ВАЗ

Нива это ваз

Нива это ваз

«НИВА» — это аббревиатура из первых букв имен. Наташа, Ирина – так зовут моих дочерей…»

Ведущий конструктор АвтоВАЗа, создатель легендарного внедорожника «Нива» Петр Прусов – «Столице С».


Ведущий конструктор АвтоВАЗа, создатель легендарного внедорожника «Нива» Петр Прусов – «Столице С»*

В 2012 году легендарной «Ниве» ВАЗ-2121 исполнится 35 лет. В момент появления на автомобильном рынке тольттинская трехдверка оказалась сверхпрогрессивной. Несущий кузов, независимые подвески и почти легковой комфорт – таким внедорожник еще не делал никто в мире. Его создатель – Петр Прусов – приложил руку к запуску в серию ВСЕХ тольяттинских автомобилей, кроме семейства 2101-03. 69-летний конструктор до сих пор работает на АвтоВАЗе. Что зашифровано в названии «Нивы»? Почему волжский автогигант до сих пор выпускает модели прошлого века? Появится ли новая «Шевроле Нива»? ДЕНИС ТЮРКИН заглянул с помощью легендарного конструктора в прошлое и будущее отечественной автомобильной промышленности.

«С»: Это сейчас при создании внедорожника подвеску сделают независимой и спереди и сзади. В ваше время существовали стереотипы с рессорами и неразрезными мостами, как у УАЗа. Как появилась эта мысль насчет независимой подвески и дисковых передних тормозов?

— «Нива» в моем представлении не должна была стать автомобилем только для бездорожья. Сельчане, охотники, рыболовы и прочие любители природы ведь ездят и по асфальту. К тому же, создавая «Ниву», я учитывал важную вещь: максимальное использование серийных агрегатов и деталей. На ВАЗе не было рессор и рамы. Так задняя подвеска стала пружинной, передняя – независимой, а кузов — несущим. Насчет использования дисковых тормозов было столько споров… Эти узлы от ФИАТа-124 оказались очень проблемными в российских условиях. Одну сторону занимали чиновники от автомобильной промышленности, другую – я и Владимир Соловьев, являвшийся тогда главным конструктором ВАЗа. Веское слово сказал генеральный директор Виктор Поляков: «Не будем им мешать. Пусть потом за это отвечают, если что…» Мы и попробовали, доработав суппорты. Почему я ратовал за диски? Машина все-таки должна была стать скоростной по тем временам. Кстати, тогда подобные тормоза имел только один внедорожник в мире: английский «Ленд Ровер».

«С»: Как родилось имя?

— «НИВА» — это аббревиатура из первых букв имен. Наташа, Ирина – так зовут моих дочерей. Вадим, Андрей – сыновья Владимира Соловьева. Это уже потом мы начали говорить про поле, про машину, которая способна ездить по этому полю… Кстати, тогда выпускался комбайн «Нива». Поговаривали, что, назови мы свое детище аналогично, будет нарушено законодательство… Мне даже пришлось обращаться на этот завод с разрешением.

«С»: В то время вы имели в собственности автомобиль? Ведь обычному человеку техника практически не доставалась: очереди, блат…

— Мне всегда по работе приходилось иметь дело с техникой, но первая личная машина появилась только в 80-х годах. Это была «девятка». Сейчас у меня три хетчбэка: служебная «Калина», ВАЗ-2112 и «Шевроле Нива». Последняя модель, кстати, — прямая последовательница «Нивы» из 70-х. Она даже спроектирована той же командой.

«С»: У родственника прекрасно сохранилась «шестерка» выпуска середины 80-х. Родная краска и минимальное присутствие ржавчины! Кажется, что в советские годы лакокрасочное покрытие автомобилей было получше. А сейчас сошедшие с конвейера «Жигули» ржавеют на следующий год, а «Волги» сгнивают полностью через пять-шесть лет…

— Качество окраски стало хуже, особенно там, где применяется не катафорез, а анафорез (варианты грунтования кузова – «С»), как на «классике». Следует учитывать и тот важный момент, что на современных дорогах стало в разы больше всякой химии. У нас, в Тольятти, как и почти во всех городах страны, машины зимой грязные. Даже при температуре минус 15 градусов.

Россия

«С»: Долгие годы АвтоВАЗ выпускает модели из 60-х. У «Мерседеса», например, тоже есть «динозавр» — «Гелендваген», но он дорабатывается из года в год, становясь безопаснее и комфортнее. Что мешало вазовцам так же усовершенствовать конструкцию «Нивы»? Например, АБС появилась только в этом году…

— Самое главное – это отсутствие средств на глобальное обновление. По мелочи «Лада 4*4», под каким именем сейчас продается «старая» «Нива», обновлялась. Не будем забывать, что она имеет сертификат безопасности и до сих пор присутствует на рынке Европы – в Германии, Франции, других странах. Скажу насчет антиблокировочной системы тормозов. Это ведь палка о двух концах для внедорожника. Когда вы едете по снегу или неровностям вроде брусчатки, эта система может сработать во вред.

«С»: Но АБС ведь настраивают с учетом эксплуатации автомобиля. Я поездил на обновленной «Шеви Ниве», и там все очень даже неплохо. В грязи и снегу система срабатывает гораздо позже, чем на обычном авто, либо не срабатывает вовсе…

— Тем не менее, в условиях бездорожья подобная машина проиграет «коллеге» без электроники. На брусчатке такой внедорожник вообще может остаться без тормозов! Но я не хочу показаться ретроградом: во многих других ситуациях АБС действительно очень полезна.

«С»: Как-то вы сказали, что качество машин зависит от рабочих. Современные сборщики лучше, чем советские?

— Техника, как и жизнь, развивается по спирали. В 70-х годах на ВАЗе были прекрасные сборщики, ничуть не уступающие коллегам из Европы. В последующие два десятилетия разболталось все, и не только сборка. Стали хуже материалы. Это было проблемное время. Сегодня, к счастью, ситуация выправляется. Качество сборки в 2000-х стало гораздо лучше, чем в 90-х. Так же как и качество комплектующих изделий.

«С»: 50 лет назад итальянцы помогали делать русский автомобиль. Теперь этим занимаются люди из «Рено-Ниссан». Вам, как конструктору, не обидно, что мы сами этого сделать не можем?

— Такое время: глобализация. Это нормально. Сегодня нельзя быть изолированным от мира. Скажу вам, что практически ни один автопроизводитель не делает машины самостоятельно. В процесс вовлечено большое количество людей и компаний из разных стран.

Новые модели и Чечня

«С»: Будет ли новая «Нива»? Когда появится преемник у «Шеви Нивы»?

— Новая «Лада 4*4» будет производится на одной платформе с «Шеви Нивой». Это будут две разные модели, продаваемые в разных ценовых диапазонах. Планируемый «отрыв» одной от другой составит как минимум 80 тысяч рублей. Когда машины появятся на рынке? В ближайшие несколько лет.

«С»: Вы были одним из разработчиков «Оки». После ухода модели с российского рынка образовалась брешь. Будет ли чем ее заполнить АвтоВАЗу?

— Категорично: нет. Эта ниша, к сожалению, осталась в России голая…

«С»: Когда со сцены уйдет «семерка»?

— В 2013 году. Кто ее заменит? Отвечу так: «Гранта», немного на другом уровне.

«С»: Назовите самую любимую вами модель родного завода.

— Их две: классическая «Нива» и «Калина», переросшая в «Гранту».

«С»: Как вам «Лада Гранта»?

— Хороший автомобиль, я уже вволю наездился. По сравнению с «Калиной» вырос ряд потребительских качеств. Я обязательно куплю себе, как только появятся средства. Какой? Хетчбэк. Я приверженец таких кузовов. Хотя в нашей стране всегда автолюбители приобретали седаны. Им хотелось автомобиль с большим багажником и обособленным салоном.

«С»: Почему не пересядете на иномарку?

— Не хочу. По соотношению «цена-качество» российские автомобили – лучшие. Можно сказать, что советую автолюбителям приобретать технику в соответствии с размерами кошелька. Когда покупаю вазовские машины, твердо знаю, что проблем с эксплуатацией точно не будет. Они проглотят и наше топливо, легко отремонтируются, запасные части найдутся в свободном доступе.

«С»: Вы были руководителем рабочей группы от АвтоВАЗа по строительству завода в чеченском городе Аргуне. Согласны с утверждением, что производство автомобилей в этой республике – больше политический вопрос?

— С этим не спорю. Уровень безработицы в Чечне был 70%! Если бы людям не дали работу, города пришлось бы отстраивать заново. Менталитет народа не позволяет просить милостыню. Если нет другого выхода – они идут на дорогу. Тогда все устали от войны и искренне хотели мира. Но для этого требовалось не только, восстанавливать разрушенное. Сейчас на «Чеченавто» собирают две модели: «семерку» и «Приору». Добавлять другие модели можно будет только после запуска сварочного и окрасочного цехов. Сборочные мощности позволяют производить до 50 тысяч машин. Сегодня собирают 7 тысяч.

Личное дело

Петр Михайлович Прусов родился 6 января 1942 года в Витебской области в Беларуси. Окончил местный техникум механизации и сельского хозяйства. Выпускник запорожского машиностроительного института. Учась в этом вузе, подрабатывал конструктором на Запорожском автомобильном заводе. На ВАЗ попал в 1970 году по распределению, с тех пор это его единственное рабочее место. Долгое время был главным конструктором. Сейчас — ведущий конструктор. Ответил отказом на предложение иностранных автопромышленников трудоустроиться в компании «Порше» и «Мицубиси». «Я домашний человек, поэтому уютно чувствую себя за рубежом всего две недели», — поясняет Прусов. Отец двух дочерей, дед пятерых внуков.

Читайте также  Почему при наборе оборотов цокотит двигатель ваз 2103

История легенды

Инициатором создания «Нивы» стал председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, поставивший перед ВАЗом, АЗЛК и Ижмашем задачу постройки комфортной машины повышенной проходимости. Лучший прототип получился у тольяттинцев. Сначала трехдверка была тентованной, но в серию запустили «нормальную» машину. 35-летие «Нивы» можно справлять и в этом году и в следующем. В 1976 году в опытно-промышленном производстве было сделано 50 моделей. Через год запустили уже основной конвейер. Практически все детали были серийными и применялись на других моделях ВАЗа. Двигатель – 2106 – ставится до сих пор, правда, доработанный и приведенный к нормам Евро-4. «Нива» стала самой популярной экспортной моделью волжского завода. Она продавалась в странах Латинской Америки, Западной Европы и Японии. С 1975 года было выпущено почти 2,5 миллиона таких машин, более 500 тысяч из которых ушли на экспорт.

Нива 2121

Ваз 2121 Нива

Летом 1970 года, когда завод ВАЗ был еще в процессе строительства, а первые автомобили ВАЗ 2101 уже выпускались на завод прибыл А.Н. Косыгин, который занимал должность председателя совета министров.

Косыгин предложил заводчанам разработать автомобиль для сельской местности. Такая же задача была у АЗЛК и ИЖмаш.

О разработке полноприводного автомобиля для сельской местности от АЗЛК и Ижмаша готовятся отдельные статьи.

Так как FIAT в то время был партнером ВАЗа и по контракту обязывался полностью оснастить завод, обучить рабочий персонал и наладить выпуск трех моделей автомобилей – «норма» в кузове седан и универсал (в дальнейшем модели 2101 и 2102), и автомобиль «люкс» (в дальнейшем модель 2103), то рассматривалась возможность использовать Fiat Campagnola в качестве прототипа.

fiat campagnola 1951 Fiat Campagnola 1951 года

От этой идеи отказались из-за того, что Campagnola выпускалась с 1951 года и уже устарела. Кроме того, одной из задач было использовать как можно больше узлов и деталей 2101 для удешевления автомобиля.

В прошлом у советских инженеров был опыт постройки полноприводных автомобилей на базе простых легковых. Например, на базе ГАЗ–11 был создан ГАЗ–61, на базе Москвич 402 — Москвич 410, а из Победы — ГАЗ–72.

Москвич 410 Москвич 410 Газ 72 Газ 72 Газ 61-73 Газ 61-73

Все перечисленные автомобили имели одну общую проблему – высокий центр масс, а следовательно и склонность к опрокидыванию. Также полноприводные автомобили не отличались высокой проходимостью и имели большие свесы. Таким образом, пришлось отказаться от установки на модель 2101 переднего моста, и решили строить новую модель.

Прототип Э2121 «Крокодил»

В 1972 году появился первый прототип — Э2121 «Крокодил». Прототип создавался конструкторами, без участия дизайнеров.

Прототип Э2121 Прототип Э2121 опытный образец Нива 2121 Первый опытный образец Нива 2121 опытный образец Нива 2121 Всего было выпущено 2 автомобиля.

Всего было собрано 2 автомобиля, один белого цвета, второй зеленого. Один из них проходил испытания на выносливость, в которых сравнивался с машинами марки ГАЗ и УАЗ.

Испытания

Для испытаний придумали легенду – якобы это румынский автомобиль Formika и даже придумали логотип.

Формика Нива

Прототип оснащался двигателем объемом 1,6 л., коробкой передач от 2101 с измененной задней частью. Разработана уникальная раздаточная коробка и редуктор переднего моста. Редуктор жестко крепился к двигателю, благодаря чему соединялся с раздаточной коробкой валом, а не карданом.

Раздаточная коробка работала в пяти режимах:

  • Задний привод;
  • Передний привод;
  • Полный привод;
  • Полный привод с пониженной передачей;
  • Нейтраль;

Тормоза спереди и сзади барабанные.

В ходе испытаний было выяснено, что конструкция перспективна и над ней стоит работать дальше.

Прототип 2Э2121

Далее к работе над автомобилем, в качестве дизайнера, был привлечён Валерий Сёмушкин — выпускник ЛВХПУ им. Мухиной, закончил факультет художественного конструирования средств транспорта и промышленного оборудования. Тема дипломной работы Валерия: «Автомобиль сельской местности».

Задача для В.П. Сёмушкина – разработать джип открытого типа.

Джип открытого типа, наброски В.П. Сёмушкина Макет Нивы спереди Макет Нивы Макет Нивы сзади Макет Нивы

Прототип 2Э2121 наброски

Позже от открытого типа отказались и результатом труда стал прототип 2Э2121.

Кстати, уже в макете запасное колесо располагалось под капотом, для него не удалось найти другого места.

2э2121

Всего было изготовлено 4 автомобиля:

  1. Лимонно-желтого цвета. Машина отправилась в кремль для демонстрации высшему руководству страны.
  2. Вишнёвого цвета. Машина проходила тест на надежность, вместе с УАЗом отправилась в автопробег по Средней Азии (уже как ВАЗ, а не выдуманная Formika).
  3. Горчичный цвет. Машина для лабораторных исследований.
  4. Белый цвет. Машина проходила тест на надежность.

Коробка передач 2101 требовала доработок, необходимо было использовать другую заднюю крышку и заменить вал на более длинный, но сверху решили, что коробка должна остаться без изменений. Так 2Э2121 лишился пятирежимной раздаточной коробки.

Для снижения нагрузки на КПП решили делать машины с постоянным полным приводом, так появилась раздаточная коробка, которая позже использовалась уже на серийных машинах.

Раздаточная коробка работала в двух режимах в паре с блокируемым межосевым дифференциалом.

Тормоза на передней оси – дисковые, сзади барабанные.

Появился тахометр в приборной панели, для того чтобы обезопасить двигатель от «перекручивания».

В ходе теста на надежность выявили проблему перегрева двигателя, при температуре +40 и выше, проблему с ненадежной конструкция передней части кузова. Проблему с кузовом исправили в дальнейших версиях, а проблему перегрева так и не устранили.

В сравнительных тестах 2Э2121 и УАЗ, за счет меньшего веса и лучшей развесовке ВАЗ был лучше, но уступал УАЗу в испытаниях, где важен клиренс.

В ходе испытаний автомобиль №4 перевернулся из-за лопнувшей задней полуоси.

Автомобиль Нива после аварии

Автомобиль после аварии

Прототип 3Э2121

Прототип 3Э2121 появился 1974 году. В январе изготовили 2 автомобили и еще один в октябре. Геометрия кузова заметно облагородилась, 3Э2121 почти привычная для нас Нива.

Нива 3Э2121 и 2Э2121

3Э в сравнении с 2Э

Госприемка

Следующий год проводилось «госприемка» в которой сравнительный тест проходили 5 автомобилей:

  • Иж–14,
  • ЛуАЗ-969,
  • УАЗ–469Б,
  • LandRover 88
  • Range Rover.

Нива 3э2121

Приказ о запуске производства Нивы подписан 31 июля 1975 года.

Полученные по Ниве замечания устранили в 1975-1976 году. К февралю 1976 года, к XXV съезду КПСС, были выпущены первые 50 машин. Их отправили на разные предприятия СССР и позже 49 автомобилей вернулись на завод для доделок.

Серийный выпуск

Серийная Нива

5 апреля 1977 года заработал конвейер и начался серийный выпуск.

На момент начала производства у Ваз 2121 Нива не было конкурентов. Постоянный полный привод был у Range Rover и Jeep Wrangler, но они небыли комфортабельными и с закрытым типом кузова.

В Ниве использованы передовые технологии мирового уровня, комфортабельный автомобиль с постоянным полным приводом, с закрытым типом кузова и независимой передней подвеской. Благодаря полному приводу, маленьким свесам и небольшому весу машина отличалась отличной проходимостью.

Все это и относительно малая цена за автомобиль сделало её популярной не только в СССР, но и в других странах.

История создания советского внедорожника «Нива»

Надо сказать, что популярность на Родине к легендарному внедорожнику пришла не сразу. Поначалу «сельчане-колхозники», которые являлись целевой аудиторией новой модели, относились к машине скпептически — дескать, обычные «Жигули» в новом кузове и со странно-большими колесами. Однако чем больше ВАЗ-2121 «гастролировал» по стране, тем большее количество полконников он приобретал. О непростом пути создания и последующего всемирного признания отечественного внедорожника наш сегодняшний рассказ. Как это часто бывало в Стране Советов, приказ о разработке нового типа автомобиля поступил «сверху». в 1970 году Председатель Совмина СССР Косыгин поручил коллективам заводов Иж, АЗЛК и АвтоВАЗ создать принципиально — новую модель, сочитавшую в себе комфорт легкового автомобиля с возможностями армейского внедорожника. Строго говоря, в СССР такие автомобили начали создавать ещё в тридцатых годах, когда появился ГАЗ-61, позже был и Москвич-410 и ГАЗ-М-72 на базе «Победы».
Однако все эти машины использовали кузова уже серийно выпускающихся легковушек. Полноприводное шасси просто «подкатывали» под них. Здесь же перед инженерами трех заводов встала задача разработать автомобиль «с нуля», учитывая недостаки предыдущих выпускаемых моделей.
АЗЛК нашел достаточно простой выход из положения. Подновив и перелицевав разработку 1959 года Москвич-415/416, заводчане в 1973 году представили на суд комиссии внедорожник Москвич-2148/2150 (с открытым и закрытым верхом соотвественно). Однако, в серийное производство машина не пошла. Причиной «проигрыша» называется и лобби ВАЗа, и моральное устаревание конструкции и общая неготовность АЗЛК к масштабному освоению новой модели ввиду нехватки ресурсов. Так или иначе, Москвич являлся скорее «облагороженным» УАЗиком, чем действительно современным комфортабельным легковым автомобилем.
Следующим «претендентом» на производство стал представленный в 1972 году ИЖ-14. Маленькая белая машинка обладала «фирменным» Ижевским «лицом» (более подробно читайте о концепте здесь и здесь) и интересной коробкой передач, позволяющей одним движением выбирать полно, задне или переднеприводный режим. На ВАЗе к 1972 году был создан лишь «крокодил Гена» ВАЗ-Э2121 — страшненький тентованный автомобили для внедорожных испытаний — по сути, шасси с простейшими кузовами. Знакомый миллионам людей облик «Нива» принимает к 1973 году, стараниями ВАЗовского дизайнера Валерия Семушкина.
Интересно, что уже на этапе создания «крокодилов» проект «Нивы» покрывается плотной завесой секретности. На автомобили даже вешаются бутафорские шильдики и эмблемы несуществующей компании Formika («муравей» на латыни), а любопытным преподносится легенда об испытаниях нового румынского (!) ФИАТа. До официальной премьеры новая модель ни разу не попадала на страницы газет и журналов.

Читайте также  Плохо заводится на холодную ваз 2114 инжектор 8 клапанов причины


«Крокодил Гена» на испытаниях.


Эскизы Валерия Семушкина. Иллюстрация к книге «Высокой Мысли Пламень»


1972 год. Разработка новой концепции. Валерий Семушкин — крайний справа.
Вот как описывает ситуацию вокруг создания новой модели ведущий конструктор Петр Прусов:
" По «Ниве» в то время сложилась критическая ситуация.
При обсуждении концепции автомобиля ВАЗ-2121 было очень много споров.
Маститые специалисты отстаивали классический вариант — утилитарная форма, рама, барабанные тормоза спереди и сзади, зависимые подвески колёс. То есть, всё склонялось к традиционному открытому джипу. И это понятно — в то время по-иному никто и не мыслил.
Но мы, молодые, видели эту машину совсем другой (такой, какой она в итоге и получилась — не в деталях, конечно).
Но на художественном совете традиционная точка зрения возобладала и был принят открытый вариант (по закрытому у нас тогда ещё не хватало полновесных аргументов).
И я пошёл к Соловьёву (главный конструктор ВАЗа — прим. автора) и положил ему на стол заявление с просьбой освободить меня от обязанностей ведущего конструктора в связи с несогласием с основной концепцией проекта.
На тот момент полномасштабный пластилиновый макет открытого варианта был уже, что называется, «вылизан». Наш с Сёмушкиным макет (закрытого джипа) до такой кондиции мы довести ещё не успели и в сравнении он явно проигрывал.
Но B.C. посоветовал мне не горячиться, а подготовить убедительную аргументацию к ближайшему техсовету. Очевидно, внутренне он уже был со мной согласен, но хотел ещё раз всё взвесить.
К техсовету были подготовлены оба варианта. И как только совет начался, Соловьёв сделал гениальный ход. Он подошёл сначала к открытому макету:
— Конечно, этот вариант более проработан. Но он, увы, неперспективен. Поэтому давайте сделаем так — накроем его чехлом, чтобы он нас не отвлекал, и внимательнее посмотрим второй, закрытый вариант, который я считаю гораздо более перспективным.
И началось нормальное, спокойное обсуждение, которое и привело в итоге к тому, что наша точка зрения победила!
Надо сказать, что после утверждения концепции все споры прекратились и далее работа шла в соответствии с принятым направлением."
Интересными представляются и воспоминания самого дизайнера Валерия Семушкина:
«Кстати, FIAT-127 мне очень нравился.
Особенно — дизайн его передней части. А вот задок (термин сугубо автоконструкторский, хотя и несколько режет слух) мне не нравился совсем, силуэт тоже не ахти. Но скульптурный рельеф передка мне как бы подсказывал ключ пластического решения будущей модели.»


FIAT-127

ВАЗ-2121 «Нива»
Сложно сказать наверняка, внешний вид какого автомобиля подтолкнул художника к кардинальному пересмотру образа вверененого ему проекта, однако серийный автомобиль 1977 года будет отличаться от первых макетов лишь нюансами. В частности, постепенно изменится светотехника.


«Нива» образца 1973 года. Передние «надфарники» и повторители поворотов раздельные, задние фонари круглые, отсутствуют привычные ручки дверей и дефлекторы в задних стойках. Бамперы скорее «бутафорские»


Нива образца 1974 года. Задняя светотехника от «трешки», появляются «нормальные» ручки и дефлекторы, бамперы уже хмроированные. Лючек бензобака «переезжает» на правый борт.


Повториле поворотов и «габариты» все ещё раздельные и округлой формы.


Знакомое всем «выражение лица». Бамперы уже пластиковые, а повторники и габариты, равно как и задняя светотехника — «шестерочные». Унификация по серийным моделям позволяла существенно удешевить производство
В 1974 году «Нива» и ИЖ-14 «сходятся» в решающей схватке на государственных испытаниях. Впрочем, даже испытания на тот момент представляли серьезную проблему. По каким параметрам оценивать автомобиль принципиально нового класса? По «внедорожной» или «легковой»? Итогом маневров в последствие стал выход нового ГОСТа. К испытаниям подошли серьезно — на разных этапах подлючались и ЛуАЗ, и «тяжелые» старшеклассники — УАЗ, классический Land Rover и «прорывной» на тот момент Range Rover. Однако настоящие «бои» проходили в ведомственных кабинетах, а не на заснеженных трассах или зыбучих песках. Судьба ИЖа-14 на тот момент была уже решена. Министерство Обороны, которому принадлежал завод, средств на освоение «сырого» автомобиля не выделяло, поэтому «Нива» оставалась единственным жизнеспособным проектом с перспективами серийного производства.

В 1977 году ВАЗ-2121 перебирается на основной конвейер и попадает в продажу. Цена — 9000 рублей, это немногим дешевле «Волги» и намного дороже «копейки». «Целевой аудитории» в виде колхозников и труженников села о таком автомобиле по прежнему остается только мечтать, а в 1979 году цена взлетает до баснословных 10300 рублей, что приводит к экономическому «чуду»: в стране с жутким дефицитом автомобилей падает спрос на новую модель — цену оперативно «вливают» в прежнее русло и продажи набирают обороты.


Эти упитанные модели даже не представляют, насолько престижный советский автомобиль стоит за их спинами.


Однако основная проблема для советского человека была не в том что «Нива» дорого стоит, а в том, что 80 процентов выпущенных машин уходило на экспорт. Нужно отметить, что на Западе автомобиль нового класса приняли очень тепло.
Вот что вспоминает об этом главный конструктор автомобиля Петр Прусов:
"… Толчок к бурному росту продаж автомобиля в Европе дала… погода. В 1979 году зима в Европе выдалась необычайно снежная, обычные легковушки передвигались по неубранным дорогам с большим трудом. Непривыкший к заносам европеец с оторопью и завистью взирал, как русская «Нива» проезжала даже там, где сидели тяжелые джипы. Лучшей рекламы трудно было представить: в тот год в одной только Германии «Нив» продали в четыре раза больше, чем годом ранее! «Нива» успешно продавалась более чем в 100 стран мира, ее собирали в шести странах: в Бразилии, Эквадоре, Чили, Панаме, Греции, Канаде. В Новой Зеландии в 80-е годы 40% регистрации всех внедорожников приходилось на «Ниву», а в Австрии она несколько лет занимала 90% внедорожного сегмента рынка. Во Франции же «Нива» была вообще культовым автомобилем. Во многих странах до сих пор существуют клубы любителей «Нив», а в Англии поклонники «Нивы» даже издают свой журнал!
Однажды в Швеции прошла критическая кампания в отношении ФИАТа. Под шумок досталось и ВАЗу — мол, одним миром мазаны! Тут же в одной из шведских газет появилась статья под заголовком: «Если ты еще раз плохо скажешь о ВАЗе, я дам тебе в зубы!» Говорят, что после этого почтение шведов к русским машинам резко возросло. Работники ВАЗа утверждали, что не имеют к этой публикации никакого отношения. Ну-ну…
Показательный момент, ярко характеризующий влияние, оказанное «Нивой» на мировой внедорожный автопром: в 1986 году японцы подарили руководителю проекта «2121» Петру Прусову рекламный проспект своей будущей модели Suzuki Vitara с надписью «Крестному отцу этого автомобиля». Комментарии, как говорится, излишни."
В абсолютных величинах За три с лишним десятилетия из 1,8 миллионов произведённых «Нив» на экспорт в более чем 100 стран мира было отправлено свыше 500 тыс. внедорожников. «Нива» была единственным советским автомобилем, экспортируемым в Японию!
Конечно, «Нива» «на Запад» разительно отличалась от советского варианта. В завимости от пожеланий и возможностей дилера, «Нивы» получали «кенгурятники», «противотуманки», винилы на дверях и крыше, пластиковые молдинги и расширители колестных арок, литые диски и люки, напрочь перешивался салон срезалась крыша. Машина становилась пикапом, кабриолетом или даже тягачем для кемпера…
Кстати, в отличие от большинства советских автомобилей, цены на Lada Niva никогда не были демпинговыми. Так, бензиновая «Нива» стоила в Германии в начале 80-х 22 тысячи дойчмарок, а дизельная — чуть меньше 26 тысяч. В Англии ее стоимость составляла в январе 1996 года 7999 фунтов стерлингов (12078 долларов США по курсу того времени).
Необычными были способы продвижения автомобиля и на Родине. В частности, помимо упомянутого пробега «по городам и весям», был создан аж тридцати-минутный рекламный ролик, рассказывающий про достоинства и недостатки новой модели. Подобное «эфирное» время на Западе стоило бы целое состояние!

Lada 4×4 или Lada Niva: какая «Нива» лучше?

alt=» Фото: Пресс-служба АвтоВАЗа.» />  Фото: Пресс-служба АвтоВАЗа.

Lada 4×4 обновилась в январе 2020 года, Lada Niva прошла через ребрендинг в июле. Первую собирают на АвтоВАЗе, вторая сходит с конвейера завода "Лада Запад Тольятти".

Фото: Пресс-служба АвтоВАЗа

Цены на семейство автомобилей Lada 4×4 лежат в диапазоне от 572 900 до 806 900 рублей. Для внедорожника доступен 3-дверный и 5-дверный варианты, их Urban-версии, трёхдверная модификация с приставкой Bronto. Машина предлагается с бензиновым двигателем объёмом 1,7 литра мощностью 83 л. с. и пятиступенчатой "механикой", а также с постоянным полным приводом с возможностью блокировки межосевого дифференциала и включением понижающего ряда.

Читайте также  Ваз 2107 на холодную плохо заводится

Lada Niva стоит от 726 000 до 869 000 рублей. Доступна версия Off-road. Автомобиль оснащается аналогичным 1,7-литровым "атмосферником" (80 л. с.), пятиступенчатой механической КП, постоянным полным приводом, раздаточной коробкой с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала.

В максимальное исполнение Lada 4×4 Urban входят: 16-дюймовые литые диски, ДХО, ПТФ, системы ABS/EBD/BAS, ГУР, а также кондиционер, боковая подушка безопасности водителя, центральный замок с дистанционным управлением, аудиомагнитола, подогрев передних сидений, электростеклоподъёмники, электрорегулировка и обогрев наружных зеркал, система Эра-Глонасс.

В список оборудования "люксовой" Lada Niva входят: 16-дюймовые легкосплавные колёсные диски, ДХО, ПТФ, системы ABS/EBD, ГУР, кондиционер, фронтальные подушки безопасности, складной ключ с дистанционным управлением, охранная сигнализация, 7-дюймовый тачскрин с камерой заднего вида, а также подогрев передних сидений, обогрев ветрового стекла, электростеклоподъёмники, боковые зеркала с электроприводом регулировок и обогревом, регулируемая по высоте рулевая колонка, подлокотник водителя, сиденье водителя с регулировкой по высоте и поясничным подпором, задние датчики парковки, система Эра-Глонасс.

Как мы видим, Lada Niva даёт больше комфортных и безопасных опций, нежели Lada 4×4.

Lada 4×4 обладает классическим брутальным обликом, у Lada Niva плавные формы и обвес Bertone. Кузов "Нивы" первого поколения не отличается высоким качеством антикоррозионной стойкости и покраски. Обычно ржавчина практически сразу начинает проявляться в сварных швах. Lada Niva сваривают и окрашивают по более современным технологиям. Ещё у неё значительно крепче кузов, лучше пассивная безопасность и освещение от фар/фонарей.

После обновления в Lada 4×4 появилась "свежая" передняя панель с хорошей комбинацией приборов от Lada Priora, вместительным перчаточным ящиком, современной системой отопления и вентиляции. Внедорожник получил сиденья с развитой боковой поддержкой, модернизированным механизмом складывания, широкий задний диван с двумя подголовниками, формованный потолок и новую обивку стоек лобового стекла. Изменился и центральный тоннель, в котором присутствует ниша под смартфон, две розетки на 12В, подстаканники, блок электрической регулировки боковых зеркал, кнопки стеклоподъёмников и обогрева сидений. Остались прежними дверные карты дверей, древние рулевое колесо и рулевая колонка.

Фото: Пресс-служба АвтоВАЗа.

По части эргономики салон Lada 4×4 уступает Lada Niva. Передняя панель у "старшей" модели приятнее, имеет логичное расположение клавиш, руль и сиденья удобнее, но посредственная "десяточная" комбинация приборов не изменилась. Помимо этого, Lada Niva может похвастать двумя аккуратными рычагами управления трансмиссией.

Размеры трёхдверной Lada 4×4 следующие: колёсная база 2200 мм, длина 3740 мм, ширина 1680 мм, высота 1640 мм. Объём багажного отделения 265/585 литров. Пятидверная версия — 4240х1680х1640 мм, колёсная база 2700 мм. Объём грузового отсека 420/780 литров. Lada Niva имеет следующие габаритные размеры: колёсная база 2450 мм, длина 4056 мм, ширина 1800 мм, высота 1690 мм. Вместимость багажника 320/650 литров.

Короткая Lada 4×4 вчистую проигрывает Lada Niva по вместимости внутреннего пространства. Здесь со второй "Нивой" может потягаться удлинённая Lada 4×4. Однако Lada Niva всё равно предоставляет удачную посадку и бОльшую обзорность.

Судя по сравнительным испытаниям, Lada Niva с клиренсом в 220 мм обладает высокими внедорожными качествами. Модель по проходимости на пересечённой местности немногим уступает классической Lada 4×4 (200 мм), которая компактнее и легче — снаряжённая масса 1285 кг против 1485 кг. К слову, пятидверный вариант Lada 4×4 весит 1425 кг.

Установленные в Lada 4×4 новые опоры силового агрегата и улучшенный пакет шумо-виброизоляции на асфальте не помогли автомобилю. Благодаря особенностям кузова, трансмиссии, дополнительной шумоизоляции в Lada Niva тише.

1,7-литрового мотора Lada 4×4, по сути, не хватает. Особенно это ощущается в тяжёлой Lada Niva. Здесь приблизительный паритет — 17 и 19 секунд до 100 км/ч соответственно, по смешанному расходу топлива — около 9,9 и 10,2 литров на 100 км.

Фото: Пресс-служба УАЗа.

"Коротыш" вроде бы едет бодрее и интереснее, только Lada Niva умеет стоять на дороге, а Lada 4×4 кренится и уходит с траектории. Мягкость хода у ВАЗ-2123 приятнее, подвеска всеядная — лежачих полицейских не замечает. ВАЗ-2121 также не пасует в энергоёмкости.

Обе модели хороши по-своему. Lada 4×4 преимущественно на бездорожье, Lada Niva в городских и шоссейных условиях. "Двадцать первая" предназначена для средней аудитории. "Двадцать третья" подходит более взрослым и семейным людям.

Срок производства Lada 4×4 продлён до 2026 года, тогда ей исполнится 49 лет. Конструкция Lada 4×4 модернизирована до предела. В этом году модель должна получить новые рулевое колесо и рулевую колонку.

Сертификат Одобрения типа транспортного средства на Lada Niva действует до 2023 года. У модели ещё есть запас прочности. Она способна пережить будущий рестайлинг в виде фирменного Х-стиля бренда, внедрение обновлённого салона и другого двигателя.

Легенда мирового масштаба: 8 фактов о ВАЗ-2121 «Нива»

Название «Нива» ассоциируется с его словарным значением – с возделанным и засеянным полем. Казалось бы, логично – внедорожник, пашня, пересеченная местность… В действительности происхождение имени, как ни странно, совсем другое.

Автомобиль нарекли в честь дочерей ведущего конструктора автомобиля Петра Михайловича Прусова – Натальи и Ирины и сыновей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Сергеевича Соловьева – Вадима и Андрея. Кстати, именно Соловьев на рубеже шестидесятых-семидесятых годов инициировал разработку новой модели для жителей села.

На начальной стадии разработки «Нива» представлялась инженерам как утилитарный внедорожник с рамным шасси и балками мостов. Ранний прототип ВАЗ-Э2121 с весьма говорящим прозвищем «крокодил Гена» никоим образом не напоминал окончательный, ставший впоследствии культовым вариант авторства художника Валерия Павловича Семушкина. В ходе жарких споров разработчики перекроили первоначальную концепцию автомобиля и первыми в мире представили внедорожник с несущим кузовом, постоянным полным приводом, «понижайкой» и блокировкой межосевого дифференциала. Справедливости ради, подобную схему полного привода британцы начали применять на рамном Range Rover еще до дебюта «Нивы». Но в сегменте компактных вездеходов подобное было в новинку. Кстати, фирменный трансмиссионный вой «Нивушки» обусловлен прежде всего установкой раздаточной коробки отдельно от КП с приводом через короткий промежуточный карданный вал.

ВАЗ-2121 «Нива» – один из истинных долгожителей отечественного автопрома. Его начали выпускать с 1977 года, да так и забыли снять с производства. Что ж, российской глубинке подобная доступная техника с трех- и пятидверным кузовом, досконально изученной конструкцией и практически повсеместным наличием запчастей всегда будет нужна. Интересно, что название модели неоднократно менялось. Так, например, с 2006 по 2021 год вездеход брендировался как Lada 4×4. Напомним, созданное в 2001-м совместное предприятие GM-АвтоВАЗ получило лицензию на использование товарных знаков «Нива» и Niva. В конце 2019 года тольяттинский производитель выкупил 50-процентную долю General Motors в СП и вновь мог распоряжаться своим историческим названием. Так что с недавних пор экс-Chevy Niva зовется Lada Niva Travel, а классический вариант – Niva Legend. Действительно, легенда!

Изначально внедорожник комплектовался 1,6-литровым «шестерочным» двигателем мощностью 75 л.с. Из-за высокооборотной характеристики и нехватки тяги на низах он подходил для эксплуатации на пересеченной местности отнюдь не лучшим образом. Вообще слабый мотор – это вечная и не решенная проблема внедорожника. Печально осознавать, что все могло быть иначе. Еще до появления «Нивы» отечественному предприятию досталась конструкторская документация на семейство двигателей Fiat Twin Cam объемом от 1,4 до 2,0 литра мощностью до 114 л.с. с двумя распредвалами, восемью клапанами и полусферической камерой сгорания. Агрегат шел «довеском» к Fiat 125, который подумывали заселить на конвейер в Тольятти. Но в итоге выбор пал на Fiat 124, превратившийся в ВАЗ-2103 и Twin Cam остался лишь в мечтах инженеров. Впоследствии завод предпринимал попытки вооружить внедорожник более подходящим мотором. Так, в восьмидесятые вазовцы экспериментировали с дизельными агрегатами.

В числе серьезных преимуществ оригинальной «Нивы» был очень неплохо отделанный цивильный салон. Его частично унифицировали с такими считавшимися престижными моделями, как ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106.

«Нива» пользовалась хорошим спросом в зарубежье, который подогревали разные впечатляющие достижения. Так, например, в 1998 году внедорожник поднялся к базовому лагерю на Эвересте (5200 метров над уровнем моря). Чуть позже он улучшил личный альпинистский рекорд – вновь заехал в Гималаи и взобрался на отметку 5276 метров. Кроме того, ВАЗ-2121 полтора десятилетия работал на станции Беллинсгаузен в Антарктиде и намотал по ледяному безмолвию 11800 километров! В восьмидесятые уникальный советский SUV демонстрировал успехи в автоспорте. Он занимал призовые места на ралли-марафоне «Париж-Дакар» в зачете внедорожников и в «абсолюте», брал «золото» в «Алжирском ралли», «Ралли Туниса» и других состязаниях. Это ли не подтверждение его уникальности?

Автомобиль выпускался в многочисленных версиях, причем их появление далеко не всегда было заслугой завода-производителя. Так, например, литовская компания Avigo в конце восьмидесятых годов построила на базе внедорожника интересный кемпер. Это не единая «не разборная» конструкция, а пикап со съемным жилым модулем. «Домик» можно было отстегнуть от автомобиля, тем самым не ограничивая его мобильность и внедорожные свойства.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button