Диагностика коробки автомат своими руками
Диагностика коробки автомат своими руками
Как диагностировать АКПП
Диагностика АКПП своими руками сложна тем, что причиной одних и тех же симптомов может быть как ненадежный контакт в цепи электронного управления, так и неисправность, обнаружить которую можно только после полной разборки коробки передач. Рассмотрим методы самостоятельной диагностики, а также наиболее вероятные соответствия между симптомами и поломками АКПП.
В статье речь пойдет об автоматических коробках передач гидротрансформаторного типа, так как особенности поломок роботизированных КПП и вариаторов заслуживают отдельного рассмотрения.
Компьютерная диагностика АКПП
Если на вашем автомобиле установлена АКПП, работой которой управляет электронный блок управления (ЭБУ), то проверку следует начинать с компьютерной диагностики. На многих автомобилях полноценную диагностику можно провести только с помощью дилерских сканеров, заточенных под конкретную марку автомобилей. Зачастую только в памяти этих приборов имеются допуски параметров датчиковой аппаратуры, участвующей в работе АКПП. Сравнивание показаний в реальном времени помогает с большей точностью интерпретировать причину поломки. В большинстве автосервисов вам предложат провести диагностику мультимарочным сканером. Ввиду высокой стоимости, большого смысла в покупке мультимарочника для личного пользования нет.
Своими руками вы можете провести диагностику, используя специальный шнур для подключения к разъему OBD II и программное обеспечение, позволяющее прочитать ЭБУ двигателя и АКПП на вашем автомобиле. К примеру, для диагностики автомата на авто производства VAG-Group вам потребуется адаптер VAG-COM KKL и оригинальное либо взломанное ПО. Целью компьютерной диагностики АКПП является поиск кодов неисправностей, записывающихся в память ЭБУ при самодиагностике и обнаружении некорректной работы тех либо иных устройств. Проблем с поиском расшифровки кодов неисправности у вас возникнуть не должно.
Если по поисковому запросу по конкретной модели авто информацию найти не удается, ищите расшифровки по модели АКПП. Очень часто одни и те же автоматические коробки передач устанавливаются на автомобили совсем несвязанных между собой концернов.
Не спешите делать заключение
Коварство компьютерной диагностики в том, что ошибка может возникнуть не вследствие механического износа внутри КПП, а по причине плохого контакта либо окислов в разъемах электропроводки. Поэтому перед снятием и разборкой АКПП необходимо проверить жгут проводки и разъемы. Окислы, надламывание проводов вполне могут стать причиной пинков, задержек при переключении либо активации аварийного режима АКПП. Методы проверки проводки своими руками:
- визуальный осмотр на предмет наличия окислов, целостности проводки, соединений;
- с помощью мультиметра. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то без труда сможете проверить провода на обрыв. Также с помощью прибора можно проверить наличие и величину напряжения на тех либо иных контактах блока управления;
- с помощью галогенной лампы и безопасного выключателя. Проверяя электропроводку без нагрузки, мы можем лишь определить наличие либо отсутствие разрыва в цепи. Но качество контакта, влияющее на сопротивление в цепи, проверить таким способом невозможно. Для полноценной проверки на один конец проводки в жгуте подается напряжение, а на втором конце к проводу подключается галогенная лампа. Если лампа будет светить тускло, значит, провод надломлен либо окислен в местах соединений. Учтите, что мощность лампы и длительность проверки должны быть таковыми, чтобы провода не грелись и не плавились. Подобный метод диагностики своими руками показан на видео.
Случай из практики
Если вы хотите проверить АКПП своими руками, обязательно разберитесь в принципе работы автоматической коробки передач и связи ЭБУ АКПП с системами, задействованными в работе двигателя автомобиля. В качестве поучительного примера приведем случай с Volkswagen Passat B5 и АКПП 5HP19 от ZF. Признаки неисправности АКПП вполне типичны – рывки при переключении передач. После неудачной диагностики специалисты приговорили КПП к капитальному ремонту (замена пакетов фрикционов, ремонт «бублика», замена гидроблока), но результата дорогостоящий ремонт АКПП не дал. Как позже оказалось, проблема скрывалась в некорректных показаниях расходомера воздуха. Суть дела в том, что для обеспечения плавности хода 5HP19 необходимо понимать расчетную величину нагрузки на мотор. Показания ДМРВ и ДПДР часто используются АКПП для выбора корректного временного интервала между переключениями передач, поэтому неисправности датчиков могут влиять на работу коробки передач (https://www.youtube.com/watch?v=3JIsL5Euys0).
Состояние масла
Любая жидкость ATF имеет ресурс, сроки замены трансмиссионного масла прописывает производитель КПП. Особенно чувствительны к срокам замены современные АКПП, в которых для улучшения динамических характеристик и меньшего расхода топлива блокировка гидротрансформатора происходит раньше, чем в АКПП старого образца. Это приводит к попаданию в масло большего количества фрикционной пыли, которая забивает каналы в гидроблоке, выступает в качестве абразива, повреждая рабочие поверхности соленоидов, клапанов.
Черное масло свидетельствует о том, что его долго не меняли. Горелый запах говорит о том, что происходит перегрев фрикционных элементов. Чрезмерно загрязненный фильтр приводит к падению давления масла, что на поведении автомобиля отображается толчками при переключении передач (чаще на холодную).
Основные неисправности и их симптомы
- Засорение каналов гидроблока продуктами износа фрикционных дисков.
- Низкий уровень масла.
- Наличие подсоса воздуха во всасывающем трубопроводе (часто при этом масло в АКПП пенится).
- Подклинивание клапана сброса избыточного давления жидкости ATF.
- Износ сальников, уплотняющих втулок.
- Забит фильтр очистки масла.
- Износ масляного насоса.
- Изношенные фрикционные диски пакетов или/либо фрикцион ГДТ.
- Потери давления жидкости ATF (после прогрева масло становиться жиже, поэтому маслонасосу тяжелее нагнать давление).
- Износ маслонасоса.
- Износ пакетов фрикционов.
- Старое масло с большим количеством продуктов износа, препятствующее нормальной работе гидроблока.
- Износ элементов гидроблока.
- Износ либо неправильная регулировка тормозной ленты.
- Проблема в подклинивании сцепления (поршня) какой-либо из муфт.
- Сцепление фрикционных и стальных дисков вследствие долгой пробуксовки и высокой температуры.
- Проблема в работе гидротрансформатора.
- Слишком низкий уровень масла.
- Малое давление масла, причиной чего может стать износ маслонасоса, негерметичность магистралей либо забитый фильтр.
- Неисправность ГДТ.
- Поломка мехатроника (гидроблока).
- Полностью забитый фильтр.
- Критически низкий уровень масла.
- Износ поршней, манжет пакетов.
- Неисправность ведущей шестерни маслонасоса.
- Чрезмерный износ пакетов фрикционов.
- Проблема с ГДТ.
- Износ сателлитов дифференциала.
С чего стоит начать
Правильная диагностика АКПП любого автомобиля начинается со сбора информации. Часто те либо иные модели коробок имеют характерные проблемы – «болезни», симптомы и решение которых хороши известны. Также не следует пренебрегать визуальным осмотром. Если конструкцией не предусмотрен щуп для проверки уровня масла, а в местах стыков АКПП с двигателем, в месте крепления поддона либо входа жгута проводки наблюдается большая течь, то вполне вероятно, что причиной толчков, пробуксовываний является недостаток жидкости АТФ или потеря давления в системе.
Если в процессе диагностики в электронной части проблем не было обнаружено, то дальнейшая дефектовка состояния гидроблока, фрикционов, ГДТ и ремонт АКПП возможны только после снятия и полного разбора коробки передач. Если у вас недостаточно слесарных навыков и теоретической подкованности, то ремонт АКПП руками специалиста будет всегда результативней.
Диагностика неисправностей АКПП | Как проверить автоматическую коробку передач?
Регулярная диагностика АКПП поможет избежать серьезных неисправностей и в случае возникновения первых признаков поломки, решить проблему на раннем этапе ее развития.
Содержание:
- На что обратить внимание при покупке автомобиля с АКПП
- Причины поломки коробки автомат
- Как проверить АКПП?
- Проверка уровня и состояния масла + Видео
- Проверка регулировочного троса
- Проверка акпп на заторможенном автомобиле
- Диагностика коробки автомат в движении
- Проверка давления масла
Диагностика АКПП самостоятельно
На что обратить внимание перед покупкой авто с АКПП?
Управление автомобилем с автоматической коробкой передач очень комфортное и удобное. Но стоимость нового автомобиля с такой трансмиссией, несколько выше, чем аналог на «механике». Поэтому часто автолюбители обращаются к покупке подержанного авто. В этой ситуации необходимо быть очень внимательным и знать как проверить акпп перед покупкой авто. Вот некоторые советы, которые стоит запомнить и отказаться от покупки если:
- ранее авто с АКПП находилось под такси;
- коробка передач уже подвергалась ремонту;
- машина восстановлена после аварии;
- у автомобиля есть фаркоп (буксировка способствует износу АКПП).
Если не хотите покупать кота в мешке, то рекомендуем провести тщательную компьютерную диагностику коробки автомат в специализированном автосервисе.
Причины поломки коробки автомат
Выход из строя автоматической КПП может быть вызван различными причинами, которые можно объединить в несколько смежных пунктов:
— неисправность троса управления вследствие неверной регулировки или закисания;
— поломка гидравлики или механической части системы;
— износ фрикционных дисков;
— неисправность электроники (например, блока управления);
— нарушение общих настроек АКПП.
Если трансмиссия начала функционировать с отклонениями, появились подозрения на ее поломку, то необходима неотлагательная проверка коробки автомат. Чем быстрее будет выявлена причина, тем менее затратным будет ремонт.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Можно ли переделать АКПП на МКПП? Как продлить срок службы АКПП?
Диагностика трансмиссии. Как проверить АКПП?
- Типичные неисправности АКПП
Мы постарались собрать в одной статье все диагностические процедуры, которые помогут разобраться в том, что именно вышло из строя в автоматической коробке передач. Поиск поломки «автомата» советуем осуществлять в следующей последовательности:
- проверка уровня и состояния масла;
- визуальная проверка троса управления клапаном-дросселем;
- stall test проверка на заторможенном автомобиле;
- диагностика автомобиля в движении;
- проверка давления масла.
Проверка уровня и состояния масла
Перед тем как приступить к данной процедуре, давайте детально разберемся, как проверить масло в АКПП. На самом деле, в этом нет ничего сложного. Запускаем двигатель автомобиля и переключаем селектор коробки на позицию «P» (паркинг). Пока авто работает на холостом ходу, проверяем масло. Вытаскиваем щуп, вытираем его и вставляем его обратно. После этого, снова вынимаем щуп и смотрим на каком уровне масло. Теперь необходимо протереть щуп белой бумагой. На бумажном листе не должно быть следов наличия металлической стружки либо прочих посторонних микроэлементов. Если масло потемнело (в идеале оно должно быть красного цвета), следовательно, его уже давно не меняли. На некоторых современных моделях авто с АКПП, указанный щуп отсутствует. В такой ситуации проверить уровень и состояние масла можно только в автосервисе.
Проверка уровня и состояния жидкости в акпп | Видео
Проверка регулировочного троса
Следующим этапом диагностики АКПП является проверка троса управления клапаном-дросселем или, как его еще называют – регулировочного троса. В процессе эксплуатации коробки передач, регулировочный трос изнашивается, что приводит к нарушению работы всей трансмиссии. В частности, о необходимости регулировки троса указывает преждевременное переключение передач на повышенных либо пониженных оборотах. Как следствие увеличивается износ основных узлов коробки, а также повышается расход топлива. Возможно, необходимо смазать трос или затянуть, если он ослаблен.
- Как отрегулировать тросик АКПП?
Как проверить коробку передач автомат на стоящем автомобиле
Данную процедуру рекомендуем проводить в присутствии квалифицированного специалиста. Так называемый, Stall Test проводится на полностью заторможенном авто, при работающем на максимальную мощность моторе. В результате данного теста можно оценить тормозные свойства фрикционных дисков, качество работы гидротрансформатора и двигателя в целом.
Перед проверкой необходимо убедиться, что автомобиль надежно заторможен. Установите селектор АКПП в положение «P», а также включите основные и вспомогательные тормоза. Кроме того, зафиксируйте колеса какими-либо упорами. При проведении проверки, спереди и сзади автомобиля не должно находиться людей.
Данный тест не займет много времени. Для проверки автоматической коробки передач необходимо выполнить следующие действия:
- переключите селектор АКПП в режим «D»;
- максимально выжмите педаль управления дроссельной заслонкой;
- зафиксируйте максимальные обороты мотора;
- переведите рычаг коробки на «нейтралку» (положение «N») и дайте двигателю поработать на холостом ходу в течение хотя бы одной минуты, это охладит его.
Если во время данной процедуры появляются не типичные посторонние шумы в работе двигателя, то проверку необходимо срочно прекратить.
После этого, необходимо сравнить полученные показатели со значениями, установленными заводом-производителем. Если количество оборотов превышает показатели изготовителя, то вероятно, проблема в низком давлении в главной магистрали. Если, наоборот, количество оборотов не дотягивает до рекомендованного значения, то, скорее всего, пришла в негодность муфта свободного движения реактора гидротрансформатора.
ВАЖНО Пройдите бесплатную диагностику АКПП в нашем сервисе
Как проверить коробку автомат в движении автомобиля
Дорожные испытания – один из наиболее важных инструментов диагностики АКПП. В процессе данного теста осуществляется проверка следующих показателей работы трансмиссии:
— своевременность переключения передач;
— отсутствие рывков при движении;
— наличие сторонних шумов либо вибраций под капотом;
— правильность работы коробки в различных режимах движения;
— своевременный отклик коробки, отсутствие пробуксовок.
Если в результате данной проверки была выявлена пробуксовка автомобиля или не предусмотренный рост оборотов двигателя при переключении передач, то, скорее всего, пришли в негодность фрикционные диски или проблема в муфте свободного хода.
- Что делать если АКПП пинается?
Проверка давления масла в акпп
Диагностика коробки автомат завершается проверкой давления масла. Данная процедура должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями руководства по эксплуатации автомобиля. Это вызвано тем, что процесс данной диагностики разнится у каждой модели АКПП.
После проверки необходимо сравнить полученные показатели со значениями, указанными производителем. Если есть отклонения от рекомендованных показателей, то можно говорить о наличии неисправностей в работе гидросистемы трансмиссии. Определение проблемного места зависит от опыта и знаний основ функционирования данной модели АКПП. Если таких знаний нет, то стоит обратиться к профессионалам в специализированный сервисный центр.
В процессе диагностики АКПП нельзя спешить, так как можно упустить важные детали. Также необходимо обращать внимание на мелочи, они помогут более детально разобраться в возможной проблеме. Самостоятельная диагностика коробки автомат не вызывает больших трудностей. С этим может справиться любой начинающий водитель. Тем не менее, если хотите полностью быть уверенным в АКПП, необходимо обратиться в СТО.
Проверка давления — Видео
-Что то непонятно?
Задайте нам вопрос!
Киа маджентис двигатель 2.7, проехал 320т.км. Экспуатировалась акпп очень правильно. Выскочила ошибка Р0732 некорректные обороты входного и выходного вала 2 передачи. Становилась в аварийный режим и сразу после остановки и перезапуска машины всё становилось в норму и можно ехать далее. До следующего появлении ошибки. Она появлялась только при очень разогретой коробке и движении по ямам, тряска машины как то влияла на появление этой ошибки. АКПП не пробуксовывало, передачи работали исключительно хорошо. Я снял акпп и перебрал её. Датчики скоростей и ингибитор я тоже сменил. В ней всё было хорошо; но я заменил все фрикционы и все прокладки, по полному ремкомплекту, промыл весь гидроблок, сепараторная пластина была целая, клапана вроде все в норме. Бублик отправил на замену накладок, всё таки 320 т.км. прошёл. Собрал акпп, покатался, пытался в ручном режиме сорвать 2 передачу, что бы она перешла в аварийный режим, но она у*** хорошо держала высокие обороты. Проехал где то 1500км и после стояния в пробках, после нагрева акпп, снова выскочила та же ошибка. Не знаю, что и делать. Взять б/у? Но и эта отлично работает, если не выскакивает ошибка..Подскажите пожалуйста своё видение этой проблемы. Заранее благодарен!
Здравствуйте. Машина BMW E60,3.0 бензин, АКПП 6HP19. Возникла следующая проблема- переключения с 3 на 4 передачу происходят практически сразу после включения 3 передачи, на маленькой скорости и низких оборотах двигателя (примерно 1300 об/мин). Переключение происходит плавно без толчков , рывков, ударов, но на третьей практически не едет , а сразу переключается на четвертую. Все остальные передачи переключаются в районе 1700-2000. В чем может быть проблема? Заранее благодарен. С уважением Юрий.
Неисправности акпп уладить сложнее, чем изначально убедиться в ее исправности. Это я к тому, что перед покупкой (если берете подержаное авто), пробивайте. Мне уже достался с отчетом автотеки. Там прямо по коробке инфы нет, но о техосмотрах и об общем состоянии авто достаточно. Плюс юридическая чистота.
Диагностика АКПП (как проверить коробку автомат) самостоятельно
Транспортные средства являются достаточно сложными элементами. В силу тех или иных причин разные комплектующие могут выходить из строя, о чем свидетельствуют характерные признаки. Автоматическая коробка переключения передач тут не исключение. С другой стороны, у каждого симптома может быть несколько причин, так что лишь диагностика АКПП поможет точно определить, что именно не так с узлом.
В то же время, подобная процедура обойдется в достаточно солидную сумму. Но, при желании, можно выполнить все самостоятельно. О том, как же провести диагностику коробки автомат своими руками, мы и поговорим сейчас.
Когда необходима такая процедура
Прежде всего, необходимо не только понять, как сделать диагностику АКПП своими руками, но и определить, в какой момент такие работы являются необходимыми. Кроме того, чем раньше вы заметите определенную проблему, тем легче с ней будет справиться. Основные признаки того, что коробка не функционирует надлежащим образом, выглядят так:
- отсутствие посторонних звуков и шумов;
- ревущий мотор;
- неприятный запах из узла;
- подтекание масла;
- замедленное переключение скоростей (в нормальном режиме процесс занимает не более 1-2 сек.);
- вибрации;
- сбои в работе определенных передач и т. д.
При этом только тщательная диагностика автоматической коробки передач поможет с точностью определить характер самой поломки. Кстати, вот видео от Милениума, когда на его Тойоте Камри 3.5 сломалась коробка и на какие деньги он попал, ремонтируя ее:
Что может привести к этому
Как правило, подобные симптомы возникают в случае:
- зависания и неправильной регулировки троса управления;
- поломки гидравлического блока;
- износа механических элементов;
- поломки фрикционных элементов;
- выхода из строя гидротрансформатора;
- сбоев в электрической составляющей узла;
- поломки ЭБУ;
- неправильной регулировки.
Как видно, причин достаточно много. В то же время, диагностика АКПП Тойота или других авто своими руками поможет выявить очаг неполадки.
Этапы проведения работ
Если вы не знаете, как сделать диагностику АКПП, то тут необходимо в точности придерживаться всех инструкций. Мы предлагаем вашему вниманию последовательность действий, с помощью которых можно быстро и эффективно обнаружить все основные неполадки:
- проверяем уровень масла, а также его качество;
- анализируем показатели работы троса;
- смотрим за работой мотора;
- считываем коды ошибок;
- проводим проверку на заторможенном транспортном средстве;
- оцениваем поведение машины на дороге;
- проверяем давление.
Стоит отметить, что для всего этого нужно достаточно много оборудования и времени, а также наличие опыта и умений. Возможно, есть смысл провести диагностику в сервисном центре, а ремонтом заняться самостоятельно. В то же время, если вы нацелены на то, чтобы самостоятельно провести диагностику коробки автомат, приступаем к процедурам, описанным ниже.
Проверка масла
Самый легкий способ определить ситуацию с коробкой передач сводится к проверке масла. Просто достаем масляный щуп, благодаря которому можно определить не только уровень рабочей жидкости, но и ее состояние. Наличие черного оттенка и запаха гари говорит о том, что есть необходимость в проведении ремонта и замены охлаждающей жидкости.
Проверка работы троса
Данный элемент играет важную роль в работе коробки передач. Он соединяет КПП с дроссельной заслонкой. В случае длительной эксплуатации, оболочка может высыхать и укорачиваться, в результате чего сбивается регулировка троса.
Для начала смотрим, насколько легко ходит трос. При необходимости, элемент нужно смазать, а также ослабить гайки. Далее полностью выжимаем акселератор, упор должен выходить из оболочки не больше, чем на 1,5 миллиметра. Если нужно, немножко вытягиваем его, пока не почувствуем небольшое сопротивление.
Анализ работы мотора
Функционирование КПП неразрывно связано с работой мотора. Как результат, по состоянию движка можно понять о том, справляется ли коробка со своими функциями. Достаточно часто случается так, что именно мотор приводит к симптомам неполадок с АКПП и наоборот. Стоит помнить, что важно максимально быстро устранить такие поломки, иначе высока вероятность возникновения на дороге непредвиденных ситуаций.
Считываем ошибки ЭБУ
Компьютерная диагностика АКПП автомобиля – один из наиболее эффективных способов оценить работоспособность данного агрегата. Достаточно часто случается так, что для их считывания необходимо наличие оригинальных сканеров, которые совместимы с конкретной моделью. Есть также мультимарочные устройства (ими пользуются в большинстве СТО).
В то же время, стоят они достаточно дорого, так что покупать их для персонального использования нет никакого смысла. После того, как все ошибки будут проанализированы, необходимо интерпретировать данные. В результате, вы сможете достаточно точно узнать, что именно является причиной неисправности.
Расшифровки можно найти и самостоятельно – благодаря интернету сделать это очень легко. Если, все же, подыскать нужные сведения нельзя, стоит повторить запрос, но уже не с маркой машины, а с моделью коробки передач.
В то же время, компьютерная диагностика иногда ошибается. Особенно, если есть определенные проблемы с проводкой, так что необходимо будет провести ряд дополнительных тестов.
Испытания на заторможенном авто
Если вы хотите узнать, как проводится диагностика АКПП, то далее необходимо испытать работу автомобиля после его полной остановки. Переводим КПП на режим D, после чего одновременно выжимаем тормоз и газ. Обороты мотора должны постепенно возрастать. Если параметр не сможет достигнуть 2800 оборотов, то это повод задуматься об обращении в сервисный центр. Когда же показатель превышает норму на 200-300 оборотов, то это также повод начать беспокоиться.
Затем переводим работу мотора на холостой ход. Через 30 секунд он должен остыть. Повторяем все с режимом R. Тут важно следить за перегревом двигателя. Нельзя, чтобы процедура длилась более 5 секунд, иначе можно нанести для мотора серьезные повреждения.
Дорожные испытания
Тут важно оценить функционирование трансмиссии во всех доступных режимах. Внимательно смотрите за скоростью переключения передач, а также за плавностью хода. Если все будет происходить очень резко и заторможено, это символизирует об определенных проблемах. Обороты мотора должны соответствовать нормативным показателям.
Также стоит обратить внимание на:
- момент переключения передач;
- отсутствие или присутствие пробуксовок;
- шумы и вибрации;
- возможность функционирования в различных положениях рычага.
Проверяем давление в системе
Под конец, следует сверить показатель давления рабочей жидкости. При его отклонениях от нормы коробка переключения передач начинает вести себя достаточно нестабильно.
В случае сильного снижения уровня жидкости, следует осмотреть узел на наличие повреждение – возможно, масло вытекает из-за различных дефектов корпуса и прорывов шланга. При необходимости, стоит долить его.
Что имеем в итоге
В итоге, исправность КПП прямо влияет на качество работы двигателя, а также функционирование всего транспортного средства. При обнаружении определенных признаков поломки данного узла, следует сразу же заняться его диагностикой, чтобы точно понять, где именно кроется проблема. Процедуру диагностики следует выполнять очень тщательно, следуя всем вышеописанным этапам. Так вы сможете максимально точно определить, в чем же причина некорректной работы автоматической коробки переключения передач.
Как проверить АКПП: диагностика автоматической коробки передач
Автоматическая трансмиссия является сложным агрегатом, который необходимо правильно эксплуатировать и обслуживать для максимального увеличения ресурса. При этом достаточно часто возникает необходимость проверить работу автомата в случаях появления отклонений и сбоев в работе АКПП, при покупке автомобиля б/у с автоматом и т.д. В этой статье мы поговорим о том, как проверить автоматическую коробку передач.
Диагностика АКПП: когда необходима и как проводится проверка
Прежде всего, регулярная диагностика автоматической коробки необходима для того, чтобы своевременно выявить неполадки на начальной стадии, что позволяет избежать серьезных поломок и дорогостоящего ремонта. Чтобы проверить АКПП самому, например, перед покупкой подержанного автомобиля, нужно обращать внимание на целый ряд факторов, признаков и особенностей.
- Начнем с того, что смотреть нужно не только на общее состояние авто, но и на условия, в которых машина ранее эксплуатировалась. Как известно, срок службы автомата напрямую зависит от особенностей эксплуатации.
- Если же фаркопа нет и масло в автомате относительно нормальное, тогда нужно провести диагностические процедуры, которые могут помочь выявить поломки, определить большой износ АКПП и т.д.
Под первичной диагностикой коробки автомат следует понимать такие процедуры: проверка уровня масла в АКПП и его состояния, проверка регулировочного троса управления, stall test, оценка работы АКПП в движении.
Начинать следует с трансмиссионной жидкости. Для этого нужно знать, как проверить масло в автомате. В двух словах, сначала коробка должна быть хорошо прогрета, то есть потребуется проехать около 10-15 км.
Перед самой проверкой двигатель заводят, после чего селектор коробки переводится в режим P. Пока двигатель работает на холостых оборотах, нужно вытащить масляный щуп АКПП, протереть его и вставить обратно. Уровень должен быть посередине, то есть между отметками HOT и COLD.
Далее со щупа можно капнуть маслом на лист чистой белой бумаги. В масляном пятне не должно быть металлической стружки, грязи и т.п. Если масло темное и непрозрачное, это говорит о том, что его не меняли, как минимум, 40 тыс. км.
- Следующим этапом является проверка регулировочного троса АКПП. Дело в том, что указанный трос имеет свойство изнашиваться с пробегом, причем его износ отражается на работе АКПП.
Если передачи переключаются раньше или позже положенного, автомат сильно поднимает обороты ДВС, тогда трос нужно регулировать. При этом важно понимать, что такие сбои приводят к износу коробки. Продолжительная эксплуатация коробки автомат с неисправным регулировочным тросиком говорит о том, что износ КПП увеличен.
- Еще одним способом проверки АКПП является stall tеst. Указанный тест позволяет проверить работоспособность ГДТ и других элементов. Обратите внимание, тест может привести к поломке АКПП и других узлов. Без должного опыта и необходимости проводить его не рекомендуется.
В случае если при проведении проверки появляются шумы, в трансмиссии слышны удары, проверку сразу прекращают. В двух словах, водитель полностью останавливает авто, затягивает ручник, затем одной ногой нажимает на педаль тормоза и параллельно нажимает на газ до упора непродолжительное время.
Такой тест позволяет оценить состояние фрикционных дисков, тормозные свойства, работу гидротрансформатора. По окончании теста нужно перевести коробку в нейтраль N, двигатель не глушат в течение 2-3 минут. Это позволяет охладить масло в АКПП.
Если обороты больше допустимых, то есть указанных производителем для той или иной КПП, это может указывать на снижение давления в главной магистрали. Если же обороты окажутся ниже рекомендованного значения, тогда высока вероятность износа муфты свободного движения реактора ГДТ.
Как проверить коробку автомат в движении
Тест на дороге является важным этапом при проверке АКПП. Указанная диагностика позволяет определить, как работает трансмиссия при различных нагрузках и режимах.
Прежде всего, при езде нужно обращать внимание на то, как происходит переключение передач. Если АКПП холодная, в норме допускаются только легкие толчки при слабом нажатии на педаль газа, при этом такие толчки практически полностью исчезают с прогревом.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как правильно и точно проверить уровень масла в АКПП. Из этой статьи вы узнаете о том, какие тонкости и нюансы нужно учитывать во время проверки уровня и качества трансмиссионной жидкости в автоматической коробке передач.
Также можно при езде на подъем остановить машину, после чего отпустить педаль тормоза. Если автомобиль откатывается назад, это указывает на проблемы с АКПП. Если были выявлены пробуксовки, заметны пинки и толчки АКПП, рост оборотов и задержки переключений, тогда высока вероятность сильного износа или выхода фрикционов из строя, имеются неполадки в муфте свободного хода и т.д. В любом случае, такая АКПП нуждается в ремонте.
Советы и рекомендации
Вполне очевидно, что если трансмиссия работает с перебоями и возникли претензии к ее работоспособности, от покупки такого авто лучше отказаться. Если же проводится диагностика АКПП, тогда проверка автомата должна производиться только профильными специалистами в сервисном центре.
При этом чем быстрее и точнее будет выявлена причина, тем больше шансов снизить последующие затраты на ремонт АКПП. На начальном этапе нужно провести компьютерную диагностику коробки автомат при помощи специального диагностического оборудования.
В качестве итога отметим, что при диагностике АКПП нужно отдельно анализировать работу КПП на разных режимах, проверять состояние масла, оценивать цвет и запах трансмиссионной жидкости ATF.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое аварийный режим АКПП. Из этой статьи вы узнаете о том, почему включается аварийный режим автоматической коробки передач, а также что делать в этом случае.
При этом диагностика коробки автомат своими руками не является сложным процессом, так что при выборе перед покупкой авто б/у с АКПП можно провести указанные выше тесты прямо на месте. Если проблем не выявлено, тогда необходимо отправляться на СТО, чтобы специалисты провели углубленную профессиональную диагностику.
Другими словами, в одних случаях особенности работы коробки могут быть нормой, тогда как в других это указывает на неисправности, которые может определить только опытный специалист по ремонту и обслуживанию АКПП конкретного типа.
Дергает автоматическую коробку: основные причины рывков, пинков, ударов АКПП. Диагностика неисправностей, советы и рекомендации.
Что такое аварийный режим АКПП. Почему коробка автомат переходит в аварийный режим: причины, по которым автомат «встает» в режим аварии, диагностика.
Толчок в АКПП, появление рывков при переключении передач АКПП, толчки коробки автомат на месте: основные причины подобных неисправностей автоматической КПП.
Пробуксовка автоматической коробки при переключении передач: основные причины, по которым пробуксовывает автомат. Диагностика коробки, устранение неполадок.
Проверка уровня масла в автоматической коробке передач: как проверить уровень ATF. На что еще обратить внимание: цвет, запах, загрязненность АТФ и т.д.
Почему начинает капать или течет моторное масло на стыке двигателя и КПП. Как точно определить причину утечки смазки, способы диагностики и ремонта.
Как сделать диагностику АКПП своими руками
Диагностика АКПП выявит причины появления неполадок в работе трансмиссии, таких как: толчки, повышенный расход топлива, переход в аварийный режим. Коробку проверяют разными способами в зависимости от сложности поломки — от визуального осмотра до полной дефектовки. Соответственно стоимость работ будет различная. Диагностику АКПП можно сделать и своими руками, но предварительно нужно изучить устройство, принцип работы и взаимосвязь своего автомата с двигателем.
Для чего нужна компьютерная диагностика авто
Приехал клиент в сервис. Жалуется на толчки при торможении с 3 на 1 передачу. Во время разгона проблем нет. Мастер проверил уровень и качество масла — всё в норме. Сошлись на том, что толчки — это особенность данного типа коробок. Смиритесь.
В другом сервисе предложили поменять масло, промыть гидроблок, почистить соленоиды. В результате коробка стала переключаться мягче и плавнее, но толчки не исчезли. Клиент не сдался и отправился в третий сервис.
До ремонта АКПП дело не дошло, хватило компьютерной диагностики. Сканер показал, что прошивка электронного блока устарела и нуждается в перенастройке. После установки нового ПО толчки исчезли.
История не про сложность выбора качественного автосервиса, хотя это тоже актуально, а про важность комплексной проверки. Компьютерная диагностика автоматических коробок передач и машин в целом — эффективный и быстрый метод обследования.
Современные автомобили работают под управлением электроники, которая непрерывно диагностирует состояние систем. Малейшая неисправность записывается в виде кода ошибки, которую можно считать и расшифровать. О серьёзных поломках система уведомляет водителя через индикатор на бортовой панели, подсвечивая лампочку «Check Engine».
Когда нужна диагностика коробки автомат
Проверку АКПП проводят в следующих случаях:
- загорелась лампочка неисправности на бортовой панели;
- появились неполадки в работе автомата;
- перед покупкой автомобиля с пробегом;
- раз в год для профилактики.
Перед ремонтом АКПП всегда проводят диагностику, чтобы выявить проблемный участок. Одних симптомов недостаточно, ведь они могут указывать на разные системы. Например, задержки с переключением передач могут быть связаны с загрязнением гидроблока, поломкой соленоидов, истиранием тормозных лент, износом фрикционных дисков. Нельзя исключать неполадки в электронном блоке, гидротрансформаторе, двигателе.
Диагностику DSG проводят, когда проявляются такие симптомы и разновидности проблем:
- скрежет, металлический лязг, свист хруст;
- пинки, рывки, вибрация на низких передачах;
- задержки в переключении передач;
- жёсткие переключения;
- медленный разгон;
- переход в аварийный режим, отсутствие передач.
Грамотная диагностика поможет провести ремонт с меньшими затратами. Но для правильного диагноза нужно собрать максимум информации, используя разные методы.
Что включает в себя диагностика АКПП
Различают два вида диагностики автоматической коробки передач: статическую и динамическую. В инструкциях к автомобилю производитель указывает в основном статические методы проверки, т.е. отдельно взятой передачи. Проверяют давление и правильность смыкания пакета фрикционов. С помощью сканера делают компьютерную диагностику, выявляя коды ошибок.
Динамическую диагностику впервые предложила Мазда в 2002 году. Компания разработала методику проверки времени и качества переключений между передачами. Под качеством переключений подразумевают одновременное включение одной и выключение другой скорости. Задержки или раннее переключение, «выбег» автомобиля, когда между переключениями появляется разрыв в 2 — 4 с, ненормально и вредно для АКПП.
Проверка АКПП включает в себя поиск неисправностей:
- в механической части — фрикционы, поршни, гидротрансформатор;
- в гидравлике — гидроблок, маслонасос;
- в электрике — модуль управления, соленоиды.
Изначально осматривают машину, проверяют уровень и качество масла, проводят тест-драйв, чтобы собрать симптомы неполадок: посторонние звуки, задержки при переключении, толчки, рывки, взлёт оборотов двигателя и т.д. После сбора симптомов прозванивают электрические цепи, снимают коды ошибок.
На следующем этапе меняют трансмиссионную жидкость, снимают поддон, проверяют состояние фильтра. В сложных случаях АКПП полностью разбирают, тестируют отдельные узлы.
В автомобиле все агрегаты связаны друг с другом в единую систему. Если диагностика АКПП не даёт результатов, проверяют двигатель, прошивку компьютера.
Сколько стоит диагностика АКПП
Диагностика автоматической коробки передач в среднем стоит 1500 руб. Минимальная стоимость — 490 руб. Цена зависит от марки и модели автомобиля, масштаба проверок и сложности поломки.
В стоимости замены масла АКПП учитывают способ замены, затраты на саму жидкость и расходники: резинки для заливной и сливной пробок, масляный фильтр, прокладку для поддона. СТО могут предлагать скидки на работу при покупке ATF в самом сервисе. В среднем цена за полную замену с промывкой начинается от 2800 руб.
Снятие и дефектовка АКПП оплачивается отдельно. За снятие/установку автомата в автомобиле без подрамника ( Ford Focus, Mercedes E230, Dodge Caravan) возьмут от 5500 р., в полноприводном с поперечным расположением двигателя (Toyota Rav4, Hyundai Santa Fe, Ford Escape) — от 9500 р., в полноприводном с продольным расположением мотора (Nissan Pathfinder, BMW X3, Mitsubishi Pajero) — от 10 000 р.
Методы диагностики АКПП
Диагностику автоматической коробки без демонтажа можно сделать несколькими методами: провести визуальный осмотр и компьютерную проверку, выполнить stall-test и провести дорожные испытания, измерить гидравлическое давление. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, поэтому в комплексе оценка состояния АКПП будет наиболее объективной.
Визуальный осмотр АКПП
При визуальном осмотре АКПП в первую очередь проверяют уровень и качество масла. Грязная старая жижа в коробке — источник большинства проблем. Ведь жидкость в автомате — это рабочее тело, смазка, охлаждение и защита. Недостаток или избыток масла приводит к неправильной работе и быстрому износу трансмиссии.
Низкий уровень жидкости приводит к масляному голоданию трансмиссии, перегреву, износу ответственных узлов и появлению различных шумов. При высоком уровне масло вспенивается и теряет рабочие свойства. В результате АКПП перегревается, плохо смазывается, нарушается работа элементов.
Чёрный цвет жидкости, запах гари говорит о запущенном состоянии коробки. Наличие металлической пыли указывает на износ деталей. Для наглядности состояния масла АКПП можно использовать тесты с белой тряпкой или бумагой. Грязная жидкость не пропитает тряпку, а стружка и примеси масляного пятна будут отчётливо видны на бумаге. Такую жижу нужно срочно менять вместе с фильтром и промывкой поддона.
Нормальный уровень масла в автомобиле со щупом находится между метками Hot и Cold. В автомобилях с пробкой методика проверки сложнее. Уровень определяется по количеству слитой жидкости. Перед проверкой заливают масло через заливную пробку в объёме 0,3 — 0,5 л. Трансмиссионная жидкость нормируется по уровневой колбе. При недостатке ATF из сливной пробки ничего не потечёт, а в норме должно слиться количество залитой.
Ещё одна визуальная диагностика — проверка троса управления дросселем. Регулировочный трос клапана со временем изнашивается, поэтому двигатель и АКПП работают несинхронно. Передачи включаются преждевременно, повышается расход топлива. Трос можно отрегулировать или смазать. При сильном износе заменить.
Механическая диагностика
К механической диагностике относится проверка гидравлического давления. Количество обследуемых контуров зависит от модели АКПП. В первую очередь измеряют общее линейное давление в разных режимах совместной работы двигателя и автомата. Данные сравнивают с предписанием карт, выпускаемыми производителем автоматической коробки.
Диагностика проводится с помощью манометра и переносного тахометра. В сервисах применяют специализированное оборудование и стенды с набором переходных шлангов и адаптеров. Проверку делают вдвоём.
Перед тестом машину ставят на стояночный тормоз и устанавливают опоры под колёса или вывешивают на подъёмнике. Прибор подключают в диагностический штуцер в корпусе коробки и запускают двигатель. Проверяют частоту вращения холостого хода. Затем:
- Нажимают педаль тормоза и переводят рычаг АКПП в режим «D».
- Измеряют давление.
- Выжимают газ до упора и быстро измеряют давление на максимальных оборотах.
Если задние колёса начинают вращаться раньше, чем двигатель разгонится на полную мощность, тест прекращают.
- Процедуру повторяют в режиме «R».
Показания линейного давления указывают на главное давление в гидравлическом контуре. От него зависит сила сжатия фрикционных дисков. Поэтому, если замер ниже нормы, это может являться причиной пробуксовки при переключении передач.
Компьютерная диагностика АКПП
Компьютерная диагностика АКПП отображает все проблемы электронного управления. Модуль управления постоянно получает информацию с датчиков о температуре и давлении масла, о количестве оборотов входного и выходного валов, о положении селектора и педалей и т.д. Если сигнал датчика выходит за пределы измеряемого диапазона, компьютер считает его бракованным и записывает в память последовательность цифр — код ошибки.
Для чтения кода нужен диагностический сканер и таблица с расшифровкой. Помимо считывания сканер может удалять ошибки и оптимизировать параметры системы. Компьютерную диагностику используют при чип-тюнинге.
Компьютерная диагностика не всегда может дать исчерпывающую информацию. В АКПП с 3 — 5 ступенями электронные блоки примитивны, поэтому чтение ошибок — единственно возможное действие.
Стоимость диагностики
Бывает ли бесплатная диагностика АКПП? Крупные автосервисы всё чаще предлагают бесплатные проверки. Как правило, сюда входит: