Зарядка автомобильного аккумулятора в домашних условиях
Зарядка автомобильного аккумулятора в домашних условиях
Особенности зарядки аккумулятора автомобиля в домашних условиях
Необходимость зарядки автомобильной батареи может возникнуть при любых обстоятельствах. Поэтому автомобилисты (как любители, так и профессионалы) изобрели большое количество способов, как заряжать аккумулятор автомобиля, находясь в разных ситуациях. Конечно, не все опробованные методы идеальны. Ведь бывает так, что зарядное устройство приходится мастерить своими руками, находясь дома, в деревне, либо вообще в глухом месте. В связи с этим многие спрашивают, как осуществляется зарядка аккумулятора автомобиля в домашних условиях, потому что это особенно актуально — к примеру, перед началом зимнего сезона, когда требуется полная готовность АКБ к интенсивной работе при холодной погоде.
Как подготовить АКБ к зарядке дома
Сначала нужно вытащить батарею. Чтобы сделать это безопасно, нужно знать, какую клемму снимать первой с аккумулятора.
Перед тем, как заряжать автомобильный аккумулятор, нужно осмотреть его со всех сторон на предмет возможных повреждений. Если корпус поврежден, такая батарея не должна использоваться, ее необходимо срочно заменить. Следует проверить, не произошло ли утечки электролита. Прежде чем заряжать АКБ, ее необходимо очистить от загрязнений.
Разряжена АКБ или нет, можно легко определить, если на ней установлен индикатор заряда-разряда. На батареях современной конструкции, как правило, такие индикаторы присутствуют всегда. Если АКБ разряжена, индикатор загорается определенным цветом, и нужно позаботиться о том, как зарядить полностью разряженный аккумулятор. Цвет может быть красным, но здесь важно обращать внимание еще и на специальные поясняющие наклейки, которые могут быть различными у отдельных фирм-производителей. Наклейка, поясняющая состояние АКБ автомобиля, обычно находится рядом с самим индикатором.
Если вдруг придется заряжать батарею без индикатора, нужно будет самостоятельно измерить напряжение на ее клеммах с помощью вольтметра или мультиметра (в просторечии подобное устройство называется просто тестером). Сделать это очень легко: плюсовой провод красного цвета от мультиметра подсоединяется к красной плюсовой клемме АКБ, а минусовой (черный), соответственно, выводится на черную клемму. Если батарея сильно разряжена, напряжение на клеммах будет равняться 11,6 В и ниже. Показатель U 12 В означает разряженность АКБ на 50% и более.
Следует постоянно помнить о том, что любая батарея, независимо от ее конструкции и состояния химических веществ внутри, будет испарять электролит, когда будет проводиться зарядка аккумулятора автомобиля в домашних условиях. Поэтому отвечать на вопрос, можно ли заряжать аккумулятор дома, следует так: сделать это вполне реально, но при бдительном соблюдении техники безопасности.
При очищении АКБ от загрязнений важно не забыть осуществить проверку всех ее вентиляционных отверстий — для того, чтобы не произошло вздутия корпуса и взрыва химических веществ. Если отверстия будут забиты пылью или грязью, испарениям не будет выхода. Если внутри батареи находится жидкий электролит, к которому имеется доступ, его состояние тоже необходимо проверить перед тем, как будет проводиться зарядка аккумулятора в домашних условиях. В норме электролит обязательно должен быть прозрачным, без помутнений и черноты и полностью покрывать свинцовые пластины батареи. Подробнее о том, какая кислота находится в аккумуляторе автомобиля →
Прежде чем заряжать аккумулятор в квартире, следует позаботиться о том, чтобы открытые источники огня находились от него на безопасном расстоянии. Ни в коем случае нельзя проводить манипуляции с батареей на кухне или в любом другом помещении рядом с газовой плитой или колонкой. Также нельзя курить вблизи места, где находится батарея. Только при соблюдении этих правил зарядить автомобильный аккумулятор дома будет реально — без возможных плохих последствий.
Прежде чем начать подпитывать аккумулятор зарядным устройством, нужно соблюсти главное правило: вначале ЗУ подключается к АКБ, и только после этого можно вставлять штекер в розетку . Если легкомысленно отнестись к этому моменту, все предохранители блока питания могут разом перегореть.
Важные параметры для зарядки аккумулятора
Независимо от того, где осуществляется зарядка АКБ, любой автомобилист всегда должен помнить основные показатели напряжения и силы тока, которые являются необходимыми и оптимальными для полноценной зарядки батареи. Задача не в том, как быстро зарядить аккумулятор автомобиля, а в том, чтобы у нас была правильная и надежная схема.
Выглядит она так:
- заряжать аккумулятор следует силой тока не больше 10% от его фактической емкости ;
- оптимальный показатель U на клеммах составляет +10% от фактическогонапряжения полностью заряженного автомобильного аккумулятора — только так можно правильно поставить на зарядку источник питания для того, чтобы батарея была в порядке;
- экспресс-зарядку АКБ методом постоянного напряжения большими токами проводить возможно, но не рекомендуется ;
- если аккумулятор гелевый, показатель U не должен быть выше 14 В , напряжение больше 14 В для геля уже критично.
Каким током заряжать аккумулятор? Например, если ваш кислотный аккумулятор имеет показатель емкости 60 Ач, то сила тока, подаваемого в процессе ее зарядки, не должна превышать показатель в 6 А. Это и есть 10 процентов. Оптимальное напряжение на клеммах батареи +10% высчитывается так же просто. Когда аккумулятор является заряженным полностью, его U= 12,6 В. 10% — это 1,26 В, прибавляем эту цифру к 12,6 В и получаем 13,86 В.
Что же касается экспресс-зарядки быстрыми токами, батарея будет заряжаться гораздо быстрее, но может произойти ее повреждение в силу того, что в первые часы она принимает ток от 20 до 30 А. Это значительно больше, чем безопасные 10% от ее емкости.
Метод постоянного тока: эффективен и безопасен
Зарядить аккумулятор в домашних условиях возможно и проверенным годами методом постоянного тока. Это будет немного сложнее, но любой аккумулятор при такой зарядке всегда работает гораздо дольше и эффективнее, с наилучшей сохранностью всех его химических составляющих.
Ниже приводится стандартная инструкция о том, как заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством, требующая, прежде всего, внимания и регулярного контроля процесса:
- когда зарядка начинается, на разрядившийся аккумулятор подается ток, сила которого составляет 10% от емкости АКБ;
- с этой силой тока заряжаем батарею до U 14 В;
- затем снижаем силу тока наполовину (например, если она была вначале 6 А, то подаем 3 А);
- дождаться, когда U дойдет до уровня 15 В;
- теперь еще раз снижаем ток вдвое (допустим, было 3 А, теперь должно стать 1,5 А);
- следим за напряжением до того момента, когда оно станет стабильным в течение часа — это сигнал полной зарядки аккумулятора.
Сколько заряжать аккумулятор таким методом? Примерная цифра — 10 часов.
Зарядка аккумулятора дома: популярные народные методы
Существуют и другие, весьма интересные способы зарядки автомобильного аккумулятора в домашних условиях. Среди них есть те, которые не требуют глубоких навыков и знаний в области электроники. Но случаются и такие ситуации, когда зарядное устройство приходится мастерить своими руками — в тех условиях, когда рядом не оказалось ничего подходящего.
Если разрядился аккумулятор, наиболее популярными являются такие методы:
- зарядка АКБ автомобиля с помощью «народного зарядника» Imaх ;
- путем подключения ЗУ , взятого от обычного ноутбука .
С помощью Imax можно легко и безопасно зарядить АКБ дома при наличии любого блока питания (например, на 60 Вт), выходящего в сеть. Почти весь процесс в данном случае будет регулироваться автоматически, а выставить основные параметры несложно. Если нужно зарядить свинцово-кислотный аккумулятор, на Imax предусмотрен специальный режим как для него, так и для иных видов АКБ. Также нужно рассчитать те самые 10 процентов от фактической емкости батареи и выставить оптимальный ток заряда.
Ток заряда рекомендуется устанавливать даже чуть меньше 10 процентов: 3 или 4, особенно, если в используемом блоке питания имеется контроллер. Напряжение стандартное — 12 В, максимум — 14 В. Если U будет увеличиваться до 14 В, силу тока следует немного уменьшить.
Сам процесс такой зарядки длится сутки-полтора. Устройство Imax постоянно отображает на табло все текущие показатели, в том числе и емкость, которую набирает батарея в течение зарядного времени.
ЗУ ноутбука
Как зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях, если рядом нет подходящего зарядного устройства или произвести ремонт ЗУ, вышедшего из строя, не получилось? Можно сделать это с помощью зарядного устройства от ноутбука, «адаптировав» его к АКБ. Все необходимые элементы для составления электрической цепочки водитель легко найдет дома и в автомобиле.
Для этого понадобятся:
- зарядное устройство от ноутбука ;
- провода ;
- две лампы, взятые от фар ближнего света ;
- изолента .
К внешней оболочке штекера зарядного устройства от ноутбука изолентой прикрепляется «минусовой» провод, ведущий к батарее. «Плюсовой» же вставляется внутрь штекера. Все аккуратно заклеивается изолентой, чтобы не искрило. Через минусовой полюс пропускаем две лампы, снятые с автомобиля, и закрепляем провод на минусовой клемме АКБ — так и ставим батарею на зарядку. Плюсовой полюс, соответственно, фиксируется на плюсовой клемме аккумулятора.
В целях безопасности проводить эти манипуляции следует еще до того, как штекер зарядного устройства от ноутбука будет включен в розетку. Кстати, лампочки хорошо работают как индикатор: если батарея разряжена, то они светятся тускло, а когда она начнет заряжаться, будут светить ярче.
Этим способом можно подзарядить аккумулятор в срочном порядке, если требуется как можно быстрее запустить двигатель автомобиля. А можно и оставить его на более долгое время, до 10 часов, периодически контролируя состояние самодельной электрической цепи, чтобы батарея зарядилась правильно.
Итак, если соблюдать правила зарядки автомобильных аккумуляторов, можно зарядить АКБ в домашних условиях, как угодно. Разве что невозможно осуществить зарядку от другого автомобиля. Следует еще отметить, что, если батарея была принесена домой с улицы в холодное время года, перед зарядкой нужно не спешить и дать ей время «отогреться». Как минимум, в течение полутора часов. Любой из предложенных вариантов можно применить в той или иной ситуации, важно только, чтобы все возможные меры безопасности были соблюдены с особой тщательностью. То же требование касается зарядки аккумулятора автомобиля, не снимая с машины.
Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля
Неважно, как села АКБ: забыли ли вы погасить габариты, слишком увлеклись прослушиванием музыки на стоянке или уезжали на всё лето в отпуск. Чтобы зарядить аккумулятор, нужно иметь представление о теории и следовать нескольким простым правилам.
Немного теории
В автомобилях по большей части используются свинцово-кислотные аккумуляторы (WET). Их принцип работы основан на химической реакции свинцовых пластин с электролитом, в результате которой вырабатывается электричество. Со временем неизбежно происходит сульфатация и разрушение пластин, а также выкипание электролита, из-за чего снижается ёмкость АКБ. И аккумулятор может разрядиться в самый неподходящий момент.
Как проверить аккумулятор
Проще всего использовать встроенный индикатор заряда, который есть на большинстве аккумуляторов. Это та самая «лампочка», которая в действительности никакая не лампочка, а зелёный шарик-поплавок, двигающийся в прозрачной колбе. При достаточном уровне и плотности электролита шарик поднимается и мы видим зелёный индикатор. Если поплавка не видно, нужно проверить электролит и подзарядить АКБ.
Ещё один вариант — мультиметр. С его помощью можно измерить напряжение на клеммах и понять, разряжен аккумулятор или нет. На полностью заряженной АКБ должно быть 12,6 В и более. Напряжение 12,42 В соответствует 80% заряда, 12,2 В — 60%, 11,9 В — 40%, 11,58 В — 20%, 10,5 В — 0%.
Самым надёжным способом является проверка нагрузочной вилкой. Она может показать падение напряжения под нагрузкой, то есть реальный уровень заряда и, соответственно, ёмкость. Такой прибор есть у любого автоэлектрика или в магазине, где продают аккумуляторы. И за эту проверку с вас, скорее всего, даже не возьмут денег.
Как подготовить аккумулятор к зарядке
Определив, что АКБ действительно разряжена, можно приступать к зарядке, но сначала нужно подготовиться.
- Аккумулятор желательно снять с машины. Если на это нет времени, отключите его от бортовой сети, отсоединив минусовой провод.
- После этого нужно очистить клеммы от смазки и окиси для хорошего контакта.
- Не помешает протереть поверхность аккумулятора сухой тряпкой, а лучше — смоченной в 10-процентном растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды.
- Также не забудьте отвернуть пробки на каждой из банок АКБ или снимите заглушку, чтобы обеспечить свободный выход паров электролита и не допустить избыточного давления внутри.
- Если уровень электролита в какой-то из банок недостаточный, нужно долить дистиллированной воды, чтобы она полностью покрыла пластины.
Как заряжать аккумулятор
Сам принцип зарядки прост: нужно лишь в соответствии с полярностью присоединить к клеммам аккумулятора провода от зарядного устройства и воткнуть вилку в розетку. Однако для начала стоит определиться со способом зарядки. Различают два основных метода: зарядка постоянным током и зарядка постоянным напряжением.
Первый эффективнее, но проходит в несколько этапов и требует контроля. Второй проще, однако обеспечивает зарядку АКБ лишь до 80%.
Существует ещё так называемый комбинированный метод, при котором участие со стороны автовладельца сводится к минимуму. Минус такого способа в необходимости специального зарядного устройства с довольно высокой стоимостью.
Зарядка постоянным током
- Устанавливаем ток в 10% от номинальной ёмкости аккумулятора и заряжаем до тех пор, пока напряжение на клеммах АКБ не поднимется до 14,3—14,4 В. Например, аккумулятор ёмкостью 60 А·ч нужно заряжать током не более 6 А.
- Далее уменьшаем ток в два раза (до 3 А), чтобы снизить интенсивность кипения, и продолжаем зарядку.
- Как только напряжение поднимется до 15 В, нужно снова уменьшить ток в два раза и заряжать аккумулятор до того момента, когда значения напряжения и тока перестанут изменяться.
Зарядка постоянным напряжением
Тут всё гораздо проще. Нужно лишь установить напряжение в пределах 14,4–14,5 В и ждать. В отличие от первого метода, с помощью которого можно полностью зарядить АКБ за несколько часов (порядка 10), зарядка постоянным напряжением длится около суток и позволяет восполнить ёмкость аккумулятора лишь до 80%.
Меры предосторожности
Поскольку зарядка аккумулятора — это химический процесс, при котором выделяется взрывоопасная смесь водорода и кислорода, нужно быть очень осторожным и следовать правилам:
Как зарядить полностью разряженный аккумулятор автомобиля дома – инструкция от А до Я
Один из важных моментов в обслуживании личного авто – поддержание аккумулятора в заряженном состоянии. К сожалению, далеко не все водители следят за этим. Но даже глубоко разряженные батареи можно реанимировать и даже продлить им жизнь.
Глубокая разрядка аккумулятора негативно сказывается на состоянии батареи
Основные факторы, влияющие на работу АКБ
Разрядка устройства может произойти из-за неправильной эксплуатации. Иногда на это влияет нестабильная подпитка батареи: ее либо слишком сильно разряжают, либо слишком долгой держат подключенной к ЗУ.
Причиной разрядки АКБ чаще всего является неверная эксплуатация изделия
Если АКБ сильно разрядить и оставить в таком состоянии надолго, то наступает процесс сульфатации, когда губчатый свинец превращается в свинцовые соли. Этот процесс напоминает цирроз печени, когда живые активные клетки превращаются в соединительную ткань.
С другой стороны, нельзя часто использовать часто «быструю зарядку», которая не рекомендована производителями и может использоваться только в самых редких случаях. В противном случае активная масса батареи будет обсыпаться.
Также распространенная причина глубокого разряда АКБ – халатность водителя авто. Нередко автомобилисты забывают выключать фары, противотуманки, зажигание. В таком сотоянии машина может несколько дней простоять так в гараже. Важно отметить, что если автомобиль слишком долго находился на стоянке и заряд упал до 2 вольт, вернуть к жизни аккумулятор уже, скорее всего, не получится.
Что делать, если аккумулятор полностью разряжен
Многие автопроизводители утверждают, что одна полная зарядка хуже скажется на работе АКБ, чем несколько полных разрядок. Конечно же, постоянно доводить аккумулятор до такого состояния не нужно, но и отчаиваться, если он полностью сел, тоже не стоит.
При постановке АКБ на зарядку важно соблюдать полярность
Возможно, что после глубокого разряда АКБ потеряет часть своей емкости, но его работоспособность все же сохранится. При глубокой разрядке понадобится ЗУ профессионального уровня или специалист достаточной квалификации. Поэтому наиболее безопасным решением проблемы будет обращение в автосервис, где профессионалы реанимируют АКБ.
Если АКБ «вырубилась» вдали от дома прямо на автомобиле, можно попробовать «прикурить» от аккумулятора другой машины. Однако перед этим нужно обратить внимание на контакты, обеспечить качественное соединение. Если на клеммах присутствует белесый налет, его нужно убирать.
Далее заряд будет происходить от генератора. Однако лучше попробовать восстановить аккумулятор дома, используя современные ЗУ, которые не требуют вмешательства со стороны и сами контролируют процесс.
Как правильно зарядить полностью севшую батарею дома
В домашних условиях зарядить АКБ несложно. Главное, следовать пошаговым рекомендациям, не спешить и соблюдать правила безопасности.
Подготовка аккумулятора к зарядке
Перед зарядкой необходимо снять батарею с автомобиля, убедиться в том, что автомобильный аккумулятор чистый, на нем нет повреждений и протеканий электролита. Следующий шаг – проверка консистенции электролита.
В обычных свинцовых кислотных АКБ ток для заряда выставляется значением 1/10 от емкости
Он должен быть без посторонних предметов, чистым, прозрачным, без налета, осадка или хлопьев. Только после всех этих приготовлений можно начинать зарядку: сначала присоединяются положительная, а затем отрицательная клемма, а затем пускается ток силой 1/10 от емкости.
Пошаговая инструкция по реанимации
Вначале следует определить, насколько сильно разрядился аккумулятор. На герметичных батареях присутствует индикатор в виде поплавка, который всплывает при нормальной плотности электролита, демонстрируя определенный цвет.
Так, зеленый цвет означает, что заряда вполне достаточно, а красный – что его мало. Такие данные очень примерные и имеют ряд погрешностей. Также можно использовать вольтметр: если напряжение ниже 11,8 В – аккумулятор полностью разряжен.
Начало зарядки должно соответствовать режиму, который советует производитель устройства
Чаще всего рекомендуется начинать с мощности 0,05-0,1 от общей емкости батареи. В таком режиме, как правило, заряжать нужно будет не менее 15 часов.
Заканчивать зарядку нужно только в том случае, если напряжение на клеммах при подаче одинакового заряда не изменяется в течение 1 часа. Для контроля подойдут любые вольтметры, при этом измерять следует постоянное значение.
Важным показателем при подзарядке АКБ является плотность электролита. В норме она должна соответствовать 1,25-1,27 г/см3. Ни в коем случае нельзя при зарядке доливать электролит, а только дистиллированную воду. Уровень электролита должен быть примерно на 1,5-2 см ниже краев аккумулятора.
Сколько времени занимает подзарядка
Скорость зарядки зависит от характеристик самого аккумулятора и особенностей зарядного устройства. Таким образом на время будут влиять:
- степень разрядки;
- характеристики АКБ;
- выбранный метод зарядки.
На быструю подзарядку уходит до 4-5 часов. Водители используют ее в тех случаях, когда нужно срочно куда-то ехать. Однако злоупотреблять таким способом нельзя – это заметно портит аккумулятор и снижает срок его службы.
При подаче постоянного напряжения зарядка может длиться сутки, а при непрерывном токе эта процедура займет немного больше 10 часов. Все очень индивидуально и универсального показателя не существует.
Увеличение срока службы аккумулятора автомобиля
В среднем срок службы аккумулятора составляет 3 года. Иногда производители устройств могут обещать до 5 лет эксплуатации. При бережном отношении к АКБ использовать ее можно намного дольше. Для увеличения срока эксплуатации не рекомендуется использовать батарею, если она уже достаточно разряжена. Особенно это касается зимнего периода, когда нагрузка увеличивается.
При работах с аккумулятором стоит использовать защитные перчатки и очки
Клеммы АКБ нужно периодически чистить и следить за тем, чтобы на корпусе не было подтеков электролита, грязи или мусора. Также нужно временами чистить вентиляционные отверстия. Обратите внимание на то, насколько хорошо зафиксировано устройство, поскольку аккумуляторы плохо переносят вибрацию, и в результате с пластин осыпается активная масса.
Специалисты рекомендуют обязательно следить за тем, нет ли утечки тока. В современные машины устанавливают огромное количество гаджетов и разнообразной электроники, которая подпитывается от АКБ. Конечно же, разрабатываются такие приборы с учетом того, что они должны потреблять минимальное количество электроэнергии.
Для экономии зарядки аккумулятора лишнюю технику следует выключать, если в ней нет необходимости.
Один из новых способов продления службы батареи – использование термокейса. Он поможет сохранить температуру зимой и не допустит переохлаждения. Но стоит заметить, что такая вещь будет полезной только в том случае, если она с подогревом.
Меры безопасности при восстановлении емкости АКБ
При закипании АКБ выделяют ядовитые вещества, поэтому дом или квартира – не лучшее место для зарядки. Если другого помещения нет, постарайтесь делать это в хорошо проветриваемом помещении.
При работе с устройством нужно надевать очки и перчатки. В аккумуляторе находится кислота, поэтому существует риск нанести себе серьезные травмы. Заряжать аккумулятор нужно вдали от открытого огня, поскольку выделение водорода может спровоцировать взрыв. Также позаботьтесь о предохранителях в домашней электросети.
Поддержка рабочего состояния АКБ зависит от правильного использования прибора, соблюдения всех рекомендаций производителя и контроля за внешними признаками износа. Своевременное обслуживание сбережет не только деньги, но и время автомобилиста.
Правильная зарядка автомобильного аккумулятора
Основная задача автомобильного аккумулятора – пуск силового агрегата, после которого питание бортовой сети осуществляется генератором. Другими словами, АКБ не является устройством, вырабатывающим электроэнергию, – он лишь сохраняет её, чтобы время от времени тратить её на запуск стартера.
Восстановление потраченного заряда – также прерогатива генератора, но в некоторых случаях такая зарядка происходит не полностью, и если имеется накопительный эффект, однажды батарея не справится со своими непосредственными обязанностями. В подобных случаях её ставят на зарядку, о которой мы сегодня подробно и поговорим.
Как часто следует заряжать автомобильный аккумулятор
Частота зарядки АКБ – величина, зависящая от множества факторов и определяемая индивидуально. Автомобильный аккумулятор состоит из шести банок, состоящих из электродов в виде свинцовых пластин. В банки заливается химический реактив – состоящий из воды и серной кислоты электролит. Именно их взаимодействие и позволяет накапливать необходимый заряд и в случае нужды отдавать его.
К сожалению, аккумулятор не вечен, а его ресурс даже при правильной эксплуатации ограничен несколькими годами. По мере эксплуатации ёмкость АКБ снижается, чему способствуют следующие обстоятельства:
-
, существенно ухудшающее его способность взаимодействовать с электродами;
- испарения электролита вследствие перезаряда;
- сульфатация и осыпание свинцовых пластин.
Чем ниже ёмкость батареи, тем чаще её нужно подзаряжать, хотя при этом время, необходимое для достижения максимальной плотности электролита, снижается.
Современные необслуживаемые батареи критичны к полной разрядке – двух таких циклов достаточно, чтобы аккумулятор уже нельзя было использовать. Вот почему так важно периодически проверять вольтаж источника питания и при необходимости восполнять заряд.
Допускается летом использовать АКБ, степень заряда которой составляет 50% и выше, но зимой этот показатель должен быть не менее 75%.
Работники СТО рекомендуют выполнять процедуру полной зарядки автомобильных аккумуляторов хотя бы дважды в год, причём перед наступлением холодов это обязательно. Рекомендация касается всех АКБ, независимо от их текущего состояния.
Подготовка батареи к зарядке
Существует несколько наиболее популярных способов зарядки АКБ автомобиля стационарным зарядным устройством. Но этому должен предшествовать подготовительный этап.
Желательно заряжать автомобильных аккумулятор вне автомобиля – это безопаснее. В принципе, абсолютное большинство автовладельцев так и поступает, и не только из соображений безопасности – так намного проще, ибо процесс длительный и машина либо должна целиком находиться в гараже, что неудобно, либо вне его – и тогда батарею всё равно придётся вынуть. Если же есть возможность заряжать непосредственно на машине, нужно отсоединить клеммы, затем открутить все пробки. Сначала присоединяется плюсовой провод к положительной клемме, и только затем – отрицательный к минусовой клемме. Если сделать наоборот, не избежать искрения.
Только после выполнения вышеописанных шагов можно включать в сеть зарядное устройство.
Для личного автомобиля не обязательно покупать дорогостоящее и многофункциональное ЗУ – можно приобрести недорогое устройство, функционирующее в автоматическом режиме. Вам просто не о чём будет заботиться – включите зарядку в сеть и можете отправляться по своим делам – она сама отключится, когда будет нужно. После завершения процесса зарядки последовательность действий обратная: отключаем ЗУ от сети, отсоединяем минусовую кому, и только затем – плюсовую. Зарядное устройство, требующее ручных настроек, сложнее в использовании – вам придётся получить минимальный багаж знаний, без наличия которых вы можете наделать немало ошибок разной степени серьёзности.
Техника безопасности
И аккумулятор, и зарядное устройство – электрические приборы, поэтому работать с ними необходимо, придерживаясь определённых требований к безопасности. Не следует забывать, что внутри АКБ находится электролит, содержащий кислоту, что также налагает определённые требования при работе с агрессивными жидкостями.
Несоблюдение правил ТБ может стать причиной взрыва батареи. Чтобы избежать всех возможных рисков, во время зарядки аккумулятора автомобиля в домашних условиях нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- помещение, в котором происходит зарядка, должно быть хорошо вентилируемым: в ходе подзарядки жидкость может закипеть, при этом выделяемые пары взрывоопасны – это смесь кислорода и молекулярного водорода;
- запрещается пользоваться огнём возле аккумулятора;
- не оставляйте батарею на длительное время без присмотра, если не пользуетесь автоматическим ЗУ;
- перед зарядкой АКБ необходимо осмотреть на предмет наличия повреждений корпуса, крышки или выводов. Все загрязнения подлежат удалению;
- если на корпусе имеются подтёки, прикасаться к ним голыми руками нельзя: с большой долей вероятности это следы электролита. Удалять такие подтёки нужно работая в резиновых рукавицах и используя ветошь, смоченную в растворе соды (это щелочной раствор, нейтрализующий действие кислоты);
- в обслуживаемых батареях необходимо проверить состояние электролита (уровень и прозрачность). Если жидкость не покрывает пластину на 10-15 мм., её нужно долить. Помутнение электролита свидетельствует о повреждении пластин;
- желательно также измерить плотность раствора во всех банках с помощью ареометра – важно, чтобы значения в секциях не отличались друг от друга на величину, превышающую 0,01.
Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля
Итак, если все подготовительные операции завершены, а требования по технике безопасности выполнены, можно приступать к процессу подзарядки автомобильного аккумулятора. Наша первая задача – соблюсти правильную полярность подключения. На зарядном устройстве положительный провод маркируется красным цветом, отрицательный – чёрным. Точно такая же расцветка может присутствовать на самом аккумуляторе. Если её нет, тогда нужно искать соответствующие значки (+ или -) на самих клеммных выводах.
Сколько часов, каким током и/или напряжением заряжать аккумулятор автомобиля, зависит от выбранного способа зарядки:
- постоянным током;
- с использованием постоянного напряжения;
- применение автоматических ЗУ;
- так называемая «быстрая» зарядка.
Использование автоматического ЗУ не требует контроля хода зарядки, в остальных случаях необходимо отслеживать обе характеристики, и вольтаж, и ампераж, независимо от выбранного метода.
Периодически необходимо проверять температуру батареи (корпуса и электролита), а также уровень заряда. Если электролит закипел, нужно тотчас уменьшить ток зарядки и продолжить процедуру.
Зарядка постоянным током
Алгоритм зарядки АКБ постоянным током:
- Номинал тока зарядки устанавливается на уровне 10% от ёмкости аккумулятора. Поскольку для легковых авто используются батареи ёмкостью 55-60 А*час, величина тока должна составлять 5,5-6,0 А соответственно. Зарядку следует выполнять, пока напряжение на клеммах не достигнет значения 14,4±0,1 В.
- Если батарея разряжена почти полностью, использовать высокие токи крайне не рекомендуется, оптимальные начальные значения – 1,5-2,0 А. Такая мера необходима для предотвращения значительного электролиза жидкости, благодаря чему удаётся постепенно повысить плотность электролита до номинальных значений за счёт эффекта разложения свинца.
- Когда напряжение установится на указанном уровне, ток зарядки следует понизить до 5% от ёмкости (3 А для 60-амперного АКБ). Это позволит продолжить процедуру, не перегревая реактив.
- При достижении напряжения на клеммах значения 14,5-15,0 В нужно ещё раз понизить ток зарядки вдвое, продолжая итерацию до тех пор, пока напряжение не станет стабильным. Финальное значение тока зарядки будет составлять порядка 0,2 А. На аккумуляторе, находящемся в рабочем состоянии, процесс зарядки при таком методе длится около 8-12 часов.
- По окончании зарядки нужно дать парам газов полностью выветрится, вытереть насухо корпус с использованием содового раствора и закрутить пробки. Протирка корпуса обязательна: она позволяет избежать потерь тока в случае наличия слоя электролита на поверхности батареи.
Зарядка постоянным напряжением
Теперь рассмотрим инструкцию по зарядке аккумулятора зарядным устройством методом постоянного напряжения:
- Устанавливаем на ЗУ U=14,4±0,1 В. Если АКБ необслуживаемая, строгий контроль за величиной напряжения необходим.
- Процесс продолжается до тех пор, пока величина тока не повысится до 10% от ёмкости для АКБ обслуживаемого типа и до 5-10% для необслуживаемых устройств. Ток зарядки свыше 20% от ёмкости считается вредным для батарей любого типа.
- Если аккумулятор разряжен полностью, начальное значение напряжения должно быть меньшим, на уровне 12-13 вольт, и финальное значение тока зарядки не должно превышать 5%. При повышении тока напряжение снижают.
Этот способ занимает больше времени, чем предыдущий – за сутки АКБ восстанавливает не более 85% заряда при U=14,4 В, около 90% – при напряжении 15 В, и 95-100% – если выставить напряжение 16 В. Но использовать интенсивные режимы не рекомендуется, значения выше 15,5 В считаются опасными. При полном разряде на восстановление заряда может уйти 3 суток.
Ускоренная зарядка АКБ
Этот метод нельзя использовать часто, но если требуется как можно быстрее тронуться в путь, то следует заряжать АКБ при значениях тока порядка 10-15 А. При такой интенсивной зарядке за 20 минут можно зарядить батарею настолько, чтобы хватило однократно завести машину.
Напоследок приведём несколько полезных советов:
- Если батарея замёрзла, завести машину можно прикуриванием, а дальше за дело возьмётся генератор. Чтобы подзарядить АКБ, потребуется непрерывная езда на протяжении около получаса при 3000 оборотах/минуту.
- Частый вопрос – при какой температуре можно заряжать аккумулятор автомобиля. Желательно при 18-20 градусах, но если гараж неотапливаемый, то допустимо производить зарядку и в небольшие морозы, но только минимальными токами зарядки. Это существенно увеличит время операции, так что лучше найти подходящее помещение с рекомендованным температурным режимом.
- При наличии повреждений на корпусе, подтёков электролита, потемнения жидкости зарядку выполнять нельзя – такая батарея не подлежит восстановлению.
- Если аккумулятор длительное время не используется, чтобы не допустить его полной разрядки, его можно поставить на подзарядку на постоянной основе, но при величинах тока, соответствующих току саморазряда.
Зависимость заряда АКБ от плотности электролита
Хотя это разные физические величины, они связаны почти линейной зависимостью.
Оценить зависимость плотности от уровня заряда батареи можно из следующей таблицы:
Плотность, г/см³ | Заряд АКБ, % |
1,1 | 0 |
1,16 | 25 |
1,2 | 50 |
1,24 | 75 |
1,28 | 100 |
Проверить уровень заряда аккумулятора можно несколькими способами:
-
: полному заряду соответствует показатель 12,7 В. Снижение на 0,1 В соответствует падению степени заряда на 10%. Таким образом, напряжение 11,7 В и менее будет свидетельствовать о полном разряде аккумулятора. Измерения нужно производить на отсоединённой от бортовой сети батарее;
- Некоторые модели АКБ имеют специальные индикаторы, по которым можно определить, что устройство полностью заряжено или целиком разряжено (увы, степень текущей разрядки вы наблюдать не сможете);
- Применением нагрузочной вилки – вольтметра с дополнительным сопротивлением (около 0,02 Ом). Такой прибор обеспечивает высокую точность показаний. Достаточно подключить его к клеммам и снять показания – 10,5 В будет свидетельствовать о полном заряде, 9,9 В – это 75%, 9,3 В – 50%. Показания ниже 8,1 В свидетельствуют о глубоком разряде батареи.
Отметим, что точность замеров важна – использование прибора с большой погрешностью может сыграть с вами злую шутку в виде значительного расхождения с реальными значениями.
Зарядка автомобильного аккумулятора в домашних условиях
Недооценить важность аккумулятора в современных автомобилях совершенно невозможно. Ведь, так или иначе, они обеспечивают питание всех электронных устройств в машине, не говоря уже о том, что для того чтобы двигатель завелся, необходимо чтобы в аккумуляторе был заряд. Именно поэтому, любому владельцу авто стоит знать, как зарядить аккумулятор в домашних условиях.
На что нужно обратить внимание перед зарядкой аккумулятора?
Разумеется, при зарядке необходимо принимать во внимание особенности того или иного АКБ. Если у вас есть инструкция от производителя, то следует воспользоваться ей. Однако если инструкции нет, то нужно обратить внимание на следующие факторы:
- Размеры устройства;
- Расположение положительных и отрицательных электродов;
- Дата выпуска батареи;
- Емкость и напряжение батареи;
- Величина пускового тока батареи при восемнадцати градусах по Цельсию.
Что нужно для зарядки аккумулятора?
Для того чтобы зарядить АКБ в домашних условиях, нам понадобится следующее:
- Аккумулятор, который не имеет механических повреждений;
- Ключи для снятия клемм, а также снятия АКБ с места установки в автомобиле;
- Тестер и вольтметр для определения уровень заряда;
- Зарядное устройство;
- Ареометр;
- Наждачная бумага или мелкий напильник для очистки клемм.
Вынимаем аккумулятор из автомобиля
Разумеется, если у вас есть хороший гараж, то зарядку можно проводить в нем. Однако, если нужно зарядить АКБ дома, то его так или иначе придется снять с автомобиля.
В первую очередь для этого необходимо отсоединить все электрооборудование при помощи ключа зажигания. Далее нужно снять отрицательную и положительную клемму при помощи торцевого ключа. Далее нужно отсоединить крепления аккумулятора, тип которых во многом зависит от модели и марки автомобиля. Чаще всего АКБ прикреплен при помощи планок, которые могут располагаться сверху, снизу, или на боках.
Когда батарея будет отсоединена от автомобиля, то необходимо перенести её в дом, соблюдая крайнюю аккуратность для того, чтобы не вызвать вытекания электролита.
Как зарядить аккумулятор дома?
Для того чтобы правильно осуществить зарядку аккумулятора автомобиля в домашних условиях, необходимо следовать нескольким достаточно простым правилам:
- Зарядку аккумулятора необходимо проводить внутри помещений с хорошей вентиляцией, поскольку во время зарядки в воздух выделяются разные газы, которые образуют взрывоопасную смесь;
- Заряжать аккумулятор лучше проводить вдали от предметов, которые легко воспламеняются или источников огня;
- Во время зарядки аккумулятора необходимо отключать электрические кабеля;
- Перед тем как зарядить аккумулятор, необходимо осмотреть клеммы и зачистить их, при обнаружении грязи или окисления;
- Необходимо проверить уровень электролита в аккумуляторе для того, чтобы он полностью покрывал пластины. Если его недостаточно, то нужно или долить электролит, или разбавить его дистиллированной водой;
- Если аккумулятор не получится сразу зарядить полностью, то сначала нужно его разрядить, и приступить к повторной зарядке.
Проверка плотности электролита
Для того чтобы провести правильную зарядку АКБ в домашних условиях, достаточно важно определить уровень электролита. Это можно сделать при помощи Ареометра, с помощью которого можно замерять плотность жидкости при заданной температуре.
Идеальной плотностью электролита является 1,25-1,27 грамм на кубический сантиметр жидкости. При этом крайне важно чтобы в каждой банке была одинаковая плотность электролита, с максимальным расхождением в одну сотую грамма на кубический сантиметр.
Подключение аккумулятора к зарядному устройству
Для зарядки автомобильного аккумулятора в домашних условиях необходимо правильно подключить его к зарядному устройству. Для этого нужно снять крышку с каждой банки и подключить клеммы аккумулятора к зарядке соблюдая полярность, т.е. «+» к «+» и «-» к «-».
Как правильно выставить ток на зарядном устройстве?
Для правильной зарядки АКБ дома, необходимо следовать одной простой формуле – величина тока должна быть равна одной десятой от общего объема батареи аккумулятора. То есть если объем равен 65 А-ч, необходимо выставить на зарядном устройстве ток в 6,5 Ампера, но не больше. В том случае, если батарея сильно разряжена, то силу тока можно уменьшить до двух или полутора Амперов.
Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях?
Для того чтобы зарядить АКБ дома, и без негативных последствий, необходимо сделать следующее:
- Внимательно наблюдать за стрелкой амперметра, положение которой должно постепенно смещаться к нулю на протяжении всей зарядки;
- Необходимо контролировать температуру электролита, которая не должна увеличиваться во время зарядки. Если электролит нагрелся до +40 градусов по Цельсию, нужно уменьшить ток в два раза;
- Аккумулятор считается заряженным, только если в течение двух часов его напряжение и плотность электролита не менялась.
Какие меры защиты нужно предпринять при зарядке аккумулятора?
Поскольку во время зарядки могут выделяться ядовитые газы, а сам по себе электролит является пусть и не особо сильной, но щелочью, необходимо принять определенные меры для защиты своего здоровья.
- Использовать перчатки для защиты рук;
- Использовать очки для предотвращения попадания щелочного электролита в глаза;
- Надеть респиратор для защиты органов дыхания.
Для того чтобы полностью зарядить аккумулятор как правило необходимо от десяти до двенадцати часов.
Что может вызвать разряд аккумулятора?
Достаточно важно не только вовремя заряжать АКБ, но и обращать внимание на причину разряда, поскольку падение напряжения может быть вызвано следующими причинами: