Если загорелся чек двигателя
Если загорелся чек двигателя
Загорелся чек двигателя — Возможные причины
Часто случается, что на панели приборов в салоне автомобиля, оборудованного электронным управлением, загорается лампочка аварийного датчика. Если автомобиль завелся, продолжает работать, но при этом загорелся чек двигателя, это означает, что включение произошло в аварийном режиме. Некоторое модели современных машин (Audi, BMW, Mercedes-Benz, Porshe, VW) оборудованы системой, способной осуществлять самодиагностику, ошибки в расшифрованном виде поступают на информационную панель. Но водителям не всегда удается понять, почему загорелся чек неисправности двигателя.
Что означает сигнал Check Engine
Чтобы запустить мотор, водитель включает зажигание. Если при этом мигает чек двигателя, это не должно вызывать опасений, т. к. он вскоре погаснет. Но горящий сигнал, при работающем моторе, свидетельствует о нарушениях в его работе.
При возникновении сбоев в работе силового агрегата, в памяти блока управления фиксируется ошибка в виде закодированного сигнала. В этом случае на приборной доске горит чек двигателя. Если на авто не предусмотрена диагностика в автоматическом режиме, нужно подключить в специальный разъем устройство для сканирования. Сканер считывает код и осуществляет подробную расшифровку ошибки.
В процессе развития электроники, индикатор Check Engine превратился из простенького датчика неисправностей в сигнализатор, обладающий множеством функций. Современный чек двигателя при мигании сообщает о следующих несоответствиях:
- неправильном составе топливных смесей;
- сбоях настроек в системе зажигания;
- отказах датчиков.
В его задачи также входит сообщать о проблемах, не связанных с силовым агрегатом. Чтобы выявить место возникновения и характер поломки, от мастера потребуются профессиональные знания, опыт, специальные приспособления и инструменты.
Важно: Электронный блок ЭБУ подает команду на мигание сигнализатора, в результате обнаружения ошибок различной степени сложности. Среди них встречаются неполадки как серьезные, так и мелкие. С целью проведения диагностики, рекомендуется приостановить эксплуатацию транспортного средства. Опытные автовладельцы часто самостоятельно определяют причину включение чека, не дожидаясь визита на СТО.
Признаки основных неисправностей и причины появления сигнала индикатора
Если во время движения автомобиля загорается чек Engine после заправки на автозаправочной станции, наиболее вероятная причина – несоответствующее качество залитого бензина. При этом наблюдаются следующие симптомы:
- Снижение мощности.
- Перебои в работе двигателя (глохнет).
- Детонация в результате неполного сгорания топлива.
Чтобы исправить ситуацию, рекомендуется сделать следующее:
- добавить в бак порцию топлива более высокого качества;
- слить бензин, залитый недавно, прочистить топливную систему.
Если чек не желает гаснуть после того, как причина была устранена, требуется удалить ошибку, записанную в памяти устройства, при помощи специальной компьютерной программы.
Проверка уровня масла и его состояния
Следующими по значимости, причинами возникновения сигнала, считаются перегрев мотора, понижение уровня смазочной жидкости в ДВС. Рекомендуется проверить температуру двигателя. При отсутствии перегрева нужно проверить объем и состояние масла. После проверки уровня необходимо долить недостающее количество смазочного материала. При помощи чистой бумажной салфетки проверяется качество и состав моторного масла по следующим критериям:
- Цвет.
- Консистенция.
- Наличие механических включений.
- Запах гари.
Если с качеством и количеством масла все в порядке, двигатель запускается, чтобы исключить непривычные звуки, шумы при работе как в режиме холостого хода, так и под нагрузкой.
При выявлении нестандартных шумовых эффектов работающего двигателя на фоне горящего чека, рекомендуется отправить машину в ближайшую сервисную компанию. Самостоятельное перемещение авто не рекомендуется, доставка осуществляется при помощи буксировки или другим удобным способом. Дальнейшая эксплуатация может привести к серьезным поломкам и дорогостоящему ремонту элементов силового агрегата.
Мигающий индикатор и троение двигателя
Когда одновременно мигает чек и троит двигатель, необходимо обследовать элементы системы зажигания:
- свечи зажигания;
- электропроводка;
- катушка.
Эффект троения наступает, когда работают только три камеры сгорания вместо всех четырех. Двигатель начинает троить при отсутствии впрыска топливовоздушной смеси в один цилиндр.
Выработанные и загрязненные свечи зажигания также становятся причиной включения сигнализатора Check Engine. Чтобы долго не думать, как убрать чек двигателя, нужно просто очистить или полностью заменить устаревшие свечи на новый комплект.
Если моргает чек и троит двигатель, рекомендуется осмотреть и проверить целостность высоковольтной проводки, качество контактных соединений, освежить изоляцию в местах пробоев, заменить перегоревшие провода, ведущие к свечам накала.
