Антифриз красный технические характеристики
Антифриз красный технические характеристики
Особенности применения антифриза g12
Концентрированная морозостойкая жидкость антифриз g12 (antifreeze g12), в основе которой лежит моноэтиленгликоль, зимой и летом служит защитой для мотора и системы охлаждения от коррозии и мороза. В своём составе тосол не имеет ультрафосфатов, самородов, нитритов, серотонинов, каламинов и клиноэдритов.
Свойства хладагента
Почти на 95% все антифризы одинаковы. Основой всех хладагентов является этиленгликоль (пропиленгликоль), представляющий собой маслянистую жидкость с температурой кипения +200 0 С и температурой замерзания -12,3 0 С. Для усиления характеристик антифризов к их основе присоединяют различные добавки. Антифриз класса g12 называется карбоксилатным, так как в его составе содержится карбоновая кислота.
Смешивать охлаждающую жидкость рекомендуется с хладагентами только одного производителя, а также следует применять умягчённую воду. Охлаждающая жидкость по своей сути обладает защитными свойствами:
- экранирование разрушения;
- усиленный теплообмен;
- используется в совместных автопарках;
- уменьшает затраты на ремонт ОС;
- оберегает окружающую среду;
- препятствует пенообразованию;
- нейтрален к бензошлангам и лакированным поверхностям.
Концентрированный антифриз состоит на 90% из этиленгликоля, 3% умягчённой воды и 7% составляют различные добавки, от качества которых зависит, будет ли электродвигатель работать безаварийно или нет.
Классификация антифризов
До недавнего времени разобраться, чем отличаются друг от друга антифризы разных классов, было достаточно сложно. До настоящего момента не существовало идеального образца, которому бы соответствовали все охлаждающие жидкости (ОЖ). Зачастую разные страны производили ОЖ согласно своим внутренним критериям. Поэтому многие производители решили использовать метод автоконцерна Фольксваген, который для удобства разработал систематизацию антифризов на три класса:
- g11;
- g12;
- g13.
В антифризе класса g11 используются силикатные добавки, которые покрывают предохранительной пенкой систему охлаждения и создают защиту от её разрушения. Но данная пенка снижает процесс теплообмена, из-за чего со временем сама начинает разрушаться, что приводит к неисправности двигателя и всей системы охлаждения.
Из этого следует, что хладагент класса g11 необходимо менять один раз в два года, чтобы система охлаждения работала исправно. Антифризы силикатные, изготовленные по установившейся спецтехнологии, определяются надписями на банках:
- g11;
- IAT.
Антифриз g11 от g12 отличается тем, что в первом случае применяются силикатные добавки, а антифризы класса g12 (g12, g12+ и g12++) — это очередная ступень в реформировании ОЖ. Несовершенство силикатной технологии производители ОЖ ликвидировали, овладев технологиями органических кислот. В роли антикоррозийных добавок в антифризе 12g применяются карбоновые кислоты. Поэтому существует их второе название: карбоксилатный тосол.
Особенности добавок
Карбоксилатные добавки имеют характерную особенность: они работают только в месте начинающейся коррозии, поэтому для профилактических мер они не годятся. Чтобы исправить такой недочёт, производители охлаждающей жидкости соединили обе технологии в одну. В конечном итоге был синтезирован новый класс жидкостей g12plus, который получил название «гибридный тосол». В состав такого тосола входят органические и неорганические добавки. В Европе отдают предпочтение силикатам, американские разработчики применяют нитриты, японские эксперты интегрируют фосфаты.
Новое поколение охлаждающих жидкостей g12++ появилось в 2008 году. В их составе удачно сочетается органическая основа с незначительным количеством минеральных добавок. Охлаждающие жидкости класса джи12, джи12+, джи12++ представляют из себя модификации технологий органических кислот. Технология комбинирования минеральных частей называется «лобридный тосол».
Кульминацией современных охлаждающих жидкостей является класс g13. Тосолы этого класса появились на рынке в 2012 году. В своём составе они содержат неопасную пропиленгликолевую базу — это существенное отличие от предыдущих. В остальном g13 вполне сходен с предыдущими классами.
Достоинства и недостатки
Карбоксилатные добавки отличаются тем, что не создают предохранительного покрова на всём промежутке охлаждающей системы. Их работа начинается только в очаге возникновения коррозии при образовании очень тонкого (до одного микрона) защитного слоя в системе.
Все негативные свойства силикатной технологии в этом случае перешли в разряд достоинств:
- Увеличение теплопроводности;
- Отсутствие абразивных частиц;
- Увеличение срока использования тосола до 3−5 лет.
Использование ОЖ по цвету
Автомобилистов чаще всего интересует вопрос, какого цвета ОЖ лучше заливать: антифриз g11 синий, антифриз g12 красный или антифриз g12 зелёный. Первоначально все ОЖ неокрашенные. Окрашивают их для отличия от остальных растворов. Но какого-то определённого стандарта на цвет не существует. Автопроизводители могут окрашивать свои ОЖ в любой цвет. Опираясь на опыт значительного большинства крупных разработчиков, ОЖ g11 окрашивают в синие или зелёные оттенки. Все ОЖ g12 с плюсами и без них окрашивают в красные цвета с оранжево-сиреневыми оттенками. И ОЖ g13 имеют розовый или фиолетовый цвет.
Использование карбоксилатной ОЖ красного цвета рекомендуется в медных или латунных теплообменниках, а если испаритель из алюминия или алюминиевых сплавов, то в этом случае применяют ОЖ силикатную зелёного или синего цвета. Лобридные ОЖ g12++ и g13 подходят для любых автомобилей.
Цвет имеет значение — красный антифриз
Сегодня автомобильный рынок предлагает потребителям множество различных видов хладагентов для систем охлаждения. Эта статья посвящена конкретно красному антифризу и его техническим характеристикам. Более полная информация о расходном материале, его свойствах и обозначениях предоставлена в этой статье.
Описание красного антифриза
Где применяется?
Антифризы или концентраты красного цвета в идеале должны соответствовать международному стандарту G12. Почему должны? Потому что в настоящее время производством охлаждающих жидкостей занимаются многие компании, которые иногда и не придерживаются стандартов. В целом расходные материалы красного цвета стандарта G12 не содержат в своем составе силикатов, в результате чего жидкость имеет отличные антикоррозийные свойства. Состав этого хладагента позволяет эксплуатировать его с радиаторами, выполненными из меди или алюминия.
Характеристики
Остановимся ненадолго на характеристиках ОЖ. Красный антифриз производится на основе этиленгликоля, температура замерзания которого составляет -13 градусов. Однако, если этот элемент разбавляется с водой, то можно получить лучшие характеристики касательно замерзания — порог может увеличиться до 75 градусов мороза. Соответственно, производители разбавляют этиленгликоль, поскольку он имеет более лучшие свойства.
Если вы используете концентрат красного антифриза, то его технические характеристики, как вы поняли, будут немного другими. Для разбавления специалисты рекомендуют использовать исключительно дистиллированную воду. В пропорции один к одному температура замерзания красного антифриза должна составлять от -25 до -40 градусов, в зависимости от производителя и состава. При добавлении различных присадок в ОЖ, этот порог может быть снижен до -70 градусов, а температура кипения будет составлять +110 градусов. Кроме того, если расходный материал соответствует всем международным стандартам, то он будет обладать превосходными смазывающими характеристиками.
Смазывающие свойства красного антифриза значительно влияют ресурс эксплуатации насоса охладительной системы.
Что означает красная ОЖ в Европе, Японии и США?
Сразу же отметим — только в России и странах бывшего СНГ красный концентрат антифриза и красный Тосол могут иметь разные значения и составы. Во всем мире охлаждающие жидкости делятся только на стандарты по стандартам производителя Фольксваген, т.е. G11, G12, G12+ и G13.
В Европе
У европейских изготовителей цвет охлаждающей жидкости соответствует классу допуска к авто, и как правило он отмечен на бутылке. Красный антифриз или концентрат стандарта G12 может иметь несколько оттенков — розовый, бардовый и другие. Эта ОЖ впервые появилась на рынке в конце прошлого века и относится к карбоксилатному типу, а в ее составе обычно применяются органические присадки, функционирующие избирательно. В частности, благодаря присадкам расходный материал образовывает защитный слой исключительно на тех элементах, на которых уже появилась ржавчина.
Жидкости стандарта G12 наиболее оптимально подходят для использования в двигателях, функционирующих на высоких оборотах и при больших температурах. Срок службы красного антифриза или концентрата составляет около пяти лет.
На сегодняшний день такие расходные материалы используются для иномарок, производящихся в России:
- Форд;
- Рено;
- Дженерал Моторз — Опель;
- Хендай;
- Киа;
- Фольво;
- Фиат.
В Японии
А вот в Японии классификация расходных жидкостей в корне другая. Концентраты, производимые в этой стране, делятся также по цветам. Но только в этом случае цвет означает температуру замерзания, а не соответствие к стандарту. К примеру, красный антифриз начнет замерзать при 30 градусах мороза. То есть в принципе красный антифриз разных производителей может иметь совершенно различный состав, но температура замерзания у них будет одинаковой.
В США
Что касается США, то у заокеанских производителей своих различий по цвету также нет. Американские изготовители производят в большинстве своем только зеленые и красные концентраты и хладагенты. В целом для моторов машин американского производства желательно использовать нитритные ОЖ. Нитритный хладагент считается канцерогенным, но на территории европейских стран его применение запрещено, соответственно, нитритные ОЖ можно заменить антифризами стандартов G12.
Также следует отметить, что американские производители зачастую указывают и европейский аналог рядом с названием ОЖ. Цвет в данном случае, как вы уже поняли, абсолютно никакой роли не играет. Он может не совпадать даже в концентратах с одинаковым составом.
Значение красного цвета тосола
На территории России и Украины производится Тосол. Тосол — это тот же самый антифриз, только имеющий собственное, отечественное название. Отечественный Тосол может быть изготовлен абсолютно в любом цвете. Это может быть и красный, и синий, и желтый, и зеленый Тосол. В данном случае окрас жидкости зависит исключительно от производителя, а также состава, который в ней присутствует.
То есть состав Тосола также может быть абсолютно любым. При покупке отечественного Тосола на окрас расходного материала лучше не обращать внимание. Смотрите на этикетку канистры — на ней должен присутствовать класс допуска. Иногда отечественные производители указывают и соответствие продукции международным стандартам.
Можно ли смешивать ОЖ по цветовому показателю?
Проанализировав приведенную выше информацию, можно смело заявить, что смешивание ОЖ исключительно по цветовому показателю не является правильным. Смешивание допускается только в том случае, если ОЖ имеют одинаковый состав, при этом их цвет может быть любым. При покупке расходного вещества вы должны обращать внимание не на цвет, а непосредственно на стандарт и класс допуска. Вся эта информация указана на канистре или в сервисном мануале к вашему авто.
Пожалуй, самым главным критериев несовместимости расходных материалов являются присадки. Как было сказано выше, разные компании могут добавлять разные присадки в состав ОЖ каждая из которых имеет свое предназначение. К примеру, в состав одной ОЖ могут входить карбоновые присадки для предотвращения ржавчины (кислоты), в состав другой — фосфатные элементы. При смешивании таких ОЖ прямо в охладительной системе начнет происходить химическая реакция. В результате этого в ОЖ могут появиться отложения или она и вовсе выпадет в осадок. Соответственно, она не сможет выполнять возложенные на нее функции.
Видео «Можно ли мешать ОЖ разных цветов?»
Об этом узнайте из видео.
- Что заливать: тосол или антифриз?
- Обзор охлаждающей жидкости Сибирия
- Аляска — незаменимый продукт для автомобиля в любой сезон
Антифриз: различие, цвета и составы
Какими бывают антифризы по цвету, составу, качеству? Чем они отличаются друг от друга и от тосола? Как сориентироваться в разнообразии видов, и какой антифриз все-таки лучше заливать в двигатель автомобиля?
Итак, давайте разбираться по порядку.
Антифриз – это жидкость, служащая для охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Производители придают ей особые свойства, чтобы она не вскипала при высоких температурах, но и не замерзала на морозе. Для этого ее изготавливают из спирта и дистиллированной воды. Кроме того, в антифризы добавляют специальные присадки – ингибиторы коррозии, за счет чего повышается срок службы мотора и период эксплуатации самого антифриза.
Виды антифриза
Сегодня все антифризы можно условно поделить на 4 типа:
- Традиционные.
- Гибридные.
- Карбоксилатные.
- Лобридные.
Рассмотрим отдельно каждый из этих видов.
Традиционные антифризы
Традиционные антифризы содержат исключительно неорганические присадки. В их число входят силикаты, которые тонкой пленкой обволакивают двигатель изнутри и тем самым существенно снижают теплоотдачу.
Традиционные антифризы являются самыми дешевыми, но и срок их службы не превышает 2-х лет. Кроме того, уже при температуре 100–110 градусов они вскипают и начинают образовывать осадок.
Кстати, наш старый-добрый советский ТОСОЛ – это тоже традиционный антифриз . Сегодня этот вид антифриза практически не используется. В новые машины на заводе его не заливают, и лишь владельцы советских машин продолжают покупать его для своих «Волг», «Москвичей» и «Жигулей».
Антифриз гибридный G11 зеленый
По одним классификациям G11 – традиционный антифриз, по другим – гибридный (то есть тот, в котором используются как неорганические, так и органические присадки).
В принципе все зависит от производителя. Одни фирмы ставят маркировку G11 на гибридные жидкости, другие же бессовестно клеят этикетки «G11» на канистры с традиционной «охлаждайкой».
Как правило, G11 продается в зеленом цвете. Срок службы – 2–3 года. Не подходит для современных автомобилей.
Антифриз карбоксилатный G12 красный
G12 имеет ту же базу, что и G11. Но по сути G12 стал своеобразным эволюционным прорывом в производстве антифризов. Существенная разница достигается за счет применения карбоновой кислоты.
Усовершенствованные присадки в G12 выдерживают более высокие температуры и при этом не образуют термоизолирующей пленки в рубашке двигателя. Именно это и нужно современным высокооборотным автомобилям. Конечно, отсутствие защитной пленки делает мотор более уязвимым к коррозии и кавитационных прцессов, но химики-технологи нашли выход и из этой ситуации: антикоррозионные присадки оказывают «адресное» воздействие на очаги повреждения металла.
Карбоксилатные антифризы лучше защищают двигатель от коррозии и кавитации. Кроме того, срок их службы почти вдвое выше, чем у традиционных или гибридных антифризов. G12 нуждается в замене примерно раз в 5 лет.
G12 выпускается в красном цвете. Этот класс антифризов сегодня считается самым распространенным. Он подходит как для современных машин, так и для отечественных «старушек».
Антифриз лобридный фиолетовый: G12+, G12++ или G13
Деление антифризов по классам настолько условно, что в разных источниках лобриды маркируются по-разному. Одни утверждают, что G12+ – это уже лобрид. Другие пишут, что G12+ и G12++ – лишь улучшенные версии карбоксилатного антифриза G12, а G13 – это совершенно новый вид.
Здесь работает одно правило: чем выше класс, тем дольше срок службы охлаждающей жидкости. В составе лобридного антифриза G12+ органическая основа и немного минеральных присадок. Такая жидкость способна прослужить без замены до 10 лет.
G13 – антифриз на базе пропиленгликоля. Во всех предыдущих жидкостях в качестве спирта в основе использовался этиленгликоль. Такой антифриз более экологичен и долговечен. Его производители считают, что G13 вообще никогда не нуждается в замене. G13 рекомендован для спортивных машин и форсированных автомобилей.
Что касается цвета, то G12 выпускается в красных оттенках, G13 – в фиолетовых.
Антифриз и его свойства
Итак, какими свойствами должен обладать антифриз, чтобы его можно было смело заливать в двигатель автомобиля? Требуемые характеристики:
Низкая температура замерзания. Важно, чтобы автомобиль не испытывал проблем со стартом и движением даже при сильных морозах. Это достигается за счет добавления в антифриз спиртов (этиленгликоля или пропиленгликоля).
Высокая температура кипения. Кипящий антифриз – угроза для двигателя. Если жидкость вдруг вскипела, автомобиль как минимум встанет посреди дороги. Кроме того, кипение активизирует коррозию металлов внутри двигателя.
Низкая вспениваемость. Повышенная вспениваемость охлаждающей жидкости – это снижение теплоотдачи двигателя, риск образования воздушных пробок, а в результате – перегрев и даже поломка мотора.
Высокая кавитационная устойчивость. Кавитация (гидроудары и вибрации, возникающие в процессе сгорания топлива в цилиндрах) вызывает местное разрушение металла, усиливает образование осадка, ухудшает теплопроводность антифриза.
Низкая агрессивность по отношению к резиновым и пластиковым деталям. Резина и пластик склонны к высыханию, потере эластичности, растрескиванию. Охлаждающая жидкость должна защищать их от этого.
Способность защищать двигатель от коррозии. Смесь воды и спирта – катализатор коррозионных процессов на поверхности металлов и их сплавов. В чистом виде такая жидкость – смерть для мотора.
Чтобы антифриз выполнял все эти функции, он должен иметь очень сложный и сбалансированный состав, в котором с предельной точностью вымерено количество всех присадок. И качественные антифризы соответствуют этим требованиям, что, несомненно, радует.
Осталось только найти этот самый «качественный антифриз». На рынке сотни марок охлаждающей жидкости, и далеко не все они хорошего качества. Именно поэтому автопроизводители прямо в сопроводительной документации к машинам указывают, антифризами каких конкретных марок они рекомендуют пользоваться.
Антифриз – это не бензин: за период владения автомобилем вы замените его от силы 1–2 раза. Но не в меру сообразительный русский человек и тут пытается смухлевать, – залить в двигатель более дешевый антифриз неизвестного бренда. Поверьте: экономия от этого будет минимальной, а вот риск испортить движок некачественной охлаждающей жидкостью очевиден.
Антифризы, о которых вы даже не слышали
А может, и слышали, но не использовали на практике.
Итак, самый распространенный вид антифриза – моноэтиленгликолевый. В Европе уже можно купить более эффективный и «чистый» пропиленгликолевый антифриз. Также встречаются диэтиленгликолевые и триэтиленгликолевые антифризы. Однако в действительности видов охлаждающей жидкости куда больше. Среди них:
Солевые.
Солевой антифриз – это простой водный раствор соли или соляной кислоты. Температура замерзания таких растворов – соответственно минус 20 и минус 35 градусов. Однако такая смесь пагубно влияет на двигатель: она буквально разъедает металлы. Поэтому использовать солевые антифризы можно только кратковременно, в вынужденной ситуации, когда ехать нужно, а нормальной «охлаждайки» нет.
Спиртовые.
Спиртовые антифризы не замерзают даже в самые суровые морозы. Но такую горючую жидкость лучше не использовать в двигателе. Их применяют для пневматических тормозов и приготовления стеклоочистителей.
Глицериновые.
Глицериновые антифризы при отрицательных температурах становятся более вязкими, а при минус 40 градусах и вовсе перестают выполнять свои функции. В двигателе автомобиля такая жидкость не к месту, но в отопительных системах ее успешно применяют.
Специальные антифризы для систем отопления.
Те антифризы, которые мы используем в автомобилях, не подходят для систем отопления. Главная причина – их высокая токсичность. Охлаждающие жидкости для систем отопления изготавливают на базе глицерина или пропиленгликоля.
Антифризы и стандарты
Единого стандарта на антифризы и их обозначение нет. В каждой стране используется свой. Например, в США для этиленгликолевых жидкостей действует норма соответствия ASTM, а для пропиленгликолевых – SAE. Volksvagen ориентируется на допуски G11, G12, G12+. В Японии в обозначении указывается даже цвет антифриза. В нашей стране имеется ГОСТ, но разрабатывался он еще при СССР и теперь на него никто не смотрит.
Впрочем, каждый производитель вводит собственные стандарты на состав, цвет и обозначение антифриза, поэтому рядовому потребителю порой сложно сориентироваться в этом беспорядке.
Здесь вы можете более подробно узнать об отличиях G11, G12, G12+, G12++, G13 и G13+, о составе антифризов, их цвете и характеристиках, о том, как проверить качество антифриза при покупке. А также о том, что лучше: тосол или антифриз. И в каких случаях допустимо применять ту или иную охлаждающую жидкость, можно ли смешивать антифриз с тосолом или делать «коктейль» из разных марок антифриза.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Что замерзло раньше времени? Расследование по антифризам
Расследование Onliner по антифризам, длившееся около полугода, близко к завершению. За это время мы приобрели 36 образцов охлаждающей жидкости, которые были переданы на исследование в две экспертные организации. Сегодня расскажем о результатах для заключительной шестерки. Один из антифризов вообще с натяжкой можно назвать таковым: кристаллизоваться содержимое банки начало при минус 29,5 °C. Напомним, по техрегламенту Таможенного союза этот параметр для автомобильных охлаждающих жидкостей не должен быть выше минус 35 °C.
Контрольная закупка и проверка по электронному банку данных
Перед контрольной закупкой была поставлена задача приобрести готовый продукт в таре объемом 1 литр (или около того), который промаркирован как G12 или схожим образом.
Банка Focus была куплена в гипермаркете Bigzz за 4,99 рубля. Проверка контрольного знака выявляет, что он выдан СООО «М-Стандарт», которое фигурировало в ряде последних публикаций как изготовитель антифризов GreenCool, Onzoil Optimal и MegaZone.
Охлаждающую жидкость Wolf приобрели в интернет-магазине. Литровая банка стоила 8,34 рубля, еще 5 рублей пришлось отдать за доставку. Проверка по blank.bisc.by выявляет, что стикер с крышки выдан ООО «Л-авто». Организация хорошо известна как официальный импортер в Беларусь моторного масла Castrol.
Антифриз Sputnik нашли на рынке «Экспобел». Канистру с указанной массой в 1 кг нам продали за 5 рублей.
Поставщиком, если ориентироваться на информацию с контрольного знака, является ООО «Авто Вижен». На своем сайте компания позиционирует себя как «оптовый центр автомобильных смазок, масел и фильтров на белорусском рынке».
По данным kartoteka.by, организация зарегистрирована более 20 лет назад, раньше носила название ТЧУП «Белавтоспец». За ней числятся два торговых объекта.
Тяжелую артиллерию в этом выпуске представляет продукция Kroon Oil. Банка емкостью 1 литр стоила в интернет-магазине 24 рубля. Это один из самых дорогих антифризов, купленных нами за все время расследования.
Проверяем контрольный знак. Система определяет в качестве поставщика ООО «Мотехсавтозапчасти», которое занимается оптовой продажей запасных частей и комплектующих. «Компания входит в пятерку крупнейших дистрибьюторов в этой сфере в Беларуси», — уточняют партнеры расследования (специалисты «Шате-М Плюс»).
Во время контрольной закупки неожиданно пришлось столкнуться с проблемой нехватки информации. Например, при заказе антифризов Repsol и Petronas мы были абсолютно уверены, что это готовый продукт, который не придется разводить водой. Однако после прибытия курьера оказалось, что это концентрат.
Концентрат Repsol был куплен за 23 рубля в интернет-магазине (контрольный знак выдан ООО «Фострейд», которое специализируется на продаже смазочных материалов и на эксклюзивных условиях сотрудничает с компанией Repsol).
А охлаждающая жидкость Petronas обошлась в 16 рублей (контрольный знак принадлежит ООО «Монлибон», еще одному известному поставщику, входящему в пятерку крупнейших дистрибьюторов РБ в автосфере).
Изучаем этикетки, ищем информацию о производителях
После приобретения шестерки антифризов каждая канистра была подвергнута щепетильному анализу. В особенности нас интересовала информация на этикетках и данные о производителях.
Дизайн банки Focus напомнил канистры MegaZone и GreenCool. Когда поставили их рядом друг с другом, все сомнения отпали. Ничего удивительного: производитель (СООО «М-Стандарт») один и тот же.
Также обратим внимание на политкорректную формулировку о составе: водно-гликолевая основа, пакет присадок, краситель. Она косвенно предполагает наличие глицерина.
— Этого производителя мы неоднократно упоминали ранее: белорусская компания, которая специализируется на выпуске охлаждающих жидкостей, — анализирует упаковку Евгений Рязанов, начальник отдела технического развития компании «Шате-М Плюс». — В данном случае товар изготовлен для частного предприятия. Это обычная практика.
Бельгийская охлаждающая жидкость Wolf запечатана в канистру черного цвета, и это несколько необычно для антифризов. Понравилось, что информация на лицевой этикетке — четкая и вызывающая доверие. Указана, вероятно, температура замерзания (−36 °C), есть фраза «ready to use» (готова к использованию) и уверение в защите от коррозии.
А вот русскоязычный вариант текста на контрэтикетке выглядит странным образом. Процитируем одну фразу: «может наносить вред органам rinichi в результате длительного или многократного воздействия in caz de inghitire».
— Данные о составе также сформулированы несвойственным образом, — замечает Евгений Рязанов. — Сказано лишь, что содержится 1,2-этандиол. Для нашего уха более привычно было бы услышать «этиленгликоль», что одно и то же.
Упаковка Sputnik на первый взгляд выглядит прилично (приятный на ощупь пластик, неплохой дизайн канистры и пр.), но что-то нас сразу насторожило. Например, отсутствие контрэтикетки. А еще мелкий шрифт.
— На этикетке заявляется, что жидкость предназначена для эксплуатации при температуре окружающей среды от −40 до +50 °C, — берет в руки канистру начальник отдела технического развития компании «Шате-М Плюс». — Какова же реальная температура начала кристаллизации, установит экспертиза.
В качестве изготовителя антифриза Sputnik заявлено очередное предприятие из Дзержинска (Нижегородская область) — ООО «Промсинтез». Не путать с компаниями, имеющими такое же название, из Чапаевска, Москвы, Иркутска и т. д. Найти информацию о производителе нам не удалось.
Переходим к премиуму из Голландии. Банка Kroon Oil с ходу начинает оправдывать высокую цену: в дизайн канистры вложились, контрэтикетка двухслойная, шкала для определения уровня жидкости хорошо видна. Даже цвет красителя особенный — сиреневый!
— Ну что сказать, это еще один известный производитель моторных масел, который выпускает и антифризы, — анализирует этикетку Евгений Рязанов. — Информация о составе даже в русскоязычном переводе упоминается на английском: ethanediol, sodium-2-hexanoate.
В сторонке стоят два концентрата. Поскольку они идут вне зачета, им уделяем минимальное внимание. Оба производителя (испанский Repsol и малайзийский Petronas) хорошо известны, информации о составе продукта минимум, но доверие к этим охлаждающим жидкостям есть.
Результаты хроматографического исследования
Самым важным стало исследование антифризов, которое состояло из двух этапов. Первый проводился в Государственном комитете судебных экспертиз. Там образцы изучали с помощью метода газожидкостной хроматографии. Специальный прибор (хроматограф) анализировал пробу, разделяя ее на компоненты. Затем детектор регистрировал их. Цифровая картинка получалась в виде хроматограммы (графика).
— В образце №33 (Focus. — Прим. Onliner) обнаружены вода, этиленгликоль и глицерин, — объявляет результат Павел Шендик, заместитель начальника отдела химических исследований веществ неизвестной природы Центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз. — Это соответствует изложенному на канистре (термин «водно-гликолевая основа» предполагает наличие глицерина).
На этикетке антифриза, выступающего под №34 (Wolf), заявлен 1,2-этандиол. Выше говорилось, что это и есть этиленгликоль. Как уточняет эксперт, выявлены вода, этиленгликоль и 2-этилгексановая кислота (может использоваться в качестве присадки). Все подтверждается.
Судя по хроматограмме охлаждающей жидкости №35 (Sputnik), в ней присутствуют вода, этиленгликоль, глицерин и 2-этилгексановая кислота. Обнаружен также изопропанол, но в незначительном количестве. По заключению Павла Шендика ничего криминального в данном случае не выявлено.
50 оттенков антифриза
В Европе и России действует классификация VolksWagen:
- G11 — зеленый
- G12 — красный
- G13 — желтый, оранжевый (ранее G12+), фиолетовый (составы, разработанные после 2012 года)
Выбирать антифриз только по цвету — неправильно. Если европейские и японские производители еще придерживаются какой-то системы в окрасе, то американцы красят антифризы как придется. Поэтому первым критерием выбора должен быть класс охлаждающей жидкости.
Кроме того, современные антифризы различаются составом присадок и могут быть: традиционными, лобридными, карбоксилатными и гибридными.
Разновидности антифризов
Традиционный антифриз морально устарел и не пригоден для первой (заводской) заправки автомобиля. Неорганические ингибиторы «традиционников» портятся меньше, чем за 2 года и плохо переносят температуры выше 108 °С.
Силикаты в составе традиционных охлаждающих жидкостей покрывают стенки трубок системы охлаждения и снижают эффективность охлаждения двигателя.
Классический представитель этого класса — «Тосол».
Гибридный антифриз (G11) — зеленая, бирюзовая, синяя или желтая жидкость, содержащая силикаты или фосфаты в качестве ингибиторов. Срок службы — 3 года. Тип: неорганический. Производят «гибриды» с 90-х годов. Составы рассчитаны на любой тип радиатора. Помимо охлаждения задачей гибридного антифриза является защита от коррозии. Подклассы G1+ и G11++ отличаются процентным соотношением карбоновых кислот.
Карбоксилатный антифриз (G12) — органическая жидкость красного цвета (разных оттенков). Служит уже 5 лет и намного лучше защищает металл от ржавчины и кавитации, чем хладагенты класса G11. Красные антифризы адсорбируются только в очагах коррозии, формируя слой толщиной 0,1 микрон. То есть внутренняя поверхность системы охлаждения не покрывается полностью, а только там, где есть необходимость. Это положительно сказывается на теплообмене: эффективность охлаждения двигателя не снижается.
Лобридный антифриз G13 (ранее G12+) — органическая основа дополнена минеральными ингибиторами. Такой антифриз образует сверхтонкую защитную пленку на металле, которая реагирует только с очагом коррозии. В состав лобридных жидкостей входят органические кислоты и силикаты. Срок службы такого антифриза неограничен при условии заливки в новый автомобиль. Цвет — красный (первые составы), оранжевый и желтый (новые составы), фиолетовый (составы после 2012 года). Составы разработаны в 2008 году, активно применяются производителем «Пежо» и «Ситроен».
G13 2008 года — оранжевая или желтая охлаждающая жидкость, созданная, в отличие от предшественников, на основе стал пропиленгликоля. Из-за этого свойства антифриза намного лучше, чем у других классов, но и цена самая высокая. Так что определить G13 можно даже не по цвету, а по ценнику в автомагазине.
Требования экологов заставляют производителей искать новые формулы антифризов. Фиолетовая жидкость G13 — тестовый состав без финальной формулы.
На фото ниже два антифризма Motul, синий и оранжевый. Синяя жидкость относится к классу G11, оранжевая имеет допуск G12/G12+. На канистре или в описании к охлаждающей жидкости производители обычно указывают все допуски для своей автохимии.
Например, Motul Inugel Expert имеет следующие сертификации:
- OEM Group OEM Specification
- Berh Berh
- BMW BMW GS 9400
- Cummins Cummins 85T8-2
- Daimler Chrysler MS-7170
- Daimler Mercedes-Benz MB 325.0
- Daimler Mercedes-Benz MB 325.2
- Fiat Fiat-Lancia Fiat 9.55523
- Fiat lveco lveco standard 18-1830
- Ford Ford ESO-M97B49-A
- Ford Volvo Cars 128 6083 I 002
- General Motors Opel- GM QL 130100
- General Motors Saab 6901 599
- Jl Case Jl Case JIC-501
- Lada Lada/Avtovaz TTM VAZ 1.97.717-97
- MAN MAN 324 typ NF
- MAN MAN Steyr MAN 324
- MTU MTU MTL 5048
- Perkins
- Porsche Porsche TL-774C=G11
- Saturn Saturn
- Tata Motors Land-Rover
- VolvoAB Volvo Trucks 128 6083 I 002
- VW (VAG) Audi TL-774C=G11
- VW (VAG) Seat TL-774C=G11
- VW (VAG) Skoda TL-774C=G11
- ASTM Standards ASTM 03306 I 04656 I 04985
- British Standards BS 6580
- French Standards NFR 15-601
- FVV Standards Germany FVV Heft R443
- Japanese Standards JASO M325
- Japanese Standards JIS K2234
- Korean Standards KSM 2142
- MIL Standards MIL-Belgium BT-PS-606 A
- MIL Standards MIL-France OCSEA 6151C
- MIL Standards MIL-Italy EIL-1415b
- MIL Standards MIL-Norway FS 6850-0951
- MIL Standards MIL-Sweden FSO 8704
- NATO Standards NATO S-759
- SAE Standards SAE J1034
- Swiss Fed. Lab Empa
Полезная информация
Весь бывший СССР производители автохимии относят к Европе, поэтому у нас действует европейская система классификации антифризов. Точнее даже, не европейская, а VAGовская. Это те самые классы G11-G13, о которых говорилось выше.
Японские антифризы тоже делятся по цвету, но окраска означает температуру замерзания, а не состав или класс. Красный «японец» держится до -30 градусов, зеленый — до -25, желтый — до -20.
В США цветовая политика отсутствует. В основном это красные и зеленые жидкости, содержащие нитриты. Нитритные антифризы запрещены к применению в Европе. Ближайшие заменители «американцев» — карбоксилатные антифризы G12/13.
Российский «Тосол» бывает синим (рабочая температура до -40), зеленым (под стандарт G11), красным (рабочая температура до -50).
Можно ли смешивать антифризы
Цвет не влияет на допустимость или недопустимость смешивания. Смешивать можно только одинаковые по составу и классу антифризы. Даже если один синий, а второй желтый. Главный критерий совместимости двух жидкостей: набор присадок. Нельзя лить в жидкость с карбоновой кислотой силикатный или фосфатный антифриз. Произойдет химическая реакция, и систему охлаждения забьют хлопья и осадок. Придется ехать в автосервис промывать!
Рекомендуется не доливать антифриз новым составом другой марки, а полностью заменять старую жидкость на новую.
Зачем антифризу цвет
Обращайте внимания на цвет антифриза после поездок. Если жидкость становиться бурой или темнее, то в системе охлаждения много накипи и ржавчины. Когда цвет становится желтоватым или просто бледнеет, то стоит проверить двигатель на перегрев.
Цвет антифриза помогает определить утечку в радиаторе или магистралях охлаждения.
Если оставить антифриз неокрашенным, то он будет напоминать простую воду. И кто-нибудь может просто спутать жидкость и сделать роковой глоток. Охлаждающая жидкость — ядовита!