Выкрутить сломанную шпильку
Выкрутить сломанную шпильку
Как высверлить каленый болт: несколько способов. Как выкрутить сломанную шпильку: советы мастера
Первое, что нужно делать – не паниковать. Вообще. Сломанный болт почти всегда можно извлечь, главное действовать правильно.
Во-вторых – осмотреть «место происшествия». Если сломался при откручивании – заливаем WD40, зеленкой или тормозной жидкостью – требуется, чтобы обломившийся кусок откис по резьбе. Можно попробовать отжечь резьбу паяльной лампой – смотреть нужно по обстоятельствам. Смотрим, в каком месте он сломался. Когда обломившийся кусок торчит над деталью, крупно повезло – можно попробовать выкрутить его. При наличии такой возможности – накручиваем две гайки, верхней фиксируем нижнюю. Выкручиваем за нижнюю гайку – если сломанный болт оставил целой резьбу, должен выйти. Не хватает места для двух гаек – пробуем выкрутить за резьбу пассатижами. Еще один способ – сделать болгаркой прорезь посередине. Как результат получаем винт, который можно попробовать отвернуть отверткой. Если получилось – проблема решена. Но чаще болт ломается либо вровень с деталью, либо внутри нее.
Извлечение сломанного болта
Если сломан на уровне детали – попробуйте выкрутить пальцем. На самом деле, когда сломанный болт стоит внутри отверстия по резьбе, она чистая, а винт просто сломался из-за усталости металла или потому, что был потянут ранее – он может пойти просто от пальца. Или обращаем внимание на скол – при обламывании куска на плоскости излома всегда образуется бортик – подставляем зубило, отвертку – легкими ударами стараемся его открутить.
Такие случаи часто случаются, когда шпилькой или болтом притягивается деталь без резьбы – например, коллектор к блоку цилиндров.
Как открутить прикипевший болт
Зачастую ремонт автомобиля усложняется из-за наличия коррозии и окисления крепежных элементов. Например, на заводе при сборке мастер не обработал резьбу смазочными материалами, и в ходе эксплуатации туда попала вода. В результате болт прикипел, казалось бы, намертво, но с такой неприятностью можно справиться несколькими способами.
Читать также: Зажим для быстрого соединения проводов
Открутить заржавевший болт или гайку постукиванием
При постукивании с болта отходят ржавчина и накипь, поэтому открутить его становится легче. Операцию проводят молотком, поворачивая специальным инструментом с целью создания крутящего момента. С осторожностью, так как можно повредить изделие и придется его высверливать. После удаления крепежного элемента его чистят от ржавчины и обрабатывают графитовой смазкой. При наличии одевают пыльник на соединение.
С помощью растворителей
В арсенале любого опытного автолюбителя всегда найдется набор жидкостей для борьбы со ржавчиной и другим налетом. В основном используют WD-40 с хорошей проникающей способностью в микрозазоры, стоимость которого начинается от 100 рублей. Наряду с ним, применяют тормозную жидкость, уайт-спирит, керосин, кока-колу. В отличие от WD-40 другие жидкости воздействуют слабее, и лучше налить их в емкость и поместить в нее прикипевшее соединение для большего эффекта.
Если болт прикипел на передней стойке, растворяющее вещество можно аккуратно влить в «стакан». Главное — не повредить резинки на стойках, иначе придется их менять.
Смачивают тряпку любым средством, обматывают гайку и оставляют на некоторое время. Потом обстукивают болт для разрушения размягченной ржавчины и приступают к откручиванию.
Термический способ
Когда растворитель не справляется с задачей, можно попробовать воздействие огнем и холодом. В любом крупном авто или хозяйственном магазине продается газовая горелка, с ее помощью нагревают болт до ярко-оранжевого цвета. Потом охлаждают машинным маслом и пытаются его ослабить. При неудачной попытке процесс повторяют заново.
Этот метод не всегда помогает, а при близком расположении с лакокрасочным покрытием, топливным баком очень опасен. При работе с газовой горелкой нужно соблюдать правила пожарной безопасности и не использовать ее, если под рукой нет огнетушителя.
Применяют спреи для заморозки изделий, чтобы сохранить болт для дальнейшего использования. Но пользуются такими реагентами в основном профессионалы, так как в бытовых условиях это дело затратное и нерентабельное.
Сложный вариант
Если не вышло выкрутить этими способами – будем сверлить. Главное, чтобы обломившийся болт был не каленый. Есть несколько способов, которые требуется попробовать перед тем, как пробовать высверлить сломанный болт. Самое элементарное – берем дрель с реверсом и сверло. Иногда такой фокус проходит с обычным саморезом по металлу, со сверлом на конце. Нажимаем на сломанный остаток, маленькими оборотами пытаемся открутить, здесь нужна аккуратность – крутить нужно «внатяжку». При неудаче этих способов переходим к серьезным действиям. Когда диаметр шпильки небольшой, нужно определить, каким способом извлекать обломок – для двух вариантов места недостаточно.
Способ первый. Сверлом небольшого диаметра делаем два отверстия в обломке. Друг против друга. Сверлим неглубоко – около 5 – 10 мм, желательно подальше от центра. Затем берем съемник стопорных колец, узкогубцы или просто вставляем два гвоздя, зажимаем их пассатижами – пробуем выкрутить.
Технология извлечения болта
Способ второй. Нужен специальный инструмент – экстрактор. Он продается в магазинах инструмента. Представляет собой что-то вроде конусного сверла, имеет обратную резьбу, очень твердый каленый металл. Сначала подбираем сверло под его диаметр. Аккуратно размечаем керном центр шпильки, он нам нужен, чтобы высверлить отверстие. Глубоко не нужно – достаточно просверлить чуть глубже, чем длина экстрактора. Затем заворачиваем экстрактор, пытаемся выкрутить обломанный кусок.
Наиболее типичные ситуации облома
Болт может оборваться по-разному. Самый легкий случай, когда он ломается заподлицо с деталью. В этом случае особых проблем в том, как высверлить болт не будет. Но, тем не менее, необходимо будет выполнить некоторые подготовительные мероприятия, которые позволят без особого труда извлечь оставшуюся часть. А заключаются они в следующем:
- Самое главное настроить себя на то, что высверлить сломанный болт, не повредив резьбу, можно только, если приложить максимум терпения и спокойствия. Спешка в этом случае главный враг
- Прежде всего, необходимо использовать средство для быстрого откручивания ржавых болтовых соединений. На рынках их присутствует великое множество. Но подавляющее количество таких средств абсолютно бесполезно. Уважающий себя автолюбитель и слесарь, всегда должен иметь в запасе средство для откручивания гаек и болтов проникающего действия, в котором присутствую такие вещества, имеющие свойства проникать в любые соединения. Рекомендации по выбору можно получить в любом известном автосервисе. Наиболее эффективны смазки на основе дисульфида молибдена и графита.
- Далее можно попробовать один из самых простых вариантов, как высверлить сломанный болт без особых проблем. Для этого необходимо тонким сверлом и низко оборотистой дрелью, высверлить паз под отвертку.
- В любом хозяйственном магазине можно приобрести газовую горелку для откручивания болтов. Если такая горелка есть, то с ее помощью необходимо слегка прогреть саму деталь таким способом чтобы оставшийся кусок не нагревался. При этом рядом должен быть огнетушитель.
- Затем попробовать отверткой с воротком начинать потихоньку расшатывать остаток болта. Если болтовое соединение не старое, то кусок должен открутиться.
Читать дальше: Тигуан 180 л с
А вот как правильно высверлить болт, если он сломался внутри гнезда, знают не многие. Обычно такие поломки бывают при закручивании шпилек головки цилиндров автомобильного двигателя. В этом случае нужны некоторые навыки при пользовании дрелью и метчиком.
Подготовительные мероприятия такие же, как и в предыдущем варианте. Затем перед тем, как высверлить обломившийся болт, необходимо залить в отверстие жидкость для быстрого откручивания и оставить до полного проникновения в соединение на 2-3 часа.
Затем при помощи мало оборотистой дрели и сверла диаметром в два раза меньше чем болт, точно по центру, без наклона и с малыми оборотами осторожно просверливают отверстие глубиной до одной трети от общей длины обломка. При помощи метчика с левой резьбой, нарезают резьбу на всю глубину отверстия. Затем вкручивается высокопрочный болт с такой же резьбой. При помощи накидного ключа с воротком, слегка постукивая и вращая болт, вынимают оставшуюся часть болта.
Замените старый крепеж на новый: https://avselectro.ru/catalog/4976-bolty — болты отменнного качества от мировых производителей в большом ассортименте.
Причины поломки сверл по металлу
Фотография №1: сломанное сверло
К поломке сверл приводят следующие причины.
Сверление инструментами, изготовленными из меньших по твердости материалов. По этой причине сверла ломаются чаще всего.
Несоблюдение режима резания. При сверлении на мощностях, превышающих рекомендуемые, возникают перегревы и перегрузки.
Износ режущих кромок. К нему приводят длительное использование инструмента без заточки, превышение нагрузки и иные факторы.
Несоблюдение режима охлаждение. К поломкам приводит использование малого количества охлаждающей жидкости или неправильный ее состав. Возникает перегрев.
Кроме этого, проблемы могут возникнуть из-за неправильного подбора диаметра сверла.
Как вытащить сломанное сверло из металла
Вытащить сломанное сверло из металла можно различными способами. Для начала рассмотрим самые простые ситуации.
Часть обломка сверла торчит снаружи. В этом случае смажьте отверстие изнутри при помощи шприца. Чтобы вытащить обломанное сверло из металла, используйте клещи или плоскогубцы.
Обломок застрял внутри. В этом случае действуйте так.
Возьмите подходящее сверло такого же диаметра.
Просверлите им отверстие с другой стороны (в той же точке) до застрявшего обломка.
Выбейте его подходящим по диаметру стержнем или инструментом (при этом желательно использовать подкладку).
Обратите внимание! Второй способ актуален только в том случае, если к противоположной стороне заготовки можно получить доступ, и в ней нужно проделать сквозное отверстие.
Рассмотрим специальные способы извлечения обломков сверл, застрявших внутри обрабатываемых деталей.
Пошаговая инструкция
Шаг первый . Надеваем самое тонкое сверло и принимаемся сверлить строго по центру болта. Следим, чтобы сверло не уводило в бок. Если отверстие получится кривым, то впоследствии, при извлечении, появятся дополнительные (и очень серьезные) осложнения в работе.
Шаг второй . Постепенно меняем сверла на все более толстые до тех самых пор, пока не будет высверлена примерно одна треть болта.
Шаг третий . Берем и забиваем в отверстие трехгранный напильник. Суть в том, чтобы он стоял максимально плотно. В противном случае вытащить болт никак не получится.
Шаг четвертый . Как только напильник окажется в болте и будет при этом плотно сидеть там, приступаем к попыткам извлечения. Для этого нам также понадобится прибегнуть к помощи плоскогубцев или гаечного ключа. Зажимаем наш напильник и начинаем крутить образовавшимся рычагом.
Шаг пятый . Если болт никак не поддается, то можно прибегнуть к одному «экзотическому» методу экстракции. Рассверливаем метиз дальше так, чтобы в него можно было положить другой болт меньшего размера (диаметра) с противоположной резьбой, сделав предварительно в первом (сломанном) болте под него резьбу при помощи подходящего метчика. После этого пробуем открутить метиз, используя меньший болт, как шляпку.
Читать также: Предел текучести при растяжении
Шаг шестой . Если и такой способ не сработал, то в самом крайнем случае можно попытаться продолжить рассверливать болт дальше до тех пор, пока он достаточно не ослабнет. Когда это произойдет, выкрутить его получится при помощи одного только метчика, подходящего размера.
Совет 1: Как выкрутить обломанную шпильку
Обломанная шпилька может доставить много хлопот автолюбителям, исключительно если она находится в малодоступном месте. Тогда трудность ее извлечения будет заключаться еще и в том, дабы подобраться к ней.
Инструкция
1. Если к шпильке есть доступ, но она не поддается, то испробуйте залить в отверстие мощный электролит, скажем, азотную кислоту, которая поможет разорвать соединение 2-х металлических поверхностей. Если же шпилька обломилась так, что подобраться к ней не допустимо, то испробуйте следующие методы.
2. Приобретите особый комплект экстракторов, тот, что предуготовлен для извлечения обломанных шпилек, болтов с сдернутыми шлицами и головками, сверл и многого иного. Позже этого в центре застрявшей детали просверлите отверстие, которое должно быть немножко поменьше, чем диаметр экстрактора. Сверлить надобно при помощи кондуктора, тот, что поможет сделать отверстие верно по центру. Неукоснительно сбережете нужную толщину стенок извлекаемой детали.
3. Позже того, как отверстие готово, вставьте в него экстрактор, тот, что старательно вкручивайте вовнутрь. Помните, что у данного приспособления имеется левая резьба, следственно он будет вворачиваться в противоположную сторону. Через некоторое время он завершит вращаться и начнет выходить наружу совместно с застрявшей шпилькой.
4. Испробуйте высверлить обломившуюся деталь. Будьте предельно внимательны и терпеливы. Впрочем помните, что если огромна вероятность попадания мелкой металлической стружки вовнутрь значимых узлов и аппаратов, то откажитесь от данного метода. Также испробуйте применить сверла с левой резьбой, которыми сверлите поверхность на мелких циклах. Зачастую резьба начинает ослабевать за счет левого хода дрели и поврежденная шпилька с легкостью выходит.
5. Если поверхность и пространство разрешают применить сварку, то приварите к высовывающемуся концу шпильки гайку. Позже этого возьмите в руки гаечный ключ надобного диаметра и начните выкручивать гайку, которая вытащит за собой и остаток детали.
Совет 2: Как выкрутить сломанный болт
Изредка случается так, что при закручивании новых болтов используется излишнее усилие и болт ломается, а также при выкручивании ветхих заржавевших болтов, доводится иметь дело с болтами с сдернутой резьбой либо сломанной головкой. В этом случае есть несколько приемов, разрешающих убрать такой болт.
Вам понадобится
- – жидкий ключ;
- – отвертка, пассатижи, разводной ключ;
- – дрель;
- – сварка
Инструкция
1. Залейте отверстие со сломанным болтом жидкостью, способную облегчить вашу работу. Это может быть жидкий ключ, либо универсальная смазка. Действуют они, через некоторое время, когда соединение очистится.
2. Оглядите головку болта. Если ее углы сдернуты и перестают представлять собой отчетливый шестигранник, то если болт не дюже крупный, то возьмите пассатижи. Если болт большой, то взамен пассатижей используйте газовый ключ. Расположите пассатижи под прямым углом к болту. Испробуйте открутить болт таким образом.
3. При отсутствии у болта головки, в том случае, если болт довольно крупной, то самым маленьким сверлом сделайте в самом болте в линию 2-3 отверстия, посверлив, таким образом, паз под отвертку. Вставив отвертку в высверленный паз, выкрутите болт. Отвертку отменнее брать Т-образную.
4. Если головка сломана, но часть болта слегка выступает, то за нее также дозволено ухватиться пассатижами. А в сочетании пассатижей и пропила паза под отвертку, применение 2-х инструментов повышает вероятность удачного извлечения болта.
5. Испробуйте с подмогой сварки приварить к поломанному болту подходящую по размеру гайку, а после этого выкрутите болт, применяя гайку в качестве головки болта.
6. Высверлите болт в том случае, если у него нет головки, а сам болт маленький. Это особенно «разорительный метод извлечения болта. Для этого в центре болта сверлится отверстие. Сверло для начала возьмите меньшим диаметром, чем сам болт, так как допустимо, что при включении реверса на дрели, болт вывернется совместно со сверлом. Если этого не случилось, то в отверстие дозволено легонько вбить плоскую отвертку соответствующего диаметра и попытаться удалить болт совместно с ней, либо высверлить болт сверлом того же диаметра.
Обратите внимание!
Задача высверлить болт, не повредив поверхности не неизменно выполнима. Исключительно это касается обстановок, возникающих при ремонте автомобилей. Изредка решение о замене узла целиком бывает менее затратным как в финансовом, так и в чувствительном смысле.
Полезный совет
Если болт громоздкий, то в качестве отвертки дозволено применять зубило с молотком, выкручивая болт легким постукиванием в необходимом направлении.
Совет 3: Как выкрутить сдернутый болт
Со временем металл, из которого сделан крепеж, устает, становится менее крепким, легко ломается, и резьба, соответственно, может легко быть сдернута. В таком случае открутить болт становится труднее, но зная несколько методов, вы с этим совладаете.
Вам понадобится
- – пассатижи;
- – плоскогубцы;
- – кусачки;
- – гвоздодер;
- – клей «Жидкие гвозди»;
- – ответка;
- – еще один метиз;
- – комплект экстракторов;
- – дрель со сверлом меньшего диаметра.
Инструкция
1. Испробуйте поддеть болт выдергой либо гвоздодёром и вытянуть, насколько дозволит сдернутая резьба. Дальше, не убирая инструмента, откручивайте его отверткой либо ключом, в зависимости от конструкции болт а.
2. Если у вас нет гвоздодёра, подсуньте под шляпку болт а плоскую отвертку, уприте ее обо что-нибудь, дабы образовался рычаг, и молотком опрятно постукивайте по рукоятке отвертки – болт будет понемногу выходить из отверстия. Постарайтесь в это время подкручивать болт отверткой супротив часовой стрелки.
3. Небольшой болт испробуйте выдернуть кусачками. Примитивно зажмите шляпку между губок инструмента и с силой потяните на себя. Если резьба вовсе сдернута, он без труда выйдет, а если не вовсе – вертите кусачки совместно с болт ом супротив часовой стрелки.
4. Если у болт а шляпка предусматривает шлицы под отвертку, задача заключается в том, что немыслимо придать усилие в необходимом направлении, потому что болт прокручивает. Дабы поправить это, заточите шляпку под разводной гаечный ключ либо легко сделайте два среза наоборот друг друга под пассатижи. Ухватитесь за шляпку и откручивайте, при этом тяните болт на себя.
5. Приобретете комплект экстракторов – несколько метчиков с обратной резьбой. Просверлите в болт е отверстие глубиной 3-15 мм сверлом поменьше, чем внутренний диаметр метиза. Подберите экстрактор по размеру и вкрутите его супротив часовой стрелки. В тот момент, когда конус, сужающийся в нижней части метчика, дойдет до конца, болт начнет вращаться совместно с ним – в данный момент начните откручивать сдернутый болт в надобном направлении.
6. На болт с сдернутой резьбой, находящийся в малодоступном месте, капните немножко клея по металлу, скажем, «Жидкие гвозди», и приклейте еще один метиз. Поверхности заблаговременно обезжирьте. Позже полного высыхания испробуйте вытянуть оба болт а совместно, потянув приклеенный к себе и прокручивая его по ходу резьбы.
Совет 4: Как выкрутить обломанный болт
При работе с болтом он может поломаться, и вытянуть его в таком случае достаточно сложно. В этом деле хорошими помощниками станут подручные инструменты и немножко собственной смекалки.
Вам понадобится
- – напильник;
- – гайка;
- – сверло;
- – отвертка;
- – гаечный ключ;
- – буравчики либо трокс;
- – зажигалка.
Инструкция
1. Если шапка болта отломилась, но от нее осталась хоть какая-то часть, испробуйте напильником сделать в ней канавку под отвертку. Позже этого старательно выкрутите поврежденный болт подходящей по размеру отверткой.
2. Когда шапка обломана всецело, дозволено воспользоваться профессиональными приспособлениями для выкручивания таких болтов. Приобретите в магазине автозапчастей особые буравчики. Просверлите в болте дырку, соответствующую размеру такого буравчика, и вкрутите его туда. После этого выкрутите болт за торчащий конец буравчика.
3. Вытянуть болт дозволено и иным методом. Просверлите в нем отверстие такого размера, дабы до резьбы осталось только 1-1,5 мм. Во время сверления периодично макайте нагретое сверло в машинное масло. После этого осмотрительно отковыряйте остатки болта любым острым металлическим предметом, скажем, той же отверткой. Основное – верно рассчитать размер сверла, дабы не задеть резьбу. Данный вариант подойдет также в том случае, когда нужно достать расколотый болт.
4. Если шапка болта оторвана, но торчит осколок с резьбой, вытянете его при помощи гайки. Для этого подберите по размеру гайку и мощно раскалите ее на огне. Удерживать ее при этом надобно пинцетом либо щипцами с огнеупорными ручками, дабы не обжечь руки.
5. Позже того как гайка хорошенько раскалится, накрутите ее на торчащий осколок болта. Из-за высокой температуры гайка должен привариться к нему. Через некоторое время, нужное для того, дабы металл остыл, возьмите подходящий по размеру ключ и выкрутите болт за приваренную к нему гайку.
6. Дозволено также испробовать вытянуть болт ключом-звездочкой либо, как его еще называют, троксом. Для этого нужно просверлить в болте отверстие и вбить туда трокс. Когда он зайдет на всю длину, выверните за него болт.
Как выкрутить сломанную шпильку из алюминия без сварки
В процессе ремонта автомобиля или другой техники, может случиться неприятная ситуация, когда болт или шпилька обрываются. Причем ломаются они по закону подлости вровень с деталью или что еще хуже в глубине детали. Таким образом обломанная резьба получается, как бы утоплена в деталь.
Как правило, болты и шпильки ломаются при откручивании, если они сильно заржавели и прикипели. Также их можно сломать при закручивании, если к ним приложить сильно большой крутящий момент.
Существует несколько способов решить данную проблему. Причем выбор способа зависит от конкретной ситуации. Рассмотрим каждый способ отдельно.
Подготовка к откручиванию.
Если болт заржавевший и при его откручивании не будет использоваться сварка, то его следует смазать проникающей смазкой. Нет смысла смазывать соединение, а потом выжигать смазку.
Можно взять распространённую и хорошо себя зарекомендовавшую смазку WD-40. Или можно сделать смесь из керосина и машинного масла в пропорции 1:1 и этой смесью залить болт. После смазывания желательно подождать некоторое время, например 1 час. Смазке нужно время, чтобы проникнуть во внутрь соединения.
Как засверлить обломанный болт, чтобы не повредить резьбу.
Если болт обломан в глубине детали, то в этом случае для центрирования сверла можно использовать металлическую втулку. Её наружный и внутренний диаметры подбираются по диаметру сверла и диаметра отверстия корпусе детали. Данную втулку можно заказать у знакомого токаря или сделать ее из подходящей по диаметру металлической трубки.
Также можно взять сверло большего диаметра, которое походит под диаметр отверстия в корпусе и засверлить им небольшую центровку-углубление для следующего сверла. После берем сверло меньшего диаметра и по ранее сделанной центровке сверлим.
Существуют специальные центровочные сверла. Они в основном применяются при выполнении токарных работ. Таким сверлом можно легко выполнить центровку без риска повредить резьбу, а затем уже высверлить отверстие обычным сверлом.
Выкручиваем сломанный болт с помощью экстрактора.
Что такое экстрактор? Это специальный инструмент в форме конусного сверла с левой спиралью. Данный инструмент имеет повышенную прочность, то есть должен быть каленым. Это относится только к качественному инструменту. Китайские поделки бывают изготовлены почти из “пластилина”.
Как работает экстрактор? Он вкручивается предварительно просверленное отверстие в обломанной шпильке своей левосторонней конусной резьбой до тех пор, пока его не заклинит в нем. Дальнейшей крутящий момент приложенный к нему приводит к выкручиванию шпильки, так как она в большинстве случаев имеет правую резьбу.
Нужно понимать, что экстрактор — это не панацея. У него есть свои недостатки.
Во-первых, он требует предварительно просверленного отверстия в обломанной шпильке. Не во всех шпильках можно просверлить отверстие. Если она окажется каленой, то есть очень твердой, то сверло может не взять ее. В этом случае придется отказаться от использования экстрактора.
Во-вторых, экстрактор из-за своей конусности раздавливает шпильку и еще больше ее заклинивает в теле детали.
В-третьих, сам экстрактор может сильно усугубить проблему, если сам обломается внутри. Это самый плохой вариант. В итоге можно получить вместо “мягкой” шпильки обломок твердого экстрактора, который дополнительно своей конусностью подклинил шпильку.
Выкручиваем сломанный болт с помощью подручных инструментов.
Если под рукой нет экстрактора, то можно воспользоваться битой типа звездочка – torx, трехгранным напильником, разверткой, шестигранником или обычной отверткой. Отвертка должна быть с металлической ручкой, так как по ней нужно будет бить молотком.
Для всех инструментов, кроме обычной отвёртки порядок действий одинаковый.
Предварительно в обломанной детали сверлим отверстие немного меньшего диаметра, чем диаметр инструмента. После инструмент забивается в отверстие и своими гранями расклинивается в нем. Теперь можно пытаться выкручивать.
Опять же минус этого способа в том, что инструмент так же, как и экстрактор будет расклинивать шпильку в корпусе детали. К том уже существует вероятность, что данный инструмент может поломаться в процессе работы, что еще более усугубит ситуацию, так как весь этот инструмент является каленым, ну кроме обычной отвертки.
Способ с применением отвертки рассмотрим подробнее.
Плюс этого способа в том, что отвёртка не расклинивает болт в его посадочном месте, следовательно, усилие, которое необходимо приложить, чтобы его выкрутить, будет меньше, чем при применении экстрактора, звездочки или развертки.
Минус в том, что необходимо будет сверлить два отверстия вместо одного.
Суть способа заключается в том, чтобы сделать шлиц под отвертку. Для этого сверлим два отверстия рядом глубиной примерно 5мм, стараясь, чтобы они частично перекрыли друг друга.
Если не получилось правильно просверлить отверстия, то сверлим тело детали между двумя отверстиями старясь их вместе соединить для получения одного целого шлица.
После ставим в шлиц отвертку и откручиваем. При откручивании можно одновременно бить по отвертке или можно применить ударную отвертку.
Также можно попробовать выкрутить болт с помощью двух отдельно просверленных отверстий, которые частично не перекрывают друг друга. Для этого нужно взять обычный гвоздь и согнуть из него скобу. Вставив данную скобу в отверстия и взяв разводной ключ можно попробовать выкрутить .
Сверлим обломанный болт сверлом с левой спиралью.
Существуют сверла с левой спиралью, у них сверление металла происходит при вращении против часовой стрелки. Сначала можно обычным сверлом небольшого диаметра просверлить центровку, затем уже левым сверлом большего диаметра постепенно высверливать тело обломка. Обязательно нужно контролировать направление сверления, чтобы не повредить резьбу. При этом остатки обломка будут сами выкручиваться, так как сверло своими гранями цепляет его в нужном направлении на откручивание. Если все же будет немного повреждена резьба, то ее легко поправить соответствующим метчиком.
Все вышеуказанные способы выкручивания могут подойти для несильно заржавевших болтов. Если он сильно прикипел в своём резьбовом соединении, то в этом случае нужно что-либо посерьезнее.
Выкручиваем обломок с помощью другого болта.
Данный способ может подойти не для всех ситуаций, так как требует дополнительного инструмента, который будет не у каждого мастера. Также для обломков небольшого диаметра этот способ, тоже не подойдет.
Суть данного способа заключается в том, чтобы в теле обломка по центру просверлить отверстие под резьбу меньшего диаметра, чем диаметр обломка. Затем метчиком в отверстии нарезаем левую резьбу и вкручиваем болт с левой резьбой. Теперь если его крутить против часовой стрелки он будет плотнее закручиваться в обломок и одновременно его выкручивать.
Выкручиваем обломанный болт с помощью сварки.
Сварка дает ряд преимуществ.
Во-первых, она сильно и быстро нагревает обломок, тогда как корпус детали остается холодным. В связи с температурными расширениями металла, происходит раскоксовывание прикипевшей резьбы.
Во-вторых, создает прочное соединение с обломком.
В-третьих, помогает в случае, если обломок сделан из высокопрочной стали и является каленым. В этом случае высверлить его довольно проблемно, и сварка здесь подойдет лучше всего.
Если обломок твердый и каленый, то он изготовлен из сталей, которые не предназначены для сварки. В справочниках сталей в таких случаях пишут ограничено свариваемая сталь или не предназначенная для сварки. Но нам нужно привариться, что делать в этом случае? Нужно просто взять и варить, но после сварки ни в коем случае не охлаждать место сварки водой или каким-либо другим способом. Нужно дать сварному соединению медленно остыть. Тогда сварочный шов не будет трескаться из-за разности температурных расширений материала обломка и привариваемой детали. Также после нагрева обломка и его медленного остывания происходит отпуск металла, то есть он будет терять свою твердость и становиться мягче. Правда это будет в том случае, если он нагрелся до красна и медленно остыл. Даже если обломок сделан из мягких не закаленных сталей, то есть легко берется сверлом, то и в этом случае лучше не охлаждать место сварки.
Приведу пример. Деталь может быть изготовлена из стали ст45. Данная сталь является ограниченно свариваемой, имеет прочность в два раза большую, чем сталь 3 (самая дешевая и мягкая) и может быть закалена. Если ее закалить, то сверло ее не возьмёт или будет сверлить очень тяжело. Если сталь не каленая, то сверло легко ее просверлит. Если привариться к обломку из такой не закаленной стали и резко охладить сварное соединение, то с большой вероятностью при охлаждении образуются микротрещины на границе сварки и обломка, и при его выкручивании сварку будет отрывать.
Итак, используем сварку. Здесь возможно несколько вариантов.
- Если болт обломан в уровень с корпусом, в который он вкручен или немного вступает из него, то можно одеть на него подходящую по диаметру шайбу и приварить ее изнутри шайбы. Затем к шайбе приварить гайку и выкрутить болт. Почему сначала шайба, а затем гайка? Шайба тоньше гайки и лучше проваривается, соединение получается более прочным, хотя можно обойтись без неё.
Вместо шайбы и гайки можно использовать полоску металла толщиной 2-3мм. Сначала сверлим в полоске подходящее отверстие, одеваем на болт, свариваем и выкручиваем.
После сварки нужно обязательно дать остыть сварному соединению, а потом выкручивать. Пока обломок горячий, он из-за температурных расширений расклинивается в резьбовом отверстии.
- Если деталь обломана глубоко, то её можно выкрутить с помощью металлической трубки, вставленной в отверстие. Сварку следует производить электродом через отверстие в трубке. Этот способ нужно использовать если шпилька вкручена в алюминиевый или чугунный корпус. Тогда исключается вероятность, что трубка или шпилька приварится к корпусу. Если же она вкручена в стальной корпус, то лучше воспользоваться каким-либо другим способом.
- Если шпилька обломана на небольшой глубине от поверхности корпуса, то можно ее нарастить сваркой до уровня, когда к ней можно будет приварить гайку или полоску металла. Чтобы сварное соединение получилось более прочным следует по центру шпильки просверлить небольшое отверстие и затем сварку начинать с заваривания данного отверстия. Таким образом будет увеличена площадь сварного шва.
Что делать, когда ничего не помогает или сильно повреждена резьба болтового соединения?
Просверлить отверстие большего диаметра и нарезать новую резьбу.
Если обломанная деталь каленая и сверло ее не берет, то можно попробовать ее нагреть до красна и дать медленно остыть. Ни в коем случае не охлаждать водой или иным способом! Нагреть можно с помощью сварки или резака. Такой нагрев и остывание следует проделать несколько раз. Таким образом произойдет термический отпуск металла, и деталь станет мягче. После можно пробовать ее высверливать. В алюминиевом корпусе не желательно нагревать её до красного цвета. Есть вероятность коробления корпуса в месте нагрева или его расплавления.
Что делать если сломался экстрактор, сверло или шестигранник в обломке?
Можно вытравить их азотной кислотой. Одно условие – корпус, в который вкручена обломанная деталь должен быть из алюминиевого сплава. Азотная кислота является одной из самых сильных кислот. Она хорошо растворяет металлы, но при этом не трогает алюминий. Химическая реакция займет несколько часов, примерно 10-24, все зависит от свойств стали, диаметра обломка и температуры окружающей среды. Азотную кислоту необходимо разбавить водой перед применением. Например, кислоту 57% разбавляют водой в пропорции 1:1. То есть кислоту необходимо разводить до 30-35%. В процессе химической реакции азотная кислота будет сама восстанавливаться и одновременно разрушать металл.
Азотная кислота ядовита, поэтому будьте осторожны при ее применении и старайтесь не вдыхать ее пары.
Как выкрутить сломанный болт
Бывают случаи, когда шпильки и болты ломаются в местах, где вы не можете достать молотком или дрелью. В этих случаях вам придется либо надеяться, что экстрактор или плоскогубцы будут работать. Но вам, скорее всего, придется удалить деталь из автомобиля. Болты выпускного коллектора славятся этим.
Если повезет, то будет достаточно места, чтобы приварить болт или гайку к концу сломанного болта или шпильки. Если не получается плоскогубцами, экстрактором, сверлом или молотком в том месте, где шпилька или болт сломаны, другой вариант — сделать две противоположные стороны плоскими, чтобы их можно было схватить гаечным ключом.
Экстрактор для выступающих сломанных болтов и гаек
Экстракторы (съемники болтов) эволюционировали на протяжении многих лет от кулачкового экстрактора до нескольких комплектов деталей с инструментом для каждого размера болта. Оба типа работают по принципу использования силы захвата, создаваемой вращающим моментом против часовой стрелки на инструменте, чтобы захватить сломанную деталь с достаточной силой вокруг должно быть достаточно свободного пространства, чтобы извлечь ее.
Экстрактор кулачкового типа используется путем поворота инструмента, чтобы открыть «челюсти» достаточно для обхвата сломанной гайки, прежде чем ее затянуть вручную. Затем гаечный ключ или храповик и гнездо используются для приложения достаточного крутящего момента, чтобы удалить проблемную деталь, не разбивая ее внутри головки, блока и т. д.
Необходимо выбрать экстрактор, который подходит к сломанному болту. Далее его нужно повернуть его против часовой стрелки, чтобы он заработал. Закончить извлечение можно с помощью гаечного ключа или храповика. Ударные пистолеты также можно использовать, если они обеспечивают достаточный крутящий момент. Также может потребоваться применение проникающего масла.
Рифленый экстрактор для болтов, сломанных слишком близко к захвату
Это метод, который существует дольше всего. Вам понадобится:
- дрель;
- набор сверл;
- рифленый экстрактор нужного размера.
Извлечение — это трехэтапный процесс:
- Просверлить сломанную шпильку на заданную глубину с помощью сверла, соответствующего размеру экстрактора. При сверлении не нужно сильно давить на инструмент. Нужно применять соответствующую скорость на дрели для выбранного долота. Использование смазочно-охлаждающей жидкости может помочь ускорению процесса сверления и сохранить долото.
- Вставить экстрактор в просверленное отверстие, повернув его против часовой стрелки. Продолжайте поворачивать экстрактор против часовой стрелки с помощью гаечного ключа или храповика и гнезда до тех пор, пока сломанная деталь не будет удалена. Прямые и квадратные канавки экстракторов должны быть забиты в отверстие, просверленное в шпильке.
- Рекомендуется «прогнать» резьбу с помощью крана перед установкой новой шпильки или болта. Можно немного изменить направление, как только шпилька начнет двигаться, а также после каждого из первых двух полных оборотов, прежде чем полностью удалить ее. Особенно это касается алюминиевых деталей двигателя (впускных коллекторов, головок цилиндров, блоков), чтобы не повредить резьбу. Просверлить шпильку нужно точно по центру.
Для болтов, которые не выступают достаточно для захвата рифлеными экстракторами, можно использовать шлицевой экстрактор. Нужно будет постучать по болту молотком. Этот удар также может помочь ослабить сломанный болт, особенно при либеральном применении пенетранта. Используйте центральный пуансон, чтобы сохранить сверло центрированным.
Молотком можно разбить ржавчину
Пришло время молотка. Не выходя за борт, нужно сделать по части, удерживающей сломанный болт, несколько резких ударов молотком. Чтобы не деформировать металл, просто следует бить так, чтобы сделать достаточную вибрацию для разрушения ржавчины.
Допускается использование сразу двух молотков на деталях, таких как фланцы выхлопной трубы, где можно достать две стороны детали одновременно. В этом случае нужно крепко прижать один молоток к детали и резко ударить по другой стороне детали другим молотком. Это помогает увеличить усилие, приложенное инструментом, не деформируя металл. Данный вариант не слишком удобен, если поврежденная деталь находится в труднодоступном месте или болт без шляпки.
Сварка
Нужно приварить гайку или болт к шпильке и дать ему остыть, прежде чем полностью сварить его. Следует работать до полного заполнения гайки металлом. Делать это лучше поэтапно, позволяя металлу остыть между шагами. После охлаждения шпилька может быть удалена с помощью гаечного ключа, так как процесс сварки, скорее всего, исказил гайку настолько, что гнездо не поместится.
Есть несколько вещей, которые нужно обеспечить, когда используется метод сварки:
- Требуется очистить сломанную шпильку и прилегающую область как можно лучше, чтобы убедиться, что сварка проходит успешно.
- Нужно попасть как можно глубже в гайку. Используйте новый оцинкованный болт, если у вас нет другой альтернативы.
- Удалить всю ржавчину со шпильки и гайки перед сваркой. Также необходимо очистить место, где будет размещаться заземляющий/положительный зажим на детали, удаляя с него как можно больше ржавчины, чтобы обеспечить максимальную передачу тока.
Данный метод гораздо сложнее, чем предыдущие, поэтому его используют нечасто. Вдобавок для сварки необходимы определенные навыки и знания, а также соблюдение техники безопасности.
Сверло и метчик
Этот метод требует от точного измерения диаметра и глубины отверстия, в котором сломана шпилька или болт. Нужно выбрать сверло, которое позволит высверлить заломыш, не нарушая его резьбу. Затем детали удаляются с помощью сверла, который должен быть хорошо смазанным все это время. Если выбранный размер сверла даже немного великоват, резьба в головке, блоке и т. д. будет нарушена и может оказаться сорванной. Поэтому придется использовать на один размер больше в диаметре.
Спираль
Если ни один из вышеперечисленных методов не работает, всегда есть последнее средство — спираль. Этот метод заменяет резьбу после высверливания сломанной детали. Использование спиральных катушек обычно требует удаления гайки, болта или шпильки. Это позволяет убедиться, что вы просверлили и продели резьбу в «новое» отверстие идеально ровно. Вдобавок способ не позволяет каким-либо чипам и мелким элементам попасть в двигатель.
- Обратиться к инструкции с комплектом и просверлить сломанную шпильку с помощью указанного долота на нужную глубину.
- Продеть в отверстие на нужную глубину с помощью указанного крана.
- Скручивать спиральную вставку на инструменте до тех пор, пока язычок внизу не соединится с инструментом.
- Продеть вставку в нижнюю часть отверстия, дав ей последний поворот, чтобы сломать язычок внизу.
- Удалить эту вкладку. Язычок зазубрен у основания, чтобы он легко ломался, но иногда может понадобиться надавить на него с помощью небольшой дрели или отвертки после удаления вставного инструмента. Вставка должна быть погружена примерно на половину резьбы ниже поверхности головки и быть не менее половины глубины отверстия.
Спиральные катушки также могут быть первым вариантом, когда шпилька ломается внутри отверстия. Он не торчит из детали, а фактически утоплен в ней. Возможно, если повезет с рифленым или шлицевым экстрактором болтов, но, скорее всего, вам придется по умолчанию использовать ремонт спиралью. Рекомендуется сначала снять головку, чтобы стружка не попала в цилиндр.
Спиральные катушки обычно продаются как комплект вставок одного размера резьбы и разной длины, так и установочный инструмент. Они также доступны с буровым наконечником для этого размера, а также наборами, которые имеют правильный кран. Существуют также мастер-комплекты.
Нагрев
Метод позволяет удалить сломанные болты с помощью тепла. Если способы, описанные выше, не действуют, понадобится немного больше усилий, чтобы разорвать хватку ржавчины и достать болт. Вот где тепло может помочь.
Нужно нагреть область вокруг сломанной металлической детали с помощью газовой горелки на пропане, бутане, ацетилене. Далее придется приложить механическое усилие, чтобы получить нужный крутящий момент к экстракционному инструменту. Не стоит добиваться размягчения материала. Достаточно, чтобы деталь расширилась. Это поможет сломать ржавчину и вытащить болт, гайку и т. д.
Вариант для маленьких болтов и винтов
Большинство методов, описанных выше, отлично подходят для болтов и гаек диаметром 2/3 сантиметра и больше. Меньшие метизы, к которым можно получить доступ сверху вниз, обладают прорезью, вырезанной в них с помощью дремеля и небольшого режущего круга. Поэтому можно использовать отвертку для удаления поврежденной части.
У вас должен быть четкий доступ к концу сломанного винта, болта, гайки и достаточный отступ. Это позволит захватить деталь и не ослабить до такой степени, чтобы при попытке удалить болт не обломился внутри части, в которой он застряла.
В магазине «Первый Крепеж» вы можете приобрести болты оптом, а также саморезы, гайки и другие крепежные детали. У нас вы найдете товары различных типов, размеров, материалов и т. д. Звоните по бесплатному телефону 8-800-201-81-96, чтобы получить консультацию специалиста. Менеджер поможет определить оптимальный продукт, сориентирует по цене и оформит предварительный заказ при необходимости.
[Инструкция] Как выкрутить сломанный болт: 100% Рабочий способ
Большинство современных соединений различных механизмов собираются при помощи крепления на резьбе – болтов, гаек, винтов и проч. Резьбовое соединение достаточно простое и надёжное, можно сказать, прошедшее проверку временем.
При правильном подходе к выбору материала и технологии его изготовления (например, использование в производстве закалки) резьбовые соединения на болтах и гайках могут обеспечивать надёжное соединение в течении десятков лет.
Почему болты срываются?
Несмотря на массу плюсов, резьбовые соединения имеют один существенный недостаток: болты достаточно часто ломаются
В такой отрасли, как автомобильная промышленность, резьбовые соединения применяются очень широко. Практически все детали автомобиля собираются при помощи резьбы. Несмотря на ещё большую простоту и дешевизну сварки, она не может полностью вытеснить резьбу, поскольку последняя обладает возможностью быстро разобрать конструкцию.
При поломке болта возникают ситуации, когда его часть остаётся в отверстии и извлечь её оттуда достаточно проблематично
В статье рассмотрен вопрос, какими образом можно достать остаток сорванного болта из резьбового отверстия на примере работы с блоком цилиндров автомобиля.
Верхнюю часть сорванного болта с головкой часто удаётся выкрутить из резьбового отверстия, поскольку в 90% случаев болты ломаются по направлению закручивания
Причин, по которым болты разрушаются, немного. Основная – это чрезмерное усилие при закручивании. Используя ключи с длинной ручкой к болтам можно прикладывать огромные силы, которые, в конце концов, приведут к превышению усилия над пределом текучести, и болт просто разрушится в самом слабом месте. Чаще всего это первая треть длины резьбы, начиная от головки болта.
При сборке некоторых аппаратов важно не только подобрать правильные болты по резьбе и классу прочности, но и закрутить их с правильным усилием. Причём, оно должно быть не больше и не меньше чем то, которое указано в инструкции по сборке. Обычно, болт закручивают до его остановки, а потом производят докручивание.
Усилие при докручивании измеряют в ньютонах на метр или в килограмм-силах на метр (устаревший способ). Как это часто бывает, у мастеров может не оказаться нужного ключа, и используется то, что есть под рукой.
Вполне может сложиться такая ситуация, когда гипотетический болт, например, с резьбой М8, который должен закручиваться ключом с номинальным усилием 3.8 кгс·м, будет закручен ключом с усилием 4 кгс·м. При этом болт может сломаться. Даже разница в силе закручивания в 5% часто приводит к поломкам болтов.
Если приложить болт к двигателю, видно, что его срыв произошел точно надо блоком цилиндров, то есть остатки резьбы есть и в блоке и в головке
Нижняя же часть болта остаётся в конструкции. При этом, поскольку резьба уже находится на своём штатном месте, а болт просто докручивается, она может находиться сразу в обеих скручиваемых деталях.
То есть, даже разборка всей конструкции не могла бы извлечь остатки болта. Единственное возможное решение в такой ситуации – провести экстракцию сломанной резьбы каким-либо другим способом.
При этом нужно понимать, что при извлечении болта ни в коем случае нельзя повредить внутреннюю резьбу конструкции, иначе ничего в это отверстие закрутить больше не получится.
Способы, которыми можно выкручивать болты
Экстракторы сломанных болтов
Существует несколько способов выкрутить сломавшийся болт. Рассмотрим их более детально.
При помощи верхушки болта с головкой
При деформации на ней образуются своеобразные «усики», которыми можно зацепиться за оставшуюся часть болта в отверстии
Самый простой способ выкрутить сломанный, но хорошо смазанный при закручивании болт – это воспользоваться его уже отломанной верхней частью.
Вероятность успеха при использовании данного способа невелика, но попытаться стоит, в особенности, если срыв болта произошел на начальном этапе докручивания.
Использование небольшой отвертки или зубила
Выкручивание поврежденных болтов
Можно попробовать выкрутить остатки болта, если воспользоваться отверткой или зубилом небольших размеров. При этом есть два варианта действий: либо просто выкрутить сломанную часть, используя неровности на месте разрыва, либо сделать на верхней стороне сломанной части некое подобие небольшого шлица, цепляясь за края которого и произвести выкручивание.
Последний способ реализуем только в том случае, если материал, из которого изготовлено зубило или отвёртка имеет более высокую прочность, нежели материал из которого был сделан болт.
Использование экстрактора
Экстрактор представляет собой сверло, имеющее длинный конусообразный наконечник
Это наиболее эффективный способ, поскольку с его помощью удаётся практически всегда добиться результата. Особенности устройства экстракторов заключаются в том, что они вкручиваются в отверстие, расположенное в центральной части выкручиваемого болта. При этом резьба, присутствующая на экстракторе имеет противоположное направление резьбе болта (т.н. «левая резьба»).
Обычно, в продаваемых наборах идёт несколько сверл разного диаметра
Все они имеют одинаковую форму, при этом с другой стороны относительно конусообразной резьбы находится прямоугольное крепление для дрели или метчика.
В процессе вкручивания в болт, экстрактор расклинивает его и в какой-то момент стопорится. Дальнейшее вращательное движение передаётся через экстрактор к болту и выкручивает его.
Рассмотрим последовательность действий, которые необходимо проделать, чтобы выкрутить сорванный болт при помощи экстрактора.
№1 Рассверливание остатков болта
Рекомендуется сделать втулку небольшой длины, с внешней части которой нарезать резьбу с шагом, равным резьбе отверстия, в которую закручивался сорванный болт
Вначале необходимо сделать отверстие в остатках сломанного болта. Это очень сложная операция, поскольку диаметр болта относительно небольшой. Кроме того, при сверлении нужно быть очень осторожным, чтобы не повредить резьбу.
При этом используются два сверла с разной формой наконечника – с тупым и острым углом
В центре втулки нужно проделать отверстие, достаточное для прохождения сверла, которое будет рассверливать остатки болта.
К сожалению, этот способ применим не всегда, поскольку для его реализации необходимо иметь под рукой токарный станок. Поэтому применяется другой метод.
Первое используется для выравнивания верхней части остатков болта, а второе – непосредственно для сверления отверстия под экстрактор. При этом диаметр сверла с наконечником, имеющим тупой угол, должен быть немногим меньше диаметра отверстия с резьбой. Диаметр второго сверла должен быть равен диаметру экстрактора.
№2 Закручивание экстрактора
Плоскогубцы использовать нежелательно, поскольку они приводят к «слизыванию» прямоугольного торца экстрактора
Дальше всё просто – в полученное отверстие закручивается экстрактор соответствующего диаметра. Это также следует делать осторожно, по возможности с малой скоростью. Нужно использовать правильный инструмент для закручивания экстрактора (метчик или специальную насадка на дрель с квадратным сечением), чтобы не испортить его крепление с противоположной стороны.
В крайнем случае, можно к торцу экстрактора приварить гайку соответствующего размера, чтобы выкручивание болта сделать при помощи обычного ключа
Далее экстрактор закручивается в болт и вращается в нём до упора.
Дальнейшее вращение экстрактора приводит к выкручиванию остатков болта
ВИДЕО: ЛУЧШИЙ СПОСОБ выкрутить СОРВАННЫЙ БОЛТ или СЛОМАННУЮ ШПИЛЬКУ
ЛУЧШИЙ СПОСОБ выкрутить СОРВАННЫЙ БОЛТ или СЛОМАННУЮ ШПИЛЬКУ своими руками в гараже !?
[Инструкция] Как выкрутить сломанный болт: 100% Рабочий способ
Для нас очень важна обратная связь с нашими читателями. Оставьте свой рейтинг в комментариях с аргументацией Вашего выбора. Ваше мнение будет полезно другим пользователям.