Чем промыть топливную систему бензинового двигателя
Чем промыть топливную систему бензинового двигателя
Чем промыть топливную систему бензинового двигателя
Много копий сломано в различных дискуссиях, «мыть» форсунки или нет. Промывка имеет множество сторонников и не меньшее количество ярых противников. Но рынок диктует свой закон: есть спрос – есть и предложение, пока есть спрос на данную услугу, промывка специальной жидкостью (сольвентом) была и будет.
В этой статье попытаюсь изложить свой опыт, как правильно проводить очистку инжектора. Не затрагивая этические и экономические стороны вопроса, чисто с технической точки зрения.
Я остановил свой выбор на промывке WYNN«S, но думаю, что всё описанное в равной мере относится и другим видам сольвента.
Итак, приехала машина на промывку
Желательно, чтобы топливный фильтр был заменен до промывки, иначе грязь из него может попасть в едва очищенные форсунки, и проведение промывки потеряет всякий смысл.
1 . Перед промывкой мотор обязательно нужно прогреть до рабочей температуры.
2 . Если замена свечей не предусмотрена, выкручиваем их и закручиваем старые, но рабочие свечи, которые не жалко будет выкинуть.
3 . Открываем пробку топливного бака, чтобы в нём не создавалось давление.
4 . Отключаем топливный насос. Можно снять разъём с насоса, можно извлечь реле или предохранитель, но имейте в виду, иногда через них подаётся питание и на форсунки. Иногда проще замкнуть подачу и обратку между собой шлангом: тогда насос будет просто перекачивать бензин. Если обратки нет, можно подачу просто заткнуть, я обычно в подачу подключаю манометр.
5 . Подключаем установку для промывки. Предпочтительна установка проточная с обраткой. Но можно и так называемый баллон. В этом случае обратку на рампе необходимо заткнуть.
Кратко о преимуществах обоих способов.
Проточная установка
1 . из рампы всё смывается в установку и там фильтруется
2 . нет необходимости следить за давлением, эту функцию выполняет штатный регулятор давления
3 . как правило, эти установки оснащены таймерами, датчиками, и т.д.
Баллон
1 . низкая стоимость
2 . высокая надёжность, не требует ремонта и обслуживания
3 . позволяет, при необходимости, без проблем поднять давление
И так, установку подключили, сольвент залили, подняли давление. Теперь внимательно осматриваем все соединения и шланги на предмет отсутствия подтеканий. Недопустимы даже просто мокнущие соединения! Если всё нормально, засекаем время и заводим автомобиль. Ещё раз осматриваем шланги и соединения – при увеличении давления могут проявиться утечки.
На 15 – 20 минут даём машине поработать на холостом ходу. Далеко не уходим, сольвент – вещь ядрёная, разъедает и шланги, и уплотнители, требует постоянного внимания и присутствие под рукой огнетушителя.
Если ЭБУ определяет пропуски воспламенения, и зажигает соответствующую ошибку, необходимо регулярно её стирать, так как блок управления отключает форсунку в «неработающем» цилиндре. Минут через 5 – 10 пропуски, как правило, пропадают.
Глушим двигатель и ОБЯЗАТЕЛЬНО сбрасываем давление.
Далее – пауза на 15 минут.
Что происходит в это время, можно только предполагать. Или грязь откисает, или сольвент, закипая, разрушает отложения. Но после паузы часто возникают затруднения с запуском. Чем грязнее были форсунки, тем труднее запуск.
Поднимаем давление, заводим машину.
Если не заводится, понемногу брызгаем в ресивер аэрозольный очиститель карбюратора или бензин.
Если используем промывочный аппарат типа баллон, можно просто поднять давление. На проточной установке можно кратковременно пережать обратку, следя за тем, чтобы давление не превышало допустимых для установки величин.
Заводим, ловим обороты дроссельной заслонкой. Через пару минут холостой ход выравнивается. Теперь каждую минуту кратковременно поднимаем обороты примерно до 3000 . Но без фанатизма, это не бензин, при резких перегазовках возможна сильная детонация.
И так ещё 15 – 20 минут.
Хочу отметить, что промывка, как минимум, должна занимать 45 минут ( 15 + 15 + 15 ). Это обязательное условие.
Отключаем установку, соблюдая осторожность, сольвент может закипеть и брызнуть из трубок. Собираем топливную систему, закрываем пробку бака, заводим автомобиль минут на 5 , чтобы выработать остатки сольвента.
Меняем свечи, заводим. Рекомендуем покататься в активном режиме 20 – 30 минут.
Всё, промывка закончена.
Теперь о нюансах.
Если форсунка явно не работает (не пропускает бензин), нет смысла её мыть сольвентом. Если свечи заменить проблематично, можно промыть инжектор, не меняя их, но после промывки нужно кататься не менее часа в активном режиме, лучше по трассе. Свечи очистятся.
Как правило, если объём двигателя не превышает 2 литра, для промывки достаточно 1 литра сольвента, имейте это ввиду.
ВАЖНО! Сольвент – это крайне ядовитая, легко испаряющаяся и едкая жидкость. Избегайте попадания на кожу и, особенно, в глаза. При попадании на кожу, промыть большим количеством воды с мылом. Не вдыхайте пары сольвента, особенно, при отключении установки и сбросе давления. Промывку обязательно нужно проводить в проветриваемом помещении с принудительной вытяжкой выхлопных газов. Проводить промывку на машине с неисправной выхлопной системой НЕДОПУСТИМО.
Это не запугивание, сольвент – действительно сильный яд. Не стоит проверять на себе.
Проводить промывку инжектора рекомендую каждые 30 – 50 тысяч километров пробега. Повторюсь: это ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ и РЕГУЛЯРНАЯ процедура. При соблюдении приведённой технологии, промывка не причинит вреда ни двигателю, ни катализатору, ни топливной системе.
Промывка топливной системы двигателя — как промыть своими руками
Если со временем авто больше потребляет горючего или плохо “тянет”, высока вероятность загрязнения “топливных” элементов (например, жиклеров или форсунок) или системы в целом. В процессе эксплуатации автомобиля запчасти, имеющие отношение к мотору, покрываются пленкой (образуется из продуктов разложения топлива).
Использование хорошего горючего помогает отсрочить необходимость очистки, но образование отложений — неизбежный процесс.
Не тратьте время впустую – воспользуйтесь поиском Uremont и получите предложения ближайших сервисов с конкретными ценами!
Промывка топливной системы бензинового и дизельного двигателей
Такая процедура, когда регулярна, позволяет избежать серьезных проблем. Опытные автовладельцы рекомендуют проводить профилактическую чистку каждые 10 тыс. км пробега. При соблюдении этого условия сохраняется работоспособность мотора благодаря сохранению эксплуатационных характеристик его составных деталей.
Существует несколько способов промывки. Универсальный вариант для всех типов силовых агрегатов (в том числе инжекторов и карбюраторов) — использование специального жидкого средства. Есть один нюанс — это работает только при небольшом загрязнении, поэтому подходит больше как превентивная мера. В случае сильного засорения есть риск попадания грязи непосредственно в систему.
Промывка топливной системы — признаки загрязнения
Факторы, свидетельствующие о проблеме, косвенные (они могут говорить и о других трудностях с авто). Тем не менее проверить наличие нежелательной пленки стоит в следующих случаях:
увеличился расход топлива;
появились сбои в работе двигателя;
включился сигнал Check Engine;
машина не заводится (при этом стартер может крутиться);
упала мощность авто (например, выжимаете педаль акселератора, но обороты не растут).
Если вы наблюдаете одну из этих проблем, обратитесь в техцентр. Именно профессионалы обладают необходимыми навыками и оборудованием для проведения качественной диагностики.
Промывка двигателя и топливной системы — способы
Про самый простой вариант мы уже писали (использование “автохимии”). Но он не подходит при существенном загрязнении. Альтернативные и более сложные процессы приведены ниже:
механическая чистка (требуется снятие форсунок, помимо средства, используют ультразвук);
промывка с полной разборкой силового узла (демонтируют рампу, потом другие элементы и каждый из них чистят по-отдельности как сжатым воздухом, так и специальными жидкостями).
Вместо ультразвука при самостоятельной работе можно использовать электрозаряд АКБ. Второй вариант предполагает очищение заслонки и бензобака наряду с продувкой топливных приводов.
Зачастую требуется замена фильтра и сеточки, если она неисправна.
Возможна промывка топливной системы не только бензинового, но и дизельного мотора. Для этого необходимо подготовить “Сольвент” и два резиновых шланга по 80 см, которые надевают на ТНВД (предварительно нужно снять штатные). С другой стороны “магистрали” погружают в тару с упомянутым выше очистителем. Далее включают зажигание, запуская “сердце” авто и оставляют его работать на 15-20 минут. Далее силовой агрегат нужно заглушить и дать ему “отдохнуть” полчаса. В течение этого времени проводится химическое воздействие средства. Процедуру повторяют до полной выработки раствора, затем штатные элементы монтируют обратно.
Есть еще один рабочий вариант промывки топливной системы бензинового двигателя. Основная его сложность — необходима дополнительная пара рук. Данный способ включает использование топливных присадок, которые смешивают с топливом. Для этого убирают шланг, соединяющий коллектор “впуска” и вакуумный насос. Подготовленную заранее смесь вливают, например, спринцовкой в систему. Далее ждут минут 20, чтобы дать раствору распределиться в системе. Помощник при этом включает ДВС и газует, поддерживая обороты на значении 2 500 в минуту. Параллельно в процессе требуется подливать средство (именно поэтому выполнить подобную работу сам автовладелец не сможет). В конце процедуры дайте мотору остыть и замените свечи.
Как промыть топливную систему используя топливный насос
Если захотите узнать подробности и марки подходящих агрегатов, найти информацию не вызовет труда. Здесь мы опишем общие принципы процесса. Специальный резервуар (например, A8 Plus), временно заменяющий насос и бак, заполняют горючим и очистителем. Запускают мотор, чтобы “прогнать” топливо по следующему циклу:
переходник (устанавливают одновременно с прибором);
Жидкость (топливо+очиститель), благодаря рассматриваемому приспособлению, распределяется под необходимым давлением.
Подобная промывка дизельной топливной системы автомобиля тоже возможна, причем очистка также осуществляется при помощи бензина по приведенной методике. В результате убираются смолистые и другие загрязнения. Очищается камера сгорания (верхняя часть поршня, кольца компрессии) и впускной/выпускной клапаны.
Промывка топливной системы: снижаем расход
Вы замечаете, что мотор стал больше потреблять, но хуже тянуть? Возможно, проблема заключается в загрязнении форсунок, жиклеров или топливной системы в целом. Со временем детали, участвующие в работе двигателя, покрываются пленкой, образованной из шлаков и продуктов разложения горючего. Это неизбежный процесс, даже если вы заправляетесь на проверенной АЗС самым чистым видом топлива.
