Зарядка аккумулятора в домашних условиях
Зарядка аккумулятора в домашних условиях
Как зарядить аккумулятор в авто без зарядного устройства?
В автолюбительской практике возможны случаи значительного разряда аккумуляторной батареи после стоянки. К такой ситуации заранее подготовиться нельзя. Однако при наличии определенных знаний в области электрики, умений собирать простейшие схемы можно зарядить аккумулятор в авто без зарядного устройства.
Возможные ситуации внезапного разряда аккумуляторной батареи
В процессе эксплуатации транспортного средства полный либо значительный разряд аккумулятора возможен при:
- оставлении включенных электроприборов автомобиля на стоянке;
- наличии утечки по цепям питания авто;
- неисправности электрооборудования;
- разряде аккумулятора после длительной стоянки;
- охлаждении АКБ в условиях зимней стоянки
- значительном износе аккумуляторной батареи.
В перечисленных случаях запуск двигателя может быть невозможен без заряда аккумуляторной батареи. Если автомобиль находится в сельской местности, путешествии вдали от населенных пунктов, возможно завести автомобиль «с толкача». Если рабочая сила или автомобиль для этих целей отсутствует, либо авто имеет автоматическую трансмиссию, единственно возможный способ запуска – заряд аккумуляторной батареи.
Устройства для заряда аккумуляторной батареи в домашних условиях
Рассмотрим возможные методы восстановления работоспособности автомобильного аккумулятора в домашних условиях.
- Нагревание АКБ. Такой метод может помочь в ситуации стоянки транспортного средства в холодное время года. При охлаждении аккумуляторной батареи плотность электролита падает ниже критических значений (менее 1,28 грамм на сантиметр кубический). Плотность измеряется ареометром. Раньше такой прибор был в ремкомплекте практически каждого автолюбителя. Сейчас им пользуются только на специализируемых СТО. Кроме этого, необслуживаемые аккумуляторы технически не позволяют произвести измерение плотности.
Если автомобиль не заводится после стоянки в зимний период, не следует сильно «насиловать» АКБ, стартуя до его окончательного разряда. Можно попробовать снять клеммы, демонтировать аккумулятор, внести его в дом, установить в близости от отопительных приборов (батарей, вентиляции, печки). Учитывая большую массу аккумулятора, он нагреется не меньше, чем за пару часов. Лучше аккумуляторную батарею оставить дома на ночь.
После нагревания АКБ плотность электролита увеличивается. При этом возрастает емкость аккумуляторной батареи. Возможно, заряда будет достаточно для запуска двигателя.
- Использование нештатных зарядных устройств, блоков питания бытовой, компьютерной и мобильной техники. В быту часто используются устройства, которые подзаряжаются либо запитываются от блоков питания либо зарядных устройств.
Напряжение на выходе зарядных устройств для мобильной техники (смартфонов, планшетов) обычно не превышает 7 Вольт. К тому же, подключение аккумулятора к мини-USB разъему проблематично. Этот вариант следует исключить.
Наиболее приемлем вариант использования блока питания для ноутбука. Сейчас он есть практически в любом доме. Напряжение на выходе блока питания ноутбука (нетбука) обычно около 19 Вольт. На корпусе устройства обычно есть наклейка со сведениями по номинальному напряжению и максимальному току нагрузки блока питания. Кроме этого, там приводится схема полюсовки разъема. Обычно по центральному контакту разъема подается плюсовое питание, по трубчатому контакту – минусовое. Для уверенности следует подробнее изучить схему на наклейке (шильдике).
Подключать непосредственно блок питания ноутбука к аккумулятору нельзя, так как ток заряда будет превышать максимальный ток нагрузки. Минусовой контакт разъема с помощью провода сечением от 0,75 кв.мм. следует подключить к минусовой клемме АКБ. Плюсовой контакт подключается через дополнительный шунт (сопротивление, ограничивающее ток). В качестве шунта можно использовать салонную или габаритную лампочку автомобиля.
На видео вы можете увидеть, как правильно собирать такую схему:
В качестве нештатного зарядного устройства также можно использовать блок питания струйного принтера, если таковой имеется.
- Заряд при помощи бытовых ламп накаливания, электроплит. Данный метод заряда является самым экстремальным. Без соблюдения мер предосторожности, не имея навыков в области электрики, такой метод заряда использовать нельзя.
При заряде с использованием бытовых ламп накаливания используют лампы мощностью от 60 Ватт. Нельзя использовать светодиодные или люминесцентные энергосберегающие лампы. Для подключения к аккумуляторной батарее монтируют цепь, состоящую из лампы и выпрямительного диода большой мощности. Такой диод можно найти в люминесцентной энергосберегающей лампе. Для соединения с бытовой электрической сетью используют вилку (разъем подключения к сети) от любого ненужного бытового электроприбора.
