Система смазки двигателя как работает
Система смазки двигателя как работает
Система смазки двигателя – устройство, назначение, эксплуатация
Любой агрегат с движущимися элементами нуждается в смазке. Если конструкция ограничивается парой подшипников (как например в электромоторе), достаточно удерживать антифрикционный состав в узлах вращения.
Собственно, подшипник так и устроен. А если внутри агрегата множество трущихся, скользящих и вращающихся частей, необходимо организовать подачу масла из общей емкости на каждую рабочую поверхность. Именно так работает система смазки двигателя внутреннего сгорания.
При компактном расположении механизмов на одном уровне, можно ограничиться масляной ванночкой в нижней его части.
Погруженные узлы будут разбрызгивать жидкость, орошая все детали. Однако современные ДВС имеют более сложную конструкцию, требующую инженерного подхода к снижению трения.
Назначение системы смазки двигателя
Ошибочное мнение – считать, что она предназначена только для смазывания подвижных элементов.
На самом деле, масло выполняет целый ряд вспомогательных функций:
- Охлаждение двигателя автомобиля только с помощью воздуха и антифриза недостаточно эффективно. Моторное масло отлично проводит тепло. Инженеры воспользовались этим для отвода температуры на внешние стенки корпуса двигателя, которые охлаждаются воздушным потоком от вентилятора. В некоторых моделях смазка даже протекает через специальный радиатор.
- Гидравлические способности масла также востребованы. Если в автоматической коробке передач это одна из основных задач, то в ДВС она относится к вспомогательным. Гидрокомпенсаторы клапанов газораспределительного механизма заполнены жидкой смазкой из картера. С ее помощью поддерживается требуемый зазор в системе ГРМ.
- Если автомобиль оснащен системой изменения фаз впуска, масло участвует в работе фазовращателей, снижая расход топлива и увеличивая мощность мотора.
- Кроме того, система смазки ДВС участвует в работе электронного блока управления двигателем. Замеры температуры жидкости влияют на процесс формирования топливно-воздушной смеси (составление пропорции бензина и воздуха).
- Поддержание рабочих зазоров в трущихся и вращающихся деталях, снижение износа. Значит, увеличение срока до капитального ремонта, предупреждение риска возникновения неисправности.
- И, наконец, за счет снижения трения, уменьшаются механические потери (повышается КПД двигателя). Как следствие – уменьшение расхода топлива.
Для чего еще предназначена система смазки?
С ее помощью очищаются внутренние полости мотора. Качественное масло с моющими присадками растворяет шлаковые отложения на стенках и шестернях. Затем система гонит грязную взвесь в масляный фильтр, и весь мусор остается в нем.
Подробно о назначении системы смазки двигателя в этом видео
Принцип работы системы смазки двигателя
Исходя из задач, работа системы сводится к следующему:
- доставка антифрикционной жидкости к точкам смазывания;
- поддержание необходимого давления (для циркуляции и работы гидравлических систем ГРМ);
- организация очистки загрязненного масла (фильтр);
- наличие систем контроля (температура, давление, уровень).
Чтобы понять принцип работы современной системы смазки двигателя, обратимся к истории развития (от простого к сложному).
- Колесо телеги. Система смазки состоит из ведра с дегтем и паклевой кисточки. Доставка смазывающего вещества во втулку оси – ручная. Очистки нет, старый деготь просто выдавливается из колеса.
- Колесные пары ж/д вагона. Имеется так называемая «букса», состоящая из картера и втулки трения. Картер заполняется маслом вручную, с определенной периодичностью. Помимо смазывания, происходит охлаждение узла. Вместо очистки – периодическая замена.
- Двухтактные моторы. Масло добавляется прямо в топливо, и в процессе работы двигателя внутреннего сгорания оно попадает на трущиеся и вращающиеся детали. Эффективность низкая, не говоря уже про крайне низкую экологичность.
- Подача смазки под действием силы тяжести. Так устроены некоторые стационарные, судовые и старые автомобильные двигатели. Сверху агрегата установлен бак для масла, по мере расходования, свежая порция стекает по маслопроводам внутрь.
А вот как выглядит современная схема системы смазки двигателя (стандартная)
Принцип работы системы смазки двигателя внутреннего сгорания — видео
Как видите, она состоит из множества узлов, для размещения которых требуется отдельное пространство внутри агрегата.
Устройство системы смазки двигателя
Разберем назначение и работу отдельных узлов.
- Маслонасос нагнетает давление в магистралях, с его помощью жидкость попадает из поддона в масляный фильтр, и в очищенном виде распределяется по системе. Насос соединен с коленчатым валом двигателя, и работает сразу после старта.
- Сливное отверстие для осушения картера при замене масла.
- Маслозаборник – раструб, с помощью которого жидкость всасывается в насос. Расположен в нижней части картера, чтобы не допустить масляного голодания при снижении уровня.
- Перепускной клапан возвращает смазку в поддон картера, если проходимость загрязненного фильтра нарушает нормальную циркуляцию.
- Точки распыления на рабочие узлы (своеобразные форсунки для создания масляного тумана). При засорении точек распыления нарушается режим смазки, поэтому в жидкости не должно быть нерастворимого мусора (он остается в картридже фильтра).
- Маслопровод. Он может быть выполнен в виде трубок, или специальных каналов в корпусе двигателя. Шлаковые отложения нарушают проходимость каналов, поэтому в смазку добавляются моющие присадки.
- Заливная горловина (показана условно). С ее помощью производится долив, или замена жидкости.
- Клапан (кран) масляного радиатора. В летнее время открывается, для дополнительного охлаждения.
- Радиатор охлаждения смазки. Присутствует не во всех моделях автомобилей.
- Масляный фильтр. Представляет собой металлический цилиндр, способный выдержать высокое давление. Внутри расположен фильтрующий картридж из специальной бумаги или синтетических материалов.
Для контроля за состоянием системы, в нее интегрирован ряд датчиков:
- температуры;
- давления;
- в некоторых конструкциях – уровня;
- чистоты фильтра (тот же датчик давления, только расположенный непосредственно на фланце фильтрующего элемента).
При нормальном функционировании в двигателе поддерживается постоянное давление. Нарушение работы системы приводит к резкому увеличению износа, температуры деталей, и заклиниванию двигателя.
Особые конструкции системы смазки
Существуют так называемые двигатели с сухим картером. В них масло заливается не в картер, а в отдельную емкость, соединенную с замкнутой магистралью системы.
Обычно такая конструкция применяется в гоночных и спортивных автомобилях. Дело в том, что при сильных боковых нагрузках (скоростной поворот), смазка под воздействием центробежной силы прижимается к стенкам, и заборник хватает воздух.
Отдельная емкость спасает положение, поскольку площадь днища имеет равные пропорции с высотой.
Как видно на схеме: даже при наклонах, жидкость не опускается ниже уровня заборной трубки.
Техническое обслуживание системы смазки
Процесс можно выполнить разными способами, в зависимости от масштабов проблемы.
- Разовая жесткая очистка: фактически, промывка системы смазки двигателя. Производится в случае незначительного падения давления, или недостаточной работе гидрокомпенсаторов. Старое масло сливается, двигатель заполняется специальной промывочной жидкостью (с новым фильтром). После непродолжительной работы мотора (рекомендации есть в инструкции к промывке), жидкость сливается, меняется фильтр, и заливается свежее масло. Интервал первой замены сокращается минимум вдвое, поскольку внутри может оказаться большое количество нерастворенного шлама.
- Длительная мягкая очистка. Для этого используется моторное масло, с высоким процентом содержания моющих присадок. Либо такие присадки добавляются в привычную смазку. Чаще всего так промывается система смазки дизельного двигателя, ввиду высокого содержания сажи при его работе.
- Механическая очистка. Выполняется в ходе капитального ремонта мотора. Агрегат разбирается, прочищаются масляные каналы и внутренние стенки картера. Желательно заменить или хотя бы перебрать масляный насос.
