Газовая установка 4 поколения

Поколения ГБО

Не существует какого-либо официального определения «Поколения ГБО». Каждая компания трактует это по-своему. Единственное, в чем сходятся все — это то, что современные впрысковые системы газа относятся к 4 поколению ГБО.

Итак, мы опишем поколения ГБО с точки зрения того, как мы понимаем распределение газовых систем в истории газового автомобильного рынка.

ГБО 1 поколения

ГБО 1 поколения

К 1 поколению газовых систем относятся самые первые газовые системы карбюраторного типа. Они были предназначены для карбюраторных автомобилей и состояли из редуктора и смесителя, а также добавлялся простейший переключатель видов топлива.

Сразу хотелось бы договориться, что, конечно же, газовая система состоит не только из деталей под капотом автомобиля, а также из баллона, мультиклапана, шлангов, газопроводов и так далее (смотрите из чего состоит автомобильная газовая система). Ну, а поскольку все эти части для всех систем одинаковые мы не будем о них говорить в этой статье.

Первое газовое оборудование идеально подходило для карбюраторных автомобилей, собственно, это и были газовые карбюраторы. Даже более, из-за того, что газ попадает в двигатель в газообразной форме, устройство газового карбюратора гораздо более простое и надежное, чем бензинового. Такое оборудование прекрасно справлялось со своими задачами в эпоху карбюраторных автомобилей.

Наиболее популярным и надежным оборудованием 1-го поколения ГБО славились и славятся по сей день (как ни странно, но мы до сих пор продаем системы первого поколения) комплекты фирмы LovatoGas (Торговая марка Lovato). Между собой установщики называют системы первого и второго поколений «Традиционными» (Традиционные газовые системы).

Автомобили развивались, на смену карбюраторным автомобилям пришли инжекторные. Газобаллонное оборудование первоначально попыталось адаптироваться к новым инжекторным машинам без изменения своей конструкции…

ГБО 2 поколения

ГБО 2 поколения

Появилось ГБО 2 поколения — это карбюраторная газовая система, адаптированная к инжекторному автомобилю. 2-е поколение ГБО состояло также из редуктора и смесителя, то есть идея была в том, чтобы превратить инжекторный бензиновый автомобиль в газовый карбюраторный при работе на газе.

Со временем в карбюраторное ГБО 2 поколения был внедрен электронный дозатор топлива. В состав газового оборудования был помещен шаговый электромотор, который в зависимости от показаний штатного датчика кислорода автомобиля мог немного корректировать газовую смесь — обогащать или обеднять ее. В линейке продуктов Lovato такая система называлась LovEco (ЛовЭко).

ГБО 2 поколения, как и первое, установленное на инжекторном автомобиле имело преимущества и недостатки. Главным преимуществом являлась цена. ГБО 2 поколения, как и 1-го, было наиболее дешево и доступно.

Основным их недостатком является не очень точная дозация топлива, а также эффект под названием «Хлопок». Газ в 1 и 2 поколений смешивался с воздухом до дроссельной заслонки, и впускной коллектор автомобиля наполнялся газовоздушной смесью, готовой к воспламенению. При малейшем сбое в системе зажигания эта смесь легко воспламенялась, происходил хлопок, и газ, получившийся в результате сгорания, распространялся в обратную сторону от двигателя, снося датчики на своем пути. И зачастую это заканчивалось разрывом коробки воздушного фильтра.

Производители газобаллонного оборудования осознавали, что назрела модификация оборудования для лучшей адаптации в современных инжекторных автомобилях. Так появились впрысковые газовые системы.

ГБО 3 поколения

ГБО 3 поколения

Первое газовое впрысковое оборудование представляло собой достаточно сложные конструкции, мозгом у которых был полноценный компьютер для подачи топлива в автомобиль. Оборудование ГБО 3 поколения собирало данные с, достаточно, большого количества датчиков автомобиля, и на основе полученных данных формировали газовую смесь т.е. открывали и закрывали в нужный момент и на нужное время газовые форсунки.

Плюсом ГБО 3 поколения было то, что оно подходило на те модели авто, для которых в последствии нельзя было установить систему ГБО 4 поколения, например, Audi 80 и 100 с четырехцилиндровыми и пятицилиндровыми двигателями с системой механического впрыска бензина или на моновпрысковые бензиновые автомобили.

Минусом систем ГБО 3 поколения было то, что они требовали подключения большого количества датчиков автомобиля, а на разных типах автомобилей многие датчики имели разные сигналы, и, зачастую, газовый компьютер не умел их обрабатывать.

Это ограничение, а также достаточно высокая цена на ГБО 3 поколения, привели к тому, что это оборудование не получило большого распространения. Но, тем не менее, наша компания установила более 100 подобных газовых инжекторных систем ГБО 3 поколения, контроллеры которых были разработаны компанией A.E.B.. Мы, в свою очередь, получили богатый опыт и знания принципов работы инжекторного автомобиля.

Анализируя неудобства газового оборудования на автомобиль третьего поколения производители газового оборудования задумались о создании более универсальной газовой системы. Решение было найдено и появилось ГБО четвертого поколения.

ГБО 4 поколения

ГБО 4 поколения

ГБО 4 поколения наиболее распространено и популярно в настоящее время. Подходит, практически, ко всем бензиновым современным инжекторным автомобилям, достаточно просто по своей идеологии, но вместе с тем обеспечивает весьма хорошие характеристики.

Главное отличие ГБО 4 поколения от третьего было то, что производители газобаллонного оборудования решили не брать всё управление подачей топлива на себя и решили оставить эту функцию бензиновому штатному контроллеру автомобиля.

Бензиновый блок управления получает все данные от датчиков автомобиля и управляет подачей топлива, т.е. управляет открытием бензиновых форсунок. Когда автомобиль переходит на газ, то компьютер газовой системы отключает подачу бензина прерывая сигнал, идущий к бензиновым форсункам. Перехваченные выходные сигналы бензинового контроллера, направленные к бензиновым форсункам, модифицируются исходя из свойств газа (температуры и давления) и отправляются на газовые форсунки. Тем самым была достигнута большая универсальность ГБО 4 поколения, и, в тоже время, была достигнута очень хорошая точность подачи топлива.

Данное решение было прорывом в газобаллонном оборудовании, и только с появлением четвертого поколения ГБО инжекторные газовые системы начали активно вытеснять газовое карбюраторное оборудование первого и второго поколений. На сегодняшний день 70% газобаллонного оборудования, продающегося в России – 4-е поколение ГБО.

ГБО 4-го поколения, практически, всех производителей идентичны в своей идеологии, и различаются только исполнительные механизмы, форсунки и редукторы, а также некоторые сервисные функции газовых контроллеров.

Со временем газовые системы научились обмениваться информацией с бензиновыми, используя протоколы обмена данными, что позволило ещё больше улучшить точность подачи газа в двигатель автомобиля. В современной продукции Ловато к системам ГБО 4-го поколения относятся SMART ExR, C-OBD II и E-Go.

А теперь поговорим о том, что вызывает наибольшие споры — что же такое системы 5-го, 6-го, а некоторые даже придумали 7-е и 8-е поколения ГБО. На самом деле нет систем, получивших широкое распространение после систем 4-го поколения ГБО. Давайте применим классификацию, которые мы используем внутри нашей компании.

ГБО 5 поколения

ГБО 5 поколения

Мы называем ГБО 5 поколения системы для автомобилей с прямым впрыском бензина, так называемый Direct Injection. Отличие данных автомобилей от простых инжекторных автомобилей заключается в том, что бензиновые форсунки установлены непосредственно в камере сгорания, а не во впускном коллекторе, как на большинстве современных бензиновых автомобилей.

ГБО 4 поколения полностью отключает бензин и подает газ, примерно, в то же самое место в которое подается бензин. Когда открывается впускной клапан двигателя смесь бензина и воздуха или — если мы используем газ — газа и воздуха поступает в двигатель. Автомобили с прямым впрыском бензина не предоставляют нам такой возможности. Газовые системы Direct injection вынуждены постоянно подавать небольшое количество бензина, чтобы обеспечивать охлаждение бензиновых форсунок.

Газовая часть системы принципиально идентична оборудованию 4 поколения. ГБО 5 поколения немного более сложны и требуют калибровки в заводских условиях, что сужает круг их использования. То есть, если производитель газобаллонного оборудования не предоставляет прошивки под конкретный автомобиль — это делает невозможно в условиях вторичного рынка создать калибровку, гарантирующую безопасность использования ГБО 5-го поколения для бензинового двигателя.

Производители современных автомобилей активно внедряют системы Direct Injection, и все большее количество производителей выпускают газовое оборудование для автомобилей с прямым впрыском бензина, и, соответственно, всё больше и больше моделей попадают в списки автомобилей, которые можно конвертировать на газ.

С экономической точки зрения ГБО 5 поколения уступает 4-му, так как они немного дороже, и из-за необходимости постоянной подачи небольшого количества бензина, экономический эффект использования данных систем несколько хуже. Но производители автомобилей не оставляют нам выбора и газовое оборудование пятого поколения потихоньку набирают силу.

Что же у нас осталось…

ГБО 6 поколения

ГБО 6 поколения

Что же можно назвать системами ГБО 6 поколения. Мы называем — это системы жидкого впрыска газа. Отличие ГБО шестого поколения состоит в том, что в них нет, как такового, редуктора, и жидкий газ (пропан) доходит до — ВНИМАНИЕ! — либо газовых, либо бензиновых форсунок и через них поступает в двигатель.

С одной стороны, использование данных систем имеет явное преимущество — отсутствует такая сложная деталь как редуктор и нет надобности подключаться к системе охлаждения автомобиля, что на первый взгляд говорит о том, что системы ГБО 6 поколения должны быть более надежные и простые.

Читайте также  Установка на газель дизельного двигателя

Но, к сожалению, это не так. Данная система очень требовательна к качеству газа, и в реалиях российского газа не может долго устойчиво существовать. Качество очистки нашего газа настолько низко, что ГБО 6 поколения быстро забивается и выходит из строя.

Первые автомобили с жидким впрыском газа приходили к нам из Голландии. К сожалению, существовали такие газовые автомобили в России не больше двух-трех заправок газа, после чего системы забивались и выходили из строя. Также к минусам ГБО 6-го поколения относится наличие насоса в газовом баллоне, устройства, достаточно, дорогого и сложного, которое также быстро выходит из строя из-за качества нашего газа. В настоящий момент ГБО 6 поколения не получило никакого распространения в России.

ГБО 7 и 8 поколений

ГБО 7 и 8 поколений

Если Вам предлагают ГБО 7-го или даже 8-го, а может и 101-го поколения, то это просто одна из систем, описанных выше, а у предлагающих ее Вам просто лучше развита фантазия, чем у автора этой статьи.

Обращаем Ваше внимание еще раз — в настоящий момент системы 1-го, 2-го и 4-го поколений ГБО составляют 99,5% всего газобаллонного оборудования, используемого в России. Оставшиеся пол процента — это система прямого впрыска, т.е. 5-е поколение ГБО.

Надеюсь, что эти пояснения позволят Вам лучше ориентироваться в рекламных проспектах продавцов газового оборудования и помогут не попадаться на их уловки.

ГБО 4-е поколение для двигателя: описание

Вопрос о целесообразности переоснащения своего автомобиля газовой системой питания обретает всё большую актуальность. Причина предельно проста — безостановочно растущие цены на бензин, вынуждающие автовладельцев искать альтернативные виды топлива. Самой очевидной заменой бензину на сегодняшний день является газ.

Это экологически чистый продукт, не оставляющий после своего сгорания нагара на внутренних компонентах двигателя. К тому же, транспортное средство на газу существенно ниже загрязняет окружающую среду. Плюсов эксплуатации автомобиля с ГБО достаточно много. Система четвертого поколения в свое время стала настоящим прорывом в области газобаллонного оборудования. Именно о том, как работает ГБО 4 поколения.

Устройство системы

ГБО 4-е поколение для двигателя

Основное отличие ГБО 4 от предыдущих поколений заключается в наличие специальных газовых форсунок, осуществляющих распределительный впрыск газо-воздушной смеси во впускной коллектор двигателя. Еще одно превосходство системы — возможность комбинированного использования двух видов топлива. Именно за эту способность многие водители и полюбили инновационную систему подачи газа в цилиндры двигателя. Эта функция ГБО существенно облегчает запуск двигателя. При этом всегда можно нажатием одной кнопки перевести двигатель на питание предпочитаемым видом топлива. За счет таких манипуляций водителям удается добиться наибольшей экономии денежных средств на покупке горючего.

В четвертом поколении редуктор сохраняет давление в системе в одном значении и лишен функции впрыска топлива. С этой задачей отлично справляются электромагнитные форсунки, устанавливаемые на топливной рампе. Они забирают давление от редуктора, а за счет их соединения с контроллером осуществляют дозированный впрыск газовой смеси. Именно блок управления подаёт определенной форсунке сигнал о необходимости подачи топлива. Однако редуктор по-прежнему остается важной конструктивной составляющей системы. К выбору этого элемента необходимо подходить со всей ответственностью, так как от его качества и надежности зависит стабильность работы всего оборудования.

Особенности работы ГБО 4 поколения

ГБО 4-е поколение для двигателя

После ознакомления с конструкцией установки самое время получить представление о том, как работает ГБО 4 поколения. Находясь в жидком состоянии пропан-бутановая смесь из баллона по специальным магистралям поступает в редуктор, где происходит её преобразование в газообразную форму. Затем горючее проходит через газовый фильтр в целях предотвращения попадания различных включений в двигатель. Пройдя основательную очистку, смесь поступает на топливную рампу, где с помощью форсунок происходит её точное дозирование. Заключительным этапом является попадание горючей смеси в коллектор двигателя, и дальше через впускные клапана непосредственно в камеры сгорания.

В общем представлении принцип работы ГБО 4 заключается в следующем:

  1. Изначально силовой агрегат автомобиля заводится с помощью бензина в обычном режиме.
  2. Как только охлаждающая жидкость достигнет определенного температурного порога — чаще всего 40 градусов по Цельсию, — установленный на редукторе датчик температуры отправляют контроллеру соответствующую информацию.
  3. Блок управления обрабатывает поступивший сигнал и дает бензиновым форсункам сигнал о прекращении подачи топлива. Одновременно с этим происходит открытие мультиклапана на газовом баллоне.
  4. И только после этого газ в жидком состоянии поступает в редуктор, где испаряется до газообразного состояния и подается на топливную рампу.

Такой принцип работы системы позволяет водителям ощутить целый ряд положительных моментов эксплуатации авто на газу. Во-первых, с установкой ГБО практически не снижается мощность двигателя, а при корректной настройке системы вовсе возрастает. Во-вторых, ГБО 4 способствует еще большей экономии газа, следовательно, и денежных средств водителя в отличие от предыдущих поколений.

Для достижения максимальной эффективности работы оборудования желательно устанавливать на авто специальные свечи зажигания, рассчитанные на работу с газом. Они способствуют плавной работе двигателя, устраняют рывки транспортного средства и хлопки из выпускного коллектора. К тому же, газ не смывает масляную пленку со стенок цилиндра, тем самым предотвращает преждевременный износ деталей цилиндро-поршневой группы.

Работа ГБО 4 в зимнее время

ГБО 4-е поколение для двигателя

Многие автовладельцы перед тем, как приобрести газовую систему, задаются вопросом: как работает ГБО 4 поколения зимой? Проблемы с запуском двигателя даже во время мороза с системой четвертого поколения не наблюдаются. Главное, осуществлять запуск и последующий прогрев силовой установки исключительно за счет бензина. Впрочем, за всеми нюансами работы газобаллонного оборудования следит электроника. В случае перехода на ручное управление системой питания двигателя следует придерживаться вышеуказанного правила. Именно поэтому важно иметь в бензобаке определенное количество бензина.

Рекомендации по эксплуатации ГБО 4 зимой:

  • Стоит исключать ситуации, когда автомобиль раньше положенного времени переходит на питание «голубым топливом». Газ в таком случае попадет на топливную рампу в сжиженном состоянии, что чревато выходом из строя форсунок либо заливом свечей зажигания.
  • Также необходимо следить за состоянием охлаждающей жидкости и контролировать её уровень в системе.
  • Следует избегать полного опустошения баллона с газом.
  • В зимнее время количество расходуемого газа автомобилем увеличивается. Это нормально, не нужно предпринимать каких-либо действий.

Во время морозов лучше всего заправляться «зимним» газом. Доля пропана в такой смеси значительно выше. Заполнять баллон следует максимум на 80%, так как в гараже с повышением температуры «зимний» газ значительно увеличивается в объёме. Эти простые советы помогут избежать серьёзных финансовых потрясений, которые зачастую происходят именно по причине пренебрежения элементарными правилами эксплуатации ГБО.

Вывод

ГБО 4-е поколение для двигателя

Газовая система обеспечивает двигатель автомобиля оптимальной мощностью, а также делает его более экономным. Газ в сравнении с бензином обладает большим октановым числом, что лучшим образом подходит для работы силового агрегата машины. С «голубым топливом» исчезает детонация и все губительные для рабочих элементов двигателя последствия. Таким образом, увеличивается продолжительность работы деталей и узлов мотора, что также способствует немалой экономии денежных средств автовладельца.

Что такое ГБО 4 поколения? Это не только экономичность автомобиля, но еще безопасность и комфорт. Установка не требует к себе пристального внимание, её обслуживание сводится к периодическому сливу конденсата с редуктора (спустя каждые 7-10 тысяч километров пробега), своевременной замене фильтров, проверке состояния хомутов и продувке магистралей. ГБО 4 — полностью безопасный комплекс газового питания автомобиля, оснащенный всем необходимым функционалом: аварийный и расходный клапан, индикатор накопления емкости и прочее.

Какие основные отличия между ГБО 2 и 4 поколений и что лучше выбрать для установки на авто

Газобаллонное оборудование открыло возможность значительной экономии на топливе. В ходе появления ГБО происходило его совершенствование, в результате чего возникли системы разных поколений. Несмотря на то, что сейчас существует уже 5 версий газобаллонного оборудования, наибольшую народную популярность получили только два типа систем. Это устройства 2-го и 4-го поколений, разница между которыми состоит не только в стоимости, но и в конструктивных особенностях. Чтобы детально понять, чем отличаются ГБО 2 и 4 поколений, рассмотрим их конструктивные характеристики.

Особенности работы и преимущества ГБО 2 поколения

Появление газобаллонного оборудования 2 поколения возникло по причине необходимости оснащения автомобилей системами, которые соответствуют стандарту экологичности Евро-1. Если ГБО 1 версии предназначено исключительно для установки на транспортные средства с карбюраторными двигателями, то системы 2 поколения можно ставить как на авто с карбюраторным, так и с инжекторным впрыском топлива.

Главным преимуществом ГБО 2 версии является его низкая стоимость, что особенно актуально для автовладельцев бюджетных версий авто. Однако на этом все весомые достоинства такой системы заканчиваются, сегодня к ее использованию прибегают все меньше автовладельцев. Однако отказаться от этого оборудования полностью невозможно, причиной тому является экономическая выгода.

Низкая стоимость ГБО 2 поколения связана с минимальным комплектом его составляющих. Такие системы подходят для использования как на автомобилях с карбюраторными, так и инжекторными двигателями. Принцип работы оборудования для карбюраторных моторов следующий:

  1. Перед запуском двигателя необходимо клавишу переключения перевести в режим работы от бензина, запустить двигатель и прогреть его.
  2. После этого следует установить переключатель в режим «0», что требуется для выработки остатков бензина в поплавковой камере карбюратора.
  3. Затем нужно перевести тумблер в положение работы от газа, в результате чего происходит подача газового топлива в редуктор, где оно из жидкой формы преобразовывается в пар и направляется к диффузору карбюратора.
Читайте также  Углы установки колес

Хотя для перехода на газ водителю не понадобится выходить из салона, выполнение перечисленных действий не только требует затрат времени, но и вызывает некоторые неудобства (необходимо контролировать время прогрева двигателя).

Использование ГБО 2 поколения на автомобилях с инжекторными двигателями характеризуется упрощенностью управления, ведь для переключения между бензином и газом не нужно переходить на промежуточный вариант. Кроме того, в таких системах отсутствует электромагнитный клапан, отключающий подачу бензина. Вместо него применяется эмулятор форсунок, за счет которого ЭБУ «видит» нормальную работу двигателя.

На ГБО 2 поколения для инжекторных автомобилей используется антихлопковый клапан, предотвращающий вероятность возникновения хлопков в случае самопроизвольного воспламенения газа во впускном коллекторе. Он преимущественно размещается между заслонкой дросселя и воздушным фильтром. Газобаллонное оборудование 2 версии имеет дополнительные преимущества в виде:

  • простоты монтажа и легкости настройки;
  • возможности принудительного запуска ДВС на газу.

Однако мы не рекомендуем ставить ГБО на автомобиль без наличия соответствующего опыта и квалификации. Хотя газовое оборудование считается безопаснее, чем бензиновая система, но неправильный его монтаж может привести к необратимым последствиям. Если не хотите рисковать безопасностью, обращайтесь для установки и настройки ГБО в компанию «Даждь-ГАЗ».

Особенности ГБО 4 поколения

Появление газобаллонного оборудования 4 поколения произвело настоящий переворот. Такая система настолько эффективна, что за последнее десятилетие она лишь продолжает набирать популярность по количеству продаж, несмотря на появление более новых версий. В 4 серии используется электронный блок, который контролирует работу газового оборудования в автоматическом режиме.

Конструкция такой системы значительно сложнее, чем ГБО 2 поколения, что влияет на ее стоимость, но при этом она более надежная, экономичная и целесообразная для применения на автомобилях разного ценового сегмента. ГБО 4 версии, в отличие от системы 2-го поколения, является полным прототипом бензинового инжектора. Для этого во впускной коллектор каждого цилиндра устанавливается форсунка, которая осуществляет впрыск газа в соответствующий момент времени. Управление открытием форсунок выполняет газовая электроника. Отличается ГБО 4 поколения от прежних версий и автономностью функционирования:

При запуске двигателя происходит подача бензина. Водителю при этом не нужно выполнять никаких дополнительных действий.

При прогреве до необходимой температуры (как правило, 30–40 градусов) система автоматически выполняет переход на работу от ГБО.

Благодаря переключателю в салоне водитель в любой момент времени может перейти на бензин при возникновении такой необходимости.

Мы рекомендуем своим клиентам устанавливать ГБО 4 поколения на автомобили с инжекторными двигателями. Хотя такое оборудование стоит дороже, его эффективность функционирования и экономичность вполне окупают затраченные вложения.

Отличие ГБО 2 и 4 поколений

Из описания конструкции и принципа работы обеих систем можно понять основные отличия ГБО 2 поколения от 4-го. Для получения наглядной картины описание положительных характеристик этих двух систем приведено в табличной форме.

ГБО 2 поколения ГБО 4 поколения
Низкая стоимость Более экономичный расход топлива за счет высокой точности настроек
Возможность самостоятельного монтажа и настройки Выявление неисправностей путем проведения компьютерной диагностики, что позволяет не только точно определить поломку, но и сделать это гораздо быстрее
Невысокая стоимость ремонта Комфорт в эксплуатации
Возможность переделывания под гбо 4 поколения Неприхотливость в обслуживании и ремонте. для поддержания системы в нормальном рабочем состоянии необходимо раз в 10 тысяч км менять фильтры
Принудительный запуск на газу Отсутствие вероятности возникновения хлопков в коллекторе
Надежность системы, что подтверждается большим сроком службы
Незначительное падение мощности

Разница между ГБО 2 и 4-го поколения заключается не только в преимуществах этих систем, но и в конструкции используемых составных устройств:

  1. Редуктор. В ГБО 4 поколения этот элемент преобразует жидкий газ в парообразную форму, а также снижает величину его давления до 1–1,5 атмосферы. Именно с таким значением парообразное вещество поступает к форсункам, где происходит его дозированная подача во впускные коллекторы каждого цилиндра. На ГБО 2 поколения редуктор только преобразует жидкий газ в пар, но не подает на двигатель постоянное давление.
  2. Способ подачи газа. На ГБО 4 серии происходит распределенный впрыск топлива через форсунки во впускной коллектор каждого цилиндра. Преимущества такого способа поступления топлива очевидны — высокая точность, экономичность, надежность, безопасность, большая производительность. На ГБО 2 поколения подача газа выполняется через смеситель во впускной коллектор, где газ уже вместе с воздухом поступает в коллектор каждого цилиндра. Недостаток такого способа заключается не только в высокой вероятности возникновения хлопков (поэтому обязательно нужно использовать антихлопковые клапаны), но и в том, что порция газа в каждый цилиндр подается в разном количестве. Это негативно влияет на производительность ДВС, его динамику, а также срок службы ЦПГ.
  3. Способы настройки. Для ГБО 2 поколения понадобится лишь отвертка. С ее помощью регулируются винты, отвечающие за подачу газа на холостом ходу и под нагрузкой. Чтобы настроить ГБО 4 поколения, необходимо подключиться к ЭБУ через специальный разъем компьютер.

Плюсы и минусы имеют обе системы. Мы рекомендуем устанавливать ГБО 2 поколения на карбюраторные двигатели (другие версии систем для них не подходят), а также инжекторные автомобили, выпущенные до 2000-х годов. На современные иномарки с распределенным впрыском, особенно те, которые появились с 2015 года, нужно монтировать исключительно ГБО 4 поколения.

Все работы, начиная от выбора подходящего комплекта или отдельных деталей до установки и настройки, осуществляем с точным соблюдением регламента. Это дает возможность нам гарантировать своим клиентам не только высокое качество выполнения монтажных работ, но и максимальную точность функционирования установленного газобаллонного оборудования.

Что такое ГБО 4 поколения?

В связи с тем, что бензин постоянно дорожает, многие автолюбители задумываются над переводом своих «железных коней» на газовое топливо. Как свидетельствует статистика, в большинстве случаев они выбирают пропан-бутан, однако некоторые предпочитают использовать метан. Для того чтобы осуществить такой перевод, на автомобиль необходимо установить ГБО, то есть специализированное газобаллонное оборудование.

Оно представляет собой комплекс устройств, позволяющих хранить и подавать в двигатель внутреннего сгорания газообразное топливо. На сегодняшний день разработано уже шесть поколений газобаллонного оборудования, но наиболее распространенным и широко используемым является четвертое. Поэтому у тех автомобилистов, которые намереваются применять в качестве горючего не бензин, а газ, неизбежно возникает вопрос: что такое ГБО 4 поколения? Для того чтобы на него ответить, имеет смысл сначала дать краткий обзор всех поколений газобаллонного оборудования.

Поколения ГБО

Вне зависимости от того, к какому именно поколению принадлежит то или иное газобаллонное оборудование, оно состоит из трех основных составных частей:

  • Газового баллона;
  • Системы подготовки газа и его подачи в цилиндры;
  • Мультиклапана.

В конструкцию мультиклапана входит расходный и заправочный клапаны, заборная трубка и указатель уровня газа. Кроме того, в нем есть так называемый скоростной клапан, который предназначен для того, чтобы в случае повреждения магистрали предотвращать утечку газа.

Первое поколение ГБО

Такое газобаллонное оборудование устанавливалось на карбюраторные и самые простые инжекторные двигатели. В нем могут использоваться как электронные, так и вакуумные редукторы, которые необходимы для того, чтобы снижать давление газа перед подачей в цилиндры. Его количество регулируется дозатором, а газовоздушная смесь готовится в специальном смесителе, который монтируется перед карбюратором. ГБО первого поколения не соответствуют современными нормам безопасности и сейчас не используются.

Второе поколение ГБО

Это поколение газобаллонного оборудования устанавливается на автомобили с инжекторными двигателями, оснащенные катализаторами и лямбда-зондами. Такое ГБО имеет в своем составе электромеханический дозатор газа, соединенный с датчиком кислорода и функционирующий на основе принципа обратной связи. Газобаллонное оборудование соответствует требованиям ЕВРО 1.

Третье поколение ГБО

Это газобаллонное оборудование представляет собой, по сути дела, ГБО второго поколения, оснащенной системой дозировки подачи топлива с помощью газового инжектора, управляемого специальным электронным блоком. Подача газа во впускной коллектор производится при помощи механических форсунок. Следует заметить, что ГБО третьего поколения в не получило в России широкого распространения.

Четвертое поколение ГБО

В газобаллонном оборудовании этого поколения используется система распределенного синхронизированного впрыска газа. Управление подачей газовоздушной смеси для каждого цилиндра производится отдельно при помощи электронного блока управления. В принципе, схема работы ГБО четвертого поколения такая же, как и у бензинового инжектора.

Пятое поколение ГБО

Кардинальное отличие ГБО этого поколения от предыдущих состоит в том, что оно подает топливо в цилиндры в жидком, а не в газообразном состоянии. По этой причине в конструкции нет смесителя и испарителя, зато наличествует газотопливный насос и регулятор давления. Кроме того, управление работой этого ГБО производится не отдельным, а штатным контроллером двигателя.

Шестое поколение ГБО

Это поколение ГБО на сегодняшний день является последним и считается самым передовым. Такая аппаратура была специально разработана для двигателей с непосредственным впрыском топлива, причем он осуществляется не через специальные газовые, а через штатные бензиновые форсунки. ГБО шестого поколения соответствует нормам EURO 5.

Читайте также: Более подробно о том, что такое ГБО в автомобиле.

Особенности ГБО четвертого поколения

Как уже было сказано выше, на данный момент большинство специалистов считает газобаллонное оборудование четвертого поколения самым надежным и оптимальным. Это ГБО раздельно управляет подачей топливной смеси в каждую из форсунок, кроме того, оно позволяет быстро и просто переключаться с газа на бензин и обратно (это может производиться как вручную, так и в автоматическом режиме). Как правило, панель управления газобаллонным оборудованием в салоне автомобиля устанавливается непосредственно под рулевой колонкой, имеет индикатор уровня газа и переключатель вида топлива.

Возможность использования и бензина, и газа не только очень удобна, но и позволяет существенно повысить надежность работы силового агрегата. Кроме того, она очень выгодна владельцам тех автомобилей, которые оснащены дорогостоящими катализаторами очистки выхлопных газов, поскольку серьезно продлевает их ресурс.

ГБО четвертого поколения очень точно дозирует газовую смесь для каждого из режимов работы двигателя, и это обеспечивает максимальную экономию топлива. Мотор работает очень «мягко», полностью исключены «хлопки», которые весьма характерны для газобаллонного оборудования первых трех поколений. Очень важно также и то, что двигатель при использовании такого газобаллонного оборудования теряет совсем немного мощности (как показывает практика, не более 2%). Важным достоинством ГБО четвертого поколения является также и очень удачная комбинация таких факторов, как:

  • Высокая надежность;
  • Универсальность (его можно устанавливать на различные марки и модели современных автомобилей);
  • Доступная цена.

Следует также отметить, что при правильной эксплуатации и должном, своевременном обслуживании этого газобаллонное оборудование способно прослужить долго.

Что входит в комплект ГБО 4 поколения?

комплект ГБО

В комплект ГБО 4 поколения, точно так же, как и в комплекты газобаллонного оборудования других поколений, входит:

  • Газовый баллон;
  • Система подготовки газа и его подачи в цилиндры;
  • Мультиклапан.

Что касается газового баллона, то он изготавливается из металла и является стандартным для большинства систем ГБО. Мультиклапан устанавливается непосредственно на нем (а точнее — на его горловине), с его помощью обеспечивается как заправка газом, так и его расходование.

Система подготовки газа и его подачи в цилиндры включает в себя:

  • Редуктор;
  • Форсуночную рампу с установленными в ней жиклерами;
  • Фильтр для очистки газа.

Редуктор необходим для перевода газа из жидкого состояния в газообразное, форсуночная рампа служит для подачи топлива в цилиндру, а фильтр — для фильтрации газа.

Читайте также: Метан или пропан — что лучше на авто?

Газовое оборудование 4 поколения: преимущества и недостатки

Сравнительно недавно газовое оборудование 4 поколения получило распространение. Оно намного эффективнее, нежели предыдущие системы, так как позволяет производить управление работой двигателя, ориентируясь на показания датчиков. Стоит заметить, что используется такое оборудование на автомобилях с инжекторной системой впрыска. Во-первых, возникает необходимость в калибровке, которая производится по данным, полученным со штатных бензиновых форсунок. Во-вторых, в работе участвует множество датчиков – расхода воздуха, положения дроссельной заслонки, детонации, скорости и прочие.

Преимущества газобаллонного оборудования

газовое оборудование 4 поколения

Следует выделить отличительные особенности ГБО 4-го поколения, которые характеризуют положительные качества, в сравнении с предыдущими системами:

  • расход топлива (газа) минимальный за счет использования микроконтроллерной системы управления работой оборудования;
  • двигатель теряет намного меньше мощности — не более 1-2 %, если сравнивать с ранними системами, то в них допускалось снижение мощности силового агрегата на значение до 30 %;
  • автомобиль, оснащенный ГБО 4-го поколения, соответствует нормам токсичности Евро-2, Евро-3 и Евро-4;
  • при работе двигателя на газовом топливе отсутствуют хлопки, характерные для более ранних систем;
  • электронный блок системы ГБО 4-го поколения полностью совместим с самодиагностикой бортовой сети EOBD, при этом не требуется применение дополнительных эмуляторов;
  • при проведении установки оборудования невозможно допустить ошибки, работа проводится довольно просто за счет того, что все соединения проводов имеют исполнение в виде различных разъемов, спутать их невозможно, поэтому риск неправильного подключения исключен;
  • цена оборудования с микропроцессорной системой управления практически равна стоимости устаревшего оборудования, оснащенного контроллером с лямбда-зондом.

Недостатки ГБО

газовое оборудование 4 поколения цена

Без недостатков не функционирует ни одна система. Если сравнивать с бензином, природный газ обладает одним минусом, который является основным – теплота сгорания намного меньше. По этой причине падает полезная мощность двигателя – в первых поколениях до 30 %, в 4-м и 5-м – 2-3 %, но, в зависимости от типа используемого топлива, падение мощности может достигнуть максимального значения в 5%. Газовое оборудование 4 поколения (цена нового комплекта — примерно 20 тысяч рублей) может устанавливаться на любые автомобили, при этом потеря мощности оказывается минимальной.

Для нормального функционирования системы, в целях уменьшения падения мощности, устанавливают немного раньше зажигание (примерно на пять градусов). Разумность этого действия спорна. Во-первых, так допускается делать, если двигатель автомобиля работает на бензине с октановым числом свыше 95. Делается это для того, чтобы не проводить регулировку зажигания при переключении видов топлива. Но в этих случаях вполне возможно применение октан-корректоров. Правда, не на каждом автомобиле октан-корректор и газовое оборудование 4 поколения, отзывы о котором практически все положительные, смогут нормально функционировать.

Во-вторых, исследования показывают, что при питании природным газом требуется более позднее зажигание на высоких оборотах двигателя. Если сравнивать с бензином, то в случае его применения зажигание необходимо устанавливать позднее. Среди «мелких» недостатков можно выделить еще один – большой баллон в багажнике (как правило, именно там он и устанавливается). Крайне неудобно, если вы используете автомобиль для перевозки грузов. Но существуют баллоны тороидальной формы, повторяющие очертания запасного колеса.

Основные узлы ГБО 4 поколения

газовое оборудование 4 поколения отзывы

Для хранения сжатого газа используется баллон. К нему предъявляются определенные требования – герметичность, надежность, прочность. Для использования газового баллона на автомобиле требуется разрешение. Выдать его могут только специалисты, у которых имеется лицензия для осуществления данной процедуры. Так как впрыск газа происходит под давлением, меньшим чем то, которое в баллоне, то необходимо его снижать. Для этой цели используется редуктор. В метановых установках они имеют две ступени снижения давления, а в пропан-бутановых достаточно одной. Причина – в первом случае давление в баллоне может достигать значения до 200 Атмосфер, во втором – до 16.

Газовые форсунки необходимы для впрыска топлива в камеры сгорания. Они соединены с редуктором-испарителем. Управление всей системой осуществляется при помощи электронной начинки – ЭБУ, которая работает благодаря микропроцессору. В него закладывается прошивка, которая обеспечивает работу согласно заранее продуманному алгоритму. Газовое оборудование 4 поколения имеет преимущество перед более ранними – выбор топлива происходит автоматически, без участия водителя. Для этого только и требуется, что установить переключать газ-бензин в первое положение.

Как работает ЭБУ?

газовое оборудование 4 поколения установка

При работе производится считывание всех данных, которые поступают от датчиков. В частности, производится анализ сигналов, идущих от лямбда-зондов – один установлен до катколлектора, второй — после. Один основной, а другой является корректировочным. Все параметры, считанные с датчиков, поступают на вход микропроцессора. Но здесь возникает небольшая проблема – уровень сигнала у одних считывающих устройств большой, а у других — слишком маленький. Для согласования датчиков и портов ввода микроконтроллера используются согласующие устройства.

Например, датчики температуры, изготовленные на основе терморезисторов, на выходе выдают 12 Вольт. К микроконтроллеру же следует подводить не более 5 Вольт. Для этой цели используются делители напряжения, в основе которых лежат резисторы и диоды. К сожалению, в последнее время газовое оборудование 4 поколения, цена которого возросла, в связи с увеличением курса доллара и евро, имеет большую стоимость во многом из-за дороговизны электронного блока управления. Если он пару лет назад стоил 5-7 тысяч рублей, то сейчас дешевле чем за 10 тысяч вряд ли найдете. Речь идет о новых устройствах. Подключение же датчиков, у которых низкий уровень сигнала, осуществляется при помощи каскадов на операционных усилителях, биполярных или полевых транзисторах.

Выводы

Можно подвести итог – много средств поможет сэкономить газовое оборудование 4 поколения. Установка его несложная, на СТО она занимает половину рабочего дня, а цена – около 2500-3500 рублей. Но стоит смотреть на то, насколько активно вы пользуетесь своим автомобилем. Если за год пробег меньше 30 тысяч километров, то окупаться ГБО будет очень долго. Если большой пробег, то за год, а иногда и меньше, оправдает себя установка оборудования с финансовой стороны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: