Новая копейка ваз 2101 2016 фото
Новая копейка ваз 2101 2016 фото
Лада 2101
ВАЗ 2101 — первый автомобиль Волжского Автозавода, вышедший с конвейера в 1970 году. Незадолго до этого советское правительство поставило план построить в стране еще один автомобильный завод для выпуска «народной» машины, причем с готовностью привлечь к этому делу иностранных производителей. Выбор пал на Fiat 124 — эта итальянская модель в 1965 году стала «автомобилем года».
Подготовка технического проекта завода с отведенной площадкой в городе Тольятти была поручена концерну «Fiat». Согласно контракту, на зарубежных специалистов возлагалось технологическое оснащение завода и обучение персонала. Как вскоре выяснилось, в «чистом» виде модель не была приспособлена для тех климатических условий, в которых ей предстояло эксплуатироваться. Целый год ушел только на адаптацию, чтобы автомобиль стал выпускаться уже в своем завершенном виде, как первая модель, ставшая родоначальницей семейства «Жигули».
На тот момент сравнение «копейки» с другими советскими автомобилями было явно не в пользу последних. «Жигули» отличались легким пуском, очень эффективной «печкой», просторным багажником, информативной коробкой передач и, что немаловажно, уверенным поведением на дороге. Да и качество производства было намного выше, чем на других автозаводах. К тому же первые «жигули» стали еще даже лучше прототипа, не только в техническом плане, но и по части комфорта — например, благодаря появившейся возможности разложить сиденья и превратить салон в полноценное спальное место. Следующей модификацией стала ВАЗ-21011 («ноль одиннадцатая»), с мотором увеличенной мощности, где использовались более удобные по форме передние сиденья. Салона коснулись и другие изменения, в частности: черная комбинация приборов, отделка панели «под дерево», руль без «кольца», пепельницы, из задних подлокотников перенесенные непосредственно на панели дверей, омыватель на подрулевом рычаге. Помимо прочего, эти автомобили внешне отличались решеткой радиатора, бамперами с резиновыми накладками и без «клыков», стоп-сигналами и указателями поворота с отражателями. На задних стойках кузова находились отверстия вытяжной вентиляции салона, прикрытые декоративными решетками. Модель ВАЗ-21013 представляла собой сочетание кузова 21011 с двигателем 2101.
Одной из отличительных особенностей первых «жигулей» от своего прообраза, как уже отмечено, стали новые двигатели. Если на Fiat 124 использовались моторы с нижним распредвалом и штанговым приводом клапанов, то у «жигулей» двигатели с индексами 2101 и 2103 имели верхний распредвал и новый карбюратор, а также возможность ручной заводки от «кривого стартера», для которого в бампере специально проделали отверстие — это было одно из обязательных условий адаптации. Чтобы автомобиль можно было завести даже при отказе стартера или аккумулятора.
Кроме модернизированных двигателей автомобиль получил усиленный кузов, измененное сцепление, более «живучие» барабанные задние тормоза вместо дисковых. В коробке передач доработали конструкцию синхронизаторов. Был увеличен и дорожный просвет, т.к. качество дорожного покрытия оставляло желать лучшего. Была значительно усилена подвеска, и тем самым улучшены технические характеристики ВАЗ 2101. Передняя подвеска, к примеру, была полностью переработана: изменена ее кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры. Ведущий мост — новый. Архаичная трехрычажная задняя подвеска уступила место прогрессивной пятиштанговой конструкции. Вместо двух проушин под домкрат (по одной с каждого борта) появились четыре, что обеспечивало гораздо более надежное «вывешивание» автомобиля.
В плане безопасности «жигули» демонстрировали серьезный прогресс. Во-первых, в автомобиле впервые были использованы травмобезопасные наружные ручки дверей. Кроме того, появилось наружное зеркало заднего вида. Была установлена травмобезопасная рулевая колонка, но вот ремни безопасности тогда еще только начали входить в оснащение отечественных автомобилей, и «жигули» еще какое-то время выпускались без них, однако с приходом люксовой модели ВАЗ-2103 ремни безопасности стали обязательными на всех машинах. В машинах на экспорт можно было встретить подголовники передних сидений, задние ремни безопасности и обогреватель заднего стекла.
Трудно сказать, какой была бы судьба отечественного автопрома, если бы советское правительство выбрало тогда, в конце 60-х, другой автомобиль, с более современной переднеприводной компоновкой. Ведь Fiat 124, хоть и считался «автомобилем года» и был, безусловно, отличным образцом, но относился к уже устаревшему классу, в то время как мировые производители активно переходили на передний привод. Впрочем, и без того, благодаря новым стандартам удалось поднять отечественное производство на более высокий уровень, а народ получил отличный автомобиль, за которым позже закрепились прозвище «копейка». Сегодня эти автомобили — вызывающий интерес раритет, особенно машины первых годов выпуска.
Ваз 2101 Копейка
Старая добрая «копейка» и ее ближайшие «производные» — отнюдь не редкость в потоке транспорта. Секрет не в фанатизме владельцев — просто первое семейство тольяттинской «классики» нетрудно довести до уровня современных эксплуатационных требований.
Конструкция «копейки» оказалась настолько приспособленной к отечественным условиям эксплуатации, что она без серьезных изменений выпускалась уже почти сорок лет. Классическая Lada 2107, которую и сегодня можно купить в автосалонах, по сути является ее рестайлинговой версией. Поэтому многим владельцам хорошо сохранившихся ВАЗ-2101 (и прочих моделей «первого» семейства) оставалось лишь модернизировать отдельные узлы своих «ласточек» до уровня современных «семерок». Еще один секрет активной старости первых «Жигулей» — обеспеченность запчастями.
В торговой сети их великое множество, качество многих явно хромает, но в то же время всегда можно найти изделие серьезного производителя — даже европейского.
Двигатель
Не очень мощным (64-80 л. с.), но долговечным моторам «классики» (объем 1,2 л, 1,3 л, 1,5 л, 1,6 л) достаточно усовершенствовать лишь системы питания и зажигания. Оснащать их впрыском смысла нет, но экономичный карбюратор типа «Солекс» (от семейства «2108») будет кстати. Нужно только переделать привод дроссельной заслонки с троссового «восьмерочного» на рычажный «классический». Вентилятор радиатора с электроприводом (вместо ремня), ускоряющий прогрев и экономящий топливо, заимствуется от тольяттинских «троек» и «шестерок». Для переделки системы зажигания с устаревшей контактной на более надежную электронную покупают специальные комплекты. Они состоят из трамблера с датчиком Холла, электронного комутатора жгута проводки. Если приобрести трамблер для «низкого» блока (моторы 1,2 л и 1,3 л) не удается, владельцы заказывают токарю втулку-проставку и применяют узел от моторов с «высоким» блоком. «Электронная» искра помогает решить проблему холодного пуска на изношенных моторах, особенно в неблагоприятную погоду. На этот же результат работают высококачественные свечи. Самые энергичные владельцы «классики» при капремонте двигателя форсируют его, растачивая «родной» блок и применяя детали цилиндро-поршневой группы от других агрегатов семейства. Таким образом можно увеличить объем мотора до 1,7 л с соответствующим приростом мощности.
Подвеска
Выносливая и комфортная на неровных дорогах ходовая часть «классики» до сегодняшнего дня сохраняется на конвейере практически без изменений. Чтобы снизить усилие на очень «тяжелом» рулевом колесе, некоторые владельцы заменяют втулочныйузел маятникового рычага подшипниковым. Любители активной езды при замене амортизаторов выбирают более жесткие узлы иностранного производства к счастью, их в продаже достаточно. Для повышения экономичности в трансмиссии часто заменяют старую 4-ступенчатую КП современной «пятиступкой» — от более поздних тольяттинских версий «классики» (переделок не требуется) или польских FSO Polonez и Polski Fiat 125 (нужно докупить некоторые фиатовские детали и увеличить отверстие в рансмиссионном тоннеле). Иногда владельцы наименее мощных моторов, желающие сэкономить не только на топливе, но и на покупке коробки, ограничиваются установкой главной передачи редуктора ВАЗ-21074 или ВАЗ-2106 — с передаточным числом 3,9 или 4,1 вместо 4,З.
Тормоза ВАЗов «первого» семейства в первые годы выпуска не имели вакуумного усилителя. Но лишь немногие владельцы видят смысл в дооборудовании своих старых машин этим недешевым устройством, поскольку исправные тормоза при спокойном стиле езды достаточно эффективны и без него. А вот рабочие цилиндры задних тормозных механизмов ВАЗ-2105 (самоподводящиеся) вместо «родных» устанавливают охотнее: разница в цене невелика, а периодическая регулировка зазоров колодок в отличие от штатных требуется реже. Установившие форсированный тем или иным способом двигатель могут оборудовать свой автомобиль самоблокирующимся дифференциалом, который улучшает проходимость и исключает пробуксовку при троганье.
Салон
Посадка за рулем «классики» неудобна, поэтому «родные» сиденья заменяют иномарочными. Для сопряжения их «салазок» с кронштейнами на кузове могут потребоваться сварочные или слесарные работы по сооружению кронштейнов. Механизмы дверей приспособлены к установке электроприводов замков, для особо преданных фанатов модели существуют комплекты электростеклоподъемников.
Удалить из передних дверей немодные и легко поддающиеся вандалам треугольные форточки, заменив их сплошными стеклами от моделей «пятого» семейства, легко. Но вместе с форточками автомобиль лишается эффективной вентиляции. Несложно оборудовать машину насосом омывателя лобового стекла с электроприводом (если такового нет), электронным регулятором напряжениявзамен контактного электромеханического. Применение новой оптики с галогенными (60/55 Вт) или ксеноновыми лампами желательно совмещать с внедрением в схему реле включения фар, иначе оплавятся контакты подрулевого переключателя. Безопасности способствует заднее стекло с электрообогревом от «классики» последних лет выпуска и «широкоугольных» зеркал.
Хоть и нарядные, но непрочные хромированные бамперы несложно заменить пластиковыми от Lada 2107: они недорогие, не корродируют и без остаточной деформации выдерживают легкие удары. Для их монтажа нужно изготовить из листового металла несложные кронштейны.
lsvsx
19 апреля 1970 года в городе Тольятти (СССР) со сборочного конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули» (легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан), прозванный в народе «копейкой».
На самом деле первые машины на Волжском автозаводе начали собирать еще 18 апреля. Генеральный директор Волжского автозавода Виктор Поляков планировал приурочить пуск конвейера к столетию со дня рождения Ленина. Дата была серьезная, а новейшее предприятие — огромное.
«С фотоаппаратом никого не пускать»
Поэтому Поляков действовал осторожно и с запасом — рапортовать заранее о таких событиях было рискованно, оборудование то и дело отказывало, а за день до пуска потерялись сигнальные кнопки шкафов управления, снятые для сохранности.
«На главный конвейер с фотоаппаратом никого не пускать, ни работников, ни строителей, какие бы они ни показывали мандаты. Без моего письменного разрешения. Вплоть до министра. Никаких корреспондентов без моего письменного разрешения не впускать», — распорядился Поляков за несколько дней до старта производства.
Это сейчас 19 апреля — знаковая дата для «АвтоВАЗа», тогда пуск производства задумывался довольно скромным. Нескольким десяткам рабочих под руководством фиатовских инструкторов предстояло собрать шесть первых машин. При этом сборка велась точно по технологии на конвейере, хотя он в тот день двигался медленно и с остановками.
Около трех ночи 19 апреля, вспоминает первый технический директор ВАЗа Евгений Башинджагян, на машины установили колеса. За рулем первого ВАЗ-2101 синего цвета сидел фиатовский инструктор Бенито Гвидо Савоини. Затем конечную дистанцию конвейера покинули остальные пять машин, еще одна синяя и четыре вишневые. После чего автомобили с зажженными фарами и под рев клаксонов носились по свободным цехам.
По сути, это был тестовый пуск главной нитки конвейера еще недостроенного завода проектной мощностью 660 автомобилей в год. По соседству рабочие разбирали ящики с крупногабаритным оборудованием, строители продолжали укладывать тротуар, дороги.
Выпуск машин в последующие месяцы был невысок. В мае сделали 72 штуки, в июне — 302, а в июле — 402. Массовое производство на конвейере развернули только к сентябрю — и то в смену собирали всего 70 машин. К концу года выпуск довели до 350 седанов, а в марте следующего года к 50-тысячному ВАЗ-2101 завод вышел на 500 автомобилей в сутки.
Итальянская работа
От доклада председателя Совмина Алексея Косыгина, в котором было впервые сказано о необходимости построить в СССР новый автомобильный завод, до первой сошедшей с конвейера синей «копейки» прошло четыре непростых года. Контракт на создание автогиганта в Тольятти — город, кстати, назван в честь итальянского коммуниста — был очень важен для «Фиата». С одной стороны, руководство компании смогло добиться от итальянского правительства предоставления советской стороне кредита на льготных условиях, а с другой — хитрило, как и подобает «капиталистам».
«Когда заключались контракты на строительство ВАЗа, наши партнеры «забыли» вписать туда оборудование для некоторых производств. Наверное, чтобы потом, когда в нем возникнет крайняя нужда, продать его нам подороже», — рассказывал бывший торгпред СССР в Италии Константин Бахтов. Более серьезной, по его словам, проблемой были забастовки.
«На одном из заводов рабочие после начала забастовки закрыли ворота и не выпускали шесть наших загруженных грузовиков. Пришлось ехать и вести переговоры с председателем забастовочного комитета, объяснять ему, что неправильное представление о пролетарской солидарности не у нас, а у него. Грузовики выпустили», — вспоминал Бахтов.
На первых порах у итальянцев приходилось закупать довольно значительный объем комплектующих. Производство коробки передач и заднего моста была освоено на Волжском автозаводе позднее. По словам Бахтова, в то время как в Тольятти запускали ВАЗ, в Турине постоянно дежурили несколько советских самолетов, чтобы немедленно доставить всё, в чем дополнительно возникнет нужда.
В Италии заказали даже первую партию шильдиков, что привело к курьезной истории. Буква «я» в слове Тольятти — в ранних вариантах логотипа оно располагалось под ладьей — была написана зеркально, как латинская R. Итальянские комплектующие ставили на машины пять следующих лет, начиная от шурупов и заканчивая жгутами. Продукция российских смежников оказалась недостаточно качественной.
Злоключения итальянца в России
Серьезных переделок потребовал и выбранный советской стороной автомобиль — Fiat-124. В 1966 году он был назван «Европейским автомобилем года», но испытания российским бездорожьем он не выдержал. Оказалось недостаточно дорожного просвета, кузов затрещал, а задние дисковые тормоза посыпались.
«Страшно вспомнить — на первом автомобиле FIAT-124 после пробега по нашим дорогам была выявлена трещина на крыше под центральной стойкой длиной 150 мм, а потом и вся центральная стойка оторвалась от верха боковины. FIAT очень быстро нашел решение и прислал в СССР доработанные автомобили. Правда, и фиатовское решение нам пришлось потом доводить, вводя усиление в деталях путем отгибки кромок», — вспоминал вазовский конструктор Лев Вихко. Большая часть доработок легла на плечи фиатовских инженеров, но и российским было что делать. Более подробно об испытаниях машин рассказывается в книге «Высокой мысли пламень».
Были у Fiat-124 и плюсы. «Южанин» легко запускался в мороз и на голову превосходил по отоплению «северян» — «Москвича» и «Волгу». Это обстоятельство позже не помешает появлению анекдота о «самой холодной» машине ВАЗ-2101, в которой ездят в дубленках. На самом деле дубленка указывала на обеспеченность советского автовладельца.
Наш вариант
В итоге у автомобиля для России появились более жесткий кузов, доработанная подвеска и коробка передач, увеличенный дорожный просвет. Внимание уделили и безопасности —автомобиль получил утопленные в двери ручки и клыки на бампере, исключающие «подныривание» при столкновении с другой машиной.
Дисковые тормоза оставили только спереди, а сзади поставили барабанные, пусть менее современные, но лучше подходящие под наши условия и не страдавшие от песка на дорогах. Еще одна несовременная деталь российской версии — отверстие под кривой стартер.
Двигатель у ВАЗ-2101 объемом 1,2 л, наоборот, был более передовым, чем фиатовский. Советская сторона потребовала у итальянцев разработать вместо существующего нижневального новый верхневальный силовой агрегат. Причем для главного конструктора завода МЗМА Александра Андронова это был настолько принципиальный момент, что он не поставил свою подпись под соглашением между советской делегацией и итальянцами.
На тот момент Fiat и многие другие европейские автопроизводители только переходили на конструкцию с распредвалом в головке блоке — такие моторы были компактнее и быстроходнее за счет меньшей инерции клапанного механизма и могли держать высокие обороты. Так что советская сторона сыграла здесь на опережение, рассчитывая получить агрегат, который не устареет 15–20 лет. В то же время современная конструкция доставила хлопот — в Тольятти не сразу смогли сделать распредвал с требуемым ресурсом 125 тыс. км.
Директивец и Мемориал
«Можно себе представить, что получится, если выйдут в свет «Жигули»: «Наш завод приобрел пять «Жигулей»!» Или: «Я собираюсь купить «Жигулю»!» Или: «С невыразимым чувством радости сел я за руль своей «Жигули» (А может быть, «Жигулихи»), — возмущался читатель журнала «За рулем», недовольный выбором названия автомобиля. Имя для машины придумывали всем Союзом — объявивший конкурс «За рулем» получил более 50 тыс. предложений.
Читатели предлагали назвать машину «Сокол», «Фиалка», «Катюша», «Руслан», «Атаман», «Аргамак». Были и экзотические предложения вроде «Директивца», «Новорожца» или «Мемориала» или «Мадонны». Более полутора тысяч голосов было отдано за «Ладу», но победителем стал вариант «Жигули», предложенный вазовским испытателем Алексеем Черным. Для некоторых зарубежных рынков название действительно оказалось неблагозвучным. Поэтому ВАЗ-2101, активно поставлявшийся на экспорт, переименовали в «Ладу». В народе машину прозвали «копейкой».
Самый главный автомобиль
Почему в Советском Союзе остановили выбор на Fiat, а не, например, на Renault и VW? Тем более что Renault 16, автомобиль, который фактически ввел европейскую моду на хетчбэки и передний привод, высоко оценили по результатам испытаний в НАМИ. Возможно, авангардный автомобиль лучше соответствовал сверхдержаве, отважившейся на «лунную гонку» с Соединенными Штатами, но вряд ли мог выпускаться так же массово.
В пользу Fiat сыграла и политика, и личные предпочтения советского руководства, и трезвый расчет на технологичную и простую модель, которую советская промышленность могла легко освоить и выпускать массово. Впрочем, Алексей Косыгин или президент Fiat Джованни Аньелли вряд ли думали, что классическое семейство «Жигулей», первенцем которого стал ВАЗ-2101, задержится на конвейере так долго.
На момент запуска ВАЗ-2101 не был передовой моделью в Европе, но в СССР это был самый современный автомобиль. Тот же «Москвич» выигрывал разве что за счет мотора и удобства посадки, уступая практически по всем статьям.
Шарниры «Жигулей» не требовали периодической смазки, масло в двигателе меняли раз в 10 тыс. км, в систему охлаждения был залит антифриз. Главное, автомобили было где обслуживать — специально под новинку была создана развитая сеть сервисных станций, в том числе и передвижных.
Да, на покупку автомобиля в СССР были очереди, а приглашение в магазин «Автомобили» получали далеко не все. Да и цена минимум 5150 рублей для многих советских граждан с зарплатой 120 рублей оказывалась неподъемной.
Все равно массовая автомобилизация в СССР началась именно с ВАЗ-2101, выпущенного за 18 лет в количестве около 5 млн штук. Если Fiat-124 для Европы — всего лишь «Автомобиль года», то созданная на его основе «копейка» — для нас автомобиль столетия, не меньше.
В Сибири отыскали идеальную «копейку» с крохотным пробегом — смотрите, на чем ездили
Жигули-«копейка», ВАЗ-2101 — самый массовый автомобиль СССР, символ эпохи зажиточных лет советских граждан. Таких машин (семейства 2101) сделали более пяти миллионов, они до сих пор используются как рабочие лошадки в нашей стране. Есть много отреставрированных коллекционных экземпляров, с которых буквально сдувают пылинки. А наша новосибирская «копейка» отличается оригинальным состоянием, ее не восстанавливали, она сама дошла до наших дней в таком виде прямиком из 1977 года. Ну что, смотрим на этот раритет?
Модели исполнился 51 год, но она выглядит идеально. Вот бы люди так хорошо сохранялись.
Фото: Дмитрий Косенко
В апреле 1970-го волжский автозавод собрал первые экземпляры ВАЗ-2101. Так началась эпоха массовой автомобилизации в СССР, когда машины стали относительно доступны, появились сети автосервисов, а в каждом дворе стояло по несколько «Жигулей».
Это еще ранняя чистая «копейка» с клыками на бампере и хромированным кольцом гудка на руле
Фото: Дмитрий Косенко
Наша белая «единичка» ВАЗ-2101 увидела свет 44 года назад, в 1977-м. Это еще ранняя «копейка» с клыками на бампере, хромированным кольцом гудка на руле и задними фонарями без катафот.
1,2-литровый двигатель выдавал 64 силы
Фото: Дмитрий Косенко
Параллельно уже шел выпуск модификации ВАЗ-21011 с изменениями во внешнем виде и салоне, простым рулем и более мощным 69-сильным двигателем.
На первых машинах стояли итальянские детали
Фото: Дмитрий Косенко
Самыми же первыми и особо ценными считаются машины, выпущенные в начале 70-х годов, они еще делались из европейских деталей.
С шильдика убрали надпись «Тольятти»
Фото: Дмитрий Косенко
— Самые ранние автомобили до 1974 года выпуска включительно имели еще ряд отличий. Зеркало было не прямоугольной формы, а круглой, располагалось не на двери, а на крыле. В первый год выпуска на шильдике с ладьей была надпись «Тольятти». Ходила легенда, что эту надпись убрали, чтобы не рассекречивать местонахождение завода. Это всего лишь легенда, так как на оригинальных ключах от автомобиля есть надпись «Тольятти», — рассказывает старший экскурсовод музея «Галерея времени» Вячеслав Крупский.
В 70-х годах качество еще держалось
Фото: Дмитрий Косенко
— Те же ранние машины имели итальянские комплектующие от «Фиата» до тех пор, пока выпуск этих комплектующих не наладили на советских заводах. Там и оптика ставилась итальянская, и многие болты, в том числе колесные болты Fiat. В 75-м полностью перешли на комплектующие отечественного изготовления, качество от этого немножко просело, но по большей части автомобили 70-х годов еще являются достаточно качественными. Вот уже в 80-х контроль качества начал проседать, и в перестроечные годы автомобиль уже не блистал таким качеством и отчасти себя дискредитировал, — рассказывает эксперт.
Пробег у этой машины — всего 88 тысяч километров. Это большая редкость для автомобиля с полувековой историей
Фото: Дмитрий Косенко
Наш экземпляр 1977 года тоже ценен, ведь его не реставрировали, практически в таком виде машина и сошла с конвейера. Пробег всего 88 тысяч километров — это крохи за 44 года.
Салон и кузов в оригинале. Это настоящая машина времени — смотришь на них и переносишься в прошлое
Фото: Дмитрий Косенко
— Это представитель так называемой чистой «копейки». Автомобиль находится в оригинальном состоянии, какие-то работы по нему производились, но лишь для того, чтобы привести машину в порядок. В основном техническое обслуживание, где-то требовались подкрасы, небольшая полировка, антикоррозийная защита. А в остальном авто находится в оригинальном состоянии, родной неперешитый салон, родная краска на кузове. Никаким глобальным работам автомобиль не подвергался, — перечисляет Вячеслав Крупский.
Двигатель не потребовал ремонта
Фото: Дмитрий Косенко
— Двигателю просто провели техобслуживание, пробег небольшой, поэтому двигатель не нуждается во вскрытии, в ремонте. Автомобиль отлично работает.
Узнаваемый шелестящий звук «жигулевского» двигателя
Фото: Дмитрий Косенко
Ставим новый аккумулятор, и машина живо заводится. Тот самый шелестящий звук «жигулевского» двигателя, который сидит в памяти у всех, кто застал советские времена.
В салоне — запах советской эпохи
Фото: Дмитрий Косенко
А садишься в салон — и тот самый запах советских автомобилей, нечто вроде смеси бензина, материалов салона и чего-то еще неуловимого. Действует как машина времени — переносишься в СССР.
Салон отделан кожзамом
Фото: Дмитрий Косенко
Все «копейки» выпускались, как сейчас говорят, «на коже». Это, конечно, не натуральный материал, но выглядит прилично — и сиденья, и дверные карты (особенно в сочетании с хромированным декором).
Черная практичная обивка
Фото: Дмитрий Косенко
— На «копейках» всегда был дерматин. Ткань использовалась только на ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 и на последующих моделях.
Рулевое колесо с хромированным ободом гудка. На модернизированном ВАЗ-21011 уже скучный руль с двумя спицами, а тут такая красота
Фото: Дмитрий Косенко
Раньше были тонкие баранки
Фото: Дмитрий Косенко
Обратите внимание, какие раньше были баранки. Знаете почему? Есть несколько версий: во-первых, в самом начале автомобильной эры машины были открытыми, ездили на них в перчатках. Во-вторых, усилителей не существовало, поэтому диаметр рулевого колеса был больше, чем у нынешних баранок. Сочетание двух этих факторов делало удобным именно тонкий руль. Потом уже пошли усилители и постепенно дизайнерская и эргономическая мысль дошла до толстых ободов.
Тонкие спинки передних сидений
Фото: Дмитрий Косенко
Вообще машины той эпохи производят впечатление игрушечных. Тот же тонкий руль, маленькие тонюсенькие сиденья, все такое компактное, милое и наивное. «Копейка» весит 955 килограммов, и современным людям в ней будет уже недостаточно просторно. А все почему? Да потому что люди в нашем веке стали более рослыми и упитанными.
Слева на передней панели есть ручная кнопка омывателя
Фото: Дмитрий Косенко
— У ранних автомобилей есть некоторые интересные особенности. Например, вместо привычного бачка для стеклоомывателя находится своеобразная такая грелка, в которую заливалась жидкость. Подавалась она на стекло не при помощи электромотора, а по принципу клизмы, то есть на передней панели располагалась такая резиновая кнопка, которую накачивали пальцем. По мере накачивания на стекло подавалась вода.
Хромированный декор порогов
Фото: Дмитрий Косенко
Внешне «копейка» достаточно обильно декорирована хромом. Радиатор, дверные ручки, линии остекления, бамперы, окантовка оптики. Со временем с машин часть хрома пропадала, например нижний молдинг на порогах.
После ремонта хром исчезал
Фото: Дмитрий Косенко
— Хромированные молдинги ставились штатно, были молдинги под хром по резинкам стекол. Когда автомобили проходили какой-то ремонт, банальную замену порогов, чаще всего молдинг никто не заморачивался устанавливать, так как ремонтные панели шли без специальных отверстий. Просто пороги варили, красили, а молдинг обычно никто не ставил.
В СССР автомобиль стоил 5,5 тысячи рублей
Фото: Дмитрий Косенко
«Жигули» активно продавались за границей, там их ценили за «фиатовское» происхождение (машина сделана на основе итальянского Fiat 124) и невысокую стоимость по западным меркам. В СССР же в середине 70-х автомобиль стоил 5,5 тысячи рублей. При средней зарплате в 150 рублей советскому гражданину требовалось 3 года, чтобы накопить на машину, откладывая всю получку. И 6 лет, если откладывать половину зарплаты.
На экспорт машину назвали «Лада»
Фото: Дмитрий Косенко
— Экспортировался под брендом «Лада», поскольку название «Жигули» было неблагозвучно для иностранцев. По легенде, они сравнивали это слово со словом «жиголо». Правда, когда машину переименовали в «Лада» для западного рынка, то столкнулись с тем, что на одном из языков это означало что-то вроде телеги.
«Жигули» хорошо сохранились
Фото: Дмитрий Косенко
Этот ВАЗ-2101 попал в руки новосибирского коллекционера после первого и единственного владельца. Автомобилю повезло — его мало эксплуатировали и берегли, вот он теперь и переносит нас в исторические уже времена.
Советский дедушка мало ездил и берёг авто
Фото: Дмитрий Косенко
— Приобрел у первого владельца, машина еще на черных советских номерах. Скорее всего, был какой-то служебный автомобиль, поэтому личное авто дедушка берёг, зимой не ездил. Эксплуатировался только летом и не сильно часто. А последние несколько лет он стоял на хранении.
Почитайте еще о редком «Москвиче» из дерева по прозвищу «Буратино» — в СССР экономили на металле.
А это черная «Волга» ГАЗ-24, в 70-е годы на такое авто можно было выменять квартиру в Москве.
Представительская «Чайка» ГАЗ-13 выпускалась только для заслуженных людей, ее даже не продавали в магазинах — смотрите на экземпляр 1970 года.
Отлично отреставрированная «Волга» ГАЗ-21 первой серии — полностью соответствует заводскому исполнению. Реставратор Борис Беспальчий трудился над ней два года.
Новосибирский пенсионер Евгений Кириллов на досуге собирает и ремонтирует советские авто — вот его «Москвич» 1959 года.
Самая крутая «копейка»: юбилейная редакция
Тюнинг-ателье GB Design подготовило уникальную версию ВАЗ-2101 – 50-th Anniversary edition, посвященную полувековому юбилею народной «копейки».
Мастерская GB Design расположена в Болгарии в городе Габрово, где в свое время “Жигули” имели немалую популярность. Поэтому не удивительно, что тамошние мастера подошли к делу с большой фантазией, изменив машину до неузнаваемости.
Вероятно, это будет одна из самых уникальных машин в мире: обычно дорогой тюнинг для авто этого класса не заказывают
Поскольку специализация GB Design – автомобильные интерьеры, вся творческая энергия стилистов и технологов была направлена на салон машины. Все его поверхности обшили кожей двух цветов, в интерьере не осталось ни сантиметра с жестким пластиком или металлом.
Панель приборов заменили на роскошное торпедо от модели 2103, приборы которой получили перекрашенные (белые!) циферблаты. Передние кресла позаимствовали у Toyota, но и их существенно изменили. Задний диван получил новый профиль. В центре (поскольку расстояние между креслами у ВАЗа позволяет) выросла консоль, которая плавно перетекает в подлокотник.
Болгарские тюнеры не удержались и принципиально изменили несколько элементов в интерьере, отступив от дизайна оригинала
Смелым решением было использовать в интерьере машины народного класса элементы из натуральной древесины, но, к счастью, они интегрированы достаточно удачно. Кроме руля, из лакированной древесины выполнены также дверные подлокотники, накладки на торпедо и на дверных картах. Знатоки отмечают, что ковровое покрытие пола, кик-панелей и низа дверных карт повторяет фактурой ковер первых вазовских “шестерок”.
Тема карманов в виде накладных кофров вообще популярна у тех, кто дорабатывает интерьеры винтажных авто
К чести дизайнеров, радикально изменив отделку салона, они сохранили стилистику “единички”, оставив в ней черты и Fiat-124/ВАЗ-2101, и 1960-х в целом. Конечно, перед сборкой салона кузов привели в порядок, все металлические панели задемпфировали поглощающими материалами.
Внешний вид юбилейной “копейки” тюнеры почти не трогали: два спойлера, шильдики и расставленные колеса
Полированная древесина в интерьере – элемент нетипичный для авто класса ВАЗ-2101. Но в этот раз его использование получилось удачным