Ремонт масляного насоса на ВАЗовской классике — обучающее видео
Неисправности системы смазки и причины возникновения
При низком давлении масла:
- поломка масляного насоса (его износ): причины: масляное голодание, загрязнение двигателя;
- низкая проходимость фильтра: несвоевременная замена;
- дефект датчика давления: возможно, с давлением масла все в порядке, и аварийная сигнализация ложная;
- не работает перепускной (редукционный) клапан.
Поиск причин падения давления масла в ДВС — видео
При немотивированном падении уровня:
- неплотно закреплен масляный фильтр, или повреждена его прокладка: некачественное выполнение регламентных работ;
- протекают сальники или прокладка поддона;
- изношены маслосъемные колпачки на клапанах;
- задиры на стенках цилиндров;
- залегли маслосъемные кольца на поршнях.
При повышенном давлении с одновременным масляным голоданием:
- заклинил перепускной клапан;
- засорение маслопровода;
- забиты масляные каналы.
Профилактика неисправностей:
- постоянный контроль уровня;
- своевременная замена масла и фильтра;
- использование качественных расходных материалов;
- регулярная диагностика давления масла, состояния поршневых колец и зашлакованности двигателя (особенно в автомобилях с пробегом).
Почему стучат гидрокомпенсаторы и как это исправить — видео
Состав и назначение системы смазки автомобильного двигателя
Механическая часть мотора автомобиля, за исключением навесных агрегатов, обычно лишена подшипников качения. Принцип смазывания пар трения скольжения основан на подаче в них жидкого масла под давлением или работе в условиях так называемого масляного тумана, когда на поверхности подаются взвешенные в среде картерных газов капли.
Оборудование смазочной системы
Запас масла хранится в картере двигателя, откуда необходимо его поднять и доставить ко всем смазываемым узлам. Для этого используются следующие механизмы и детали:
- масляный насос, приводимый во вращение от коленчатого вала;
- цепной, шестерёнчатый или непосредственный привод маслонасоса;
- фильтры грубой и тонкой очистки масла, в последнее время их функции объединены в полнопоточном фильтре, а на входе маслоприёмника устанавливается металлическая сетка для задержания крупных частиц;
- перепускные и редукционные клапаны, регулирующие давление насоса;
- каналы и магистрали для подачи смазки к парам трения;
- дополнительные калиброванные отверстия, создающие масляный туман в требуемых зонах;
- охлаждающее оребрение картера или отдельный масляный радиатор в высоконагруженных двигателях.
Ряд моторов используют масло также и в качестве гидравлической жидкости. Им управляются гидрокомпенсаторы клапанных зазоров, всевозможные натяжители и регуляторы. Пропорционально возрастает производительность насоса.
Разновидности систем
Укрупнённо можно разделить все конструкторские решения на системы с сухим картером и с масляной ванной. Для гражданских автомобилей вполне достаточно использовать накопитель в виде поддона картера двигателя. Туда стекает выполнившее свои функции масло, частично охлаждается и затем забирается через маслоприёмник снова в насос.
Но эта система обладает рядом недостатков. Автомобиль не всегда чётко ориентирован относительно гравитационного вектора, особенно в динамике. Масло может плескаться на неровностях, уходить в сторону от заборника насоса при наклонах кузова или возникновении перегрузок во время разгона, торможения, прохождения крутого поворота. Это приводит к оголению сетки и захвату насосом картерных газов, то есть завоздушиванию магистралей. Воздух обладает сжимаемостью, поэтому давление становится нестабильным, возможны перебои в снабжении, что недопустимо. Подшипники скольжения всех основных валов, а особенно турбины в наддувных моторах, будут локально перегреваться и разрушаться.
Решение проблемы состоит в установке системы с сухим картером. Он не сухой в буквальном смысле слова, просто попадающее туда масло немедленно подхватывается насосами, которых может быть несколько, освобождается от газовых включений, аккумулируется в отдельном объёме и затем бесперебойно идёт к подшипникам. Такая система конструктивно сложнее, дороже, но на спортивных или форсированных двигателях иного выхода нет.
Способы подачи смазки к узлам
Различаются подача под давлением и смазка разбрызгиванием. Раздельно они не используются, поэтому можно говорить о комбинированном способе.
Главными узлами, требующими качественной смазки, являются подшипники скольжения коленчатого вала, распределительных и балансирных валов, а также привода дополнительного оборудования, в частности, самого масляного насоса. Валы вращаются в постелях, образованных расточкой корпусных элементов двигателя, а для обеспечения минимального трения и ремонтопригодности между валом и постелью располагаются сменные вкладыши из антифрикционного материала. Масло через каналы нагнетается в зазоры калиброванного сечения, что поддерживает валы в условиях жидкостного трения.
Зазоры между поршнями и цилиндрами смазываются разбрызгиванием, часто через отдельные форсунки, но иногда сверлениями в шатунах или просто масляным туманом картера. В последних случаях износ будет больше, возможны задиры.
Особо следует упомянуть смазку подшипников турбины. Это очень важный узел, поскольку там вал вращается с огромной скоростью, всплывая в нагнетаемом масле. Здесь же отводится тепло от сильно нагреваемого картриджа за счёт интенсивной циркуляции масла. Малейшие задержки ведут к немедленным поломкам.
Оборот масла в двигателе
Цикл начинается с забора жидкости из картера или сбора попадающего туда масла насосами системы «сухого» типа. На входе маслоприёмника идёт первичная очистка от крупных посторонних предметов разными путями туда попавших из-за нарушения технологии ремонта, неисправностей двигателя или износа самого смазывающего продукта. При избытке подобной грязи возможна закупорка сетки грубой очистки и масляное голодание на входе насоса.
Давление не контролируется самим маслонасосом, поэтому оно может превысить предельно допустимое значение. Например, из-за отклонений по вязкости. Поэтому параллельно его механизму ставится редукционный клапан, сбрасывающий излишки обратно в картер в аварийных ситуациях.
Далее жидкость поступает в полнопоточный фильтр тонкой очистки, где поры имеют размер, исчисляемый микронами. Идёт тщательная фильтрация, чтобы в зазоры не попали частицы, способные нанести царапины трущимся поверхностям. При переполнении фильтра возникает опасность разрыва его фильтрующей шторы, поэтому он комплектуется перепускным клапаном, направляющим поток в обход фильтра. Это нештатная ситуация, но она частично избавляет двигатель от накопленной в фильтре грязи.
По многочисленным магистралям отфильтрованный поток направляется ко всем узлам двигателя. При сохранности расчётных зазоров перепад давления находится под контролем, размер их обеспечивает необходимое дросселирование потока. Заканчивается путь масла обратным сбросом его в картер, где оно частично охлаждается и вновь готово к работе. Иногда его пропускают через масляный радиатор, где часть тепла сбрасывается в атмосферу, или через теплообменник – в систему охлаждения двигателя. Так поддерживается допустимая вязкость, которая сильно зависит от температуры, а также уменьшается скорость окислительных реакций.
Особенности смазки дизельных и высоконагруженных двигателей
Основное отличие заключается в заданных свойствах масла. Существует целый рад важных характеристик продукта:
- вязкость, особенно её зависимость от температуры;
- стойкость в поддержании свойств, то есть долговечность;
- моющие и диспергирующие свойства, способность отделять продукты загрязнения и не допускать их к деталям;
- кислотность и противостояние коррозии, особенно по мере старения масла;
- наличие вредных веществ, в частности, серы;
- потери на внутреннее трение, энергосберегающие способности.
Для дизелей особенно требуется стойкость к загрязнению Работа на тяжёлом топливе с высокой степенью сжатия способствует концентрации в картере сажи и серной кислоты. Усугубляется ситуация наличием в каждом легковом дизеле турбонаддува. Отсюда и указанию по применению специальных масел, где это учтено в пакете присадок. Плюс более частая замена, поскольку накопление износа неизбежно в любом случае.
Масло состоит из базовой основы и пакета присадок. Обычно принято судить о качестве товарного продукта по его основе. Она может быть минеральной или синтетической. При смешанном составе масло именуют полусинтетикой, хотя обычно это простая «минералка» с небольшой добавкой синтетических составляющих. Ещё один миф – это безусловное преимущество синтетики. Хотя она тоже бывает разного происхождения, большинство бюджетных продуктов изготавливается из тех же нефтепродуктов путём гидрокрекинга.
Важность поддержания нужного количества масла в системе
Для систем с масляной ванной в картере уровень приходится поддерживать в довольно строгих пределах. Компактность двигателя и требования по экономному расходованию дорогостоящих продуктов не позволяют создавать объёмные поддоны. А превышение уровня чревато касанием кривошипов коленчатого вала с зеркалом масляной ванны, что приведёт к вспениванию и утрате свойств. Если же уровень занижен, то боковые перегрузки или продольные ускорения приведут к оголению маслоприёмника.
Современные моторы склонны расходовать масло, что связано с использованием укороченных юбок поршней, тонких энергосберегающих колец и наличию турбонаддува. Поэтому они особо нуждаются в регулярном контроле с помощью масляного щупа. Дополнительно устанавливаются датчики уровня.
У каждого двигателя существует установленный предельный расход масла, замеряемый в литрах или килограммах на тысячу километров пробега. Превышение данного показателя означает проблемы с износом цилиндров, поршневых колец или масляных уплотнений стеблей клапанов. Начинается заметное дымление из выхлопной системы, загрязнение каталитических нейтрализаторов и образование нагара в камерах сгорания. Мотор нуждается в капитальном ремонте или замене. Угар масла – один из основных показателей состояния двигателя.
Система смазки: смазываем, охлаждаем, чистим
Двигатель автомобиля – это сложный механический организм, в нём присутствует огромное количество трущихся деталей и элементов. Чтобы они не стирались и не нагревались до высоких температур, их необходимо обильно смазывать и охлаждать, и этот процесс сопровождает весь жизненный цикл силового агрегата. Эту наиважнейшую функцию в двигателе выполняет система смазки.
И сейчас наша цель сейчас разобраться, как устроена эта система.
И смажем и остудим…
Итак, система смазки двигателя первым делом должна бороться с негативными последствиями трения, а если точнее, то минимизировать само это явление.
Помимо этого, предусмотрительные инженеры возложили на неё ещё и функцию по охлаждению некоторых деталей мотора, а также своеобразного чистильщика от нагара и микроскопических частиц, которые, так или иначе, появляются вследствие износа металлических поверхностей. И это ещё не всё.
Масло, используется почти как гидравлическая жидкость в системе газораспределения, отыгрывает ключевую роль в гидрокомпенсаторах тепловых зазоров клапанов, воздействует на гидронатяжитель привода ГРМ и так далее.
Одним словом, система смазки автомобиля позволяет мотору жить долго и радовать нас достойной мощностью, которая не расходуется на лишние потери трения.
Как работает система смазки?
Давайте немного конкретизируем, что есть смазочная система двигателя, окунувшись в технические подробности.
Чтобы обеспечить качественное выполнение поставленных задач, инженеры разработали несколько вариантов систем. В частности, в зависимости от способа подачи масла, различают такие смазки:
- с подачей масла под давлением;
- с разбрызгиванием и подачей самотёком;
- комбинированная.
Не трудно догадаться, что в первом случае смазка попадает к деталям по специальным магистралям под давлением, которое создаётся насосом.
Во втором – масло разбрызгивается форсунками и работающими элементами самого двигателя, что создаёт так называемый масляный туман. Но дело в том, что одним узлам мотора идеально подходит система смазки под давлением, а другим – самотеком или разбрызгиванием.
Поэтому инженерами была разработана третья по счёту в списке система – комбинированная, которая используется в подавляющем большинстве современных агрегатов.
Как устроена смазочная система
Основными деталями среднестатистической комбинированной смазочной системы двигателя являются такие:
- поддон картера;
- насос;
- масляный фильтр;
- радиатор (если он необходим конструктивно);
- всевозможные каналы и магистрали.
Как правило, если не учитывать варианты с сухим картером, поддон служит мотору в качестве резервуара, где хранится масло.
Оттуда оно отбирается насосом, который подаёт смазку через фильтр, изымающий различный мусор, в магистрали и каналы, обеспечивающие её передачу под давлением к элементам коленчатого вала и распредвала, а также опорам шатунов.
К остальным узлам мотора смазка попадает разбрызгиванием или самотёком. Далее оно под действием силы тяжести вновь оказывается в поддоне картера, и цикл повторяется снова.
Стоит отметить, что смазочная система дизельного двигателя и бензинового агрегата идентична. И там и там используется комбинированная схема подачи масла.
От исправности системы смазки во многом зависит долговечность и работоспособность мотора машины.
Чтобы вовремя проинформировать нас с вами и электронный блок управления о проблемах, в моторы встраиваются датчики давления и температуры.
При падении напора ниже нормы, на приборной панели должен загореться соответствующий значок, а электронике в этот момент необходимо как можно быстрее выключит силовой агрегат, иначе его узлы могут прийти в полную негодность, а это сулит немалыми расходами на ремонт.
Надеюсь, дорогие читатели, вы поняли, насколько важна смазочная система двигателя. Теперь понимаете, что без неё мотор не проработал бы и нескольких минут, поэтому внимательно следите за показаниями давления в системе, уровнем и вовремя меняйте масло.
Система смазки двигателя
Двигатель внутреннего сгорания состоит из множества трущихся друг о друга деталей. Процесс трения деталей называется фрикциями. В двигателях внутреннего сгорания фрикции являются отрицательными процессами, так как напрямую вызывают износ деталей и уменьшение КПД двигателя. Для уменьшения фрикционного износа, в двигателях применяется система смазки трущихся деталей . Для двигателей внутреннего сгорания применяется самая распространенная система смазки двигателя – комбинированная . Для двухтактных двигателей – топливная, то есть моторное масло смешивается с топливом. Во время работы подмешанное масло смазывает узлы и детали двигателя.
В комбинированной системе смазки масло может выполнять и охлаждающие функции . Для охлаждения самого моторного масла в некоторых системах применяются масляные радиаторы, которые включаются в контур забора масла и установлены в передней части моторного отсека. Для двигателей небольшого литража применяются теплообменники. Обычно это узел, на который устанавливается масляный фильтр. Теплообменник имеет выходы для подключения контура охлаждения. Процесс охлаждения масла совмещен непосредственно с охлаждением двигателя. Охлаждающая жидкость, проходя через теплообменник, забирает часть тепла от подаваемого в двигатель моторного масла, исключая его перегрев и разложение под действием высоких температур.
В комбинированной системе смазки масло подается под давлением в масляные каналы. Но при этом смазывание происходит как под давлением, так и при помощи образующейся масляной ванночки, разбрызгиванием.
Устройство системы смазки
Комбинированная система смазки ДВС включает в себя несколько основных элементов:
- Поддон
- Масляный насос
- Заборник
- Масляный фильтр
- Контуры подачи масла к деталям и узлам
Поддон
Это конструктивно установленная на блок цилиндров (в нижней части) ёмкость, в которой находится моторное масло. Поддон изготавливается из железа или алюминия. Для исключения образования масляной пены, между поддоном и блоком цилиндров установлена пеногасительная пластина. У поддона имеется резьбовое сливное отверстие. Форма поддона обычно имеет наклонные плоскости, углубление для заборника масляного насоса. Заборник должен устанавливаться с учетом неполного забора масла со дна поддона . Делается это для недопускания попадания частиц мусора скапливающихся на дне поддона в масляный насос.
Контроль уровня масла производится при помощи щупа с делениями, указывающими на допустимое количество. Контроль должен проводиться постоянно и при малейшем изменении уровня, необходимо устранять причины подъема или опускания уровня масла. Повышенный расход масла указывает на отсутствие компрессии в цилиндрах, износ турбины, или износ сальников. Повышенный уровень может свидетельствовать об утечке охлаждающей жидкости в поддон, залегании компрессионных колец.
Замена масла производится строго с учетом рекомендаций производителя. Менять масло на другие марки по API (не рекомендованные производителем) не следует .
Масляный насос
Узел, который подает масло под давлением в систему смазки двигателя. Разновидностей масляных насосов множество (поршневые, шестеренчатые, воздушные и др.). Для двигателей внутреннего сгорания применяются насосы шестеренчатые . Масло нагнетается при помощи двух шестерен, подогнанных друг к другу с минимальным зазором между зубьями. В корпусе насоса находится редукционный клапан, который сбрасывает излишки давления масла. Приводится в действие насос вращающимся коленвалом непосредственно или при помощи цепной передачи. К масляному насосу присоединяется заборник с сетчатым фильтром грубой очистки.
Масляный фильтр
Предназначен для очистки масла от металлических примесей, появляющихся в процессе эксплуатации двигателя, от конденсата воды, от других вредных веществ. Крепится в непосредственной близости к масляному насосу, обычно на резьбовом соединении. Фильтр имеет форму цилиндра с отверстием в центре для подачи масла и отверстиями по краю для подачи отфильтрованного масла в каналы смазки. Существуют фильтры несменные, в таких фильтрах меняется только фильтрующий элемент. Остальные фильтры меняются вместе с заменой масла.
Принцип работы системы смазки
При запуске двигателя начинает вращаться масляный насос, который подает масло в фильтр , далее масло поступает в каналы смазки и распределяется на узлы , которые работают в режиме повышенного износа. Это шейки коленчатого вала (коренные, шатунные), шейки распредвала и в турбированных двигателях пальцы поршней и турбина. Во многих турбированных двигателях стоят специальные форсунки, которые подают масло под давлением на пальцы поршней.
После смазки шеек распредвала, масло образует масляную ванночку в ГБЦ . Этим маслом смазываются бобышки распредвала и толкатели клапанов, клапаны. После увеличения уровня в ванночке, масло по сливным каналам опять поступает в поддон. В поддоне, под действием движущихся шатунов и выдавливания масла из-под вкладышей шеек, образуется масляный туман , который разбрызгивается по стенкам цилиндров. После смазывания цилиндров, оно снимается со стенок маслосъёмными кольцами. Избыточное давление, которое возникает в картере, снимается при помощи сапуна. Сапун представляет собой устройство задержки масла и выпуска воздуха из картера. Выход сапуна подключается к заборнику воздушного фильтра.
Процесс смазки происходит непрерывно, пока работает двигатель, контроль давления масла осуществляется при помощи установленного датчика на выходе фильтра и указателя давления на приборной панели. При малейшем несоответствии давления (мигание лампочки контроля), двигатель немедленно должен быть остановлен.
Назначение и устройство системы смазки
Система смазки служит для подвода масла к трущимся поверхностям деталей двигателя, частичного отвода теплоты и продуктов изнашивания.
Система смазки 2108. Под давлением масла
происходит смазка коренных и шатунных
подшипников коленчатого вала,
опор распределительного вала.
Масло, поступающее к трущимся поверхностям, уменьшает потери на трение и износ деталей, охлаждает трущиеся поверхности и очищает их от продуктов изнашивания.
Автомобильные двигатели имеют комбинированную смазочную систему, в которой масло к трущимся поверхностям одних деталей подается под давлением от насоса, а к другим -путем разбрызгивания и самотеком.
Под давлением смазываются наиболее нагруженные детали; коренные и шатунные шейки коленчатого вала, коренные шейки распределительного вала, подшипники коромысел, поршневые пальцы.
Разбрызгиванием смазываются такие детали, как клапанный механизм, зубчатые колеса газораспределения, «зеркало» цилиндров.
Самотеком смазываются штанги, толкатели, кулачки распределительного вала и др.
Система смазки включает в себя масляный насос, резервуар для масла (поддон картера), маслоприемник с сетчатым фильтром первичной очистки масла, масляные фильтры, масляные каналы и маслопроводы, масляный радиатор, редукционный и перепускные клапаны, масло заливную горловину с крышкой, приборы контроля уровня и давления масла, приборы вентиляции картера.
Масляные радиаторы двигателя по
конструкции аналогичны трубчато-пластинчатым
радиаторам системы охлаждения
или выполнены из оребренных трубок.
Редукционный клапан предохраняет систему масло подачи от чрезмерных давлений, возникающих при пуске холодного двигателя, когда вязкость масла велика. Редукционный клапан находится в канале, соединяющем полости нагнетания и всасывания. Канал перекрывается шариком или поршнем, поджимаемым пружиной. С помощью пробки регулируют сжатие пружины, а следовательно, и давление в масляной магистрали. При повышении давления поршень отходит от седла, и масло проходит из полости нагнетания в полость всасывания.
При работе двигателя масло засасывается из поддона картера насосом через маслоприемник и подается в фильтр. Фильтр, через который проходит все масло, поступающее в главную магистраль, называется последовательно включенным или полно поточным. Если проходит только часть масла (10—15 %), фильтр называется не полно поточным.
Конструкция масляного насоса с маслоприемником
В картере масло в виде тумана оседает на стенки цилиндров. У некоторых двигателей ь нижней головке шатуна имеется отверстие, через которое при его совпадении с каналом в шатунной шейке масло выбрасывается в наиболее нагруженную часть стенки цилиндра.
Давление масла контролируется электрическим манометром, датчик которого установлен в главной масляной магистрали, а указатели — на щитке приборов. Давление масла в карбюраторных двигателях 0,05 — 0,4 МПа, в дизелях 0,1 — 0,6 МПа.
Для охлаждения масла некоторые двигатели снабжены радиатором. Охлажденное масло сливается в поддон картера.
Масляные фильтры служат для очистки масла
от механических примесей (продуктов изнашивания трущихся деталей, нагара и т. п.).
Назначение и устройство системы смазки: 1 и 18 — пробки маслосливных отверстий; 2- маслоприемник; 3 — масляный насос; 4 — редукционный клапан; 5 — коленчатый вал; 6 – масляная магистраль, 7 — распределительный вал, 8 – масляный радиатор; 9 — крышка масло заливной горловины, 10 — коромысло; 11 – крышка головки блока цилиндров; 12 — головка блока цилиндров; 13 — клапан; 14 — штанга; 15 — толкатель; 16 — датчик указатель давления масла; 17 — масляный фильтр; 19 — датчик лампы аварийного снижения давления масла; 20 — ограничительный клапан; 21 — кран масляного радиатора; 22 — поддон; 23 — отверстие в шатуне; 24 и 25 — масляные каналы в головке и блоке цилиндров, 26 – указатель уровня масла (щуп), 27 — винтовая канавка; 28 и 32 — каналы для стока масла; 29 — пробка; 30 — капал и коленчатом валу; 31 — грязеуловитель; 33- трубка для смазывания зубчатых колес; 34 — канавки на шейке распределительного вала; 35 — зубчатое колесо распределительного вала; 36 — зубчатое колесо коленчатого вала.
Система смазки: 1 — масляный радиатор; 2 — кран масляного радиатора; 3 -предохранительный клапан; 4 — ось коромысел; 5 — стойка оси коромысел; 6 — канал в головке блока цилиндров; 7 – масляный канал в блоке цилиндров; 8 — центрифуга; 9 — штанга; 10 — толкатель; 11 — главная масляная магистраль; 12 – отверстие в корпусе распределителя; 13 — полость; 14 — маслопровод к центрифуге; 15 и 16 — верхняя и нижняя секции масляного насоса; 17 и 18 — маслоприемник; 19 — поддон; 20 — маслопровод для слива масла из радиатора, 21 — редукционные клапаны, 22 — вторая шейка распределительного нала; 23 — четвертая шейка распределительного вала.