Свечи зажигания горячие и холодные
Свечи зажигания горячие и холодные
Какие свечи зажигания лучше выбрать: мотор на бензине и на газу
Свеча зажигания – основной элемент системы зажигания для воспламенения топлива в цилиндрах двигателя. Ресурс свечей зажигания достаточно ограничен, что требует их периодической замены. Для разных видов двигателей существуют различные свечи зажигания, которые отличаются:
- по количеству электродов и материалам их изготовления;
- по физическим размерам, калильному числу, зазорам между электродами.
По этой причине автовладельцы должны знать, чем отличаются свечи зажигания, как подобрать свечи правильно, а также какие свечи лучше ставить на тот или иной двигатель. Подробнее читайте в нашей статье.
Как работает зажигание и свечи в машине
Для воспламенения топливно-воздушной смеси в камере сгорания бензинового двигателя необходима искра. Искра формируется на электродах свечи зажигания при прохождении через свечу электрического тока.
Калильное число свечей зажигания
Электроды и нижняя часть свечи зажигания фактически расположены в камере сгорания. Во время работы двигателя эти части могут сильно нагреваться. Если нагрев критический, возникает калильное зажигание (рабочая смесь воспламеняется от контакта с раскаленными электродами свечи, а не от искры).
С учетом такой особенности, свечи отличаются по калильному числу. Калильное число – это параметр, определяющий время возникновения калильного зажигания. Если просто, свечи можно разделить на «холодные» и «горячие».
При этом важно подбирать оптимальный вариант для разных двигателей и знать, какие свечи ставить рекомендует сам производитель двигателя. Например, если мотор форсированный, степень сжатия высокая и свечи «горячие», высока вероятность возникновения калильного зажигания. В такие двигатели обычно ставят «холодные» свечи».
Однако если поставить «холодную» свечу в обычный мотор с невысокой степенью форсирования, свеча не будет прогреваться в полной мере. Результат — нарушение самоочистки, быстрая закоксовка и выход свечи из строя.
В случае, когда автомобиль эксплуатируется активно, обороты постоянно высокие, тогда установка более «холодных» свечей снизит риски возникновения калильного зажигания, а высокий нагрев в таких условиях не приведет к загрязнению электродов свечей.
Подбор свечей по зазору
Зазор свечей зажигания — это расстояние между центральным и боковым электродом. На разных свечах такой зазор отличается. При этом необходимо учитывать, что если зазор увеличен, могут возникать пробои искры (искра мощнее, но искрообразование может быть с пропусками). Если же зазор маленький, искра будет более стабильной, но слабой.
Кстати, в процессе эксплуатации постепенно происходит износ электродов и зазоры увеличиваются. В таком случае можно пойти двумя путями:
-
зажигания самостоятельно;
- выполнить замену свечей зажигания.
Как утверждают многие специалисты, второй вариант оптимален, так как изменение зазора современных свечей указывает на то, что их ресурс практически исчерпан. Другими словами — доработка зазора представляет собой лишь временную меру и свечи все равно потребуется скоро менять.
Средний срок службы свечей зажигания
Электроды свечей зажигания могут отличаться по материалу изготовления. Можно выделить:
- никелевые свечи;
- иридиевые свечи;
- платиновые свечи.
От материала электрода напрямую зависит не только эффективность работы, но и ресурс свечей. Как правило, свечи с никелевым центральным электродом служат около 30 — 40 тыс. км.
В то же время платиновые свечи «ходят» до 70 тыс. км., тогда как иридиевые могут прослужить до 100 тыс. км. и больше. Также можно отметить, что свечи могут иметь не один, а несколько боковых электродов для повышения надежности и увеличения срока службы.
Это значит, что даже самые лучшие свечи часто необходимо менять уже к 50-60 тыс. км. пробега, при этом стоимость таких свечей зажигания достаточно высокая.
Какие свечи поставить на мотор с ГБО
После перехода с бензина на газобаллонное оборудование автовладельцам нужно знать, есть ли необходимость отдельно подбирать свечи под газ, какие свечи ставят на двигатели под газ и т.д.
Важно учитывать следующее:
-
;
- «газовые» свечи должны быть холоднее по сравнению с «бензиновыми» свечами.
Причина – смесь воздуха и газа горит несколько иначе, чем бензиновая. Горение газа более мощное, то есть выше октановое число, температура сгорания более высокая, а также при сгорании газа в камере меньше отложений (смесь сгорает полноценнее и чище).
Рекомендуем также прочитать статью о том, какие преимущества и недостатки имеет ГБО. Из этой статьи вы узнаете о плюсах и минусах ГБО, а также что нужно учитывать при установке газобалонного оборудования на машину.
Газо-воздушную смесь проще поджечь, что и позволяет уменьшить зазор между электродами. При этом более высокая температура в камере сгорания при использовании газа повышает риски калильного зажигания, что указывает на необходимость использования «холодных» свечей.
При этом сложно сказать, какие свечи лучше, правильно подобранные из обычных или специальные под газ. Дело в том, что на качество работы мотора и свечей сильное влияние также оказывают тонкие настройки ГБО, качество, тип установленного газового оборудования и ряд других особенностей.
Лучшие свечи зажигания: на что обратить внимание
Сегодня на рынке представлено большое количество производителей свечей зажигания. Компании предлагают большое количество решений, от простых свечей стандартной конструкции до элементов с несколькими электродами из платины, иридия и т.д.
Чтобы правильно подобрать свечи зажигания, какие лучше установить – необходимо изучить рекомендации изготовителя автомобиля. Как правило, в мануале указано калильное число, тип свечей под конкретный мотор и т.д.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какие свечи зажигания лучше, иридиевые или платиновые. Из этой статьи вы узнаете об особенностях и отличиях таких свечей зажигания, а также что следует учитывать перед покупкой.
Что касается ведущих производителей, можно выделить:
- немецкие свечи Bosch и Beru;
- чешские свечи Brisk;
- американские свечи Champion;
- японские Denso и NGK.
Главное, правильно подбирать свечи для двигателя с учетом рекомендаций завода-изготовителя, а также приобретать оригинальную продукцию. Дело в том, что на территории СНГ достаточно часто встречаются подделки практически всех известных производителей свечей зажигания.
Про свечи и что такое холодная или горячая свеча
Это величина, которая показывает время, когда свеча достигнет состояния калильного зажигания. Чем оно больше, тем меньше нагревается свечи машины. Поэтому с малым калильным числом будет «горячая» свеча, а с большим — «холодная». При небольших нагрузках отлично работают «горячие» свечи, но при длительной и интенсивной работе температура в двигателе возрастает, это может привести к «калильному» зажиганию. Результат – потеря мощности мотора. Свечу обязательно следует заменить, уточнив тепловую характеристику и устранив все неисправности.
В камере сгорания различных двигателей температура повышается по-разному, необходимы свечи с разным тепловым эквивалентом. Этот тепловой эквивалент выражает в виде так называемого калильного числа.
Оно представляет собой измеренные на электродах и изоляторе средние температуры, соответствующие нагрузке двигателя. На юбке изолятора рабочая температура должна быть в интервале от 400°С до 850°С. При этом температура свыше 400°С требуются потому, что при ней происходит самоочищение.
Выше 850°С температура на изоляторе подниматься не должна, так как свыше 900°С может появляться
калильное зажигание. Кроме того, при очень высоких температурах электроды дополнительно подвергаются воздействию химически агрессивных соединений или разрушаются. Избежать калильного зажигания можно, если соблюдать простые правила: первое — не допускаем ранней установки зажигания; во вторых – заливаем топливо, соответствующее данному двигателю.
«Горячие» и «холодные» свечи зажигания, калильное число
Понятия «холодные» и «горячие» свечи зажигания следует понимать практически буквально. Это температурная характеристика их работы в двигателе автомобиля.
«Горячие» свечи зажигания
«Горячие» свечи зажигания имеют длинную юбку изолятора, выступающую за край корпуса свечи, в следствии чего, отвод тепла от юбки к корпусу свечи низкий (см. фото выше). Изолятор сильно раскаляется. Калильное число их низкое (слабая способность противостоять возникновению калильного зажигания).
Такие свечи применяют в двигателях с пониженным температурным режимом работы (ниже 500 гр.), либо в зимний период, когда двигатель плохо прогревается. В условиях низких температур «горячие» свечи хорошо самоочищаются. Но, при повышении температурного режима двигателя, возможно возникновение калильного зажигания (воспламенения топливной смеси не от искры, а от раскаленного изолятора свечи). Как следствие – детонация и работа двигателя после выключения зажигания. Возможен серый налет на электродах свечей, их разрушение.
Калильное число показывает стойкость свечи возникновению калильного зажигания оно обозначается определенным числом в маркировке свечи. Чем оно ниже, тем «горячее» свеча, чем выше, тем «холоднее». Пример: «Расшифровка маркировки отечественных свечей зажигания».
«Холодные» свечи зажигания
«Холодные» свечи имеют короткую юбку изолятора, утопленную в корпусе свечи, поэтому разогревается их изолятор гораздо хуже. Температурный режим работы – выше 600 гр. Калильное число высокое (то есть степень сопротивления детонации выше).
Холодная свеча зажигания
Их применяют на постоянно греющихся высокооборотистых двигателях или при работе двигателя с повышенным температурным режимом (постоянном движении с большими скоростями или летом, когда двигатель все время перегревается). При работе на низких температурах на электродах свечи образуется черный налет (свечи не самоочищаются). При перегреве, также может возникнуть детонация.
Применение «горячих» или «холодных» свечей зажигания на том или ином двигателе регламентируется как производителями двигателей, так и самих свечей. У каждого производителя есть таблицы по подбору свечей зажигания с различным калильным числом для конкретных двигателей. Пример: «Подбор свечей зажигания для двигателей автомобилей ВАЗ».
Свеча зажигания со средним значением калильного числа, применяется на большинстве двигателей ВАЗ
Примечания и дополнения
— Применение газа в качестве топлива для автомобильного двигателя меняет его тепловые характеристики в сторону увеличения, поэтому в таком случае требуются более «холодные» свечи зажигания.
— При переменной работе двигателя: газ-бензин, следует устанавливать свечи зажигания с биметаллическим центральным электродом (так называемые термоэластичные свечи). В настоящие время такими свойствами обладают свечи зажигания, предназначенные для работы на газе, практически всех производителей.
Twokarburators VK — Еще информация по теме в нашей группе ВКонтакте, в Одноклассниках — Twokarburators OK и в Яндекс Дзен — Twokarburators DZ
Еще статьи по свечам зажигания
— Мокрые свечи зажигания, причины
— Свечи зажигания в масле, причины
— Проверка искры на свечах зажигания (карбюраторный двигатель)
— Свечи зажигания NGK для двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Диагностика карбюраторного двигателя автомобиля по нагару на свечах зажигания
— Диагностика инжекторного двигателя автомобиля по свечам зажигания
— Чем отличаются свечи зажигания для контактной и бесконтактной системы зажигания
— Заливает свечи зажигания, причины
Когда применяют
Надо иметь в виду, что условия работы двигателя машины различны — они зависят от трафика на дорогах, средней скорости, повышенной нагрузки, времен года. Если часто стоите в пробках, то установите свечи более горячие, а если гоняете на высоких скоростях — ставьте холодные. Для длинных расстояний и высоких скоростей – подойдут «холодные» свечи, а для коротких, при малой средней скорости – «горячие».
На выбор влияет размер двигателя, чем больше его объем, тем «холоднее» свеча. Одна и та же свеча для одного двигателя может быть «холодная», а для другого «горячая». Как сильно она будет разогреваться в процессе работы, и как будет отдавать тепло, зависит от материала изолятора и длины теплового конуса.
Количество электродов у свечи
Сегодня в продаже можно найти одно- и многоэлектродные горячие и холодные свечи зажигания. Каждая из таких разновидностей имеет определенные преимущества. Сегодня одноэлектродные свечи используются преимущественно со старыми двигателями, что объясняется их коротким сроком службы и нестабильностью в работе.
Современные мощные форсированные двигатели используют многоэлектродные свечи, которые могут иметь до четырех боковых электродов. Они характеризуются долговечностью и стабильностью в работе. Отметим существенное снижение токсичности выхлопа и сокращение расхода топлива при использовании таких многоэлектронных свечей. Их единственный недостаток — это высокая цена, что приводит к существенному увеличению расходов на обслуживание и ремонт авто, в особенности, когда требуется произвести их замену комплектом на шести или восьмицилиндровом двигателе.
Главное меню
Автор перевода: Владислав Ярополов.
Свеча накаливания обеспечивает тепло для воспламенения топлива, подобно искровой свече, за исключением того, что она остается горячей постоянно. Если тепло накала увеличивается, момент зажигания ускоряется с последующим увеличением оборотов двигателя. Нитрометан смешивается со спиртом, предоставляя кислород для большей мощности, но он также снижает точку воспламенения топлива. Таким образом, увеличение содержания нитрометана ускоряет момент зажигания. Трюк со свечами состоит в том, чтобы использовать такое содержание нитрометана, какое необходимо для выполнения работы, и использовать СВЕЧУ
для контроля момента зажигания.
Горячий двигатель (высокая компрессия) и горячее топливо (высокое содержание нитрометана) обычно требуют холодной свечи. Холодный двигатель и холодное топливо обычно требуют горячей свечи.
Основные симптомы, когда свеча?
СЛИШКОМ ХОЛОДНАЯ
- Двигатель дает слабые вспышки при попытке завести его, но не стартует. Может также означать разряженную батарею накаливателя.
- Двигатель не обедняется до ровного высокого звука, но всегда звучит как богатый. Звук выхлопа очень неровный.
- Двигатель может останавливаться при удалении накаливателя, даже если он работает нормально при подсоединенном накаливателе.
- Во время эксплуатации двигатель становится все более обогащенным до тех пор пока окончательно не заглохнет. Это происходит из-за дополнительного охлаждения при исходно пограничной ситуации.
- Умеренная ситуация проявляется при небольшом снижении оборотов двигателя, когда удаляется накаливатель. Это должно служить предупреждением, что параметры свечи ухудшились и ее следует заменить.
СЛИШКОМ ГОРЯЧАЯ
- Двигатель дает обратные вспышки при попытке завести его и дает отдачу в обратную сторону. Может приводить к запуску в обратную сторону. Также может быть вызвано использованием батареи с напряжением 2 В с некоторыми свечами.
- Двигатель не может быть плавно выведен из режима высокого звука путем обогащения смеси. Обычно такое происходит при использовании высокого содержания нитрометана в двигателях с низкой компрессией.
- Если вы вывернули иглу в пункте 2, в процессе эксплуатации двигатель может неожиданно стать богатым. Проверьте топливные магистрали на наличие засоров, но имейте в виду этот фокус.
- Двигатель более вероятно будет подвержен перегреву и проседаниям. Всегда запускайте на богатой стороне пиковой настройки. Проседание характеризуется тонким ровным звуком выхлопа. Он просто пищит.
- Если звук выхлопа двигателя имеет резкие щелчки накладывающиеся на ровный звук, это происходит раннее зажигание топлива или детонация. Это условие вызывает потерю мощности, увеличенный износ двигателя, и может привести к перегреву двигателя.
Все условия
СЛИШКОМ ГОРЯЧАЯ
могут привести к разрушению двигателя и это может произойти в течение одного запуска! Поэтому, в особенности наблюдайте за такими симптомами. Условия
СЛИШКОМ ХОЛОДНАЯ
, как правило, не повреждают ничего, кроме вашего самолюбия.
Вернуться к списку Обсудить на форуме
Как правильно выбрать холодные и горячие свечи
Выбор холодных и горячих свечей не представляет особой сложности. Необходимо обратить внимание на индекс свечи, и исходя из этого и следует делать выбор. У горячих такой индекс колеблется от 11 до 14, а маркировка холодных свечей зажигания — от 20 и выше. Подобрать свечи можно также на основании рекомендаций автопроизводителя. В документации к автомобилю можно найти всю необходимую информацию по заводским запчастям, а также рекомендации по их выбору при замене. Также в руководстве по эксплуатации авто можно найти подходящие марки свечей, которые рекомендованы к конкретному автомобилю. Всё это позволит существенно упростить выбор, а автовладелец может гарантировать беспроблемость эксплуатации своей машины.
