Хромирование деталей своими руками
Хромирование деталей своими руками
Способы хромирования деталей в домашних условиях
Автомобиль и мотоцикл уже давно перестали быть просто средством передвижения. Автоконцерны находятся в погоне за красотой, стараясь обогнать конкурентов, и это неспроста. Эстетика внешнего вида машины стала ровней техническим характеристикам, поэтому в ход идут самые уникальные элементы дизайна. Хромирование — один из популярных видов преображения различных автомобильных деталей, причём сейчас такое изменение делают практически в каждой СТО. Единственная проблема — это высокая цена, поэтому часто возникает вопрос о том, как сделать хромирование своими руками.
Особенности хромирования
Хоть хромирование и способно в один момент изменить внешний облик мотоцикла или автомобиля, эта процедура довольно сложная и опасная. Связано это с использованием специальной гальванической ванны и серьёзных реактивов, которые могут нанести вред здоровью, если не следовать инструкциям. Все химические и физические превращения должны происходить под чётким контролем мастера, даже если процедуру проводят в домашних условиях. Поэтому важно перед началом ознакомиться со всей теоретической базой. С тех пор как хромировать металл в домашних условиях стало трендом, появилась масса самых различных методов.
Нанесение хрома — это физико-химический процесс, который протекает после того, как деталь обрабатывают в гальванической ванне. На изделие накладывается тонкий слой металлического хрома, который практически мгновенно застывает. В итоге легко получить кузовную деталь с блестящей поверхностью и стойкостью к внешним повреждениям. Хромирование значительно повышает физические, химические и декоративные характеристики, поэтому его часто используют на нижних частях транспортного средства, которые подвергаются воздействию внешней среды.
Подготовка к процедуре
Процесс окрашивания занимает много времени, требует точности выполнения всех этапов и подготовки оборудования для хромирования деталей. Кроме того, потребуются специальные инструменты, но если хочется сэкономить деньги и сделать всю работу самостоятельно, тогда эти «мелкие» нюансы не помешают.
Первый этап — это поиск подходящего помещения, в котором будет происходить процесс нанесения хрома на детали. Подбирать его необходимо тщательно, учитывая все необходимые параметры. Помещение должно быть хорошо освещено, обогреваться или иметь постоянную комнатную температуру. Важно учитывать, чтобы присутствовала вентиляция и была полная воздушная изоляция со стороны улицы. Это необходимо для того, чтобы обезопасить детали от попадания мусора на окрашенную поверхность.
Второй этап подготовки к окрашиванию включает подготовку личных средств защиты. Нельзя использовать вещи или ткани для защиты своего тела. Обязательно должны быть такие детали защиты, как:
- респиратор;
- защитные очки;
- перчатки;
- фартук.
Использование защитных средств позволит долгое время не отрываться от процесса работы и сохранить своё здоровье.
Третий этап требует предусмотреть заранее утилизацию всех отходов, которые будут получены в технологическом процессе окрашивания автомобильных деталей.
Подготовка установки для окрашивания
Хромирование пластика в домашних условиях подразумевает использование специальной гальванической ванны, в которой протекают химические и физические реакции. Это устройство состоит из нескольких частей, поэтому не составит труда собрать его своими руками.
Гальваническая ванна состоит из следующих элементов:
-
Контейнер подбирается с учётом объёма ёмкости для выполнения хромировки.
- В качестве ёмкости чаще всего используют обычную стеклянную банку на три литра.
- Для качественного протекания процесса электролиза необходим деревянный ящик с утеплёнными стенками. По сути, эта часть должна напоминать по своим характеристикам термос. Создать деревянный ящик, который будет сохранять тепло, получится, если использовать в качестве утепления стекловату, минеральную вату, стеклоткань или песок.
- Понадобится замерять постоянно температуру, поэтому лучше всего иметь контактный термометр, прикрепить его к установке, автоматизируя технологический процесс.
- ТЭН необходим для нагрева и поддержания постоянной температуры. Мощность прибора подбирается в соответствии с требованиями и объёмами ванны.
- Из деревянной плиты или фанеры изготавливается герметизированная крышка.
- Обрабатываемое изделие в процессе хромирования подключается к источнику электрического тока на минусовой контакт, поэтому потребуются провода. Анод при этом погружается в электролитический раствор и подключается к плюсовому контакту. Провод, который будет присоединяться непосредственно к обрабатываемой детали, лучше всего оснастить «крокодилом» для лёгкого подключения.
Дополнительно понадобится продумать систему аналогичную обычному крану. Такое устройство необходимо, чтобы аккуратно и равномерно опускать деталь в гальваническую ванну. Только так получится добиться нанесения ровного слоя хрома без дефектов.
Подбор источника питания
Детали покрывают слоем хрома при использовании постоянного тока. В специализированных сервисах для этого установлены специальные источники питания с постоянным током. Самодельная сборка устройства для хромирования должна соответствовать аналогичным параметрам. Основные требования включают:
-
Источник питания, который используется в процессе хромирования, должен быть оснащён системой регулировки выходного напряжения. Самый простой вариант создания регулятора — это использование обычного реостата.
- Сечение проводки должно иметь максимальную пропускную способность тока. Даже если оборудование небольших размеров, сечение проводки должно равняться 6,25 мм.
- Устройство, собранное своими руками, должно включать термометр, но многие используют терморегулятор. Это значительно упрощает работу, повышая точность замера температуры, но подобный элемент требует наличия соответствующей электронной схемы.
Только благодаря правильному подбору источника питания получится провести процесс электролита и нанести слой хрома на изделие.
Правила приготовления электролита
Если есть твёрдая уверенность и желание провести процесс химического хромирования в домашних условиях, а не обратится за помощью к специалистам, значит, потребуется подготовить, кроме гальванической ванны, ещё и электролитический раствор. Для создания этого раствора потребуется найти следующие компоненты:
- серная кислота — 2,5 г/л;
- хромовый ангидрид — 250 г/л.
Оба вещества довольно опасные, поэтому все работы проводят в специальном защитном костюме. Сам процесс приготовления электролитического раствора делят на несколько этапов:
-
Первым делом гальваническая ванна наполняется наполовину водой. Рекомендуется использовать дистиллированную воду. Если используется обычная вода, то она предварительно доводится до кипения и настаивается в течение суток. Таким образом весь известковый осадок и мусор оседают на дно ёмкости, и вода становится подходящей для приготовления раствора.
- Вода должна быть подогрета до 60 градусов по Цельсию. Только при такой температуре разрешается засыпать хромовый ангидрид, постоянно его размешивая.
- В некоторых случаях химическая реакция приводит к уменьшению воды в ёмкости, но разрешается доливать её до требуемого уровня.
- После тщательного размешивания хромового ангидрида заливается серная кислота.
- Готовый раствор обязательно должен быть подвергнут «проработке». Этот термин используется специалистами при обозначении воздействия тока на раствор. Обычно электрический ток пропускается через него в течение 3,5 часов. Сила тока во время «проработки» должна быть равна 6,5 А на литр химического раствора. Знание технических характеристик перед началом процедуры поможет без проблем определить объём электролита.
- Если все действия были выполнены правильно, химический раствор приобретёт тёмно-коричневый цвет. После этой процедуры его необходимо вынести на сутки в прохладное и тёмное место.
Подготовка обрабатываемой детали
Качество и долговечность нанесённого слоя хрома зависит от подготовки окрашиваемой детали. Хромированная поверхность должна идеально удовлетворять все требуемые параметры очистки. Этим можно заняться пока готовый раствор отстаивается после «проработки» электрическим током.
Очистка и обезжиривание
Металлическая деталь должна быть полностью очищена от любого мусора, лакокрасочного покрытия, грунтовки, ржавчины и т. д. Отнестись к этому этапу подготовки следует с особым вниманием, ведь от этого зависит качество хромирования. Даже если деталь подвергалась частой покраске, справиться с этим поможет наждачная бумага или специальная шлифовальная машина. При использовании абразивных насадок или жёстких дисков аналогичных наждачной бумаге очистить поверхность металлического изделия не составит труда. Шлифовальная машина поможет даже сгладить все царапины и сколы, сделав поверхность идеально ровной.
После того как поверхность полностью очищена от грязи и краски, следует перейти к обезжириванию. От качества этой процедуры также зависит качество нанесения слоя хрома.
Обезжиривание — это приготовление специального раствора, который включает следующий компоненты:
- гидроокись натрия — 150 г/л;
- кальцинированная сода — 50 г/л;
- силикатный клей — 5 г/л.
После замешивания раствора для обезжиривания деталей он нагревается до температуры 80−90 градусов по Цельсию. Изделия в нём выдерживаются в течение 20 минут, но если поверхность отличается сложным рельефом или сильно загрязнена, то время увеличивается до 1 часа.
Процесс хромирования
После того как гальваническая ванна была подготовлена, химический раствор отстаивается, а детали уже ждут своего часа, остаётся только разобраться с тем, как захромировать деталь в домашних условиях. Первым делом необходимо достать химический раствор из прохладного помещения и подогреть его до 53−55 градусов по Цельсию. Эту температуру необходимо поддерживать на протяжении всего процесса окрашивания. Анод помещается в раствор, и только после этого изделие опускается на кронштейне в электролит. Дальше необходимо дождаться момента, когда температура детали и раствора будет одинаковой, и подать на анод электрическое напряжение.
После процедуры хромирования изделие достают из раствора и помещают на 2,5 часа в специальную печь для термической обработки. В основном дополнительную обработку нужно делать для высыхания и схватывания хрома с поверхностью алюминия, хотя многие утверждают, что термическая обработка значительно повышает твёрдость покрытия и делает её более стойкой.
Декоративное хромирование — это сложный процесс, который требует досконального изучения всего теоретического материала и просмотра видеоурока на эту тему. В первый раз лучше всего работу выполнять на опытном образце, чтобы отточить весь процесс на практике, и только потом переходить к окрашиванию требуемых деталей.
Набор необходимых советов и правил помогает избежать массы проблем, которые связаны с дефектами наложения слоя хрома. Например, если блеск хрома слабый или отсутствует, то это свидетельствует о малом количестве хромового ангидрида или серной кислоты в растворе. Ещё одна распространённая проблема — это отслаивание хромого слоя. Такая проблема возникает при нестабильном напряжении или падении температуры во время обработки изделия.
Хромирование — это красивый способ преобразить своё транспортное средство и сделать его на дороге действительно уникальным и привлекательным. В самом процессе нет ничего сложного, если следовать всем правилам приготовления химического раствора. Главное — это не забывать о технике безопасности и использовании защитного костюма.
Технология хромирования в домашних условиях
Любой умелец стремится самостоятельно освоить множество самых разных видов работ, а значит, ему будет интересно, [как выполнить хромирование в домашних условиях] самых разных деталей и материалов, произведенных на основе металла или пластика.
Особенно эта технология актуальна для тех, кто имеет свой собственный автомобиль и хочет, чтобы он всегда имел привлекательный внешний вид.
Если самостоятельно освоить процесс хромирования, то можно будет сэкономить значительную сумму денег и обойтись без посещения автосервиса.
1 – стеклянная емкость (банка), 2 – анод (или аноды), 3 – хромируемая деталь (катод), 4 – раствор электролита.
Конечно, для того чтобы выполнить хромирование в домашних условиях потребуется определенное химическое оборудование, которое также можно сделать своими руками.
В автосервисах предлагают профессиональное хромирование деталей из пластика и металла, дисков, однако стоит такое удовольствие приличную сумму денег.
Технология, по которой проводится данный процесс, достаточно простая и не требует каких-то специфических познаний.
Также при правильном подходе в домашних условиях можно провести гальваническое, а также каталитическое хромирование, кроме этого, выполнить никелирование как дисков, так и деталей из пластика.
Некоторые особенности
Как правило, хромированию подвергаются как пластиковые детали, так и изделия, выполненные из металла, в том числе и хромирование дисков.
Данный процесс, в том числе и каталитическое хромирование, несмотря на некоторую специфику и нюансы, сможет своими руками сделать каждый домашний умелец.
В первую очередь, перед проведением своими руками хромирования, необходимо определиться с местом проведения работы.
Для данного процесса следует подобрать хорошо вентилируемое пространство, так как придется много работать с самыми разными химическими реагентами, воздействие которых может плохо сказаться на здоровье.
Наиболее оптимальным местом в этом случае может стать гараж либо просторная подсобка.
Хромирование при определенных условиях можно провести и на балконе в квартире, конечно, если он имеет достаточную площадь.
Также необходимо подумать и о средствах защиты. Рекомендуется для этих целей использовать фартук, защитные очки, а также респиратор и обязательно резиновые перчатки.
Следует подготовить и все необходимое оборудование и, в первую очередь, емкость.
В качестве емкости под хромирование можно использовать обычную трехлитровую банку или небольшое пластмассовое ведро.
Если детали имеют сложную конфигурацию и большие размеры, то и соответственно емкость должна быть более объемной и вместительной.
Также следует подготовить ящик из дерева, предварительно изолированный стеклотканью и утепленный песком.
Так как процесс подразумевает работу при высоких температурах, придется подумать и о нагревательном элементе.
Для этих целей можно использовать самый обыкновенный ТЭН. Под рукой следует иметь термометр, который оснащен шкалой до ста градусов по Цельсию, а также лист фанеры.
Для хромирования в домашних условиях следует приобрести специальный зажим, а также кронштейн для крепления обрабатываемых деталей.
Для проведения необходимой работы потребуется гальваническая установка, которая собирается своими руками из вышеуказанных элементов.
На видео, которое размещено ниже, подробно рассказано о том, как самостоятельно провести хромирование деталей, выполненных из пластика.
Подготовка к хромированию
Как правило, в большинстве случаев выполняется гальваническое хромирование, и для того, чтобы его провести самостоятельно, придется собрать определенное оборудование.
Для начала следует снять с плотной кисти щетину и обмотать ее свинцовым проводом.
После этого изготавливается специальная кисть, а для этого потребуется оргстекло. Готовая кисть должна иметь пустой корпус, который впоследствии можно будет заполнить электролитом.
В качестве источника тока потребуется приобрести достаточно мощный трансформатор, к которому в особой последовательности необходимо будет подсоединить анод и катод.
Источником тока может послужить и обычный аккумулятор от автомобиля, однако в этом случае придется несколько изменить схему установки.
Далее к предварительно изготовленной кисти следует подсоединить диод. Его анод подсоединяется к кабелю, идущему от понижающей обмотки трансформатора.
В свою очередь катод будет крепиться к самой детали, которая подлежит хромированию. В том случае, если источником питания выступает аккумулятор от автомобиля, то из схемы изымается диод.
Далее готовится установка непосредственно под выполнение хромирования, и готовится раствор, в котором необходимо будет в обязательном порядке обработать каждую деталь.
Для его приготовления необходимо взять в определенных пропорциях натру, силикатный клей и кальцинированную соду. Все компоненты разбавляются в обыкновенной воде и тщательно перемешиваются.
После этого полученный состав нагревается до температуры кипения и только после этого в него помещаются заготовки.
Данный раствор помогает быстро и эффективно обезжирить пластиковую или металлическую поверхность у обрабатываемой детали.
Также детали перед началом хромирования тщательно очищаются от грязи и всевозможных окислов.
После того как будут проведены все предварительные процедуры и подготовлено все необходимое оборудование, необходимо надеть защитную спецодежду и можно приступать к выполнению работы своими руками.
Данная процедура, так же как и никелирование, требует аккуратности и строго выполнения технологии.
Выполнение хромирования
Хромирование металлических пластиковых деталей начинают с того, что их соединяют с трансформатором посредством провода.
Далее берут предварительно изготовленную кисть, также соединенную с источником питания, и заливают в нее необходимое количество электролита.
После этого на поверхность обрабатываемого материала следует аккуратно и максимально равномерно нанести слой электролита, при этом кисть следует перемещать плавными движениями вверх и вниз.
Следует определиться со слоем наносимого покрытия и лучше сделать его достаточно толстым. Это обеспечит качественное хромирование и гарантирует то, что в ближайшее время он не слезет.
Специалисты рекомендуют проходить по одному месту кистью на поверхности обрабатываемой детали до тридцати раз.
При выполнении работ следует постоянно контролировать кисть на предмет наличия в ней электролита и при необходимости добавлять его.
Выполняемое таким образом гальваническое хромирование металлических дисков или пластиковых деталей позволит нанести качественное покрытие самостоятельно.
После того как будет закончена работа с электролитом, все обрабатываемые детали необходимо тщательно промыть в проточной воде.
Далее им дают высохнуть, после чего при помощи куска плотной материи полируют до появления качественного блеска.
Хромирование деталей и дисков считается достаточно опасной процедурой, так как работа выполняется с химически активными веществами, которые могут нанести определенный вред здоровью.
В случае попадания используемого раствора на кожные покровы, можно получить достаточно серьезный ожог.
Кроме этого, при неаккуратном использовании электролита может наступить химическое отравление организма, что также очень опасно для здоровья человека.
Всю работу следует выполнять только в защитных средствах, используя резиновые перчатки и респиратор. Следует помнить и то, что не все металлические диски и детали поддаются хромированию.
В некоторых случаях для того, чтобы нанести декоративное покрытие, приходится выполнять никелирование, предварительно покрыв заготовку тонким медным слоем.
Более подробно о том, как самостоятельно провести хромирование деталей из пластика или дисков, рассказано на видео, которое размещено ниже.
Советы и рекомендации
Очень часто придать металлической детали привлекательный внешний вид помогает никелирование, которое также может быть выполнено своими руками.
По своей сути никелирование чем-то напоминает хромирование, однако данный метод подразумевает использование не электролита, а специально приготовленный состав.
Оба метода покрытия поверхностей защитным слоем популярны у автолюбителей.
За счет хромирования различные детали приобретают свойство отражать солнечный свет, однако с течением времени данная способность постепенно утрачивается.
Чтобы избежать этого, за хромированной поверхностью следует периодически ухаживать.
Те детали на автомобиле, которые были хромированы, следует мыть только теплой водой с добавлением специальных моющих средств.
После мойки их следует тщательно протереть тряпкой, которая не содержит ворс. Нельзя для мытья автомобиля использовать какой-либо грубый материал, который может повредить поверхность хромированных деталей.
Также следует избегать при мойке машины резких перепадов температур, так как от этого покрытие становится блеклым и теряет свой первоначальный вид.
Рекомендуется после проведения хромирования выполнить антикоррозионную защиту и тщательно отполировать всю площадь поверхности.
Технология хромирования в домашних условиях
Сделать металл более стойким к коррозии, придать поверхностям зеркальный блеск и защиту от легких механических повреждений можно с помощью хромирования. Применение красителей позволяют получить блестящую поверхность деталей любого цвета и оттенка. Хромирование в домашних условиях, как излюбленный метод тюнинга, доступен не только опытным химиками, но и обычным автолюбителям. Покрыть хромовым покрытием можно салонный пластик, колесные диски, а также кузов автомобиля целиком.
Стоит ли игра свеч?
Химическая металлизация – это скрупулезный процесс, требующий точного соблюдения технологии, временных рамок и консистенции реагентов. Если вы хотите получить зеркальное покрытие всех деталей автомобиля (а такие случаи не редкость), то вам стоит задуматься о стилизованной под хром виниловой пленке. Когда вам надоест вид вашего автомобиля, или вы не сможете мириться с особенностями эксплуатации (яркие солнечные лучи, отраженны покрытием, могут слепить окружающих водителей, что повышает риск ДТП), вы сможете удалить пленку. Изначальному ЛКП не будет причинено никакого вреда.
Покупка химического состава и недостающего оборудования нецелесообразна, если поблизости вашего места проживания находится предприятие гальванических покрытий. Зачастую можно заказать хромирование пластика, металлов. Через некоторое время (зависит от загруженности мощностей) вы получите готовые детали.
Впрочем, придать элементам хромовый блеск можно и самостоятельно.
Методы
Для «гаражного» применения подойдут два основных вида обработки:
- метод гальванических ванн;
- метод напыления.
Для использования первого вам потребуются:
- емкость для погружения деталей в химический раствор (желательно эмалированная);
- средства обезжиривания (щелочный раствор);
- электролит. Состав: чистая окись хрома, радикалы и дистиллированная вода (обычная вода имеет повышенную концентрацию солей);
- выпрямитель, способный обеспечить постоянную плотность тока (требуемое значение зависит от площади хромируемой детали);
- анод (свинец);
- измеритель температуры электролита;
- медные провода для подвешивания катодов (хромируемый металл) и подачи тока.
Для хромирования металлических деталей, пластика методом напыления вам потребуются:
- базовый слой краски (поверхность должна быть однородной);
- газовая горелка или химический раствор для создания адгезии;
- хромирующий состав;
- средства для распыления (краскопульт с компрессором, электрический краскопульт). Возможно применение мини-мойки;
- большое количество дистиллированной воды, смачиватель;
- обезжиривающий состав.
Технология гальванических ванн
- подготовительный процесс. Предварительно металл нужно зачистить, удалив с поверхности остатки старой краски, ржавчины, грязи. Отдельное внимание стоит уделить обезжириванию (качественная металлизация невозможна после удаления отложений жира обычным разбавителем или ацетоном). Пропорция смешиваемых реагентов для электролита зависит от площади и состава покрываемой детали;
- поместите катод (металл на который подается «–») в готовый электролит (t±52º). После того как температура детали и электролита выровняется, подайте напряжение;
- обработка деталей занимает не менее 20-ти минут. Показатель варьируется в зависимости от качества очистки детали, рельефности и прочих факторов;
- хромированные элементы требуют осушки (минимум 2,5 часа). На протяжении всего процесса к элементу нельзя прикасаться.
Тонкости процесса
Металлизация должна происходить в хорошо проветриваемом помещении (в идеале: принудительная вентиляция вытяжной системой). Испарения в процессе хромирования чрезвычайно вредны для человеческого здоровья. Приступать к приготовлению электролита и обработке деталей можно только в респираторе, защитных очках, прочных прорезиненых рукавицах и фартуке.
В случаи, если вы не имели раньше дела с управлением химическими процессами, первый опыт вряд ли увенчается успехом. Возможен неравномерный блеск детали, отсутствие блеска, коричневые пятна, образование раковин, отслоение и прочие дефекты. Испытания процесса на опытном образце поможет вам скорректировать возможные погрешности.
Хромировать таким методом можно не только металл, но и пластик. Металлизация диэлектриков требует внесения некоторых поправок в технологию.
Уделите большое внимание правильной утилизации «отработки».
Хромирование напылением
Нюансы
Металлизация должна производиться в вентилируемом помещении с применением всех средств индивидуальной защиты.
Пылинки и мусор с поверхности можно сдуть потоком воздуха. Не прикасайтесь к элементу до момента его полного высыхания!
Химические растворы и средства нанесения находятся в свободном доступе.
Способы хромирования деталей в домашних условиях
Автомобиль и мотоцикл уже давно перестали быть просто средством передвижения. Автоконцерны находятся в погоне за красотой, стараясь обогнать конкурентов, и это неспроста. Эстетика внешнего вида машины стала ровней техническим характеристикам, поэтому в ход идут самые уникальные элементы дизайна. Хромирование — один из популярных видов преображения различных автомобильных деталей, причём сейчас такое изменение делают практически в каждой СТО. Единственная проблема — это высокая цена, поэтому часто возникает вопрос о том, как сделать хромирование своими руками.
Особенности хромирования
Хоть хромирование и способно в один момент изменить внешний облик мотоцикла или автомобиля, эта процедура довольно сложная и опасная. Связано это с использованием специальной гальванической ванны и серьёзных реактивов, которые могут нанести вред здоровью, если не следовать инструкциям. Все химические и физические превращения должны происходить под чётким контролем мастера, даже если процедуру проводят в домашних условиях. Поэтому важно перед началом ознакомиться со всей теоретической базой. С тех пор как хромировать металл в домашних условиях стало трендом, появилась масса самых различных методов.
Нанесение хрома — это физико-химический процесс, который протекает после того, как деталь обрабатывают в гальванической ванне. На изделие накладывается тонкий слой металлического хрома, который практически мгновенно застывает. В итоге легко получить кузовную деталь с блестящей поверхностью и стойкостью к внешним повреждениям. Хромирование значительно повышает физические, химические и декоративные характеристики, поэтому его часто используют на нижних частях транспортного средства, которые подвергаются воздействию внешней среды.
Подготовка к процедуре
Процесс окрашивания занимает много времени, требует точности выполнения всех этапов и подготовки оборудования для хромирования деталей. Кроме того, потребуются специальные инструменты, но если хочется сэкономить деньги и сделать всю работу самостоятельно, тогда эти «мелкие» нюансы не помешают.
Первый этап — это поиск подходящего помещения, в котором будет происходить процесс нанесения хрома на детали. Подбирать его необходимо тщательно, учитывая все необходимые параметры. Помещение должно быть хорошо освещено, обогреваться или иметь постоянную комнатную температуру. Важно учитывать, чтобы присутствовала вентиляция и была полная воздушная изоляция со стороны улицы. Это необходимо для того, чтобы обезопасить детали от попадания мусора на окрашенную поверхность.
Второй этап подготовки к окрашиванию включает подготовку личных средств защиты. Нельзя использовать вещи или ткани для защиты своего тела. Обязательно должны быть такие детали защиты, как:
- респиратор;
- защитные очки;
- перчатки;
- фартук.
Использование защитных средств позволит долгое время не отрываться от процесса работы и сохранить своё здоровье.
Третий этап требует предусмотреть заранее утилизацию всех отходов, которые будут получены в технологическом процессе окрашивания автомобильных деталей.
Подготовка установки для окрашивания
Хромирование пластика в домашних условиях подразумевает использование специальной гальванической ванны, в которой протекают химические и физические реакции. Это устройство состоит из нескольких частей, поэтому не составит труда собрать его своими руками.
Гальваническая ванна состоит из следующих элементов:
-
Контейнер подбирается с учётом объёма ёмкости для выполнения хромировки.
- В качестве ёмкости чаще всего используют обычную стеклянную банку на три литра.
- Для качественного протекания процесса электролиза необходим деревянный ящик с утеплёнными стенками. По сути, эта часть должна напоминать по своим характеристикам термос. Создать деревянный ящик, который будет сохранять тепло, получится, если использовать в качестве утепления стекловату, минеральную вату, стеклоткань или песок.
- Понадобится замерять постоянно температуру, поэтому лучше всего иметь контактный термометр, прикрепить его к установке, автоматизируя технологический процесс.
- ТЭН необходим для нагрева и поддержания постоянной температуры. Мощность прибора подбирается в соответствии с требованиями и объёмами ванны.
- Из деревянной плиты или фанеры изготавливается герметизированная крышка.
- Обрабатываемое изделие в процессе хромирования подключается к источнику электрического тока на минусовой контакт, поэтому потребуются провода. Анод при этом погружается в электролитический раствор и подключается к плюсовому контакту. Провод, который будет присоединяться непосредственно к обрабатываемой детали, лучше всего оснастить «крокодилом» для лёгкого подключения.
Дополнительно понадобится продумать систему аналогичную обычному крану. Такое устройство необходимо, чтобы аккуратно и равномерно опускать деталь в гальваническую ванну. Только так получится добиться нанесения ровного слоя хрома без дефектов.
Подбор источника питания
Детали покрывают слоем хрома при использовании постоянного тока. В специализированных сервисах для этого установлены специальные источники питания с постоянным током. Самодельная сборка устройства для хромирования должна соответствовать аналогичным параметрам. Основные требования включают:
-
Источник питания, который используется в процессе хромирования, должен быть оснащён системой регулировки выходного напряжения. Самый простой вариант создания регулятора — это использование обычного реостата.
- Сечение проводки должно иметь максимальную пропускную способность тока. Даже если оборудование небольших размеров, сечение проводки должно равняться 6,25 мм.
- Устройство, собранное своими руками, должно включать термометр, но многие используют терморегулятор. Это значительно упрощает работу, повышая точность замера температуры, но подобный элемент требует наличия соответствующей электронной схемы.
Только благодаря правильному подбору источника питания получится провести процесс электролита и нанести слой хрома на изделие.
Правила приготовления электролита
Если есть твёрдая уверенность и желание провести процесс химического хромирования в домашних условиях, а не обратится за помощью к специалистам, значит, потребуется подготовить, кроме гальванической ванны, ещё и электролитический раствор. Для создания этого раствора потребуется найти следующие компоненты:
- серная кислота — 2,5 г/л;
- хромовый ангидрид — 250 г/л.
Оба вещества довольно опасные, поэтому все работы проводят в специальном защитном костюме. Сам процесс приготовления электролитического раствора делят на несколько этапов:
-
Первым делом гальваническая ванна наполняется наполовину водой. Рекомендуется использовать дистиллированную воду. Если используется обычная вода, то она предварительно доводится до кипения и настаивается в течение суток. Таким образом весь известковый осадок и мусор оседают на дно ёмкости, и вода становится подходящей для приготовления раствора.
- Вода должна быть подогрета до 60 градусов по Цельсию. Только при такой температуре разрешается засыпать хромовый ангидрид, постоянно его размешивая.
- В некоторых случаях химическая реакция приводит к уменьшению воды в ёмкости, но разрешается доливать её до требуемого уровня.
- После тщательного размешивания хромового ангидрида заливается серная кислота.
- Готовый раствор обязательно должен быть подвергнут «проработке». Этот термин используется специалистами при обозначении воздействия тока на раствор. Обычно электрический ток пропускается через него в течение 3,5 часов. Сила тока во время «проработки» должна быть равна 6,5 А на литр химического раствора. Знание технических характеристик перед началом процедуры поможет без проблем определить объём электролита.
- Если все действия были выполнены правильно, химический раствор приобретёт тёмно-коричневый цвет. После этой процедуры его необходимо вынести на сутки в прохладное и тёмное место.
Подготовка обрабатываемой детали
Качество и долговечность нанесённого слоя хрома зависит от подготовки окрашиваемой детали. Хромированная поверхность должна идеально удовлетворять все требуемые параметры очистки. Этим можно заняться пока готовый раствор отстаивается после «проработки» электрическим током.
Очистка и обезжиривание
Металлическая деталь должна быть полностью очищена от любого мусора, лакокрасочного покрытия, грунтовки, ржавчины и т. д. Отнестись к этому этапу подготовки следует с особым вниманием, ведь от этого зависит качество хромирования. Даже если деталь подвергалась частой покраске, справиться с этим поможет наждачная бумага или специальная шлифовальная машина. При использовании абразивных насадок или жёстких дисков аналогичных наждачной бумаге очистить поверхность металлического изделия не составит труда. Шлифовальная машина поможет даже сгладить все царапины и сколы, сделав поверхность идеально ровной.
После того как поверхность полностью очищена от грязи и краски, следует перейти к обезжириванию. От качества этой процедуры также зависит качество нанесения слоя хрома.
Обезжиривание — это приготовление специального раствора, который включает следующий компоненты:
- гидроокись натрия — 150 г/л;
- кальцинированная сода — 50 г/л;
- силикатный клей — 5 г/л.
После замешивания раствора для обезжиривания деталей он нагревается до температуры 80−90 градусов по Цельсию. Изделия в нём выдерживаются в течение 20 минут, но если поверхность отличается сложным рельефом или сильно загрязнена, то время увеличивается до 1 часа.
Процесс хромирования
После того как гальваническая ванна была подготовлена, химический раствор отстаивается, а детали уже ждут своего часа, остаётся только разобраться с тем, как захромировать деталь в домашних условиях. Первым делом необходимо достать химический раствор из прохладного помещения и подогреть его до 53−55 градусов по Цельсию. Эту температуру необходимо поддерживать на протяжении всего процесса окрашивания. Анод помещается в раствор, и только после этого изделие опускается на кронштейне в электролит. Дальше необходимо дождаться момента, когда температура детали и раствора будет одинаковой, и подать на анод электрическое напряжение.
После процедуры хромирования изделие достают из раствора и помещают на 2,5 часа в специальную печь для термической обработки. В основном дополнительную обработку нужно делать для высыхания и схватывания хрома с поверхностью алюминия, хотя многие утверждают, что термическая обработка значительно повышает твёрдость покрытия и делает её более стойкой.
Декоративное хромирование — это сложный процесс, который требует досконального изучения всего теоретического материала и просмотра видеоурока на эту тему. В первый раз лучше всего работу выполнять на опытном образце, чтобы отточить весь процесс на практике, и только потом переходить к окрашиванию требуемых деталей.
Набор необходимых советов и правил помогает избежать массы проблем, которые связаны с дефектами наложения слоя хрома. Например, если блеск хрома слабый или отсутствует, то это свидетельствует о малом количестве хромового ангидрида или серной кислоты в растворе. Ещё одна распространённая проблема — это отслаивание хромого слоя. Такая проблема возникает при нестабильном напряжении или падении температуры во время обработки изделия.
Хромирование — это красивый способ преобразить своё транспортное средство и сделать его на дороге действительно уникальным и привлекательным. В самом процессе нет ничего сложного, если следовать всем правилам приготовления химического раствора. Главное — это не забывать о технике безопасности и использовании защитного костюма.
Хромирование в домашних условиях
Эффектный экстерьер автомобиля волнует практически каждого автолюбителя. Поэтому многие владельцы авто выполняют разнообразные виды тюнинга для того, чтобы сделать свою машину особенной, выделить из массы других, придать ей индивидуальности. Один из распространённых видов тюнинга — это блестящая плёнка, хром или никель, которой покрыты различные детали в конструкции автомобиля. На многих автомобилях мы можем увидеть дефлекторы с хромированным молдингом, хром в салоне и снаружи, блестящую радиаторную решётку и т. п. Поэтому хромирование в домашних условиях и заводским методом пользуется широким спросом в среде автолюбителей.
Технология хромирования деталей автомобля
В связи с широкой популярностью такого тюнинга у автолюбителей часто возникают вопросы о том, как восстановить хромированную поверхность, и где можно хромировать детали. Сделать хромирование можно, обратившись к специалистам в этой сфере — об этом известно каждому, кто сталкивался с подобной проблемой. Однако не каждый хочет отдавать такую работу в чужие руки. Причинами могут быть финансовые соображения или желание выполнить тюнинг своего авто самостоятельно. Поэтому есть категория водителей, которых интересует хромирование своими руками в домашних условиях.
Немного общей информации
Хромирование — это насыщение хромом методом диффузии либо его осаждение на детали в электролите под воздействием электрического тока.
Это делается в декоративных целях или для того, чтобы уменьшить вероятность возникновения коррозии, увеличить твёрдость. Хромируют, как правило, металл и пластиковую поверхность — технология это позволяет.
Электролитическая ванная
Хромирование своими руками в домашних условиях — процедура сложная, трудоёмкая, но вполне выполнимая. Множество умельцев освоило хромирование дома. Они с успехом применяют его, тюнингуя детали в конструкции своего авто. Давайте разберём подробнее, как можно выполнить такую работу дома.
Готовим рабочее место и оборудование
Покрытие хромом в домашних условиях предполагает наличие специально оборудованного рабочего места. Перед тем как сделать первую попытку, вы должны полностью оборудовать место и убедиться, что оно соответствует всем требованиям безопасности.
Побочным результатом хромирования в домашних условиях являются испарения, вредные для человеческого организма. Поэтому очень важно позаботиться о наличии качественной вентиляции — она обязательно должна быть.
Хромирование в домашних условиях требует наличия следующих вещей:
- стеклянной банки на 3 литра;
- ведра или таза из пластмассы, куда вы сможете поместить банку;
- утеплённого ящика из дерева с термоизоляцией из минеральной ваты или стеклоткани;
- теплоэлектронагревателя;
- термометра, рассчитанного на температуру от 1 0 С до 100 0 С;
- листа дерева или фанеры;
- катода в форме зажима и анода в виде стержня или пластины;
- фиксатора, который поможет обеспечить «подвешенное» состояние детали в банке. Это необходимо для того, чтобы захромировать её равномерно на всех участках.
Перед тем как сделать первые шаги к приготовлению электролита, необходимо надеть спецодежду:
- плотный фартук;
- резиновые перчатки;
- защитные очки;
- респиратор.
Приготовление электролита
Поговорим о том, как сделать электролит. Для этого будет нужно следовать нижеприведённому алгоритму:
- наполнить банку водой, нагретой до 60 0 С;
- засыпать и тщательно размешивать хромовый ангидрид из расчёта 250 г на 1 л воды;
- налить и размешать серную кислоту из расчёта 2,5 г на 1 л воды;
- прогнать раствор через электрическое поле на протяжении 3 ч. Сила тока должна составлять 6,5 А на 1 л. О готовности раствора скажет его бордовый цвет;
- отстаивать электролит на протяжении 24 часов.
Готовим поверхность
Перед тем как хромировать детали, их следует должным образом подготовить. Для этого каждую деталь подвергнуть следующим операциям:
- счистить пыль, грязь и ржавчину;
- тщательно вымыть и высушить;
- выполнить полное обезжиривание, протирая поверхность бензином.
Процесс хромирования
Хромирование пластика в домашних условиях ничем не отличается от работы с металлическими поверхностями.
Хромирование деталей своими руками происходит по следующему алгоритму:
- нагреть электролит до 50 — 60 0 С;
- поместить в него детали так, чтобы они были «подвешены» и нигде не касались краёв ёмкости;
- подать напряжение;
- после того как процесс завершён, готовые изделия вымыть и тщательно высушить.
Заключение
Покрывать изделия хромом можно не только на заводе, но и дома. Технология непроста, процесс очень трудоёмкий, однако это возможно. Хромировать пластик в домашних условиях не сложнее, чем металл — об этом знает каждый, кто самостоятельно занимался тюнингом своего автомобиля.
Чтобы работа увенчалась успехом, нужно до мелочей соблюдать технологический процесс и требования безопасности. Если вы допустили ошибку, это скажется на качестве покрытия. Но вы сможете это исправить, проведя работу повторно.