ВАЗ

Ваз 2103 оригинал фото

Ваз 2103 оригинал фото

ВАЗ 2103

ВАЗ 2103

Решил поделиться своими впечатлениями о ВАЗ 2103. Итак, 1980 год выпуска, цвет желтый. Купил в 2001 году за 30 тыс. рублей на авторынке. Из представленных автомобилей, укладывающихся в мой бюджет, этот экземпляр понравился больше всего. После приобретения проведена замена всех эксплуатационных жидкостей. И начались будни эксплуатации. Следует особо отметить, что автомобиль не подводил, разве что потребовал настройки карбюратора. Были проварены места установки домкрата (поддомкратники) с дополнительной антикоррозионной обработкой. В процессе проведения кузовных работ была обнаружена течь сальников задней полуоси, заменены прямо в этом же сервисе. Потом, еще чуть поднабрав денег, установил сигнализацию и комплект музыки: кассетную магнитолу, антенну и четыре колонки. На тот момент для меня это было серьезное достижение. Особо дальних вояжей в ВАЗ 2103 не было, разве что семьей съездили за грибами и привезли их целый багажник. Чистили их до утра. За время этого пробега (итого около 400 км) машина чувствовала себя великолепно. Никаких капризов. Единственно, что не нравилось в автомобиле, так это крайне неудобные сиденья для дальней дороги. Расположение сиденья, руля, педалей таково, что при моем росте и весе (182 см, 100 кг) шея и поясница сильно затекают и правая нога сильно устает давить педаль газа. Решено было перетянуть салон, с изменением формы передних сидений. Может, помните — диван «Стиль» был очень моден. Передние сиденья было решено переделать, сформировав на них что-то типа подголовников и подобие боковой поддержки, а задние отформовать под два посадочных места. Раз уж салон разбирался, была проведена дополнительная обработка днища автомобиля битумной мастикой, залито масло в пороги (чтобы не гнило). Ну и, разумеется, постелен линолеум. Получилось красиво, но в процессе примерки нового салона выяснилось, что за счет утолщения сидений свободного места в машине стало меньше, и мне пришлось немного менять наклон спинки водительского сиденья, чтобы не упираться головой в потолок, но позже такая вальяжная посадка стала даже нравиться. Долго радоваться машиной не пришлось. В конце октября 2001 года я рано утром поехал в ГАИ пройти техосмотр на своей ВАЗ 2103. За ночь насыпало снега и чуть подморозило. Что характерно — прошел. По дороге домой со встречной «вылетает» УАЗ и бьет мою машину в левый борт так, что ломает боковые стойки, днище выгибается горбом, а задний мост вылезает наружу. Но моя машина, в ответ на мою о ней любовь и заботу, спасает мне жизнь и здоровье, только от удара вылетев в кювет, но не перевернулась. Я отделываюсь легким ушибом плеча и поцарапанным осколками боковых стекол лицом.

Достоинства : низкая цена приобретения и содержания. Приспособленность к жестокой эксплуатации.

Недостатки : неудобная посадка за рулем.

ВАЗ 2103, 1982 г

ВАЗ 2103 — это была моя первая «ласточка». А с машинами — как с женщинами, первый опыт запоминается на всю жизнь. Вот и я, сдав на права, взял у своего дедушки для тренировки навыков эту красавицу. Называли мы ее «Царевна Лягушка» (за ее зеленый цвет). До меня машина зимой не эксплуатировалась, но возраст все равно внес свои отпечатки. Да, последние лет 5 она стояла в гараже практически без движения, поэтому первый же тест-драйв показал необходимость замены тормозов. Т.к. машина была первая — поехал к дилеру. Надо было видеть лица людей на станции, когда я приехал на машине, которая уже 20 лет как не выпускалась. В общем, заменили тормозные трубки и задние колодки — на этом ремонт закончился, и началась эксплуатация. На ВАЗ 2103 мы с будущей супругой успели съездить в соседние области с туристическими целями, после чего ударились в автотуризм и приключение, о чем нисколько не жалеем. За все время эксплуатации, а это почти год, были поменяны: глушитель, помпа, стартер, замок зажигания, передние колодки, карбюратор. И все. Ремонтировать ВАЗ 2103 было очень удобно и легко, правда, качество новых запчастей оставляло желать лучшего. Родные запчасти не ломались, а то, что было поменяно, ломалось снова и снова. На пробеге 120 тыс. км интереса ради скинули головку блока — там все было в норме. На двигателе стояла прокладка для перехода на 76-1 бензин — мы ее вытащили, после этого динамика немного возросла. Проходимость, кстати, тоже довольно неплохая — ездили по полям и по лесам без фанатизма. В общем, о ВАЗ 2103 у меня только светлые воспоминания. Свой путь она закончила трагично — меня заставили отдать ее одному из родственников, который умудрился, до сих пор не понимаю как, пробить чугунный блок двигателя. Около масляного щупа была дыра сантиметров 5 в диаметре. В общем, очень жаль. Это была моя первая машина.

Достоинства : проходимость. Ремонтопригодность. Низкая стоимость запчастей.

Недостатки : низкая динамика. Отсутствие безопасности и комфорта.

ВАЗ 2103, 1973 г

Это мой четвертый автомобиль. Первым был Москвич 2140, потом ВАЗ 21099, Nissan Cefiro, но случились определенные события и «Цефиро» пришлось продать. Денег не было, а машину хотелось. Стал я просматривать объявления в поиске какой-нибудь дешевой машины. И тут один мой знакомый предложил купить (за «смешные» деньги) у его деда тройку. Я лично даже не знал тогда, как эта машина выглядит. В общем, поехали смотреть. И тут, надо отметить, я был приятно удивлен. К тому моменту я уже посмотрел кучу «копеек», «шестерок», «семерок». Все они были в состоянии «клинической смерти» — ржавые, мятые, с развороченными салонами, технические жидкости лились, откуда только можно и нельзя. А «тройка» блестела. Она стояла в гараже и блестела. Чистый салон с хромированными вставками, сиденья и диван не продавлены и не «зашарканы» (там даже подлокотник был, чего нет в новых ВАЗ и некоторых бюджетных иномарках). В общем, когда я сел за руль ВАЗ 2103, то было ощущение, что я в каком-то музее сижу в отреставрированной машине. Мне лично салон понравился больше, чем в новых «семерках»: вставки из искусственной кожи, хромированные накладки на дверях и руле. Двигатель — по словам продавца, был сделан капремонт, заменен карбюратор, новые провода на свечи и т.д. по мелочи. Завелась машинка легко и с первого раза. После того, как я в ней прокатился по деревенскому автобану, нареканий к работе ходовой части не возникло. «Троечка» ехала плавно и мягко, переваливаясь через небольшие колеи, оставленные комбайнами «Нива». В общем, купил я ее. И не жалею. Ни разу за год эксплуатации меня не подвела. Ездил и по городу, и по трассе. Удобная была машина, особенно для своего времени. По трассе больше 90 не разгонялся, хотя я думаю, что она бы пошла быстрее. Но как-то страшно было — все-таки машине 37 лет. Расход впечатлил: зимой литров 12-13 она кушала. Но и заводилась в любой мороз. Конечно, в -40 я ставил ее у приятеля в отапливаемом боксе, но до -30 стояла на улице и заводилась. Не с первого раза и грелась долго. Самое интересное, что в такой старой машине, собранной еще итальянцами, за год ничего не сломалось. Вообще не сломалось. Не скрипел и не разваливался салон (как в 21099), ничто не гремело в двигателе и не выливалось из патрубков. Неплохая печка (долго грелась, но уж если вышла на температуру, то в салоне было тепло). Проходимость тоже порадовала — и рыбалка, и бездорожье, перевалы в Горном Алтае — нигде не застрял. Умели всё-таки и у нас делать машины.

Достоинства : надежность. Проходимость. Качество.

Недостатки : возраст.

ВАЗ 2103, 1980 г

Машина досталась мне оригинальной, без колпаков, тонировки и т.п. Полный «сток», а я в свою очередь ничего менять не стал. «Классика» должна быть «классикой», тем более ВАЗ 2103. Родной двигатель (1.5 л) оказался очень даже «неуставшим», чем я был удивлён. Как говориться: «Едет на все 72 кобылы». Карбюратор родной стоит, возможно «вебер», утверждать не берусь. Знаю только, что вакуумного привода там нет, потому на газ реагирует относительно бодро. Только на малых оборотах надо открывать потихоньку — иначе провал. Проехал то всего 6 тыс. км за 2 месяца. Машина очень понравилась, по мелочам правда постоянно что-нибудь приходилось делать — то лампочка не горит, то ремень свистит, то фонарик на двери околел. Но вот и весна подкралась незаметно, по весне первыми цветут как правило машины. Мой ВАЗ 2103 не исключение. Спасаемся «Мовилем» и прочими вещами, больше всего боюсь за хром. Вместе с весной придёт и тепло, а летом автомобиль мне совсем не нужен плюс перспективы армии. Решил продать, так что практически эксклюзивное авто запросто может стать вашим. Не ждите от него безупречной работы, прежде всего это — старый ВАЗ. Однако замечу, что в дороге он меня не подводил ни разу.

Достоинства : внешний вид.

Недостатки : возраст. Безопасность.

ВАЗ 2103, 1976 г

Показатель цена-качество у ВАЗ 2103 просто зашкаливает, за такие деньги, машина прекрасно едет, все, конечно, относительно. Не конкретно моя, а вообще «тройка» мне кажется очень красивым автомобилем, много хрома, хромированные клыкастые бампера, такой советский стиль. Отличный, конкретно для нее двигатель. Кто бы что не говорил про ВАЗ 2103, что он древний, тупой, ненадежный. Отлично тянет с 300 до 4000 оборотов, затем «скисает». Неплохой крутящий момент, можно тронуться с 4-ой передачи, практически не чувствует нагрузки, динамика, для такой древней тачки классная. У мамы Mazda Familia, мотор zl-de, объем 1.5, автомат, так вот Мазда просто «овощем» кажется (двигатель в идеале). Ни на одной классике, на которой я ездил за рулем (штук 15, наверное), не было такого бодрого двигателя, вот что значит, отец сделал, ну и карбюратор тоже повлиял. «Неубиваемая», крайне ремонтопригодная, простая как топор, идеально подходящая для наших «дорог», подвеска. Все что требуется, просто следить за состоянием шаровых. Приятное чувство, что тебе не надо боятся кочек, ям, ты просто едешь и знаешь, что даже если у тебя потечет амортизатор, он стоит 500 руб. и поменять его 10 минут. Простота. Минимум деталей, никакой электроники в принципе, для работы идеальный автомобиль. В -33 ВАЗ 2103 завелась на 5 оборот стартера, я даже домой аккумулятор не заносил. Крепкая по кузову на удар. Для такой небольшой машинки места действительно много внутри, сам за собой сажусь спокойно, еще и место остается. По минусам: крайняя ненадежность. Просто отвратительное качество запчастей, кривые руки «мастеров», год выпуска, все это в сумме испортило мне нервы напрочь. Навесное. Карбюратор, такая противная вещь, то почисти его, то настрой, то мы ехать не хотим нормально. Стартеры ломаются у 95% «жигулистов». Рулевой редуктор. Эти люфты, вечные подруливания на трассе. Нет центрального замка. Поставить можно, но это деньги. Посадка за рулем. Я 188 см ростом и 78 кг весом. Чтобы хоть как-то крутить руль, приходиться двигаться вперед, в итоге ноги всегда сильно согнуты, по трассе отвратительно. Механизм открывания стекол. Тоже частая поломка, проездил все время с отверткой в двери, чтобы стекло держалось. 5-ступенчатая коробка очень ненадежная. Повсюду щели, дует отовсюду.

Читайте также  Какой лучше поставить карбюратор на ваз 2106

Достоинства : все в отзыве.

Недостатки : все в отзыве.

ВАЗ 2103, 1979 г

Красный ВАЗ 2103, двигатель 1,5 л, бесконтактное зажигание, салон от Марк 2, все остальное сток, даже резина. Шумоизоляция по дверям новая, остальная еще с 79 года живая не истлела, не сгнила. В местном клубе любителей классики авторитетный человек ткнул пальцем на стекло и сказал, что с таким значком на печати стекла, шли авто на экспорт в ГДР. Все железо родное с 79 года. На сколах краски ни намека на ржавчину, не опознал то ли такой грунт качественный, то ли обработка кузова чем то, на оцинковку не похоже. Все стеклышки made in USSR. Двигатель имел 3 ремонта до меня, что для 76 поршни по моему критично и следующей «капиталки» он не переживет а жаль. Несмотря на год, движок в паре с 4-ступенчатой коробкой позволяет спокойно держаться в современном потоке, динамика отличная, не кручу больше 3200 и так едет отлично. Подвеска выше всяких похвал, в меру мягкая устойчивость отличная, крены минимальные зад не виляет в занос уходит с неохотой, если не специально боком ехать. В салоне ВАЗ 2103 тишина ничего не скрипит не дребезжит, на стоячем авто о работе двигателя сужу исключительно по тахометру, а то так не понятно работает он или нет, его не слышно. Шумоизоляция — вибраций 0. С чем сравнить даже не знаю с чем адекватно, 2109 — однозначно «нервно курит в стороне», мои Тойоты по уровню шума тоже проигрывают особенно «Кариб», но у него другие достоинства. Вот в «Крауне» 95 года так же тихо было, но это авто совершенно другого класса плюс год выпуска. Ну пожалуй хватит хвалить, а то прям какой то идеальный авто получается. Теперь минусы: рулевое управление на ВАЗ 2103 тугое, особенно со стоковой резиной. Не регулируется рулевая колонка. Выпуск отвратный, будем лечить прямотоком. Тормоза явно требовались на ВАЗ 2103 не от 01, их не хватает, они тормозят сносно, но хочется более четкие. Генератор слаб откровенно. Ближний свет в мокрую погоду отвратителен, в сухую более-менее, будем лечить, ксенон не вариант. Шумная печка.

Четыре глаза ВАЗа: история разработки ВАЗ-2103

Появление ВАЗ-2103 было неизбежным по простой причине: соглашение о сотрудничестве, подписанное в 1966 году между Минавтопромом СССР и компанией FIAT, предусматривало не только строительство автозавода в Куйбышевской области, но и передачу советской стороне технической документации на две модели – в стандартном исполнении «норма» с двумя типами кузовов и улучшенном – «люкс». Однако базовые представления о подходе к созданию «люкса» у советских и итальянских инженеров несколько разошлись – а потому ВАЗ-2103 получился не таким, каким он мог быть. Причем в этом случае «не таким» вовсе не означает «худшим», а во многом даже наоборот.

В качестве «нормы» Fiat предложил свой Автомобиль года-1967 – модель 124 с кузовом седан (Berlina) и универсал (Familiare). Они, собственно, и стали первой и второй моделью Волжского автозавода. Что касается «люксовой» версии, то итальянцы на тот момент располагали моделью 125, которую они и видели в качестве прототипа для советской модификации «люкс». Однако из-за серьезных конструктивных отличий моделей 124 и 125 советская сторона отвергла это предложение ввиду его сомнительной целесообразности – по сути, пришлось бы осваивать две схожие внешне, но при этом разные модели одного класса. На ВАЗе же планировали максимально унифицировать новые авто «по платформе», сконцентрировавшись на отличиях в экстерьере и интерьере.

Совместная работа

Поскольку и сам Fiat в то время работал над «улучшенной» версией 124-й модели под названием Special, итальянским и советским проектами занимались параллельно и совместно.

То есть ВАЗ-2103 не является конкретной моделью какого-то Фиата – скорее, это совместная разработка специалистов из Тольятти и Турина, в результате которой появилась наша «трёшка» и их «Спечиале».

Дизайн автомобиля выполнил Центр стиля Fiat – разумеется, утверждая решения с представителями ВАЗа. Обилие хрома на модели объяснялось просто – «трёшка» должна была сразу сообщать окружающим о высоком социальном статусе владельца, указывая на то, что этот автомобиль практически в полтора раза дороже базовой «Копейки».

