем, размещением соответствующего знака о принадлежности к учебной технике.
Обучение на права категории B начинается с изучение азов управления автомобилем от посадки за руль до выполнения базовых упражнений по вождению на учебной площадке в автошколе. Только после того, как девушка успешно освоит начальные навыки, ученицы с инструктором выезжают в город, для отработки правил движения в реальных условиях.
При движении скорость регулируют педалью газа, с плавным и постепенным нажатием. Приближаясь к подъему, оценивают степень крутизны и состояние покрытия. Если условия нормальные, а состояние трассы исключает скольжение, можно не сбрасывать скорость. В данной ситуации, за несколько метров до подъема, скорость увеличивают, чтобы набранный разгон позволил преодолеть возвышение местности.
При дефектах покрытия или скользкой трассе двигаться в гору необходимо на небольшой скорости. Если АКПП предусматривает понижающие режимы, включают D2, D3 или L.
На спуске акселератор отпускают, с передвижением авто накатом. Скорость регулируют тормозом.
Необходимо придерживаться правой стороны трассы, если перемещение в левый ряд не вызвано маневром (поворотом или разворотом). До полного закрепления навыков, не стоит прибегать к обгонам.
Обратите внимание! Не рекомендуется при движении переводить селектор в режим N. В этом случае двигатель отсоединен от трансмиссии, что лишает водителя возможности оперативно отреагировать на изменение ситуации.
Эту позицию применяют в крайних случаях, если автомобиль необходимо поместить на эвакуатор или при буксировке. Особенно опасно переключение на нейтральное положение при движении в плотном транспортном потоке.
Включение режима R возможно при условии полной остановки автомобиля. Также при этом выжимают тормоз, отпуская его для начала движения задним ходом. Скорость регулируют акселератором.
Предварительно важно убедиться в отсутствии препятствий, чтобы исключить опасность столкновения. Для этого пользуются зеркалами заднего вида.
При правильном подходе и ответственном отношении, женщина сможет без проблем освоить управление автомобилем с автоматической коробкой передач. Но важно учесть, что в случае окончания автошколы с вождением автомата, в полученном водительском удостоверении напротив открытой категории проставляют отметку АТ, что не дает права управлять машиной на механике.
Руководство и контроль со стороны инструктора помогут избежать ошибок и закрепить правильный порядок действий. Главное – выполнять полученные рекомендации, последовательно переходя от одного упражнения к другому, после полного закрепления навыков.
Как управлять автомобилем с автоматической коробкой передач
Источник:voindao.ru
На мировом автомобильном рынке в одинаковой степени широко представлены транспортные средства, оборудованные как механической (МКПП), так и автоматической (АКПП) коробкой передач. И нельзя сказать, что один из этих вариантов трансмиссии имеет какие-то особые преимущества перед другим. Просто у каждого из них есть свои определенные достоинства и недостатки. Поэтому окончательный выбор варианта управления автомобилем, бесспорно, принадлежит вам, как будущей или действительной владелице транспортного средства. Ведь несмотря ни на какие рекомендации и советы, именно вы определяете сумму, с которой готовы расстаться ради приобретения авто, знаете свой стиль вождения, а также отлично представляете, в каких условиях машине предстоит ездить.
Если обобщить мнения специалистов и опытных водителей, то коробка-автомат больше подходит для новичков, которым только предстоит получить права, и для людей, предпочитающих спокойную манеру езды в условиях современного мегаполиса. А вот любителям острых ощущений и драйва с большим стажем управления автомобилем лучше остановить свой выбор на машине с механической коробкой передач.
Однозначно можно сказать, что к преимуществам коробки-автомат относятся:
- простота управления автомобилем;
- быстрое обучение новичков азам вождения;
- возможность максимум внимания уделять дороге;
- отсутствие перегрузок двигателя транспортного средства.
А к основным недостаткам следует отнести большую, по сравнению с механической коробкой, стоимость автомобиля, сложность обслуживания и довольно дорогой ремонт. А также, по словам самих водителей, машины с автоматической трансмиссией не признают экстремальных условий вождения.
Поэтому, если вы еще не определились с выбором автомобиля, задумайтесь, как именно будете его эксплуатировать и много ли средств предполагаете тратить на его обслуживание. А вот о том, как же правильно управлять автомобилем, который имеет автоматическую коробку передач (трансмиссию), чтобы реже его ремонтировать, расскажем дальше.
Внешний вид и режимы работы АКПП
Там, где у авто с МКПП вы привыкли видеть рычаг, при помощи которого водитель переключает скорости, в машине с автоматической трансмиссией установлен небольшой рычажок с кнопкой — так называемый селектор выбора режимов. Это не означает, что понятие переключения передач здесь отсутствует вовсе — нет, просто эта функция целиком и полностью принадлежит электронной системе управления, то есть компьютеру.
На видимой части блока коробки-автомат латинскими буквами обозначены режимы ее работы, например:
- «Р» обозначает режим парковки, его можно сравнить с затянутым в механике ручным тормозом. Он блокирует колеса авто и включается при запуске и глушении мотора. Ни в коем случае во время движения автомобиля нельзя включать режим “Р” — это выведет из строя коробку.
- «R» обозначает режим заднего хода, так называемый реверс. Его также следует включать, лишь когда авто полностью остановлено.
- «N» обозначает тот же режим, которому в авто на механике отвечает нейтральная передача. В случае буксировки вашего транспортного средства именно в таком положении должен находиться рычаг АКПП, когда независимое от двигателя свободное вращение колес позволяет перемещать сам автомобиль.
- «D» обозначает режим движения (от английского слова “драйв”). Излишне говорить о том, что это положение рычага позволит машине двигаться вперед, а сам процесс переключения передач будет автоматическим, в зависимости от условий езды. Если автомобиль будет стоять под гору, то этот режим не позволит ему скатиться назад (конечно, если горка не крутая).
Помимо основных положений рычага коробки-автомат, есть также и дополнительные. В частности, речь пойдет о зимнем режиме. В зависимости от марки автомобиля, он может быть обозначен в нескольких вариантах, например: «*», «HOLD», «W», «SNOW». Такая специальная программа для езды в условиях зимы, когда дорожное покрытие зачастую скользкое, призвана исключить пробуксовку в момент, когда автомобиль начинает трогаться с места, и при переключении передач. В зимнем режиме ваше транспортное средство свое движение начинает сразу со второй передачи, а дальнейшее их переключение осуществляется на меньших оборотах, что способствует снижению вероятности как легкого, так и неуправляемого заносов. Использование зимнего режима в летнее время не допускается, поскольку это оказывает большую нагрузку на коробку-автомат, она перегревается и ее износ увеличивается.
Когда и как нужно включать режимы работы АКПП
Перед тем как передвинуть рычаг коробки передач в то или иное положение, следует завести двигатель автомобиля, выжать тормоз и нажать расположенную на самом рычаге кнопку (сбоку, спереди или сверху). Необходимая вам передача включается через одну-две секунды после того, как был выбран режим. При этом, если вы замечали, мотор звучит более глухо.
Помните, что за обе педали отвечает только правая нога, левая не участвует в процессе. Конечно, в ряде случаев режимы переключаются и без необходимости выжимать тормоз или нажимать на кнопку. Это происходит, когда автомобиль уже едет.
Чтобы автомобиль пришел в движение, следует отпустить педаль тормоза. Если рычаг коробки установлен в положение “D”, машина поедет вперед, если был выбран режим “R” — назад. “Нейтрал” позволяет авто просто стоять на месте или катиться под уклон — не стоит забывать об этом и не отпускать тормоз без необходимости. Получается, что вне зависимости от того, нажмете ли вы на педаль газа или нет, в режимах движения и заднего хода двигатель все равно как бы подталкивает машину.
Характеристика и качество езды на автомобиле, имеющем коробку-автомат, зависит от того, как именно вы будете давить на педаль газа. Плавные нажатия обеспечат разгон без рывков и неторопливое переключение передач. Если есть необходимость ускориться, не бойтесь прибавлять газ, нажимая на педаль до упора. Тем самым вы как бы даете команды автоматической коробке — интенсивнее, быстрее, мощнее. Знайте, что в этом случае двигатель вначале войдет режим кик-даун, попросту говоря, АКПП перейдет на более низкую передачу, и лишь после этого машина станет разгоняться. Такая секундная задержка между нажатием на газ и реальным набором оборотов при неторопливой езде несущественна, а вот при обгоне, когда на счету бывают доли секунды, может привести к плачевным результатам. Именно поэтому любители экстрим-езды чаще всего выбирают транспортное средство с механической трансмиссией.
Учимся правильно останавливаться
Нет ничего проще, чем осуществление остановки автомобиля, имеющего автоматическую коробку передач. Для этого нужно просто нажать на тормоз. Но здесь возникают вопрос о том, нужно ли переводить с режима «D» в другое положение рычаг коробки передач. И вот как следует поступать:
- переключать, если остановка длительная (более полуминуты);
- не переключать, если она кратковременна, например, перед светофором.
Что это дает? В первом случае экономится топливо, ведь двигателю не придется толкать находящееся на тормозе авто. Рычаг можно перевести в положение “N”, при этом все-таки удерживать педаль тормоза, или включить режим “P”, давая отдых ноге. Второй вариант продлит срок службы недешевых механизмов коробки.
Если вы медленно движетесь в пробке, постоянно то трогаясь с места, то останавливаясь, рычаг коробки передач переведите в положение “N”, ведь именно с него и обратно, в режим “D”, автомобиль перейдет автоматически, без дополнительных нажатий.
Ручной тормоз и его функции в автомобилях с АКПП
По сведениям владельцев авто с коробкой-автомат, ручным (стояночным) тормозом они практически не пользуются. Хотя в правилах эксплуатации есть пункт, который призывает водителей все же не доверять полностью парковочному режиму и применять ручник. Есть ли в этом рациональное зерно и так ли уж необходимо частое использование стояночного тормоза, ответить трудно, поскольку у владельцев авто с АКПП отсутствует привычка проверять его положение перед тем, как начать движение. И если ручник все же был задействован и забыт, то водитель частенько оказывается в недоумении, не обратив вовремя внимание на сигнал панели приборов.
Но стоит все-таки отдельно следует отметить случаи, когда ручной тормоз просто необходим, например:
- остановка автомобиля с работающим двигателем, особенно, когда у водителя возникает необходимость покинуть салон;
- надежная фиксация положения авто (при замене колес и так далее.);
- остановка на крутом склоне, перед переходом в режим паркинга (иначе рычаг из положения “Р” придется переводить с большим усилием).
В любом случае постарайтесь не забывать проверять положение ручника — это избавит вас от дополнительных хлопот с автомобилем.
Источник:Techautoport.ru
Чего не любит коробка-автомат
Нагрузка и серьезная скорость — враги холодной АКПП. В зимнее время, предварительно прогревая двигатель, вы одновременно подготавливаете к езде и коробку передач. Летом этого не происходит, поэтому не спешите ускоряться на первых же нескольких километрах — дайте время на то, чтобы масло достигло необходимой температуры. Зимой можно, так сказать, разогнать масло в коробке, передвигая рычаг в разные положения и чуть-чуть задерживаясь в каждом из них.
Владельцам автомобилей, оснащенных автоматической коробкой передач, важно избегать езды по бездорожью, поскольку такой тип коробки не выносит пробуксовки колес. Если все-таки машина застряла, постарайтесь вернуться по своей же колее назад. Главное — не пытаться выехать в режиме “D”: для этого существуют режимы низких скоростей, которые отмечены символами «L» или «1» и являются аналогом первой передачи в авто с МКПП.
С буксировкой тяжелых прицепов или другого автомобиля при помощи вашего также лучше не экспериментировать, так как коробка-автомат при больших нагрузках имеет свойство перегреваться, а это, в свою очередь, приводит к досрочному износу ее механизмов.
Определенную сложность для транспортного средства с автоматической трансмиссией представляет и его собственное буксирование. Это допускается лишь в случае крайней необходимости и в строгом соответствии правилам эксплуатации именно той коробки-автомат, которой оборудовано ваше авто. Важно не допустить перегрева, поэтому расстояние буксировки не должно превышать 50 км. Помните, что некоторые транспортные средства имеют такую АКПП, которая вообще запрещает их перемещение при помощи буксировочного троса.
Вот, оказывается, сколько нюансов таит в себе коробка-автомат. Однако факт в том, что в условиях мегаполиса с его постоянными пробками и светофорами молодому водителю, конечно же, проще будет научиться управлять автомобилем именно с АКПП. Да и многие опытные автолюбители в последнее время с удовольствием пересаживаются на транспортные средства именно с таким видом коробки переключения передач, поскольку это позволяет сделать езду в городских условиях наиболее комфортной.
Вообще, для того чтобы как можно реже становиться клиентом разного рода сервисных мастерских и заглядывать туда лишь с целью плановой диагностики или ТО, стоит особое внимание уделить именно стилю управления автомобилем, оборудованным автоматической коробкой передач. Плавные ускорения и замедления намного предпочтительней, чем резкие нажатия на педали газа и тормоза. Это позволяет сделать расход топлива более экономным не только в режиме езды за пределами города, но и в его черте. Чтобы сохранить жизнь и здоровье себе и окружающим, не стоит забывать о тех пресловутых двух-трех секундах задержки между нажатием на газ и переключением передачи в АКПП, поэтому обгонные маневры следует выполнять продуманно, без лихачества.
К вопросу эксплуатации также следует подходить разумно, ведь стоимость новой автоматической коробки передач или ремонта сломанной очень высока. Однако правильный стиль езды в приемлемых для этого условиях обеспечат исправность этого важного комфортной езды оборудования.