Жидкость для радиатора автомобиля
Жидкость для радиатора автомобиля
Как правильно заливать антифриз в систему охлаждения
Система охлаждения автомобиля функционирует на основе охлаждающей жидкости – антифриза. Его состав может различаться от марки к марке, поэтому, если перед автовладельцем встает вопрос залива антифриза, у него может возникнуть ряд вопросов. Какое средство можно использовать, как правильно залить охлаждающую жидкость, каков алгоритм действий – от всего этого зависит, насколько успешной будет доливка.
Когда необходим долив или замена
Очевидно, что менять антифриз следует, если текущий уже не справляется с задачами, для решения которых предназначен. Существует несколько признаков того, что жидкость пора сменить:
- истек срок годности текущего антифриза. Этот срок зависит от конкретной марки и класса используемого вещества, в зависимости от ряда параметров может составлять 2–3 года, а может и свыше 5 лет. Так или иначе, как только этот срок подходит к концу, замена необходима, но при наличии показаний можно произвести ее и раньше;
- снизился уровень жидкости. Такое происходит, если в системе есть какие-либо протечки. В таком случае долив – временная мера, следует дополнительно продиагностировать машину и при необходимости отремонтировать ее;
- антифриз потерял свои качества. Это можно заметить по ряду симптомов, таких как периодическое срабатывание клапана расширительного бачка. Если жидкость потемнела, стала более вязкой, перестала отводить тепло, она нуждается в полной замене.
Что нужно учесть перед началом работы
это важно! Если Вы хотите не сменить антифриз полностью, а лишь подлить новый, обязательно обратите внимание на совместимость веществ. В разных жидкостях используются разные присадки и основы, и не все они сочетаются между собой. В некоторых случаях при неудачных комбинациях возможно образование нерастворимого осадка, очень быстро приводящего к поломке системы охлаждения.
Советов по выбору несколько:
- чаще всего советуют выбирать антифриз, который рекомендован производителем Вашей машины;
- перед покупкой следует ознакомиться с составом и заранее понять, сочетается ли он с Вашей текущей жидкостью;
- ориентируется следует именно на химический состав, а не на цвет: он может быть разным и у похожих средств, это не всегда связано с серьезными различиями.
Охлаждающая жидкость и вода. Открытым остается вопрос о сочетаемости антифриза с водой. При выполнении ряда условий (оптимальные пропорции, качественная жидкость) такое сочетание может дать хороший результат, но только при использовании дистиллированной, а не водопроводной воды.
Как заливать антифриз в систему охлаждения
Вне зависимости от того, нужно Вам залить новую жидкость или добавить немного к старой, первый шаг – покупка подходящего варианта. Старайтесь выбирать марки, которые рекомендованы для использования в Вашей машине и при этом имеют хорошие эксплуатационные характеристики и срок службы. Таким параметрам, в частности, отвечает Sintec MULTIFREEZE, инновационная формула которого позволяет работать в течение всего срока эксплуатации автомобиля. После того как жидкость выбрана и куплена, можно переходить к активным действиям: в большинстве машин это можно сделать самостоятельно, не обращаясь в сервис.
Запуск двигателя. Перед началом активных действий следует завести машину и оставить ее работать на холостом ходу в течение приблизительно 10 минут. После этого рекомендуется заглушить двигатель и включить на максимум систему обогрева автомобиля.
Слив старой жидкости. Если Вы хотите полностью заменить антифриз, предварительно нужно слить старый. Это делается следующим образом:
- машина устанавливается таким образом, чтобы жидкости было легче вытекать (обычно под наклоном);
- из системы охлаждения стравливаются излишки давления, для этого надо повернуть пробку на расширительном бачке;
- после того как система остынет, пробки скручиваются полностью, также открывается сливное отверстие в нижней части радиатора;
- перед открытием слива под него подставляется какая-либо емкость, чтобы не загрязнять вытекающей жидкостью обстановку.
После выполнения этих действий следует некоторое время подождать, пока старый антифриз вытечет полностью. Затем можно переходить к следующим действиям.
Очистка системы. После этого следует промыть систему охлаждения от возможных остатков предыдущей жидкости. Это нужно, если Вы решили перейти на антифриз с другим составом либо если предыдущий утратил свои свойства, у него истек срок годности. Очистка также требуется, если машина давно не проходила профилактику. Процедура проводится только на холодный, не на горячий двигатель. Для промывания можно использовать дистиллированную воду:
- в систему заливается вода или специальное средство;
- краны и пробки закрываются;
- запускается процесс очистки, в среднем занимающий 10–15 минут;
- очищающий агент сливается по тому же алгоритму, что и сам антифриз;
- процедура повторяется 2–3 раза, их обычно бывает достаточно.
Если машина сильно загрязнена, для первого цикла очистки можно использовать не дистиллированную, а обычную воду в целях экономии. На этом же шаге рекомендуется проверить расходники на предмет износа и при необходимости заменить.
Залив антифриза. Перед тем как заливать антифриз, следует уточнить несколько деталей.
- Если конструкция разборная, хладагент можно доливать непосредственно в радиатор. Но чаще в горловину его залить не получится из-за особенностей конструкции, в этом случае следует использовать расширительный бачок. Он расположен вблизи омывательного – важно не перепутать.
- До какого уровня нужен залив, обычно указано на самом агрегате. В сам радиатор она льется до нижней риски, в бачок – практически до максимума.
- Процесс должен быть постепенным. Избегайте излишней спешки или остановок: они могут привести к попаданию в систему охлаждения лишнего воздуха.
это важно! Заливать антифриз на горячий двигатель категорически не рекомендуется, иначе холодный антифриз попадет на разогретый до высоких температур двигатель, что вызовет трещины в металле из-за существенной разницы температур. Заливать антифриз в систему можно только на холодном двигателе.
После окончания активных действий стравите попавший в бачок воздух с помощью специального винта, расположенного на блоке цилиндров. Процедура продолжается, пока не появятся первые капли жидкости – после этого кран можно завинчивать.
Дальнейшие действия. Следует завести машину, дать двигателю поработать пять минут с подгазовками, после чего снова проверить уровень жидкости. В течение следующей недели проверку стоит проводить регулярно, чтобы отследить возможные неполадки.
Есть ли альтернатива
Sintec MULTIFREEZE – инновационное решение, которое поможет вообще избавиться от процедуры долива. При правильной эксплуатации этой жидкости хватит на весь срок использования машины, она сочетает в себе преимущества силикатных и карбоксилатных марок. Гибридная формула позволяет мультифризу сочетаться практически со всеми типами качественного антифриза и с любыми марками автомобилей вне зависимости от возраста и модели.
Вам также может быть интересно
Как определить, что залито: тосол или антифриз
Безошибочно определить тип хладагента в радиаторе вашего автомобиля можно только в лабораторных условиях, но такая возможность есть не всегда. Поэтому автовладельцы нередко пользуются более доступными способами. Разберемся со специалистами, какие из них действительно работают.
Качественный антифриз – гарантия безопасной работы вашего автомобиля
Под антифризом понимают охлаждающую жидкость, необходимую для функционирования двигателя автомобиля. Антифриз позволяет охладить до нужно температуры конструктивные узлы двигателя авто, предотвратив их деформацию и выход из строя. До изобретения антифриза в качестве охлаждающей жидкости использовалась обыкновенная вода, но вода, циркулирующая в охлаждающем контуре, имела свойство замерзать, а при замерзании вода увеличивается в объеме. Расширение воды […]
Как правильно выбрать антифриз и избежать неприятных последствий
Антифриз – это специальная жидкость, используемая для охлаждения двигателя автомобиля, ее задача – сохранить оптимальную температуру мотора, предотвратив его перегрев, и обеспечив бесперебойную работу системы. Циркулируя в системе охлаждения автомобиля, антифриз отводит с мотора столько же энергии, сколько затрачивается на функционирование транспортного средства. При этом следует помнить, что антифриз представляет собой агрессивный раствор, состоящий из […]
Герметик для радиатора автомобиля: какой лучше? Отзывы о материалах
Из-за больших перепадов температур в тонкостенных трубках радиатора и отопителя салона развиваются термоусталостные процессы. В результате могут возникнуть микротрещины, через которые будет просачиваться охлаждающая жидкость.
Надежнее всего заменить дефектную деталь, однако не всегда можно сделать это, особенно если неприятность случилась в дороге.
Избежать утечки антифриза через поврежденный радиатор помогают специальные герметизирующие материалы, о которых и пойдет речь в данной статье.
Устранение течи радиатора с помощью герметиков
Вытекание антифриза грозит перегревом двигателя и его выходом из строя. Наиболее популярными средствами для устранения этой проблемы являются жидкие или порошковые герметики.
Первые заливают в горловину радиатора, где они полимеризуются при контакте с воздухом и образуют гелеобразную пленку, закрывающую трещины.
Порошковые препараты представляют собой сыпучие смеси, которые разбухают под воздействием влаги. Частицы оседают на поверхности трубки радиатора и образуют в местах повреждения защитную пленку. Однако такие герметики справляются лишь с мелкими трещинами и пробоями. Кроме того, они сильно загрязняют систему охлаждения, поэтому применяются реже жидких материалов.
По химическому составу текучие герметики для радиатора делятся на силиконовые и полиуретановые.
Силиконовые кислородсодержащие средства имеют наиболее жидкую консистенцию и обладают высокой надежностью сцепления. Они содержат добавки в виде взвешенных в растворе частиц пластика. Такие герметики активируются за счет действия влаги и образуют гибкий шов.
Полиуретановые материалы для радиатора содержат полимеры, выдерживающие значительные механические нагрузки и перепады температур.
Рекомендации по применению герметиков
У каждого производителя есть собственная инструкция по применению герметищирующих средств для радиатора. Однако есть несколько общих правил.
Перед тем, как принять решение об использовании герметика, следует определить факт утечки антифриза – с помощью специального датчика, по уровню жидкости в бачке или луже под автомобилем.
Если утечка подтверждена, нужно заглушить двигатель и дать ему стыть.
Герметик заливается (или засыпается) под радиаторную крышку строго в соответствие с рекомендациями на упаковке. После этого автомобиль заводится на определенное время и снова глушится. Затем происходит оценка действия препарата.
Если применение герметизирующей присадки эффекта не дало, значит, повреждение слишком большое или герметик был использован неправильно.
Отзывы автовладельцев
В Интернете можно найти много отзывов о жидких герметиках для радиаторов. Мнения самые разные. Для кого-то они оказались бесполезными и даже вредными, кому-то помогли на короткий период, а некоторым продлили срок службы радиатора на сотни километров.
«Мой коллега по работе залил себе такой, в итоге так все забилось в радиаторе, что мотор перегрелся, пришлось перебирать».
«Я в Таврию лил, в итоге два термостата поменял и радиатор».
«Два года бултыхалась эта жижа у меня в системе охлаждения. Затыкает все. По результату заменил радиатор печки, термостат, радиатор основной».
«Залил, все сделал по инструкции. Но желаемого и ожидаемого результата не получил. Вернее, эффект был каким-то слишком скоротечным и временным. Ощущение, что первые два-три дня течь и вправду прекратилась. Но потом это оказалось пшиком и самообманом. Утечка продолжилась с большей силой».
«Я заливал жидкий герметик, была течь в районе радиатора печки. Ничего не случилось, течь устранил».
«Я сам от Ликви пользовался, ничего не забилось и течь пропала. Единственное, что со временем она вернулась и пришлось перебирать систему. Так что это средство более профилактическое».
«Вполне неплохо работает и каналы почти не засоряет. Правда, есть тонкий налет от него на стенках. Пробег с герметиком почти 300 км, до сих пор никаких намеков на течь».
«Хотел купить порошок, но товарищ посоветовал жидкий герметик. Налил и через 30 минут течи как и не было. Брат так и ездит уже полгода, тосол не уходит».
Результаты тестирования жидких герметиков для системы охлаждения двигателя
Жестких отечественных и мировых стандартов, регламентов, технических и ресурсных испытаний свойств герметиков для радиаторов не существует. Для сопоставления рабочих характеристик этих материалов обычно используют участок трубы, в котором проделаны отверстия разного диаметра (от 0,2 до 3 мм).
Этот участок фиксируется на макете между радиатором и водяным контуром. После прогона жидкости с каждой из присадок производят замеры скорости закупоривания отверстий и массы остаточных отложений, а также оценивают состояние агрегатов после слива антифриза.
Рассмотрим, какие результаты показали жидкие герметики для радиаторов наиболее популярных марок.
Fillinn
Белая полимерная эмульсия российского производства. Легко разбалтывается и начинает действовать сразу после попадания в бачок. Тестирование показало, что данный герметик может закрыть отверстия до 1 мм, но действует он медленно (около 10 минут). С более серьезными повреждениями он не справляется.
Кроме того, состав дает достаточно много остаточных отложений.
Gunk Radiator Sealer Super
Густая коричневая эмульсия. Работает эффективно и сравнительно быстро, закрывая отверстия разных диаметров почти одновременно.
Однако состав оставляет после себя много отложений, что может быть опасно для старых и сильно загрязненных радиаторов. Кроме того, этот американский герметик содержит компоненты, которые могут оказать вред здоровью человека при попадании на слизистые оболочки.
Hi-Gear Radiator Stop Leak (Gold Formula)
Сине-зеленая волокнистая субстанция американского производства. Работает довольно медленно и скачкообразно: после заливки течи то прекращаются, то начинаются снова. В конце концов герметик формирует пробки в отверстиях любого диаметра, но полное закрытие происходит долго (около 10 минут). За это время антифриз успевает полностью уйти из системы.
Испытания также показали, что данный герметик может закупорить сливную горловину.
K-Seal
Густая коричневая эмульсия, заявленная как «долгоиграющая» и не требующая последующей замены деталей. Содержит медную пудру, формирующую прочные пробки. Работает достаточно эффективно, но большие отверстия «залечивает» небыстро. Если на мелкие повреждения герметику требуется меньше минуты, то для щелей 1 мм – более 6 минут.
Этот американских состав почти не имеет остаточных отложений, но стоит дороже других препаратов. Кроме того, в продаже он встречается редко.
Liqui Moly Kuhler Dichter
Металлосодержащий препарат от известного немецкого концерна, лидирующий среди других по скорости заделывания отверстий. Скорость сцепления герметика на повреждениях – от 32 секунд до 2 минут (пропорционально размеру трещин).
Средство имеет средний уровень остаточных отложений. Оно может применяться в агрегатах с алюминиевыми элементами и совместимо с любыми видами охлаждающих жидкостей. Единственный недостаток данного герметика – высокая цена.
BBF Super
Белая эмульсия, последовательно и сравнительно быстро закрывающая отверстия от меньшего диаметра к большему. На запайку самого маленького отверстия уходит около 20 секунд, самого большого – чуть больше 2-х минут.
Этот герметик дает немного остаточных отложений и стоит дешевле других, так как является российским продуктом.
Полезные советы
При использовании любого герметика необходимо следить за уровнем охлаждающей жидкости в бачке. Если он снижается, следует своевременно добавлять в емкость хладагент или, в крайнем случае, воду.
Все названные составы имеют чисто аварийное предназначение. Использовать их для профилактики нет смысла, так как защитный слой, который они образуют, уменьшает диаметр шлангов и, как следствие, их пропускную способность.
Кроме того, герметики для радиатора образуют осадок, поэтому после их применения требуется промывка всего контура охлаждения и замена антифриза. Поврежденный радиатор также следует поменять как можно скорее.
Стоит ли пользоваться герметиком для радиатора — что нужно знать
Небольшой дефект в радиаторе охлаждения двигателя может привести к огромным неприятностям. Как правило, дефект проявляется в виде нарушения герметичности конструкции радиатора — появления отверстий, через которые происходит утечка охлаждающей жидкости (антифриза). Отверстия возникают либо в результате внешнего механического воздействия, либо как результат длительного воздействия высокотемпературной жидкости.
В тонкостенных трубках радиатора со временем происходит постепенное накопление, так называемой, термоусталости (уменьшение прочностных характеристик), приводящей к появлению трещин. Если удается точно определить местонахождение утечки и ее размеры, то оптимальным решением этой проблемы будет обращение к профессионалам. На СТО произведут замену радиатора на новый или запаяют дефекты, и при этом дадут гарантийный срок на выполненную работу. Однако, когда поломка возникает вдали от пунктов автосервиса (на природе, в пути), то для оперативного устранения утечки можно применить специальные герметики.
Виды герметиков
Автомобильными герметиками называют химические вещества различной консистенции (порошок, жидкость или пастообразные гели и мази), которые заполняют (заклеивают) нежелательные отверстия. Герметики различают в зависимости от их консистенции и химического состава:
- Порошкового типа. При появлении утечки антифриза порошкообразный герметик насыпают в радиатор. Действует он довольно быстро, заполняя мелкие отверстия. Но одновременно происходит излишнее заполнение в радиаторе и печке каналов и трубок мелкого диаметра, что может привести к выходу из строя системы охлаждения двигателя. В давние времена для оперативного устранения возникшей бреши водители применяли горчицу в порошковом виде. Этот вариант самый экономичный, но далеко не безопасный по своим последствиям.
- Жидкостные. В состав этих герметиков входят специальные полимерные добавки с металлическими частицами, которые цепляются за острые сколы трещин, и тем самым, перекрывают течь. Частицы герметика затвердевают при взаимодействии с кислородом в местах утечек. Постепенное накопление таких частиц формирует пробку, которая закупоривает дырку. Эти герметики не засоряют систему охлаждения, они удаляются посредством полной замены антифриза.
- Мази, гели, пасты. Это герметики предназначены для наружного применения. Паста из тюбика наносится поверх отверстия. Таким образом можно надежно залатать самые крупные пробоины. Но это возможно только в случае нахождения места утечки и его доступности для нанесения мази. Отсутствие загрязнений после нанесения мазей тоже можно записать в плюсы этому варианту.
Очевидные плюсы применения герметиков
- Оперативность решения проблемы утечки. Добавка герметика в антифриз позволит продолжить движение самостоятельно до ближайшего пункта автосервиса.
- Легкость применения. Любой водитель, независимо от возраста и пола, способен залить герметик в радиатор согласно инструкции, представленной на упаковке (баллоне).
- Универсальные эксплуатационные свойства. Современные герметики совместимы со всеми охлаждающими жидкостями. Результат применения проявляется быстро (через 7-10 минут), что позволяет продолжить движение.
- Компактные размеры. Маленький тюбик в багажнике или бардачке займет минимум полезного объема.
- Небольшие расходы на приобретение. Достаточно купить и возить с собой один баллончик герметика «на всякий случай». Затраты при этом не превысят стоимости заправки полного бака бензина. Ремонт двигателя, спровоцированный перегревом, обойдется гораздо дороже.
Неизбежные недостатки, которые надо учитывать
- Образование нежелательных отложений (пробок) на внутренних поверхностях радиатора. Это может привести к перегреву двигателя и выходу из строя печки. В этом смысле герметики на основе металлизированных полимеров наиболее безопасны.
- Вероятность выхода из строя помпы и термостата системы охлаждения. Эти узлы непрерывно контактируют с антифризом, а значит и с химическими добавками, воздействие которых может спровоцировать необратимые последствиям.
- Ограниченное время полной герметизации течей. Рассчитывать на долговременный эффект герметизации не стоит. Производители позиционируют эти средства как временную меру, позволяющую автомобилю двигаться на небольшие расстояния (порядка 100 км).
- Взаимодействие с охлаждающими жидкостями. Добавление в антифриз дополнительного вещества может привести к изменению его физических параметров. Поэтому, чтобы избежать возможных негативных последствий, после капитального ремонта радиатора следует полностью заменить охлаждающую жидкость.
- Маленькие размеры устраняемых отверстий. Действительно размеры брешей, которые способны залатать жидкостные герметики, составляют не более 1-2 мм. Это следует учитывать при их применении. Но большинство микротрещин имеют меньшие размеры, и их герметизация будет обеспечена. Для нейтрализации больших отверстий надо использовать наружное нанесение пастообразных герметиков.
Так «стоит ли игра свеч?»
Иными словами: имеет ли смысл пользоваться этими красивыми тюбиками и баллончиками, содержимое которых может нанести вред дорогостоящим узлам автомобиля? Анализ информации о свойствах герметиков различных марок показывает, что на сегодняшний день они не являются чудодейственным средством, позволяющим решить любые проблемы с утечками по принципу — «залил и забыл». Но иметь под рукой, на всякий случай, вспомогательный «инструмент», который выручит вас в трудную минуту, вполне разумно. Если при этом следовать ряду простых рекомендаций, то негативных последствий можно будет избежать:
- Используйте герметик только в случае крайней необходимости, когда нет других, более надежных, вариантов устранения утечки.
- Сразу после прибытия в гараж или на СТО, полностью удалите охлаждающую жидкость. Перед заливкой свежего антифриза имеет смысл промыть всю систему охлаждения.
- Приобретайте только качественные герметики от известных производителей. В противном случае экономия может привести к печальным последствиям.
- Старайтесь точно следовать указаниям инструкции по применению.
Автомобильные «болячки» иногда, для наглядности, сравнивают с человеческими недомоганиями. Ситуация с герметиками аналогична проблеме используемых нами быстродействующих лекарств (от давления или температуры), которые помогают на короткое время снизить опасные параметры, но не лечат саму болезнь. Однако в домашней аптечке такие таблетки никогда не бывают лишними.
Выбираем лучший герметик системы охлаждения
Как устранить течь в системе охлаждения, если нет времени или возможности заняться полноценным ремонтом, а ехать нужно прямо сейчас? Решение есть: герметики для радиатора. Раньше, чтобы герметизировать внезапно потёкший радиатор или лопнувший патрубок, автомобилисты пользовались горчицей или даже обычным куриным яйцом. Что приводило к неприятным последствиям. Сегодня для этих целей используются более эффективные и безопасные средства. Давайте попробуем разобраться, какой герметик для радиатора автомобиля лучше и что собой в принципе представляют эти средства.
Для чего предназначен и как работает герметик для радиатора?
Герметик для радиатора – это своеобразная экспресс-помощь потёкшей системе охлаждения автомобиля в дороге. Множество негативных мнений и скептики возникло именно на почве недопонимания концепции этих составов.
Некоторые автовладельцы почему-то решили, что герметик для радиатора обязан наглухо и навсегда заделать дыру в сотах или лопнувшем патрубке. Этого, естественно, не происходит. Что и вызывает шквал негативных высказываний в адрес этих в целом полезных (а иногда даже незаменимых) средств.
Точный состав современных герметиков для радиатора не разглашается. Однако известно, что все эти средства, независимо от производителя, обладают следующими свойствами:
- не взаимодействуют с металлом, резиной и пластиком в системе охлаждения, то есть полностью безопасны для всех элементов;
- не вступают в химическую реакцию со всеми известными охлаждающими жидкостями;
- затвердевают в точках утечки при контакте с воздухом, массово не кристаллизуются во время циркуляции по системе охлаждения.
Большинство современных герметиков – это модифицированные полимеры с добавлением различных активных компонентов, призванных усилить действие средства. Однако встречаются и традиционные, органические составы. Инструкции по применению у разных производителей часто различаются, как и ожидаемый от использования эффект.
В общем случае алгоритм работы герметика такой:
- после обнаружения утечки двигатель останавливается;
- когда мотор остывает до безопасной температуры, отворачивается пробка расширительного бачка системы охлаждения;
- заливается радиаторный герметик строго с соблюдением дозировки производителя;
- доливается до уровня охлаждающая жидкость;
- запускается двигатель и работает до тех пор, пока течь не остановится;
- снова доливается ОЖ до необходимого уровня;
- автомобиль эксплуатируется в штатном режиме до устранения неисправности.
Как правило, после ремонта производители герметиков рекомендуют промыть систему охлаждения для удаления остатков средства.
Краткий обзор популярных радиаторных герметиков
Рассмотрим несколько популярных герметиков для радиаторов, которые сегодня встречаются в России.
- Hi-Gear Rdiator Stop Leak. Одно из наиболее популярных средств. Стоимость находится в пределах от 350 до 450 рублей. Закрывает даже значительные течи с максимальным линейным размером до 2 мм. Работает как с точечными протечками, так и с пробоями в виде трещин. Средство способно устранить течь через прокладки и в стыках патрубков.
- Liqui MolyKuhler-Dichter. Стоит приблизительно столько же, как и аналогичное средство от Hi-Gear: в районе 400 рублей. Пользуется широкой популярностью среди автомобилистов России и имеет хорошую репутацию. Герметизирует утечки с максимальным размером повреждения до 2 мм.
- Lavr герметик радиатора. Отечественное недорогое средство. Средняя рыночная цена колеблется около 200 рублей. Гарантированно справляется с небольшими протечками, размер которых не превышает 2 мм. Экспериментально доказано, что при наличии времени и достаточном количестве антифриза способен закрыть отверстия и большего размера, до 3 мм. Однако в реальных условиях такие протечки, как правило, не останавливаются полностью.
- MANNOL Radiator Leak-Stop. Пожалуй, одно из самых быстродействующих средств. Цена за флакон составляет в среднем 200 рублей. Эффективно и быстро устраняет небольшие утечки. Отверстия, размеры которых превышают 2 мм, средство не герметизирует.
- Sonax Radiator Sealant and Protectant. Недорогой состав, направленный на борьбу с небольшими утечками. К особенностям можно отнести успешную борьбу с разгерметизированными участками малого масштаба на протяжении длительного времени.
- BBF Super. Бюджетное средство. Цена за упаковку – около 100 рублей. Хорошо работает только с малыми пробоями в системе охлаждения. Позволит доехать до дома на прохудившемся радиаторе или с треснувшим патрубком в том случае, если размер образовавшегося отверстия не превышает 1 мм.
Все вышеперечисленные средства, по заверению производителей, не образуют пробок в системе охлаждения. Это утверждение справедливо только для полностью исправной и «здоровой» системы.
Отзывы автомобилистов
Среди отзывов автомобилистов, которые можно отыскать на просторах интернета, есть как положительные, так и крайне негативные. И если попробовать вдумчиво углубиться в суть вопроса, почему же так получается, что одно и то же средство одному водителю помогает, а у другого приводит к коллапсу всей системы охлаждения с забитыми сотами радиатора печки и даже пробками в каналах головки блока – все становится предельно понятно.
Проблема заключается в двух принципиально важных моментах:
- несовпадение ожиданий водителя и реального эффекта, который способен дать радиаторный герметик;
- использование герметика не по инструкции или в системе охлаждения со значительными дефектами.
По первому пункту вроде все понятно: в патрубке дыра, в которую можно вставить палец – а виноват герметик, ни на что не способный.
А во втором случае есть несколько важных аспектов, которые следует учитывать перед использованием средства.
Во-первых, если автомобиль когда-то работал на воде, то в его каналах может скопиться немало отложений. А герметики, что бы ни говорили производители, всё же могут закупорить тонкие проходы. Это станет фатальным фактором, если пробка образуется, например, в головке блока. Цилиндр перестанет охлаждаться, и произойдет термическое повреждение поршня или зеркала цилиндра.
Во-вторых, нужно соблюдать инструкцию производителя. Превышение концентрации герметика увеличит риск его выпадения в осадок и образования пробок.
Поэтому использовать герметик для радиаторов нужно только в экстренном случае, если это действительно вынужденная кратковременная мера. Не получится залить герметик и успешно годами ездить с дырявой системой охлаждения.
Насколько опасны герметики системы охлаждения для автомобильных радиаторов
Напомним, что это уже не единственный тест автомобильных герметиков охлаждения, который проводится с участием экспертов портала «АвтоВзгляд». Еще осенью прошлого года мы публиковали результаты испытаний нескольких аналогичных продуктов, в ходе которых оценивались их герметизирующие свойства. Статья, кстати, получила немало откликов, среди которых были и вопросы относительно возможных побочных эффектов, создаваемых жидкими герметиками. Суть большинства вопросов сводилась к следующему: не забивают ли такие герметики каналы узлов системы охлаждения, ведь каждый такой продукт содержит определенную массу частиц из полимеров, чего в антифризе и в самой системе охлаждения изначально быть не должно?
Вопрос, в общем-то, не праздный, учитывая, что для устранения течи из системы охлаждения объемом до 10 л производители рекомендуют добавлять до 350 мл герметика. И если он быстро устраняет течь, то практически все его количество остается циркулировать в системе охлаждения, частично «задерживаясь» в рубашке блока цилиндров, головке блока, переходных патрубках и, естественно, в теплообменниках, включая радиаторы печки. Возникает вопрос: как много герметика оседает в узлах системы охлаждения? Чтобы ответить на него, наши эксперты решили непосредственно на радиаторах печки провести сравнительный эксперимент, который позволил бы оценить уровень «побочного» действия различных герметиков.
Для проведения теста мы с коллегами из портала «АвтоПарад» пробрели девять жидких герметиков зарубежного и отечественного производства, а также девять одинаковых автомобильных радиаторов отопителя, по одному изделию на каждый образец. Сделано это было в соответствии с методикой, специально разработанной для нынешних испытаний. Для теста также был подготовлен испытательный макет, имитирующий условия работы системы охлаждения. Суть методики такова.
Сначала проводилось взвешивание наполненного водой радиатора, который был «закреплен» за конкретным образцом герметика. Затем этот радиатор подключали к горячему водяному контуру на стенде, куда добавлялся исследуемый герметик. После десяти минут циркуляции жидкости теплообменник снимали со стенда и вновь взвешивали. Критерием оценки выступала разница в весе до и после «прогона» на стенде — фактически ее прибавка определяет то количество герметика, которое осталось внутри радиатора. И чем его меньше, тем лучше герметик.
В ходе тестирования попутно были проверены герметизирующие свойства препаратов — каждому предстояло заделать контрольное 3-миллиметровое отверстие, просверленное в стальном соединителе шлангов. Отметим, что с этой задачей справились практически все образцы, за исключением герметика марки Lavr — он едва-едва смог законопатить дырочку диаметром 2,5 мм. Впрочем, и такой результат в данном тесте можно считать неплохим.
Ну, а что же показала оценка «побочного» действия проверенных герметиков? Полученные в ходе теста данные позволили нашим экспертам разделить все образцы на три группы: лидеры, середнячки и аутсайдеры. Начнем с лучших результатов, которые были зафиксированы у образцов лидирующей группы — герметиков марки Felix и Sintec (оба российского производства), а также у немецкого Liqui Moly. У них разница в весе до и после «прогона» на стенде составляет всего 5—6 грамм. Много это или мало? Если оценивать данную разницу в процентном исчислении, то она составляет всего лишь доли процента. Отличный показатель! Итог тоже соответствующий — первое место нашем тесте.
Несколько хуже результаты у препаратов, занявших второе место. Любопытно, что эту группу «середнячков» составили исключительно импортные продукты, а именно два американских герметика (бренды Abro и IMG) и один препарат французского производства (бренд Bardahl). У них разница в весе до и после проверки на стенде варьирует в диапазоне 9—12 грамм.
Что касается герметиков, которые в рамках нашего нынешнего эксперимента заняли почетное третье место, то здесь все позиции остались за продуктами российского производства — это бренды Kerry, Lavr и 3ton. Здесь расклад следующий: сначала идет Kerry (разница в весе — 15 г), затем 3ton (17 г), а замыкает список продукт марки Lavr, которой на фоне остальных участников теста обеспечил самую большую (20 г) прибавку в весе.