Двигатель

Вентилятор на радиатор охлаждения двигателя

Вентилятор на радиатор охлаждения двигателя

4 лучших производителя вентиляторов охлаждения

Устройство необходимо для помощи при сильном нагреве. Рассмотрим лучших производителей вентиляторов охлаждения для радиатора, а так же их плюсы и минусы.

luchshie ventilyatory okhlazhdeniya

Содержание:

Лучшие производители вентиляторов охлаждения

Выделяют несколько производителей, чьи вентиляторы хорошо справляются с нагрузкой. У каждого бренда есть свои преимущества перед конкурентами, но главной особенностью представленных вентиляторов считают надежность по сравнению с аналогами.

ventiljator ohlazhdenija SAT

Описание конструкции. Среди производителей элементов для охлаждающей системы бренд SAT выделяется большим ассортиментом запчастей на вторичном рынке. Китайский вентилятор обладает невысокой стоимостью и средним качеством. Вентилятор в пластиковом корпусе может быть нескольких вариантов. Для разных моделей автомобилей идут свои серии радиаторных вентиляторов, различные по характеристикам.

Виды. Выпускаются элементы с гидромеханическим и электрическим приводом. Электрический привод более востребован на рынке вторичных запчастей.

Срок службы. Срок гарантированной работы составляет 1 год, но при соответствующем уходе и выполнении правил эксплуатации реальный срок работы достигает трех лет без ремонта.

  1. Мало шумит.
  2. Есть устройства для различных моделей авто, в том числе внедорожников.
  3. Большой ассортимент по цене ниже чем у аналогов.
  4. Бюджетный вариант среднего качества, который может отработать длительное время без ремонта.
  1. Может встретиться брак.
  2. Работает слабее оригинальных вентиляторов.

Nissens

Датская компания Nissens входит в число наиболее известных производителей систем охлаждения. Вентиляторы имеют подтвержденное качество.

ventiljator ohlazhdenija Nissens

Соблюдаются все требования сертификатов ISO 14001, TS 16949, ISO 9001.

Отмечается надежность вторичных запчастей, которые по характеристикам аналогичны оригиналам.

Описание конструкции. Отличием вентилятора считают утолщенный корпус и использование прочных материалов, которые устойчивы к коррозии и другим видам повреждений.

Виды. Среди производимых видов вентиляторов можно найти все варианты привода. Наиболее популярным считают электрический, но гидромеханический также востребован. Отдельная серия запчастей с механическим приводом предназначена для спецтехники.

Срок службы. Гарантийный срок эксплуатации на различные варианты вентиляторов варьируется от 1 года до 2-х лет. Сама длительность работы не ограничена, то есть при аккуратной эксплуатации запчасть может прослужить больше 5 лет.

  1. Расширенная линейка вентиляторов и различные типы устройств с электроприводом для популярных марок машин.
  2. Хорошее качество и гарантированная надежность.
  3. Нет нареканий по работе устройства.
  1. Высокая цена относительно конкурентов.
  2. Большое количество подделок. Требуется сразу проверять вентилятор на наличие логотипов, оттисков и дефектов.

Behr Hella

Бренд Behr Hella гарантирует качественное исполнение вентиляторов для систем охлаждения в различных марках автомобиля.

ventiljator ohlazhdenija Behr Hella

Описание конструкции. Вторичные запчасти заслужили положительную репутацию из-за использования качественных материалов, обеспечивающих длительный срок службы.

Виды. В ассортименте есть вентиляторы с механическим приводом для спецтехники, гидромеханическим на внедорожники, а также стандартные с электроприводом.

Срок службы. Гарантия выдается на два года, так как вторичные запчасти не отличаются от оригиналов. Длительность эксплуатации может превышать 10 лет при выполнении всех условий по обслуживанию.

  1. Гарантированное качество от лидера вторичных деталей для охладительной системы.
  2. Длительная работа.
  3. Нет проблем, связанных с повышенным шумом или дефективным срабатыванием.
  4. Мало отличий от оригинальных вентиляторов, которые устанавливаются при сборке авто на конвейере.
  1. Высокая стоимость относительно других производителей из среднего ценового сегмента.
  2. Сложно избежать подделок на вторичном рынке. Чаще всего они отличны отсутствием специальных знаков бренда и пониженной стоимостью.

LUZAR

У фирмы Luzar в ассортименте запчасти для охладительной системы отечественных и иностранных автомобилей. Отличием вентилятора будет соответствие требования ГОСТа, а также увеличенным сроком гарантии.

ventiljator ohlazhdenija LUZAR

Описание конструкции. Запчасти изготавливаются из высокопрочных материалов, которые мало подвержены износу. Они поставляются на заводы от проверенных зарубежных поставщиков.

Виды. Ассортимент включает в себя вентиляторы с электрическим, гидромеханическим и механическим приводом. Наиболее расширенная линейка у моделей с электроприводом.

Срок службы. Гарантия действует 2 года, но из-за качественного исполнения, которое близко к родным аналогам, вторичные запчасти могут служить до 10 лет без ремонта и замены.

  1. Малое количество брака, дефектов и подделок.
  2. Хорошее качество при цене ниже, чем у зарубежных конкурентов.
  3. Расширенные серии для отечественных и азиатских машин, в том числе гидромеханические для ряда мощных автомобилей.
  1. Невысокая производительность у вентиляторов с электроприводом из-за слабого моторчика.

Типы приводов вентилятора

Вентилятор состоит из нескольких частей, включая привод.

Место вентилятора в системе охлажденияМесто вентилятора в системе охлаждения.

Выделяют три вида:

  1. Механический.
  2. Гидромеханический.
  3. Электрический.

Механический привод

Механический вариант привода считают затратным для мощности из-за того, что сила для функционирования отбирается от вала коленчатого характера с помощью ремня. Такой тип подключения считают устаревшим и используют на старых моделях авто или на спецтранспорте.

Гидромеханический привод

Привод гидромеханического характера также считают неэффективным для большинства современных автомобилей. Наибольшее применение он получил среди внедорожников и мощных автомобилей. Принцип работы основан на вязкостной муфте, которая соединена приводом с коленвалом.

Электропривод

Электропривод наиболее распространенный вариант для вентилятора охлаждения. Его устанавливают почти на все современные автомобили. Отличием считают сложность системы и наличием большого количества элементов.

При наличии электропривода его подключают к электронной системе автомобиля и оборудуют специальными датчиками.

Единственными минусами будет необходимость регулярной проверки настроек и эффективная работа блока управления.

Важным моментом считают тандемную работу электродвигателя и системы управления. Электрический привод в вентиляторах является наиболее перспективным для автомобилей легкового типа.

Как работает вентилятор с электрическим приводом

Вентилятор с электроприводом состоит из блока с системным управлением и электродвигателя. Датчики устанавливаются для определения температурного режима, на основе которого будет осуществляться функционирование воздушного охлаждения.

Вентилятор радиатора с электрическим приводом для автомобиля

Стандартная система имеет следующие составляющие части:

  1. Блок управления.
  2. Температурный датчик.
  3. ДМРВ или датчик давления.
  4. Регулирующее реле для включения и выключения.
  5. Датчик для отсчета оборотов коленчатого вала.

Функционирование начинается от получения блоком управления сигналов с датчиков, их анализа и последующей команды, отправляемой регулятору. Это может быть реле или специальный управляющий блок, который устанавливают в новых моделях автомобиля.

Блок отличается от реле более точной работой и увеличенным уровнем эффективности. Еще одной отличительной чертой считается регистрация направления воздушного потока за счет фиксирования угла положения вентилятора, а также определение момента, при котором вентилятор отключится.

Какой вентилятор охлаждения радиатора купить

Есть несколько правил выбора вентилятора охлаждения. Предварительно требуется выяснить причину неисправности старого вентилятора. На вторичном рынке запчастей можно купить отдельные элементы практически к любому варианту охлаждающего устройства. Примером может быть приобретение электромотора, крыльчатки, а также отдельного реле.

Такой вариант возможен при новом вентиляторе, который не изношен. При его износе требуется полноценная замена.

При замене необходимо:

  1. Подбор вентилятора осуществляют по VIN-коду, то есть приобретается аналог или родная запчасть, которая подходит по всем параметрам.
  2. На рынке много различных деталей в каждом ценовом сегменте. Не стоит обращать внимание на совсем дешевые запчасти, так как они могут быть бракованными.
  3. Выбор производителя делают на основе рекомендаций автовладельцев и специалистов сервисных центров. Отзывы часто показывают все преимущества и недостатки каждого бренда.

Важно совпадение всех креплений и отсутствие доработок вентилятора для установки, так как в противоположном случае могут возникать ошибки и дефекты в работе.

Также вентилятор должен подходить по мощности и другим параметрам. Обязательно учитывают марку авто, модель и параметры двигателя.

Среди популярных брендов вентиляторов для воздушного охлаждения выделяют компании, которые поставляют на вторичный рынок запчасти с хорошим соотношением цены и качества. Каждый тип вентилятора имеет свои характеристики, а также параметры, которые потребуется учесть при выборе.

Читайте также  Антидым в двигатель

Тест электровентиляторов охлаждения

С наступлением лета некоторые автомобилисты сталкиваются с необходимостью замены электровентилятора охлаждения. Как не ошибиться с выбором такого важного узла, от которого зачастую зависит вопрос «выживания» двигателя в пробке и в жаркую погоду?

Электровентилятор производства Калужского завода автомобильного электрооборудования (КЗАЭ) модели 70.3730 на самом деле имеет куда более широкое применение. Его можно устанавливать на двигатели практически всех отечественных автомобилей (ЗАЗ, ВАЗ, АЗЛК, ИЖ, ГАЗ и ЗиЛ). Главное, чтобы подходили его параметры — 110 Вт и 2600 мин-1, о чем свидетельствуют соответствующая надпись на упаковке и установочный чертеж.
КЗАЭ мод. 70.3730 имеет 8-лопастную крыльчатку без обода, в отличие от конкурентов по тесту. Он упакован в картонную коробку. Однако, кроме электровентилятора, в ней больше ничего обнаружить не удалось. Неизвестными оказались и гарантии завода-изготовителя.
Прежде чем приступить к испытаниям электовентилятора, мы замерили диаметр крыльчатки (см. таблицу в конце статьи).
Следующим шагом стало измерение энергопотребления и частоты вращения крыльчатки. Замер проводился в двух режимах: в момент пуска и при установившейся работе. По результатам замеров выяснилось, что испытуемый оказался наиболее «экономным» среди конкурентов, однако частота вращения крыльчатки оказалась самой маленькой.
Выполнив замеры, мы приступили к разборке вентилятора. Крыльчатка электровентилятора КЗАЭ имеет одинаковое крепление с PEKAR и Kraft, и они могут быть взаимозаменяемы между собой. На валу она удерживается с помощью штифтов, которые вставляются в сквозное отверстие на валу электродвига те ля.Закрепляется крыльчатка обычной гайкой с гровер-шайбой. Электродвигатель КЗАЭ является разборным в отличие от вентилятора LUZAR.
Он конструктивно выполнен двухопорным: с одной стороны вал опирается на шарикоподшипник, с другой — на втулку (см. фото). Такая разборная конструкция является более предпочтительной с точки зрения ремонтопригодности.
Щетки электродвигателя имеют сечение 6,5х6,5 мм при длине 11 мм. Соединение щеточных узлов выполнено с помощью проводов. При этом была обнаружена посредственная пайка.
Электровентилятор питерской компании «Топливные системы» производителя автозапчастей PEKAR куда более конкретен, поскольку имеет адресный посыл в виде каталожного номера 2103- 1308008. Он также имеет 8-лопасную крыльчатку и обод для уменьшения вибрации и шумности.
Помимо упаковки в картонную коробку был вложен технический паспорт и крепеж для монтажа электровентилятора. Гарантия завода-изготовителя — два года.
Выполнив замеры как и у предыдущего испытуемого, мы разобрали вентилятор. Крыльчатка электровентилятора PEKAR, уже отмечалось, имеет одинаковое крепление с КЗАЭ и Kraft и также могут быть взаимозаменяемы между собой. На валу она удерживается с помощью штифтов, вставленных в сквозное отверстие на валу электродвигателя. Закрепляется крыльчатка при помощи гайки с нижним зубчатым ободом. Электродвигатель так же конструктивно выполнен двухо порным.
Сечение щеток 6,5х6,0 мм, длина — 11 мм. Соединяются щеточные узлы с помощью проводов, как и у КЗАЭ, но пайка проводов выполнена на более технологичном уровне.
Электровентилятор под немецкой торговой маркой Kraft (КТ 104500) как две капли похож на питерский. При этом мы испытали некое чувство дежавю. Точно такая же крыльчатка и габариты двигателя.
На этом, правда, сходство и заканчивается: ни паспорта, ни крепежа, да и гарантия всего лишь один год.
Замерив диаметр крыльчатки (заметим, что для вентиляторов, имеющих обод, диаметр крыльчатки замерялся по внутреннему ободу), а также энергопотребление и частоту вращения крыльчатки, мы приступили к разбору этого вентилятора и обнаружили полное сходство с электровентилятором PEKAR.

Электровентилятор LUZAR разительно отличается от своих собратьев восемью профильными лопастями, объединенными единым ободом.
В картонной коробке кроме вентилятора мы нашли технический паспорт и крепеж. Гарантия на данный электровентилятор составляет два года.
По результатам замеров энергопотребления и частоты вращения крыльчатки вентилятор оказался в «золотой середине». При этом у него зафиксирована самая большая частота вращения крыльчатки.
Разбор показал, что крыльчатка электровентилятора LUZAR удерживается за счет проточки на валу электродвигателя и фиксируется с помощью гайки с левосторонней резьбой, имеющей нижний зубчатый обод. Помимо этого, гайка закрепляется фиксатором резьбы. За счет этого крыльчатка электровентилятора LUZAR является невзаимозаменяемой с другими электровентиляторами.
Электродвигатель LUZAR также выполнен по двухопорной схеме, как и предыдущие испытуемые, но на двух шарикоподшипниках.
Из этого следует, что разборные конструкции являются более предпочтительными с точки зрения ремонтопригодности, в то же время два подшипника на валу делают конструкцию более надежной и долговечной.
Переходим к щеточному узлу. В электродвигателе вентилятора LUZAR использованы искрогасящие дроссели (витая медная проволока). Подобная конструкция существенно продлевает ресурс изделия. Сечение щеток — 7,0х8,0 мм при длине 20 мм.
Соединительные провода щеток также имеют большее сечение (способствуют снижению нагрева). Для соединения щеточных узлов и искрогасящих дросселей используются латунные пластины, к которым специальными токопроводящими сварными клещами привариваются подводящие провода и провода щеток (по всей вероятности, это приводит к уменьшению переходных сопротивлений и меньшему нагреву).
При осмотре всех четырех роторов в электродвигателе вентилятора LUZAR была обнаружена двойная обмотка ротора. Ее применение как раз и приводит к усилению магнитного потока и мощности электродвигателя при тех же размерах.
При сопоставимости цен на испытуемые вентиляторы выявилась некоторая неадекватность в предложении товара по критерию «цена–качество». За откровенно низкое качество запрашивается более высокая цена. Если же учесть полученные данные при испытаниях, наши предпочтения мы склонны отдать в пользу вентилятора LUZAR.

Вентилятор системы охлаждения

Для отведения излишков тепла, возникающего в процессе работы двигателя, и его более эффективного охлаждения в конструкции автомобиля предусмотрен специальный вентилятор. Он может располагаться со стороны моторного отсека или перед радиатором системы охлаждения. В современном автомобилестроении применяется несколько типов вентиляторов, которые отличаются типом привода, способом управления и геометрическими параметрами.

Устройство вентилятора системы охлаждения двигателя

Конструктивно вентилятор для охлаждения мотора автомобиля представляет собой простой механизм, состоящий из шкива, на котором расположены лопасти (крыльчатка). Они установлены с некоторым углом наклона по отношению к плоскости вращения, что улучшает их аэродинамические характеристики и повышает интенсивность нагнетания воздуха. Количество лопастей (от 4 и более), а также их геометрические размеры (диаметр вентилятора, частота расположения) зависят от модели автомобиля и подбираются индивидуально.

❗Современные автомобили оснащены так называемой комбинированной системой охлаждения, состоящей не только из вентилятора, но также имеющей радиатор и специальные контуры (магистрали) с охлаждающей жидкостью. А потому “кулер” двигателя часто называют вентилятором радиатора.

В ряде конфигураций автомобилей могут использоваться сдвоенные вентиляторы системы охлаждения двигателя, в которых предусмотрено два шкива с независимыми лопастями. Они могут приводиться в рабочий режим одновременно или по отдельности, поскольку каждый имеет свою систему подключения.

При интенсивном вращении шкива поток воздуха “всасывается” снаружи при помощи лопастей. Тем самым увеличивается и объем воздуха, проходящий через радиатор, что обеспечивает его более эффективную работу и ускоряет процесс отведения тепла. Для принудительного вращения шкива (лопастей) и обеспечения необходимой скорости могут быть использованы несколько типов привода:

Читайте также  Поло седан двигатель

Как работает механический привод

Самый простой тип привода вентилятора для охлаждения радиатора мотора основан на передаче вращательного движения от коленчатого вала с помощью ремня. Этот способ является полностью механическим и постоянным, обеспечивая запуск “кулера” синхронно с работой двигателя.

Несмотря на простоту конструкции, такой привод снижает полезную мощность мотора, поскольку часть энергии затрачивается на нагнетание воздуха. Помимо этого, отсутствует возможность регулировки интенсивности работы лопастей. В силу этих особенностей механический привод в современных автомобилях практически не применяется.

Особенности гидромеханического типа привода

Для более рациональной эксплуатации вентилятора системы охлаждения двигателя используется гидромеханический тип привода. Его особенность заключается в том, что лопасти соединены со шкивом посредством герметичной муфты. Она может быть двух типов:

Главной задачей муфты является запуск вентилятора охлаждения радиатора при увеличении нагрузки на двигатель. Когда же двигатель работает на малых оборотах, принудительного нагнетания воздуха не происходит. Вязкостная или вискомуфта соединена с коленвалом мотора. Внутри нее находится силиконовая жидкость (гель), которая реагирует на температуру. При нагревании муфты гель изменяет свои свойства и происходит блокировка. В гидравлической муфте блокировка обеспечивается благодаря изменению объема масла.

Электрический и электромагнитный привод

Помимо вязкостных и гидравлических муфт в системе привода вентилятора радиатора может быть использована электромагнитная муфта. Она реагирует на температуру охлаждающей жидкости, поддерживая ее в диапазоне от 80-85°C.

Электромагнитные муфты устанавливаются преимущественно на грузовом транспорте и строительной технике.

Такая конструкция состоит из электромагнита, установленного на ступице вентилятора. Последняя соединена с якорем при помощи пластинчатой пружины и совершает вращательные движения. Статья опубликована в сообществе Автомобильные истории. При температуре ниже 80°C якорь находится вне электромагнитной катушки и вентилятор отключен, если же температура поднимается свыше 85°C срабатывает тепловой датчик, замыкающий контакты и включающий электромагнит. Якорь втягивается внутрь катушки и вентилятор приводится в движение.

Наиболее популярным типом привода для современных автомобилей является электрический. Он предполагает установку в системе дополнительного электродвигателя. Его работа контролируется блоком управления, который фактически и запускает вентилятор, когда это необходимо. Также как и для электромагнитной муфты, режим включения и отключения определяется температурой охлаждающей жидкости, которая фиксируется термодатчиком.

Преимуществом использования электродвигателя для запуска вентилятора системы охлаждения является возможность реализации управляемого выбега вентилятора. На практике это означает, что обдув может продолжаться даже после выключения мотора автомобиля, ускоряя его охлаждение.

Неисправности вентилятора радиатора и их последствия

Главной задачей вентилятора мотора является “засасывание” охлажденного воздуха извне через радиатор в подкапотное пространства автомобиля. Фактически охлаждение осуществляет жидкостная система, а обдув лишь ускоряет этот процесс. С другой стороны, при высокой температуре окружающей среды, а также при длительных простоях автомобиля в дорожных пробках без дополнительного охлаждения двигатель может сильно перегреться. Это означает, что исправностью этого узла пренебрегать не стоит.

Основные неисправности вентилятора охлаждения мотора:

1) Не включается. Такая неисправность может быть следствием поломки привода вентилятора (обрыв ремня, разрушение муфты, неисправность электродвигателя, окисление контактов) или неточностью работы температурного датчика.

2) Постоянная работа и невозможность отключения до полной остановки автомобиля (за исключением авто с механическим приводом). Чаще всего такая поломка связана с неисправностью температурного датчика (термостата) или заклиниванием муфты.

3) Несвоевременное включение. Более раннее включение обычно не является проблемой. Если же запуск происходит с опозданием, возможно, установлен термодатчик, предназначенный для эксплуатации при пониженных температурах (например, автомобиль не подходит для регионов с жарким климатом). В этом случае датчик нужно заменить.

4) Обратное направление нагнетания воздуха. Происходит при неправильном подключении полюсов электродвигателя.

5) Разрушение крыльчатки вследствие износа и повышенных нагрузок.

Профилактика состояния и очистка вентилятора радиатора охлаждения мотора от загрязнений должна выполняться не реже одного раза в год. Выполнить процедуру очистки можно без демонтажа узла при помощи обычных щеток. Если требуется замена, лучше обратиться в специализированные ремонтные сервисы, что позволит исключить ошибки при диагностике, подборе нужной конфигурации вентилятора и его подключении.

Автомобильные — вентиляторы

ООО «ВентЭл» уже не первый год реализует в России автомобильные вентиляторы для грузовиков, автобусов, прицепов и комплектующие к ним, все комплектующие соответствуют всем последним нормативным документам, имеют сертификаты соответствия РФ, разрешение на применение. Мы реализуем электровентиляторы, вентиляторы отопителя, вентиляторы радиатора, вентиляторы охлаждения, крыльчатки вентиляторов и многие другие комплектующие для современных легковых и грузовых автомобилей.

Автомобильный вентилятор – как устройство.

Автомобильный вентилятор – как устройство, увеличивающее циркуляцию воздуха, проходящего через радиатор отопления и охлаждения, тем самым повышая эффективность его работы. Представленные в нашем магазине вентиляторы таких мировых имен как Spal, Ebmpast, Kormas смогут удовлетворить любой запрос по энергосбережению, производительности, шуму и вместе с тем обладают приемлемыми ценами. Особое строение крыльчатки позволяет добиться очень высокого кпд и свести шум на нет.

Производительность и энергоэффективность — наши слагаемые успеха, давно зарекомендовавшие нас во всем мире.
На данном этапе мы поставляем автомобильные вентиляторы легковых и грузовых автомобилей, а так же для автобусов и прицепов. Продукция Spal или Ebmpapst в том или ином виде уже присутствует во многих системах современных автомобилей от системы кондиционирования салона до системы охлаждения двигателя. Вы этого еще не знаете, а Spal уже стоит в вашем авто!

Транспортный вентилятор Ebmpapst. Радиальный автомобильный вентилятор Spal Осевой вентилятор кондиционера Kormas

Подбор автомобильного вентилятора.

Наши высококлассные специалисты подберут для вас нужные комплектующие и помогут в таких вопросах как:

  • покупка вентилятора охлаждения;
  • ценовая категория вентиляторов радиатора;
  • управление вентилятором охлаждения;
  • электродвигатель вентилятора охлаждения;
  • замена вентилятора охлаждения;
  • электродвигатель вентилятора системы охлаждения;
  • резистор вентилятора охлаждения;
  • схема подключения вентилятора охлаждения;
  • вентилятор принудительного охлаждения;
  • покупка вентилятора радиатора;
  • каталоги вентиляторов радиатора;

Особое место в работе двигателя занимает его охлаждение, несвоевременный отвод тепла или повышенное охлаждение могут привести к необратимым последствиям- таким как выгорание масла, перегрев или конденсация влаги и топлива на стенках двигателя. Это чревато быстрым износом двигателя, снижению мощности и надежности, что и приводит к быстрой поломке. Поэтому автоматические системы регулировки охлаждения двигателей Spal , Kormas поставляемые почти на все современные автомобили и обеспечивающие стабильную рабочую температуру, являются лучшим решением проблем (слежением за оборотами двигателя и автоматическая регулировка температуры). Представленная нами система охлаждения на практике показала отличные результаты на холостых режимах работы двигателя(при отсутствии внешнего охлаждения.)

Наши специалисты проведут консультации по таким вопросам как:

  • датчики вентилятора охлаждения;
  • вентиляторы охлаждения на инжектор;
  • вентиляторы системы охлаждения двигателя;
  • установкадополнительного вентилятора охлаждения;
  • ценовая стоимость вентиляторов охлаждения на «Ваз»;
  • покупка вентиляторов охлаждения;
  • резисторы вентилятора охлаждения;
  • схема подключения вентилятора охлаждения;
  • вентиляторы принудительного охлаждения;
  • реле включения вентилятора охлаждения;
  • блоки управления вентилятором системы охлаждения;
  • электронное реле включения вентилятора охлаждения;
  • блоки управления вентилятором охлаждения;

Успешно реализуем вентиляторы Spal, Kormas, Ebmpapst

Сегодня мы успешно продаем в России и за рубежом системы охлаждения и вентиляторы охлаждения самых различных автомобилей и систем. Вся продукция сертифицирована и на гарантии. Автомобильный сектор лишь малая доля применения высокотехнологичного оборудования Spal, Ebmpapst.

Роль вентилятора в жидкостном охлаждении автомобильного двигателя и как организована его работа

Перенос образующегося при работе мотора тепла в атмосферу требует постоянного обдува радиатора системы охлаждения. Не всегда для этого достаточно интенсивности набегающего скоростного потока воздуха. При малых скоростях и полных остановках в дело вступает специально предназначенный вентилятор дополнительного охлаждения.

Читайте также  Система пуска двигателя автомобиля

Принципиальная схема нагнетания воздуха в радиатор

Обеспечить прохождение воздушных масс через сотовую структуру радиатора возможно двумя способами – нагнетать воздух вдоль направления естественного потока с внешней стороны или создавать разрежение изнутри. Принципиальной разницы нет, особенно если используется система воздушных щитков – диффузоров. Они обеспечивают минимальный расход потока на бесполезные завихрения вокруг лопастей вентилятора.

вентилятор в системе охлаждения двигателя

Таким образом, типовых вариантов организации обдува два. В первом случае вентилятор располагается на двигателе или радиаторной рамке в подкапотном пространстве моторного отсека и создаёт напорный поток на двигатель, забирая воздух снаружи и пропуская его через радиатор. Чтобы лопасти не работали вхолостую, пространство между радиатором и крыльчаткой максимально плотно закрыто пластиковым или металлическим диффузором. Его форма также способствует использованию максимальной площади сот, поскольку обычно диаметр вентилятора значительно меньше, чем геометрические размеры радиатора.

При расположении крыльчатки с передней стороны привод вентилятора возможен лишь от электромотора, поскольку механической связи с двигателем препятствует радиаторная сердцевина. В обоих случаях выбранная форма радиатора и требуемая эффективность охлаждения может заставить использовать двойной вентилятор с крыльчатками меньшего диаметра. Такой подход обычно сопровождается усложнением алгоритма работы, вентиляторы способны коммутироваться раздельно, регулируя интенсивность обдува в зависимости от нагрузки и температуры.

Сама крыльчатка вентилятора может иметь достаточно сложную и аэродинамически проработанную конструкцию. К ней предъявляется целый ряд требований:

  • количество, форма, профиль и шаг лопастей должны обеспечивать минимальные потери, не внося дополнительных затрат энергии на бесполезное перемалывание воздуха;
  • в заданном диапазоне скоростей вращения срыв потока исключается, иначе падение эффективности отразится на тепловом режиме;
  • вентилятор должен быть отбалансирован и не создавать как механических, так и аэродинамических вибраций, способных нагружать подшипники и соседствующие детали двигателя, особенно тонкие структуры радиаторов;
  • шумность крыльчатки также минимизируется согласно общему тренду снижения производимого автомобилями акустического фона.

Если сравнить современные вентиляторы легковых автомобилей с примитивными пропеллерами полувековой давности, то можно отметить, что наука поработала и с такими достаточно очевидными деталями. Это видно даже внешне, а при работе хороший вентилятор почти бесшумно создаёт неожиданно мощный напор воздуха.

Типы привода вентиляторов

Создание интенсивного воздушного потока требует значительной мощности привода вентилятора. Энергию на это можно забирать от двигателя различными способами.

Непрерывное вращение от шкива

В ранних простейших конструкциях крыльчатка вентилятора просто надевалась на ременный шкив привода водяного насоса. Производительность обеспечивалась внушительным диаметром окружности лопастей, которые представляли собой просто отогнутые металлические пластины. Никаких требований по шумности не предъявлялось, находящийся рядом старинный двигатель заглушал все звуки.

ременный привод вентилятора

Скорость вращения была прямо пропорциональна оборотам коленчатого вала. Определённый элемент регулирования температуры присутствовал, поскольку с ростом нагрузки на двигатель, а значит и скорости его вращения, вентилятор также начинал интенсивней прогонять воздух через радиатор. Дефлекторы ставились редко, всё компенсировалось переразмеренными радиаторами и большим объёмом охлаждающей воды. Тем не менее, понятие перегрева тогдашним водителям было хорошо знакомо, будучи платой за простоту и недостаточную продуманность.

Вязкостные муфты

У примитивных систем было несколько недостатков:

  • плохое охлаждение на малых оборотах из-за низкой скорости прямого привода;
  • при увеличении размеров крыльчатки и изменении передаточного числа для усиления обдува на холостых оборотах мотор начинал переохлаждаться с ростом скорости, а расход топлива на бестолковое вращение пропеллера достигал значительной величины;
  • во время прогрева мотора вентилятор продолжал упорно охлаждать подкапотное пространство, выполняя в точности противоположную задачу.

вискомуфта как привод вентилятора

Было ясно, что дальнейший рост экономичности и мощности двигателей потребует управления скоростью вентилятора. Задачу в какой-то степени решал механизм, известный в технике как вязкостная муфта. Но тут она должна быть устроена особым образом.

Муфта вентилятора, если представить её упрощенно и не учитывая различные варианты исполнения, состоит из двух дисков с насечками, между которыми располагается так называемая неньютоновская жидкость, то есть силиконовое масло, меняющее вязкость в зависимости от скорости относительного перемещения её слоёв. Вплоть до серьёзной связи между дисками через вязкий гель, в который она превратится. Остаётся лишь расположить там термочувствительный клапан, который подаст эту жидкость в зазор при росте температуры двигателя. Очень удачная конструкция, к сожалению, не всегда надёжная и долговечная. Но часто применявшаяся.

Ротор крепился к шкиву, вращающемуся от коленвала, а на статор надевалась крыльчатка. При высокой температуре и больших оборотах вентилятор выдавал максимальную производительность, что и требовалось. Не отнимая лишней энергии, когда обдув не нужен.

Магнитная муфта

Чтобы не страдать с химическими веществами в муфте, не всегда стабильными и долговечными, часто используется более понятное решение с точки зрения электротехники. Электромагнитная муфта состоит из фрикционных дисков, соприкасающихся и передающих вращение под действием тока, подаваемого в электромагнит. Ток происходил из реле управления, замыкающегося через датчик температуры, обычно устанавливаемый на радиаторе. Как только определялся недостаточный обдув, то есть жидкость в радиаторе перегревалась, контакты замыкались, муфта срабатывала, и крыльчатка раскручивалась всё тем же ремнём через шкивы. Способ часто используется на тяжёлых грузовиках с мощными вентиляторами.

Прямой электропривод

Наиболее часто на легковых автомобилях применяется вентилятор с крыльчаткой, непосредственно посаженной на вал электродвигателя. Питание этого мотора обеспечивается так же, как и в описанном случае с электромуфтой, только тут не требуется клиноременная передача со шкивами. Когда надо – электродвигатель создаёт обдув, отключаясь при нормальной температуре. Способ реализовали с появлением компактных и мощных электромоторов.

схема электропривода вентилятора

Удобным качеством такого привода является способность работать при остановленном двигателе. Современные системы охлаждения сильно нагружены, и если резко прекращается обдув, а помпа не работает, то возможны локальные перегревы в местах с максимальной температурой. Или закипание бензина в топливной системе. Вентилятор может поработать некоторое время после остановки, предотвратив проблемы.

Проблемы, неисправности и ремонт

Включение вентилятора уже можно считать аварийным режимом, поскольку регулирует температуру не он, а термостат. Поэтому систему принудительного обдува делают очень надёжно, и она редко отказывает. Но если вентилятор не включился, и мотор закипел, то следует проверить наиболее подверженные отказам детали:

  • в ременной передаче возможно ослабление и пробуксовка ремня, а также его полный обрыв, всё это легко определить визуально;
  • методика проверки вискомуфты не так проста, но если на горячем моторе она сильно пробуксовывает, то это сигнал к замене;
  • электромагнитные приводы, как муфта, так и электромотор, проверяются замыканием датчика, или на инжекторном моторе снятием разъёма с датчика температуры системы управления двигателем, вентилятор должен начать вращение.

компоненты системы охлаждения двигателя

Неисправный вентилятор способен погубить двигатель, ведь перегрев чреват капитальным ремонтом. Поэтому ездить с такими дефектами нельзя даже зимой. Отказавшие детали следует немедленно заменять, причём использовать только запчасти от надёжного изготовителя. Цена вопроса – двигатель, если его поведёт от температуры, то и ремонт может не помочь. На этом фоне стоимость датчика или электромотора просто ничтожна.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button