Проблему решает регулярная промывка топливной системы. Чтобы избежать сильного загрязнения форсунок, бензобака и других частей оборудования — необходимо выполнять профилактическую чистку через каждые 5-10 тысяч километров пробега. Эта мера защитит детали от серьезного налета и не позволит нарушить работоспособность двигателя. А значит, расход топлива сохранится в пределах нормы и падения мощности удастся избежать.
Aim-One предлагает ряд очистителей для ухода за топливной системой. Это концентрированные жидкости и спреи, которые легко использовать: они вливаются в бензобак или впрыскиваются непосредственно в место очистки. Препаратами пользуются работники автосервисов, а также рядовые автомобилисты (средства подходят для самостоятельного применения).
Продукты Aim-One для очистки топливной системы:
- комплексная присадка Fuel System Cleaner;
- очиститель инжекторов Fuel Injector Cleaner;
- спрей для очистки карбюратора Carb Cleaner;
- профессиональный спрей Carb Cleaner +.
Зачем нужно промывать систему?
Топливная система автомобиля — сложный механизм, она включает в себя бензобак, топливопровод, приборы подготовки и впрыска смеси (карбюратор или инжектор). Все эти части постоянно подвергаются агрессивному воздействию со стороны горючего, заправляемого автомобиль.
Не существует абсолютно чистого бензина: в любом, даже качественном, топливе содержатся шлаки. Наиболее часто в бензине встречаются сера, олефин, бензол. В процессе эксплуатации авто они медленно, но верно откладываются на стенках, засоряют жиклеры и форсунки. Застарелые загрязнения приобретают вид грубой коричневой корки, которую достаточно трудно убрать. Чтобы этого не произошло, следует использовать специализированные очистители начиная с первых 5 тысяч км пробега.
Регулярная профилактическая чистка топливной системы не допускает образования застарелой корки. Это благотворно сказывается на работе двигателя: он функционирует бесперебойно, на полную мощность, не дымит и не потребляет лишнего. Напротив, если не ухаживать за топливным оборудованием, возникают сбои в работе мотора, его оборотистость падает, а расход топлива растет.
Как снизить расход топлива, если в процессе эксплуатации топливная система забилась и требует капитальной чистки? Существует несколько решений, но самое быстрое и доступное — это комплексная добавка Aim-One Fuel System Cleaner. Концентрат активно растворяет шлаки, а также смазывает и защищает металлические детали механизмов. А главное — его можно использовать самостоятельно, средство просто заливается в бак перед заправкой.
Способы очистки
Известно несколько способов очистки системы от шлаков. Выбор того или иного из них зависит от состояния и срока эксплуатации автомобильного оборудования, а также возможностей автовладельца. Чистить систему можно в автосервисе или самостоятельно. Безусловно, обращение к специалистам — наиболее предпочтительный вариант. Однако далеко не всегда есть возможность ехать в мастерскую (дорого и долго), поэтому большинство автолюбителей проводят чистку своими силами.
Использование присадок
Специальные присадки — самое очевидное решение. Вы сможете сохранить топливную систему автомобиля в порядке, если будете регулярно использовать очистители. Они отлично справляются с легким шлаком и не позволяют образоваться грубой корке отложений. Первую очистку желательно произвести уже после первых 5 тысяч км пробега. Для этого достаточно залить комплексную присадку Fuel System Cleaner в бензобак, соблюдая следующую пропорцию: 1 бутылка (325 мл) на 60-90 литров топлива.
Попадая внутрь топливной системы, концентрат начинает активно воздействовать на загрязнения и растворяет их. На этом полезное действие добавки не заканчивается: средство создает на металлических поверхностях пленку, защищающую железо от коррозии. Наконец, препарат работает как смазка: он сокращает трение и облегчает пуск мотора. В результате, двигатель продолжает нормально работать, сохраняет мощность, экономно потребляет горючее, не дымит. Производитель рекомендует повторять очистку с использованием Fuel System Cleaner через каждые 10 тысяч км пробега.
Существуют специализированные присадки для очистки инжекторов и карбюратора. Средство Fuel Injector Cleaner так же предлагается в виде жидкого концентрата и добавляется в бензобак автомобиля. Основное назначение продукта — прочищать систему впрыска. Активные компоненты легко проникают в форсунки и растворяют отложения. Благодаря этому мотор получает полноценное питание и работает как часы. Чтобы инжекторы оставались в чистоте, следует повторять процедуру очистки через каждые 6-8 тыс. км.
Для карбюраторных авто предназначаются очистители Carb Cleaner и Carb Cleaner+. Это спреи, которые распыляются непосредственно на карбюратор. Они смывают нагар со стенок, а также пленку из бензина, смол, грязи. В итоге, прочищаются каналы, камеры, жиклеры, восстанавливается работа дроссельной заслонки. Более того, профессиональный состав Carb Cleaner + эффективно прочищает детали двигателя, включая клапаны и поршни. Эффекта хватает на 3-5 тысяч км пробега. Подробнее об этом — в статье «Чистим карбюратор за 15 минут».
Аппаратная промывка
Как уменьшить расход топлива, если автомобиль проехал несколько десятков тысяч километров, а его топливная система ни разу не чистилась? Можно использовать ту же концентрированную присадку Fuel System Cleaner. А альтернативным и более сложным решением является аппаратная промывка с помощью спринцовки и химии.
Один из распространенных приемов — введение очистителя через форсунки специальной спринцовкой. Для этого покупается соответствующий сольвент (растворитель), и смешивается с топливом. Затем полученная смесь заливается в двигатель и выдерживается внутри в течение 15-20 минут. При этом, мотор должен работать на средних оборотах. Чаще всего процедуру промывки повторяют несколько раз, это требует времени.
Еще один способ прочистить систему — обратиться в автосервис. Здесь можно предварительно пройти диагностику и выяснить, насколько хорошо работает двигатель, сколько горючего потребляет и в чем причины изменений. По результатам диагностики специалисты могут предложить очистку топливной системы на стенде. Правда, принцип жидкостной очистки здесь — тот же (оборудование промывают сольвентом).
Есть и более экзотический вариант профессиональной промывки — чистка ультразвуком. Оборудование снимается с автомобиля и погружается в ванну с суспензией. Затем включается ультразвук, под действием которого разрушаются сильные загрязнения. Этот дорогостоящий способ рекомендован в самых запущенных случаях.
Заключение
Как видим, автомобильные присадки и специальные очистители — наиболее доступное и удобное решение для чистки топливной системы. Они позволяют увеличить оборотистость движка и снизить расход топлива с минимальными затратами денег и времени.
Промывка топливной системы бензинового двигателя
Основной причиной загрязнения системы топливного питания автомобиля является попадание в нее влаги, песка, частиц коррозии с металлического бака и стальной горловины, применения некачественного горючего.
Если откладывать промывку топливной системы, ресурс двигателя значительно сократится.
Перечислим основные признаки и последствия засорения, а также методы промывки инжектора и других элементов системы.
Признаки засорения топливной системы автомобиля
Типичные признаки загрязнения топливной системы таковы:
- Затрудненный запуск двигателя в холодное время года
- Неравномерная работа силового агрегата на холостом ходу (повышенное или пониженное количество оборотов)
- Рывки и подергивания (провалы) при резком ускорении
- Детонация топливной смеси при разгоне вследствие ее обеднения и повышения температуры в камере сгорания
- Высокая концентрация угарного газа в выхлопных газах
- Повышенный расход топлива (до 20-30 %)
- Cнижение мощности двигателя
- Ухудшение динамики разгона автомобиля
- Хлопки в выпускной системе
- Быстрый выход из строя кислородного датчика (лямбда-зонда) и каталитического нейтрализатора
Эти же «симптомы» могут указывать не только на загрязнение топливной системы, но и на другие проблемы, поэтому при возникновении вышеописанных явлений желательно выполнить комплексную диагностику автомобиля.
Последствия загрязнения
Сбои в работе топливной системы возникают, в первую очередь, из-за некачественного топлива. Оно содержит большое количества всевозможных примесей, с помощью которых производители пытаются повысить октановое число. Бензол, олефин, сера и прочие соединения образуют смолянистые отложений в рампе, топливных магистралях, а в процессе сгорания – на внутренней и внешней поверхностях форсунок.
Особенно сильно страдают современные электромагнитные форсунки с допусками 1 мкм. Наиболее интенсивное накопление отложений в них происходит сразу после остановки двигателя.
В это время корпус форсунок сильно нагревается в отсутствие охлаждающего действия топлива. Его легкие фракции испаряются, а тяжелые, вместе с вышеперечисленными вредными веществами, накапливаются и уменьшают сечение калиброванного канала.
Слой отложений толщиной 5 мкм может изменить пропускную способность распылительных отверстий на 25 %.
Из-за загрязнения форсунок ухудшается образование топливно-воздушной смеси, нарушается герметичность запорного клапана регулятора давления.
В дизельных двигателях засорение топливной системы приводит к существенному ухудшению производительности топливного насоса высокого давления (ТНВД).
Отложения на элементах топливной системы представляют из себя лаковую черно-коричневую корку, которая не растворяется бензином. Именно поэтому самостоятельная чистка инжектора и прочих частей топливной системы в сложных случаях практически может не принести ощутимых результатов.
Гораздо эффективнее производить промывку в автосервисе или на СТО, где имеется специальное оборудование и химические реагенты.
Западные специалисты рекомендуют промывать топливную систему каждые 30 000 км пробега. Однако «особенности» российского топлива заставляют сократить этот интервал до 15-20 тысяч километров. Дизельные двигатели, эксплуатируемые на отечественной солярке из высокосернистой нефти, требуется очищать еще чаще – каждый 10 тысяч км.
Методы промывки
В настоящее время получили распространение два основных метода промывки топливной системы:
- Без демонтажа форсунок с двигателя
- На ультразвуковом стенде с демонтажем форсунок
Первый способ больше является профилактическим мероприятием. Он позволяет избавить систему от мелких загрязнений, удалить влагу из топливного бака. Провести такую промывку можно самостоятельно при помощи специальных присадок в топливо.
При использовании автохимии нужно действовать строго по инструкции. Очищающие добавки заливают в пустой топливный бак, а затем полностью его заправляют.
Промывка топливной системы на профессиональных ультразвуковых установках возможна только в специализированных автосервисных мастерских. Этот метод позволяет избавиться от углеродистых и смолянистых отложений на инжекторах, клапанах и клапанных седлах, в камере сгорания как бензиновых, так и дизельных двигателей.
Для очистки топливный бак и топливный насос автомобиля отключаются, вместо них на вход топливной рампы подсоединяется нагнетательный шланг установки. Специальная жидкость (сольвент), которая одновременно является очистителем и топливом, подается из емкости под давлением. Излишки моющего состава проходят через регулятор давления по обратной линии в резервуар установки.
Такая схема промывки инжектора способствует эффективной очистке не только форсунок, но и топливной рампы, а также регулятора давления с запорным клапаном. В электромеханических системах впрыска очищается дозатор-распределитель.
После промывки бензиновых двигателей обязательно оценивают состояние свечей зажигания. При необходимости их меняют.
В перечень работ по очищению топливной системы дизельных двигателей обязательно включают промывку ТНВД, в полостях которого накапливаются отложения.
Механическая очистка топливной системы: порядок действий
При наличии времени, желания и (что самое главное) навыков в сфере ремонта автомобиля выполнить полную промывку топливной системы можно своими руками.
Бензиновый двигатель
Снимите топливную рампу и форсунки. Промойте дроссельную заслонку и замените топливные фильтры.
Очистите форсунки. Для этого определите расположение подающего канала и распылителя (последний обычно покрыт налетом бурого цвета).
При наличии сеточного фильтра извлеките его вместе с уплотнителями. Вставьте распылительную трубку аэрозольного очистителя в подающий канал.
Соберите электрическую цепь, присоединив к плюсу на аккумуляторе лампочку и соответствующую клемму форсунки, к «минусу» – кнопку дверного звонка и другую клемму форсунки.
Подайте давление на форсунку и одновременно нажмите кнопку дверного звонка, выступающего в качестве замыкателя цепи. Если все в норме, загорится контрольная лампа, а из распылителя вырвется огонь.
Повторите последнюю процедуру несколько раз до образования равномерного факела.
В завершение замените уплотнители на форсунках и установите последние обратно на рампу.
Снимите бак, слейте остатки топлива в емкость и продуйте емкость воздухом. Прежде чем заливать топливо обратно, дождитесь, пока загрязнения осядут. Еще лучше использовать свежее горючее.
Дизельный двигатель
Процедура промывки дизельного двигателя сложнее, чем бензинового. Для ее проведения налейте в пластиковую бутылку промывочную жидкость из расчета 1 литр на 2 литра объема двигателя. Это средство ядовито, поэтому работайте в перчатках и старайтесь не допускать его попадания на кузов.
Отсоедините обратку и подачу от ТНВД, подсоедините к местам крепления шланги, концы которых опустите в тару с «промывкой». Закрепите их хомутами для обеспечения герметичности.
Запустите двигатель на 15 минут, в конце немного понажимайте на педаль газа и заглушите мотор.
Подождите 20 минут, пока жидкость остынет, а отложения откиснут.
Повторите процедуру с запуском двигателя несколько раз до того момента, пока промывочная жидкость полностью не израсходуется. За несколько секунд до этого заглушите мотор.
Подключите топливные шланги обратно и дайте двигателю еще немного поработать.
Целесообразность применения топливных присадок
Использование присадок в топливо – самый легкий вариант очистки форсунок. Нужно выбрать подходящую жидкость, залить ее в бак перед заправкой и эксплуатировать автомобиль в обычном режиме.
Однако нужно помнить о некоторых нюансах:
- Добавки повышают концентрацию кислорода в топливе, которое и так содержит его достаточно много
- При сильно забитом фильтре тонкой очистки топлива присадки, скорее всего, будут бессильны
- Присадки подходит для вымывания лишь начальных отложений, сильные загрязнения они не удалят
- Иногда использование добавок может вызвать нестабильность работы или проблемы с запуском двигателя (загрязнения попадают в фильтры и другие элементы топливной системы)
- Температура применения присадок ограничена (обычно их используют при уверенном плюсе)
Как предупредить загрязнение топливной системы?
Чтобы проблем с топливной системой не возникало, заправляйтесь только на проверенных АЗС. Старайтесь заливать полный бак горючего, так как в полупустой емкости, особенно зимой, может конденсироваться влага из воздуха. Вместе частицами пыли она попадает в топливо и загрязняет его.
Своевременно меняйте топливные фильтры, проводите профилактическую очистку системы каждые 10-15 тысяч км пробега автомобиля.
Эти действия не требуют особых расходов, но гарантируют стабильную работу двигателя на длительный срок.
Очистители топливной системы: тест 4-х брендов
Проведем тестирование четырех видов препаратов, предназначенных для очистки топливной системы автомобиля. В процессе анализа сравним положительный эффект, получаемый в результате применения этих препаратов и бензина с очищающими присадками.
Засорение форсунок двигателя является довольно часто случающимся фактом при частой эксплуатации автомобиля. Показателем их загрязнения является потеря резвости двигателя, плохой спуск и другие неполадки при запуске и езде. Для того, чтобы решить эту проблему, существует два варианта: замена форсунок или их очистка. Первый вариант достаточно дорогостоящий, и не всегда целесообразен. Мытье форсунок можно осуществлять в автосервисе, но можно и самостоятельно воспользоваться специально предназначенными для этого очистителями топливной системы, которые заливают в бак.
Проведем опыт очистки форсунок двигателя с использованием четырех препаратов, на основе которого проанализируем и сравним их:
-
американский Hi-Gear (цена 280-300 рублей);
Действительно, очистительный эффект от применения этих видов бензина существует. Достигается он за счет содержания в их составе моющих компонентов. Однако заправиться таким бензином можно далеко не везде, к тому же он дорого стоит. Основное предназначение этого вида топлива: препятствие образованию отложений в виде осадка, а не очищение непосредственно. То есть если двигатель уже загрязнен, то вряд ли такой бензин поможет — он лишь предотвратит ещё большее загрязнение. Это стало ясно после опыта использования бензина Лукойл Экто А95-К5 с моющими присадками.
Слева — поршень после эталонного загрязнения.
Справа — сажа на свече — типичный вид после «поедания» мотором грязного топлива.
Не испортит ли очиститель топливной системы бензин?
Изначально экспериментаторы убедились в том, что использование моющих присадок в составе бензина не будет способствовать его порче. Это стало ясно после проведения опытов с добавлением в состав бензина моющих компонентов и последующего анализа состава в лабораториях. Специалисты выяснили, что почти все участвующие в эксперименте очистители по составу вполне соответствуют Техническому регламенту, установленному Таможенным Союзом, а также их ввод не влияет на октановое число. Исключение составил очиститель марки Hi-Gear, который, как оказалось, содержит в составе некоторое количество смол. Вероятно, смолы используются в качестве присадки для смазки — в описании очистителя есть информация о улучшенной смазке топлива.
Все введенные в бензин препараты способствуют повышению концентрации кислорода, однако до предельной нормы его содержания (2,7 %) ещё далеко. Повышение уровня кислорода свидетельствует о том, что окислители содержат оксигенты в составе, которые усиливают процесс горения. Именно за счет этого и происходит высокотемпературная очистка двигателя. В наибольшей степени оксигентные свойства оказались у очистителя марки «Супротек». Стоит заметить, что использование данных препаратов должно соответствовать инструкции — превышение дозы может привести к сбою в системе управления двигателем.
На фото слева изображен поршень двигателя, работающего на топливе с очистителем «Супротек», справа — свеча после работы на бензине с препаратом Liqui Moly в составе.
Холодная часть системы двигателя также подвержена загрязнениям, в борьбу с которыми вступают другие очистители. После их включения в состав бензина наблюдается повышения рН в составе топлива. Лучшие показатели по нейтрализации отложений в результате повышения кислотности были выявлены при использовании очистителя Hi-Gear. Но есть и другая сторона медали: повышение кислотности может способствовать изменению ресурса уплотнений в топливной системе. Поэтому умеренное повышение рН вследствие использования Liqui Moly и «Супротек» наиболее оптимально.
В ходе экспертизы выяснилось, что очистители топливной системы не содержат в своем составе опасных ингредиентов, которые могут негативно сказаться на бензине (металлы, газы бензол, метанол) и привести к изменению октанового числа.
Моющий эффект очистителей топливной системы
Все препараты, участвующие в эксперименте, работают согласно обещаниям производителей. В результате их использования существенно снизился уровень отложений на деталях двигателя. Вероятно, что при длительном применении топлива с очистителями в составе возможен ещё более высокий уровень очистки. В ходе анализа мы учли фактор самоочищения двигателя в результате воздействия высоких температурных режимов, и за минусом данного эффекта оказалось, что все препараты работают.
На фото результаты теста очистителей топливной системы
Лучшие показатели очистки обнаружены при использовании препаратов Liqui Moly и отечественного «Супротек», являющегося его аналогом. В режиме постоянной нагрузки использование этих компонентов способствует снижению расхода бензина в среднем на 4 %, а при холостом ходе — на все 8 %. В составе использованных газов обнаружено снижение уровня углеводородов, что является важнейшим показателем уровня засорения двигателя машины.Опыты с бензином показали, что при отсутствии в его составе очистителей не происходит никаких изменений, а вот бензин Лукойл Экто положительным образом влияет на процесс горения, результатом которого является экономия топлива и снижение СН в составе. Это свидетельствует о его очистительных качествах. Однако замечено, что положительная тенденция наблюдается только после многократного применения. На первых этапах перехода на бензин с моющими компонентами наблюдается даже снижение производительности работы мотора. Причиной является активное вымывание отложений из топливной системы, что приводит к ухудшению процесса образования смесей. Но после длительного использования наблюдается улучшение динамики и стабилизация работы двигателя за счет его очищения.
Принцип работы бензина данной марки схож с воздействием очищающих присадок, но более мягок (за счет более низкой концентрации активных ингредиентов).
Так стоит ли использовать очистители топливной системы?
Как показали проведенные опыты, препараты-очистители работают. Однако у владельцев авто может возникнуть вполне логичный вопрос: как они влияют на работу мотора? Не изнашивают ли его быстрее?
-
Включение в состав бензина препаратов приводит к повышению показателей концентрации кислорода. Все виды бензина, находящиеся в продаже, имеют относительно большой запас данного показателя, поэтому особых проблем из-за превышения уровня кислорода возникнуть не должно. Однако этот фактор следует учесть, поэтому при использовании очистителей и включении их в состав топлива, следует использовать только высококачественный бензин.
Источники загрязнений двигателя и методы борьбы с засорением
При эксплуатации автомобиля неизбежен факт лишь частичного сгорания топлива. Остатки масла и продуктов горения откладываются в камере сгорания. Это приводит к изменению уровня сжатия, нарушению теплового баланса, сужению камеры сгорания. Всё это в совокупности может привести к детонации двигателя.
В целом сбои в работе двигателя, в зависимости от конкретной зоны, могут иметь различные причины. Так, на клапанах или в камере сгорания в основном откладываются твердые крупные частицы, которые при попадании органики склеиваются друг с другом и образуют своеобразные пласты. А в топливном отсеке двигателя грязь откладывается в виде лаковых пленок.
В зависимости от типа загрязнений, применяют два разных принципа их устранения. Лак в топливной системе следует удалять с помощью растворителей, пласты в камере сгорания — с помощью воздействия высоких температур. Повышение температуры достигается за счет использования специальных добавок в бензин. Хорошо также помогает проехать на большой скорости сотню километров без остановок — это способствует высокотемпературному очищению.
Методика исследований
В ходе испытаний мы использовали методику, которая применялась для оценки эффекта использования бензинов, препятствующих загрязнениям. Мы искусственно загрязнили двигатели, после чего проанализировали параметры его загрязнения смолами и продуктами горения, после чего применяли на них улучшенный бензин. Все этапы испытаний фиксировались в результате количественного и качественного анализа, после показатели сверялись с изначальными данными и друг с другом.
Видео про очистители топливной системы:
Промывка двигателя при замене масла. Промывка топливной системы бензинового двигателя: отзывы, советы
Большинство автолюбителей при замене масла предпочитают производить полную промывку двигателя. И это действие правильное. Однако почему же сами автопроизводители не пишут о нем в инструкциях? Дело в том, что при тестах они допускают лишь качественное сервисное обслуживание во время эксплуатации. Поэтому и не считают промывку обязательной. Однако в России есть ряд факторов, по которым все же следует производить подобную процедуру: начиная от качества ГСМ и заканчивая халатностью мастерских. Все это порой вводит автолюбителей в ступор. И все-таки, нужна ли промывка двигателя при замене масла? Давайте рассмотрим этот вопрос.
Промывка ДВС подержанных и новых автомобилей
Многие автомобилисты говорят о промывке ДВС при замене масла. Причин тому несколько. Если это подержанный автомобиль, купленный недавно, то сложно определить, насколько качественно он обслуживался у прежнего хозяина. Поэтому промывка делается как профилактика. При этом в двигатель заливается новое масло. К тому же, каждый производитель имеет свои технологии изготовления таких жидкостей.
Что рекомендуют автомобилисты?
Во-первых, делается промывка двигателя при замене масла минерального на синтетическое. При этом необходимо придерживаться нескольких правил:
- Перед заливкой новой жидкости мотор обрабатывается специальным промывочным маслом.
- После заливки нужно заменить масляный фильтр. После 4-5 тысяч километров пробега его следует заменить, так же как и саму жидкость. А вообще, синтетика сама по себе обладает хорошими свойствами очищения и вымывает всю накопившуюся в моторе грязь.
Во-вторых, промывка двигателя при замене масла производится в случае, когда автолюбитель решил перейти с продукции одного производителя на товар другого. Делается это, как мы уже сказали ранее, из-за разных технологий изготовления. Особо это заметно при производстве полусинтетических масел. Разница концентрации в них «минералки» и «синтетики» может достигать 30 процентов.
Есть ли альтернативный вариант?
Некоторые автолюбители советуют вместо промывки просто уменьшить интервал замены жидкости. Так делается при переходе с «минералки» на «синтетику». В отличие от последней минеральные масла обладают меньшими свойствами вымывания и способны не выводить отложения в ДВС на протяжении длительного времени. В принципе, при использовании такого метода уменьшения срока замены такая процедура, как промывка двигателя при замене масла, может быть вовсе исключена.
Промывочное масло
Именно при помощи данного средства производится промывка двигателей внутреннего сгорания. Эта жидкость представляет собой дешевое минеральное масло с большим количеством щелочных присадок. Задача последних состоит в растворении отложений внутри мотора. На сегодняшний день наиболее популярными считаются жидкости-пятнадцатиминутки. Раньше в двигатели заливали средства длительного действия. Такие вещества были популярны в 90-х годах прошлого столетия. Использовались средства длительного действия следующим образом. Автомобиль, которому требуется промывка двигателя при замене масла, загоняли на станцию. Там после удаления старой жидкости в него заливалось щелочное сильнодействующее средство. На таком веществе машина должна была проездить некоторое время (пару дней). После чего промывочная жидкость сливалась. Мотор при этом освобождался от отложений. Далее в горловину заливали новое моторное масло, и машина была готова снова отправляться в путь (теперь уже не на 2 дня, а на 10 тысяч километров).
Почему данная технология утратила популярность в наши дни? Дело в том, что на весь процесс требовалось тратить много времени. Согласитесь, вряд ли кто-то сейчас согласится потратить на это 2 дня своих выходных. Но время – далеко не единственная причина, по которой водители отказываются применять такой метод. Ведь при заливке промывочного масла машина заметно теряла свои прежние мощностные и динамические характеристики. А на высоких оборотах двигателю грозила серьезная поломка (так как плотность масляной пленки на стенках цилиндров была очень маленькой). Получить удовольствие от езды на таком авто вряд ли кому удавалось.
И не стоит забывать о щелочных свойствах данного масла. Когда такая жидкость попадает на уплотнительные прокладки и другие резинотехнические изделия, она попросту разрушает их своими чистящими присадками. То есть вместе с маслом приходилось менять множество других элементов двигателя.
Альтернативный вариант промывки
Именно из-за вышеперечисленных недостатков использовать средства длительного действия в наше время просто неразумно. В качестве альтернативы производители изобрели быстродействующие вещества – жидкости-пятиминутки. Однако что же они очистят за несколько минут нахождения в двигателе? На первый взгляд в их результативности можно усомниться, ведь вместо 2-х дней нужно всего лишь 10-15 минут.
А что насчет резиновых деталей?
Как утверждает производитель, в состав промывочных жидкостей входит специальная присадка, благодаря которой свойства резины не теряются при воздействии подобной щелочной «бомбы».
Разновидности жидкостей-пятнадцатиминуток
Данные средства делятся на два типа. Первый – это промывочное масло. Чаще всего оно разливается в большие 5-литровые канистры. Промывочное масло заливается после старой слитой жидкости. Второй тип – это средство в чистом виде. Его можно увидеть на фото ниже:
Объем такого флакона составляет порядка 300-450 миллилитров. Применяется чистое промывочное масло следующим образом. Через горловину, не убирая старую жидкость, заливают средство в полном объеме. По истечении нескольких минут откручивается пробка, и в подставленную предварительно емкость (срезанную наполовину пустую канистру) сливается «отработка» вместе со всеми накопившимися отложениями.
Отметим, что в обоих случаях во время нахождения промывочного средства в моторе нужно дать поработать двигателю на холостом ходу. Затем зажигание выключается. И только после этого сливается «отработка».
О стоимости
Сколько стоит промывка двигателя? Цена одного флакона жидкости-пятнадцатиминутки составляет порядка 170 рублей.
Об отложениях в поддоне и топливных каналах
Сильно ли вредят те самые отложения, против которых борется промывка? На самом деле нет. Не так страшен черт, как его малюют: все отложения прилипают к стенкам определенной детали и держатся там очень крепко. На работе двигателя это практически не отражается. Схема двигателя внутреннего сгорания такова, что любая грязь волей-неволей будет оседать в поддоне картера.
А вот если подобные отложения идут из бака, дела очень плохи. В таком случае промывка топливной системы (бензинового двигателя и дизельного в том числе) неизбежна. Если количество отложений выше нормы, подача топлива в камеру сгорания ухудшается, соответственно, мотор теряет мощность и динамику. Причем больше всего от этого страдают дизельные ДВС. Промывка топливной системы дизельного двигателя в России – процедура неизбежная. Ее даже рекомендуют делать как профилактику каждые 50 тысяч километров.
Чистка форсунок
Жидкость для промывки форсунок и инжектора – это единственный дешевый и быстрый способ очистить от грязи топливную систему дизельного или бензинового автомобиля. Данное средство выполняет сразу несколько задач:
- Очищает все топливные каналы и узлы в системе автомобиля.
- Делает сгорание более полным.
- Обеспечивает умеренный расход топлива.
Подобные средства для промывки двигателя можно приобрести примерно за 400 рублей. Если сравнивать со стоимостью комплекта новых форсунок (45 тысяч рублей), то это не такая уж и высокая цена.
При этом жидкость для промывки форсунок и инжекторов может быть двух типов:
- Прямого действия. Такие средства чаще всего представляют собой спреи, которые впрыскиваются во впускной коллектор. Так происходит прямая очистка форсунок инжектора.
- Присадки для промывки, добавляемые в топливный бак. В принципе, они выполняют схожую функцию. Однако добавляются они в бак в строго заданных пропорциях и попадают в инжектор не отдельно, а вместе с топливом. При этом еще и прогоняют всю накопившуюся грязь по каналам.
Кстати, промывка топливной системы бензинового двигателя может производиться и ультразвуком. Однако это значительно дороже, чем применение специальных жидкостей.
Когда автомобилю нужна промывка двигателя?
Отзывы экспертов говорят о том, что данная процедура не должна производиться для профилактики. Даже при смене масла нужно быть очень осторожным с жидкостями-пятнадцатиминутками. Если часто прибегать к данной процедуре, можно вовсе испортить двигатель. Ведь если ранее все отложения были прочно закреплены к металлу, то после этого они будут плавать еще тысяч 10 в качестве слизеобразной жидкости в моторе, тем самым затрудняя его работу. Поэтому прибегать к промывке двигателя нужно лишь в том случае, когда это действительно необходимо автомобилю. О чем можно узнать после полной его диагностики. Предпосылками для промывки мотора могут быть:
- Наличие большого количества отложений под крышкой головки блока цилиндров.
- Наличие иной жидкости (например, антифриза) в «отработке».
Подводим итоги
Таким образом, дизельный или бензиновый двигатель должен промываться лишь в том случае, если эта процедура была назначена специалистом при диагностике. Промывка же «на всякий случай» может нанести значительный вред автомобилю. И еще одно – точной периодичности проведения данной процедуры не существует. Текущее состояние мотора зависит от целого ряда факторов: качества обслуживания, чистоты потребляемого топлива, условий эксплуатации и т. д. Поэтому никто из производителей не указывает обязательных сроков промывки.
Заключение
Вывод из этого можно сделать только один – данная процедура не должна проводиться по желанию. Обязательно перед ней мотор должен пройти диагностику, иначе вы своими руками можете сократить его ресурс вдвое. Ну а чтобы вообще не «заморачиваться» такой вещью, как промывка мотора, меняйте как можно чаще масло и варьируйте его типы (по схеме «минералка-синтетика-минералка»).
Напоследок отметим один интересный факт. Как показывает практика, если двигатель работает на газе типа метан или пропан (то есть установлено ГБО), то отложения в двигателе и топливной системе полностью исключены. Все дело в том, что газ при сгорании не издает копоти, соответственно, нагара никакого нет. А масло даже через 20 тысяч километров остается кристально чистым. Даже глушитель вместо копоти покрывается ржавчиной. Но все же замена масла (ВАЗ это или, например, «Тойота», неважно) должна выполняться в срок. Хотя не так строго, как, скажем, в случае с дизелем.