При эксплуатации автомобиля вы неизменно столкнетесь с необходимостью замены свечей зажигания. Выбирая такие запчасти необходимо в первую очередь учитывать показатели калильного числа. Популярностью пользуется горячая и холодная свеча зажигания, отличия между которыми лишь в показателе калильного числа. Именно в зависимости от этой характеристики принято различать холодные и горячие свечи, которые предназначаются для атмосферных и форсированных двигателей. Для спортивных форсированных моторов рекомендуется использовать холодные свечи зажигания, что позволит гарантировать максимальную мощность силового агрегата и отсутствие проблем с зажиганием. А вот для экономичных малолитражных и атмосферных двигателей рекомендованы горячие свечи, которые имеют доступную стоимость и отличаются долговечностью в эксплуатации. В этой статье мы рассказали, чем отличаются холодные свечи зажигания от горячих. Надеемся, что после прочтения этой статьи у вас не будет сложностей с выбором.
Как выбрать свечи зажигания для авто
Свеча зажигания – устройство, предназначенное для воспламенения топливовоздушной смеси сильным электрическим разрядом (искрой) в бензиновых двигателях. Этот разряд возникает между центральным и боковым электродом.
Свеча накаливания – в отличие от предыдущего устройства, не вырабатывает искру, а прогревает и сушит камеру сгорания, что упрощает холодный пуск дизельного двигателя.
Важно: свечи накаливания заменяется гораздо реже, чем свечи зажигания. Такие запчасти ищут по номеру или коду под конкретный мотор.
Количество боковых электродов
Одноэлектродная – снабжена одним центральным и одним боковым электродом. Такие свечи дешево стоят и хорошо подходят к старым двигателям. В то же время одноэлектродные модели имеют ряд минусов, среди которых – нестабильность работы и короткий срок службы. Эти свечи не позволяют раскрыть весь потенциал мотора по мощности.
Многоэлектродная – оснащена одним центральным и несколькими (2-4) боковыми электродами. Подобные свечи характеризуются стабильностью срабатывания и долговечностью. Кроме того, многоэлектродные модели понижают токсичность выхлопа, сокращают расход топлива и полностью раскрывают мощностной потенциал двигателя. Единственный недостаток – более высокая цена по сравнению с одноэлектродными свечами.
Важно: многоэлектродные свечи подходят не ко всем моторам. Поэтому не стоит их использовать в двигателях, где предусмотрены одноэлектродные свечи.
Материал ЦЭ
В недорогих свечах центральный электрод (ЦЭ) изготавливается из цинка, меди, никеля или железа. Такие свечи обладают хорошими характеристиками по электропроводимости и отводу тепла.
Эти модели имеют и недостатки, например, никелевые свечи «заливает» в холодное время года, что усложняет пуск двигателя. Причина – большая толщина никелевого центрального электрода, на который легко подвешивается капля горючего.
Встречаются и более дорогие свечи, в которых центральный электрод выполнен из благородных металлов – серебра, иридия, платины. Эти материалы позволяют изготовить сверхтонкие электроды, которые исключают «заливание» свечи и дают высокую мощность искры.
В итоге увеличивается мощность двигателя и облегчается его запуск в холодное время года, уменьшается расход топлива, снижается количество токсичных выхлопов и происходит самоочистка свечи.
Срок эксплуатации свечей с центральным электродом из дорогих металлов возрастает в несколько раз по сравнению с аналогами из обычных металлов. Никелевые свечи подлежат замене через каждые 25 000-30 000 км, иридиевые – 50 000 км, а платиновые – до 100 000 км. Правда, это же относится и к цене.
От размера свечи зависит ее совместимость с двигателем. Слишком маленькую свечу невозможно установить в соответствующее гнездо мотора, у слишком большой свечи электроды выступают из гнезда. В первом случае электроды окажутся далеко от камеры сгорания, во втором – они попадут под удар поршня, что повлечет выход из строя мотора.
Размер под ключ – чаще всего встречаются свечи, рассчитанные под ключ 16 мм и 21 мм. Размер под 21 мм называется «евро», он зачастую используется в моторах с двумя распределительными валами.
Длина резьбы свечи – в большинстве случаев составляет 19 мм. Значительно реже используются варианты длиной 12.7 мм или 25 мм, которые предназначены для моторов с необычной конструкцией головки блока.
По этому параметру свечи подразделяются:
- короткие – 12 мм (для многих машин, изготовленных в странах СНГ, мотоциклов);
- средние – 19-20 мм (для большинства иномарок и некоторых авто производства стран СНГ);
- длинные – 25 мм (для машин с форсированными моторами).
Диаметр резьбы свечи – обычно равняется 14 мм. Иногда встречаются свечи с диаметром 10-12 мм.
Важно: практика показывает, что современные свечи из-за меньших размеров (резьбы и под ключ) требуют особой аккуратности при замене.
Калильное число
Этот параметр указывает на давление в цилиндре мотора, при котором происходит калильное зажигание, то есть самопроизвольное воспламенение топливовоздушной смеси не от искры, а от раскаленной свечи. Калильное зажигание отрицательно влияет на двигатель: уменьшает его мощность и создает нагрузку, на которую не рассчитана поршневая группа.
Калильное число определяет тепловой режим работы свечи. Чем выше это число, тем в более сложных температурных условиях она способна работать. Чем ниже это число, тем меньше времени уйдет на прогревание самой свечи и двигателя.
Диапазон рабочих температур свечи составляет 400-850 °С. При выходе за пределы этих параметров невозможна самоочистка свечи (до 400 °С) и появляется калильное зажигание (свыше 850-900 °С).
Свечи подразделяются на «горячие» (11-14), «средние» (17-19) и «холодные» (от 20 и выше). «Холодные» свечи нагреваются медленно, но быстро рассеивают тепло, у «горячих» все наоборот. У «средних» свечей эти параметры сбалансированы. Оптимальным калильным числом считается 17, а также соседние параметры 14 и 20. Помимо этих чисел встречаются модели со значениями 8; 11; 23; 24.
«Горячие» – применяются в обычных двигателях, которые не подвергаются высоким температурным нагрузкам. Самоочищаются «горячие» свечи при сравнительно низком температурном режиме. Такие свечи подойдут для автомобилей, рассчитанных на спокойную езду.
«Холодные» – используются в форсированных моторах с высокими нагрузками и перепадами температуры. Самоочищаются «холодные» свечи при высоких температурах: в обычных двигателях они быстро поломаются, так как температурный режим не даст возможности самостоятельно очиститься. Подобные свечи предназначены для спортивных моделей и авто класса «премиум».
Иногда производители свечей рекомендуют пользоваться двумя комплектами свечей – зимним («горячие») и летним («холодные»). Однако, есть мнение, что это скорей маркетинговый ход.
Для малых скоростей и коротких расстояний лучше подойдут «горячие» свечи, для высоких скоростей и длинных дистанций – «холодные» свечи. Стоит знать, что при выборе свечи учитываются и габариты мотора: чем они выше, тем «холоднее» свеча.
Важно: обратите внимание на обозначение калильного числа, поскольку у зарубежных производителей нет общей шкалы. Одни изготовители пользуются маркировкой от 1 до 10-12. Другие производители записывают калильное число с помощью перевернутого числового ряда: от 22 до 0. Встречаются и изделия с маркировкой в секундах, по истечении которых происходит калильное зажигание.
Кроме того, у некоторых изготовителей калильное число «спрятано» в середине шифра: NGK BKR8E-11, где 8 – искомое число, а 11 означает люфт между электродами, составляющий 1.1 мм.
Неправильный выбор свечи по калильному числу обернется постоянной работой мотора на грани перегрева, что приведет к его выходу из строя.
Искровой промежуток
Этот параметр означает расстояние (зазор) между центральным и боковым электродом. В разных моделях зазор колеблется от 0.5 мм до 2.00 мм. Искровой промежуток должен соответствовать требованиям конкретного двигателя:
- для карбюраторных моторов – 0.7-0.85 мм;
- для инжекторных моторов – 1.00-1.13 мм.
Чем больше искровой промежуток, тем лучше воспламеняется топливовоздушная смесь. Это достоинство оборачивается несколькими недостатками: увеличением расхода горючего и токсичных выхлопов, частым пропуском зажигания. Чем меньше искровой промежуток, тем хуже воспламенение топлива и больше вероятность «заливания» свечи.
Для измерения искрового промежутка воспользуйтесь специальным цилиндрическим щупом.
Важно: регулировка искрового промежутка производится путем подгибания центрального электрода, но без соответствующих навыков делать этого не стоит. Возможные последствия неправильно подобранного или отрегулированного зазора: повышение расхода горючего и поломка мотора.
Маркировка
В маркировке свечи указываются ее характеристики. Например, BCPR6ES-11, где:
- B – диаметр резьбы;
- C – размер свечного ключа;
- P – выступающий изолятор;
- R – резистор;
- 6 – калильное число;
- E – длина резьбы;
- S – стандарт;
- 11 – параметр зазора (1.1 мм).
Из-за отсутствия единой системы маркировки, возникает проблема определения соответствия свечей разных изготовителей. В этом случае стоит обратиться к таблицам взаимозаменяемости или специальным каталогам.
Важно: замените свечи зажигания, если обнаружите:
- затрудненный пуск двигателя;
- увеличенный расход горючего;
- увеличенное содержание угарного газа в выхлопе;
- пониженную динамику машины;
- подергивание мотора, особенно на холостых оборотах.
Признаки износа свечи, которые выявляются при визуальном осмотре:
- увеличение искрового промежутка;
- наличие микротрещин («сетки»);
- образование «юбки» коричневого цвета.
Присмотритесь к нагару свечи на конусе изолятора: влажный черный указывает на повышенный уровень масла, сухой черный – на недостаточную нагрузку на мотор, сухой белый – на раннее зажигание. Естественный нагар при нормальной работе мотора – от светло-серого до светло-коричневого.
Холодные и горячие свечи зажигания.
Современные свечи зажигания индивидуально подбираются для различных конструкций двигателя и условий движения. Поэтому нельзя указать такую свечу зажигания, которая будет без проблем функционировать во всех двигателях. В данной статье мы рассмотрим, что такое холодные и горячие свечи зажигания и связанный с ними калильное число.
Что такое калильное число?
Калильное число — это величина, которая показывает время, по истечении которого, свеча достигнет состояния калильного зажигания. Чем больше калильное число, тем свеча меньше нагревается. Соответственно с малым калильным числом будет «Горячая» свеча, а с большим «холодная».
При небольших нагрузках отлично работают «Горячие» свечи, но при длительной и интенсивной работе температура свечи возрастает, это может привести к » калильному» зажиганию. Результат — потеря мощности двигателя. Свечу обязательно следует заменить, уточнив тепловую характеристику и устранив все неисправности.
В камере сгорания различных двигателей температура повышается по-разному, необходимы свечи зажигания с разным тепловым эквивалентом. Этот тепловой эквивалент в виде так называемого калильного числа выражает.
Тепловые эквиваленты, выраженные с помощью калильного числа, представляют собой измеренные на электродах и изоляторе средние температуры, соответствующие нагрузке двигателя. На юбке изолятора рабочая температура должна быть в интервале от 400xB0с до 850xB0с. при этом температуры свыше 400xB0с требуются потому, что при таких температурах удаляются осаждающиеся сажа и масляный нагар и таким образом происходит самоочищение свечи зажигания.
Однако выше 850xB0с температура на изоляторе подниматься также не должна, так как при температуре свыше 900xB0с может появляться калильное зажигание. Кроме того, при очень высоких температурах электроды дополнительно подвергаются воздействию химически агрессивных соединений или разрушаются. Избежать калильного зажигания можно, надо только соблюдать несколько простых правил: первое — не допускаем ранней установки зажигания; во вторых — заливаем топливо, соответствующее данному двигателю; и в третьих — следим за внешним видом свечи.
Когда применяются холодные и теплые свечи зажигания?
Надо иметь в виду, что условия работы свечей летом и зимой различны, следует вывод — правильнее всего иметь два комплекта свечей: летний с «Холодными» и зимний с «горячими». В том случае, если вы ездите зимой и часто стоите в пробках, то лучше всего поставить свечи более горячие, ну а если летом вы гоняете на высоких скоростях, да еще и на дальние расстояния, то, конечно, поставьте холоднее.
Для длинных расстояний и высоких скоростей — «Холодные» свечи, а для коротких и на малой скорости — «горячие» свечи.
Так же на выбор свечи влияет и размер двигателя, чем он больше, тем «Холоднее» свеча. Та же самая свеча для одного двигателя может быть «Холодная», а для другого «горячая». Как сильно будет разогреваться свеча в процессе работы, и как она будет отдавать тепло, зависит так же от материала изолятора и длины теплового конуса.
Маркировка свечей зажигания.
См. Фото в посте.
Пример маркировки свечи зажигания:
— Низкое калильное число (например Bp4es) — «Горячая Свеча Зажигания», высокое поглощение тепла, обусловленное длинной юбкой изолятора;.
— Высокое калильное число (например Bp8es) — «Холодная Свеча Зажигания», малое поглощение тепла, обусловленное короткой юбкой изолятора.
Свечи зажигания горячие и холодные
Сколько служит свеча, каков ее ресурс, то есть период 100-процентной надежности?
Надежная свеча, от которой зависит эффективность поджигания рабочей смеси в цилиндрах двигателя, может эксплуатироваться долго, если периодически очищать ее электроды от нагара, регулировать и подгибать боковой электрод до его утонения (выгорания), после чего уже требуется замена свечи новой. Хорошая свеча дает реальные преимущества при пуске двигателя.
Устанавливаемые на автомобиль свечи должны строго соответствовать типу, указанному в инструкции к автомобилю.
Вначале скажем об условных обозначениях отечественных свечей зажигания. Но прежде сделаем небольшое, но важное предупреждение.
В маркировке, состоящей из набора условных обозначений, содержится полная характеристика свечи. Рассмотрим, к примеру, маркировку свечи А17 ДВР.
Первая буква «А» соответствует диаметру и шагу резьбы М14х1,25.
Цифры после первой буквы представляют собой так называемое калильное число свечи. В нашем случае эта цифра 17. Более подробно о калильном числе см. ниже.
Следующая буква в маркировке «Д» означает длину резьбовой части, равную 19 мм. Если в обозначении свечи буква «Д» отсутствует, то это значит, что длина резьбы равна 12 мм.
Буква «В» (если она есть в обозначении) указывает на то, что тепловой конус (конец изолятора) выступает за торец корпуса. Отсутствие этой буквы означает, что изолятор утоплен в корпус.
Буква «Р» указывает на то, что в центральном электроде свечи имеется резистор для подавления радиопомех.
Замыкать маркировку может появившаяся сейчас в качестве новшества буква «М»: центральный электрод выполнен из меди, а его выступающий кончик защищен никелем.
В обозначении могут быть и цифры, указывающие на некоторые особенности конструкции свечей, например, на наличие в ней более долговечных электродов.
На двигателях некоторых моделей автомобилей наряду с отечественными могут использоваться импортные свечи «Бош», «Чемпион» и другие с хорошими пусковыми свойствами и самоочищающейся юбкой изолятора. У таких свечей значительно расширен температурный диапазон, поэтому их называют всесезонными или широкодиапазонными. Импортные свечи имеют свою маркировку, отличную от принятой у нас. Поэтому мы приводим сравнительную таблицу маркировок, которую предлагаем в качестве пособия при замене отечественных свечей зарубежными (табл. 4).
Таблица 4. Прослушивание работы двигателя стетоскопом или с помощью деревянной палки
Примечание. Устанавливать зазор на зарубежных свечах такой же, как и на отечественных, по инструкции для данного автомобиля.
От качества свечей зажигания зависят надежность, успешный пуск, мощность, тепловая экономичность двигателя, а также степень токсичности отработавших газов.
Калильное число определяет тепловую характеристику свечей. Свечи бывают «холодные» и «горячие». Подбор свечей по калильному числу должен соответствовать «характеру» и поведению двигателя. Чем длиннее тепловой конус, тем больше тепла он получает и тем горячее свеча. Чем больше этого тепла отводится (чем короче тепловой конус), тем выше калильное число. Так, калильное число «8» обозначает наиболее горячую свечу, предельно «холодная» свеча соответствует цифре «26» (рис. 1).
Рис. 1. Калильное число: а – свеча «горячая»; б – свеча «холодная».
Слишком «холодная» свеча покрывается нагаром, и искрообразование прекращается. Слишком «горячая» свеча приводит к калильному зажиганию, при котором воспламенение рабочей смеси происходит от перегрева свечи еще до момента появления искры. Такое самовоспламенение несгоревшей смеси сопровождается стуками и снижением мощности двигателя, если он длительно работает с максимальной мощностью. Сгорание происходит неравномерно, возникает взрывное сгорание, в результате которого в камере образуются высокие неравномерные давления и предельно высокие температуры. Это явление называется детонацией.
Стойкость к детонации – свойство предотвращать самовоспламенение смеси – достигается применением менее «горячей» свечи, нужного октанового числа бензина, а также регулировкой воздушно-топливной смеси, когда она возгорается в нужный момент от искры свечи зажигания.
При профилактическом осмотре перед установкой свечей необходимо проверить величину искрового зазора. Щуп должен проходить между электродами с едва ощутимым сопротивлением. Искровой зазор слишком велик – пропуски искрообразования. Искровой зазор слишком мал – перерывы в процессе воспламенения (в обоих случаях увеличивается расход топлива).
Длина резьбы свечи должна соответствовать длине резьбы в головке блока цилиндров. Установите свечу с уплотнительным кольцом. Электроды свечей, поверхность теплового конуса, верхнюю часть изолятора очистите от нагара и загрязнений. Плотный нагар без явных дефектов – обгоревших электродов, трещин изолятора – можно очистить ацетоном, положив в него на 30 мин юбку изолятора. Размягченный нагар удаляют жесткой кисточкой. В полость свечи надо несколько раз капать серную или соляную кислоту и перемешать содержимое полости кисточкой. Затем свечу промывают водой, просушивают и ставят на машину. Свеча с сильно изношенными электродами подлежит замене. Резьбу свечи перед установкой не следует покрывать никаким смазочным материалом. Заворачивают свечи сначала вручную, а затем затягивают свечным ключом (при резьбе M14х1,25) моментом 2–3 кгс?м. После чего проверяют исправность систем охлаждения, смазки и устанавливают угол опережения зажигания.
Гарантийный срок работоспособности свечи – 30 тыс. км пробега. При хорошем уходе и правильной регулировке систем автомобиля свечи могут отработать два гарантийных срока.
В холодное время года рекомендуется заменить достаточно поработавшие свечи новыми, более «горячими». Такие свечи избавляют от долгих попыток пуска при низких температурах. Для автомобиля ГАЗ-24, например, вместо свечей А17В целесообразно поставить свечи «погорячее» – А14В, улучшающие искрообразование и облегчающие пуск двигателя, но при этом надо следить, чтобы в цилиндрах не появлялось калильное зажигание, чтобы при выключении зажигания двигатель не продолжал работать. В случае появления калильного зажигания следует изменить угол поворота коленчатого вала, уменьшая на 1–2° угол опережения зажигания, или установить его в нормальное положение, исключив возможность самовоспламенения в камере сгорания двигателя.
Проверять состояние свечей зажигания рекомендуется через каждые 10 тыс. км пробега автомобиля. Осмотр свечей, снятых с двигателя, позволяет оценить его состояние. По вывернутой из головки блока свече, при внимательном внешнем осмотре ее, можно судить о состоянии двигателя, его цилиндропоршневой группы, систем зажигания, питания, охлаждения и смазки.
Рассмотрим некоторые случаи.
Тонкий слой налета светло-серого или светло-коричневого цвета на свече– двигатель исправен. Свеча соответствует двигателю по тепловой характеристике. Юбочка изолятора нагревается до 600 °C. Расход топлива, моторного масла и токсичность отработавших газов в норме, нагар на свече почти полностью отсутствует. Искровой зазор следует регулировать через каждые 10 тыс. км пробега.
Матовая черная копоть – свеча не предназначена для данного двигателя. Ее юбочка нагревается до 400 °C и на ней скапливаются маслянистые отложения, которые, сгорая, оставляют копоть. Значит, нужно подобрать свечу «погорячее» по калильному числу. Если и это не помогает, то, видимо, двигатель работает на богатой смеси, неверно отрегулированы карбюратор и угол опережения зажигания.
Блестящий черный маслянистый нагар – свеча соответствует данному двигателю, но у самого двигателя низкая компрессия и как следствие повышенный расход топлива, затрудненный пуск, неустойчивая работа на холостом ходу. В камеру сгорания поступает излишек масла. Двигатель нуждается в ремонте.
Толстый слой рыхлых отложений – свеча «горячая» для данного двигателя. Бензин или масло не соответствуют ТУ. Перебои в работе двигателя, затрудненный пуск. Требуется замена топлива и масла. При этом систему смазки следует промыть, а систему вентиляции картера прочистить, после чего заменить свечу.
Белый от перегрева нагар, растрескивание теплового конуса изолятора, оплавление или выгорание электродов – слишком «горячая» для данного двигателя свеча. Юбочка изолятора нагревается до 800 °C, а если превышает 900 °C, двигатель начинает работать от калильного зажигания и может быть поврежден. Появляются перебои в его работе. В этом случае нужно выбрать свечу «похолоднее». Проверив исправность системы охлаждения и смазки (и только после этого!), можно устанавливать зажигание.
В заключение – небольшой практический совет. Старайтесь всегда заменять свечи целым комплектом, что дает возможность контролировать состояние двигателя и всех его цилиндров.
Холодные и горячие свечи зажигания разница
Водителю не обязательно разбираться во всём, что касается его автомобиля. Но некоторые знания могут спасти его от лишних трат и сэкономить время. Например, если знать калильное число свечей зажигания, можно продлить срок их службы. И сэкономить на покупке новых.
Это величина для каждой свечи, которая показывает, в каком тепловом диапазоне она может работать. Знать её необходимо. Так как при несоблюдении правил эксплуатации (работа при слишком низкой или высокой относительно калильного числа температуре) свечи испортятся. Если это произойдёт в гараже, то потребуется только замена. Но в дороге такая поломка выйдет ещё дороже.
Свечи зажигания
Если не обращать внимание на калильное число, может серьёзно пострадать двигатель. Тепловой диапазон колеблется от 400 до 900 С. Если опуститься ниже 400 С, то начнётся процесс угольных отложений, после чего мотор прекратит работу. Превышение температуры свыше 900 С скажется ещё хуже — тогда двигателю может быть нанесён непоправимый ущерб. В результате калильного зажигания, приводящий к необходимости капитального ремонта.
Водителю гораздо выгоднее подбирать свечи внимательно и корректно, чтобы не получить сломанный двигатель. Это просто, если знать классификацию этих устройств.
Классификация свечей зажигания
Есть два основных типа свечей зажигания для современных двигателей — горячие и холодные. Калильное число свечи зажигания является основным фактором в разделении. Так как характеризует работу свечи. Есть также и промежуточный вариант, унифицированные — такой тип свечей зажигания считается средним по всем параметрам.
Холодные свечи имеют число от 20 — всё, что до этого показателя. Либо средний вид свечей зажигания (от 17 до 19). Либо горячий (от 11 до 14). Всё это — средние показатели. В целом калильное число свечей зажигания в зависимости от производителя и специализации может колебаться от 8 до 23. Большинство свечей зажигания производится для легковых автомобилей. Так как этот тип транспорта наиболее востребован.
Холодные свечи или горячие
На самом деле нужны оба вида — калильное число свечи зажигания характеризует максимальную температуру. При которой механизм свечей зажигания не выдерживает и начинается процесс нагрева корпуса. Калильное число свечей зажигания так разнится потому, что типов двигателей тоже очень много.
Свеча зажигания горячего типа в основном используется в моторах с маленькими мощностями. На таких они отлично работают и нагар не накапливается. Однако если вы по привычке начнёте использование таких свечей зажигания на мощном двигателе.
Игнорируя то, что калильное число свечей зажигания не подходит. То добьётесь их перегорания уже через несколько поездок.
Аналогичная ситуация происходит и в обратном порядке. Свечу холодного типа (высокого калильного числа) нельзя ставить на мощный мотор. Последствия этого случая, игнорирования калильного числа свечи будут не такими серьёзными. Но менять их придётся часто.
Итак, вывод — чем мощнее ваш автомобиль то есть, чем больше топлива он потребляет. И чем большую скорость может развить, тем более «холодные» свечи вам потребуются. Если вы сомневаетесь в том, что выбрать для своего автомобиля, воспользуйтесь советами других автолюбителей-владельцев вашей марки. Среди обсуждений на тематических форумах вы наверняка найдёте самый популярный среди пользователей вариант.
Важные факторы для работы двигателя или на что влияет калильное число свечей зажигания
Помимо основного ухода за двигателем, водитель должен обращать внимание на исправность всех запчастей, которые с ним контактируют. Например, каждая из используемых для работы свечей должна быть подходящей по типу и полностью исправной. Эти небольшие и известные всем автомобилистам расходники. Обеспечивают своевременное зажигание топлива в двигателе в момент смешения его с воздухом отсюда и название. От калильного числа свечей зажигания зависит, как долго они могут сопротивляться. Крайне вредоносному для двигателя процессу — калильному зажиганию.
Этот процесс представляет из себя катализацию. Зажигания путём нагрева свечей снаружи, чего ни в коем случае не должно происходить, под капотом современных автомобилей. Сегодня свечу зажигания конструируют таким образом. Что та подаёт искру полностью безопасно, не повышая температуру корпуса, тем самым предотвращая поломки.
Почему возникает калильное зажигание
Это происходит из-за перегрева свечей. Повышение температуры свечей — нормальный процесс. Но для корректной работы двигателя он должен остановиться на определённом показателе. Весь нагрев свыше этого предела опасен, мгновенной остановки не будет. Но потом сам мотор будет испорчен. В лучшем случае водитель обойдётся заменой свечей зажигания. А в худшем будет вынужден делать полный ремонт.
Чтобы избежать калильного зажигания, достаточно придерживаться следующего:
- Покупать свечи, исходя не только из цены и качества. но и корректного калильного числа;
- Даже если вы определились с тем, какое калильное число свечи нужно. Не забывайте вовремя менять свечи зажигания;
- Не допускайте перегрева мотора;
- Чаще проверяйте двигатель и состояние свечей. Калильное зажигание может и не выдать себя звуками или другим способом.
Предотвращение этого опасного процесса значительно лучше, чем быстрое устранение последствий. Если свечи зажигания можно легко заменить, если они сгорели. То с двигателем ситуация более сложная. Самостоятельно устранить последствия того, что медленно, но уверенно будет разрушать допущенное водителем калильное зажигание, не получится. Так что такие ошибки приближают вас к дорогим услугам автосервиса.
Как узнать калильное число свечей зажигания
К сожалению, мировые производители не договорились о единой системе обозначений, по которым можно узнать калильное число. У каждого из производителей будет своя.
В этом нет ничего страшного, если у вас есть доступ к сети. Там можно получить полную классификацию внутри каталога продукции производителя.
Как отечественные, так и зарубежные производители информируют клиента о назначении свечи через калильное число двумя способами. Отмечают данную информацию на странице товара в интернете и используют маркировку калильным числом непосредственно на корпусе изделия. Информация подаётся в виде короткой аббревиатуры и чисел. Потому без инструкции от производителя не обойтись. Числа также не могут считаться универсальным методом определения калильного числа. Правила маркировки значительно разнятся и в этом.
Если вы уже определились с тем, свечи какой марки приобретать. То нужные показатели запомнятся со временем.
Проверка свечей зажигания
Опытные водители понимают, что со свечами что-то не так по малейшим признакам. Но если у вас пока что нет большого опыта. Лучший способ не допустить неожиданной критичной поломки, постоянно проверять их состояние. Для простого отслеживания вам не понадобятся услуги автосервиса, это можно сделать и самостоятельно.
Если вы никогда ранее не проверяли свечи своего авто или даже купили их наугад — никогда не поздно проверить. Чтобы убедиться, что ваш двигатель в безопасности.