Нужно ли греть двигатель
Нужно ли греть двигатель
До какой температуры прогревать двигатель зимой
Нужно ли прогревать двигатель зимой? Этот вопрос заставляет спорить водителей автомобилей разных марок и моделей. Одни говорят, что прогрев двигателя обязателен, особенно в холодное время года. Другие уверяют, что двигатель и так прогреется во время езды, потому не нужно тратить на бесполезное занятие время и топливо. Ко второму лагерю присоединились еще и экологи, которые кричат, что во время прогрева агрегата в атмосферу выбрасывается огромное множество токсичных веществ.
Так кого же все-таки слушать, и почему данный вопрос никак не могут решить, опираясь на сухие факты и реальный опыт? Во-первых, существует два фактора, которые не дают объективно ответить на вопрос, нужно ли прогревать двигатель зимой:
- детали двигателя изнашиваются постепенно, а значит – трудно связать отсутствие прогрева двигателя с его выходом из строя;
- каждый водитель имеет свою манеру езды, что тоже сказывается на сроке эксплуатации автомобиля.
Да еще и «специалисты», работающие в сервисных центрах все чаще говорят о том, что агрегат прогревать не надо, так как в этом нет никакой необходимости. Водители, естественно, и слушают и распространяют это мнение в кругу своего общения.
Но прежде, чем сделать какие-то выводы, следует разобраться в некоторых процессах, протекающих в любом агрегате, независимо от его типа и вида топлива.
Немного теории
Споры и субъективное мнение каждого водителя – это одно, а факты – другое. Именно их сейчас рассмотрим.
Физика
Цилиндро-поршневая система любого двигателя сделана из сплавов. Поршни – из более мягких сплавов алюминия. Цилиндры – из чугуна и твердых сплавов метала. При нагреве эти материалы расширяются, от чего происходит достаточное примыкание деталей друг к другу.
Это первая причина, по которой стоит прогревать двигателей. Многие спросят, почему бы двигателю не поработать при охлажденных деталях? Пусть, мол, поршни двигаются свободно внутри цилиндров, ничего страшного. Но все не так просто. Работа любого агрегата настроена таким образом, что зазор между поршнем и цилиндром был минимальным.
За счет такого устройства цилиндро-поршневой системы, после воспламенения топлива энергия практически не теряется. Детали двигателя не работают вхолостую, потому не так сильно изнашиваются. Как известно, двигатель испытывает наибольшие нагрузки именно с момента воспламенения топлива до момента нагрева деталей цилиндро-поршневой группы. Если в этот период автомобиль начнет свое движение, нагрузки на детали агрегата будут еще более значительными. Не удивительно, что их износ будет происходить быстрее.
Нагрев моторного масла
Независимо от того, какое моторное масло используется для смазки деталей агрегата, при низких температурах его вязкость повышается до максимума. Чем на улице холоднее, тем хуже оно смазывает комплектующие агрегата. При начале движения двигатель будет работать на «сухую». Трение их поверхностей увеличивается, износ, соответственно, ускоряется.
Об этом в спешке многие забывают, хотя каждый водитель знает про увеличение вязкости моторного масла при низких температурах. Тем не менее, вопрос о том, надо ли прогревать двигатель зимой, будет закрыт не скоро.
В этом можно наглядно убедиться, если у вас автомобиль с механической коробкой передач. Достаточно завести двигатель и сразу попытаться переключиться на первую передачу. Можно явно почувствовать, что сделать это достаточно сложно. И если то же самое проделать через пару минут после прогрева машины, трансмиссия легко будет переключена на первую скорость. Это происходит потому, что масло в первый момент запуска авто не может должным образом смазать все детали. Но если его достаточно прогреть, то все системы автомобиля будут функционировать так же легко, как и летом.
Нужно ли греть двигатель зимой
Неважно, двигатель работает на бензине или дизельном топливе, зимой его завести сложнее, чем летом. И если бензиновый мотор заводится быстро и при минусовой температуре, то какое-то время он все равно не может набрать нужное количество оборотов для нормального движения.
Если вам интересно, прогревать или не прогревать двигатель зимой, следует остановиться на вопросе, почему движок не может полноценно работать в первые минуты работы при низких температурах.
Дело в том, что при понижении температуры воздуха, содержание кислорода в нем повышается. Соответственно, беднеет горючая смесь, которая может воспламениться только при определенном уровне содержания кислорода в камере сгорания. Это еще одна причина, по которой зимой завести автомобиль сложнее. Потому на первых оборотах машина не может завестись просто физически, ведь топливо теряет свои изначальные характеристики.
До какой температуры нужно прогревать
А точнее, как долго надо прогревать двигатель зимой, и делать ли это летом. Чем дольше прогревается мотор, тем выше в нем температура, соответственно он легче будет работать.
Как только топливо воспламеняется в холодном движке, и он начинает свою работу, его обороты несколько интенсивнее, чем при нормальной работе, когда он полностью прогрелся. Начинать движение можно только когда спадают обороты. Стандартные 3-5 минут прогрева не всегда являются той нормой, к которой привыкло большинство водителей. Чем холоднее детали мотора, тем дольше его придется прогревать. Не забываем и о моторном масле, которое должно приобрести нужную консистенцию.
Итак, вот список, который поможет прогревать машину правильно в соответствии с разными температурными показателями:
- от +5 до 0 – на прогрев понадобиться около двух минут;
- от 0 до -10 – три-четыре минуты;
- от -10 до -20 – прогревать агрегат надо около пяти минут;
- до -30 – около 10 минут.
В противном случае детали цилиндро-поршневой группы и трансмиссии не будут получать достаточную смазку деталей, что приводит к повышенному износу данных систем.
Нужно ли прогревать инжекторный двигатель
С карбюраторными двигателями старого типа все понятно: их прогревать просто необходимо, и чем ниже температура воздуха на улице, тем дольше это нужно делать. Но как быть с инжекторными агрегатами? Многие водители полагают, что данный вид подачи топлива предполагает прогрев агрегата буквально с первых секунд. Но это не так. Ведь вне зависимости от того, как именно топливо поступает в камеру сгорания, процессы в системах авто происходят одинаково.
Кроме того, моторное масло точно так же нужно прогревать до определенной температуры, чтоб оно могло полноценно выполнять свои функции, то есть смазывать детали двигателя и трансмиссии. Трение деталей цилиндро-поршневой группы в инжекторном двигателе присутствует с первых секунд работы агрегата, а без смазки они будут подвержены повышенному износу.
Нужно ли прогревать дизель
Еще одна дилемма, не дающая покоя автомобилистам. Требует ли прогрева дизельный двигатель? Ответ кроется в принципе его работы. Он примерно такой же, как и в случае с бензиновым агрегатом. Несмотря на то, что свечи накаливания частично решают проблему нагнетания холодного воздуха, дизельное топливо при низких температурах меняет свою консистенцию на более густую.
Даже в том случае, если используется зимняя соляра, запуск мотора в холодное время года все равно проблематичен. Связано это с затрудненным распылением топлива форсунками. Потому автомобиль какое-то время нужно прогреть для того, чтоб соляра приобрела свою нормальную консистенцию.
Также следует учесть, что дизельному двигателю на прогрев потребуется больше времени, чем бензиновому в связи с более вязкой консистенцией топлива.
Надо ли прогревать турбодизель? Считается, что нужно, ведь вязкость масла для нормального вращения крыльчатки в турбине слишком большая. Но если автомобиль оснащен турбиной, значит производитель заботится и о средствах подогрева мотора. К тому же, масла для турбодизеля используются особенные, в результате как таковая необходимость в прогреве отпадает.
Устройства для прогрева
Паяльные лампы и электротены под картером – не самый эффективный и безопасный способ разогреть двигатель в холодное время года. Потому на рынке сегодня можно найти более современные методы, которые помогут решить проблему затрудненного запуска мотора. Их можно разделить на три группы:
- электрообогреватели;
- устройства для автоматического запуска;
- автономные подогреватели.
Электрообогреватели – самые простые и доступные средства, работа которых направлена на подогрев тосола в охладительной системе автомобиля. Работает прибор от бытовой розетки, для этого с собой придется иметь переноску и источник электропитания. Но двигатель будет с легкостью запускаться даже при самых низких температурах. Недостатки – установить прибор можно далеко не на каждый автомобиль, в основном – это машины отечественного производства.
Блок автозапуска представляет собой небольшой прибор с термодатчиком, который срабатывает при определенных температурах и автоматически запускает мотор. Есть и разновидность данных приборов, для которых предусмотрено программирование времени и интервала запуска. Работает система от дистанционного пульта и не требует подключения к электросети.
Автономные подогреватели срабатывают либо от пульта, либо от установленного в салоне таймера. Устройство представляет собой небольшую коробочку с небольшой камерой сгорания топлива и помпой для дополнительной циркуляции охлаждающей жидкости.
Выводы
Разогревать автомобиль при низких температурах нужно. Но не следует забывать о расходе топлива и выбросе токсичных веществ в атмосферу, которым сопровождается данный процесс. К примеру, в Европе такой прогрев машины практически запрещен. Оптимальное решение данной проблемы – установка подогревателя для двигателя автомобиля.
Нужно ли и как правильно прогревать машину: подробный алгоритм действий
Прогретый двигатель работает как следует: масло равномерно покрывает его элементы, не возникает опасного трения металла, снижается вероятность преждевременного износа узла. Зимой масло густеет, поэтому, на первый взгляд, есть смысл тщательно разогреть его перед поездкой, чтобы не создавать избыточной нагрузки на двигатель.
Однако в отношении современных масел и двигателей не все так очевидно. Атмосферные моторы требуют одного подхода к старту, турбированные ― другого. Так нужно ли прогревать машину перед поездкой? В течение какого времени? И как это делать правильно? Разбираемся в обзоре «Народных Новостей».
Нужно ли прогревать двигатель перед поездкой
Ответ на этот вопрос зависит от температуры на улице и типа мотора. Летом прогревать машину не нужно: при запуске масло мгновенно распределяется по рабочим поверхностям двигателя, поэтому ехать можно буквально сразу. Осенью ситуация та же: современные синтетические масла не густеют при плюсовых температурах и в небольшой холод. Достаточно завести двигатель, выбрать любимый плейлист или смахнуть пыль с приборной панели, и можно спокойно начинать движение.
Зимой же ситуация иная. Правильно подобранное синтетическое масло (с индексом W0-W5) при низких температурах не загустеет, но элементам мотора может потребоваться время для прогрева.
Сколько греть машину
Автомобилям с атмосферным мотором при условии использования сезонного моторного масла прогрев не нужен. Алгоритм действий тот же — завести двигатель, потратить буквально 15-30 секунд на подготовку к поездке и можно трогаться. Более внимательного отношения требуют турбированные и дизельные моторы.
- Турбомотор. На прогрев турбины требуется чуть больше времени ― примерно 1 минута. За это время система смазки полноценно заработает, а турбина наберет нужную температуру. После этого можно плавно трогаться.
- Дизельный двигатель. Он, действительно, требует бережного отношения при минусовой температуре. Если на градуснике -15 и ниже, прогрев дизеля следует выполнять в течение 3-5 минут. Причиной тому — свойство дизтоплива густеть на морозе. Чтобы разжижить топливо в фильтрах, машине нужно немного поработать на холостом ходу.
До какой температуры прогревать двигатель
Замерять температуру не имеет смысла. Лучше ориентироваться на показатели работы мотора. Когда обороты упадут с «прогревочных» до холостых, он достаточно прогрет и готов к проездке.
Можно понаблюдать за температурой охлаждающей жидкости. В морозные дни, когда на улице -15 и ниже, можно дождаться повышения температуры антифриза. Если значок на приборной панели показывает увеличение до 50-60 градусов, можно быть уверенным, что авто достаточно прогрелось.
Как прогревать двигатель ― порядок действий
После старта нужно выждать от 30 секунд до 5 минут, в зависимости от типа мотора и температуры на улице. А после — начинать плавное и медленное движение, что одинаково актуально как для бензиновых, так и дизельных узлов. В движении они набирают рабочую температуру значительно быстрее, чем на холостом ходу.
Кроме того прогреваются другие узлы: коробка передач, рейка, редукторы, амортизаторы. Так как зимой многие детали автомобиля «дубеют» на морозе, равномерный прогрев нужен и им.
Вот правильный порядок действий после запуска мотора в морозное зимнее утро.
- Аккуратно трогаться. Не делать резких движений. «Педаль в пол» может быть летней «забавой», тогда как зимой детали и узлы машины таких экспериментов не прощают.
- Ехать с небольшой скоростью километр-полтора. Важно двигаться без ускорений и торможений. Если дорога прямая ― отлично: крутые повороты, уклоны и спуски сейчас автомобилю ни к чему. Если они есть, нужно постараться использовать как можно меньше «переходных» режимов, то есть ускорений и торможений, движений ручкой КПП. Следует двигаться на размеренной малой скорости.
Слишком высокая нагрузка на эти узлы при резком старте и быстром движении приведет к их быстрому износу и серьезной поломке. Поэтому зимой первый километр нужно проезжать медленно, а уже потом можно ехать с привычной скоростью.
Прогрев АКПП Зимой. Как правильно все сделать?
Среди автомобилистов вопрос, как правильно прогревать гидравлическую АКПП, вызывает, пожалуй, самые жаркие споры. Бытуют разные мнения о том, как это делать грамотно, и нужно ли вообще в мороз греть коробку автомат.
НУЖЕН ЛИ ПРОГРЕВ МАШИНЫ С АКПП
Один вариант отбросим сразу: начинать движение на холодную нельзя. При низкой температуре прогрев автомата зимой необходим. Все просто: трансмиссионная жидкость (ATF), выполняющая в коробке автомат функцию рабочего тела, – это масло. Значит, на зимнем морозе она густеет и теряет часть своих качеств. Для корректной работы агрегата нужно нагреть ATF до такого состояния, чтобы ее параметры соответствовали рабочему диапазону. При прогреве узел испытывает повышенные нагрузки, чтобы сохранить его функциональность лучше использовать Супротек АКПП.
КАК РАБОТАЕТ КОРОБКА
Разберем подробнее принцип работы автоматической коробки, чтобы удостовериться, что прогрев необходим при низкой температуре воздуха. Функция трансмиссии – передать момент силы от двигателя на колеса, обеспечивая движение авто.
В автоматической коробке крутящий момент от двигателя полностью передается на гидротрансформатор, от которого распределяется за счет фрикционного сцепления определенных шестерен. Гидротрансформатор по форме напоминает стоящий на ребре тор, разрезанный по вертикали и погруженный в ATF.
Первая половина этого «бублика» жестко закреплена на валу мотора. Вращаясь, это кольцо своими лопатками закачивает масло на лопасти турбины (второй части тора), обеспечивая ее вращение. Между половинками «бублика» установлен реактор, повышающий момент силы. Такая конструкция позволяет сглаживать вибрации, создаваемые мотором.
От гидротрансформатора работает масляный насос, который закачивает ATF жидкость в тор. Этот же насос создает давление в гидроблоке («мозги» автомата), который управляет переключением передач. Это значит, что когда мотор выключен, давления в АКПП нет. Оно создается насосом после пуска мотора.
ЕСЛИ НЕ ПРОГРЕТА ЖИДКОСТЬ ATF
Трансмиссионное масло передает крутящий момент и обеспечивает работу всей автоматической коробки передач. Если вязкость жидкости не соответствует параметрам, заложенным производителем, она не сможет создавать требуемое давление. Фрикционные диски не будут полностью смыкаться, переключение передач будет происходить некорректно.
Также следует учитывать, что вязкое трансмиссионное масло плохо проходит через фильтры. Если в жидкости имеется взвесь из продуктов износа фрикционов или других элементов механической части АКПП, фильтры почти наверняка будут забиты. Исправить ситуацию можно, только прогревом. Разогретая ATF становится более жидкой, смывая грязь с фильтров. Это помогает стабилизировать давление в гидроблоке, что обеспечивает точную работу фрикционов.
ДВИЖЕНИЕ НА ХОЛОДНУЮ – ПРИЧИНА ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО ИЗНОСА
Проблемы с трансмиссионным маслом сразу же скажутся на работе коробки, водитель это обязательно почувствует. Машина будет дергаться при переключении скоростей, появятся пинки и рывки. Проскальзывающие фрикционные диски будут перегреваться, провоцируя появление продуктов износа, ухудшая состав масла.
Увидев полную картину работы АКПП с холодной ATF жидкостью, становится понятно, что перед началом движения автомобиля ее обязательно нужно прогревать. В противном случае коробка автомат работает на износ. Проблемы не заставят себя долго ждать.
КАК ПРОГРЕВАТЬ КОРОБКУ ЗИМОЙ
В том,что прогрев машины с АКПП зимой необходим, убедились. Теперь разберемся, как нужно греть автоматическую коробку. От того, насколько правильно вы будете выполнять эту процедуру, зависит здоровье трансмиссии вашего авто.
ЧТО ПРОИСХОДИТ С ТРАНСМИССИОННЫМ МАСЛОМ НА МОРОЗЕ
Чтобы понять, как прогревать, нужно разобраться, как низкая температура влияет на трансмиссионную жидкость. Идем по порядку. ATF – это масло, значит, на морозе она густеет. Если охладить эту субстанцию ниже минус 45°C – минус 50°C, она потеряет текучесть и застынет.
Немного выправить ситуацию может применение специальных присадок для автоматической коробки. Хорошие результаты показывает триботехнический состав «АКПП» от российской фирмы Suprotec. Если добавить «Супротек» в трансмиссионное масло, средство поможет справиться с негативными последствиями низкой температуры, защищая поверхности трения от износа и задиров, но все равно без прогрева ATF движение начинать категорически не рекомендуется.
В московском регионе морозы ниже – 30 °C случаются редко, поэтому масло в коробке, как правило, не застывает, а густеет. В таком случае нужен правильный прогрев АКПП, чтобы избежать проблем и продлить ресурс агрегата. Разбираемся, как это делать правильно.
ГРЕТЬ АКПП НУЖНО НЕ ТОРОПЯСЬ
Первое, что нужно запомнить: для правильного прогрева автоматической коробки зимой требуется время. Не обязательно греть машину полчаса, но несколько минут потребуется обязательно. Длительность процедуры зависит от температуры окружающего воздуха.
Второе: греть нужно именно ATF жидкость. В интернете полно советов, что для прогрева масла необходимо прогнать селектор по всем положениям, задерживаясь в каждой точке на 10 – 20 секунд. При этом машину нужно удерживать на месте педалью тормоза. У большинства опытных мотористов подобные советы вызовут улыбку, остальные не станут улыбаться только потому, что будут раздражены.
Манипуляции с селектором в лучшем случае просто бесполезны. Открывая те или иные каналы (когда переводите селектор АКПП в разные положения), вы никак не влияете на температуру жидкости внутри коробки. При этом вы напрасно рискуете. Быстрое переключение селектора ЭБУ может интерпретировать как замыкание или другую поломку. И тогда здравствуй, «чек».
И еще одна опасность бессмысленного переключения селектора: если нога соскользнет с педали тормоза, машина неожиданно начнет движение. Хорошо, если на пути не будет препятствий…
СКОЛЬКО ДЛИТСЯ ПРОГРЕВ АВТОМАТА ПРИ РАЗНОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ
Если «за бортом» мороз от -5 до -20 °C, правильный прогрев длится около 5 минут, пока датчик температуры охлаждающей жидкости покажет +60 — +80 °C. Затем можно трогаться и двигаться на оборотах от 1300 до 3000 в течение 5 минут. Так масло в коробке полностью прогреется.
Когда столбик термометра показывает от -20 до -35 °C, прогрев коробки должен длиться не менее 10 минут. Возможно появление небольшой вибрации. Это обусловлено тем, что насосное колесо гидротрансформатора заработало, а турбинное еще тормозит из-за вязкости ATF жидкости.
Нужно дождаться, когда обороты стабилизируются на штатном уровне, а затем плавно начать движение. До полного прогрева автомобиля следует избегать рывков. Скорость желательно ограничить на уровне 40 км/ч.
Приведенные нами рекомендации, как правильно прогревать АКПП, имеют общий характер. Это только ориентир. Необходимо вносить поправки на марку машины, ее пробег, качество трансмиссионной жидкости и температуру окружающего воздуха. Главное – начинать движение плавно, без резких разгонов и торможений. Двигаться желательно на 1500 – 2500 оборотах.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АКПП ЗИМОЙ
Любую проблему легче предупредить, чем бороться с ней. Соблюдение нескольких совсем несложных правил поможет автоматической коробке пережить зиму без потерь.
СПОКОЙНАЯ ЕЗДА
Любите агрессивную езду? Зимой придется «наступить на горло собственной песне», чтобы сберечь АКПП. Резкие разгоны и торможения очень негативно сказываются на состоянии фрикционных лент, благодаря которым переключаются передачи. Движение «а-ля Шумахер» рано или поздно приведет к обрыву фрикциона.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ ДЛЯ ЗИМЫ
Если ваш автомат вашего автомобиля имеет режимы Winter («зима») или Snow («снег»), обязательно пользуйтесь ими. Машина стартует со второй передачи, проскальзывание колес исключается. Трансмиссия быстро прогревается. В теплое время года режим использовать нельзя, иначе коробка перегреется.
СВОЕВРЕМЕННАЯ ЗАМЕНА ТРАНСМИССИОННОЙ ЖИДКОСТИ
Производители советуют менять масло в автомате через 60 000 км пробега. Если перед наступлением зимних холодов коробка прошла более 40 000 после последней замены ATF, лучше не рисковать, и заменить жидкость, а также фильтр. Ремонт АКПП обойдется дороже. Эксперты передачи "Главная дорога" дают некоторые советы по уходу за КПП.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИСАДОК
Чтобы защитить коробку автомат от износа, продлить ресурс узла, рекомендуем применять специальную присадку Suprotec «АКПП» или один из ее аналогов. Это средство добавляется в трансмиссионную жидкость, но не изменяет ее свойства. Триботехнический состав взаимодействует с механическими частями, поэтому может добавляться в ATF любой марки.
При добавлении в трансмиссионное масло продукт «Супротек» создает слой из металлических частиц на поверхности пар трения. Частично восстанавливается геометрия деталей масляного насоса, передаточных шестерен и подшипников. Слой микрочастиц помогает удерживать более плотную пленку масла, защищая детали от износа.
Средство восстанавливает производительность и давление насоса, убирает отложения в каналах и клапанах гидроблока. Это оптимизирует работу автомата. Фрикционные пакеты работают корректно, исключаются рывки, пинки и другие проявления неполадок.
Конечно, если износ автоматической трансмиссии уже значительный, никакая автохимия не спасет. Состав Suprotec помогает предотвратить износ, устраняет мелкие и средние неисправности, но чудес не совершает. Средство поможет коробке пережить морозную зиму или жаркое лето, но вернуть к жизни убитый агрегат не способно.
Чтобы добиться стойкого эффекта восстановления и защиты компонентов автомата от износа, рекомендуется добавлять средство «АКПП» при каждой плановой замене ATF жидкости. Можно использовать и другие составы аналогичного типа, но у российского продукта соотношение цены и качества заметно выше, чем у конкурентов.
Нужно ли прогревать двигатель и как это делать?
Передвигаться на своем автомобиле с комфортом — мечта любого водителя. Летом хочется, чтобы в нем было прохладно, а зимой, наоборот, тепло. Но помимо удобств обязательно нужно контролировать техническое состояние транспортного средства. И в связи с этим человеку иногда приходится жертвовать своим комфортом ради продления службы и долговечности «железного коня».
Одним из таких извечных тем для обсуждения является прогрев двигателя перед поездкой. Все автомобилисты разделились на два лагеря. Один — за прогрев, другие категорически отрицают его. К единому мнению за многие годы водители так и не пришли. В каком из этих двух лагерей находитесь вы, решать исключительно вам.
Нужно ли прогревать двигатель автомобиля
Каждый владелец собственного транспортного средства ежегодно (чаще всего зимой) задается одним и тем же вопросом. Нужно ли прогревать двигатель перед поездкой?
Это понятие пришло к нам с прошлого столетия. Это связано с тем, что транспортные средства того времени не трогались с места до той поры, пока двигатель не приобретал нужную температуру. Прогрев происходил на холостых оборотах. И чтобы не произошла остановка двигателя во время езды, необходимо было ждать несколько минут перед ней. И как только достигнута минимальная требуемая температура, можно было отправляться в поездку, не боясь заглохнуть. С целью прогрева двигателя его включают на холостые обороты в течение одной-двух минут. А правильно это или нет, каждый решает сам.
Нынешние автомобили делают более устойчивыми к понижению температуры в окружающей среде.
Плюсы
Сами примите решение, нужно ли прогревать двигатель транспортного средства, узнав все плюсы и минусы этого процесса.
- Комфорт. Это немаловажный момент в нашей климатической зоне. Ведь после длительной стоянки находиться в автомобиле будет очень холодно, а управлять транспортным средством — практически невозможно.
- Моторное масло обретает необходимую вязкость.
- Стабильная работа двигателя. Ведь езда рывками мало кого воодушевляет.
- Сужаются зазоры между деталями.
- Пониженный расход топлива.
Минусы
Основные недостатки прогрева двигателя перед поездкой, о которых говорят автовладельцы:
- Загрязнение окружающей среды выхлопными газами.
- Лишний расход топлива.
- Современные двигатели подготовлены к моментальному старту.
- Наносится вред маслу, свечам и нейтрализатору.
Правильный погрев двигателя
Процесс поднятия в ДВС рабочей температуры прост. Для начала изучите инструкцию. Производители иногда встраивают специальные программы, вмешиваться в которые водителю не стоит. В остальных случаях запускается двигатель и греется до тех пор, пока стрелка охлаждающей жидкости не начнет подниматься. А в автомобилях с инжекторной подачей топлива снизятся показания тахометра до холостых оборотов. После этого можно постепенно начинать движение. Время, необходимое для прогрева каждого автомобиля, индивидуально.
Прогрев на ходу
На сегодняшний день многие производители советуют прогревать двигатель во время езды. В первую очередь это связано с защитой экологии. Охранники окружающей среды стали плотной стеной против прогрева автомобиля на холостых оборотах. Такое противостояние основывается на усиленном загрязнении природы во время данного процесса. В течение прогрева двигатель вырабатывает выхлопные газы с увеличенным объемом вредных соединений. Стоит отметить, что увеличивается и расход топлива. Ведь двигатель работает впустую.
Для прогрева автомобиля на ходу требуются выполнить определенный список условий. Они не должны сократить срок службы двигателя, ведь в противном случае производители не стали бы рекомендовать делать это. Так как изготовители не заинтересованы в быстрых и частых поломках автомобилей. Ведь это чревато ремонтами во время действия гарантии. Многочисленные возвраты и поломки сказываются за репутации производителя, а от этого зависит и прибыль.
Итак, трудясь вхолостую, двигатель получает загрязнение в связи со скорым воспламенением воздушно-топливной смеси. А в течение прогрева на ходу время работы в экстремальных условиях существенно сокращается .
Если вы решили, что прогрев на ходу наиболее рационален для вас, то придется выполнить несколько условий:
- Использование синтетического масла. Оно должно быть с высоким индексом вязкости. Именно такой тип масла способен в неразогретом двигателе заполнить все необходимые каналы. И вы тем самым избежите появления задиров на рабочей поверхности. Особенно важно приобретать качественное масло во время зимы. Это связано с тем, что именно в холодную пору года оно в кратчайшие сроки срабатывает и становится агрессивной жидкостью. И это, понятное дело, не добавит лет к сроку службы.
- Ровная езда. До минимальной нужной температуры для начала движения необходим совсем короткий отрезок времени. Это именно те несколько минут, за которые вы выезжаете из гаража или со стоянки. Поэтому данное расстояние следует проехать плавно, ровно и без рывков. Скорость движения держите невысокую.
- Ехать аккуратно на протяжении первого километра, после долгой стоянки. Избегайте всевозможные выбоины и неровности.
Прогрев двигателя в зависимости от его типа и вида
В ходе проб и ошибок автомобилистов, на основании рекомендаций производителей постепенно собралась информация о необходимости прогрева того или иного вида двигателя.
Актуальный вопрос для владельцев автомобилей с турбодизельными ДВС: нужно ли прогревать? Дизельный двигатель с турбиной рекомендуется подержать несколько минут на холостых оборотах. А после этого отправляться в путь. Виной всему — турбина. Её запустить возможно при определенной частоте вращения коленчатого вала. Достигается она на высоких скоростях. При неработающей турбине движение скажется на двигателе в виде перегрева. Это, в свою очередь, приведёт к повышению температуры в головке блока цилиндров и ее коробление. Поэтому турбодизельный двигатель лучше все же прогреть пару минут, стоя в гараже или на стоянке. Так вы обезопасите себя от дорогостоящего ремонта.
Информация о необходимости отказа от прогрева на ходу карбюраторного вида двигателя довольно распространена. Мнение о возможности его нормальной работы только при определенной температуре не совсем верно. Так, при отличной его работоспособности у системы зажигания с помощью воздушной заслонки есть возможность выстроить количество оборотов. Таким образом, двигатель способен работать без рывков через три минуты. Но после такой регулировки оборотов в двигатель некоторое время будет поступать топливо, смывающее масло с поршневой поверхности. По итогу между кольцами и цилиндром образуется сухое трение. И как результат — появление задиров. Поэтому карбюраторный двигатель все же лучше прогревать вне движения с регулярным контролем подачи воздуха.
Еще один распространенный вопрос среди автовладельцев: нужно ли прогревать инжекторный двигатель? И он не совсем верен. Ведь, независимо от типа подачи топлива, функционирование после прогрева осуществляется по одной схеме. Если вы решили подождать, пока двигатель дойдет до рабочей температуры, делайте это и при инжекторе, и при карбюраторе.
Что происходит с двигателем в холодное время
Разобраться в вопросе, нужно ли прогревать двигатель зимой, поможет информация о том, что же происходит с автомобилем в эту пору года.
Детали, из которых состоит сердце машины, различны по материалу. Каждый из них реагирует на холод по-своему — зазоры становятся больше, а детали, наоборот, плотнее друг к другу прилегают. И то, и другое приводит к скорому износу. Плюс ко всему изменяется вязкость масла. На морозе оно становится более плотным. И до времени, когда двигатель прогреется, у двигателя случается «масляное голодание». Итог — серьезные повреждения и капитальный ремонт ДВС. Поэтому важно дать маслу равномерно прогреться и без лишних нагрузок в холодное время.
Распространенные заблуждения
Неопытные автомобилисты иногда принимают слух за правду и по незнанию ломают свое транспортное средство.
Чтобы этого не случилось, изучите наиболее распространенные заблуждения о прогреве машины:
Нужно ли прогревать двигатель и трансмиссию автомобиля?
Споры о том, надо ли прогревать двигатель автомобиля и трансмиссию не утихают уже многие годы. У каждого автовладельца свои доводы и личный опыт, поэтому постараемся в статье собрать все объективные факторы, чтобы окончательно расставить все точки над «i».
Нужно ли прогревать двигатель автомобиля?
То что автомобиль надо прогревать, нас учили отцы и деды. В эпоху некачественного топлива и смазочных материалов прогрев двигателя был просто жизненно необходим. Сейчас многие автопроизводители четко пишут в руководствах по эксплуатации — прогревать двигатель автомобиль не нужно — сел и поехал. Сейчас двигатели и смазочные материалы находятся на высоком уровне, но руководство «совсем не греть двигатель» больше обусловлено экологией и расходом топлива.
Нельзя отрицать, что у двигателя есть рабочая температура. При этой температуре (обычно 90°С или немного больше) все зазоры равномерны, а агрегаты работают в оптимальных режимах. Достигается рабочая температура мгновенно? Нет. А значит в вопросе греть или не греть двигатель необходимо искать «золотую середину».
Расход топлива
Эксперты журнала «За Рулем» провели исследование и выяснили, что на коротком отрезке в 5 км (условное расстояние от дома до работы) автомобиль при разных степенях прогрева расходует топливо по-разному.
- Крайность 1: Сразу ехать. Все как рекомендуют производители — сел, завел двигатель и поехал. В начале поездки автомобиль расходовал 10 л/100 км, но затем расход быстро упал до 6,8 л на «сотню». Расход на условные 5 км составил всего 0,45 л. Экономия времени оказалась существенной.
- Крайность 2: Долго греть. Автомобиль прогревали 20 минут, практически до рабочей температуры. В начале прогрева расход составлял 2,5 л/ч, через 10 минут уже 0,9 л/ч, но опустить его ниже 0,8 л/ч не удалось. Поехали — расход составил примерно 6,5 л/100 км. На прогреве израсходованно 0,45 л топлива, на поездку ушло 0,33 л. Итого 0,8 л. Почти в два раза больше, чем в случае выше.
- Оптимальный вариант: Греть, но недолго. Автомобиль прогрели, но недолго — 5 минут. На холостых оборотах двигатель расходовал в среднем 1,3 л/ч, во время поездки 7,6 л/100 км в начале и 6,6 л на 100 км в конце поездки. Итоговый расход топлива 0,55 л.
С расходом топлива все ясно, чем меньше греем, тем меньше итоговый расход топлива. Но эффект заметен исключительно на коротких дистанциях, если соберетесь в дальнюю поездку — больше 10 км, то сэкономленные граммы просто не заметите.
Экологичность
Производители советуют не греть двигатель по многим факторам, но в первую очередь из-за экологии. Заведенный на паркинге автомобиль нещадно загрязняет окружающую среду, не производя полезных действий.
Современные автомобили действительно забоятся об экологии, но уровень выбросов снижается только тогда, когда все системы двигателя хорошо прогреты. Для сравнения, только что заведенный двигатель тестового автомобиля «За Рулем» в выхлопных газах имел содержание CH под 1000 ppm, в дальнейшем показатель при прогреве за 20 минут снижался до 180 ppm, но это все равно много — нейтрализатор был не прогрет и не работал должным образом. Стоило дать двигателю нагрузку, как показатель падал до приемлемого уровня в 15…20 ppm.
Но оперировать исключительно этим показателем нельзя, так как на холостом ходу и при езде совершенно разные объемы выхлопных газов. А значит сравнивать будем итоговый выброс вредных веществ в граммах.
При долгом прогреве выхлоп составил 4,8 грамма, при движении без прогрева 2,8 грамма, а вот при небольшом прогреве и последующем движении выхлоп всего 2,1 грамма.
Цифры достаточно красноречивы, а логика в них простая. Если ехать сразу, то автомобиль будет долго ехать с не прогретым нейтрализатором, а расход отработанных газов в это время будет большой. Если долго греть, то автомобиль будет долго «чадить» на одном месте, а нейтрализатор так и не прогреется до оптимальных температур. Если начать движение после короткого прогрева, то автомобиль не успевает сильно навредить экологии на паркинге, а нейтрализатор уже будет иметь почти оптимальную температуру, которая быстро дойдет до оптимальной во время движения.
Вред двигателю
Прогрев двигателя происходит крайне неравномерно. Сначала греются поршня, затем охлаждающая жидкость, одним из последних нагревается блок цилиндров. Зазоры между поршнями и блоком цилиндров оптимальны только на полностью прогретом двигателя. На холодном двигателе масло может быть слишком густым, а масляный фильтр забит, клапана из-за неправильных зазоров могут работать не оптимально.
Холодный пуск для двигателя — это повышенные нагрузки и износ. Еще больше усугубить ситуацию можно, если сразу поехать на автомобиле с повышенными нагрузками: резкие разгоны, раскручивание двигателя до высоких оборотов, пробуксовка колес и т.д. В таких случаях разница температур может привести к фатальным последствиям.
Многие производители рекомендуют ехать с не прогретым двигателям, но пишут в инструкции, что двигаться необходимо в щадящих режимах. Некоторые с помощью ограничителей просто не дают автомобилю двигаться быстро, пока не будет достигнута определенная температура двигателя.
Как правильно греть двигатель перед поездкой
В летнее время года двигателю достаточно 1-ой минуты, чтобы узлы и агрегаты заработали нормально, после чего можно начинать движение. Но никаких повышенных нагрузок быть не должно, пока температура охлаждающей жидкости не дойдет до оптимального уровня.
В зимнее время года рекомендуется прогревать двигатель 5 минут. Этот можно использовать, чтобы убрать снег с машины, прогреть салон и дать оттаять лобовому стеклу. После непродолжительного прогрева двигаться первое время стоит в щадящих режимах (исключая резкие ускорения и не раскручивая двигатель более 2 000 об/мин).
А что рекомендуют сами производители?
Большинство указывают, что автомобиль греть не следует — достаточно 10-20 секунд на холостом ходу. Но при этом, они допускают увеличенное время прогрева при очень низких температурах — значит признают влияние разницы температур на работу силовой установки.
Нужно ли прогревать трансмиссию автомобиля?
При прогреве автомобиля многие забывают о трансмиссии, хотя трущихся деталей в ней предостаточно. Трущимся деталям необходима правильная смазка с первых минут работы.
Прогрев механической трансмиссии
Автомобиль с механической коробкой передач рекомендуют заводить с выжатым сцеплением. Это позволяет запустить двигатель гораздо проще, так как стартер вращает только движущиеся части двигателя, а МКПП просто не соединена с двигателем. Но стоит отпустить педаль сцепления, первичный вал начинает вращаться и уже в этот момент начинается процесс прогрева за счет трущихся деталей.
Полностью прогреть механическую коробку передач можно только в движении, но, начиная движение, стоит помнить, что она еще холодная, а трущиеся детали недостаточно смазаны. А это значит, что автомобиль должен двигаться в щадящих режимах, без резких ускорений и пробуксовок.
Прогрев автоматической трансмиссии
Насчет автоматической трансмиссии все не так однозначно, как с «механикой». В сервисах утверждают, что прогрев не нужен. Автолюбители передают друг другу технологию прогрева трансмиссии: во время прогрева двигателя «пройтись» по всем режимам: N, P, D, 2, R и другим с задержкой от 10-ти секунд до 5-ти минут.
Найти истину достаточно сложно, так как автоматические коробки разные с разными требованиями. Примечательно, что раньше пункт про прогрев автоматической трансмиссии включали в официальные руководства по эксплуатации, сейчас такого пункта в современных руководствах нет.
Тема для многих компаний достаточно «скользкая», они явно не указывают как необходимо делать правильно. Но есть и честные производители, в компании Renault, в инструкции на Duster прямо пишут:
В очень холодную погоду, во избежание остановки двигателя, следует немного подождать перед переведением рычага из положения P или N в положение D или R.
Остановка двигателя из-за загустевшего масла в коробке — это еще один негативный фактор для двигателя и самой АКПП.
Далее есть сноска, что в очень холодную погоду автоматика может запретить ручное переключение передач до прогрева масла в АКПП до рабочей температуры.
Получается, что производители осознают, что автомобиль может эксплуатироваться в экстремально низких температурах и это вредит всему автомобилю, но указывать явно о необходимости небольшого прогрева они не хотят.
Прогрев остальных узлов и агрегатов
Автомобиль это не только двигатель и трансмиссия, необходимо прогревать и другие узлы и агрегаты: подвеску, подшипники, тормозную систему, многочисленные насосы и различные движущиеся части. Что-то можно прогреть уже на стоянке, а что-то будет греться исключительно в процессе движения.
Актуален и вопрос безопасности. В холодном автомобиле стекла и воздух в салоне холодные — все это ограничивает видимость, мешает концентрироваться на дороге и т.д.
Вывод
Собрав воедино информацию, можно сделать однозначный вывод — лучше потратить от 1 (летом) до 5 (зимой) минут на первоначальный прогрев автомобиля и начать движение в спокойном темпе, без резких ускорений. И только после прогрева двигателя до рабочей температуры можно ехать так, как хочется.
Автоматическую коробку передач необходимо прогревать с помощью переключений только при очень низких температурах.