Недостатки дизельного двигателя
Недостатки дизельного двигателя
Проблемы и недостатки дизельного двигателя
Еще совсем недавно дизельные двигатели были прерогативой грузовиков, тяжелых внедорожников и коммерческого транспорта, но совсем с недавнего времени, старушку Европу начали покорять и маленькие турбомоторчики, устанавливаемые на компактные легковые автомобили. Оно и верно, за счет более высокого КПД дизельного мотора с меньшего объема можно снять большее количество крутящего момента и при этом еще сэкономить на топливе и порадовать экологов.
Дизельный двигатель BMW
Дизельные моторы все больше и больше отвоевывают долю на рынке, тем не менее, несмотря на все плюсы, потребители относятся к дизелю с большим недоверием, по-прежнему отдавая предпочтение проверенным бензиновым моторам. Почему же? Давайте разбираться!
1. Первый и самый очевидный минус дизельного двигателя кроется не в самом двигателе, а в топливе, на котором он работает. Все дело в том, что дизельное топливо имеет очень низкий порог по замерзанию, и уже в -30С превращается в желе, а арктическое ДТ привозят далеко не в каждый регион. Вязкую массу, очень трудно прокачать топливному насосу по системе, ввиду чего завести мотор в мороз становится очень сложно. К тому же плунжерные пары в ТНВД (топливный насос высокого давления) смазывается топливом, и снижение текучести вызывает сухое трение подвижных пар. Эта проблема на некоторых внедорожниках уже штатно решена подогревом топливных магистралей и топливного фильтра.
Замерзшая солярка
В дополнение к этому на дизельные автомобили устанавливают предпусковые жидкостные подогреватели, чтобы исключить холодные запуски двигателя, и так же для удаления из топлива воды и твердых частиц устанавливают специальные устройства – сепараторы, так как плохое дизельное топливо может угробить ТНВД и форсунки, а замена или ремонт этих деталей может сильно пошатнуть финансовое благополучие владельца.
Если бензиновый мотор плохим топливом убить на самом деле достаточно сложно, то на дизеле будет достаточно одной заправки некачественным топливом, чтобы привести в негодность топливную аппаратуру. Помимо плохого топлива, стоит учесть то, что на территории РФ даже хорошее дизельное топливо на сетевых федеральных автозаправочных станциях содержит большое количество серы и механических примесей, что дополнительно понижает ресурс топливной системы. Чтобы исключить возможные проблемы по топливу, рекомендуют производить периодически промывку топливного бака.
2. В продолжении темы эксплуатационных недостатков, стоит упомянуть о долгом прогреве до рабочей температуры, и как следствие долго прогревающиеся салоны автомобилей, так как в радиатор печки долгое время поступает холодный антифриз . На современных дизельных автомобилях эту проблему частично решили установкой дополнительных электрических подогревателей тип «Фен», когда воздух нагревается мощным электротеном, и уже нагретый воздух по средствам вентилятора по воздуховодам идет в салон авто.
Дополнительный подогреватель , который устанавливается под панель в воздуховод
3. На версиях моторов с турбинами следует не забывать о том, что она имеет жидкостное охлаждение (масленое) и нагреваемая выхлопными газами до придельных температур, после того как двигатель глушится, подача масла прекращается, и турбина начинает остывать без охлаждения, ввиду чего в ее корпусе могут появиться трещины. Для избежания этого, на автомобили устанавливаются турбо таймеры. Это устройства, которые после выключения двигателя, какое-то время его не глушат, до остывания турбокомпрессора.
4. Дизельные моторы очень чувствительны к качеству масла. Следует выбирать масло не только по вязкости, но и по температуре вспышки, а лучше не выдумывать велосипед, и лить то, что рекомендует завод изготовитель.
Двигатель TDI и моторное масло
Так как у нас в стране дизельное топливо имеет высокую концентрацию серы, что приводит к его более скорому окислению, ввиду чего масло теряет смазывающие свойства, что может вызывать задиры на стенках цилиндров и повышенный износ шеек валов и вкладышей. Капитальный ремонт современного дизельного мотора процедура недешевая, к тому же многие из них не имеют ремонтных размеров и приходится прибегать в русской смекалке. Такой ремонт не всегда может вернуть мотору заводские характеристики и просто продлевает на какое-то время ему жизнь. Чтобы всего этого избежать, рекомендуют вне зависимости от того, что рекомендует дилер и производитель авто, производить замену масла в моторе с интервалом раз в 5-7 тысяч километров.
В остальном дизельный мотор не особо отличается от бензинового. При покупке дизельного автомобиля в попытке сэкономить, следует четко понимать то, что стоимость технического обслуживания и расходных материалов выше, чем для бензинового мотора, да и чтобы все с мотором было хорошо, ТО следует производить вдвое чаще, чем на бензине. Да и стоимость дизельного топлива сейчас в плотную подобралась к бензину АИ-95, так что экономия пару литров топлива, имеет два конца и в итоге придется отдать куда больше на обслуживание дизельного ДВС и топливной аппаратуры и в случае ремонта придется дополнительно выложить кругленькую сумму.
Единственное, на чем можно реально сэкономить, так это на транспортном налоге, так как имея сопоставимые динамические характеристики бензиновый и дизельный моторы, дизель будет иметь меньше лошадиных сил, и больше крутящего момента, а как сказал Генри Форд: «Лошадиные силы продают автомобиль, а крутящий момент выигрывает гонки».
У дизельного мотора есть свой ряд преимуществ и недостатков, и если брать машину с дизельным мотором новую, и самому заниматься ее обслуживанием, делать все то, что продлевает мотору жизнь, то эксплуатация такого автомобиля будет приносить только положительные эмоции.
Недостатки дизельных двигателей в легковых автомобилях
Сейчас автомобили стали быстро набирать популярность, благодаря тому, что они стали оснащаться дизельными двигателями. Это легко можно объяснить – безопасность, борьба за экологию и долговечность. Но не стоит сразу, же бежать в специализированные магазины и покупать дизельный двигатель для своего легкого автомобиля. У такого двигателя имеется куча недостатков, о которых умалчивают производители. И чтобы вы потом не разочаровались в таком двигателе, вам следует заранее перед покупкой узнать все за и против. Недостатки дизельных двигателей в легковых автомобилях, читайте в этой публикации.
Первый и самый главный недостаток дизелей в легковых автомобилях, который бросится вам в глаза – это его цена. Запомните, что автомобили, укомплектованные дизельными двигателями, стоят намного дороже, чем аналогичные автомобили, но с бензиновым двигателем. Допустим, возьмём тот же Ford Focus с кузовом седан, серии Comfort. Такой автомобиль с бензиновым двигателем на 1.6 литров будет стоить чуть меньше 600 000 тыс. рублей, без дополнительных опций, а теперь посчитайте, если бы вы добавили ещё и опции. За такой же аналогичный автомобиль, но с дизельным двигателем на 1.8 литров вам придётся заплатить на 100 тыс. рублей больше. Такая высокая стоимость явно говорит не в пользу дизеля.
Ещё совсем недавно говорили, что главный недостаток — это не цена, а постоянные чрезмерные шумы и вибрации. Сейчас всё изменилось, новые автомобили практически лишены этих недостатков. Теперь же находясь в салоне почти любого легкого автомобиля, вам будет сложно определить по уровню шума, каким двигателем укомплектовали ваше авто, если только вы не профессионал и у вас хороший слух. На данный момент эта проблема осталась актуальной для дизелей старше 5 лет. Не каждый автолюбитель захочет пожертвовать комфортом ради какой-то сомнительной выгоды.
Третий критический момент — это слишком высокие требования дизеля к качеству топлива. Здесь он очень капризный. Как вы знаете, качество российской солярки очень низкое, поэтому можно с уверенностью сказать, что проблем с топливом вам не избежать.
Есть еще один довольно-таки неприятный момент – это эксплуатация легкого автомобиля в мороз. Если на улице будет слишком холодно, минус 15 градусов, а то и ниже, то чтобы запустить такой двигатель вам придётся немного потрудиться. Так как солярка при такой температуре замерзает достаточно быстро, тем самым забивает все «артерии» автомобиля. Хотя этот недостаток можно легко исправить, если установить предпусковой топливный подогреватель, но опять, же это влечёт за собой дополнительные материальные расходы. Можете воспользоваться различными присадками для запуска двигателя, но если ваш легковой автомобиль всё ещё на гарантии, то представьте, что мы вам этого не говорили, потому что присадки это не сертифицируемое топливо, за их использование владелец почти всегда лишается гарантии.
Теперь расскажем об обслуживании и ремонте
Запчасти для дизельных двигателей и ремонт будут стоить для вас слишком дорого в силу высокой точности. Также необходимо довольно-таки часто проводить его техническое обслуживание, в отличие от бензиновых аналогов. И снова как вы видите, вам придётся часто нести дополнительные материальные затраты.
Ко всему тому, что мы вам тут сказали можно добавить, что у дизельных двигателей слишком малый рабочий диапазон. Сравните, бензиновые двигатели набирают 6 тысяч оборотов без проблем, а вот для дизелей четыре тысячи является уже пределом. Также при езде на автомобиле с дизелем чаще приходится переключать передачи. Правда сейчас эта проблема перестала быть актуальной по причине того, что автомобили оснащаются автоматической коробкой переключения передач.
Чем хорош дизельный двигатель?
У дизеля имеется очень большой моторесурс (обычно в 2-3 раза больше, в отличие от бензиновых двигателей). Чтобы понять, мы объясним это на примере. Когда в цилиндрах дизеля происходит сжатие, то, как правило, в них присутствует только воздух. Благодаря этому, масло со стенок цилиндра не смывается, как это происходит в бензиновых двигателях, в которых в момент сжатия в цилиндрах образуется горючая смесь, смывающая масляную плёнку со стенок цилиндров.
В отличие от бензинового двигателя, дизель более экономичен. Объясняется это тем, что у дизеля более высокий КПД за счёт наиболее полного сгорания горючей смеси. В настоящий момент у современных турбодизелей достаточно высокая мощность, и благодаря ей они превосходят бензиновые двигатели аналогичного объёма.
В дизельных двигателях нет нужды в регулировках системы зажигания, этому есть простая причина, такой системы у них нет. Главное преимущество всех дизелей в том, что им не страшна вода. Если вам хоть раз доводилось или доведётся увидеть автомобиль, который будет спокойно двигаться по водной преграде, доходящей ему прямо до середины капота, то будьте уверены, у этого автомобиля стоит дизельный двигатель.
Современный дизель обладает высокими тяговыми характеристиками, высокой экономичностью, практически бесшумен, а количество вредных примесей, выбрасываемых в атмосферу почти равно нулю. Прогресс в проектировании современных систем впрыска дизелей привёл к тому, что такие двигатели без проблем вписались в жёсткие требования по экологии, стали соответствовать стандарту Евро-4, а некоторые дизели, даже — Евро-5.
Чем плох дизель и его недостатки?
Дизели намного дороже бензиновых двигателей, в этом их главный недостаток. Цена стала слишком высокой по причине высокой степени компрессии — все детали двигателя должны быть прочными и надёжными.
Работает дизель на солярке. В 90-х годах, когда ещё не было такой экспансии дизелей на легковой рынок, солярка была доступна практически каждому из-за своей невысокой цены. Сейчас же всё наоборот, её стоимость уже сравнялась, а иногда даже и превышает стоимость высокооктанового бензина.
Также не менее важный недостаток дизелей в том, что при низких температурах солярка густеет, тем самым превращается в гель, соответственно теряет свою текучесть. Советуем вам пользоваться хорошей зимней соляркой, а также специальными присадками, иначе хлопот в зимнее время вы не оберётесь. Думаю, многим доводилось видеть картину ранним зимним утром, когда водители КАМАЗов бегали вокруг своих машин, держа факелы в руках, я думаю, вы догадались, с помощью него они разогревали застывшую соляру.
Дизель очень «капризен» в обслуживании. Чётко следите и вовремя меняйте топливные и воздушные фильтры. Если вы будете использовать плохую соляру, то в топливном баке возникнет опасность появления грибка. Вам, небось, часто доводилось замечать, что бензиновый двигатель, когда у него падает компрессия, теряет свою мощность, но всё-таки продолжает работать, но у дизеля всё очень плохо, он даже и не подумает завестись.
Так что же лучше всего бензиновый или дизельный двигатель? На этот вопрос невозможно дать чёткий ясный ответ. Есть ситуации, в которых предпочтение отдают одному двигателю, а в других — другому двигателю. Факторов имеется множество: географический район эксплуатации легкового транспортного средства; доступность и наличие необходимой горючки и сервиса; финансовая состоятельность автовладельца, а также его «хозяйственность». В каждом из этих случаев есть своё решение. Всё-таки можно с уверенностью сказать, что для бюджетных легковушек бензиновый инжектор остаётся пока ещё главным приоритетом.
Теперь решать только вам, устраивают ли вас все вышеперечисленные нами недостатки дизельных двигателей. Я лишь добавлю, что приобретая автомобиль с дизельным или бензиновым двигателем, задумайтесь, каким бы не был ваш новый автомобиль, в первую очередь он должен приносить своему владельцу радость, а не быть источником проблем.
Бензиновый и дизельный двигатель — что лучше
На протяжении многих десятилетий между бензиновыми и дизельными двигателями идет «война», оспаривать существование которой нет никакого смысла. Сегодня многие автопроизводители одни и те же модели снабжают как бензиновыми, так и дизельными силовыми установками, потому утверждать, что тот или иной тип двигателя является предпочтительным, нельзя. Но мы все же попытаемся выяснить все о преимуществах и недостатках бензина и дизеля, чтобы вы в будущем сделали верный выбор.
Зачастую на автофорумах встречаются темы, где автомобилисты пишут об использовании бензина для дизельных двигателей и наоборот. Сразу же поспешим предупредить вас, что использование топлива, тип которого не предназначен для двигателя – это полная ерунда и первый решительный шаг к тому, чтобы мотор вашей «стальной лошадки» испустил дух. Все дело в принципиальной разнице между дизельными и бензиновыми двигателями, которые отличаются способом воспламенения рабочей смеси в цилиндрах. Каковы же эти принципы?
Чем «живет» бензиновый мотор
Топливовоздушная смесь в такой силовой установке формируется за пределами цилиндра, а именно во впускном коллекторе (это, естественно, если не учитывать возможность непосредственного впрыска). Окончательное перемешивание паров бензина и воздуха происходит в конце такта сжатия. Тогда в камере сгорания двигателя образуется топливная смесь, называемая гомогенной и распределяемая равномерно по объему. Сжатие приводит к повышению температуры смеси, которая нагревается до 500°С, что значительно ниже той температуры, которая необходима для воспламенения бензина. После этого наступает черед свечей зажигания, которые дают искру и поджигают смесь.
Как видите, все довольно просто, если вникнуть. Для тех, кто не задумывался об этом, сразу становится понятен смысл определения «двигатель внутреннего сгорания». Дизельные установки также именуются ДВС, но при этом их принцип работы в корне отличается от бензиновых агрегатов.
Внутреннее сгорание по-дизельному
Все недостатки бензиновых двигателей нивелированы принципом работы дизельных моторов. Судите сами. В цилиндре такого двигателя сжимается только воздух, на который воздействует давление в 30-50 бар. В результате сжатия воздух нагревается до 900°С. При этом в камере сгорания распыляется солярка перед верхней мертвой точкой поршня. Мелкие капли дизельного топлива испаряются, и образуется топливовоздушная смесь. Кстати, образование смеси в дизельном двигателе происходит на порядок быстрее, чем в бензиновом. Именно поэтому получается неоднородная или, как ее еще называют, гетерогенная смесь, которая самовоспламеняется и отлично сгорает.
Итак, мы разобрались с принципами работы двигателей разных типов. Теперь самое время перейти непосредственно к их недостаткам и преимуществам, о которых нельзя говорить однозначно, потому как в определенных ситуациях любой минус двигателя может превратиться в плюс, и наоборот.
В России бензиновые двигатели пользуются большей популярностью, нежели дизельные, и объяснить это можно довольно просто. Причина кроется в нашем сознании и тех стереотипах, которые засели в нем, словно занозы. Мы привыкли к тому, что в советскую эпоху дизельные силовые установки устанавливали на тяжелую сельскохозяйственную технику, как то КАМАЗы и тракторы «Беларусь». Но мало кто знает, что дизелями оснащались и легковые автомобили, которые в основной своей массе шли на экспорт.
О популярности дизельных двигателей говорит статистика. Так, во Франции каждый третий автомобиль «питается» соляркой, а в Австрии около 50% автомобилей оборудованы дизельными моторами. Возможно, европейцы знают то, о чем забыли сказать нам? Давайте разбираться.
КПД двигателя и его мощность
Принято считать, что дизельный двигатель выигрывает в плане экономичности. На самом деле раньше так полагали, потому что солярка стоила на порядок дешевле, сегодня же разница в цене между бензином и дизелем практически нивелировалась. Однако дизельные моторы все равно остаются менее прожорливыми. Это достигается благодаря высокой степени сжатия (20 единиц у дизеля, 10 единиц у бензина), которая позволяет переплюнуть показатели КПД бензинового агрегата примерно на 40%, что, естественно, является довольно серьезной заявкой на победу. Иными словами, сгорание рабочей смеси в дизельном двигателе более эффективно. Владельцы автомобилей с дизельными моторами знают, что расход топлива у них будет на 20% меньше, чем у их собратьев, приносящих жертвы бензиновому богу. Впрочем, это никоим образом не умаляет достоинств «зажигалок», которые могут тоже быть довольно экономичными.
В то же время бензиновые моторы обладают большей мощностью. Например, Mercedes-Benz в кузове W124 дизельной версии модели E 200 D под капотом затаил всего 75 «лошадок», в то время как бензиновый аналог «мерса» располагает табуном в 136 «лошадей». Однако и тут есть свой нюанс: сравнительно небольшая мощность дизеля с лихвой компенсируется ровной тягой на абсолютно любых оборотах, что бензиновым силовым установкам может только сниться.
Шумовые характеристики
Очевидно, что дизельные двигатели создают больше шума и больше вибраций. Вот вам и плюс, который вдруг стал минусом. Все дело в высоком давлении при сгорании топлива. Однако тут не нужно грешить на мотор, а обратить внимание на шумоизоляцию: если она хорошая, вы вряд ли сможете, сидя в салоне автомобиля, определить на слух, какой двигатель установлен. Также многое зависит от того, как вы относитесь к тому или иному недостатку автомобиля. Некоторые ученые утверждают, что урчание дизельного двигателя на холостом ходу по частоте очень напоминает кошачье мурлыканье. А, как известно, этот звук успокаивает человека и даже обладает целебными свойствами.
Выхлопные газы
Популярность дизельных двигателей в Европе объясняется в первую очередь тем, что они более экологичные. Это в прошлом поездка в хвосте дизельного авто сулила неприятные запахи и клубы едкого черного дыма. Современные дизельные агрегаты соответствуют стандартам «Евро-4», а неприятный запах – это все дела вкуса. Многим людям не нравится запах бензина, а многие не имеют ничего против сладковатого аромата солярки.
Вопросы эксплуатации
Бензиновые двигатели менее долговечны, чем дизельные. Это обусловлено более жестким и прочным выполнением блока цилиндров, деталей цилиндро-поршневой группы, коленчатого вала и головки блока цилиндров. Кроме этого, солярка также способствует более продолжительной эксплуатации двигателя, ведь этот тип топлива также в известной степени играет роль смазочного материала. Но все вышеперечисленное – это всего лишь теория, потому как качество солярки на российских АЗС оставляет желать лучшего. Тут нужно отдать должное бензиновым моторам, которые более стойки к низкокачественному топливу.
Кроме этого, дизельные двигатели очень боятся низких температур. Вернее, солярка не любит, когда столбики термометров падают ниже плинтуса. Но это решается при помощи специальных сортов топлива, а также при помощи современных систем отопления.
Низкая морозостойкость дизеля компенсируется тем, что такие двигатели вообще не боятся воды. Ведь электричество нужно лишь для того, чтобы запустить дизельный мотор, потом он работает без использования электрических цепей. Именно поэтому дизели часто устанавливают на внедорожники и танки, которые, как известно, грязи не боятся.
Проблемы обслуживания
Наверное, вопрос обслуживания двигателя является самым важным во всей этой истории внутреннего сгорания. Низкое качество российской солярки, о котором мы говорили выше, приводит к тому, что владельцам дизельных авто приходится сравнительно часто менять масла и фильтры, а также регулярно проводить проверки компрессии в цилиндрах.
Если говорить о ремонте, то на станциях техобслуживания реже берутся восстанавливать дизельные моторы в связи с их сложной конструкцией. Кроме этого, ремонт дизеля обходится, как правило, дороже, особенно если речь идет о топливном насосе высокого давления (новый ТНВД стоит, как подержанная иномарка).
Но вот ресурс дизельной силовой установки не оставляет ни малейшего шанса своему бензиновому конкуренту. Именно поэтому МАЗы и КАМАЗы из прошлого до сих пор колесят по российским дорогам, иногда наезжая до 3 миллионов километров.
Теперь давайте рассмотрим преимущества каждого из наших претендентов.
Преимущества бензиновых двигателей
Преимущества дизельных двигателей
низкий уровень вибраций и шума
сравнительно большая мощность
сравнительно невысокая стоимость солярки
может работать на высоких оборотах без негативных последствий для двигателя
приличное тяговое усилие на низких оборотах
хорошо справляется с некачественным топливом
отсутствие системы зажигания
сравнительная дешевизна в обслуживании
хорошо заводится при низких температурах
солярка исполняет роль смазочного материала
Недостатков у дизелей больше, но следует помнить о субъективности всех минусов.
Недостатки бензиновых двигателей
Недостатки дизельных двигателей
больший расход топлива
максимальной мощности можно достигнуть в небольшом диапазоне оборотов
плохая динамика разгона
чувствительность топливной системы к некачественному топливу
нетерпимость к высоким оборотам и скоростям
чаще требует замену масел и фильтров
для запуска дизельного двигателя требуется аккумулятор большего объема
довольно неприятные характеристики выхлопа
не на всех СТО берутся за ремонт дизельного агрегата
Таким образом, делаем вывод, что лишь объединение всех характеристик бензиновых и дизельных двигателей могут обеспечить нас идеальными во всех отношениях автомобильными моторами. А пока остается лишь руководствоваться собственными предпочтениями и ждать, пока ученые наконец-то научатся помещать под капоты наших авто миниатюрные ядерные реакторы.
Тяжела и неказиста жизнь простого дизелиста, или Почему Россия не любит дизель?
Современные турбодизели впечатляют техническими характеристиками. Максимальный крутящий момент доступен, начиная чуть ли не с холостых оборотов вплоть до верхней зоны тахометра. Как результат — отменная эластичность, убедительная динамика и умеренный расход топлива. Однако если в Европе доля дизельной техники стабильно переваливает за 50%, то аналогичный показатель в России значительно ниже. По итогам прошлого года только 7% легковушек, купленных на первичном рынке, были оснащены дизельными моторами.
Почему дизель так распространен в Европе и столь не популярен в России?
В чем причина такого расклада? Ответы на эти вопросы упрятаны в экономических показателях. Все дело в спросе. Дизельные версии нужны в модельной линейке лишь в том случае, если емкость их рынка как минимум делает ввоз безубыточным.
В массовом секторе недостаточный интерес покупателей делает импорт дизельных модификаций в Россию невыгодным. В кулуарных разговорах маркетологи объясняют: при незначительном спросе автопроизводителю обременительно держать запасы расходников и деталей. С другой стороны, без них не обойтись. В России действует строгий закон «О защите прав потребителей», жестко обозначающий временные рамки на гарантийный ремонт. И таких нюансов хватает.
Евгения Тетерина, ведущий специалист по связям с общественностью KIA Motors Rus
В свою очередь на спрос во многом влияет инфраструктура. Если в Европе можно безбоязненно заправиться дизтопливом на любой заправке, то в России по-прежнему велик риск нарваться на тепловозный мазут или летнюю солярку зимой. При этом топливная аппаратура современных дизельных двигателей невероятно требовательна к качеству смеси и в случае чего стоит космических денег. В итоге, как ни крути, а эксплуатация дизельной машины в России все еще привязана к большим городам и агломерациям. При этом стоимость качественного дизтоплива до последнего времени конкурировала с высокооктановым бензином.
Юлия Тихонравова, руководитель PR-группы «Хендэ Мотор СНГ»
При этом если в прежние времена сервисное обслуживание дизельных версий обычно предписывалось и производилось чаще бензиновых, что дополнительно увеличивало расходы на эксплуатацию, то сегодня однозначно констатировать такую тенденцию уже нельзя. В ряде случаев межсервисный интервал одинаков как для бензиновых, так и для дизельных модификаций. Больше того: есть удивительные примеры, когда дизель по регламенту нужно обслуживать реже бензина (Nissan).
Межсервисный интервал для дизельных и бензиновых автомобилей в России (выборочно), тыс. км | |||
Марка | Дизель | Бензин | Альтернативный срок |
Audi | 15 000 | 15 000 | Один год, в зависимости от того, что наступит раньше |
BMW | Не определен | Не определен | Сервисные процедуры проводятся по необходимости |
Haval | 10 000 | 10 000 | Один год, в зависимости от того, что наступит раньше |
Hyundai | 15 000 | 15 000 | Один год, в зависимости от того, что наступит раньше |
Kia | 15 000 | 15 000 | Один год, в зависимости от того, что наступит раньше |
Skoda | 15 000 | 15 000 | Один год, в зависимости от того, что наступит раньше |
Toyota | 10 000 | 10 000 | Один год, в зависимости от того, что наступит раньше |
Volkswagen | 15 000 | 15 000 | Один год, в зависимости от того, что наступит раньше |
Volvo | 20 000 | 20 000 | Один год, в зависимости от того, что наступит раньше |
Тем не менее, несмотря на низкий расход и сопоставимую периодичность обслуживания, дизельная машина все же долгосрочная инвестиция, которая окупится ближе к 100 тыс. км пробега. Одна из причин — более дорогие расходники и запчасти. Вдобавок нередко дизельный вариант на первичном рынке дороже бензинового аналога.
Цены на некоторые запчасти для Hyundai i40 в бензиновой и дизельной версии, руб. | ||
Бензиновый 2.0 MPI | Дизельный 1.7 CRDi | |
Топливный фильтр | 1000–1600 | 2000–3000 |
Топливный насос | 3000–5000 | 13 000–16 000 |
Топливная форсунка | 1800–2900 | 33 000–35 000 |
Новый двигатель в сборе | 170 000–190 000 | 550 000–580 000 |
Минимальные цены на бензиновые и дизельные модификации некоторых моделей, руб. | ||
Бензин | Дизель | |
Audi A3 | 1 304 000 | 1 720 000 |
Hyundai i40 | 1 069 000 | 1 329 000 |
Mercedes-Benz A-Classe | 1 490 000 | 1 696 585 |
Skoda Octavia | 872 000 | 1 239 000 |
Toyota Land Cruiser Prado | 1 929 000 | 2 915 000 |
Volvo V40 Cross Country | 1 399 000 | 1 469 000 |
Как же обстоят дела с дизелями на российском рынке?
С наступлением кризиса перечень дизельных предложений в России значительно сократился. Если в конце 2014 года на нашем рынке было представлено более 140 моделей, имеющих дизельные модификации, то сегодня их лишь 84.
Некоторые модели, недавно ушедшие с российского рынка в дизельном варианте:
В немалой степени на сокращение числа дизельных предложений в России повлияла ситуация с курсом рубля, подкосившая, в первую очередь, средний сегмент, где дизельные модификации были самыми дорогими в гамме. К примеру, Citroen C-Elysee 1.6 HDi стоит во Франции €17 000, дизельный Kia Soul €19 900, а Ford Kuga — от €24 350. Даже без учета таможенных пошлин, при пересчете западных цен по курсу 74 рубля за один евро в России такие автомобили продавались бы за 1 258 000 руб., 1 472 600 руб. и 1 801 900 руб. соответственно.
При этом распределение дизельных версий по классам в процентах осталось практически тем же. Разве что минивэнов стало значительно меньше. Тем не менее там, где двигатель на тяжелом топливе оправдан экономически, он, как правило, предлагается. Дизельные версии по-прежнему доминируют в классе внедорожников и кроссоверов, а также автомобилей премиальных марок. По итогам ушедшего года десятка самых популярных моделей с дизельным силовым агрегатом целиком состояла из представителей SUV-сегмента (Sport Utility Vehicle), причем 40% из них принадлежали к премиум-классу.
Самые продаваемые дизельные автомобили в России за 2015 год (ед.) | |
Марка модель | Продано за 2015 год |
Toyota Land Cruiser Prado | 10 848 |
Toyota Land Cruiser 200 | 6 336 |
BMW X5 | 4 014 |
Renault Duster | 3 847 |
Mitsubishi L200 | 3 392 |
Mercedes-Benz GL-class (ныне GLS) | 3 243 |
Volvo XC60 | 2 987 |
Hyundai Santa Fe | 2 643 |
Mitsubishi Pajero Sport | 2 629 |
BMW X6 | 2 544 |
Кроссоверы
Бо́льшая снаряженная масса кроссоверов требует большей энерговооруженности. Для этого бензиновому агрегату нужен внушительный рабочий объем либо турбонаддув. Как следствие, придется мириться с повышенным аппетитом или удорожанием конструкции двигателя. Тогда уже ценовая разница с турбодизелем будет не столь значительна. Вдобавок покупка кроссовера, так или иначе, предполагает возможные выезды на офф-роад, где очень важен крутящий момент на низах (а это сильная сторона дизелей). К тому же для кроссоверов нередки пробеги на большие дистанции — в этих условиях раскрывается экономичность дизельных версий.
Комментарий представительства Renault Россия
Премиум-класс
В случае с премиум-классом дизельные модификации зачастую являются базовыми. Если в масс-маркете для стартовых версий, как правило, предлагаются проверенные годами бензиновые моторы, кочующие из модели в модель несколько десятилетий, то бензиновые агрегаты премиальных представителей отрасли весьма сложны и современны (наддув, непосредственный впрыск, малый рабочий объем при сильной энерговооруженности), а значит, сопоставимы по «замороченности» и цене с аналогичными турбодизелями.
Некоторые модели, где дизельные версии являются базовыми либо стоят не дороже бензиновых:
Заметки на форумах — что думают люди о дизеле?
В сухом остатке
Так выбирать дизельный автомобиль в России или нет? Вопрос, ответ на который зависит от множества факторов (пробег, среда обитания, класс и многое другое). Поэтому правильнее рассматривать частные случаи, делая конкретные расчеты и выводы. Одно дело, если речь идет о служебной машине, где определяющий фактор — стоимость эксплуатации за один километр, и другое — покупка личного транспорта, когда во главу угла нередко ставят эмоции. Поэтому — выбор всегда за вами. А мы лишь еще раз напомним о самых очевидных плюсах и минусах автомобилей с дизельными двигателями.
Дизельный двигатель – плюсы и минусы
Двигатель внутреннего сгорания, в котором топливо самовоспламеняется под воздействием горячего воздуха (до 800 градусов Цельсия), предварительно сжатого до определенной величины давления (10-30 мегапаскалей) – это дизельный силовой агрегат (дизель). Его изобретение относится к более позднему сроку, по отношению к бензиновым силовым установкам. Возникла потребность в дизельных двигательных агрегатах в качестве альтернативы бензиновым аналогам, которые обладают низким коэффициентом полезного действия. У дизельных двигателей (ДД) КПД в полтора раза выше, чем у ДВС на бензине. Если использовать технологию турбонаддува, то КПД может достигнуть 50-ти процентов.
Области применения дизельных моторов
Дизельные силовые установки используются в качестве двигателей грузовиков, тракторов, легковых автомобилей, морских, речных судов, железнодорожных локомотивов, электростанций. Применяются ДД в составе установок для выполнения различных технологических процессов.
Классификация дизельных силовых агрегатов
В зависимости от конструктивных особенностей камер сгорания дизельные силовые агрегаты подразделяются на виды. Их три:
- Разделенная камера сгорания, когда топливо подается предварительно во вспомогательную, вихревую камеру, где и происходит сжатие воздушной массы до оптимальной величины давления. Эта процедура значительно облегчает процесс самовозгорания топлива. Таким образом, воспламененная смесь подается в основную камеру.
- Неразделенная камера, которая располагается в непосредственной близости к поршню. Такая конструкция обеспечивает экономное расходование топлива, но характеризуется высоким уровням шума при работе агрегата.
- Предкамера, когда вставная форкамера соединяется тонкими каналами с цилиндрами. Конфигурация и размеры каналов влияют на величину скорости подачи газов, образованных при сгорании дизтоплива. При этом уровень шума и токсичности уменьшается, а рабочий ресурс мотора увеличивается.
В зависимости от числа тактов ДД выпускаются двух и четырехтактные. 4-хтактным силовым установкам отдается предпочтение благодаря большей эффективности.
Дизели в составе системы подачи топлива могут иметь топливный насос высокого давления (ТНВД) или аккумуляторное устройство (блок). При наличии ТНВД секция насоса соединяется с одной форсункой. Когда используется аккумуляторный блок, то форсунки наполняются топливом напрямую, без дополнительных приспособлений.
Дизели могут оборудоваться системой холодного запуска – механизмом предпускового подогрева, который позволяет обеспечить безопасный плавный запуск мотора при низких температурах окружающей среды.
Внедрение технологии турбонаддува позволяет в значительной степени повысить эффективность работы и его мощность. Устанавливается специальное устройство – турбонагнетатель, который обеспечивает требуемый уровень давления для эффективного и более полного сгорания смеси топлива.
Плюсы дизельных двигателей
К преимуществам дизелей относится:
- Экономичность, которая характеризуется низким расходом топлива, что связана с конструктивными особенностями преобразования дизтоплива в кинетическую энергию. Способствует экономичности дизельных моторов и высокий уровень сжатия топлива, потому что снижается время воспламенения. Тем самым повышается КПД.
- Надежность. Ее высокий уровень объясняется отсутствием высоковольтной системы зажигания.
- Возможность сжигания топлива автоматически, не затрачивая при этом дополнительной энергии. Благодаря такой технологии в составе системы зажигания отсутствуют свечи, высоковольтные провода.
- Низкая стоимость дизтоплива, по сравнению с бензином.
- Небольшие материальные затраты на техническое обслуживание и ремонт двигательных установок.
- Безопасность, которая объясняется физико-химическим составом дизельного топлива.
- Экологичность, поскольку выброс вредных веществ (окиси углерода) незначительный. Это особенно актуально для дизель-генераторов, установленных в закрытых помещениях.
- Возможность работать на синтетическом топливе (сырая нефть, отработанное, рапсовое, пальмовое масло).
- Меньшая степень нагрева мотора при работе, что способствует меньшей отдачи тепла в окружающую среду.
- Продолжительный эксплуатационный срок.
Минусы дизельных двигателей
К недостаткам дизелей относится:
- низкий уровень морозоустойчивости, поскольку при минусовых температурах дизтопливо густеет;
- большой вес мотора из-за массивности некоторых деталей;
- необходимость использования высококачественного топлива, поскольку топливный насос высокого давления весьма чувствителен к составу дизтоплива.
Плюсы значительно превышают недостатки, поэтому дизельные двигатели востребованы во многих отраслях.