Все о гбо 4 поколения
Все о гбо 4 поколения
Обзор популярных систем ГБО 4 поколения. Часть I. Выбор ЭБУ
В современной экономической ситуации установка газобаллонного оборудования (ГБО) является весьма актуальной, поскольку окупается примерно через 20 тыс.км пробега, после чего наступает режим экономии.
Справка
ГБО бывает двух видов:
● на основе пропан-бутановой смеси, попутного нефтяного газа (ПНГ), который также называют сжиженным углеводородным газом (СУГ), а по-английски это LPG;
● на основе метана, сжиженного (сейчас модно говорить "компримированного") природного газа (СПГ или КПГ соответсвенно), а по-английски это CNG.
Чем отличается пропановое ГБО от метанового?
Основное отличие заключается в рабочем давлении баллона. Если для пропан-бутана это 20 атм (с давлением на испытаниях 30 атм), то для метана это все 200-250 атм (с давлением на испытаниях 300 атм). Также имеется отличие и в октановом числе: для пропан-бутана это 105, а для метана — 110.
Здесь есть два важных замечания.
1. Пропан-бутановые системы ГБО заметно дешевле, чем метановые, в основном из-за стоимости баллона.
2. Число пропановых АГЗС намного больше, чем метановых (например, в Петербурге пропановые АГЗС измеряются десятками, в то время как метановых АГЗС всего 7).
Далее мы будем рассматривать только пропановые системы ГБО 4 поколения (для автомобилей с последовательным распределённым впрыском), хотя по комплектации их отличие от метановых систем невелико.
Состав системы ГБО
Все системы ГБО 4 поколения включают в себя следующие компоненты:
1. электронный блок управления (ЭБУ, по-английски ECU);
2. газовые форсунки (по-английски injector), бывают в составе рампы;
3. датчик температуры газа (ДТГ);
4. датчик абсолютного давления газа (ДАД газа, по-английски MAP sensor);
5. фильтр паровой фазы газа (фильтр тонкой очистки);
6. редуктор-испаритель;
7. электромагнитный клапан (ЭМК) подачи газа в редуктор;
8. фильтр жидкой фазы газа (фильтр грубой очистки), обычно идёт в составе редуктора;
9. газовый баллон (цилиндрический или тороидальный);
10. мультиклапан баллона;
11. выносное заправочное устройство (ВЗУ);
12. магистраль трубопровода;
13. кнопка-переключатель газ/бензин.
По каждой позиции есть свои нюансы, однако при правильном монтаже ГБО на качество его работы больше всего влияют:
I. ЭБУ (настройки, калибровки и возможности адаптации);
II. форсунки (скорость открытия и закрытия);
III. редуктор (производительность, стабильность температуры и давления).
Это три главных составляющих успешной работы системы ГБО.
Сводный обзор рынка ГБО
На российском рынке ГБО наибольшее распространение получили следующие компании:
Польские компании
● STAG и местами подозрительно похожий на него Digitronic
● ALEX и немного похожий на него Poletron
● KME, выпускающая оборудование для OMVL
Российская тёмная лошадка
● Alpha
Начнём по порядку.
ЧАСТЬ I. ЭБУ
I.1 Зачем вообще нужен ЭБУ?
Для определения момента времени подачи топлива, количества подаваемого топлива и момента зажигания. Иными словами, штатный ЭБУ решает:
1) в какой момент времени подать импульс на топливные форсунки (когда открыть кран?) — это фаза впрыска
2) на какой промежуток времени подать импульс (сколько лить?) — это состав смеси
3) в какой момент времени подать импульс на свечи (когда поджигать?) — это угол опережения зажигания
Казалось бы, это такие простые вопросы, однако для ответа на них штатный ЭБУ делает огромное количество вычислений, принимая во внимание показания от большого числа датчиков.
И самое главное, штатный ЭБУ знает правильные ответы.
I.2 Что делает газовый ЭБУ?
Его задача состоит в том, чтобы грамотно воспользоваться командами штатного ЭБУ. Ведь теперь мы делаем подмену, заставляя штатный ЭБУ думать, что он открывает бензиновые форсунки, в то время как газовый ЭБУ подаёт газ.
У последнего остаются две задачи:
I.2.1 В какой момент открывать газовые форсунки?
Ответ на этот вопрос относительно прост. Опорными точками являются импульсы штатного ЭБУ на бензиновые форсунки. Однако, необходимо учесть два нюанса:
1) время, необходимое для открытия газовой форсунки, заметно больше, чем время открытия бензиновой форсунки;
2) чем длиннее шланги от газовых форсунок до врезок во впускной коллектор, тем больше промежуток времени, необходимый для распространения газового фронта (т.е. тем дольше газ поступает в цилиндры).
Поэтому в газовом ЭБУ внесены соответствующие поправки.
I.2.2 Как долго держать газовые форсунки открытыми?
Ответ на этот вопрос заметно сложнее и требует длительных процедур калибровки, включающих в себя не только сбор бензиновых и газовых карт, но и подбор диаметров жиклёров газовых форсунок, а также давления в газовом редукторе. Если последние две операции в любом случае выполняются мастером исходя из его опыта и получаемых от газового ЭБУ данных, то процедуры калибровки топливных карт могут происходить как в автоматизированном (полуавтоматическом), так и в автоматическом режимах, что зависит от возможностей ПО газового ЭБУ.
Также необходимо отметить, что помимо процедуры калибровки топливных карт существует процедура их адаптации.
I.2.2.1 Что такое калибровка топливных карт?
Это процесс подбора корректирующих множителей (калибровочных коэффициентов), связывающих время впрыска газа с временем впрыска бензина.
Когда двигатель работает на бензине, штатный ЭБУ открывает бензиновые форсунки на определённое время в зависимости от нагрузки на двигатель (грубо говоря, в зависимости от разряжения во впускном коллекторе). При переходе на газ штатный ЭБУ видит изменения в показаниях датчиков и поэтому меняет время открытия бензиновых форсунок (хотя реально они НЕ открываются, т.к. газовый ЭБУ уже перевёл систему на газ). Задача газового ЭБУ состоит в том, чтобы подобрать калибровочный коэффициент для времени открытия газовых форсунок так, чтобы время открытия бензиновых форсунок при работе на газе равнялось бы времени открытия бензиновых форсунок при работе на бензине.
Этот калибровочный коэффициент зависит от нагрузки на двигатель, т.е. от разряжения во впускном коллекторе. Также можно вводить поправки калибровочного коэффициента на обороты двигателя, на температуру и давление газа в рампе.
Калибровка производится как на холостом ходу (это обязательно), так и при движении автомобиля в различных режимах (некоторые установщики этим пренебрегают). После сбора бензиновой и газовой карт производится подбор (ручной либо автоматический) калибровочных коэффициентов, которые записываются в память газового ЭБУ и до следующей калибровки больше не меняются (последующая калибровка может происходить и в автоматическом режиме, например, через каждые 50 моточасов).
Таким образом, калибровка — это дискретный процесс, выполняемый командами оператора (либо ЭБУ при наличии планировщика задач) на основании собранных за определённый промежуток времени данных.
Необходимо помнить, что калибровка газового ЭБУ обязательна.
I.2.2.2 Что такое адаптация топливных карт?
Это непрерывный процесс коррекции времени впрыска газовых форсунок, выполняемый газовым ЭБУ в зависимости от информации, поступающей по различным каналам.
Существуют два вида адаптации:
● универсальная OBD адаптация, при которой время впрыска газовых форсунок корректируется в зависимости от краткосрочной (STFT) и долгосрочной (LTFT) топливных поправок, получаемых от бензинового ЭБУ по CAN или K-Line шине;
● разработанная компанией STAG адаптация ISA (на текущий момент времени существует уже версия ISA3), при которой газовый ЭБУ корректирует дозу газа на основании предварительно собранной примерной карты времени впрыска бензина.
Отметим, что адаптация является необязательным (но желательным) дополнением калибровки.
I.2.2.3 Зачем нужны калибровка и адаптация топливных карт?
Калибровка нужна для того, чтобы автомобиль мог ехать на газе без нанесения повреждений двигателю. Как уже было сказано, калибровка на ХХ обязательна.
Что делать с остальными режимами движения? Здесь два варианта:
1) использование калибровочных коэффициентов ХХ во всех режимах работы двигателя;
2) подбор индивидуальных калибровочных коэффициентов для каждого конкретного режима работы двигателя.
В первом варианте не надо тратить много времени на настройку оборудования, всё делается буквально в течение 15 минут. Недостатком такого подхода является повышенный расход топлива и возможные ошибки двигателя, если для топливных поправок не хватит 25%-коридора.
Во втором варианте придётся потратить час-другой на сбор топливных карт, покрывающих как можно больше режимов работы двигателя. Однако платой за труды является более низкий расход топлива по сравнению с первым вариантом.
Адаптация же нужна для учёта текущих особенностей состояния двигателя и его узлов, а также качества топлива. Когда мы делали калибровку — у нас были новое масло, фильтры и свечи, качественный газ. С тех пор мы проехали уже 10 тыс.км, забыли поменять масло и фильтры, да ещё и газ отвратительный попался. Так вот, чтобы нам заново не калибровать газовый ЭБУ, он может автоматически вносить текущие поправки. Естественно, расход с автоадаптацией будет меньше, чем без неё.
I.3 Обзор рынка газовой электроники
I.3.1 Группа компаний WFS
Все компании этой группы производят свои современные блоки на заводе M.T.M. S.r.l. (который принадлежит BRC?). Поэтому на рынке имеются следующие блоки-близнецы:
— BRC Sequent 32 DE817020 c OBD, DE817030 без OBD (это старший брат-близнец);
— GFi EZ Jet DE817030 без OBD;
— OMVL New Dream DE817075, бывает с OBD и без;
— Zavoli Bora S32 DE817075 с OBD, DE817085 без OBD.
Функционал у данных 32-пиновых блоков одинаковый, отличаются они лишь программным обеспечением (ПО), а точнее — его кривизной и возможностями.
У компании OMVL также имеются альтернативные блоки, выпускаемые на заводе KME:
— Saver 714 без OBD, 734 с OBD.
Не могу не привести отличные обзоры от Электроник Авто на указанные комплекты:
BRC Sequent 32 DE817030-1 без OBD ->
GFi EZ Jet DE817030-1G без OBD ->
Обзор ГБО 4 поколения
Несмотря на то, что уже много лет автосервисы предлагают клиентам монтаж современного газобаллонного оборудования 5 и 6 поколения, большинство автолюбителей по-прежнему отдают предпочтение четвертому. Оно продолжает быть актуальным с точки зрения технических характеристик и самым выгодным по себестоимости и обслуживанию.
История появления газобаллонной системы
Установка ГБО 4 поколения началась еще в 1999 году и сразу дала толчок к началу массового использования газа в качестве замены бензина. В первую очередь это произошло из-за изменения экологических стандартов в Европе. Предыдущие модели не удовлетворяли требованиям протокола ЕВРО-3, а значит их эксплуатация на текущий момент времени запрещена.
С появлением газового оборудования 4 поколения начался новый этап использования газа в качестве топлива для автомобилей. В отличие от предыдущих моделей, оно оснащено системой распределительного впрыска, контролируемой электронным блоком управления (ЭБУ).
Обеспечить двигателю требующееся количество газовой смеси призваны форсунки. Они определяют дозировку расхода топлива на основе данных, поступающих с ЭБУ. «Умный» механизм позволяет экономить топливо и обеспечить стабильную работу машины. При этом мощность двигателя практически не меняется, снижаясь не более, чем на 2%.
Главные отличия ГБО 4 поколения
Кроме системы распределительного впрыска, газобаллонное оборудование этого типа отличают и другие технические особенности. В редукторе поддерживается постоянное и стабильное давление за счет форсунок, установленных на каждый цилиндр. Каждая из них соединена напрямую с контроллером, который обеспечивает своевременную подачу топлива в необходимом количестве.
ГБО 4 поколения – первое в истории добавление к топливной системе, способное самостоятельно поддерживать экономичную подачу газовой смеси без ущерба для работоспособности автомобиля.
Что входит в комплект ГБО
Газовое оборудование 4 поколения, кроме собственно баллона, включает в себя список технических средств и конструкций.
Схема ГБО 4 поколения.
- Электронный блок управления.
- Рампу с форсунками.
- Газовый и бензиновый электромагнитные клапаны.
- Редуктор, подбирающийся под мощность авто.
- Дозатор газа. Фильтры тонкой и грубой очистки.
- Датчики давления и температуры.
- Переключатель вида топлива.
- Выносное устройство для заправки газа.
Помимо этого туда входит мультиклапан с запорной аппаратурой, баллон, заправочные и расходные магистрали.
Каждая из перечисленных деталей работает таким образом, чтобы обеспечить максимальную производительность газобаллонной системы и машины.
Разница между пропановым и метановым ГБО 4 поколения
Конструкция, предназначенная для работы на пропан-бутановой смеси, комплектуется пропановым редуктором. Он может нормально работать с любыми формами баллонов. Пропан закачивается в ёмкости при давлении в 16 атмосфер. Баллоны могут быть тороидальными, прямоугольными или цилиндрическими. Это сильно экономит место и удешевляет процедуру установки оборудования. Расход газа на 10-15% больше по сравнению с бензином, но стоит он дешевле. Пропановые заправки встречаются часто и проблем с топливом не возникает.
ГБО, работающее на метане, сопровождается метановым редуктором. Он способен выдержать большее давление и может нормально функционировать только с цилиндрическим баллоном. Метан, в отличие от пропана, закачивается при давлении около 200 атмосфер. Соответственно и ёмкость для него будет толстой и тяжёлой. Отсюда и повышенные требования к газовой магистрали и редуктору. Установка ГБО на метане будет стоить дороже и заправки найти сложнее. Этот газ экономичнее и чище, тратится на уровне бензина.
Плюсы и минусы
Достоинств у установки ГБО 4 поколения много и поэтому даже 20 лет спустя оно продолжает оставаться самым популярным среди возможных вариантов.
Плюсы
- Существенная экономия на топливе.
- Если неожиданно закончился газ, то до ближайшей заправки можно доехать на бензине.
- Уменьшение «хлопков» в двигателе, так раздражающих владельцев 1,2 и 3 поколений.
- Экономный расход газовой смеси (в случае с метаном).
- Простота в обслуживании.
- Длительный срок службы. Гарантия на установку в компании Power-Gas 2 года.
- Газ сгорает чище бензина, что благотворно влияет на экологию.
- Безопасность. Детские проблемы газобаллонного оборудования в прошлом. Прочность газового баллона достаточно велика, чтобы выдержать прямое столкновение при аварии.
- Такое ГБО соответствует жестким требованиям протокола ЕВРО 3 и это позволяет использовать его в большинстве стран мира.
Минусы
- Запуск работы двигателя от бензина.
- Сильный износ выпускных клапанов.
- Небольшое снижение мощности автомобиля, практически не заметное для автолюбителей.
- Нужно внимательнее относиться к ТО и особенно к переосвидетельствованию баллонов. Пропан-бутановые проверяются раз в 2 года, метановые — раз в 2-5 года (в зависимости от материала).
- Внушительный объем ГБО (метановый вариант).
С последним автовладельцы газобаллонного оборудования справляются, устанавливая конструкцию вместо запаски, чтобы сохранить полезное пространство багажника.
Почему ГБО 4 поколения до сих пор популярно
Основным преимуществом этого оборудования до сих пор остается цена. Она гораздо ниже, чем требуется для монтажа газобаллонного оборудования 5-го или 6-го поколений. К тому же, в этом варианте возможно использование как пропан-бутановой смеси, так и метана. Тогда как выбор топлива для более новых конструкций ограничен пропан-бутаном. Ну и третья причина популярности этого варианта заключается в легкости и дешевизне обслуживания.
Правила эксплуатации ГБО 4 поколения
Чтобы газовая система прослужила максимально долго, пользоваться ею нужно с соблюдением некоторых правил. Техническое обслуживание необходимо проводить каждые 10-15 тысяч километров пробега. Это позволит своевременно проводить замену изношенных частей. Сами баллоны проверяются каждые два года, а через 10 лет (пропан) или 20 лет (метан) после начала эксплуатации меняются на новые.
При необходимости сразу осуществляйте замену редуктора. Это предотвратит утечку газа и решит множество проблем. Менять редуктор нужно каждые 2 года.
Заправку ГБО следует проводить максимум на 80% зимой и 75% — в летний период. При этом держать полностью заправленный автомобиль на открытом солнце не рекомендуется, чтобы избежать возможности взрыва. Кроме этого, соблюдайте рекомендации, полученные в сервисном центре во время установки или позднее во время ремонтных и обслуживающих работ.
Производители ГБО 4 поколения
Сегодня лидерами на рынке остаются такие компании, производящие газобаллонные системы, как BRC, LOVATO и Digitronic. Первый бренд отличается высокой стоимостью, но при этом высоким рабочим ресурсом. Без сбоев ГБО этой фирмы работает даже при 300 тысяч километров пробега.
Оборудование LOVATO находится в средней ценовой категории. Его отличает отменное итальянское качество, хорошая работоспособность и легкость в обслуживании. Многие автосервисы работают именно с такими системами.
Digitronic стоит дешевле всего, но при этом обладают меньшим ресурсом службы, чем ГБО указанные выше. К тому же с таким комплектом нельзя пропускать четко установленные сроки технического обслуживания, поскольку это может привести к поломке конструкции.
Окончательный выбор какое газобаллонное оборудование поставить на автомобиль, остается за Вами. Получить ответы на все интересующие вопросы и начать процесс установки Вы сможете уже сегодня, связавшись со специалистами компании «Power-Gas».
Какое гбо 4 поколения лучше поставить
Если вы хотите сократить расходы на топливо, но при этом продолжать пользоваться машиной каждый день, установить ГБО — значит экономить средства на топливе уже сегодня.
Что такое гбо
ГБО или газобаллонное оборудование – это устройство, которое устанавливается на автомобиль с целью, чтобы авто работало как на газовом, так и на бензиновом топливе. Это происходит за счёт того, что для функционирования двигателя используются – пропан-бутан или метан, которые являются одними из продуктов перегонки нефти. В зависимости от типа газа различают два вида гбо. Мы сосредоточим внимание на пропан-бутановом типе, так как он более популярен в нашей стране.
Почему переход на гбо актуален в наше время
Газовая система обогнала бензин по многим показателям:
- Переход на гбо уменьшит расходы на топливо в 2,5 раза
- Этот вид топлива признан eco-friendly
- Антидетационное число используемого газа составляет 102-108, а бензина только 98
- Ещё одним важным свойством пропан-бутана является создание двухфазной системы «жидкость-пар». Благодаря этому можно хранить газ в небольших объемах
- Последним в списке, но не последним по значимости, выступает тот факт, что пробег автомобиля, перед тем, как ему потребуется заправка, увеличится в 2 раза
Из чего состоит ГБО
Несмотря на отличия поколений газобаллонного оборудования, основные компоненты остаются:
- Баллон
- Мультиклапан
- Выносное устройство для заправки
- Магистраль, используемая для поставки топлива в цилиндры
- Газовые клапаны
- Редуктор
- Смеситель газа и воздуха
Поколения ГБО
Принято разделять гбо на 6 поколений. Классификация не подтверждена официально, но с её помощью можно легко определить, какой тип подходит вашему авто. Главное различие состоит в подаче газа на двигатель. Поколения с 1 по 3 считаются устаревшими, а гбо 4 поколения находится на пике популярности, так как является достаточно бюджетным и может быть установлено практически на все модели машин. Поколения пятое и шестое стоят существенно дороже четвёртого, а их особенной чертой является жидкий впрыск газа.
Ниже мы сделаем краткий обзор топ — 5 популярных брендов Газового Оборудования : BRC, Poletron, Digitronic, OMVL, Lovato, и узнаем, какое гбо 4 поколения лучше ставить.
1. BRC (Италия)
BRC можем отнести к мировым лидерам производителей систем подобного рода. Эта компания специализируется именно на гбо четвертого поколения. Следует также отметить, что компания «BRC» находится в постоянном поиске новых технологий и конструкций ГБО.
Выбирая газобаллонное оборудование BRC, покупатель может рассчитывать на надежность и качество, полную согласованность взаимодействия всех элементов системы, которые гарантированы благодаря:
— строгому стандарту качества
— полной комплектации всеми необходимыми фитингами и расходными материалами
Если говорить о недостатках, следует отметить сложность покупки оригинальных запчастей, а кроме того значительные расходы, связанные с покупкой/установкой данного оборудования.
2. POLETRON (Польша)
Политрон — польский производитель газобаллонного оборудования.
Компания уже завоевала именитую репутацию на рынке газовой индустрии. Более 10 – лет занимает лидирующую позицию Premium сегмента газобаллонного оборудования. Доминирующее преимущество данного производителя, предоставление высокой гарантии качества 3 года.
Данная линейка оборудования предоставляет:
- Самый высокий эксплуатационный ресурс 2-3 года
- Большой запас хода (250.000 пробега). Централизованное пост установочное обслуживание в рамках РФ
- Лицензия. Сертификацию качества
Производственные ресурсы компании располагаются в Польше г. Белосток. Poletron — система высокоточного распределенного впрыска газа, которая на сегодняшний день представлена двумя модельными линейками:
POLETRON STANDART — предназначается для двигателей с 4-мя цилиндрами.
POLETRON PREMIUM — применяется для двигателей с 8, 6 а также 4 цилиндрами.
Данный бренд отличается от конкурентов своей относительной бюджетностью, надежностью, простотой монтажа, настройки в сочетании с высоким качеством оборудования. Компания использует современные высокотехнологичные микропроцессоры.
К основным достоинствам Poletron можно отнести:
— отличное качество бесперебойно работающего микропроцессора
— простота монтажа, настройки программ данного вида ГБО
— надежная эксплуатация в условиях низких зимних температур
— все комплектующие ремонтопригодны
— отличное соотношение цена — качество
Из недостатков, возможное отсутствие нужных запчастей, рем. комплектов, но их можно в открытом доступе заказать у наших поставщиков.
3. Digitronic (Польша)
Digitronic комплектуется производителями разных стран: итальянские редукторы и польские датчики, электроника, фильтры. Данное ГБО считается достаточно надежным и является самым распространенным в странах СНГ, благодаря своей низкой цене. Беспроблемный гарантийный пробег составляет 100 тысяч км. К недостаткам ГБО Digitronic отнесем не всегда соответствующее качество комплектующих, а также наличие китайских подделок оригинальных деталей.
4. OMVL (Италия)
Компания OMVL это составная часть холдинга «Westport Fuel Systems», штаб-квартира которого находится в Ванкувере, Канада.
Говоря о ГБО OMVL, можем рекомендовать его потребителям как недорогое, хорошее оборудование.
Поговорим о плюсах и минусах ГБО OMVL
Основным достоинством данного оборудования является цена, доступная большинству наших покупателей. Кроме того, отметим его ремонтопригодность, поскольку компания предлагает специальные комплекты для самостоятельного ремонта форсунок и редукторов.
Из минусов компании, отметим непродолжительный срок службы форсунок, а также скорость их работы.
5. Lovato (Италия)
Компания Lovato известна высоким качеством электроники, а также ремонтопригодностью. Также отметим отсутствие больших затрат на сервисное обслуживание. Самостоятельная замена фильтров не составит проблемы автовладельцу.
Компания дает до 1 года гарантии на свое оборудование (но не более 100 000 км пробега), кроме того сервисные центры предоставляют дополнительную гарантию до 5 лет. Среди недостатков ГБО LOVATO, во-первых, отметим достаточно высокую цену. Во-вторых, данный вид ГБО не предназначен для установки на дизельный автомобиль. Также автовладельцы отмечают нестабильную работу при низкой температуре.
В заключении хотим посоветовать не экономить на этом виде оборудования, поскольку это в первую очередь ваша безопасность, а во вторую – срок эксплуатации автомобиля. Говорить о лучшем ГБО 4 поколения сложно, ведь это зависит от вашего автомобиля и вкусов, но мы рекомендуем присмотреться к таким маркам ГБО как BRC и Poletron.
Из чего состоит ГБО 4 поколения
Современный водитель сталкивается с проблемой постоянно растущей цены на топливо. По этой причине многие задумываются об альтернативе дорогостоящему бензину. Самый популярный и надежный вариант – это ГБО 4 поколения. Данный способ является оптимальным и одним из самых надежных по причине того, что подача газа осуществляется через форсунки цилиндра, а управление происходит отдельно.
ГБО 4 – особенности
Большинство водителей задаются вопросом, ГБО 4 поколения – что это такое, и как происходит его установка. Газовое оборудование 4 поколения значительно отличается от предыдущих способов мобильных газовых систем. В частности, с его помощью можно сочетать питание двигателя различным видом топлива. То есть можно использовать бензин или газ. Переключение происходит из кабины автотранспортного средства.
Есть вариант переключения в механическом или автоматическом режиме. На встроенной панели отображается индикатор переключения, а также уровень содержания газа в баллоне. Как правило, панель устанавливается под рулевой колонкой, где размещается регулятор направления фар.
Важно: принцип работы ГБО 4 поколения отличается от всех других вариантов, так как позволяет сочетать работу двух систем.
Индикатор, который установлен на панели, имеет 5 светодиодных лампочек, из них одна красного оттенка, а остальные имеют зеленый цвет. В том случае, если горит только одна лампочка зеленого оттенка, то это означает, что газа осталось всего 10 литров, и такое количество рассчитано на 100 км. А если загорелся красный индикатор, то топливная система оповещает водителя, что необходима срочная заправка, так как топлива хватит всего на 50 км.
Также на панели имеется отдельная лампочка красного цвета. При запуске двигателя она начинает мигать, оповещая водителя о том, что транспортное средство пока работает на бензине. После того, как автомобиль прогреется и система газового оборудования подготовится, она выключится, и можно переключаться на газ.
Помимо этого, такое использование двух разных видов топлива позволяет длительное время обходиться без заправки. Ведь довольно часто в малонаселенных пунктах трудно найти заправку, а также топливо не всегда имеет хорошее качество. А еще данная система является хорошим способом защититься от угона, так как можно снять коммутатор, который не позволяет поступать ни одному виду топлива в систему.
Установка ГБО 4 на карбюратор
Как правило, установка ГБО 4 поколения происходит в кормовой части транспортного средства, в частности, он располагается в непосредственной близости от бака, где находится топливо. При установке важно обратить внимание на мультиклапан. Потому как именно он контролирует подачу топлива в систему двигателя. В двигательной системе ставится специальный редуктор, который необходим для перехода топлива из жидкого состояния в газообразное. Это возможно по причине уменьшения концентрации давления.
Внимание! При выборе газовых форсунок необходимо учесть, что каждый производитель выпускает их с разной производительностью и скоростью передачи. А ведь от них напрямую зависит поступление газа в карбюраторный двигатель.
Также устанавливается блок управления, который контролирует и руководит всей системой газового оборудования. Управление системой происходит на основе поступающих данных – это температурный режим, а также давление газа.
Кроме этого, для того чтобы газовое оборудование на автомобиль 4 поколения работало нормально, необходимо, чтобы система учитывала данные давления форсунок в рампе. Если все сведения соответствуют требованиям, то система начинает открывать и закрывать форсунки, которые взаимодействуют с бензиновой топливной системой.
Стоит отметить, что все оборудование, которое входит в комплект ГБО 4 поколения может быть создано разными производителями. Рассмотрим ГБО 4 поколения – из чего состоит стандартный набор:
- баллон. Он может иметь объем 40 л. или 50 л. Как правило, лучше всего на автомобиль устанавливать баллон объемом в 50 литров, который имеет цилиндрическую форму;
- индикатор. Он устанавливается в салоне автомобиля и оповещает водителя о работе системы, а также об оставшемся количестве топлива в баке;
- выносное заправочное устройство;
- гарантия. Производитель обязательно должен включить в комплект гарантийный талон.
Установка ГБО 4 на инжектор
На сегодняшний день возможна установка газового оборудования на инжекторную систему двигателя. Также можно установить систему даже на двигатели с турбированным вариантом. Установка происходит по тому же принципу, что и на карбюраторные двигатели. Однако не стоит самостоятельно выполнять установку. Так как очень важно, чтоб все оборудование было установлено в соответствии с требованиями безопасности.
Также при выборе оборудования необходимо учитывать рейтинг ГБО 4 поколения по производителям, так как от его качества многое зависит. Выделим компании, которые наиболее популярны среди потребителей:
- ГБО PRINS – это голландская компания, которая занимает лидирующие позиции. Она систематически модернизирует свою продукцию;
- AC Autogas – оборудование данной компании отличается высоким качеством и оптимальной стоимостью на него;
- TAMONA – фирма выпускает как электронное, так и газовое оборудование. Вся продукция высочайшего качества, но при этом ее цена вполне приемлема;
- A.E.B. Alex – компания выпускает газовое оборудование, которое не просто эффективно в работе, но и обладает довольно длительным эксплуатационным сроком.
Некоторые водители задумываются над тем, какое ГБО 4 поколения лучше поставить. В первую очередь, это зависит от характеристики автотранспортного средства, а также необходимо получить консультацию специалистов.
Настройка ГБО 4 поколения
После того, как завершится установка газового оборудования, необходимо произвести настройку всей системы. Стоит отметить, что регулировка происходит при первом запуске двигателя, после того, как все оборудование уже установлено на транспортном средстве. Для того, чтобы наладить систему, необходима специальная программа, которая, как правило, входит в комплект. Однако в том случае, если ее не оказалось, то возможно узнать у производителя, какая система ПО необходима.
Важно! Все работы по настройке должны выполняться специально обученным специалистом, так как это необходимо для безопасности.
Вся настройка происходит через подключение компьютера с программой к специальному контроллеру. На мониторе должны отобразиться все сведения о работе газового оборудования. Важно отметить, что для любого автотранспорта данные могут быть индивидуальны.
Частые неисправности ГБО 4
Рассмотрим плюсы и минусы ГБО 4 поколения. К достоинствам можно отнести:
- снижение мощности составляет всего 2 %;
- силовой агрегат работает более мягко, по сравнению с предшественниками;
- универсальность системы, так как ее можно устанавливать на всех марках автомобиля, вне зависимости от двигателя;
- высокий уровень безопасности, но при этом весьма недорогая стоимость оборудования;
- при эксплуатации ГБО 4 поколения достигается максимальная экономичность двигательной системы.
Большинство владельцев транспортного средства сталкиваются со следующими проблемами:
- фильтры засоряются;
- в зимнее время года снижается температура газа;
- неисправность редуктора.
Вывод
Чтобы избежать любых неприятных сюрпризов во время эксплуатации, необходимо своевременно проводить диагностику газового оборудования 4 поколения. Кроме того, оборудование должно эксплуатироваться в соответствии с требованиями производителя.
Четвёртое поколение ГБО
Газовые установки подобной конструкции работают по аналогичному принципу с топливными системами бензиновых двигателей. При этом их основное достоинство в том, что они прекрасно переваривают даже не высококачественные газовые смеси.
Газовые установки подобной конструкции работают по аналогичному принципу с топливными системами бензиновых двигателей. При этом их основное достоинство в том, что они прекрасно переваривают даже не высококачественные газовые смеси. Это говорит о том, что автомобильный двигатель будет работать одинаково ровно и на газе, и на нефтепродукте. Само же газобаллонное оборудование, если своевременно осуществлять его техническое обслуживание, независимо от наличия примесей в газовой смеси способно служить достаточно продолжительный период времени.
Принцип работы ГБО четвертого поколения
В газобаллонное оборудование четвертого поколения входит газовый баллон (емкость для сжиженного газа), редуктор, блок управления, мультиклапан, форсунки, заправочный клапан.
Впрыск газовой смеси равномерно распределяется через отдельную форсунку в каждый цилиндр двигателя, то есть абсолютное копирование работы двигателя на бензине. Давление газовой смеси регулируется редуктором. Независимо от условий внешней среды за дозировку топливной смеси, фазу ее впрыскивания отвечает блок управления.
Умная система предоставляет возможность работать транспортному средству ровно, оптимально на новом автомобильном топливе, что, конечно же, впечатляет.
Шесть достоинств 4 поколения ГБО
Перечислим ключевые достоинства четвертого поколения газобаллонного оборудования, которые его отличают от предыдущих газовых систем:
- Автоматическое переключение работы двигателя с газа на бензин, в обратном направлении
- Доступная стоимость оборудования, соответствующая в соотношении цена/качество
- Совместная работа газовой установки с автомобильным двигателем, повышение его КПД
- Эффективная работа двигателя на низкокачественных газовых смесях
- Минимальная потеря двигателем собственной мощности
- Автомобильный двигатель функционирует как на бензине по цене газа
Расход топлива газовой установки четвертого поколения на 10% больше, чем, если бы двигатель работал на автомобильном бензине. Но экономия все равно получается довольно ощутимая, так как стоимость газа в 2 раза меньше автобензина. Это значительная победа ГБО 4-ого поколения.
В пользу четвертого поколения газового оборудования и тот факт, что его предшественники уже слишком устарели. Главная причина заключается в принципе работы установки. Например, если в прошлых версиях применялась технология подачи газовой смеси посредством механических форсунок, то в новых газобаллонных агрегатах четвертого поколения используются уже электромагнитные форсунки.
Отсюда также вытекают отличия принципов управления газобаллонного оборудования разных поколений. Четвертое поколение уже отличается более комфортной системой управления. Например, на предшествующих моделях работа ГБО начиналось с переключения топливного режима (газ/бензин) или после того, как мотор наберет необходимые обороты.
Процедура запуска при использовании ГБО четвертого поколения уже полностью автоматизирована и зависит от числа оборотов, температуры автомобильного двигателя. Это одно из главных достоинств установки, потому что применение в своей работе нескольких параметров снижает износ самого мотора. Еще одним из существенных плюсов 4 поколения ГБО является меньший расход топлива по сравнению с прошлыми моделями.
Если сравнивать расход топлива для газобаллонного оборудования при эксплуатации автомобиля в городских условиях, особенно для пробок, то существенной разницы нет, так же как и в том, есть или нет ГБО вообще. А вот на трассе по топливному расходу ГБО 4-ого поколения выигрывает практически на 30%. Плюс ко всем преимуществам, в пользу этой модели говорит и сама динамика транспортного средства: двигатель работает без потери мощности, авто разгоняется намного быстрее.
Четвертое поколение ГБО можно использовать исключительно на транспортных средствах, оснащенных мотором с лямбда-зондом, каталитическим нейтрализатором.
Недостатки ГБО 4 поколения
Единственным существенным недостатком газобаллонного оборудования четвертого поколения является его стоимость. Такой агрегат стоит практически в 2 раза дороже своих предыдущих аналогов. Но, если оценивать ГБО 4-ого поколения в соотношении цена/качеств с более современными моделями, то этот недостаток сразу перерастает в достоинство. Пятое поколение установок отличается тем, что в данном случае подается жидкий газ. Шестое же поколение ГБО специалисты чаще относят к поколению 4+, то есть из-за более сложной системы их стоимость на порядок выше. При этом каких-то существенных улучшений более современные устройства по отношению к ГБО 4 не имеют.
Необходимо также отметить тот факт, что 4-е поколение газобаллонных установок отличается сложностью их монтажа, в процессе которого приходится вмешиваться во внутренние системы авто. Качественный монтаж ГБО – гарантия безопасности самого водителя транспортного средства, а также перевозимых им пассажиров. Поэтому установку на автомобиль такого оборудования рекомендуется доверять исключительно мастерам в специализированных технических сервисах. Самостоятельно можно лишь настроить или отрегулировать программное обеспечение.
Переключение с бензина на газ
Система ГБО транспортного средства включается в рабочий режим только после достижения двигателем установленного программой числа оборотов. Если транспортное средство стоит на месте, тогда для переключения рабочего режима мотора на газ его нужно прогреть до запрограммированной температуры. То есть газобаллонная система активизируется автоматически согласно сделанным настройкам температуры и оборотов двигателя.
Системой можно управлять в период стоянки и при движении транспортного средства также самостоятельно. В салоне ТС для этого оборудован специальный переключатель, имеющий два положения: газ (перекрывается клапан подачи бензина) и бензин (перекрывается клапан подачи газовой смеси).
Сведения о рабочем режиме (газ или бензин) можно наблюдать на специальном индикаторе, а непосредственное переключение с одного положения на другое сопровождается звуковым сигналом. Необходимо отметить, когда в баллоне заканчивается газ, система также автоматически переключается на бензиновый режим работы, процедура сопровождается световым и звуковым сигналами.
Установка
Четвертое поколение газовых установок полностью исключает во впускном тракте образование хлопков. Поэтому данное оборудование можно монтировать на ТС со впускными коллекторами, изготовленными из пластика, и впускными системами, имеющими переменную геометрию.
Чтобы продлить эксплуатационный период форсунок, редуктора ГБО 4 можно использовать добавочный газовый фильтр, который предотвратит попадание в систему различного мусора, который собирается на заправках в старых емкостях. На современных заправках данная проблема потеряла актуальность.
Настройка ГБО
Газобаллонное оборудование несмотря на внешнюю легкость процедуры настройки не стоит настраивать самостоятельно. Лучше воспользоваться услугами мастеров автосервиса, которые в работе опираются на опыт и накопленную базу знаний по конкретным автомобилям. Регулировка производится после установки на транспортное средство газовой установки при первом запуске мотора. Для этого используются специальные программы, входящие в комплект поставки оборудования.
Установку нужно настраивать после предварительного подключения к системе компьютера с программой диагностики посредством специального контролера. На мониторе компьютера должны появиться характеристики работы системы ГБО. В случае изменения параметров выполняется настройка срабатывания. Необходимо отметить, для разных моделей авто данные параметры могут отличаться.
Поможем подобрать ГБО, произведем его установку на ваш автомобиль, полностью настроим систему для наиболее оптимального режима работы двигателя на газе.
Сертифицированный мультибрендовый центр по установке, обслуживанию и ремонту газового оборудования: