Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

Аккумуляторная батарея автомобиля – техническое устройство, необходимое для питания бортовой сети и пуска двигателя. И оно нуждается в периодическом обслуживании. Многие автолюбители относятся к АКБ как к расходному материалу – не обслуживают, и после 2 – 3 лет эксплуатации берут новую. Но если обеспечить должный уход за этим важным компонентом, устанавливаемым в автомобиль, он способен «прожить» и дольше, вплоть до 5 – 6 лет. Рассмотрим, как выполняется обслуживание автомобильных аккумуляторов своими руками с целью продления их срока службы.

Обслуживание автомобильных аккумуляторов

Обслуживание автомобильных аккумуляторов необходимо для продления срока их службы.

Для чего нужно обслуживание аккумулятора

АКБ – важный элемент системы зажигания любого двигателя, работающего от бензина. Со временем он приходит в негодность – внутри корпуса протекают химические процессы, вырабатывается электрический ток, разрушающий его. Обслуживание аккумулятора – комплекс мер, позволяющий продлить срок его эксплуатации.

От чего зависит срок службы АКБ:

  • недозаряд. Если автомобиль эксплуатируют для езды по городу, часто запускают двигатель, и при этом в салоне немало потребителей электроэнергии, генератор попросту не успевает зарядить батарею. Как итог, та функционирует в аварийном режиме, и это отражается на ее состоянии;
  • окружающая температура. Диапазон нормальной работы автомобильной батареи – от +15 до +20°. Снижение на 1 градус приводит к уменьшению емкости на 1%. Электролит, находящийся в корпусе, при сильном морозе может замерзнуть, а при жаре – испариться, что также приведет к окислению клемм;
  • неисправности бортовой сети. Если от генератора к АКБ поступают большие токи, «банки» начнут кипеть, а из электролита полностью испарится вода. Если генератор недостаточно мощный, чтобы запитать всех потребителей, батарея не будет успевать пополнить заряд;
  • коррозия. Этот процесс, проходящий внутри аккумулятора, естественен, и от него никуда не деться. Но появление ржавчины можно замедлить – необходимо доливать в батарею качественный дистиллят, купленный в аптеке, а не обычную воду из центрального водопровода;
  • сульфатация. Тоже естественный процесс, характерный появлением на контактах батареи белого налета. Если с зарядкой проблем нет, налет растворяется сам, но если наблюдается недозаряд, он накапливается, образуя толстый слой, и это способно полностью вывести батарею из строя.

Эти факторы так или иначе присутствуют при эксплуатации АКБ. Обслуживать аккумулятор и необходимо с той целью, чтобы минимизировать последствия.

Варианты обслуживания и периодичность

Есть обслуживаемые и необслуживаемые батареи. Первые нуждаются в регулярной проверке и профилактике. Необслуживаемый аккумулятор не так прихотлив – ему не нужен ремонт, техобслуживание, но и по цене он куда дороже.

Периодическое обслуживание делится на 2 группы процедур:

  • оценивают состояние батареи по внешним признакам;
  • проводят диагностику;
  • непосредственно обслуживание.

Проще всего – визуально оценить, в каком состоянии батарея. На ней не должно быть сколов, трещин, подтеков, отложений на клеммах.

Аккумулятор с отложениями на клеммах

Отложения на клеммах аккумулятора.

Далее переходят к вопросам посерьезнее:

  • проверяют напряжение, отключив АКБ от бортовой сети;
  • оценивают параметры батареи при работающем двигателе;
  • проверяют уровень и плотность электролита.

Строгой периодичности проверки нет. По мнению опытных водителей, заниматься диагностикой аккумулятора следует вместе с проверкой уровня масла, жидкости для омывания стекол, давления шин и т.д. То есть это должно войти в привычку.

Все эти операции реально выполнить самостоятельно, в домашних условиях, а основными инструментами при проверке выступают мультиметр и вилка нагрузки.

Как самостоятельно обслужить АКБ

Мероприятие это несложное, но требует соблюдения определенных правил. Как минимум стоит знать, что электролит, содержащийся в «банках» АКБ – это раствор серной кислоты. Вещество едкое, и работая с ним, необходимо позаботиться о средствах индивидуальной защиты.

Напряжение АКБ

Простой тест проводят с применением вольтметра или мультиметра. Для начала следует снять АКБ с автомобиля или просто отсоединить контакты. Порядок процедуры:

  1. Берут прибор и переводят его в режим измерения напряжения.
  2. Выставляют диапазон до 20 В.
  3. Соединяют клеммы с соблюдением полярности, то есть ++, — (красный щуп на плюс, черный – на минус). Если подключить наоборот, страшного ничего не случится.
  4. Считывают показатели с экрана прибора.

Параметр нормального напряжения – от 12.5 до 12.9 В.

Когда АКБ выдает напряжение ниже 12 В, значит ее необходимо зарядить. Если на экране прибора выдает значение в районе 10.5 В – это глубокий разряд, и восстановить такой аккумулятор не всегда возможно.

Пользоваться батарей с критическим уровнем разряда не рекомендуется – увеличится сульфатация, значительно снизится емкость и сократится срок службы.

Напряжение бортовой сети

Для проведения измерений также используют мультиметр, щупы которого подсоединяют к выводам АКБ. Но саму батарею не извлекают из авто, а наоборот – запускают двигатель. Правильно замеры проводить с включенными потребителями электроэнергии – обогревом стекол, печкой, магнитолой (чтобы сымитировать реальные условия эксплуатации). Нормальным напряжением считается 13 – 14.4 В.

При меньшем напряжении аккумулятор не будет получать заряда, при большем – повысится расход воды. Если параметры выходят за пределы нормальных, придется обращаться к автоэлектрику, который проверит генератор, регулятор напряжения и другие узлы электросети автомобиля.

Уровень электролита

Электролит – рабочая жидкость автомобильного аккумулятора. Проверить его уровень можно не снимая батареи, придерживаясь следующей инструкции:

  1. В случае с обслуживаемой батареей – откручивают пробки «банок» или снимают крышку корпуса, если та цельная. Если необслуживаемая – проверяют, ориентируясь на прозрачную часть корпуса. Разбирать такую АКБ не стоит.
  2. Измерения проводятся стеклянной или пластиковой трубочкой. Если такой под рукой нет – подойдет корпус обычной ручки.
  3. Трубку опускают в «банку», при этом верхнюю ее часть закрывают пальцем.
  4. Коснувшись пластин, извлекают трубку и оценивают уровень.

Нормой считается, если в трубку набрался электролит на высоту 10 – 15 мм. Такие манипуляции необходимо провести с каждой «банкой». Можно обойтись без трубки – электролита должно быть столько, чтобы он полностью покрывал пластины.

Для удобства можно подсветить себе фонариком, но не зажигалкой, так как АКБ относится к взрывоопасным элементам.

В случае с необслуживаемыми аккумуляторами, там для проверки уровня электролита предусмотрены отметки на корпусе: min, max. Жидкость должна находится посреди этих отметок.

Плотность электролита

От этого параметра зависит правильность зарядки аккумулятора и режим его работы. Прежде чем проверять плотность, батарею полностью заряжают. Какие значения считаются нормой – от 1.27 до 1.29 г/см3.

Проверяют специальным прибором, который погружают в «банки» – ареометром. Если по результатам оказалось, что плотность выше – доливают дистиллированную воду. Если ниже – частично удаляют старый электролит и добавляют новый, придерживаясь значений емкости. После батарею подзаряжают, выжидают 3 – 4 часа и проводят новую проверку.

Зарядка

Если брать штатные условия эксплуатации, то есть когда автомобилем пользуются постоянно, рекомендуется заряжать аккумулятор раз в три месяца. Правильно процедуру будет назвать подзарядкой. Достаточно зарядить батарею по максимуму, а уже по ходу эксплуатации она будет периодически подзаряжаться сама, от генератора. Обычно такая зарядка выполняется в автоматическом режиме, но можно подать и постоянное напряжение.

Иногда требуется внеплановая зарядка. К примеру, водитель забыл выключить фары и посадил АКБ. Или если машиной долго не пользовались, и батарея ушла в глубокий разряд. В таких ситуациях заряжают в режиме постоянного тока, контролируя процесс.

Подзарядка АКБ

Подзарядка АКБ с помощью пуско-зарядного устройства.

Применение нагрузочной вилки

При помощи вилки нагрузки водитель может точно оценить, в каком состоянии источник питания. Функция прибора – имитация нагрузки на батарею, которая создается при пуске мотора. По результатам тестов узнается остаточная емкость АКБ и ее способность к восстановлению заряда.

Если вилка показала, что есть проблемы, обычно с тестируемой батареей не церемонятся и утилизируют, а вместо нее берут новую.

Ток утечки

Если автомобилем зимой не пользуются и планируется, что он в этот период будет простаивать, рекомендуется внепланово обслужить батарею, особенно на факт утечки тока.

И если по результатам проверки выяснится, что значения выходят за рамки нормы, вероятно, после зимовки аккумулятор будет разряжен в ноль. Как итог – начнется сульфатация, снизится емкость. Иногда АКБ портятся, даже если без работы простаивают всего пару недель, и причиной тому – большие утечки тока.

Порядок выполнения процедуры:

  1. Выключают зажигание, извлекают ключ.
  2. Закрывают двери, но опускают стекла, чтобы к салону был доступ.
  3. Отключают всех потребителей электроэнергии.
  4. С батареи снимают «минус».
  5. Берут мультиметр и выставляют на нем режим измерения тока.
  6. Красный щуп подводят к «массе», черный – к минусу.
  7. Запускают прибор и смотрят на показания.

Нормой считаются значения в диапазоне 15 – 70 мА. Если токи утечки выше – ищут причину. Для определения источника проблем подводят клеммы, как в инструкции выше, и поочередно снимают предохранители реле. Когда ток нормализуется, ориентируясь на маркировку предохранителя можно понять, где именно проблема и куда «уходит ток».

Профилактика сульфатации

Процедура, необходимая для продления срока службы АКБ, называется десульфатация. Если батарея в эксплуатации давно, на ее пластинах появляются излишки свинца, и они остаются, даже если источник питания полностью зарядить. Десульфатация, если полностью и не уберет остатки, то снизит их количество.

Простейший метод профилактики – залить в «банки» специальный раствор. Правда он дорогой, и найти его удастся не в каждом автомагазине. Порядок действий сводится к: удалению старого электролита, заливке раствора, выжиданию определенного времени, указанного в инструкции, сливе раствора и заливке нового электролита.

Способ посложнее – зарядить аккумулятор специальным зарядным устройством, работающим по принципу импульсного тока. Такие ЗУ дорогие, и многие автолюбители собирают их своими руками.

Обслуживание АКБ – необходимое мероприятие, которое отнимет максимум час свободного времени. Если этим не заниматься, батарея прослужит куда меньше, чем могла бы. Тут каждый решает сам: выполнять все работы самостоятельно, отдавать машину в автосервис, или вообще ничего не делать, а спустя пару лет утилизировать отработанную АКБ, а вместо нее поставить новую.

Читайте также  Малярка своими руками

Как самостоятельно обслуживать аккумулятор автомобиля?

Одной из важных деталей автомобиля является аккумулятор. Он накапливает электроэнергию и отдает ее бортовой системе машины. Без него не запустится стартер.

Опытные автомобилисты знают, как обеспечить работу аккумулятора на протяжении пяти — шести лет. Если же не заниматься обслуживанием этого элемента, срок его службы не превысит и трех лет. Всегда экономически выгоднее проводить периодическое обслуживание, чем приобретать новый аккумулятор.

В данной статье мы расскажем о причинах снижения срока эксплуатации и этапах диагностики аккумулятора, проверке плотности и способах ее повышения.

АКБ автомобиля

Причины сокращения срока службы АКБ

Предупрежден — значит вооружен. Именно такой принцип позволит продлить жизнь аккумулятору автомобиля, расставить приоритеты в обслуживании. Важно знать, какие причины могут привести к сокращению работоспособности.

Периодическое разряженное состояние

Правильное состояние аккумулятора – заряженное. В таком случае, при запуске происходит отдача накопленной энергии стартеру. Дальнейшая подзарядка происходит от генератора во время движения автомобиля.

Современные транспортные средства, начиненные множеством приборов, потребляют энергию в таком количестве, что аккумулятор не справляется с восполнением запаса. Особенно негативное воздействие на состояние аккумулятора оказывает напряженный городской стиль вождения, когда часто приходится находиться в пробках. Поэтому важно помнить о подзарядке аккумулятора.

Температура окружения

Технически предусмотрено, что аккумулятор в заряженном состоянии полноценно отдает энергию при температурном режиме 15-20 0С. Заряд начинает теряться при снижении температуры уже на 1 0С.

Несоблюдение правил эксплуатации

Чаще всего во время зимней эксплуатации авто, в разряженном аккумуляторе на морозе происходит промерзание электролита. Какие могут быть последствия для аккумуляторной батареи? Самые серьезные – полный выход из строя. В момент промерзания электролита получают неисправимые повреждения свинцовые пластины, корпус.

Последствия промерзания электролита

Летом в жару автомобилисты сталкиваются с испарением воды из электролита. В такой ситуации опять страдают пластины (возникает замыкание), сокращая срок работы аккумулятора.

Неисправность бортовой сети

Важные ее узлы: генератор и регулятор напряжения должны работать безупречно. Любая их неисправность резко снижает работу аккумулятора.

Еще один момент, уровень напряжения бортовой сети. Повышенный уровень приводит к постоянной перезарядке батареи и выкипанию электролита. Пониженный уровень приведет к хроническому разряженному состоянию аккумулятора. Какие будут последствия, говорилось выше.

Некачественные расходные материалы

Внутри аккумулятора неизбежны процессы коррозии. Борьба с этим явлением осуществляется производителями. Что может сделать автомобилист? Заправлять аккумулятор исключительно качественным электролитом и дистиллированной водой. Последнюю специалисты рекомендует брать в аптечных сетях.

Сульфатирование пластин аккумулятора

Сульфатирование пластин также неизбежно. В наших силах только снизить интенсивность данного процесса, прибегая к десульфатации. О возникновении данной проблемы говорит быстрое падение емкости, перегрев, наличие повышенного напряжения на выводах аккумулятора.

Сульфатирование пластин аккумулятора

Когда проводить обслуживание?

Важно знать не только, как обслуживать аккумулятор автомобиля, но и когда это делать. Обслуживание складывается из сервисных операций и диагностики. Если сервисное обслуживание лучше проводить в автосервисах, то диагностику можно и нужно проводить самостоятельно. Только так автомобилист будет знать о реальном состоянии аккумулятора.

Диагностику состояния аккумулятора разумно проводить в момент проверки уровня масла, наполнения омывательного бачка и т.п. Такой подход позволит предотвратить некоторые проблемы с батарей.

Что входит в диагностику:

  • проверка напряжения на клеммах при отключенном аккумуляторе;
  • проверка напряжения при рабочем состоянии двигателя;
  • определение уровня электролита;
  • проверка на отсутствие загрязнений и поверхностных повреждений.

Сервисное обслуживание

Когда операции по обслуживанию проводят сотрудники СТО, владелец авто не задумывается, что же они делают. Но если автомобилист выполняет обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками, ему стоит изучить, какие операции необходимо осуществлять.

Рассмотрим пять основных действий.

1. При постоянной эксплуатации автомобиля аккумуляторную батарею рекомендуется подзаряжать раз в три месяца с помощью сетевых зарядных устройств. В этом случае происходит достижение максимального уровня зарядки, и искореняется проблема с разряженным состоянием аккумулятора. Периодическая подзарядка осуществляется в автоматическом режиме при постоянном напряжении от генератора авто.

Подзарядка может быть и внеплановой. В ситуациях, когда владелец забывает выключить фары или случается долгий простой автомобиля, тогда уровень зарядки падает до нуля. В этом случае зарядка проводится в режиме постоянного тока. Эту операцию необходимо проводить под контролем.

Контролируемый заряд АКБ

2. Проверка нагрузки аккумулятора осуществляется с помощью нагрузочной вилки. Этот прибор покажет реальную работоспособность батареи. Проверка должна проводиться в два этапа: без нагрузки и с нагрузкой.

На первом этапе необходимо отключить аккумулятор от источника зарядки. После этого подключают нагрузочную вилку и сверяют данные встроенного вольтметра с таблицей соответствия.

Данные вольтметра, в В Соответствующий уровень зарядки, в %
12,6-12,9 100
12,3-12,6 75
12,1-12,3 50
11,8-12,1 25
11,5-11,8

Ко второму этапу приступают только при 100% уровне зарядки. При подключенной нагрузке замер производится на пятой секунде работы. Обычно, показатели вольтметра равные и больше 9 говорят о том, что батарея хорошо держит нагрузку. Если же значения ниже, то аккумулятор пора менять.

В зависимости от величины используемой нагрузки показания вольтметра могут различаться. Таким образом один и тот же аккумулятор, проверенный двумя разными нагрузочными вилками, может выдать значения как 8.5 В, так и 10.5 В.

Допустимый диапазон значений указывается в документации, идущей вместе с нагрузочной вилкой.

3. Определение тока утечки. Если у вас новый аккумулятор, он исправен, но утром после предыдущей нормальной работы вы не можете завести авто, то следует замерить ток утечки. Наличие является нормальным для аккумулятора, только если его величина не превышает норму.

Определение уровня тока утечки проводят с помощью мультиметра. Во время проверки надо отключить все потребители тока, выключить зажигание, отключить минусовую клемму аккумулятора. Мультиметр переводим в режим измерения тока и подсоединяем в разрыв между минусовой клеммой и отрицательным выводом, соблюдая полярность. Показания мультиметра считаются нормальными при уровне 15-70 мА.

Поиск тока утечки аккумулятора

Если получившееся значение выше, то следует искать источник утечки. Это уже вопрос отдельной статьи, но начать можно с поочередного вынимания предохранителей. В тот момент, когда показатели мультиметра вернутся в норму и будет найден источник проблем.

Практика показывает, что на увеличение тока утечки влияют:

  • изношенная проводка, некачественная изоляция;
  • некорректное подключение электронных систем;
  • грязь и окись на контактах.

4. Десульфатация аккумулятора помогает только на первичном этапе сульфатации пластин. Если во время диагностики вы столкнулись с такой проблемой, то не затягивайте с восстановлением работоспособности батареи. Выделяют два типа десульфатации.

  • химическая. Из разряженного аккумулятора сливают электролит и наполняют раствором «Трилона В». В течение часа происходит реакция, потом его сливают и промывают дистиллированной водой;
  • импульсным током. Стоит оговориться, что эта процедура сложная и необходимо иметь познания в области электротехники. Суть этого метода состоит в подключении аккумулятора к источнику питания большой величины (более 100 А). Импульсный ток возбуждает электроны, сбивая тем самым сульфат свинца с пластин.

5. Проверка плотности электролита. Также встречается термин — «плотность аккумулятора». По сути это одно и то же. Замер плотности проводят при полной зарядке аккумулятора. Среднее значение различается по климатическим зонам. Так, в средней полосе норма – 1,27-1,29 г/см3, а в северной – 1,3 г/см3.

Нормы плотности электролита

Проверку проводят с помощью денсиметра при температуре +25 0С. Если замер происходит при другом температурном режиме, то нужно соотнести значения с таблицей ниже.

Температура электролита, в 0С Поправка к показателю денсиметра, в г/см3
-55 — 41 -0,05
-40 — 26 -0,04
-25 — 11 -0,03
-10 +4 -0,02
+5 +19 -0,01
+20 +30 0,00
+31 +45 +0,01
+ 46 +60 +0,02

Замер проводят в каждом отсеке аккумулятора и отклонение в показателях не должно быть более 0,01 г/см 3.

Полученный результат замера плотности электролита может классифицироваться как:

  • нормальный;
  • завышенный (ситуацию можно исправить простым доливом дистиллированной воды);
  • заниженный (повысить уровень сложнее).

Повышение плотности электролита

Рассмотрим отдельно, как повысить плотность. Ведь низкий уровень снижает напряжение и затрудняет пуск двигателя автомобиля.

Обслуживание и диагностика аккумулятора автомобиля

Несмотря на кажущуюся простоту автомобильного аккумулятора, за ним нужен периодический уход. Своевременная диагностика и ТО аккумуляторной батареи позволяют продлить срок ее эксплуатации на несколько лет и снизить риск нарушений в работе бортовых устройств. Расскажем, как правильно проводить обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками, и по каким признакам можно выявить текущие неисправности.

Виды автомобильных источников питания

В рамках этой статьи будем говорить о кислотных аккумуляторах, устанавливающихся на большинстве автомобилей и мотоциклов. Их конструкция предельно проста: в отсеки-банки погружаются свинцовые пластины, выполняющие функции электродов. Банки заливаются раствором электролита, в результате чего между ним и пластинами возникают химические и физические реакции, в результате которых образуется электрический ток.

Условно кислотно-свинцовые аккумуляторы можно разделить на три вида, каждый из которых отличается некоторыми нюансами обслуживания.

  1. Обслуживаемые – в настоящее время используются редко. Эксплуатация требует соблюдения предписанного регламента ТО и некоторых знаний электротехники.
  2. Необслуживаемые или «безуходные». Контроль за состоянием минимальный, работы по обслуживанию практически не проводятся.
  3. Малообслуживаемые. Являются промежуточным звеном между первыми двумя видами. Из текущих работ необходим контроль уровня электролита и его плотности.

Инновационные АКБ – гелиевые или AGM, требуют иного подхода к обслуживанию, потому в этой статье рассматриваться не будут.

Методы диагностики

Умение самостоятельно определять параметры и состояние аккумулятора позволяет не только проводить профилактические работы, но и значительно продлить срок службы устройства. Начнем от наиболее простых способов, постепенно перейдем к более сложным.

Читайте также  Автополироль для удаления царапин своими руками

Визуальный осмотр

Проводится раз в неделю или после длительной поездки. Перед осмотром аккумулятор извлекается, с него аккуратно счищаются грязь и пыль. Если обнаружены следы электролита – их нужно присыпать щелочью, например, пищевой содой.

После очистки необходимо осмотреть корпус аккумулятора – на нем не должно быть трещин, сколов, а пробки банок должны быть плотно закручены.

Если вы обнаружили нарушение целостности корпуса, можно смело подозревать снижение уровня электролита или разрушение свинцовых пластин. Скорее всего такой источник питания придется заменить – качественно восстановить герметичность корпуса очень сложно. Но даже если внешне все в порядке, диагностику следует продолжать.

Определение уровня электролита

Даже в целом аккумуляторе уровень электролита постоянно снижается. При подаче напряжения на электроды в банках начинается процесс гидролиза, в результате которого часть воды испаряется.

ареометр и тестер

Инструменты для ухода за аккумулятором.

Современные модели необслуживаемых АКБ оснащены банками особой конструкции, которые «улавливают» испарения. Поэтому снижение уровня в «безуходном» аккумуляторе говорит о нарушении целостности его корпуса, а в батареях другого типа – нормальное явление.

Проверить уровень можно следующими способами:

  1. По контрольным меткам (в норме граница на шкале будет находиться между значениями min и max).
  2. С помощью мениска – выпуклость жидкости в отверстии банки, свидетельствующая о нормальном уровне электролита.
  3. С помощью стеклянной трубки. Ее опускают в банку, один конец затыкают пальцем, затем трубку извлекают. В норме должно быть 1,5 см жидкости.

В случаях, когда уровень электролита выше необходимого, излишки можно откачать с помощью резиновой спринцовки или шприца без иглы. Делать это нужно осторожно, чтобы электролит не попал на кожу.

Определение плотности электролита

Еще один метод диагностики, который не применяется лишь в аккумуляторах необслуживаемого типа. Они оснащены специальным индикатором, который меняет цвет, в зависимости от плотности.

Чтобы проверить плотность электролита в обслуживаемых АКБ нужен ареометр. Кончик прибора опускается в банку, с помощью резиновой груши «закачивается» электролит. Прибор держится так, чтобы поплавок не касался стенок. Как только поплавок перестанет качаться нужно обратить внимание на шкалу. Значение, напротив которого остановилась верхняя часть поплавка, и есть показатель плотности электролита.

Заметим, что показатели могут отличаться от температуры воздуха и самой электролитической жидкости. Чтобы не сделать ошибочные выводы сверьтесь с нашей таблицей поправок к показаниям ареометра в зависимости от температуры электролита.

Температура 0 С Поправка к показателям (г/см 3 )
-55… -41 -0,05
-40… -26 -0,04
-15… -11 -0,03
-10… +4 -0,02
5-19 -0,01
20-30
31-45 +0,01
46-60 +0,02

Если выяснится, что показатели отличаются от нормальных, потребуется корректировка плотности.

Проверка заряда батареи

Если проверка плотности электролита проводится два раза в год, то измерение уровня заряда не является обязательной работой. Диагностику проводят лишь в сомнительных случаях, в основном, когда аккумулятор быстро садится.

проверка напряжения

По напряжению можно понять, в каком состоянии АКБ.

Наиболее простой способ – применение вольтметра или мультиметра. Зная напряжение на выводах можно с легкостью рассчитать уровень заряда аккумуляторной батареи (см. таблицу).

Напряжение (В) Уровень заряда (%)
12,6-12,9 100
12,3 75
12,1 50
11,8 25
11,5

Диагностика состояния системы заряда

Несмотря на то, что эта процедура напрямую не относится к диагностике состояния аккумулятора, обойтись без нее невозможно. От того, насколько полно и правильно заряжается аккумулятор во время езды, зависят его характеристики.

Генератор автомобиля должен обеспечивать подачу напряжения, покрывающую текущие расходы. В идеале – даже если включена всё штатное электрооборудование, АКБ должна заряжаться. Проверить, исправен ли генератор, можно несколькими способами.

  1. При оборотах 2000 об/мин величина подаваемого генератором напряжения должна быть 15,10 В при морозе и 13,80 В при жаре.
  2. Можно запустить двигатель, слегка прогреть его и установить обороты 1500 об/мин. При этом напряжение на клеммах батареи должно быть в пределах 13,8-14,8 В.
  3. При работающем двигателе включите все штатные электроприборы, включая стеклоочистители. Потребление электричества при этом увеличится, но напряжение на клеммах источника питания не опустится ниже 13,1 В.

Если в результате замеров выяснится, что они меньше нормальных, значит имеются неполадки в системе заряда АКБ. Чаще всего речь идет об ослабленном ремне генератора или окисле контактов. В такой ситуации, перед тем как обслуживать сам аккумулятор автомобиля, правильнее будет принять меры к восстановлению работоспособности генератора.

Техника безопасности при выполнении работ

Чтобы диагностика и обслуживание автомобильного аккумулятора не причинили хлопот и не стали поводом для обращения к травматологу, необходимо соблюдать определенные правила безопасности.

  1. При зарядке выделяется водород – не допускайте искры и открытого огня.
  2. Все работы по ТО аккумулятора проводите в проветриваемом помещении.
  3. Следите, чтобы электролит не попал на глаза и отрытые участки тела.
  4. Не допускайте подачу напряжения, не соответствующего параметрам АКБ.
  5. Замеры и прочие работы проводите сертифицированным оборудованием.

Соблюдение этих нехитрых рекомендаций поможет провести обслуживание аккумуляторных батарей без проблем и будет способствовать увеличению срока их эксплуатации.

Профилактика проблем с АКБ

Любые диагностические мероприятия станут бесполезными, если неправильно эксплуатировать аккумуляторную батарею. Наоборот, соблюдая меры профилактики, можно увеличить срок службы АКБ и качество ее работы. О чем нужно знать каждому автомобилисту?

  1. Для зарядки необслуживаемой батареи лучше использовать ЗУ с автоматической регулировкой напряжения.
  2. При снижении уровня электролита восстанавливать исходное значение нужно с помощью дистиллированной воды.
  3. Примерно раз в месяц нужно осматривать и чистить клеммы АКБ.
  4. Перед наступлением морозов желательно замерить напряжение, выдаваемое аккумулятором. Уже при температуре -10 0 С емкость может снизиться на 20 %, а при температуре -30 0 С – до 50 %.
  5. Периодически проверяйте ток утечки, чтобы не столкнуться с ситуацией, при которой аккумулятор неожиданно сядет.

Подведем итоги

Если разобраться, то обслуживание аккумулятора автомобиля можно выполнить своими руками, не прибегая к помощи дорогостоящих автосервисов. После интенсивной езды осматривайте аккумуляторную батарею, измеряйте уровень и плотность электролита в обслуживаемых источниках питания. Такие меры помогут поддерживать АКБ в рабочем состоянии и способствуют профилактике различных поломок.

Читайте также:

Автовладельцы должны быть всегда готовы к непредвиденным ситуациям в дороге. Одна из возможных неприятностей, которая характерна в основном для зимнего времени года – разряд аккумулятора. Хорошо, если это произошло в гараже, где есть зарядное устройство и можно подзарядить АКБ. Но когда проблема возникла в дороге, как выйти из этой ситуации? В данной статье мы расскажем, как прикурить .

Если в один прекрасный день под автомобилем вы обнаружили маслянистые пятна, а на самой детали следы подтеков, в ближайшее время необходимо доставить автомобиль на сервис или же разобраться с причиной происходящего самому. Течь масла, хоть из двигателя, хоть из КПП – результат имеющихся неполадок в механизме и совсем не важно, серьезные эти неполадки, или незначительные. Чем дольше вы будете .

Аккумуляторная батарея при неправильной эксплуатации может быстро утратить работоспособность. Чтобы этого не произошло, необходимо периодически очищать ее от пыли и грязи, это уменьшит потери от саморазряда, и поддерживать определённую плотность залитого внутрь электролита. Так же каждый водитель должен уметь определять степень заряда аккумулятора по напряжению с помощью специальной таблицы. .

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

Обслуживание АКБ авто своими руками

Аккумуляторная батарея является накопителем и поставщиком электроэнергии любого автотранспорта. Регулярное обслуживание аккумулятора автомобиля обеспечивает запуск двигателя при любых погодных условиях.

От чего зависит срок эксплуатации аккумуляторной батареи

Существует несколько факторов, влияющих на работоспособность АКБ. Проводя самостоятельно регламентные работы, необходимо обращать внимание на каждый из них.

Уровень заряженности

Нормой для аккумулятора является заряженное состояние. Во время запуска двигателя расходуется часть электроэнергии, в дальнейшем восполняемая с помощью подзарядки от генератора. Городской режим с частыми пробками и остановками, использование большого количества приборов не обеспечивают полное восстановление зарядки. Частая и долговременная разрядка АКБ приводит к сокращению срока службы, поэтому следует периодически подзаряжать батарею с помощью зарядного устройства.

Справка! При длительном хранении автомобиля подключенная АКБ частично или полностью разряжается.

Температурный режим

При низких температурах плотность электролита понижается. В разряженном аккумуляторе это приводит к замерзанию жидкости и повреждению корпуса батареи. Высокие температуры увеличивают скорость испарения электролита. При пониженном уровне жидкости свинцовые пластины оголяются и подвергаются коррозии.
Допустимая степень разряженности аккумулятора зимой составляет 25%, летом — 50%. Несоблюдение этих норм приводит к быстрому выходу батареи из строя.

Справка! Идеальная температура эксплуатации аккумулятора — 15-20°C. Понижение на 1°C уменьшает емкость батареи на 1 А-ч.

Работоспособность бортовой системы

Исправность генератора и регулятора напряжения существенно влияют на степень зарядки и состояние батареи. Превышение нагрузки в бортовой сети приводит к перезарядке АКБ, закипанию и испарению электролита, износу электродов. При пониженном напряжении батарея всегда находится в разряженном состоянии.

Коррозийные процессы

Коррозия — постоянное явление в каждом аккумуляторе. Для ее понижения применяются легирующие добавки. Чтобы увеличить срок службы АКБ, рекомендуется доливать качественные жидкости.

Справка! Дистиллированную воду нужно приобретать в аптечных пунктах. Некоторые автомагазины торгуют обычной водопроводной водой.

Сульфатация

Как и коррозия, этот процесс неизбежен. Со временем на пластинах скапливается сульфат свинца, что влечет за собой увеличение плотности и температуры раствора серной кислоты. Своевременное обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками существенно снижает интенсивность процесса.

Частота обслуживания

Частота обслуживания АКБ

Технический уход за аккумулятором делится на периодическое устранение мелких неполадок и диагностику. Можно проводить обслуживание необслуживаемого аккумулятора автомобиля своими руками или доверить специалистам СТО. Диагностировать батарею желательно самостоятельно. Таким образом можно контролировать ее состояние.

Читайте также  Компрессор своими руками

Диагностика

Эту процедуру рекомендуется проводить регулярно и совмещать с контролем уровня масла в двигателе, доливкой технических жидкостей, проверкой давления в шинах.
При диагностике проводят следующие работы:

  • внешний осмотр на наличие повреждений, грязи, окислов;
  • замер напряжения на выводах батареи, отключенной от бортовой сети;
  • замер напряжения на выводах подключенной к сети АКБ при работающем двигателе;
  • контроль уровня электролита.

Периодическое обслуживание

Проводится по мере необходимости и состоит из нескольких этапов:

  • проверка надежности крепления;
  • чистка проводов и клем от грязи и окислов;
  • замер и корректирование уровня и плотности электролита;
  • зарядка батарей при помощи зарядного устройства;
  • тестирование нагрузочной вилкой;
  • контроль утечки тока;
  • десульфация.

Правила обслуживания АКБ

Правила обслуживания АКБ

Работа автомобиля напрямую зависит от состояния АКБ. Для этого следует неукоснительно соблюдать все этапы обслуживания аккумуляторной батареи.

Визуальный осмотр

Осмотр проводят не реже 2 раз в месяц. Если при диагностике обнаружена соль на корпусе или потеки электролита, их удаляют, используя щелочные растворы. Допустимо также применять для чистки пищевую соду. Она нейтрализует кислоту, удаляет грязь и пыль с корпуса.
Множественные потеки электролита могут быть спровоцированы микроповреждениями корпуса батареи. При отсутствии регулярной очистки и ремонта это приведет к саморазрядке аккумулятора и его поломке.

Измерение уровня заряда

Проводится с помощью мультиметра или вольтметра. Для этого от выводов АКБ отсоединяют клеммы бортовой системы автомобиля, на их место подключают датчики прибора. Приемлемым уровнем напряжения принято считать 12,6-12,9 В. Если показания прибора ниже стандарта, аккумулятор нуждается в зарядке от сети. Для проверки напряжения в бортовой сети клеммы соединяют, запускают двигатель, включают несколько электроприборов. Показатель напряжения должен быть 13-14,4 В.

Важно! Европейские приборы для измерения напряжения отличаются от Российских расположением клемм.

Проверка уровня и плотности электролита

На многих современных моделях на корпусе размещены панели, на которых отображается информация о плотности и уровне электролита. Если подобная функция отсутствует, можно произвести замеры самостоятельно.
Для этого не требуется демонтаж батареи. Снимают крышки с отверстий расположенных на банках и погружают в них прозрачную трубку из стекла или пластика. Когда она коснется пластин, ее вынимают и оценивают высоту оставшегося следа. В идеале он должен быть не менее 10 мм.

Справка! Замеры проводятся при полностью заряженном аккумуляторе и температуре не ниже 25 градусов.

Для измерения плотности электролита используют ареометр или денсиметр. Кончик прибора погружают в жидкость, следя, чтобы он не касался стенок батареи, после чего считывают показания.
Нормой принято считать результаты 1, 27-1, 29 гр/куб.см. Если результат неудовлетворительный, его корректируют, заливая в АКБ дистиллированную воду или электролит.

Измерение тока утечки

Проводят так же, как и заряд аккумулятора. Различие операций в том, что мультиметр выставляют в режим замера тока.
Утечка тока будет способствовать быстрой разрядке батареи и не даст ей полностью восстановить заряд. При обнаружении проблемы, необходимо выяснить причины утечки и устранить их.

Зарядка АКБ

В условиях регулярной эксплуатации зарядка батареи происходит от генератора. При использовании сетевого зарядного устройства речь идет о подзарядке. Такая процедура должна проводиться не реже 1 раза в 3 месяца. Внеплановая зарядка осуществляется, если батарея полностью разряжена. Такую ситуацию могут спровоцировать: длительное нахождение авто в гараже без движения, включенный дальний свет и музыкальный проигрыватель.
Проводят зарядку в режиме бесперебойного напряжения.

Справка! В зимний период, когда аккумулятор находится под постоянным воздействием низких температур, понадобится более частая зарядка.

Проверка состояния АКБ нагрузочной вилкой

Этот прибор дает нагрузку на аккумулятор, имитирующую ту, которая возникает при запуске двигателя. В нормальном рабочем состоянии напряжение не должно падать более 5 секунд.

Периодическая тренировка аккумуляторной батареи

Периодическая тренировка аккумуляторной батареи

Существует несколько действенных методик для тренировки АКБ. Они же используются для восстановления батарей, неиспользуемых в течении длительного времени.
Длительный заряд малыми токами проводят для батарей с небольшой сульфатацией. Для этого подключают заряд током нормальной величины до появления газов. Далее прерывают процедуру на 30 минут. После этого подключают заряд, уменьшив значение тока на 1%. Снова перерыв на 30 минут. Повторяют весь цикл 3-4 раза.
Глубокий заряд малыми токами применяют для аккумуляторов с наличием застарелой сульфатации. Метод основан на чередовании коротких циклов заряда токами стандартной величины с длительным зарядом малыми токами.
Заряд циклическими токами используют для увеличения срока службы аккумулятора. При этом подключают заряд малыми токами, после чего начинают разряжать аккумулятор и снова подключают заряд.
Метод постоянного напряжения основан на снижении силы тока. Для этого изначально устанавливают максимально возможную силу заряда, постепенно снижая ее до минимума.

Особенности ухода за АКБ

Для регулярно эксплуатируемых аккумуляторов важно своевременное и грамотное техническое обслуживание. Оно состоит из нескольких процедур.

  • Проверяется надежность креплений. При необходимости подтягиваются ослабленные болты и гайки.
  • Клеммы регулярно очищаются от окиси и обрабатываются смазкой.
  • При наличии подтеков электролита выравнивают плотность и уровень кислоты.
  • Обязательно регулярное проведения тестирований.

Обслуживание необслуживаемого аккумулятора автомобиля проще, чем обслуживаемого, и не составит проблем при регламентных работах.

Меры безопасности

  1. Все манипуляции с электролитом проводят в защитных перчатках и очках. Раствор серной кислоты при попадании на кожу или слизистые оболочки оставляет тяжелые химические ожоги.
  2. Все работы с аккумулятором проводятся только в хорошо вентилируемом помещении.
  3. Недопустимо использовать открытый огонь вблизи батареи.

Работы по обслуживанию АКБ можно провести самостоятельно, но только при наличии специализированных знаний и должной подготовки. В противном случае можно повредить батарею неумелыми действиями и тем самым нанести урон работе автомобиля.

Правильный уход за АКБ и систематическая зарядка аккумулятора автомобиля |Интернет-магазин аккумуляторов Колеса Даром

Правила ухода за АКБ

Аккумулятор – в буквальном смысле сердце автомобиля. Именно он запускает двигатель, а также обеспечивает работу электроприборов при заглушенном моторе. Срок службы аккумуляторной батареи невелик – в среднем он составляет три года, но некоторые модели АКБ начинают терять свои свойства только после пяти лет работы. А вот недорогой необслуживаемый аккумулятор может выйти из строя всего после одной глубокой разрядки. Поэтому важно знать основные правила ухода за АКБ и, конечно же, не забывать регулярно выполнять несложные манипуляции.

Ремонт аккумуляторов на Kolesa-Darom.ru

Правила ухода за необслуживаемой АКБ

Аккумуляторные батареи делятся на три типа: обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые. С точки зрения ухода, отличаются они незначительно – стандартный перечень правил для первых двух типов дополняется необходимостью периодической проверки уровня электролита и его доливки. Кроме того, для обслуживаемых моделей возможен даже ремонт аккумуляторов, вплоть до замены пластин. Но это требует высокой квалификации, поэтому для начала рассмотрим базовый уход на примере необслуживаемых АКБ. Для них требуется регулярно проводить:

  • Очистку клемм и контактных частей силовых проводов. Металл имеет свойство окисляться, поэтому важно не допустить прикипания проводов к клеммам, иначе могут возникнуть проблемы при их отсоединении во время аварийной ситуации. Клеммы и контакты чистятся металлической щеткой с нашатырным спиртом или водным раствором соды. После очистки следует закрепить контакты и намазать клеммы литолом, солидолом или другой подобной смазкой во избежание их повторного окисления.
  • Очистку корпуса. Нельзя допускать загрязнения корпуса аккумуляторной батареи. Если у вас необслуживаемый аккумулятор, то особое внимание следует уделить очистке газоотводного отверстия, поскольку его загрязнение может привести к отказу устройства.
  • Проверку креплений. Жесткое крепление АКБ необходимо, чтобы избежать повреждения пластин из-за вибрации и ударов. Поэтому вы должны убедиться, что прижимные планки обеспечивают хорошую фиксацию устройства.

В базовые правила ухода входит и периодическая зарядка аккумулятора автомобиля. В стандартных условиях АКБ заряжает генератор транспортного средства, но при его длительном простое, а также в зимнее время, часто требуется дополнительная подзарядка батареи с помощью специализированного зарядного устройства.

Зарядка аккумулятора автомобиля на Kolesa-Darom.ru

Чтобы определить, нужно ли зарядить аккумулятор автомобиля, нет другого способа, кроме как проверить аккумулятор мультиметром. Нормальное напряжение на его клеммах при неработающем двигателе должно быть на уровне 12,5-13 В. Если оно меньше, то батарею лучше зарядить. Для этого аккумулятор необходимо снять и перенести в сухое отапливаемое помещение.

Для зарядки АКБ подойдет любое устройство, которое позволяет регулировать ток заряда аккумулятора автомобиля – он должен находиться в промежутке от 5 до 10% от емкости батареи. При этом необходимо следить, чтобы напряжение на клеммах не поднялось выше 14,4 В, иначе АКБ может просто «закипеть», что для необслуживаемых батарей равносильно выходу из строя. После того как зарядка была завершена, сначала отключают зарядное устройство, а затем и аккумулятор, начиная с минусовой клеммы.

Уровень и плотность электролита в аккумуляторе

Как проверить аккумулятор мультиметром на Kolesa-Darom.ru

Если все предыдущие правила ухода универсальны для любых типов АКБ, то регулярная доливка электролита – особенность именно обслуживаемых и малообслуживаемых моделей. Необходимость в этом связана с принципом работы подобных батарей, в ходе которой дистиллированная вода постепенно выкипает и испаряется, что повышает плотность электролита в аккумуляторе и ухудшает работу АКБ.

Именно поэтому так важно знать, как проверить уровень электролита в аккумуляторе, причем именно вашу модель. Обычно это делается визуально, но есть и современные модели, оснащенные специальным индикатором. Если уровень ниже нормативного значения, то через технологическое отверстие в батарею необходимо долить дистиллированную воду. После этого аккумулятор снова готов к работе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: