Последствия перегрева дизельного двигателя
Последствия перегрева дизельного двигателя
Перегрев дизельного двигателя
В процессе эксплуатации любого ДВС могут возникнуть неисправности, которые приводят к перегреву бензинового или дизельного мотора. Для дизельного двигателя перегрев является более серьезной проблемой сравнительно с бензиновыми аналогами, так как критическое повышение температуры может быстро вывести дизель из строя благодаря ряду конструктивных особенностей агрегата.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какая температура считается рабочей для дизельного двигателя. Из этой статьи вы узнаете, почему показатели оптимальной рабочей температуры дизельного ДВС отличаются зависимо от конкретного типа мотора.
Последствия перегрева
Незначительный и непродолжительный перегрев мотора, который замечен своевременно, позволяет свести к минимуму риск серьезных последствий. В других случаях перегрев дизельного двигателя наносит большой ущерб силовому агрегату.
В системе охлаждения происходит образование паровых пробок, в результате чего ГБЦ перегревается. Результатом сильного перегрева дизеля становится деформация головки блока цилиндров и пробой уплотнительной прокладки. Головку блока от высокой температуры «ведет», нарушается плотность прилегания ГБЦ к блоку цилиндров.
Значительное увеличение температуры может также привести к трещинам БЦ и ГБЦ, недопустимому расширению деталей в конструкции ДВС. В подобных случаях мотор попросту заклинит. После остывания перегретый дизель станет непригодным для дальнейшей эксплуатации. Для восстановления работоспособности мотора потребуется дорогостоящий ремонт дизельного двигателя или даже полная замена агрегата.
Причины перегрева дизельного двигателя
Дизель может перегреваться по разным причинам. За поддержание рабочей температуры дизельного двигателя в строго ограниченных рамках отвечает система охлаждения. Для контроля и обнаружения интенсивного роста или падения температуры двигателя на приборной панели большинства автомобилей присутствует отдельный указатель.
Как показывает практика, своевременно выявить отклонения от нормы во время движения удается не всегда. Также следует учитывать возможные неисправности датчика температуры дизельного двигателя или индикатора на панели приборов. Прямыми и косвенными признаками перегрева дизельного двигателя могут служить:
- постоянная работа вентилятора системы охлаждения на максимальной скорости вращения в режиме холостого хода (при наличии электрического привода);
- повышение уровня шума и вибраций в процессе работы ДВС, падение мощности, детонационные стуки;
- появление белого пара из подкапотного пространства, который стал заметен в процессе езды;
Низкий уровень и утечка ОЖ
Одной из наиболее распространенных причин перегрева является нехватка охлаждающей жидкости в системе охлаждения дизельного двигателя. ОЖ имеет свойство со временем выпариваться, так как составным компонентом является дистиллированная вода. В этом случае необходимо долить воду или разбавить водой концентрат тосола/антифриза в нужной пропорции, а уже потом залить полученную смесь в расширительный бачок.
Также запрещено заливать жидкость в горячий мотор, чтобы не повредить двигатель по причине разницы температур между разогретым силовым агрегатом и свежей жидкостью для охлаждения. Если замечено интенсивное падение уровня после долива ОЖ, тогда следует визуально осмотреть патрубки и соединения, радиатор, сам расширительный бачок, а также место расположения водяного насоса (помпы) системы охлаждения на предмет наличия трещин или других повреждений, а также подтеканий.
Еще одной причиной падения уровня ОЖ могут являться трещины в блоке цилиндров или в головке блока цилиндров, а также повреждение прокладки головки блока. Если данные повреждения затрагивают каналы, по которым циркулирует охлаждающая жидкость (рубашка охлаждения двигателя), тогда часть жидкости из системы охлаждения может попадать в цилиндры дизельного двигателя, а также в систему смазки дизельного ДВС.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему дизельный двигатель может дымить белым выхлопом. Из этой статьи вы узнаете о возможных причинах и способах диагностирования неисправности.
Радиатор и термостат
Если уровень ОЖ в норме, но температура двигателя заметно превышает допустимую, тогда перегрев дизельного двигателя может быть также связан со снижением эффективности охлаждения жидкости в радиаторе. Загрязненные «соты» радиатора не позволяют данному элементу системы охлаждения нормально совершать теплообмен. В этом случае радиатор необходимо тщательно отмыть.
Дизель может также перегреваться по причине неисправностей термостата, а именно когда термостат дизельного двигателя заклинил на открытие. Постоянно закрытый термостат с ростом температуры двигателя не открывается, заставляя жидкость совершать движение только по малому контуру (малый круг). Это значит, что ОЖ не проходит по большому кругу (через радиатор) для охлаждения.
Другие неисправности
Критическое повышение температуры дизельного двигателя может быть вызвано неисправностями вентилятора системы охлаждения или датчика температуры дизельного двигателя. Еще одной причиной перегрева дизеля является сильное загрязнение внутренних каналов охлаждающей системы, что препятствует нормальной циркуляции охлаждающей жидкости.
Также стоит отметить неправильную регулировку угла опережения топливного впрыска. По этой причине сильно возрастает температура отработавших газов, в результате чего общая температура дизеля растет, особенно под нагрузкой. Отдельного внимания заслуживает помпа. Разрушение лопастей водяного насоса и другие поломки снижают эффективность циркуляции ОЖ по системе и вызывают перегрев дизеля.
Самостоятельная диагностика
Факт перегрева дизельного двигателя требует немедленной остановки агрегата для выяснения и устранения причин. Начинать проверку эффективности охлаждения дизеля своими руками следует с того, что двигателю необходимо дать самостоятельно остыть.
Дальше потребуется проверка уровня ОЖ в бачке, а также проведение тщательного визуального осмотра самого расширительного бачка, всех патрубков, радиатора охлаждения и радиатора отопителя, а также зоны крепления помпы для выявления возможной течи.
Следующим шагом станет проверка термостата. Для этого необходимо запустить остывший мотор и контролировать рост температуры. С нагревом термостат должен открыть для охлаждающей жидкости, которая движется по малому кругу, доступ в радиатор (большой круг). Если термостат заклинил, тогда нижний шланг окажется холодным. Это легко установить самостоятельно, аккуратно пощупав патрубок рукой и оценив нагрев шланга.
Последним этапом станет проверка работы привода вентилятора. Нужно удостовериться в работоспособности электрических контактов. Дополнительно необходимо заглянуть в блок предохранителей, так как неисправный предохранитель также может привести к отключению вентилятора и перегреву ДВС.
Полезные советы
Если сильный перегрев дизельного двигателя случился при отрицательной температуре за бортом, тогда держать открытым капот для ускоренного охлаждения дизеля не рекомендуется.
Для того чтобы добраться до ближайшего СТО с неисправным термостатом можно самостоятельно вынуть клапан из корпуса термостата дизельного двигателя. Это позволит охлаждающей жидкости все время циркулировать по большому кругу через радиатор, что не позволит мотору выйти на рабочую температуру.
При отсутствии возможности обнаружить причину перегрева дизеля, устранить неисправность, доставить авто на буксире или эвакуаторе можно попытаться продолжить движение самостоятельно. Для этого нужно быть абсолютно уверенным в исправности датчика температуры ДВС и указателя на панели приборов.
Двигателю дают остыть, затем запускают и двигаются на авто с минимальными нагрузками. Движение осуществляется до того момента, пока температура дизеля не превысит около 2/3 от допустимого рабочего предела. После повышения температуры до указанного предела водитель немедленно производит выключение зажигания (ни в коем случае не вынимая ключ из замка зажигания) и продолжает движение по инерции на нейтральной передаче со скоростью не более 30-40 км/ч.
Напоследок добавим, что на автомобилях с автоматической коробкой переключения передач описанный способ самостоятельного передвижения применять не рекомендуется, так как параллельно имеющейся проблеме перегрева могут добавиться различные неисправности АКПП в результате неправильной эксплуатации при движении с отключенным мотором.
Последствия перегрева дизельного двигателя
Разберемся с последствиями перегрева мотора. Кроме того у самого крепкого здоровьем индивида от солнцепека бывают помутнения сознания.
По окончании бани либо сауны сердце время от времени побаливает. Что же касается автомобили, то она намного крепче человека, но у всего имеется собственный предел.
При выходе за рамки тепловой энергии неизбежных разрушений не избежать.
В главном перегрев оказывает собственный действие на головку блока цилиндров, появляются зазоры. Дабы это избежать шофер обязан обращать внимание на температуру двигателя.
Но как показывает опыт, шофер обнаруживает перегрев при появлении из-под капота пара.
Многие автомобилисты уверены в том, что перегрев мотора значительно чаще видится в летний период. На самом деле они заблуждаются. Множество аналогичных случаев в зимнее время говорит обобратном. Одна из самых популярных обстоятельств — неисправность в совокупности охлаждения.
От несложной утечки жидкости до важной поломки узла.
самый уязвимым агрегатом есть водяной насос — помпа. При её отключении или неправильной работе жидкость начинает не хорошо циркулировать по всей совокупности.
Кроме этого к главным обстоятельствам относятся: нехорошее натяжение ремня, изнашивается либо ломается крыльчатка.
Предположительно любой может заявить, что нет ничего более несложного, чем выяснить перегрет движок либо нет по датчику. Но довольно часто шофер попросту не обращает должного внимания на данный датчик, увлекшись управлением собственного автомобиля.
Ветхие машины не оснащены аварийной сигнализации в случае неисправности. Как раз исходя из этого автолюбители должны знать о показателях перегрева двигателя и пользоваться знаниями на практике.
Двигатель может перегреваться по различным обстоятельствам.Но одна из главных — недостающее количество жидкости в совокупности. В большинстве случаев, протекает она незаметно от нас, но последствия смогут быть разрушительные.
Такжерадиатор слабо возможно охлажден автомобиля или очень сильно загрязнён.
Радиатор также есть уязвимой частью совокупности охлаждения. Возможно, вам когда-нибудь приходилось применять неподходящую охлаждающую жидкость либо попросту заменяли её водой. Со временем образуется накипь в сотах.
Конечно, жидкость начинает с нехорошей интенсивностью циркулировать.
Кроме всего другого, перегрев может привести к неисправному термостату, и жидкость циркулирует лишь в малом контуре. Кроме этого в случае если неправильно отрегулирован впрыск горючего — перегрев неизбежен.
Первые действия при перегреве дизельного двигателя
Сначала устанавливается обстоятельство. В большинстве случаев сходу же контролируют патрубки, радиатор, термостат указателя и датчик температуры.
Не так уж легко понять, из-за чего греется дизельный двигатель при большой нагрузке. В случае если двигатель эксплуатируется неправильно, то кроме этого не исключен перегрев.
К примеру, в случае если неизменно передвигаясь на пониженных передачах с высокими оборотами, то в ближайшем будущем не избежать закипания мотора. Не редкость так, что во время потепления зимний период перегрев вызывается утеплителями двигателя, каковые были предназначены для громадных температур
По окончании обнаружения перегрева без промедлений выясняются последствия и причины перегрева. Двигатель должен быть заглушен, автомобиль остановлен. В то время, когда нужная жидкость долита, направляться проверить на исправность вентилятор, шланги.
В случае если шланги холодные, то термостат приостановил работу. В этом случае термостат необходимо заменить либо клапан для обеспечения циркуляции по громадному контуру.
При обнаружении перегрева мотор необходимо заглушить, а капот покинуть в открытом положении. Потом, в то время, когда двигатель мало охладится, нужно проверить уровень охлаждающей жидкости.
При несоответствии норме, недостающая жидкость доливается. Заменителем может послужить дистиллированная вода.
Греется дизельный двигатель. Обстоятельства
К своеобразным обстоятельствам перегрева возможно отнести пробитую прокладку головки цилиндров. Тут имеется два метода: 1) попадание охлаждающей жидкости в совокупность смазки делается неизбежным; 2) попадание отработанных газов в совокупность охлаждения.
При любом раскладе, предстоящая эксплуатация двигателя без ремонта неосуществима.
Каждая из вышеизложенных обстоятельств может обнаружиться у автомобиля, простоявшего продолжительное время в гараже.
Двигатель средне перегрет
Промежуток более 20 мин.. Последствия бывают весьма неприятные. Одни из них:
- Искривленные головки блока цилиндров;
- Появляются трещины в головки блока цилиндров;
- Прогорают прокладки головки блока цилиндров;
- На поршнях уничтожена межкольцевая перегородка.
Двигатель очень сильно перегрет
Обстоятельства разны, но основной считается невнимательное техобслуживание автомобиля. Во время сильного перегрева все подробности подвержены повреждениям.
Нередки случаи взрыва двигателя. Не допустить данный кошмар оказывает помощь совокупность вашего четырехколесного приятеля — мотор глохнет.
Методы определения перегрева двигателя
Предположительно любой сообщит, что нет ничего несложнее определения перегрева с помощью датчика. Но довольно часто шофер попросту не обращает внимания на данный датчик, увлекшись управлением автомобиля.
В ветхих моделях и вовсе не предусмотрена аварийная сигнализация в случае перегрева. Как раз исходя из этого автолюбители должны обладать информацией о показателях перегрева двигателя.
При низком уровне жидкости в первую очередь выходит из строя печка, а все вследствие того что радиатор находится в самой высокой точке совокупности охлаждения. Ещё печка может остановить собственную работу при закипании антифриза, образуется пробка в совокупности, жидкость не поступает в печку.
Кроме этого во время перегрева появляется детонация двигателя, нажимая на педаль газа, шофер слышит звонкий стук. А все вследствие того что происходит через чур большое расширение стенок камеры сгорания, и, конечно, возрастают зазоры.
В ходе перегрева дизельного двигателя образуются паровые пробки в охлаждении головки. Это по праву возможно назвать самой страшной обстановкой, которая может обернуться в большую трату денег.
В случае если по окончании доливки не был устранён перегрев — осматриваем вентилятор. Быть может, отсутствует контакт или неисправны предохранители.
Существует ещё один метод независимого устранения перегрева. Двигатель заводится и трудится до тех пор, пока не начнет увеличиваться температура.
Затем автомобиль перемещается накатом. При таком варианте перемещения температура обязана понизиться.
Причины перегрева двигателя автомобиля – как выявить и исправить?
Исправная система охлаждения должна поддерживать нормальную температуру, однако нередко возникают ситуации, когда нам требуется установить причины перегрева двигателя автомобиля. Последствия перегрева дизеля более серьезные, чем для обычных карбюраторных агрегатов, и обусловлены особенностями его конструкции, поэтому рассмотрим как раз этот случай.
Причины перегрева двигателя автомобиля – что проверить в первую очередь?
Как правило, после перегрева коробится головка блока цилиндров (появляется зазор, т.е. она уже не прилегает к блоку должным образом), пробивается ее прокладка (отвечает за плотность прилегания деталей, поэтому нарушение ее целостности вредит всему механизму), после чего требуется сложный ремонт. Поэтому, когда греется дизельный двигатель, необходимо вовремя обнаружить неисправность. Для этого нужно регулярно следить за показателем температуры, расположенным на панели приборов. Тем не менее, очень часто перегрев двигателя обнаруживается, когда из-под капота уже появляется пар.
Существует множество причин, из-за которых перегревается двигатель. Основной из них является недостаток жидкости в системе охлаждения. Протекание может происходить из любых отверстий, и такие утечки могут привести к полному отсутствию жидкости и наиболее разрушительным последствиям. Есть и другие обстоятельства, вызывающие перегрев дизельного двигателя, связанные с неэффективным охлаждением автомобильного радиатора или сильным его загрязнением.
Кроме того, перегрев может наступить из-за нарушений работы термостата, когда жидкость начинает двигаться только по малому контуру, а в нем она не охлаждается, так как этот путь в большинстве моделей не проходит через радиатор. В целом, причинами могут быть самые различные факторы, допустим, неправильная регулировка впрыска, когда резко повышается температура отработанных газов. Тем более, охлаждение головки происходит в сложных условиях, присутствует специальная рубашка (сетка), к которой подводится охлаждающая жидкость по всей площади поверхности.
Перегрев дизельного двигателя – первая помощь на дороге
Таким образом, когда наступает перегрев дизельного двигателя, последствия могут быть очень тяжелыми по причине образования паровых пробок в системе охлаждения головки (рубашка перестанет охлаждаться, а головка перегреется и придет в негодность). Это самая коварная ситуация, которая грозит большими потерями, если вовремя ее не устранить, в других случаях последствия для мотора не так фатальны, а у вас теоретически имеется запас времени, если перегрев заметили не сразу.
После того, как произошел перегрев, необходимо выяснить его причину. В большинстве случаев виновниками являются изношенные патрубки, поврежденный радиатор, а также выход из строя термостата (не контролирует температуру двигателя или несвоевременно блокирует поток охлаждающей жидкости), водяной помпы (протекание) или датчика указателя температуры.
После того, как был обнаружен перегрев, автомобиль должен быть остановлен на обочине. Двигатель необходимо заглушить, а капот открыть. После естественного охлаждения агрегата проверяется уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Если количество жидкости не соответствует норме, ее необходимо долить. Заменителем может служить дистиллированная вода.
Доливку следует осуществлять только на холодном двигателе, во избежание деформации из-за разницы температур.
Греется дизельный двигатель – как еще помочь мотору?
После доливки жидкости проверяется работа вентилятора, а также состояние шлангов, выходящих из термостата. Если термостат не работает, то шланг, выходящий снизу, будет холодным. Это значит, что циркуляция жидкости происходит только по малому кругу. В таком случае термостат подлежит замене или из него вынимается клапан, чтобы обеспечить циркуляцию жидкости по большому кругу.
При обнаружении течи после доливки необходимо принять все меры к ее устранению или к максимально возможному уменьшению. Если же доливка жидкости не устранила признаков перегрева, необходимо проверить работу привода вентилятора. Вполне возможно, что все дело в плохом контакте или неисправных предохранителях.
В исключительных случаях, когда причину перегрева устранить невозможно, а до ближайшего СТО достаточно далеко, практикуется следующий способ. Автомобиль приводится в движение мотором до тех пор, пока не поднимется температура, а последующее перемещение выполняется накатом, при выключенном зажигании. При этом температура понижается, и можно снова начинать движение. На спусках следует соблюдать осторожность и двигаться на включенной передаче.
Перегрев двигателя на ходу: останавливаться или нет?
Разбираемся, что делать, если во время движения начался перегрев мотора
Похоже, во многие регионы средней полосы России вновь приходит жара. На столбиках термометров и приложений, показывающих погоду, отметки градусников местами уже вновь поднялись до 28 °C. А это значит, что осторожными в такую погоду должны быть не только люди, страдающие заболеваниями сердечно-сосудистой системы, пожилые граждане и дети, но и автомобилисты.
И последняя категория скорей может беспокоиться не столько за свое здоровье (если она не страдает недугами, на которые влияет повышенная температура окружающей среды), сколько за техническое состояние своего автомобиля. Ведь именно в жаркую погоду чаще всего случаются перегревы мотора со всеми вытекающими из этого последствиями.
Останавливаться или нет при перегреве двигателя? Важный вопрос!
Если говорить кратко, то движение на автомобиле с начавшим перегреваться двигателем можно продолжить, но только при условии соблюдения определенных правил. Что это за правила, расскажем вам далее, но прежде отметим, что опытный автолюбитель, заботящийся о своем автомобиле, прежде всего сделает все возможное для того, чтобы не допустить перегрева вовсе, для чего необходимо:
- контролировать уровень охлаждающей жидкости;
- отслеживать разгерметизацию системы охлаждения (подтеки охлаждающей жидкости, потрескавшиеся шланги, треснутые трубки);
- следить за тем, исправлен ли термостат ;
- контролировать работу вентилятора охлаждения радиатора (в случае если он не включается, требуется ремонт);
- проверять на наличие грязи и при необходимости прочищать и промывать радиатор;
- заливать в систему охлаждения только качественную ОЖ (охлаждающую жидкость);
- и правильно прокачивать систему при смене охлаждающей жидкости.
Такими простыми превентивными мерами можно минимизировать проблемы с охлаждением и свести процент внезапного перегрева двигателя до минимума.
Впрочем, хоть риски и можно снизить, но избежать при некоторых обстоятельствах их может и не получиться. Например:
- при температуре окружающей среды свыше 30 градусов в тени;
- в глухой дорожной пробке, с частыми троганиями и остановками;
- при интенсивном «спортивном» стиле вождения в городе.
В этом случае пригодятся правила, которыми не пренебрегают опытные водители.
Следите за показателем датчика температуры
Указатель температуры, особенно аналоговый, стрелочный, — незаменимый прибор в автомобиле и в жару, и в холод. Посматривайте на показатели датчика, если считаете, что двигатель автомобиля может закипеть. Следите за тем, чтобы датчик отображал актуальные показатели температурного режима, был исправен и «не врал».
Также обратитесь к форумным записям и уточните, как работает прибор именно на вашей модели автомобиля. Дело в том, что на некоторых моделях авто он может несколько искажать показания и перегрев начнется до того, как датчик скакнет в красную зону.
Цифровые датчики температуры двигателя не так хороши, как аналоговые, но лучше, чем ничего.
Как правило, рабочая температура двигателя составляет около 90-100 градусов Цельсия. На некоторых приборах, например на электронном датчике, цифровой шкалы может и не быть. Тогда ориентируйтесь по тому, что указатель находится в средней части индикатора. Обычно производителями в этом промежутке закладывается оптимальная рабочая температура двигателя.
Любое отклонение от привычных показателей должно настораживать и заставить водителя быть начеку.
Для быстрой диагностики и предотвращения возможного перегрева необходимо:
Во-первых, остановиться и проверить уровень охлаждающей жидкости, как только заметите повышение температуры. Это стоит делать визуально через прозрачный пластик расширительного бачка.
Внимание! Не открывайте крышку расширительного бачка, особенно при серьезном повышении температуры (закипании антифриза), для проверки уровня, если жидкость находится в расширительном бачке.
Кипящий антифриз под давлением обязательно выбросит через открытую крышку, и в таком случае повезет, если серьезные ожоги окажутся только на руке!
По правилам безопасности, крышку бачка или радиатора можно открывать только тогда, когда двигатель остыл и давление в системе упало.
Если антифриза в бачке не видно, открывать бачок для долива можно исключительно используя тряпку из плотной материи и очень аккуратно, постепенно стравливая оставшееся давление через крышку, приоткрывая ее на небольшой оборот раз за разом. Берегите при этом лицо и глаза, будучи готовым отскочить в сторону в любой момент.
Во-вторых, проверьте течи под машиной и на трубках системы охлаждения. Система может быть повреждена, что станет причиной низкого уровня охлаждающей жидкости. Например, жидкость может выплеснуться наружу через прохудившуюся прокладку помпы.
В последнем примере вариантов, кроме как заглушить мотор и вызвать эвакуатор или тащить машину на «галстуке», нет.
В-третьих, доливать нужно только теплый антифриз (обратите внимание, чтобы он был одного класса с тем, который залит в систему). В противном случае, если произойдет сильный перепад температур, может повести трубки или потрескаются шланги.
Впрочем, в жару охлаждайка в багажнике точно будет достаточно теплой.
Если причина оказалась не в этом или это не помогло, придется выбрать из двух вариантов: обратиться за помощью или продолжить движение и бороться с повышающейся температурой.
С перегревом можно бороться включением печки
Самый эффективный способ охлаждения двигателя — это включить обогрев салона на максимум. При этом нужно не просто выставить максимальную температуру, но и включить обдув на max.
Чтобы самому не задохнуться от жары, открываем все окна настежь. Обычно этот трюк помогает, и если это так, то вы увидите, как на глазах стрелка температуры пойдет в сторону снижения.
НО! Если это не помогло, значит, повреждение системы охлаждения или двигателя серьезное и в этом случае рекомендуется прекратить движение, заглушить мотор и вызвать помощь.
Как двигаться с перегревающимся мотором?
Главная задача здесь — выбирать путь в автосервис или до дома без пробок и желательно вне города, где меньше светофоров. Да, он может быть длиннее, но главная задача сейчас — создать максимально активный поток набегающего воздуха. А если стоять в пробке, его точно будет недостаточно.
Принцип довольно прост: чем быстрее мы едем (70-80, 90 км/ч, не более), тем эффективнее будет остывать двигатель.
Если температура двигателя упадет до нормального уровня, включите кондиционер и закройте окна. Вентилятор кондиционера также может немного охладить двигатель, но в первую очередь он охладит пассажиров. Таким образом можно двигаться по скоростной автомагистрали с постоянной скоростью примерно 90-100 км/ч, избегая резких ускорений и обгонов.
Если проблема была в уровне жидкости, стоит время от времени останавливаться и проверять ее уровень. При необходимости доливать, выключив двигатель и дав ему остыть. Да, это долго, но зато безопасно для вас!
Если проблема оказалась в вентиляторе (он не работает), тогда останавливаться смысла нет, нужно продолжать движение.
Если температура все же держится
Вариантов немного. Лучший — остановиться, заглушить мотор и поставить машину на эвакуатор.
Еще один способ для отчаявшихся — остановиться, открыть капот, охладить машину и подождать до вечера/ночи. Вождение ночью выгодно тем, что температура значительно ниже, а движение по дорогам намного меньше.
Но и здесь нужно следить за режимом. Если все равно «температурит», выполняем пункт первый — вызываем эвакуатор.
Причины и последствия перегрева ДВС
Перегрев двигателя грозит серьезной поломкой и необходимостью капитального ремонта. Поэтому каждому водителю важно знать основные причины повышения температуры, чтобы в случае перегрева правильно выявить причины и уменьшить негативные последствия.
Как понять, что мотор перегрелся
Определить перегрев можно как по косвенным признакам, так и по прямым указателям индикаторных приборов. Подавляющее большинство автомобилей оборудуются датчиком температуры охлаждающей жидкости. Приближение стрелки к отрезку красного цвета будет свидетельствовать о перегреве. Если на вашем авто нет указателя температуры двигателя, то в случае аварийного повышения температуры на приборной панели загорается лампочка красного цвета (до прогрева ДВС указатель горит синим цветом).
Если индикаторы на приборной панели молчат, перегрев двигателя можно обнаружить по вырывающемуся пару из-под крышки расширительного бачка, раздутым патрубкам системы охлаждения. С повышением температуры внутри магистрали циркуляции ОЖ повышается давление. Клапан в крышке предназначен для аварийного сброса давления, а также компенсации разряжения, возникающего при уменьшении ОЖ в объеме.
Особенности системы охлаждения
Система охлаждения ДВС автомобиля предполагает 3 режима работы:
- циркуляция ОЖ по малому кругу (в среднем от 82 до 87ºС). Для уменьшения времени прогрева двигателя антифриз циркулирует только в «рубашке» двигателя;
- циркуляция ОЖ по большому кругу. Как только температура поднимается выше расчетной границы (в среднем 85-87ºС), термостат открывается, сочленяя «рубашку» двигателя и основной радиатор. Теперь антифриз проходит через малый контур, радиатор, а затем поступает в расширительный бачок с охлаждающей жидкости;
- циркуляция ОЖ по большому кругу с включенным вентилятором охлаждения. Если проходящего через соты радиатора потока воздуха недостаточно для охлаждения ДВС, и температура продолжает повышаться, к охлаждению подключается вентилятор. В среднем температура включения 95-102ºС. Как только температура снижается на 3-4 градуса, вентилятор отключается.
Точные значения температур указаны в руководстве к эксплуатации и ремонта вашего авто.
Основные причины
Перегрев бензинового или дизельного двигателя – это всегда последствие неисправности, большинство из которых можно определить в полевых условиях. Из-за чего может перегреваться мотор:
- недостаточное количество ОЖ. Причиной этому может стать внезапная разгерметизация системы, к примеру, по причине надрыва патрубка либо игнорирования норм периодичности проверки технических жидкостей. Ведь даже на исправном двигателе может наблюдаться небольшой расход антифриза. Не стоит путать следствие с причиной. Возможно, разорванный патрубок либо сильная течь в радиаторе – это последствия перегрева и высокого давления, которое образуется в системе при повышении температуры ОЖ, а не причина роста температуры;
- отсутствие циркуляции антифриза – одна из самых частых причин перегрева двигателя. За циркуляцию ОЖ в системе отвечает помпа, крыльчатка которой приводится в движение ремнем ГРМ либо сервисным ремнем. Обламывание лопастей, коррозия либо установка несоответствующей помпы замедляют циркуляцию ОЖ, что приводит к перегреву как дизельных, так и бензиновых ДВС. Заклинивание помпы, проскальзывание или облом приводного ремня ведет к перегреву только в том случае, если насос не связан с приводом ГРМ, так как остановка привода помпы никак не сказывается на работоспособности системы фаз газораспределения. Часто обрыв ремня ГРМ случается именно вследствие заклинивания помпы, что может повлечь за собой капитальный ремонт мотора. Препятствовать циркуляции антифриза может закупоривание каналов системы отложениями. Именно поэтому при замене антифриза рекомендуется промывать каналы. Если не были соблюдены правила замены ОЖ, в системе может образоваться воздушная пробка, что ухудшает охлаждения двигателя. Также причиной может стать использование герметиков для ремонта протечек радиатора. Часто такие составы закупоривают не только место течи, но и крыльчатку помпы;
- пробой прокладки ГБЦ. В таком случае выхлопные газы прорываются в систему охлаждения, что значительно повышает температуру ОЖ.
Термостат, вентилятор
Если при достижении расчетной температуры термостат не открывается, ОЖ продолжает циркулировать по малому контуру, что неизбежно ведет к перегреву двигателя.
Неисправность вентилятора может заключаться как в поломке привода винта, так и в питании и датчиковой аппаратуре. На современных инжекторных и дизельных ДВС команду к включению вентилятор получает от электронного блока управления двигателем (ЭБУ), который ориентируется на показания датчика температуры ОЖ. Опасность заключается в том, что часто для включения вентилятора используется отдельный датчик температуры, а не измеритель, передающий данные на панель приборов. Альтернативой такому принципу работы является вискомуфта включения вентилятора. Внутри корпуса находится специальный гель, который при повышении температуры блока двигателя расширяется, блокируя муфту винта.
Диагностика в полевых условиях
Если вовремя определить причину повышения температуры, можно избежать самых плачевных последствий. Элементарные правила поиска причины, если индикатор показывает перегрев двигателя:
- из-под автомобиля капает жидкость синего, зеленого, красного или желтого цвета, при испарении ощущается сладкий запах – признак течи тосола;
- раздутые патрубки, отсутствует аварийное сбрасывание давления – поломка клапана в крышке расширительного бачка;
- холодный радиатор – заклинивание термостата;
- радиатор горячий, но вентилятор не включается. Вина на датчиковой аппаратуре либо приводе вентилятора;
- печка дует то холодным, то горячим воздухом – воздушная пробка, проскальзывание ремня. Если печка начала дуть холодным, циркуляции ОЖ и вовсе прекратилась. Следует проверить, вращается ли помпа;
- отсутствие течи антифриза, раздутые патрубки, выход выхлопных газов через расширительный бачок – пробой прокладки ГБЦ. Первым делом следует проверить уровень масла, так как попадание антифриза ухудшает смазывающие характеристики моторного масла, последствием чего становится критический износ трущихся пар.
Что делать, если перегрелся двигатель
Перед тем как открыть крышку расширительного бачка, накройте ее плотным материалом. Необходимо быть максимально аккуратным, так как горячий пар и брызги антифриза могут обернуться значительными ожогами.
Если вы заметили перегрев двигателя, включите на максимум печку. Часть тепла уйдет на обогрев салона, что позволит снизить температуру. Оставьте включенными только самые необходимые потребители электрического питания. Если течь незначительная, в крайних случаях для доливки можно использовать обычную чистую воду. Жидкость нужно как можно скорей заменить на качественный антифриз. При крайней необходимости несколько километров можно преодолеть при проскальзывании ремня помпы. Если циркуляция ОЖ прекратилась, следует немедленно остановиться.
Стоит заметить, что дизельные двигатели изначально имеют меньшую теплоотдачу, поэтому при прочих равных перегреть бензиновое «сердце» значительно проще. Особенно это актуально для маломощных дизельных моторов, которые зимой даже до рабочей температуры прогреваются медленно.
Чем чревата езда на перегретом моторе
Возможные последствия перегретого двигателя:
-
усиленный износ трущихся пар, возникающий вследствие ухудшения смазывающих характеристик моторного масла, чрезмерного теплового расширения деталей, изменения физических свойства материалов из-за повышения температуры. В первую очередь страдают стенки цилиндров, поршневые кольца, коренные и шатунные вкладыши, постели распредвалов;
- пробой прокладки ГБЦ;
- потеря эластичности маслосъемных колпачков, сальников;
- деформация ГБЦ;
- перегрев поршневых колец. Потерявшие эластичность кольца не в состоянии хорошо прижиматься к поверхности цилиндра, что приводит к потере компрессии, угару моторного масла. Именно поэтому сильно перегретые двигатели начинают расходовать больше масла;
- появление задиров на стенках цилиндров и юбке поршня вследствие теплового расширения поршня. В крайних случаях последствием может стать заклинивание поршня;
- деформация постелей распредвала. Перекос впоследствии ускоряет износ кулачков и постелей;
- оплавление цилиндров, прогар клапанов.
Описанные последствия характерны как для дизельного, так и для бензинового ДВС.