Неисправности системы охлаждения двигателя и способы их устранения

Основные неисправности системы охлаждения автомобильного двигателя. Как проверить и устранить неполадки!

В этой статье рассмотрим основные неисправности системы охлаждения автомобиля и как их устранить в случае обнаружения.

Система охлаждения предназначена для поддержания рабочей температуры двигателя в пределах от 95 до 105 градусов, что необходимо для стабильной и экономичной его работы. Работа двигателя при пониженной температуре охлаждающей жидкости приводит к повышенному расходу топлива и возможности его попадания в масло.

Перегрев двигателя может привести к его заклиниванию и короблению деталей (чаще всего головки цилиндров).

Как проверить состояние системы охлаждения?

перед выездом проверить уровень жидкостиПеред поездкой нужно проверить осмотром состояние системы охлаждения: отсутствие протечек и уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, который на холодном двигателе должен находиться между отметками «максимум» и «минимум».

Доливать нужно жидкость только той марки, которая используется в системе охлаждения – охлаждающие жидкости разных производителей часто несовместимы друг с другом.

В крайнем случае, можно долить дистиллированную воду в количестве не более 0,5 литра. При этом нужно помнить, что температура замерзания охлаждающей жидкости повысится примерно на три-пять градусов.

Следует с особой осторожностью открывать пробку расширительного бачка на прогретом двигателе. Существует вероятность обжечься горячей жидкостью. Нужно накрыть пробку плотной тряпкой и откручивать её медленно, стравливая давление.

Посмотрите интересное видео, быстрый способ проверки системы охлаждения:

Основные неисправности

Наиболее распространенные неисправности системы охлаждения:

  • перегрев (двигатель «кипит»);
  • мотор не прогревается до рабочей температуры;
  • система не герметична.

Причиной перегрева двигателя может быть:

  • засорение радиатора;
  • обрыв или слабое натяжение ремня насоса системы охлаждения;
  • обрыв ремня или неисправность электродвигателя вентилятора; ;
  • неисправность термостата.

Пробка расширительного бачка оборудована воздушным и паровым клапанами.

  1. Воздушный клапан служит для впуска воздуха в расширительный бачок при остывании выключенного двигателя.
  2. Паровой клапан поддерживает в системе охлаждения при работе двигателя повышенное давление, необходимое для того, чтобы охлаждающая жидкость гарантировано не закипела.

Проще всего проверить пробку радиатора заменив её пробкой с заведомо исправного автомобиля.

Термостат распределяет в системе охлаждения потоки охлаждающей жидкости при помощи своего клапана.

Для проверки термостата нужно запустить двигатель и прогреть его до рабочей температуры. Если при этом радиатор и подводящий патрубок (верхний) будут холодными, термостат неисправен.

Снятый термостат можно проверить, положив термостат в ёмкость с водой, постепенно её нагревая и контролируя температуру. Клапан исправного термостата должен начать открываться при температуре 78 – 85 градусов.

Причиной не прогрева двигателя до рабочей температуры чаще всего является неисправный термостат.

Причинами негерметичности системы:

  1. Часто бывают незатянутые хомуты на соединительных шлангах.
  2. Реже – трещины в шлангах, повреждения прокладок и сальника насоса системы охлаждения.

Протечки лучше искать на прогретом работающем двигателе, вытекающая охлаждающая жидкость быстро испаряется.

Конечно, осмотр нужно выполнять осторожно, остерегаясь подвижных деталей двигателя.

Посмотрите полезное видео, неисправности системы охлаждения автомобиля:

Заключение

Теперь вы знаете, какие бывают основные неисправности системы охлаждения и не будете паниковать при возникновении неполадок.

Если нормально работает, то конечно зачем менять. А если чтобы нагреть движок надо ездить полдня, то пришла пора менять термостат. При исправной системе охлаждения, двигатель автомобиля должен нагреваться до рабочей температуры, при движении в течение 10 минут, уличная температура 0°С.

Может там накипь или еще что образуется? Если нормально работает, зачем менять? Хотя если машина не очень мощная, то такую неисправность термостата никто не заметит

Не знаю, кто придумал проверять термостат — это не к чему. Потому что срок нормальной работы термостата — два года, по истечение этого времени его нужно менять.

«Клапан исправного термостата должен начать открываться при температуре 78 – 85 градусов.»
Есть другая неисправность термостата, о которой забывают, хотя в статье написано «двигатель не прогревается до рабочей температуры». Т.е. термостат, работая идеально, открывается, закрывается и т.д., а потом вдруг в нем образуется щелочка, т.е. он приоткрыт. В результате движок, чтоб разогреть, надо ездить полдня. В салоне прохладно, печка еле греет. Машина зимой просто жрет бензин по страшной силе. Проходил такое на трех машинах, видимо скоро будет и на 4-й. После замены термостата снижался расход топлива. В автосервисе проверяют термостат, как указано в статье и даже не понимают вопроса! Греют машину, показывают:»Вот же термостат открылся» и всё на этом. Определить, пропускает ли холодный термостат или нет сложно!

Основные неисправности системы охлаждения

Диагностика системы охлаждения позволяет выяснить причину неисправности данной системы. Основная неисправность — повышенная температура двигателя, указатель температуры находится в красном диапазоне шкалы, что указывает на перегрев двигателя. Основные причины перегрева двигателя:

Недостаточное количество жидкости в системе

Слабое натяжение ремня вентилятора

Недостаточная производительность водяного насоса

Закрыты жалюзи радиатора вследствие заедания троса управления жалюзи или оси створок

Большое отложение накипи в системе охлаждения

Основные способы устранения в зависимости от причины: долить охлаждающую жидкость до нормы, отрегулировать натяжение ремня вентилятора, произвести ремонт водяного насоса, проверить термостат (при необходимости заменить), промыть радиатор сильной струей воды при засорении трубок, при наличии накипи в системе охлаждения произвести химическую чистку, очистить от ржавчины и смазать графитной смазкой жалюзи радиатора.

Иная неисправность — не сливается охлаждающая жидкость из сливного отверстия рубашки блока цилиндра. Причина — скопление накипи и продуктов коррозии в зоне сливного отверстия. Основной способ устранения — прочистить проволокой и продуть сжатым воздухом сливное отверстие.

Повышенный расход охлаждающей жидкости может указывать на неисправность клапана пробки радиатора, повреждение прокладки пробки радиатора, повреждение радиатора, утечку через соединения в системе охлаждения двигателя и в системе отопления. В зависимости от повреждения устраняется и основная причина неисправности.

Следующей неисправностью в системе охлаждения двигателя может быть переохлаждение двигателя, что происходит по двум причинам:

вследствие неисправности термостата

заедания привода жалюзи в открытом положении.

В этих случаях необходимо заменить термостат либо смазать графитной смазкой привод жалюзи, предварительно очистив его от ржавчины.

Техническое обслуживание системы смазки

При ЕО проверяют осмотром герметичность системы смазывания и ее соединений. Контролируют уровень масла в картере двигателя масломерным щупом. При необходимости доливают масло до верхней метки. Контролируют давление масла в системе при пуске двигателя и в процессе работы автомобиля.

При ТО-1 проверяют крепления маслопроводов и приборов системы смазывания. При ослаблении креплений гайки и болты подтягивают. Отстой из фильтров сливают на прогретом двигателе.

При ТО-2 заменяют масло в картере двигателя. После слива отработавшего масла рекомендуется промыть систему с использованием специальной установки и промывочного масла.

Проверка уровня масла в двигателе. Через 3 – 5 мин после выключения двигателя вынуть масляный щуп, вытереть его насухо тканью (не оставляющей волокон), вставить щуп обратно, вынуть щуп для определения уровня масла: он должен находиться между метками «МАХ» и «MIN», ближе к метке «МАХ».

Рис. 1. Проверка уровня масла

Если уровень близок к метке «MIN», то необходимо долить свежее масло до нормы. Перед дозаправкой очистите заливную горловину от пыли и грязи.

При проверке уровня масла необходимо обратить внимание на его качество. Загрязненность можно определить по цвету и прозрачности на маслоизмерительном указателе или капельной пробой на фильтровальную бумагу.

Промывка системы смазки и замена масла в двигателе. В процессе работы в смазочной системе накапливаются осадки, состоящие из продуктов неполного сгорания топлива и окисления масла. Присадки масел также способствуют отложениям. Новые масла, заливаемые при ТО, обладают моющими свойствами и частично вымывают отложения, загрязнения тем самым маслом. Длительная работа двигателя на холостом ходу при низких температурах воды и масла способствует интенсивному осадкообразованию. Последующая работа двигателя на при высоких нагрузках и температурах вызывает превращение мягких отложений в твердые. Осадкообразование вызывает забивку маслопровода, задиры вкладышей, залегание колец и т. д.

Удаление осадков, т. е. промывка системы смазки, является необходимой технологической операцией, особенно при сезонном переводе работы двигателя на масло другой марки. Промывка замедляет ухудшение физико – химических показателей моторного масла, повышает компрессию двигателя (при более 100 тыс. км.) за счет более свободного расположения колец на поршне, уменьшает расход топлива и угар масла, обеспечивает лучшее функционирование смазочной системы. Промывку системы проводят масловязкими маслами (6 – 8 мм 2 /с) со специальными присадками.

Последовательность промывки системы:

слить отработанное масло при горячем двигателе;

залить промывочное масло до нижней метки щупа;

запустить двигатель (избегая резких ускорений) и дать поработать примерно 20 мин. на малой частоте вращения;

слить промывочное масло;

очистить и промыть керосином фильтры, заменить их элементы;

залить свежее масло, завести двигатель и дать ему поработать на малой частоте, чтобы масло заполнило всю систему;

проверить уровень масла и при необходимости довести его до нормы.

Промывочное масло после отстаивания можно еще использовать 1 – 2 раза. При отсутствии промывочных масел, как исключение, можно использовать летнее дизельное топливо. Промывочное время в этом случае не более 5 мин.

Читайте также  Как проверить турбину дизельного двигателя

Периодичность замены масла назначают в зависимости от марки масла и модели автомобиля. Уровень масла проверяют через 2 – 3 мин после остановки двигателя.

Надежность работы смазочной системы во многом зависит от состояния фильтров. Большинство современных двигателей имеет два фильтра: полнопоточный (грубой очистки) и центробежный (тонкой очистки).

При ТО-2 у полнопоточных заменяют фильтрующие элементы, а центробежные разбирают, осматривают и промывают.

Смена фильтрующих элементов полнопоточного масляного фильтра. Выверните сливные пробки (см. рис.2) на колпаках и слейте масло из фильтра в подставленную посуду.

Рис. 2. полноточный масляной фильтр. 1 — стержень; 2 — стопорное кольцо; 3 — шайба; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — пружина колпака; 6 — уплотнительная чашка; 7 — шайба; 8 — пружина перепускного клапана; 9 — винт сигнализатора; 10 — пробка перепускного клапана; 11, 18, 20, 26 — прокладки; 12 — регулировочная шайба; 13 — корпус сигнализатора; 14 — подвижной контакт сигнализатора; 15 — пружина контакта сигнализатора; 16 — перепускной клапан; 17 — пробка; 19 — корпус фильтра; 21 — втулка корпуса; 22 — уплотнительное кольцо; 23 — фильтрующий элемент; 24 — колпак; 25 — сливная пробка.

Выверните болт крепления колпака фильтра и снимите колпак вместе с фильтрующим элементом, затем выньте его из колпака. Аналогично снимите второй колпак и фильтрующий элемент. Промойте дизельным топливом колпаки фильтров, используя кисть и ванну. Замените фильтрующие элементы и соберите фильтр в обратной последовательности.

Проверьте нет ли течи масла в соединениях фильтра при работающем двигателе; при обнаружении течи по уплотнению клапанов подтяните болты крепления клапанов или измените резиновые уплотнительные прокладки.

Промывка фильтра центробежной очистки масла. Отверните гайку (см. рис. 3) и снимите кожух.

Рис. 3. Центробежный масляный фильтр (центрифуга)

/ — трубка отвода масла, 2 — корпус, 3 — колпак ротора, 4 — ротор, 5 — колпак фильтра, 6 — гайка крепления колпака ротора, 7 — гайка крепления колпака фильтра, 8 — гайка крепления ротора, 9 — упорная шайба, 10 — упорный подшипник, II — верхняя втулка ротора, 12 — ось ротора, 13 — маслоотражатель, 14 — нижняя втулка ротора, 15 — стопор, 16 — предохранительный клапан, 17 —кран включения масляного радиатора, А, Б, В, Г, Д — каналы

Поверните ротор вокруг своей оси так, чтобы стопорные пальца вошли в отверстие ротора. Отверните гайку крепления колпака ротора и снимите колпак, промойте его в дизельном топливе, используя кисть и ванну. Соберите фильтр в обратной последовательности, проверив состояние уплотняющей прокладки клапана фильтра; при необходимости прокладку заменить.

Проверка сапуна вентиляции картера. При смене масла в системе смазки двигателя необходимо снять с картера маховика двигателя сапун лабиринтного типа с газоотводящей трубкой (см. рис. 4) и промыть его в дизельном топливе, используя для этого Ванну и кисть.

После промывки сапун установите на место.

Рис. 4. Сапун лабиринтного типа

1 – газоотводящая трубка; 2 – внутренний стакан; 3 – средний стакан;

4 – внешний стакан; 5 – полость установления в гнездо картера маховика.

Проверка герметичности соединений системы смазки. Осмотрите места соединений приборов системы смазки (см. рис.5): поддона картера , уплотнений масляных фильтров , масляного радиатора, маслопроводов, наличие и надежность крепления пробки поддона, проверяя нет ли течи масла при неработающем двигателе.

Рис. 5. Схема системы смазки

1—компрессор; 2—топливный насос высокого давления; 3—выключатель гидромуфты; 4—гидромуфта; 5, 12—предохранительные клапаны; 6—клапан системы смазки; 7—насос масляный; 8—перепускной клапан центробежного фильтра; 9—сливной клапан центробежного фильтра; 10—кран включения масляного радиатора; 11—центробежный фильтр; 13—лампа сигнализатора засоренности фильтра очистки масла; 14—перепускной клапан полнопоточного фильтра; 15—полнопроточный фильтр очистки масла; 16—маслоприемник; 17—картер; 18—главная магистраль

Пустите двигатель, установите среднюю частоту вращения коленчатого вала и осмотрите все соединения. При обнаружении течи остановите двигатель и подтяните крепление ослабленных соединений.

Неисправности системы охлаждения двигателя и способы их устранения

В данной статье будет рассказано про неисправности системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, а также приведены инструкции по их устранению. Нередко возникают неполадки, при которых температура жидкости держится на отметке 0 градусов либо когда она даже при холодной погоде очень быстро достигает красной отметки. Иногда случается, что даже летом стрелка не доходит до значения в 90 градусов. Именно эта температура является рабочей для двигателя внутреннего сгорания. Вы узнаете о том, какие причины возникновения данных неисправностей существуют.

Самая частая причина перегрева

неисправности системы охлаждения двигателя

Зачастую выходит из строя такой элемент, как термостат. Именно он является причиной того, что стрелка находится либо ниже рабочего значения, либо же выше него. Затягивать с устранением данной неполадки не стоит, так как работа двигателя в этом случае ненормальная, следовательно, его ресурс значительно уменьшается. Привести это может к нарушению работы кривошипно-шатунного механизма, поршневой группы, клапанов. Поэтому вы обязаны знать неисправности системы охлаждения двигателя и способы их устранения, чтобы не подвергать мотор перегрузкам.

Стоит отметить, что езда зимой без печки – это попросту дикость. Но это мелочь, если учесть, что двигатель очень сильно изнашивается, а также «кушает» очень много бензина. Стоимость топлива на автозаправочных станциях постоянно растет. Следовательно, увеличиваются расходы на бензин.

Симптомы поломки термостата

неисправности системы охлаждения двигателя ВАЗ 2110

Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы своевременно устранить данную поломку, а также произвести диагностирование системы. Как правило, при поломке термостата изменяется циркуляция охлаждающей жидкости. На отечественных автомобилях ВАЗ, например, при неисправности термостата антифриз продолжает циркулировать по малому кругу. Также он попадает в радиатор печки. Можно сказать, что основные неисправности системы охлаждения двигателя заключаются в термостате.

По этой причине даже во время езды на большой скорости антифриз не попадает в основной радиатор охлаждения, вследствие чего резко повышается температура внутри рубашки двигателя. В некоторых автомобилях зарубежного производства заклинивание термостата происходит в положении, при котором антифриз продолжит циркуляцию по большому кругу. Летом такую поломку можно сразу не заметить. А вот зимой она сразу же всплывает, так как двигатель не будет набирать достаточную для работы температуру. Его прогрев будет происходить очень медленно.

Почему может перегреваться мотор?

неисправности системы охлаждения двигателя и способы их устранения

Очень много тепла отдается охлаждающей жидкостью в радиаторе, следовательно, невозможно прогреть антифриз до рабочей температуры. Происходит нарушение работы в термостате по нескольким причинам. Зачастую это использование антифриза, ресурс которого уже давно выработался. Образуется накипь, которая постепенно оседает на элементах термостата. А далее происходит нарушение работы всех компонентов системы.

Аналогичная неисправность может быть вызвана заливкой воды в систему охлаждения двигателя. Поэтому нужно как можно чаще менять в системе жидкость, не лить воду из-под крана. Стоит отметить, что ресурс антифриза — примерно 80-90 тысяч километров. Следовательно, при замене помпы, которая имеет аналогичный ресурс, желательно осуществить промывку всей системы охлаждения, а также произвести замену антифриза. Во многом неисправности системы охлаждения двигателя ВАЗ-2106 схожи даже с теми, которые проявляются на иномарках.

Диагностика термостата

Определить неисправность термостата можно довольно просто. Сначала запустите и прогрейте двигатель. После прогрева потрогайте патрубки, которые идут на радиатор. Если они холодные, то в радиатор не поступает охлаждающая жидкость. Но не стоит радоваться: при достижении температуры 90 градусов и выше верхний и нижний патрубки должны быть горячими. Только в этом случае можно говорить о том, что термостат полностью исправен. Обратите внимание, что печка работает во всех режимах, независимо от того, по большому или малому кругу циркулирует антифриз в системе.

Когда происходит перегрев двигателя, то в поршневой группе происходит увеличение износа всех трущихся деталей. В этом случае выходят моментально из строя все подшипники, не исключено, что поршни начнут прогорать. Само собой, происходят потери при трении. Весь процесс воспламенения топливо-воздушной смеси, который происходит в камерах сгорания, нарушается. Наряду с этим наблюдается уменьшение мощности. Также увеличивается расход топлива. Обратите внимание, что при чрезмерном нагреве возможно зацикливание поршней в цилиндрах.

Перегрев

основные неисправности системы охлаждения двигателя

Зачастую перегрев возникает в результате засорения радиатора. В его сотах скапливается очень много мусора, накипи, это препятствует не только продвижению антифриза по каналам, но и уменьшает теплоотдачу. Как было сказано ранее, на отечественных автомобилях термостат заклинивает в положении, когда жидкость циркулирует только лишь по меньшему кругу. При этом она не попадает в основной радиатор. Следовательно, жидкость не успевает отдать тепло, зато она постоянно прогревается в рубашке охлаждения.

Чтобы избавиться от этой неисправности, наиболее приемлемый способ – это открыть полностью кран печки и включить вентилятор обдува на полную мощность. Конечно, эффект это даст, но не столь значительный. Желательно установить новый термостат, чтобы циркуляция жидкости происходила в нормальном режиме. Если вы не следите за уровнем антифриза в системе, это накладывает свой отпечаток. Результат этого — конечно же, повышение температуры.

Электровентилятор и помпа

неисправности системы охлаждения двигателя ВАЗ 2106

Обратите внимание, что неисправности системы охлаждения двигателя ЯМЗ-238 такие же, как и у автомобилей ВАЗ. Но может быть и так, что циркуляция происходит по обоим кругам, термостат исправен, но двигатель все равно перегревается. Зачастую это случается в тех системах, в которых предусмотрена установка электровентилятора. Как правило, выходит из строя датчик, при помощи которого производится подача питания на электродвигатель. Также перегрев возможен, если оборвался ремень, которым осуществлён привод водяной помпы. Либо же при его неверной регулировке.

Читайте также  Как устроен двигатель автомобиля

Переохлаждение двигателя: частые причины

А теперь о том, когда может возникнуть переохлаждение двигателя. Для нормальных условий, то есть даже при достижении температуры в минус 20 градусов, двигатель должен относительно быстро прогреваться. Даже если он дополнительно не утеплен. Такова конструкция мотора, он может нормально функционировать в широком диапазоне температур. Конечно, если зимой очень сильные холода в вашем регионе, желательно воспользоваться пожаробезопасными утеплителями. Но если термостат будет находиться в открытом состоянии, когда происходит циркуляция только по большому кругу, переохлаждения попросту не избежать.

Менее частые причины

неисправности системы охлаждения двигателя ЯМЗ 238

Также возможно, что на некоторых автомобилях, на которых вентилятор имеет принудительный привод, будет наблюдаться переохлаждение. Поэтому многие водители производят замену механического вентилятора на электрический. Стоит отметить, что последний зимой практически не включается, если температура на улице ниже нуля градусов. Обратите только внимание на то, что вся система должна быть идеально герметичной. В ней не должно быть никаких трещин. Все сальники и прокладки должны быть целыми, без повреждений. В радиаторе ни в коем случае не допускается наличие протечек. Такие существуют неисправности системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110, они у всех автомобилей аналогичные.

Система охлаждения автомобильного двигателя, причины перегрева и способы их устранения

Для того чтобы быстро прогреть двигатель до оптимальной температуры, охлаждающая жидкость (ОЖ) циркулирует по малому кольцу системы охлаждения, не попадая в радиатор, за этим следит датчик температуры ОЖ, который подает команду термостату на открытие или закрытие каналов ведущих к радиатору.

При достижении в системе охлаждения (СО) двигателя температуры примерно 75 градусов, датчик температуры ОЖ подает команду термостату на открытие, после этого жидкость охлаждения начинает циркуляцию по большому кольцу охлаждения, через радиатор. В момент, когда ОЖ двигаясь через радиатор, достигнет температуры примерно в 95 градусов, датчик включения вентилятора (установленный на радиаторе), подает сигнал на включение вентилятора охлаждающего радиатор.

После охлаждения системы, датчик подает сигнал на отключение вентилятора. При исправной работе всех узлов и механизмов системы охлаждения, перегрев двигателя не возможен.

Рассмотрим возможные неисправности.

Если в машине вышел из строя термостат, он может заклинить в одном из двух положений – постоянно закрыто или постоянно открыто. Рассмотрим оба варианта. В случае заклинивания термостата в открытом положении, жидкость охлаждения будет всегда циркулировать по большому кольцу охлаждения – через радиатор. ОЖ будет долго нагреваться до своей оптимальной, рабочей температуры, что плохо отразится на работе мотора в холодное время года, поскольку при низкой температуре прогреть двигатель гораздо сложнее.Но перегрева двигателя при такой неисправности не последует. Гораздо опаснее если термостат заклинивает в закрытом положении, тогда охлаждающая жидкость постоянно будет циркулировать по малому кольцу охлаждающей системы, не попадая в радиатор. Подробнее про автомобильный термостат. Жидкость быстро перегревается, что в итоге приводит к «закипанию» двигателя.

Если причиной перегрева двигателя стал термостат, то определить это можно прикоснувшись с осторожностью к нижнему радиаторному патрубку, либо самому радиатору, они будут холодными в сравнении с завышенной температурой в охлаждающей системе в целом.

2. Сломался датчик температуры

При выходе из строя датчика температуры охлаждающей жидкости, который расположен на двигателе (фото 2), он перестанет подавать команды, что приведёт к нарушению в нормальном функционировании системы охлаждения и как следствие к перегреву двигателя.

3. Протекает охлаждающая жидкость

Течь ОЖ из-за повреждения патрубков и хомутов, радиатора, помпы, тоже приведёт к перегреву двигателя. Такую утечку в момент движения авто заметить не просто, если автомобиль не оборудован датчиком уровня охлаждающей жидкости. А вытекающая жидкость не попадает на раскалённые детали двигателя, что вызвало бы обильное парообразование под капотом, которое можно определить визуально, скапывает не заметно на землю.

Течь из помпы системы охлаждения, связана с износом корпуса подшипника или сальника помпы. По этой причине в соответствие с регламентом технического обслуживания автомобиля, она требует периодической замены. Некоторые водители производят замену помпы вместе с заменой ремня ГРМ (газораспределительного механизма). Течь из помпы охлаждающей жидкости, это уже неприятность, а если помпу ещё и заклинит, то возникает опасность заклинивания и ремня ГРМ, что может привести к поломке в клапанном механизме двигателя и последующему капитальному ремонту.

4. Сломался охлаждающий вентилятор

Возможен выход из строя вентилятора системы охлаждения (фото 4). Соответственно прекратится принудительное охлаждение жидкости в радиаторе, что так же приведет двигатель к перегреву.

5. Перегорел предохранитель

Может перегореть один из предохранителей, отвечающий за работу вентилятора.

Причин этому может быть много, на пример вода, попавшая на разъем подключения вентилятора к системе электропитания автомобиля. Поэтому с собой в дорогу желательно иметь комплект запасных предохранителей.

Если всё же двигатель закипел, о чем Вам просигнализирует прибор на панели, необходимо немедленно остановиться.Продолжать движение запрещено, во избежание критического ущерба механизмам мотора. Из подкапотного пространства при этом возможно выделение пара, что может сигнализировать о попадании жидкости из системы охлаждения на перегретые части двигателя, при этом открывать капот следует с большой осторожностью, жидкость может хлынуть на Вас и обжечь.

Последствия перегрева двигателя могут быть очень плачевными. Возможно возникновение перекоса головки блока цилиндров двигателя, может перегореть прокладка, находящаяся под головкой блока цилиндров двигателя, что в свою очередь приведет к попаданию жидкости охлаждения в систему смазки двигателя, в любом случае все вышеперечисленные неисправности чреваты капитальным, дорогостоящим ремонтом двигателя и его деталей.

Система охлаждения двигателя и её неисправности

При сгорании рабочей смеси в цилиндрах двигателя температура газов, давящих на поршень, может достигать 2500°С, но в среднем, при работе мотора, составляет 800 — 900°С. Естественно, это вызывает сильный нагрев деталей и может привести к серъёзным неисправностям, например: выгоранию смазки и заклиниванию (прихвату) поршней в цилиндрах, обгоранию сёдел и тарелок клапанов, выплавлению и провороту вкладышей подшипников коленвала и многое другое. Чтобы не допустить многих неисправностей от перегрева двигателя, для него нужно поддерживать необходимый оптимальный тепловой режим. Это обеспечивается исправной системой охлаждения, основная функция которой — это отвод тепла от нагретых деталей.
В исправной системе охлаждения температура охлаждающей жидкости на всех режимах работы должна поддерживаться в пределах от 87 до 98°С. В воздушной системе охлаждения (например, мотоциклы и автомобили с воздушно -масляным охлаждением), нормальный тепловой режим определяется температурой масла в системе смазки и масляном радиаторе, она должна быть от 70 до 110°С.

Основными деталями системы охлаждения являются: водяная рубашка в блоке мотора, центробежный насос (помпа), трубопроводы, радиатор, вентилятор, расширительный бачок, термостат, датчик включения вентилятора (если вентилятор электрический), датчик температуры с указателем охлаждающей жидкости.

Принцип работы исправной системы охлаждения заключается в следующем. При запуске холодного двигателя термоклапан (термосиловой элемент) находится в крайнем левом положении, когда его перепускной клапан 5 открыт, а основной клапан 7 закрыт (см. рисунок). При работе мотора, крыльчатка помпы 3, которая приводится во вращение ремнём от шкива коленвала, засасывает охлаждающую жидкость из патрубка 4 и нагнетает её в рубашку 2 блока мотора 1. При этом, охлаждающая жидкость забирает излишнее тепло от нагретых деталей и нагревается сама, а далее, через открытый перепускной клапан 5 термостата 8, снова поступает к насосу (помпе) и в общем циркулирует по малому кругу, минуя радиатор. Циркуляция без радиатора ускоряет прогрев двигателя, особенно зимой.

Постепенно, по мере прогрева двигателя, термосиловой элемент 6 термостата нагревается, расширяясь перемещает клапаны вправо, постепенно закрывая перепускной 5 и открывая основной 7 клапаны. Теперь, циркуляция охлаждающей жидкости будет происходить как и раньше — по малому кругу, но и одновременно начинать частично проходить и по большому кругу уже и через радиатор 10, по патрубкам 13 и 9.

Когда мотор полностью прогреется и температура охлаждающей жидкости достигнет 85 — 95°С, то перепускной клапан 5 термостата полностью закроется, а основной клапан 7 полностью откроется, и теперь циркуляция охлаждающей жидкости будет происходить только по большому кругу в последовательности, описанной далее. От насоса (помпы)3 поступит в рубашку 2 блока и головки цилиндров, далее, по патрубку 13 в верхний бачок радиатора 10, затем через сердцевину радиатора в нижний бачок 16, и уже далее, частично охлаждённая жидкость с помощью вентилятора 14 поступит по патрубку 4 снова к помпе, на новый круг, для поддержания необходимой оптимальной температуры двигателя. Расширительный бачок 12 служит для компенсации объёма жидкости при нагреве, ведь, как известно, при нагревании или увеличении давления жидкость расширяется.

Поняв основной принцип работы системы охлаждения двигателя намного легче и быстрее определить её неисправность.

Неисправности системы охлаждения.

Основными признаками неисправности системы охлаждения являются : подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или переохлаждение двигателя.

Читайте также  Присадки для очистки топливной системы бензинового двигателя

Подтекание охлаждающей жидкости может происходить через неплотное соединение шлангов с патрубками или флянцами, а так же, трещины в шлангах, трещины в расширительном бачке или сердцевине радиатора, через неисправные или негерметичные спускные, заливные пробки, а так же, течь может быть через износившийся сальник водяной помпы (насоса). При этих неисправностях на месте стоянки образуются мокрые пятна и возникает необходимость частой доливки охлаждающей жидкости.

Для устранения течи через неплотности в соединениях шлангов нужно подтянуть или заменить стяжные хомутики, а если не помогает, то снять шланг, обезжирить патрубок и шланг в месте сопряжения, обмазать их герметиком, собрать и затянуть новые хомутики. Течь через неплотности во фланцах патрубков устраняется подтяжкой гаек крепления, а если не помогает, то заменяем уплотнительную прокладку новой, собираем и затягиваем гайки на фланце. В случае подтекания жидкости через сальник водяной помпы, необходимо снять насос и заменить изношенный сальник на новый, затем монтировать помпу на место. Подтекание жидкости через трещины расширительного бачка или серцевину радиатора устраняется зачисткой и пропайкой трещин.

Перегрев двигателя. Перегрев двигателя определяется по повышению температуры охлаждающей жидкости или её закипанием. Это происходит из — за недостаточного уровня жидкости, пробуксовки ремня вентилятора или невключением электровентилятора, из — за засорения проходов (трубок) в сердцевине радиатора, поломки крыльчатки водяной помпы или пробуксовки ремня её привода, неисправности термостата, так как у него не открывается основной клапан и из — за этого циркуляции жидкости через радиатор не происходит. Так же, перегрев мотора может быть из — за большого отложения накипи в рубашке охлаждения двигателя или радиаторе. К тому же, перегрев мотора может происходить из — за неисправности в системе питания (карбюратор беднит смесь) или зажигания ( неправильное опережение).

Допускать перегрев мотора нельзя ни в коем случае, необходимо сразу заглушить двигатель и искать неисправность. При перегреве происходит потеря мощности, так как резко ухудшается наполнение цилиндров горючей смесью, так же происходит выгорание масла и из — за этого усиленный износ цилиндро-поршневой группы. Возможно заклинивание поршней в цилиндрах, а может от перегрева повести головку цилиндра и от этого нарушится плоскость прилегания её к плоскости блока мотора. Естественно, от этого нарушится герметичность и уже никакая новая прокладка не поможет. Придётся менять головку или потребуется её серьёзный ремонт.

Устранение неисправностей системы охлаждения.

Термостат. Для проверки его состояния непосредственно на автомобиле, необходимо запустить двигатель и ощупать рукой нижний бачок радиатора. Пока температура двигателя не достигла 80 — 90 ° (наблюдаем на панели приборов), то нижний бачок должен быть холодный. При достижении температуры 80 — 90 ° (у разных моделей по — разному, потому, точно смотрим в мануале своего двигателя), нижний бачок радиатора должен начать прогреваться, что указывает на нормальную работу термостата. Если этого не происходит, термостат необходимо заменить (он неразборный). Перепроверку термостата можно осуществить, сняв его с двигателя и опустив в кастрюлю с водой. Нагреваем всё это дело на газовой плите, опустив в кастрюлю с термостатом градусник ( шкала до 100°С). Наблюдаем за градусником и за основным клапаном термостата. При достижении температуры, описаной выше, основной клапан должен начать открываться.

Пробуксовка ремня. Пробуксовка ремня привода центробежного насоса (помпы), а так же, вентилятора и генератора может происходить из — за его замасливания или из — за ослабления натяжки. Масло, попавшее на ремень, удаляем протиранием ветошью, смоченной бензином, а лучше антисиликоном. Ослабление натяжения ремня бывает из — за его постепенного вытягивания, от этого частота вращения помпы отстаёт от частоты вращения (оборотов) коленвала. Из — за этого, двигатель начинает перегреваться, а аккумулятор не получает нормального заряда. Прогиб ремня проверяется с помощью простейшего пружинного безмена( весов), при натяжении, примерно 5 кг, прогиб должен составлять 15 — 20 мм. Подтягивается ремень ослаблением гайки натяжной планки (обычно генератора), затем, с помощью рычага (монтировка, трубка и т.п.) даётся натяжка и затягивается гайка натяжной планки.

Засорение сердцевины радиатора. Засорение проходов сердцевины радиатора определяется внешним осмотром и наличие трещин, тоже. Устраняется прочисткой щёткой с жёстким ворсом, промывкой струёй воды со стороны двигателя и продувкой сот с помощью сжатого воздуха.

Электровентилятор. На многих современных машинах и, особенно, на мотоциклах, установлен вентилятор охлаждения радиатора на валу электродвигателя. Основная, часто встречающаяся неисправность, это невключение мотора вентилятора из — за неисправности датчика вентилятора. Он находится в блоке мотора и проверить его можно почти так же, как и термостат. Для этого, нужно найти в мануале по вашему двигателю цифру температуры, при которой вентилятор должен начать вращаться. Затем, выкрутив из блока датчик, удлиняем его провод, где — то ,на метр и добавляем к его корпусу провод массы, соединяем провод массы с блоком двигателя. Остаётся нагреть в отдельной ёмкости воду до температуры, указаной в мануале (температура включения вентилятора) и аккуратно опустить туда датчик вентилятора, не намочив провода. Если датчик вентилятора исправен, то вентилятор непременно заработает, а если нет, то меняем его. Может не работать сам моторчик вентилятора. Для определения неисправности нужно проверить его щётки и, при необходимости, заменить, если не поможет, то необходимо прозвонить обмотку (на наличие обрыва или межвиткового замыкания).

Вентилятор с вязкомуфтой. На некоторых машинах устанавливается такой вентилятор и когда он исправен, то он очень эффективен. Проверить его работу можно зная температуру охлаждающей жидкости, при которой он должен начать работать в полную силу (узнаём температуру в мануале вашего мотора). Запускаем двигатель и свернув бумагу в плотный рулон, пытаемся им остановить лопасти вентилятора (берегите руки). Пока двигатель не достиг температуры включения (наблюдаем на панели приборов), лопасти вентилятора должны легко остановиться бумажным рулоном.

При достижении температуры включения на исправном вентиляторе лопасти остановить уже не удастся. Это происходит из — за того, что на крыльчатке спереди установлена термопластина (биметалическая пластина), которая от нагрева теплом от радиатора начинает выгибаться и давить на тонкий штифт, а он, в свою очередь, открывает клапан, через который начинает поступать специальная жидкость с большой вязкостью, находящаяся в вискозной муфте вентилятора. При поступлении эта жидкость попадает между дисками (на подобии дисков мокрого сцепления) и от этого диск, связанный с коленвалом, склеивается с диском, связанным с крыльчаткой вентилятора, и вентилятор начинает вращаться в полную силу, эффективно охлаждая радиатор.

Когда температура мотора понижается, то биметалическая пластина выпрямляется, закрывая клапан и жидкость уже не поступает, а остатки её удаляются центробежной силой по специальным каналам. В этот момент диски начинают опять пробуксовывать и вентилятор работает не в полную силу. При прогреве мотора до необходимой температуры процесс повторяется. Основная неисправность таких вентиляторов заключается в постепенном вытекании специальной жидкости, через неплотности штифта клапана. Если вам удастся найти в продаже эту жидкость (бывает в крупных автомагазинах), то вскрыв муфту, необходимо заменить сальничек штифта, а затем, собрать и наполнить шприцем через отверстие штифта этой жидкостью. Затем, аккуратно вставляем штифт в новое уплотнение, накрываем термопластиной и устанавливаем на двигатель. Бывает, что нужно ещё заменить подшипник, который изношен и находится внутри муфты.

Наличие накипи. Накипь, находящаяся в рубашке охлаждения мотора и в радиаторе сильно ухудшает теплоотдачу. От этого вызывает постоянный перегрев мотора и выкипание охлаждающей жидкости. Для удаления накипи нужно слить охлаждающую жидкость и залить в систему охлаждения раствор, состоящий из 4 — 8 грамм хромпика на 1 литр воды. Нужно поездить с этим раствором примерно 1 месяц. После этого, сливаем раствор, хорошенько промываем систему охлаждения водой и заливаем качественную охлаждающую жидкость.

Переохлаждение двигателя. Переохлаждение может быть из — за неисправности термостата, а именно, из — за незакрывания основного клапана. Для устранения неисправности нужно проверить термостат ( описано выше) и при неисправности заменить его. Работа двигателя на низкой температуре приводит к потере мощности и вызывает быстрый износ деталей кривошипно-шатунного механизма, из — за ухудшения условий смазки от конденсации паров топлива, смывания масла со стенок цилиндров и разжижения масла в картере.

В заключении, несколько советов. Через 50 тысяч километров или через два года эксплуатации, охлаждающую жидкость нужно менять. Пользуйтесь только проверенной фирменной жидкостью, так как сейчас много подделок и «левая» жидкость прикончит помпу или отложит накипь везде. При смене жидкости хорошенько промывайте систему охлаждения. При утечке жидкости, устранив неисправность, доливайте в систему только охлаждающую жидкость, а не воду, иначе испортите ту, что осталась в системе. При поездках, особенно после ремонта, чаще поглядывайте на указатель температуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: