Притирка клапанов ваз 2109 своими руками
Притирка клапанов ваз 2109 своими руками
Как притереть клапана на ВАЗ
Вы провели капитальный ремонт двигателя, заменили поршневые кольца, прокладку и другие элементы силового агрегата? Работа ещё не окончена. Чтобы мотор функционировал правильно, нужно правильно притереть клапана.
Зачем нужно притирать клапана
Если не выполнить процедуру, клапана могут работать некачественно — например, пропускать бензин и воздух в закрытую камеру сгорания. Это ухудшит ходовые характеристики двигателя и со временем может привести к поломке. Притирка помогает добиться максимальной герметичности. Выполнять работу надо не только после установки новых клапанов — нередко она нужна и в случаях, когда изделия давно не менялись. Причиной «дёрганий» авто на холостых оборотах может являться разность компрессии в цилиндрах. Притирка — единственный способ справиться с проблемой.
Как добиться результата в домашних условиях
- С помощью специального станка. На самом деле такой агрегат не выполняет притирку — он нарезает фаску седла и клапана, благодаря чему удаётся добиться как можно более жёсткой центровки и обеспечить точное сопряжение. Результатом становится нарезанный профиль высокой прочности, обеспечивающий качественную работу двигателя. Преимуществом метода является простота — после обработки останется только помыть и собрать головку.
Притирка клапанов с помощью станка
Притирка клапанов своими руками
Основные правила и секреты
Для осуществления процесса нужно снять головку блока цилиндров.
- Чтобы извлечь клапана из втулок, которые их направляют, надо предварительно убрать пружины клапанов. Для этого можно применять инструменты для клапанов, доступные в специализированных магазинах.
- Обычно на стержень приспособления надевают резиновый шланг и хомуты. Вместо этого можно использовать наконечник со сквозным резьбовым отверстием в боковой стенке. В это отверстие вворачивается болт, фиксирующий стержень клапана.
- Перед притиркой осмотрите клапана. Если на них есть следы деформации (погнутости и трещины) – такие изделия использовать нельзя. Замените их новыми. Имеется нагар? Очистите его — для этого можно применять жёсткую щётку.
Как выполнить своими руками правильно
Притирать клапана можно несколькими способами. Оптимальный вариант — использование станков и фрез, но они не всегда есть рядом. В таком случае лучше прибегнуть к ручному варианту.
Инструменты для притирочных работ
Приспособления для притирки подразделяются на 2 группы.
- Зажимающие клапан сверху, фиксирующиеся на стержне. На одной из сторон располагается ручка. Для достижения результата её нужно тянуть и вращать.
- «Присоски». Фиксируются на тарелке клапана, также оснащаются ручкой. Для использования надо прижать клапан к тарелке и вращать приспособление в разные стороны.
Инструмент для притирки клапанов: зажимающая сверху модель
При отсутствии инструмента подойдут шуруповёрт или дрель.
Вне зависимости от выбранного инструмента вам понадобятся следующие приспособления:
- абразивная или алмазная паста;
- пружина — такая, чтобы можно было без труда сжать руками и надеть на клапан;
- керосин.
Нет возможности раздобыть абразивную пасту? Приготовьте её! Для этого понадобится наждачная бумага с мелким зерном или стружка наждачного камня. Снимите с неё камни и смешайте их с солидолом или аналогичным веществом в пропорции 2 к 1. По консистенции смесь должна напоминать шампунь. В крайнем случае в качестве основы сгодится и стандартное моторное масло.
Важный этап притирки клапанов: нанесение абразивной пасты
Притирка своими руками на ВАЗ 2109 с помощью пасты
- Возьмите клапан в руки и наденьте на него пружину. Верните клапан на место, обратно в машину.
- Подожмите его пальцами и установите на ножку заранее подготовленный инструмент.
- Винтом зафиксируйте инструмент на клапане.
- Нанесите на притирочную плоскость тарелки абразивную пасту.
- Вращайте клапан в обе стороны, выполняя притирку. Нужно выполнить около 5 движений, после чего следует поднять изделие, перевернуть его на 90 градусов и повторить действия.
- Выполняйте процедуру, пока на тарелке и седле головки не появится матовое кольцо серого цвета.
- По завершении работ со всеми клапанами протрите их керосином и тщательно вытрите ветошью.
Так должен выглядеть клапан после притирки
Как притереть на станке
Если есть доступ к станку, лучше воспользоваться им.
- Зажмите клапан в специальном фиксаторе, включите станок. Шлифовальный круг быстро вращается в одну сторону, клапан — в другую, медленнее. Аккуратно подводите изделие к кругу и притирайте его.
- Не шлифуйте изделие слишком сильно. Прекратите обработку, как только процесс шлифовки станет непрерывным.
- Остановите агрегат, снимите клапан и протрите его керосином.
- После этого нужно осмотреть головку блока цилиндров. Изучите седла, запрессованные в головке. Притирать их можно только при отсутствии повреждений. Если на сёдлах имеется прогар, обработайте его шарошкой — пока серое кольцо не возникнет по всему кругу.
Чтобы обработать седла, нужна вот такая шарошка
Видео: притирка клапанов ВАЗ
Проверка работоспособности
Есть три способа проверки правильности притирки клапана.
- С помощью вакуум-тестера. Самый надёжный и простой вариант. Подключите инструмент к каждому отверстию со сторон впускного и выпускного коллекторов. Теперь используйте его. Если клапана притёрты плохо, уровень разряжения на манометре будет недостаточным.
- С помощью керосина. Установите клапана на место, положите головку вверх камерой сгорания и налейте сверху керосин. Оставьте их так на несколько часов. Если керосин не вытек — всё в порядке. Эксперты не рекомендуют использовать этот метод, так как он не слишком надёжен.
- С помощью карандаша. Рисуем радиальные линии по всей окружности рабочей кромки седла клапана. Устанавливаем клапан на место, крепко прижимаем его и вращаем по кругу. Достаём изделие и смотрим на узор. Если линии стёрлись и равномерно закрасили поверхность — всё в порядке. Если имеются неровности — притирка выполнена неправильно.
Притирка клапанов обеспечивает нормальную работу двигателя. Обязательно регулярно прибегайте к процедуре — так вы сможете избежать проблем с силовым агрегатом.
Как притирать клапана на ваз 2109 видео
В ходе ремонта двигателя любой из классических моделей ВАЗа, у автовладельца, привыкшего всё делать своими руками, возникает вопрос о том, как притереть клапана к сёдлам головки блока цилиндров. Данная проблема известна владельцам других авто, разработанных советским автопромом. Новые отечественные и зарубежные машины не позволяют освоить этот процесс, так как посадочные места клапанов: либо идеально притёрты на заводе, либо притираются автоматически в ходе работы.
Зачем необходима притирка клапанов
Одним из ключевых показателей стабильной работы двигателя является наличие на такте сжатия в камерах сгорания компрессии достаточного уровня. На данный показатель влияют такие факторы:
- состояние поршня, поршневых колец и гильзы цилиндра;
- качество уплотнения прокладки между блоком и головкой БЦ;
- степень герметичности запирания впускным и выпускным клапаном просветов.
Кроме того, что компрессия должна соответствовать определённым параметрам, её показатель для всех цилиндров должен быть одинаковым. Элементы поршневой группы изнашиваются примерно одинаково, и оказать влияние на разность компрессии в цилиндрах могут клапана.
Для того, чтобы каждый клапан максимально надёжно перекрывал канал в закрытом состоянии, проводится притирка рабочей поверхности на его тарелке к посадочному седлу. Указанную процедуру следует проводить каждый раз при замене головки блока или клапанов.
Как правильно притереть клапана – ручная притирка
Для того, чтобы выполнить притирку тарелок клапанов, можно использовать несколько способов. Самый простой, доступный, но очень трудоёмкий – ручная притирка. Для работы необходимо обзавестись специальным приспособлением в виде трубки, на одном конце которой имеется Т-образная рукоятка, в отверстие с противоположной стороны должен входить стержень клапана.
Для удержания клапана в боковой стенке трубки выполняют отверстие, нарезают резьбу и вкручивают болт, которым зажимают стержень. Другим важным компонентом процесса является притирочная паста. Это смесь смазочных материалов с мелким абразивом, которая наносится периодически на притираемые поверхности.
Порядок притирки клапанов ручным способом:
- головка блока цилиндров в разобранном виде укладывается на верстак и закрепляется;
- на штатное место вставляется клапан и на его конце закрепляется приспособление;
- на клапан в месте контакта с седлом наносится небольшое количество пасты по всей окружности;
- удерживая приспособление за рукоятку, следует потянуть клапан на себя до закрытия просвета и выполнять круговые движения вправо и влево, насколько позволяют возможности кистевого сустава;
- после нескольких движений клапан проворачивается на 180 градусов, открывается, обновляется паста и повторяется притирка;
- притирать следует до тех пока на тарелке клапана и седле не появится однородная матовая полоса шириной не менее 1,5 мм.
Таким образом, зная, как притереть клапана самостоятельно, можно сэкономить значительную суму на оплате услуг моториста. Ручной способ, хотя и приводит к утомлению, но он считается наиболее правильным, так как контроль качества притирки производится постоянно, а человек через тактильные ощущения контролирует правильность прижима, не допуская скачков и ударов.
Как правильно притереть клапана с использованием средств механизации
Для тех, кто желает ускорить процесс притирки клапанов, есть способ, позволяющий при значительном уменьшении физического труда сократить и время работы. Для этого необходимо обзавестись механической или электрической дрелью, которые должны отвечать определённым критериям: возможность реверсного вращения; регулирование количества оборотов патрона. С использованием дрелей притирка возможна двумя способами: со стороны камеры сгорания или сверху.
Рассмотрим, как правильно притереть клапана первым способом:
- для работы необходимо изготовить металлические пятаки по размеру меньше, чем диаметр тарелки клапана, в центре которых делается прорезь, как на головках винтов под отвёртку;
- расплавив немного битума, пятаки приклеиваются на тарелку клапана;
- после этого ГБЦ укладывается камерами сгорания вверх, вставляется клапан и смазывается место притирки пастой;
- в патрон дрели вставляется металлический стержень, который на конце расплющен, как конец отвертки;
- вставляя конец стержня в разрез пятака, начинаем притирать клапан, вращая его дрелью. Обороты должны быть небольшими;
- после проворачивания около 10 раз в одном направлении, необходимо обновить пасту и притирать в обратном направлении;
- перед установкой клапана на его стержень надевают пружину, которая будет поднимать его, но при этом её сопротивление должно быть незначительным;
- снять пятак можно, если нагреть клапан;
- остатки битума смываются бензином или растворителем.
Способ второй по технологии не отличается от ручной притирки, с той лишь разницей, что вращение производится также дрелью. Для этого необходимо в патрон дрели вставить стрежень, который по диаметру схож с диаметром стержня клапана, а также подобрать отрезок резиновой трубки длинной около 10 см., который можно надеть на клапан и стрежень на патроне. Для надёжности концы трубки обжимаются хомутами.
Несколько секретов правильной притирки клапанов
Освоить процесс притирки клапанов абсолютно не сложно. После того, как на тарелке первого клапана появится заветная полоса, вопросов больше не возникнет. Современные средства коммуникации позволяют обратиться за помощью к специалистам, ведь о том, как притереть клапана видео ролики, размещенные в сети Интернет, насчитываются тысячами.
Принимаясь за ремонт ГБЦ, в частности за притирку клапанов, следует неукоснительно соблюдать определённые правила:
- у каждого клапана своё место, после притирки клапаны местами менять нельзя;
- в работе следует использовать разные по абразивности пасты: от самой крупной до самой мелкой;
- после притирки обязательно необходимо тщательно промыть головку и клапаны для удаления абразивных частиц.
Перед установкой головки блока собранные клапаны проверяются на герметичность, для чего в каналы заливают небольшое количество керосина, который не должен просачиваться в камеру сгорания.
1200 руб. за фотоотчёт
Платим за фотоотчёты по ремонту авто. Заработок от 10 000 руб/мес. Пишите:
Смотрите нестандартное решение как устранить стук клапанов ВАЗ 2109 на примере двигателя ВАЗ 21083 8-кл. Процедура по устранению стука клапанов проводится не снимая головки при помощи подручных средств. Мастер заснял подробное видео и показывает наглядно на реальном примере как нужно устранять неисправность. Все что потребуется это часик свободного времени, снять крышку клапанов, установить метки ГРМ, снять шестерню распредвала, снять трамблер и снять распредвал. Все это делается для того дабы добраться к клапанам и стаканам для устранения проблемы. Подробности процесса по устранению стука клапанов в двигателе ВАЗ 21083 смотрите на видео.
После снятия, разборки и проверки деталей ГБЦ нужно притереть клапана к седлам головки цилиндров.
Для проверки герметичности клапана установите его в головку с пружинами и сухарями. Затем положите головку набок и залейте керосин в тот канал, который закрыт клапаном.
Если в течение трех минут керосин не просочится в камеру сгорания – клапан герметичен.
Нанесите на рабочую фаску клапана тонкий слой притирочной пасты.
Вставьте клапан в направляющую втулку и закрепите на его стержне приспособление для притирки клапанов.
Энергично поворачивайте клапан в обе стороны при помощи приспособления, периодически прижимая клапан к седлу.
Внешним признаком удовлетворительной притирки является однотонный матово-серый цвет рабочей фаски клапана и седла
После притирки тщательно протрите клапан и седло чистой тряпкой и промойте для удаления остатков притирочной пасты.
Не используйте тряпку повторно.
Замена направляющих втулок клапанов
Выпрессуйте со стороны камеры сгорания дефектную втулку специальной оправкой.
Вставьте новую втулку в специальную оправку.
Запрессуйте втулку со стороны распределительного вала с помощью оправки до упора стопорного кольца в головку блока цилиндров.
Разверните отверстие во втулке с помощью развертки до 8,022-8,040 мм для впускных клапанов и до 8,029-8,047 мм для выпускных.
После этого прошлифуйте седла клапанов, центрируя инструмент по отверстию во втулке.
В качестве запасных частей поставляются втулки со стопорными кольцами.
Втулки имеют увеличенный на 0,2 мм наружный диаметр и уменьшенный диаметр отверстия под клапан
притирка клапанов на двигателях автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
Для притирки клапанов на двигателях автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 необходимо специальное приспособление. При отсутствии специального приспособления для притирки клапанов можно воспользоваться приспособлением, изготовленным по чертежу (рис. 4.8).
Рис. 4.8. Приспособление для притирки клапанов: 1 — металлический стержень; 2 — резиновый шланг; 3 — винтовой хомут
3. Вставьте клапан в головку блока цилиндров.
4. Нанесите на рабочую фаску клапана тонкий слой притирочной пасты.
5. Закрепите стержень клапана в приспособлении для притирки клапанов и поворачивайте клапан в обе стороны при помощи приспособления, периодически прижимая клапан к седлу.
Каждый владелец автомобиля марки ВАЗ, предпочитающий собственноручно заниматься ремонтом своего автомобиля, рано или поздно столкнётся с необходимостью притереть клапаны газораспределительного механизма. Вопрос для многих насущный и требующий внимательного изучения, после чего вполне можно будет справиться с задачей собственными силами, не прибегая к помощи автомастеров.
Для чего нужно притирать клапаны
Приведённые ниже способы решения задачи ориентированы в большей мере на владельцев ВАЗовской классики (ВАЗ 2101–2106), но и в случае с моделями ВАЗ 2108–2109 процесс мало чем будет отличаться. Во многих пунктах он вообще универсален.
Чаще всего с необходимостью притирки клапанов сталкиваются при капитальном ремонте двигателя. Заменены поршневые кольца с прокладками, установлены прочие важные компоненты, так что теперь самое время проверить клапаны на герметичность: так выявляется необходимость их притирки.
Следует также помнить, что эта процедура будет нелишней и при проведении иных ремонтных работ. В частности, тех, при которых происходит демонтаж блока цилиндров. Всегда лучше перестраховаться.
Почему важно поддерживать правильный уровень компрессии в двигателе
Одной из важнейших качественных характеристик работы мотора является наличие в камерах сгорания цилиндров рекомендуемого производителем уровня компрессии. Зависит эта характеристика от:
- степени износа самого цилиндра, его поршневых колец, а также поршня;
- качества и целостности уплотняющей прокладки, находящейся между ГБЦ и непосредственно блоком цилиндров;
- насколько плотно впускные клапаны, а вместе с ними и выпускные прилегают к своим посадочным сёдлам во избежание пропуска газов через зазоры.
В идеале во всех цилиндрах компрессия должна быть на одном уровне. А так как износ компонентов поршневой группы практически одинаков, то факт обнаружения в цилиндрах отличной друг от друга компрессии может свидетельствовать о плохой работе клапанов.
По величине компрессии можно предварительно судить о состоянии двигателя: если в цилиндах она неодинакова, пора притирать клапаны
Когда пора задуматься о притирке
Признаки появления неисправности может заметить даже начинающий автолюбитель:
- двигатель начинает «троить»;
- мотор машины работает неравномерно;
- обрастание нагаром свечей;
- пониженный уровень компрессии.
Сам же процесс притирки состоит в том, что рабочая область клапана на тарелке притирается к своему посадочному седлу.
Как проверить клапаны ВАЗа на герметичность прилегания
Опытные автомеханики рекомендуют проверять герметичность соединения следующим образом:
- Для начала головка блока цилиндров переворачивается таким образом, чтобы камеры сгорания смотрели вверх.
- Затем берётся шприц и впрыскивается немного солярки или керосина (лучше — керосина) в каждую из камер.
- Если при закрытом клапане жидкость начинает убывать, то делается вывод о том, что клапан к своему седлу прилегает недостаточно плотно.
Основные методы притирки
Притирать клапаны можно с использованием специализированного оборудования или подсобного инструмента:
- Первым вариант — использование автоматизированного станка. В этом случае даже притирки как таковой нет: просто нарезается фаска клапана и седла, чем обеспечивается максимально жёсткая центровка и точность сопряжения. На выходе получаем высокопрочный профиль, способный обеспечить отличную работу мотора.
Автоматизированный процесс притирки клапанов на станке
- Притирать клапаны можно на ручном фрезерном станке. Есть немало станков, в том числе и предназначенных для двигателей определённых модификаций. Здесь тоже всё делается достаточно быстро и точно.
Если в гараже есть ручной фрезерный станок, притирка клапанов может быть выполнена качественно и оперативно
Специальный ключ для ручной притирки клапанов упростит ручную работу
Притираем клапаны в домашних условиях
Чтобы провести работу быстро и получить качественный результат, необходимо соблюдать такую последовательность действий:
- Разобранная ГБЦ устанавливается на верстак и надёжно закрепляется.
- Нужный клапан размещается на своём месте, а в инструменте фиксируется его стержень.
- На контактную зону клапана со своим седлом наносится слой притирочной пасты.
- Затем клапан размещается таким образом, чтобы полностью отсутствовали просветы.
- Делаются круговые движения по часовой стрелке и против.
- Спустя некоторое время клапан переворачивается, новым слоем наносится абразивная паста и возобновляется вращение.
- Процесс притирки продолжается до тех пор, пока на седле клапана и его тарелке не образуется матовая однородная полоска толщиной 1,5–2,0 миллиметра.
Видео: притирка клапанов вручную без инструментов
Метод сам по себе довольно утомительный. Зато позволяет полностью контролировать процесс притирки и отслеживать получаемый результат.
Берём в руки шуруповёрт
Так как далеко не все располагают нужным количеством свободного времени, терпения и усидчивости, народными умельцами был внедрён ещё один метод с использованием шуруповёрта.
Ещё часто рекомендуют дрель, но у её патрона значительно выше обороты вращения, что не лучшим образом может сказаться на итоговом результате. Так что если всё же останавливаться на дрели, то брать нужно инструмент с возможностью регулировки оборотов и функцией реверса. Притирать клапаны в данном случае можно либо через камеры сгорания, либо просто сверху.
Притирка клапанов со стороны камеры сгорания
Работа выполняется в такой последовательности:
- Первым делом изготовливаются из металла небольшие сплошные шайбы диаметром чуть меньше, чем у клапанных тарелок. По центру этих шайб прорезаются отверстия, как для плоской отвёртки.
- Используя расплавленный битум (или его аналоги), шайбы с прорезями прикрепляются на тарелки клапанов.
- ГБЦ переворачивается камерами сгорания вверх, ставится на своё место необходимый клапан и на притираемый участок наносится слой пасты.
- В патрон дрели крепится стержень с окончанием, как у плоской отвёртки.
- Плоское окончание стержня вставляется в разрез шайбы и на малых оборотах дрели начинается притирка клапана.
- В каждую сторону клапан проворачивается около десяти раз. Надо также помнить, что при изменении направления вращения следует заново наносить абразивную пасту.
- После процедуры на клапан цепляется его пружина.
- Снять шайбу с клапана можно путём его нагрева.
- Оставшийся битум удаляется растворителем, бензином или схожими средствами.
Как притереть клапаны сверху
Весь процесс практически полностью идентичен методу вручную. Главное отличие здесь в том, клапан вращается при помощи инструмента. Кое-кто стержень клапана напрямую крепит в патроне дрели, но для большей эффективности и безопасности в патрон лучше вставить стержень диаметром близким с таковым у стержня клапана. Затем берётся примерно 10-сантиметовый отрезок резиновой трубки и с её помощью соединяются упомянутые стержни. Для пущей надёжности следует резиновую трубку обжать на концах хомутами.
Минимально-необходимый инструмент для притирки клапанов дрелью
Видео: как притереть клапаны дрелью
Нюансы, о которых стоит знать
Опытному ремонтнику приведённые ниже советы могут показаться излишнимися, но начинающему мастеру стоит обязательно запомнить следующее:
- Все рокеры (стоящие на клапанах кулачки) лучше сразу не снимать. Необходимо, чтобы каждый клапан получил обратно свой же рокер. Во время работы двигателя кулачок распредвала и соответствующий ему рокер притираются и если их «разлучить», то могут появиться неприятные щелчки при работе клапанов, несмотря на то, что они перед этим были как следует отрегулированы.
- И также надо понимать, что каждый клапан должен вернуться на своё место. Менять их местами даже после притирки будет не самой лучшей идеей.
- В работе можно использовать различные абразивные пасты. Начать можно с самых крупных и закончить самыми мелкими. Это позволит улучшить получаемый результат.
- Для лучшего прилегания на финишном этапе иногда предлагается использовать машинное масло.
Притирка клапанов осуществляется с использованием различных абразивных паст
Проверка качества выполненной работы
Проверить, насколько герметично прилегают клапаны можно, как уже говорилось вначале, при помощи керосина. Это самый распространённый метод. Клапаны собираются, на них устанавливаются пружины, затем блок головок переворачивается так, чтобы камеры сгорания смотрели вверх. После этого головка цилиндра, где надо проверить притёртые клапаны, заполняется керосином. Если по прошествии 10–15 минут протечек не произошло, то можно переходить к притирке следующих «клиентов».
Не менее надёжным будет использование вакуум-тестера. Прибор подключается к отверстиям со стороны впускного и выпускного коллекторов. Если показания манометра ниже необходимых, значит, плотность прилегания клапанов недостаточна и нужно повторить их притирку.
Есть ещё метод с применением карандаша. Для этого на рабочую кромку седла клапана вдоль всей окружности наносятся линии. Следующим шагом будет установить клапан на своё место, прижать его и провернуть пару раз по часовой стрелке и обратно. После этого достаём клапан и смотрим на сделанные карандашом отметки. Всё в порядке, если линии исчезли и поверхность закрасилась равномерно. При наличии неровностей притирку следует продолжить.
Наглядное сравнение притёртого и непритёртого клапанов
Небольшое отступление о притирочных пастах
Как ни притирай клапаны, но нужно ещё понимать, что двигатель автомобиля всё равно «доведёт их под себя». Можно потратить кучу времени и сил, добиваясь идеального результата, а после запуска мотора (спустя несколько часов) герметичность клапанов станет хуже. А можно всё небрежно и по-быстрому сделать, а через некоторое время плотность прилегания клапанов только улучшиться.
В итоге окажется, что двигатель приработал клапаны до некоего своего «удобного» состояния. Вследствие этого бытует мнение, что возня с разными пастами и прочей финишной доводкой до идеального результата является не чем иным, как пустой тратой времени.
Вовремя и правильно проведённая притирка клапанов обеспечит чёткую и выверенную работу двигателя. При капитальном ремонте эта процедура одна из обязательных к исполнению. Задача не является особо сложной, кроме того, всегда можно обратиться за советом к более опытным товарищам или мастерам.
Притирка клапанов автомобилей ВАЗ.
Здравствуйте дорогие читатели моего сайта. Предоставляю вам статью (Притирка клапанов автомобилей ВАЗ). В этой статье я предоставлю подробнейшую информацию по притирке клапанов. Здесь я расскажу, как правильно происходит притирка, каким инструментом и как его изготовить, какую использовать притирочную пасту и много всяких нюансов со всеми подробностями.
Вся эта работа, проводится на разобранной головке цилиндров. Как её разобрать вам поможет специально написанная для этого статья (Ремонт Г.Б.Ц. ВАЗ). Так же в этой статье вы найдёте много полезной информации, советую прочитать, лишним не будет.
И так начнём. Что нам нужно. Нам нужно притереть рабочую поверхность тарелки клапана с рабочей поверхностью седла запрессованного в головке блока цилиндров.
Диагностика деталей.
Сначала нужно осмотреть сами клапана на предмет их повреждения. Если клапана имеют видимые повреждения: прогар, погнутость или трещины, их обязательно нужно заменить новыми.
Но если видимых повреждений нет, тогда приступаем к дальнейшим процедурам. Если мы устанавливаем новые клапана, то можно сразу приступать к притирке, но если используем старые, тогда следующим шагом будет очистка их от нагара. При работе двигателя, нагар сильно нарастает на выпускных клапанах и его нужно очистить. Впускные также требуют очистки.
Очистить можно их металлической щёткой.
После очистки клапанов от нагара, их нужно проверить на биение. Есть специальные станки для шлифовки рабочей поверхности тарелки клапана. Если биение есть, и оно больше 0.02 значит, нужна притирка. Биение проверяем с помощью вот такого приспособления.
Проворачивая рукой, клапан индикатор показывает биение. Это новый клапан и он показывает пол сотки.
Притирка осуществляется на вот таких станках.
Притирка происходит следующим образом. Зажмите клапан и запустите станок. Шлифовочный круг вращается с большими оборотами, клапан в обратную сторону с малыми оборотами. Мы потихоньку подводим клапан к камню и начинаем притирку. Сильно зашлифовывать не советую. Вы сами увидите, что шлифовка будет происходить прерывисто и когда она станет постоянной, значит, всё притёрлось по кругу. Далее снимаем клапан и промываем его бензином. После шлифовки клапан выглядит вот так.
Далее переходим к головке блока цилиндров. Смотрим на сёдла, которые запрессованы в головке. Если они не повреждены, то можно приступать к притирке, но если сёдла повреждены (прогаром), тогда их нужно обработать специальными шарошками.
Для этого нам нужны вот такие шарошки.
Сначала прорезаем шарошкой под 45 градусов.
После нескольких оборотов мы видим, что шарошка берёт не везде. Стрелкой указано-то место, где шарошка взяла металл, а другой стрелкой показано, где не взяло.
Нам нужно добиться, что бы серий поясок был по всему кругу. Далее прорезаем шарошкой в 60 градусов, и потом последний этап это прорезка шарошкой в 30 градусов.
Должна появиться рабочая полоска. Считается что 1 мм. Это нормальная толщина.
После того как прошли шарошками сёдла преступаем к притирке клапанов.
Притирка клапанов.
Для этого нам понадобится притирочная паста, и приспособление для захвата ножки клапана. Что сказать на счёт притирочной пасты, кому какая нравится, но они отличаются по качеству и своим свойствам. Конкретный обзор притирочных паст описан в статье (Притирочные пасты для клапанов).
Дальше делаем всё следующим образом. Берём в руки клапан и надеваем на него пружину. Пружину берём не тугую, а такую что бы она свободно сжималась пальцами без особых усилий. Теперь клапан устанавливаем нВ своё место.
Поджимаем клапан пальцами на место и устанавливаем на ножку клапана специальный инструмент.
С помощью винта фиксируем инструмент к клапану. Наносим абразивную пасту на притирочную плоскость тарелки клапана.
Далее вращательными движениями вправо и влево осуществляется притирка. После 5ти 6ти движений поднимаем клапан и проворачиваем его градусов на 90 и повторяем заново всё. И так несколько процессов. Вся работа длится до появления серого матового кольца на тарелке клапана и на седле в головке.
Есть так же и другие инструменты для притирки, рекомендую прочитать вам специальную статью (Инструмент для притирки клапанов).
И так с каждым клапаном. После всех проведённых работ всё тщательно промываем бензином и насухо вытираем ветошью.
После сборки в камеры сгорания заливают разные жидкости, типа проверить на протекание, но я скажу вам, даже если там будет протекание, Вы никак не сможете его увидеть, спрашивается, зачем заниматься лишним делом. 🙂
Ну, вот на этом и всё, ми провели работу по притирке клапанов. Теперь вы без особого труда сможете проделать данную работу.
Ремонт головки блока цилиндров на ВАЗ 2109 своими руками
Ремонт
По многолетнему опыту различных автолюбителей замена ГБЦ ВАЗ 2109 чаще всего связана с проблемами, возникающими с прокладкой. Но могут быть и другие, которые могут привести к перегреву двигателя или даже к его заклиниванию.
Ремонт и доработка ГБЦ на ВАЗ 2109 под силу каждому водителю, но необходимы специальные инструменты и небольшие знания принципа работы этого узла. В последнее время все более популярным становится тюнинг этого узла, за счет которого увеличивается мощность автомобиля. Проведение тюнинга своими руками возможно при наличии опыта подобных работ. Работа с клапанами и приводами требует специальных знаний и навыков.
Что такое головка блока цилиндров
Головка блока цилиндров ВАЗ 2109 — это особый агрегат, основная задача которого — закрывать цилиндры. Крепится непосредственно к блоку специальными винтами. Головка блока цилиндров настолько важна, что принимает непосредственное участие во многих процессах, происходящих во время работы двигателя. Головки цилиндров производимых сегодня силовых агрегатов отличаются довольно сложной конструкцией и собираются из большого количества деталей.
Когда пора менять?
- При замене или ремонте головки блока цилиндров вам может потребоваться начать замечать, что расход топлива увеличился или мощность установки снизилась.
- Также неправильная сборка и установка клапанов и цилиндров может привести к неисправностям в системе ГБЦ.
- Если вы постоянно заливаете в машину некачественный бензин, не удивляйтесь, что со временем эта система начнет давать сбои и потребуется ремонт.
- Образовавшуюся трещину в блоке невозможно отремонтировать, кроме как полной заменой элемента.
- Признаком неисправности в головке блока цилиндров может быть белый дым, идущий из выхлопной трубы, вызванный попаданием охлаждающей жидкости в цилиндры двигателя.
- Если на поверхности охлаждающей жидкости в бачке остались масляные пятна, агрегат требует ремонта. Это связано с тем, что масло так или иначе стало попадать туда, куда не должно.
- Редко, но бывает, что выхлопные газы начинают проникать через прокладку. В этом случае нет другого выхода, кроме как снять головку и заменить прокладку.
- Для тюнинга ВАЗ 2109, восстановления, проблем со свечами зажигания, ковки болтов или расточки цилиндров может потребоваться разборка ГБЦ.
Белый дым из выхлопной трубы
Этапы работы
Как мы уже говорили, процесс замены несложный, но если вы решитесь взяться за него впервые, лучше пригласить на помощь кого-нибудь с опытом в этом деле. Также вам может понадобиться помощь в том случае, если вы решили улучшить характеристики двигателя ВАЗ 2109, настроив его, применив расточку каналов. Замена заглушек также требует дополнительной помощи. В этом случае потребуется некоторая сноровка, чтобы удалить старые заглушки и правильно установить новые.
Инструменты
- шестиугольник;
- Гаечный ключ; — Гаечный ключ
- отвертка;
- отвертка.
Процесс
Прежде чем приступить к разборке и ремонту ГБЦ ВАЗ 2109, необходимо выполнить определенные подготовительные работы в последовательности.
Снятие
- Первым делом снимаем корпус очистителя воздуха.
- Отсоедините шланги и трубопроводы от карбюратора или инжектора.
- После этого необходимо отсоединить штаны от коллектора.
- Снимите шлифовальный круг.
- Откручиваем клапанную крышку.
- Снимите карбюратор и коллекторы.
- Открутить болты головки на ВАЗ 2109, скорее всего,вам понадобится калитка и шестигранник, так как винты вкручиваются с приличным усилием. Трубка как рычаг
- Снимите болты крепления головки блока цилиндров и снимите шайбы.
- Снимаем ГБЦ ВАЗ 2109 с силового агрегата.
- Снимите прокладку. Прокладка, срок службы которой подошел к концу, и ее необходимо заменить.
- Кроме того, при необходимости проводят ремонт или доработку узлов блока двигателя.
Труба похожа на рычаг.
Прокладку, срок службы которой подошел к концу, необходимо заменить.
Тюнинг
Грамотная регулировка, доработка и тюнинг головки ВАЗ 2109 поможет полностью раскрыть возможности вашего силового агрегата. Вы, наверное, слышали об этом, много читали или даже смотрели видео в Интернете. Обычно настройка осуществляется путем растачивания и выравнивания каналов, что снижает турбулентность и снижает мощность. Клапаны заменены на более крупные и притерты к своим седлам. Также тюнинг может включать замену штатных направляющих клапанов на бронзовые.
Притирка клапанов
Ниже приводится проверка процесса обкатки:
- голова в собранном состоянии находится на боку;
- отверстия коллектора заполнены жидкостью (можно использовать обычную воду).
Если жидкость не протекает через клапаны, работа выполнена хорошо и клапаны притерты правильно. После устранения всех дефектов можно переходить к сборке головы.
Установка
- Повторную сборку следует начинать с установки новой прокладки. Внимание! Отверстия в прокладке обязательно должны совпадать с направляющими, которые расположены по углам блока.
- Осторожно установите головку блока цилиндров, стараясь не сдвинуть прокладку с места.
- Вставьте болты на место и затяните динамометрическим ключом.
- Установите снятое оборудование, инжектор или карбюратор в обратном порядке. Залить свежую охлаждающую жидкость. Кабели и шланги подключены.
Затяжка динамометрическим ключом
Примечание: эта операция требует определенных знаний и навыков. Поэтому перед его изготовлением нужно знать, что болты нужно затягивать по определенной схеме и с определенным усилием. Ознакомьтесь с дополнительными материалами по этой теме и посмотрите видеоинструкцию.
Как видите, есть некоторые сложности с доработкой ВАЗ 2109, тюнингом, заменой заглушек и сборкой. Но если вы научитесь выполнять эту работу своими руками, посчитайте, сколько денег вы сможете сэкономить.