Автомобильный аккумулятор характеристики
Автомобильный аккумулятор характеристики
Автомобильный аккумулятор: как выбрать и на что смотреть при покупке
Принципиальная схема аккумуляторной батареи нам знакома ещё со школьных уроков по физике: между положительными и отрицательными пластинами, находящимися в среде электролита на основе концентрированной серной кислоты, возникает разность потенциалов. То есть ток, которым и питается вся электросистема автомобиля. В конструкции положительной пластины применяется диоксид свинца, в отрицательной пластине используется губчатый свинец. В корпусе аккумулятора пластины расфасованы по отсекам, каждый из которых генерирует порядка двух вольт напряжения. Шесть отсеков — 12 вольт. Поворачиваем ключ в замке зажигания, батарея начинает отдавать электроэнергию для вращения стартера, питать другие компоненты, требующие электричества. Двигатель автомобиля выходит на рабочие обороты — генератор начинает заряжать АКБ. Это схематично. Но технологии и здесь не стоят на месте — новые тренды автомобилестроения требуют новых решений в области АКБ. Но прежде чем перейти к технологиям, стоит вспомнить, на что в первую очередь нужно обращать внимание при выборе батареи.
«Препарированный» аккумулятор с технологией AGM. Решетка положительных пластин, изготовленная по технологии PowerFrame ® .
С ЧЕГО НАЧАТЬ
Как бы избито это ни звучало, но выбор с точки зрения узнаваемости бренда неплохо работает. Согласитесь, лучше приобрести более дорогой аккумулятор VARTA — марки, ведущей свою историю с 1904 года, чем привлекательную по цене батарею с неизвестной родословной, которая прослужит гораздо меньше и с худшим уровнем надежности. Если в марке вы определились, то следующими параметрами выбора должны стать размеры и полярность. С габаритами понятно — как правило, пространство под батарею, где бы она ни размещалась, четко обозначено. Полярность может быть как прямая, так и обратная. То есть, если батарея расположена электродами к вам и слева находится плюсовой электрод — это прямая полярность, характерная для азиатских и отечественных автомобилей. Если «плюс» справа — полярность обратная, свойственная «европейцам». При ошибке с полярностью, скорее всего, просто не хватит длины проводов для подключения АКБ. Кроме того, в зависимости от «национальности» автомобиля батареи могут иметь и разные формы клемм.
Слева — пример установленного аккумулятора с обратной полярностью. Справа — так выглядит под капотом аккумулятор с прямой полярностью.
Приобретая батарею, не поленитесь замерить ее напряжение. Именно этот показатель, а не дата производства, говорит о кондиции АКБ. Если напряжение не ниже 12,5 вольт, то аккумулятор полностью готов к работе. Даже находящиеся в «спящем режиме» новые аккумуляторные батареи склонны к саморазряду, поэтому не реже одного раза в 18 месяцев их следует подзаряжать. Если же вы сразу планируете установить такой аккумулятор на автомобиль, то следует помнить о том, что генератор сможет эффективно заряжать батарею только в том случае, если обороты двигателя превышают режим холостого хода. То есть приветствуется езда по загородному шоссе, а не толкание в городских пробках.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Емкость АКБ. По сути, это измеряемый в ампер-часах объем энергии, которая хранится в вашем аккумуляторе и которую батарея может отдать с определенным уровнем тока в определенное время. И чем этот запас больше, тем лучше. Даже при выходе из строя генератора батарея большей емкости сможет дольше обеспечивать электроэнергией системы автомобиля. На крышке аккумулятора всегда указывается еще один важный параметр — ток холодной прокрутки, которым во многом определяется эффективность работы стартера. Это тот ток в амперах, который батарея способна выдавать на протяжении 30 секунд при температуре электролита –18 °C, поддерживая энергообеспечение бортовой сети автомобиля. Таким образом, чем больше показатель тока холодной прокрутки, тем шустрее будет работать стартер. Особенно важно обратить внимание на эту характеристику в том случае, если машина эксплуатируется в условиях холодного климата. Но при этом обязательно нужно учитывать требования автопроизводителя, всегда указывающего оптимальные характеристики аккумулятора для конкретного транспортного средства. Также при выборе АКБ стоит учитывать и объем электропотребления систем автомобиля.
В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ
Дизельные и бензиновые двигатели, гибридные системы… Технологии, применяемые сегодня в автомобилестроении, развиваются достаточно быстро, и кондиции аккумуляторных батарей должны в полной мере соответствовать этому развитию. Примером тому может служить работа компании Clarios (в прошлом Johnson Controls), выпускающей аккумуляторные батареи под известным брендом VARTA. Функции Start-Stop, гибридные силовые установки с системами рекуперации, так же, как и увеличение потребителей электроэнергии в автомобилях, потребовали новых решений в сфере источников энергии. Именно такой стала технология AGM (Absorbent Glass Mat), появившаяся в начале 2000‑х. Суть инновации состояла в том, что весь объем электролита находился в своеобразной губке стекловолоконного сепаратора. Такие аккумуляторы способны выдерживать большое количество циклов заряда-разряда без потери эффективности, отлично подходят для автомобилей с системами Start-Stop и рекуперации, не требуют пополнения электролита и не представляют опасности в случае повреждения корпуса. В 2003 году компания Johnson Controls стала первым поставщиком АКБ с технологией AGM на конвейеры производителей автомобилей премиальных сегментов. Если же ваш автомобиль оборудован системой Start-Stop, но не имеет функции рекуперативного торможения и приобретать «люксовый» аккумулятор нет смысла, то в портфолио VARTA есть и более бюджетная, но не менее надежная альтернатива — АКБ с технологией EFB (Enhanced Flooded Battery), представляющая собой улучшенную версию батареи с жидким электролитом. В таких аккумуляторах материал положительных пластин дополнительно закреплен сеткой из полиэстера, что предотвращает осыпание активной массы и повышает срок службы аккумулятора.
На корпусах аккумуляторов VARTA можно встретить еще одно обозначение — PowerFrame. В 2008 году Johnson Controls была запатентована специальная технология изготовления решетки положительных пластин. Результатом этого внедрения стала более высокая электропроводность элемента и увеличенный срок службы АКБ. То, что патент на PowerFrame был зарегистрирован 12 лет тому назад, не говорит о том, что работы в этом направлении, как, впрочем, и в области других технологий бренда VARTA, заморожены — улучшение и расширение продуктовой линейки происходит постоянно.
Учимся читать маркировку аккумуляторов для авто
Как известно, автомобильная АКБ является одним из основных элементов электросети транспортного средства. Заряженная батарея гарантирует нормальный запуск двигателя при работоспособности основных узлов и агрегатов. Рано или поздно каждая АКБ изнашивается и выходит из строя, поэтому каждый автовладелец со временем столкнется с необходимостью ее замены. Какова маркировка аккумуляторов для авто по ГОСТу, что нужно знать об основных параметрах батарей — об этом мы расскажем ниже.
Основные характеристики автомобильной АКБ
Какие используются обозначения и надписи для определения размеров, веса и других параметров аккумуляторных батарей? В соответствии с ГОСТ, все автомобильные АКБ, продающиеся в отечественных магазинах, должны соответствовать международным стандартам.
Основные характеристики и параметры батарей:
- Полярность устройств — этот параметр определяет расположение отрицательного и положительного контакта батареи. Если вы посмотрите на аккумулятор со стороны, с которой установлены выводы, то увидите положительный контакт находится слева, а отрицательный — справа. Это свидетельствует о том, что полярность прямая, такие АКБ самые распространенные. Если полярность будет обратно, то плюс будет установлен с правой стороны, а минус — с левой.
- Габаритные типоразмеры устройства. Международные стандарты допускают использование батарей разных размеров, главное, чтобы они соответствовали габаритам посадочных мест в авто, иначе их установка будет невозможной. В частности, речь идет о длине и высоте батареи, ширина всегда должна соответствовать стандарту.
- Резервная емкость устройства. Сколько она должна быть — зависит от конкретного девайса, данный параметр определяет время разряда аккумулятора в минутах на полностью заряженном устройстве. Расчет параметра основан на температуре электролита 25 градусов, то есть для более правильного расчета емкости — как резервной, так и номинальной — батарея должна быть помещена в резервуар с водой соответствующей температуры. По стандартам этот параметр должен быть больше номинальной емкости в 1.63 раза.
То есть если емкость устройства будет около 55 Ач, то резервный показатель составит примерно 90 минут. То есть именно на протяжении полутора часов полностью заряженная АКБ сможет питать электрооборудование и прочие приборы автомобиля, если сломается генераторный узел. - Номинальная емкость. Этот параметр определяется по объему рабочей жидкости в банках конструкции, которую батарея может отдать при разряде током на протяжении 20 часов.
- Ток холодной прокрутки. Этот показатель определяет ток разряда, который автомобильный аккумулятор сможет выдавать в течение десяти секунд. Значение напряжения в данном случае должно составлять 7.5 вольт, не меньше, а уровень температуры электролитического раствора должен быть не менее 18 градусов.
Если этот параметр будет выше, то при отрицательных температурах двигатель будет завести значительно проще, но также нужно помнить, что при чрезмерно высокой нагрузке может снизиться ресурс службы стартера. Поскольку ток проходит именно через этот узел. В зависимости от типа АКБ, а также ее характеристик, ток холодной прокрутки может быть разным, кроме того, в данном случае многое зависит от способа измерения. - Вес устройства. Масса батареи определяется его емкостью. АКБ емкости 55 Ач должны весить около 12.1 кг, 60 Ач — 13.2 кг и т.д.
Таблица значений тока холодной прокрутки
Общие требования маркирования аккумуляторов
Маркировка приборов и, соответственно, их расшифровка, может быть разной, здесь все зависит от производителя устройства. Также маркировка может быть разной в зависимости от типа устройств, ведь для разных типов автомобилей (легковые, грузовые, микроавтобусы, спецтехника), производятся разные АКБ. И в данном случае имеются ввиду не только типоразмеры, но и емкость, сила тока, а также другие технические особенности. Сама маркировка даже может отличаться в зависимости от страны, в которой используется батарея, однако, все же есть некоторые условия, которые производители учитывают. Все потому, что эти условия прописываются в стандартах.
Вне зависимости от производителя и типа аккумулятора, на его корпусе будет указана следующая информация:
- Название бренда производителя, его логотип или значок.
- Основные параметры номинального напряжения товара.
- Также на корпусе указывается и значение емкости батареи.
- Тип, к которому относится конкретное устройство. Следует отметить, что сам тип может быть указан в соответствии с одним или даже несколькими стандартами.
- Количество банок, которые установлены внутри конструкции свинцового аккумулятора.
- Дата производства продукции, которая может быть зашифрована.
- Также на корпусе обязательно должны быть отмечены выводы полярности.
- Прочие предупреждающие символы, их число зависит исключительно от изготовителя товара. Обычно это символы, которые предупреждают о правилах эксплуатации, а также транспортировки прибора.
Фотогалерея «Основные неисправности»
Обозначение российских устройств
Все устройства, выпущенные на территории РФ, должны соответствовать стандарту 959-01.
Если вы посмотрите на корпус такого аккумулятора, то можете увидеть буквы:
- А. Этот символ определяет количество банок в конструкции АКБ, каждая из которых способна выдавать примерно по 2 вольта напряжения. Если после буквы А идет цифра 6, это свидетельствует о наличии шести банок в конструкции.
- Б. Этот символ определяет тип АКБ. Если после буквы Б стоит комбинация СТ, это свидетельствует о том, что прибор относится к категории стартерных.
- С. Этот символ определяет значение номинальной емкости в ампер часах. После С должны быть указаны цифры, если 55 — то перед вам аккумулятор емкостью 55 Ач и т.д.
- Д. По данному символу определяется метод изготовления батареи. Кроме того, данный символ позволяет определить и материал, из которого выпущен АКБ (автор видео — канал Автошкола для всех).
Отдельно нужно рассказать о последнем символе маркировки.
Для более правильного определения типа используется такая расшифровка:
- А — свидетельствует о том, что прибор оборудован общей крышкой которой скрыты банки;
- З — говорит о полной заряженности девайса;
- Э — свидетельствует о том, что аккумулятор выполнен в эбонитовом корпусе;
- Т — данный символ говорит о том, что устройство выполнено в термопластичном корпусе;
- М — корпус таких аккумуляторов выполнен из мипласта, то есть полихлорвиниловой смолы»
- П — для производства корпуса использовались полиэтиленовые сепараторы.
Маркировка европейских аккумуляторных батарей
На корпусе девайсов, изготовленных в Европе, помимо элементов конструкции, в том числе индикаторов для определения заряда, могут быть нанесены несколько видов обозначений. Потому что европейские производители имеют право использовать один из нескольких стандартов.
Маркировка может быть как пятизначной, так и девятизначной, начнем с первого варианта:
- Сначала указываются три символа, по ним можно выявить степень емкости прибора. Для более правильного вычисления данного значения следует от цифры, указанной на корпусе, вычесть 500.
- Следующие два символа определяют тип используемого девайса.
Расшифровка европейской маркировки
Если говорить конкретно о типе, то в соответствии со стандартом здесь может быть указана следующая информация:
- способ изготовления девайса при производстве;
- значение вибропрочности;
- метод исполнения девайса, размеры его выводов, использующихся для соединения с бортовой сетью авто;
- тип элементов крепления девайса;
- метод отвода газов по предусмотренной производителем системе вентиляции.
В том случае, если маркировка на приборе будет иметь девять знаков, то расшифровка будет следующей:
- Сначала указывается символ, определяющий диапазон значения емкости аккумулятора.
- Далее, идут еще два знака, по которым можно вычислить значение емкости в соответствии со внутренним диапазоном. К примеру, если первой будет цифра 6, то для того, чтобы точно расшифровать значение, к ней нужно добавить 100 Ач. Если 7, то к этому значению нужно добавить 200.
- Далее, идут еще три символа, по ним можно определить метод конструктивного исполнения. Кроме того, данные цифры позволяют точно выявить определенные материалы, которые использовались для изготовления прибора.
- В конце (фиолетовым цветом на рисунке выше) указываются еще три знака, по ним можно определить 10% от значения тока холодной прокрутки.
Расшифровка маркировки для изделий, выпущенных в США
Что же можно узнать о батарее по маркировке?
Итак, подытожив данные, приведенные выше, маркировка прибора позволит покупателю определить следующие характеристики:
- напряжение девайса;
- его значение емкости;
- параметр тока холодной прокрутки;
- дату изготовления;
- компанию-изготовителя;
- количество банок в конструкции;
- полярность девайса и т.д.
Этих параметров автовладельцу вполне хватит для того, чтобы сделать правильный выбор девайса при покупке. Поэтому каждый автолюбитель, которому нужно купить прибор, должен разбираться в маркировке и расшифровке значений.
Видео «Особенности правильной зарядки»
Как правильно зарядить прибор и какие особенности при этом следует учитывать — подробнее об этом узнайте из ролика (автор — Александр Шестопалов).
Реальный тест 6 отечественных автомобильных аккумуляторов 2021. Часть 2: фактическая ёмкость
Зачем вообще нужны тесты стартерных аккумуляторных батарей (АКБ)? — Наверное, затем, чтобы помочь с выбором оптимальной для своего транспортного средства. Автомобилисты об аккумуляторе обычно не задумываются, (пока не подведёт), но без него, как минимум, не завести двигатель, и не будет работать сигнализация.
Продолжаем испытания шести отечественных АКБ премиум-сегмента в корпусе L2:
- Тюмень Premium 6СТ-60LA
- Tubor Titan Arctic 62.1VL
- Space 6СТ-60VLA
- АкТех Зверь ЗВ-60-3-L 6СТ-60L3У
- Decus Hard 6СТ-60AH VL
- АКОМ Reactor 6СТ-62VL
Результатом первого этапа тестирования стала такая таблица.
Из неё отчётливо видно, насколько вредит свинцово-кислотным аккумуляторам длительное хранение без подзаряда, и насколько саморазряд гибридной Ca+ АКБ, (среди шеcти испытуемых это Зверь), выше, чем у полностью кальциевых Ca/Ca, (пять остальных).
Сегодня увидим, в какой степени контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) восстановит параметры саморазряжавшихся и сульфатировавшихся на складе АКБ. Первый полный стационарный заряд уже восполнил половину утраченного.
От чего зависят польза и вред циклирования автомобильных аккумуляторов, исследовано здесь. А здесь можно прочитать о результатах краш-тестов недельным разрядом в ноль подключенными лампочками фар головного света: AKOM ULTIMATUM, Topla AGM Stop&Go AG60 и Energy E60X.
Начнём, как всегда с входного контроля. Изменились ли масса и характеристики аккумуляторов после 100% заряда, подзаряда под буферным напряжением и отстоя?
Масса Tubor Titan Arctic 62.1VL и Space 6СТ-60VLA снизилась на 0.1 кг. Это может быть связано как с погрешностью весов, так и с тем, что как раз эти аккумуляторы хранились дольше четырёх других, им потребовалось больше ампер*часов для восстановительного десульфатирующего заряда, и соответственно затрачено больше воды. Причём Tubor Titan Arctic потребовалось почти вдвое больше времени и количества электричества, чем Space, но затраты воды на перемешивание электролита при стационарном заряде оказались одинаковыми.
Также на 0.1 кг похудел АКОМ Reactor 6СТ-62VL. Несмотря на то, что его дата производства самая свежая, на его полный заряд затрачено более всего ампер*часов, и потребовалось самое высокое напряжение 16.2 вольта при температуре окружающей среды 30-34 градуса Цельсия. (При более низкой температуре понадобится напряжение выше). Это может свидетельствовать о том, что пластины данной АКБ на заводе немного недоформованы.
При разработке любого предмета техники имеет место диалектика противоречий. Свинцовые аккумуляторы — не исключение. Переход от гибридной кальциево-сурьмянистой технологии к полностью кальциевой, повышение плотности упаковки пластин в банках и создание продвинутых сепараторов, препятствующих оплыванию активных масс и короткому замыканию, радикально повысили стойкость АКБ к саморазряду при хранении и простое, глубоким разрядам и циклированию, длительному нахождению в состоянии частичной заряженности (PSoC, partial state of charge). Но и затруднили перемешивание электролита, усилили эффекты «мнимого» или «поверхностного» заряда.
Применительно к современным автомобилям и современному характеру их эксплуатации, достоинства передовых Ca/Ca АКБ преобладают над недостатками. Но при стационарно заряде особенности их физико-химических свойств необходимо учитывать, иначе получим прогрессирующий недозаряд, негативный опыт и скидку при покупке нового аккумулятора со сдачей в утиль старого, который, кстати, можно было восстановить, снизив тем самым нагрузку на собственный кошелёк и экологию планеты.
Плотность электролита в аккумуляторах следующая:
- Тюмень Premium 6СТ-60LA — почти 1.30 граммов на кубический сантиметр,
- Tubor Titan Arctic 62.1VL — 1.30,
- Space 6СТ-60VLA — чуть выше 1.30,
- АкТех Зверь ЗВ-60-3-L 6СТ-60L3У — 1.31,
- Decus Hard 6СТ-60AH VL — 1.30,
- АКОМ Reactor 6СТ-62VL — 1.30.
Для определения фактической ёмкости осуществим разряд по ГОСТ током 3 А до напряжения под нагрузкой 10.5 В зарядными устройствами Кулон-912. Температура в лаборатории 26.6 градусов Цельсия, такая же, как при тесте ёмкости 20-часового разряда шести АКБ зарубежных брендов. Благодаря этому, мы сможем сравнить ёмкость 12 аккумуляторов и сделать объективные выводы.
Через час после завершения разряда всех аккумуляторов, имеем следующие напряжения разомкнутой цепи (НРЦ).
Самое высокое НРЦ у единственного среди испытуемых гибрида АкТех Зверь ЗВ-60-3-L 6СТ-60L3У. Причина проста, — осталось много непрореагировавшей в токообразующей реакции Гладстона-Трайба кислоты. Эта АКБ — единственная из шести, чья фактическая ёмкость не дотянула до паспортной. Остальные пять показали просто прекрасные результаты.
Что интересно, самую высокую ёмкость показали самые старые, долго хранившиеся на складе АКБ — Tubor Titan Arctic 62.1VL и Space 6СТ-60VLA. У них же самый высокий процент превышения фактической измеренной ёмкости над паспортной. ЗУ Бережок-V1 прекрасно справилось с восстановлением ёмкости современных кальциевых аккумуляторов после сульфатации от длительного саморазряда.
Вторая по лёгкости АКБ Тюмень Premium 6СТ-60LA показала, в силу своей малой массы, самый высокий удельный пусковой ток, но при этом самую большую просадку под нагрузочной вилкой 200 ампер. Её ток холодной прокрутки (ТХП) и ёмкость 20-часового разряда самые низкие из числа трёх АКБ с состоянием здоровья (SoH, state of health) 100%, т.е. с измеренным пусковым током не ниже паспортного. Эти 3 АКБ самые свежие и не пострадали от саморазряда при хранении.
Мы уже писали, что Тюмень Premium 6СТ-60LA, будучи полностью кальциевой, имеет конструкцию, характерную для гибридной, что отражено в буквенном индексе маркировки: L — малый расход воды при эксплуатации, VL — очень малый.
На данном этапе создаётся впечатление, что производители Titan Arctic и Space заложили в них приоритет ёмкости над пусковым током. Это весьма разумно, так как в условиях низких температур приходится много пользоваться предпусковыми подогревателями, которые разряжают аккумулятор до запуска двигателя. Высокая ёмкость аккумуляторной батареи на Севере может спасти жизнь в случае отказа генератора или двигателя: имеется резерв, чтобы питать системы подачи топлива и зажигания, световые приборы, средства связи и обогрева салона и проследовать до нужного места или дождаться помощи.
Победителем по ёмкости и ТХП стал тяжёлый, второй по массе после Titan Arctic, аккумулятор Decus Hard 6СТ-60AH VL.
Насколько восстановятся пусковые характеристики ТХП трёх пострадавших от длительного хранения АКБ после КТЦ, — контрольно-тренировочного цикла, увидим после заряда. А пока измерим экспресс-тестером параметры разряженных батарей.
Самые высокие пусковой ток по экспресс-тестеру и НРЦ в разряженном состоянии у АКОМ Reactor и АкТех Зверь, самые низкие у Tubor Titan Arctic и Decus Hard. Эта корреляция может быть связана со спецификой работы тестера, нагружающего аккумулятор небольшим током, который в состоянии обеспечить даже сильно разряженная АКБ. Ставим на заряд.
В начале заряда адаптивными ЗУ Бережок-V1 видим ту же картину токов, что и по тестеру. Где тестер показал больше, там и ЗУ даёт больший ток. Вот почему измерять внутреннее сопротивление разряженных АКБ имеет смысл. Оно показывает, насколько эффективно и оперативно аккумулятор будет восполнять основной заряд.
Все АКБ полностью заряжены и простояли три дня под буфером. Измерим плотность электролита:
- Тюмень Premium 6СТ-60LA — чуть выше 1.29,
- Tubor Titan Arctic 62.1VL — 1.30,
- Space 6СТ-60VLA — чуть выше 1.30,
- АкТех Зверь ЗВ-60-3-L 6СТ-60L3У — 1.31,
- Decus Hard 6СТ-60AH VL — 1.30,
- АКОМ Reactor 6СТ-62VL — 1.30.
Характеристики тока холодной прокрутки улучшились только у АКБ АкТех Зверь , и то всего на 0.33 процента. Это связано с тем, что ночью температура в помещении была 24.5 градусов Цельсия. Температура снизилась, полезная ёмкость и пусковой ток тоже. Это свойственно всем свинцово-кислотным аккумуляторам.
Как видим из сравнения фактических значений с паспортными и их динамики в ходе ввода в эксплуатацию, пусковой ток аккумуляторов страдает от длительного хранения в большей степени, чем ёмкость, которая хорошо восстанавливается полным 100% стационарным зарядом.
Выводы
Из сводной таблицы видно, что самая низкая цена у Тюмень Премиум , у неё же самая высокая просадка под нагрузочной вилкой. И самая низкая ёмкость после гибридного Зверя, который пострадал от длительного для такого типа АКБ хранения.
Зато следующая по цене АКБ Space , производства Тюменского завода ЗАО МПКФ «Алькор», самая лёгкая из тестируемых сегодня, выдала высокую ёмкость 20-часового разряда, на втором месте после Tubor Titan Arctic , несмотря на то, что тоже долго хранилась без подзаряда. Однако её внутреннее сопротивление самое высокое, пусковой ток самый низкий, ниже паспортного.
Мы продолжаем искать свежий экземпляр Tubor Titan Arctic, чтобы сравнить результаты его теста с представленным здесь хранившимся полтора года.
Самый лучший показатель под нагрузочной вилкой и вторые места по пусковому току и ёмкости проявил елабужский аккумулятор Decus Hard . И по массе, и по цене он на втором месте.
Самое низкое внутреннее сопротивление и самый высокий ток холодной прокрутки у АКОМ Reactor . Ёмкость тоже весьма достойна, цена чуть ниже, чем у Decus Hard, а масса значительно ниже. Мы уже знаем, что Жигулёвский завод АКОМ имени Н.М.Игнатьева использует передовые технологические достижения концерна EXIDE, позволяющие при экономии свинца и снижении нагрузки на экологию планеты достигать высоких характеристик АКБ.
Из показаний приборов следует, что цена аккумуляторной батареи из числа 6 рассмотренных действительно отражает её полезные эксплуатационные характеристики.
Во всех областях жизнедеятельности человечества есть люди, любящие доказывать, что так не бывает, мол, любая цена — маркетинговая ложь. Но в этом исследовании мы не собираемся оскорбить чьих-либо чувств, а просто приводим показания приборов и цифры из документов о покупке аккумуляторов.
Также результаты тестов показывают, что гибридные аккумуляторы Calcium+, они же Ca/Sb, по сути отжили своё, проигрывая по всем показателям полностью кальциевым Ca/Ca аккумуляторам, в том числе тем, конструкция которых «гибридная», а пластины «кальциевые». Их имеет смысл ставить только на устаревшие автомобили с низким напряжением бортовой сети, помня, что даже при этом низком напряжении придётся часто контролировать уровень электролита и доливать дистиллированную воду.
Потому в следующий раз давайте хорошенько подумаем, прежде чем слушаться советчика, говорящего: «Бери гибрид, кальциевые плохие». Любая аккумуляторная батарея плохая, если вовремя не производить стационарный заряд, в том числе, при вводе в эксплуатацию.
Судя по отзывам в Интернете, большинство автомобилистов производить правильный полный заряд современных кальциевых АКБ не умеют, либо имеют зарядные устройства с «сурьмянистыми» или «гибридными» предустановками, которые невозможно изменить без вмешательства в конструкцию.
Статья написана в сотрудничестве с автором экспериментов и видео — Аккумуляторщиком Виктором VECTOR.
Устройство, назначение и функционал аккумулятора
Основная функция аккумулятора – подавать электричество на свечи зажигания для запуска двигателя. Также работает как стабилизатор напряжения и дополнительного источника питания для электрических приборов при выключенном двигателе.
Аккумулятор — электрохимический прибор, он не хранит электрическую энергию, а производит ее в результате реакции химических элементов. Два разнородных металла в виде пластин помещаются в кислотную среду. При подключении потребителей электроэнергии, между пластинами возникает разность потенциалов, и вырабатывается электрический ток.
Основная функция аккумулятора – подавать электричество на свечи зажигания для запуска двигателя. Также он работает как стабилизатор напряжения и дополнительного источника питания для электрических приборов при выключенном двигателе. Количество электроэнергии, которую аккумулятор производит — ограничено.
Назначение:
• Двигатель не работает. Подает электрический ток на источники света, радио и другие электрические системы.
• Двигатель заводится. Электрический ток от аккумулятора подается на свечи зажигания, чтобы запустить двигатель.
• Двигатель запущен. Аккумулятор действует как стабилизатор напряжения, когда генератор выдает напряжение больше требуемого. В случае, когда генератор не справляется с нагрузкой, аккумулятор восполняет недостаток напряжения и используется как альтернативный источник питания для электрических приборов.
Демо-пример курса от Учебного Центра auto3n:
Учебный центр Auto3N представляет курсы для обучения специалистов по продаже автозапчастей. Пройдите вебинары, тренинги и электронные курсы, и проверьте знания по тестам.
Устройство аккумулятора
Полярность
Аккумуляторы, произведенные в разных странах, отличаются по расположению положительных и отрицательных клемм. Если установить на автомобиль аккумулятор с обратным расположением клемм, то можно повредить батарею и электрические системы автомобиля.
Срок эксплуатации и циклы заряд-разряд.
Срок эксплуатации аккумулятора определяется количеством циклов заряд-разряд, а не временем. Единого срока эксплуатации аккумуляторов нет, производители указывают срок эксплуатации, исходя из технических характеристик конкретно этой модели аккумулятора. Этот показатель зависит от условий эксплуатаций: чем глубже разряжается батарея, тем меньше циклов возможно воспроизвести.
Характеристики циклов заряд-разряд приводятся до момента сохранения 60% изначальной емкости. Например, производитель приводит количество циклов 600 при 60% разряде. Значит, через 600 идеальных циклов заряд-разряд (т.е. при температуре 20С) полезная емкость аккумулятора будет 60% от начальной. При такой потере емкости уже рекомендуется замена аккумулятора.
Для AGM аккумуляторов срок службы обычно указывается 12 лет и максимальное число циклов 1200 при разряде на 20%. В год получается 100 таких циклов, в месяц — около 8.
Срок службы свинцово-кислотных аккумуляторов варьируется от 300 до 3000 циклов.
Рекомендуется не превышать степень обычного разряда аккумулятора более чем на 20-30%, а глубокого – на 70%.
Особенности работы аккумулятора в зимнее время.
При холостом режиме зимой, например, в пробке, аккумулятор быстро разряжается. Фары, вентиляторы, обогреватели стекол забирают больше тока, чем вырабатывает генератор. Поэтому на 30 минут в пробке нужно 20 минут езды, чтобы восстановить аккумулятор.
Признаки неисправной батареи:
• Преждевременное снижение уровня электролита. Означает, что пластины сульфатируются, и во время зарядки вода в электролите превращается в отдельные газы водорода и кислорода.
• Чрезмерная коррозия кабелей или соединений аккумуляторной батареи. Коррозия более вероятна, если батарея сульфатирована. Когда батарея заряжается, кислотные пары вытесняются из вентиляционных отверстий и оседают на кабелях аккумулятора, иногда на отсек под аккумулятором.
• Двигатель работает медленней нормального режима. Когда емкость батареи снижается из-за износа или повреждения, аккумулятор не может обеспечить необходимый ток для запуска двигателя, особенно в холодную погоду.
Причины поломок аккумуляторов:
1. Низкий уровень электролита. При низком уровне электролита сульфаты затвердевают и сопротивляются химическому действию. Уровень электролита снижается из-за утечек в корпусе, превышения мощности при зарядке или редкому сервису – редко доливали воду.
2. Вибрация. Аккумулятор удерживается на месте дополнительными креплениями, который предотвращает вибрацию. Чрезмерная вибрация ослабляет соединения, повреждает корпус и внутренние компоненты.
3. Полный цикл заряда-разряда. Не следует допускать полной разрядки аккумулятора. Повторяющиеся циклы полной разрядки и полной зарядки аккумулятора ведут к потери активных веществ с положительной пластины и снижает срок эксплуатации аккумулятора.
4. Коррозия. Пары электролита и конденсат от выделения газа из электролита приводит к коррозии выводов аккумулятора, клемм и соединений. Коррозия увеличивает электрическое сопротивление, создает утечку тока и снижает эффективность зарядки.
5. Чрезмерная зарядка. При чрезмерной зарядке образуются пузырьки газов и аккумулятор может «вскипеть». Газообразование снижает количество активных веществ в пластинах и способствует быстрому расходу воды. При это выделяется тепло, которое деформирует пластины.
6. Высокая температура. Тепло от чрезмерной зарядки или от двигателя уменьшает рабочий срок аккумулятора.
Аккумулятор автомобильный.
Аккумулятор автомобильный — это одна из важнейших деталей машины. В электрической системе он выполняет роль источника энергии. Назначение аккумуляторной батареи в автомобиле:
- подача энергии на стартер для запуска двигателя;
- обеспечение током электроприборов при заглушенном двигателе;
- совместно с генератором питание электроприборов при заведенном двигателе.
Устройство автомобильного аккумулятора.
- корпус, внутри которого залит электролит;
- положительный контактный вывод;
- отрицательный контактный вывод;
- положительная пластина (анод);
- отрицательная пластина (катод);
- пробка, внутри которой заливная горловина (есть не у всех современных аккумуляторов).
Устройство автомобильного аккумулятора таково, что в корпусе аккумуляторной батареи последовательно соединены шесть аккумуляторов. Корпус батареи изготовлен из диэлектрического материала, стойкого к воздействию кислот. Каждый из шести элементов батареи состоит из чередующихся электродов противоположной полярности, покрытых активным веществом. Аноды и катоды изолированы друг от друга пластиковыми сепараторами.
Электроды современных необслуживаемых батарей изготовлены из свинцово-кальциевого сплава. Такая конструкция позволяет избежать излишних действий по поддержанию стабильной работоспособности автомобильного аккумулятора в течение срока службы благодаря пониженному уровню саморазряда (т. е. потери 50% емкости батареи в течение полутора лет) и очень низкий расход воды — всего 1 г/Ач.
Иногда встречаются более дешевые гибридные автомобильные аккумуляторы. Их отличие в том, что положительный электрод изготовлен из сплава свинца и сурьмы, а отрицательный также свинцово-кальциевый. Они также считаются необслуживаемыми, но требуют чуть больше внимания из-за того, что вода расходуется до двух раз быстрее.
В процессе зарядки батареи в электролите образуются газы, для отвода которых предусмотрена система вентиляции. Газоотводы от каждого элемента соединяются в центральной системе, из которой газы выходят в атмосферу.
Современные автомобильные аккумуляторы оснащены индикаторами заряда. В зависимости от уровня плотности электролита цвет «глазка» меняется — чёрный означает низкий заряд, желтый — недостаточная степень зарядки, зелёный говорит о том, что батарея полностью заряжена.
Принцип работы авто аккумулятора.
Принцип работы авто аккумулятора очень прост, работа автомобильного аккумулятора происходит циклически — при разряде энергия, выделяющаяся в результате химической реакции преобразуется в электрическую, а в процессе зарядки электричество вызывает обратную реакцию, и энергия накапливается.
Авто аккумулятор разряжается при подключении электрооборудования автомобиля — фар, стартера и других электроприборов. В этом режиме происходит взаимодействие электродов, покрытых активным веществом (диоксидом свинца покрыты положительные и губчатым свинцом — отрицательные) с электролитом. В результате этой реакции выделяется сульфат свинца и вода, которая разбавляет электролит и уменьшает его плотность.
После того, как двигатель начинает работать, генератор вырабатывает электрический ток, под воздействием которого сульфат свинца превращается в свинец, серную кислоту и двуокись свинца. Содержание кислоты в электролите растет, и его плотность повышается. Точно такой же процесс происходит при заряде аккумулятора от зарядного устройства.
В среднем срок службы автомобильного аккумулятора около 4-5 лет, но он сильно зависит от условий эксплуатации. Технологии производства батарей совершенствуются, что позволяет улучшить эффективность аккумуляторов и увеличить срок его работоспособности.
Схема автомобильного аккумулятора и его технические параметры.
Технические параметры автомобильного аккумулятора включают в себя такие понятия как: номинальная емкость, измеряемая в ампер-часах (Ач), означает, сколько энергии отдаёт полностью заряженный аккумулятор при непрерывном разряде в течение двадцати часов. Например, если на батарее написано, что его емкость составляет 50 Ач, то это значит, что он может отдавать ток силой 2,5 А на протяжении двадцати часов.
Также существует неофициальный показатель, который называется резервная емкость. Она измеряется в минутах, и показывает. В течение какого времени авто аккумулятор может без помощи генератора выдавать ток в 25 А. Считается, что качественная батарея при падении напряжения до 10,5 В должен сохранять работоспособность в таком режиме не менее 1,5 часов.
Номинальное напряжение авто аккумулятора, предназначенного для легкового автомобиля, составляет 12 В. Оно складывается из напряжения отдельных элементов батареи.
Ещё один важный параметр батареи — ток холодной прокрутки. Его значение показывает, ток какой силы способен отдавать авто аккумулятор в течение 10 секунд с напряжение не ниже 7,5 В при температуре -18 градусов Цельсия. Чем выше значение этого показателя — тем легче запуск двигателя в зимнее время.