Электрическая цепь включает: контакт провода вилки – катод диода (обозначается на корпусе диода) – анод диода – минусовая клемма АКБ – плюсовая клемма АКБ – контакт лампы накаливания – другой контакт лампы накаливания – другой контакт провода вилки. После монтажа цепи, соблюдая чрезвычайные меры защиты, производят подключения вилки в бытовую сеть.
Ток заряда в этом случае также невысокий, на неполный заряд АКБ понадобится не менее 5-ти часов.
Заряд аккумуляторной батареи в полевых условиях
В полевых условиях произвести зарядку подручными устройствами затруднительно. Можно использовать следующие методы.
- Нагрев аккумуляторной батареи. Такой метод эффективен только в холодное время года, если аккумулятор разрядился в результате изменения плотности электролита после его значительного охлаждения. АКБ необходимо демонтировать с автомобиля и установить в близости от костра, следя, чтобы его корпус не перегревался. Для контроля эффективности заряда при данном методе следует использовать мультиметр, если таковой имеется в ремкомплекте.
- Механическое воздействие на аккумулятор. Данный метод помогает лишь в исключительных случаях. Аккумуляторную батарею следует снять с автомобиля. Далее установить АКБ на мягкую поверхность во избежание механического повреждения корпуса (дерн, землю). После этого выполнить небольшие движения аккумулятора вправо-влево с высокой частотой (иначе потрясывание). Не следует рассчитывать на высокую эффективность этого метода.
- Зарядка аккумуляторной батареи с помощью штатного генератора. Теоретически АКБ можно зарядить при помощи генератора автомобиля. Для этого необходимо модернизировать систему привода генератора. В любом случае, требуется снять ремень генератора. Далее необходимо приспособить ременную передачу под ручной либо иной привод. Известны случаи, когда для вращения генератора использовался велосипед. Далеко не всегда удастся создать такую конструкцию в полевых условиях.
Для проведения заряда требуется включение зажигания. Во многих случаях ток потребления авто при включенном зажигании будет больше, чем генерируемый ток заряда АКБ, то есть реально аккумулятор будет разряжаться, а не заряжаться. Можно изменить схему таким образом, чтобы напряжение возбуждения генератора поступало без включения зажигания. Для этого требуются хорошие познания в области электрики.
Чтобы избежать экстремальных ситуаций, связанных с разрядом автомобильного аккумулятора в полевых условиях, необходимо:
Как зарядить аккумулятор в домашних условиях?
Наверное, каждый автовладелец сталкивался с проблемой севшего аккумулятора. Эта неприятность может произойти с любым водителем, если не уделять источнику питания машины достаточного внимания.
Мы поговорим о том, почему разряжаются автомобильные аккумуляторы, а также об особенностях их зарядки в домашних условиях.
Почему аккумулятор садится
Обычно срок работы современной автомобильной аккумуляторной батареи составляет 5-6 лет при условии правильной ее эксплуатации и своевременного обслуживания. По истечении этого времени источник питания изнашивается, а восстановить его уже практически невозможно.
Однако часто случается, что даже относительно новый аккумулятор перестает работать. Причин этому может быть несколько:
- автомобиль длительное время стоял без движения, особенно в холодное время года;
- недостаточное количество и плотность электролита в банках;
- неполадки в электрооборудовании автомобиля;
- разрушение рабочих пластин аккумулятора и др.
Если машина долгое время стоит без движения, аккумулятор, не получая зарядки, разряжается. Особенно быстро это происходит на морозе. Достаточно, чтобы автомобиль постоял так две-три недели, и вы уже не сможете завести его.
Во время работы аккумулятора электролит понемногу испаряется. И если не контролировать его количество, со временем это приведет к тому, что батарея утратит свои свойства.
Причиной разрядки могут быть также различные проблемы с электрооборудованием. Это может быть короткое замыкание, отсутствие зарядки, вызванное неполадками генератора и др.
В случае разрушения рабочих пластин аккумулятор лучше не эксплуатировать – это может вызвать внутреннее короткое замыкание, что чревато выходом из строя другого электрооборудования и даже пожаром.
Как подготовить аккумулятор к зарядке
Если все же аккумуляторная батарея разрядилась, не нужно спешить везти ее в сервис. Зарядить ее можно и самостоятельно, конечно, если у вас есть зарядное устройство, плюс вы знаете способы, как заряжать аккумулятор машины. Но прежде батарею нужно подготовить к этому.
Для начала ее необходимо снять с автомобиля, отсоединив клеммы. Если батарея пребывала какое-то время на морозе, ее нужно отнести в помещение и дать несколько часов для отогрева, прежде чем приступать к зарядке.
Зарядить аккумулятор в домашних условиях можно и не снимая с машины, однако делать это надо лишь в сухом теплом месте, лучше в гараже.
Если батарея обслуживаемая, перед зарядкой нужно отвернуть крышки банок и проверить наличие электролита. При необходимости следует его долить. И только потом, не закручивая пробки, начать зарядку.
И еще. Перед тем как заряжать аккумулятор зарядным устройством, нужно узнать его емкость. Она обычно указана на этикетке и измеряется в ампер-часах (Ah, А/ч). Эта величина понадобится для вычисления оптимального тока зарядки.
Несколько слов о мерах безопасности
Перед тем как заряжать аккумулятор дома, нелишним будет узнать несколько простых правил, которые обезопасят вас и ваших близких во время этого процесса.
- Во-первых, помещение, в котором будет производиться зарядка, должно хорошо проветриваться. Испарения, выделяемые во время процесса (сернистый газ, водород и др.) небезопасны для здоровья.
- Во-вторых, зарядку аккумулятора запрещается проводить вблизи открытого огня и обогревательных приборов.
- А в-третьих, любое зарядное устройство работает от сети, поэтому не рекомендуется оставлять его без присмотра на длительное время.
Способы зарядки
Существует три основных способа зарядки аккумулятора:
- постоянным напряжением (напряжение 14,5-16,5 В с током, уменьшающимся от 45 до 20 А);
- постоянным током (ток зарядки равен 10% от емкости батареи);
- комбинированный способ (сначала постоянным током, потом постоянным напряжением).
После выбора оптимального варианта постоянного напряжения вам придется ждать от 24 до 48 часов. В первом случае напряжение зарядки задается 16,5 В, а во втором — 1,4 В. Батарея, заряжаясь, постепенно «набирает силу», выравнивая разницу между показателями аккумулятора и зарядного устройства.
Метод постоянного тока позволяет зарядить аккумулятор в домашних условиях за 10 часов. Здесь важно точно определить зарядный ток. Как уже было сказано, он должен быть равным десятой части емкости батареи. Иными словами, если емкость вашего аккумулятора составляет 55 А/ч, необходимо выставить ток зарядки 5,5 А. При этом, когда напряжение батареи достигнет 14,4 В, его нужно уменьшить до 3 А, а при 15 В – до 1,5 А.
Комбинированный способ объединяет первые два и считается на сегодняшний день самым лучшим. Для этого метода существуют специальные автоматические зарядные устройства, использовать которые можно без постоянного присмотра.
Если у вас нет желания разбираться, как заряжать аккумулятор зарядным устройством при помощи описанных способов, воспользуйтесь нижеприведенными советами по быстрой и полной зарядке. Они не требуют особых познаний в области электротехники, а потому подойдут даже новичку.
Быстрый способ подзарядки
Сколько заряжать аккумулятор автомобиля? На этот вопрос однозначного ответа нет. Для каждого случая понадобится разное время. Обычно для полной зарядки батареи требуется от 12 до 24 часов. Однако зарядить аккумулятор в домашних условиях можно и быстрее. Это, конечно, не совсем правильно, но если у вас нет времени ждать, воспользуйтесь быстрым способом.
Для этого батарею с автомобиля можно не снимать, достаточно отключить ее, сняв клеммы. Откручиваем крышки банок (если это обслуживаемый аккумулятор), проверяем количество электролита. Если есть необходимость и возможность, доливаем его.
Далее подключаем клеммы зарядного устройства к аккумулятору, строго соблюдая полярность. Только после этого можно подключаться к сети. Включив зарядное устройство, регулятором тока устанавливаем его максимальное значение.
По истечении 30 минут зарядку прекращают. Этого времени вполне хватит, чтобы исправный аккумулятор подзарядился и смог запустить двигатель. Дальнейшая его зарядка – дело генератора, если, конечно, мы не имеем дело с неполадками электрооборудования.
Полная зарядка
Если же вы располагаете временем, лучше произвести полную зарядку батареи, используя малый ток. Этот способ позволит зарядить аккумулятор в домашних условиях в щадящем режиме до максимума.
Снимаем батарею с автомобиля, предварительно отключив клеммы. Устанавливаем ее на ровную поверхность. Откручиваем пробки, проверяем электролит. Присоединяем клеммы зарядного устройства, не забывая соблюдать и проверять полярность. Подключаемся к сети 220 В и устанавливаем зарядный ток на уровне 10% от емкости батареи. Оставляем на 10-12 часов, не забывая проверять ход процесса.
Сколько должен показывать заряженный аккумулятор?
Как же узнать, что батарея зарядилась? Часто приходится слышать, что уровень заряда аккумулятора можно проверить вольтметром. Есть, мол, 12 В — значит, все, зарядился. На самом деле это ложный способ. Определить заряд батареи можно только по показателю емкости, а для этого нужен ареометр.
Если у вас его нет, придется довольствоваться примерными показателями. У большинства современных аккумуляторов на корпусе есть индикаторы, по которым можно определить, заряжен он или нет.
Но если индикатора нет, просто посмотрите на амперметр устройства. Чем больше аккумулятор разряжен, тем больший ток он потребляет при процедуре, а по мере зарядки его величина постепенно будет снижаться. Батарею можно считать заряженной, когда стрелка амперметра укажет на ноль. Вот поэтому, собственно, на вопрос о том, сколько должен показывать заряженный аккумулятор, можно с уверенностью ответить – нисколько!
Можно ли зарядить батарею без зарядного устройства?
А как быть, если нет зарядного устройства? Проще всего в этом случае попросить кого-нибудь «подкурить» от его автомобиля. Для этого используют кабель высокого напряжения со специальными клеммами-зажимами. Их накидывают на клеммы батареи работающей машины и на клеммы разряженного аккумулятора, подключенного к электрооборудованию другого автомобиля, с соблюдением полярности. После этого нужно выждать некоторое время (минут 5-10), чтобы разряженная батарея немного подзарядилась, и произвести запуск двигателя. Когда машина заведется, кабель отключают. Батарея начнет заряжаться от генератора.
Но как зарядить аккумулятор без зарядного устройства, если нет возможности «прикурить»? В такой ситуации можно попробовать произвести зарядку с помощью адаптера ноутбука, однако здесь есть несколько нюансов. Во-первых, большинство таких устройств не выдают ток больше 2,5 А, поэтому заряжать придется очень долго. А во-вторых, существует высокая вероятность, что адаптер не выдержит встречной токовой нагрузки и сгорит.
Как бы там ни было, попробовать все же стоит, особенно если другого выхода нет.
Зарядка автомобильного аккумулятора без ЗУ
Любой водитель может оказаться в ситуации, когда аккумулятор автомобиля внезапно перестал работать. Зарядить его при этом не всегда представляется возможным, особенно от стандартного ЗУ. Например, в условиях долгого простоя или редкого использования АКБ. Поэтому важно знать о том, как восстановить емкость аккумулятора без зарядного устройства, используя проверенные методы.
Зарядка автомобильного аккумулятора без ЗУ может потребоваться, если АКБ внезапно перестала работать.
Можно ли зарядить автомобильную АКБ без зарядки
Подзарядить севший автомобильный аккумулятор можно и без стандартного ЗУ – для этого используется портативный адаптер, зарядка ноутбука, лампа накаливания и другие способы. Воспользоваться ими сможет даже неопытный водитель. Достаточно подключить в правильном порядке клеммы и прочие элементы конструкции, после чего подождать до частичного или полного восстановления емкости.
В некоторых случаях зарядить АКБ на 100% не получится, но силы тока должно хватить для одного запуска двигателя.
Способы зарядки в домашних условиях
Портативное ЗУ
Зарядить аккумулятор автомобиля без зарядного устройства можно портативным адаптером. Большая часть таких устройств продается в качестве пусковых установок, которыми водители часто пользуются в дороге. Оснащаются портативные модели гелевыми и литиевыми батареями. К устройству также прилагаются зажимы типа «крокодил» и переходники. Некоторые модели имеют подключение через прикуриватель – это удобно и безопасно.
В целом портативные зарядные устройства разделяют на:
- бытовые;
- комбинированные;
- специализированные.
В конструкцию современных ЗУ включен трансформатор, амперметр и даже диодный мост. Для защиты устройства во время работы предусмотрены регулировочные элементы. Воспользовавшись портативным пуско-зарядным устройством, можно зарядить различные виды аккумуляторов – главное, чтобы подаваемое напряжение соответствовало параметрам АКБ. В инструкции к агрегату производитель указывает, каким именно образом осуществляется подключение клемм. При этом полностью восстановить емкость батареи вряд ли получится, но заряда хватит для запуска двигателя. В дальнейшем объем АКБ следует восполнить посредством штатных устройств.
Зарядка ноутбука
Для сборки зарядного устройства из адаптера от ноутбука или компьютера необходим мультиметр, лампочка и кабели для соединения элементов схемы. Суть конструкции заключается в том, чтобы передать напряжение с ЗУ на батарею.
Зарядка от блока питания ноутбука.
В первую очередь положительный полюс с внутреннего контакта адаптера от ноутбука подключают к мультиметру. Он позволит отследить силу зарядного тока, который подается на схему. После этого «плюс» провода присоединяют к лампочке с мощностью 18-22 Вт, а затем – непосредственно на положительный зажим АКБ. Отрицательный полюс от зарядника для ноутбука подключают напрямую к минусовому зажиму аккумулятора.
Правильно собранная схема позволит быстро подзарядить батарею автомобиля в течение 30-50 минут. Полученной емкости хватит для одного-двух запусков двигателя.
Сеть 220 В
Для восстановления емкости аккумулятора машины можно собрать простое устройство, работающее от сети 220 В. Конструкция включает в себя конденсатор и мощный полупроводниковый диод с напряжением около 1000 В. Емкость можно использовать неполярную, рассчитанную на 400 В и более.
Сборка схемы предусматривает следующие шаги:
- один кабель от сети 220 В подключают к конденсатору;
- второй вывод последнего соединяют с диодом;
- его катод накручивают на плюсовой зажим аккумулятора;
- свободный контакт сети 220 В подводят к минусовому зажиму АКБ.
Силу зарядного тока определяют в зависимости от емкости. Допускается использование параллельного подключения конденсаторов для определения нужной величины, но обычно используют расчет 70-100 мА на 1 мкФ.
Лампа накаливания
Еще один эффективный способ подзарядить севший автомобильный аккумулятор – использовать электрическую лампочку на 220 В с мощностью 40-100 Вт. Также в схеме необходим полупроводниковый диод на 3 А и больше. В качестве регулятора зарядного тока в этой конструкции выступает лампочка. Чем выше ее мощность, тем больше емкости получит аккумулятор.
Порядок подключения цепи следующий:
- Соедините катод диода с положительным контактом аккумулятора. Один из концов лампочки подключите к аноду полупроводникового устройства.
- Второй контакт лампочки закрепите на вилке для включения в электросеть 220 В.
- Подведите отрицательный вывод батареи к другому контакту вилки. Если ее нет, то аккуратно вставьте зачищенные от изоляции концы кабелей напрямую в розетку.
Все манипуляции рекомендуется делать паяльником. При включении устройств в сеть 220 В работу цепи проверяют по накалу лампочки. Если она горит в полную силу – зарядного тока нет. Как только зарядка аккумулятора начнется, интенсивность свечения будет снижена.
Как изготовить самодельное ЗУ
Самодельные зарядные устройства собирают по различным схемам. Конструкция одного из них предусматривает изготовление надежного и эффективного адаптера на 14,5 В с максимальным током на 6 А. В дополнение к нему устанавливают преобразователь DC-DC.
Для сборки зарядного устройства понадобится:
- диодный мост;
- охлаждающий радиатор;
- зажимы типа «крокодил» для подключения АКБ;
- понижающий трансформатор с мощностью от 150 Вт;
- предохранители;
- вилка на 220 В;
- конденсаторы;
- амперметр.
В процессе сборки зарядного устройства важно учесть полярность и правильное соединение преобразователя с минусом автомобильного АКБ. Диодный мост также должен быть надежно закреплен на радиаторе. С помощью данного оборудования можно собрать и более сложные схемы – главное иметь соответствующие навыки и соблюдать технику безопасности.
Схема самодельного зарядного устройства.
Меры безопасности
Все манипуляции, связанные с восполнением емкости автомобильных аккумуляторов, необходимо проводить в хорошо проветриваемом помещении. Перед подключением ЗУ корпус очищают от загрязнений. Если установлены вентиляционные пробки, то их выкручивают. Рядом с зоной зарядки запрещено курить и использовать огонь – смесь выделяющегося водорода вместе с кислородом взрывоопасна. Также рекомендуется надевать перчатки и очки, защищающие от случайных выплесков электролита из разгерметизированного корпуса.
Зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях без зарядника можно различными способами: портативным аппаратом, адаптером от ноутбука, лампой накаливания и даже при помощи самодельных устройств. Главное при этом – соблюдать меры предосторожности, ведь не все способы безопасны. При первой возможности следует восполнить емкость штатным зарядником, так как полученной емкости хватит только на 1-2 запуска двигателя.
Как зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях
Практически каждый автолюбитель сталкивался с ситуацией, когда запустить двигатель своего автомобиля не получается, так как стартер не крутит. Как правило, причина этого заключается в разряженном аккумуляторе, который неспособен выдать необходимый заряд. Избежать таких неприятностей можно, если периодически проверять состояние батареи и правильно ее обслуживать. Почему аккумуляторы разряжаются? Восстанавливается ли он и как можно зарядить аккумулятор в домашних условиях?
Срок работы
В большинстве случаев АКБ автомобиля служит от 4 до 6 лет в зависимости от условий его эксплуатации, обслуживания и влияния различных факторов. После того как срок службы истекает, восстановить работоспособность батареи автомобиля практически невозможно, поскольку действующие вещества теряют свои свойства. Если же новый аккумулятор перестает нормально работать, то это говорит о какой-то неисправности:
- Разрушение пластин АКБ и другие проблемы.
- Низкая плотность и недостаточное количество электролита в банках.
- Неправильная работа электрооборудования.
Помимо этого, аккумулятор может разрядиться, если машина долгое время не использовалась. Особенно часто такая проблема встречается в зимнее время, когда работа батареи усложняется и ухудшается. Как вы знаете, аккумулятор восстанавливает свой заряд во время движения автомобиля, а если он находится в неподвижном состоянии, то этого не происходит. Поэтому если вы знаете, что длительное время не будете эксплуатировать свою машину, снимите АКБ и отнесите в теплое место. Отдельно хочется сказать несколько слов о разрушении пластин. Если в таком случае продолжать эксплуатировать транспортное средство, то это может привести к возникновению короткого замыкания и в худшем варианте – пожара.
Подготовительные работы
Перед тем как начинать зарядку автомобильного аккумулятора, его необходимо подготовить. Существуют определенные правила безопасности, соблюдение которых нельзя игнорировать, иначе это может привести к неприятным последствиям. Итак, прежде всего, нужно снять АКБ с автомобиля. Этого можно и не делать, но тогда зарядить его в домашних условиях никак не получится. Основные рекомендации заключаются в следующем:
Зарядку необходимо осуществлять в хорошо вентилируемом помещении (комнате). Идеально для этого подойдет гараж. Это крайне важное условие, ведь процесс восстановления заряда сопровождается выделением различных взрывоопасных веществ, включающие в свой состав кислород и водород.
Внимательно проверяйте клеммы и другие соединения. Если вы обнаружили загрязнение, окисление или прочие повреждения, то их необходимо устранить.
Заряжайте аккумулятор вдали от любых предметов, которые могут легко воспламеняться, а также источников огня.
Помимо этого, хочется отметить, что если вы зарядили аккумулятор автомобиля не полностью, то его нельзя подвергать повторной зарядке. Для начала нужно израсходовать всю энергию любыми способами и после этого снова приступать к восстановлению работоспособности.
Процедура зарядки
Итак, если вы хотите выполнить восстановление заряда автомобильного аккумулятора, необходимо приобрести специальное устройство, которое работает от обычной домашней сети. После этого нужно подключить батарею с помощью проводов к зарядному устройству, и включить его. Необходимо обращать внимание на стрелку амперметра, причем ее положение должно постоянно меняться и стремиться к нулю.
Прежде чем подключать АКБ к зарядному устройству, необходимо измерить плотность электролита с помощью Ареометра. Идеальным считается показатель в 1.25-1.27 г/см3 при температуре + 25 градусов. Каждая банка должна иметь приблизительно одинаковую плотность. Также помните, что первой необходимо подключить клемму «+». Только после этого можно включать зарядку в сеть.
Что касается тока зарядка, то он должен составлять десятую часть от общего объема, то есть 6.5 А для автомобильного аккумулятора емкостью 65 Ач. Если батарея разряжена до нуля, то нужно использовать меньший ток (около 2 А).
Зарядка аккумулятора в домашних условиях также требует постоянного контроля температуры электролита. Всю процедуру она должна находиться на одном и том же уровне, а если она достигнет 40 градусов, то нужно срочно уменьшить ток в 2 раза. Как понять, что автомобильный АКБ полностью зарядился? Все просто ведь если напряжение и плотность электролитов остается неизменным на протяжении 1-2 часов, то зарядка завершена. В среднем процедура занимает 12 часов.
Правильно осуществляйте обслуживание автомобильного аккумулятора, периодически проверяйте его состояние и проблем у вас не возникнет.
Как и чем можно зарядить аккумулятор автомобиля если нет зарядника
Очень часто по тем или иным причинам аккумулятор оказывается разряженным, причём совсем неожиданно. Что делать, если мы оказались в такой ситуации, а зарядника под рукой нет? В этой статье мы выясним, как зарядить аккумулятор автомобиля без зарядного устройства, и решим вопрос несколькими общедоступными методами.
Признаки разряженной АКБ
Выяснить, что автомобильный аккумулятор разряжен, будет несложно. Вот основные признаки того, что аккумулятор сел:
- Во время пуска двигателя стартер крутит с натугой, при этом лампочки на приборной панели «притухают».
- При попытке пуска стартер не прокручивает двигатель вовсе, но из-под капота слышны щелчки втягивающего реле.
Важно! Оба признака являются прямыми лишь в том случае, если клеммы батареи и наконечники на них в порядке и обеспечивают надёжный контакт. Поэтому прежде, чем зарядить аккумулятор, потребуется проверить состояние клемм и при необходимости почистить их.
Способы зарядки
А теперь рассмотрим способы зарядки АКБ без зарядного устройства. Как уже указывалось выше, таких способов существует немало, но сразу определимся, что некоторые из них подразумевают работу с сетевым напряжением и требуют соблюдения техники безопасности. Итак, посмотрим, как можно зарядить аккумулятор подручными средствами.
С помощью зарядки от ноутбука
Если в нашем распоряжении есть 19-вольтовое зарядное устройство (блок питания) для ноутбука, то в экстренном случае можно попытаться использовать его.
Конечно, полная зарядка севшей батареи таким способом займёт много времени, но подзарядить АКБ для одного-двух пусков двигателя этим методом будет реально. Ещё нам понадобятся провода, которые есть в каждом гараже, и автомобильная лампа головного света. Снимаем с АКБ один наконечник и собираем следующую несложную схему:
Здесь лампа представляет собой балластное сопротивление, ограничивающее ток на уровне 1,5–2 А в зависимости от степени разрядки АКБ. Чем мощнее лампа и чем сильнее батарея разряжена, тем ток будет выше. Конечно, 1,5 А для зарядки аккумулятора ёмкостью 60–70 А·ч маловато, но за несколько часов метод поможет «разбудить» АКБ, простоявшую ночь на холоде, и подзарядить до такой степени, что она запустит двигатель.
Если вам интересен такой метод, то подробнее о нём можно почитать в статье.
От сети 220 вольт
А теперь выясним, как зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях без зарядки непосредственно от сети 220 В. Метод достаточно быстрый, но, как указано выше, небезопасный, поскольку во время зарядки на всех узлах устройства и на самой батарее появляется опасное для жизни сетевое напряжение.
Для изготовления этого несложного зарядного устройства потребуется лампа с рабочим напряжением 220 В (о её мощности поговорим позже), провода и выпрямительный диод, рассчитанный на ток не менее 10 А и выдерживающий обратное напряжение не ниже 400 В. Подойдёт, например, отечественный диод Д246 (Д246А). Схема зарядного устройства выглядит так:
Здесь лампа играет роль ограничителя тока, а диод выпрямляет сетевое напряжение переменного тока, делая из него однополярное пульсирующее. При сборке схемы особое внимание нужно обратить на полярность включения диода. Он должен быть подключен катодом к плюсовой клемме аккумулятора. У диодов Д246 анодный вывод предназначен под пайку, а катодный оснащён резьбой.
Какой мощности лампа нам нужна? Займёмся несложными расчётами. Диод, срезая одну полуволну, понижает действующее значение напряжения примерно вдвое. Таким образом, напряжение, приложенное к лампе, с вычетом падения напряжения на батарее составит примерно 100 В.
Предположим, мы используем лампу мощностью 150 Вт и с рабочим напряжением 220 В. В этом примере ток, протекающий через неё, при нормальном напряжении питания будет составлять I = Р : U = 150 : 220 = 0,7 А. Напряжение на лампе в нашем зарядном устройстве снижено до 100 В, значит, ток, протекающий через лампу, теоретически снизится более чем вдвое. Этого явно мало для более-менее нормальной зарядки АКБ. Но здесь лампа будет гореть с недонакалом, а значит, сопротивление её плохо прогретой спирали будет существенно ниже, чем разогретой. Тогда средний ток через АКБ составит около 1 А.
Неплохо, но для быстрой зарядки всё равно мало. Поэтому увеличиваем мощность лампы до 500 Вт и получаем зарядный ток порядка 3–3,5 А, а импульсный — около 6 А. Совсем другое дело. Подзарядить таким током АКБ можно за пару часов. Если нет 500-ваттной лампы, можно собрать батарею из нескольких маломощных ламп, соединив их параллельно. При этом мощность такой батареи будет равняться сумме мощностей всех ламп.
При первом включении схемы последовательно с батареей стоит включить амперметр с током полного отклонения 10 А, чтобы проверить правильность расчётов. Делать это нужно при отключенном от сети устройстве. Если зарядка в работе, ни в коем случае не касаемся руками элементов схемы и клемм самой батареи. Во время зарядки контролируем напряжение на клеммах. Если оно достигнет напряжения 13,8 В, зарядку прекращаем.
Схема, как мы убедились, проста и может быть собрана из подручных материалов, но она имеет один существенный недостаток — очень низкий КПД, который для этого зарядного устройства составляет порядка 10 %. Если есть желание увеличить КПД, то вместо лампы можно использовать гасящий конденсатор. В цепях переменного тока такой конденсатор представляет собой реактивное сопротивление, которое тем больше, чем ниже частота тока и меньше ёмкость конденсатора. А чем больше сопротивление, тем ниже ток.
В зависимости от того, какой ток нам нужен, выбираем ёмкость конденсатора из диапазона 5–10 мкФ. При этом конденсатор должен быть бумажным или плёночным, обязательно неполярным и рассчитан на рабочее напряжение не ниже 400 В. Правила техники безопасности при использовании такой конструкции те же, что и с лампой. Полярность включения конденсатора соблюдать не нужно.
Полезно! Если конденсатор нужной ёмкости найти не удалось, то можно собрать батарею из нескольких приборов, включив их параллельно. При этом ёмкость батареи будет равняться сумме ёмкостей всех включённых в неё конденсаторов. Естественно, все конденсаторы должны быть рассчитаны на рабочее напряжение не менее 400 В.
От генератора автомобиля
Любое транспортное средство оснащено генератором, поэтому зарядить аккумулятор автомобиля без зарядного устройства можно и от него. Но чтобы зарядить АКБ таким методом, необходимо запустить двигатель, а чтобы запустить двигатель, нужен хороший аккумулятор. Как разорвать этот замкнутый круг? Для этого нужно как-то запустить двигатель машины с разряженным штатным аккумулятором. Как это сделать? Способов много.
С «толкача»
Расталкиваем машину в одиночку (тяжело) или с помощниками (прохожими). Когда машина начнёт бодро катиться, прыгаем в кабину, включаем зажигание, отключаем сцепление, включаем вторую или третью передачу, отпускаем педаль сцепления. Колёса исполнят роль стартера, а энергией систему зажигания не сможет обеспечить только батарея, разряженная «в ноль».
Заводимся, выжимаем сцепление, отключаем передачу и «тарахтим» минут 10–15, выдерживая скорость вращения коленвала в пределах 1 500–2 000 об/мин (контролируем по тахометру). Аккуратно трогаемся и едем по делам — дальнейшая зарядка АКБ пройдёт в пути.
Важно! Если до пункта назначения не очень далеко, то либо дольше «тарахтим» на месте, либо едем на пониженной передаче, выдерживая повышенные обороты двигателя, чтобы генератор успел хоть как-то подзарядить батарею за короткое время.
Метод буксировки
Есть и ещё один вариант пуска двигателя — «через колёса». Просим соседа–автолюбителя или просто другого участника движения взять нас на буксир. Когда машины более-менее разгонятся, включаем передачу и запускаем двигатель так же, как и с толкача. Метод хорош тем, что не требует физических усилий, а значит, им сможет воспользоваться даже хрупкая девушка.
Здесь отметим, что запустить двигатель с толкача или методом буксировки можно только на автомобилях, оснащённых механической коробкой переключения передач. С «автоматом» этот метод не сработает.
Метод «прикуривания»
Для реализации этого способа понадобится автомобиль с исправным аккумулятором (донор) и специальные провода сечением не менее 16 кв. см и с зажимами «крокодил» на обоих концах. Методика «прикуривания» следующая. Проводами соединяют батареи донора и реципиента — автомобиля с разряженной батареей — по следующей схеме. Зажигание на эти автомобилях должно быть выключено.
После этого реципиент включает зажигание и запускает двигатель при помощи батареи донора. Как только автомобиль запустится, провода снимают, а мы сможем зарядить свой севший аккумулятор от собственного генератора (см. выше).
Важно! Используя этот метод, стоит учесть, что ёмкость батареи донора не должна быть меньше ёмкости батареи реципиента. Иначе мы просто разрядим батарею донора, но так и не запустимся.
Если проводов для прикуривания нет, то можно просто временно заменить свою разряженную батарею на АКБ донора, запуститься и, не глуша двигатель, вернуть свой аккумулятор на место.
От другого автомобиля
Этот способ похож на «прикуривание», только подразумевает не пуск автомобиля с разряженным аккумулятором, а подзарядку его батареи. Берём провода для «прикуривания», соединяем исправный и разряженный аккумуляторы по схеме, показанной выше. Затем двигатель запускает донор и, работая на повышенных оборотах, своим генератором подзаряжает севший аккумулятор.
Минут через 10–15 донор глушит двигатель, провода снимаем, и можно попробовать запуститься от родной аккумуляторной батареи. Окончательную зарядку АКБ можно будет сделать во время поездки, а лучше — при помощи стационарного зарядного устройства, когда мы доберёмся до гаража.
Вот мы и выяснили, как можно подзарядить внезапно севший аккумулятор, если под рукой нет зарядного устройства. Будем надеяться, что какой-нибудь из методов нам пригодится и выручит в, казалось бы, безвыходной ситуации.
Спасибо, помогло! 3
Можно ли зарядить смартфон без зарядного устройства или без шнура
Как правильно и чем заряжать аккумулятор от бесперебойника
Как зарядить iPhone без шнура и зарядника
Как зарядить ноутбук без зарядного устройства в домашних условиях
Проблемы с зарядкой аккумулятора и генератором на ВАЗ 2106-2107 — лампа горит, но зарядка есть