Вентиляция в покрасочной камере своими руками
Вентиляция в покрасочной камере своими руками
Разбираемся в назначении, устройстве и требованиях к вытяжке в покрасочном боксе
Эффективная вентиляция в покрасочной камере является обязательным условием не только для достижения качественного результата работы, но и для недопущения вреда для здоровья операторов пульверизаторов. Чтобы покрытие обрабатываемых изделий было прочным, ровным и однотонным, в помещении должен поддерживаться стабильный микроклимат. Для этого устанавливаются системы, обеспечивающие приток, очистку, охлаждение (нагрев) свежего воздуха, удаление и фильтрацию токсичных веществ.
Функции вентиляционной системы
Вентиляция в гараже для покраски транспортных средств выполняет несколько задач. Сфера её воздействия распространяется на внутреннее пространство помещения (пол, потолок, стены), людей и объект обработки.
Система вентиляции выполняет следующие функции:
- Многоступенчатая очистка подаваемого извне воздуха . Недопустимо, чтобы на автомобиль для покраски попадала пыль и мусор. На приточном канале установлено 3 фильтра — грубой, средней и тонкой очистки. Приточный узел располагается на потолке над обрабатываемым объектом.
- Нагревание внутреннего пространства . Окрашивание производится при температуре +30…+85 °C. Нагревательное оборудование оснащено датчиками, реле и дистанционным управлением. Это позволяет переводить его в нужный режим на разных стадиях работы. Нагреватель устанавливается в канале перед фильтром средней очистки.
- Удаление покрасочного тумана и продуктов жизнедеятельности. Вытяжное отверстие располагается под днищем машины. От него к находящемуся в нижней части стены вентилятору проходят каналы, по которым удаляется загрязнённый воздух. В конечной части каналов установлены фильтры, на которых оседают вредные вещества.
Система устроена таким образом, что нисходящий поток чистого воздуха охватывает машину, собирает взвешенные частицы и всасывается в вытяжное отверстие. Так достигается изоляция объекта от грязи и удаление излишков лакокрасочных материалов.
Основные требования
Правила проектирования вентиляционной системы изложены в Своде правил (СП 60.13330.2016), разработанных на основе СНиП 41-01-2003. Этот законодательный акт регламентирует требования, предъявляемые к воздухообмену в покрасочной камере.
К системе воздухообмена предъявляются следующие требования:
- температура воздуха при сушке покрытия — не ниже +85 °C;
- кратность обмена в режиме обработки транспортного средства — 40–100;
- кратность обмена в режиме рециркуляции — 2;
- скорость движения воздуха — не менее 25 см/сек;
- объём удаления отработанных масс — от 1 тыс. м³/ч;
- высота потолка — от 3 м;
- время продувки камеры (полной очистки) — 5–7 минут.
Вытяжка для покрасочной камеры в гараже должна иметь мощность на 25% меньше, чем у приточного устройства. Это одно из условий для покраски, благодаря которому исключается проникновение загрязнённого воздуха из соседних помещений сквозь микроскопические щели и технологические отверстия.
Фильтры нагнетательного и вытяжного оборудования рекомендуется чистить после каждых 10 циклов обработки. Загрязнённые устройства не могут обеспечить эффективную циркуляцию воздуха. Отсутствие свободного тока воздуха в каналах может стать причиной перегревания и выхода из строя электрических моторов.
Обустройство вентиляции в покрасочном боксе
После проведения предварительных расчётов составляется схема вентиляции покрасочной камеры. Её устройство зависит от размеров помещения и климатических условий.
Расчёт вентиляции
Расчёт воздухообмена по кратности
Калькулятор расчёта мощности калорифера
Обустройство
Выбор оборудования вентиляции в покрасочной камере производится после определения показателя обмена воздуха в режиме отделки и сушки окрашенных изделий.
Следует помнить, установка фильтрующих элементов является обязательным условием при строительстве. Образующееся при работе пульверизатора облако наносит вред здоровью людей и окружающей среде.
Вентиляция покрасочной камеры обустраивается своими руками в такой последовательности:
- Нанесение разметки на потолок, пол и стены. Обустройство отверстия для приточного вентилятора. Проём сразу закрывается коробом, который будет защищать оборудование от осадков, задерживать крупный мусор, насекомых и мелких животных.
- Монтаж нагнетательного оборудования . Оно устанавливается непосредственно над проёмом. Крепление проводится к потолочной плите анкерными болтами.
- Прокладка канала . Короб изготавливается из листов нержавеющей стали, алюминия или из пластиковых труб большого диаметра. Сечение подбирается исходя из расчётов. Соединение деталей осуществляется с помощью муфт или фланцев.
- Установка фильтров для очистки от пыли поступающего воздуха. Сделать их можно самостоятельно или приобрести готовые изделия. Грубая очистка проводится в полипропиленовом фильтре. Окончательная очистка осуществляется с помощью активированного угля, сорбирующего органические соединения, масляные и жировые испарения.
- Монтаж калорифера . Устройство крепится с таким расчётом, чтобы до него было легко добраться для осмотра, обслуживания и ремонта.
- Установка вытяжки . В полу делается канавка, соединяющая отверстие в полу и нижней части стены. Поверх траншеи укладывается листовая сталь, края герметизируют. В стену вставляется вытяжной вентилятор и фильтр-поглотитель.
По окончании монтажа проводится работоспособность системы на всех режимах. Затем устраняются последствия работы, устанавливается покрасочное оборудование.
Меры безопасности
Безопасность вентиляционной системы обеспечивается правильным выбором оборудования, материалов и мест их установки. При работе пульверизатора образуется туман, насыщенный частицами горючих и взрывоопасных веществ. Чтобы предотвратить воспламенение облака лакокрасочных материалов, вытяжка в гараже для покраски обустраивается калориферами с закрытыми нагревательными элементами.
Помещение необходимо оборудовать пожарной сигнализацией, установив датчики, реагирующие на дым и повышение температуры. Двигатели следует оснастить таймерами, программаторами и термостатами. Эти приборы выключат устройства при обнаружении признаков возникновения аварийной ситуации. В помещении необходимо поставить порошковый огнетушитель для тушения огня при возгорании электроприборов и углекислотный огнетушитель для ликвидации воспламенения машины, одежды и ёмкостей с ЛКМ (лакокрасочными материалами).
Устройство вентиляции в покрасочной камере
Устройство вентиляционной системы важно для жилых помещений, но в производственных цехах она вообще играет одну их главных ролей при создании правильного микроклимата. Ярким примером помещения, которое не может выполнять свои функции без вентиляции, является покрасочная камера.
Как строится работа покрасочной камеры
Профессионально устроенная покрасочная камера
Чтобы понять, насколько важна вентиляция в малярке для автомобилей, нужно рассмотреть принцип работы такого цеха. Учитывая технологию окрашивания, боксы, в которых ее производят, представляют собой чистые, закрытые помещения, с определенным микроклиматом. Одним из основных критериев качественного окрашивания является поддержание заданного температурно-влажностного режима.
Процессы окраски и сушки предполагают различные температуры в помещении. Перед началом процесса окрашивания, автомобиль помещают в бокс и включают вытяжную вентиляцию – для максимального удаления пыли. Затем, включают приток и начинают окрашивание. В это время, воздух определенной температуры и очищенный от всех примесей поступает в камеру сверху, по воздуховодам, и через специальные решетчатые отверстия «охватывает» автомобиль.
Вытяжные фильтры выводят образующийся покрасочный туман, насыщенный растворителями, краской, лаком, через систему фильтрации в атмосферу. В полу, под автомобилем, расположены решетки-фильтры, которые так же частично поглощают опадающие тяжелые частицы красящих материалов.
По завершении окрашивания камеру продувают (около 5-7 минут) – полностью очищают от лакокрасочного тумана. Приток переключают на повышенную температуру, а оборудование вытяжки переводят в режим рециркуляции. Создается микроклимат, требуемый по технологии окрашивания соответствующими красками. Работающая в определенных режимах система вентиляции в покрасочной камере поддерживает на этом процессе температуру помещения не ниже 85°C.
Важно! Во избежание образования сквозняков, «вихрей», «мертвых зон», вытягивание воздуха из смежных помещений, необходимо правильно рассчитать мощность системы. Некорректная работа вентиляции приводит к некачественному результату.
Особенности вентсистемы боксов для окраски
Направление движения воздушных потоков в боксе
Вентиляция окрасочных камер для окрашивания автомобилей имеет специфические особенности:
- В соответствии с технологическим процессом, когда используются разные температурные режимы, необходимо регулирование интенсивности воздушных потоков и их температуры.
- Для небольших помещений допускается приточная вентиляция с механическим побуждением, а вытяжная – с естественной тягой. Для остальных – вся система автоматизирована.
- Целесообразно использование не моносистемы (все оборудование объединено в одну систему), а наборной (наличие отдельных приточной и вытяжной систем).
- Приток должен на 1/3 быть мощнее вытяжки. Это предусматривают для того, чтобы более мощная вытяжка не вытягивала воздух, пыль, влагу из других помещений.
- Кратность воздухообмена установлена на уровне минимум 40 раз в час. В зависимости от размеров автомобиля ее повышают до 100. Этот показатель предельно допустимой концентрации, влияет на здоровье людей и качество окрашенных поверхностей.
- Многие владельцы покрасочных камер используют пол, как дополнительную вытяжку.
- Принципиально расположение воздуховодов: приток свежего, подогретого воздуха осуществляется через отверстия сверху вниз, а отвод загрязненного – снизу (из камеры) и вверх (на крышу).
Функции вентиляции в боксах для окрашивания автомобилей
Приточная вентиляция покрасочной камеры для автомобилей требует особо тщательного подбора. Прежде, чем воздух с улицы, затянутый приточным вентилятором, попадет в покрасочную камеру, он проходит три фильтрующих элемента.
- Первый, грубой очистки, находится сразу за вентилятором, избавляет воздушные массы от пыли, тяжелых частиц.
- Второй (доочистки) расположен за нагревательным оборудованием.
- Третий (тонкой очистки) – окончательно очищает воздух и находится непосредственно перед воздуховодом покрасочной камеры.
Важно! Расположение фильтров должно быть таковым, чтобы их легко было обслуживать – заменить в случае загрязнения. «Забитые» пылью фильтрующие элементы воздействуют на скорость движения воздуха, и, соответственно, на качество окрашивания автомобилей.
Наличие нагревательного оборудования позволяет регулировать температуру воздушного потока от 30 до 85°C и выше. Вентиляционные короба, размещенные на потолке, имеют отверстия, через которые воздух с определенной скоростью попадает в покрасочную камеру.
Вытяжной вентилятор с регулировкой скорости работы двигателя, устраивают в нижней части стены. Так, во время окрашивания и процесса продувки бокса, он работает на полную мощность. Во время сушки устройство функционирует в режиме рециркуляции, потому забор отработанного воздуха частичный – всего 10%.
Для качественного отвода воздуха, насыщенного вредными веществами и покрасочного тумана, оборудуют на полу специальные траншеи, сверху устанавливают металлические решетки. Вытяжные камеры в вентиляции расположенные в полу, под красящимся автомобилем, позволяют экономить расход краски. Происходит это за счет «втягивания» загрязненного воздуха одновременно с красящими частицами, которые и ложатся на поверхности находящиеся перед вытяжкой. Весь отработанный воздух перед удалением в атмосферу обязательно должен проходить через систему фильтрации.
Расчет вентиляции покрасочной камеры
Важный этап устройства вентиляции в покрасочной камере – ее расчет. Понятно, что такое вредное, по своему технологическому назначению, помещение, должно иметь многократный воздухообмен. Его расчет проводят по формуле:
P= (t₁-t₂)хVх0,36, куб.м/ч,
где t₁-t₂ – разница температур на улице и в помещении покрасочной камеры,
V – объем помещения, куб.м,
Для примера возьмем помещение с такими размерами: длина – 6,5 м, ширина – 5,0 м, высота – 3,5 м. Так как, в основном окраска автомобилей происходит в теплое время года, то самая большая температурная разница около 13°C. Подставляя все значения в формулу, получим:
Расчетный показатель говорит о том, какой объем воздуха должен закачиваться в бокс за 1 час. Понятно, что для данного примера, обязательно оборудование камеры приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением. Кроме того, для такого достаточно большого помещения, требуется монтаж дополнительной вытяжки в виде решетчатого пола.
Вентиляция в покрасочной камере своими руками: схема устройства
- Производится расчет воздухообмена.
- На основании расчета подбирают воздуховод определенного сечения. В основном, применяют короба из оцинкованной или нержавеющей стали. Соединения – фланцевые, материал изготовления крепежа должен совпадать с материалом воздуховода.
- Соответственно расчетным показателям воздухообмена подбирается вентиляционное оборудование, фильтры, калорифер.
- В полу прорываются канавки глубиной 150-200 мм, к которым выводится вытяжной канал и непременно герметизируется. Из перфорированного металла изготавливается напольное покрытие. Можно просто сделать сварную конструкцию из арматурных прутьев и уголков.
Установка вентиляции в покрасочной камере своими руками возможна, если соблюсти все нормативные требования, провести правильные расчеты. Сложные металлические элементы можно сделать на заказ, самостоятельно их установив.
Важно! Вывод вытяжки монтируется на крыше. Помните, что из покрасочной камеры выводятся красящие частицы, потому предусмотрите некий их «улавливатель», чтобы порывами ветра они не попадали на стоянку, где паркуют автомобили ваши клиенты.
Система вентиляции в покрасочной камере. Расчет и варианты обустройства.
Система вентиляции в покрасочной камере несет за собой важную функцию, а именно обновления воздуха в рабочем пространстве путем вывода вредных веществ и поступления свежей воздушной массы. Кроме того, воздух фильтруется и подогревается к нужной температуре, что помогает создать правильные условия для осуществления покраски авто и отдельных его деталей. Сама схема вентиляции состоит из каналов, через которые поступает и выводится воздух, клапанов, вентиляторов, фильтров и нагревательных элементов.
На самом деле это сложный механизм и реализовать самодельную вытяжку грамотно, на практике очень сложно, особенно если вы не специалист в этом вопросе. Большинство мастерских покупают готовые решения, и лишь в некоторых случаях при малых объемах мастера могут сделать вытяжную систему своими руками, проделав все расчеты и подобрав комплектующие.
Вентиляция воздуха в покрасочной камере
К основным функциям системы вентиляции в рабочем пространстве камеры можно отнести:
- ограничение выброса в воздух вредных веществ. Это касается в первую очередь экологии, так как при интенсивной эксплуатации камеры, уровень загрязнения внешней среды может быть существенным. Если в покрасочной камере используется схема двухмоторного забора и поступления воздуха, то один из моторов забирает загрязненный воздух из рабочей зоны, и после фильтрации либо выводит массу наружу, либо же очищенный воздух поступает снова в помещение (если заложена рециркуляция). Таким образом, по вопросам экологии к вам не должно быть вопросов.
- безопасность. Это важный фактор, особенно при работе в герметичных помещениях, где распыляется много мелкодисперсных частиц краски, которые вредны для человеческого организма. При использовании хорошей приточно-вытяжной вентиляции, этот вопрос решается и угроз работы для маляра сводятся к нулю. К тому же таким подходом выполняются меры пожарной безопасности.
- обдув и сушка нагретым воздухом. За счет рекуперации и подогрева воздушной массы, вы можете выставлять нужный вам уровень температуры воздушных масс, которые будут равномерно просушивать нанесенное лакокрасочное покрытие, ускоряя интервал сушки в разы.
Конструктивные требования к вентиляции
При проектировании вентиляционных систем, к ним предъявляться ряд требований:
- В первую очередь забор загрязненного воздуха должен осуществляться в верхнем уровне рабочего помещения покрасочной камеры и должен составлять около 2/3 от общей воздушной массы. Только после этого очищают около 1/3 воздушных масс из нижнего уровня помещения. Связано это с тем, что вредные пары поднимаются вверх, в зону дыхательных путей маляра, и именно их нужно отводить сначала.
- Схема размещения вытяжных труб размещается равномерно по всей камере на различной высоте и в полу помещения.
- В случае выхода из строя одного с каналов вытяжки в покрасочной камере, остальные элементы системы должны продолжать работать.
- Ко всем комплектующим деталям, из которых изготавливают вентиляционную структуру, это вытяжные вентиляторы, клапана, воздухоотводы, гидрофильтры и прочее, предъявляют требования по жароустойчивости и взрывоопасности.
Это базовые требования к таким системам.
Ниже представлена схема вытяжки и притока воздуха в покрасочной камере.
Виды вентиляционных систем
На рынке представлены три основных вида вытяжных вентиляционных систем для покрасочной камеры:
- одномоторная.
- двухмоторная.
- приточно-вытяжная.
Кроме этих основных есть еще камеры с проходящим воздушным потоком с повышенным давлением и с разрежением.
Одномоторная система. В такой конструкции вентиляции установлен мотор, который закачивает свежий воздух в камеру сверху. Далее за счет образования давления, вредные пары и туман из краски опускается вниз, далее выходит через специальные каналы в полу наружу, проходя параллельно фильтрацию и очистку.
Двухмоторный вариант. Тут методика схожа, но помимо верхнего вентилятора, установлена еще и вытяжка снизу в полу, которая дополнительно высасывает загрязненный воздух из рабочей зоны. Данная система работает более эффективно, но то же время при малых объемах работ может быть экономически не оправданной, за счет повышенного потребления электроэнергии.
Приточно-вытяжная система. Это один из примеров, того как сделать вентиляцию в камере правильно. В ней используется три основных режима работы:
- Активная циркуляция воздушной массы в помещении + непрерывная фильтрация. Этап подготовки камеры к работе.
- Режим забора воздуха снаружи, нагрева его к выставленной на датчике температуре, и подачи в помещении камеры, далее идет вывод загрязненных масс через каналы, вмонтированные в полу. Это режим поддержания постоянного значения температуры в рабочей зоне. В таком состоянии микроклимата в помещении происходит нанесение лакокрасочного покрытия на авто.
- Режим закачки уже отфильтрованного и нагретого до 60 градусов воздуха из покрасочной камеры. Так происходит сушка покрытия.
Приточно-вытяжная схема вентиляции рассчитывается исходя из равномерности захвата всех рабочих зон помещения, чтобы в конечном итоге не образовывались «мертвые зоны», в которых забор вредных веществ осуществляться не будет.
Часто в мастерских можно увидеть камеры с повышенным уровнем давления воздуха, в которых установлены два вентилятора, один закачивает воздух, второй выкачивает его наружу. Чтобы достичь повышенного давления мощность нагнетающего воздух вентилятора выше, чем того что отбирает его.
Если это система с проходящим потоком воздуха, то в таком случае монтируют два одинаковых по мощности вентилятора, в результате создается одинаковое давление как внутри камеры, так и снаружи. Обычно при использовании данной схемы помещение делают герметичным, чтобы избежать попадания пыли.
В помещениях с разрежением устанавливают тех же два вентилятора, но в этом случае мощность того, который высасывает воздух выше.
Методология расчета
Если вы решили сделать вытяжку для покрасочной камеры в гараже, или же хотите купить готовое решение, то вам потребуется рассчитать необходимую мощность воздухообмена внутри рабочей зоны, чтобы понимать, какие характеристики камеры вам нужны. Грамотно продуманная вентиляция способна не только ускорить процесс сушки, но и сэкономит средства на коммунальных платежах, которые расходуются на ее содержание.
Основная характеристика вентиляционной системы — это расход воздуха. От объема самого помещения и находящихся в нем предметов будет зависеть и кубатура воздушных масс. А в связи с тем, что каждый раз детали под покраску будут различной формы и размера, то и объем воздуха будет изменяться. Для получения более точной информации стоит рассчитать систему под различные варианты окрашиваемых предметов. Можно взять случай покраски мелкой детали, по типу бампера, и случай обработки кузова автомобиля полностью. Для этих двух вариантов нужно будет соблюдать различную величину кратности воздухообмена вентиляции в самой покрасочной камере. И разница между габаритами деталей может составлять десятки единиц. Так, для мелких деталей кратность воздухообмена в среднем равна 5 – 6. А при полной покраске авто 50 – 100. Параметр циклов воздухообмена нужно стараться рассчитать точно, в противном случае могут возникнуть неприятные моменты.
- если этот показатель меньше нормы, то концентрация загрязнения воздуха будет расти, и это может плохо повлиять на работающего маляра.
- если этот показатель выше нормы, то вы будете переплачивать за расход электроэнергии, и это не совсем экономически целесообразно.
Многие мастеру ищут идеальное соотношение путем замера красности воздухообмена для минимальных по габаритам деталей и для максимальных кузовных работы, далее полученные результаты суммируют и разделяют на два.
Пол, как элемент вентиляции камеры
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Для вывода загрязненного воздуха в полу камеры делают специальные каналы, которые сверху прикрывают металлической решеткой.
В эти каналы монтируют вентиляторы и системы очистки с предустановленными фильтрами. Обычно для монтажа напольной системы достаточно поднять корпус камеры на 15 – 20 см.
Вытяжку в полу покрасочной камеры нужно сделать с выводом труб по всему периметру рабочей зоны, чтобы не образовались «мертвые зоны», где не будет засасываться вредные воздушные массы. К тому же смотрите на то, чтобы вам удобно было менять фильтры, которые будут очищать воздух, перед тем как вывести его наружу.
Видео пример организации вентиляции в покрасочной камере.
Расчет вентиляционной системы покрасочной камеры
Разработка схемы начинается с расчета характеристик вентиляторов устанавливаемых на входе и выходе системы. Для расчета параметров вентилятора за основу можно взять значение воздушного потока (С, м3/час), который будет равняться параметру воздухообмена в камере.
Для его расчета потребуются:
- К – среднее значение кратности обмена воздуха в камере (раз/час).
- V – объем помещения.
Формула будет иметь вид: C = К × V.
Определяемой характеристикой для вентиляторов приточной и вытяжной вентиляции будет падение давления при входе и выходе воздушных масс, т. е. сравнить скорости потоков (W, м/с). Делается это по формуле:
- Где С — номинальный воздушный поток (м3/час); S — площадь потолочного и соответственно напольного фильтров (м2); 3600 — перевод времени в секундах.
Таким образом, можно получить расчет скоростей для вентиляторов и притока воздуха.
Обычно производители данного оборудования указывают данные параметры в виде характеристики «производительность».
Расчет вентиляции и подбор соответствующего оборудования производят в случаях самостоятельного проектирования систем или же при ремонте камеры для покраски нестандартных размеров.
К примеру, если камера стандартная размеров 6м на 4м, то достаточно купить и установить на нее два вентилятора производительностью — 20 000 м3/ч.
Особенности вентиляции покрасочной камеры
Эффективная вентиляция покрасочной камеры – кроме высокого качества окраски обеспечивает комфорт и безопасность работающих в ней людей. Вытяжка позволяет удалять токсичные пары от малярных работ и пыль от шлифовки.
Для окрашивания деталей и изделий можно использовать какое-либо помещение, организовав в нем эффективную вентиляционную систему. Ее несложно изготовить самостоятельно, не расходуя больших финансовых средств, без посторонней помощи, произведя расчеты конструкции и выполнив правильный монтаж. Основная задача вентиляции в покрасочном помещении – очистка воздуха и удаление покрасочного тумана. Её обустройство можно рассматривать на основе вентиляции, применяемой в профессиональной покрасочной камере.
Устройство и принцип работы покрасочной камеры
Покрасочный цех делится на несколько боксов:
- бокс для подготовительных работ (шлифовки, шпаклевки, зачистки);
- покрасочная камера для покраски и сушки;
- бокс для размещения вентиляционного оборудования.
Боксы представляют собой отдельные помещения, с хорошей циркуляцией и очисткой воздуха. Важную роль здесь играет вентиляция, так как для качественного окрашивания автомобиля требуется соблюдение технологического процесса. Для качественной окраски важен температурный режим в камере, а щадящая сушка с нагревом входящего воздуха дает возможность равномерно высушить свежеокрашенные изделия.
Любая вентиляция в покрасочной камере похожа на другие, ее работа заключается в подаче свежего, откачке использованного воздуха наружу и рециркуляции внутреннего объема, т.е. работа в трех режимах:
- С помощью вытяжной вентиляции перед окрашиванием удаляют всю пыль с поверхности автомобиля.
- В период окрашивания включается приточная вентиляция с очищенным подогретым воздухом, который подается сверху, а удаляется через решетки в полу по вентиляционным каналам.
- В процессе сушки теплый воздух только частично (10%) выводится наружу, остальной циркулирует в помещении.
Используемое оборудование
Обычно все комплектующее оборудование для системы устанавливается в отдельный бокс, примыкающий к камере. В большие короба, объединенные в блок, размещают: приточный и вытяжной вентиляторы; сменные кассеты с фильтрами для очистки воздуха; теплообменник с нагревательными устройствами; автоматика — заслонка для смены цикла окраски или сушки. От приточного вентилятора выводят канал к потолку камеры для подачи воздуха. Приток идет сверху вниз.
Низ окрасочного отсека – одна из важных частей вентиляции. Чтобы выкачать отработанный объем воздуха в этом месте устраивают траншеи или весь пол, накрытый металлическими решетками. В них размещают фильтры и каналы к вытяжному вентилятору.
Внимание! Вытяжные отверстия необходимо размещать так, чтобы во внутреннем объеме не создать «мертвую зону».
С помощью вытяжного вентилятора удаляется большое количество воздуха, содержащего мельчайшие частички краски и ядовитые пары. В профессиональных мастерских и промышленных объектах перед удалением в атмосферу, загрязненный красками и растворителями воздух проходит через специальные фильтры. Для этого используют механические фильтры или устройства для очистки с помощью угольных элементов. Решетки-фильтры, расположенные в полу, так же впитывают падающие капли красок и лаков.
Самостоятельно их изготавливают из синтетической ткани или поролона. Но только выкачивать отработанный воздух из цеха недостаточно, нужно одновременно компенсировать объем поступлением свежего воздуха. Для этого необходим приточный вентилятор, для которого так же необходим механический фильтр, защищающий всю систему от попадания всевозможного мусора и пыли. Для равномерного воздухообмена, потребуется изготовить систему каналов достаточного сечения. Для покрасочных камер используются короба из оцинкованной или нержавеющей стали.
Основные затраты пойдут на приобретение вентиляторов необходимой мощности. Самостоятельно можно переделать мощные бытовые вентиляторы, вытяжные системы, воздушные насосы, но оборудуя покрасочный блок, нужно предотвратить возможность появления открытого огня. Не помешает установить противопожарные датчики.
Осторожно! Воздушная смесь в покрасочной камере, насыщенная горючими парами и очень опасна.
После окрашивания камеру тщательно продувают, а затем увеличивают подогрев приточного воздуха в соответствии с технологией красящего состава и частично перекрывают вытяжку, создавая режим рециркуляции, когда большая часть воздуха остается внутри системы. Промышленные вентиляторы предусматривают использование термостатов, таймеров, устройств регулирующих обороты устройства.
В промышленных вентиляционных системах используется подогрев приточного потока. Если воздухообмен может достичь 1000 м³/час, то становится важна температура в помещении. Иногда используют рекуператоры, но при низкой температуре и высокой мощности они работают неэффективно.
Поэтому поток воздуха, нагнетаемого вентилятором, поступает в теплообменник, где он нагревается от 30 до 85 градусов по С и выше. За нагрев отвечает горелка.
Существует несколько вариантов горелок: электрические, газовые и самые распространенные — дизельные.
Особенности вентиляционной системы
Что нужно учесть при расчете вентиляции в покрасочной камере:
- Наименьшая скорость перемещения воздуха – от 25 см/с.
- Необходимо не только контролировать удаление пыли из камеры, но и предусмотреть на пути поступающего воздуха фильтрующие элементы. Защита мест забора воздуха решетками, позволит предотвратить попадание мусора в систему.
- Для надежности системы, необходимо предусмотреть несколько мест забора воздуха. Важно правильно подсчитать производительность устанавливаемых вентиляторов. Мощность приточного вентилятора должна быть на 1/3 больше, чем у вытяжного, чтобы не возникал забор воздуха с пылью из смежных помещений через дверь.
- Важно, так расположить воздушные каналы и подобрать такую мощность вентиляции, которая не будет влиять на качество окраски изделия. Проще говоря, прямое воздействие струи воздуха, не должно повредить свежеокрашенную поверхность детали.
- Трехкратная очистка поступающего воздуха: на входе; после нагрева и перед подачей в камеру
- Возможность регулирования температуры и интенсивности воздухообмена
- Нельзя надеяться только на естественную вентиляцию, так невозможно обеспечить необходимое количество чистого воздуха в камере, работать она будет неэффективно и неравномерно;
- Желательно над рабочим местом, равномерно разместить вытяжные каналы. Иногда изготавливают жесткий каркас, на нем закрепляют несколько раструбов воздухозаборника. Так можно сделать удобную конструкцию, позволяющую отсасывать из камеры покрасочный туман;
- Программатор и таймер, установленные в блок, увеличат комфорт рабочих цеха.
Как рассчитать мощность вентиляционной системы
В покрасочной камере должен находиться вытяжной вентилятор достаточной мощности. Простая вытяжка не сможет выполнить поставленную задачу из-за небольшой производительности.
Расчеты производят с учетом СНИП, для этого используют специальную формулу:
Р = Q*T*0.36
В которой Т – отклонения температуры воздуха в камере, и поступающего из внешней среды, Q – объем камеры, 0,36 – специальный коэффициент.
Пример расчета
Воздухообмен часто производят, установив 2 вентилятора достаточной производительности. Все подсчеты заключаются в правильном выборе, подходящих для работы характеристик вентиляторов с учетом требуемого воздухообмена.
К примеру, есть прямоугольная покрасочная камера, габариты 5 * 4 м, при высоте 3 м, окраска выполняется осенью, разница между поступающим внутрь и отработанным воздухом – 10 градусов.
Производим расчет по формуле – Р = 5*4*3*10*0,36 результат равен 216 м³/час.
При необходимости можно самостоятельно собрать малярный бокс, выполняя расчеты с учетом минимальной и максимальной мощности требуемого воздухообмена. По этой причине, важно точно определить разницу температуры отводимого и поступающего в блок воздуха для вашего климата. Разница в показаниях может доходить до 30 градусов мороза в зимний период, и до 50 градусов тепла летом.
От нагрева цеха, зависит поправка производительности, которой должна обладать вентиляция окрасочных камер в этих условиях – 5*4*3*40*0,36 = 816 м³/час. В результате расчетов, можно понять, что разница между использованием бокса зимой и в осенний период может отличаться в 4 раза.
Расчет может быть затруднен тем, что допустимый воздушный поток зависти от габаритов окрашиваемых изделий. К примеру, при сушке небольших деталей, воздухообмен должен быть кратен 5 раз в час, а при окрашивании автомобиля эту величину нужно увеличить до 40-100 в час. В результате выходит, что в камерах большого размера будет невыгодна сушка небольших деталей после покраски.
Но нужно учесть, что высокая кратность воздухообмена в обязательном порядке требуется для сохранности здоровья работников, в этом случае в помещении создается поступление свежего воздуха, и не собираются ядовитые примеси. По этой причине в современных камерах стараются автоматизировать все рабочие процессы, чтобы исключить возможный вред для здоровья рабочих окрасочного цеха.
Разновидности систем вентиляции
С учетом количества вентиляторов бывают:
- Одномоторные системы – в них каналы находятся сверху, поступающий из них воздух, своим давлением опускает загрязненный поток вниз, где он с помощью естественной циркуляции удаляется из камеры;
- Двухмоторная система – в ней установлены 2 двигателя. Один размещен в напольном канале и второй в верхней части камеры.
В любом случае обязательна установка фильтров, но высокий воздухообмен, ускоряет загрязнение очищающих элементов, тогда лучше использовать двухмоторную вентиляцию. Так как расчет мощности вентиляционной системы выполняют для большого потока воздуха, необходимо внимательно отнестись к устройству приточно-вытяжной вентиляции.
Для уменьшения расходов на покупку дорогого оборудования, при нерегулярной работе покрасочной камеры, можно увеличить результативность работы даже недорогой системы вентиляции. Предназначена для этой цели работа вентиляции цеха, в пассивном и активном режиме.
Пассивный режим необходим во время сушки деталей. Так значительно снизятся затраты тепла, можно быстро удалить из камеры от остатков ядовитых паров, без больших затрат.
Активный режим применяют для предварительной подготовки камеры, заполнению ее свежим воздухом и удалении пыли. Кроме того он необходим – для удаления после сушки покрасочного тумана и подача свежего воздуха внутрь.
Вывод
Основная проблема для покрасочной камеры – накапливание большого количества ядовитых для человеческого организма испарений и появление окрасочного тумана. Качество выполняемых работ зависит от соблюдения технологического процесса, т.е. поддержания определенного микроклимата и температуры на разных циклах. В решении всех проблем поможет качественная вентиляция.
Правильная вентиляция при покраске авто
Правильная вентиляция покрасочной камеры необходима сразу по нескольким причинам: безопасность (большинство растворителей опасно для здоровья человека) и следование технологии покраски. Движение воздуха в области нанесения краски должно быть равномерным и направленным – оба фактора по-своему влияют на результат. Неправильно организованный поток воздуха может поднять взвесь с краски, в результате чего ее распыление сместится относительно положения краскопульта. Медленный или излишне быстрый поток воздуха приведет к неправильному высыханию материала.
Готовая покрасочная камера обойдется покупателю примерно в 15-20 тыс. € – приличная сумма даже для малого бизнеса. Между тем точное регулирование влажности, чистоты и движения воздуха (главные отличия профессиональной станции от обычного гаража) вполне можно организовать самому. Стандартный гараж 6х4 не дает больших возможностей для экспериментов, но риск получить неправильную покраску даже в таких условиях можно свести к минимуму, если стремиться создать условия близкие к идеальным.
Идеальные условия
Комнатная температура – уровень, на который определяется большинство производителей эмалей. 20-23 ˚C – идеальная температура покраски. Организовать такой обогрев своими руками несложно, но гаражная вентиляция предполагает, что воздух будет двигаться интенсивно, а забирается он обычно с улицы. Таким образом, в системе окрасочной камеры появляется элемент, осуществляющий предварительный прогрев воздуха (прогревать его непосредственно в помещении опасно, из-за возможности воспламенения и трудностей регулировки).
Влажность воздуха не должна выходить за границы 70%, но и ниже 50% опускать ее не стоит. Сухой воздух в покрасочной камере приведет к засыханию поступающих из распылителя капель краски еще в воздухе. К счастью для мастеров, выполняющих систему воздухоотводов своими руками, при нормальных погодных условиях уличный воздух вполне укладывается в эти параметры – необходимо только планомерно подавать его с улицы и очищать. Другое дело, что для создания воздушного давления потребуется подавать воздух быстрее, чем его отводить (т.е. фактически воздух должен выталкиваться наружу).
Кратностью воздухообмена называется отношение объема удаленного (поступившего) за 60 мин воздуха к объему помещения. В системе вентиляции окрасочных камер минимальная кратность воздухообмена должна составлять 8-10 единиц (чуть меньше при работе кистью). Для малярных цехов эта цифра начинается от 16-20 единиц, т.е. за час воздух в помещении должен полностью обновляться 16-20 раз (связано это с размерами помещения). Даже приблизительный расчет покажет, что это серьезная цифра. Однако требование это связано не столько с высыханием краски, сколько с безопасностью, а непосредственно в зоне нанесения лакокрасочных материалов норматив указывает, что скорость движения воздуха не должна превышать 0.1 м/сек.
К вентиляторам для покрасочной камеры имеется еще одно требование – направление. Фиалковская в книге «Вентиляция при окраске изделий» рекомендует организовывать систему обновления воздуха строго вертикального типа. Т.е. подача воздуха организуется через полоток, а вытяжка через решетку в полу (в такой системе кратность обновления может достигать отметки 200 – другая система подсчета). Осуществить это на практике проблематично, но вытяжка в любом случае должна находиться на уровне пола, а воздух поступать из-за спины маляра. Такое направление обеспечит отток токсичных веществе от человека и прибивание взвеси от краскопульта к полу.
При соблюдении даже части этих требований маляр может свести к минимуму риск отравления окрасочными материалами, образования пузырей, шагрени и пр. Все вышесказанное трудно реализовать в одном, непрерывном процессе, поэтому даже профессиональные покрасочные камеры имеют несколько режимом работы. Соответственно и расчет оборудования должен производиться для каждого этапа отдельно:
- Очистка воздуха – формирование необходимой температуры и влажности, предварительная фильтрация пыли.
- Рабочий режим – нагрев воздуха (требуется нагреть его до 25-40 ˚C, потому что во время перемещения он немного остывает) и равномерная подача в помещение для окрасочных работ.
- Сушка – равномерная подача горячего воздуха или нагрев краски инфракрасными пушками (40-80 ˚C).
Сборка вентиляции
Для гаража 6х4 кратность воздухообмена в 10 единиц может показаться чересчур большой, ведь фактически это может означать, что вентилятор будет интенсивно продувать помещение и добиться плавного движения воздуха в зоне покраски сложно. Значительно снижать обмен воздуха не стоит, но и респираторами запастись не повредит. Система вентиляции покрасочной камеры должна включать в себя два вентилятора: вытяжка и подача воздуха. Для нагнетания давления мощность последнего должна быть выше, однако не стоит забывать и о безопасности: расчет зависит от материалов, с которым приходится работать маляру, от их токсичности и взрывоопасности. К примеру, если речь идет о легко поднимающихся в воздух материалах, обновление воздуха в верхней части помещения должно производиться в два раза быстрее, чем в нижней (за один цикл устраняется две трети воздуха из верхней половины камеры). Когда пары от растворителей и лакокрасочных материалов тяжелее, расчет строится на обратном соотношении (1/3 воздуха из верхней части и 2/3 из нижней).
Отметим также, что поступающий в вытяжку воздух насыщен взрывоопасными газами и к детонации может привести обычная искра. Соответственно и вентилятор вытяжки должен иметь защиту от искр. Не лишней будет и защита воздухоотвода обратным клапаном, пресекающим распространение загоревшегося газа обратно в гараж.
Расчет вентиляции
В зависимости от бюджета и объема планируемых работ рассматриваться могут одно- и двухмоторные системы. Т.е. в простейшем случае вентиляция производится за счет одного вентилятора, расположенного в верхней части помещения. Воздух выталкивается через отверстия в нижней части комнаты. В идеально сконструированной покрасочной камере вытяжка должна находиться под каждым важным объектом (агрегат обезжиривания, окрасочный стенд, ванна для окунания), но объединять их нельзя.
Объем пропускаемого воздуха или производительность обычно указываются производителем в описании оборудования (средняя скорость воздушного потока – 20-30 см/с). Однако для защиты от пыли вентиляторы для покрасочных камер должны оснащаться фильтрами – забивание фильтров приводит к снижению эффективности оборудования. Быстрее забивается нижний фильтр, но на обоих моторах лучше размещать двухфазные системы очистки (первый уровень для крупных частиц, второй для мелких).
Проще всего организовать вытяжку, заменив полы на решетки и обеспечив отток воздуха из под них. В бетонном основании гаража заранее можно предусмотреть траншеи, для установки вентиляционного оборудования, в противном случае придется поднять пол на пару десятков сантиметров. Решетки и дырчато-решетчатые листы продаются в строительных магазинах. При организации таких полов своими руками необходимо помнить, о необходимости периодической замены фильтров (произвести замену должно быть легко) и о расположении вытяжки таким образом, чтобы избежать возникновения мертвых зон и зон турбулентности.
Производительность «чистого» вентилятора рассчитывается следующим образом: объем помещения для покрасочных работ умножается на кратность, т.е. производительность равна произведению высоты гаража, ширины и кратности обмена. Мощность нагревателя определяется по формуле Р=Q*T*0.36. Здесь T – разница температур между подаваемым воздухом и требуемым в окрасочной камере, Q – объем в кубических метрах.
Чаще, чем остальные, применяются вентиляторы канальные, т.е. встраиваемые непосредственно в систему притока. Плюсы таких систем – производительность и создание давления, минус – поток воздуха выходит строго в одном направлении – после попадания в помещение его нужно грамотно распределить по всему объему. Для этого применяются трубы воздухоотводов, щелевые решетки и переходы, позволяющие вывести воздух в нескольких точках.
Расчет диффузоров осуществляется по формуле N=L/(V * 2820 * D²). Здесь N – количество диффузоров, D – диаметр, V – скорость потока на диффузоре, L – расход в кубометрах. Кроме того, нужно учитывать, что все вентиляторы имеют свою диаграмму давления – несовпадение реальных и требуемых для покрасочных работ цифр приведет к низкой эффективности оборудования. Особенное внимание при сборке системы своими руками нужно уделить сопротивлению сети.