Неисправности системы охлаждения двигателя ваз 2123
Неисправности системы охлаждения двигателя ваз 2123
Моя Нива
Нивоводы всех поколений, модификаций и стран, объединяйтесь!
Нива греется: несколько причин, почему перегревается мотор
Нива греется: несколько причин, почему перегревается мотор
Многие владельцы автомобиля Нива часто жалуются, что она греется. Причем, перегрев присутствует, как на Ниве Шевроле, так и обычной Lada 4×4. В чем причины перегрева?
Что значит, перегрев Нивы?
Под перегревом понимают выход температуры двигателя за допустимые параметры. Перегрев двигателя на Ниве — явление опасное и находится за пределами 115 градусов Цельсия. У Нивы всегда был теплонагруженный мотор, поэтому систему охлаждения доработали установкой двух электровентиляторов.
Стрелкой указана зона перегрева
Алгоритм работы вентиляторов на Шевроле Ниве и Lada 4×4 следующий: при достижении температуры в 99 градусов, включается правый вентилятор через резистор на малой скорости. Если температура продолжает расти и достигает 100 градусов, то включаются два вентилятора. Они работают до тех пор, пока температура не упадет до 93 градусов.
Нередко бывают случаи, что температура продолжает расти даже со включенным вентилятором. Здесь имеет место быть неисправность и ее нужно устранять.
Неисправен вентилятор
Это самая первая причина, почему может перегреваться мотор Нивы. Явление, когда не работает вентилятор — не редкое, поэтому искать проблему следует именно с этой причины. Не работать «карлсон» на Ниве может по следующим причинам:
- неисправно реле вентиляторов;
- неисправен резистор;
- неисправны электродвигатели;
- проблемы в проводке -обрыв, короткое замыкание и т.п;
- неисправности ЭБУ — неправильная прошивка, аппаратная поломка контроллера;
При этом может появиться ошибка Р0480.
Как правило, перегрев происходит во время остановок в пробках. При движении температура находится в пределах нормы.
Забитый радиатор
Грязный радиатор — одна из причин, почему может греться двигатель Нивы Шевроле. Частые поездки по грязи, преодоление водных бродов и езда по гравию постепенно забивает соты различными частицами. Так как соты теперь не продуваются, эффективность радиатора снижается поэтому нива начинает перегреваться не только в пробках, но и в движении.
Исправность вентиляторов и прочих частей системы охлаждения не поможет. Мотор будет греться постоянно. Кроме того, снижается эффективность работы кондиционера, так как его конденсор тоже покрывается грязью. Чтобы решить эту проблему, необходимо промыть оба радиатора при помощи пены и мойки высокого давления.
Стоит отметить, что при грязном радиаторе не всегда наблюдается перегрев. Возможно небольшое завышение температуры работы двигателя. Поэтому при первых симптомах лучше заехать на мойку.
Неисправность термостата
Поломка термостата на Ниве может сопровождаться двумя неисправностями:
- долгий прогрев двигателя;
- быстрый прогрев с перегревом;
В первом случае термостат постоянно открыт и жидкость все время циркулирует через радиатор. Из-за этого в зимний период двигатель Нивы не прогревается или прогрев происходит слишком долго. В редких случаях, возможно падение температуры на трассе.
Во втором случае клапан термостата все время закрыт. Жидкость не проходит через радиатор. Из-за этого она не может снизить свою температуру. Поэтому перегрев двигателя происходит постоянно. Чтобы избавиться от проблемы, термостат нужно заменить.
Воздушная пробка
Нередко перегрев двигателя на ВАЗ 21213 и 21214 возможен из-за воздушной пробки в системе охлаждения. Воздушная пробка образуется, как правило, после замены одного из элементов системы. Воздух попадает в контур и остается там. Выйти наружу у него не получается. Воздушная пробка нарушает работу системы охлаждения, из-за этого двигатель Нивы начинает перегреваться.
Чтобы выгнать воздушную пробку на Шеви Ниве, нужно при заправке антифриза снять один из шлангов с дроссельной заслонки и заливать охлаждающую жидкость до тех пор, пока ОЖ не польется из него. Затем быстро одеть шланг и закрепить хомут. После этого воздух должен выйти из системы.
Поломка помпы
Помпа — это водяной насос, который необходим для обеспечения циркуляции ОЖ по системе. Помпа на Ниве приводится в движение от приводного ремня. Если ремень порвется, мотор останется не только без охлаждения, но и потеряет заряд от генератора.
Но помпа выходит из строя не только из-за ремня. Основной причиной поломки водяного насоса на Ниве является поломка крыльчатки. В результате, циркуляция нарушается и двигатель начинает греться на холостых оборотах. При повышении оборотов, возможно остывание мотора.
Крышки расширительного бачка
Еще одна причина перегрева двигателя Нивы 21214 и 2123 — поломка крышки бачка. Она имеет клапан для сброса избыточного давления. Но если клапан будет все время открыт, то температура кипения ОЖ увеличится, что неминуемо ведет к перегреву. Крышка недорогая и замена ее не сильно ударит по бюджету.
Кстати, именно крышка расширительного бачка является причиной того, что на Ниве Шевроле рвет расширительный бачок.
Раннее зажигание
Перегрев на карбюраторных моторах ВАЗ 21213 и 2106 возможен из-за неправильного УОЗ. При раннем зажигании горение смеси слишком быстрое, из-за чего мотор начинает интенсивно нагреваться. Перегревы в этом случае вполне объяснимы. Обязательно настройте зажигание в соответствии с инструкцией.
Что делать, если мотор на Ниве греется?
Если во время движения двигатель начинает перегреваться, рекомендуется сделать следующее:
- Разгонитесь до допустимой скорости.
- На повышенной передаче отпустите педаль газа.
- Пока машина катится, двигатель должен слегка остыть.
- Оставить машину и заглушить двигатель.
Суть в том, что при таком движении помпа вращается без нагрузки, а значит, двигатель будет остывать. Но это при условии, что термостат открыт, а на помпе есть крыльчатка и она целая.
Подведем итоги
Если мотор на Ниве греется — это не нормально. Температура не должна достигать красной зоны указателя. В противном случае, мотор будет перегрет и может дойти до критического состояния. Перегрев всегда заканчивается капитальным ремонтом.
Все об устройстве и неисправностях системы охлаждения Шевроле Нива — подробный мануал с советами экспертов
Основная задача системы охлаждения автомобиля Нива Шевроле заключается в эффективной регулировке температуры двигателя.
При учете того, что автомобиль позиционируется в качестве внедорожника и подвержен большим нагрузкам, используется система замкнутого типа с принудительной циркуляцией.
Ее главное отличие заключается в том, что за счет увеличенного давления температура кипения повышается до порядка 120 градусов по Цельсию.
Основные элементы системы и чем хороши силиконовые патрубки
Детали системы представлены на схеме выше, к ним относятся:
- радиатор воздушного охлаждения (арт. 2123-1301012);
- кожух с вентиляторами (арт. 2123-1300025-01);
- датчик температуры (арт. 2101-3808600-02 и 2112-3851010);
- водяной насос (арт. 2123-1307010);
- термостат (арт. 2123-1306010);
- помпа (арт. 21230-1307011-82).
Все элементы системы охлаждения соединяются между собой за счет различных шлангов и патрубков, которые в большинстве случаев изготовлены из резины или аналогичных по свойствам полимеров.
Примечание: используемый материал зависит исключительно от производителя конкретной запчасти, поэтому при выборе следует уделять внимание этому моменту.
В качестве разумной альтернативы резиновым шлангам все чаще автолюбители отдают предпочтение силиконовым аналогам, которые стоять существенно дороже. Главная причина этого заключается в том, что силикон не «дубеет» на морозе и не растрескивается. Это позволяет избежать вытекания охлаждающей жидкости из системы, что в значительной мере влияет на эффективность ее работы.
Комплектность патрубков системы охлаждения Chevrolet Niva:
- Верхний шланг радиатора -1 шт;
- Нижний шланг радиатора — 1 шт;
- Патрубок термостата и водяного насоса 1 шт;
- Шланг подводящий радиатора отопителя;
- Шланг отводящий радиатора отопителя.
Прочность самого силикона во многом зависит от толщины стенок трубки, а также наличия специального армирования. Детали из этого материала, изготовленные именно для систем охлаждения, зачастую характеризуются двойным армированием, что делает их конструкцию куда более прочной и долговечной.
Если же верить отзывам самих владельцев Шнивы, то все дополнительные затраты по замене резиновых на силиконовые патрубки охлаждения полностью себя оправдывают. Это особенно актуально, если автомобиль эксплуатируется в суровых северных условиях.
Следует также отметить, что в большинстве случаев места соединения обжимаются пружинными хомутами и лишь в редких случаях используются винтовые. Еще одним несомненным достоинством силикона служит тот факт, что он хорошо противостоит воздействию бензина, не изменяя своих физических свойств.
Принцип циркуляции жидкости в системе ВАЗ-2123
Циркуляция тосола или антифриза в системе охлаждения Шеви Нива происходит по двум кругам — малом и большом. В первом случае жидкость движется, минуя радиатор, поскольку не нуждается в дополнительном охлаждении и ей достаточно температуры наружного воздуха, чтобы эффективно поглощать тепло от двигателя. Допуск уровня нагрева жидкости в таком случае составляет порядка 78 градусов по Цельсию.
Нормативный уровень давления составляет 1-1,2 атмосферы, а при нагреве жидкости его переизбыток «стравливается» через специальный клапан. Расположен он на расширительном бачке, который можно дополнительно отрегулировать.
Если же происходит нагрев свыше 80 градусов, циркуляция жидкости начинается по большому кругу с привлечением к охлаждению радиатора. Регулирует направление движения жидкости по одному из кругов термостат, который реагирует на повышение температуры жидкости в системе, открываясь и закрываясь в случае необходимости. При этом циркуляция обеспечивается водяным насосом, который приводится в движение от коленвала через специальный поликлиновый ремень.
Охлаждение головки и блока цилиндров происходит за счет специальной «рубашки» с охлаждающей жидкостью, которая забирает тепло и затем поступает в радиатор, в котором происходит понижение ее температуры. Чтобы обеспечить полную герметичность системы и предотвратить вытекание жидкости, предусмотрены прокладка и сальник. Первый обеспечивают герметичность со стороны блока цилиндров, а второй предотвращает течь в месте входа вала в корпус насоса.
Когда жидкость циркулирует по большому кругу, охлаждение ее происходит за счет сот радиатора, которые обдуваются потоком воздуха. В большинстве случаев этого вполне достаточно для обеспечения необходимой теплоотдачи. Тем не менее, в жаркое время года или в пробках с низкой скоростью движения температура антифриза существенно возрастает, вплоть до полного закипания жидкости.
В таком случае нагрев регулируется за счет принудительного включения вентиляторов, которые крепятся к корпусу радиатора снаружи. Заводская конструкция предусматривает наличие сразу двух таких элементов, которые активируются независимо друг от друга. Первый — при нагреве жидкости до 98 градусов, второй — до 102.
Эффективность работы вентиляторов гарантирована лишь в том случае, когда исправно работает датчик температуры внутри радиатора, показания которого и служат поводом для запуска активной системы воздушного охлаждения. При этом нормальной рабочей температурой жидкости считается показатель от 80 до 95 градусов.
Возможные неисправности
Чаще всего речь идет о потере жидкости в процессе эксплуатации, но бывают и другие сторонние факторы.
Протекание антифриза или тосола
Течет тосол из патрубков
Патрубки и шланги системы охлаждения изготавливаются из резины, которая подвержена воздействию низких температур.
Ее физические свойства при этом меняются и материал становится более хрупким, легко крошится и лопает в местах соединений, через которые и «уходит» тосол или антифриз.
Чаще всего такое происходит в месте уплотнения хомутами, поскольку именно там приходится наибольшая нагрузка. Также бывают случаи, когда сами хомуты ослабляются из-за вибраций двигателя в процессе работы.
При этом во многом подтекание происходит из-за невнимательности самого владельца, поскольку чрезмерный пережим места соединения приводит именно к негативным последствиям. Чаще всего течь наблюдается в месте примыкания патрубка охлаждения к радиатору, а также к системе отопления. Решить проблему можно заменив вышедшую из строя трубку или патрубок.
Важно: В большинстве случаев поломку проще предотвратить, чем потом устранять. Для этого необходимо регулярно проверять уровень жидкости и наблюдать за панелью приборов — слишком высокая рабочая температура служит самым важным индикатором того, что в системе наблюдаются неполадки.
Определить течь достаточно просто, поскольку для этого достаточно проверить все соединительные элементы при охлажденном двигателе и определить там наличие влаги, которой быть не должно.
Не герметичность расширительного бачка
Многие владельцы автомобилей сталкиваются с проблемой, когда бачок лопается из-за чрезмерного давления в системе. Виной этому служит низкое качество материалов изделия. Решается проблема достаточно просто:
- снижение уровня давления в системе за счет менее плотного закрытия крышки бачка;
- замена элемента на более качественный аналог.
Оба варианта не требуют больших финансовых вложений. Примечательно, что эта проблема встречается гораздо чаще остальных, поэтому вариантов замены штатного бачка аналогом высокого качества существует достаточно много.
Течь в радиаторе
Чаще всего проблемы с радиатором возникают из-за его физического износа или механических повреждений.
В первом случае разрушение происходит ввиду неправильного выбора жидкости в системе охлаждения — чрезмерная плотность приводит к коррозии металла и постепенному разрушению сот.
Механические повреждения наблюдаются в том случае, когда автомобиль эксплуатируется на дорогах с плохим качеством покрытия, избытком гравия или щебня. Мелкие твердые частицы с большим ускорением могут ударять по корпусу и тем самым нарушать герметичность радиатора. Решений проблемы в таком случае бывает два — сварочные работы или полная замена радиатора.
Первый вариант зачастую трудно реализовать ввиду сложности выполнения, да и многие микротрещины остаются незамеченными и течь продолжается, хоть и в гораздо меньших масштабах.
Трещины в рубашке охлаждения
Трещины в этом элементе системы охлаждения наблюдаются гораздо реже, но они все же возможны. Главная проблема заключается в том, что определить место, где течет тосол крайне сложно и единственным адекватным способом служит существенное повышение уровня давления на короткий промежуток времени, для этого выполните опрессовку системы.
В таком случае наблюдается более интенсивная течь, которую выявить гораздо проще. Но зачастую трещина слишком мала и для более точной проверки ГБЦ демонтируется и опрессовывается на специальном стенде.
Выбрасывает жидкость из расширительного бачка
Выкидывать жидкость начинает, когда система не герметична и температура кипения жидкости снижается, а принудительное охлаждение радиатора вентиляторами не происходит. Вторая причина — нарушение работы самих вентиляторов. Также бывает виной всего лишь пробка расширительного бачка.
Не правильная работа датчика температуры
В первую очередь выход из строя датчика температуры нарушает работоспособность радиатора и вентиляторов воздушного охлаждения. Происходит несвоевременное включение нужного дополнительного охлаждения.
Из-за этого происходит, перегрев жидкости, существенное повышение давления в патрубках и расширительном бачке, а также перегрев блока цилиндров и головки двигателя, что приводит к выгоранию смазки и нарушению его работоспособности.
Образуются воздушные пробки
Они не позволяют жидкости циркулировать по большому или малому кругу, что приводит к перегреву одних участков и переохлаждению других.
Подобные перепады температур пагубно влияют на всю систему, снижая ее работоспособность. Решением проблемы становится полное сливание жидкости с системы и ее замена с прогоном при открытом расширительном бачке для устранения воздушных пробок.
Рекомендуем посмотреть видео-инструкцию, как устранить воздушные пробки их системы охлаждения.
Помпа слабо «гоняет»
Одним из наиболее важных элементов системы остается помпа, которая «гоняет» жидкость по системе. Причины ее поломок максимально очевидны — низкое качество материалов и минимальный ресурс работоспособности. Решается проблема простой заменой элемента, которая отнимает небольшое количество времени и при этом не требует больших капиталовложений.
Ослабление натяжения ремня генератора
Он тоже во многом влияет на работоспособность системы охлаждения. В случае обрыва ремня или его слабого натяжения возникает сразу несколько проблем:
- отсутствие зарядки аккумулятора от генератора;
- отсутствие циркуляции жидкости;
- перегрев двигателя и других элементов.
Заклинивает термостат
Элемент, который может заклинить, тем самым не позволяя выполнять циркуляцию охлаждающей жидкости по большому кругу даже в том случае, когда ее температура достигает критического максимума.
Решается проблема заменой детали на более качественный и надежный аналог.
Причины перегрева двигателя ДВС и устранение неисправностей!
Устройство и ремонт топливной системы Шевроле Нива — когда есть смысл ремонтировать?
Какой фирмы выбрать радиатор охлаждения для Niva Chevrolet и как заменить своими руками?
10 причин перегрева двигателя Нива Шевроле
Перегрев двигателя Шевроле Нива не менее опасен, чем для остальных автомобилей.
Выделяются три степени по продолжительности движения в «красной» зоне индикатора температуры охлаждающей жидкости (далее – ОЖ):
- До 5 минут.
- 5-20 минут.
- Свыше 20 минут.
Мгновенная остановка помогает обойтись без последствий. При этом важно сразу не глушить ДВС, а дать поработать в течение нескольких минут без нагрузки. В противном случае может заклинить циркуляционный насос, и температура подскочит на 5-10 градусов.
II и III степень перегрева требуют тщательной диагностики мотора с возможным капитальным ремонтом.
Выявляем причины: почему греется нива
При эксплуатации Chevrolet Niva наиболее вероятны следующие причины перегрева двигателя:
- Загрязненный радиатор изнутри и снаружи снижает эффективность охлаждения поступающего холодного воздуха.
- Заклинивание термостата или неполное его открытие не позволяют ОЖ после нагрева начать циркуляцию по большому кругу.
- Повреждение радиатора или шлангов являются причиной снижения уровня тосола.
- Заклинивание помпы уменьшает скорость движения ОЖ либо полностью останавливает ток. Иногда фиксируются случаи проворачивания шкива внутри крыльчатки.
- Воздушные пробки вызывают закупоривание магистрали, делают невозможным равномерное течение антифриза. Возникают такие неисправности вследствие попадания выхлопных газов из головки блока цилиндров (далее – ГБЦ), широкой температурной дельты между радиатором и рубашкой блока.
- Негерметичная крышка расширительного бачка (далее – РБ) препятствует сохранению давления в системе, благодаря чему снижается температура кипения тосола.
- Сбой электрооборудования. Неудовлетворительное состояние датчика температуры охлаждающей жидкости, вентиляторов и проводки приводят к несвоевременному их срабатыванию.
Способы восстановления неисправностей
В большинстве ситуаций восстановительный ремонт не применим к охлаждающему контуру Шевроле Нива – вопрос решается за счет установки новых деталей.
Радиатор
Выявить забитые соты поможет тест с помощью ведра воды. Включите кондиционер на полную мощность и попросите кого-нибудь плеснуть жидкость на радиатор. Как только его температура принудительно понижена, из воздуховодов подует более холодный воздух.
Профилактическую чистку рекомендуется проводить каждые 2 года.
Внутренние загрязнения удаляются с помощью специализированных промывочных составов.
Термостат
О неправильной работе термостата свидетельствуют:
- одновременный прогрев верхнего и нижнего патрубков радиатора – открытое положение;
- температура нижней трубки меньше или вовсе не поднимается после достижения 80 ºС – заклинивание в закрытом или полуоткрытом состоянии.
Сорванные шланги, течи и прочие неисправности способны в течение короткого времени осушить контур охлаждения. При этом процесс способен происходить как с клубами пара, так и без видимых проявлений.
Временно восстановить работоспособность можно с помощью изоленты и холодной сварки. Использование составов для герметизации радиаторов не рекомендуется ввиду высокого риска закупоривания внутренних трубок.
При отсутствии антифриза допускается заливка дистиллированной воды с постоянным контролем температуры ДВС.
Помпа
Выходу из строя циркуляционного насоса предшествует появление свиста подшипников. Если он неожиданно прекратился, и произошел скачок температуры – налицо заклинивание. Нередки также случаи подтекания антифриза без звуковых проявлений.
Воздушные пробки
Основная причина появления воздуха в системе – пробой прокладки ГБЦ или появление трещины в блоке.
Наличие проблемы подтверждает:
- пульсирующая струя обратного тока ОЖ в расширительный бачок, поднимающиеся со дна пузырьки газа;
- появление белой эмульсии в масле;
- постоянно плавающая температура силовой установки.
Герметичность пробки так же важна, как и ее способность вовремя стравливать давление (выше 1,2 атм). Несрабатывание клапана приведет к разрыву патрубков и радиаторов ДВС, а также печки.
Электрооборудование
В случае закипания двигателя нелишним будет измерить сопротивление датчика температуры ОЖ.
Существенные отклонения от значений, представленных в таблице, сигнализируют о необходимости замены.
Надежную информацию при исправном ДТОЖ позволяет получить подключенный к нему бортовой компьютер.
Система охлаждения Шевроле Нива
Основная задача системы охлаждения двигателя Нивы Шевроле – поддержание оптимального теплового режима, поскольку и чрезмерно высокая и слишком низкая температуры не лучшим образом сказываются на работе мотора. Повышенная температура ведет к выгоранию смазки, а также к нарушению зазоров между деталями двигателя – это приводит к быстрому износу, заеданиям и заклиниваниям. При низких же температурах смазка становится слишком вязкой, из-за чего повышается трение. Кроме того, повышается и износ деталей, поскольку горючая смесь конденсируется и смывает смазку со стен цилиндра.
Классификация систем охлаждения
Системы охлаждения бывают жидкостными и воздушными; последние практически не встречаются в современных автомобилях. Жидкостные, в свою очередь, бывают открытого и закрытого типа. Открытые сообщаются с окружающей средой через трубку отвода пара, а закрытые изолированы от окружающей среды, поэтому давление и температура закипания жидкости в них выше (до 110-120 градусов).
Различаются жидкостные системы и по способу циркуляции:
Принудительные. Жидкость приводится в движение расположенным на двигателе насосом.
Термосифонные. Здесь циркуляция жидкости вызвана разницей плотности нагретой деталями жидкости и жидкости, охлажденной в радиаторе.
Комбинированные. Блоки цилиндров охлаждаются по термосфильному принципу, а самые горячие детали – принудительно.
Устройство
Чаще всего в автомобильных ДВС используются закрытые системы охлаждения с принудительным принципом работы. Схема системы охлаждения Шевроле-Нивы включает в себя рубашку охлаждения цилиндров, насос, радиатор, термостат, вентилятор, шланги, патрубки, расширительный бачок и радиатор отопителя.
Охлаждающая жидкость (далее – ОЖ), которая находится в рубашке охлаждения, нагревается теплом цилиндра и поступает в радиатор. Там ее температура понижается, и ОЖ возвращается в рубашку. Насос обеспечивает принудительную циркуляцию, а радиатор – интенсивное охлаждение. Термостат отвечает за степень охлаждения, автоматически включая или выключая вентилятор.
Радиаторы
Задача радиатора – отдавать тепло ОЖ воздуху. В зависимости от строения сердцевины радиаторы делятся на:
трубчатые (самые распространенные);
пластинчатые;
сотовые.
Сердцевина трубчатого радиатора представляет собой вертикальные трубки круглого либо овального сечения, которые припаяны к бачкам и проходят через ряд горизонтальных тонких пластин – эти пластины повышают жесткость радиатора и улучшают теплоотдачу. Трубки с овальным сечением имеют большую поверхность охлаждения и не разрываются при замерзании ОЖ.
Сердцевина пластинчатого радиатора состоит из спаянных между собой пластин (как правило, волнистых), между каждой парой которых и циркулирует ОЖ. Сквозь проходы между пластинами вентилятор просасывает охлаждающий радиатор воздух. Охлаждающая поверхность таких радиаторов больше, но при этом они требуют более тщательного ухода, поэтому и применяются реже.
В сердцевине сотового радиатора находятся горизонтальные трубки круглого сечения, которые омываются ОЖ снаружи. Для того чтобы можно было спаять концы трубок, их сечению придают форму правильного шестиугольника, развальцовывая края. Преимущество сотовых радиаторов – большая по сравнению с другими типами поверхность охлаждения.
Горловина и расширительный бачок
Заливная горловина и патрубок для присоединения шланга впаяны в верхний бачок, а в нижний – патрубок отводящего шланга. Изоляция системы охлаждения обеспечивается пробкой, которая закрывает горловину. Она состоит из корпуса, запорной пружины и двух клапанов – выпускного и впускного. Если ОЖ закипает, то возрастает давление пара, и при превышении определенного значения паровой (выпускной) клапан открывается, выводя пар через трубку. Воздушный клапан служит для предотвращения сдавливания трубок радиатора – такая опасность возникает, когда в результате конденсации пара создается разрежение. Тогда клапан пропускает воздух внутрь радиатора.
Расширительный бачок служит для того, чтобы компенсировать колебания объема ОЖ, которые возникают из-за изменения температуры в системе. Кроме того, через такой бачок осуществляется заполнение системы ОЖ в тех радиаторах, где не предусмотрена заливная горловина – тогда клапаны расположены в пробке бачка. Уровень жидкости контролируется при помощи нанесенных на бачок меток.
Насос
Насос нужен для обеспечения принудительной циркуляции ОЖ. Используются насосы центробежного типа, которые состоят из корпуса, сальника и вала с крыльчаткой. Такой насос устанавливается на переднюю часть блока цилиндров, а привод его осуществляется посредством ремня от шкива коленвала. Крыльчатка, вращаясь, создает центробежную силу, под воздействием которой ОЖ поступает из нижнего бачка к центру корпуса насоса и отбрасывается к наружным стенкам. Через отверстие в стенке жидкость проходит в отверстие рубашки охлаждения, а вытеканию ОЖ препятствуют прокладка и сальник.
Вентилятор
Чтобы усилить поток воздуха в сердцевине радиатора, устанавливают насос; он может быть смонтирован как отдельно, так и на одном с насосом валу. Есть несколько способов привода вентилятора, самый простой из которых – механический. При таком типе привода вентилятор жестко закреплен на одной с насосом оси и постоянно пребывает в активном состоянии, что влечет излишний расход мощности. По этой причине механическое подключение не используется в современных моторах, а для привода вентилятора используется муфта, которая автоматически включает вентилятор, когда ОЖ достигает определенной температуры. Некоторые виды муфт (вискомуфта и гидромуфта) могут плавно регулировать частоту вращения вентилятора в зависимости от температуры.
Но чаще всего применяется привод вентилятора при помощи отдельного электродвигателя, что дает возможность легко регулировать его работу посредством термисторного датчика. А если система управляется контроллером двигателя, то становится возможным изменять частоту вращения. Вентилятор также реагирует на режимы движения (холостой ход, езда на высокой скорости).
Термостат
Для поддержания оптимальной температуры во время работы двигателя служит термостат, который устанавливают на пути ОЖ из рубашки в верхний бачок. В системах охлаждения применяются термостаты с твердым и жидкостным наполнителем.
Термостат с твердым наполнителем представляет собой корпус с медным баллоном внутри. Этот баллон заполняется массой смешанного с церезином медного порошка и сверху закрыт крышкой; между крышкой и баллоном находятся диафрагма, сверху которой стоит воздействующий на клапан шток. Когда двигатель не прогрет, масса внутри баллона пребывает в твердом состоянии, и под действием пружины клапан закрыт. При прогреве масса плавится и давит на диафрагму, открывая клапан.
Термостат жидкостного типа состоит корпуса, латунного цилиндра, штока и двойного клапана. Жидкость с температурой кипения 70-75 градусов находится внутри гофрированного цилиндра и при непрогретом двигателе циркулирует по малому кругу.
Когда жидкость достигает температуры кипения, она испаряется, повышая давление. Цилиндр разжимается, двигает шток и открывает путь для жидкости, приподнимая клапан. Если температура достигнет 90 градусов, клапан откроется полностью и перекроет скошенной кромкой выход на малый круг, направив жидкость по кругу большому.
Температура ОЖ контролируется при помощи расположенной на щитке приборов сигнальной лампы и указателя температуры, которые, в свою очередь, управляются датчиками, ввернутыми в рубашку охлаждения и верхний бачок.
Теплоносителем может быть как вода (устаревшие двигатели), так и антифриз. Качество ОЖ имеет определяющее значение для надежности работы двигателя и его долговечности.
Антифризами принято называть не замерзающие при минусовой температуре ОЖ для охлаждающей системы авто. Основу антифризов составляют водный раствор этиленгликоля или – реже – пропиленгликоля. К этиленгликолевым антифризам может быть добавлено до полутора десятков разнообразных присадок, поскольку он агрессивен к материалам двигателя. Набор присадок является определяющим для качества и сферы применения антифриза. В зависимости от присадок выделяют три типа антифиризов:
Органические. Такие современные ОЖ еще называют карбоксилатными, и в них применяются присадки на основе солей каробновых кислот. Такие антифризы служат дольше благодаря медленному расходу присадок.
Неорагнические. Самый старый вид антифризов, к которому относится, например, Тосол. Присадки в них разрушаются быстро, а пришедшие в негодность компоненты откладываются, ухудшая теплообмен.
Гибридные. Промежуточное звено: в качестве присадок применяются соли каробновых кислот с долей фосфатов либо силикатов.
Антифризы продаются как в готовом виде, так и в концентрированном – тогда их нужно разбавлять дистилированной водой.
Система охлаждения двигателя Шевроле-Нива
Основа схемы системы охлаждения Нивы-Шевроле взята у модели 2121. Слабые места системы были доработаны: так, был подключен радиатор «печки» без крана, отток ОЖ от печки осуществляется в термостат, и туда же сливается жидкость из системы подогрева заслонок.
Главным отличием системы охлаждения Шевроле-Нивы от системы предшественника стал усовершенствованный термостат.
Это классический термостат, установленный на модели 2121…
… и принцип его работы.
А вот термостат системы охлаждения двигателя Нивы-Шевроле…
… и назначение патрубков.
На этих изображениях видно, что теперь работа термостата зависит от температуры в радиаторе печки и в системе обогрева воздушной заслонки. При повышении температуры горячая ОЖ пропускается через верхний патрубок радиатора, а пароотводная трубка (4) соединяет систему охлаждения Шевроле-Нивы с расширительным бачком. На бачке установлена трубка, которая контролирует давление в системе.
Возможные неисправности
Переохлаждение и перегрев двигателя являются основными внешними признаками того, что система охлаждения пришла в негодность. Перегрев может быть вызван следующими причинами:
Недостаточное количество жидкости. Может быть следствием выкипания или утечки. В первом случае недостаток нужно восполнить дистилированной водой, во втором – антифризом. При этом следить нужно не только за количеством ОЖ, но и за ее состоянием: когда жидкость становится буро-рыжей, ее следует немедленно поменять.
Обрыв либо слабое натяжение ремня насоса.
Невключенные электродвигатель или муфта вентилятора.
Серьезное загрязнение внешней поверхности радиатора.
Неисправность выпускного клапана или расширительного бачка.
Неисправность насоса.
Заедание термостата в закрытом положении. Это приводит к остановке циркуляции ОЖ через радиатор, и тогда двигатель перегревается, а радиатор остается холодным.
Переохлаждение может возникнуть по причине заедания термостата в открытом положении либо же из-за отсутствующих в зимнее время утеплительных чехлов. При негерметичной системе двигатель не прогревается из-за отсутствия повышенного давления.
Отдельно нужно отметить, что температура, при которой включаются вентиляторы на Ниве-Шевроле, составляет 98-105 градусов, а средняя температура кипения ОЖ – 100 градусов. В системе при помощи пробки расширительного бачка создается давление в 1 Атм, а это приводит к повышению температуры кипения жидкости приблизительно до 110 градусов. Если же система негерметична, то кипение начнется при 100 С, и двигатель перегреется. Важно, чтобы давление находилось именно на уровне 1 Атм – превышение этой отметки вызовет протекание патрубков.
Шевроле Нива Система охлаждения Chevrolet Niva
Система охлаждения (автомобиль без кондиционера): 1 — расширительный бачок; 2 — патрубок головки блока цилиндров; 3 — подводящий шланг радиатора отопителя; 4 — отводящий шланг радиатора отопителя; 5 — радиатор отопителя; 6 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости комбинации приборов (ввернут в резьбовое отверстие головки блока цилиндров — на рисунке не виден); 7 — подводящий шланг блока подогрева дроссельного узла; 8 — отводящий шланг блока подогрева дроссельного узла; 9 — левый электровентилятор; 10 — отводящий патрубок рубашки охлаждения; 11 — датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления; 12 — радиатор; 13 — правый электровентилятор; 14 — верхний направляющий кожух радиатора; 15 — подводящий шланг радиатора; 16 — нижний направляющий кожух радиатора; 17 — отводящий шланг радиатора; 18 — паровоздушный шланг; 19 — термостат; 20 — байпасный шланг; 21 — насос охлаждающей жидкости; 22 — наливной шланг.
Система охлаждения — жидкостная закрытого типа с принудительной циркуляцией. Система охлаждения включает в себя рубашку охлаждения двигателя, радиатор с двумя электровентиляторами, расширительный бачок, термостат, насос охлаждающей жидкости и радиатор отопителя.
Заправляется система жидкостью через горловину расширительного бачка. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпуcкным клапанами в пробке расширительного бачка.
Выпускной клапан поддерживает повышенное (по сравнению с атмосферным) давление в системе на горячем двигателе. За счет этого повышается температура кипения жидкости и уменьшаются паровые потери. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмоcферного (на остывающем двигателе). Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентиляторами радиатора.
Насос охлаждающей жидкости — лопастной, центробежного типа, приводится поликлиновым ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов. Корпус насоса — алюминиевый. Валик насоса вращается в двухрядном подшипнике с пожизненным запасом смазки. На передний конец валика напрессована ступица шкива, на задний — пластмассовая крыльчатка. Для правильного положения ручьев шкива насоса расстояние от привалочной плоскости крышки насоса до наружного торца ступицы должно составлять 84,4 ± 0,1 мм. Не допускаются осевой и радиальный люфты в подшипнике насоса. При выходе из строя подшипника или самоподжимного сальника насоса следует заменить крышку насоса в сборе с валиком и крыльчаткой.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом.
Термостат расположен над насосом охлаждающей жидкости, с правой стороны двигателя. На холодном двигателе основной клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость, минуя радиатор, циркулирует только по малому кругу — через байпасный патрубок термостата жидкость из отводящего патрубка рубашки охлаждения поступает в насос. При температуре 78–82° C клапан начинает перемещаться, открывая основной патрубок термостата; при этом часть жидкости начинает циркулировать по большому кругу, через радиатор. При температуре около 90° C основной клапан полностью открывается, а байпасный закрывается, и большая часть жидкости циркулирует через радиатор двигателя.
Независимо от состояния термостата (положения его клапанов) жидкость всегда циркулирует через радиатор отопителя и блок подогрева дроссельного узла.
Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (правый с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой.
Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость поступает в радиатор через верхний патрубок, а отводится через нижний. В нижней части левого бачка находится пробка для слива охлаждающей жидкости. На автомобилебез кондиционера перед радиатором системы охлаждения расположены верхний и нижний направляющие кожухи, а на автомобиле с кондиционером — конденсатор системы кондиционирования воздуха.
Электровентиляторы: 1 — кожух; 2 — крыльчатка; 3 — электродвигатель; 4 — разъём электродвигателя; 5 — колодка проводов дополнительного резистора; 6 — дополнительный резистор; 7 — щиток
Электровентиляторы расположены за радиатором в кожухе.
С ростом температуры охлаждающей жидкости по команде контроллера сначала через дополнительный резистор включается правый электровентилятор с низкой частотой вращения, а затем оба электровентилятора — с высокой частотой.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в левой задней части головки блока цилиндров ввернут датчик, связанный с указателем температуры в комбинации приборов.
В отводящем патрубке рубашки охлаждения установлен датчик температуры охлаждающей жидкости, выдающий информацию для контроллера (см. Система управления двигателем). Система отопления описана в главе Система отопления, вентиляции и кондиционирования.