Жидкость для автоматической коробки передач
Жидкость для автоматической коробки передач
Что заливают в автоматические коробки передач?
Многие из вас ответят: «Трансмиссионное масло». И будут не правы. Так как в автоматические коробки передач заливают отнюдь не масло, а специально разработанную для этих целей жидкость для автоматических трансмиссий, что подтверждается англоязычной аббревиатурой ATF (automatic transmission fluid), всегда присутствующей на упаковке данного продукта.
Казалось бы, какая разница – жидкость или масло? Однако будьте уверены: разница есть, и весьма существенная. Маслом в технике принято называть вещество, используемое в первую очередь для смазывания трущихся поверхностей деталей и механизмов. В отличие от него, применяемая в АКПП жидкость выполняет множество иных функций, не свойственных маслам. Да и работает она в запредельных для масел условиях. Вот об этом и поговорим.
Принципиальным отличием автоматических трансмиссий от механических является то, что при движении автомобиля между коленчатым валом двигателя и первичным валом АКПП нет жесткой связи. Роль сцепления здесь возложена на гидротрансформатор. Именно он осуществляет передачу крутящего момента от двигателя к коробке. Главным связующим звеном, т.е. рабочим телом, является ATF.
Кроме того, ATF используется для передачи управляющего давления на фрикционы многодисковых сцеплений, вызывая включение той или иной передачи в автоматической коробке.
В процессе работы компоненты АКПП испытывают очень сильные температурные нагрузки. Температура на поверхности фрикционов в момент переключения передачи достигает 300–400°С. Происходит интенсивный нагрев гидротрансформатора. При езде в режиме полной мощности его температура порой достигает 150°С. Обеспечение теплоотвода от автоматической коробки и отдача тепла в атмосферу происходят также при помощи трансмиссионной жидкости.
Мало того, ATF еще должна, не окисляясь при высоких температурах и не вспениваясь, обеспечивать смазку подшипников, шестерней и прочих деталей, подверженных трению. Для этого в жидкость добавляют комплекс разнообразных присадок. Причем проявлять свои свойства в полной мере жидкость должна во всем диапазоне допустимых рабочих температур: от -40° до +150°С.
Таким образом, использование каких-либо иных смазывающих материалов в качестве трансмиссионной жидкости для автоматической коробки недопустимо, т.к. они не отвечают описанным выше требованиям, и в большинстве случаев их использование приводит к быстрой поломке трансмиссии.
Тип используемой жидкости, как правило, указан на масляном щупе автоматической трансмиссии или в паспорте автомобиля. В большинстве автомобилей с АКПП используется жидкость типа «DEXRON», «DEXRON II», «DEXRON III» и т.п.
Независимое тестирование подтвердило, что при добавлении продукции LUBEGARD в заливаемое на заводе General Motor масло (эталон д ля классификации DEXRON) износ деталей снижается минимум на 50%, поглощение кислорода (окисление) – на 30% и количество нерастворимых примесей пентана (смолистых веществ) – на 60%.
LXE – не единственная технология, запатентованная компанией International Lubri-cants, Inc. Среди более 100 патентов США особенное внимание в контексте статьи про трансмиссионные жидкости заслуживает SYNERGOL – первая и единственная инертная контактная молекула на малофосфористой основе. При добавлении SYNERGOL в существующие противоизносные составы радикально снижается износ деталей и металлических поверхностей. Фактически жидкость не теряет смазывающих способностей даже по окончании обычного срока ее службы. Поскольку SYNERGOL не вырабатывается, со временем его эффективность возрастает, обеспечивая постоянную защиту всех внутренних деталей АКПП.
DEXRON I II III … – действующие в настоящее время спецификации жидкостей для автоматических коробок передач фирмы General Motors. Чем выше по значению римская цифра после слова DEXRON, тем более современной в плане требований является трансмиссионная жидкость. Она не только включает в себя все предыдущие спецификации, но и ужесточает их.
Однако вернемся к общему разговору о трансмиссионных жидкостях для АКПП. Помимо спецификаций DEXRON, несмотря на их популярность, существует великое множество иных типов трансмиссионных жидкостей для автоматических коробок, отличающихся по своим требованиям. К примеру, фирма Ford (тип жидкостей Mercon) отдает предпочтение коэффициенту трения, который увеличивается со снижением скорости скольжения, в то время как фирма General Motors в данном случае требует снижения коэффициента трения.
Разница есть, поэтому тип используемой жидкости играет большое значение, и ее выбор — дело не такое уж простое. Вы спросите: почему, если название необходимой жидкости указано на масляном щупе автоматической трансмиссии? Ответ прост: потому что всегда существует право выбора. Теперь вы спросите: о каком выборе идет речь?
Итак, речь идет о выборе между вариантом первым – «оригинальная ATF» и вариантом вторым – «качественная универсальная ATF»:
Вариант 1 — «оригинальная ATF»
«Надо заливать только то, что написано в инструкции к автомобилю». Так отвечают те владельцы автомобилей, которые:
- готовы регулярно переплачивать определенную сумму денег за спокойствие, происходящее от использования рекомендованных производителем жидкостей,
- имеют возможность приобрести качественную «оригинальную ATF»,
- точно знают, что до сих пор АКПП его автомобиля работала исключительно на рекомендованной производителем жидкости и работала без проблем,
- точно знают, что именно написано на щупе АКПП его машины (т.е. не обобщенные «Dexron» или «ТТ», а конкретные DIII-H или T-IV).
Вариант 2 — «качественная универсальная ATF»
«Используй просто хорошую универсальную трансмиссионную жидкость». Так говорят те, у кого:
- нет желания и возможности отдавать лишние деньги за «оригинал»,
- ограничен выбор ATF (рекомендованную жидкость придется искать, и даже если найдешь, есть сомнения в ее подлинности),
- нет возможности выяснить: что именно нужно заливать,
- АКПП до сих пор прекрасно обходилась без «оригинальных ATF», а также те, кто не знает, что именно раньше заливалось в его АКПП.
Какой вариант из двух предпочесть? Отметим сразу: однозначного и единственно верного ответа на этот вопрос нет и быть не может. Однако стоит посмотреть, как описанная выше проблема выбора решается на родине АКПП, в Соединенных Штатах.
Допустим, компания Toyota или GM разработала АКПП нового типа. В этом случае данная компания обязана предоставить всем заинтересованным организациям информацию о технических характеристиках трансмиссионной жидкости, которая должна применяться в этой коробке. Любая нефтеперерабатывающая компания имеет право разрабатывать, проводить испытания по соответствующим методикам, производить и продавать трансмиссионную жидкость, которая будет соответствовать заявленным спецификациям компании Toyota. Если производитель трансмиссионной жидкости выполняет все эти условия, он имеет право публиковать на своих этикетках: «Технические и эксплуатационные характеристики данной трансмиссионной жидкости соответствуют требованиям производителя оборудования». Такой подход обеспечивает всем участникам рынка свободу действий и, естественно, стимулирует прогресс. Следует учитывать, что, в отличие от российских производителей, американские компании очень внимательно относятся к своим заявлениям. Ни одна американская компания не позволит себе утверждать, что ее трансмиссионная жидкость может использоваться в вариаторах, если она не будет уверена в этом на 100%. Один судебный иск запросто может привести к разорению этой компании, какой бы крупной она ни была.
Именно поэтому если на американском рынке появляется производитель ATF, которому удалось совершить технологический прорыв, его продукция очень быстро становится популярной.
Такая ситуация сложилась на рынке США после того как компания AMALIE MOTOR OIL разработала универсальную синтетическую трансмиссионную жидкость. Технологам этой компании удалось создать продукт, который по своим характеристикам соответствует требованиям большинства производителей АКПП. Более того, Amalie Universal Synthetic Automatic Transmission Fluid — это единственная на сегодняшний день ATF, которая рекомендована к применению практически в любой находящейся в эксплуатации автоматической трансмиссии, включая бесступенчатые коробки передач (CVT). Основой этой новой жидкости являются синтетические масла в сочетании с пакетом многофункциональных присадок, которые обеспечивают непревзойденную защиту и стабильные рабочие характеристики при использовании в любых типах АКПП, гидроусилителей руля и гидравлических системах, независимо от производителя. Она с успехом заменяет такие широко известные трансмиссионные жидкости, как Dexron, включая Dexron VI; Mercon, включая Mercon V; трансмиссионные жидкости компании Chrysler, включая ATF +4. Кроме того, она используется в высоконагруженных автоматических трансмиссиях таких автопроизводителей, как BMW, Honda, Mercedes Benz (DaimlerChrysler), Mitsubishi и Toyota. Компания Amalie гарантирует высочайшее качество производимой трансмиссионной жидкости и с уверенностью рекомендует ее к использованию в АКПП любого типа, устанавливаемых на автомобили, выпущенные в Америке, Европе, Японии, Южной Корее и других странах.
Какое масло заливать в АКПП (автоматическую коробку передач)?
Один из элементов такого обслуживания – замена жидкости в АКПП. И вот тут возникает дилемма: какое масло заливать – оригинальное или универсальное?
Содержание :
- Как осуществляется выбор?
- Подбор масла АКПП по марке автомобиля
- КИА и Хендай
- Фольксваген (Шкода, Сеат)
- Ауди
- Тойота
- Форд
- Мерседес
- БМВ
- Вольво
- Пежо
- Опель
- Шевроле
- Митсубиси
- Ниссан
- Хонда
Выбираем жидкость для АКПП
Оригинальные масла более дороги, но зато с ними нет проблемы выбора: какое указано в инструкции по эксплуатации, такая жидкость для АКПП подходит машине стопроцентно. А если автомобиль находится на гарантии, то и вопрос выбора стоять не должен. Но если нет препятствий к заливке универсального масла, зачем переплачивать? Важно не ошибиться в марке жидкости.
Подбор осуществляем, основываясь на рекомендации производителя. Разработчики авто учитывали свойства жидкости, которая она показывает в процессе эксплуатации агрегата. В автомобильной химии «трансмиссионка» имеет наиболее сложный состав, куда включены модификаторы трения, антиоксиданты, ингибиторы коррозии, разнообразные присадки – температурные, вязкостные, антиизносные, моющие и т.д.
Всегда руководствуйтесь инструкцией к автомобилю при выборе ATF для АКПП
Главным критерием, пожалуй, назовем вязкость. Масла различаются на густые, средней вязкости и синтетические (полусинтетические). Что указал производитель в инструкции по эксплуатации? Вот и приобретаем жидкость для автоматической коробки передач только такого типа.
- Как прогревать АКПП зимой?
Другой не мене важный фактор – температурный диапазон применения жидкости. Определив максимальную температуру воздуха в настоящий период эксплуатации, определяем минимальную температуру обеспечения смазочных свойств. И, исходя из этого, подбираем класс масла.
Подбор масла АКПП по марке автомобиля
Какое масло заливать в АКПП KIA и Hyundai?
Уверен, что владельцы этих автомобилей знают, что в большинстве на них устанавливаются надежные и неприхотливые коробки от Mitsubishi. На текущий момент компания начинает устанавливать в свои автомобили агрегаты собственного производства. В основном это седаны бизнес класса. Чаще всего рекомендации по применению жидкостей ориентированы на MMC ATF SP, иногда Toyota.
В качестве примера на Hyundai IX35, I50, Santa Fe где устанавливается АКПП A6MF/LF рекомендуется применять оригинальную жидкость Hyundai ATF SP-IV.
Что касается старших модификаций коробок (A4A/B, F4A, A4C), то туда заливают Hyundai ATF SP-III и Diamond ATF SP-III. Главное придерживаться стандарта SP-III.
Не забудем мы и о новейших 8-ми ступенчатых коробках корейского концерна. Используйте SP-IV-RR
Какое масло заливать в АКПП Volkswagen (Skoda, SEAT)?
Для автоматических коробок Фольксваген применяют масло G 052 025 (A2) , Esso Type LT 71141 (наиболее распространенное). Для DSG (мокрого типа) применяют G 052 182 A2. Для сухого типа DSG7 (0am, DQ200) G052512A2. Из аналогов для классических АКП используют жидкости с допуском Toyota T-IV (идет в оригинале), а для роботизированных SWAG, Febi, Motul DCTF.
- Подробнее о DSG
Какое масло заливать в АКПП Audi?
В АКПП автомобилей Ауди заливается чаще всего Esso Type LT 71141. Номер оригинального масла в зависимости от модификации коробки G 052 182 A2 (S-Tronic) и G 055 005 (классическая АКП). В роботизированные коробки (7 передач, мокрое сцепление) используется масло G052182A2. Для классических 6 и 8 ступенчатых (ZF) используется ZF LIFEGUARD 6 и 8 соответственно.
Какое масло заливать в АКПП Toyota?
Для коробок A540H и A241H используется TYPE T TT. В 1990-х годах появляется TYPE T (II модификация), применяется для АКПП с электронным управлением, а так же FLU. Позже, в 96 году жидкость меняется на TYPE T (III модификация) и TYPE T (IV модификация). Обращаем Ваше внимание, что эти типы масел отличаются друг от друга, имеющие различные рабочие свойства. В большинстве случаев расклад следующий: в 4 ступенчатые агрегаты заливают Toyota T4, а в 6 и 8 ступенчатые Toyota ATF WS.
На данный момент в новые автомобили концерна TOYOTA заливается жидкость Toyota ATF WS.
Какое масло заливать в АКПП Ford?
В автоматические коробки передач Форд заливается ATF, которая соответствует типу MERCON V. К примеру для Ford Focus 2 — WSS-M2C919-E.
Какое масло заливать в PowerShift?
Номер оригинального масла: 1 490 763 (1L) и 1 490 761 (5L). Заменители: SWAG 10 93 0018, Ford WSS-M2C-936-A
- Подробнее о коробке PowerShift
Какое масло заливать в АКПП Mercedes?
Допуски масел DEXRON II — 236.1, 236.5, 236.6, 236.7. К DEXRON III — 236.9. П оследние модификации АКПП используют Fuchs ATF 3353. Номер оригинального масла для АКПП 722.9 до 2010 года (допуск 236.14) — А001 989 68 03. Заменители Shell ATF 134, Mobil ATF 134, Fuchs Titan EG ATF 134.
Автомобили выпущенные после 2010 года (акпп 722.9). Жидкость в коробке может быть другая. Используется допуск 236.15. Оригинальное масло — A 001 989 77 03 , A 001 989 78 03 . Заменители Fuchs TITAN ATF 7134 FE , Shell ATF 134FE , Shell Spirax S6 ATF 134ME
- Подробнее о замене масла в АКПП 722.9
Какое масло заливать в АКПП BMW?
На автомобили БМВ устанавливаются автоматические коробки передач от производителя ZF. Для 5-и ступенчатых АКПП используют оригинальное масло Mobil LT 71 141 (оно же ESSO LT 71 141). Для 6-и ступенчатых ZF используется Shell М1375.4, так же в 6-ступки (ZF6HP) используется масло ZF LIFEGUARD 6, а в современные 8-ступенчатые ZF LIFEGUARD 8 зеленого цвета. Жидкость, которая продается в канистрах БМВ — имеет дополнительную наценку, но по факту компания НЕ производит трансмиссионные масла, а лишь разливает продукцию партнеров.
Какое масло заливать в АКПП Volvo?
Для автоматических коробок Вольво реккомендуется использовать жидкость ATF Volvo T-IV, номер 1161540-8. Аналог Mobil ATF JWS 3309. С 2010 года льют Toyota WS.
Какое масло заливать в АКПП Peugeot ?
На большинство автомобилей Пежо (Ситроен) устанавливается коробка AL4 (DP0). В таком случае оптимальным вариантом будет Mobil ATF LT 71141. Так же можно использовать Dexron VI, Mercon V. В 6-ступки можно использовать допуск Mobil 3309.
Какое масло заливать в АКПП Opel ?
Рекомендованное ATF для автомобилей Опель в зависимости от года является DEXRON III, DEXRON VI, MERCON V. Номер оригинального масла Opel 19 40 184. В 4-ступенчатые заливается масло по-допуску Toyota Type TIV, в 6 ступенчатые (6T серия) масло с допуском Dexron VI.
Какое масло заливать в АКПП Chevrolet ?
Как и в случае с маркой Opel — Шевроле использует в качестве смазочной жидкости для АКПП DEXRON VI, Mercon V. В зависимости от года выпуска для более старших моделей используется DEXRON III.
Какое масло заливать в АКПП Mitsubishi?
Азиатский рынок использует рекомендацию по заливке MMC ATF SP. Выше мы уже писали, что Hyundai (устанавливает коробки Mitsubishi на свои автомобили) использует свою собственную спецификацию Genuine. На американском рынке используется и именуется — Mopar 7176. Для АКПП выпуска 1992-1995 годов используется ATF SP, 1995-1997 заливается ATF SP II, и после SP III. Так же, жидкость J3 применяется для 6-и ступенчатых автоматических коробок Mitsubishi.
Для вариаторов используется масло FLUID- J1. Она же Nissan NS2.
- Инструкции по замене масла по моделям автомобилей
Какое масло заливать в АКПП Nissan?
Автомобильный концерн Nissan (Infiniti) рекомендует применять в качестве ATF оригинальную жидкость "Nissan Matic", которая в свою очередь имеет несколько модификаций. Для вариаторных трансмиссий используются масла линейки NS2 и NS3. Последний допуск используется с 2012 года.
- Подбор масла в вариатор
Какое масло заливать в АКПП HONDA?
До 1994 года автоматические коробки Хонда не отличались ни в обслуживании, ни в выборе спецжидкости. Как и для большинства автомобилей с АКП рекомендовали заливать жидкость типа DEXRON II. Все поменялось после 94 года, когда концерн заявил о разработке VTEC, позволяющий выдавать высокую мощность из маленького объема движка. Не будем описывать все нюансы, скажем лишь, что японцы разработали агрегат, способный переваривать высокую мощность, при этом имеет значительно бОльшую рабочую температуру масла.
Специально для этого была разработана жидкость Honda ATF Z1. Впрочем владельцы автомобилей могли наблюдать на щупе надпись DEXRON II, что вводило их в заблуждение о рекомендованной трансмиссионке. На самом деле это значило лишь то, что автовладелец может использовать последнее, но только для короткого промежутка времени. В 2010 году выпустила усовершенствованную версию жидкости — Honda ATF DW-1
Особенности технологии замены жидкости в автомате
Агрегаты различаются на два типа: обслуживаемые и необслуживаемые. В обслуживаемых коробках есть горловины, щупы, то есть все предусмотрено для замены. Но в некоторых последних моделях производитель, считая замену масла в АКПП необязательной, не предусматривают подобного.
Состояние масла в АКПП можно определить по цвету
Срок замены в обслуживаемых АКПП указан в мануале. Но! Не стоит забывать, что российские условия эксплуатации приравнены к тяжелым, поэтому стоит менять жидкость в два раза чаще. Пример: если производитель указывает срок замены каждые 60 тыс. км пробега, то рекомендуется менять уже на 30 тысячах. Уровень жидкости в АКПП легко определить по щупу.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Нужно ли менять масло в коробке автомат? Как заменить масло в АКПП своими руками Что заливать в АКПП?
Второй нюанс – это замена в необслуживаемых агрегатах. Здесь объем определить не получится. Поэтому замену масла осуществляем по принципу: объем слитого масла должен быть равен залитому. Только все операции нужно производить на «холодном» масле, так как при нагреве рабочая жидкость автоматической коробки передач расширяется и объемы могут различаться.
Честный тест трансмиссионных масел
Таблица результатов теста восьми самых популярных, универсальных масел в акпп т.е. не конкретного автомобильного бренда, а таких как mobil, motul, shell, Zic и т.д.
Параметры проверки универсальной трансмиссионной жидкости для акпп
В тесте масел трансмиссионных выделим четыре основных и наиболее важных параметра, таких как:
1) коэффициент трения;
2) износ образца;
3) температура;
4) кинематическая вязкость масла.
И выделим те бренды, которые показали наилучший результат d yfib[ ntcnf[.
Различают две основные категории трансмиссионных масел:
1) ATF — Automatic Transmission Fluid, масла которые подходят к конкретной марки автомобиля.
2) ATF — Multi-Vehicle, иными словами универсальные масла т.е. подходят к любой марке автомобиля.
Универсальные трансмиссионные масла пользуются спросом по нескольким причинам:
• не в каждом магазине есть масло для акпп именно для вашей марки автомобиля;
• в автомобили с большим пробегом, в акпп которых неоднократно заливались разные масла, в основном льют универсальные;
• экономя времени как для покупателя так и для продавца, потому что поставка масел для акпп для конкретной марки автомобиля занимает гораздо больше времени.
• В подавляющем большинстве универсальные трансмиссионные жидкости немного дешевле.
У универсальных трансмиссионных жидкостей очень много допусков и требований, по сравнению с маслами выпускаемыми брендом вашего автомобиля и зачастую не всегда цена гарантирует наилучший результат.
Параметры проверки универсальных масел для акпп:
1) трение деталей в трансмиссии;
2) эффективность передачи энергии двигателя в трансмиссию;
3) холодный запуск двигателя и температуры масла;
4) как хорошо масло защищает детали трансмиссии от износа.
Обратите особое внимание на данные нагрева жидкости акпп потому что чем она выше тем сильнее падает вязкость и тем самым снижается отдача гидротрансформатора.
Индекс вязкости масла, естественно чем он выше тем жидкость лучше для акпп вашего автомобиля.
Свойства выдерживать низкие температуры и не густеть, это пожалуй один из наиболее важных критериев качества для нашего климата. Автомобилей с автоматической трансмиссией у нас больше, а педаль сцепления в них не предусмотрена и именно поэтому сильно загустевшее масло в акпп будет создавать сложности для запуска двигателя.
Таблица теста трансмиссионных масел
Марка жидкости | Motul Multi ATF | Mobil Multi-Vehicle ARF | Shell Multi-Vegicle ATF | NGN | Castrol | Totachi | Mitasu | Chevron |
Зубчатое зацепление акпп | ||||||||
Коэффициент трения | ||||||||
— средний — в конце испытаний |
0,089 0,090 |
0,091 0,090 |
0,093 0,091 |
0,087 0,086 |
0,090 0,088 |
0,090 0,089 |
0,091 0,090 |
0,092 0,092 |
Износ образца | ||||||||
— подвижный — закрепленный — суммарный |
0,5 0,9 1,4 |
0,1 0,9 1,0 |
1,2 0,1 1,3 |
1,7 1,6 3,3 |
1,0 0,5 1,5 |
0,5 4,4 4,9 |
0,8 3,1 3,9 |
1,6 2,0 3,6 |
Температура | ||||||||
— средняя — в конце |
39,1 38,6 |
46,8 49,0 |
45,1 47,9 |
39,6 43,5 |
47,4 50,1 |
38,6 40,8 |
40,4 39,8 |
40,3 46,0 |
Тест на подшипнике | ||||||||
Коэффициент трения масла | ||||||||
— средний — в конце испытаний |
0,0142 0,0057 |
0,0135 0,0103 |
0,0168 0,0183 |
0,0178 0,0229 |
0,0155 0,0057 |
0,0147 0,0160 |
0,0242 0,0206 |
0,0171 0,0138 |
Износ образца | ||||||||
— подвижный — закрепленный — суммарный |
0,3 0,2 0,5 |
0,9 1,0 1,9 |
2,0 0,5 2,5 |
1,1 1,4 2,5 |
0,7 0,2 0,9 |
0,4 0,2 0,6 |
3,0 7,0 10,0 |
1,3 8,9 10,2 |
Температура | ||||||||
— средняя — в конце испытаний |
30,6 31,9 |
32,2 33,6 |
34,2 35,7 |
31,7 33,1 |
32,7 34,6 |
31,3 33,2 |
32,0 33,5 |
34,0 35,3 |
Низкотемпературные свойства | ||||||||
Кинематическая вязкость масла при температуре | ||||||||
-30c -20с -10с 0 |
1808 781 380 205 |
1819 780 378 202 |
2004 852 410 218 |
1888 800 384 204 |
3094 1186 525 262 |
2312 929 427 220 |
2703 1061 478 242 |
2785 1091 492 248 |
Температура при которой вязкость масла достигает 5000 сСт | ||||||||
температура | -40 | -40 | -39 | -40 | -34 | -37 | -36 | -35 |
Индекс вязкости масла | ||||||||
индекс | 194 | 195 | 194 | 191 | 167 | 176 | 171 | 172 |
Температура замерзания масла | ||||||||
температура | -48 | -48 | -48 | -47 | -46 | -44 | -43 | -46 |
Кинематическая вязкость при рабочих температурах | ||||||||
Кинематическая вязкость при температуре | ||||||||
40с 100с 120с 150с |
34,46 7,59 5,40 3,55 |
33,75 7,41 5,27 3,46 |
35,64 7,70 5,49 3,57 |
33,45 7,28 5,17 3,39 |
36,64 7,25 5,07 3,27 |
33,32 6,95 4,90 3,20 |
35,16 7,13 5,01 3,24 |
36,01 7,27 5,10 3,30 |
Кинематическая вязкость в рабочей зоне с разогревом | ||||||||
значение | 5,48 | 4,92 | 5,16 | 5,09 | 4,87 | 4,33 | 4,91 | 4,90 |
Автозона54 рекомендует масло для автоматической коробки передач от производителей:
- Motul Multi ATF
- Mobil Multi-Vehicle ARF
- Shell Multi-Vegicle ATF
Информация о лучших универсальных жидкостях для акпп
Первое место и лучшие результаты во всех тестах показала универсальная жидкость для акпп Motul Multi ATF, стоит почитать статью о тесте dextron в которой мы публиковали таблицу теста именно жидкостей Dextron для акпп, в которой лучшим маслом стало Ziq и между прочем масло очень достойное и не хуже, а даже лучше Motul.
Второй в списке держится Mobil Multi-Vehicle ARF, его цена в среднем в два раза ниже чем цена на Motul, а показатели у него высокие, масло достаточно распространенное и часто продается на розлив. Подделок этого бренда, встречается гораздо больше чем остальных.
Третий в списке идет Shell Multi-Vegicle ATF, тоже очень достойный результат и цена на литр данной жидкости практически такая же как и на Mobil. В статье про тест моторных масел производитель Shell держался в лидерах тестов 5w30 и 5w40.
Четвертый в нашем списке это Нидерландский бренд NGN между прочем full synthetic с достаточно большим индексом вязкости и адекватной ценой, масло так же является достаточно распространенным но подделок гораздо меньше.
Выбор масла для автоматической коробки своего автомобиля, всегда остается за конечным потребителем, мы лишь можем наглядно показать результаты тестов.
Трансмиссионное масло для АКПП (автоматической трансмиссии): функции, спецификации
Условия работы масел в гидромеханических коробках передач достаточно специфичны, это привело к необходимости разработки отдельных стандартов качества, учитывающих особенности конструкции АКПП. В первую очередь речь идет об обеспечении стабильной вязкости смазочного материала в широком диапазоне температур и нормировании антифрикционных свойств, поскольку для корректной работы механизмов АКПП необходимо сохранение достаточного трения. Масла для автоматических трансмиссий по ряду своих свойств близки к гидравлическим, поэтому они также широко применяются в системах гидроусилителя руля легковых и грузовых автомобилей. Линейка ATF ROLF предусматривает совместимость производимых масел с требованиями большинства автомобилей согласно общепринятой классификации DEXRON и спецификациям отдельных автопроизводителей.
Функции масла в АКПП
Трансмиссионное масло для АКПП обеспечивает не только смазку и охлаждение нагруженных узлов. Именно за его счет работает гидротрансформатор, использующийся в автоматических коробках для управления потоком мощности. Как и в чисто гидравлических трансмиссиях, он состоит из турбинного и насосного колес, момент между которыми передается потоком масла и только в определенных условиях механической блокировкой.
Именно поэтому вязкостные свойства масел для автоматических трансмиссий жестко нормируются, поскольку чрезмерная вязкость жидкости ATF приведет к нарушению работы гидротрансформатора. В отличие от масел для МКПП, где вязкость указывается по классификации SAE, свойства масел для «автоматов» полностью описываются DEXRON. При работе автоматической коробки масло способно нагреваться до очень высоких температур, поэтому от него требуется повышенная стабильность даже несмотря на применение масляных радиаторов и теплообменников.
Сам механизм переключения передач использует давление масла, создаваемое встроенным в АКПП насосом. Потеря вязкости и обильное вспенивание неизбежно приводят к снижению управляющего давления, «зависанию» и задержкам выбора передачи.
Из-за наличия в конструкции классической АКПП фрикционов и тормозных лент от смазочного материала требуются не только нормированные антифрикционные свойства, но и наличие пакета моющих присадок: масла этого типа должны выносить из пар трения продукты износа фрикционных накладок, давая возможность масляному фильтру отделить их из потока масла.
Таким образом от качества ATF зависят все аспекты работы автоматической трансмиссии, и в линейке масел ROLF представлены жидкости, рассчитанные на длительную эксплуатацию с сохранением максимального ресурса автоматической коробки передач.
Нужно ли менять масло в АКПП?
Общий тренд современного автомобилестроения – это переход к маслам, заливаемым на весь срок службы коробки передач. Однако сложные условия работы ATF вынуждают ограничивать период службы масла, хотя для качественных продуктов сроки замены достаточно велики. Также существует ряд случаев, когда необходимо заливать свежее масло.
- Потеря вязкости вследствие частых перегревов, разрушения или старения пакета стабилизирующих присадок и базового масла. Характерное потемнение и появление запаха гари указывают на то, что смазочный материал уже не может обеспечивать работоспособность коробки передач.
- Попадание в картер АКПП воды или проникновение антифриза при потере взаимной герметичности контуров масляного теплообменника.
- После ремонта автоматической коробки.
Как часто нужно менять масло
Вязкость и состояние трансмиссионного масла – это важный диагностический признак. Темный цвет со специфическим запахом указывают на пробуксовку и перегрев фрикционов, недостаточное управляющее давление может обозначать как механические поломки, так и старение самого смазочного материала или его недостаточный уровень. Поэтому при появлении проблем с переключением передач принято сначала заменять масло в АКПП, выполняя затем более полную диагностику, если симптомы неисправности не устранены.
Заменяя масло в АКПП, необходимо придерживаться сроков, установленных производителем, или сокращать их при эксплуатации в тяжелых условиях (агрессивная манера езды, жаркий климат, внедорожная эксплуатация). Существует две технологии замены: со сливом или прокачкой. В первом случае процедура выполняется быстрее, требует меньшего объема жидкости, но не дает полностью сменить масло (в первую очередь в гидротрансформаторе). Поэтому предпочтительна замена с прокачкой, когда часть масла сливается под давлением на работающем двигателе, а потери восполняются.
В любом случае контроль количества масла должен выполняться согласно сервисной документации на автомобиль. Обычно указывается температура, при которой уровень проверяется на работающем двигателе и при селекторе, установленном в положение «паркинг». Длительная эксплуатация АКПП при пониженном уровне масла недопустима, так как ускоряет износ механизмов коробки передач.
Спецификации
Для трансмиссионных масел АКПП наиболее широко используется разработанная General Motors в середине ХХ века классификация DEXRON, предусматривающая увеличение жесткости требований по мере принятия очередного стандарта. То есть, например, жидкость ATF класса DEXRON III может применяться в агрегатах, разработанных под меньший класс (II), но не наоборот. Вторая по распространенности классификация, разработанная Ford (MERCON), актуальна в основном для американского рынка, европейские производители предпочитают использовать DEXRON или использовать собственные специфические допуски. Для японских автоконцернов характерно указание требований по стандарту JASO, а также применение собственных допусков, учитывающих характерные особенности фирменных трансмиссий.
Как выбрать масло
Масло для автоматической трансмиссии необходимо выбирать с соблюдением всех указываемых в сервисной документации требований. Если производитель указывает только классификацию DEXRON, можно приобретать любой продукт соответствующего класса. При наличии специфических требований (в первую очередь для японских легковых автомобилей, а также тяжелых грузовиков европейского или американского производства) важно соблюдать и требования соответствующих допусков. Как правило, такие автопроизводители выпускают на рынок трансмиссионные жидкости под собственным брендом, гарантируя для них совместимость с трансмиссиями автомобилей своей марки. Для таких случаев ROLF Lubricants GmbH создает универсальное масло, в состав которого заложено соответствие требованиям наибольшего количества мировых автоконцернов.
Каталог трансмиссионных масел ROLF для АКПП
Жидкость для автоматических трансмиссий, требующих применения масел со спецификацией не ниже DEXRON IID. Она имеет увеличенные интервалы замены, стабильную вязкость в широком диапазоне температур, за счет высокого индекса вязкости дает надежную работу механизма переключения передач даже при наличии износа масляного насоса. Жидкость может применяться в России в большинстве климатических зон. Она имеет специфические допуски для применения в трансмиссиях ZF и Voith, одобрения MAN, Caterpillar, Mercedes-Benz.
Высококачественная жидкость ATF, предназначенная для нагруженных трансмиссий легкового и грузового транспорта. За счет повышенной теплоемкости она эффективно охлаждает гидротрансформатор, фрикционы и тормозные механизмы коробки, обеспечивает надежную передачу крутящего момента фрикционными муфтами. Помимо требований DEXRON IIIG, она соответствует допускам ZF, Allison, Volvo, Voith. Получены одобрения Mercedes-Benz, Caterpillar, MAN.
ROLF ATF Multivehicle
Синтетическая трансмиссионная жидкость высокого класса, разработанная с учетом наибольшего набора требований автопроизводителей азиатского и американского рынков. Она может применяться в автоматических коробках Toyota, Nissan, Honda и Mitsubishi, имеет соответствие допускам MOPAR, Allison, Ford. Получены одобрения Volvo и ZF.
Полезные советы и рекомендации
Проверка уровня масла и его состояния в автоматических коробках должна выполняться регулярно, как минимум во время каждого ТО. Это позволит обнаружить потерю смазочного материала или его старение до того, как это приведет к ощутимым проблемам в работе коробки передач. Обнаружив признаки перегрева масла, обильную металлическую стружку, необходимо выполнить более полную диагностику: это может указывать на неисправность или повышенный износ механизмов и перегрев фрикционов.
Классификация масел для АКПП
Масла для КПП представляют собой отдельную группу масел. Масло для АКПП обладает более высокой вязкостью, в нём используются совершенно другие пакеты присадок, нежели в моторном масле. К такому маслу предъявляются более высокие требования по его противоизносным, антифрикционным и антиокислителем свойствам, так как срок службы масла в АКПП составляет от 30 – 40.000 км до всего срока жизни автомобиля. Разнородные задачи, выполняемые маслом в АКПП, предъявляют очень высокие требования и ограничения к его свойствам. Масло охлаждает, смазывает, обеспечивает фрикционное сцепление и передает крутящий момент. Диапазон рабочих температур масла в АКПП составляет от 90°С до 150°С. Совершенно разные материалы, применяемые в парах трения АКПП (сталь – бронза, сталь-металлокерамика, сталь – сталь, сталь – композитные материалы) обуславливают применение в масле разных пакетов антифрикционных присадок, не всегда совместимых между собой. При этом необходимо предотвратить аэрацию, и как следствие, вспенивание масла в АКПП, возникающих при завихрении потоков горячего масла под давлением. Результатом аэрации и вспенивания масла становится окисление масла и коррозия материалов, из которых изготовлена АКПП. АКПП является высоконагруженным агрегатом, при работе которого часть энергии, преобразуемой в поступательное движение, расходуется на внутреннее трение масла, что приводит к его значительному нагреву. В итоге, требования к вязкости масла в АКПП противоположны: для уменьшения внутреннего трения масла при работе гидротрансформатора масло должно обладать низкой относительной вязкостью, а для обеспечения смазки шестерней, наоборот, масло должно иметь достаточно высокую вязкость.
Типы масла для АКПП.
В АКПП применяются масла трех основных типов: Dexron, Mercon и МВ. Это обусловлено исторически сложившейся спецификацией на масло для АКПП. Первая спецификация масла была сформулирована в 1949-м году корпорацией GM. На рубеже 1990г. требования разных спецификаций стали практически одинаковыми настолько, что все масла для КПП стали взаимозаменяемыми. Масла класса Dexron IV созданы для использования в АКПП с электронно контролируемым сцеплением гидротрансформатора.
Спецификации масла АКПП GM (GENERAL MOTORS)
GM первая столкнулась с необходимостью разработать и сформулировать отдельные спецификации для классификации жидкостей для автоматических трансмиссий (Automatic Transmission Fluids – ATF, еще одно название масла для АКПП).
ATF тип А обозначает такой тип трансмиссионного масла, который пригоден для автоматических коробок передач легковых автомобилей. Масла, прошедшие испытания, получали квалификационные номера AQ. Квалификационные номера AQ присваивались по соглашению с GM исследовательским центром «Amour Research» в формате «Amour Qualification N». Спецификации утратили свою актуальность.
DEXRON (В) — действующие и в настоящее время спецификации для жидкостей для автоматических коробок передач (масел для АКПП) GM. Многие изготовители или покупатели подобных АКПП также пользуются этими спецификациями. Допуск производится под так называемым типом «В».
DEXRON II , III, IV являются новейшими спецификациями масел (жидкостей для АКПП) GM. В них ужесточаются требования, предъявляемые к жидкостям для автоматических трансмиссий. Включают в себя и превосходят все предыдущие спецификации, отвечают повышенным требованиям по обеспечению экологической безопасности. Жидкости Аллизона: спецификации «тип С1» и «тип С2» заменяются техническими условиями DEXRON II; «тип СЗ» — MIL-L-2104D.
Спецификации FORD
Жидкости для АКПП «типа F», согласно последним спецификациям Ford M2C33F и M2C33G, по некоторым параметрам (например, по коэффициенту трения) существенно отличаются от масел DEXRON. Основное отличие – в коэффициенте трения, который в случае Ford увеличивается со снижением скорости скольжения, в то время как General Motors, наоборот, требует снижения коэффициента трения в том же случае.
Жидкости для автоматических трансмиссий типа ATF согласно спецификациям фирмы Ford M2C138-CJ и М2С166Н можно частично заменять жидкостями DEXRON II, однако, наиболее предпочтительна полная замена масла в АКПП.
Жидкости для АКПП серии ATF Dexron II, Plus Dexron III и ATF-A разработаны для трансмиссий, работающих в условиях высоких механических и термических нагрузок, могут быть использованы в трансмиссиях легковых автомобилей любых автопроизводителей, гидравлических усилителях руля и агрегатах сцепления. Жидкости для АКПП группы ATF производятся под двумя марками: ATF II D Plus и Dexron III. ATF II D Plus предназначена для работы в высоко нагруженных трансмиссиях, относится к категории Extrimal Pressure (экстремальное давление). Сбалансированный высокотехнологичный пакет присадок обеспечивает высокие антикоррозионные свойства. По своим параметрам это масло для АКПП отвечает требованиями большинства ведущих автопроизводящих компаний мира. Dexron III применяется в АКПП легковых автомобилей, легкого коммерческого транспорта и минивэнов.
Другие спецификации.
Помимо спецификация General Motors и Ford для АКПП используются заводские спецификации Chrysler, MAN, Toyota, Allison, Renk, Voith, ZF. Для автомобилей, продаваемых на территории Европы и имеющих АКПП производства ZF, масла для АКПП подбираются по спецификации GM. В АКПП Audi, BMW и Mercedes последних лет выпуска заливается только синтетическое масло для АКПП!
Замена масла в АКПП.
Замена масла в АКПП должна проводиться в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации вашего автомобиля! Нарушение интервалов смены масла, как правило, приводит к резкому ухудшению функциональности АКПП и сокращению срока её службы. При тяжелых условиях эксплуатации автомобиля (движение с полной загрузкой, движение с прицепом, частое торможение двигателем, использования автомобилей на дорогах с грунтовым, песчаным и снежным покрытием, высокая или низкая температура окружающей среды, пробуксовка колёс, использование автомобиля в режиме старт стоп (городские пробки), резкий разгон с места – все автопроизводители рекомендуют сокращать интервалы замены масла в КПП в два раза. На практике это приводит к сокращению межсервисного интервала для масла АКПП в Москве до 30, максимум 40.000 км! Меняете масло чаще – ваша АКПП прослужит дольше!
Смешивание масел АКПП разных типов при их замене.
Смешивание возможно, ну лучше этого избежать. Для быстрой идентификации залитого в АКПП масла в масло добавляется краситель, добавление которого не приводит к изменению свойств масла. Тем не менее, в условиях, когда вы чётко не можете идентифицировать залитое ранее масло, настоятельно рекомендуется осуществить полную замену масла АКПП. Стоимость даже самого мелкого ремонта АКПП в десятки раз превышает стоимость полной замены масла в АКПП.
Неоригинальное масло для АКПП вашего автомобиля.
При замене масла в АКПП некоторые автопроизводители, например Хонда и Митсубиси, требуют применения специализированных масел под своими брендами. Необходимо понимать, что ни Хонда ни Mitsubishi не выпускают масло самостоятельно, а заказывают его производство у ведущих нефтехимических корпораций (ExxonMobil, BP, Chevron, PetroCanada и так далее). Кроме того, в последнее время в прессе появилась информация о том, что автопроизводители стали размещать заказы на моторное и трансмиссионные масла, заливаемые в агрегаты двигателя на конвейере, на частных заводах в Европе (Ravenol, Addinol и так далее) по своим спецификациям. При этом трансмиссионные и моторные масла, выпускаемые Ravenol под своим брендом для использования в автомобилях, допустим, Hundai и KIA, по большей части своих показателей превосходят масла производства того же Равенол, но распространяемые в упаковке и под брендом Hundai – автопроизводитель экономит деньги и не заинтересован в том, чтобы автомобиль работал без поломок и по истечению гарантийного срока. Поэтому, по мнению экспертов, использование масел, выпускаемых частными европейскими заводами непосредственно для использования в АКПП автомобилей того или иного авто производителя является наилучшим вариантом для тех автовладельцев, гарантийный срок на автомобили которых уже закончился.