Сапунит дизельный двигатель
Сапунит дизельный двигатель
Почему сапунит дизель
Под понятием того, что двигатель сапунит, стоит понимать появление дымления из маслозаливной горловины, течей моторного масла в различных местах, обусловленных конструкцией ДВС (сапун), а также в области расположения многочисленных уплотнений (сальников). Необходимо отметить, что немного сапунить может даже относительно новый дизель или бензиновый мотор.
Сапун представляет собой устройство, которое является клапаном. Данный клапан служит для того, чтобы уравнивать давление в емкостях различного назначения путем сообщения с атмосферой. В ДВС сапун уравнивает внутреннее давление в картере двигателя с внешним атмосферным.
Рекомендуем также прочитать статью о появлении стуков в процессе работы дизельного двигателя. Из этой статьи вы сможете узнать о причинах и возможных неисправностях, на которые указывает стук дизельного агрегата на холостом ходу и под нагрузкой.
Дело в том, что часть газов в цилиндре порывается через уплотнительные кольца и попадает в картер двигателя, создавая избыточное давление. Для решения этой проблемы была создана система вентиляции картерных газов.
Почему давления в картере растет
Заметив подтекания масла в подкапотном пространстве и/или снижение уровня масла в картере, необходимо точно определить то, что дизельный двигатель сапунит. Это можно сделать следующим способом. Достаточно открутить крышку маслозаливной горловины на прогретом дизеле. Если вы заметите появление сизого дыма из горловины, тогда проблема очевидна.
Цилиндропоршневая группа и ГБЦ
Главной причиной того, что дизельный мотор сапунит, выступает износ цилиндропоршневой группы. В процессе эксплуатации ДВС на стенках цилиндров образуются задиры, сами цилиндры постепенно разбиваются и приобретают измененную форму стенок, а также изнашиваются или ломаются поршневые кольца. В результате нагрева тепловые зазоры между поршнем и стенками цилиндров становятся слишком большими.
Если дизельный двигатель сильно изношен, тогда необходим капитальный ремонт, который будет означать расточку цилиндров, замену поршней, колец и т.д. Точное диагностирование проблем ЦПГ требует замера компрессии для определения разброса показателей по цилиндрам.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему дизельный двигатель троит при холодном пуске и/или после прогрева. Из этой статьи вы сможете узнать о причинах и неисправностях, которые нарушают стабильность работы силового агрегата.
В том случае, если дизель не сильно сапунит и неисправность находится только на начальной стадии (износ стенок цилиндров в допустимых пределах), некоторые автомеханики прибегают к способу раскоксовки поршневых колец. Данную меру считают временной, так как дальнейшей продолжительной эксплуатации агрегата после раскоксовки колец ожидать не стоит. Лучшим решением будет замена колец на новые.
Сапунить дизель может также по причине износа клапанов, направляющих втулок, сальников клапанов и т.д. Аналогично неисправностям поршневой и раскоксовке колец, проблемы с ГРМ эффективно устраняются только комплексным ремонтом. Замена одних сальников клапанов продолжительного эффекта не дает.
Система вентиляции картера двигателя
Второй в списке основных причин, по которым сапунит дизельный двигатель, является забитая система вентиляции картера. Снижение пропускной способности данной системы по симптомам напоминает износ ЦПГ: повышенный расход моторного масла, дымление дизеля синим дымом и т.д. В ряде случаев удается нормализовать работу мотора и устранить перерасход масла путем очистки сапунов.
Сапунит дизельный двигатель: что это значит, почему это происходит, что с этим делать?
Моторы, работающие на тяжелом типе топлива, то бишь дизельные, имеют ряд неоспоримых преимуществ перед бензиновыми. Они обладают хорошей выносливостью, имеют прекрасный запас мощности и в большинстве случаев имеют намного больше приемистость, нежели бензиновые собратья.
Два одинаковых, по количеству лошадиных сил, мотора, но работающие на разном типе топлива, будут «ехать» абсолютно по-разному. Даже если у дизельного агрегата лошадок будет меньше, он может составить достойную конкуренцию более мощным моторам, по крайней мере на старте.
Но, несмотря на ряд достоинств и преимуществ, славятся дизеля и недостатками. Кроме дорогого ремонта топливной аппаратуры и некоторых проблем зимой, случаются у владельцев дизельных моторов и другие казусы в эксплуатации. Про одну из таких мы сегодня и поговорим. Вы узнаете о том, что значит «сапунит дизель», почему это случается и как бороться с данной проблемой.
Сапунит дизельный двигатель — что это значит?
Если вы читаете данную статью, то, скорее всего, искали ее в сети и уже имеете представление о том, что это. Для тех, кто все же не в курсе, расскажу. Под этим термином подразумевается ситуация, когда в картере двигателя происходит скопление газов. Происходит нарушение циркуляции газов, в результате чего сапун (клапан) не справляется со своей задачей. Повышается давление в картере, и скопившиеся газы начинают прорываться через щели и уплотнения, а также сальники и прокладки. Как правило, дизель, который сапунит, начинает выдавливать газы через маслозаливную горловину. В более серьезных случаях может наблюдаться утечка масла сквозь прокладки и соединения.
Пример того как сапунит двигатель видео (сизый дым из сапуна)
Конструкция двигателя предусматривает наличие сапуна, который, как я уже говорил, является, по сути, вентиляционным клапаном, задача которого состоит в том, чтобы стравливать излишки давления накапливающихся газов. По мере увеличения давления, клапан открывается, стравливая избыток, тем самым, выравнивая разницу атмосферного давления и давления в силовом агрегате. Важно отметить, что такое явление не всегда принято считать неисправностью, у некоторых автопроизводителей такое явление считается нормой, а небольшой «масложор» — обычным рабочим моментом.
Почему дизель сапунит?
К большому сожалению, причин, по которым это может происходит — достаточно много. Как правило, причина заключается в проблемах с ЦПГ (цилиндропоршневая группа). В результате износа ЦПГ, из-за постоянного трения в цилиндрах происходит нарушение тепловых зазоров. Поршневые кольца перестают выполнять свою функцию, а сами цилиндры уже имеют приличную выработку. В результате моторное масло начинает проникать в камеры сгорания, после чего отработавшие газы прорываются в картер. Такое положение вещей также возможно в случае залегания колец или закоксовки двигателя. Причем важно отметить, что ущерб от подобного явления получают и другие системы двигателя, например выхлопная система, а также ее дорогостоящий элемент — катализатор. Он забивается, после чего выхлоп не может очищаться, а сами отработавшие газы не могут быстро покинуть выхлопной тракт. Мотору приходится тратить на это дополнительные «силы», в результате чего падает мощность и тяга двигателя. На панели приборов могут загораться индикаторы, свидетельствующие о неисправности двигателя. Чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о проблемах с ЦПГ, необходимо проверить компрессию двигателя, если прибор показал значение ниже 11 единиц, можно сделать вывод о том, что у поршневых колец критический износ.
Вторая причина, по которой двигатель сапунит — неисправность системы вентиляции картера. Как мы уже знаем, при повышении давления в двигателе специальный клапан стравливает избыточное давление, тем самым выравнивая давление в двигателе с атмосферным давлением. Нередко мотор может начать сапунить по причине загрязнения клапанного фильтра, а также в результате поломки самого механизма, который открывает клапан.
Среди возможных причин, по которым дизель может сапунить, следует также отметить износ клапанов, сальников, а также направляющих втулок и т. д. Проблему можно диагностировать разными способами, а решение заключается в промывке и раскоксовке, если случай сложный, то скорее всего потребуется комплексный подход, в том числе и замена вышеперечисленных деталей.
Подтеки масла на дизельном двигателе могут возникать и в результате серьезных мех. повреждений гильзы цилиндра, прокладок, сальников и втулок. Любое нарушение герметичности под давлением может обернуться течью, причем даже при том, что давление в двигателе будет в норме.
Как решить проблему?
Что делать если предположение подтвердилось? Начнем с простого, если проблема касается нарушения вентиляции картера, то устранить ее будет несложно. Достаточно проверить сапун и при необходимости заменить клапан сброса вместе с фильтром. Нередко проблему удается решить очисткой и промывкой данной системы.
Если давление в двигателе в норме, но течь по двигателю имеется, возможно это связано с нарушением целостности самих прокладок и уплотнителей, которые следует заменить.
Мастера «старой школы» считают, что если «двигатель потеет» незначительно (есть небольшие подтеки на корпусе), то большой беды в этом нет. Как утверждают опытные мастера, небольшое «потение» объясняется конструктивными особенностями данного типа агрегатов. Если при этом «масложора» нет или есть, но в пределах нормы, которая обозначена производителем, а ошибок по мотору не наблюдается — нет смысла искать причину и пытаться ее решить.
Сапунящий дизельный двигатель – в современном мире весьма распространенное явление, даже на новых авто с небольшим пробегом. Полностью убрать это явление не удается даже автопроизводителям не то, что мастерам на СТО. Важно следить за уровнем масла и общим состоянием силового агрегата, в случае усугубления явления следует принять меры по диагностике и ремонту мотора. Серьезные проблемы, как правило, наблюдаются лишь в отдельных случаях, когда мотор слишком запущен, имеет большой пробег и соответственно износ.
Почему сапунит дизельный двигатель и что делать
При эксплуатации дизеля, особенно уже основательно изношенного, может возникнуть ситуация, когда начинает досаждать повышенный расход моторного масла. Это обычные последствия изменения геометрии цилиндропоршневой группы, но существенный вклад вносит не только проникновение масла в камеры сгорания через проблемные кольца и увеличенные зазоры, но и попадание его вместе с поступающим через впускные клапаны воздухом.
Принцип работы сапуна
Даже в полностью исправном моторе давление в картере будет повышаться. Происходит это за счёт проникновения части рабочего газа через зазор между поршнем и цилиндром, уплотнённый компрессионными и маслосъёмными кольцами. Расход этот невелик и компенсируется системой вентиляции картера.
В состав системы входят:
- трубопроводы из картерного пространства к впускному коллектору;
- обратные клапаны, открывающиеся при небольшом избыточном давлении;
- масляный отделитель, собирающий имеющиеся в картерных газах масляные пары и отправляющий жидкость обратно в картер.
У бензиновых двигателей система работает эффективно за счёт значительного разрежения в задроссельном пространстве. Дизель лишён дроссельной заслонки, поэтому использовать впускной коллектор невозможно.
Более того, практически все дизели снабжены агрегатом турбонаддува, поэтому во впускном коллекторе вместо разрежения имеется повышенной давление, создаваемое турбиной.
Некоторое разрежение есть только в магистрали забора воздуха в холодную часть турбины. Роль дросселя здесь выполняет воздушный фильтр. Он представляет собой микропористую структуру, создающую препятствие воздушному потоку.
Образуется перепад давления, с тыльной стороны фильтра оно меньше атмосферного, поэтому картерные газы относительно эффективно отбираются из сапуна. Минимальный расход получается на холостых оборотах, но и количество газов при этом образуется небольшое, поэтому система обладает некоторой сбалансированностью.
Причины, почему двигатель сапунит
Неисправности, ведущие к росту давления в картере выше расчётного, связаны с увеличением расхода газа через поршни и кольца.
- сильно изношенная поверхность цилиндров, образование искажений геометрии типа «эллипс» и «бочка»;
- износ и поломка поршневых колец;
- неправильная ориентация зазоров колец;
- разрушения, прогары и трещины в поршнях.
Кроме естественного износа, подобные нарушения могут быть связаны с неисправностями в системах питания, охлаждения или фильтрации воздуха.
Часто также случается отказ масляных форсунок, которые охлаждают поршни и подают дополнительное масло на стенки цилиндров.
Система ВКГ (вентиляция картерных газов)
Вентиляция обладает конечной производительностью. Избыток газов перегружает каналы, система ВКГ не справляется. Растёт давление в картере. Виной тому могут быть не только внешние причины, но и проблемы в самой ВКГ. Её каналы могут быть забиты отложениями, засоряется клапан, нарушается герметичность патрубков.
Дополнительной проблемой может стать повышение давления настолько, что нарушается нормальное питание маслом агрегата турбонаддува.
Связь между работой вентиляции и турбиной неочевидна, но последствия могут дорого обойтись. Вал турбины вращается во втулках, куда поступает масло под давлением.
Обратно в картер оно свободно стекает через сливную трубку. Но если давление в картере велико, то оно начинает препятствовать масляной циркуляции через подшипники турбины. Втулки перегреваются, турбина выходит из строя.
Поршневые кольца
Кольца нормально работают только когда они не изношены, а на поверхности стенок цилиндров имеется хон, который удерживает необходимое для смазки колец масло.
После значительного пробега условия работы нарушаются, кольца перестают плотно перекрывать путь газам, давление в картере начинает нарастать. Система ВКГ перестаёт справляться со всеми последствиями.
Процесс обладает саморазвивающимся, лавинным характером. Избыток масла и температуры вызывает закоксовку и потерю подвижности колец. Компрессионные перестают уплотнять, а маслосъёмные залегают и открывают путь всё новым порциям масла.
Усугубляют ситуацию поступления на впуск из турбины. Двигатель может даже пойти вразнос, начав питаться маслом вместо дизельного топлива. даже одного дефектного цилиндра достаточно для запуска этого разрушительного процесса.
Как устранить неисправность
Если измерения показывают значительно увеличенное давление, допустимая величина которого указана в диагностической информации на данный двигатель, как и методика его замера, то мотор подлежит диагностике с последующим ремонтом.
Как правило, это капитальное вмешательство с заменой поршней, колец, расточкой цилиндров в ремонтный размер, проверкой и заменой всех дефектных и изношенных деталей. Иногда временно помогает прочистка системы вентиляции картера и раскоксовка колец.
Оценить состояние стенок цилиндров можно при помощи эндоскопа, вводимого через отверстия для форсунок. Можно рассмотреть остатки хона, наличие задиров и царапин от обломков колец, а также состояние днища поршня.
Измерять компрессию манометром обычно бесполезно из-за большого количества масла в зазоре между поршнем и цилиндром (масляная компрессия).
Чего не стоит делать
Существуют «народные» методы борьбы с повышенным давлением в картере. Тем или иным способом шланг сапуна выводят в атмосферу, тем самым снижая давление. Такие способы малоэффективны и опасны.
Если двигатель уже работает неравномерно по цилиндрам, то дальнейшая его эксплуатация приведёт не только к потерям масла, сравнимым с расходом топлива, но и к крупным поломкам, перегревам и даже пожарам.
Также далеко не всегда помогает раскоксовка. Чаще она просто приведёт к потере времени и средств. Изношенные и потерявшие подвижность кольца уже вряд ли получится вернуть к нормальной работе, они снова залягут вскоре после процедуры.
А химически активные вещества, попав в двигатель, нарушат работу уплотнений и системы смазки, что приведёт к износу подшипников скольжения, перегревам и задирам.
Что значит сапунит дизельный двигатель
Под понятием того, что движок сапунит, стоит осознавать возникновение дымления из маслозаливной горловины, течей моторного масла в разных местах, обусловленных конструкцией ДВС (сапун), кроме того в области расположения бессчетных уплотнений (сальников). Дополнительно надо сказать, что мало сапунить может даже относительно новый дизель либо бензиновый мотор.
Сапун представляет из себя устройство, которое является клапаном. Данный клапан служит для возможности уравнивать давление в емкостях различного предназначения методом сообщения с атмосферой. В ДВС сапун уравнивает внутреннее давление в картере мотора с наружным атмосферным.
Что существует, что часть газов в цилиндре порывается через уплотнительные кольца и попадает в картер мотора, создавая лишнее давление. Для решения этой препядствия была сотворена система вентиляции картерных газов.
Почему давления в картере вырастает
Читайте так же
Заметив подтекания масла под капотом и/иначе говоря понижение уровня масла в картере, нужно точно найти то, что дизель сапунит. Это выполняют последующим методом. Довольно открутить крышку маслозаливной горловины на прогретом дизеле. Если вы заметите возникновение сизого дыма из горловины, тогда неувязка явна.
Цилиндропоршневая группа и ГБЦ
Главной предпосылкой того, что дизельный мотор сапунит, выступает износ цилиндропоршневой группы. В процессе использования ДВС на стенах цилиндров образуются забияки, сами цилиндры равномерно разбиваются и получают модифицированную форму стен, также изнашиваются или ломаются поршневые кольца. В итоге нагрева термические зазоры меж поршнем и стенами цилиндров становятся очень большенными.
Если дизельный движок очень изношен, тогда нужен ремонт, который будет означать расточку цилиндров, смену поршней, колец и т.д. Четкое диагностирование заморочек ЦПГ просит замера компрессии для определения разброса характеристик по цилиндрам.
В этом случае, если дизель мало сапунит и неисправность находится лишь на исходной стадии (износ стен цилиндров в допустимых границах), некие автомеханики пользуются методу раскоксовки поршневых колец. Данную меру считают временной, потому что предстоящей длительной эксплуатации агрегата после раскоксовки колец ждать не следует. Наилучшим решением будет смена колец на новые.
Читайте так же
САПУН дизельного двигателя , пытаюсь лечить не новый мотор
Сапунить дизель может также из-за износа клапанов, направляющих втулок, сальников клапанов и т.д. Аналогично неисправностям поршневой и раскоксовке колец, препядствия с ГРМ отлично устраняются только всеохватывающим ремонтом. Смена одних сальников клапанов длительного эффекта не дает.
Система вентиляции картера мотора
2-ой в перечне главных обстоятельств, по которым сапунит дизельный движок, является забитая система вентиляции картера. Понижение пропускной возможности данной позволяющей вести бухгалтерский учет (софт) по симптомам припоминает износ ЦПГ: завышенный расход моторного масла, дымление дизеля голубым дымом и т.д. В ряде всевозможных случаев удается восстановить работу мотора и убрать перерасход масла методом чистки сапунов.
Под понятием того, что двигатель сапунит, стоит понимать появление дымления из маслозаливной горловины, течей моторного масла в различных местах, обусловленных конструкцией ДВС (сапун), а также в области расположения многочисленных уплотнений (сальников). Необходимо отметить, что немного сапунить может даже относительно новый дизель или бензиновый мотор.
Сапун представляет собой устройство, которое является клапаном. Данный клапан служит для того, чтобы уравнивать давление в емкостях различного назначения путем сообщения с атмосферой. В ДВС сапун уравнивает внутреннее давление в картере двигателя с внешним атмосферным.
Дело в том, что часть газов в цилиндре порывается через уплотнительные кольца и попадает в картер двигателя, создавая избыточное давление. Для решения этой проблемы была создана система вентиляции картерных газов.
Читайте в этой статье
Почему давления в картере растет
Заметив подтекания масла в подкапотном пространстве и/или снижение уровня масла в картере, необходимо точно определить то, что дизельный двигатель сапунит. Это можно сделать следующим способом. Достаточно открутить крышку маслозаливной горловины на прогретом дизеле. Если вы заметите появление сизого дыма из горловины, тогда проблема очевидна.
Цилиндропоршневая группа и ГБЦ
Главной причиной того, что дизельный мотор сапунит, выступает износ цилиндропоршневой группы. В процессе эксплуатации ДВС на стенках цилиндров образуются задиры, сами цилиндры постепенно разбиваются и приобретают измененную форму стенок, а также изнашиваются или ломаются поршневые кольца. В результате нагрева тепловые зазоры между поршнем и стенками цилиндров становятся слишком большими.
Если дизельный двигатель сильно изношен, тогда необходим капитальный ремонт, который будет означать расточку цилиндров, замену поршней, колец и т.д. Точное диагностирование проблем ЦПГ требует замера компрессии для определения разброса показателей по цилиндрам.
В том случае, если дизель не сильно сапунит и неисправность находится только на начальной стадии (износ стенок цилиндров в допустимых пределах), некоторые автомеханики прибегают к способу раскоксовки поршневых колец. Данную меру считают временной, так как дальнейшей продолжительной эксплуатации агрегата после раскоксовки колец ожидать не стоит. Лучшим решением будет замена колец на новые.
Сапунить дизель может также по причине износа клапанов, направляющих втулок, сальников клапанов и т.д. Аналогично неисправностям поршневой и раскоксовке колец, проблемы с ГРМ эффективно устраняются только комплексным ремонтом. Замена одних сальников клапанов продолжительного эффекта не дает.
Система вентиляции картера двигателя
Второй в списке основных причин, по которым сапунит дизельный двигатель, является забитая система вентиляции картера. Снижение пропускной способности данной системы по симптомам напоминает износ ЦПГ: повышенный расход моторного масла, дымление дизеля синим дымом и т.д. В ряде случаев удается нормализовать работу мотора и устранить перерасход масла путем очистки сапунов.
Прежде чем отвечать на вопрос: «Почему сапунит двигатель?», необходимо разобраться, что конкретно подразумевается под этой формулировкой. Как правило, такая фраза характеризует проявление избыточных газов в силовой установке. Характерными признаками этого явления можно считать дым из горловины, куда заливают масло, утечка рабочей смазки в различных частях мотора (сапун, сальники и т.д.).
Как ни странно, но если двигатель засапунил, о какой-либо поломке говорить рано, надо разбираться, в чем причина, так как это явление может проявляться не только в агрегатах с большим пробегом, но и в совершенно новых установках, как бензиновых, так и дизельных.
Сапун, это специальное устройство клапанного типа, предназначенное для выравнивания давления внутри картера силовой установки с давлением окружающей среды. Процесс довольно прост, при нарастании давления выше атмосферного, открывается клапан и выпускает излишки паров наружу, тем самым проветривая картер и выводя газы.
Рост давления в картере
При работе двигателя в его цилиндрах возникает высокое давление, как результат высвобождения энергии от процесса горения. В нормальных условиях отработанные газы должны выводиться из мотора в атмосферу. Однако если уплотнения между цилиндром и уплотнительными кольцами нарушено, часть газов может прорваться и попасть в картер установки, после чего там образуется избыточное давление. Решением этой проблемы было создание системы вентиляции газов в картере.
Бывают моменты, когда система не может справиться с большим наплывом отработанных газов, и удалить их, как это предусмотрено. В этом случае двигатель начинает активно расходовать масло, происходят утечки через сальники и уплотнения, были моменты, когда масляный щуп выдавливался из горловины от переизбытка сил газов.
Самые первые, простые моторы в качестве отвода избыточных газов имели отверстие со специальным отражателем масла, во избежание его перерасхода. В современных агрегатах лишние газы поступают к воздушному фильтру, а оттуда снова в мотор, некоторые конструкции попросту выводят их в коллектор.
Симптомы
Первыми, основными симптомами того, что дизельный мотор начал сапунить, это утечки смазки, снижение уровня масла в картере. Заметив такие характерные явления, необходимо точно удостовериться, что подозрения верны. Для этого надо прогреть мотор до рабочей температуры, открутить крышку маслоналивной горловины и проследить, нет ли сизого дыма.
Если подозрения подтвердились и дым присутствует, диагноз очевиден. Сапунит дизельный двигатель причины и как устранить попытаемся разобраться.
Причины неисправности
Причин может быть несколько, основные из них:
- Загрязнение и выход из строя системы вентиляции картера;
- Неисправности цилиндропоршневой группы;
- Поломки в головке блока цилиндров.
Для точного определения, что конкретно привело к нехарактерному поведению, необходимо выполнить диагностику состояния силовой установки с привлечением специалистов.
Вентиляция картера
Неприятность и опасность явления заключается в том, что пользователь не всегда вовремя способен выявить признаки нехарактерного поведения. В результате, запущенная проблема может привести к серьезным последствиям и намного усугубить ситуацию.
Перестав работать, вентиляция картера не сбрасывает излишки давления в атмосферу, а накапливает их внутри картера силовой установки. Со временем, когда давление достигает критической отметки, происходит выброс накопившихся газов через фильтр.
Как правило, это явление сопровождается громким хлопком. Самое плохое развитие ситуации, может привести к серьёзной поломке деталей двигателя.
Дабы избежать неприятностей и не усугубить их поломкой, при первых признаках неисправности системы вентиляции и сапуна необходимо как можно быстрей промыть их. Устранение неполадок можно провести двумя простыми способами: разобрать сапун и отмыть все необходимые детали и фильтр от отложений, или же добавить в масло специальную моющую присадку, которая устранит все грязные образования.
Поршневые кольца
Одной из причин того, что силовая установка сапунит может быть неполадки с поршневыми кольцами. В процессе работы мотора, часть отработанных газов просачивается в картер мотора. С течением времени давление повышается, и они начинают искать выход из замкнутого пространства. Вследствие того, что система вентиляции забита, газы начинают выходить из всех возможных щелей в уплотнениях и сальниках.
Неисправность колец ведет к росту давления в картере, а это в свою очередь приводит к переизбытку расхода масла. Какая-то часть его выдавливается через щуп, какая-то через уплотнения, образую течь. Некоторое масло, через не плотно прилегающие кольца, попадает в рабочую камеру и выгорает там вместе с топливом.
Иногда все эти симптомы сопровождаются миганием лампочки на приборной панели автомобиля, сигнализирующей о поломке в моторе. Для подтверждения диагноза необходимо произвести замер компрессии силового агрегата. Компрессия меньше 11 единиц, в каком либо цилиндре в совокупности с остальными явлениями говорит о залегании колец. Что бы устранить неисправность необходимо разобрать установку и произвести ремонт.
Проводя ремонт, разберите поршни и проведите полную диагностику колец. При их залегании необходимо снять кольца, выполнять процедуру надо с особой аккуратностью, что бы ни сломать детали. После снятия, требуется полная очистка колец и поршней от нагара и отложений, особое внимание необходимо уделить канавкам, коррозия, образовавшаяся в них, должна быть полностью устранена.
Установив поршни и кольца после очистки на место, необходимо убедиться, что отсутствует люфт между поверхностью цилиндра и колец. В противном случае, кольца надо будет заменить новыми.
Цилиндропоршневая группа
В случае, если проверка показала отсутствие проблем с вентиляцией картера и кольцами, следующей часто встречающейся возможной причиной может быть повреждение поверхностей гильзы цилиндров. Для устранения дефекта необходимо отшлифовать поверхности и установить новые кольца ремонтного размера. При большом износе цилиндров, расточки двигателя не избежать.
Сапунить мотор может по причине износа клапанов, сальников, втулок и т.п. В любом случае, для точного диагноза и устранения причины требуется полная диагностика и проверка мотора специалистом.
Сапунит двигатель: причины и что делать
В этой статье постараемся разобраться в таком вопросе, почему сапунит двигатель, какие могут быть последствия и какие проблемы вылезут наружу при диагностике силового агрегата с подобной неисправностью.
Сразу стоит оговориться, что сапунить может любой, вполне исправный мотор. Это связано с тем, что весь объем сгоревшей топливовоздушной смеси поршневые кольца не в состоянии удержать в цилиндре, и часть воздуха все равно попадет в поддон двигателя. Это в свою очередь создает условия для появления избыточного давления внутри движка, которое будет стараться выдавить масло через сальники и различные соединения, плюс отрицательно скажется на свойствах моторного масла. Но так как на исправном двигателе прорыв газов минимальный, то и давление газов будет минимальным.
Стрелкой отмечен клапан вентиляции картера PCV
Для того, чтобы снизить избыточное давление в картере двигателя была разработана система вентиляции картерных газов. На различных типах двигателей она отличается своей конструкцией, но суть остается одна — это снять излишнее давление внутри двигателя.
Система работает по принципу сапуна (сапун – дыхательный клапан), то есть это такое устройство, которое служит для выравнивания давления в картере с атмосферным.
Схема работы сапуна
Картер двигателя через шланг или металлическую трубку соединен с крышкой клапанов двигателя. При работе мотора, поршня при рабочем ходе создают разряжение, вытягивая в свою очередь воздух из картера, тем самым снимая излишнее давление в поддоне.
Система управляемой вентиляции картера
В крышке клапанов устанавливается маслоотделитель, с помощью которого часть масла, попавшая с воздухом из картера, вновь возвращается в поддон.
Помимо основной системы вентиляции картера через сапун, часть воздуха подтягивается еще и через дроссельный узел, соединенный с полостью клапанной крышки. А так как помимо воздуха втягиваются и пары масла, не осевшие в маслоотделителе, то по мере износа поршневой группы, в дроссельной заслонке начинает скапливаться большое количество нагара, вызывая нестабильную работу двигателя.
Причины, почему сапунит двигатель
ЦПГ
Первой очевидной причиной избыточного давления в двигателе является износ цилиндропоршневой группы. По мере эксплуатации происходит естественный износ стенок цилиндров, поршней и поршневых колец, что способствует увеличению прорыва газов в поддон двигателя.
Цилиндро-поршневая группа
Система вентиляция картерных газов
Процесс вентиляции подразумевает замкнутый цикл движения картерных газов. То есть из картера через сапун газы попадают в маслоотделитель, где освобождаются от капель масла, захваченного воздухом и через выходящий шланг из крышки клапанов, вновь попадают в воздухозаборник, возвращаясь в камеру сгорания двигателя.
В систему вмонтирован клапан, так называемый КВКГ (клапан вентиляции картерных газов), в задачу которого входит открывать систему вентиляции при возникновении излишнего давления в картере. Он работает только на отсос газов, не пуская их обратно. Клапан оснащен мембраной и имеет два отсека срабатывающих при нормальном и повышенном давлением. Если же клапан по какой-либо причине неисправен, то есть заклинит в открытом или закрытом положении, то это сразу отразится на работе двигателя.
Клапан вентиляции картерных газов PCV
Так при заклинивании в открытом положении, часть картерных газов будет постоянно попадать через отсек с нормальным давлением в камеру сгорания двигателя, обедняя смесь, вызывая перебои в работе мотора (возможны пропуски зажигания) и увеличивая расход топлива. Особенно это отрицательно отразится на инжекторных моторах, последнего поколения, где отвод картерных газов врезается уже после узла дроссельной заслонки.
Когда же клапан заклинит в закрытом положении, то в двигателе создастся высокое избыточное давление и масло будет просто пытаться выдавливаться через сальники и различные соединения. Плюс высокое давление будет выдавливать масло в камеру сгорания забрасывая свечи зажигания, наслаиваясь нагаром на тарелках клапанов и даже выдавливать масло через свечи в свечные колодцы. При сильно высоком давлении возможно даже выдавливание масляного щупа из его канала. Как правило, все это сопровождается повышенным расходом моторного масла и как следствие «голодание» коленвала» и других трущихся пар, что может вывести двигатель из строя.
Следствие сгорания масла в цилиндре, попадавшее через систему вентиляции картерных газов
Способы решения проблемы:
1. Ремонт двигателя
В зависимости от состояния, это может быть просто замена колец, либо замена поршней и поршневых колец ремонтных размеров, что связано с расточкой цилиндров блока.
В ГБЦ не должно быть износа направляющих втулок и самих клапанов, в противном случае замена маслосъемных колпачков не решит проблему.
2. Очистка клапана, замена мембраны либо самого клапана вентиляции с прочисткой всей системы вентиляции (бывает полностью забитой грязевым нагаром);
Патрубок системы вентиляции картера
3. Очистка маслоотделителя.
Маслоотделитель
Как проверить состояния вентиляции картера
На заведенном двигателе необходимо снять крышку маслозаливной горловины на крышке клапанов. При исправном двигателе крышка легко снимется, из горловины не будут выплескиваться брызги масло или идти сизый дым. Если и проскочит две-три капельки масла, это нормально и значит поршневая группа, как и система вентиляции картерных газов исправна.
Снять крышку маслозаливной горловины
В противном случае при открытии крышки будет разбрызгиваться масло, воздух будет сапунить и возможно появление выхлопа, как из выхлопной трубы.
Как не стоит решать проблему
Вроде бы решить проблему можно отсоединив шланг вентиляции картера от крышки клапанов и выведя его минуя двигатель под машину. Однако в этом случае шланг вентиляции помимо выброса газов будет являться пылесборником, так как при ходе всасывания поршней, будет подхватывать воздух с улицы. Такая экономия, на решении проблемы. Может закончится быстрым износом как ЦПГ, коленвала и сложным и дорогостоящим ремонтом двигателя. Подобная мера может быть допустима в крайнем случае, когда нужно добраться до гаража с неблизкого расстояния, а мотор закидывает маслом.