Как определить по свечам состояние двигателя

Что свечи зажигания могут сказать о состоянии двигателя

Автомобилист должен постоянно контролировать состояние двигателя внутреннего сгорания. Обнаружить наличие неисправностей можно по некоторым элементам в топливной системе — например, по свечам зажигания. Эти детали обеспечивают постоянный процесс горения топливной смеси, который играет большую роль в работе мотора. Свечи зажигания находятся в центре событий, поэтому все недостатки в функционировании мотора отображаются и на них. По их состоянию можно определить состояние системы смазки, топливной системы и цилиндров.

37f8693616ac3289ea568207644c9902_w650.jpg

В таких условиях бензин не может сгорать полностью, из-за чего образует нагар

В нормальном состоянии свеча должна быть слегка желтой или коричневой. Если же на поверхности есть следы смазки, нагар, то это говорит о неполадках в системе. Кроме того, важно, чтобы электроды были равномерно изношены. Несоответствие этим признакам должно насторожить автовладельца и подтолкнуть его к проверке двигателя.
Пепел. Если мотор стал некорректно работать, начинаются проблемы с запуском, а на свечах есть пепел или копоть, это говорит о неправильной регулировке зажигания или слишком богатой топливной смеси. В таких условиях бензин не может сгорать полностью, из-за чего образует нагар. Есть еще несколько причин образования пепла на поверхности — применение топливных присадок. Злоупотреблять ими без необходимости не рекомендуется.
Пыль серо-белого цвета. Такое состояние свечей говорит о бедной топливной смеси. Лучше не эксплуатировать транспортное средство в таком состоянии, так как это может привести к перегреву элементов и повышению температуры в камере сгорания. При самом худшем исходе это приводит к прогоранию выпускных клапанов.

8f0a576ad09eed5693d920fcb5310f03_w650.jpg

Смазка в моторные цилиндры может проникать по разным причинам

Налет из масла. Логично, что такое явление говорит о попадании смазки на свечу. Масло прикипает и образует налет на поверхности. Смазка в моторные цилиндры может проникать по разным причинам. Например, из-за износа маслосъемных колес. Кроме того, причина часто заключается в наличии микротрещин на поверхности корпуса мотора, в повреждении прокладки головки блока цилиндров, загрязнении и повреждении клапанов.
Отложения красно-бурого цвета. В налете такого цвета и структуры содержится металл. Он указывает на то, что владелец использует слишком много присадок или же заливает топливо плохого качества. Такие отложения постепенно сокращают зазор между электродами. Из-за этого снижается мощность и растет расход топлива. В таких условиях запускать силовую установку намного сложнее. Для того, чтобы дальше не сталкиваться с проблемами, нужно вытащить свечи и очистить их.

39bfcb6de62a5cdf3e4d8cbe6c7f3c4e_w650.jpg

дефект появляется, когда используется плохое топливо

Электрод. Если на свече нет электрода или он имеет повреждения, это говорит о том, что внутрь камеры сгорания попали посторонние элементы. Такое происходит из-за износа воздушного фильтра или неаккуратной сборки двигателя после ремонта. Такой же дефект появляется, когда используется плохое топливо.
Плотный нарост. Если поршневые кольца изнашиваются или залегают, масло начинает попадать в цилиндры и там сгорает на электродах, что и приводит к появлению нароста. Автомобилист может заметить увеличенный расход топлива и синий дым из выхлопной трубы. При каждой замене моторного масла следует проводить проверку свечей.
Повреждение изолятора. Из-за механической детонации в камерах сгорания может повреждаться изолятор свечи зажигания. Как правило, это возникает из-за использования некачественного топлива.

Итог. Состояние свечей зажигания может многое рассказать о наличии неисправностей в моторе. Следует периодически проводить осмотр, чтобы не сталкиваться с необходимостью капитального ремонта.

Диагностика карбюраторного двигателя автомобиля по нагару на свечах зажигания

рыжий налет

По электродам свечей зажигания и цвету нагара на них можно довольно точно и быстро оценить (диагностировать) состояние и правильность работы карбюраторного двигателя, а так же его систем (питания, зажигания, вентиляции и т.д.). Это одна из нескольких базовых проверок (наличие искры, подачи топлива, измерение компрессии …) при выявлении практически любых неисправностей связанных с двигателем и его системами.

Следует отметить, что при диагностике неисправностей карбюраторного двигателя автомобиля необходимо учитывать состояние самих свечей зажигания: соответствие данному двигателю по калильному числу, величина зазора между электродами, наличие «пробоя» изолятора. В изложенных ниже примерах эти факторы будут учтены и описаны.

Итак, выворачиваем свечи зажигания и смотрим на их электроды.

Примеры различных видов нагара на свечах зажигания и причин их появления

Коричневый нагар (налет) на электродах свечей зажигания

Коричневый налет может иметь разные оттенки: от примеси черного, до примеси белого или желтого. Он может либо целиком покрывать электроды и изолятор, либо лишь фрагментами. Имея такие свечи зажигания можно быть уверенным – с двигателем и свечами все в порядке. Он сам, система питания, включая карбюратор и бензонасос, система зажигания работают так как следует.

Черный нагар на электродах свечей зажигания

черный нагар

Черный нагар может быть в виде сухих сажевых отложений, либо рыхлых (сухих или влажных), забивающих пространство между электродами и вокруг изолятора. Оттенки нагара могут быть разные, например, серо-черный. Нагар может покрывать электроды и изолятор полностью или частично.

Наличие такого нагара в первую очередь свидетельствует о богатой топливной смеси, поступающей в цилиндры двигателя или износе его поршневой группы. Смотрим карбюратор (уровень топлива, засоренность воздушных жиклеров), систему зажигания (наличие «пробоев» ее элементов, неправильно установленный угол опережения зажигания: либо слишком ранний, либо слишком поздний), правильность расположения установочных меток системы ГРМ (перескочил ремень, вытянулась или ослабла цепь), проводим измерение компрессии.

Также черный налет может появиться при слишком малом или наоборот слишком большом зазоре между электродами свечей зажигания (силы искры не хватает, чтобы нормально поджигать топливо), либо свечи зажигания слишком «холодные» и не соответствуют данному двигателю по калильному числу. Обычно, внешними признаками наличия черного нагара, являются такие неисправности: двигатель «троит», «стреляет» в глушитель, дымит черным дымом, теряет мощность, повышается расход топлива и появляются «провалы» при нажатии на «газ».

Белый налет на электродах свечей зажигания

белый налет на свече

Белый или бело-серый налет на свечах зажигания свидетельствует о том, что в двигатель поступает обедненная топливная смесь, либо угол опережения зажигания слишком поздний (неправильно выставлен, сбились метки ГРМ), либо свечи зажигания слишком «горячие» для данного двигателя. Чаще всего причинами появления белого налета выступают неисправности топливной системы: низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора, засорение топливных жиклеров, низкая производительность бензонасоса, засорение топливных магистралей и фильтров, «подсос» постороннего воздуха в карбюратор. Внешними признаками работы двигателя со свечами с белым налетом являются: затрудненный запуск двигателя автомобиля, неустойчивый холостой ход, падение мощности и приемистости, постоянный перегрев двигателя, повышенный расход топлива, «провалы» и «рывки» в работе на разных режимах, «стрельба» в карбюратор.

Моторное масло на электродах свечей зажигания

замасленная свеча

Замасленные свечи зажигания – верный признак неисправности самого двигателя. Очень часто замасливание сочетается с черным нагаром на электродах и изоляторе свечей появляющимся от сгорания масла. Причинами попадания излишнего моторного масла в камеры сгорания могут быть изношенные маслосъемные колпачки на клапанах (возможно так же и изношенные направляющие втулки) через которые масло туда засасывается. Или изношенные поршневые кольца, которые не удаляют лишнее масло со стенок цилиндров. Чаще всего маслосъемные. Кольца могут так же «залечь» (потерять свою упругость после перегрева двигателя). В ряде случаев изношенной может быть вся поршневая группа: поршни, стенки цилиндров. Проверяем их исправность путем измерения компрессии и анализа показаний компрессометра.

Признаками попадания масла в камеры сгорания являются синий дым из глушителя, «троение» двигателя, потеря мощности и приемистости, забивание воздушного фильтра двигателя и карбюратора маслом и черным нагаром, повышенный расход топлива.

Читайте также  Мягкая промывка двигателя
Красный налет на свечах зажигания

красный нагар на свечах

Красные или красно-кирпичные отложения на электродах свечей зажигания говорят о применении бензина с антидетонацинными металлосодержащими присадками – ферроценами. Красный налет токопроводящий, вызывает утечку тока с электродов свечи, вызывая тем самым ослабление или полное пропадание искры и соответственно пропуски зажигания. Двигатель «троит», снижается мощность и приемистость, возрастает расход топлива. В такой ситуации лучше всего сменить свечи и заправку.

Оплавленные или разрушенные электроды или изолятор свечей зажигания

разрушенный изоляторСвидетельствуют о слишком продолжительной работе двигателя с ранним углом опережения зажигания, с постоянной детонацией, с нессответствующими по калильному числу свечами зажигания или низкооктановом топливе.

Примечания и дополнения

— Свечи зажигания с любым типом нагара могут быть сырыми («залитыми»). Причиной может быть неисправность карбюратора («переливает»), бензонасоса («перекачивает»), системы пуска карбюратора. Или неисправность самих свечей, попросту вышли из строя и не пропускают разряд тока.

6 способов проверки свечей зажигания

Важной составляющей системы зажигания являются свечи. От их состояния зависит качество воспламенения горючей смеси. Если хотя бы одна из свечей неисправна, это сразу будет видно по работе двигателя. Заметив неисправность, не нужно откладывать с решением проблемы. Как минимум, нужно проверить работоспособность свечи зажигания.

Признаки неисправности

Если свеча не работает, она не вырабатывает искру. Соответственно, горючая смесь не поджигается и в данном цилиндре не происходит рабочий ход. Двигатель начинает хандрить — появляется вибрация, плавают обороты.

Однако есть косвенные признаки, указывающие на проблемы со свечой:

  • Расход топлива. Чем больше уходит несгоревшей смеси из цилиндра «в трубу», тем выше расход. Разница – порядка 5-20% от нормы.
  • Запуск двигателя. Мотор трудно запускается «на холодную», «на горячую», либо в обоих случаях.
  • Подергивания на ходу. Это тот случай, когда свеча зажигания работает через раз. В один момент смесь не сгорает, что сразу заметно в езде — в машине на секунду будто пропадает газ. Сравнимо с явлением, когда в машине заканчивается топливо.
  • Динамика разгона. «Троящий» мотор быстро не поедет – это будет заметно даже на 6-ти и 8-ми цилиндровых агрегатах. На свежих автомобилях ЭБУ может переходить в аварийный режим и еще сильнее «задушить» мощность, чтобы водитель наверняка услышал неисправность.

Почему нельзя игнорировать это?

Начнем с катушек зажигания. Когда не вырабатывается искра, в катушке происходит скачок напряжения. Разница может оказаться настолько большой, что катушка просто сгорит. Хорошо, если это старый мотор, где на каждый цилиндр своя катушка – купил одну и поменял. Но если стоит единая кассета, как это бывает на некоторых Ситроенах и Опелях (на Саабах – вообще поголовно), ремонт будет очень дорогим.

Идем дальше. Детонация. Несгоревший бензин скапливается в камере сгорания и в один момент начинает самовоспламеняться под критическим давлением поршня. Страдает все – поршни, кольца, стенки цилиндров, вкладыши. Если мотор поймал детонацию, ремонт неизбежен. А менять придется многое…

Треснутая свеча зажиганияТрещина в изоляторе свечи зажигания

Проверка «на звук»

Как проверить свечи зажигания своими руками, не используя никаких инструментов? Узнать это можно по звуку. Да, это не точная диагностика, но вовремя заметив первые признаки на слух, можно обойтись без дорогого ремонта. Звук дает понять, правильно ли работает двигатель в целом. Исправный мотор не должно трясти на холостых, а стрелка тахометра – не плавать. Если машина бесполезно пытается «найти» свои обороты на холостом ходу, а двигатель потряхивает, однозначно есть проблема. Со впрыском или зажиганием — разберет уже диагност. От нас нужно вовремя заметить неисправность.

Следующий способ подойдет для тех, у кого легкий доступ к высоковольтным проводам. Как проверить? Суть диагностики проста: если данная свеча не выдает искру, значит, при отключении высоковольтного провода, идущего к нему, работа ДВС не изменится. Если мотор при изъятии провода стал работать еще хуже, значит, эта свеча работает исправно.

Высоковольтные провода и катушки зажиганияСнятие проводов зажигания

Проверка «на искру»

Чтобы проверить искру на свече зажигания своими руками, можно использовать специальный тестер (он же пистолет). Для этого вставляем свечу и прижимаем контакт устройства. Нажимаем на «курок» и проверяем, есть ли искра.

Автомобильный тестер для свечей зажиганияАвтомобильный тестер для проверки свечей

Но как показал опыт, сей прибор не всегда полезен. Так как деталь проверяется не под давлением, ей проще выработать искру. И если на улице она еще может дать искру, уместив ее в рабочие условия, движок будет троить. Вывод таков: если прибор показал искру, свеча возможно исправна, если искры нет даже на улице — значит, она уже мертва.

Как проверить свечи зажигания, если нет прибора? Узнать работоспособность можно и другим способом – выкрутить деталь и приложить на «массу». Последней может быть любая металлическая часть корпуса (например, клапанная крышка). Однако нужен помощник, который будет по команде крутить стартер.

Проверка искры свечи зажиганияПроверка искры на массу

Так как напряжение большое, держать свечу нужно в перчатках. Но как и в случае с тестером, результат будет неточным. Так мы можем проверить только наверняка умершую свечу зажигания.

Проверка с помощью мультиметра

Как проверить свечи на работоспособность более точно? Это можно сделать с помощью мультиметра. Нет, мы не будем проверять напряжение — нам нужно прозвонить текущее сопротивление. Устанавливаем регулятор на 20 кОм и устанавливаем щупы мультиметра между контактной гайкой и центральным электродом. Исправная свеча зажигания должна показать нам сопротивление от 3 до 8 кОм.

Проверка сопротивления свечи зажиганияПроверка сопротивления свечи мультиметром

Визуальный осмотр — оцениваем состояние и износ

Нужно внешне проверить состояние свечей зажигания, а именно изолятора и кромки электродов. Если изолятор имеет коричневый нагар, а кромка центрального или бокового электрода скруглена, такая свеча зажигания имеет большой износ. И если она еще может вырабатывать искру, ее лучше заменить — вскоре она точно выйдет из строя.

Средний ресурс свечей зажигания (с резистором и без) составляет 20–30 тысяч километров. Иридиевые подлежат замене через 100 тысяч километров. При этом каждые 15 тысяч километров рекомендуется проверять зазор между электродом — со временем он увеличивается и требует корректировки.

Изношенный электрод или нагар может стать причиной трудного запуска автомобиля, повышенного расхода топлива и даже детонации.

Изношенный электрод свечи зажиганияИзнос электрода

У нормальной свечи зажигания не должен плавиться электрод. Если это так, нужно решать проблему с топливной системой (настраивать коррекцию форсунок), регулировать клапана и угол опережения зажигания.

Отметим, что каждый цвет нагара может сообщить о конкретной проблеме с двигателем. Давайте разберем, о чем нам может говорить нагар на свече:

  • Небольшой черный налет. Указывает на переобогащенную топливную смесь. Также налет скапливается из‐за грязного воздушного фильтра.
  • Белый. Смесь бедная – не хватает топлива. Нужно разбираться с форсунками, так как дальнейшая езда на бедной смеси запросто «приговорит» выпускные клапана.
  • Черный смолистый налет. Искра вырабатывается через раз, либо есть проблемы с компрессией.
  • Маслянистый налет вперемешку с топливом и металлической стружкой. Начал разрушаться поршень, либо «завис» один из клапанов.
  • Шлак с маслянистым блеском. В камеру сгорания попадает масло, причем настолько много, что оно не успевает сгореть и закоксовывает электрод. Не заметить эту проблему трудно — в таком случае машина просит не меньше литра масла на тысячу километров. Нужно смотреть кольца, маслосъемные колпачки и направляющие клапанов.
  • Желтый, красно‐коричневый. Результат использования сторонних присадок, залитых в топливо. Такая свеча еще может работать, но нужно перед установкой удалить налет.
  • Толстый черный нагар. В цилиндр поступает больше топлива, чем нужно.
  • Пористые отложения, имеющие неприятный запах. Это значит, что в бак был залит спиртовой бензин или топливо с содержанием свинца.
  • Черная копоть, на ощупь как замша. Неправильно подобранное калильное число — свеча не нагревается до температуры самоочищения. Также это происходит, если мотор не выходил на рабочие обороты — автомобиль часто стоял в пробках и ездил на короткие расстояния. Установка свечей с правильным калильным числом решает проблему.
Читайте также  При запуске холодного двигателя белый дым

А как же выглядит нормальная свеча? Сразу отметим, что она не будет чистой, каким бы новым не был двигатель. Налет будет скапливаться всегда.

Свечной нагарНагар на свечах после эксплуатации

Но он будет легким, светло‐серым или светло‐коричневым. Отложений быть не должно — поверхность самоочищается во время работы.

Как бы нам не хотелось, но нужно учиться «слушать» свой двигатель. Обнаружить троящий движок порой трудно, а на дорогих машинах и подавно – вибрации гасятся подушками двигателя, звук –шумоизоляцией, да и сама свеча может работать только через раз. Особенно наступает уверенность, когда недавно было обслуживание. Но никто не отменял брак и внезапную поломку топливной системы, что на старых авто может произойти по щелчку пальца. Вовремя заметив неисправность, можно избежать больших проблем. Как минимум – сберечь катушку зажигания, как максимум – предотвратить убийственную для мотора «детонацию». Прислушивайтесь к своему автомобилю и ремонтируйтесь у проверенных специалистов!

О чём могут рассказать свечи зажигания

Периодически стоит проверять, насколько хорошо работает двигатель, тем более что делать это совсем несложно. Советуем вам ознакомиться с тем, как осуществляется диагностика по свечам зажигания.

Свечи зажигания

По свечам зажигания можно провести диагностику двигателя

Оптимальные условия для диагностирования

Чтобы результаты проверки функционирования силового агрегата были достоверными, стоит придерживаться некоторых правил и создать правильные условия для будущей проверки.

Диагностика двигателя по свечам зажигания осуществляется на основании цвета нагара, который со временем образовывается на свечах. Для этого не требуется привлекать специалистов и обладать особыми умениями. Просто придерживайтесь наших советов и следуйте рекомендациям.

  1. На новых свечах требуется преодолеть некоторое расстояние, которое может колебаться от 100 км и доходить до 150 км.
  2. Заранее прогреваем автомобиль.

Чем раньше будет замечено ухудшившееся состояния двигателя по свечам зажигания, тем больше ваши шансы исправить неполадки быстро и без существенных затрат.

О чём говорит внешний вид свеч зажигания

В тот момент, когда топливная смесь воспламеняется от искры, на свече появляется нагар. Он может обгорать, но не вся его часть, некоторое количество нагара всё же остаётся, предоставляя автомобилисту возможность судить о работе и состоянии двигателя. Во внимание берётся всё: вид, цвет и количество нагара, состояние электродов.

Когда не о чем беспокоиться

Нормальная рабочая свеча может иметь нагар в небольшом количестве. Он может быть похож своим цветом на кофе или быть более светлого оттенка. Никакого намёка относительно наличия масла быть не должно. Электрод должен расходоваться равномерно, на нём и вокруг него повреждений быть не может. Если под капотом вашего авто находятся именно такие свечи, можно только порадоваться за себя. Двигатель находится в прекрасном состоянии, автомобиль потребляет заявленное количество топлива, масло расходуется в нормальном режиме, машина заводится по первому требованию.

Чёрный нагар

На свечах могут образовываться сухие или немного влажные отложения чёрного цвета. В этом случае можно рассматривать несколько вариантов:

  • топливная смесь чрезмерно обогащённая;
  • тепловой диапазон свечки недостаточно тёплый;
  • снизился вакуум или компрессия;
  • зажигание происходит с опозданием;
  • искровой зазор больше, чем нужно.

Присутствие влаги в налёте чаще всего вызывается по причине повреждения прокладки на головке с цилиндрического блока. Также можно проверить маслосъёмное кольцо на предмет износа, а газораспределительный механизм — на наличие проблем в работе.

При такой ситуации водитель может ощутить сложности при запуске автомобиля. Чтобы исправить проблемы, о которых свидетельствует зольный нагар, можно выполнить следующие действия:

  • настроить работу карбюратора, а заодно и воздушной заслонки; воздушный фильтр;
  • клапаны могут заедать в том случае, если нагар образовался только на одной или двух свечах.

Чёрный нагар на свече

Маслянистый нагар

Состояние двигателя по свечам, поверхность которых покрыта маслянистыми отложениями, определить несложно. Здесь вариантов немного: в камеру сгорания попадает много масла. Причиной такой ситуации может стать высокое содержание масла в картере, изношенное состояние поршневых колец, направляющих втулок на клапанах или гильз на блоке цилиндров. Все эти варианты не подходят для нового двигателя или агрегата, который проходит обкатку. В последних двух случаях замасленные свечи подвергаются соответствующему обслуживанию и становятся пригодными к использованию.

Если же проблемы с двигателем всё-таки присутствуют, то пора бить тревогу и отправлять его на капремонт. Смесь из топлива и масла обязательно должна быть отрегулирована, а свечи заменены на новые.

Маслянистый нагар

Свинцовый нагар

Когда свеча перегревается, отложения на её поверхности начинают расплавляться и принимают глянцевый вид с коричневым и даже желтоватым оттенком. Такое явление происходит из-за резкого повышения температурного режима внутри камеры сгорания. Причиной служит неправильный стиль вождения, который связан с резкими ускорениями. Ещё одной причиной служит наличие в топливе присадок с содержанием свинца.

Как следствие, в зажигании будут наблюдаться пропуски. Если причины появления свинцового нагара устранить невозможно, то рекомендуется выбирать свечи с увеличенным холодным диапазоном и сократить время их обслуживания.

Зольный налёт

На теле изолятора и электрода, который служит для заземления, могут образовываться в большом количестве порошкообразные отложения. Их цвет может меняться от белого до жёлтого. Можно предположить, что используемое масло не подходит двигателю или в топливе присутствуют недопустимые присадки.

Такие отложения легко удаляются, даже если они присутствуют в большом количестве. После очистки свечи могут использоваться повторно.

Износ свечи от времени

Свеча зажигания в среднем может работать до 30 тыс. км. Иногда этот показатель может увеличиваться в два раза, а может столь же стремительно сокращаться. Нужно периодически смотреть на свечи, проверять их состояние и рабочий потенциал, чтобы не допустить эксплуатации автомобиля при слишком изношенных свечах. Чем это может грозить:

  • чрезмерный расход топлива;
  • осложнение зажигания;
  • излишняя нагрузка на двигатель.

Лучше своевременно заменить свечи, чем подвергать свой автомобиль лишним нагрузкам.

О чём говорит внешний вид изолятора

Не только по нагару на свечах можно проводить диагностику состояния двигателя. На электродах могут появляться признаки эрозии при отсутствии отложений. По состоянию изолятора также можно судить о состоянии и особенностях работы двигателя.

Серый, вспученный изолятор

Это может свидетельствовать о следующих проблемах:

  • высокий тепловой диапазон на свечах;
  • зажигание с опережением;
  • неудовлетворительное охлаждение двигателя;
  • недостаточная обогащённость смеси топлива с воздухом;
  • заедание клапанов;
  • протечка на впускном коллекторе.

Для устранения проблемы необходимо проверить тепловой диапазон на свечах, установить момент зажигания, отрегулировать карбюратор, восстановить герметичность на впускном коллекторе и проверить работу клапанов. Свечи подлежат замене.

Сколотый или раскрошенный изолятор

У таких серьёзных нарушений может быть несколько причин:

  • тепловое расширение и удар;
  • резкий перепад температуры;
  • воздействие внешней механической силы;
  • длительная эксплуатация двигателя, в результате которой могут скапливаться отложения между изолятором и электродом.

В подобном случае необходимо не только заменить свечи, но и задуматься о профилактическом ремонте двигателя.

Трещина на изоляторе

О чём говорит внешний вид электрода

Раз уж вы занялись изучением свечей зажигания, то обратите внимание на состояние электрода. Отсюда также можно почерпнуть важную для себя информацию.

На электродах может образовываться эрозия, что служит результатом окислительных процессов и химических реакций при участии свинца. В результате — увеличивается искровой зазор, автомобиль запускается сложнее, а в зажигании наблюдаются пропуски.

Читайте также  Надо ли прогревать двигатель зимой

Эрозия может иметь свинцовый характер, при этом конец центрального электрода расщепляется и выглядит растрёпанным. По таким признакам можно судить о низком качестве топлива, в составе которого имеется свинец.

Наличие вогнутой эрозии на заземляющем электроде свидетельствует о неправильном подключении катушки зажигания (нарушение полярности). Это приводит к неравномерной работе силового агрегата на холостых оборотах. Исправить такую ситуацию несложно: меняем полярность и устанавливаем новые свечи.

Если электрод имеет слишком изношенный вид, что нехарактерно для свечи, можно говорить про наличие агрессивных примесей в технических жидкостях.

Состояние свечей зажигания

Электроды могут даже расплавляться, если при работе двигателя в камере сгорания присутствует большая температура. В этом случае можно рассматривать несколько причин, которые могли привести к таким последствиям:

  • топливная смесь самовоспламеняется при раннем зажигании;
  • в камере сгорания скопились отложения;
  • был повреждён распределитель зажигания;
  • истощение смазки;
  • неправильно подобранные свечи;
  • плохо охлаждается двигатель.

Хорошо ознакомившись с тем, как по свечам определить состояние двигателя, вы сможете на ранних стадиях выявлять наличие проблем и своевременно устранять их. В результате автомобиль будет безотказно запускаться, расход топлива не поднимется ниже заявленной отметки, а рабочий потенциал двигателя приумножится.

Симптомы и внешние показатели неисправности свечи зажигания

В любом ДВС, где бы он ни был установлен: в автомобиле, моторной лодке, бензопиле, или мотоцикле, есть маленькое устройство для воспламенения горючей смеси – свеча зажигания. Она выдаёт искру, используя ток высокого напряжения, которая воспламеняет топливно-горючую смесь в цилиндре двигателя. Сгорание смеси и служит энергией для работы мотора. Благодаря свечам зажигания мотор заводится и далее работает, иначе при неисправностях свечей мотор может не запускаться или прекращать свою работу.

Частые симптомы вышедших из строя свечей зажигания:

  • проблемный пуск двигателя: не заводится или заводится через какое-то время (но стартер работает);
  • повышенный расход горючего с заметной потерей мощности;
  • при быстром нажатии на педаль газа заметен провал в мощности;
  • прерывистая работа двигателя (он глохнет);
  • двигатель не держит холостые обороты при этом троит и вибрирует;

Главные дефекты свечей зажигания – их загрязнение или механическое повреждение. Как стало понятно, все это может послужить потере мощности, увеличенному расходу горючего, затруднениям в наборе скорости, несвоевременному зажиганию в цилиндрах, проблемам с пуском двигателя. Поэтому, при возникших проблемах с мотором, следует проверить свечи — первое, что следует сделать для определения причин неисправностей. Ведь именно по их состоянию можно много рассказать о работе двигателя. Также следует проверять свечи зажигания мотоцикла, машины или болгарки с ДВС систематически.

Осмотр состояния свечи зажигания. Как по внешнему виду свечи зажигания определить причину?

Нормальное состояние.

Покрытие сажей.

Причина: неправильное регулирование воздушно-топливной смеси (карбюратор, система впрыска топлива): воздушно-топливная смесь слишком обогащена, засорен воздушный фильтр, неисправно автоматическое устройство для обогащения смеси при запуске двигателя, частые поездки на короткие расстояния, свеча слишком холодная, диапазон нагрева слишком низкий.

Последствия: пропуски искрообразования, плохие пусковые качества.

Замасливание

Причина: избыток масла в камере сгорания. Слишком высокий уровень масла, сильный износ поршневых колец, стенок цилиндров или направляющих клапанов. Для 2-тактного двигателя: слишком много масла в топливной смеси.

Последствия: пропуски искрообразования, плохие пусковые качества.

Сильный износ центрального электрода.

Причина: несоблюдение интервалов замены свечей зажигания.

Последствия: пропуски искрообразования, плохие пусковые качества.

Отложение свинца.

Причина: присадки топлива с содержанием свинца. Налет образуется при высокой нагрузке двигателя после длительной работы в режиме частичной нагрузки.

Последствия: при высоких нагрузках налет становится токопроводящим и вызывает пропуски искрообразования.

Сильное отложение свинца.

Причина: присадки к топливу с содержанием свинца. Отложения возникают при высокой нагрузке двигателя после длительной работы в режиме частичной нагрузки.

Последствия: при высоких нагрузках налет становится электропроводным и вызывает пропуски искрообразования.

Образование золы.

Причина: легирующие компоненты, особенно из масла, способствуют отложению золы в камере сгорания и на тепловом конусе изолятора.

Последствия: вероятность возникновения калильного зажигания с потерей мощности, возможно повреждение двигателя.

Оплавление центрального электрода.

Причина: тепловая перегрузка за счет калильного зажигания, например, за счет слишком раннего зажигания, остаточных продуктов в камере сгорания, неисправных клапанов, неисправного распределителя зажигания и недостаточно высокого качества топлива. Возможно, слишком низкое калильное число.

Последствия: пропуск искрообразования, потеря мощности (повреждение двигателя).

Расплавление центрального электрода.

Причина: тепловая перезагрузка за счет калильного зажигания, например, за счет слишком раннего зажигания, остаточных продуктов в камере сгорания, неисправных клапанов, неисправного распределителя зажигания и недостаточно высокого качества топлива. Возможно, слишком низкое калильное число.

Последствия: пропуски искрообразования, потеря мощности, возможно, повреждение двигателя. Возможно также образование трещины в тепловом конусе изолятора за счет перегретого центрального электрода.

Оплавление электродов.

Причина: тепловая перегрузка за счет калильного зажигания, например, за счет слишком раннего зажигания, остаточных продуктов в камере сгорания, неисправных клапанов, неисправного распределителя зажигания и недостаточно высокого качества топлива.

Последствия: перед полным отказом (поломкой двигателя) возникает потеря мощности.

Ферроцен.

Причина: содержание железа в топливе. Отложения возникают после нескольких тысяч километров нормальной работы.

Последствия: железистое отложение электропроводно и вызывает проблемы с зажиганием.

Сильный износ бокового электрода.

Причина: агрессивные присадки к топливу и маслу. Неблагоприятные условия обтекания топливной смесью в камере сгорания, стук в двигателе. Нет тепловой перегрузки.

Последствия: пропуск искрообразования, особенно при ускорении (напряжения зажигания недостаточно для увеличившегося зазора между электродами). Проблемы с запуском.

Разрушение теплового конуса изолятора.

Причина: механическое повреждения (удар, падение, сжатие в центральном электроде при неправильном использовании). За счет отложений между центральным электродом и тепловым конусом изолятора и за счет коррозии центрального электрода – особенно при слишком длительной работе – может треснуть тепловой конус изолятора.

Последствия: пропуски искрообразования, искра проскакивает в местах, недоступных для рабочей смеси.

  • исправная свеча. На конце устройства – боковом электроде – может присутствовать коричневато-серое наслоение. Если так, то свеча нормальная и готова к дальнейшей эксплуатации.
  • углеродное отложение. Темная густая сажа сразу будет заметна. Причинами этого являются: неисправность воздухоочистительной системы, длительная езда на пониженной скорости, богатая смесь, двигатель долго крутится на холостых.
  • масляное загрязнение. Темное маслянистое наслоение на электроде и изоляторе говорит о проникании автомобильного масла в «котёл». Это случается в результате изношенности колец поршня и поршневой в целом, и клапанов.
  • «Залитая». Присутствие бензинового слоя на свечи происходит после «заливания» мотора при многократных последовательных попытках завести его. Без сгорания смеси, она оседает на электродах и изоляторе. В этом случае можно всего лишь почистить или дождаться, когда сами высохнут.
  • обгоревшая. Подпалённый изолятор и подплавленые электроды или светлые загрязнения возникают вследствие перегрева мотора, неподходящей рабочей температуры свечи, её износа, неправильного выставления зажигания, несбалансированной топливно-воздушной смеси — изношенные и выработанные, тонкие электроды только у свеч, которые уже своё отработали.
  • переломленный электрод. Случается это, если свеча зажигания нестандартная по размерам. Длинная свеча приведет к серьёзным повреждениям, а короткая – к увеличению расхода горючего и быстрому её засорению. Узнать тип свечей можно в описание к двигателю.

При обнаружении неисправной свечи, её заменяют на новую.

Наша компания предлагает качественный и быстрый ремонт и замену генераторов, стартеров для различных легковых автомобилей иномарок:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: