Ваз 2101 года выпуска 2016
Ваз 2101 года выпуска 2016
ВАЗ-2101–80 — как могла выглядеть «Копейка» после глубокой модернизации
ВАЗ-2101 — автомобиль, который получил прозвище «Копейка». Это был популярный заднеприводный советский транспорт в кузове седан. Многие называют данную модель триумфом советской автомобильной промышленности и во многом это действительно так. Не секрет, что разработка не совсем является отечественной — она собрана на базе итальянского Fiat-124. Но перед запуском в серийное производство транспорт прошел серьезную доработку для использования в СССР. За все время конструкторы разработали несколько модификаций модели.
По плану, модернизированная «Копейка» должна была появиться перед Олимпиадой в Москве
Первой версией считается ВАЗ-21011 — она отличилась удобными креслами с современной системой регулировки. В оснащении предлагался мотор, объемом 1.3 литра на 69 л.с. Чуть позже наладили сборку модификации ВАЗ-21013, которая имела тот же силовой агрегат, что и у первого варианта. Специально для милиции построили отдельную версию, получившую индекс на заводе ВАЗ-21016. Но в данном случае устанавливался двигатель на 71 л.с.
Многие могут подумать, что на этом инженерная и конструкторская мысль иссякла, но это не так. На АвтоВАЗе вовсю работали над тем, чтобы создать транспорт с идеальными параметрами. Следующая версия получила название ВАЗ-2101-94. Ее оснастили 1.5-литровым мотором. Она была предназначена не только для милиции, но и других специальных служб. В свое время на заводе наладили мелкосерийный выпуск модели ВАЗ-21011 «Карат» для спецслужб. За движение отвечал агрегат от «шестерки». Кроме того, в салоне и на кузове предусматривались места для установки дополнительного оборудования.
Были созданы прототипы 2- и 4-дверного автомобиля, который получил название ВАЗ-2101-80
ВАЗ-21018 выпускался с необычным оснащением — роторный мотор, мощностью 70 л.с. В ВАЗ-21019 применяли двигатель с отдачей 120 л.с. Трудно представить, какое количество проектов еще было на АвтоВАЗе в отношении одной модели. Уже этот список кажется огромным, но он не заканчивается.
На предприятии мелкой серией выходил ВАЗ-2101 в кузове пикап, который мог взять на грузовую платформу 300 кг. На экспорт шли модификации с правым расположением руля. Мировой автопром все это время не стоял на месте и не был явлением постоянным. Fiat-124 имел задний привод и продольное расположение мотора. Более современный Fiat-128 применял совершенно другую конструкцию — передний привод и поперечное расположение двигателя.
После выхода итальянской новинки инженеры из Тольятти поняли, что «Копейка» уже технически устарела и нуждалась в замене. Поэтому в начале 1970 годов приступили к модернизации ВАЗ-2101. Активно велись работы не только с технической частью транспорта. Именно так были созданы прототипы 2- и 4-дверного автомобиля, который получил название ВАЗ-2101-80. Последняя цифра обозначала год, в котором нужно было приступить к серийному производству новинки.
ВАЗ-2101
ВАЗ-2101-80 стал полноценной разработкой отечественных специалистов. К слову, она не сильно отличалась от предшественника. Экстерьер был выполнен в стиле того же Fiat 128, на который смотрели с восхищением. По плану, модернизированная «Копейка» должна была появиться перед Олимпиадой в Москве. Но намеченные сроки были нарушены по разным причинам. После этого стало понятно, что переднеприводного автомобиля с поперечным расположением мотора в СССР не будет.
Через некоторое время появилась идея — установить силовой агрегат и некоторые элементы от ВАЗ-2101-80 в новый кузов, но даже это не получилось реализовать. Госслужащие с откровенным недоверием относились к отечественным инженерам. Поэтому решили обратиться за помощью в разработке к компании Porsche. Fiat в то время полностью отказался от сотрудничества с СССР.
Длительное время ушло на то, чтобы создать в СССР переднеприводный автомобиль. Им стала модель ВАЗ-2108. Но даже после этого в большом объеме проводился выпуск автомобиля ВАЗ-2101. За все время с конвейера сошло 4 800 000 экземпляров.
Итог. ВАЗ-2101 — известный автомобиль из СССР, получивший прозвище «Копейка». В свое время на АвтоВАЗ занимались модернизацией автомобиля, что привело к созданию ВАЗ-2101-80.
АВТОВАЗ снял душевный фильм к 50-летнему юбилею со дня выпуска первых «жигулей»
19 апреля 2020 года исполняется 50 лет с выпуска первых автомобилей марки LADA.
В этот день в 1970 году с конвейера Волжского автозавода сошли шесть седанов ВАЗ-2101 «Жигули» — 2 синих и 4 вишневых, что символизировало цвета флага РСФСР. С тех пор на автозаводе в Тольятти было выпущено более чем 50 серийных моделей.
Первая LADA — самая массовая в СССР и России
Продажи «жигулей» начались в августе 1970 года. ВАЗ-2101 дал начало самому многочисленному семейству легковых машин в истории предприятия, более того — в истории российской автомобильной промышленности. С 1970 по 1988 год выпущено около 4,8 млн ВАЗ-2101 и его модификаций. Помимо ВАЗ-2101 самыми массовыми стали LADA 2106 (4,3 млн шт.), LADA 2107 (2,8 млн шт.), LADA 4×4 (2,5 млн шт.).
Доработка зарубежного прототипа
Первая модель LADA базировалась на итальянском седане FIAT 124, который в 1967 году получил звание «Автомобиль года» в Европе. Для производства и продаж в Советском Союзе зарубежный прототип прошел серию испытаний на дорогах, бездорожье и специальных участках брусчатки. По итогам тестов в конструкцию лицензионного автомобиля было внесено свыше 800 конструктивных изменений, их значительная часть была направлена на повышение надежности.
Была переработана подвеска: изменена кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры. FIAT 124 обладал клиренсом около 130 мм. При модернизации итальянского шасси дорожный просвет спереди был увеличен до 175 мм. В результате доработок машина стала тяжелее на 90 кг, но это компенсировалось увеличенной мощностью мотора. ВАЗ-2101 получил новый двигатель с верхним расположением распределительного вала и увеличенным межцентровым расстоянием цилиндров, что в будущем позволило дорабатывать мотор и повышать его объем. В сцеплении увеличился наружный диаметр фрикционных накладок — со 182 мм до 200 мм. В коробке передач появились синхронизаторы, разработанные для более скоростных спортивных «Фиатов». Кузов стал прочнее, а вместо двух проушин под домкрат (по одной с каждого борта) появились четыре, что обеспечило гораздо более надежное вывешивание автомобиля.
Появились отверстия под внешнюю пусковую рукоятку — в бампере, кузове и радиаторе. Вместо сигнальной лампы перегрева двигателя, применяемой итальянцами, на комбинации приборов ВАЗ-2101 появился указатель температуры охлаждающей жидкости.
Часть изменений хорошо заметна внешне, в чем могут убедиться посетители корпоративного музея АВТОВАЗа, где экспонируется FIAT 124 — редкий для России автомобиль предоставлен музею из частной коллекции. Сравнить его можно с первым проданным автомобилем ВАЗ-2101, который поступил в корпоративный музей после 19 лет эксплуатации.
Время показало, насколько верными были конструктивные решения, заложенные в ВАЗ-2101. Автомобиль стал достаточно прочным, надежным и комфортным — высокую оценку он получил как у отечественных потребителей, так и на зарубежном рынке, куда поступил уже в 1971 году.
Сегодня в России на учете стоят несколько сотен тысяч седанов ВАЗ-2101. Заслуженные автомобили до сих пор трудятся по прямому назначению — в качестве транспорта, но все чаще становятся предметом реставрации и коллекционирования.
Российский автомобиль ХХ столетия
В 2000 году ВАЗ-2101 был назван «Российским автомобилем столетия» по итогам опроса, проведенного журналом «За рулем». За первую модель LADA проголосовал каждый четвертый участник опроса, а всего в нем приняло участие более 80 тысяч человек.
Факты о ВАЗ-2101
• Сборка первых ВАЗ-2101 осуществлялась с ночь на 19 апреля, а 19 апреля 1970 года было воскресеньем.
• Первые «жигули» собирали к особенной дате, которую отмечала вся страна. Это 22 апреля 1970 года — столетие В.И.Ленина.
• Массовое производство «жигулей» было налажено довольно быстро. Уже в 1970 году было собрано более 23 тыс. машин.
• На «единичку» устанавливали разные моторы объемом 1,2 л и 1,3 л. А самым мощным — 120 л.с. — был роторно-поршневой двигатель. Для советских спецслужб была выпущена опытно-промышленная партия таких машин.
• В 1970-1988 гг. было изготовлено 4.846.900 автомобилей LADA первой модели, включая модификации.
• 19 апреля — эта дата объявлена в АО «АВТОВАЗ» корпоративным праздником — Днем первого автомобиля.
• Первые «жигули» получили всем нам известный логотип с серебристой ладьей. В этой эмблеме — стилизованная буква «В» (ВАЗ), а еще ладья — символ движения.
• Имя для нового российского автомобиля выбирали голосованием. Победило название «Жигули» по наименованию горной системы, расположенной рядом с городом Тольятти. Были и народные прозвища — «единичка», «ноль первая», «жигулёнок». Слово «копейка» начали применять гораздо позже, в 1990-х годах.
• Продажи «жигулей» начались в августе 1970 года. Первый проданный автомобиль вишневого цвета хранится сейчас в музее АВТОВАЗа.
• Слово «жигули» не подходило для экспорта (не очень благозвучно в ряде языков), поэтому при поставках за рубеж использовали название LADA.
• Первая партия автомобилей была отправлена на экспорт уже в 1971 году — в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. За рубежом LADA любили за прочность и низкую цену. В 1971 году было экспортировано более 57 тыс. автомобилей LADA — это более трети всего годового экспорта легковых автомобилей СССР.
• В 1972 году Волжскому автозаводу вручили международную премию «Золотой Меркурий» — на тот момент высшую награду в сфере европейской торговли. Это стало символом признания продукции Волжского автозавода — автомобиля LADA.
• В 1972 году автомобили LADA составили уже половину общего числа советских экспортных поставок легковых автомобилей.
• До «жигулей» в СССР не было полноценной системы фирменного автосервиса. Именно Волжский автомобильный первым в Союзе реализовал принцип «произвожу — продаю — обслуживаю». В 1969 году был подписан приказ «Об организации отдела технического обслуживания автомобилей». Сначала планировали строить громадные автоцентры на 55 постов, но потом создали проекты 15-, 10- и 6-постовых станций. Это приблизило сервис к клиентам и позволило увеличить количество СТО. В 1975 году действовало 30 спецавтоцентров, 130 стационарных и 100 передвижных СТО. В этот же период через спеццентры продавалось около 150 тыс. автомобилей в год — примерно половина общего объема продаж.
51 год со дня выпуска ВАЗ-2101
– Сборка первых ВАЗ 2101 осуществлялась с ночь с 18 на 19 апреля. А 19 апреля 1970 года было воскресеньем.
– Первые «Жигули» собирали к особенной дате, которую отмечала вся страна. Это 22 апреля 1970 года – столетие В.И.Ленина.
– Массовое производство «Жигулей» было налажено довольно быстро. Уже в 1970 году было собрано более 23 тысяч машин.
– На «единичку» устанавливали разные моторы, объемом 1,2 л и 1,3 л. А самым мощным – 120 л.с. – был роторно-поршневой двигатель. Для советских спецслужб была выпущена опытно-промышленная партия таких машин.
– С 1970 по 1988 было изготовлено 4,8 миллиона LADA первой модели, включая модификации, а если быть точным, 4 846 900 автомобилей. И это была самая массовая модель за историю АВТОВАЗа, более того – за историю российского автопрома.
– 19 апреля – эта дата объявлена в АО «АВТОВАЗ» корпоративным праздником, Днем первого автомобиля.
Бренд
– Первые «Жигули» получили всем нам известный логотип с серебристой ладьёй. В этой эмблеме – стилизованная буква «В» (ВАЗ), а еще ладья – это символ движения.
– Имя для нового российского автомобиля выбирали голосованием – победило название «Жигули», по наименованию горной системы, расположенной рядом с г. Тольятти. Были и народные прозвища – «единичка», «ноль первая», «Жигулёнок». Слово «копейка» начали использовать гораздо позже, в 90-х годах.
Экспорт. Продажи. Сервис
– Продажи «Жигулей» начались в августе 1970 года. Первый проданный автомобиль (вишнёвого цвета) хранится сейчас в музее АВТОВАЗа.
– Слово «Жигули» не подходило для экспорта (не очень благозвучно в ряде языков), поэтому при поставках за рубеж использовали название LADA.
– Первая партия автомобилей была отправлена на экспорт уже в 1971 году – в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. За рубежом LADA любили за прочность и за низкую цену. В 1971 году было экспортировано более 57 тысяч автомобилей LADA – это более трети всего годового экспорта легковых автомобилей СССР.
– В 1972 году Волжскому автозаводу вручили международную премию «Золотой Меркурий» – на тот момент высшую награду в сфере европейской торговли. Это стало символом признания продукции Волжского автозавода – автомобиля LADA
– В 1972 году автомобили LADA составили уже половину от общего числа советских экспортных поставок легковых автомобилей.
– До «Жигулей» в нашей стране не было полноценной системы фирменного автосервиса. Именно Волжский автомобильный первым в СССР реализовал принцип «произвожу-продаю-обслуживаю». В 1969 году подписан приказ «Об организации отдела технического обслуживания автомобилей». Сначала планировали строить громадные автоцентры на 55 постов, но потом создали проекты 15, 10, и 6-постовых станций. Это приблизило сервис к клиентам и позволило увеличить количество СТО. В 1975 году действовало 30 спецавтоцентров, 130 стационарных и 100 передвижных(!) СТО. В этот же период через спеццентры продавалось около 150 тысяч автомобилей в год – примерно половина от общего объема продаж.
– Сегодня у LADA около 300 дилеров в РФ, практически все прошли ребрендинг под новый современный стиль.
Признание
– В 1973 году автомобилю ВАЗ-2101 был присвоен Государственный знак качества.
– ВАЗ-2101 по итогам опроса журнала «За рулем» был назван «Российским автомобилем столетия. Более 80 тысяч человек приняли участие в голосовании. На втором месте была «Волга» ГАЗ-21, а на третьем – LADA 110. Она только-только вышла на рынок, и как отмечала редакция «За рулем», это признание машина получила «авансом».
ВАЗ-2101 сегодня
– «Единичка» – очень надежная и долговечная машина. Успешно используется и сегодня – более 200 тысяч автомобилей стоит на российском учете в настоящее время (по данным АА «Автостат»).
– Четыре года назад Филип Фогел и Петр Явурек из чешского города Честице совершили кругосветку на LADA 2101. Энтузиасты стартовали весной 2017 года, и за 10 месяцев проехали 50 тысяч километров. Автомобиль 1975 года достойно выдержал путешествие, и сейчас хранится в музее АВТОВАЗа.
- В Тольятти открыт сквер имени 50-летия АВТОВАЗа. Одной из инсталляций стала ВАЗ-2101 в застекленном павильоне.
Автоспорт
– В 2021 году отмечается не только 50-летие автомобилей LADA, но и 50-летие заводского автоспорта. «Жигули» впервые официально вышли на соревнования в феврале 1971 года. Три экипажа на спортивных ВАЗ-2101 впервые выступили на зимнем командном чемпионате СССР по ралли. Их достижение — почетный приз «За волю к победе», и первая проверка возможностей нового автомобиля на спортивном поприще.
– В 1973 году в первенстве Советского Союза гонщики Волжского автомобильного завода показали на ВАЗ-2101 лучшие результаты. Им вручили приз журнала «За рулем» – «Трофей заводов». В ралли «Тур Европы-73» команда Волжского автозавода, выступая на ВАЗ-2101, завоевала Золотой и Серебряный кубки.
– В 2004 году ВАЗ-2101 принял участие в гонках ретро-автомобилей в Германии. На знаменитом кольце «Нюрбургринг» он стал первым в своем классе, обогнав десятки соперников.
Конструктив
– В качестве платформы был использован итальянский FIAT-124, получивший в 1966 году титул «Автомобиль года».
SnG 68/69
Автомобиль ВАЗ-2101 во многом отличался от базовой модели. В первую очередь, совершенно новым двигателем с верхним расположением распределительного вала и увеличенным межцентровым расстоянием цилиндров, что в будущем позволило неоднократно повышать литраж мотора. В сцеплении увеличился наружный диаметр фрикционных накладок. В коробке передач применены более надежные синхронизаторы. Переработана передняя подвеска: изменена ее кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры. Трехрычажная задняя подвеска уступила место прогрессивной пятиштанговой конструкции. С целью повышения надежности и прочности был усилен кузов автомобиля. Увеличен дорожный просвет.
В общей сложности в конструкцию базового автомобиля было внесено свыше 800 конструкторских изменений.
Хроника ВАЗ-2101
1966 – В общественном центре FIAT, прошла официальная презентация нового легкового автомобиля FIAT-124. Он настолько понравился журналистам, что получил почетный титул «Автомобиля года».
1966 – Министерство внешней торговли СССР и АО FIAT (Турин, Италия) заключили генеральное соглашение о сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля, проекта автомобильного завода и его строительства в СССР.
1967 – Началось строительство Волжского автозавода.
1968 – Начались эксплуатационные испытания прототипов автомобиля.
1969 – Начался монтаж главного конвейера ВАЗа.
1970 – В апреле на главном конвейере завода собраны первые шесть автомобилей ВАЗ-2101.
В августе Волжский автозавод начал реализацию автомобилей ВАЗ-2101 через торговую сеть. Первый товарный автомобиль был продан жителю г. Тольятти. Через 19 лет раритетный автомобиль вновь стал собственностью АВТОВАЗа, но в качестве музейного экспоната. Его владелец пересел за руль нового автомобиля LADA SAMARA, подаренного предприятием.
1971 – Собран 100-тысячный ВАЗ-2101 светло-палевого цвета. Автомобиль сохранен заводом, он стал музейным экспонатом.
Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь ВАЗа по выпуску 220 тыс. автомобилей в год.
1974 – Собран миллионный автомобиль ВАЗ-2101.
1975 – С главного конвейера автозавода сошел 2-миллионный автомобиль, им стал ВАЗ-21011.
1979 – С главного конвейера Волжского автозавода сошел 5-миллионный автомобиль, им стал ВАЗ-2101.
1984 – Собран последний ВАЗ-2101 первой модификации.
1988 – Собран последний автомобиль семейства ВАЗ-2101.
Всего за период 1970-1988 гг. выпущено 4 846 900 автомобилей ВАЗ-2101 и его модификаций.
Золотая «копейка» отечественного автопрома
48 лет назад, 9 сентября 1970 года, был начат серийный выпуск автомобилей Волжского автомобильного завода «ВАЗ-2101» – «Жигули». В нашей стране найдется не так много людей, у которых в юности или детстве – в семье родителей, родственников, соседей – никогда не было автомобиля «Жигули». А уж первая модель, легендарная «копейка», как ее называли в народе, была невероятно популярной! Часто в семьях горожан ее помнят как первую машину дедушки, которой он так гордился. К ней относились почти с нежностью, ею хвастались, ее любили и ухаживали за ней. «Копейка» стала ярким символом целой эпохи отечественного автопрома. Эпохи, которая закончилась не так давно – всего лишь пять лет назад, в 2012 году, когда в сборке автомобилей Волжского автозавода перестали использовать детали, разработанные для первых «Жигулей».
Личный автомобиль в СССР
Чтобы понять, чем стало появление на российском рынке «копейки» – первого массового автомобиля – нужно представлять, насколько трудно было приобрести личный автомобиль до начала ее выпуска. В то время, когда в Европе и США автомобиль был привычным средством передвижения, в СССР он еще и в 50-х годах оставался роскошью для избранных. Например, в 1950 году советские заводы выпустили 64 554 легковые машины, из них только 23 тысячи были проданы индивидуальным владельцам, остальные ушли на экспорт или были переданы в различные ведомства, как служебные автомобили. К 1956 году количество машин, поступавших в продажу, выросло до 64 тысяч в год, но все равно в масштабах огромной страны это было очень мало.
Прежде чем приобрести автомобиль, надо было записаться в многотысячную очередь в специализированном магазине, которые имелись только в двенадцати крупнейших городах Советского Союза. Например, в 1954 году в Ленинграде очередь на «Победу» и «Москвич» составляла 22000 человек, в Ростове-на-Дону – 4100, в Тбилиси – 2800, в Киеве и Риге – примерно по 2000 человек, в Ереване – 1200 человек. В Москве только очередь на автомашину «Победа» составляла 13 тысяч человек, не считая тех, кто хотел приобрести автомобили других марок. Продавалось же в столице около 600 машин в месяц, а в других городах и того меньше.
Поэтому, когда был налажен массовый выпуск автомобиля ВАЗ 2101, началась эпоха, когда впервые личные автомобили стали доступны миллионам граждан. Этот поистине народный автомобиль давал огромному числу людей возможность ощутить принадлежность к достатку, к роскошной жизни «как в западном кино», и к классу тех немногих, кто мог себе позволить иметь личный автомобиль во времена СССР. Вот почему именно «копейка» стала таким знаковым автомобилем в нашей стране!
Как создавался Волжский автозавод
Первый автомобиль – «ВАЗ-2101» – сошел с конвейера Волжского автомобильного завода 19 апреля 1970 года, а 9 сентября того же года начался серийный выпуск автомобилей «ВАЗ-2101».
Этому предшествовала история, которая могла бы стать сюжетом для остросюжетного приключенческого кино. В ней в тугой узел закручены бизнес-интриги, воля политических лидеров, интересы международных корпораций и даже деятельность спецслужб.
Строить гигантский автозавод было решено по предложению председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина. Выпуск новеньких автомобилей европейского уровня должен был решить сразу несколько задач, важнейших из которых было две. Первая – поправить экспортные позиции страны, которая очень много всего покупала за валюту, и гораздо меньше продавала за рубеж. Вторая же – извлечь из граждан собственной страны их накопления. Эти деньги были необходимы на строительство дорог и промышленное производство, которое не обеспечивало достаточного количества товаров. Люди постарше помнят еще эпоху дефицита, когда, даже имея деньги, трудно было приобрести на них хорошие вещи.
Для выпуска массового автомобиля решено было построить новый завод-гигант, для чего привлечь зарубежного партнера. К его поиску были привлечены даже сотрудники КГБ. Во всяком случае, широко известно как минимум об участии в переговорах сотрудника резидентуры внешней разведки под прикрытием Леонида Колосова, который в начале 60-х годов был направлен в Италию под видом корреспондента «Известий». Колосов, тогда еще капитан КГБ, помог заключить сделку с концерном «ФИАТ» и получить кредит от концерна для постройки автомобильного завода в Тольятти. Это дало возможность Советскому Союзу сэкономить 62 миллиона долларов, а Леонид Колосов за эту операцию получил внеочередное звание и дорогое ружье в подарок.
Концерну «ФИАТ» сделка тоже была выгодна, так как в Италии в это время шла всеобщая забастовка, причинявшая большие убытки производителю автомобилей. И крупный контракт с правительством СССР был как нельзя более кстати.
Генеральное соглашение было подписано 8 августа 1966 года в Москве. Подписи под документами оставили глава «ФИАТ» Витторио Валетта и министр автомобильной промышленности СССР Александр Тарасов.
Новый советский автомобильный завод-гигант было решено строить в городе Тольятти, который всего за два года до того получил свое название в честь генсека итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти, который приехал в Россию налаживать отношения с Никитой Хрущевым и умер во время посещения детского лагеря «Артек» от инсульта. До того город назывался Ставрополь Куйбышевской области и от него в начале 60-х оставались лишь окраины: весь город был почти целиком затоплен после завершения строительства Волжской ГЭС им. В. И. Ленина. С возведением завода-гиганта город Тольятти был отстроен фактически заново и снова возродился к жизни.
На строительство заводских помещений и установку оборудования ушло почти 4 года и около 5 миллиардов рублей. Почти все комплектующие для автомобилей планировалось производить на месте. Оборудование, станки и целые линии производства были закуплены в социалистических странах, входящих в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ): в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии и Чехословакии. А также в странах капиталистического лагеря: Италии, ФРГ, Франции, Англии и США.
Чем отличался «ВАЗ-2101» от «Фиата»
Пока завод строился, в СССР во всю тестировали и усовершенствовали итальянский «Фиат-124», прообраз будущего массового российского автомобиля, который в 1966 году стал автомобилем года в Европе. Сперва итальянские «фиаты» тестировали, гоняя по всем дорогам СССР. Затем итальянские инженеры по просьбе советских внесли в конструкцию около восьмисот изменений. Так что бытовавшие рассказы автолюбителей о том, что «копейка» – это практически «Фиат-124», это всего лишь байки.
У «ВАЗ 2101» кузов стал намного прочнее, двигатель стал с верхним распредвалом и увеличенным межцентровым расстоянием, что в будущем позволило неоднократно увеличивать литраж мотора. Двигатель стал более короткоходным, а значит – более приемистым. Доработали и сцепление, и коробку передач. Изменилась конструкция подвески, а клиренс увеличился со 164 до 175 мм. Тормоза, вместо непрочных дисковых, установили барабанные. Кузов также был основательно доработан и усилен. Салон был европейского уровня. Передние сиденья, в отличие от кресел итальянских «Фиатов», стали раскладывающимися. Кнопочные ручки дверей заменили безопасными, не выступающими за габариты дверей.
Как только первые «ВАЗ-2101» поступили в продажу, они стали самыми популярными автомобилями в СССР. И не зря: они были невероятно прочными, неприхотливыми и удобными в ремонте. Автолюбители отмечали также малый объем работ по техническому обслуживанию, хорошие динамику и управляемость автомобиля, плавность хода, комфортабельность салона. В придачу ко всему у машины очень хорошо работала печка, что было и остается важной опцией в нашем холодном климате.
Название «Жигули» выбрали на основе конкурса, который организовал среди своих читателей журнал «За рулем». Пришло больше 50 тысяч предложений, которые сейчас уже забыты. Известно лишь, что среди них было название «Лада», которое позже стали использовать для экспортной версии автомобиля. А также такие замысловатые имена, как «Перворожец» «Директивец» и «Мемориал». Название «Жигули» предложил конструктор по фамилии Черный: так называются горы, расположенные недалеко от города Тольятти.
Однако с этим названием, хорошо принятым на внутреннем рынке, случилась осечка, когда автомобили начали поступать на экспорт. Оказалось, что слово это непонятное, а ассоциации рождает в основном неприличные, поскольку созвучно сразу нескольким словам, имеющим отрицательную окраску в разных языках. Например, для тех, кто знает арабский язык, оно созвучно слову «джигуль», которое переводится как «вор», а для испаноязычных народов оно напоминает слово «жиголо» (молодой мужчина, оказывающий за плату интимные услуги состоятельным пожилым женщинам). Поэтому на экспорт машина стала поставляться под более нейтральным названием «Лада».
Первые автомобили «ВАЗ-2101» стоили 5500 советских рублей. Они были с восторгом приняты на внутреннем рынке, и вполне имели успех на Западе. Спустя 2 года Волжский автозавод даже удостоился престижной международной премии «Золотой Меркурий» за выпуск этой модели машины.
Нашу «копейку» экспортировали в Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Югославию, ГДР, Египет, Нигерию. А также в ФРГ, Австрию, Францию, Швейцарию, Великобританию. Прочность экспортных версий автомобиля была так велика, что даже сейчас в западных странах существуют клубы любителей этого автомобиля, а в городском потоке машин нет-нет, да и мелькнет ее знакомый силуэт, который уже воспринимается, как модный ретро-стиль.
«ВАЗ-2101» выпускался в течении 13 лет. За это время было создано 2 700 000 «копеек», с появлением которых началась по-настоящему массовая автомобилизация в СССР. Уже к середине семидесятых годов «Жигули» составляли около половины парка легковушек в стране.
В 2000 году журнал «За рулем» провел опрос почти 80 тысяч автолюбителей из России и стран СНГ. По результатам этого опроса «ВАЗ 2101», легендарная «копейка» была признана лучшим российским автомобилем столетия.
Авто-реактор
Легендарная «Копейка» ВАЗ-2101 празднует 45-летие
45 лет назад, 19 апреля 1970 года, с конвейера автозавода в Тольятти сошел первый экземпляр легендарной «Копейки» — ВАЗ-2101, ознаменовавший новую эпоху в развитии автомобильной промышленности СССР. В тот день с конвейера Волжского автозавода сошла первая партия ВАЗ-2101, в количестве 6 автомобилей. Легендарная модель стала самой массовой в истории Волжского автомобильного завода. В течение года автозавод производил 1,5 тысячи машин в день. За 18 лет выпуска, с 1970 по 1988 год, было выпущено около 4,8 миллионов автомобилей этой модели, включая модификации ВАЗ 21011 и 21013. Оригинальная версия «Копейки» выпускалась с 1970 по 1984 годы. За это время с конвейера ВАЗа сошло 2,5 миллиона экземпляров ВАЗ-2101. До сих пор на дорогах России колесит большое количество «Копеек».
ВАЗ-2101 выпускался под торговой маркой «Жигули», это был легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан. Машина оказалась поистине шедевром — ни до, ни после неё конструкторы не смогли создать настолько долговечных автомобилей. Прототипом легендарной «Копейки» послужил FIAT-124.
Классическое семейство автомобилей ВАЗ, созданное на базе «Копейки», выпускалось до 17 сентября 2012 года. Последней моделью уходящей в историю советской классики стала ВАЗ-21047, которая до сих пор собирается в Египте из машинокомплектов произведенных на АвтоВАЗ. В 1970 году ВАЗ-2101 являлся самым комфортабельным автомобилем в своем классе, а также по праву считался наиболее современным и надёжным отечественным автомобилем. Всё это способствовало престижу автовладельцев, а обладание этой машиной служило признаком достатка и благополучия советских семей.
В соответствии с результатами проведенных испытаний, ВАЗ-2101 нуждался в капитальном ремонте только после того, как автомобиль проходил расстояние, равное 10-ти пробегам от Москвы до Владивостока. Однако, встречались экземпляры «Копеек», которые служили владельцу верой и правдой, без капитального ремонта, по 25-30 лет. В мае 1972 года Волжскому автомобильному заводу, за создание этой модели была вручена Международная премия «Золотой Меркурий», которая являлась своеобразным аналогом «Оскара» в европейской торговле.
В начале 70-х годов в СССР остро стояла проблема нехватки легковых автомобилей. Советская автомобильная промышленность выпускала Запорожцы, Волги, Москвичи, но их небольшие серии не могли удовлетворить всё возрастающий потребительский спрос. Недостаток легковых автомобилей проявлялся даже на государственном уровне. Часто вместо легковушек использовались даже грузовики.
Для решения проблемы массового выпуска легковых автомобилей был куплен проект итальянской модели FIAT-124, который, после внесения почти 800 изменений в него, и стал знаменитой «Копейкой». В частности, при внесении изменений, для ВАЗ-2101 увеличили дорожный просвет со 182 до 220 мм, также был увеличен диаметр диска сцепления, усилили переднюю подвеску, заднюю подвеску изменили на более прогрессивную пружинную, из пружин задней подвески исключили амортизаторы для более лёгкой замены, добавили синхронизаторы в коробку передач, дисковые задние тормоза поменяли на барабанные, которые были более устойчивыми к плохим дорогам, передние — оставили дисковыми. Кроме того, специально для «Жигулей» FIAT разработал новый двигатель с верхним распредвалом, так как оригинальный фиатовский силовой агрегат не поддавался модернизации. Благодаря всем этим изменениям ВАЗ-2101 стал значительно надёжнее нежного FIAT-124, а также отличался гораздо лучшей ремонтопригодностью, практически не отличаясь внешне.
При этом для производства 2101 требовались материалы, которые на то время даже не производились на территории СССР. Над разработкой и запуском в серийное производство нового автомобиля в Советском Союзе работали сотни НИИ и около 190 предприятий. На эмблемах первых экземпляров ВАЗ-2101 присутствовало слово «Тольятти», которое было убрано в 1971 году, чтобы не раскрывать местоположение стратегического объекта.
Историческое название «Жигули» было предложено конструктором Алексеем Черным и утверждено директором ВАЗа Николаем Поляковым. Под торговой маркой «Жигули» продавались автомобили первого поколения классического семейства: ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103, ВАЗ-2106. Но вскоре торговая марка «Жигули» была заменена на «LADA» из-за нездоровой ассоциации у европейских потребителей названия со словом жиголо. Названия моделей на европейском рынке поменялись с ВАЗ-2101, ВАЗ-21011, ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 на Lada-1200, Lada-1300, Lada-1500, Lada-1600. Числовое значение в названии моделей LADA указывало на объём двигателя. Также были распространены названия Lada-Saloon, Lada-Nova (Lada-Riva) и Lada-Estate. Несмотря на официальный отказ от торговой марки «Жигули», в обиходе это название автомобилей использовалось ещё очень долго.
По случаю 45-летнего юбилея на заводе АвтоВАЗ чествовали 100 лучших работников завода, которые одержали победу в конкурсе профессионального мастерства. А в завершение торжественных мероприятий прошел автопробег под названием «45 копеек».
Запись опубликована 19.04.2015 в 13:04 и размещена в разделе История ВАЗ, Новости. Вы можете читать комментарии, используя RSS-ленту. Вы можете оставить комментарий. Оповещения с сайтов отключены.
LADA XRay оснастят новым двигателем и трансмиссией
который появился на рынке в ноябре 2018 года и до сих пор .
Большая часть легковых машин в России старше 10 лет
отечественных марок. Среди иномарок процент старых автомобилей ниже, но тоже весьма .