Проверка катушки зажигания сводится к измерению сопротивления на клеммах и испытанию на способность создавать искру голубого цвета.
Что делать если загорелся чек двигателя из-за сбоев в системе топливоподачи
При нарушениях, связанных с поступлением горючего в цилиндры, рекомендуется проверить состояние распыляющих форсунок. Их отверстия необходимо очищать, промывать, при необходимости, полностью заменять на новые устройства.
Снижение давления в топливной системе вызвано неисправностями:
- Бензонасоса (в карбюраторном, инжекторном двигателях).
- Топливного фильтра
- Насоса ТНВД (в дизеле).
Если загорание чека вызвано выходом из строя каталитического нейтрализатора, водители просто удаляют его из системы выхлопа, а затем отключают соответствующий датчик (кислородный).
Как сбросить чек ошибка двигателя
При возникновении критических ошибок в работе двигателя, информация фиксируется в памяти ЭБУ и не удаляется самостоятельно даже после устранения дефекта. При этом чек продолжает светиться. Чтобы сбросить записанную ошибку своими руками, опытные автовладельцы выполняют следующие операции:
- прогревают мотор до рабочих температур;
- рассоединяют клемму на аккумуляторной батарее на некоторое время (от 5 до 15 минут);
- восстанавливают соединение клеммою;
- вставляют и поворачивают ключ зажигания, не доходя до запуска (при этом все индикаторы на приборах горят);
- выжидают одну минуту;
- поворачивают ключ в обратную сторону.
Чаще всего, такие действия приводят к желаемому результату, код ошибки исчезает из памяти блока ЭБУ. Чек перестает светиться после включения и работы двигателя в холостом режиме в течение трех минут.
Если метод отключения клеммы не сработал, сигнализатор продолжает мигать, ошибка из памяти управляющего устройства убирается при помощи специальных компьютерных программ через диагностический разъем OBD распиновки.
Управляющий блок также может стать причиной включения сигнала check, если отдельные элементы ЭБУ частично или полностью выходят из строя.
ТОП-10 причин почему загорелся check engine
Перевод выражения «check engine» на русском языке дословно звучит как «проверьте двигатель». Значок «чек» есть на приборной панели большинства современных автомобилей, но его значение для многих остается непонятным. Поэтому, если эта иконка — желтый или оранжевый значок двигателя — появляется и не исчезает (или попросту моргает), у неопытного водителя возникает закономерный вопрос: «что это значит?». Далее попробуем выяснить причины, почему засветился check engine на приборной панели вашего авто, а также как от него избавится.
Изначально эта лампочка давала знать о неполадках с карбюратором, но теперь, когда автомобили оборудованы полноценными бортовыми компьютерами, сообщение может свидетельствовать о разных неисправностях. Например, ошибка «чек энджин» может сообщать о проблемах с качеством топливовоздушной смеси или неисправностях зажигания, а также о многом другом. Сообщения могут быть вызваны как несерьезными поломками, так и критическими.
Таким образом, когда горит «чек энджин», понятно лишь то, что ЭБУ зафиксировал неисправность в одной из систем автомобиля. Полную же картину может дать только диагностика. Далее разберем основные причины, по которым светится лампочка «чек энджин», и что с этим нужно делать.
- Открыта крышка топливного бака. Проверьте, плотно ли она закрыта.
- Плохой бензин. Система может реагировать на качество топлива. Выходом будет слить бензин и залить более качественный.
- Уровень масла. В первую очередь проверьте щупом его уровень. Также посмотрите, нет ли трещин в блоке и подтеков масла.
- Проблемы с бензонасосом или сеточкой в баке. Проверьте, ровно ли работает насос, и не издает ли он посторонних звуков.
- Загрязненные форсунки. Устраняется очисткой форсунок.
- Неисправность высоковольтных проводов или катушек.
- Проблема со свечами зажигания. Значок загорается и при проблемах со свечами. Стоит проверить работоспособность свечей и в случае необходимости заменить их.
- Отсутствие искры в одном из цилиндров.
- Неисправен лямбда-зонд. Проблема устраняется только заменой этого узла.
- Поломка катализатора. Также решается заменой катализатора.
Здесь перечислены только основные причины и способы их решения. На самом деле их намного больше. Диагностика бортового компьютера, который контролирует все системы автомобиля, может дать более полную картину происходящей ситуации.
Чэк энджин не скрывается на приборной панели Мадза СХ-5
Check engine на панели Пежо Партнер скрывается в левом углу
Остановимся подробнее на тех шагах, которые необходимо предпринять в первую очередь для того, чтобы избавиться от засветившегося индивикатора Check Engine. Алгоритм первоочередных действий будет следующим:
- Проверить, закрыта ли крышка бензобака. Ситуация особенно актуальна если вы только выехали из заправочной станции, и вскоре после этого загорелся значок чек энджин. Это означает, что либо нарушилась герметичность топливной системы из-за недостаточно плотно закрученной крышки бака, либо качество топлива оставляет желать лучшего.
- Проверьте состояние свечей. Для этого выкрутите их и визуально оцените их состояние. Очень часто именно свечи являются причиной активизации индикатора Check Engine. В частности, причина может заключаться в том, что они начинают пропускать ток из-за отложения нагара на электродах. Такой налет образовывается в результате большого содержания металлов или других токопроводящих веществ, находящихся в топливе. Также ошибка может возникнуть в случае, если зазор между электродами на свече превысил расстояние в 1,3 мм. Более подробно о диагностике свечей и как выполнить ее по их цвету рассматриваем отдельно. Также вам будет полезна информация об их замене.
- Уровень масла. Если значок check engine загорается только при нагреве двигателя, остановитесь и прислушайтесь, возможно, услышите посторонние звуки в работе мотора. Проверьте шупом уровень масла в двигателе, при необходимости долейте его. Также посмотрите нет ли подтеков масла.
- Если ваша машина снабжена датчиками чистоты технологических жидкостей (моторного масла, топлива и так далее), то индикатор может засветиться в случае, если соответствующие показатели превышают допустимую норму. Выходом является замена соответствующих фильтров либо полностью жидкостей в случае, если они не соответствуют нормам.
- Сброс минусовой клеммы с аккумуляторной батареи (15…20 секунд). После этого лампа Check Engine должна погаснуть, а часы на компьютере обнулиться. Этот способ может быть актуален в двух случаях. Первый — это банальный “глюк” ЭБУ. Второй — если в памяти электронного блока накопилось большое количество мелких ошибок, которые были не сброшены. (обычно они вызваны использованием некачественного бензина, наличием вредных примесей в топливо-воздушной смеси, попаданием влаги на электрические контакты и прочего).
Если после выполнения перечисленных действий индикатор Check Engine не погас, или погас, но вскоре засветился вновь, то это означает, что ошибка кроется глубже, и для ее устранения нужно проводить дополнительную детальную диагностику с помощью более серьезных средств.
Причину можно попробовать узнать самостоятельно, посчитав количество миганий “чека”, и свериться с технической документацией на предмет обозначения такого кода ошибки. Для разных авто существуют разные интервалы между вспышками и разные коды, по которым их интерпретируют.
Большинство ошибок, о которых вам сообщает индикатор, не являются критичными. Выполнить диагностику можно двумя путями — самостоятельно и заехав на СТО. Дело в том, что для получения информации в данном случае необходимо специальное оборудование или хотя программное обеспечение для смартфона.
Но прежде всего нужно узнать как изменилось поведение автомобиля после появления ошибки. Это делается для того, чтобы определить, можно ли ехать с чек энджин, светящимся на панели, или лучше не стоит этого делать, дабы не усугублять проблему.
Поведение авто
Значок горит непрерывно
Моргает чек
Изменения в поведении авто нет
Движение можно продолжать
Продолжать движение НЕЛЬЗЯ
Машина резко изменила свое поведение:
- Плавают обороты;
- Появилась вибрация двигателя;
- Слышится запах горелого;
- Другие изменения.
НЕЛЬЗЯ продолжать движение
НЕЛЬЗЯ продолжать движение
Мощность двигателя и реакция на педаль газа остались прежними
Можно продолжать движение
Можно продолжать движение
Мотор стал менее приемистым, обороты не подымаются выше определенного значения (работа двигателя в аварийном режиме)
Продолжать движение можно
Движение продолжать НЕЛЬЗЯ
На панели приборов не загорелось никаких дополнительных сигнальных лампочек.
Можно ехать
Ехать можно
Вместе со значком чек энджин загорелся другой индикатор:
- Лампочка охлаждающей жидкости;
- Перегрев двигателя;
- Лампочка масленки;
- Значок катализатора.
Движение НЕЛЬЗЯ продолжать
Движение НЕЛЬЗЯ продолжать
Когда горит чек энджин?
Выясняем причину почему горит check
Код ошибки можно считать с помощью ноутбука со специальным программным обеспечением. Компьютер посредством кабеля подключают к ЭБУ машины и проводят диагностику. Также с помощью ноутбука в блок управления можно внести дополнительные внешние команды или исправить (сбросить) появившиеся ошибки.
Более простой метод — скачать на свой смартфон на базе ОС Android программу для связи и аналитики ЭБУ (например, TORQUE, у нее есть бесплатные и платные версии). А к электронному блоку подсоединяется Bluetooth адаптер, который позволяет считывать информацию с устройства. Если у вас нет ноутбука или вы попросту не хотите морочить голову установкой дополнительного ПО, то можете делегировать описанные процедуры работникам СТО. У них есть все необходимое оборудование и программы.
Нужно помнить, что каждая машина (а порой и каждое ЭБУ на одинаковых автомобилях, но разных годов выпуска) имеет разный список расшифровки ошибок. Поэтому после получения информации вам обязательно необходимо иметь стандартный набор диагностических кодов ошибок (Diagnostic Trouble Code — DTC). Его вы можете найти в дополнительной литературе по выполнению диагностики или в интернете (например, на тематических форумах, посвященных модели вашей машины).
Другой распространенной причиной для инжекторных двигателей являются проблемы в работе форсунок. В частности, появление значительного количества осадка на них. Решение такой проблемы заключается в очистке форсунок. При появлении проблем со свечами, форсунками, а также активизировавшемся индикаторе чек энжин могут быть такие симптомы:
- слабая тяга двигателя;
- высокий расход горючего;
- рывки при набирании скорости или нестабильная работа мотора;
- «плавающие» обороты двигателя на холостом ходу.
Следующим шагом будет проверка давления в топливной системе. Для этого нужно воспользоваться манометром. Стандартное давление для большинства нетюнингованных машин составляет 3 атмосферы (кгс/см2). Однако эту информацию уточните в техпаспорте вашего автомобиля. Если давление значительно ниже, значит, проблема может крыться в неисправном бензонасосе или загрязненных форсунках. Если давление низкое постоянно — проверьте бензонасос. Если же сначала оно нормальное, но падает вскоре после запуска двигателя — проверьте форсунки. Также обратите внимание на сеточку в бензобаке.
Также стоит проверить изоляцию высоковольтных проводов. Лучше делать это не визуально, а при помощи тестера, включенного в режим омметра. Минимальное значение изоляции провода должно быть не менее 0,5 МОм. В противном случае провод необходимо заменить.
Если лампочка Check Engine светится после поворота ключа, а через несколько секунд гаснет, то это означает, что система проводит самодиагностику, и причин для беспокойства нет.
Как доехать до СТО при светящемся Check Engine
При движении на СТО старайтесь соблюдать щадящий режим движения. В частности:
- не превышать скорость более 60 км/ч;
- не превышать обороты двигателя более 2500 об/мин;
- отключите кондиционер (печку), мультимедийную систему и другое ненужное в данный момент оборудование, создающее дополнительную нагрузку на двигатель;
- избегайте резких стартов и торможений, едьте плавно.
К нормальному режиму езды можно возвращаться лишь после диагностики и устранения выявленных ошибок.
Вместо заключения
Помните, что при появлении светящегося индикатора Check Engine не стоит паниковать. В большинстве случаев причины его активизации не являются критичными. Однако необходимо выполнить первоочередную диагностику, состоящую из 5 перечисленных выше шагов. Также проверьте, не изменилось ли поведение машины на дороге и не загорелись ли дополнительно другие индикаторы. При выявлении незначительных недочетов нужно их исправить. Если же Check Engine после этого не погас, то проведите дополнительную диагностику с помощью электронного прибора. Он выдаст вам код ошибки, указывающий на причину поломки.
Check Engine. Что означает и почему горит?
Современные автомобили это достаточно сложная техника, и это не только двигатель и трансмиссия, но и остальные бортовые системы, иногда даже подвеска может быть автоматизирована, если она скажем пневматическая. Поломки даже сложные не так просто диагностировать, ведь даже мотор, которому требуется капитальный ремонт, может работать еще какое-то время, пока его полностью не заклинит. Но производители не допускают этого критического момента, а поэтому сигнализируют водителю. Таким «маячком» является индикатор «Check Engine», который горит когда в автомобиле что-то неисправно …
ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ
Для начала небольшое определение.
CHECK ENGENE (дословный перевод – «проверь двигатель») – совокупность датчиков и систем, которые указывают бортовому компьютеру на состояние двигателя или других контролируемых элементов. В рабочем состоянии после пуска мотора, этот индикатор должен потухнуть.
Если после запуска этот датчик постоянно горит, то это однозначно сложная неисправность, которую нужно срочно устранять.
Простыми словами ребята, это полная «попа» когда у вас загорелся «Check Engine», по своему опыту знаю – ничего хорошего тут нет! Последний раз, когда у меня постоянно горел – накрылся катализатор, а это очень не дешевый элемент на иномарках, однако все по порядку.
Немного успокою или легкие неисправности
Как я уже писал выше, в современных машинах «ЧЕК» может гореть не только из-за силового агрегата, но и из-за кучи других факторов, и не всегда они критические.
1) Например, немецкие и многие Европейские автомобили, очень требовательны к качеству бензина. Если уровень низкий — тогда зачастую может гореть этот индикатор! Многие задают вопрос – а как такое происходит? Как автомобиль определяет качество бензина, он что его химически тестирует? Конечно же – НЕТ, ребята, все гораздо проще.
Все дело в том, что при рабочих циклах мотора, могут происходить пропуски зажигания. То есть подача топлива есть, а воспламенения – нет! Таким образом, свеча не работает нормально, проявляется «троение» силового агрегата, вот и загорается этот индикатор (особенно на холодном двигателе).
Устранить это достаточно просто, нужно выкрутить свечи и посмотреть на них – если есть черный нагар, значит — заправлено некачественное топливо, нужно менять заправку.
2) Влага в системе зажигания. Иногда бывает, что в систему зажигания попала вода. Она образует «мостик» между проводами или катушками и корпусом – происходит короткое замыкание. Могут возникать пропуски в образовании искры, также могут просто сгореть катушки зажигания. Такие проблемы могут возникнуть если — неправильно помыть мотор, просто залив его водой.
3) Не тот антифриз. Не смотря на «горе» мастеров или профессионалов, которые на каждом «пороге» кричат, что можно лить красный в систему автомобиля который рассчитан на зеленый, или что антифриз и тосол это «один в один» — тоже самое! Многие японские автомобили так не считают (собранные именно в Японии, а не в России или Европе). Они очень требовательны к качеству охлаждающей жидкости! Могут даже не запуститься и конечно же горит «CHECK». Так что обращаем внимание.
4) Бак машины. Знаете ли вы что многие производители, учитывают давление в баке? То есть если вы банально не закроете крышку бака или наоборот закроете слишком плотно (хотя такое сейчас практически не возможно), то здравствуй «ЧЕК ЕНДЖИН». Все дело в том, что давление нужно для правильного смесеобразования, подача топлива и впрыск. Благо бюджетные иномарки таким на страдают.
Как видите если и мелкие неисправности, которые можно исправить своими руками, причем их может быть намного больше, чем я перечислил ведь чем сложнее электроника, чем больше вылезает мелких косяков! НО есть и сложные неисправности, которые влекут за собой сложный ремонт.
Сложный ремонт
Как вы догадались, в сложных случаях также загорается «Check Engine». Немного перечислю:
1) Начну, пожалуй, с катализатора. Если он забит и не справляется со своими задачами, то загорается наш индикатор. Все дело в том, что отработанные газы не могут правильно проходить по глушителю, что мешает двигателю работать.
2) Сломалась катушка зажигания. НА современных моторах может быть одна на каждый цилиндр.
3) Неисправен один из датчиков мотора. Будь то это датчик кислорода или положения коленвала.
4) Вышел из строя топливный насос. Не нагнетает правильного давления, либо вообще не работает.
5) Не работают форсунки впрыска топлива. Таким образом, они не распыляют топливо в цилиндры. Автомобиль попросту может не завестись.
Опять же справедливости ради, стоит отметить, что поломок может быть куда больше. Чем сложнее машина, тем чаще горит индикатор.
Хочется сказать пару слов и о трансмиссии, например многие автоматы или роботы также оснащены контролирующей электроникой. Поэтому, если в работе появляются пропуски и сбои, возможно что загорится Check Engine.
Загорелся ЧЕК что делать?
Если ваш автомобиль еще передвигается, то просто нужно ехать на диагностику – считайте, вам повезло. Возможно, что просто это некачественное топливо, или вода попала на катушки – провода.
Однако если ваш, авто работает с перебоями, постоянно глохнет, а в моменты такой «неровной» работы, постоянно горит индикатор – то дело плохо. Лично я бы поступил так:
2) Вызываем эвакуатор, грузим авто
3) Скорее на станцию технического обслуживания или хотя бы диагностики.
Вполне возможно у вас сложная неисправность и с каждой попыткой запустить мотор, вы еще сильнее усугубляете проблему.
Как определить поломку или диагностика
Знаете еще пару лет назад, определение неисправности был достаточно сложный процесс. Вам нужно обязательно было ехать на СТО, там подключать сканеры для вашей модели и считывать ошибки, после чего по кодам уже определялась неисправность! Муторно и дорого! НО деваться было не куда.
Сейчас же технологии развиваются и чуть ли не за копеечную стоимость можно заказать сканер для авто, который работает в связке с телефоном. Просто качаете программу на телефон, вставляете сканер в универсальное гнездо, и сами смотрите ошибки, при надобности скидываете их. После определения неисправности, просто устраняете либо своими руками, либо при помощи мастеров на СТО.
Может ли погаснуть Check Engine сам?
Очень частый вопрос, который мне задают мне мои читатели. Однако такое бывает крайне редко, где-то читал, что для этого нужно отключить аккумулятор снять клеммы, подождать какое-то время (у всех оно разное, кто-то полдня ждет) и индикатор потухнет!
Но на практике это совсем не так — даже если у вас загорелся от того что залили некачественный бензин, то эта ошибка «повисает» в бортовом компьютере и пока ее не убрать ничего не погаснет!
Поэтому полностью исключать такую возможность нельзя, но я думаю, не стоит обольщаться – НУЖНА ДИАГНОСТИКА!
Сейчас смотрим видео версию статьи
Ух, большая статья получилась, думаю она полностью раскрывает суть этого «страшного» индикатора. Если понравилась статья расскажите про нее друзьям через социальные сети, буду признателен.
НА этом заканчиваю, читайте наш АВТОБЛОГ.
(13 голосов, средний: 4,77 из 5)
Основные действия, если загорелась лампочка «Check Engine» на панели приборов машины
Одной из «изюминок» тех современных автомобилей, чьими двигателями помогает руководить специальная электронная система управления (ЭСУД), является внезапное аварийное загорание специального сигнала – лампочки «Check Engine».
Что означает индикатор «Check Engine»
На первых порах следует разобраться, что именно означает индикатор «Check Engine». В переводе с английского этот важный термин трактуется как «проверка двигателя». Поскольку роль этой лампочки весьма важная, её загорание означает, что возникли какие-то неисправности, которые способны существенно повлиять на его функционирование. Эти неисправности, как правило, связаны с силовым агрегатом и его системами, в работе которых почему-то возник сбой.
Приведённые в статье советы наверняка должны помочь не одному водителю в характерных ситуациях с сигналом «Check Engine».
Основные причины, вызывающие включение индикатора «Check Engine»
Световой индикатор «Check Engine» загорается настолько внезапно и, казалось бы, без видимых причин, что установить какую-то стройную систему его загорания непросто. Это может быть как при холодном, так и горячем двигателе, во время движения или во время процесса начала включения зажигания, периодично или одноразово и т. д. Однако систематизировать эти разнообразные случаи можно, исследовав множество типичных примеров и установив каждом конкретном случае, вследствие каких реальных факторов загорелся «Check Engine».
Прежде всего, нужно рассмотреть суть загорания «чека». Его механизм весьма простой, логичный. Электронная система управления мотором старательно фиксирует происходящие в его работе ошибки, сбои и заносит их в собственную память как определенный код. Одновременно с этим ЭСУ включает контрольную лампочку-«Check». Есть «крутые» автомобили, где эту неисправность система сразу же расшифровывает и выводит на монитор автомобильного компьютера. Однако основная часть машин не имеет такой возможности – она появляется лишь тогда, когда подключить к авто специальный сканер, после чего за счет считывания кода неисправности потребуется последующая подробная расшифровка происшедшего казуса.
Исследуя вопрос, почему загорается «чек», следует иметь в виду, что само по себе его загорание, когда включают зажигание, не является чем-то из ряда вон выходящим. Это вполне нормальное явление. Однако лампочка должна погаснуть после запуска мотора, и если то не происходит, надо выяснять причины.
К примеру, довольно распространенный случай, когда лампочка начинает сигнализировать о неисправности сразу же после заправки автомобиля на АЗС. Тогда виновником, скорее всего, является некачественно топливо или же его полное или частичное несоответствие данному классу автомобилей. Косвенным доказательством такого диагноза может стать то, что двигатель вдруг начинает функционировать странно, с перебоями, а также буквально на ровном, что называется, месте теряет свою мощность.
Чтобы решить проблему, есть два основных варианта:
- Немедля долить в бак порцию добротного бензина или дизельного горючего, в расчете на то, что такая оперативная «солянка» тут же решит вопрос и лампочка потухнет. Зачастую, именно так и случается уже через считанные километры движения, электронная система становится удовлетворенной происшедшим «лечением».
- Однако не исключены более сложные случаи, когда «обновление» горючего не даст нужных результатов, и лампочка будет продолжать сигнализировать о неисправности. Тогда есть немалая вероятность того, что придется сливать из мотора халтурное горючее в полном его объеме, основательно прочищая всю систему.
Внимание! Если даже после последнего радикального шага лампочка не потухнет, это означает, что ЭБУ капитально зафиксировал в своей памяти случившуюся ошибку, и стирать эту запись водителю придется программно, при помощи специального оборудования.
Еще одной типичной причиной загорания «чека» во время работы силовых агрегатов специалисты считают банальный перегрев мотора или недостаточный уровень моторного масла. Уточнить такой диагноз поможет определение точной температуры двигателя. Если нет большого перегрева, надо проверить моторное масло, его уровень, состояние. Предположим, уровень масла нормальный. Тогда водитель заводит двигатель и внимательно выслушивает, нет ли в его работе странного постукивания. При его наличии, нестандартных посторонних звуков лучше всего прекратить рискованное экспериментирование над автомобилем и доставить его в сервисный центр обслуживания на диагностику, ремонт к опытным специалистам.
Помимо того, реальными причинами загорания «чека» могут быть неполадки в системах зажигания (когда загрязнены или вышли из строя свечи) или питания, поломки в катушке зажигания, ненормальная подача топлива и иные факторы.
Можно ли продолжать движение при горящей лампочке
Если лампочка во время движения загорелась и не тухнет, надо спокойно, не паникуя, попытаться самому тут же разобраться в причинах происшедшего. Без их выяснения продолжать движение дальше, как ни в чем не бывало, специалисты настоятельно не советуют. Это в любом случае не приведет к усугублению ситуации.
Действия водителя при включении индикатора «Check Engine»
Прежде всего, в ход должно пойти ключевое правило водителя, применяемое в массе подобных форс-мажорных случаев: если внезапно загорелся «чек» двигателя, ни в коем случае не терять самообладание, не паниковать, сохранять спокойствие, действовать логично, с учетом всех своих знаний. Возможно, пригодится консультация по телефону с кем-то из опытных коллег или знакомых.
У экспертов часто интересуются, что делать, если загорелся «чек». Они советуют остановить движение, выключить зажигание и снова завести мотор. Если ситуация сохранит «статус-кво», водителю следует применить к собственной диагностике только что приведенные типичные примеры и посмотреть, как они ложатся на его конкретную ситуацию. Если все дело, скажем, в некачественном горючем, недостаточном уровне масла или перегреве двигателя, в ход должны пойти советы из предыдущего раздела. Но если водитель самостоятельно не смог разобраться в том, что случилось, или же возникли какие-то новые, доселе не известные ему симптомы, надо прекратить движение и обратиться за помощью к друзьям или соответствующим службам, чтобы не рисковать двигателем или автомобилем в целом.
Может ли погаснуть «Check Engine» сам
Разумеется, может. К примеру, если у свечных проводов был недостаточный контакт, но в результате встряски автомобиля на неровностях дороги контакт в какой-то момент стал нормальным и электронная система удовлетворилась. Однако независимо от того, горит лампочка или же потухла, её зажигание должно стать для водителя серьезным предупреждением и толчком к тому, чтобы проверить двигатель основательно, с помощью современной диагностики и профессиональных мастеров.
Если горит CHECK ENGINE
Уже в первых системах впрыска топлива, тогда предельно примитивных, были предусмотрены механизмы самодиагностики «Чек Энджин». Поскольку возможность подключения диагностического сканера тогда еще была редкостью, после загорания лампочки Check Engine на приборной панели этот же индикатор использовался и для считывания блинк-кодов – единственного способа получить информацию о зафиксированных ошибках. Сброс ошибок в то время также был прост – информация хранилась в энергозависимой памяти контроллера и очищалась при кратковременном отключении питания.
Однако по мере усложнения систем впрыска и их диагностика стала сложнее в разы, поэтому использование индикатора Check Engine для получения информации уже перестало удовлетворять диагностов. Современные сканеры могут выводить и сами коды ошибок, и все текущие данные, обрабатываемые контроллерами, проводить тесты и адаптации исполнительных механизмов. Поэтому индикатор Check Engine сохранил только одну функцию – информировать о наличии в памяти активных ошибок.
Принципы хранения ошибок в памяти контроллера
Механизм самодиагностики в контроллере впрыска топлива проходит в два этапа – первоначальный, при включении зажигания, и постоянный во время работы двигателя. Любая ошибка может иметь один из двух статусов:
- Текущий – неисправность зафиксирована и сохраняется непосредственно в данный момент.
- Сохраненный – неисправность зафиксирована в какой-то момент, но сейчас не обнаруживается.
Логика работы контрольного индикатора проста: появилась ошибка – Check Engine загорелся. Нужно учитывать, что реакция индикатора происходит в первую очередь на текущие ошибки и редко – на сохраненные (в первую очередь наиболее критические ошибки). Поэтому задаваться вопросом как скинуть Check Engine бессмысленно хотя бы по этой причине – неисправность от этого не исчезнет, а индикатор загорится снова.
Но главное, почему самостоятельный сброс ошибок делать нельзя – это то, что в памяти контроллера сохраняется не только сам код ошибки, но и контекстные данные ее возникновения. Для квалифицированного диагноста память неисправностей с их контекстом сама по себе может многое сказать о состоянии автомобиля и истории проблем с ним, поэтому, стирая память ошибок, Вы фактически мешаете работать специалисту, который рано или поздно все равно должен будет заняться Вашей машиной.
Особенно это важно для спорадических ошибок, фиксируемых контроллером кратковременно и без выраженной системы. Например, дизель с Common Rail иногда теряет тягу, плохо заводится. Владелец машины, наслушавшись «умных» советов соседей по гаражам, не разбираясь, почему время от времени моргает Check Engine, по-быстрому сбрасывает память ошибок дешевым адаптером с Aliexpress… И удаляет всю информацию, однозначно указывающую на периодические падения давления в системе после насоса высокого давления. Когда проблемы появляются все чаще, он все-таки едет к диагносту, и тому приходится проверять все с самого начала, хотя сохраненные ошибки дали бы сразу правильное направление поиска и сэкономили время.
Причины включения индикатора «чек»
Причины, по которым может загораться Check Engine, разнообразны и не всегда непосредственно связаны с системой управления двигателем. В частности, общие ошибки CAN-шины, возникающие хаотично при попытке запуска автомобиля на разряженном аккумуляторе, не сообщают о реальных неисправностях (если не считать ей посаженный «в ноль» аккумулятор, конечно), но лампочка «Чек Энджин» при этом будет гореть.
Помните, что основное назначение этого индикатора «чек» – указание на необходимость проверки. По логике создателей алгоритмов контроллеров, «горит Check Engine – езжай в сервис». Впрочем, можно проверить хотя бы на примитивном уровне состояние памяти ошибок и самостоятельно, причем необязательно иметь для этого диагностическое оборудование. Например, последние поколения сигнализаций StarLine при условии наличия установленных CAN-модуля и модуля GSM-интерфейса могут выводить базовую информацию диагностики в мобильное приложение.
Подобные методы диагностики, конечно, предельно грубы, и в немалой степени – по «человекопонятности» описаний. На приведенной иллюстрации, к примеру, «предварительно генерированный DTC» и все прочее можно было бы описать двумя словами – «сохраненная ошибка». А «реле системы запуска остановки» на человеческий язык переводится как «реле стартера».
Вас также заинтересует:
Что делать?
Во многих случаях разобраться, почему загорелся «чек» двигателя, по одному коду ошибки проблематично, и стоит все же обратиться к диагносту, а не заниматься «самолечением» методом тыка. Классический пример – ошибка P0171, указывающая на чрезмерное обеднение смеси, которое не могут компенсировать алгоритмы коррекции ЭБУ. Эта ошибка может быть зафиксирована и при забитых топливных фильтрах, и при неисправности топливного насоса, и при травящем регуляторе давления, и при загрязнении форсунок, и при неисправности лямбда-зонда, который информацию о составе смеси передает на ЭБУ впрыска. Прогар выпуска до лямбда-зонда вызовет ту же самую ошибку при полностью исправной системе впрыска.
В общих случаях моргающая лампочка индикатора Check Engine загорается при неисправностях электрического плана – пропадающие контакты в окисленных и разболтанных разъемах, обгоревших реле, обломанных и кратковременно касающихся массы проводах моторной косы. Движение такого автомобиля лучше ограничить, сразу разобраться с источником проблем – мелкие изначально дефекты могут в дальнейшем обойтись дорого, вплоть до замены ЭБУ. Это знакомо владельцам ВАЗовских «Калин» — часто берущиеся из ниоткуда ошибки и живущая своей жизнью лампочка Check Engine становятся следствием проникновения антифриза в разъем и корпус ЭБУ, а невнимание выливается в итоге в прогоревшую плату и полную замену блока.
С другой стороны, существуют и ошибки, с которыми, даже если засветился Check Engine на приборной панели, проездить можно долго безо всяких проблем. Распространенный пример – P0133, «Недостаточная скорость реакции датчика кислорода 1». В этом случае ни мощностные характеристики двигателя, ни расход топлива ощутимо могут не меняться вообще, но лампа на приборной панели будет настойчиво мозолить глаза. Вызывает же ее часто простое старение датчика или его загрязнение нагаром, когда он еще продолжает позволять регулировку состава топливной смеси в замкнутом цикле.
Без достаточного уровня знаний об устройстве конкретной системы впрыска топлива и логике работы ее контроллера разобраться в причинах, из-за которых засветился Сheck Engine на приборной панели, иногда трудно, поскольку буквальная расшифровка кода ошибки подталкивает в совершенно неправильном направлении. Так, ВАЗовские «Январи» при установке неподходящего ДМРВ (Bosch вместо Siemens) ведут себя достаточно специфично – мотор нормально заводится, но после прогазовки глохнет. Диагностика Сheck Engine же указывает на неисправность ДПКВ, поскольку алгоритм системы впрыска, «видя» грубое несоответствие получаемой информации о расходе воздуха и оборотах двигателя, использует именно этот код ошибки. Каждый раз после ее сброса мотор снова однократно заводится и глохнет все с той же ошибкой. Не зная же об этой особенности «Января», если «Check» загорелся, можно долго пытаться найти источник проблемы, даже не обратив внимание на несоответствие ДМРВ. Случай вроде бы анекдотический, но диагностам хорошо известный.
Поэтому подведем итог – как бы ни чесались руки, стоит вспомнить золотое правило «не уверен – не лезь». Советуем в любом случае обратиться к диагносту, чтобы быть уверенным в состоянии автомобиля. Перестраховка здесь вполне оправдывает себя, учитывая, что диагностика, сейчас не так дорога. И да дедовский способ отключения аккумулятора не только не поможет сбросить «чек» (эта ошибка уже давно записывается в энергонезависимую память), но заодно может наградить и новыми проблемами с иммобилайзером, штатной мультимедиа-системой (Вы точно запомнили код разблокировки?) и так далее. Если же вместе с зажегшимся индикатором Check Engine на приборной панели и характер работы двигателя ощутимо изменился, то с диагностикой и тем более не нужно задерживаться.