Разное

Восстановить аккумулятор автомобиля

Восстановить аккумулятор автомобиля

Способы реанимации автомобильного аккумулятора в домашних условиях

Аккумуляторная батарея — один из основных приборов авто, который имеет свойство изнашиваться в ходе эксплуатации. Поэтому время от времени автовладельцам приходится менять АКБ из-за того, что он не может выполнять свои функции. Подробнее о том, как осуществляется восстановление аккумулятора автомобиля в домашних условиях, вы сможете узнать ниже.

Восстановление малым током

Как вернуть к жизни и оживить свой автоаккумулятор? Этот прибор обеспечивает беспрерывную передачу тока для питания электрооборудования транспортного средства. Соответственно, без этого устройства нормальная работа приборов будет невозможной, тем более, что со временем батарея уже не может держать номинальный заряд, необходимый для питания. Не все АКБ, которые плохо работают, нужно выбрасывать — старый аккумулятор можно попробовать реанимировать. Это позволит избежать непредвиденных финансовых затрат.

Устройство и обозначение элементов конструкции АКБ

Если говорить о кислотно-щелочных батареях, то структура представляет собой несколько положительных и отрицательных свинцовых пластин в серной кислоте. На сегодня приборы такого типа являются самыми распространенными среди автомобилей, использующихся в странах бывшего СССР. Несмотря на свою распространенность, ресурс эксплуатации батарей более низкий.

Восстановление автомобильного аккумулятора своими руками может быть проведено с применением технологии неоднократной подзарядки. При этом должен использоваться ток небольшой силы. Процедура заряда с помощью зарядно восстановительного устройства должна осуществляться с перерывами. Начиная от первой зарядки прибора и до последней уровень напряжения, который присутствует в АКБ, будет постепенно увеличиваться. В итоге устройство должно прекратить разряжаться.

Зарядно восстановительное устройство должно работать с паузами, это позволит потенциалам электродов, которые находятся в пластинах, выровняться. Сама процедура восстановления для электродов безопасна. Использование зарядно восстановительного девайса с паузами обеспечит переход наиболее плотного электролита от пластин в пространство, между электродами.

Откручивание пробок батареи

В результате использования техники частичного разряда увеличение емкости АКБ способствует повышению плотности электролита. От владельца авто требуется дождаться того момента, в который напряжение будет соответствовать 2.5 вольтам, а параметр плотности будет соответствовать номинальному. И в этом случае нельзя забывать, что аккумулятору автомобиля нужен перерыв, поэтому зарядно восстановительное устройство нужно периодически отключать. Для полной реанимации циклическая процедура восстановления должна быть повторена 8 раз. Нужно учитывать, что показатель используемого тока должен быть меньшим в 10 раз по сравнению с емкостью заряженного АКБ.

Замена электролита

Восстанавливать АКБ можно путем замены электролита, такой метод доказал свою эффективность на практике. Чтобы произвести замену электролита, жидкость из конструкции необходимо полностью слить, после чего система должна промыться теплой или горячей водой. После промывки потребуется несколько ложек обычной пищевой соды — 3 ложки разбавляются на 100 мл воды, при этом желательно использовать дистиллят.

Заливание содового раствора в батарею

Смешанный раствор нужно прокипятить и залить в конструкцию вместо слитого электролита, после чего оставить батарею на 20-30 минут. Затем жидкость слить из прибора, а процедуру повторить еще три раза. После последнего цикла конструкцию опять промыть горячей водой, желательно несколько раз.

Метод актуален для многих типов аккумуляторов. После того, как конструкция промыта, в нее нужно налить новый электролит и поставить АКБ на зарядку. Зарядно-восстановительное устройство нужно включить на 24 часа.

Затем производится циклическая зарядка прибора — по 6 часов ежедневно на протяжении 10 дней. При этом отметим, что само ЗУ должно обладать такими свойствами — параметр напряжения должен составлять не более 16 вольт и не менее 14. Что касается силы тока, то показатель должен быть не более 10 ампер.

Обратная зарядка

Как восстановить автомобильный аккумулятор? Для этого можно использовать метод обратной зарядки. Произвести процедуру дома вполне возможно, но для этого потребуется достаточно мощный источник тока, к примеру, сварочный аппарат. Устройство, которое будете использовать, должно иметь напряжение не ниже 20 вольт, при этом его сила тока должна быть не меньше 80 ампер. После того, как достаните оборудование, необходимо выкрутить пробки сверху конструкции АКБ и произвести процедуру обратной зарядки.

Для выполнения этой задачи нужно подключить положительный выход зарядного оборудования к отрицательной клемме аккумулятора. К положительной клемме АКБ подключается отрицательный выход зарядного прибора. Если все сделано правильно, то процедура увеличит ресурс эксплуатации батареи на несколько лет.

Отметим, что в ходе зарядки автомобильный аккумулятор может кипеть, не стоит переживать. Процедура заряда устройства должна осуществляться ровно 30 минут, не больше и не меньше. После этого электролит из конструкции надо слить, а само устройство промыть горячей водой. Когда будут выполнены все действия, в конструкцию можно заливать новый электролит. По завершению этих действий батарею нужно будет подключить к обычному ЗУ (параметр тока которого не должен превышать 15 ампер) и заряжать прибор на протяжении следующих 24 часов.

Восстановление заряда в дистиллированной воде

Если вы не определились, как восстановить аккумулятор и какой способ для этого использовать, предлагаем еще один вариант. Используя его, восстановить работоспособность прибора можно менее, чем за 60 минут. Если автомобильный аккумулятор полностью разрядился, его нужно будет заранее зарядить. Из заряженного АКБ необходимо полностью слить старый электролит, предварительно открутив пробки на крышке, после чего конструкцию можно промыть водой. Как и в предыдущих случаях, для этого лучше использовать дистиллят.

После того, как батарея заряжена и промыта, в конструкцию следует залить специальный раствор трилона Б амиачного типа. Раствор включает 2% трилона и 5% аммиака. С помощью жидкости осуществляется процедура десульфатации, которая проводиться не более часа. Когда батарея будет восстанавливаться, можно будет заметить выделение газа из ее конструкции, что также сопровождается незначительными брызгами, которые будут появляться на поверхности. Эти газы безвредны для организма и здоровья человека, но лучше поставить батарею в проветриваемое помещение. Когда система перестанет выделять газ, это будет свидетельствовать о прекращении процесса десульфатации.

Когда действия выполнены, конструкцию нужно промыть дистиллированной водой — промывка осуществляется несколько раз. После промывки в устройство нужно залить электролит соответствующей плотности. Прибор опять нужно зарядить и после этого можно считать восстановившимся. В целом процедура заряда и восстановления работоспособности аккумуляторной батареи — не сложная, с ней справится даже неопытный автолюбитель.

Не все современные аккумуляторы поддаются восстановлению. Иногда устройство можно реанимировать на сутки, несколько дней или на неделю, а иногда восстановление позволяет обеспечить работоспособность АКБ на несколько лет. Многое зависит, как использовалась батарея, в каких условиях, много ли электроприборов было подключено к ней на протяжении всего срока эксплуатации. Немаловажную роль играют условия использования — если девайс часто эксплуатировался в разряженном состоянии, есть вероятность, что восстановить его не получится.

Нужно уточнить момент по использованию зарядного устройства. ЗУ должно быть исправным, иначе его использование приведет к поломке батареи. Наш ресурс уже писал о зарядке АКБ и использовании специальных ЗУ. Подробно с рекомендациями по этому вопросу можете ознакомиться в статье.

Восстановление аккумулятора своими руками после глубокой разрядки

Как поступить, если аккумулятор автомобиля после простоя не запускается? Можно его выкинуть и купить новый, но можно попробовать реанимировать акб! А если сделать это грамотно, он прослужит еще столько же или даже дольше. Именно об этом и пойдет речь в статье.

Этапы восстановления аккумулятора

Ниже будет рассмотрено несколько методов, как реанимировать аккумулятор автомобиля. Обратите внимание, что они универсальны, но все же не дают 100% результата.

Иногда (если пластины окончательно разрушены) восстановление может не сработать.

Подготовка

Не пропускайте подготовительный этап!

Перед тем, как реанимировать старый аккумулятор автомобиля, необходимо убедиться в его потенциальной работоспособности.

Если причина поломки в повреждении корпуса – чинить его бесполезно.

Сначала хорошенько промойте поверхности. Клеммы можно промыть с растворителем, если на них есть нагар. Корпус вымыть мыльной водой или средством для стекол. Чем меньше пыли, тем легче будет в дальнейшем работать.

Осмотрите корпус на трещины. Если они есть – значит ремонт делать не нужно. Электролит просто будет вытекать и заливать автомобиль изнутри.

Теперь проверьте наличие электролита в банках. Если его нет хоть в одном из них окошек – долейте.

Кстати, будет не лишним просветить фонариком в банки и осмотреть сульфитацию. Если пластины покрошились – можно не продолжать.

Если все в порядке, пора узнать, как восстановить аккумулятор автомобиля в домашних условиях.

Классический способ

Для начала попробуйте стандартный способ восстановления емкости АКБ автомобиля. Понадобится только ЗУ и галогенная лампа для нагрузки.

Восстановление аккумуляторной батареи происходит в 3 этапа:

  1. Сначала поднимите емкость аккумулятора до 14 вольт на малых токах. Обратите внимание, что процесс может занять сутки-двое. Не стоит пугаться, это нормально.
  2. Теперь подключите лампочку в качестве нагрузки и разрядите АКБ до 10,6 вольт. Процесс тоже долгий, но заметно быстрее. Кстати, когда будете замерять напряжение – нагрузку не снимайте.
  3. Повторите процедуру 3-4 раза.

Итак, восстановление аккумулятора автомобиля окончено и осталось зарядить его полностью.

Если работает – отлично, продолжайте ездить.

Если нет, то попробуйте следующий способ.

Переполюсовка

Считается, что так получится восстановить любой автомобильный аккумулятор, даже отработавший 4-5 лет. На практике метод работает в 90% случаев, что тоже много. Состоит процедура из 3 шагов:

  1. До того, как оживить АКБ – его нужно «убить», то есть добиться полной разрядки. Подключите лампу к батарее и посадите его в ноль. Галогенка потухнет где-то через день, но АКБ еще не разряжен. Оставьте ее на 2 суток подключенной.
  2. Теперь поменяйте полюса. Подключите минус ЗУ к плюсу, а плюс к минусу. Чтобы зарядка не «ушла» в защиту, последовательно установите ту же галогенку. Заряжать батарею нужно низким током (около 5% от емкости). Когда напряжение поднимется до 5-6 вольт, лампочку можно убрать. Не пугайтесь, если электролит будет шипеть и бурлить – это нормально.
  3. Когда батарея полностью заряжена, полюса на клеммах будут обратными, поэтому их нужно поменять обратно. Посадите АКБ в ноль с помощью лампочки и зарядите с правильной полярностью. Можно ли не менять полюса обратно? Да, но тогда можно запутаться самому.
Читайте также  Высоковольтные провода как проверить

Восстановленные аккумуляторы для автомобилей таким образом служат неплохо еще 2-3 года. Процедура АКБ никак не вредит.

Если у вас не получился фокус с переполюсовкой, то ремонт аккумуляторных батарей нецелесообразен. Впрочем, отчаиваться не стоит и починить севшие АКБ от авто можно другими способами.

Другие способы восстановления

Реанимация аккумулятора – процесс непредсказуемый и здесь могут помочь другие способы.

Ниже описаны еще 3 метода, позволяющие восстановить АКБ.

Долгий заряд на небольших токах

Способ позволяет повысить емкость аккумулятора, если сульфитация несерьезная.

Для начала в каждую банку добавьте немного дистиллированной воды, чтобы уровень был выше нормы.

Делается это так:

  1. Начинается восстановление автомобильного аккумулятора на нормальных токах (около 10% от емкости). Подождите, пока начнется образовываться газ и выключите заряд. Дайте батарее остыть полчаса.
  2. Теперь опять включите заряд, но уже с током в 1% от емкости. Держите до тех пор, пока на пластинах не появятся пузыри. Выключите и подождите еще 20 минут.
  3. Пункт 2 повторяйте до тех пор, пока уровень жидкости в банках не достигнет нормы.

Процесс не быстрый и может уйти несколько суток, зато результат очень высокий. Если разрядился аккумулятор, но сульфитация не критическая, лучше использовать этот способ.

С дистиллированной водой

Способ, которым можно отремонтировать глубокую сульфитацию.

Как известно, АКБ в машине работает на электролите (H2SO4 + H2O).

В этом случае его нужно будет слить и залить только дистиллированную воду.

Итак, восстанавливаем батарею:

  1. Сначала нужно ее разрядить до 9В.
  2. Теперь слейте электролит и залейте дистиллированную воду.
  3. Подождите час и подключите заряд. Ток должен быть таким, чтобы на клеммах зарядка показывала 11,5 вольт. Когда удельный вес достигнет 1,1, доведите зарядный ток до 20 от емкости.
  4. Когда удельный вес перестанет расти, можно отключать заряд.
  5. Теперь необходимо включить разряд в течении 2 часом током, равному 20% от емкости.

Такое восстановление аккумулятора своими руками весьма простое и быстрое.

Глубокий разряд небольшими токами

Как правильно восстановить АКБ, если наблюдается глубокий разряд и сильная, застарелая сульфитация? Воспользуйтесь этим способом.

Процесс специфический и выглядит так:

  1. Для начала батарею заряжают током, равному: 20% х А (номинальная емкость).
  2. Когда напряжение достигнет 12 вольт, нужно снизить ток до 5% х А.
  3. Проводите эту процедуру до тех пор, пока напряжение не перестанет расти.
  4. Повторите зарядку с перерывами в час.
  5. Когда напряжение придет в норму, разрядите АКБ до 9 вольт током 20%хА.
  6. Осталось только зарядить его полностью.

Теперь вы знаете, что делать, если батарея внезапно отказалась работать.

Как самостоятельно восстановить автомобильный аккумулятор в гаражных условиях

Все детали и узлы автомобиля рассчитаны на определённый срок службы. После окончания этого периода повышается риск выхода их из строя. Так же и у аккумулятора предусмотрен граничный возраст безопасной эксплуатации. Для большинства автомобильных батарей он составляет 5–7 лет, а некоторые модели производители наделяют десятилетним сроком службы.

Установка АКБ в авто

Нередко случается, что АКБ не может выдавать требуемые параметры раньше, чем установлен предельный срок производителем. Автомобилисты могут отправить такой источник питания на утилизацию, либо стоит попытаться реанимировать его для продуктивной работы.

Какие аккумуляторы можно восстановить

Вернуть к работоспособному состоянию можно не все батареи. Поэтому необходимо определить, целесообразно ли восстановление данного аккумулятора для автомобиля. Вряд ли стоит заниматься батареей, которая получила серьёзные механические повреждения или попала под воздействие негативного электросилового действия.

На короткий или длительный период удастся вернуть к жизни аккумулятор, который пришёл в негодность из-за сульфатации.

Ремонт АКБ авто

Работать с источниками питания, у которых произошло осыпание пластин, не получится, так как внутри банок образуется короткое замыкание. Специалисты рекомендуют сразу отправлять в утиль блоки, корпус которых вздулся или на нём видны явные механические повреждения в виде сколов, трещин, щелей.

Способы восстановления аккумулятора автомобиля в домашних условиях

Восстановление личного автомобильного кислотно-свинцового аккумулятора проводится своими руками несколькими способами. Вариант реанимации выбирается, исходя из степени поломки или степени запущенности проблемы.

Старый АКБ авто

Перед тем как восстановить проблемную АКБ, проводим тщательный осмотр, а на основании визуальной проверки делаем выводы о способах реанимации старой батареи. В том случае, когда свинцовые электроды имеют налёт зеленоватого, белого либо синего оттенка, проводится его удаление с поверхности. Черновая работа осуществляется ветошью, а выводы обрабатываем мелкозернистой наждачкой, ведь слабый контакт не даёт достаточного тока на стартер.

На следующей стадии переходим к режимам зарядки/разрядки. Определённые модели импульсных приборов помогают бороться с начальными отложениями на пластинах путём одновременной подачи заряда и разряда. При подключении з/у старого образца следует устанавливать их на срок не менее 10 часов. Ампераж подбирается в 1/10 от значения ёмкости аккумулятора, то есть для АКБ на 55 Ач требуется установить 5 А на з/у. Для правильной разрядки требуется накинуть потребителя, например, лампу накаливания. В результате проведения нескольких циклов удаётся реанимировать многие батареи.

Есть также способ, который избавляет от короткого замыкания в банках. Достаточно правильно подобрать десульфатизирующую присадку. Она вносится в новый электролит, находящийся в отдельной ёмкости, на пару дней до полного растворения, а потом из банки удаляют старый кислотный раствор и вливают жидкость с присадкой. Доводим её до плотности 1,28 г/мл и проводим с ней несколько циклов заряд/разрядка.

Установка АКБ в машину

Необходимо контролировать возможное закипание. Если его не происходит и нет нагрева, то понижаем значение тока в два раза. По истечении двух часов заряда измеряем плотность ареометром. Если её показатель остался на номинальном уровне, это признак «выздоровления» АКБ. Если же плотность изменилась, то корректируем её дистиллятом, доводя до указанной величины, и повторяем зарядку/разрядку.

В определённых обстоятельствах можно использовать быстрый метод, при котором осуществляется полная замена электролита. Первоначально сливаем старую жидкость и промываем внутренности дистиллятом. При необходимости проводится поверхностная чистка. Далее наполняем банки водным раствором, в котором присутствует 2% Трилона Б и 5% аммиака, и оставляем на час для медленной химической очистки. Позже сливаем раствор и снова промываем дистиллятом.

В чистые банки заливаем свежий кислотный раствор электролита. Проводим циклы заряда и разряда, чтобы убедиться в работоспособности источника питания.

Как быстро оживить аккумулятор после глубокой разрядки

Свинцово-кислотные автомобильные аккумуляторы можно восстановить даже после глубокого разряда. Метод подойдёт также для убитых АКБ. Суть его заключается в многократной зарядке малыми токами. Процесс проводится с прерыванием в несколько этапов.

Для восстановления ёмкости специалисты используют метод высокого напряжения. Идёт резкая подача на клеммы батареи. Методика подразумевает прерывистость, чтобы элемент успевал отдохнуть и остыть от подачи тока.

Как реанимировать аккумулятор автомобиля

Как реанимировать аккумулятор автомобиля

Чтобы реанимировать аккумулятор поймите причину, что произошло с батареей.

Причинами выхода из строя АКБ могут быть:

  1. Окись контактов клемм аккумулятора
  2. Аккумулятор потерял емкость и пусковые токи из-за недозарядки от генератора, либо утечки тока, др.
  3. Сульфатация пластин
  4. Короткое замыкание в одной из ячеек (банок) аккумулятора.
  5. Понижение уровня электролита внутри аккумулятора.
  6. Замерзание аккумулятора.

1. Окись на клеммах — самое простое, что может быть причиной нестабильной работы батареи. Из-за окиси на клеммах примыкание проводов к токовыводам батареи плохое. Поэтому ток от стартера на АКБ не поступает и аккумулятор не заряжается. В критический момент батарея просто не запустит стартер автомобиля.
В этом случае требуется:

— снять ветошью нарост окиси на клеммах,

— зачистить токовыводы АКБ и клемм,

— смазать клеммы технической пастой, либо обработать специальным аэрозольным спреем,

2. Аккумулятор сел и не прокручивает стартер автомобиля — самая распространенная причина. К полной либо частичной разрядке стартерной батареи могут привести следующие моменты:

короткие городские поездки, длительные простои,

утечка тока из-за поврежденной изоляции проводов в автомобиле, дополнительно установленные внешние источники потребления энергии (сигнализация, рация и пр.),

просто забытый включенный свет в салоне авто, либо заклинивание концевика, например, в багажнике машины.

В разряженной батарее плотность электролита может быть 1.18-1.22 г/см куб., напряжение на клеммах под нагрузкой менее 10 В. В этом случае батарею можно просто подзарядить.

Для подзарядки АКБ подойдет любое трансформаторное, либо импульсное зарядное устройство.

Если устройство автоматическое Вам нужно последовательно подключить его к аккумулятору:

— подключить провода ЗУ к АКБ, плюс к плюсу, минус к минусу;

— подключить оборудование к стационарной сети;

— выбрать режим зарядки.

Все остальное сделает само устройство и проконтролирует силу зарядного тока до полного заряда АКБ.

Полностью заряженным аккумулятор можно считать, если напряжение и ток зарядки остаются неизменными 1-2 часа.

Если у вас зарядное устройство не автоматическое, тогда следует помнить общие правила подзарядки. Заряжать батарею следует величиной тока в 10% от общей емкости АКБ. То есть, если у вас аккумулятор 60 Аh, то заряжать его нужно током в 6 А.

После полной зарядки АКБ плотность электролита поднимется, напряжение на клеммах восстановится и батарея снова будет готова к эксплуатации.

3. Сульфатация пластин. Другими словами, это кристаллизация серной кислоты на поверхности пластин, которая препятствует их нормальной «работе». Происходит это по причинам естественного износа источника питания, а также преждевременно, если:

вы доливали в аккумулятор чистый электролит,

батарея находилась долгое время в недозаряженном состоянии,

аккумулятор неоднократно доводился до глубоких разрядов,

неправильное хранение.

Признаком сульфатации служат следующие очевидные подсказки:

емкость батареи стремительно падает (быстро разряжается),

при подключении к зарядному устройству АКБ быстро заряжается и начинает кипеть,

на борту авто после поездок наблюдается перегрев пластин, кипение электролита и повышение напряжения на выводах.

Восстановить такой аккумулятор почти невозможно. Но, в незапущенных случаях батарею можно попытаться восстановить при помощи:

Читайте также  Защита картера что это

— специального зарядного устройства с функцией десульфатации,

— посредством длительной зарядки аккумулятора малым током, предварительно долив в АКБ дистиллированной воды.

4.Короткое замыкание в одной из ячеек (банок) аккумулятора. Короткое замыкание, как правило, происходит по причине осыпания активной массы, имеющийся шлам соприкасаясь с отрицательной и положительной пластинами замыкает их.

Очевидными признаками будут следующие факты:

— в одной из ячеек кипит электролит;

— в одной ячейке электролит мутный;

— напряжение на клеммах после зарядки 10-10,6 В.

В домашних условиях восстановить источник питания с коротким замыканием фактически невозможно. Такой аккумулятор лучше сдать в приемный пункт.

5. Понижение уровня электролита внутри аккумулятора.

При длительных сроках эксплуатации, либо при негерметичной спайке крышки аккумулятора (или появления трещин) происходит уменьшение жидкости уровня внутри АКБ.

В первом случае, это происходит по причине испарения из состава дистиллированной воды. Во втором случае – по причине утечки электролита.

Восстановить аккумулятор при испарении дистиллированной воды просто:

— необходимо долить дистиллированную воду в заливочные отверстия АКБ, чтобы оголенные пластины были закрыты составом примерно на 1-1,5 см,

При негерметичной спайке крышки батареи можно самостоятельно запаять место утечки электролита и долить дистиллированной воды в ячейку, из которой уходила жидкость. Затем нужно подзарядить аккумулятор.

6. Замерзание аккумулятора

Замёрзшая аккумуляторная батарея приобретает округлые формы. Замерзший электролит расширяясь внутри АКБ, как правило, ломает пластины и восстановить такую батарею нельзя.

Замерзание аккумулятора происходит из-за глубокого разряда батареи или низкой плотности электролита при значительных минусовых температурах.

Видео-инструкцию по данному вопросу смотрите на YouTube канале «Первой аккумуляторной компании».

Купить подобранные батареи для вашего авто всегда можно в магазинах «Первой аккумуляторной компании». А при заказе заказе через интернет магазин 1AK.by. Вы получите бесплатную доставку АКБ к вашему дому.

Судьба аккумулятора. Куда они пропадают, как их восстанавливают и перерабатывают

История, как известно, движется по спирали. Верность этого тезиса видна даже на примере отношения к отжившим свое аккумуляторам. В советское время батарею купить было непросто. Более того, для покупки новой требовалось доказать, что она действительно нужна — предъявить справку о сдаче на переработку старой. Понятно, что подобные обязательства существовали не во всех регионах страны. Если на всю Москву работала пара пунктов приема аккумуляторов, то в глубинке о них и не слышали. С развалом Союза о сборе батарей на некоторое время забыли. Причина экономическая: зачем заниматься переработкой, если на умирающих предприятиях валялись тонны цветных металлов? Их и тащили, а аккумуляторы просто выбрасывали на свалку. Но впоследствии бесхозный клондайк цветмета иссяк и подержанные свинцово-кислотные батареи стали представлять ценность. Если раньше автомобильных воришек интересовали в основном колеса и «музыка», то с определенного момента в полицейских сводках стали регулярно фигурировать кражи батарей из автомобилей.

Покупаем металл

От сборщиков металла обычно за версту веет криминалом. Им везут и несут все, что попадает под руку. Особой популярностью пользуются аккумуляторы от грузового транспорта — от тяжелых батарей больше выгоды. К тому же на некоторых моделях грузовиков аккумуляторы стоят открыто. Защищает лишь пластиковый кожух, который вскрывается без использования какого-либо инструмента. Появляются специальные защитные конструкции, но все равно нечистому на руку народу есть чем поживиться.

Вроде бы на пунктах сбора должны спрашивать документы, но делают это далеко не всегда. Беру аккумулятор, пылящийся в гараже еще с 90-х годов прошлого века. На ближайшем пункте его оценивают в 500 руб. Соглашаюсь, но при оформлении бумаг говорю, что документы забыл дома. Приемщик — выходец из среднеазиатской республики — флегматично кивает. Он готов записать мои данные без предъявления документа. В результате в журнале приема значится, что аккумулятор сдал Федор Михайлович Достоевский, проживающий в Санкт-Петербурге по адресу Кузнечный пер., д. 5. В общем, подход формальный, созданы все условия для преступлений без наказания.

Подобных пунктов приема сейчас великое множество, многие из них существуют на птичьих правах. Лицензий нет, если проверяющие органы возьмутся всерьез, то проще свернуть лавочку и открыть новую на соседней улице. Понятно, что такой бизнес существует исключительно благодаря попустительству властей.

Плохо и то, что на мелких пунктах приема существует обязательное условие: батареи принимают без электролита. Кислоту просто выливают на землю. От этой картины у экологов волосы встают дыбом!

Впрочем, все больше появляется серьезных предприятий по приему вторсырья, в том числе и аккумуляторов. У таких есть лицензия, обеспечены условия хранения и перевозки. Определен порядок приема вторсырья и фокус с «Федором Михайловичем» не прошел бы. Крупные предприятия вытесняют мелкие лавочки. И это хорошо, поскольку с явным криминалом профессионалы связываться не станут — им есть что терять.

Сборщики вторсырья выступают посредниками между населением и переработкой.

Сколько дают за аккумулятор (б/у, розница)

Емкость, А·ч Цена, руб.
1–6 25
7–18 50
19–34 100
35–42 200
43–54 300
55–70 500
71–87 600
88–130 700
131–169 1000
170–219 1400
220–240 1700

Большие партии принимают дороже. Можно ориентироваться на стоимость 55–75 руб./кг.

С доставкой на дом

В цепочку сбора вторсырья включились продавцы аккумуляторов: старое изделие готовы принять прямо в магазине. Есть сервис доставки: новую батарею привезут, установят, а старую заберут. Культурно и красиво. За доставку по Москве просят примерно 300 руб., в такую же сумму обойдется снятие-установка (последнюю процедуру, конечно, можно выполнить самому и на этом сэкономить). Стоимость старой батареи сразу же вычитают из цены новой. Нет особого смысла ездить по точкам и самостоятельно сдавать отживший свое аккумулятор: выигрыш в лучшем случае составит 200–300 руб. И это если повезет.

Вторая жизнь

Перерабатывающие предприятия принимают батареи как лом. Однако некоторые организации решили заняться их восстановлением. Причины выхода из строя могут быть разными: трещина в корпусе, обрыв проводки, дефект крепления. Чаще всего нарушение работоспособности связано с сульфатацией пластин: на электродах появляется сернокислый свинец, затрудняющий полный заряд и разряд. В результате емкость снижается и батарея отправляется в утиль. Специалисты осматривают поступившие батареи, не подлежащие восстановлению направляют на переработку, но находят и годные для ремонта экземпляры. У них зачищают или меняют контакты, при необходимости устанавливают новые пластины. Проводят процесс десульфатации — убирают с пластин сернокислый свинец. Затем заливают новый электролит и тестируют способность сохранения заряда.

Теоретически такую работу можно провести самостоятельно, но дело хлопотное. Самый простой способ десульфатации — кипячение в растворе соды. В домашних условиях провести подобные работы сложно, а с учетом вредных испарений — небезопасно.

Восстановленные аккумуляторы

Емкость, А·ч Цена, руб.
60 1800
75 1800
100 2000
140 2600
190 5000
225 6000

На восстановленный аккумулятор дают шесть месяцев гарантии. Такая батарея стоит раза в три-четыре дешевле новой, но и служит примерно два года против пяти лет. В зачет стоимости принимают старую батарею. Если совсем нет денег, то существует бартер: за два изношенных аккумулятора дают один восстановленный.

Переработка

Около 80% веса аккумулятора составляет свинец. Это токсичный металл, который при попадании в организм накапливается в костях и приводит к их разрушению. Раньше этого не знали и использовали свинец при изготовлении посуды, водопроводных труб, умывальников. Сейчас такое и представить сложно!

В ходе переработки первым делом нейтрализуют кислоту. Ее выливают в отдельные емкости либо разбивают аккумуляторы в специальных дробилках, а кислота стекает естественным способом. Затем отделяют пластик, который в виде крошки поступает на переработку. Полученный свинец отливают в слитки и направляют на предприятия.

Арифметика такова: из 20 старых аккумуляторов получается 19 новых. Помимо производства батарей сплавы свинца используют при изготовлении силовых кабелей, пуль, припоев и т. д. Свинец хорошо защищает от радиации, поэтому из него делают целые конструкции. Помните, в рентгенкабинетах на пациентов надевают свинцовые фартуки?

Иные аккумуляторы

На автомобили устанавливают свинцово-кислотные аккумуляторы. В различных устройствах используют ртутно-цинковые, никель-кадмиевые, никель-металлгидридные, литий-ионные батареи. Причем последние выпускают в нескольких видах. Кстати, в современных машинах помимо основной батареи также есть и дополнительные аккумуляторы в электрических приборах. Всю эту продукцию также нужно перерабатывать. Проблема и в том, что в некоторых устройствах аккумуляторы несъемные, их нужно специально демонтировать и сортировать.

В Германии за выброшенную в обычный мусорный бак батарейку штрафуют на 300 евро. Стоит ли удивляться, что там утилизируют около 90% таких изделий. В России налицо проблемы как с утилизацией батарей в частности, так и с экологической грамотностью населения в целом. Миллионы тонн вредных отходов уже покоятся на свалках и продолжают поступать. Удивительно, но в огромной стране есть только одно предприятие в Челябинской области, перерабатывающее батарейки! Проблема серьезная, и наша страна явно находится в аутсайдерах относительно цивилизованного мира.

Аккумуляторы от электротранспорта

Машины на электрической тяге используют литий-ионные аккумуляторы, для которых нужны особые предприятия по переработке. В России такой техники мало: всего около двух тысяч штук на всю страну. Столичные власти начали активно использовать электрический общественный транспорт (электробусы), но все равно на фоне многомиллионного парка это капля в море. Гибриды, в которых тоже используются крупные литий-ионные батареи, особой погоды на нашем рынке не делают. Иное дело — Китай. Только в первом полугодии 2018 года с конвейеров сошло 413 тысяч гибридных и электрических машин. Производство растет семимильными шагами — за год рост на 93%, почти в два раза!

Литий-ионный аккумулятор живет примерно пять лет, поэтому в Поднебесной скапливаются сотни тысяч отслуживших свое изделий, а в недалеком будущем их будет миллионы. Уже сейчас в Китае созданы производства по переработке таких батарей. В единую цепочку входят производители аккумуляторов, продавцы подержанных машин, сборщики вторсырья. Программа предусматривает выкуп у населения старых агрегатов и налоговые льготы при использовании электротранспорта.

Читайте также  Зарядка акб автомобиля в домашних условиях

В России пока нет проблемы с переработкой агрегатов от электротранспорта. Такие модели дороги, электрозаправок толком нет, а потому и машины на электротяге не пользуется спросом. Вялые потуги правительства по развитию этого сегмента пока успехов не имеют. Впрочем, наша страна вряд ли останется в стороне от мировых тенденций. Поэтому переработка литий-ионных аккумуляторов — направление перспективное. Очевидно, что Челябинский завод не «прожует» все вторсырье, да и логистические расходы съедят всю прибыль. Налицо пустующая ниша на рынке, которая может стать очень перспективной.

С каждым годом аккумуляторы совершенствуются. Снижается стоимость, вес и время зарядки, увеличивается емкость. Но все равно батареи не вечны и их нужно перерабатывать.

Стоит ли браться за ремонт аккумуляторной батареи в автомобиле?

Практически каждого водителя интересует вопрос, как восстановить аккумуляторную батарею. Ведь покупать новую совсем не выгодно, а из-за неправильной эксплуатации или по другим причинам родные аккумуляторы очень часто выходят из строя. К счастью, ремонт автомобильных аккумуляторов своими руками не является сложной задачей. Для ее выполнения необходимо разобраться только в том, что именно могло стать причиной выхода из строя аккумулятора, и произвести в соответствии с поломкой необходимый ремонт.

Стоит ли браться за ремонт аккумуляторной батареи в автомобиле?

Ремонт аккумулятора автомобиля: наиболее распространенные неисправности и причины их появленияСаморазрядПоявление окисления на выводных штыряхКороткие замыканияПовреждения корпусаСульфатация пластинОбрыв внутренней сетиРемонт автомобильного аккумулятора своими руками: список необходимых действийКак быстро восстановить севший аккумуляторРемонт АКБ авто своими руками: стоит ли браться за работу?

Ремонт аккумулятора автомобиля: наиболее распространенные неисправности и причины их появления

Чтобы понять, как отремонтировать аккумулятор автомобиля, в первую очередь необходимо понять, по какой именно причине он не работает, и что привело к поломке. Ниже рассмотрим наиболее распространенные неисправности АКБ.

Подобное свойство характерно абсолютно всем автомобильным аккумуляторам. Даже не бывшая в эксплуатации батарея способна разряжаться примерно на 1% в течение суток. Если же речь идет о старой батарее, то в процессе простоя за сутки ее заряд может снижаться на 3%. Связана такая особенность АКБ со свойством электролита в процессе простоя расслаиваться, в результате чего на дне банок оседает более плотная жидкость. В свою очередь, это становится причиной возникновения «паразитных» токов, которые и вызывают саморазряд.

Важно! Как только аккумулятор в автомобиле разрядился, его следует сразу же зарядить. Хранить АКБ в разряженном состоянии категорически запрещается.

Чтобы саморазряд не привел к полному выходу из строя аккумулятора, даже в процессе хранения его стоит хотя бы 1 раз в 2 месяца подзаряжать путем использования небольших токов. Но если аккумулятор в течение дня разряжается более чем на 3%, значит, у него есть еще и другие неисправности:

• наличие загрязнений в электролите;

• использование в процессе изготовления АКБ некачественных компонентов;

• попадание внутрь аккумулятора посторонних предметов;

• загрязнение внешней поверхности батареи;

Если продолжать использовать аккумулятор с подобными недостатками, то он может полностью разряжаться даже за один день. Такой аккумулятор автомобиля вряд ли можно будет отремонтировать.

Появление окисления на выводных штырях

К подобной неисправности приводит либо попадание на штыри и медные клеммы аккумулятора электролита, либо паров электролита. В любом случае между штырями и клеммами ухудшается контакт, по причине чего приходится прибегать к самостоятельной очистке окислившихся элементов наждачной бумагой с мелким зерном. После завершения процедуры ремонта аккумулятора автомобиля штыри и клеммы нужно обязательно покрыть специальным техническим вазелином, который предотвратит появление окислений в будущем.

Короткие замыкания разнополюсных пластин автомобильного аккумулятора могут возникать либо как результат разрушения сепараторов, либо из-за оседания на дне аккумуляторных банок остатков активной массы. Другими причинами короткого замыкания могут быть:

• излишняя тряска аккумулятора, который плохо закреплен в подкапотном пространстве;

• использование электролита с высокой плотностью;

• коробление пластин, возникшее в результате подачи слишком высокого тока;

• длительный заряд батареи.

Ремонт автомобильных аккумуляторов с повреждениями, полученными от короткого замыкания, является возможным только в том случае, если сам аккумулятор является обслуживаемым. В противном же случае батарея, внутри которой периодически возникают короткие замыкания, подлежит утилизации.

При повреждении корпуса также может быть выполнен ремонт аккумулятора автомобиля своими руками, однако возможность такого восстановления всегда зависит от степени повреждения. Зачастую ситуацию удается исправить при помощи клея, который подходит для крепления материала поврежденных участков.

Во время работы электролит из корпуса автомобильной батареи обязательно выливается и просушивается бак. После устранения повреждений на корпусе в аккумулятор заливается новый электролит.

Это очень распространенная причина выхода из строя автомобильного аккумулятора, которая, впрочем, подлежит самостоятельному устранению. Чтобы понять, как отремонтировать АКБ автомобиля с «диагнозом» сульфатация пластин, необходимо понимать, что является причиной подобной неисправности:

• продолжительное хранение АКБ без применения подзарядки;

• снижение количества электролита в банках батареи;

• использование для аккумулятора электролита с повышенной плотностью;

• езда на автомобиле с чрезмерно разряженной батареей.

Характерный признак сульфатации пластин – это образование на их поверхности кристаллов сернокислого свинца. Данное вещество не способно растворяться в электролите и при накоплении на пластинах не позволяет жидкости проникать в их активную массу. Результатом подобного является стремительное уменьшение емкости аккумуляторной батареи.

Важно! Если сульфатация незначительно повредила пластины АКБ, то спасти устройство еще можно. Если же кристаллы практически полностью покрыли пластины, такую автомобильную батарею дешевле заменить.

Каждый водитель должен хорошо следить за аккумулятором автомобиля и не допускать ситуаций, которые могут привести к сульфатации.

Обрыв внутренней сети

Подобная неисправность скорее характерна для старых моделей аккумуляторов. Тем не менее, если вам «повезет» столкнуться с такой проблемой аккумулятора, исправить ее можно не только просто, но и дешево. В результате обрыва всего лишь происходит отсоединение пластин от выводящих клемм батареи. Чтобы она снова заработала, это соединение потребуется восстановить.

Ремонт автомобильного аккумулятора своими руками: список необходимых действий

Ремонт аккумулятора авто может занять достаточно много времени, поэтому к такой процедуре стоит подготовиться заранее. При этом проводить восстановление аккумуляторной батареи рациональнее всего только в случае с сульфатацией ее пластин. Практически во всех остальных случаях АКБ будет подлежать замене. Для того, чтобы выполнить десульфатацию пластин, необходимо:

1. Слить с аккумулятора старый электролит, в результате которого пластины покрылись сернокислым свинцом.

2. В новом электролите развести специальную десульфатирующую жидкость-присадку. При этом рекомендуется использовать электролит плотностью 1,28 г/см3. Объем электролита, который необходимо залить в аккумулятор, сверьте с инструкцией к прибору.

3. Залить получившийся электролит в неработающий аккумулятор.

4. Открутить на автомобильной батарее пробки для подключения на зарядку небольшим током. Очень важно, чтобы в ходе этого процесса батарея не начала греться и закипать. Если на клеммах напряжение вырастет до 13,8 В, ток потребуется еще немного уменьшить и замерить, какую плотность имеет электролит. Повторный замер необходимо будет осуществить еще через 2 часа, и если при этом полученные результаты будут идентичными – батарея зарядилась.

5. Чтобы плотность электролита достигла показателя в 1,28 г/см3, к нему необходимо либо подлить еще электролита с более высокой плотностью, либо разбавить при помощи дистиллированной воды.

Важно! Для восстановления прежней емкости автомобильной батареи, которая была «украдена» процессом сульфатации, ее необходимо полностью разрядить. Ограничьте подачу тока и подключите к восстановленной АКБ лампочку. Свидетельством полного разряда будет показатель напряжения на клеммах в 10,2 В. Далее рассчитайте емкость батареи путем умножения времени ее разряда на ток, которым разряд проводился. Если емкость недостаточная – процедура заряда/разряда аккумулятора повторяется.

По завершении ремонта аккумулятора автомобиля и восстановления его емкости в электролит необходимо добавить еще немного десульфатирующей присадки. После этого аккумулятор можно будет устанавливать и подключать к автомобилю.

Как быстро восстановить севший аккумулятор

До того, как починить севший аккумулятор, необходимо проверить его на наличие других поломок. Если таковых нет, и аккумулятор сел исключительно из-за сульфатации, его можно восстановить еще одним простым и, главное, быстрым способом:

1. Произведите полную зарядку автомобильного аккумулятора.

2. Слейте электролит и промойте автомобильную батарею при помощи дистиллированной воды. Процедуру лучше повторить несколько раз.

3. Залейте в емкость батареи специальную жидкость для очистки, в состав которой входят аммиак и трилон. Оставьте ее в емкости примерно на 40-50 минут.

4. Слейте жидкость и опять промойте аккумулятор при помощи дистиллированной воды.

5. Залейте новый электролит с рекомендуемой плотностью и проведите зарядку аккумулятора.

6. Разрядите, чтобы восстановить емкость.

На этом процесс восстановления автомобильного аккумулятора завершается. Важно только учитывать то, что работать придется с агрессивными жидкостями, поэтому заливать и выливать их необходимо осторожно, предварительно одев резиновые перчатки.

Ремонт АКБ авто своими руками: стоит ли браться за работу?

Теперь вы знаете, как отремонтировать аккумулятор авто, но все же не стоит забывать и о том, что в некоторых случаях такая операция не является целесообразной. Связано это может быть с такой особенностью современных аккумуляторов как отсутствие возможности обслуживания. В таком случае единственными применяемыми к автомобильной батарее процедурами восстановления могут быть подзарядка и долив дистиллированной воды.

Но если батарея более старого образца и обслуживанию подлежит, взяться за ее ремонт действительно стоит. Однако, если потребуется еще и замена ее основных составляющих элементов – дешевле обойдется покупка новой батареи, так как вкладывать деньги в старую АКБ не совсем целесообразно.

Поэтому, перед тем как приступать к ремонту АКБ авто своими руками, стоит оценить серьезность неисправности. Если в денежном эквиваленте вам дешевле обойдется покупка нового аккумулятора – так и сделайте. Если же сами не можете принять такое решение, обратитесь за консультацией к автомастерам.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button