Восстановление свинцовых аккумуляторов - Automotoworld.ru

Восстановление свинцовых аккумуляторов

Восстановление свинцово-кислотного аккумулятора — как это сделать

Свинцово-кислотный аккумулятор имеет свой срок службы. В среднем это 5 лет, при условии, что он правильно заряжался и выполнялось периодическое обслуживание. Вообще к АКБ относятся как к расходному материалу – заменяют, когда «отживает свое». Бывает, батарея никак не реагирует на зарядку после глубокого разряда. Восстановить свинцово кислотный аккумулятор можно, причем несколькими способами, но это, что называется, «танцы с бубном», ведь часть энергоемкости все равно потеряется. Поэтому правильнее было бы купить новый источник питания.

Восстановление свинцово-кислотного аккумулятора

Восстановление свинцово-кислотного аккумулятора позволяет продлить срок его эксплуатации.

Особенности свинцово-кислотных АКБ

Эта разновидность используется давно и проверена временем. Даже сегодня свинцовый аккумулятор, будь он для фонаря или автомобиля, получает улучшения, модернизируется. Вот его положительные качества:

  • низкий уровень саморазряда;
  • нетребователен к обслуживанию;
  • отсутствие эффекта памяти;
  • при необходимости производит большую токоотдачу;
  • доступный, так как прост в изготовлении.

Но и без недостатков не обошлось:

  • нельзя хранить разряженным;
  • чувствителен к отрицательным температурам;
  • малая емкость (по отношению к весу);
  • плохо переносит глубокий разряд;
  • экологически опасен (соединения свинца).

Состоит свинцовый аккумулятор из следующих основных элементов:

  • электродов: свинцовые решетки с диоксидом свинца в ячейках;
  • разделительных пластин, которые не вступают в химическую реакцию с кислотой;
  • электролита, куда погружены решетки;
  • корпуса.

В 1970-х годах появилась новая технология изготовления свинцовых батарей – AGM (Absorbent Glass Mat). В источнике питания вместо привычного жидкого электролита абсорбированный. Такие аккумуляторы: герметичны, не требуют обслуживания, долго служат при условии правильной зарядки, хорошо переносят холод, заряжаются в 2 – 3 раза быстрее и имеют саморазряд еще ниже, чем в классических АКБ.

Варианты восстановления

Бывает, автолюбитель ставит батарею на зарядку и понимает, что она не получает заряд, при этом напряжение в норме – 14.4 – 14.7 В. При наличии нагрузочной вилки можно выполнить проверку. И если под нагрузкой напряжение сильно просаживается, это говорит о том, что АКБ потеряла свою емкость. Обычно так происходит в результате сульфатации пластин.

Если батарея эксплуатировалась правильно, это явление все равно наступит, но лет через 5. Если возможности взять новый источник питания нет, можно попробовать его реанимировать, продлив тем самым срок службы еще на пару лет.

Сульфатация пластин

Сульфатация пластин аккумулятора.

После глубокого разряда восстановить батарею можно несколькими способами:

  • механической очисткой;
  • химическим восстановлением;
  • контрольно-тренировочными циклами;
  • используя дистиллированную воду;
  • методом переполюсовки;
  • используя десульфатор.

Обычно восстановление свинцового аккумулятора выполняют методом переполюсовки. Он действенный в том случае, если в ходе эксплуатации АКБ не подвергалась серьезным токовым или механическим повреждениям. То есть просто произошла естественная сульфатация.

Если в аккумуляторе осыпались пластины, произошло замыкание «банок», вздутие или было серьезное механическое повреждение, реанимация не даст результата.

Подготовка

Прежде чем приступать к восстановлению батареи, надо ее подготовить – тщательно отмыть моющим средством поверхность корпуса от любых загрязнений. После визуально оценивают состояние: вздутий, выпуклостей и повреждений быть не должно.

Далее откручивают все пробки и смотрят, есть ли электролит. Если в какой-то «банке» он отсутствует, еще раз проверяют, нет ли трещин на корпусе.

Затем берут фонарик и оценивают состояние пластин изнутри – осыпаний быть не должно. На этом этапе как раз будет заметна сульфатация в виде белого налета на пластинах.

В каждую «банку» до уровня надо долить дистиллированную воду. Если есть возможность, замеряют плотность электролита в каждом отсеке.

Порядок процедуры

Для начала надо зарядить АКБ до отметки 14.4 В. Подключив галогеновую лампочку или другую нагрузку источник питания разряжают до 10.6 В. Так повторяют три раза, а после заряжают аккумулятор полностью. Для проверки энергоемкости используют нагрузочную вилку или делают это автомобильным стартером. Если восстановить емкость получилось – хорошо, если нет – продолжают реанимацию.

В 90% случаев восстановить батарею поможет переполюсовка. Процедура состоит из трех этапов:

  1. На АКБ подается нагрузка в виде галогенной лампы, чтобы разрядить в 0. В зависимости от остаточной энергоемкости, может уйти порядка суток, пока лампа потухнет. Лампу не отключают еще 2 – 3 суток, чтобы «ушли остатки».
  2. Заряжают аккумулятор обратным током. Для этого надо подключить зарядное устройство наоборот, то есть «плюс» к «минусу», а «минус» к «плюсу». Чтобы с ЗУ ничего не случилось (или не сработала защита от короткого замыкания), последовательно подключается галогенная лампа. Далее остается зарядить АКБ в обратной полярности. Когда напряжение дойдет до отметки 5 – 6 В, лампу из цепи можно убрать. Что до тока заряда, его рекомендуется выставить на 5% от энергоемкости. Допустим, емкость батареи 60 Ач, значит ток заряда должен быть 3 А. В ходе зарядки электролит начнет «кипеть» – это норма, так как процесс идет в обратном направлении. На зарядку может уйти около суток – за это время напряжение поднимется до 12 – 14 В. В результате батарея зарядится, а на выходе ее «плюса» будет «минус», а на «минусе» – «плюс».
  3. Снова подключают галогенную лампу и разряжают АКБ в течение пары суток. Далее выполняют правильную зарядку, с учетом полярности, пока напряжение не дойдет до отметки 14.4 В.

Это и есть способ восстановления методом переполюсовки.

Результат восстановления

Если все сделано верно, получится восстановить энергоемкость на 70 – 100% от исходной. При этом пластины очистятся и приобретут черный цвет, то есть белый налет сульфата сойдет. Электролит в то же время станет чище и прозрачней.

Автомобильные аккумуляторы не терпят глубокого разряда, но есть способы восстановить их, что поможет продержаться до покупки нового источника питания. Чтобы не доводить до такого, рекомендуется придерживаться правил эксплуатации, вовремя заряжать и не забывать о периодическом обслуживании.

Восстановление свинцовых аккумуляторов

Проблемой продления работоспособности свинцовых аккумуляторов авторы статьи занимались не один десяток лет – разработаны технологии восстановления свинцовых аккумуляторов, проведены сотни лабораторных работ на аккумуляторах ёмкостью от 4 до 2200 А/час и напряжением от 1,5 до 110 вольт. Благодаря сотрудничеству лаборатории и организаций: Российской Железной Дороги, Речфлотом, Автотрансом, Аккумуляторными Компаниями, Минатомом и другими фирмами — разработаны ряд зарядно — восстановительных устройств, которые прошли апробирование в единичных экземплярах, даны рекомендации по эксплуатации аккумуляторов, восстановления их технических характеристик, снижения взрывоопасных выбросов водорода и кислорода, улучшение экологической обстановки и уменьшение расходов на зарядно- восстановительные работы.

Аккумуляторы теряют свои свойства не только в промышленных установках, но и в современном автотранспорте после двух-трёх лет эксплуатации.
Причины снижения качества – отсутствие профилактических работ по восстановлению электродов пластин аккумулятора.

Аккумуляторы в автомобилях используются в смешанном режиме эксплуатации: при заводке двигателя потребляется значительный стартовый ток, в поездке аккумулятор заряжается в буферном режиме небольшим током от генератора.

При неисправной автоматики автомобиля ток зарядки может быть недостаточным или привести к перезаряду — при повышенных значениях.

Кристаллизация пластин, повышенное напряжение заряда, преждевременный электролиз с обильным выделением сероводорода и недостаточная емкость в конце заряда сопровождают работу такого аккумулятора.

Признаки сульфатации пластин аккумулятора:
— Уменьшение ёмкости аккумулятора;
— Повышенное напряжение на электродах;
— Кипение и газообразование;
— Нагрев и коробление пластин.

Восстановить нормальную работу аккумулятора непосредственно от автомобильного генератора невыполнимо ввиду незначительного превышения напряжения генератора над аккумулятором и постоянной составляющей тока заряда — для этого используются зарядные устройства.

Ток разряда аккумулятора в течении 10-ти часов всегда равен ёмкости аккумулятора. Если напряжение при разряде упало до 1,92 вольта на элемент, раньше чем за десять часов, то и ёмкость во столько меньше.

В некоторых автомобилях используется по два аккумулятора общим напряжением 24 вольта. Разные токи разряда, из-за того, что на первый аккумулятор подключена вся нагрузка с напряжением 12 вольт (телевизор, радио, магнитофон …), которая питается от аккумулятора на стоянке и в пути, а второй нагружается только во время пуска стартера и разогрева свечи в дизельном двигателе. Регулятор напряжения не во всех автомобилях автоматически отслеживает напряжение заряда аккумулятора с разницей в зимнее и летнее время, что приводит к недозаряду или перезаряду аккумулятора.

Необходимо восстанавливать аккумуляторы отдельным зарядным устройством с возможностью регулирования тока заряда и разряда на каждом аккумуляторе.

Такая потребность натолкнула на создание зарядно- разрядного устройства на два канала с раздельной регулировкой тока заряда и тока разряда, это очень удобно и позволяет подобрать оптимальные режимы восстановления пластин аккумулятора исходя из их технического состояния.

Плотность электролита должна после восстановления аккумулятора, соответствовать паспортной для данного района эксплуатации, на севере плотность выше чем в тёплых районах — летом и зимой.
Не следует плотность подгонять доливкой электролита.

Восстановление ёмкости переполюсовками. При абсорбции органических поверхностно – активных веществ на отрицательных пластинах является способ периодической переполюсовки аккумулятора. Приложение высокого потенциала к отрицательной пластине приводит к сгоранию поверхностно-активных веществ, вызывающих сульфатацию пластин.

Использование циклического режима восстановления приводит к значительному снижению выхода газов водорода и кислорода из-за их полного использования в химической реакции, ускоренно восстанавливается внутреннее сопротивление и ёмкость до рабочего состояния, отсутствует перегрев корпуса и коробление пластин.

Восстановление аккумулятора импульсным током. Импульсные токи по форме, амплитуде и времени значительно отличаются от синусоидального.

Амплитуда импульса такого тока восстановления, как правило, превышает средний ток заряда в 5-10 раз. Повредить пластины аккумулятора такой ток не может, а вот расплавить застарелые кристаллы сульфата свинца в состоянии, и за короткое время. При средней величине зарядного тока в пять ампер импульс может достигать амплитуды в 50 ампер, достичь такой амплитуды тока возможно при значительной величине напряжения заряда в 24-26 вольт.

Читайте также  Вождение автомобиля с чего начать

Ввиду короткого по времени импульса в несколько микросекунд нагрева аккумулятора и кипения практически не наблюдается, восстановление можно производить в помещении при отсутствии принудительной вытяжки.

Мощность зарядного тока на аккумуляторе не превышает мощности простого зарядного на диодном мосте, а мощность единичного импульса может достигать 1200ватт, что достаточно для перевода сульфата свинца в аморфный свинец.

Между двумя импульсами зарядного тока всегда присутствует промежуток времени без тока, достаточный для восстановления электронного равновесия в электролите.

Схему, для ускорения процесса восстановления, следует дополнить цепью разрядного тока небольшой величины.

Зарядно-восстановительное устройство, выполненное по схеме (Рис.1). Схема и трансформатор помещаются в стандартный корпус блока питания компьютера.

Характеристики устройства:
Напряжение сети 220 В
Вторичное напряжение 16-18 В
Мощность трансформатора 100 Ватт
Время импульса заряда 2-5 мс
Время разряда 1-3 мс
Время восстановления 5-12 часов
Ток заряда 1/20 С.
С-ёмкость в А/час.
Ток разряда 0,05-0,2А

Схема зарядно-восстановительного устройства свинцовых аккумуляторов

Ток разряда при зарядке ассиметричным током должен составлять не более 1/10 тока заряда.

Новые технологии зарядки и восстановления аккумуляторов, позволяют снизить мощность на регенерацию пластин, хотя зарядка аккумуляторов в современных автомобилях не претерпела существенных изменений — за более вековой период, что как и раньше приводит, практически вечные аккумуляторы, к преждевременной кристаллизации, повышению внутреннего сопротивления и ухудшению пусковых характеристик.

Задающий генератор в схеме реализован на двух транзисторах разной проводимости VT1 и VT2. Аналог двухбазового диода включен в цепь моста — слева резисторы R1R2R3R4 справа R5R6.

Питание генератора выполнено от параметрического стабилизатора на напряжение стабилизации 16 вольт на элементах VD1VD2R9.

Генератор на транзисторах по сравнению с классическим генераторам на двухбазовом диоде легче модифицировать. В данном варианте имеются внешние цепи по регулировке тока — R1 с ограничением резистором R3. Цепь поддержания температурного режима схемы выполнена с помощью терморезистора — R2.

Для подачи тока обеих полярностей в аккумулятор не требуется установка двух идентичных генераторов, положительный импульс восстановления формируется тиристором VS1.

Импульс управления с эмиттера транзистора VT2 через ограничительный резистор R7 поступает на внутренний светодиод оптопары U1. Внутренний транзистор оптопары открывает ток через ограничительный резистор R8 с анода тиристора VS1 на управляющий электрод, при отрицательной полуволне синусоиды напряжения вторичной обмотки трансформатора Т1 на катоде VS1.Ток открытого тиристора VS1 поступает на зарядку аккумулятора GB1.

Время включения зависит от номиналов резисторов R1,R2,R3 и конденсатора С1.
При положительной полуволне на трансформаторе Т1 открывается тиристор VS2 и в аккумулятор поступает разрядный ток, синхронно с зарядным но меньшим по величине. Поскольку разрядный ток не должен быть выше 1/10 зарядного- установлен ограничитель разрядного тока, резистор R11.

Цепь R13 VD3 создаёт, для запуска, смещение на минусовой шине генератора на транзисторах VT1 VT2, при закрытых в начальный момент тиристорах VS1VS2.
Ширина импульса генератора должна перекрывать ширину полного периода синусоиды вторичной обмотки — более 10 мсек.
Регулировка зарядно-разрядного тока выполняется резистором R1.
Терморезистор R2 снижает зарядный ток при перегреве тиристоров.
Элементы R12 HL1 РА1 индицируют верность подключения аккумулятора к зарядно- восстановительному устройству и суммарный ток восстановления.

В схеме используются радиодетали, характеристика и возможная замена которых рекомендована в таблице 1.

Можно ли восстановить АКБ при глубоком разряде и как это сделать

Автомобилисты довольно часто сталкиваются с ситуациями, когда батарея сильно разряжается, и её заряда уже не хватает для запуска двигателя.

Глубокий разряд аккумулятора авто

Обычно в таких ситуациях выход один. Это снять АКБ, поставить её на зарядку, после чего вернуться к привычному режиму эксплуатации.

Но случается и так, что при разрядке батарею восстановить уже не получается. АКБ никак не реагирует на подключение к зарядному устройству, а при запуске от ПЗУ или бустера генератор не обеспечивает зарядку.

Тут нужно знать о том, что же такое глубокий разряд, чем он опасен, и как реанимировать аккумулятор.

Почему не стоит доводить АКБ до состояния глубокого разряда

Разряд аккумуляторной батареи является вполне естественным и нормальным явлением. Ведь АКБ и созданы для того, чтобы накапливать энергию, отдавать её, а затем снова накапливать. И так циклично. То есть аккумуляторы являются многозарядными устройствами. Здесь не нужно менять АКБ всякий раз, когда она отдала заряд. Ведь она его восполняет.

Но конструкция современных аккумуляторов далека от совершенства. У неё есть ряд проблем и требований:

  • не допускается перезарядка, поскольку это провоцирует осыпание пластин;
  • крайне нежелательно довольно батарею до глубокого разряда;
  • всегда важно поддерживать правильную плотность электролита;
  • рабочая жидкость должна находиться на стабильном уровне;
  • избегать замыкания банок и пр.

То, сколько сможет ещё проработать батарея, если возник глубокий разряд автомобильного аккумулятора, во многом зависит от самой АКБ, её текущего состояния и оперативности реанимационных действий.

Прежде чем узнать, что делать в такой ситуации, необходимо уточнить причину такой высокой опасности глубокого (полного) разряда стартерной батареи.

В кислотных АКБ содержится электролит, обладающий определённой плотностью. Электролит представлен в виде смеси из серной кислоты и дистиллированной воды.

Глубокий разряд аккумулятора

Когда батарея разряжается, кислота постепенно начинает оседать на положительных свинцовых пластинах в виде соли. И чем разряд сильнее, тем активнее и объёмнее оказываются эти отложения. Плотность падает, существенно отличаясь от нормы.

Оптимальным показателем плотности принято считать 1,27 г/см³.

Глубокий разряд можно охарактеризовать как минимальный порог разряда АКБ, ниже которого опускаться уже попросту некуда. Если батарея посажена в ноль, внутри протекает химический процесс, стимулирующий оседание солей на поверхностях. Чтобы удалить отложения, необходимо при первой же возможности подключить АКБ к зарядному устройству. Или позволить начать заряжаться от генератора автомобиля.

Тем самым плотность нормализуется, кристаллы солей разрушаются, и работоспособность аккумулятора восстанавливается.

Казалось бы, при глубоком разряде можно просто подключить АКБ к зарядному устройству, и всё нормализуется. Это распространённое заблуждение.

При нулевом заряде плотность солей настолько увеличивается, что при последующей зарядке они уже не разрушаются, а прочно оседают на поверхностях пластин.

То есть свинцовая пластина практически полностью покрывается твёрдым солевым слоем. А поскольку зарядка батареи происходит за счёт взаимодействия свинца и электролита, то в такой ситуации АКБ заряжаться уже не будет.

Накапливать заряд такой аккумулятор уже не способен.

При каждом глубоком разряде АКБ теряет 2–3% своей ёмкости, которая уже не восстанавливается.

Из-за этого, когда аккумулятор переживает порядка 10 полных разрядов, на 30% ёмкости уже рассчитывать не приходится. При таких потерях накопленного заряда не хватит, чтобы запустить двигатель.

Глубоким считается разряд до 10,5–11 В. Именно этот порог считается критическим, когда активно начинает протекать процесс сульфатации. То есть начинает появляться осадок в виде кристаллов солей.

Возможна ли реанимация

Потенциально можно реанимировать АКБ, у которой произошёл действительно глубокий разряд, и продолжить её эксплуатацию на благо автомобиля.

Для этого применяют разного рода методы и приборы.

Многое зависит от того, насколько сильным оказался разряд, как долго батарея находилась в таком состоянии, и сколько полных разрядов источник питания пережил до этого.

Глубокий разряд губителен именно для свинцово-кислотных аккумуляторов, где в качестве рабочей среды используется жидкий электролит.

Производители обычно указывают в технической документации количество глубоких разрядов, которые может пережить тот или иной жидкостный свинцово-кислотный стартерный аккумулятор.

Обычно фигурируют цифры в диапазоне 15–20 циклов. Но в действительности даже 10 циклов достаточно, чтобы зимой аккумуляторная батарея уже не смогла выполнить свои функции.

Потому совет предельно простой.

Старайтесь не допускать глубоких разрядов. Каждый из них ведёт к потере 3% ёмкости, восстановить которую уже не получится.

А есть и такие батареи, которые вовсе не боятся подобных ситуаций.

Какие АКБ не боятся глубокого разряда

В настоящее время можно выделить автомобильные аккумуляторы, которые действительно не боятся возможного глубокого разряда. Если говорить о том, какие именно эти «бесстрашные» АКБ, то тут внимание акцентируют на технологиях GEL и AGM.

Именно в их случае потеря заряда не будет критичной, и после зарядки АКБ смогут нормально функционировать ещё не один год.

Эти аккумуляторные батареи не боятся разрядки, поскольку здесь электролит используется не в жидком агрегатном состоянии, а в виде геля (GEL), либо в виде запечатанной в матах из стекловолокна жидкости.

Именно из-за этого соли практически не могут оседать на поверхностях пластин. Но и здесь полностью избавиться от возможной сульфатации не удалось. Просто количество циклов заряда–разряда, при котором сульфатация реально даёт о себе знать, увеличено в несколько раз.

Методы восстановления

Теперь непосредственно к вопросу о том, что делать при глубоком разряде аккумулятора автомобиля.

Первым делом важно понимать, что сульфатация, то есть процесс образования отложений на пластинах, протекает не только в случае полного разряда. Сульфатация менее активная, но всё равно протекает, если АКБ находится в полуразряженном состоянии. Из-за этого крайне важно поддерживать напряжение на уровне 12,7 В, а плотность не опускать ниже 1,27 г/см³.

Если же полной разрядки избежать не удалось, нужно выбрать способ, как зарядить аккумулятор своего автомобиля после потенциально губительного глубокого разряда.

Читайте также  Контрольные работы на заказ: особенности

Всего можно выделить несколько вариантов, как вывести батарею из подобного состояния, к которому привела сильная разрядка:

  • механическая очистка;
  • химическое восстановление;
  • КТЦ;
  • с помощью дистиллированной воды;
  • переполюсовка;
  • с использованием десульфатора.

Каждый вариант реанимации заслуживает отдельного внимания.

Механическая очистка

У некоторых автомобилистов возникает идея после глубокого разряда АКБ, которую не удаётся зарядить, попытаться очистить аккумулятор от автомобиля физическим способом.

Смысл метода заключается в том, чтобы слить электролит, вырезать элементы пластикового корпуса и извлечь поражённые пластины из батареи.

Механическая очистка аккумулятора

Далее все пластины и полости между ними промываются дистиллированной водой, очищаются специальными составами. Затем остаётся только восстановить герметичность корпуса, залить свежий электролит и поставить АКБ на зарядку.

Пластины очень чувствительные, а потому требует предельно аккуратного обращения. Из-за этого путём физической очистки восстановить АКБ очень сложно.

Есть умельцы, которым удавалось разрезать корпус и собрать его. Но как именно себя поведёт после такого аккумулятор – загадка.

Химический метод

Прежде чем начать заряжать аккумулятор, его можно попытаться восстановить после глубокого разряда химическим методом.

Химическая очистка аккумулятора

Для этого применяются специальные составы, функция которых заключается в растворении кристаллов солей. Смысл идеи заключается в следующем:

  • батарея полностью разряжается нагрузкой;
  • сливается весь электролит;
  • внутренности промываются качественной дистиллированной водой;
  • в очищенные банки АКБ заливается автохимия;
  • происходит активный процесс кипения и образования газов;
  • залитый раствор сливается;
  • повторно выполняется промывка дистиллятом;
  • если пластины не очистились полностью, ещё раз заливается очищающая химия;
  • батарея промывается;
  • вливается свежий электролит;
  • АКБ ставится на зарядку.

Метод более эффективный и безопасный. Но тоже работает не всегда.

После глубокого разряда автомобильный аккумулятор может не реагировать на обычный процесс зарядки. Это может толкнуть водителя к идее провести КТЦ, то есть контрольно-тренировочный цикл.

Метод достаточно действенный, но на его реализацию уходит много времени.

КТЦ аккумулятора авто

Смысл КТЦ заключается в том, чтобы несколько раз полностью разрядить и зарядить аккумуляторную батарею. Изначально зарядка выполняется током до 10% от номинальной (паспортной) ёмкости, после чего подключается нагрузка, а АКБ разряжается до напряжения на клеммах около 10,2 В. И так нужно повторить несколько раз.

Чем медленнее АКБ будет разряжаться под нагрузкой, тем лучше она функционирует. А потому восстановление идёт.

КТЦ считается оптимальным вариантом для реанимации старых обслуживаемых АКБ и необслуживаемых батарей.

Дистиллированная вода

Ещё один метод десульфатации, который может проводиться без специальной химии. Здесь потребуется только дистиллированная вода.

Её заливают в батарею вместо электролита, и подключают к зарядному устройству. На ЗУ выбирается напряжение зарядки 14 В.

Дистиллированная вода

Важно при этом поддерживать слабое бурление воды в банках, регулируя параметры напряжения.

В процессе восстановления потребуется несколько раз слить воду и залить свежий дистиллят. Основной недостаток метода в том, что в некоторых случаях на полноценную реанимацию уходит около 3–4 недель.

По завершении растворения солей, АКБ ещё раз промывается, после чего заливается электролит и проводится стандартная процедура зарядки.

Переполюсовка

Самый крайний вариант, который используется лишь в том случае, когда все остальные методы не помогают.

Переполюсовка для аккумулятора

Смысл переполюсовки предельно простой. АКБ соединяется с зарядным устройством, но только плюс идёт на минус, а минус соединяется с плюсом.

При подаче минуса на плюсовую клемму аккумулятора осадок на пластинах начинает разрушаться.

Фактически здесь есть 2 варианта полученного результата. Либо АКБ удастся восстановить, либо же батарея окончательно выйдет из строя.

Десульфаторы

Или же применяют десульфататоры. Так называют специальные устройства, которые предназначены для борьбы с последствиями сульфатации в аккумуляторных батареях.

Сейчас также выпускают современные зарядные устройства, у которых имеется режим десульфатации.

Достаточно следовать инструкциям производителя.

Десульфаторы для аккумулятора

Проблема лишь в том, что стоимость таких устройств примерно равна цене очень неплохого нового аккумулятора. И есть ли смысл тратить деньги на десульфатор, если проще купить новую батарею.

Глубокий разряд губителен для автомобильных аккумуляторов. Да, АКБ способны выдержать некоторое количество циклов разряда–заряда, но их ресурс ограничен и постоянно снижается. Потому самым правильным решением будет следить за характеристиками и поддерживать аккумулятор в рабочем состоянии.

Восстановление кислотных аккумуляторов

Большинство транспортных и погрузочных механизмов приводятся в движение, работают посредством электрического импульса, полученного от свинцово-кислотных аккумуляторов. Проблема использования таких накопителей энергии заключаются в снижающейся способности принимать заряд. Через 2-3 года АКБ утилизируют. Восстановление основных функций устройства возможно и экономически выгодно.

Восстановление аккумулятора

Причины отбраковки кислотных аккумуляторов

Кислотный аккумулятор представляет динамичную систему с непрерывно идущей внутри электрохимической реакцией. Именно она создает условия для приема энергии на хранение и передачи потребителю. Но в результате непрерывного процесса внутренние компоненты изнашиваются, преобразуются непрерывно. Параллельно полезным идут паразитные реакции, ускоряющие процесс деградации устройства.

Результатом нарушения инструкции по эксплуатации прибора и по объективным причинам функциональность АКБ нарушается, происходит:

  • сульфатация – отложение на пластинах кристаллического налета сульфата свинца, препятствующего накоплению заряда;
  • разрушение свинцовой пластины, угольной решетки и осыпание активной массы на дно;
  • короткое замыкание внутри банки и между корпусом и пластинами, вызванное механическим повреждением или внутренним замыканием шламом;
  • разрушение корпуса аккумулятора резким ударом, взрывом или замерзанием электролита.

Независимо от причины, вызвавшей признаки отбраковки, изделие теряет способность выдавать ток нужных параметров. Возможно восстановление кислотного АКБ десульфатацией – разрушением трудно растворимого осадка химическим, физическим способами. Рассмотрим несколько методов электрического воздействия разрушающих осадок и восстановливающих функции кислотного аккумулятора.

Восстановление свинцово-кислотного аккумулятора после глубокого разряда

Десульфатирующее устройство

Глубокий разряд опасен образованием прочной корки на поверхности электропроводящих пластин. Если батарея систематически работает с недозарядом, сульфатация неизбежна. Налет на пластинах имеет нейтральный заряд и препятствует электрической диссоциации. Концентрация электролита снижается, так как активные ионы SO4— вступили в прочную связь и их в растворе мало.

При сульфатации емкость падает, батарея быстро заряжается, не дает нужный пусковой ток или отдает энергию недолго. Так, свинцово кислотный аккумулятор ИПБ, простаивающий в ожидании пуска, теряет до 20 % емкости за год. В случае отключения сетевого электричества, севшая АКБ не обеспечит аварийное освещение. Восстановление свинцово-кислотных аккумуляторов ИПБ и стартовых автомобильных позволит вернуть им первоначальную емкость, увеличить срок службы.

При глубоком разряде внутреннее сопротивление АКБ увеличивается, ток зарядки он принимать отказывается, кипит. Наиболее часто используют методы восстановления кислотных аккумуляторов :

  • длительный заряд малым током, если электролит прозрачный;
  • зарядка слабым током, используя дистиллированную воду вместо электролита.
  • импульсами большого тока.

Все способы десульфатирования можно применять при условии целостности корпуса и пластин, устойчивости замазки.

Восстановление кислотных аккумуляторов циклическим током

Застарелое сульфатирование, не оставляющее свободного места на пластинах убрать особенно сложно. Применение для восстановления забитых осадком кислотных аккумуляторов переменного тока – эффективный способ очистки. Синусоидная осцилограмма имеет положительные и отрицательные периоды. Положительная кривая энергии направляется на пробивание ходов к контактной пластине. Скопившиеся на поверхности частицы нейтрализуются периодически направляемыми отрицательными импульсами. Эффективность импульсного воздействия превосходит другие применяемые методы. Электролит нагревается незначительно, соотношение периодов подачи отрицательных импульсов регулируется, в зависимости от состояния корочки сульфата свинца.

Характеристика устройства Напряжение электросети, В 220
Напряжение аккумуляторов, В 12
Емкость аккумуляторов, А*ч 2…90
Вторичное напряжение, В 2*18
Мощность трансформатора, Вт 120
Зарядный ток, А 0…5
Импульс тока, А до 50
Мощность импульса, Вт до 1000
Разрядный ток, А 0,25
Время заряда при восстановлении, мс 1…5
Время разряда, мс 10
Время восстановления, ч 5…7

Для создания десульфатора, необходимо доработать имеющееся зарядное устройство, использовав электрическую схему.

Импульсный десульфатор для восстановления кислотных аккумуляторов циклическим током обеспечивает автоматический процесс десульфатации, используя электронную схему управления, расположенную на печатной плате.

На панель управления выносится только выключатель, амперметр, регулятор тока заряда и предохранитель.

Устройство разработано в 1999 году, и выпущено небольшой партией. Но доработать обычное зарядное устройство, пользуясь схемой, доступно мастеру.

Видео

Предлагаем посмотреть сборку самодельного импульсного десульфатора с регулировкой и объяснение использования компонентов. Доступный способ и полезные сведения для создания схемы своими руками.

Как восстановить свинцово-кислотный аккумулятор

Преждевременное сокращение емкости АКБ происходит ввиду различных причин. Чаще всего это случается по вине сульфации пластин, которая возникает из-за частых, глубоких или недозарядов.

В настоящее время существуют различные способы и методы восстановления свинцово-кислотных АКБ. В данной статье мы подробно рассмотрим некоторые из них.

Как восстановить свинцово-кислотный аккумулятор

Восстановление емкости аккумуляторов

Самый популярный и простой способ — многократная зарядка с перерывами малым током. В результате повышается напряжение в аккумуляторе. Во время перерыва электродные потенциалы пластин выравниваются, а также увеличивается плотность электролита.

Заряд прекращают тогда, когда плотность станет нормальной для вашего типа аккумулятора, а напряжение секции достигнет 2,5 вольт.

Способы восстановления аккумулятора

Восстановление с не полной потерей емкости

Если аккумулятор потерял часть емкости, для его восстановления следует растворить сульфаты. Для этого нужно подать высокое напряжение и держать его в течение нескольких часов, с небольшими паузами.

  • Данный способ предполагает следующие действия:
  • Налить дистилированную воду в аккумулятор;
  • Подключить к источнику тока;
  • Заряжать несколько циклов до обнаружения сокращения прибавки емкости;

После восстановления аккумулятора следует долить еще немного воды и зарядить под небольшим напряжением.

Восстановление АКБ

Восстановление методом дисульфатации

Данный способ имеет стопроцентную эффективность в том случае, если аккумулятор подлежит восстановлению. Для этого нужно подать напряжение 15 вольт и оставить АКБ на 12-15 часов. После этого устройство следует частично разрядить. Далее повторить первый шаг. Следующий этап — отключение стабилизатора напряжения.

Читайте также  Жидкость для радиатора автомобиля

Еще несколько способов

  • Замена электролита аккумулятора. Для этого следует слить прежний электролит и промыть АКб под струей горячей воды. После нужно подготовить раствор, состоящий их 100 мл воды и 3 чайных ложек соды. Полученную смесь следует вскипятить и налить в аккумулятор, а спустя 20 минут слить. Данный шаг рекомендуется повторить несколько раз, а в завершении снова промыть аккумулятор горячей водой и залить новый электролит, поставив АКБ на зарядку в течение 24 часов.
  • Быстрое восстановление аккумулятора. Предварительно следует зарядить АКБ, после чего слить электролит и промыть устройство несколько раз водой. Затем нужно налить аммиачный раствор трилона Б. Время десульфации составом должно составлять 40-60 минут. В процессе будет выделяться газ. После обработки аккумулятор снова промывают несколько раз с помощью дистиллированной воды, заливают в него электролит и ставят на зарядку согласно техническому паспорту.

Быстрое восстановление аккумулятора

Таким образом, существует несколько способов восстановления свинцово-кислотных аккумуляторов. Преждевременное уменьшение емкости батареи может происходить ввиду различных причин, к которым относят сульфацию пластин, частые неглубокие заряды, перезаряды и пр. Вышеперечисленными методами можно восстанавливать не только автомобильные, но и любые другие АКБ. Это поможет продлить срок службы устройства и сэкономить средства на покупку нового аккумулятора.

Наша компания предлагает клиентам широкий ассортимент свинцово-кислотных аккумуляторных устройств. Изделия, представленные в каталоге, обладают свойствами долговечности, надежности и безопасности. При правильном соблюдении условий эксплуатации и зарядки, батарея способна прослужить долгие годы без нареканий.

Способы реанимации автомобильного аккумулятора после глубокой разрядки

Заводя двигатель автомобиля, вы за относительно короткий промежуток времени расходуете значительную часть зарядка аккумулятора. Это нормальный процесс – после того как мотор запустится, он приведёт в движение генератор, который будет восстанавливать ёмкость батареи всё время, пока силовой агрегат будет работать.

Измерение напряжения АКБ

Но в ряде случаев пропорциональность этих процессов нарушается, что в итоге приводит к полной или почти полной разрядке АКБ. Можно ли вернуть такую батарею к жизни? Вопрос интересный, требующий детального рассмотрения.

Почему АКБ не рекомендуется разряжать глубоко

Любой автовладелец вам скажет, что полная разрядка аккумулятора губительна для него, и таких состояний нужно всячески избегать. Особенно это касается необслуживаемых кальциевых батарей, для которых разряд «в ноль» гарантированно означает смерть или переход в критическое состояние.

Дело в том, что нормальная плотность электролита должна колебаться возле значения 1.27 г/см 3 . Это оптимальный показатель соотношения плотности дистиллированной воды к кислоте, при котором электрохимические реакции протекают с нужной скоростью и интенсивностью.

Со временем серная кислота, связывающаяся на пластинах со свинцом, оседает на них в виде сульфата свинца, который не вступает в обратную реакцию. Этот процесс называется сульфатацией пластин. Он происходит постепенно, приводя к уменьшению плотности электролита. А чем ниже плотность, тем меньше ёмкость батареи. В итоге её заряда становится недостаточно для пуска двигателя, и если водитель в силу своей необразованности будет продолжать свои тщетные попытки, аккумулятор сядет «в ноль». Если оставить его в таком состоянии, сульфатированные пластины начнут ускоренно разрушаться, и этот процесс будет необратимым. Так что полный разряд батареи не смертелен, если тут же поставить её на подзарядку, в противном случае высока вероятность, что реанимировать АКБ не удастся.

Сколько времени глубокий разряд автомобильного аккумулятора считается не смертельным, зависти от его типа. В необслуживаемых кальциевых батареях этот временной промежуток измеряется десятками минут. В классических сурьмянистых – часами, в гелевых – сутками и даже месяцами.

Что делать, если батарея полностью села? Немедленно ставить на подзарядку. Но и это далеко не всегда гарантирует восстановление ёмкости АКБ в той мере, в какой она была до этого. Именно поэтому таких ситуаций нужно стараться не допускать.

Почему глубокий разряд вреден для аккумулятора

Ответ прост – на разрядившемся аккумуляторе и положительные, и отрицательные пластины покрываются толстым слоем сульфата свинца, который, контактируя с анодным и катодным материалом (в случае анода это диоксид свинца, катода – чистый свинец), разрушает его. Пластина осыпается, и чем дольше АКБ пребывает в разряженном состоянии, тем активнее происходит этот необратимый процесс. Быстрая зарядка способна преобразовать сульфат свинца обратно в серную кислоту, обычно так и происходит, но при глубоком разряде можно просто не успеть принять необходимые меры, и такая батарея подлежит утилизации.

Можно ли запустить полностью севший аккумулятор

Итак, мы выяснили, что глубокий разряд губителен для АКБ автомобиля. И знаем, что шансы «вылечить» такой аккумулятор есть. Насколько они высоки, сможет ли батарея после выполнения реанимационных процедур выполнять свои обязанности в прежнем объёме?

Если АКБ обслуживаемая, то шансы, безусловно, есть. Ваша задача – десульфатировать пластины, очистить их от налёта солей свинца, причём как можно быстрее.

Вопрос о том, какие автомобильные аккумуляторы не боятся полного или глубокого разряда, не стоит – он вреден для всех типов батарей. Но в некоторых случаях промедление смерти подобно – это кальциевые батареи, которые сегодня являются самыми распространёнными.

Для начала реанимировать батарею можно попробовать с использованием специального вещества – десульфатора. Это средство заливают в аккумулятор согласно инструкции, предварительно выкачав весь электролит. Время нахождения десульфатора в батарее указывается в инструкции – средство является мощным растворителем солей металлов, каковым и является сульфат свинца.

Прикуривание автомобильного аккумулятора

После удаления средства аккумулятор нужно тщательно промыть дистиллированной водой, залить свежий электролит и поставить на зарядку.

В ряде случаев ёмкость батареи удаётся восстановить, хотя и не полностью. Но если сульфатация сильная, скорее всего, потребуется ручное удаление соляной корочки. Это непростая задача: вам нужно будет демонтировать крышку, в большинстве случаев – разрезав корпус. Каждую пластину придётся обрабатывать отдельно, грубый слой снимать ножом или иным острым предметом, в завершающей стадии использовать наждачную бумагу.

Непростой будет задача и по обратной герметизации корпуса, так что подобную процедуру никак нельзя назвать простой.

И совсем не факт, что даже такой радикальный метод поможет восстановить ёмкость батареи в достаточной степени, чтобы ею можно было пользоваться длительное время.

Восстановление свинцового аккумулятора

Есть ли другие способы, способные «толкнуть» аккумулятор после глубокого разряда, если времени прошло немного?

Оказывается, да, причём немало. Но, опять же, эффективность каждого из них под вопросом, одним помогает, другим – нет.

Перечислим самые популярные и применяемые способы вывести АКБ из летаргического сна:

  • зарядка батареи током при небольшом напряжении; ;
  • полная замена электролита;
  • промывка пластин батареи.

Рассмотрим каждый из способов более подробно.

Зарядка малым током

Сразу предупредим, что это достаточно длительная процедура, но если речь идёт о дорогостоящей покупке, то несколько дней – не самая большая плата за проведение реанимационной процедуры.

Оживить аккумулятор автомобиля после глубокого разряда можно многократной подзарядкой, используя токи малой амплитуды, между циклами необходимо делать небольшие по длительности перерывы.

АКБ на зарядке

Во время таких подзарядок напряжение в батарее повышается до такой степени, что она перестаёт принимать заряд, и необходимо время, чтобы потенциалы между плюсовыми и минусовыми пластинами выровнялись. В противном случае вместо восстановления мы только ухудшим ситуацию.

По мере выполнения такой многоэтапной процедуры ёмкость АКБ будет расти, а вместе с ней и плотность электролита. Зарядку можно заканчивать, когда напряжение достигнет 2.5, максимум 2.7 В, а плотность станет нормальной. Обычно в таких случаях требуется не менее 5 циклов, длительность каждого – примерно 6 часов.

Замена электролита

Для этого необходимо слить старый, выполнить промывку батареи содовым раствором из расчёта 3 ст. л. на 100 мл. воды, желательно дистиллированной и прокипячённой. Лучшие результаты будут, если выполнить промывку 2–3 раза, после чего от остатков содового раствора помогает промывка обычной водой. И только после этого заливается свежий электролит, после чего АКБ ставится на зарядку.

Обратная зарядка

Эту процедуру многие эксперты считают довольно рискованной, поскольку зарядка осуществляется с подключением аккумулятора в неправильной последовательности – не плюс к плюсу, как обычно, а плюс к минусу. Предварительно нужно выполнить полную разрядку батареи. Потребуется и более мощное зарядное устройство, способное обеспечить ток от 80 А и напряжение не меньше 20 В.

Во время этой процедуры будет наблюдаться интенсивное кипение электролита – его не избежать, так что не пугайтесь. Время зарядки в таком режиме – около получаса, после чего рекомендуется слить электролит, выполнить промывку батареи, залить свежую жидкость и поставит АКБ на зарядку с использованием обычного ЗУ током не более 12 А.

Восстановление заряда с заливкой дистиллированной воды

В некоторых случаях помогает и такой способ восстановления ёмкости батареи. Здесь тоже нужно сначала разрядить АКБ, после чего откачать электролит, используя грушу с длинным носиком, а затем залить порцию дистиллированной воды и оставить отмачиваться пластины на 2–3 часа. Каждый раз при откачивании воды контролируйте её состояние: если она будет грязной, продолжайте процедуру.

Как только дистиллят станет чистым, заливаем свежий электролит и заряжаем аккумулятор, отказавшийся выполнять свои обязанности после глубокого разряда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: