Как проверить турбину дизельного двигателя
Как проверить турбину дизельного двигателя
Как проверить турбину на дизельном двигателе
Любой турбомотор, тем более дизельный, сложнее атмосферного и поэтому дороже. Намечающиеся неполадки обойдутся тем дешевле, чем раньше их заметить. Почти все они связаны со смазыванием узла наддува, хотя иногда вопросы вызывают и не относящиеся к нему непосредственно конструктивы силового агрегата. Эти причины также надо разделять в процессе диагностики. Хотя бы на те, которые мешают турбокомпрессору нормально работать, и общие неполадки в ДВС.
Контролю подлежат механически изнашивающиеся детали узла, наличие перегревов, изменения геометрии, состояние системы смазки, управляющие механизмы. Действовать можно с разной степенью демонтажа деталей, от косвенных исследований до снятия турбины с автомобиля.
Способы поиска самых частых неисправностей
Можно прибегнуть к помощи специализированной СТО, вооружённой профильной аппаратурой, где всё проделают быстро, точно и в максимальном объёме, но многое можно узнать и при самостоятельном анализе.
Признаки неисправности и поводы к проведению диагностики
Заметить первые подозрительные отклонения можно без приборов и инструментов:
- машина теряет мощность, не укладывается в данные по динамике разгона;
- из выхлопной трубы появляется дым сизого или чёрного оттенка, которого раньше не было;
- увеличивается температура охлаждающей жидкости, это сопровождается шумной и жёсткой работой;
- растёт расход горючесмазочных материалов.
Но, не всегда в проблемах виноват турбокомпрессор, но из-за своего режима работы он оказывается одним из самых слабых мест.
Агрегат наддува состоит из условно обозначаемых горячей и холодной сторон. Выхлопные газы раскручивают компрессор через одну крыльчатку, а вторая нагнетает воздух в цилиндры под избыточным давлением. Между колёсами ротора расположен соединительный вал, вращающийся в подшипниках скольжения на тончайшей масляной плёнке, создаваемой маслонасосом. Смазывающий поток проходит через картридж и сбрасывается обратно в масляную ванну.
Уплотняется вал в корпусе только по принципу лабиринта и плотной подгонки деталей, резиновых сальников тут нет. Поэтому малейшие отклонения от штатного режима приводят к выбросу в воздушную магистраль. Именно это и служит основным показателем возникшей проблемы.
Причины выброса и как их определить
Вызвать нештатный выход смазывающей жидкости могут разнообразные неполадки:
- нарушение работы системы вентиляции, особенно маслоотделителя сапуна;
- большая выработка поршневой группы, когда пропуск газов повышается, и удаление излишков уже не справляется;
- влияние неисправных узлов впуска и выпуска, повышенное сопротивление воздушного фильтра и катализатора;
- засор магистрали обратного сброса;
- закоксовка или износ опорных втулок.
Для проверки можно отсоединить боковой патрубок от холодной части корпуса, поднести к нему лист бумаги и запустить мотор. Если масло выбрасывается, то это сразу будет заметно по потёкам на бумаге. Иногда тонкую выдуваемую струйку можно заметить визуально.
Если снять шланги с интеркулера, то можно обнаружить в нём накопления масла. Слив его и продублировав операцию после небольшого пробега, при повторном накоплении турбокомпрессор бракуется.
Механический износ
Сняв приёмный патрубок от воздушного фильтра можно получить доступ к крыльчатке нагнетателя. При попытке покачивания ротора пальцем будет заметен люфт в подшипниках. У исправного механизма осевая составляющая люфта практически незаметна, это порог чувствительности руки, величина порядка пяти сотых миллиметра. Радиальная составляющая больше, но если она достигает полумиллиметра – это уже ненормально. Такой ротор плёнку не удержит, да и сам способен задевать крыльчатками за корпус.
Внешний осмотр нагнетающей крыльчатки не должен выявить следов разрушения твёрдыми частицами набегающего потока. Это приводит к разбалансировке, что из-за огромной скорости вращения разрушит подшипники.
Вина прочих механизмов
Основные проблемы обычно создаёт система вентиляции картера. Забивается маслоотделитель, растёт давление, весь мотор начинает потеть через уплотнения, а турбонаддув испытывает масляное голодание из-за затруднённого обратного слива. Такую причину легко перепутать с износом опорных втулок. Хотя если неисправности вентиляции вовремя не устранить, то именно это и произойдёт.
Поверка достаточно проста, надо снять пробку заливной горловины и оценить давление при работающем двигателе. Наживлённая пробка не должна выталкиваться, а в идеале, наоборот, под ней будет разрежение, что заметно по прилипанию пробки к отверстию.
Большую роль играет качество и состояние моторной смазки. Малейшие сомнения должны стать поводом к обязательной замене. И проводить её следует каждые 5-7 тысяч пробега, независимо от рекомендаций изготовителя.
Расход масла через картридж турбонаддува недопустим. Дизель так устроен, что при большом неконтролируемом поступлении любого горючего продукта может пойти в разнос, то есть начать неуправляемо набирать обороты до полного разрушения. Поэтому диагностику турбины, хотя бы самую поверхностную, надо проводить регулярно, при каждом плановом ТО.
Что такое турбина? Как проверить турбину дизельного двигателя?
Турбированные двигателя появились сравнительно недавно, однако их эволюция настолько стремительна, что они потихоньку вытесняют своих «собратьев», лишенных этой полезной и популярной системы под названием турбонаддув.
К сожалению, больше мощности — не значит меньше проблем, я бы сказал, наоборот. Современные турбомоторы хоть и доведены до совершенства, все же имеют массу недостатков и также уязвимы как и простые «атмосферники». В этой статье я расскажу о том, что такое турбодвигатель, о наиболее распространенных «болячках» турбированных моторов, а также о том как распознать и диагностировать неисправность двигателя с турбонаддувом.
Для начала несколько слов о том, что такое турбина и как она работает
Практически у всех турбированных двигателей одинаковый принцип. Первые турбокомпрессоры устанавливали исключительно на большегрузные авто, а также на гоночные авто еще в начале прошлого века. Как вы понимаете, тогда вес и конструкция турбин оставляли желать лучшего, чего не скажешь о современных экземплярах. Турбокомпрессоры нового поколения компактны и просты в установке, а их эффективность в разы выше их предшественников. Но, как и все в этом мире, в один прекрасный день турбокомпрессор начинает «барахлить», двигатель теряет былую мощность и производительность, в итоге у вас появляется новая «головная боль».
Практические все турбины имеют улиткообразную форму корпуса. Воздушные каналы корпуса сужаются на выходе, что способствует увеличению давления и скорости вращения. По воздушным каналам движутся отработанные газы, которые поступают из выпускного коллектора. Двигаясь по каналам они набирают большую скорость и воздействуют на лепестки, которые вращаясь под давлением выхлопных газов, раскручивают ротор. Ротор, вращаясь раскручивает крыльчатку турбонаддува, которая закачивает воздух и подает его в камеру сгорания под высоким давлением. А как вы знаете из школьного курса физики, чем больше воздуха, тем крепче будет горение.
Из-за высокого давления, которое создается при нагнетании воздуха, турбина нуждается в охлаждении, роль радиатора для турбины выполняет интеркулер. Турбина использует систему смазки двигателя, которая подается по специальному контуру. Масло, кроме смазки осуществляет охлаждение турбины.
Теперь когда мы разобрались с тем, что такое турбина и как она устроена, предлагаю рассмотреть основные признаки неисправности турбокомпрессора.
Признаки неисправной турбины:
- Плохая тяга, ухудшение динамики; ;
- Голубоватый или сизый дым из выхлопной;
- Появление характерного запаха горелого масла; ;
- Свист или другой шум из-под капота;
- Плавающие холостые обороты.
Как проверить турбину дизельного двигателя?
Проверка выполняется с использованием спецоборудования, в первую очередь проверяется датчик давления воздуха, который подается в коллектор, поскольку очень часто причина кроется именно в нем. Проверка турбины, как правило, выполняется на СТО. К специальному разъему подключают прибор диагностики и производят считывание информации о работе датчика.
Второе место требующее особого внимания в случае поломки турбины — выход из турбокомпрессора. К этому выходу подключают специальный прибор оснащенный манометром после чего снимают замеры. По результатам измерения делается заключение о состоянии турбины.
Как проверить турбину на дизельном двигателе в домашних условиях?
Если у вас нет времени или желания ехать в сервисный центр для диагностики турбокомпрессора, можно попробовать произвести самостоятельную проверку турбины.
- Первым делом необходимо произвести визуальный осмотр. Обратите внимание на цвет дыма, он не должен быть голубым, черным или сизым. Если из выхлопной идет белый дым, можно предположить, что забились воздушные каналы или сливной маслопровод. В таком случае двигатель начнет «есть» масло. Черный дым или копоть могут свидетельствовать об утечке в системе подачи воздуха. Дым сизого цвета может свидетельствовать об утечке масла в турбине, скорее всего оно проникает в камеру(ы) сгорания двигателя. Чтобы проверить так ли это снимите воздушный фильтр и проверьте, нет ли на его поверхности масла.
- Вторым пунктом проводится проверка турбированного двигателя после предварительного прогрева. Для этой проверки потребуется помощник. Найдите патрубок, ведущий от турбины к впускному коллектору двигателя, затем рукой попытайтесь пережать его. Помощник в это время должен резко нажать на «газ» и подержать педаль в таком положении около 3-х сек. После этого он также резко должен отпустить педаль. Вы тем временем, держась за патрубок, должны ощутить, как он начинает раздуваться от большого воздушного давления. Сделайте несколько таких циклов, резко то нажимая, то отпуская педаль газа. В случае если патрубок не раздувается — с турбиной проблемы, если наоборот — турбина, скорее всего, полностью исправна.
- Внимательно осмотрите сам турбокомпрессор, на нем не должно быть следов масла, копоти или подтеканий. Отключите патрубок, который соединяет впускной коллектор и турбину, проверьте, нет ли в нем следов масла, он должен быть полностью сухим. Если вы обнаружили масляные следы, скорее всего турбина «умерла».
Рекомендую к просмотру видео о правилах эксплуатации турбины в мороз!
Текст: https://ford-master.ru/
Как проверить турбину дизельного двигателя
Турбированные двигателя появились сравнительно недавно, однако их эволюция настолько стремительна, что они потихоньку вытесняют своих «собратьев», лишенных этой полезной и популярной системы под названием турбонаддув.
К сожалению, больше мощности — не значит меньше проблем, я бы сказал, наоборот. Современные турбомоторы хоть и доведены до совершенства, все же имеют массу недостатков и также уязвимы как и простые «атмосферники». В этой статье я расскажу о том, что такое турбодвигатель, о наиболее распространенных «болячках» турбированных моторов, а также о том как распознать и диагностировать неисправность двигателя с турбонаддувом.
Для начала несколько слов о том, что такое турбина и как она работает
Практически у всех турбированных двигателей одинаковый принцип. Первые турбокомпрессоры устанавливали исключительно на большегрузные авто, а также на гоночные авто еще в начале прошлого века. Как вы понимаете, тогда вес и конструкция турбин оставляли желать лучшего, чего не скажешь о современных экземплярах. Турбокомпрессоры нового поколения компактны и просты в установке, а их эффективность в разы выше их предшественников. Но, как и все в этом мире, в один прекрасный день турбокомпрессор начинает «барахлить», двигатель теряет былую мощность и производительность, в итоге у вас появляется новая «головная боль».
Практические все турбины имеют улиткообразную форму корпуса. Воздушные каналы корпуса сужаются на выходе, что способствует увеличению давления и скорости вращения. По воздушным каналам движутся отработанные газы, которые поступают из выпускного коллектора. Двигаясь по каналам они набирают большую скорость и воздействуют на лепестки, которые вращаясь под давлением выхлопных газов, раскручивают ротор. Ротор, вращаясь раскручивает крыльчатку турбонаддува, которая закачивает воздух и подает его в камеру сгорания под высоким давлением. А как вы знаете из школьного курса физики, чем больше воздуха, тем крепче будет горение.
Из-за высокого давления, которое создается при нагнетании воздуха, турбина нуждается в охлаждении, роль радиатора для турбины выполняет интеркулер. Турбина использует систему смазки двигателя, которая подается по специальному контуру. Масло, кроме смазки осуществляет охлаждение турбины.
Теперь когда мы разобрались с тем, что такое турбина и как она устроена, предлагаю рассмотреть основные признаки неисправности турбокомпрессора.
Признаки неисправной турбины:
- Плохая тяга, ухудшение динамики;
- Двигатель долго набирает обороты;
- Голубоватый или сизый дым из выхлопной;
- Появление характерного запаха горелого масла;
- Перерасход масла;
- Свист или другой шум из-под капота;
- Плавающие холостые обороты.
Как проверить турбину дизельного двигателя?
Проверка выполняется с использованием спецоборудования, в первую очередь проверяется датчик давления воздуха, который подается в коллектор, поскольку очень часто причина кроется именно в нем. Проверка турбины, как правило, выполняется на СТО. К специальному разъему подключают прибор диагностики и производят считывание информации о работе датчика.
Второе место требующее особого внимания в случае поломки турбины — выход из турбокомпрессора. К этому выходу подключают специальный прибор оснащенный манометром после чего снимают замеры. По результатам измерения делается заключение о состоянии турбины.
Как проверить турбину на дизельном двигателе в домашних условиях?
Если у вас нет времени или желания ехать в сервисный центр для диагностики турбокомпрессора, можно попробовать произвести самостоятельную проверку турбины.
Как проверить турбину на дизельном двигателе?
Турбинные двигатели, функционирующие на дизельном топливе, применяются для оснащения грузовых, гоночных и легковых автомобилей. Они имеют массу достоинств в сравнении с атмосферными силовыми установками: более высокий уровень мощности в среднем на 10%, высокий крутящий момент, а, значит, и лучшая динамика, экологичность выше, а шумов при его работе меньше.
Однако, не лишены турбинные агрегаты и недостатков. Это, прежде всего, сложности в эксплуатации: сроки службы фильтров и масла меньше в 1,5-2 раза, чем для атмосферного двигателя, турбинные более чувствительны к качеству топлива и масла, а масло необходимо для них подбирать специального назначения. Кроме того, турбодвигатели потребляют больше топлива. Неудивительно, что более чувствительные, хотя и более мощные турбодвигатели довольно часто выходят из строя. Чтобы определить наличие поломок у турбинного двигателя, мы подскажем вам, как проверить турбину на дизельном двигателе.
Особенности турбины на дизельном двигателе
Современные турбированные моторы, независимо от производителя и модели, имеют похожий принцип строения. Они характеризуются компактными размерами и простотой установки.
Большинство турбин выполнено в виде улитки. Ее каналы, предназначенные для выведения воздуха, на выходе сужены. Благодаря этому усиливается давление газов внутри и увеличивается скорость вращения турбины, а мощность мотора увеличивается.
Для производства корпусов двигателей применяются разные материалы – чугун либо алюминиевый сплав.
Признаки неисправности турбины
Определить наличие неисправностей можно исходя из определенных отклонений в работе автомобиля:
- существенное ухудшение показателей динамики авто
- большие временные затраты на набор моторных оборотов
- нестандартный цвет выхлопных газов – голубоватый либо сизый
- наличие запаха перегоревшего газа
- шумы в области двигателя – вой, стук, свист, гудение
- появление нестабильных холостых оборотов.
Особенности проверки турбины в дизеле
Диагностика турбины должна осуществляться опытными мастерами на СТО, где есть высокоточное профессиональное оборудование, инструменты и прочие приспособления. Однако, попасть быстро к специалистам получается далеко не всегда. В такой ситуации можно осмелиться осуществить самостоятельную проверку.
Визуальный осмотр автомобиля зачастую бывает достаточным для того, чтобы определить наиболее распространенные типы поломок. Особое внимание стоит уделить цвету выхлопов:
- белый дым – свидетельство о нарушении проходимости воздушных каналов либо маслопровода
- выхлопы с копотью – говорят об утечке в области механизмов для подачи воздуха
- сизый дым – признак протекания масла в турбине.
Второй этап проверки проводится после прогревания мотора. При резком включении и выключении мотора нужно подержать патрубок. Если наблюдается вздутие последнего из-за накопления воздуха, то турбина в порядке. В обратном случае — нужен ремонт.
Состояние турбокомпрессора может красноречиво свидетельствовать о наличии неполадок. Масляные следы, пятна, влага на корпусе или узлах – эти «симптомы» также являются признаками проблем. При их обнаружении стоит обратиться в СТО для более детальной диагностики, а также оперативной и эффективной ликвидации неисправностей.
Методы диагностики турбины на дизельных и бензиновых двигателях.
Современные автомобили являются очень технологичными, и чаще всего имеют на своем борту турбину. Турбина позволяет экономить автомобилю топливо, и при этом развивать неплохую динамику, увеличивая мощность двигателя. Если Вы покупаете такой автомобиль новым, то переживать нечего, на все агрегаты дается гарантия, и в случае чего Вам все починят бесплатно. Но если Вы покупаете поддержанный нужно обязательно знать, как проверить турбину, иначе можно попасть на ремонт, который сильно ударит по карману.
Проверка турбины на слух.
Первое, что необходимо сделать, при самостоятельной проверки турбины, это послушать как она работает, делать это необходимо на холодную, так как при нагреве металл будет расширяться, и явные неисправности становится услышать очень трудно.
После запуска двигателя, неисправный турбонаддув сразу же проявит себя неприятным шумом. Шум будет выражаться в виде скрежета и свиста. Если такой признак есть, это говорит о неполадках подшипников турбины, который ведет за собой люфт в крыльчатке. Из-за этого люфта, она скребет лопастями по стенкам корпуса.
Решением данной проблемы, будет полный ремонт турбины с заменой всех прокладок, подшипников и сальников.
Если данная неисправность турбины появилась, то рекомендуем Вам не медленно загонять автомобиль на ремонт, так как дальнейшая работа в таком состоянии неприемлема, и чревата большими проблемами вплоть до замены.
Проверка турбины на ходу.
Данный метод не дает 100% гарантию того, что неисправна именно турбина. Но чаще всего описанные ниже симптомы связаны именно с ней.
Проверка турбины осуществляется на прогретом автомобиле. Стоит просто на нем прокатится, автомобиль должен выдавать как минимум заводские характеристики с погрешностью плюс-минус несколько процентов. Например если на автомобиле установлен двигатель объемом 2 литра с турбиной, и мощностью порядка 200 л.с, то он должен ускоряться до 100 км/ч примерно за 7 секунд. Если сев в такой автомобиль, вы чувствуете, что 7-ю секундами там и не пахнет, значит, что-то не в порядке и стоить заняться диагностикой.
Также, признаком потери мощности из-за неисправности турбины, могут послужить выхлопные газы черного цвета. Это говорит, о том что засорился клапан или происходит утечка в выпускном коллекторе, которая не дает раскручиваться турбине как следует.
Устранением данной проблемы будет чистка клапана или замена прокладки турбокомпрессора.
Проверка турбины на жор масла.
Автомобиль должен потреблять масло, но в умеренном количестве. Если за 10 т/км вы добавляете больше 1.5 литров масла, значит.
Обычно при жоре масла, выхлоп будет сильно задымленный и иметь сизый или синеватый оттенок. Это говорит о том, что происходит сгорание масла. Оно может происходить либо в двигателе, либо в выхлопной системе. И тот, и тот вариант не очень радостный.
Для того чтобы понять что турбина не работает как надо, нужно снять воздушный фильтр и проверить его состояние, если он загрязнен, то уже не сможет работать в нормальном режиме, и из-за разницы в давлении между корпусом подшипников турбины и корпусом компрессора начинает проникать масло.
Если с фильтром все в порядке, то нужно проверить ротор турбины и сливной маслопровод. Необходимо, чтобы на нем не было пробок и перегибов, а также других повреждений, которые будут мешать нормальной работе турбины.
Далее нужно провести проверку деформации элементов строения турбины. Изношенная турбина, будет иметь признаки физического воздействия, и люфт оси крыльчатки. А также, стенки турбины будут иметь царапины и зазубрины.
Турбина считается неисправной, если осевой люфт составляет 0.05 – 0.07 мм, а значение радиального люфта превышает 1мм.
Еще один способ проверить не гонит ли турбина масло, это отсоединить все патрубки. Если в них будут набольшие запотевания, то это нормально. Но если там будет много масла, и характерный запах жженого масла, то нужно выяснять причину, почему так происходит.
Основные причины поломки турбины, связаны с несвоевременной заменой, или некачественным маслом. Дело в том, что при использовании загрязненного масла или некачественного, происходит преждевременный износ подшипников, выражаемый в перегреве и недостаточной смазкой.
Как правило, выше перечислимых способов хватает, для того чтобы определить неисправность турбины, но для полной уверенности, рекомендуется провести еще несколько вариантов проверки.
Как проверить работу турбины на заведенном двигателе
Еще один способ как проверить турбину на неисправность, это проверка на давление. Для того, чтобы реализовать данный метод, необходим помощник.
Алгоритм действий такой:
- Необходимо завести автомобиль
- Найти патрубок между турбиной и впускным коллектором
- Передавить его
- Нажать на педаль акселератора
Если все хорошо, то будет чувствоваться что патрубок надувается. Если нет, то значит есть проблемы, и необходимо производить диагностику турбины.
Проверка турбины на дизеле
Турбины для дизельных и бензиновых двигателей схожи по своему строению, отличие заключается лишь в материалах из которых они изготовлены. Так как КПД у дизельного двигателя больше, то температура выхлопа, не превышает 600 градусов, в то время как у бензинового мотора, выхлоп составляет 1000 тысяча градусов. Отсюда можно сделать вывод, что для дизельного двигателя, используются менее жаропрочные материалы чем для двигателя работающего на бензине.
Неисправности турбины дизельного двигателя выявляются теми же методами что и у двигателей работающих на бензине.
На современных автомобилях, которые напичканы электроникой и датчиками, в случае неисправности турбины, загорится check engine на приборной панели. Это будет сигнализировать об ошибках низкого давления турбокомпрессора.
Профилактика турбины.
Для того чтобы Ваша турбина, отработала весь срок эксплуатации, необходимо соблюдать некоторые простые рекомендации.
- Частая замена масла.
Не стоит менять масло на автомобили каждые 10-15 тысяч километров, как рекомендуют производители. На турбо движках, масло нужно менять каждые 5-7 тысяч километров.
- Своевременная замена воздушных фильтров.
Так, как забитый воздушный фильтр будет препятствовать турбине втягивать воздух, ее работа будет нарушаться, а так же будет преждевременный износ ее деталей, из-за недостаточного охлаждения.
- После поездки, мы рекомендуем Вам не глушить сразу автомобиль, а постоять и дать ему поработать на холостых оборотах, для охлаждения турбины. (На современных автомобиля, такая функция уже есть, она называется турбо таймер).
Турбина является дорогостоящим элементом автомобиля. И ее замена очень бьет по карману. Редко бывает так, что она ломается, и автомобиль перестает ехать, турбина, как правило, умирает очень долго, и автомобиль сохраняет свою работоспособность, но если есть признаки неисправности турбины, то стоит их устранить, поверьте это будет гораздо дешевле чем покупать новую.
Стоит принять к сведению, что турбины для немецких автомобилей топовых брендов стоят от 50-150 тысяч рублей за оригинал. Китайская или тайваньская версия турбин стоят примерно в два раза дешевле, но как правило качество оставляет желать лучшего.