У ВАЗ-2103 есть важное отличие в экстерьере от Fiat-124S: передняя часть имеет больший отрицательный наклон, а линии передних крыльев в районе сопряжения с решеткой радиатора и капотом стали заметно острее. Благодаря этому приёму «трёшка» выглядела ощутимо динамичнее и ВАЗ-2101, и итальянского собрата-«Спечиале».

Динамичность образа обеспечивали и четыре круглые фары – новое решение для автомобилей ВАЗ. Отражатели и стёкла уменьшенного диаметра позволили визуально сделать автомобиль более плоским и широким – в первую очередь за счет того, что решетка радиатора полностью «охватывала» оптику, образуя единый горизонтальный модуль. Даже такая, казалось бы, мелкая деталь, как повторитель поворотов, на ВАЗ-2103 выполнена очень необычно, и она тоже всячески подчеркивает динамичность своей ромбической формой. Именно поэтому кажется, что «трёшка» едет, даже если она просто стоит на месте.

Оригинальный повторитель ВАЗ-2103

Оригинальный повторитель ВАЗ-2103

Конечно, многочисленные хромированные полоски подчеркивали стремительность силуэта и словно удлиняли его визуально, лишая машину эффекта «мыльницы».

vaz_2103_-zhiguli-_4

Если у ВАЗ-2101 передняя и задняя части кузова были практически равной длины, то у третьей модели перепутать корму с передком было невозможно. При этом не будем забывать, что унификация по кузову с «единичкой» была максимальной и составляла около 80% – по сути, новая машина отличалась только навесными панелями передка и задка, полностью сохранив прежнюю силовую структуру и среднюю часть.

Применение такого количества горизонтальных молдингов на расположенных рядом, но разных деталях кузова, вызывало опасение у советских технологов – а совпадут ли в итоге линии на товарных автомобилях? Ведь малейшее отклонение в расположении отверстий на крыльях и дверях было чревато «некрасивостью», исправить которую было бы совсем непросто. «Фиатовские» специалисты заверили заводчан, что уровень технологий Фиата позволит обеспечить единую линию всех молдингов даже в том случае, если отверстия будут выполнены на штампах, а не сделаны во время сборки уже на готовом кузове. Впоследствии утверждения «фиатовцев» подтвердились на деле.

Проблемы и решения

Не обходилось и без проблем. Уже когда «трёшки» начали сходить с конвейера, выяснилось, что при езде по неровной дороге в районе лобового стекла возникает неприятный и непонятный скрип, источник которого удалось установить лишь в ходе многочисленных исследований. Как оказалось, при определенном сопряжении рамки ветрового окна с усилителем стойки как раз и возникает злосчастный звук. Причиной же скрипа являлась неправильная наладка одного из вырубных штампов по производству кузовных деталей.

С большим трудом в СССР осваивали технологию двухцветного литья для производства задних фонарей ВАЗ-2103. Если на первых «трёшках» встречались фонари итальянского производства (Stars и Altissimo), то впоследствии оптику начали выпускать на заводе «Красный октябрь». Однако сначала технологам и конструкторам пришлось решать множество проблем: рассеиватель рассыпался по стыку цветов, пластмасса не сваривалась. Из-за сложностей с расположением катафота на красной части рассеивателя пришлось даже. «перевернуть его вверх ногами», установив красную секцию вместе со злополучным рассеивателем сверху, а не снизу фонаря.

lada_1500_s_12

Да и с передними фарами возникла технологическая проблема: новая оптика требовала высокой точности по геометрии отражателя и рассеивателя, чего советская автомобильная промышленность на тот момент обеспечить не могла. В итоге на первых автомобилях применяли импортные фары (итальянские Carello, а позже – чешской фирмы Autopal), в то время как в СССР выпускали только «горшок»-корпус. Лишь к моменту запуска в производство модели ВАЗ-2106 в 1976 году удалось наладить производство полностью отечественной передней оптики.

Фары Carello на ВАЗ-2103 1973 года

Фары Carello на ВАЗ-2103 1973 года

Отличительная особенность ранних «трёшек» — белый шильдик с надписью Жигули

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Еще одна интересная особенность «трёшки» – радиальные колеса ИЯ-170, которые были чуть шире и заметно мягче дубовых «диагоналок» И-151.

Как и было запланировано, в IV квартале 1972 года на ВАЗе начался выпуск ВАЗ-2103. Изначально завод должен был изготовить первую партию из 500 автомобилей, однако генеральный директор ВАЗа Виктор Николаевич Поляков принял решение выпустить еще 1 500 «сверхплановых» машин.

Читайте также  Как проверить исправность бензонасоса на ваз 21099

Из-за нехватки некоторых комплектующих (в основном, деталей интерьера) вместо обычных автомобилей были сделаны так называемые гибриды 2103В (В – «временный») с панелью приборов и сиденьями от «Копейки».

Советское издание «Огонёк» в честь 55-летия Великого Октября обратилось к руководству завода с предложением устроить рекламный пробег по странам СЭВ на вазовских машинах. Директор В. Поляков решил убить двух зайцев одним выстрелом, сделав «разведку боем», то есть отправив в Европу свою новейшую модель. Ведь экспорт (как источник валютного дохода) для Волжского автозавода был важен всегда, в том числе и в первые годы работы.

Lada Diva – праворульная версия для рынка Великобритании

Lada Diva – праворульная версия для рынка Великобритании

Роскошь – доступная и не очень

Конечно, после ВАЗ-2101 в глазах как советских, так и восточноевропейских автомобилистов салон «правильной трёшки» выглядел просто роскошно – ворсовый ковёр, комбинация из пяти отдельных круглых приборов, включая тахометр и указатель давления масла в двигателе…

А ведь вверху центральной части «торпеды» даже красовались… стрелочные часы! Не забыли конструкторы предусмотреть и место для «большого» радиоприёмника, дополнив панель приборов центральной консолью.

Омыватель лобового стекла включался ногой с помощью специальной кнопки, расположенной под передней панелью

Омыватель лобового стекла включался ногой с помощью специальной кнопки, расположенной под передней панелью

Даже голый металл в верхней части дверей со стороны салона прикрыли специальными накладками-«батонами», благодаря чему угадать цвет кузова машины изнутри было практически невозможно. В итоге владельцы более ранней модели сразу поняли, что «тройка» практически во всем настолько же лучше их машин, насколько она дороже.

В каждой, даже самой небольшой детали интерьера чувствовалось концептуальное отличие от «Копейки» – салон ВАЗ-2103 не меньше, чем экстерьер, сообщал своим обитателям о том, что это – советское «лакшери» ценой 7 500 рублей: на целых две тысячи «целковых» дороже обычных Жигулей!

Сигнальный фонарь загорался при открытии передних дверей

Сигнальный фонарь загорался при открытии передних дверей

Цвет кузова был указан на специальной бумажной табличке, наклеенной изнутри багажного отделения

Цвет кузова был указан на специальной бумажной табличке, наклеенной изнутри багажного отделения

Элемент роскоши – зеркальце для пассажира на внутренней стороне солнцезащитного козырька

Элемент роскоши – зеркальце для пассажира на внутренней стороне солнцезащитного козырька

Впрочем, отличия «трёшки» от более простой «Копейки» бросались не только в глаза, но и в уши – из-за куда более эффективной шумоизоляции и дополнительной секции глушителя судить, сидя в салоне машины, о том, работает ли двигатель, можно было буквально только по тахометру, который выглядел отнюдь не лишней деталью.

Никаких шуток: будучи очень тихими, моторы ранних «трёшек» и вправду поражали современников не только низким уровнем шума, но и своим «боевым характером».

На ранних машинах «одеяло» капота отличалось узором стежков

На ранних машинах «одеяло» капота отличалось узором стежков

Дело техники

Среди других нововведений ВАЗ-2103 – вакуумный усилитель тормозов. Интересно, что поначалу заводчане столкнулись с проблемой чрезмерной эффективности работы «вакуумника», из-за чего колеса на «трёшке» слишком рано и резко блокировались.

Как и в случае с ВАЗ-2101, приёмочные испытания Государственной комиссией новая модель проходила уже «по факту» – то есть после постановки на конвейер. Ведь вопрос о том, будет выпускаться «трёшка» или нет, не стоял в принципе. Тем не менее испытания проходили по полной программе и безо всяких скидок – колонна из четырех автомобилей ВАЗ (два ВАЗ-2103 и две «Копейки» – для сравнения) с честью выдержали весь цикл нагрузок в различных условиях и климатических зонах. В начале 1974 года Межведомственная комиссия вынесла вердикт, подписав акт и протокол испытаний. Так «трёшка» с полным правом могла считаться серийным автомобилей, прошедшим госприёмку по всем правилам. Не просто так в декабре 1974 года именно эту модель отметили Знаком качества. А еще годом ранее, 21 декабря 1973-го, в Тольятти был выпущен миллионный автомобиль – и, разумеется, им оказалась наиболее современная на тот момент «трёшка».

Миллионный автомобиль ВАЗ

Миллионный автомобиль ВАЗ

Несмотря на то, что некоторые мелочи (проводка, карбюратор) со временем «тройке» достались от младших моделей (2106 и 2107 соответственно), внешний вид автомобиля вплоть до окончания производства оставался неизменным. Оно и понятно: «трёшка» получилась настолько цельной, что модернизировать её «малой кровью» – считай, испортить. Да и не нужно это было, ведь кроме ВАЗ-2103, Волжский завод одновременно выпускал и «Копейку», и «одиннадцатую», и «шестёрку», и «пятёрку», и «семёрку»… Если отбросить фактор пресловутого дефицита, у потребителя к началу восьмидесятых годов появился достаточно неплохой выбор из Жигулей на разный вкус и кошелёк.

ВАЗ-2103

Советский седан ВАЗ-2103 "Тройка" - история, характеристики, фото и видео

Итальянский автомобиль Fiat-124

Серийный выпуск «Жигулей» третьей модели начался в 1972 году, за основу автомобиля по аналогии с предшественником ВАЗ-2101 стал итальянский сдан Fi at-124 . Причем при подписании договора с итальянцами, было оговорено, что Fiat предоставит кроме техпроекта полную документацию на две комплектации автомобиля — норма и люкс. Фиат в свою очередь предоставил готовые решения — для «нормы» это был Fiat-124 (на основе которой был построен ВАЗ-2101), а для «люкса» Fiat-125. Однако в связи с заморочками в производстве, выбор СССР пал на первый вариант итальянского автомобиля с улучшенным оформлением (Fiat 124 Special), причем не в готовом виде, а на основе его наработок.

Над двумя проектами – «Копейка» на основе базового Fiat 124 и «Тройка» на основе итальянца с улучшенным оформлением Fiat 124 Specialработали специалисты Волжского автозавода можно сказать одновременно. И если ВАЗ-2101 хоть и был измененной копией итальянца, то с ВАЗ-2103 все было иначе, даже не смотря на то, что его прообраз был запущен в серию на 4 года раньше. А тот факт, что автомобили были похожи внешне так это потому, что они строились под взаимным влиянием. В итоге оба автомобиля Fiat 124 Special и ВАЗ-2103 представляли собой различные варианты своего предшественника Fiat 124.

Первые временные экземпляры под индексом ВАЗ-2103В вышли с конвейера автозавода в 1972 году. Индекс «В» как раз таки и означал «временный». Почему именно временный? Да потому, что они были выпущены с точно таким же интерьером, как и предыдущая модель ВАЗ-2101, с точно такой же панелью приборов и сиденьями. Различия заключались лишь в том, что у «тройки» было не две, а сразу четыре фары.

Полноценное серийное производство автомобилей ВАЗ-2103, без временного индекса началось в 1973 году. За годы производства данной модели, а выпускалась она до 1984 года, автомобиль проявил себя как надежный, экономичный и комфортабельный. За 12 лет было выпущено более 1 миллиона 300 тысяч экземпляров «тройки» различных модификаций, в том числе с кузовами универсал, кабриолет и даже трехосный кабриолет. В 1984 году седан ВАЗ-2103 сняли с производства, передав эстафету более совершенному по меркам тех лет автомобилю ВАЗ-2106.

Дизайн и конструкция

По современным меркам, изменения которые получила «Тройка» по сравнению с ВАЗ-2101, просто смешные, однако на тот момент они казались действительно внушительными – салон стал более вместительным, расстояние до потолка стало выше на 1.5 сантиметра, а панель приборов по меркам тех времен выглядела спортивной – на ней появились часы и тахометр, нелепо, но факт.

Салон автомобиля ВАЗ-2103 с так называемой "спортивной" панелью!

ВАЗ-2103 с народным названием «тройка» хоть и отличалась от «копейки», но недостатки у них были одинаковы – маленький бардачок, да к тому же без подсветки, тусклый свет в салоне, сиденья не имели подголовников, проблемы с багажником потому как из-за его высокой задней стенкой были трудности с погрузкой и выгрузкой. О ножном насосе омывателя стекол и говорить не стоит, его заменили только в 1980 году.

В качестве силового агрегата ВАЗ-2103 получил новый двигатель мощностью 77 лошадиных сил, но были модификации с двигателями мощностью 69 и даже 64 лошадиные силы. Базовый двигатель «Тройки был способен разогнать автомобиль до скорости 100 километров в час за 16 секунд, это был рекорд для массовых советских автомобилей тех лет. Кроме того ВАЗ-2103 уже в то время получил вакуумный усилитель тормоза.

Модификации

ВАЗ-21031

ВАЗ-21031 ограниченная версия с двигателем 1.6 литра.

Ограниченная опытная партия автомобилей с более мощным двигателем объемом 1.6 литра. Позднее был переименован в ВАЗ-2106.

ВАЗ-21033

ВАЗ-21033 с двигателем 1.3 литра

Модификация с двигателем меньшим по сравнению с базовой модели объемом, который составлял 1.3 литра, при этом мощность была 70 лошадиных сил. Время разгона до 100 км/ч так же увеличено до 21 секунды. Расход топлива составлял 9.2 литра на 100 километров пути в смешанном цикле, а максимальная скорость ровнялась 143 км/ч.

ВАЗ-21035

ВАЗ-21035 с двигателем 1.2 литра

Самая малолитражная модификация с двигателем объемом 1.2 литра. Не смотря на то, что объем двигателя был снижен, расход топлива при этом был выше, чем у модели ВАЗ-21033 и составлял 9.3 литра на 100 километров пути. Максимальная скорость 140 км/ч.

ВАЗ-2103 «Универсал»

Базажник универсала ВАЗ-2103Редкий автомобиль ВАЗ-2103 с кузовом типа универсал.Данная модель «Жигулей» в производство так и не пошла, всего было разработано 3 экземпляра. Это действительно редкий автомобиль.

ВАЗ-2103 «Кабриолет»

ВАЗ-2103 Кабриолет.

Модификация разработки компании «Автородео», которая использовалась исключительно для парадов и киносъемок.

ВАЗ-2103 «Кабриолет» с колесной формулой 6х2

ВАЗ-2103 кабриолет, с колесной формулой 6х2.

Очередная разработка компании «Автородео» 3-осная модификация ВАЗ-2103 со средним ведущим мостом, которая отличалась оформлением передней части (в стиле ВАЗ-2105), задний бампер был укомплектован подножкой, а в салоне сиденья располагались в 3 ряда.

Отечественный и выносливый: ВАЗ-2103 — каким он был?

Оно предусматривало не только постройку завода в Куйбышевской области, но и передачу СССР технической документации на две разработки модели – стандартной и люксовой.

В качестве стандартной итальянскими конструкторами была предложена модель 124 с кузовом седан (Berlina) и универсал (Familiare). Они и были выбраны в качестве первой и второй версии производства Волжского автозавода. FIAT на тот момент располагал моделью 125, которая виделась прототипом для модификации «люкс». Но по причине серьезных различий в конструкции, это предложение было отвергнуто советской стороной. Дело в том, что обе машины были похожи внешне, а значит, пришлось бы осваивать практически одинаковые модели, но принадлежащие к разным классам. «АвтоВАЗ» же планировал провести максимальную унификацию по платформе, с концентрацией на различиях во внешнем и внутреннем оформлении.

Читайте также  Переделка на инжектор ваз 2106

Внешний вид. Разработку внешности автомобиля выполнил центр стиля FIAT, по согласованию с представителями ВАЗа. Большое количество хромированных элементов объяснялось довольно просто — машина должна была сообщать окружающим о высоком статусе ее владельца, с указанием на то, что этот автомобиль в несколько раз дороже стандартной «копейки».

313f9d3dbc6eb8b7f7f745aff91afa03_w650.jpg

ВАЗ-2103

Но «ВАЗ-2103» имеет одно важное отличие от 124 модели FIAT: в его передней части отрицательный наклон, а линии передних крыльев в местах соприкосновения с радиаторной решеткой и капотом стали намного более острыми. Этот прием позволил машине выглядеть намного динамичней, как по отношению к ВАЗ-2101, так и к итальянскому аналогу.

Динамичность образа поддерживалась и фарами круглой формы в количестве 4 штук, что было новинкой для «ВАЗа». Установка уменьшенных стекол и отражателей дала возможность сделать машину визуально более плоской, благодаря тому, что радиаторная решетка охватывала оптику с образованием единого горизонтального модуля. Даже такая небольшая деталь, как повторитель поворотов, выполнена в необычном стиле с ромбовидной формой.
Поэтому кажется, что автомобиль находится в движении, даже если он стоит на месте.

45e1a3654b7bc6446ac36e2ecf386960_w650.jpg

Серийный автомобиль, превосходивший многие модели по динамическим показателям

Проблемы и их решение. Без недостатков все же не обошлось. Уже в тот момент, когда машины были запущены в серийное производство и начали сходить с конвейера, стало ясно, что при движении по неровной дороге в районе лобового стекла возникает неприятный скрип, выявить источник которого удалось только в процессе проведения многочисленных исследований. Как оказалось, возникает он при сопряжении стойки и рамки ветрового стекла. Причиной же скрипа стала неправильная настройка одного из вырубных штампов. Сложности возникали также и с литьем двухцветных задних фонарей, из-за которых их даже пришлось расположить вверх ногами, по сравнению с исходником.

Интерьер. По сравнению с «копейкой», в глазах советских автолюбителей эта модель выглядела просто роскошной. В салоне находился ворсовый ковер, на приборной панели имелась комбинация из пяти отдельных приборов круглой формы, включая тахометр и указатель давления масла в моторе. Вверху центральной части торпедо находились часы со стрелками. Предусмотрено конструкторами было место и для большого радиоприемника, с дополнением приборной панели центральной консолью. Еще одним нововведением в техническом плане стал вакуумный усилитель тормозов.

8ce59644850c80eb57d0c9661806c672_w650.jpg

Салон ВАЗ-2103

Технические характеристики. В качестве силовой установки на автомобиле был использован более мощный двигатель, объемом 1,4 литра и мощностью 75 л.с., что позволяло разгонять машину до 100 км/ч за 19 секунд, а максимальную скорость установить на уровне 150 км/ч.

Заключение. Быстрая машина с высокой степенью комфорта практически сразу превратилась в эталон, который по динамическим качествам превосходил все авто того времени советского производства, в том числе и номенклатурную «Волгу». Высокой популярностью она пользовалась до самого снятия с производства в 1985 году.

ВАЗ 2103 − люксовый вариант

По прошествии некоторого времени после начала производства «копейки», руководство Волжского автомобильного завода озадачилось выводом на рынок улучшенной версии этого седана. Новая машина должна была стать более комфортной, стильной и технологичной. Перед инженерами стояла непростая задача, но они справились с ней блестяще − так и появилась новая «Тройка». Именно этот автомобиль являлся эталоном советского автомобиля многие годы и стал одним из самых значимых символов той эпохи.

Решение поставить ВАЗ 2103 на сборочный конвейер было принято руководством тольяттинского концерна в 1972 году. Прошло совсем немного времени после того, как в продажу поступила модель 2101 и ее более практичный вариант − универсал 2102.

Однако, уже на стадии выпуска «Копейки» стало ясно, что ей необходим более роскошный вариант − который получит улучшенную внешность, салон и ездовые свойства.

История разработки Lada 2103 полна многими интересным фактами. Например, за основу будущего советского автомобиля был взят Fiat 124S. Однако, стоит отметить, что «Тройка» не является полной копией итальянской модели. Скорее наоборот − дизайн машины существенно отличался и был разработан советскими специалистами при взаимодействии с итальянскими коллегами из центра стиля Fiat.

Новая Лада третьей модели отличалась от «Копейки» более стремительным кузовом. При этом, последний почти полностью сохранил исходные пропорции, но получил более отрицательный наклон передней части и множественные молдинги из хрома, которые и позволили добиться желаемого эффекта.

В целом, стоит отметить, что именно обилие хрома выдавало высокий статус автомобиля и его владельца. Помимо этого, передняя оптика сделана раздельной, а задние фонари обзавелись отдельной секцией сигнализатора заднего хода.

Существенные изменения коснулись внутреннего убранства. Приборная панель обзавелась тахометром с цветным обозначением максимальных оборотов двигателя и указателем давления масла.

На торпедо появились стильные аналоговые часики, а центральная консоль получила гнездо для монтажа радиоприемника формата DIN. В противосолнечном козырьке переднего пассажира установлено косметическое зеркальце. Кресла обиты двухцветной материей. Также нужно выделить и наличие подлокотника в заднем диване.

Не могли обойти реформы и технические характеристики модели. Так, вместо диагональных шин появились радиальные, а тормозная система получила вакуумный усилитель.

Основным двигателем для ВАЗ 2103 стала установка 1.5 литра (75 лошадиных сил). Однако, заранее стоит оговориться, что советские инженеры не стали разрабатывать принципиально новый мотор, а провели своеобразный тюнинг агрегата 1.2 литра, который применялся на модели 2101.

Кубатура и мощностной потенциал двигателя были увеличены за счет того, что ход поршней возрос до 80 миллиметров.

Впрочем, существовали и иные силовые вариации:

  • Двигатель 1.2 литра с отдачей в 64 силы (21035).
  • Установка 1.3 литра (21033). Способна развивать 69 лошадиных сил.

Все моторы комплектовались механической трансмиссией на четыре ступени. Тяга реализовывалась через заднюю ось.

Альтернатива

Через несколько лет после запуска в производство ВАЗ 2103, предприятие представило его модернизированный вариант − 2106.

В чем отличия ВАЗ 2103 от ВАЗ 2106?

«Шестерку» различает не только более поздний год выпуска (с 1976).

Новый авто имеет отличия по:

  • Более мощному мотору 1.6 литра, который развивает 80 сил.
  • Пластмассовой радиаторной решеткой, черными секциями, в которые интегрирована головная оптика.
  • Увеличенному расстоянию между передними фарами.
  • Иной конфигурации задней оптики.
  • Наличию клавиши аварийной сигнализации.
  • Прямоугольной форме указателей поворота на передних крыльях.
  • Пластиковым накладкам на бампере.
  • Двум прямоугольным вырезам спереди с целью охлаждения радиатора и мотора.

Отзывы

Данная «Классика» до сих пор вызывает восторг у автолюбителей. Многие считают «Тройку» одним из самых добротных автомобилей, которые когда-либо производились в СССР. Она покорила резвым мотором, привлекательным дизайном и качественным салоном.

Впрочем, есть в 2103 слабые стороны. Например, слабая устойчивость коррозии. Эта проблема преследовала авто с самого начала производства. Особому риску подвергались арки колес, которые были лишены подкрылок. Также, гниют пороги.

Есть и претензии к мотору. Последний склонен к перегреву, а его система охлаждения работает посредственно.

Более подробную информацию по проблемам конкретной модели можно найти в интернете, на соответствующем форуме. Там же можно посмотреть полезные видео и пообщаться с владельцами.

Стоимость на рынке

Сколько стоит «Тройка»? В продаже можно встретить очень ухоженные экземпляры, но зачастую попадаются автомобили, которые требуют серьезных материальных вложений и реставрации кузова, салона.

Авто Цена (рублевая)
ВАЗ 2103 от 15 до 600 тысяч

Олицетворение высокого статуса

«Тройка» выгодно выделяется среди всего классического семейства Жигулей. Внимание привлекают хромированные бамперы, решетка радиатора, а также молдинги, которые придают дизайну кузова лоска, лаконичности.

Оптика головного освещения сделана раздельной. Это позволило существенно улучшить эффективность освещения при дальнем свете, а также наделяет переднюю часть кузова некоторой агрессией.

Ненавязчивая респектабельность

Салон покоряет эргономичной передней панелью − все органы управления находятся в непосредственной близости от водителя. Отделочные материалы отличаются высоким качеством, а сборка − аккуратностью.

Передняя панель состоит из тахометра с размеченной зоной максимальных оборотов двигателя, а также спидометра. Справа от них расположились индикаторы уровня топлива, охлаждающей жидкости, давления моторного масла. Под приборами можно найти включение света и стеклоочистителей лобового стекла.

Торпедо примечательно наличием на ней часов, вместительной пепельницы. Климатическая система регулируется двумя ползунками. Она неплохо отапливает внутреннее пространство в холодную погоду. Что касается штатного радиоприемника, то он отличается хорошим приемом сигнала, звучанием.

Передние кресла имеют некоторый намек на профиль и боковую поддержку, но все равно вальяжны и не обеспечивают телу должной фиксации. На заднем диване можно расположиться и втроем, впрочем, двоим здесь будет гораздо комфортней за счет откидного подлокотника.

С огоньком

Полутаролитровый двигатель наделяет «Тройку» веселым темпераментом − стоит отметить хорошую тягу на низких оборотах, а также резвый подхват на средних. Трансмиссия и сцепление работают слаженно, благодаря чему можно без труда трогаться с места, переключаться без рывков.

Более того, механическая коробка может похвастаться хорошей четкостью переключений, но длинные ходы рычага несколько разочаровывают.

Рулевое управление неплохо информирует пилота об угле поворота передних колес и позволяет активно маневрировать на скоростях до 80 километров в час. Свыше указанной скорости проявляется низкая чувствительность на руле, ощутимы рыскания по дороге.

Подвеска обеспечивает высокую плавность хода на любых неровностях − даже на крупных выбоинах вибрации, тряска отсутствуют. Впрочем, на длинных асфальтовых волнах раскачка навязчива.

Тормозная система заслуживает отдельного разговора. Педаль тормоза с длинным ходом дает возможность четко дозировать тормозное усилие, но при резком ее утапливании колеса блокируются слишком рано, что чревато потерей контроля над машиной.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button