Зарядка акб автомобиля в домашних условиях
Зарядка акб автомобиля в домашних условиях
Как безопасно заряжать аккумулятор в домашних условиях?
Добрый день. В сегодняшней записи я расскажу вам можно ли заряжать аккумулятор дома и как безопасно это делать. Традиционно для нашего сайта статья содержит множество фото и видео материалов.
Можно ли заряжать аккумулятор дома?
Да можно, но у этого есть определенные риски:
- Риск взрыва батареи (при зарядке аккумулятора выделяется водород). В смеси с воздухом при проскакивании искры, он может взорваться!
Выглядит это примерно вот так:
- Риск для здоровья — свинец сам по себе черезвычайно вреден для человека. Одно дело взрослый человек и 2-3 зарядки АКБ за год, и совсем другое — ребенок или постоянная ежедневная зарядка.
- Если постоянно дышать парами свинца и кислоты, в итоге, вы останетесь без зубов! А детям вообще опасно находится рядом со свинцовой батареей при зарядке.
Что потребуется для зарядки аккумулятора в домашних условиях?
- Зарядное устройство, кстати про выбор зарядного устройства у нас есть отдельная статья.
- Ареометр (для доводки уровня электролита)
- Дистиллированная вода.
- Корректирующий электролит.
Поэтому, для безопасной зарядки аккумуляторной батареи в домашних условиях необходимо соблюдать следующие правила:
- Батарею следует устанавливать на пол из кафельной плитки или линолеума (так чтобы в случае чего можно было легко протереть поверхность от грязи и конденсата.
-
до того момента когда она оттает.
- Перед началом зарядки аккумуляторной батареи необходимо проверить уровень электролита. Он должен быть на несколько мм выше пластин сепаратора (окончательно уровень и плотность доводятся после зарядки).
- Недопустимо заряжать батарею с закрытыми вентиляционными пробками, исключение составляют не обслуживаемые батареи.
- Ток заряда в амперах, не должен превышать 10% от емкости аккумулятора. Недопустимо заряжать батарею на 62 Ампер-часа током больше 6ти ампер. Зарядка большим током неизбежно приводит к ускоренному износу батареи. Время полной зарядки разряженного аккумулятора составляет 12 часов. Об окончании заряда свидетельствует активное газообразование и снижение тока заряда до 1-1,5 Ампер.
- Недопустимо подключать — отключать клеммы зарядного устройства к аккумуляторной батарее при включенном зарядном устройстве.
Дело в том, что в процессе коммутации, при протекании тока, неизбежно происходит искрообразование, которое может поджечь горючие газы, выделяемые при зарядке батареи.
Общее правило такое, перед началом зарядки подключаем клеммы зарядного устройства к АКБ, а потом зарядное устройство подключаем в розетку. По окончании заряда, сначала отключаем зарядное устройство из розетки, а потом снимаем клеммы с заряженного аккумулятора.
- Зарядку батареи следует проводить в объемных или хорошо вентилируемых помещениях. Максимально далеко от людей и мест приема пищи. В случае с квартирой оптимальное место — ванная комната ночью, при наличии в ней хорошей вентиляции. В противном случае, лучше использовать прихожую.
- По окончании зарядки следует замерить плотность во всех банках аккумулятора и проверить уровень. Если плотность одинакова, а уровень отличается, допустимо перелить электролит из тех банок, где уровень выше в те банки, где не хватает электролита.
- Итоговый уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше пластин сепаратора. Примерно вот так:
Подробнее про доводку плотности электролита и его уровня, вы сможете прочитать в этой статье, нет смысла повторяться.
Заключение.
На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, что теперь вы знаете основные правила зарядки аккумулятора в квартире, и вопрос можно ли заряжать аккумулятор дома для вас никогда не возникнет.
Если вы хотите дополнить статью, или нашли в ней ошибки, пишите комментарии.
Зарядка аккумулятора автомобиля в домашних условиях – все способы и правила
От степени заряженности аккумуляторной батареи зависит успешный старт транспортного средства, особенно в холодное время года. Если аккумулятор разряжен, машину невозможно завести. Мы расскажем, как его проверить и зарядить дома.
1 Аккумуляторная батарея – как и сколько она работает?
Прежде чем начать процесс зарядки, следует разобраться с основными понятиями. Емкость АКБ измеряется в ампер-часах. Аккумулятор с емкостью 55 Ам/ч способен отдавать 55 Ампер в течение часа. Если нагрузка меньше, то он будет работать дольше, и наоборот. Нормальное напряжение полностью заряженной АКБ составляет от 12,6 до 12,7 В. Напряжение со значением 12 В говорит о том, что батарея заряжена на 40–50 %. С такими показаниями автомобилем можно пользоваться.
Похожие статьи
Если машина в исправном состоянии, и генератор дает достаточную подзарядку, то напряжение быстро восстановится. Значение в пределах от 11,5–11,6 В означает, что АКБ находится в глубокой разрядке, а это опасно для батареи. Внутри нее есть свинцовые пластины, при глубокой разрядке начинается процесс их сульфатации. При этом уменьшается емкость. Это может привести к тому, что двигатель не запустится. Разряженную батарею можно зарядить до рабочего напряжения и продолжать использовать.
Срок эксплуатации аккумулятора при должном обслуживании и бережном отношении составляет 4–6 лет. По окончании этого срока батарея приходит в негодность и не подлежит восстановлению, ее утилизируют.
2 Что разряжает АКБ и как узнать заряд
Аккумулятор может разрядиться по следующим причинам:
- длительный простой машины без движения, особенно зимой;
- недостаточный объем и плотность электролита в емкостях;
- разрушение пластин АКБ;
- повреждение корпуса батареи;
- неисправности в электросети автомобиля;
- автомобиль долгое время простоял с включенными фарами.
При длительном простое автомобиля без движения аккумуляторная батарея не получает зарядки от генератора и постепенно разряжается. Особенно быстро этот процесс происходит в морозную погоду. Если машина простоит без движения три недели, АКБ уже не сможет раскрутить стартер и запустить двигатель.
Для нормальной работы аккумулятора нужно контролировать количество электролита в его банках. Существует два вида АКБ: обслуживаемые и необслуживаемые. В первом виде корпус устройств негерметичен, и во время эксплуатации часть жидкости в банке испаряется, поэтому периодически ее нужно ее доливать. В этой процедуре нет необходимости у необслуживаемых батарей, в них емкости герметичны, и электролит циркулирует внутри, испаряясь и конденсируя на стенках банки.
В аккумуляторную батарею можно заливать только дистиллированную воду.
Разрядку аккумулятора могут вызвать различные неполадки с электрооборудованием автомобиля: неисправность генераторной установки, короткое замыкание. Если начали разрушаться рабочие пластины, то аккумулятором лучше не пользоваться, так как он может вызвать короткое замыкание, которое способно вывести из строя электрооборудование или стать причиной пожара.
Перед тем как заряжать аккумулятор, следует убедиться, что он разряжен. Это можно определить по цветовому индикатору (если он присутствует на АКБ). Что означает конкретный цвет, следует смотреть на наклейке возле индикатора. Разряженность можно определить и по разнице потенциалов на клеммах. Напряжение должно быть не ниже номинального, указанного в инструкции по эксплуатации. Измеряется напряжение с помощью мультиметра.
3 Готовимся к работе – очистка и проверка
Если АКБ разрядилась, не обязательно обращаться в автосервис, ее можно зарядить в домашних условиях при наличии зарядного устройства (ЗУ) и знаний о том, как правильно проводить процедуру. Для начала аккумуляторную батарею необходимо подготовить. Для этого отсоедините клеммы, снимите ее с автомобиля и выполните следующие действия:
- Сначала нужно очистить аккумулятор с внешней стороны: убрать окисления, загрязнения, конденсат. Для этого чистую тряпку смачиваем в содовом растворе и потираем контакты и поверхность АКБ. Очистить поверхность от грязи важно, чтобы она не попала внутрь аккумулятора при откручивании крышки, так как она может стать причиной замыкания и выведет батарею из строя.
- Очищенный корпус АКБ следует осмотреть на наличие трещин. Если они обнаружены, то батарею эксплуатировать нельзя.
- Когда поверхность чистая, на обслуживаемом аккумуляторе откручиваем пробки и проверяем, какой уровень электролита в банках. Если он не покрывает полностью пластины, то доливаем дистиллированную воду. Если этого не сделать свинцовые пластины нагреются и разрушатся. Пробки оставляем открученными, так как во время зарядки выделяется газ, при закрытых пробках батарею может разорвать от скопившихся газов.
- Следует проконтролировать плотность электролита. Показания должны находиться в промежутке от 1,26 до 1,30 г/см 3 .
- Необходимо проверить отверстие для вентиляции в крышке АКБ. Оно должно быть чистым, иначе не будут выходить испарения.
Проведя такую подготовку, приступаем к работе.
4 Как подключить устройство – правила безопасности
Во время проведения электротехнических работ особое внимание следует уделять безопасности, так как существует повышенный риск для здоровья. Зарядка аккумулятора автомобиля в домашних условиях должна проводиться в сухом теплом помещении, желательно нежилом, лучше в гараже. Помещение должно хорошо проветриваться, чтобы выветривались вредные испарения, которые выделяются во время зарядки (водород, сернистый газ). Процедуру нельзя проводить вблизи обогревательных приборов и открытого огня. Запрещается курить или использовать приборы, образующие искру, так как при скоплении газов возможен взрыв. Во время процедуры не стоит оставлять включенным зарядное устройство без присмотра!
При подключении ЗУ нужно соблюдать полярность, плюс подключается к положительной клемме АКБ, а минус – к отрицательной. Должна строго соблюдаться последовательность подключения: сначала зажимы ЗУ крепятся на клеммы аккумулятора, а затем сетевой шнур подключают в электрическую сеть и включают ЗУ. После зарядки последовательность действий обратная: сначала отключается зарядное устройство, а затем отсоединяются крокодилы от клемм батареи. Это необходимо, чтобы избежать возможного взрыва водородно-кислородной смеси от искры, возникающей при отсоединении и присоединении крокодилов. Водород выделяется из банок во время зарядки, а кислород присутствует в воздухе.
5 Какие 3 способа зарядки существуют
Перед покупкой зарядного устройства следует выяснить, какое напряжение имеет аккумуляторная батарея, она может быть 6, 12, 24 и 36 В. На мотоциклах используются самые слабые батареи, наиболее распространены устройства с напряжением 12 В, устанавливаемые на легковых авто. На тяжелой технике может быть установлена батарея напряжением 36 В.
ЗУ преобразовывает электроэнергию, простейшая схема включает в себя понижающий трансформатор и диодный мост. Переменный ток с напряжением 220 В, проходя через ЗУ, преобразуется в постоянный ток с напряжением 14-16 В, которым и заряжается АКБ. Зарядное устройство может оснащаться вольтметрами, амперметрами, предохранителями, регуляторами силы тока и напряжения. Существуют устройства с автоматическим подбором необходимого напряжения и силы тока. Если их нет, то нужно знать, сколько ампер подавать и самостоятельно регулировать силу тока.
Зарядить аккумулятор можно тремя способами:
- Постоянным током (зарядный ток должен составлять 10 % емкости).
- Постоянным напряжением (напряжение находится в пределах от 14,5 до 16,5 В с током, который снижается от 45 до 20 А).
- Комбинированным (сначала постоянным током, затем постоянным напряжением).
В необслуживаемые изделия не нужно доливать дистиллированную воду и контролировать плотность, так как отсутствует доступ к электролиту. Если такой аккумулятор разрядился, его следует заряжать осторожно: ввиду отсутствия пробок, внутри корпуса повышенное парообразование, поэтому не исключена вероятность взрыва. Производители таких АКБ рекомендуют использовать зарядный ток не больше 1/20 от емкости аккумулятора. Если емкость 60 Ам/ч, то ток заряда должен быть 2,5 А.
Возможна быстрая зарядка высокими токами 20-30 А, но она повреждает АКБ, поэтому пользы от такой зарядки нет. Заряжая гелевый аккумулятор, нужно следить, чтобы напряжение не превысило критического значения, которое составляет 14,2 В. Севший аккумулятор без зарядника можно «прикурить» от другого автомобиля. Для этого с помощью высоковольтного кабеля специальными клеммами-зажимами подключаются с одного конца к клеммам разряженной АКБ, а с другого – к аккумуляторной батарее работающего автомобиля. Важно при подключении соблюдать полярность. Спустя 10 минут АКБ немного подзарядится, и можно будет завести двигатель, после этого она будет заряжаться от генератора.
6 Как действовать с помощью постоянного напряжения
Время зарядки зависит от параметров тока и напряжения, а также состояния АКБ. При способе зарядки постоянным напряжением важно, чтобы ЗУ поддерживало стабильное напряжение в пределах от 13, 8–14,4 В. На клеммах ЗУ оптимальное напряжение должно быть на 10 % больше номинального батареи при полной ее зарядке. Если у АКБ номинальное напряжение 12,6 В, то 10 % составляет 1,26 В, что в сумме составит 13,86 В, что и будет оптимальным напряжением для ЗУ.
С помощью этого метода можно зарядить АКБ любой степени заряда. При этом во время зарядки не будет интенсивно выделяться газ, и нагреваться электролит. Заряжаясь, батарея набирает силу, и постепенно ее показатели выравниваются с зарядным устройством. За первый час при положительной температуре электролита батарея заряжается на 50–60 % от своей емкости, за второй – на 20–30 %, за третий – на 6–8 %. На зарядку до 90–95 % номинальной емкости уходит примерно 4-5 часов. Зарядка прекращается при снижении тока до 0,2 А. Правда до 100 % этим методом батарею зарядить невозможно. Преимущество зарядки с помощью постоянного напряжения: быстрота и простота процесса.
7 Чем отличается метод постоянного тока
На зарядку аккумулятора с помощью постоянного тока может уйти 10 часов, время зависит от условий проведения процедуры. ЗУ подключают при температуре электролита не выше 35 градусов. Для новой и сильно разряженной АКБ оптимальный ток должен составлять 1/10 от емкости аккумулятора. То есть при емкости в 60 Ам/ч необходимо подавать ток 6 А. Зарядку производят до появления газовыделения, что соответствует напряжению на клеммах аккумулятора около 14,4 В. Далее значение тока нужно снизить для б/у батареи в 2–3 раза, для новой – в 2 раза. Дальше аккумулятор заряжается низким током, пока во всех банках не начнет обильно выделяться газ.
Двухступенчатый метод позволяет ускорить процесс и уменьшить интенсивность образования газов, которые действуют разрушающе на пластины АКБ. Лучше, чтобы зарядный ток, поступающий на клеммы АКБ, был с самого начала процесса меньше. В рассматриваемом примере подаваемый ток должен быть не 6 А, а 3 А. В этом случае зарядка длится дольше в два раза, но качество ее выше.
О полной заряженности АКБ можно судить не только по обильному газообразованию, но и по следующим признакам:
- плотность электролита остается неизменной в течение 3 часов;
- напряжение на клеммах достигло значения 15-16,2 В и больше не растет на протяжении 3 часов.
Во время зарядки нужно контролировать электролит: уровень, плотность и температуру жидкости. Электролит не должен нагреваться выше 30-35 градусов.
Как зарядить аккумулятор автомобиля без зарядного устройства
Вопрос о том, как зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях без «зарядника», может возникнуть неожиданно. Любому водителю не помешает знать способы выхода из затруднительной ситуации с севшей батареей и варианты использования подручных средств для ее восстановления.
Как выявить разряженный автомобильный аккумулятор
В машине о сбоях в работе АКБ свидетельствует несколько признаков. При диагностике автомобиля они чаще всего появляются задолго до того, как транспортное средство станет непригодным к эксплуатации. Нужно постоянно держать их на контроле. Это поможет вовремя сделать профилактику и провести регламентные работы.
Основные показатели проблем с аккумулятором:
- При попытке открыть авто охранная система работает неправильно — центральный замок заедает, двери открываются плохо, при нажатии кнопок брелока сигнализация реагирует медленно.
- При сильном падении напряжения в бортовой сети после остановки двигателя может произвольно отключаться магнитола. Это часто проявляется, если владелец использует мощную акустическую систему.
- Возникают проблемы с работой оптики. Свет фар становится тусклым. Освещение в салоне теряет интенсивность.
- Наблюдаются изменения в процессе запуска мотора. Появляется «провал» после включения зажигания (с последующим нормальным вращением двигателя). При сильной потере заряда может раздаваться звук срабатывания втягивающего реле стартера без попыток мотора вращаться.
- После поворота ключа в замке (нажатии кнопки старта) панель приборов гаснет, и в дальнейшем ничего не происходит.
- Обороты двигателя в момент прогрева увеличиваются или снижаются произвольно.
- Напряжение источника питания электрической сети автомобиля можно контролировать по приборам на панели, если они предусмотрены конструкцией. При отсутствии встроенных датчиков можно использовать любой переносной мультиметр для измерения значений напряжения на клеммах АКБ.
Способы зарядки аккумулятора автомобиля без зарядного устройства
Один из самых распространенных способов завести автомобиль при потере собственной электрической батареей заряда — «прикурить» авто от другой машины. Для этого лучше использовать специальные силовые провода. Но при их отсутствии выйти из положения можно, воспользовавшись скруткой нескольких проводников более тонкого сечения. Для соединения минусовых клемм подойдет открытый проводник — проволока, другие металлические изделия подходящей формы.
Когда соединить нечем, исправную батарею переставляют на место нерабочей и запускают двигатель. После старта и прогрева мотора источники питания быстро меняют местами. При этом работа машины на время смены узлов осуществляется от генератора.
Для большинства современных моделей такой способ не рекомендуется из-за высокой вероятности сбоя в работе или полного выхода из строя бортовой электроники и компьютера.
Если в неисправном автомобиле стоит механическая коробка передач, можно применять буксировку. Можно толкнуть или «дернуть» авто, чтобы запустить двигатель или отбуксировать к месту, где присутствует возможность восстановить батарею. При отсутствии рядом других транспортных средств нужно искать способ зарядить АКБ.
Заряд АКБ с помощью портативного зарядного устройства
Если владелец авто с разряженным аккумулятором имеет портативный прибор для зарядки и пуска, то проблема запуска двигателя решается быстро. В таких устройствах производители используют гелевые АКБ небольшой мощности или изделия из лития. Их чаще всего выполняют с переходником под прикуриватель и «крокодилами» для клемм.
В состав базовых моделей входят:
- амперметр, чтобы следить за током зарядки;
- трансформатор (выдает нужное значение напряжения);
- выпрямитель (для зарядки от сети переменного напряжения).
Более продвинутые конструкции содержат стабилизаторы, дополнительные фильтры, разные варианты защиты. Некоторые устройства поддерживают работу одновременно с несколькими авто и имеют мощность до 50 Вт.
Портативный прибор не предназначен для полного восстановления батареи. Его используют, чтобы завести авто или быстро подзарядить источник питания для дальнейшей его зарядки от генератора автомобиля во время работы двигателя.
Пользоваться переносным устройством просто:
- Нужно предварительно зарядить его от сети 220 В или от прикуривателя во время движения машины.
- Подсоединить «крокодилы» к клеммам батареи в соответствии с указанной полярностью.
- Включить устройство (замкнуть цепь).
- Произвести запуск двигателя, если прибор рассчитан на требуемое количество ампер, или выждать, когда подзарядится АКБ.
Использование зарядки от ноутбука
Если под рукой есть ноутбук, то можно воспользоваться его блоком питания для пополнения автомобильной батареи. Дополнительно понадобятся:
- лампочка или резистор нужного сопротивления;
- провода;
- инструменты.
От зарядки ноутбука нужно вывести два проводника. Следует подсоединить кабель внутрь штекера блока питания портативного компьютера для плюса, отрицательный провод сосредотачивается снаружи.
Собирают схему в следующем порядке:
- Минусовую клемму автомобильной батареи соединяют с выведенным от зарядки отрицательным проводом. Надежно закрепляют, чтобы обеспечить хороший контакт. От его качества зависит весь процесс подзарядки.
- В разрыв плюсового участка включают автомобильную лампочку или резистор. Сопротивление последнего выбирается в зависимости от требуемого тока зарядки. Для 2 А понадобится 10 Ом. Для регулировки времени заряда воспользуйтесь подстроечным резистором.
- Чтобы контролировать зарядный процесс, в схему последовательно включают амперметр. Но устройство для зарядки можно применять и в отсутствие измерительного элемента.
АКБ будет готова к работе, когда напряжение на ее клеммах станет равно 14 В. Лучше, если при этом будет «кипеть» электролит. Схему можно разбирать и пытаться запустить мотор.
После такой подзарядки батарея нуждается в обслуживании в нормальных условиях с наличием полнофункциональных приборов и инструментов.
Зарядка от сети 220 вольт
Простое устройство для восстановления заряда батареи в авто от сети переменного тока 220 В можно собрать из диода и конденсатора. Полупроводниковый диод понадобится мощный, лучше с рабочим напряжением около 1000 В, но можно меньше. Емкость используют неполярную, пленочного типа, рассчитанную на 400 В и больше.
- Один провод от сети соединяют с конденсатором.
- Второй вывод последнего подводят к аноду диода.
- Его катод подключат к плюсу АКБ.
- Минус аккумулятора — к свободному контакту вилки 220 В.
Ток зарядки зависит от значения емкости. Конденсатор выбирают из расчета 70-100 мА на 1 мкФ емкости. Можно использовать правила параллельного соединения конденсаторов для подбора требуемой величины.
Также для восстановления батареи в машине подойдет блок питания от ПК. Нужно подобрать вывод с напряжением 12 В. Чаще плюс — это желтый провод, минус — черный.
Чтобы поднять напряжение на выводах блока, нужно нагрузить низковольтные шины БП. Например, соединить зеленый провод с минусом схемы (любым черным проводником). При этом на желтом выводе появится увеличенное напряжение, которого хватит для подзарядки батареи.
Если блок питания уйдет в защиту, то зеленый провод нужно временно отсоединить и подключить вновь.
При помощи лампы накаливания
Если рядом есть сеть с бытовым переменным напряжением, электрическая лампочка на 220 вольт мощностью 40-100 ватт и полупроводниковый диод с допуском больше 3 А (например, IN5408), можно использовать еще один метод подзарядки автомобильного аккумулятора, если тот сел.
В этой цепи регулятором зарядного тока является лампочка. Чем она мощнее, тем больше будет проходить зарядов.
- Катод диода соединяют с плюсом батареи. К аноду полупроводникового прибора подводят один из контактов лампы накаливания. Диод следует выбирать с допустимым напряжением более 400 В.
- Второй провод от лампочки соединяют с вилкой для включения в розетку.
- Минус аккумулятора подводят к другому контакту вилки. Если вилки нет, то можно осторожно вставить зачищенные концы проводов в розетку, соблюдая правила техники безопасности.
По возможности соединения лучше делать с помощью паяльника. После включения приборов в сеть 220 В работу схемы можно проверить по накалу лампы. Если она горит в полную силу, то зарядки нет. При нормальном функционировании интенсивность свечения будет снижена за счет подзарядки батареи.
Величину тока можно замерять, если включить в схему амперметр. Собранная цепь представляет собой однополупериодный выпрямитель.
С лампой накаливания можно собрать и более совершенную схему — выпрямитель двухполупериодный. Вместо одиночного диода следует использовать полный полупроводниковый мост. Последний бывает в готовом виде (например, в блоке питания компьютера) или делается из 4 отдельных диодов по мостовой схеме.
Лампу накаливания в этом случае можно взять 100-150 Вт.
Изготовление самодельного зарядного устройства
ЗУ выполняются по разным схемам. Для самостоятельного изготовления надежного полнофункционального устройства на 14,5 В можно использовать вариант с максимальным током 6 А с понижающим преобразователем DC-DC.
Кроме него для устройства понадобятся:
- КВРС 5010 — диодный мост;
- охлаждающий радиатор для моста;
- для подключения аккумуляторной батареи — «крокодилы»;
- ТС 180-2 (понижающий трансформатор), можно использовать другие модели с мощностью от 150 Вт;
- предохранители;
- вилка на 220 В;
- конденсаторы 50 В, 2200 мкФ;
- амперметр.
При расключении минус преобразователя DC-DC соедините с минусом своего автомобиля, а закончив присоединение отрицательных контактов, подключите плюс батареи к плюсовому выводу преобразователя. Диодный мост надежно закрепите на радиаторе.
Если есть хорошие навыки работы с электроникой, то можно реализовать и более сложные схемы. Такие ЗУ будут включать микроконтроллеры, обладать улучшенной защитой, системой индикации. Есть варианты зарядных устройств, которые используют разрядно-зарядные циклы.
Для подзарядки кислотных аккумуляторов с высокой емкостью делают мощные зарядки (24В, 120А).
Наиболее простые схемы имеют в своем составе в качестве основного узла силовой транзистор, который выполняет функцию стабилизатора выходного напряжения. Также есть модели импульсных, тиристорных и интеллектуальных ЗУ.
Меры предосторожности
Аккумулятор для современного автомобиля — сложное техническое устройство. При его изготовлении применяются вредные химические вещества — свинец, мышьяк, серная кислота. При неосторожной работе можно отравиться парами и металлами, получить ожоги, вызвать возгорание и взрыв батареи.
Следует выполнять следующие правила:
- Помещение должно хорошо проветриваться.
- Поверхность кожи нужно прикрыть одеждой, глаза защитить очками.
- Нужно воздержаться от курения, использования открытого огня, искрящих приборов.
- Не допускать скопления газов, которые выделяются во время процесса.
Нужно помнить, что чем мощнее лампа накаливания, используемая в схеме, тем больше будет ток зарядки. Чтобы не допустить перегрузки АКБ, его при зарядке лучше держать ниже 3-4 А.
При самостоятельном сборе схем нужно подбирать все элементы в соответствии с требованиями, не допускать перегрева. Взорваться или загореться может не только сам аккумулятор, но и любой из электронных компонентов в цепи самодельной зарядки.
Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор
Основой запуска двигателя любого автомобиля является аккумулятор (АКБ). Если карбюраторным ДВС требовалось немного энергии для запуска, то для современных инжекторных машин требуется постоянно мощный, заряженный аккумулятор. Это связано с активацией электробензонасоса, бортового компьютера и т.д.
Способы зарядки АКБ
Существует несколько способов, методов зарядки аккумуляторной батареи. Герметичные необслуживаемые аккумуляторы заряжают по другому, там есть свои правила. Сделать это правильно можно 3 способами:
- Заряжать постоянной силой тока. Это быстрый способ, используется для уравнительной и форсированной зарядки АКБ.
- Заряжать постоянным напряжением, 2 вида такого способа: 1) незначительно изменяющееся напряжение (вначале напряжение подается меньше); 2) при постоянном напряжении.
- Заряжать и током, и напряжением (комбинированный). Применяется в 2 этапа: 1) Сначала подается постоянная сила тока величиной 1/10 от номинальной емкости АКБ. Когда аккумулятор достигнет напряжения в пределах от 14,4 до 14,8 Вольт, происходит включение постоянного напряжения. 2) На второй стадии напряжение подается постоянное, а сила тока уменьшается из-за увеличения внутреннего сопротивления батареи.
Третий способ самый лучший. Заряжая этим методом, то есть не на скорость, не происходит газообразование и гидролиза из-за подачи повышенного напряжения.
Рассмотрим более подробно первый способ зарядки
При использовании первого способа зарядки, когда используется постоянная сила тока, напряжение подается не выше 16,2 Вольта.
Например, если в АКБ емкость 50 А-ч (Ампер*часов_, то, если заряжать первым способом 20 часов, получится, что подавался постоянный ток 2,5 Ампер (50 А*ч / 20 ч = 2,5 А). Чтобы также хорошо зарядилось, но за 10 часов, то нужно обеспечить подачу тока размером 5 Ампер (50/10).
Плюс 1 метода — аккумулятор стает полностью заряженным. Минус 1 метода — выделяются газы из жидкости при нагревании.
Если решили использовать способ постоянной силы тока, то, рекомендуется сначала подавать ток 1/10 от емкости батареи. Затем, когда напряжение одной банки станет 2,4 Вольта, уменьшить ток в 2 раза.
Для гелевых аккумуляторов для авто лучше приобрести хорошее зарядное устройство, которое обеспечивает и стабильную постоянную подачу электричества, без перебоев.
Рассмотрим более подробно второй способ зарядки
Методом подачи постоянного напряжения, автомобильный аккумулятор можно зарядить до 90 %. Сила тока при зарядке будет меняться из-за появляющегося сопротивления.
Плюсы второго метода:
- быстро;
- сначала энергия тратится на восстановление пластин, затем идет зарядка.
Минус второго метода — происходит сильный нагрев электролита. Уравнивающая зарядка используется для устранения результата глубоких разрядов. Хорошо устраняется увеличивающуюся сульфатацию электродов.
Форсированный метод
Форсированный способ используется для быстрого реанимирования аккумулятора. Не допускать увеличение силы тока до 70 % больше получаса от значения номинальной емкости. Далее, в течение 45 минут надо снизить ток, чтобы был в два раза меньше значения номинальной емкости. Дальше следует заряжать током равным 30 % от номинальной емкости в течении 1,5 часа. При таком способе зарядке надо контролировать температуру электролиту. При превышении температуры электролита свыше 45 градусов, зарядку надо остановить.
Минус форсированного способа в том, что он сокращает срок эксплуатации автомобильного аккумулятора.
Как правильно зарядить аккумулятор
Если стартер стал плохо крутить или вообще не крутит, то это может быть севший аккумулятор, а могут быть и другие причины. Проверяем состояние АКБ. Для измерения плотности надо заглушить двигатель. Хороший АКБ с полной зарядкой имеет плотность жидкости от 1,27 до 1,29 г/см3. После этого измеряем напряжение вольтметром или мультиметром в режиме «напряжение», хорошо заряженный аккумулятор имеет напряжение на клеммах от 12,3 до 12,9 Вольт.
Наполовину севший автомобильный аккумулятор будет иметь плотность электролита 1,16 — 1,18 г/см3, а напряжение будет иметь 11,8 — 12 V.
На 1/3 севший АКБ, как правило, имеет плотность жидкости (серная кислота+дистиллированная вода) в пределах 1,23 — 1,25 г/см3, а напряжение будет 12,0 — 12,1 Вольт.
Если аккумулятор полностью разрядился, то плотность его жидкости будет в диапазоне 1,11 — 1,13 г/см3, а напряжение будет ниже 11 Вольт.
Теперь, после того, как определили состояние АКБ, следует его подготовить, выбрать нужный режим и поставить на зарядку.
Последовательность зарядки аккумулятора в домашних условиях:
- Заглушить ДВС, отсоединить клеммы и снять АКБ.
- Почистить крышку от пыли и следов электролита. Можно просто, сначала влажной тряпкой, потом насухо. Можно и раствором натриевой соды, разбавленной в стакане воды. Сода нейтрализует электролит.
- Очистить свинцовые клеммы от окислов, налета. Хорошо подойдет наждачка с крупными абразивными веществами.
- Далее, когда крышка чистая, надо отвернуть пробки емкости батареи.
- Теперь надо определить уровень жидкости в отсеках. Некоторые АКБ на корпусе имеют отметки уровня электролита. Если ниже отметки min (минимальный уровень), то долить, чтобы немного выше этого уровня. Если отметок на корпусе нет, то сделать так, чтобы жидкость чуть покрывала свинцовые пластины.
- Далее надо подсоединить клеммы проводов зарядного устройства к клемма аккумулятора. Соблюдаем при этом полярность, красная клемма к плюс, черная к минусу.
- Включаем зарядное устройство АКБ. Если есть автоматический режим, то ставим на него, если нет, то задаем сами нужные параметры.
Как в дороге зарядить аккумулятор
Если автомобиль заглох в дороге, а стартер еле крутит и не может завести мотор, либо вообще не крутит, то придется воспользоваться одним из способов заводки ДВС в дороге — это «прикурить». Но, для этого потребуется остановить мимо проезжающую машину. Может повезет, и сосед по дороге остановится. Но, не все готовы прикуривать автомобиль, так как опасаются, что повредится электроника. Чтобы не рисковать, они снимают свой аккумулятор и ставят на ваше авто, заводят, а потом снимают. Когда завели двигатель, его уже нельзя глушить пока не доедете до места назначения.
Ну, и второй способ завести автомобиль с севшим АКБ — это с толкача. Это метод подходит для карбюраторных ДВС.
Рекомендация. Если автомобиль не планируется использовать больше месяца, например, надо уезжать на вахту, на работу, то лучше отсоединить клеммы, даже, если у вас надежный российский аккумулятор ЗВЕРЬ. А если это в зимнее время, то, желательно, занести АКБ в теплое помещение.
Можно ли перезарядить аккумулятор
Мало кто задумывается, можно ли перезаряжать АКБ и, что будет если батарею перезарядили. Как уже упоминали, нормальная плотность электролита имеет значение 1,27 г/см3. Если плотность будет увеличиваться, то жидкость начинает разделяться на кислоту и воду.
Отделившаяся вода в АКБ может привести к взрыву герметичной батареи, так как вода быстро закипает.
Также, автомобильный аккумулятор может быть взорван по причине «прикуривания» от другой машины.
Видео
В этом видео рассказывается, сколько времени заряжать автомобильный аккумулятор и как сделать это правильно, чтобы не повредить АКБ. В этом видео «Главная дорога» объясняются причины взрыва АКБ авто. Отзывы и рекомендации от опытного мастера по авто аккумуляторам.
Как правильно заряжать аккумулятор в домашних условиях
Автомобильный аккумулятор – основной источник питания транспортного средства. При работе ДВС генератор заряжает аккумуляторную батарею. Степень заряда регулируется специализированным реле или электронным блоком управления. Зарядить аккумулятор автомобиля можно в домашних условиях. Как это сделать – читайте ниже.
Как часто заряжать аккумулятор автомобиля
При работе силового агрегата приводится в действие генератор. Он вырабатывает электрический ток с напряжением сети. Такая работа электрооборудования позволяет не заряжать аккумулятор автомобиля в домашних условиях, так как его работоспособность восстанавливается автоматически.
При сильном разряде АКБ необходимо зарядить ее самостоятельно. Провести подобную процедуру можно и в домашних условиях, предварительно демонтировав с транспортного средства деталь.
Батарея сильно разряжается при кратковременных передвижениях. Чтобы завести силовой агрегат требуется большое количество электрической энергии. При этом батарея постепенно разряжается. За время работы ДВС генератор не успевает зарядить аккумулятор автомобиля.
АКБ быстро разряжается в следующих случаях:
- низкая температура окружающей среды. Смазка в картере остывает, степень ее вязкости увеличивается. Масляному насосу труднее нагнетать смазочный материал в каналы. При этом стартер работает под нагрузкой;
- включение потребителей. Подключение электромотора отопителя, наружного освещения, обогрева и т. п. приводит к тому, что АКБ не хватает электроэнергии для заряда;
- выход из строя систем двигателя внутреннего сгорания. Поломки, при которых запуск мотора затруднен, приводят к длительному включению электродвигателя стартера.
Для поддержания нормальной работоспособности необходимо зарядить аккумулятор в домашних условиях, сняв его с автомобиля. Частота заряда зависит от степени изношенности детали.
Зарядка аккумулятора зарядным устройством
Чтобы зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях проводят мероприятия по подготовке детали. АКБ заряжают в следующей последовательности:
- Демонтируют аккумуляторную батарею. Откручивают минусовую клемму. Если демонтировать первым плюсовой провод, существует вероятность задеть ключом корпус автомобиля. Это приведет к короткому замыканию.
- Очищают от кислотных подтеков и различного типа загрязнений. Для очистки используют сухую тряпку. Въевшиеся пятна удается удалить водой с добавлением соды. Ингредиенты смешивают исходя из пропорции сода – 1 часть, вода 10. Смесь наносят на поверхность. Выжидают одну-две минуты, удаляют загрязнения сухой тряпкой.
- Демонтируют заглушки банок. Это делают на обслуживаемых батареях. В процессе заряда на контактные площадки подается постоянное напряжение. Температура электролита повышается. Летом это приводит к его закипанию. Заглушки оснащены отверстиями для выпуска паров. При засоре отверстий закипание электролита может привести к разрыву банки.
- Подключают зарядное устройство. Если на проводах ЗУ нет цветовой или буквенной маркировки, зарядить автомобильный аккумулятор в домашних условиях возможно, проверив полярность мультиметром.
Зарядить АКБ в домашних условиях возможно простым или зарядным устройством с возможностью запуска. Принцип действия разных моделей отличается. Перед использованием изучают руководство, приложенное производителем.
Каким напряжением заряжать аккумулятор автомобиля
Зарядка аккумулятора в домашних условиях подразумевает восстановление его работоспособности путем подачи постоянного тока. Чтобы зарядить батарею, показатель должен соответствовать штатной сети автомобиля при работающем ДВС. В авто, имеющих сеть 12 вольт, на заряд подается 14-14,3 вольта.
Производители выпускают автоматизированные элементы питания для использования в домашних условиях. Они подают большой зарядный ток. По мере заряда его сила постепенно уменьшается. При окончании процесса ток перестает подаваться на клеммы.
В домашних условиях ЗУ автоматического типа удается восстановить работоспособность батареи за 5 часов. Существуют также модели, которые человек настраивает вручную. Этот вариант подразумевает самостоятельный расчет времени зарядки.
Чтобы зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях на его клеммы подают силу тока, которая равна или меньше десятой части общей емкости. При этом проверяют напряжение. Резкое повышение температуры электролита требует уменьшения силы тока.
Если зарядить аккумулятор при высокой силе тока, ухудшаются технические характеристики изделия. Превышение допустимых показателей приводит к закипанию жидкости внутри банок.
Как оценить состояние и заряд автомобильного аккумулятора
Работа электрооборудования зависит от состояния аккумуляторной батареи. Если запуск силового агрегата затруднен, может быть неисправен электростартер. Чтобы исключить неисправности систем необходимо проверить степень заряда и изношенность аккумулятора. Для этого учитывают показания:
- Встроенного индикатора. Производители комплектуют АКБ специализированным индикатором. При изменении напряжения он меняет цвет. Следует сверить показания на индикаторе с обозначениями, указанными в инструкции по эксплуатации. Но здесь есть нюанс – точно измерить напряжение с помощью индикатора не удастся. Производители устанавливают контрольный элемент вместо заглушки одной из банок. При выходе из строя соседних емкостей показания индикатора не изменятся.
- Мультиметра. Аккумулятор автомобиля отключают от сети. После этого проводят замер, определяют степень заряда. Заряженная батарея имеет напряжение более 12,7 вольт. Показатель равный 11,8 и менее свидетельствует о полном разряде.
- Нагрузочной вилки. Это вольтметр, к которому подключена нагрузка. Устройство присоединяют, соблюдая полярность, и удерживают на клеммах в течение 7 секунд. Показания должны составлять от 10,5 до 8,7 вольт. Если они ниже этого диапазона, значит АКБ неисправна.
- Встроенного вольтметра. Производители комплектуют автомобили вольтметром. Его устанавливают на приборной доске. Прибор делают в цифровом или аналоговом варианте. Для проверки сначала глушат силовую установку. Включают внешнее освещение транспортного средства в режиме дальнего света. Если показания на вольтметре составляют более 11 вольт, значит батарея работает в нормальном режиме.
Для проверки применяют также вольтметры стрелочного типа. Они имеют минимальную погрешность. Так удается быстро определить степень зарядки АКБ.
Как зарядить полностью разряженный аккумулятор автомобиля
Владельцы автомобилей иногда сталкиваются с тем, что АКБ полностью разряжается. Такое случается при включении оборудования при заглушенном ДВС. При этом генератор не подает напряжение на контактные площадки.
Полный разряд батареи уменьшает срок ее эксплуатации. Для восстановления потребуется постепенно зарядить аккумулятор в домашних условиях. Стоить иметь ввиду, что изношенную батарею сложнее восстановить, чем новую.
Для восстановления работоспособности в домашних условиях выставляют показатель силы тока до одной десятой общей емкости. При этом следует постоянно следить за температурой электролита. Если она превышает 40 градусов, потребуется снизить ток.
В таком режиме удерживают устройство на протяжении 12-16 часов. Зарядить аккумулятор в домашних условиях можно только постепенно. Получить полную АКБ за пару минут не удастся.
Это наиболее точный способ диагностики. Если АКБ держит нагрузку, значит удалось восстановить ее работоспособность.
Чем зарядить аккумулятор автомобиля если нет зарядного устройства
Если запуск силовой установки невозможен, потребуется подать на клеммы постоянное напряжение, соответствующее номинальному. Для этого можно подключить провода к другому автомобилю. Напряжение, подаваемое генератором, позволит запустить силовую установку и зарядить батарею.
При попытке запустить агрегат необходимо учитывать технические параметры бортовой сети обоих автомобилей. Завести мотор 24 вольтового авто, прикуривая от сети 12В, и зарядить АКБ не удастся. Это касается, в первую очередь, грузовых автомобилей, в которых запуск осуществляется от 2 аккумуляторов, соединенных последовательно.
Чтобы завести мотор и зарядить АКБ, используя электропроводку другого авто, необходимо:
- Подключить провода к аккумуляторным батареям обоих транспортных средств, соблюдая полярность.Сечение кабелей должно соответствовать или превышать показатель провода, ведущего к электростартеру. Использование тонких кабелей приведет к их перегоранию.
- Запустить силовой агрегат.
- Удерживать средние обороты коленчатого вала.
- Запустить мотор второго транспортного средства.
- Поддерживать средние обороты коленчатого вала на протяжении нескольких минут.
После запуска генератор включится в систему в качестве элемента питания. Зарядка аккумуляторной батареи начнется автоматически. Чтобы полностью зарядить ее потребуется проехать на автомобиле в течение получаса.
Попытки зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях без использования специализированного устройства могут привести к непредвиденным последствиям. Использование стороннего элемента питания без регулировки силы тока может привести к закипанию электролита, разрушению пластин.
Существует возможность самостоятельно изготовить ЗУ в домашних условиях и зарядить батарею. Для этого потребуется наличие соответствующих навыков в монтаже электронных компонентов.
Самодельное ЗУ для аккумулятора автомобиля
Чтобы зарядить АКБ в домашних условиях необходимо подать на его контактные площадки постоянный ток. При этом требуется регулировать силу тока. ЗУ можно сделать в домашних условиях. Следует учитывать, что неправильная сборка и последующее включение может вывести батарею из строя.
В домашних условиях применяют источник питания от ПК.
Также подойдет любой источник постоянного тока, напряжение которого составляет не менее 12,8 и не более 14,5 В. При этом сила тока должна быть 1А и более.
Чтобы сделать ЗУ в домашних условиях блок питания ПК подключают к аккумулятору. В цепь добавляют лампу накаливания. Мощность ее подбирают отдельно для каждого случая. В норме изделие должно тускло гореть.
Время, необходимое чтобы зарядить АКБ в домашних условиях таким образом, зависит от степени разряда. В процессе систематически измеряйте показатели и контролируйте температуру жидкости. О полной зарядке будет свидетельствовать яркий свет лампы.
Нужно ли заряжать новый аккумулятор для автомобиля
Производители выпускают изделия уже готовые к монтажу. Дополнительно заряжать новую аккумуляторную батарею в домашних условиях не требуется. При покупке степень заряда должна соответствовать норме.
Чтобы избежать неприятностей после приобретения аккумулятора следует учитывать:
- когда выпущено изделие;
- напряжение на клеммах. Для замера применяют нагрузочную вилку;
- наличие механических повреждений;
- показания встроенного индикатора.
Правильная проверка аккумулятора позволит избежать неприятностей. Если изделие не соответствует параметрам, необходимо его заменить.
Другие вопросы касательно зарядки автомобильных аккумуляторов
Некоторые владельцы автомобилей ошибаются при зарядке аккумуляторной батареи в домашних условиях. Тогда возможна поломка АКБ.
- Зарядка аккумулятора, предварительно не демонтированного с автомобиля. В результате выходят из строя включенные потребители электрической сети.
- Зарядка с закрытыми заглушками. Засор вентиляционных отверстий приводит к разрыву банок.
- Отсутствие контроля над уровнем. Электролит закипает, при этом пластины рассыпаются.
Самостоятельная зарядка аккумуляторной батареи в домашних условиях предусматривает использование специализированного ЗУ. Нарушение правил в процессе приведет к поломке батареи. В некоторых случаях восстановление ее работоспособности будет невозможным. Заряжали ли вы аккумулятор в домашних условиях? Какой блок питания использовали для этого? Напишите в комментариях. Поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните ее в закладках, чтобы не потерять полезную информацию. Может быть, что она вам еще пригодится.
Также ниже рекомендуем ознакомиться с подобранным тематическим видео.
Как правильно зарядить аккумулятор в домашних условиях, какие показания должны быть у хорошем аккумулятора: